Комиссия по разработке коллективного договора

Страна Советов Советы на все случаи жизни

Порядок заключения коллективного договора

Стороны коллективного договора и порядок его заключения

Сторонами коллективного договора выступают: работники в лице их представителей; работодатель, представляемый руководителем организации или другим полномочным, в соответствии с уставом (положением) организации (иным локальным актом), лицом.

Работники, будучи стороной коллективного договора, являются самостоятельным субъектом трудового коллектива организации в целом или ее отдельного структурного подразделения с правами юридического лица. При этом сами работники и трудовые коллективы не участвуют непосредственно в заключении коллективного договора, а действуют в лице представителей — органов профсоюзов или иных уполномоченных представительных органов. Таким образом, следует различать сторону коллективного договора — ею являются работник (трудовой коллектив) и участники коллективного договорного процесса — ими на стороне работников могут быть профсоюзные органы и органы общественной самодеятельности, образованные на общем собрании (конференции) работников организации и уполномоченные им.

Другой стороной коллективного договора является работодатель. Как отмечалось ранее, его представителем обычно выступает руководитель организации, но это могут быть и другие должностные лица организации (структурного подразделения, обладающего правами юридического лица), имеющие полномочия в соответствии с уставом (положением) организации либо иными локальными актами.

Официально представительские правомочия указанных должностных лиц должны быть оформлены особым приказом (распоряжением) работодателя.

Согласно действующему законодательству предусматривается обязательная процедура разработки и заключения коллективных договоров. Начальной стадией такой процедуры являются коллективные переговоры. В качестве инициатора коллективных переговоров по разработке, заключению и изменению коллективного договора вправе выступить любая из сторон. Для этого она должна послать письменное уведомление о начале переговоров другой стороне, которая обязана в семидневный срок со дня получения уведомления начать переговоры. Допускается ведение переговоров от имени работников лицами, представляющими работодателей (ст. 36 ТК РФ).

В начале переговоров по новому коллективному договору любая из сторон вправе направить письменное уведомление в течение трех месяцев до окончания действия прежнего коллективного договора или в срок, указанный этим договором. Если в ходе переговоров между сторонами возникнут разногласия, составляется протокол разногласий. В течение трех дней после составления протокола стороны проводят консультации, формируют из своего состава примирительную комиссию, а при недостижении согласия обращаются к посреднику, выбранному по соглашению сторон. Им обычно бывает авторитетный ученый (юрист, экономист, социолог), специалист или общественный деятель.

Примирительная комиссия либо посредник в срок до семи дней рассматривают протокол разногласий и выносят рекомендации по существу спора. Работодатели обязаны вести переговоры по социально-трудовым вопросам, предлагаемым для рассмотрения представителями работников.

Правом на принятие решения о необходимости заключения коллективного договора с работодателем обладают:

  1. представители работников;
  2. общее собрание (конференция) работников организации.

В целях конкретного ведения коллективных переговоров и подготовки проекта коллективного договора стороны на равноправной основе образуют комиссию из наделенных необходимыми полномочиями представителей. Состав комиссии, сроки, место проведения и повестка дня переговоров определяются решением сторон. Дата издания согласованного с соответствующим представителем работников приказа о формировании комиссии является моментом начала коллективных переговоров. Участвующим в переговорах сторонам предоставляется полная свобода в выборе и обсуждении вопросов, составляющих содержание коллективного договора.

Работодатель и его уполномоченные представители обязаны предоставлять не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса другой стороне имеющуюся у них информацию, необходимую для коллективных переговоров. При этом участники переговоров, другие лица, связанные с переговорами, не должны разглашать подученные сведения, если они являются государственной или коммерческой тайной. Лица, разглашающие эти сведения, привлекаются в установленном законом порядке к ответственности (ст. 37 ТК РФ).

При недостижении согласия сторон составляется протокол разногласий, в который вносятся окончательно сформулированные предложения сторон о мерах, необходимых для устранения причин разногласий, а также о сроке возобновления переговоров. Согласованные сторонами вопросы о порядке, сроках разработки проекта и заключения коллективного договора, составе комиссии по подготовке проекта, месте проведения и повестке дня переговоров оформляются приказом по организации и решением профсоюзного органа или иного уполномоченного работниками представительного органа.

ТК РФ предусмотрел процедуру уведомительной регистрации коллективного договора, которая осуществляется в соответствующих органах исполнительной власти по труду по месту нахождения организации. Работодатель обязан направить в семидневный срок в указанные органы подписанные сторонами коллективный договор, приложения, протоколы разногласий. С уведомительной регистрацией связывается вступление коллективного договора в юридическую силу. Такое значение имеет не уведомительная регистрация, а акт подписания коллективного договора его сторонами.

Коллективный договор — правовой акт, регулирующий трудовые, социально-экономические и профессиональные отношения между работниками и руководителями образовательных учреждений.

Порядок, содержание, условия заключения коллективного договора, ответственность сторон определяются Трудовым Кодексом РФ, и иными нормативными актами.

Единые сроки заключения коллективных договоров в первичных организациях ноябрь-декабрь месяцы. (Постановление президиума Крайсовпрофа от 26.06.03. №27-6, краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, президиума краевого комитета Профсоюза работников народного образования и науки от 20.11.02. №33)

Коллективные договоры должны включать нормативные положения, предусмотренные законодательством, нормативными актами, обязательными для включения в коллективный договор и дополнительные социально-экономические льготы и гарантии.

В течение трех месяцев до окончания срока действия прежнего коллективного договора или в сроки, определенные коллективным договором, направляется письменное уведомление о начале переговоров по заключению нового коллективного договора.

Сторона, получившая письменное уведомление , обязана в семидневный срок начать переговоры. (статья 36 ТК РФ )

Для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора на равноправной основе образуют комиссию из наделенных необходимыми полномочиями представителей.

Дата издания согласованного с профкомом приказа о формировании комиссии, является моментом начала коллективных переговоров.

Порядок, сроки разработки проекта и заключения коллективного договора, состав комиссии, место проведения и повестка дня переговоров определяются сторонами и оформляются приказом по образовательному учреждению.

Роль профкома при разработке проекта коллективного договора.
Приложить усилия, чтобы выработка проекта была коллективным делом:

  • провести анкетирование;
  • постоянная информация в процессе переговоров;
  • — консультации.
  • опрос работников учреждения;

Последовательность подготовки и заключения коллективного договора
1 шаг Письменное уведомление о начале переговоров (протокол ПК)

2 шаг Создание комиссии для ведения переговоров, подготовки проекта коллективного договора (протокол ПК, приказ руководителя ОУ)

3 шаг Утверждение порядка, сроков разработки проекта, место и время проведения консультаций комиссии и собрания трудового коллектива. (протокол ПК)

4 шаг Обсуждение порядка коллективного договора работниками образовательного учреждения, внесение изменений, дополнений.
5 шаг Утверждение коллективного договора на общем собрании трудового коллектива и подписание сторонами — 4 экземпляра (протокол собрания)
6 шаг Регистрация коллективного договора в органе по труду и территориальной организации Профсоюза (свидетельство о регистрации)

-направляет коллективный договор в течение 7 дней для регистрации в орган по труду (статья 50 ТК РФ);

-знакомит работников с коллективным договором и локальными нормативными актами при приеме на работу под роспись;

-направляет проекты локальных нормативных актов с документами, подтверждающими их законность, в профком для согласования;

— представляет в профком информацию о выполнении коллективного договора.

— направляет коллективный договор для регистрации в районный комитет Профсоюза;

— рассматривает локальные нормативные акты на заседании профкома, (соблюдение кворума обязательно),решение отражает в протоколе;

— запрашивает информацию у работодателя, — -контролирует сроки принятия коллективного договора и локальных нормативных актов, подводит итоги выполнения коллективного договора;

-вносит предложения по внесению дополнений, изменений в коллективный договор в течение сроков его действия.

-проводит анализ коллективных договоров по включению дополнительных социальных льгот и гарантий для работников ОУ;

-проводит обучение профсоюзного актива по вопросам подготовки коллективного договора и контроля за ходом его выполнения, экспертизе локальных нормативных актов, принимаемых по согласованию с профкомом.
Территориальная организация совместно с управлением образования:
— осуществляет регистрацию коллективных договоров, выдает свидетельство о регистрации;

  • контролирует выполнение коллективных договоров образовательных учреждений.

Примерная схема анализа выполнения коллективного договора

Раздел, пункт колдоговора Выполнение Замечания, предложения
Раздел 2
2.1. Содержание трудового договора, порядок его заключения определяются ст.57 ТК РФ Выполняется.

Нет
2.3. Срочный трудовой договор может заключаться только в случаях, предусмотренных ст.59 ТК РФ Выполняется частично.

На неопределенный срок

заключены в августе 2008 года с Ивановой А.И., Петровой С.И.. Трудовой договор заключен на 1 год без оснований.

Директору школы, Ф.И.О.,пересмотреть сроки заключения трудового договора с Ивановой А.И., Петровой С. И.
  • весь коллективный договор проанализировать по каждому пункту.

о начале переговоров по заключению нового

Для рассмотрения проекта коллективного договора необходимо создать совместную комиссию из числа членов профсоюзной организации и администрации образовательного учреждения .

Профком уполномочил со своей стороны вести переговоры:

Предлагаем Вам определить представителей из числа администрации для ведения переговоров, определить время и место их проведения приказом по учреждению.

Основание : решение профкома, протокол №__ от _____

Председатель профкома подпись (_____)

(полное наименование учреждения)

О назначении комиссии по

ведению и заключению

Назначить комиссию по ведению переговоров и заключению коллективного договора между администрацией СОШ №1 и первичной профсоюзной организацией в составе:

по предложению первичной профорганизации:

Назначить первое заседание комиссии на _________________________________________________________________

(место и время проведения)

Руководитель образовательного учреждения___________(Ф.И.О.)

Комиссия по ведению переговоров и заключению коллективного договора (статья 42 ТК РФ).

Определяется план работы, техническое обеспечение, необходимая информация для ведения переговоров, сроки разработки проекта коллективного договора.

Рассматриваются предложения профкома и администрации по проекту коллективного договора, определяются сроки его экспертизы рабочей группой, утверждается дата обсуждения коллективного договора на общем собрании.

Структура коллективного договора.
1. Общие положения.

2. Трудовые отношения.

3. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников.

4. Высвобождение работников и содействие их трудоустройству.

5. Рабочее время и время отдыха.

6. Оплата и нормирование труда.

7. Социальные гарантии, льготы и компенсации.

8. Охрана труда и здоровья.

9. Гарантии профсоюзной деятельности.

10.Контроль за выполнением коллективного договора, порядок внесения в него изменений дополнений.

Сделать запись в 10 разделе: «Поручить комиссии по ведению коллективных переговоров контролировать выполнение коллективного договора и по мере необходимости вносить в него изменения и дополнения» статья 44 ТК РФ.

Наличие в коллективном договоре обязательств по закреплению положений Трудового Кодекса Российской Федерации: ст.44, 53, 74,

81, 82, 100, 101, 103, 111, 112, 113, 116, 119, 121, 128, 130, 131, 134, 135, 136, 139, 143, 144, 147, 149, 152, 153, 154, 157, 168, 173, 174, 175, 176, 178, 179, 180, 189, 191, 195, 196, 218, 219, 222, 252, 261, 263, 287, 292, 370, 372, 374, 375, 377.

Выписка из протокола № ___

собрания трудового коллектива

(полное наименование учреждения)

от «___»_____2008 г.

1. СЛУШАЛИ: (Ф.И.О., должность)

Голосовали «за»____, «против»____, «воздержался»_____

Председатель собрания подпись (расшифровка подписи)

М.П.
Секретарь собрания

Стороны могут обусловить вступление коллективного договора в силу:

  • самим фактом подписания договора;
  • наступлением определенной календарной даты.

Титульный лист коллективного договора

От работодателя: От работников:

Директор СОШ №1 председатель первичной

___________ Л.Н. Радуль профсоюзной организации

Одобрен на собрании трудового коллектива протокол № __ от

Порядок заключения коллективного договора: пошаговая инструкция

к коллективному договору

  1. Правила внутреннего трудового распорядка учреждения.
  2. Положение по применению новых моделей труда работников СОШ №2.
  3. Положение об оплате труда работников образовательного учреждения.
  4. Положение о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда учителей СОШ №2.
  5. Положение о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда штатных работников СОШ №2.

6. Положение о предоставлении материальной помощи работникам и ее размеры.

  1. Перечень профессий и должностей с вредными условиями труда (для предоставления им ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска).
  2. Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем и продолжительность дополнительного отпуска.
  3. План профессиональной подготовки, переподготовки, и повышения квалификации работников, перечень необходимых профессий и специальностей.
  4. Соглашение по охране труда.

11. Перечень профессий и должностей работников, имеющих право на обеспечение специальной одеждой, обувью и другими средствами индивидуальной защиты, а так же моющими и обезвреживающими средствами.

12. График отпусков.

13. График работы сторожей, операторов….(утверждается за месяц до начала работы по данному графику).
Коллективный договор вместе с приложениями пронумеровать, прошить и скрепить печатью и подписью.
Соблюдение порядка регистрации коллективного договора в управлении социальной защиты, вышестоящей профсоюзной организации в течение 7 дней статья (50 ТК РФ).

Вписать в последний раздел:

Поручить комиссии по ведению коллективных переговоров контролировать выполнение коллективного договора и по мере необходимости вносить в него изменения и дополнения
скачать

Положение о двухсторонней комиссии по заключению и контролю выполнения коллективного договора

Приложение 8

от «01» сентября 2014г

от «06» сентября 2014г

ПОЛОЖЕНИЕ

о двухсторонней комиссии по заключению

и контролю выполнения коллективного договора.

1. Общие положения

1.1. Двухсторонняя комиссия по заключению и контролю выполнения коллективного договора (далее – Комиссия) действует в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательными актами Российской Федерации, регулирующими вопросы социального партнерства, Трудовым кодексом Российской Федерации, Законом Томской области «О социальном партнерстве в Томской области» от 01.01.2001 N 11-ОЗ, Уставом Учреждения, настоящим Положением.

1.2. Комиссия является действующим органом системы социального партнерства на территории городского округа Стрежевой.

1.3. Принципы деятельности Комиссии:

— уважение и учет интересов деятельности сторон;

— полномочность и полнота представительства сторон;

— добровольность принятия обязательств сторонами;

— реальность обеспечения принятых обязательств;

1.4. Целью деятельности Комиссии является обеспечение социального партнерства сторон для достижения договоренности по принципиальным вопросам хозяйственной и социальной политики.

2. Порядок формирования Комиссии

2.1. Комиссия состоит из представителей Профсоюза, представителей Учреждения, которые образуют соответствующие стороны Комиссии (далее стороны).

2.2. Инициатива формирования Комиссии может исходить от любой из сторон.

2.3. Число членов Комиссии не может превышать 10 человек (по 5 представителей от каждой из сторон).

2.4. Члены Комиссии от каждой из сторон определяются сторонами самостоятельно. Принятое решение оформляется распорядительным документом в соответствии с регламентом сторон.

3. Задачи Комиссии

3.1. Основными задачами Комиссии являются:

    ведение коллективных переговоров, подготовка, обсуждение, заключение коллективного Договора (далее Договор) и осуществление контроля его выполнения; урегулирование разногласий, возникающих при заключении Договора; недопущение в Договоре ухудшения условий труда и нарушения социальных гарантий работников, установленных законодательством РФ и Томской области; выявление и предупреждение причин, возникновения конфликтных ситуаций; участие в урегулировании коллективных трудовых споров; содействие договорному регулированию социально-трудовых отношений, оказание практической и методической помощи в заключении Договора.

4. Права Комиссии

3.1. Комиссия для выполнения возложенных на нее задач вправе:

    координировать совместную деятельность сторон комиссии по вопросам экономического и социального развития; принимать решения, в пределах своей компетенции, которые обязательны для рассмотрения сторонами, и осуществлять контроль их выполнения; осуществлять контроль выполнения сторонами Договора; приглашать для участия в переговорах и подготовке проекта Договора специалистов и экспертов по договоренности сторон; вносить предложения в органы государственного контроля и надзора о привлечении, в установленном законодательством порядке, к ответственности лиц, не обеспечивших выполнение условий Договора; вносить предложение о приостановлении или отмене действия решений Администрации Учреждения, Профсоюза.

5. Порядок работы Комиссии

4.1. Комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с настоящим Положением путем проведения заседаний при возникновении необходимости срочного решения вопросов в пределах ее компетентности.

4.2. Решение о созыве комиссии принимают ее Сопредседатели, которые избираются каждой из сторон самостоятельно.

4.3. Сопредседатель комиссии избирается только из числа членов Комиссии.

4.4. Комиссию возглавляют и поочередно проводят ее заседания Сопредседатели.

4.5. Комиссия может создавать постоянные и временные рабочие группы из представителей сторон — членов Комиссии для подготовки необходимых материалов и выработки согласованных решений.

4.6. Материалы заседания Комиссии оформляются, как ее решения, которые являются обязательными для выполнения сторонами Договора.

4.7. Для организации работы Комиссии и ведения протоколов члены Комиссии избирают секретаря имеющего право голоса.

4.8. Заседания Комиссии правомочны, если на нем присутствует не менее половины членов Комиссии от каждой из ее сторон.

4.9. Решения Комиссии принимаются открытым голосованием на основе согласия сторон при условии, что каждая из сторон приняла решение двумя третями голосов от числа присутствующих на заседании.

4.10. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство присутствующих на заседании членов Комиссии.

4.11. Протокол заседания Комиссии подписывается Сопредседателем и секретарем.

4.12. При необходимости стороны в течение всего срока полномочий Комиссии могут заменять в ней своих представителей, о чем своевременно (до начала заседания, в котором вновь избранный член Комиссии принимает участие) информирует Сопредседателей.

4.13 Материально-техническое обеспечение работы Комиссии осуществляется Работодателем.

6. Статус члена Комиссии

5.1. Член Комиссии в своей практической деятельности руководствуется законодательными актами РФ и Томской области, Договором и настоящим Положением.

5.2. Член Комиссии имеет право:

    обращаться в Администрацию Учреждения, Профсоюз и получать письменный ответ по существу поставленных вопросов в течение 30 дней. При необходимости этот срок может быть сокращен до конкретной даты, указанной в обращении, если приведена аргументация экстренности получения информации; вносить от своего имени предложения в Комиссию при возможности возникновения трудовых конфликтов, для обсуждения приостановления или отмены действия решения Работодателя, Профсоюза; вносить предложения о привлечении к ответственности должностных лиц, не обеспечивающих выполнение принятого Договора или решения Комиссии; принимать участие в заседаниях Администрации Учреждения и работы Профсоюза по вопросам, представляющим интерес для данной стороны, при наличии полномочий этой стороны и при согласовании с Сопредседателем.

«Рекомендации областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений по ведению переговоров, разработке и заключению коллективного договора в организации»

Документ по состоянию на февраль 2014 г.

УТВЕРЖДЕНЫ
решением областной трехсторонней
комиссии по регулированию социально
трудовых отношений от 07.04.2000

Рекомендации по ведению переговоров, разработке и заключению коллективного договора в организации подготовлены департаментом труда администрации Тульской области и Тульской Федерацией профсоюзов и имеют положительный отзыв Государственно-правового управления администрации Тульской области.

Настоящие рекомендации предназначены для оказания практической помощи трудовым коллективам, профсоюзным органам (другим уполномоченным представительным органам), работодателям (администрации организаций) при подготовке проекта и заключении коллективного договора.

В рекомендациях приведены формы протоколов и приказов, которые оформляются в процессе ведения коллективных переговоров, макет коллективного договора, служащий основой при составлении проекта коллективного договора в организации.

При заключении конкретного коллективного договора стороны включают в него приемлемые, реальные, выполнимые, согласованные пункты, положения, нормы, обязательства, которые не могут ухудшать положение работников по сравнению с действующим законодательством.

Пункты (части пунктов) макета коллективного договора, имеющие методический, поясняющий характер, а также те, которые содержат нормы законодательства, ссылки на него, при составлении проекта коллективного договора преобразуются в конкретные нормы, обязательства.

По усмотрению работодателя и трудового коллектива в коллективный договор могут включаться дополнительные пункты, не противоречащие требованиям действующих законодательных и нормативных правовых актов.

Замечания и предложения по совершенствованию макета коллективного договора направлять по адресам:

1. Инициатива ведения переговоров и момент их начала

Коллективный договор заключается в соответствии с Законом Российской Федерации от 11.03.92 N 176-ФЗ «О коллективных договорах и соглашениях» (с изменениями и дополнениями от 24.11.95), Федеральным законом от 12.01.96 N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», Федеральным законом от 23.11.95 N 179-ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров», Законом Тульской области от 25.12.97 N 69-ЗТО «О социальном партнерстве».

Коллективный договор — это правовой акт, регулирующий трудовые, социально-экономические и профессиональные отношения между работниками и работодателем в организации .

— под организацией понимается: предприятие, учреждение, организация.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 11.03.92 N 176-ФЗ «О коллективных договорах и соглашениях» (с изменениями и дополнениями от 24.11.95) (далее — Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях») коллективный договор заключается между работниками организации, филиала, представительства (далее — работники) в лице их представителей и работодателем или его представителями.

Решение о заключении коллективного договора принимается на общем собрании (конференции) работников или на заседании представительного органа работников (например, на заседании профкома).

Если указанное решение имеется, то работодатель или его представители обязаны вести переговоры по разработке проекта и заключению коллективного договора в организации. Уклонение работодателя от участия в коллективных переговорах в соответствии со статьей 25 Закона РФ «О коллективных договорах и соглашениях» влечет за собой привлечение к ответственности, выражающееся в наложении на виновных лиц штрафа в размере до 50 минимальных размеров оплаты труда.

Если профсоюз не проявляет инициативы или отсутствует в организации, то инициативу проведения общего собрания (конференции) работников по вопросу заключения коллективного договора должен взять на себя работодатель, чтобы работники могли реализовать предоставленное им Конституцией РФ право на коллективное регулирование социально-трудовых отношений.

2. Выдвижение представителей работодателя

Следует иметь в виду, что представители работодателя должны иметь полномочия, предоставленные им уставом организации либо иным правовым актом (решение правления, совета директоров организации и т.д.). Определению круга полномочий следует уделить особое внимание. Такие полномочия могут включать право представлять интересы работодателя, определять содержание и структуру коллективного договора и т.п. При этом возможна передача представителям всех полномочий стороны по договору, вплоть до его подписания.

Работодатель может быть представлен в лице руководителя организации, являющегося непосредственно собственником, либо осуществляющим свои полномочия на основании контракта.

Представителями со стороны работодателя могут выступать члены администрации, обладающие информацией, необходимой для ведения переговоров, соответствующей квалификацией и опытом.

3. Выдвижение представителей работников

Под представителями работников Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» понимает органы профессиональных союзов и их объединений, уполномоченные на представительство в соответствие с их уставами, органы общественной самодеятельности, образованные на общем собрании (конференции) работников организации и уполномоченные им.

Орган первичной профсоюзной организации полномочен представлять работников организации при коллективных переговорах, подготовке и заключении коллективного договора, если в уставе его профессионального союза содержится соответствующее указание либо на основании положения о первичной профсоюзной организации, принятого в установленном порядке.

Реализация полномочий, предоставленных профсоюзам, осуществляется выборными органами. На уровне предприятия — это профсоюзный комитет либо иной орган, предусмотренный уставом. Соответствующий коллегиальный орган уполномочивает своим решением представителей на ведение переговоров и подготовку проекта коллективного договора.

Председатель профкома, не освобожденный от своей работы и занимающий руководящую должность в администрации организации, вправе представлять работников, если на него официально не возложены полномочия представителя работодателя на переговорах по заключению коллективного договора. Это вытекает из статьи 13 Федерального закона от 12.01.96 N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», которая запрещает ведение переговоров и заключение коллективных договоров от имени работников лицам, представляющим работодателя.

Наряду с профсоюзами право на ведение переговоров предоставляется иным уполномоченным работниками представительным органам. Развернутой характеристики для особых требований, предъявляемых к этому органу Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» не содержит, поэтому можно сделать вывод о том, что его количественный и персональный состав, условия создания и пр. определяются самими работниками на общем собрании (конференции).

Поскольку такой орган назван представительным, он должен создаваться путем проведения выборов. Ему должны быть предоставлены специальные полномочия на ведение переговоров и заключение коллективного договора. В качестве примера такого органа можно назвать рабочий комитет.

Формирование органа общественной самодеятельности производится в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 19.05.95 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях». Органом общественной самодеятельности является не имеющее членства общественное объединение, цель которого — совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания. Орган общественной самодеятельности формируется по инициативе граждан, заинтересованных в решении указанных проблем, и строит свою работу на основе самоуправления в соответствии с уставом, принятым на собрании учредителей. Орган общественной самодеятельности не имеет над собой вышестоящих органов или организаций. В случае государственной регистрации органа общественной самодеятельности он приобретает права и принимает на себя обязанности юридического лица в соответствии с уставом.

4. Начало переговоров

Инициатором переговоров по заключению коллективного договора может выступать любая из сторон.

Борьба за инициативу — один их важнейших вопросов любых переговоров, в том числе и по заключению коллективного договора. Поэтому, несмотря на то, что в подавляющем большинстве случаев инициаторами переговоров выступают профсоюзы, работодатели могут захватить инициативу, если сами выступят инициаторами переговоров по заключению коллективного договора.

Перехват инициативы очень важен, т.к. в этом случае выигрывается время для отработки вопросов, включаемых в проект коллективного договора, естественно, с упором на свои интересы.

Переговоры инициируются путем составления письменного уведомления о начале переговоров (приложение 2). Оно может иметь произвольную форму. В уведомлении необходимо указать предлагаемую дату начала переговоров, место их проведения и состав комиссии. В качестве официального уведомления работодателю может быть направлен протокол заседания профкома (общего собрания (конференции) работников) (приложение 1).

Сторона, выступившая инициатором начала переговоров, должна быть готова к их квалифицированному и добросовестному ведению. Можно еще до начала переговоров выработать конкретные предложения по структуре и содержанию заключаемого договора или разработать его первоначальный проект.

Если в организации уже действует коллективный договор, то любая из сторон вправе в течение трех месяцев до окончания срока его действия, или в сроки, определенные коллективным договором, направить другой стороне письменное уведомление о начале переговоров по заключению нового коллективного договора. Это правило установлено для обеспечения стабильности коллективно-договорного регулирования, во избежание таких ситуаций, когда прежний коллективный договор прекратил свое действие, а новый еще не заключен.

Сторона, получившая письменное уведомление о начале переговоров по заключению коллективного договора, обязана в семидневный срок начать переговоры.

Отсчет периода коллективных переговоров начинается с даты уведомления в письменной форме от одной из сторон другой стороне о начале коллективных переговоров.

5. Формирование комиссии по разработке коллективного договора

5.1. Создание комиссии при наличии одного представительного органа работников.

С целью подготовки проекта коллективного договора и ведения коллективных переговоров стороны создают комиссию из наделенных необходимыми полномочиями представителей.

При формировании комиссии следует учитывать, что каждая из сторон должна иметь равное количество голосов на переговорах, т.к. в соответствие с Законом РФ «О коллективных договорах и соглашениях» комиссия создается на равноправной основе. Поэтому целесообразно выдвижение равного количественного состава от каждой из сторон. Комиссия принимает решения большинством голосов от каждой стороны.

Состав участников переговоров с каждой стороны определяется сторонами самостоятельно, причем состав профсоюзной стороны определяется решением профкома или объединенного профсоюза (представительного органа), собрания (конференции) работников, а состав участников со стороны работодателя определяется приказом руководителя организации.

Выдвижение представителей работников предпочтительно проводить на общем собрании (конференции) работников, даже в том случае, когда на предприятии действует профсоюзная организация, но ее членами является только часть работников.

В этом случае будут учтены интересы большинства трудового коллектива. Профком может быть наделен полномочиями представлять интересы всех работников, независимо от членства в профсоюзе.

Если же профсоюзная организация охватывает большую часть трудового коллектива, работники, не являющиеся членами профсоюза, могут уполномочить орган профсоюза представлять их интересы в ходе коллективных переговоров, подготовки, заключения, изменения, дополнения коллективного договора и контроля за его выполнением.

Обязательное требование к составу участников с каждой стороны — полномочность представительства, т.е. каждая из сторон обязательно должна включать в состав участников комиссии либо первых лиц (например: директор организации, председатель профкома), либо их полномочных заместителей, обладающих правом первой подписи.

Создание комиссии по ведению переговоров и подготовке коллективного договора оформляется приказом работодателя.

Работодатель может одним приказом направить своих представителей и сформировать единый состав комиссии (приложение 3).

5.2. Создание комиссии при наличии нескольких представительных органов работников.

Законом РФ «О коллективных договорах и соглашениях» предусмотрены равные права для всех представителей работников.

При наличии в организации нескольких профсоюзов, иных уполномоченных работниками представительных органов каждый из них обладает правом на ведение переговоров от имени объединяемых ими членов профсоюза или представляемых работников.

В этом случае сторона, выступившая инициатором начала переговоров по подготовке коллективного договора, направляет письменное уведомление всем органам, которые могут принять участие в переговорах.

Если один из представительных органов работников выступает инициатором коллективных переговоров и уведомляет об этом только работодателя, то на руководителя организации возлагается обязанность поставить в известность другой представительный орган работников и предложить ему присоединиться к ведению переговоров и заключению коллективного договора.

В течение 5 календарных дней со дня письменного уведомления участников переговоров формируется объединенный представительный орган и выдвигаются представители работников для ведения переговоров по разработке проекта коллективного договора (если этот вопрос не решен на общем собрании).

Создание объединенной комиссии также оформляется приказом работодателя.

В случае если в организации несколько представительных органов работников и они отказываются сформировать объединенный представительный орган, создаются самостоятельно работающие комиссии по ведению переговоров и разработке проектов нескольких коллективных договоров.

6. Регламент переговоров

Как только полностью оформлен состав участников переговоров, сторонам комиссии целесообразно выработать регламент ведения переговоров, т.к. в соответствии с Законом РФ «О коллективных договорах и соглашениях» сроки, место проведения и повестка дня переговоров определяются решением сторон (приложение 4).

Выработка регламента ведения переговоров позволяет:

— провести переговоры в согласованные сторонами сроки;

— стимулировать стороны к согласованию наиболее важных положений проекта коллективного договора.

В регламенте необходимо предусмотреть возможность раздельного обсуждения проекта коллективного договора сторонами, совместного первичного обсуждения проекта и составление протокола разногласий.

Если коллективный договор заключается в организации, находящейся на бюджетном финансировании, на заседание комиссии следует пригласить представителей финансовых органов для согласования положений коллективного договора, предусматривающих дополнительное выделение денежных средств. Этот момент также необходимо отразить в регламенте переговоров.

В текст регламента переговоров целесообразно внести положение о возможности или невозможности внесения изменений в уже согласованные формулировки. При согласии сторон на возможность внесения изменений в согласованные формулировки, в регламенте необходимо ограничить количество таких изменений, что делает невозможным недобросовестное сознательное затягивание процесса переговоров. С другой стороны это позволяет приходить к наиболее рациональным формулировкам по самым принципиальным положениям коллективного договора.

Разработанный регламент в обязательном порядке подписывается сторонами переговоров.

7. Согласование и подписание основного текста коллективного договора

После выработки регламента сторона, инициирующая переговоры, на заседании комиссии излагает основные положения подготовленного проекта коллективного договора и передает проект всем участникам переговоров (макет коллективного договора приведен в приложении 8).

Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» рекомендует включать в проект коллективного договора не только те нормы, на которые в законодательстве о труде содержится прямое указание, но и другие, если стороны сочтут это улучшение условий труда — необходимым, возможным, осуществимым в тех финансовых и экономических условиях, в которых находится организация.

На этом этапе переговоров основной задачей сторон является согласование интересов и взаимных требований работников и работодателя.

На заседаниях комиссии целесообразно вести протокол, фиксируя предложения представителей сторон и принятые решения.

В ходе согласования проекта коллективного договора стороны могут привлечь к работе специалистов и экспертов, не являющихся членами комиссии. Они не принимают участия в голосовании и принятии решений комиссии. Их роль сводится к обоснованию (экономическому, финансовому, правовому) позиций работодателя и работников, непредвзятой оценке их предложений, консультированию.

Оплата труда специалистов и экспертов производится той стороной, которая привлекла их к участию в переговорах. Если они приглашены по договоренности сторон, оплата труда производится по соглашению с ними обеими сторонами.

Размер оплаты определяется в договорном порядке, исходя из возможностей организации.

По ряду пунктов проекта коллективного договора целесообразно подготовить Приложения к коллективному договору. Это в первую очередь касается тех пунктов, в которых оговариваются условия оплаты конкретных профессий и квалификаций в организации, а также пунктов, касающихся компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда. Приложения так же, как и коллективный договор, подписываются сторонами, являются неотъемлемой частью коллективного договора и имеют равную с ним юридическую силу. Приложения целесообразно разрабатывать в организациях, на которых применяется труд работников многих профессий и большое число рабочих мест с различными условиями труда.

Согласованный проект коллективного договора подлежит обязательному обсуждению работниками в подразделениях организации.

После обсуждения комиссия дорабатывает проект с учетом поступивших замечаний, предложений, дополнений.

8. Составление протокола разногласий

Положения проекта, по которым у сторон возникли разногласия, заносятся в протокол разногласий в формулировках обеих сторон. Перед внесением положения, по которому возникли разногласия сторон, в протокол разногласий, стороны на своем заседании детально обсуждают каждое такое положение и высказывают свои аргументы за или против конкретных формулировок.

Если на заседании удается снять противоречия по спорному положению, то оно заносится в основной проект коллективного договора в согласованной формулировке. В противном случае оно заносится в протокол разногласий в различных формулировках сторон и всех альтернативных формулировках, предложенных на заседании.

Если разногласия возникли по причинам, не зависящим от сторон (например, когда решение вопроса входит в компетенцию иных органов), в протоколе разногласий формулируются предложения о мерах, необходимых для устранения таких причин.

В протоколе разногласий может быть отражено особое мнение члена комиссии, не согласного с формулировками сторон (приложение 5).

Протокол разногласий в обязательном порядке подписывается сторонами.

9. Обсуждение и подписание коллективного договора

В соответствии со ст. 12 Закона РФ «О коллективных договорах и соглашениях» согласованный проект коллективного договора обсуждается и утверждается общим собранием (конференцией) работников (приложение 6).

В Законе РФ «О коллективных договорах и соглашениях» и законодательных актах России отсутствуют нормы, регулирующие все организационно-правовые моменты проведения собрания как массового мероприятия, условия его полномочности и т.п.

Поэтому при наличии пробелов в российском законодательстве допускается действие общесоюзных актов, в частности Закона СССР «О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями», принятого Верховным Советом СССР 17.06.83.

Для всех организаций независимо от организационно-правовой формы трудовой коллектив должен зафиксировать все вопросы по поводу организации и проведения общего собрания (конференции) в коллективном договоре. В этом случае порядок созыва и проведения общего собрания может являться приложением к коллективному договору (приложение 7).

Для организаций, в имуществе которых вклад государства или местных органов исполнительной власти составляет более 50 процентов, трудовой коллектив должен зафиксировать все вопросы по поводу организации и проведения общего собрания в уставе организации.

Возможно определение порядка созыва и проведения общего собрания комиссией по ведению переговоров и подготовке проекта коллективного договора.

При решении вопроса о принятии (заключении, утверждении) коллективного договора следует различать понятия «общее собрание (конференция) работников», «собрание трудового коллектива», «профсоюзное собрание», «общее собрание акционеров».

Общее собрание работников — собрание той части трудового коллектива, которая не обладает управленческими функциями, т.е. не включает администрацию организации.

Трудовой коллектив организации представляет собой объединение всех ее работников, осуществляющих совместную трудовую деятельность на основании трудового договора (контракта).

Профсоюзное собрание — собрание той части работников, которые являются членами профсоюзной организации.

Общее собрание акционеров является высшим органом управления акционерным обществом. В его компетенцию не входит решение вопросов по социально-трудовым отношениям. Наемный работник и акционер, собрание работников и собрание акционеров (хотя это и могут быть одни и те же лица) имеют различный правовой статус.

В случае, если особенности режима труда не позволяют собрать работников одновременно, собрание может проводиться по структурным подразделениям организации (например: по цехам, отделам, участкам) по сменам, в несколько приемов.

Конференция работников (представительных делегатов) проводится в организации, где созыв работников затруднен по причинам многосменности или территориальной разобщенности структурных подразделений.

Общее собрание (конференция) работников наделяет представителей сторон полномочиями на подписание коллективного договора.

Если в организации существует несколько представительных органов работников и создан объединенный орган, коллективный договор подписывается всеми его участниками.

Если согласие в объединенном органе не достигнуто, общее собрание (конференция) работников выбирает наиболее приемлемый проект коллективного договора и поручает профсоюзу или иному уполномоченному работниками представительному органу, разработавшему выбранный проект, провести на его основе переговоры. В этом случае общее собрание (конференция) созывается дважды: для решения вопроса о представительстве и для утверждения окончательного варианта коллективного договора.

Если в организации действуют несколько представительных органов работников, не сформирован объединенный орган, разработано несколько вариантов коллективного договора и возникли разногласия по поводу необходимости заключения коллективного договора, есть смысл прибегнуть к мнению общего собрания (конференции) работников, которое и должно признаваться окончательным.

Тем не менее, профсоюзы или иной представительный орган работников в случае необходимости защитить специфические интересы представляемых работников по профессиональному признаку (для работников, имеющих особые условия труда: машинисты локомотивных бригад, строители на промышленных предприятиях и др.) вправе самостоятельно вести переговоры и заключать отдельный коллективный договор (либо приложение к единому коллективному договору).

Основанием заключения специального коллективного договора для работников отдельных профессий могут быть различия в содержании, характере труда, условиях выполнения трудовых функций, а не членство в том или ином профсоюзе (объединении работников).

10. Согласование позиций сторон по протоколу разногласий

При наличии неурегулированных разногласий сторон в ходе обсуждения коллективного договора на общем собрании (конференции) работников и при его подписании составляется протокол разногласий (приложение 5).

Разрешение разногласий происходит в порядке, определенном Федеральным законом от 23.11.95 N 179-ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров»:

1. Работники на общем собрании (конференции) работников или заседании представительного органа выдвигают требования к работодателю о разрешении разногласий, возникших в ходе разработки коллективного договора и зафиксированных в протоколе разногласий.

2. Решением представительного органа работников и приказом работодателя создается примирительная комиссия. Ее состав должен быть отличным от состава комиссии по ведению переговоров и подготовке проекта коллективного договора.

3. Если стороны не пришли к соглашению в ходе работы примирительной комиссии, спор рассматривается с участием посредника и (или) трудовым арбитражем.

4. Если и на этом этапе не удалось достигнуть соглашения, то законом предоставлено право работникам отстаивать свои интересы силовыми методами — вплоть до забастовки.

11. Уведомительная регистрация коллективного договора

Подписанный коллективный договор вместе с приложениями и протоколом разногласий (если они не урегулированы), работодатель в 7-дневный срок направляет в администрацию муниципального образования по месту нахождения организации для уведомительной регистрации.

Целью уведомительной регистрации коллективных договоров является выявление положений, противоречащих трудовому законодательству.

К коллективному договору прилагаются:

— сопроводительное письмо на имя главы муниципального образования;

— выписка из протокола заседания профкома (общего собрания (конференции) работников) организации об утверждении представителей работников для ведения переговоров и подготовке проекта коллективного договора;

— приказ работодателя о создании комиссии по ведению переговоров и подготовке проекта коллективного договора;

— решение общего собрания (конференции) работников об утверждении (заключении, подписании) коллективного договора.

12. Срок действия коллективного договора

Коллективный договор имеет определенный срок действия, который устанавливается в договоре по соглашению сторон и составляет от одного года до трех лет.

Выбор конкретного срока зависит от социально-экономической обстановки в организации. При экономической нестабильности срок действия договора, как правило, сокращается.

Коллективный договор вступает в силу с момента подписания либо со дня, установленного в самом договоре, и действует в течение срока, определенного сторонами.

В соответствии со статьей 14 Закона РФ «О коллективных договорах и соглашениях» коллективный договор сохраняет свое действие до тех пор, пока стороны не заключат новый или изменят, дополнят действующий, т.е. на срок проведения переговоров.

Такой порядок предусмотрен для того, чтобы обеспечить социальную защиту работников на случай затянувшихся коллективных переговоров, когда срок действия коллективного договора истек, а переговоры не завершены.

Однако это не означает, что указанный срок может быть продлен на неопределенное время, т.к. в этом случае работодатель несет, в соответствии со статьей 25 Закона РФ «О коллективных договорах и соглашениях», административную ответственность.

13. Контроль за выполнением коллективного договора

Выполнение обязательств, предусмотренных коллективным договором, контролируется как представителями сторон, так и трудовым коллективом. Кроме того, статья 17 Закона РФ «О коллективных договорах и соглашениях» предусматривает осуществление контроля за выполнением коллективного договора органами по труду по месту нахождения организации.

Контроль выполнения коллективного договора осуществляется либо ежегодно, либо в сроки, специально предусмотренные в самом договоре. Целесообразно рассматривать итоги выполнения коллективного договора один раз в полугодие на общем собрании (конференции) работников.

Функции по проверке выполнения коллективного договора могут быть возложены на комиссию по ведению переговоров и подготовке проекта коллективного договора, но решением общего собрания (конференции) работников может быть создана и специальная комиссия.

Ответственность за выполнение коллективного договора несут лица, представлявшие интересы сторон и подписавшие коллективный договор.

С целью более эффективной реализации коллективного договора сторонам следует разработать мероприятия по выполнению коллективного договора с конкретным указанием сроков и лиц, ответственных за выполнение отдельных пунктов коллективного договора.

Для осуществления контроля стороны обязаны предоставлять друг другу необходимую информацию.

Сторона коллективного договора обязана бесплатно предоставлять полную и достоверную информацию по социально-трудовым и связанным с ними экономическим вопросам не позднее 10 дней после поступления запроса другой стороны (Закон Тульской области «О социальном партнерстве» N 69-ЗТО).

Ответственность за непредоставление информации, необходимой для осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, предусмотрена в статье 27 Закона РФ «О коллективных договорах и соглашениях» и выражается в наложении на виновных лиц дисциплинарного взыскания или штрафа в размере до 50 минимальных размеров оплаты труда.

Процедура заключения, оформления и регистрации коллективного договора

«Кадровик. Кадровое делопроизводство», 2010, N 8

Процедура заключения, оформления и регистрации коллективного договора

Статья посвящена документальному сопровождению заключения коллективного договора в соответствии с Трудовым кодексом РФ. В статье пошагово рассмотрены все стадии заключения коллективного договора. Прилагаются необходимые образцы документов.

Порядок заключения коллективного договора предусмотрен ТК РФ и включает в себя несколько стадий.

Формат переписки о начале переговоров.

Фиксируем каждое уведомление

Коллективный договор может заключаться как на уровне организации в целом, так и на уровне обособленных структурных подразделений. В любом случае стороной коллективного договора выступает работодатель, т. е. юридическое лицо.

Право инициировать процесс коллективных переговоров принадлежит любой из сторон. Обычно этой стороной являются представители работников или общее собрание (конференция) работников организации.

Предложение о начале коллективных переговоров направляется инициатором другой стороне (сторонам) в письменной форме. Указанное предложение должно быть направлено способом, позволяющим зафиксировать факт его получения другой стороной (вручение уполномоченному лицу под роспись в получении, направление посредством почтовой связи с уведомлением о вручении и т. п.).

Представители стороны, получившие от другой стороны уведомление о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения уведомления.

Общего собрания трудового коллектива

г. Москва 10 октября 2009 г.

1. Избрание председателя и секретаря общего собрания.

2. Избрание представителей трудового коллектива для ведения коллективных переговоров.

3. Перечень вопросов, подлежащих включению в коллективный договор.

4. Утверждение текста предложения о начале коллективных переговоров.

Начальник транспортного отдела Сергеев Д. Н. — предложил избрать председателем общего собрания начальника отдела кадров Маркову Т. Д., секретарем — делопроизводителя Переверзеву В. В.

Избрать председателем общего собрания начальника отдела кадров Маркову Т. Д., секретарем — делопроизводителя Переверзеву В. В.

За принятие решения проголосовало:

Против — 3 человека (1%);

Воздержалось — 5 человек (1,7%).

Начальник отдела кадров Маркова Т. Д. — предложила работникам выдвинуть кандидатуры представителей работников для ведения коллективных переговоров.

Бухгалтер отдела расчетов Уварова Н. Г. — предложила кандидатуру Григорьевой С. А., инженера по охране труда.

Инженер-программист Синицын Г. В. — предложил кандидатуру Федорова Е. Н., ведущего специалиста.

Слесарь Карпов Е. Ф. — предложил кандидатуру Леоновой Г. В., комплектовщика.

Водитель Рогов А. В. — предложил кандидатуру Ивановой Е. И., кладовщика.

Начальник отдела кадров Маркова Т. Д. — предложила избрать в качестве представителей трудового коллектива для ведения переговоров предложенные кандидатуры.

Избрать указанных работников в качестве представителей трудового коллектива для ведения коллективных переговоров.

За принятие решения проголосовало:

Против — 6 человек (2%);

Инспектор по кадрам Ильина Н. Г. — предложила для проведения коллективных переговоров перечень вопросов относительно:

1) доплат и надбавок;

2) введения квартальных премий;

3) гарантий для пенсионеров при увольнении;

4) материальной помощи при заключении брака, при рождении детей;

5) дополнительной спецодежды;

6) дополнительного страхования работников от несчастных случаев.

Утвердить предложенный перечень вопросов.

За принятие решения проголосовало:

Начальник отдела кадров Маркова Т. Д. — предложила утвердить текст предложения к работодателю о начале коллективных переговоров.

Утвердить текст предложения.

За принятие решения проголосовало:

Председатель собрания Маркова Т. Д. Маркова

Секретарь Переверзева В. В. Переверзева

Г-ну Петрову С. Н.

Уважаемый Сергей Николаевич!

В соответствии с решением трудового коллектива ООО «Протон», принятым на общем собрании трудового коллектива 10.10.2009 (протокол собрания прилагается), уведомляем Вас о намерении начать процесс коллективных переговоров с целью разработки и заключения коллективного договора.

Предлагаем Вам в срок до 17.10.2009 сформировать Комиссию по ведению коллективных переговоров и включить в состав Комиссии со стороны представителей работников следующих кандидатов: Григорьеву С. А., инженера по охране труда; Федорова Е. Н., ведущего специалиста; Леонову Г. В., комплектовщика; Иванову Е. И., кладовщика.

Ответ о принятом решении просим направить инженеру по охране труда С. А. Григорьевой.

Инженер по охране труда Григорьева С. А. Григорьева

Ведущий специалист Федоров Е. Н. Федоров

Комплектовщик Леонова Г. В. Леонова

Кладовщик Иванова Е. И. Иванова

Создание комиссии. Извещения и приказы

Коллективные переговоры начинаются на следующий день после получения инициатором проведения коллективных переговоров ответа.

Первичная профсоюзная организация, единый представительный орган либо иной представитель (представительный орган) работников, наделенные правом выступить с инициативой проведения коллективных переговоров, обязаны одновременно с направлением работодателю (его представителю) предложения о начале указанных коллективных переговоров известить об этом все иные первичные профсоюзные организации, объединяющие работников данного работодателя, и в течение последующих пяти рабочих дней создать с их согласия единый представительный орган либо включить их представителей в состав имеющегося единого представительного органа. Если в указанный срок данные первичные профсоюзные организации не сообщат о своем решении или ответят отказом направить своих представителей в состав единого представительного органа, то коллективные переговоры начинаются без их участия. При этом за первичными профсоюзными организациями, не участвующими в коллективных переговорах, в течение одного месяца со дня начала коллективных переговоров сохраняется право направить своих представителей в состав единого представительного органа. В случае, когда представителем работников на коллективных переговорах является единый представительный орган, члены указанного органа представляют сторону работников в комиссии по ведению коллективных переговоров.

Для ведения коллективных переговоров и подготовки проекта коллективного договора стороны на паритетных началах образуют комиссию из своих представителей. Сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров определяются сторонами.

На практике состав комиссии, продолжительность, место и повестка дня переговоров фиксируются в приказе руководителя организации, согласованном с представителем работников. После подписания приказа о создании комиссии по проведению коллективных переговоров для заключения коллективного договора указанная комиссия приступает к подготовке проекта коллективного договора.

Общество с ограниченной ответственностью

С. А. Григорьевой

Уважаемая Светлана Алексеевна!

В ответ на Ваше обращение от 11.10.2009 с предложением о начале коллективных переговоров по разработке и заключению коллективного договора предлагаю провести встречу представителей работников и работодателя 13.10.2009 в 16.00 в конференц-зале.

Интересы работодателя будут представлять следующие лица:

Заместитель генерального директора — Лагошин А. Ю.

Главный юрисконсульт — Петровский Ф. Г.

Бухгалтер — Юркова А. Д.

Экономист — Зуева Р. О.

ООО «Протон» Петров С. Н. Петров

Разработка проекта коллективного договора

Коллективный договор разрабатывается в процессе коллективных переговоров.

Разработка проекта коллективного договора и его заключение осуществляются в порядке, установленном действующим трудовым законодательством РФ.

Примерный перечень вопросов, которые могут найти отражение в коллективном договоре, приведен в ст. 41 ТК РФ. Этот перечень носит рекомендательный характер и имеет целью дать сторонам представление о том, какие вопросы могут быть предметом обсуждения при заключении коллективного договора.

К обязательствам, которые могут включаться в коллективный договор, ТК РФ относит установление:

— формы, системы и размеров оплаты труда, механизма индексации заработной платы, стимулирующих выплат, доплат, правил оплаты труда в условиях, отклоняющихся от нормальных, и т. п. (при этом необходимо учитывать компетенцию работодателя и положения ТК РФ об оплате труда — ст. ст. 134, 135, 139, 143, 144, 147, 149, 152, 154, 158 ТК РФ);

— дополнительных гарантий занятости, в т. ч. условий увольнения работников по обстоятельствам, не связанным с виновным поведением работников, обеспечения переобучения работников и т. п.;

— вида рабочего времени, его продолжительности, режима;

— времени отдыха, включая перерывы, выходные дни, отпуска (основные и дополнительные), порядок их предоставления;

— обязательств работодателя по обеспечению охраны труда и экологической безопасности;

— дополнительных гарантий обеспечения трудовых прав и законных интересов работников при приватизации предприятия, его реорганизации, банкротстве и других обстоятельствах, которые могут повлечь неблагоприятные последствия для работников;

— дополнительных гарантий и льгот для работников, включая дополнительное медицинское страхование (обслуживание), обеспечение жильем, выплату пособий, оплату лечения, оздоровления и отдыха работников и членов их семей, частичную или полную оплату питания работников;

— правил осуществления сотрудничества работодателя и представительного органа работников (порядок проведения консультаций, получения информации, осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, обеспечение условий деятельности представительного органа работников и т. п.).

Для проработки предложений и замечаний проект коллективного договора вносится на обсуждение работников. Проект обязательно должен быть обсужден в структурных подразделениях организации.

Подписание договора или протокола разногласий

Принцип свободы выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда, в своей основе опирается на положения Конвенции МОТ N 98 «Относительно применения принципов права на организацию и заключение коллективных договоров». Он означает, что каждая из сторон свободна в выборе круга вопросов, относящихся к сфере труда, которые требуют обоюдного обсуждения и решения. Стороны социального партнерства, отбирая предложения для обсуждения в процессе ведения коллективных переговоров, должны учитывать свою компетенцию по локальному нормативному их регулированию, а также предписания трудового законодательства о необходимости установления в коллективных договорах нормативных положений по вопросам труда и социальной защиты интересов работников.

В процессе ведения коллективных переговоров стороны обладают определенными обязанностями:

1) представить в течение двух недель со дня получения соответствующего запроса необходимую для ведения коллективных переговоров информацию;

2) не разглашать полученные в ходе ведения коллективных переговоров сведения, если эти сведения являются государственной, служебной, коммерческой или иной тайной.

Лица, разглашающие сведения, полученные в ходе ведения коллективных переговоров, привлекаются к дисциплинарной, административной, уголовной, гражданско-правовой ответственности в порядке, предусмотренном трудовым, административным, уголовным или гражданским законодательством.

Дисциплинарная ответственность за разглашение сведений, составляющих тайну, наступает в виде объявления дисциплинарных взысканий (замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям).

Административная ответственность за разглашение информации с ограниченным доступом предусматривается КоАП РФ (ст. 13.14). За разглашение такой информации на лицо, получившее доступ к ней в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, налагается административный штраф в размере от 500 до 1000 руб.; на должностных лиц — от 4000 до 5000 руб.

Уголовная ответственность за незаконное разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, а также за разглашение государственной тайны предусматривается ст. ст. 183 и 283 УК РФ соответственно.

Гражданско-правовая ответственность состоит в возмещении виновными лицами убытков, предусмотренных ст. 15 ГК РФ.

Если в ходе обсуждения проекта коллективного договора принимается решение об изменении проекта коллективного договора, то проект направляется обратно в комиссию на доработку. Законодательство не устанавливает какой-либо срок принятия коллективного договора, однако указывает на обязанность сторон при недостижении согласия между ними по отдельным положениям проекта коллективного договора в течение трех месяцев со дня начала коллективных переговоров подписать коллективный договор на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий с указанием вопросов, по которым не было достигнуто соглашение. Неурегулированные разногласия могут быть предметом дальнейших коллективных переговоров или разрешаются в соответствии с трудовым законодательством, иными федеральными законами. Не согласованные сторонами положения могут быть предметом коллективного трудового спора.

В случае достижения сторонами согласия по всем вопросам, которые на их усмотрение должны быть включены в коллективный договор, готовится его окончательная редакция в трех экземплярах. Коллективный договор подписывается представителями обеих сторон. В случае если к коллективном у договору будут присоединены приложения, то они также должны быть подписаны обеими сторонами.

Днем окончания коллективных переговоров является день подписания коллективного договора либо протокола разногласий. Мы публикуем протокол разногласий, который в свое время использовался при коллективных переговорах.

На заседании профсоюзного комитета

ППО ТО МОРП «Защита» рудника «Октябрьский»

«Норильская правда». [Электронный ресурс]. URL: http://www. osanor. ru/? >

По Коллективному договору ЗФ ОАО «ГМК «Норильский никель»

В настоящем Протоколе отражены те положения проекта коллективного договора, в которые нужно внести изменения в целях улучшения условий труда и жизни наемных работников. В соответствии со ст. 40 Трудового кодекса Российской Федерации положения настоящего Протокола могут быть проектом дальнейших коллективных переговоров при обсуждении коллективного договора в соответствии с действующим законодательством РФ.

Нашей первоочередной задачей является изменение системы оплаты труда. Мы предлагаем:

Увеличить базовый оклад минимум на 30% за счет: ФКС (шифр 188), фонда руководителя (шифр 045) и отраслевой надбавки (шифр 068).

Полученный базовый оклад считать минимальным, что указывать в письменном договоре (контракте) работника с работодателем.

Это связанно с тем, что выплата вышеуказанных доплат не считается обязательной, т. е. гарантированной со стороны работодателя.

Второй задачей по значимости является исключение из Комиссии по Коллективному договору (далее — Комиссия) СТС. Это организация, по нашему глубокому убеждению, создана работодателем для лоббирования своих интересов и является по своей сути фиктивной и штрейкбрехерской. Из опроса большинства рядовых работников Комбината — единицы знают о том, что делает для улучшения условий труда и отдыха работников данная организация, неизвестно кем созданная, в состав которой никто не вступал. Известно лишь то, что от СТС в состав Комиссии по Коллективному договору входит 4 человека из 8 представителей работников Заполярного филиала.

Раздел 1. Общие положения

1.2. Сторонами настоящего Коллективного договора являются:

— работники открытого акционерного общества «Горно-металлургическая компания «Норильский никель» (далее — работники) в лице их представителей: Объединения профсоюзных организаций ОАО «ГМК «Норильский никель», Федерации профсоюзов ОАО «ГМК «Норильский никель», ТО МОРП «Защита» МО — Норильск, профсоюзной организации НЖД ЗФ ОАО «ГМК «Норильский никель», профсоюзной организации медного завода ЗФ ОАО «ГМК «Норильский никель», профсоюза никелевого завода ОАО «НГК» РАО «Норильский никель», профсоюзной организации ТО МОРП «Защита» рудника «Октябрьский» и иных законно избранных представительных органов; (исключить СТС).

Раздел 2. Основные принципы социального партнерства,

Формы взаимодействия и обязательства социальных партнеров

2.9. Конференция работников Компании созывается по мере необходимости по инициативе:

Конференция проводится, как правило, в нерабочее время в течение одного дня. Если у делегатов рабочее время совпадает со временем проведения конференции, то делегат освобождается от работы с сохранением среднего заработка для участия в конференции.

Комиссия по Коллективному договору

2.22. Комиссия в своей деятельности руководствуется законодательством Российской Федерации, локальными нормативными актами Компании, если они не противоречат законодательству, настоящим Коллективным договором, соглашениями работодателя с представителями работников Компании.

2.24. Комиссия формируется на паритетной основе общей численностью 16 человек (8 человек от работодателя и 8 человек от представителей работников).

В состав Комиссии от представителей работников включаются:

— 2 человека от Объединения профсоюзных организаций ОАО «ГМК «Норильский никель»;

— 2 человека от Федерации профсоюзов ОАО «ГМК «Норильский никель»;

— 1 человек от ТО МОРП «Защита» МО, Норильск;

— 1 человек от ППО ТО МОРП «Защита» рудника «Октябрьский» ЗФ ОАО «ГМК «Норильский никель»;

— 1 человек от профсоюзной организации НЖД ЗФ ОАО «ГМК «Норильский никель»;

— 1 человек от профсоюзной организации медного завода ЗФ ОАО «ГМК «Норильский никель»;

— 1 человек от профсоюза никелевого завода ОАО «НГК» РАО «Норильский никель».

2.25. Персональный состав стороны работодателя в Комиссии определяется решением работодателя.

Персональный состав стороны работников в Комиссии определяется решением соответствующего представительного органа работников (Объединения профсоюзных организаций ОАО «ГМК «Норильский никель», Федерации профсоюзов ОАО «ГМК «Норильский никель», ТО МОРП «Защита» МО, Норильск). СТС исключен.

2.32. Заседания Комиссии назначаются ее председателем по мере необходимости, как правило не реже одного раза в месяц. О времени и месте проведения заседания Комиссии ее члены извещаются не позднее чем за два рабочих дня до начала заседания.

В том же порядке извещаются руководящие органы иных организаций, представляющих интересы работников Компании и уведомивших руководство Компании о своей деятельности.

Создание условий для осуществления деятельности

Представительных органов работников

2.36. . Работодатель создает все необходимые условия для обеспечения деятельности представительных органов работников: предоставляет им в бесплатное пользование необходимое для работы и хранения документации электрифицированное отапливаемое помещение в главных корпусах предприятий, мебель, средства связи и оргтехнику, а также возможность размещения информации в доступном для всех работников месте, т. е. на центральных стендах. Также предоставляет доступ в Интернет, СПС «КонсультантПлюс», электронную почту, факсимильную связь и др. Для проведения собраний (конференций) работников бесплатно предоставляет помещение.

Раздел 3. Трудовой договор.

Занятость, переобучение, условия высвобождения работников

3.5. . — в разделе об условиях оплаты труда указывать базовый оклад работника, разряд на момент заключения договора и все виды дополнительных выплат, которые применяются на предприятии;

— прилагать схему расчета заработной платы для того, чтобы работник сам мог рассчитать свой заработок.

Раздел 4. Продолжительность рабочего времени

И времени отдыха, отпусков

4.8. В рабочее время, соответственно, и в годовой баланс рабочего времени, входит время, включающее в себя:

— получение и выдачу наряда;

— получение средств индивидуальной защиты, светильника и их сдачу;

— передвижение к рабочему месту от места получения наряда и обратно;

— отметку в табельной перед спуском в рудник и после выхода на поверхность;

— прохождение контроля на предмет алкогольного опьянения.

Время определяется работодателем и согласовывается с соответствующим выборным профсоюзным органом.

4.9. Время для работников подразделений, имеющих удаленно расположенные рабочие места, время передвижения к которым от места получения наряда к рабочему месту и обратно превышает 20 мин., также входит в продолжительность рабочего времени. Перечень удаленно расположенных рабочих мест, составленный по утвержденной форме, утверждается руководителем подразделения после согласования с соответствующим профсоюзным органом.

Раздел 5. Форма, система и размер оплаты труда,

Денежные вознаграждения, пособия, компенсации, доплаты

5.4. Система оплаты труда устанавливается работодателем и согласовывается с соответствующим выборным профсоюзным органом, который, в свою очередь, руководствуется мнением коллектива после проведения собрания в этом коллективе.

5.5. В минимальный размер оплаты труда не включаются доплаты и надбавки, в т. ч. выплаты по районному коэффициенту и за работу на Крайнем Севере, а также премии и другие поощрительные выплаты.

5.13. Ночным считается время с 22 часов вечера до 6 часов утра. За ночную смену все часы оплачиваются как ночные, если они были после 6 часов утра. За работу в ночное время (с 22 часов вечера до 6 часов утра) и ночную смену устанавливается доплата в размере 40% часовой тарифной ставки (должностного оклада) за каждый час работы в соответствующее время. А для работников, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда, за работу в ночное время (с 22 часов вечера до 6 часов утра) и ночную смену устанавливается доплата в размере 60% часовой тарифной ставки (должностного оклада) за каждый час работы в соответствующее время.

Раздел 6. Улучшение условий,

Охраны труда и здоровья работников

— предоставляет работникам, в обязательном порядке, от 1 до 2 рабочих смен для сдачи анализов перед обязательным ежегодным медицинским осмотром и не более одной рабочей смены (суммарно) в другие дни для прохождения самого медицинского осмотра.

Вступление в силу, продление,

Изменение коллективного договора

Коллективный договор заключается на срок не более трех лет и вступает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установленного коллективным договором. Контроль за исполнением обязательств, прописанных в коллективном договоре, осуществляют работники, работодатели, их представители и соответствующие органы по труду.

Стороны имеют право продлевать действие коллективного договора на срок не более трех лет.

Коллективный договор сохраняет свое действие в случаях изменения наименования организации, реорганизации организации в форме преобразования, а также расторжения трудового договора с руководителем организации.

При реорганизации организации в форме слияния, присоединения, разделения, выделения коллективный договор сохраняет свое действие в течение всего срока реорганизации.

При ликвидации организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение всего срока проведения ликвидации.

Изменение и дополнение коллективного договора могут осуществляться либо в процессе проведения коллективных переговоров, т. е. по правилам его заключения (ст. 37 ТК РФ), либо в порядке, установленном самим коллективным договором.

Основаниями для внесения изменений в коллективный договор могут быть:

1) внесение изменений в трудовое законодательство, если коллективный договор закрепляет данные положения;

2) согласованное решение сторон об улучшении положения сторон;

3) признание норм коллективного договора, не соответствующих трудовому законодательству.

Регистрация коллективного договора

Регистрация коллективного договора не является обязательной, а носит лишь уведомительный характер и осуществляется в течение семи дней со дня подписания договора. Подписанный коллективный договор направляется представителем работодателя в соответствующий орган по труду (комитет по труду органа местного самоуправления). Как правило, на регистрацию представляется не менее трех экземпляров коллективного договора и не менее двух экземпляров протокола его утверждения. При этом один экземпляр коллективного договора и один экземпляр протокола остаются в органе по труду, а остальные экземпляры с отметкой о регистрации возвращаются сторонам коллективного договора.

При осуществлении регистрации соответствующий орган по труду должен выявлять условия коллективного договора, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, и сообщать об этом представителям сторон и в государственную инспекцию труда в соответствующем субъекте РФ.

Органы по труду неправомочны требовать от сторон внесения изменений в коллективный договор или отказать в его регистрации, они могут лишь проинформировать стороны о существующих противоречиях с законодательством. Стороны же вправе самостоятельно избрать один из следующих вариантов: внести исправления в коллективный договор; оставить коллективный договор без изменений, но не применять его положения, ухудшающие условия труда по сравнению с законодательством.

Хотелось бы отметить, что вступление коллективного договора в силу не зависит от факта его уведомительной регистрации.

1. Фильчакова С. Представители сторон социального партнерства // Кадровик. Трудовое право для кадровика. 2010. N 5.

2. Скавитин А. Коллективный договор. Ошибки и нарушения // Кадровик. Трудовое право для кадровика. 2010. N 4.

3. Павлова Н. Оформление коллективных договоров в страховых компаниях // Кадровик. Трудовое право для кадровика. 2010. N 2.

Статья написана по материалам сайтов: pandia.ru, www.lawru.info, hr-portal.ru.

«

Это интересно:  Нарушение сроков по договору оказания услуг
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий