+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Что значит субъект рф

Найдено 3 определения термина СУБЪЕКТЫ РФ

СУБЪЕКТЫ РФ

государственно-правовые образования (общности), образующие в совокупности Российскую Федерацию. В соответствии с Конституцией РФ 1993 г. Российская Федерация состоит из 21 республики, б краев, 49 областей, 2 городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург), 1 автономной области, 10 автономных округов. Итого — 89 субъектов РФ. Республика имеет свою конституцию и законодательство. Остальные субъекты Федерации имеют свой устав и законодательство. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ равноправны между собой и в отношениях с федеральными органами государственной власти.

СУБЪЕКТЫ РФ

государственно-правовые образования (общности), образующие в совокупности Российскую Федерацию. Конституция РФ устанавливает шесть видов С. РФ — республика в составе РФ, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ. Все они равноправны в отношениях с федеральными органами власти. Однако в государственно-правовом статусе С. РФ разных видов имеются определенные различия, установленные Конституцией РФ, Федеративным Договором, а также специальными договорами между Российской Федерацией и ее отдельными субъектами. Так, из всех С. РФ только республики могут принимать собственные конституции, тогда как другие С. РФ должны принимать уставы соответствующего С. РФ.

СУБЪЕКТЫ РФ

входящие в состав РФ республики (государства), национально-территориальные (автономные) государственные образования — автономная область, автономный округ, территориальные образования — края, области, города федерального значения.

РФ как федерация состоит из 21 республики, 6 краев, 49 областей, 2 городов федерального значения, 1 автономной области, 10 автономных округов — равноправных субъектов РФ (ст. 5 Конституции РФ). Статус С. РФ определяется Конституцией РФ и соответственно конституцией, уставом С. РФ; он может быть изменен по взаимному согласию РФ и субъекта РФ в соответствии с ФКЗ (ст. 66 Конституции РФ).

Конституция РФ отказалась от категории суверенитет» по отношению к ним и использует его (ст. 4) лишь по отношению к РФ в целом (хотя некоторые республики в своих конституциях называют себя суверенными государствами). Для С. РФ, включая и республики, не предусмотрено и права одностороннего выхода из РФ.

С. РФ равноправны, т.е. имеют юридически равные права и равные обязанности в качестве субъектов. Положение С. РФ характеризуется целым набором их возможностей в федеративных отношениях с РФ. Основные из них: а) разделение вопросов ведения между ними на те, которые относятся к ведению только РФ (исключительное ведение РФ) и их совместному ведению: все остальные вопросы относятся к собственному и исключительному ведению субъектов РФ; б) разграничение предметов ведения между государственными органами РФ и С. РФ возможно как на основе Конституции РФ, так и договоров между ними «о разграничении предметов ведения и полномочий»; в) предусмотрено представительство субъектов РФ на федеральном уровне и возможность постановки ими вопросов перед органами РФ. в том числе право законодательной инициативы в ГД. обращение к Президенту и Правительству РФ, в КС.

Каждый С. РФ располагает своим основополагающим актом: республики — конституцией, остальные С. РФ — уставом. Каждый имеет право на свое законодательство (т.е. законы и другие нормативные правовые акты). Отсюда — общий принцип верховенства ФЗ. Если законы приняты по вопросам ведения РФ — они действуют на всей территории государства и акты С. РФ не могут им противоречить (в случае противоречия действует ФЗ). Однако если акт С. РФ издан по вопросам его ведения, то действует именно он. Таким образом, Конституция РФ защищает интересы С.

РФ и не допускает произвольного вмешательства РФ в сферы его ведения. В частности, в сфере их совместного ведения находятся административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.

Каждый С. РФ имеет свою систему органов государственной власти. Она устанавливается субъектом самостоятельно, однако, в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти (ст.77 Конституции РФ). Наиболее типичная система органов: в республике — президент (глава республики), законодательное собрание, правительство, министерства и ведомства республики, верховный суд, высший арбитражный суд, в ряде республик — конституционные суды, прокурор республики; в иных С. РФ — губернатор (в Москве — мэр), законодательное собрание, администрации (в ряде субъектов — правительства), управления, департаменты (министерства), суды, арбитражные суды субъекта, кое-где — уставные суды или палаты, прокурор. Для осуществления своих полномочий РФ тоже может иметь свои органы на территории С. РФ или назначать соответствующих должностных лиц.

Каждый С. РФ имеет свою территорию. Ее нельзя изменить без согласия данного С. РФ, а границы между ними могут быть изменены с их взаимного согласия. Вместе с тем, поскольку территория РФ едина, это, помимо прочего, означает, что внутри РФ не допускается установление (в том числе С. РФ) таможенных границ, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Такие ограничения могут вводиться в соответствии с ФЗ, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

С. РФ имеет свою собственность как разновидность государственной собственности (ее объектами, помимо прочего, могут быть земля, недра, водные и другие природные ресурсы), свой бюджет, свои налоги, сборы, пошлины и платежи (как часть единой налоговой системы, основы которой устанавливаются РФ).

Статус личности в РФ является единым и не зависит от того, на территории какого С. РФ человек проживает. С. РФ вправе участвовать в международных и внешнеэкономических отношениях. Однако данная сфера относится к совместному ведению. РФ координирует международные и внешнеэкономические связи С. РФ. Они обязаны учитывать интересы РФ. Не исключено создание представительств С. РФ в других государствах. В этом случае МИД РФ и его органы выполняют координирующие функции. С. РФ имеют право на сотрудничество друг с другом. Они могут заключать взаимные договоры, решать текущие вопросы, посылать делегации, представителей и т.д.

Для республик как С. РФ допускается наличие своего собственного государственного языка. В органах власти и местного самоуправления республики он употребляется наряду с государственным языком РФ. РФ гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ.

Все С. РФ имеют свой главный город (столицу), могут иметь герб, флаг, гимн, иные традиционные знаки, символы.

Субъект Российской Федерации

Субъект Российской Федерации (субъект федерации) — административно-территориальная единица Российской Федерации.

При принятии Конституции Российской Федерации в 1993 году, было образовано 89 субъектов федерации. В рамках ликвидации национальных автономий в России с 2003 по 2007 год были упразднены 6 из 10 автономных округов. После вхождения Крыма в состав России в 2014 году, были образованы ещё 2 новых субъекта — Республика Крым и город федерального значения Севастополь. Таким образом в России стало 85 субъектов Федерации

В совокупности все субъекты образуют Российскую Федерацию. Субъекты Российской Федерации не имеют права выхода из ее состава.

Каждый субъект Российской Федерации обладает равными правами со всеми остальными субъектами в отношениях с федеральными органами государственной власти.

Субъекты Российской Федерации имеют собственные законы: конституции (для республик) или уставы (для остальных видов субъектов федерации).

В составе Российской Федерации находятся:

Субъекты Российской Федерации объединены в 9 федеральных округов.

Согласно закону № 6-ФКЗ, возможно принятие новых территорий в состав Российской Федерации и образование новых субъектов. Присоединяться могут субъекты иностранных государств или их части. Для этого принятия новых субъектов в состав Российской Федерации необходимо наличие волеизъявления проживающих на присоединяемых территориях народов или наличие международных отношений.

Что значит субъект рф

Российское государство – это федерация.

РФ образовано совокупностью относительно самостоятельных территориальных образований, субъектов РФ.

Субъект РФ – ограниченно правоспособное территориальное образование, имеющее некоторые черты государственности, построенное на территориальном или национальном принципе образования.

Ограниченная правоспособность субъектов РФ означает, что они самостоятельны только в пределах своей компетенции.

В РФ действуют следующие принципы образования территории субъектов РФ: 1) территориальный принцип; 2) национальный принцип; 3) национально-территориальный (смешанный) принцип.

Территориальный принцип формирования субъекта РФ означает, что границы такого субъекта определяются исключительно наличием значительной охватываемой территории и большим числом проживающего населения. По этому принципу, как правило, образуются края, области, а также города федерального значения.

Национальный принцип означает, что образование субъекта РФ связано с особенностями национального состава населения. Субъекты РФ, образованные согласно национальному принципу, нередко имеют небольшую территорию, но включают в себя объединения народов России и потому выделены в самостоятельные субъекты РФ.

Смешанный тип формирования субъекта РФ включает в себя черты и национального, и территориального принципа.

Виды субъектов РФ : 1) 21 республика в составе РФ (это самостоятельные субъекты РФ, в которых присутствуют черты государственности, они вправе самостоятельно определять внутреннюю политику субъекта РФ); 2) 6 краев (эти субъекты РФ формируются на основе территориального принципа и отличаются обширной территорией); 3) 49 областей (так же, как и края, построены по территориальному принципу, но обладают сравнительно небольшой площадью территории); 4) 2 города федерального значения: Москва, Санкт-Петербург(они причислены к субъектам РФ только в силу своей значительной территории и численности населения); 5) Еврейская автономная область (единственный субъект РФ с такой правовой формой); 6) 10 автономных округов (они образуются по национальному принципу и для сохранения исторически сложившихся взаимосвязей внутри округа).

В зависимости от вида субъекта Федерации дифференцируется их правовое положение внутри государства и во взаимоотношениях с другими субъектами рФ.

Наибольшим объемом полномочий обладают республики в составе РФ, а наименьшим – автономные округа и автономная область, так как они входят в состав других субъектов РФ (краев и областей), а значит, частично зависят от решений государственных органов. Края же и области в составе рФ обладают приблизительно равным объемом полномочий.

Особым статусом среди субъектов РФ обладают города федерального значения. Они представляют РФ и являются ее «лицом».

Признаки субъектов РФ: 1) не обладают государственным суверенитетом; 2) не имеют права на самоопределение в силу принципа территориальной целостности РФ; 3) статус граждан РФ одинаков на всей территории РФ независимо от субъектов РФ, в котором проживает гражданин; 4) осуществляют полномочия в соответствии с федеральным законодательством; 5) все субъекты РФ равноправны.

Что такое субъект Российской Федерации

Субъект Российской Федерации — значение понятия

Под этим названием (часто употребляется в сокращённом своём виде “субъект федерации”) понимается административно-территориальная единица, из общности которых состоит Российская Федерация, как единое государство с федеративной формой устройства.

По основному документу, который является главным для государства — Конституции, наша страна официально состоит из 85 субъектов. Все они при этом совершенно равноправны и отличаются друг от друга только территориально (размерами и положением на материке), а также экономическим положением и количеством жителей, постоянно в них проживающих.

Что относится к субъектам РФ?

К субъектам, составляющим нашу страну относятся следующие варианты:

  • области — это самый большой по количеству блок территориальных единиц, который насчитывает в себе 46 единиц;
  • республики — их в России 22, большая часть из них сконцентрирована на юге страны;
  • края — у нас в стране их 9, как правило, это достаточно крупные территориальные единицы;
  • города федерального значения — их несколько, к их числу относятся Москва, Санкт-Петербург и, с недавних пор, Севастополь;
  • автономные округа — их тоже немного, всего 4;
  • 1 автономная область — называется она Еврейской, с центром в городе Биробиджан.

Устройство и форма управления субъектами Российской Федерации

Все вопросы, связанные с управлением и бюджетированием, решаются не только территориальными органами самоуправлениями (чаще всего их называют местными или региональными), но и государственными органами власти.

При этом во всех регионах есть исполнительная региональная власть (в подавляющем большинстве своём это губернаторы), законодательные органы власти (местные парламенты или по-другому названные управленческие органы), а также местные суды, осуществляющие свою деятельность в рамках конкретного региона. Таким образом, все три обязательные в нашей стране ветви власти, присутствуют в каждом регионе.

Каждый регион нашей страны обязательно выполняет все требования федеральной конституции, кроме этого в каждой области, крае и республике имеются местные уставы или конституция, учитывающие, как правило, местные особенности, связанные с национальным, религиозным и иными аспектами, касающимися конкретного региона.

Местные законы, которые разрабатываются в строгом соответствии с федеральным законодательством, разрабатываются и принимаются исключительно местными органами законодательной власти, ими же они принимаются и воплощаются в жизнь.

Представительство регионов в федеральном правительстве выглядит следующим образом — от каждого субъекта Российской Федерации в СФ (Совет Федераций — верхнюю палату федерального правительства) выдвигается по 2 представителя, обладающих равными правами и обязанностями в принятии решений, влияющих на жизнь всего государства.

Региональные властные структуры обеспечивают руководство субъектом РФ только в части, непосредственно их касающихся. Ни один из субъектов Российской Федерации не имеет законного права на отделение от федерации и самостоятельное решение всех вопросов управления и жизни.

Основные особенности конкретных субъектов и их отличия

Республика согласно Конституции РФ формально охарактеризована, как самостоятельное государство (ст. 5, ч.2). Важной особенностью в отличие от других форм субъектов является возможность установления на территории республики дополнительного языка, используемого, в том числе, в органах местного самоуправления и при обучении школьников и студентов.

Для края, области или города, обладающих федеральным значением их статус определяется как Конституцией РФ, так и региональными документами такого плана (это определено в Конституции — ст. 5 ч. 2 и ст. 66 ч. 2).

Автономная область (на данный момент она на территории РФ только одна) может стать таковой после объявления Федерального закона о присвоении соответствующего статуса субъекту Российской Федерации (об этом говорится в Конституции — также ст. 66, только ч. 3).

К особенностям автономного округа относится тот факт, что его взаимодействие с более крупным субъектом РФ определяется соответствующими локальными нормативными актами — о таком правиле говорится в ст. 66, ч. 4 Конституции Российской Федерации.

Изначально список регионов фактически мигрировал в современную Россию из федеративного состава РСФСР. Все изменения в количественном составе и официальном статусе субъектов РФ фиксируются в Конституции и локальных законных актах соответствующего региона.

Объединение субъектов РФ (укрупнение) прошло 1.03.2008 года, а после референдума об присоединении Крыма к РФ вместо 83 регионов стало 85 — именно это количество на данный момент является актуальным.

Статья написана по материалам сайтов: cyclowiki.org, www.sites.google.com, gidinform.ru.

»

Это интересно:  Начисление пенсии по выслуге лет
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector