+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Банковская гарантия по 44 фз электронный аукцион

Статьи по теме

С июля 2019 года можно применять банковские гарантии в аукционе и других электронных закупках. До этого времени использовать этот вид предоставления обеспечения разрешено только в бумажных процедурах. Далее подробно расскажем, что из себя представляет банковская гарантия для участия в торгах.

Банковская гарантия в торгах

Участники торгов по 44-ФЗ могут выбрать, как предоставить обеспечение заявки или исполнения контракта: перевести деньги на специальный счет или передать заказчику банковскую гарантию. Второй способ выгоден для тех, у кого нет свободных средств для участия в закупках и при этом достаточно хорошая кредитная история.

Требования к банковской гарантии по 44-ФЗ прописаны в постановлении Правительства РФ от 12.04.2018 № 440. В 2018 году они изменились. Получить документ можно в кредитном учреждении, которое соответствует определенным требованиям:

  • не менее 300 млн руб. собственных средств на последнюю отчетную дату;
  • рейтинг выше «B-(RU)» по шкале агентства АКРА или выше «ruВ-» по шкале агентства «Эксперт РА».

Работаете по 44-ФЗ?
Для Вас готова подборка специальных материалов >>

Закупаете по 223-ФЗ?
Мы знаем, что Вам будет полезно посмотреть >>

Кроме того, следует выбрать банк из списка Минфина. Он обновляется каждый месяц.

С 1 января 2020 года требования ужесточат. Они коснутся рейтинга банка, выдавшего гарантию. Он должен быть выше «BB-(RU)» по шкале агентства АКРА или выше «ruВB-» по шкале агентства «Эксперт РА».

Для чего нужна банковская гарантия в торгах

Она нужна в качестве подтверждения того, что участник выполнит обязательства перед заказчиком. В обратном случае кредитная организация обязуется выплатить госучреждению определенную сумму.

Банковская гарантия для участия в торгах содержит:

  • сумму;
  • список обязательств поставщика, обеспеченных гарантией;
  • размер неустойки (на случай, если банк нарушит сроки выдачи денег);
  • срок действия;
  • упоминание о безотзывности;
  • список документов для банка.

Какие принять меры, если при исполнении контракта заказчик обнаружил, что победитель предоставил ненадлежащую банковскую гарантию?

Отвечает Константин Эделев, эксперт Системы Госзаказ

Обратитесь к исполнителю с требованием заменить ненадлежащую банковскую гарантию. Если получите отказ, расторгните контракт в одностороннем порядке или по решению суда.

Задайте вопрос эксперту Системы Госзаказ

В законе четко прописаны условия, при которых документ вправе не принять. Они будут распространяться и на банковские гарантии для участия в аукционах. К ним относят три основания:

  • информации нет в реестре банковских гарантий;
  • истек срок действия;
  • содержание не соответствует информации, указанной в извещении о закупке.

Самым популярным считается второе основание. Внимательно проверяйте срок действия банковской гарантии. Для обеспечения заявки он должен на два месяца превышать период подачи заявок, а для обеспечения исполнения контракта должен должен быть больше срока окончания его действия как минимум на 1 месяц

Что должно быть указано в условиях идеальной банковской гарантии и что им противоречит, узнайте в разъяснении эксперта

Банковская гарантия в аукционе

Банковская гарантия в электронных процедурах не будет отличаться от существующей сейчас. Изменится лишь порядок ее предоставления. Он установлен правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 30.05.2018 г. № 626.

Получить банковскую гарантию по 44-ФЗ по-прежнему можно будет только в отобранных банках.

Обеспечение заявки в электронном аукционе банковской гарантией

Правила, касающиеся использования гарантии в электронном конкурсе и других электронных процедурах, вступают в силу с 1 июля 2019 года. Нововведения предусмотрены в ч. 29 ст. 44 Федерального закона о контрактной системе в сфере закупок.

До июля 2019 года этот вид обеспечения заявок и исполнения контракта используется только в бумажных процедурах. Такое требование установлено в ч. 52 ст. 112 Закона № 44-ФЗ.

Банковская гарантия в электронном аукционе в 2019 году

В правилах, утвержденных постановлением Правительства РФ № 626, установлен порядок взаимодействия трех сторон закупки: заказчика, участника и оператора ЭТП на случай, если участник выберет в качестве способа внесения обеспечения банковскую гарантию.

Напомним, с июля 2019 года это можно сделать в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе.

Участник закупки вместе с заявкой должен отправить оператору ЭТП номер записи в реестре банковских гарантий. Обратите внимание, что посмотреть его самостоятельно не получится. С 2018 года реестр находится в закрытом доступе и виден лишь заказчикам в личном кабинете ЕИС. Поэтому номер записи необходимо попросить у сотрудника кредитного учреждения, выдавшего гарантию.

Оператор ЭТП проверяет наличие номера в реестре. Заказчику эту информацию сообщают на этапе рассмотрения вторых частей заявок. По сути, к предоставлению обеспечения заявки приравнивают сообщение информации о реестровой номере гарантии.

Требования к банковской гарантии по 44-ФЗ

Каковы требования к банковской гарантии в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”?

1. Общие требования к банковской гарантии

Общие требования к банковской гарантии, которая представляет собой разновидность независимой гарантии, установлены параграфом 6 главы 23 ГК РФ. Согласно п. 2 ст. 368 ГК РФ банковская гарантия выдается в письменной форме, позволяющей достоверно определить ее условия и удостовериться в подлинности ее выдачи определенным лицом в порядке, установленном законодательством, обычаями или соглашением гаранта с бенефициаром.

В соответствии с п. 4 ст. 368 ГК РФ в банковской гарантии должны быть указаны:
– дата выдачи;
– принципал;
– бенефициар;
– гарант;
– основное обязательство, исполнение по которому обеспечивается гарантией;
– денежная сумма, подлежащая выплате, или порядок ее определения;
– срок действия гарантии;
– обстоятельства, при наступлении которых должна быть выплачена сумма гарантии.

Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон № 44-ФЗ) установлены дополнительные требования к банковским гарантиям, которые предоставляются заказчику в качестве обеспечения заявок на участие в конкурсе или закрытом аукционе, а также в качестве обеспечения исполнения контрактов (далее также – банковские гарантии).

2. Требования, предъявляемые к банковской гарантии, используемой для целей Закона № 44-ФЗ

Согласно ч. 1 ст. 45 Закона № 44-ФЗ заказчики принимают банковские гарантии, выданные банками, включенными в предусмотренный ст. 74.1 НК РФ перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.

Банковская гарантия должна быть безотзывной (ч. 2 ст. 45 Закона № 44-ФЗ).

Дополнительными требованиями (далее – Дополнительные требования), утвержденными постановлением Правительства РФ от 8 ноября 2013 г. № 1005 (далее – Постановление № 1005), установлено, что банковская гарантия оформляется в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной неквалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени банка. При оформлении банковской гарантии в письменной форме на бумажном носителе на нескольких листах все листы банковской гарантии должны быть пронумерованы, прошиты, подписаны и скреплены печатью банка (п. “в” Дополнительных требований).

Согласно ч.ч. 8, 8.1 ст. 45 Закона № 44-ФЗ банковская гарантия, информация о ней и документы, предусмотренные ч. 9 ст. 45 Закона № 44-ФЗ, должны быть включены либо в реестр банковских гарантий, размещенный в единой информационной системе (далее – ЕИС), либо (если такие заявки и (или) контракты содержат сведения, составляющие государственную тайну) в закрытый реестр банковских гарантий, который в ЕИС не размещается. До ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация и документы, предусмотренные Законом № 44-ФЗ, размещаются на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) в порядке, установленном Правительством РФ (ч. 5 ст. 112 Закона № 44-ФЗ).

3. Условия, подлежащие включению в банковскую гарантию, используемую для целей Закона № 44-ФЗ

Банковская гарантия должна содержать условия, перечисленные в ч. 2 ст. 45 Закона № 44-ФЗ, а также предусмотренные п. “а” Дополнительных требований.

В соответствии с названными нормами в банковскую гарантию обязательно включаются:
– сумма банковской гарантии, подлежащая уплате гарантом заказчику в установленных ч. 13 ст. 44 Закона № 44-ФЗ случаях, или сумма банковской гарантии, подлежащая уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом в соответствии со ст. 96 Закона № 44-ФЗ (п. 1 ч. 2 ст. 45 Закона № 44-ФЗ);
– обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией (п. 2 ч. 2 ст. 45 Закона № 44-ФЗ);
– обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1% денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки (п. 3 ч. 2 ст. 45 Закона № 44-ФЗ);
– условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта (банка) по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором в соответствии с законодательством РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику (п. 4 ч. 2 ст. 45 Закона № 44-ФЗ);
– срок действия банковской гарантии с учетом требований ст.ст. 44 и 96 Закона № 44-ФЗ (п. 5 ч. 2 ст. 45 Закона № 44-ФЗ);
– отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта (п. 6 ч. 2 ст. 45 Закона № 44-ФЗ);
– право заказчика представлять письменное требование об уплате денежной суммы и (или) ее части по банковской гарантии в случае ненадлежащего выполнения или невыполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, обеспеченных банковской гарантией, а также в случаях, установленных ч. 13 ст. 44 Закона № 44-ФЗ (абзац второй п. “а” Дополнительных требований);
– право заказчика по передаче права требования по банковской гарантии при перемене заказчика в случаях, предусмотренных законодательством РФ, с предварительным извещением об этом гаранта (банка) (абзац третий п. “а” Дополнительных требований);
– условие о том, что расходы, возникающие в связи с перечислением денежных средств гарантом по банковской гарантии, несет гарант (банк) (абзац четвертый п. “а” Дополнительных требований);
– установленный Постановлением № 1005 перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии (п. 7 ч. 2 ст. 45 Закона № 44-ФЗ, абзац пятый п. “а” Дополнительных требований);
– в случае, предусмотренном извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, проектом контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в банковскую гарантию включается условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем пять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии (ч. 3 ст. 45 Закона № 44-ФЗ).

Как указано в Постановлении № 1005, бенефициар (заказчик) одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии (далее – требование по банковской гарантии) направляет гаранту (банку) следующие документы:
– расчет суммы, включаемой в требование по банковской гарантии;
– платежное поручение, подтверждающее перечисление бенефициаром (заказчиком) аванса принципалу (поставщику, подрядчику, исполнителю), с отметкой банка бенефициара (заказчика) либо органа Федерального казначейства об исполнении (если выплата аванса предусмотрена контрактом, а требование по банковской гарантии предъявлено в случае ненадлежащего исполнения принципалом (поставщиком, подрядчиком, исполнителем) обязательств по возврату аванса) (смотрите также письмо Минэкономразвития России от 17 декабря 2014 г. № Д28И-2840);
– документ, подтверждающий факт наступления гарантийного случая в соответствии с условиями контракта (если требование по банковской гарантии предъявлено в случае ненадлежащего исполнения принципалом обязательств в период действия гарантийного срока);
– документ, подтверждающий полномочия единоличного исполнительного органа (или иного уполномоченного лица), подписавшего требование по банковской гарантии (решение об избрании, приказ о назначении, доверенность).

Соответственно, именно этот перечень документов включается в банковскую гарантию на основании п. 7 ч. 2 ст. 45 Закона № 44-ФЗ и абзаца пятого п. “а” Дополнительных требований.

4. Условия, которые запрещается включать в банковскую гарантию, используемую для целей Закона № 44-ФЗ

Такие условия предусмотрены ч. 4 ст. 45 Закона № 44-ФЗ и п. “б” Дополнительных требований.

На основании этих норм недопустимо включать в банковскую гарантию:
– требование о представлении заказчиком гаранту (банку) судебных актов, подтверждающих неисполнение принципалом (поставщиком, подрядчиком, исполнителем) обязательств, обеспечиваемых банковской гарантией (ч. 4 ст. 45 Закона № 44-ФЗ);
– положения о праве гаранта (банка) отказывать в удовлетворении требования заказчика о платеже по банковской гарантии в случае непредоставления гаранту (банку) заказчиком уведомления о нарушении поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или расторжении контракта (за исключением случаев, когда направление такого уведомления предусмотрено условиями контракта или законодательством РФ) (абзац второй п. “б” Дополнительных требований);
– требования о предоставлении заказчиком гаранту (банку) отчета об исполнении контракта (абзац третий п. “б” Дополнительных требований);
– требования о предоставлении заказчиком гаранту (банку) одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии документов, не включенных в Перечень (абзац четвертый п. “б” Дополнительных требований).

Ответ подготовил: Баркова Лилия, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Контроль качества ответа: Александров Алексей, рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Порядок обеспечения заявки в электронном аукционе по 44-ФЗ

Российский законодатель использует сегодня понятие «конкурса» или «аукциона» вместо «тендера», как раньше. Но принцип действия торгов все тот же – принять решение и выбрать из представленных предложений участника, который будет предоставлять заказчику услугу или поставит товар, выполнит работы.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Закрытые конкурсы проводятся, т. к. заказчикам нужны товары или услуги, которые имеются у ограниченного числа поставщиков, причем последние должны отвечать требованиям организатора торгов (конкурса или аукциона). Проводить закрытый конкурс необходимо, если заказ является конфиденциальным.

Для проведения таких торгов требуется разрешение от органа госвласти. Информацию о закрытом конкурсе нельзя получить через СМИ, она рассылается участникам лично. На участие в закрытых торгах нельзя даже отправить в электронном виде заявку и другие документы.

Аукцион, как форма торгов, отличается от конкурса. Заказчик вправе выбрать для участия не привлекательные предложения, а цену на товары или услуги. Аукцион, как и конкурс, может быть открытым и закрытым.

Так, обеспечение заявки в электронном аукционе по 44-ФЗ требуется каждому участнику. Дополнительно благодаря обеспечению не допускается искусственное снижение цены и срыв закупок. Ведь недобросовестные участники могут ставить именно эти цели, а не исполнение госзаказа.

Выиграв тендер, они могут отказаться подписывать контракт, но предварительная оплата обеспечения не даст им это сделать. Требование на обеспечение заявки участников указано в ст. 44, ч. 1 Закона. Электронный аукцион проводится с использованием электронной торговой площадки (ЭТП).

Стандартные нормативы

Нормативный акт №44 вступил в силу с начала 2014 г. Было решено, что вопросы, касающиеся обеспечения государственных и муниципальных учреждений, будут проводиться на конкурсной основе согласно его положениям. Правила обеспечения заявок на участие в торгах изложены в ст. 44−45 Закона.

Понятие и виды по закону

Законом предусмотрено, что для обеспечения заявки в качестве гарантии на участие в:

Закрытый аукцион или конкурс Можно:
  • предоставить банковскую гарантию;
  • внести денежные средства (личные, кредитные, заемные) на счет заказчика.
Электронный аукцион Необходимо внести денежные средства на счет ЭТП.

Потенциальный участник имеет право самостоятельно выбрать способ обеспечения своей заявки. Банковскую гарантию по просьбе одной из сторон может дать кредитное учреждение. Она выдается в виде письменного обязательства, по которому банк должен внести определенную сумму для обеспечения заявки (Гражданский кодекс, ст. 368, 370).

С денежным обеспечением, которое требуется именно для участия в электронном аукционе, все намного проще. Участнику (поставщику) аукциона необходимо заранее предусмотреть, чтобы на его счету были деньги. Оператор ЭТП заблокирует определенную сумму на время проведения торгов или пока не будет подписан контракт, при условии, что данный участник выиграл торги.

Если организация будет принимать участие в обычном конкурсе, то деньги можно перечислить на банковский счет заказчика. Требование к обеспечению заявки необходимо, если закупка данным способом используется вместо повторных торгов, которые не состоялись ранее (ФЗ № 44, ст. 83, ч. 4, п. 1).

По новым правилам, которые вступят в силу с июля 2019 г., участники не смогут обеспечивать заявки гарантиями банков. Нужно будет обеспечение только деньгами, а переводить их придется не на счет ЭТП, а на спецсчет. Эти счета будут обязаны открывать участники закупок.

Деньги на счете для текущей закупки будут блокироваться сразу, как только срок подачи заявок истечет. Это обозначает, что довнести недостающую сумму не получится, а значит, заявка будет отклонена.

Содержание статьи

В ст. 44 Закона указано, как нужно обеспечивать заявки для участия в торгах:

  • Требования по обеспечению заявок устанавливает в 2019 году заказчик. При этом он указывает размер обеспечения в сопровождающей документации к конкурсу. Заказчик также указывает вид торгов и как нужно обеспечить заявку, но способ выбирает поставщик.
  • Для участия в электронном аукционе необходимо внесение на счет определенной суммы.
  • Заявка должна отвечать требованиям ГК. Это обозначает, что дать банковскую гарантию может только учреждение, указанное в ГК.
  • Требования по обеспечению заявок одинаковы для всех организаций, которым нужно принять участие в закупке.
  • Для принятия участия в аукционе на лицевом счету потенциального участника должны быть средства в сумме не меньше, чем размер обеспечения, указанный в документации по проведению торгов.
  • С момента, как выяснится, что оператор не может заблокировать средства на счете участника в соответствии с положениями данного Закона о конкурсной основе, он обязан в течение 1 часа вернуть заявку.
  • В течение 1 рабочего дня с момента, как оператор не смог заблокировать средства на счете участника или последний отозвал заявку, деньги перестают блокироваться автоматически.
  • Средствами, которые оператор ЭТП не заблокировал для участия в данном аукционе, доступны участнику для использования на свое усмотрение.

Размер обеспечения заявок

Обеспечительные меры для участия в аукционе в определенном размере принимаются согласно ст. 44, пп. 14−15. Они зависят от начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК) и иногда специфики предприятия, которое является претендентом. Закон определяет НМЦК в положениях ст. 22, эта цена считается предельной, которую заказчик может выплатить за контракт.

Размер обеспечения при проведении не только электронных аукционов, но и других торгов в разных случаях может составлять:

По общим правилам Если НМЦК:

  • меньше 3 млн руб. – 1%;
  • больше 3 млн руб. – 0,5−5%.
Для некоммерческих организаций 2% от НМЦК (ФЗ №44, ст. 28−30).

К ним относятся:

  • учреждения уголовно-исправительной системы;
  • общества инвалидов;
  • субъекты малого предпринимательства;
  • социально ориентированные организации.

Для расчета суммы обеспечения можно использовать специальный калькулятор онлайн, он представлен Национальной Ассоциацией Институтов Закупок (НАИЗ). Универсальное средство могут использовать не только заказчики, но и поставщики.

По новым требованиям, вступающим в силу с июля 2019 году:

  • заказчикам нужно будет устанавливать обеспечение заявок для закупок с НМЦК более 5 млн. руб.;
  • если НМЦК составляет 5−20 млн. руб., обеспечение для заявки следует устанавливать в размере 0,5−1% от начальной цены;
  • если НМЦК более 20 млн руб. обеспечение для заявки может составить 0,5−5% от цены контракта.

Не уплачивать сумму обеспечения могут только участники, которые являются казенными учреждениями. Льготные условия для участников, имеющих статус субъекта малого предпринимательства, по новым требованиям будут отменены.

Прочие ситуации

Участнику, который выиграет аукцион, необходимо заранее поинтересоваться, когда возвращается сумма вложенных средств.

Обеспечение остальным участникам возвращается в таких случаях:

  • заявка отозвана до окончания срока приема;
  • электронные торги отменились;
  • участника отклонила конкурная комиссия после рассмотрения первой или второй части заявок;
  • заказчик отменил закупку;
  • потенциальный заказчик подал заявку позже срока, предназначенного для приема и указанного в извещении;
  • закупка не была выиграна поставщиком;
  • орган, контролирующий закупки, отказал заказчику в заключении контракта с единственным поставщиком.

Возврат обеспечения осуществляется победителю, как только между ним и заказчиком будет заключен договор. Но возврат получат и другие участники, которые не выиграли тендер, при наступлении вышеуказанных событий или после окончания торгов.

Если поставщик вносил средства для участия в конкурсе или закрытом аукционе, то деньги ему возвратятся на его банковский счет или компании, которая давала заем.

После электронного аукциона лицевые счета участников разблокирываются оператором ЭТП и снова становятся доступны для участия на этой площадке. Если же поставщик решил вернуть деньги с лицевого счета на банковский, он направляет запрос оператору и получает их в течение 3 дней.

Когда участником была предоставлена банковская гарантия, ее принципалу не возвращают, а взыскание по ней невозможно.

Срок возврата

Срок возврата обеспечения будет зависеть от того, на какой вид закупки поставщик подавал заявку:

После участия в электронном аукционе Обеспечение возвращается участникам в течение 1 рабочего дня.
Когда поставщик участвовал в конкурсе или закрытом аукционе Деньги возвратятся в течение 5 рабочих дней.

Случаи блокировки и потери

Если участник допущен к электронному аукциону, его средства по обеспечению заявки не возвращаются сразу, а блокируются на счете, который открыла электронная площадка.

Поэтапно это происходит так:

  1. Оператор ЭТП открывает спецсчет в банке, куда будут зачисляться средства, используемые участниками для обеспечения заявок.
  2. Для участия потенциальному поставщику нужно пройти аккредитацию на ЭТП.
  3. Решение об аккредитации потенциального участника принимается в течение 5 дней с момента подачи им заявки и других документов. В другом случае конкурсанту могут дать отказ, но он должен получить уведомление о принятом решении (ФЗ №44, ст. 61, п. 4). В уведомлении ему придут реквизиты для оплаты обеспечения.
  4. Потенциальный участник должен зачислить средства в счет обеспечения заявки по указанным реквизитам. Для этого оператор ЭТП открывает ему специальный лицевой счет, через который он должен проводить операции.
  5. Потенциальному участнику необходимо подать заявку-обращение на участие в электронном аукционе, одновременно с ней дать поручение оператору торгов заблокировать операции на его лицевом счету в объеме средств, которые нужны для обеспечения заявки. Оператор обязан это сделать в течение 1 часа с момента подачи поставщиком заявки.

Тендер и исключения

Но существуют ситуации, когда денежная гарантия не возвращается. Возврат не производится согласно ФЗ №44, ст. 44, ч. 13, если победитель уклонился и не подписал контракт с заказчиком. В другом случае, если он не представил обеспечение для исполнения контракта до его подписания.

Если поставщика отклонили от участия на одной и той же ЭТП 3 раза подряд в течение одного квартала, то средства по обеспечению заявки уйдут заказчику. Но получит их тот заказчик, закупка которого была третьей для данного поставщика. Деньги перечислятся заказчику через 1 месяц с момента отклонения закупки.

Общая ответственность

Недобросовестный заказчик или оператор ЭТП может быть наказан за несвоевременный возврат или невозвращение средств по обеспечению заявки вообще.

Штрафные санкции применяются в рамках КоАП по ст. 7.31.1, ч. 1−2:

При просрочке не более 3 дней
  • должностное лицо должно уплатить 5 тыс. руб.;
  • организация – 30 тыс. руб.
Если сроки невозврата превышают 3 дня
  • должностное лицо должно уплатить санкции 15 тыс. руб.;
  • предприятие – 90 тыс. руб.

По той же статье, но ч. 3, штраф составит 15 тыс. руб., если будут нарушены сроки: блокирования средств по обеспечению заявки или снятия блокировки на лицевом счету участника аукциона.

Дополнительно пострадавшее лицо может требовать уплаты пени, которая начисляется за каждый день просрочки в размере 1/300 от ставки рефинансирования ЦБ России.

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
  3. Москва и Область — +7 (499) 703-16-92
  4. Санкт-Петербург и область — +7 (812) 309-85-28
  5. Регионы — 8 (800) 333-88-93
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • Москва и Область — +7 (499) 113-16-28
    • Санкт-Петербург и область — +7 (812) 243-19-89
    • Регионы — 8 (800) 551-61-26

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Все виды банковских гарантий

«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Принят Государственной Думой 22 марта 2013 года

Одобрен Советом Федерации 27 марта 2013 года

Вступил в силу с 01.01.2014 и несет с собой ряд нововведений в систему государственных и муниципальных закупок

Требование об обеспечении заявок устанавливается непосредственно заказчиком при подготовке конкурсной документации. Среди способов обеспечения заявок значатся внесение денежных средств и предоставление банковской гарантии банком. Данное правило распространяется при закупке путем конкурса или закрытого аукциона. В случае проведения электронного аукциона в качестве обеспечения допускается только внесение денежных средств. При этом в первом варианте обеспечение заявки должно быть предоставлено участником до дня рассмотрения и оценивания заказчиком поданных заявок, а во втором – до уставленной даты подачи заявок, т.е раньше.

В случае когда в качестве обеспечения заявки выбрано внесение денежных средств, то участник их должен перечислить в указанные выше сроки на счет заказчика, реквизиты которого указаны в конкурсной документации. Если же обеспечение осуществляется в рамках проведения электронного аукциона, то средства следует перечислять на лицевой счет самого участника, открытый в соответствующем банке – операторе электронной площадки. Внесенные денежные средства блокируются на данном счете в течение одного часа с момента подачи такой заявки самим участником.

Возврат внесенного обеспечения: денежные средства возвращаются на расчетный счет участника в течение 5-и рабочих дней, а при проведении электронного аукциона в течение одного дня осуществляется разблокировка внесенных средств. При этом денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки, не возвращаются участнику, если он:

— уклоняется или отказывается от заключения контракта;

— не предоставил или же предоставил с нарушением обеспечение исполнения контракта;

— изменил или отозвал собственную заявку на участие в определении победителя уже после истечения срока, установленного для их подачи.

Обратите внимания, банковская гарантия возврату также не подлежит.

Сумма необходимого денежного обеспечения определяется в зависимости от начальной цены контракта и организационно-правового статуса участника. По общему правилу размер устанавливается заказчиком в диапазоне 0,5% -5 % от суммы контракта. Если же планируемая цена не более 3 миллионов рублей, то размер обеспечения составляет 1% от данной суммы. Причем Законом не предусмотрены какие-либо варианты уменьшения уже внесенного обеспечения либо его неполной уплаты.

27 августа 2014 года.

Вправе ли заказчик предоставлять преимущества организациям инвалидов, если часть закупаемых им товаров (работ, услуг) не входит в перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 341?

Требования к банковской гарантии по 44-ФЗ

Обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ

В соответствии с Законом 44-ФЗ «О контрактной системе» в качестве обеспечения заявки или исполнения контракта нельзя принимать гарантии любого банковского учреждения. Заказчики должны принимать исключительно гарантии, выданные теми банками, которые включены в соответствующий Перечень. Ведение такого Перечня предусмотрено статьей 176.1 Налогового Кодекса РФ и осуществляется Минфином РФ. Данные для формирования Перечня банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий, предоставляются Ценробанком РФ. Сам Перечень публикуется на официальном сайте Минфина РФ.

Общие положения о банковских гарантиях в сфере государственных закупок отражены в статье 45 Закона 44-ФЗ «О контрактной системе». В частности в ней установлены основные требования к содержанию банковской гарантии: вид и сумма обязательства, обязанности сторон (гаранта и принципала), сроки исполнения, действия гарантии и другие. В статье приведены конкретные основания, при которых заказчик имеет право отказать в принятии банковской гарантии и сроки ее рассмотрения. Также определено, что банковская гарантия является безотзывной и обязательно должна быть включена в реестр банковских гарантий, который согласно Закону будет создан в единой информационной системе.

Статья 37. Антидемпинговые меры при проведении конкурса и аукциона

1. Если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

2. Если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, ИЛИ информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

3. К информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов и подтверждающая исполнение таким участником в течение не менее чем одного года до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней) либо четырех и более контрактов (при этом не менее чем семьдесят пять процентов контрактов должно быть исполнено без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). В этих случаях цена одного из контрактов должна составлять не менее чем двадцать процентов цены, по которой участником закупки предложено заключить контракт в соответствии с частью 2 настоящей статьи.

4. В случае проведения конкурса информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, предоставляется участником закупки в составе заявки на участие в конкурсе. Комиссия по осуществлению закупок отклоняет такую заявку в случае признания этой информации недостоверной. Решение об отклонении такой заявки фиксируется в протоколе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с указанием причин отклонения такой заявки, доводится до сведения участника закупки, направившего заявку, не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола. Если участником закупки в случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи, в составе заявки на участие в конкурсе не предоставлена информация, подтверждающая его добросовестность в соответствии с частью 3 настоящей статьи, контракт с данным участником заключается после предоставления им обеспечения исполнения контракта в размере, в полтора раза превышающем размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

5. В случае проведения аукциона информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, предоставляется участником закупки при направлении заказчику подписанного проекта контракта. При невыполнении таким участником, признанным победителем аукциона, данного требования или признании комиссией по осуществлению закупок информации, предусмотренной частью 3 настоящей статьи, недостоверной контракт с таким участником не заключается и он признается уклонившимся от заключения контракта. В этом случае решение комиссии по осуществлению закупок оформляется протоколом, который размещается в единой информационной системе и доводится до сведения всех участников аукциона не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола.

6. Обеспечение, указанное в частях 1 и 2 настоящей статьи, предоставляется участником закупки, с которым заключается контракт, до его заключения. Участник закупки, не выполнивший данного требования, признается уклонившимся от заключения контракта. В этом случае уклонение участника закупки от заключения контракта оформляется протоколом, который размещается в единой информационной системе и доводится до сведения всех участников закупки не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола.

7. При проведении конкурсов в целях заключения контрактов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, оказание консультационных услуг заказчик вправе установить в конкурсной документации различные величины значимости критериев оценки заявок для случаев подачи участником конкурса заявки, содержащей предложение о цене контракта, которая:

1) до 25% ниже начальной (максимальной) цены контракта;

2) на 25 и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта.

8. В случаях, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, величина значимости такого критерия, как цена контракта, не может быть менее чем десять процентов суммы величин значимости всех критериев оценки заявок.

9. Если предметом контракта, для заключения которого проводится конкурс или аукцион, является поставка товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствие, средства для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственные средства, топливо), участник закупки, предложивший цену контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, обязан представить заказчику обоснование предлагаемой цены контракта, которое может включать в себя гарантийное письмо от производителя с указанием цены и количества поставляемого товара, документы, подтверждающие наличие товара у участника закупки, иные документы и расчеты, подтверждающие возможность участника закупки осуществить поставку товара по предлагаемой цене.

10. Обоснование, указанное в части 9 настоящей статьи, представляется:

1) участником закупки, предложившим цену контракта на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, в составе заявки на участие в конкурсе при проведении конкурса. В случае невыполнения таким участником данного требования или признания комиссией по осуществлению закупок предложенной цены контракта необоснованной заявка на участие в конкурсе такого участника отклоняется. Указанное решение комиссии по осуществлению закупок фиксируется в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе;

2) участником закупки, с которым заключается контракт, при направлении заказчику подписанного проекта контракта при проведении аукциона. В случае невыполнения таким участником данного требования он признается уклонившимся от заключения контракта. При признании комиссией по осуществлению закупок предложенной цены контракта необоснованной контракт с таким участником не заключается и право заключения контракта переходит к участнику аукциона, который предложил такую же, как и победитель аукциона, цену контракта или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после условий, предложенных победителем аукциона. В этих случаях решение комиссии по осуществлению закупок оформляется протоколом, который размещается в единой информационной системе и доводится до сведения всех участников аукциона не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола.

11. В случае признания победителя конкурса или аукциона уклонившимся от заключения контракта на участника закупки, с которым в соответствии с положениями настоящего Федерального закона заключается контракт, распространяются требования настоящей статьи в полном объеме.

Отдельно стоит отметить о появившихся Антидемпинговых мерах ст.37 44-ФЗ

Закон говорит о том, что при снижении начальной (максимальной) цены контракта более чем на 25% обеспечение исполнения контракта увеличивается в 1,5 раза

Порядок обеспечения исполнения контрактов в общих чертах отражен в статье 96 Закона 44-ФЗ «О контрактной системе». Часть первая статьи устанавливает прямую обязанность заказчиков всегда в извещении о проведении закупки устанавливать требование об обеспечении исполнения контракта. Исключение составляют лишь случаи закупки товаров, работ или услуг у единственного участника.

Обеспечение исполнения контракта также возможно двумя способами:

внесение денежных средств или предоставление гарантии банка. При этом выбор конкретного способа предоставляется самому участнику. Обеспечение может быть предоставлено в любой день до даты подписания контракта. В случае обеспечения исполнения контракта денежными средствами они должны быть перечислены участником на расчетный счет заказчика, указанный в конкурсной документации. Также именно конкурсной документацией устанавливается, в каких случаях осуществляется возврат внесенного денежного обеспечения, а также определяются условия, при которых обеспечение возврату не подлежит.

Размер обеспечения исполнения контракта составляет 5%-30% от начальной стоимости контракта, которая указана в соответствующем извещении о закупке. Меньший процентный диапазон – от 10% до 30%, установлен для обеспечения контрактов, цена которых превышает 50 миллионов рублей. При этом сумма обеспечения не должна быть меньше аванса, если его выплата предусмотрена контрактом. Если же размер аванса превышает предельные 30%, то сумма обеспечения устанавливается в размере, равном авансу.

При этом в отличие обеспечения заявки при обеспечении исполнения контракта законом установлены случаи, при которых допускается уменьшение размера внесенной денежной суммы и даже варианты полного освобождения от внесения обеспечения. Так, для уменьшения сторонам достаточно должным образом согласовать данный факт. А не требуется предоставление обеспечения исполнения контракта при закупке товаров, работ, услуг государственными и муниципальными казенными учреждениями.

Статья написана по материалам сайтов: www.garantexpress.ru, jurjur24.ru, s-tg.ru.

»

Это интересно:  Когда выдается военный билет
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector