+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Что такое нко в социальной сфере

С исторической точки зрения социальное партнерство (СП) практиковалось в России еще в Средние века, и с именами русских предпринимателей и меценатов Демидовых, Грибушиных, Строгановых и представителей других российских династий связаны начинания в данной сфере. Сегодня для развития традиций важна преемственность, именно поэтому СП и социальная ответственность органично входят в социальные кодексы и другие нормативные акты современных бизнес-структур. Изначально под СП понималась система институтов и механизмов согласования интересов участников производственного процесса, основанная на равном сотрудничестве работников и работодателей.

С точки зрения представителей некоммерческих организаций (НКО) или социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО), социальное партнерство — это:

— система взаимоотношений, направленная на участие общества и человека в процессах государственного, корпоративного, общественного управления;

принципы взаимодействия государства и некоммерческого сектора в части реализации актуальных проблем, стоящих перед обществом, особенно в том сегменте, где государство по тем или иным причинам не может эффективно разрешать эти проблемы;

— взаимовыгодное сотрудничество некоммерческого сектора, бизнеса и органов власти, при котором органы власти и бизнес финансово, информационно и в других формах поддерживают инициативы СО НКО как институтов гражданского общества.

С точки зрения ряда экспертов благотворительность — самая простая форма реализации СП и участие в ней могут принимать представители всех секторов, в том числе СО НКО, включая инициативные группы. При этом каждый из секторов может находить свою форму взаимодействия с другими участниками СП. Это может быть:

  • — благотворительность со стороны организаций и физических лиц;
  • — поддержка со стороны государства и бизнеса социально значимых проектов, которые реализуют некоммерческие организации;
  • — государственная поддержка совместных проектов, общественных инициатив в различных формах взаимодействия (в том числе информационная, финансовая, имущественная) в целях достижения конкретных социальных задач;
  • — работа некоммерческих организаций гражданского общества по выявлению проблем, стоящих перед обществом;
  • — проведение различных консультаций с экспертами из смежных секторов.

Исходя из ресурсной базы бизнеса, формы реализации СП могут быть в виде:

  • — прямой материальной помощи со стороны бизнеса СО НКО, которые в свою очередь поддерживают каких-то конечных получателей из социально незащищенных слоев;
  • — предоставления собственной инфраструктуры (бизнес и СО НКО, социально ориентированные некоммерческие организации) для государственных проектов (в качестве инфраструктуры понимается техническое обеспечение проекта профильными товарами и услугами);
  • — проведения совместных проектов/благотворительных акций;
  • — предоставления интеллектуальной, технической и других видов помощи, которую необходимо задействовать в проектах при доброй воле участников 1 .

Согласно действующему законодательству в Российской Федерации некоммерческой организацией является организация:

  • — не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками;
  • — созданная для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ;
  • — созданная в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами [1][2] .

Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, учрежденном в соответствии с Указом Президента в 2008 г., регулярно издаются справочники по лучшим социальным практикам, реализуемым СО НКО в сфере поддержки семьи и детства. Лучшие практики СО ЫКО изучает Министерство экономического развития, Агентство стратегических инициатив. Появился законодательный термин СО НКО — Социально ориентированные СО НКО — трактующий НКО, оказывающие многообразные услуги и поддержку гражданам в социальной, культурной, образовательной и иной сферах и предполагающий возможность оказания таким СО НКО особой поддержки.

Одна из приоритетных задач образованной при администрации президента экспертной рабочей группы по СО НКО — создание условий для передачи некоммерческим организациям части государственных функций. В частности, за ближайшие пять лет планируется передать НКО около 20% госфункций в сфере социального обслуживания [3] .

В сфере социального обслуживания всего 1% частных поставщиков социальных услуг, включая бизнес, в том числе индивидуальных предпринимателей, некоммерческих организаций и отдельных граждан, действующих через СО НКО. На 99% этот сектор принадлежит государству. Задача привлечь сюда СО НКО была сформулирована давно, в том числе выход СО НКО на этот рынок предполагает Федеральный закон № 442 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».

Предлагается развивать СО НКО, занимающиеся кризисными семьями, профилактикой социального сиротства, надомной помощью пожилым и т.п.

Социально ориентированные НКО

Одним из существующих в России видов некоммерческих организаций являются социально ориентированные некоммерческие организации. Они занимаются решением разнообразных социальных проблем: от охраны окружающей среды до деятельности в области спорта и физкультуры. В ст. 2 № 7-ФЗ даются четкое определение и требования, по которым НКО может быть отнесено к данной группе.

Согласно определению, прописанному в данном законе, принадлежность НКО к социально ориентированным определяется по следующим критериям:

  1. Основанные в форме общественной или религиозной организации, фонда, учреждения, некоммерческого партнерства.
  2. Ведут активные социально значимые виды деятельности, направленные на укрепление общественных институтов.
Это интересно:  216 приказ фсин вещевое

К деятельности, определяемой как социально значимая, относится:

  • Поддержка и социальная защита незащищенных слоев общества.
  • Обучение граждан основам преодоления природных катаклизмов и техногенных катастроф.
  • Поддержка жертв природных и техногенных катастроф, войн, политических гонений.
  • Охрана окружающей среды, флоры и фауны.
  • Обеспечение сохранности исторических и культурных памятников и зданий.
  • Бесплатная юридическая поддержка граждан и НКО в виде консультаций и лекций, повышающих осведомленность людей об их правах и обязанностях.
  • Профилактика девиантного поведения у граждан.
  • Благотворительность, повышение заинтересованности граждан в оказании благотворительной помощи.
  • Образовательная, научная, просветительская деятельность, а также деятельность в сфере здравоохранения, физкультуры и спорта.

Государственная поддержка

Деятельность социально ориентированных НКО оказывает огромное влияние на развитие гражданского общества, поэтому у государства есть программа поддержки таких организаций. Форма поддержки может быть представлена в нескольких видах:

  1. Предоставление финансовой поддержки, имущества, консультирование по юридическим вопросам.
  2. Помощь в поиске высококвалифицированных кадров, повышении уровня подготовки персонала НКО.
  3. Предоставление налоговых льгот социально ориентированным НКО, а также юрлицам, поддерживающим социально ориентированные НКО.
  4. Задействование НКО в исполнении государственных и муниципальных заказов на изготовление товаров и оказание услуг.

Финансовая поддержка социально ориентированных НКО может осуществляться за счет средств федерального бюджета РФ, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.

Социальная сфера – это одно из ключевых направлений, в котором государство ведет активную деятельность. Во многом такой деятельности способствует социальное предпринимательство (компании с балансом социальных и коммерческих целей). Однако еще большую роль в гармоничном развитии общества, поддержке незащищенных слоев населения играют социально активные НКО, оказывая помощь государству в реализации его основных функций.

НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (НКО)

НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (НКО) — юридическое лицо или социальный субъект, создаваемый с целью производства товаров и услуг, чей статус не позволяет им быть источником дохода, прибыли или другой финансовой выручки для единиц, создающих, контролирующих или финансирующих эти организации.

Понятие “НКО” введено в российском законодательстве в Гражданском кодексе РФ. В соответствии со ст. 50 ГК РФ юридические лица подразделяются на организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).

Сущность и признаки НКО подробно определены в Федеральном законе от 12.01.1996 № 7-ФЗ “О некоммерческих организациях”:

  • — НКО — организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками;
  • — НКО могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

В социологической литературе существует множество определений понятия “НКО”. В международной практике в большинстве случаев базируются на понятии, используемом комиссией по статистике ООН. “Некоммерческие организации представляют собой юридические лица или социальные субъекты, создаваемые с целью производства товаров и услуг, чей статус не позволяет им быть источником дохода, прибыли или другой финансовой выручки для единиц, создающих, контролирующих или финансирующих эти организации”. В методологических положениях по статистике поясняется, что на практике деятельность НКО может быть как прибыльной, так и убыточной, а суть понятия “некоммерческая” заключается в том, что получаемая ею прибыль или другие доходы не могут присваиваться институциональными единицами, во владении и под контролем которых она находится. Данное определение более четко определяет сферу деятельности НКО.

Сущностью организаций некоммерческого сектора являются: выражение инициативы некоммерческого характера; самоорганизация на основе объединения с другими инициативами, демократическая система управления; принцип добровольческой работы; стремление к достижению общественных благ; самопомощь и помощь ближнему.

Суммируя различные определения и точки зрения, можно определить, что организация некоммерческого сектора — это:

  • — особая форма человеческой ассоциации, обладающая такими сущностными признаками, как внутреннее единство и способность инициировать активность членов общества;
  • — социальная реальность, для которой характерны непосредственные личные отношения, эмоциональная близость, общность интересов, неформального общения и коллективного действия;
  • — особый социальный феномен традиционного семейного сообщества, способствующий становлению всех видов активности и ответственности.

Следовательно, некоммерческий сектор—это устойчивая, конкретная, воспроизводящаяся форма, включающая в себя:

  • — совокупность общественных объединений, религиозных, благотворительных и иных НКО, обладающих сходными признаками;
  • — идеологические представления;
  • — средства коммуникаций (общий язык);
  • — общероссийские и региональные инфраструктуры (газеты, журналы, информационные бюллетени, агентства, средства электронной коммуникации);
  • — систему механизмов, норм и правил, регламентирующих человеческие отношения и человеческую деятельность;
  • — имеющая особую цель — изменение самого человека и формирование ответственного участия в жизни общества;
  • — взаимодействующая с другими социальными институтами и играющая роль катализатора в процессе построения гражданского общества.

Некоммерческий сектор составляют различные формы зарегистрированных и незарегистрированных организаций, объединений, создаваемых по инициативе граждан с целью выражения и защиты интересов определенных социальных и профессиональных групп, достижения ими значимых для общества изменений и реализации потенциала каждой личности.

Это интересно:  Обязательно ли нужна зеленка для временной прописки

Организации некоммерческого сектора можно классифицировать по разным основаниям: национально-историческим аспектам развития, внутренней структуре, сферам деятельности, организационно-правовым формам и др.

Наиболее просто классифицировать организации по организационно-правовой форме: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное объединение; орган общественной самодеятельности. Деятельность этих организаций регулируется Федеральным законом от 19.05.1995 № 82-ФЗ “Об общественных объединениях”.

Деятельность НКО, не являющихся общественными объединениями, регулируется Федеральным законом “О некоммерческих организациях”, который предоставляет возможность создания некоммерческих организаций в таких формах, как: общественные и религиозные организации (объединения); фонды; учреждения; объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

Целый ряд НКО сложно отнести к одной из категорий. В социальной сфере мирно сосуществуют, взаимно дополняя друг друга, как различные категории организаций некоммерческого сектора, так и организационные структуры всех трех секторов.

Законодательство предусматривает более 30 различных организационно-правовых форм НКО. Такое многообразие связано с тем, что в отличие от коммерческих организаций организационноправовые формы НКО устанавливаются не только Гражданским кодексом, но и рядом специальных законов.

Организации некоммерческого сектора — это достаточно замкнутое на самом себе сообщество организаций, имеющих тенденцию к количественному росту и относительно развитую инфраструктуру, которые вносят ощутимый вклад в развитие сектора социальных услуг.

Лит.: Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ; Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ “О некоммерческих организациях”; Хухлина В.В. Некоммерческий сектор как социальный институт (на примере социального обслуживания населения): Дис. канд. социол. наук. М., 2000. Хухлина В.В. НКО и развитие сектора социальных услуг // Отечественный журнал социальной работы. 2011. № 2.

Социально ориентированные некоммерческие организации

Определение понятия социально ориентированной некоммерческой организации

В соответствии с п. 2.1 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Федеральный закон ) социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных настоящим Федеральным законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 настоящего Федерального закона.

Виды деятельности социально ориентированных НКО

Виды деятельности СО НКО определены Федеральным законом, в соответствии с п.1 ст. 31.1 Федерального закона к ним относятся:

1) социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан;

2) подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;

3) оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;

4) охрана окружающей среды и защита животных;

5) охрана и в соответствии с установленными требованиями содержание объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений;

6) оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина;

7) профилактика социально опасных форм поведения граждан;

8) благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества;

9) деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологичеaского состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности;

10) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;

11) развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защита самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации;

12) деятельность в сфере патриотического, в том числе военно-патриотического, воспитания граждан Российской Федерации;

13) проведение поисковой работы, направленной на выявление неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков защитников Отечества, установление имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества;

14) участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;

15) социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов;

16) мероприятия по медицинской реабилитации и социальной реабилитации, социальной и трудовой реинтеграции лиц, осуществляющих незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ;

17) содействие повышению мобильности трудовых ресурсов;

18) увековечение памяти жертв политических репрессий.

Перечень видов деятельности СО НКО в соответствии с п.2 ст. 31.1 Федерального закона может быть расширен другими видами деятельности, направленными на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации путем принятия федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований.

Так, в Саратовской области в соответствии со ст. Закона Саратовской области от 26.04.2011 № 45-ЗСО «О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Саратовской области» установлены дополнительные виды деятельности СО НКО, наряду с видами деятельности, предусмотренными пунктом 1 статьи 31.1 Федерального закона:

1) развитие и поддержка детского и молодежного общественного движения;

2) укрепление межнациональных, межэтнических и межконфессиональных отношений, содействие профилактике экстремизма и ксенофобии;

3) проведение социологических исследований и мониторинга состояния гражданского общества.

Условия признания некоммерческих организаций социально ориентированными

Таких условий в соответствии с Федеральным законом два:

1. НКО должны быть создана в форме, предусмотренной Федеральным законом «О некоммерческих организациях» (а с 01.09.2014, с момента вступления изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации, внесенных Федеральным законом от 05.05.2014 №99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», в организационно-правовой форме, предусмотренной Гражданским кодексом для некоммерческих организаций, в том числе: общественные организации, общественные движения, религиозные организации казачьи общества, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы), за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями).

Это интересно:  Когда повысят пенсии пенсионерам мвд

2. НКО должна осуществлять деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные ст. 31.1. Федерального закона «О некоммерческих организациях» и региональным законодательством для СО НКО.

В соответствии со статьей 31.2 Федерального закона предусмотрено ведение Реестров социально ориентированных некоммерческих организаций — получателей такой поддержки со стороны государства.

Реестры формируют и ведут те уполномоченные органы, которые непосредственно оказывают поддержку социально ориентированным НКО, в том числе:

— федеральные органы исполнительной власти (федеральные реестры);

— органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (государственные реестры субъектов РФ),

— местные администрации (муниципальные реестры),

В соответствии с п. 3 ст.31.2. Федерального закона порядок ведения реестров социально ориентированных некоммерческих организаций — получателей поддержки и хранения представленных ими документов, требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти – Минэкономразвития России.

Условия вхождения в реестры СО НКО – получение поддержки от федеральных органов исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местные администрации.

Порядок ведения реестров определен Приказом Минэкономразвития РФ от 17.05.2011 № 223 О ведении реестров социально ориентированных некоммерческих организаций — получателей поддержки, хранении представленных ими документов и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами». Реестры ведутся по рекомендованному Минэкономразвития образцу. Реестровая запись, содержащая сведения о получателе поддержки, исключается из реестра органом по истечении 3 лет с даты окончания срока оказания поддержки на основании решения органа.

Поддержка СО НКО.

В соответствии со ст. 31.2 Федерального закона государством может оказываться поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций органами государственной власти и органами местного самоуправления при условии осуществления ими в соответствии с учредительными документами видов деятельности СО НКО, определенных законом.

В соответствии с п.3 ст. 31.2 Федерального закона оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям осуществляется в следующих формах:

1) финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, а также поддержка в области подготовки, дополнительного профессионального образования работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций;

2) предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах;

3) осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у социально ориентированных некоммерческих организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

4) предоставление юридическим лицам, оказывающим социально ориентированным некоммерческим организациям материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Наряду с указанными формами поддержки в Федеральном законе на региональном и местном уровне субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями могут быть предусмотрены иные формы за счет бюджетных ассигнований соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Финансовая поддержка СО НКО может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов путем предоставления субсидий.

Имущественная поддержка СО НКО — путем передачи во владение и (или) в пользование таким некоммерческим организациям государственного или муниципального имущества. Указанное имущество должно использоваться только по целевому назначению.

Информационная поддержка СО НКО осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления путем создания федеральных, региональных и муниципальных информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей и обеспечения их функционирования в целях реализации государственной политики в области поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций.

В соответствии с Федеральным законом от 19.12.2016 № 449-ФЗ «О внесении изменений в статью 31.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» (вступает в силу с 01.01.2017) оказание информационной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям возможно также путем предоставления им государственными и муниципальными организациями, осуществляющими теле- и (или) радиовещание, и редакциями государственных и муниципальных периодических печатных изданий бесплатного эфирного времени, бесплатной печатной площади, размещения информационных материалов социально ориентированных некоммерческих организаций в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Поддержка в области подготовки, дополнительного профессионального образования работников и добровольцев СО НКО (вступает в силу с 01.01.2017) может осуществляться органами государственной власти и органами местного самоуправления путем организации и содействия в организации подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций по запросам указанных некоммерческих организаций, проведения обучающих, научных и практических мероприятий.

Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций, содействие развитию социального партнерства, институтов гражданского общества, благотворительности и добровольчества включено в состав задач деятельности Министерства экономического развития России.

Статья написана по материалам сайтов: zhazhda.biz, studref.com, minjust.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector