+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Бухгалтерский учет в тсж

Товарищество собственников жилья (ТСЖ) – один из способов реализации управления жилищными объединениями, разрешенный и регламентированный законодательством РФ. Несмотря на то что ТСЖ является некоммерческой структурой, ее деятельность должна подчиняться правилам учета: бухгалтерского и налогового.

В чем состоят нюансы учетных операций по ТСЖ, какими проводками они оформляются, каковы тонкости налогообложения, разбираем в статье.

Зачем создаются ТСЖ

Данные объединения возникают для целей повышения эффективности управления комплексами жилой недвижимости.

К СВЕДЕНИЮ! Более популярны ТСЖ для управления большими домами, состоящими из множества квартир. Но закон ничего не имеет против объединения в такую систему владельцев близкорасположенного приватного жилья.

Задачи, которые призваны решать ТСЖ:

  • следить за поддержанием жилья в надлежащем состоянии;
  • улучшать условия для жизни в своем объединении;
  • своевременно устранять возникающие проблемы в рамках своих компетенций.

Для решения этих задач ТСЖ может заниматься коммерческой деятельностью, чтобы получать доход и наполнять свой фонд.

Такой деятельностью может быть:

  • сдача помещений внаем;
  • строительство дополнительных зданий, сооружений, других объектов недвижимости;
  • обслуживание и ремонт собственности ТСЖ.

Иногда ТСЖ предпринимает действия, прямо направленные на получение дохода, а не оказание пользы имуществу и жильцам ТСЖ. Однако, полученный доход также пойдет на целевое использование. Коммерческая деятельность, приносящая ТСЖ доход, может быть следующей:

  • заключение договора на размещение рекламы на домах и другом имуществе, находящемся в ТСЖ;
  • договоры с компаниями, проводящими Интернет, кабельное телевидение и т.п.;
  • аренда нежилых помещений, находящихся в собственности ТСЖ;
  • договоры с жильцами на оказание им бытовых услуг и т.п.

Средства, полученные от коммерческой деятельности ТСЖ, признаются доходами.

Источниками средств для деятельности ТСЖ, помимо дохода от коммерции, могут быть:

  • членские взносы;
  • вступительные взносы;
  • текущие платежи;
  • субсидии из бюджета;
  • плата за аренду помещений;
  • спонсорская помощь и др.

Полученные средства следует тратить исключительно на заявленные цели, действуя в интересах членов ТСЖ. Это может быть выполнение ремонтных работ, облагораживание прилегающей территории, организация охраны, дополнительное строительство и т.д. Фонды, из которых берутся средства, оговариваются в Уставе ТСЖ. Текущие платежи жильцов расходуются, как правило, на коммунальные услуги.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Все средства, полученные ТСЖ, не являются доходами и не могут использоваться иначе, как по направлениям Устава.

Почему ТСЖ необходим учет

Товарищество собственников жилья с точки зрения права является юридическим лицом. Как в любой организации, в некоммерческом объединении деятельность подразумевает финансовую динамику, а значит, подлежит строгому бухгалтерскому и налоговому учету.

Создание и функционирование ТСЖ регламентировано соответствующими законодательными актами, такими как:

  • ст. 135, 136, 148 Жилищного кодекса Российской Федерации;
  • Федеральный закон №402-ФЗ от 06.12. 2011 года «О бухгалтерском учете»;
  • Положение по бухгалтерскому учету № 106н «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008, утвержденное Приказом Министерства финансов РФ 06.10. 2008 года – в тех частях, которые не противоречат вышеуказанному Федеральному закону;
  • Приказ Минфина РФ №66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» от 02.07. 2010 года;
  • внутренняя учетная политика организации.

На основании этих нормативных документов ТСЖ должно вести бухгалтерский учет и подвергаться налогообложению.

Бухучет в ТСЖ призван решать такие задачи:

  • контроль над поступлениями денежных средств;
  • отражение финансов на правильных бухгалтерских счетах;
  • формирование фондов и распределение полученных средств.

Поскольку ТСЖ с точки зрения законодательства является юридическим лицом, оно должно иметь свой управляющий орган, а значит, иметь в своем штате лиц, выполняющих обязанности бухгалтера: вести учет и своевременно предоставлять данные налоговикам, в Пенсионный фонд, в органы статистики.

ТСЖ и нюансы бухгалтерии

Бухгалтерский учет включает в себя анализ хозяйственной деятельности ТСЖ и формирование необходимой документации.

Особенности бухучета в ТСЖ

Юридически бухгалтерия в ТСЖ ничем не отличается от учета любой некоммерческой организации. На практике существует ряд нюансов, которые следует соблюдать.

  1. Любая отчетность подразумевает некий контрольный период. В ТСЖ он, как правило, составляет год. Нужно указать, как изменилось финансовое состояние организации за этот промежуток времени. Годовой отчет допускается к вниманию любого члена ТСЖ, поскольку скрывать прибыль товарищества от его собственников никто не имеет права.
  2. Чтобы правильно распланировать затраты и предусмотреть доходы на следующий период, бухгалтерия должна по итогам предыдущего года составить смету на грядущий год и утвердить ее на общем собрании. Эта смета и станет основой для будущего бухучета.
  3. Смету необходимо опубликовать (на сайте ТСЖ и/или на федеральном ресурсе), а затем отчитываться о ее исполнении территориальной инспекции жилнадзора (приказ Минстроя от 22 декабря 2014 года № 882/пр).

Отчетность по бухгалтерии ТСЖ

Как утверждает ФЗ №402, бухгалтерская отчетность Товарищества как некоммерческого объединения должна включать в себя такие документы:

  • баланс (форма 4) – 1 раз в квартал;
  • отчет с подтверждениями целевого применения финансов – ежегодно;
  • приложения.

ВАЖНО! Если ТСЖ применяет упрощенную систему налогообложения (УСН), то отчетность может обойтись и без бухгалтерских приложений, ограничившись первыми двумя пунктами.

Дополнительно сдаются обязательные сведения в Пенсионный фонд по месту регистрации: индивидуальные данные и форма РСВ-1.

Главным финансовым документом ТСЖ, на основании которого составляется бухгалтерский баланс, является смета поступлений и трат, которая сводится ежегодно и утверждается на общем собрании членов ТСЖ. С отчетом о финансовой динамике может ознакомиться любой собственник жилья.

Отражение на балансе обязательных поступлений

Платежи, перечисляемые членами ТСЖ в качестве оплаты за коммунальные услуги, вступительные взносы, другие принятые уставом виды оплат не признаются в качестве дохода объединения. Их следует учитывать как средства, поступившие для целевого финансирования, и отражать на балансе на счете 86 «Целевое финансирование». Дебетом могут быть счета 50 «Касса» или 51 «Расчетные счета», действующие в корреспонденции со кредитом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Отражение на балансе субсидий из бюджета

Бюджет может субсидировать исключительно целевое финансирование. Счет 86, предназначенный для его отражения, может дополняться такими субсчетами, как:

  • 86-1 «Целевые взносы собственников жилья»;
  • 86-2 «Компенсации (субсидии) по оплате жилья и коммунальных услуг»;
  • 86-3 «Дотации из местного бюджета»;
  • 86-4 «Скидки льготным категориям населения»;
  • 86-5 «Поступления от предпринимательской (хозяйственной деятельности)»;
  • 86-6 «Прочие целевые поступления»

Учет доходов от коммерческой деятельности ТСЖ

ТСЖ может вести такую деятельность, так как это способствует реализации его целей и задач (п. 4 ст. 50 ГК РФ). Это может быть оказание ремонтных услуг, выполнение различных работ за счет действий штатных электриков, сантехников и других мастеров. Учет по такой деятельности должен вестись отдельно от других видов поступлений и расходов. Это позволит разделить облагаемую налогом часть финансов и ту, что не считается доходной и по этой причине не входит в налоговую базу.

Выручка, полученная от оказания услуг и выполнения работ, является доходом от обычных видов деятельности. Для ее отражения предназначен кредит счета 91 «Продажи» с субсчетом 90-1 «Выручка», корреспондирующий со счетами 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» или субсчетом к счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Отражение затрат ТСЖ

Целевое использование средств ТСЖ проходит по счету 20 «Основное производство», к которому открываются субсчета для различных направлений основной деятельности, а также коммерческих работ и услуг.

Пример проводки

Представим, что в штате ТСЖ находится электрик, чей труд оплачивается сдельно, который выполнил для одного из жильцов замену проводки. Материалы приобретены самим жильцом. Человек оплатил работу электрика сразу после сдачи по установленным в ТСЖ тарифам. Вот что требуется отразить на бухгалтерском балансе:

  • дебет 50 , кредит 62 – получение оплаты от жильца — заказчика;
  • дебет 62, кредит 90-1 – признание полученных средств доходом;
  • дебет 90-3, кредит 68 – начисление НДС со стоимости выполненной работы;
  • дебет 20-2, кредит 70 – начисление сдельной зарплаты штатному электрику;
  • дебет 20-2, кредит 69 – начисление страховых взносов на сумму трудового вознаграждения;
  • дебет 90-2, кредит 20-2 – списание себестоимости выполненной работы;
  • дебет 90-9, кредит 99 – отражение финансового результата – прибыли.

Помимо перечисленных операций, на балансе ТСЖ будут отражаться затраты на ремонт общего жилого имущества и учет основных средств организации.

ТСЖ и отечественное налогообложение

По умолчанию после регистрации ТСЖ, как и любая организация, находится на общей системе налогообложения. Но она имеет полное право перейти на УСН, и большинство выбирает этот вариант, поскольку в таком случае бухгалтерская деятельность и отчетность будут минимальными.

Отчетные документы, сдаваемые в ИНФС:

  • декларация по «упрощенке»;
  • декларация по налогу на доходы физических лиц-2;
  • среднесписочная численность членов ТСЖ.

ТСЖ выполняет работы и оказывает услуги самому себе, а не другим сторонам, поскольку его главный вид деятельности – это содержание и ремонт собственных жилых помещений, это прямой показатель к использованию УСН. Средства, полученные от этой деятельности, не могут быть признаны доходами, а значит, существуют нюансы с начислением на них налогов.

Еще раз перепроверим: не являются доходами:

  • вступительные взносы;
  • членские взносы;
  • паевые взносы;
  • пожертвования благотворителей;
  • спонсорская помощь;
  • резервные отчисления;
  • государственные субсидии.

Являются доходами и подлежат налогообложению:

  • средства, полученные в результате коммерческой деятельности ТСЖ (реализационные и внереализационные – ст. 249 и 250 НК РФ);
  • обязательные платежи по оплате содержания, текущего и капитального ремонта жилой собственности (письмо Минфина от 05.05 2006 г. №03-03-05/8);
  • суммы, полученные от кого угодно, кроме учредителей и членов организации.

Расходами для целей налогообложения признаются траты, соответствующие критериям п. 1 ст. 252 НК РФ: экономическая обоснованность и документальная подтвержденность.

ВАЖНО! Имеет решающее значение источник поступления средств, даже на одинаковые цели. Например, если финансы внесены собственниками ТСЖ на капитальный ремонт, они не подлежат налогообложению. Если эти же финансы внесены владельцами недвижимости, не являющимися членами ТСЖ, это будет считаться доходом и входить в налоговую базу.

Как и любая организация на УСНО, ТСЖ должно выбрать одну из форм налогообложения:

  • платить НДФЛ со всех сумм, признанных доходами;
  • выбрать схему «доходы минус расходы».

Если при регистрации не выбрать упрощенную систему налогообложения, ТСж автоматически окажется на ОСНО – общей системе, где оно обязано перечислять в бюджет все налоги и сборы, предусмотренные законом, и вовремя подавать необходимые декларации. Поэтому следует быть очень внимательными при регистрационных мероприятиях.

Главный риск деятельности ТСЖ

С точки зрения бухгалтерского учета, основная неприятность, которая может грозить ТСЖ, это банкротство. Оно наступает, если на счете не хватает резервных средств: поскольку ТСЖ – организация некоммерческая, в случае непредвиденных расходов чаще всего не из чего покрыть недостачу. Если такое случилось и спасти ТСЖ не получается, банкротство может быть одной из форм его ликвидации. Это тяжелое решение должно приниматься на общем собрании членов ТСЖ. Каких-то особенностей банкротства именно для ТСЖ закон не предусматривается, процедура обычна для всех организаций.

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ В ТСЖ

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ В ТСЖ

Вопрос о том, как составить бухгалтерские проводки в учете ТСЖ, по-прежнему не утрачивает актуальности. Рекомендации некоторых экспертов по использованию счета 96, дискуссии по поводу квалификации деятельности ТСЖ в качестве реализации услуг, работ для целей налогообложения, а также отсутствие четких предписаний в нормативных актах и разъяснений уполномоченных органов свидетельствуют об отсутствии определенности в профессиональном сообществе. В настоящей статье мы обоснуем собственное суждение о том, каким образом ТСЖ отражает хозяйственные операции в бухгалтерском учете.

Действующие бухгалтерские стандарты не описывают порядок учета основной уставной деятельности некоммерческой организации. Одновременно для отражения операций в рамках приносящей доход деятельности НКО руководствуется такими стандартами. Фактически единственным ориентиром для ТСЖ может быть комментарий к счету 86 Целевое финансирование» из Инструкции по применению Плана счетов.

Известно, что многие бухгалтеры ТСЖ, построившие налоговый учет на основе разъяснений Минфина о том, что плата за содержание общего имущества и коммунальные услуги — это выручка ТСЖ, переносят этот принцип и на бухгалтерский учет. То есть они формируют доходы от продаж точно так же, как это делают УК.

Кроме того, некоторые ТСЖ следуют рекомендациям экспертов об использовании счета 96 для резервирования расходов по смете, а коммунальные услуги отражают как транзитные операции (с использованием счета 76).

Мы не считаем данные подходы верными. Вспомним, что в силу п. 6 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» одним из требований к учетной политике является требование приоритета содержания перед формой, согласно которому факты хозяйственной деятельности следует отражать в бухгалтерском учете исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования.

Экономическое содержание уставной деятельности ТСЖ

С точки зрения правового статуса в отношении лиц, пользующихся на законных основаниях помещениями в доме, которыми управляет ТСЖ, товарищество, по сути, ничем не отличается от профессиональной УК.

1. ТСЖ является исполнителем коммунальных услуг и несет все обязанности, установленные Правилами предоставления коммунальных услуг. Оно обязано заключать договоры ресурсоснабжения. Единственное послабление, данное ТСЖ по сравнению с УК, — это чуть более низкий размер пеней в первые месяцы просрочки платежей по таким договорам.

2. На ТСЖ в полном объеме распространяются Правила осуществления деятельности по управлению МКД. Существенное отличие от УК заключается в том, что деятельность ТСЖ по управлению домом, собственниками помещений в котором оно создано, не подлежит лицензированию.

3. Для ТСЖ, как и для УК, действуют Правила содержания общего имущества, Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД, а также Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда. ТСЖ в силу закона обязано осуществлять необходимые мероприятия, которые обеспечивают надлежащее состояние общего имущества, независимо от наличия источника финансирования.

4. Правоотношения по поводу оказания платных услуг между ТСЖ и потребителями подпадают под действие законодательства о защите прав потребителей, даже если эти потребители являются членами ТСЖ.

Так описывается правовая сущность деятельности товарищества. Экономическая же сущность его деятельности существенно отличается от сущности деятельности УК (см. таблицу на с. 13).

Показатель для сравнения

Обязательства перед собственниками помещений

Это интересно:  Какие виды дисциплинарных взысканий предусмотрены трудовым кодексом

Оказывать услуги и выполнять работы

Оказывать услуги и выполнять работы. Отчитываться по смете доходов и расходов

Распоряжение поступлениями за услуги, оказанные собственными силами

По усмотрению УК

Все доходы тратятся согласно смете и финансовому плану, утвержденному решением общего собрания членов ТСЖ. Доходы от хозяйственной деятельности используются по специальному решению общего собрания членов ТСЖ

Экономия, образующаяся по итогам работы

Прибыль УК, которой она распоряжается единолично, в том числе путем осуществления выплат собственникам компании

Экономия по смете расходуется в соответствии с решением членов ТСЖ на цели, ради которых товарищество было создано, между членами не распределяется

Убыток, образующийся по итогам работы

Предпринимательский риск УК, не затрагивающий потребителей. Убыток может быть возмещен собственниками компании, которые не являются потребителями услуг УК

Никаких иных источников финансирования деятельности, кроме платежей собственников помещений, в том числе членов ТСЖ, товарищество не имеет. Сами собственники помещений определяют источник покрытия убытка

Главная особенность ТСЖ состоит в том, что собственники помещений являются одновременно и участниками юридического лица, и потребителями его услуг. Именно поэтому они имеют право получать отчет не только о фактическом оказании услуг, но и о размере затрат ТСЖ. Закон дает им право рассчитывать на то, что ТСЖ будет тратить денежные средства, внесенные собственниками помещений, именно по тому назначению, которое было согласовано самими собственниками. А это и есть характеристика средств целевого финансирования и их отличие от выручки от оказания услуг, выполнения работ.

Согласно Инструкции по применению Плана счетов счет 86 предназначен для обобщения информации о движении средств, необходимых для осуществления мероприятий целевого назначения, средств, поступивших от других организаций и лиц, бюджетных средств и др. Средства целевого назначения, полученные в качестве источников финансирования тех или иных мероприятий, отражаются по кредиту счета 86 в корреспонденции со счетом 76.

Использование средств целевого финансирования отражается по дебету счета 86 в корреспонденции со счетами 20 или 26 (при направлении средств целевого финансирования на содержание НКО), 83 (при использовании средств целевого финансирования, полученных в виде инвестиций), 98 (при направлении коммерческой организацией бюджетных средств на финансирование расходов) и т.п. Таким образом, ТСЖ собирает осуществляемые затраты на счетах 20 и 26 в общем порядке. Для классификации затрат можно воспользоваться рекомендациями, актуальными для УК:

— на счете 20 аккумулируются затраты, непосредственно связанные с оказанием услуг собственникам помещений (в том числе заработная плата рабочих, если они есть в штате);

— на счете 26 собираются затраты, связанные с управлением организацией в целом (заработная плата председателя (управляющего), бухгалтера, затраты на содержание офиса, почтовые, канцелярские расходы).

По итогам месяца следует списать данные затраты за счет средств целевого финансирования.

Нередко НКО принимают к учету средства целевого финансирования лишь в размере фактически поступивших сумм. Однако для ТСЖ необходимо производить начисления по задолженности собственников помещений, чтобы в учете нашли отражение одновременно:

— реальные обязательства ТСЖ перед собственниками (запись по кредиту счета 86 означает, что ТСЖ взяло на себя обязательство израсходовать данные суммы по целевому назначению, вызванный неплатежами дефицит финансирования не снимает с ТСЖ обязательств по надлежащему содержанию общего имущества и ведению расчетов с РСО и подрядчиками);

— обязательства собственников помещений перед ТСЖ (по дебету счета 76 должны быть отражены суммы дебиторской задолженности собственников, которые товарищество имеет право взыскать в принудительном порядке).

Начисление задолженности по платежам собственников помещений указывает на то, что неизбежно возникнет необходимость формировать резерв по сомнительным долгам и списывать с баланса безнадежные к взысканию долги. Эта обязанность установлена бухгалтерским законодательством в отношении каждой организации. Единственным источником расходов в виде отчислений в резерв и списанных долгов является целевое финансирование, значит, соответствующую статью расходов придется обосновывать при утверждении сметы на общем собрании членов ТСЖ.

В рабочем плане счетов ТСЖ:

— к счету 20 «Основное производство» открыт субсчет 20-1 «Содержание общего имущества»;

— к счету 86 «Целевое финансирование» открыт субсчет 86-1 «Содержание и ремонт общего имущества».

В бухгалтерском учете ТСЖ будут составлены следующие проводки:

Начислены платежи собственников помещений по итогам месяца

Отражено создание резерва по сомнительным долгам

Отражено использование средств по смете на создание резерва по сомнительным долгам

Списан долг, признанный безнадежным, за счет резерва

Содержание и ремонт общего имущества

Согласно ч. 8 ст. 156, п. 4 ч. 2 ст. 145 ЖК РФ принятие решения о размере взносов членов ТСЖ, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в МКД, относится к исключительной компетенции общего собрания членов товарищества. Поскольку бремя содержания общего имущества несут все собственники независимо от статуса помещения (жилое или нежилое), категории самого собственника (юридическое или физическое лицо, ИП), его отношений с ТСЖ (член или нечлен), размер платежей для членов и нечленов товарищества одинаков.

Впоследствии общее собрание членов ТСЖ должно определить источник финансирования расходов, фактически понесенных ранее в отсутствие источника финансирования.

Общее правило об исправлении существенных ошибок гласит, что корреспондирующим счетом к счетам, записи по которым исправляются, является счет учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) (п. 9 ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности»). Однако для НКО в целом и ТСЖ в частности счет 84 в данном случае следует заменить на счет 86. Этот вывод подтверждается рекомендациями, представленными в п. 25 Информации ПЗ-1/2015 .

Информация Минфина России «Об особенностях формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческих организаций (ПЗ-1/2015)».

В рабочем плане счетов ТСЖ:

— к счету 20 «Основное производство» открыт субсчет 20-1 «Содержание общего имущества»;

— к счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» открыт субсчет 60-1 «Расчеты за выполненные работы, оказанные услуги»;

— к счету 86 «Целевое финансирование» открыты субсчета 86-1 «Содержание и ремонт общего имущества», 86-7 «Расходы, не предусмотренные сметой».

В бухгалтерском учете ТСЖ будут составлены следующие записи:

В 2014 г. ежемесячно

Начислены платежи собственников помещений за вывоз ТБО и обслуживание ВДГО

Приняты услуги подрядчиков

Отражено использование средств целевого финансирования

В 2016 г. в месяце проведения перерасчета

Уменьшена задолженность собственников помещений в размере неправомерно начисленных сумм

Затраты, фактически осуществленные в течение месяца в связи с содержанием и ремонтом общего имущества, отражаются на счете 20 в общем порядке. Корреспондирующими счетами чаще всего являются счета 60, 76, а также счета 70, 69, 10.

Не исключено, что в отдельные месяцы источник финансирования может быть израсходован не полностью либо, наоборот, будет наблюдаться превышение фактически осуществленных затрат над имеющимися суммами целевого финансирования.

В случае экономии никаких дополнительных записей не производится. Экономия, образовавшаяся по итогам года, должна быть обнародована на общем собрании и по решению общего собрания направлена на какие-либо целевые мероприятия. Обратим внимание, что ТСЖ (в лице членов правления) не вправе самостоятельно расходовать денежные средства помимо утвержденной сметы (например, нельзя за счет экономии выплачивать премии сотрудникам или вознаграждения членам правления, если эти действия не были одобрены общим собранием).

В рабочем плане счетов ТСЖ к счету 86 «Целевое финансирование» открыт субсчет 86-3 «Фонд непредвиденных расходов».

В бухгалтерском учете ТСЖ составлены следующие записи:

В ноябре 2015 г.

Приняты работы подрядчиков

Отражено использование средств целевого финансирования

В 2016 г. ежемесячно начиная с марта

Начислены взносы в фонд непредвиденных расходов

Отражено использование средств фонда непредвиденных расходов на осуществленную ранее оплату работ по неотложному ремонту кровли

Может так случиться, что правлению ТСЖ удастся установить лиц, виновных в возникновении обстоятельств, обусловивших необходимость выполнить неотложные работы. Например, ТСЖ устраняло недостатки работ подрядчика по ремонту кровли, возместило ущерб жильцу, а потом взыскало с подрядчика все эти суммы. В таком случае возникает новый источник финансирования, и надо просто показать его использование.

Пример 4. В результате ДТП был поврежден шлагбаум, установленный ТСЖ на придомовой территории за счет взносов собственников помещений. ТСЖ восстановило его (расходы составили 4500 руб.) и впоследствии получило компенсацию от виновного лица в кассу.

В бухгалтерском учете будут составлены следующие записи:

Приняты работы по ремонту шлагбаума

Отражен дефицит средств целевого финансирования (расходы, не предусмотренные сметой)

Сформирована задолженность виновного лица как источник финансирования ремонтных работ

Получены денежные средства в кассу

В судебной практике с 2010 г. декларируется принцип тождества обязательств ТСЖ как исполнителя коммунальных услуг перед РСО и обязательств собственников помещений (потребителей) перед ТСЖ. Однако в настоящее время нормативные правовые акты содержат массу специально урегулированных ситуаций, когда этот принцип не соблюдается: например, при применении повышающих коэффициентов, оплате коммунального ресурса, предоставленного на ОДН сверх установленного норматива потребления, использовании в расчетах показаний приборов учета, обеспечивающих учет объемов коммунальных ресурсов дифференцированно по времени суток.

Кроме того, ТСЖ как исполнитель коммунальных услуг рассматривается в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта. Главный принцип состоит в том, что факт неплатежей собственников помещений за коммунальные услуги никак не сказывается на обязательствах ТСЖ перед РСО по оплате коммунальных ресурсов.

Эти обстоятельства указывают на то, что ТСЖ нельзя рассматривать как посредника в расчетах между РСО и потребителями. Условия договоров ресурсоснабжения, в которых ТСЖ выступает в роли агента собственников помещений при условии, что в доме выбран способ управления ТСЖ, не соответствуют закону. Поскольку ТСЖ не является посредником, неправильно отражать расчеты за коммунальные ресурсы и услуги через счета учета расчетов транзитом. Одновременно экономическая сущность деятельности ТСЖ (отсутствие иных источников финансирования, кроме взносов собственников помещений, а также необходимость отчитываться за образовавшуюся экономию и невозможность распоряжаться ею самостоятельно) указывает на неправомерность отражения операций по предоставлению коммунальных услуг как реализации. Поэтому представляется, что хозяйственные операции в рамках деятельности по предоставлению коммунальных услуг отражаются точно так же, как и операции по содержанию и ремонту общего имущества.

Иначе говоря, стоимость коммунальных ресурсов, предъявленная к оплате РСО, принимается к учету бухгалтерской записью Дебет 20 Кредит 60. Начисление платы за коммунальные услуги собственникам помещений фиксируется в учете проводкой Дебет 76 Кредит 86. Третья стандартная запись — Дебет 86 Кредит 20 — отражает использование источника финансирования (платежей собственников) на покрытие понесенных расходов.

Коммунальные услуги на ОДН

Отдельно следует обсудить вопросы оплаты коммунальных услуг на ОДН. Если общим собранием собственников помещений принято решение о полном распределении объема ресурса на ОДН на потребителей, ТСЖ начисляет плату потребителям в том же размере, в каком РСО предъявляет к оплате стоимость ресурса. Если такое решение не принято, заведомо известно, что у ТСЖ источник финансирования (плата потребителей) меньше целевых расходов (естественно, если фактический объем ресурса на ОДН по показаниям ОПУ превышает нормативный, и это наиболее распространенная ситуация). Поэтому сверхнормативный расход на ОДН целесообразно относить в дебет счета 86, субсчет «Расходы, не предусмотренные сметой». Впоследствии правление ТСЖ должно отчитаться о размере, причинах возникновения таких расходов и предложить возможные пути их компенсации. То же самое справедливо, если с 1 июля 2016 г. отношения между РСО и ТСЖ подпадают под действие п. 21(1) Правил заключения договоров ресурсоснабжения.

Если в доме есть нежилые помещения, собственники которых заключили прямые договоры с РСО, ТСЖ вправе предъявлять им к оплате коммунальные услуги на ОДН (см. п. 18 Правил предоставления коммунальных услуг). Здесь бухгалтерские записи будут такими же, как и в общем случае.

В соответствии с актуальной редакцией жилищного законодательства плата за коммунальные ресурсы, потребленные на ОДН (в пределах норматива потребления), с 2017 г. должна стать элементом платы за содержание жилого помещения. Бухгалтерские проводки у ТСЖ в связи с этим не изменятся, нужно будет только правильно выбрать субсчета.

Капитальный ремонт общего имущества

В Информации ПЗ-1/2015 Минфин России однозначно высказался за необходимость отражения в учете НКО, формирующей фонд капитального ремонта общего имущества в МКД:

— дебиторской задолженности по взносам собственников помещений на капитальный ремонт (п. 9) (здесь полностью применимы общие правила о формировании резерва по сомнительным долгам);

— денежных средств на специальном счете, предназначенном для формирования фонда капитального ремонта (п. 11);

— средств целевого финансирования в виде не использованных на отчетную дату взносов на капитальный ремонт, пеней, уплаченных собственниками помещений в связи с неуплатой взносов, процентов, начисленных за пользование денежными средствами на специальном счете (п. 15).

Иначе говоря, начисление взносов в фонд отражается в бухгалтерском учете точно так же, как и плата за содержание общего имущества. Представляется, что и расходование средств фонда на оплату работ по капитальному ремонту следует производить путем отражения расходов на счете 20 и их последующего отнесения в дебет счета 86. Главное — обеспечить отдельный учет на счете 86.

Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета

Согласно рекомендациям, представленным в п. 34 Информации ПЗ-1/2015, НКО, применяющая упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, вправе списывать расходы на осуществление уставной деятельности на счет 86 без их предварительного отражения на счетах, предназначенных для учета производственных затрат.

Напомним, что упрощенными способами ведения учета могут пользоваться все ТСЖ, за исключением тех, чья бухгалтерская отчетность подлежит обязательному аудиту в соответствии с законодательством РФ (ч. 4, 5 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»). В частности, обязательный аудит проводится организацией, если объем выручки от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг) за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн руб. (п. 4 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»). Поскольку выручку в бухгалтерском учете по основной деятельности ТСЖ не формирует, риск подпасть под обязательный аудит можно связать, скорее, с накоплением фонда капитального ремонта на специальном счете ТСЖ, что увеличивает валюту баланса.

В бухгалтерском учете ТСЖ будут составлены следующие записи:

Бухгалтерский и налоговый учет в ТСЖ: а есть ли реализация?

Бухгалтеры ТСЖ сталкиваются в своей работе со специфической проблемой. С одной стороны, финансисты и налоговики настаивают на том, что деятельность ТСЖ подразумевает оказание (реализацию) услуг его членам и иным лицам. С другой стороны, эксперты и судьи, анализируя нормы гражданского и жилищного законодательств, указывают, что никакого оказания (реализации) услуг тут нет.

Это интересно:  Разница между страховой и социальной пенсией

Вопрос этот весьма принципиален, поскольку влияет на порядок отражения операций в бухгалтерском и налоговом учете.

«Философский» вопрос о форме и содержании

Одним из обязательных требований к системе бухгалтерского учета, соблюдение которых должно быть обеспечено при формировании учетной политики в любой организации, является приоритет содержания перед формой (п. 6 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» [ 1] ).

Оно гласит, что факты хозяйственной деятельности должны отражаться в бухгалтерском учете исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой).

Пожалуй, именно это требование вызывает больше всего трудностей на практике. Ведь совсем не учитывать форму, в том числе характер отношений, возникающих между сторонами той или иной сделки исходя из норм гражданского законодательства, отдельные формулировки заключенных договоров и т. д., нельзя. С другой стороны, нельзя и допускать, чтобы юридическая форма искажала реальное содержание операции.

Именно в этой плоскости, по сути, и следует изучать проблему учета операций ТСЖ.

Как было отмечено выше, чиновники настаивают на том, что деятельность ТСЖ по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, а также по подаче коммунальных ресурсов нужно трактовать именно как оказание услуг членам ТСЖ и иным лицам со всеми вытекающими последствиями. В частности, это означает необходимость признания доходов в налоговом учете (как при общем режиме налогообложения, так и при УСНО) и использования счета 90 «Продажи» в бухгалтерском учете.

Так, ссылаясь на пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ (в редакции, действовавшей до июля 2011 года), финансисты в Письме от 15.07.2011 № 03‑11‑11/185 заключили, что ТСЖ не учитывает при формировании налоговой базы только:

–отчисления на формирование резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества членами ТСЖ.

Чиновники указали, что только эти суммы можно трактовать в качестве целевых поступлений и учитывать соответствующим образом. Все остальные платежи в соответствии со ст. 249 НК РФ было рекомендовано считать доходами от реализации, то есть выручкой ТСЖ. Таким образом, по мнению Минфина, все поступления от жильцов (независимо от их членства в ТСЖ) в виде платы за содержание и ремонт общего имущества и коммунальные
услуги являются для ТСЖ выручкой от реализации работ (услуг) и учитываются в составе доходов при определении налоговой базы как при УСНО, так и при общем режиме налогообложения.

В Письме Минфина РФ от 29.06.2011 № 03‑01‑11/3‑189 разъяснено, что платежи за жилищно-коммунальные услуги одновременно с их отражением в доходах ТСЖ принимаются к уменьшению доходов в составе расходов, так как эти средства должны быть перечислены соответствующим организациям, оказывающим данные услуги, из чего финансисты сделали интересный вывод: такие платежи не подпадают под налогообложение, поэтому вносить изменения в порядок налогообложения прибыли в отношении платежей членов ТСЖ за коммунальные услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, по их мнению, не следует.

К сожалению, утверждение, что платежи не подпадают под налогообложение, не вполне соответствует действительности. Особенно остро это ощущают «упрощенцы». Ведь если ТСЖ применяет УСНО и в качестве объекта налогообложения выбирает доходы, то ни о какой нейтрализации доходов расходами не может быть и речи. Однако, даже если применяется объект налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», вопрос о включении в состав доходов сумм, поступающих от членов ТСЖ в оплату коммунальных и иных услуг, остается актуальным, ведь существует такое понятие, как минимальный налог, составляющий 1% суммы признанных доходов. Иными словами, «выйти на ноль» организация, находящаяся на УСНО, не может.

Обратим внимание, что согласно Федеральному закону от 18.07.2011 № 235‑ФЗ изменена формулировкапп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ (новая редакция этой нормы вступила в силу с 22.07.2011, однако ее действие распространяется задним числом на отношения, возникшие с 01.01.2011). Теперь к целевым поступлениям следует относить осуществленные в соответствии с законодательством РФ о некоммерческих организациях:

–взносы учредителей (участников, членов);

–пожертвования, признаваемые таковыми на основании гражданского законодательства РФ;

–доходы в виде безвозмездно полученных некоммерческими организациями работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров;

–отчисления на формирование резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества членами ТСЖ.

В данном случае нас интересует первый вид поступлений. Как видим, теперь в НК РФ не прописываются отдельные виды взносов членов, признаваемых целевыми поступлениями (вступительные, членские и паевые). Вместо этого в новой редакции указанной нормы речь идет просто о взносах членов.

Иными словами, конкретный состав взносов теперь не ограничен. Если они осуществлены членами ТСЖ в соответствии с требованиями законодательства РФ, их следует считать именно целевыми поступлениями.

В связи с этим отметим, что Закон о некоммерческих организациях [2] также не устанавливает конкретного перечня платежей членов некоммерческой организации, признаваемых их взносами, и не ограничивает круг целевых поступлений. В частности, в числе источников формирования имущества некоммерческой организации в п. 1 ст. 26 данного закона упоминаются как регулярные и единовременные поступления от членов, так и добровольные имущественные взносы и пожертвования.

К сожалению, однозначного решения проблемы налогообложения сумм, поступающих в ТСЖ от его членов, новая редакция не дает, ведь понятие взносов никак не конкретизировано, вследствие чего возникает вопрос о том, можно ли рассматривать в качестве целевых поступлений обязательные платежи членов ТСЖ, осуществляемые в соответствии с требованиями ЖК РФ. Для ответа на этот вопрос далее подробнее рассмотрим нормы жилищного законодательства. А пока вернемся к разъяснениям чиновников. В некоторых из них «упрощенцам» фактически предлагается заключать посреднические договоры (к примеру, агентские). О таком построении взаимоотношений речь идет, в частности, в письмах Минфина РФ от 05.07.2011 № 03‑11‑06/2‑103,от 02.06.2011 № 03‑11‑06/2/88 и от 14.04.2011 № 03‑11‑11/95.

Пожалуй, наиболее развернуто эта тема раскрыта в Письме ФНС РФ от 22.04.2011 № КЕ-4-3/6526@.

Специалисты налоговой службы пояснили, что учет в составе доходов платежей (кроме взносов, пожертвований и отчислений в резерв, которые признаются целевыми поступлениями согласно ст. 251 НК РФ), поступающих ТСЖ от его членов, зависит от их договорных отношений. Напомним, что на ТСЖ в соответствии с уставом, утвержденным общим собранием членов товарищества, возлагаются обязанности:

–по обеспечению надлежащего санитарного, противопожарного и технического состояния дома и прилегающей к нему территории;

–по проведению технической инвентаризации дома;

–по предоставлению коммунальных услуг;

–по содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества.

Налоговики предположили, что реализовывать указанные функции ТСЖ может по‑разному.

Если товарищество действует и заключает договоры с производителями (поставщиками) соответствующих работ (услуг) от своего имени, а не от имени членов ТСЖ (иными словами, если исходя из договорных обязательств ТСЖ не является посредником, приобретающим по поручению его членов указанные работы
(услуги), возлагая на них обязанность финансирования данной деятельности), ТСЖ должно применять первую схему, которая подразумевает признание суммы платежей членов ТСЖ за жилищно-коммунальные услуги выручкой от реализации работ (услуг) на основании ст. 249 НК РФ и, соответственно, их учет в составе доходов ТСЖ.

Если ТСЖ заключает договоры с производителями (поставщиками) соответствующих работ (услуг) либо от своего имени, но по поручению членов ТСЖ, либо от имени и за счет членов ТСЖ (то есть если исходя из договорных обязательств ТСЖ является посредником, приобретающим работы (услуги) по поручению членов ТСЖ), имеет место вторая схема, в рамках которой доходом ТСЖ признается лишь комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение (в частности, в налоговом учете – на основании пп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Кажется, что все логично. Если бы не одно но…

Что сказано в Жилищном кодексе?

Действительно, в соответствии со ст. 161 ЖК РФ в случае, если управление МКД осуществляется ТСЖ, оно несет ответственность:

–за содержание общего имущества в данном доме на основании требований технических регламентов и правил содержания общего имущества в МКД;

–за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства дома, качество которых должно соответствовать требованиям правил предоставления, приостановления и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам помещений в МКД, а также пользователям такими помещениями.

Обеспечивать содержание и ремонт общего имущества ТСЖ может своими силами или посредством привлечения на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности. В целях управления МКД товарищество вправе привлечь управляющую организацию, заключив с ней возмездный договор на оказание (выполнение) соответствующих услуг (работ) и контролируя исполнение ею всех договорных обязательств.

С этим никто и не спорит. Проблема в другом.

В соответствии со ст. 291 ГК РФ и ст. 135 ЖК РФ ТСЖ – это некоммерческая организация, представляющая собой объединение собственников помещений в МКД для совместного управления общим имуществом в доме. Целями такого объединения являются:

–распоряжение общим имуществом в МКД;

–осуществление деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества;

–обеспечение предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в МКД;

–осуществление иной деятельности, направленной на достижение целей управления МКД.

В силу п. 5 ст. 135 ЖК РФ ТСЖ признается юридическим лицом с момента его государственной регистрации. Оно имеет печать со своим наименованием, расчетный и иные счета в банке, а также другие реквизиты. Являясь самостоятельным юридическим лицом, ТСЖ выступает в роли налогового агента при исчислении и удержании НДФЛ с выплат в пользу своих сотрудников по трудовым договорам, а также иных лиц, выполняющих работы и оказывающих услуги для ТСЖ по гражданско-правовым договорам.

Средства ТСЖ согласно п. 2 ст. 151 ЖК РФ состоят:

–из обязательных платежей, вступительных и иных взносов членов товарищества;

–из доходов от осуществления хозяйственной деятельности ТСЖ, направленной на выполнение целей, задач и обязанностей товарищества;

–из субсидий на обеспечение эксплуатации общего имущества в МКД, проведение текущего и капитального ремонта, предоставление отдельных видов коммунальных услуг и иных субсидий;

–из прочих поступлений.

ТСЖ вправе заниматься хозяйственной деятельностью лишь для достижения целей, предусмотренных его уставом. В частности, оно может осуществлять следующие виды деятельности:

–обслуживать, эксплуатировать и ремонтировать недвижимое имущество в МКД;

–строить дополнительные помещения и объекты общего имущества в доме;

–сдавать в аренду, наем части общего имущества в МКД.

Доход от такой деятельности на основании решения общего собрания членов ТСЖ используется для оплаты общих расходов или направляется в специальные фонды, расходуемые на цели, предусмотренные уставом товарищества. Дополнительный доход может быть направлен на иные цели деятельности ТСЖ согласно ЖК РФ и уставу товарищества.

Особый интерес представляет то, что в силу п. 5 ст. 155 ЖК РФ платежи членов товарищества, совершаемые в порядке, установленном органами управления ТСЖ, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества, а также коммунальных услуг, отнесены к обязательным платежам и взносам, то есть к первой категории средств ТСЖ, отличающихся от доходов от хозяйственной деятельности общества.

Как видим, жилищное законодательство объединяет понятия «обязательные платежи» и «взносы». Обязательные платежи членов ТСЖ нужно квалифицировать именно как взносы членов некоммерческой организации, то есть как целевые поступления, в том числе в контексте новой редакции пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ.

Что говорят судьи?

В Постановлении Пленума ВАС РФ от 05.10.2007 № 57 подчеркнуто, что ТСЖ не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, которые отличаются от интересов его членов.

Ведь соответствующие обязательства ТСЖ перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть больше, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами – членами ТСЖ, в связи с чем при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам) (например, услуг по энергоснабжению) ТСЖ оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц.

Таким образом, ТСЖ при заключении договоров энергоснабжения, договоров на эксплуатацию, содержание и ремонт помещений в МКД, а также трудовых договоров со специалистами выступает в имущественном обороте не в своих интересах, а в интересах членов ТСЖ.

Как следствие, был сделан вывод, что ТСЖ не должно начислять НДС по операциям, связанным с обеспечением жилых помещений коммунальными услугами, а также с содержанием, эксплуатацией и ремонтом общего имущества в МКД.

При рассмотрении проблемы исчисления единого налога при УСНО ФАС МО в Постановлении от 16.06.2009 № КА-А41/ 5155‑09 отметил ряд нюансов. Во-первых, суммы, которые взимались с членов ТСЖ за техническое обслуживание, фактически являлись членскими взносами (то есть целевыми средствами), направленными на управление, эксплуатацию, текущий и капитальный ремонт помещений и т. п. Во-вторых, коммунальные услуги ТСЖ своим членам также не оказывало (эти услуги предоставлялись специализированными организациями и оплачивались товариществом из средств, полученных от жильцов в качестве членских взносов и обязательных платежей, связанных с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества, а также коммунальных услуг). Следовательно, ТСЖ, заключая договоры на оказание коммунальных услуг, эксплуатацию, содержание и ремонт жилых помещений и общего имущества в МКД и получая компенсации фактически произведенных затрат по предоставлению льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, выступает в имущественном обороте не в своих интересах, а в интересах членов товарищества, в связи с чем освобождается от исчисления налогов (в частности, налога на прибыль и единого налога при применении УСНО) по операциям, связанным со сбором средств с членов товарищества и иных собственников на оплату коммунальных услуг и расходов на содержание, эксплуатацию и ремонт общего имущества в МКД.

Справедливости ради отметим, что ВАС и арбитражные суды в своих рассуждениях исходили из прежней редакции пп. 1 п. 1 ст. 137 ЖК РФ, где в описании права ТСЖ заключать договоры на содержание и ремонт общего имущества, оказание коммунальных услуг и прочие договоры было сказано, что эти договоры заключаются в интересах членов товарищества.

Теперь же (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 04.06.2011 № 123‑ФЗ) данный подпункт звучит иначе и оговорки про интересы членов товарищества в нем больше нет. В новой редакции указанное право ТСЖ сформулировано так: заключать в соответствии с законодательством договор управления многоквартирным домом и иные обеспечивающие управление многоквартирным домом, в том числе содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоры.

Однако, на наш взгляд, эта поправка не меняет сути дела. ТСЖ остается некоммерческой организацией, действующей в интересах ее членов и не преследующей цели извлечения прибыли от осуществления хозяйственной деятельности. С этой позиции некорректно представлять ТСЖ в роли поставщика услуг своим членам. В лучшем случае это посредник, организующий предоставление услуг жильцам (собственникам и нанимателям) и не преследующий при этом коммерческих целей.

Это интересно:  Срок хранения приказов по личному составу

Если же речь идет о платежах, вносимых членами ТСЖ, их следует считать целевыми средствами, за счет которых покрываются расходы как на содержание и ремонт общего имущества, так и на коммунальные услуги.

В отличие от позиции финансистов и налоговиков, рассмотренной выше, ни в ЖК РФ, ни в судебных актах нет указаний на то, что статус ТСЖ и суть его уставной деятельности может меняться в зависимости от конкретной схемы взаимодействия между членами ТСЖ, самим ТСЖ, ресурсоснабжающими организациями и управляющими организациями, если таковые привлекаются к управлению домом.

Порядок бухгалтерского учета в ТСЖ

Безусловно, ТСЖ, являясь юридическим лицом, обязано вести бухгалтерский учет в общеустановленном порядке. Это прописано в п. 7 ст. 148 ЖК РФ.

При этом, поскольку ТСЖ является некоммерческой организацией, оно придерживается норм, установленных именно для данного типа организаций. В частности, ТСЖ руководствуется не всеми бухгалтерскими стандартами, а в применяемых ПБУ учитывает особенности, предусмотренные для некоммерческих организаций. К примеру, все некоммерческие организации, включая ТСЖ, не начисляют амортизацию основных средств, а лишь ведут учет их износа на забалансовом счете (п. 17 ПБУ 6/01«Учет основных средств» [3] ). Также ТСЖ не могут производить переоценку основных средств (п. 15 ПБУ 6/01).

При организации учета поступлений от членов ТСЖ и иных лиц необходимо принимать во внимание еще одно ограничение. Согласно п. 1ПБУ 9/99«Доходы организации» [4] применительно к данному документу некоммерческие организации (включая ТСЖ) признают лишь доходы от осуществления предпринимательской и иной деятельности.

Иными словами, признавать выручку (на счете 90 «Продажи») и прочие доходы (на счете 91 «Прочие доходы и расходы») следует только в отношении поступлений, которые связаны с предпринимательской деятельностью.

Как было отмечено выше, ТСЖ вправе для достижения целей, предусмотренных уставом, заниматься некоторыми видами хозяйственной деятельности. Так, если оно оказывает платные услу-ги, не связанные с содержанием и ремонтом общего имущества в МКД (например, если штатные сотрудники товарищества производят по обращениям жильцов установку внутриквартирного сантехнического оборудования (раковин, душевых кабин и т. д.) за дополнительную плату в соответствии с прейскурантом (прайс-листом)), в учете отражается выручка (на счете 90) или прочий доход (на счете 91) в зависимости от характера оказания таких
услуг (систематического или однократного). Следовательно, расходы, связанные с оказанием подобных платных услуг и осуществлением предпринимательской деятельности, нужно учитывать обособленно на счетах учета затрат (в частности, на счете 20 «Основное производство»), если поступления признаются выручкой, либо в качестве прочих расходов на счете 91, если соответствующие поступления признаются прочими доходами, а не выручкой.

Если же поступления не связаны с предпринимательской (хозяйственной) деятельностью ТСЖ, а представляют собой целевые поступления от членов ТСЖ и иных лиц, их следует учитывать соответствующим образом – с использованием счета 86 «Целевое финансирование». Причем, как мы выяснили, вопреки мнению финансистов и налоговиков, если следовать закону и придерживаться норм гражданского и жилищного законодательств (к этому призывают и судьи), целевыми поступлениями нужно считать не только членские и вступительные взносы членов ТСЖ, но и обязательные платежи, предназначенные для покрытия как расходов на содержание общего имущества, так и стоимости коммунальных услуг.

Безусловно, на счете 86 необходимо организовать соответствующий аналитический учет по видам целевых средств, что должно быть принято во внимание при формировании рабочего плана счетов (на стадии разработки и утверждения учетной политики). При этом можно обратиться к Рекомендациям по организации учета для ТСЖ [5] , однако нужно иметь в виду, что этот документ был принят, когда еще не применялся целый ряд ПБУ (по крайней мере, в их нынешних редакциях) и действовал другой план счетов. Так что использовать этот документ следует крайне осторожно, применяя лишь те нормы, которые актуальны в настоящее время.

В частности, на счете 86 можно организовать аналитический учет:

–по целевым взносам жильцов;

–по обязательным платежам на содержание и ремонт общего имущества;

–по обязательным платежам на оплату коммунальных услуг;

–по полученным из бюджета субсидиям и т. д.

В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов [6] операции по счету 86 отражаются следующим образом:

–средства целевого назначения, полученные в качестве источников финансирования тех или иных мероприятий, в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» отражаются проводкой Дебет 76 Кредит 86;

–использование целевого финансирования показывается преимущественно в корреспонденции со счетами 20 «Основное производство» и 26 «Общехозяйственные расходы» (при направлении средств целевого финансирования на содержание некоммерческой организации), то есть отражается проводкой Дебет 86 Кредит 20, 26.

Таким образом, при начислении сумм обязательных взносов и платежей, подлежащих внесению членами ТСЖ (собственниками, нанимателями), необходимо дебетовать счет 76 (к которому открывается субсчет для учета расчетов с жильцами с обеспечением аналитики по каждому члену ТСЖ, собственнику, нанимателю и т. д.) и кредитовать счет 86. При поступлении денежных средств в кассу или на расчетный счет ТСЖ дебетуется счет 50 «Касса» или 51 «Расчетные счета» и кредитуется соответствующий аналитический счет синтетического счета 76. Фактические затраты ТСЖ, связанные с выполнением его функций, отражаются на счете 20. При необходимости управленческие расходы могут собираться отдельно на счете 26. В конце каждого месяца отражается использование целевых средств на финансирование понесенных расходов путем списания затрат с кредита счета 20 в дебет счета 86.

Согласно позиции, изложенной в статье, обязательные платежи и взносы членов ТСЖ являются целевыми поступлениями и не подлежат включению в состав доходов ни в бухгалтерском, ни в налоговом учете. Данный вывод основан на правовом статусе ТСЖ и нормах ЖК РФ о структуре средств. Обращаем внимание, что налоговая проблема признания обязательных платежей членов ТСЖ целевыми поступлениями по‑прежнему существует, несмотря на поправки, внесенные Федеральным законом № 235‑ФЗ в пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ.

[2] Федеральный закон от 12.01.1996 № 7‑ФЗ «О некоммерческих организациях».

Бухгалтерский учет имущества в ТСЖ

«Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение», 2009, N 5

В статье «Как найти грань? Общее имущество собственников VS имущество ТСЖ» на с. 66 рассмотрены принципиальные отличия имущества, принадлежащего ТСЖ на праве собственности, и объектов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Как указанные объекты отражаются в бухгалтерском учете товарищества?

Материалы

Вопросы разграничения принципов учета имущества возникают только в отношении объектов длительного пользования, отвечающих признакам основных средств. По имуществу, приобретаемому ТСЖ в качестве предметов труда и соответствующему признакам материально-производственных запасов, несложно определять функциональную принадлежность. Согласитесь, вряд ли активы, классифицируемые как МПЗ, могут быть расценены в качестве общего имущества собственников помещений в доме. Согласно п. 1 ст. 36 ЖК РФ в состав общего имущества входят помещения, оборудование, земельный участок с элементами озеленения и благоустройства. Такие активы, как стройматериалы, хозяйственный инвентарь, канцелярские товары, не могут быть объектами общего имущества собственников помещений в доме по определению.

Согласно методологии учета активы, отвечающие признакам МПЗ, следует оприходовать на счете 10 «Материалы» (на основании приходного ордера, составленного по форме N М-4 ) с использованием соответствующих субсчетов, предусмотренных Инструкцией по применению Плана счетов (например, 10-8 «Строительные материалы», 10-9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности»). Затем по мере отпуска материалов непосредственно для выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества либо для обеспечения деятельности правления ТСЖ их стоимость списывается на счет учета затрат на основании требования-накладной по форме N М-11. Так, если речь идет о канцтоварах, целесообразно применить счет 26 «Общехозяйственные расходы», если материалы необходимы для ведения уставной деятельности по содержанию и ремонту общего имущества (например, строительные материалы, чистящие средства, хозяйственный инвентарь), они списываются в дебет счета 20 «Основное производство». После формирования затрат на счетах 20 и 26 их суммы списываются в дебет счета 86. Так отражается использование целевого финансирования на содержание некоммерческой организации согласно Инструкции по применению Плана счетов.

Утверждена Постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а.

Пример 1. Председатель ТСЖ отчитался по подотчетным суммам. Согласно авансовому отчету и приложенным к нему товарным чекам были приобретены:

  • гвозди, краска на сумму 1000 руб.;
  • электрические лампочки на 500 руб.;
  • ведра, швабры на 800 руб.;
  • шариковые ручки, писчая бумага на 600 руб.

Все расходы предусмотрены сметой доходов и расходов товарищества.

В бухгалтерском учете ТСЖ будут составлены записи:

Вместе с тем в некоторых случаях ТСЖ может избежать процедуры оприходования МПЗ в бухгалтерском учете. Соответствующие разъяснения были даны в п. 7 Особенностей формирования бухгалтерской отчетности некоммерческих организацией, размещенных на сайте Минфина : при отсутствии значительных остатков и наличии эффективной системы оперативного контроля за расходованием сырья, материалов некоммерческая организация вправе не отражать в балансе стоимость таких ценностей. Получается, что стоимость МПЗ списывается, минуя счет 10. Однако такой вариант не исключает необходимость оформлять первичные документы, на основании которых стоимость приобретенных МПЗ уменьшает целевое финансирование. Учитывая, что материалы не приходуются на счет 10, приходный ордер по форме N М-4 составлять было бы нелогично. По нашему мнению, в рассматриваемой ситуации ТСЖ следует оформлять акт о расходе материалов, содержащий все необходимые реквизиты (п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Форма и периодичность составления такого акта (например, ежемесячно) должны быть предусмотрены в учетной политике товарищества.

Пример 2. Воспользуемся условиями примера 1. Допустим, что в связи с закупкой материалов только по фактической потребности учетной политикой предусмотрено прямое списание стоимости МПЗ на расходы.

В учете ТСЖ необходимо отразить такие бухгалтерские проводки:

Многие специалисты предлагают не использовать затратные счета вовсе, ссылаясь на то, что некоммерческая организация в рамках уставной деятельности не несет расходы, а только использует целевое финансирование. По их мнению, следует отражать использование источника напрямую со счетов учета МПЗ и расчетов (с подрядчиками, работниками и т.д.) (Дебет 86 Кредит 10, 60, 69, 70, 76). Если сопоставить этот вариант со способом, при котором не затрагивается счет учета МПЗ, то счет 86 будет корреспондировать только со счетами учета расчетов.

Пример 3. Воспользуемся условиями примера 1. Допустим, учетной политикой предусмотрено отражение направления средств целевого финансирования на содержание ТСЖ и ведение уставной деятельности без использования счетов учета МПЗ и затратных счетов.

Бухгалтерские записи будут составлены так:

Еще один вариант — отражение расходов и доходов по смете ТСЖ с применением отдельного счета, например, 96. Начисление задолженности по платежам (доходам по смете) отражается по кредиту счета 96 (в том числе в корреспонденции со счетом 86), а использование — по дебету (в корреспонденции со счетами учета расчетов и (или) МПЗ).

В бухгалтерском учете ТСЖ нужно оформить проводки:

Как видим, учет в ТСЖ может быть максимально упрощен. Однако, идя в этом направлении, нельзя забывать о цели бухгалтерского учета — обеспечении пользователей отчетности полной и достоверной информацией о деятельности организации, в том числе для контроля за целесообразностью хозяйственных операций, наличием и движением имущества и обязательств. Если ТСЖ полагает, что исключение из рабочего плана счетов таких счетов, как 10 и 20 (26), не повредит формированию достоверной информации для пользователей отчетности и является удобным для бухгалтера, ничто не мешает прописать соответствующий порядок в учетной политике для целей бухгалтерского учета. Вместе с тем существуют некоторые ситуации, в которых без применения названных счетов обойтись, по нашему мнению, нельзя. Например, если товарищество наряду с уставной (содержание и ремонт общего имущества) ведет иные виды деятельности (оказывает за плату услуги по ремонту имущества, принадлежащего жильцам на праве собственности, не включенного в состав общего имущества).

Основные средства

Активы, отвечающие признакам основных средств, сформулированным в п. 4 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», в учете некоммерческой организации отражаются в общем порядке: сначала на счете учета вложений во внеоборотные активы, затем на счете учета основных средств. Особенность состоит в том, что одновременно с отнесением первоначальной стоимости объекта на счет 01 следует отразить использование источника целевого финансирования проводкой Дебет 86 Кредит 83. Если имущество приобретается за плату у поставщика, составляется проводка Дебет 08 Кредит 60, если же оно поступает в качестве взноса или пожертвования, счет 08 корреспондирует со счетом учета источника поступления имущества (86).

Приобретение газонокосилки будет отражено проводками:

Напомним, что амортизация по основным средствам некоммерческих организаций не начисляется. Линейным способом начисляется износ на забалансовом счете 010 исходя из установленного срока полезного использования.

Пример 6. Воспользуемся условиями примера 5. Допустим, что ТСЖ приказом установило срок службы газонокосилки — шесть лет.

Конкретный вариант следует прописать в учетной политике.

Приобретение предметов обстановки офиса товарищества будет отражено следующим образом:

Общее имущество собственников помещений

Основной принцип в том, что ТСЖ не вправе отражать у себя на балансе в составе основных средств объекты, принадлежащие собственникам помещений как на праве частной собственности, так и на праве общей долевой собственности. Тем не менее все документы о создании и приобретении объектов, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, выписываются поставщиками и подрядчиками на ТСЖ. Именно ТСЖ проверяет качество поставленных и созданных объектов и принимает их у контрагентов. Расчеты по договорам с поставщиками и подрядчиками также ведутся с использованием расчетного счета ТСЖ. Данные операции должны найти отражение в учете. В связи с этим приобретение объектов, входящих в состав общего имущества, отражается как текущие расходы ТСЖ по смете.

В бухгалтерском учете ТСЖ будут составлены проводки:

Статья написана по материалам сайтов: paritet-gkh.ru, www.klerk.ru, wiseeconomist.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector