+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Функции президента рф по конституции

В Конституции РФ регулированию конституционно-правового статуса Президента России посвящена глава 4.

Правовой статус Президента РФ. Президент РФ является главой государства. В соответствии со своим положением Президент олицетворяет единство многонационального народа России, суверенную государственность.

Согласно Конституции Президент России выступает как гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

Конституция России, не относя Президента РФ ни к одной из ветвей власти, наделяет его правом и обязанностью обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, их взаимосвязи с местным самоуправлением. Для федеративного государства с достаточно большим количеством субъектов очень важно обеспечить слаженное сотрудничество как органов трех ветвей власти, так и органов власти Федерации и ее субъектов.

Президент РФ как глава государства принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности. Данные функции Президент осуществляет не любыми способами, а только теми, которые входят в круг его полномочий, установленных Конституцией России (ч. 2 ст. 80).

Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Данная функция вытекает из положения Президента как главы государства. Однако следует иметь в виду, что Президент не обладает абсолютным правом руководить внутренней и внешней политикой; он осуществляет указанную функцию в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами, которые и очерчивают поле его деятельности.

В качестве главы государства Президент представляет РФ внутри страны и в международных отношениях (ч. 4 ст. 80). Это положение соответствует международной практике.

Полномочия Президента России весьма обширны. Условно их можно разбить на несколько групп.

1) Полномочия по взаимодействию с органами законодательной власти: назначение выборов Государственной Думы; роспуск Государственной Думы; внесение законопроектов в Государственную Думу; подписание и обнародование федеральных законов; обращение к Федеральному Собранию с ежегодным посланием о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики РФ; назначение референдумов;

2) Полномочия по взаимодействию с органами исполнительной власти и органами при Президенте РФ: назначение с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ; право председательствовать на заседаниях Правительства РФ;

Президент также назначает на должности и освобождает от должности по предложению Председателя Правительства РФ его заместителей и федеральных министров; представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка РФ; назначает и освобождает высшее командование Вооруженных сил РФ; назначает и освобождает после соответствующих консультаций дипломатических представителей России в иностранных государствах и международных организациях; формирует Совет Безопасности и возглавляет его; формирует Администрацию Президента РФ;

3) Полномочия по отношению к судебной власти и Прокуратуре: представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного судов РФ; назначает на должности судей других федеральных судов; вносит предложение Совету Федерации о назначении на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ;

4) Полномочия в области обороны и безопасности: является Верховным главнокомандующим; утверждает военную доктрину России; в случае агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях военное положение, о чем незамедлительно сообщает Совету Федерации и Государственной Думе; вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе;

5) В области внешней политики: осуществляет руководство внешней политикой; ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ; подписывает ратификационные грамоты; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемые при нем дипломатических представителей;

6) В отношении граждан: решает вопросы гражданства РФ и предоставления политического убежища; награждает государственными наградами РФ, присваивает почетные звания РФ, высшие воинские и высшие специальные звания; осуществляет помилование.

Функции и полномочия президента РФ

Функции президента РФ по Конституции РФ

Основные функции Президента как главы государства определены ст.80 Конституции Российской Федерации. Президент Российской Федерации:

  • А) является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина».
  • Б) «в установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти».
  • В) «в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства».
  • Г) «как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях».

Первая из основных функций Президента РФ — быть гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В силу этого он прежде всего должен обеспечить положение, при котором все органы государства выполняют свои конституционные обязанности, не выходя за пределы своей компетенции. Для этого он должен обращаться к любому Федеральному органу власти и органу власти субъекта РФ с предложением привести свои акты или действия в соответствие с Конституцией РФ. Президент является гарантом Конституции РФ, а не Конституций субъектов РФ, но поскольку последние должны соответствовать федеральной Конституции, то функцию Президента РФ следует понимать как гарантию всей системы конституционной законности в стране. Президент не может оставаться безучастным, если хоть один орган государства нарушает или не соблюдает Конституцию РФ, а тем более, когда при этом ущемляются или нарушаются права и свободы граждан или групп населения. Президент не только вправе, но и обязан принять меры, вплоть до применения самого широкого принуждения на законной основе, если на территории государства действуют организованные преступные банды или незаконные вооруженные формирования, от которых исходит прямая и реальная угроза безопасности государства и правам человека в мирное время. Функция гаранта требует от Президента постоянной заботы об эффективности судебной системы.

Функция гаранта Конституции предполагает широкое право Президента действовать по своему усмотрению, исходя не только из буквы, но и духа Конституции и законов, восполняя пробелы в правовой системе и реагируя на непредвиденные Конституцией жизненные ситуации. Дискреционная власть (действующая по своему усмотрению), неизбежная в любом государстве, не является сама по себе нарушением демократии и не чужда правовому государству, если, конечно, действия главы государства не ведут к репрессиям и широкому нарушению прав человека, не взрывают механизм общего согласия и не приводят к массовым неповиновениям властям. Дискреция не перечеркивает конституционного права граждан на судебное обжалование действий президента. Как гарант прав и свобод граждан, Президент обязан разрабатывать и предлагать законы, а в случае их отсутствия принимать Указы в защиту прав и свобод отдельных категорий граждан (пенсионеров, инвалидов, военнослужащих. ), по борьбе с организованной преступностью и т.д.

Это интересно:  Оплата капремонта пенсионерами старше 80 лет

Столь же широко сформулирована в Конституции РФ функция Президента по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности. И здесь Президент должен действовать в пределах своих полномочий, установленных Конституцией, но и в этом случае не исключаются дискреционные полномочия, без которых цели общей функции не могут быть достигнуты. Так, только сам Президент и в меру своего разумения должен определить нарушение или угрозу нарушения суверенитета, независимости и государственной целостности, и предпринять соответствующие действия, которые могут быть поэтапными, если, конечно, речь не идет о внезапном ядерном нападении или других грубых формах внешней агрессии, когда требуются решительные действия, включая и применение силы. Конституция предусматривает порядок объявления войны, но может возникнуть экстраординарная ситуация, требующая от Президента быстрого и адекватного реагирования.

Грош цена всей конституционной законности, если Президент не реализует своей конституционной функции и допустит территориальный распад государства, внешнее вмешательство во внутренние дела или развитие сепаратизма. Конституция РФ указывает, что осуществление этой функции должно проходить в «установленном Конституцией РФ порядке» (например, путем введения военного или чрезвычайного положения, что предусмотрено ч.2 ст. 87 и ст. 56 Конституции РФ). Но жизнь может преподнести случаи, в отношении которых порядок действий Президента прямо Конституцией не предусмотрен. Здесь также Президент обязан действовать решительно, исходя из собственного понимания своих обязанностей как гаранта Конституции или прибегнув к толкованию Конституции с помощью Конституционного суда (в России другие органы государственной власти правом толкования Конституции не обладают).

Сложной и ответственной является функция Президента РФ по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. Президент РФ выполняет роль арбитра, если основные власти не находят согласованных решений или порождают конфликты во взаимоотношениях. Исходя из этой роли, Президент РФ вправе прибегать к согласительным процедурам и другим мерам преодоления кризисов и разрешения споров. Эта функция важна для взаимодействия органов государственной власти, как на федеральном уровне, так и на уровне отношений органов власти Федерации и субъектов РФ и между различными субъектами РФ.

Конституция РФ возлагает на Президента функцию определения основных направлений внутренней и внешней политики государства, оговаривая, что эта функция должна осуществляться в соответствии с Конституцией и федеральными законами. Упоминание в этой связи федерального закона указывает на то, что в определении основных направлений внутренней и внешней политики участвует также и Федеральное Собрание. И процесс определения основных направлений политики государства развивается в сотрудничестве Президента и Федерального Собрания, но последнее всегда имеет возможность откорректировать президентский курс по тому или иному вопросу путем принятия соответствующего федерального закона.

Представительские функции Президент осуществляет единолично. Он вправе направлять своих представителей в субъекты РФ (это и есть представительство внутри страны), и эти представители наделены полномочиями от имени всего государства. Выступая в сфере международных отношений, Президент РФ ведет переговоры с главами других государств, вправе подписывать от имени России международные договоры, вступать в международные организации, назначать послов и представителей в другие государства. В соответствии с международным правом он пользуется по протоколу правом на высшие почести при нанесении официальных визитов в другие государства. Любые международные обязательства, взятые на российское государство должностными лицами без поручения Президента РФ, могут быть им дезавуированы (объявлены недействительными

1.2. Основные функции Президента рф

В статьях 83 и 84 Конституции изложена часть полномочий Президента Российской Федерации, ряд других его прав и обя­занностей указаны в ст. 85–90 настоящей главы. В статье 83 определены полномочия Президента по отношению к Прави­тельству:

1) Президент в соответствии с Конституцией назначает Пред­седателя Правительства РФ с согласия Го­сударственной Думы. Представление Президента по данному вопросу вносится в Государственную Думу не позднее двух­недельного срока после вступления в должность вновь избран­ного Президента или после отставки Правительства либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры на пост Пред­седателя Правительства Государственной Думой;

2) Президент имеет право председательствовать на засе­даниях Правительства, т.е. вести заседания Правительства, высказываться на них, он также определяет основные направ­ления внутренней и внешней политики государства, в дан­ном случае Президент выступает как глава исполнительной власти;

3) Президенту принадлежит право принятия решения об от­ставке Правительства в случаях: подачи Правительством заяв­ления об отставке, выражения недоверия Правительству Госдумой, отказа Госдумой в доверии Правительству. Президент имеет право по собственной ини­циативе принять решение об отставке Правительства, в таком случае не требуется согласия Госдумы на освобождение Председателя Правительства.

При подаче Правительством заявления об отставке Президент может не согласиться с этим заявлением и поручить ему продолжить выполнение обязанностей. Президенту дано право не согласиться и с решением Госдумы о выраже­нии недоверия Правительству или об отказе в доверии, но при повторном недоверии Госдумы Правительству Президент объявляет об отставке Правительства либо распус­кает Госдуму;

4) в особую группу можно выделить полномочия Президен­та, закрепленные в этой статье, назначать и освобождать долж­ностных лиц Российской Федерации, занимающих ключевые посты на федеральном уровне:

— назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации, чле­нов Совета директоров Центробанка производится Государст­венной Думой. При этом Председатель Центрального банка назначается и освобождается по представлению Президента. При отклонении кандидатуры, предложенной на должность Председателя Цен­трального банка, Президент в течение двух недель вносит но­вую кандидатуру. Одна кандидатура не может вноситься более двух раз;

— назначение на должность и освобождение от должности заместителей Председателя Правительства и Федеральных ми­нистров, хотя эти лица и назначаются по предложению Пред­седателя Правительства, но Президент оставил за собой все права персонального назначения лиц, входящих в состав Правитель­ства;

— Президент представляет Совету Федерации кандидатуры на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального прокурора Россий­ской Федерации. Назначение этих должностных лиц осуществ­ляет Совет Федерации. Он же по представлению Президента может освободить от должности Генерального прокурора. Пре­зидент России самостоятельно назначает судей других Феде­ральных судов;

— Президент формирует Администрацию Президента, ко­торая представляет собой государственный орган, создаваемый в целях обеспечения деятельности Президента. В Администра­цию входят Руководитель Администрации, первые заместители, заместители Руководителя, помощники Президента, главные управления, полномочные представители Президента, аппараты Совета Безопасности и Совета Обороны, иные подразделения. Администрация Президента осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией, федеральными законами, указа­ми и распоряжениями Президента России;

— в соответствии с Конституцией Президент назначает и освобождает от должности полномочных представителей Президента, которые представляют интересы Президента в феде­ральных органах государственной власти, органах государствен­ной власти субъектов федерации, органах местного самоуправ­ления, а также в российских иностранных и международных организациях;

Это интересно:  Можно ли получить снилс в мфц

— Президент РФ, являясь Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами России, назна­чает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил (командующих родами войск, военных округов и др.);

— Президенту дано конституционное право назначать и от­зывать дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организаци­ях. Назначению или отзыву дипломатических представителей предшествуют консультации с комитетами и комиссиями Фе­дерального Собрания, которые Президент может учитывать, но обязательного характера они не носят. По данному вопросу Пре­зидент издает Указ.

Одной из главных задач Президента нашей страны является охрана суверенитета РФ, ее целостности и независимости. При выполнении своих полномочий в решении этих вопросов Президент опирается на Совет Безопасности, ста­тус которого определен Федеральным законом (Закон «О безо­пасности» от 5 марта 1992 г.). Совет Безопасности осуществля­ет подготовку решений Президента в области обеспечения безо­пасности, рассматривает вопросы внутренней, внешней и во­енной политики и иные виды безопасности (экономической, общественной, экологической и др.). Постоянные члены и чле­ны Совета Безопасности назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Секретаря Совета Безопасности, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом. По важнейшим вопросам решений Совета Безопасности издаются Указы Президента России.

Военная доктрина определяет военно-политическую деятель­ность нашего государства. Основные положения военной доктри­ны Российской Федерации представляют совокупность офици­альных взглядов по военным вопросам, в том числе по вопросам предотвращения войн, военных конфликтов, защиты жизнен­но важных интересов нашего государства. Предложения по военной доктрине разрабатываются Генеральным Штабом Воо­руженных Сил. Основные положения военной доктрины гаран­тируют неукоснительное соблюдение Россией Устава ООН, меж­дународных норм, принципов и имеют оборонительную направ­ленность.

Статья 84 устанавливает полномочия Президента, которые относятся к его взаимоотношениям с законодательной властью.

Президент Российской Федерации как глава государства с целью непрерывной работы государственной власти назначает выборы Государственной Думы. В конституции определен срок полномочий Государственной Думы – четыре года. Днем вы­боров является первое воскресенье после истечения срока, на который была избрана Государственная Дума прежнего созыва. Срок со дня назначения Президентом выборов до дня выборов должен быть не менее четырех месяцев.

Президент Российской Федерации назначает выборы депу­татов Государственной Думы также в случае роспуска Государ­ственной Думы в сроки и порядке, предусмотренные Консти­туцией России.

Президент распускает Государственную Думу лишь в случа­ях, определенных самой Конституцией в статьях 111 и 117 (см. комментарии к указанным статьям). Необходимо иметь вви­ду, что Президент вправе распускать только одну палату Феде­рального Собрания. Роспуск другой палаты – Совета Федера­ции – Конституцией вообще не предусмотрен.

В полномочия Президента входит и назначение референду­ма, который наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением воли народа. Общие положе­ния проведения референдума, порядок его назначения, проце­дуры голосования и другие вопросы определяются федераль­ным конституционным законом «О референдуме Российской Федерации» от 10 октября 1995 г.

Президент обладает правом законодательной инициативы, ему принадлежит право вносить законопроекты в Государст­венную Думу, причем, если законопроект носит срочный ха­рактер, он подлежит внеочередному рассмотрению на заседа­ниях Думы.

Президент РФ наделен правом вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конститу­ции России.

На Президента возложена обязанность подписывать и обна­родовать федеральные законы. Это традиционная функция главы государства, придающая закону обязательную силу. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президен­ту Российской Федерации, который в течение четырнадцати дней должен подписать и обнародовать закон. Президент вправе отклонить закон, что влечет за собой его повторное рассмотре­ние. В силу Конституции Президент не вправе отказаться под­писать и обнародовать федеральный конституционный закон.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официаль­ного опубликования, если самими законами не установлен дру­гой порядок вступления их в силу.

В том случае, если не соблюден порядок подписания и обна­родования закона, такой закон не имеет юридической силы.

В Конституции России установлено, что Президент обраща­ется к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. Эти послания не имеют силу закона, они носят характер установочных документов.

Послания Президента рассматриваются на совместных засе­даниях палат парламента.

Президент определяет основные направления военной по­литики государства, осуществляет руководство Вооруженными Силами России, другими воинскими формированиями и орга­низациями. К полномочиям Президента относятся издание ука­зов о призыве граждан на военную службу, а также утвержде­ние плана гражданской обороны Российской Федерации, им также утверждаются планы дислокации Вооруженных Сил и дру­гих войск, размещения военных объектов. Президент ведет пе­реговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации о совместной обороне и военном сотрудничестве по вопросам коллективной безопасности. Как Верховный Главно­командующий Вооруженными Силами Президент в пределах своих полномочий издает приказы и директивы, обязательные для исполнения Вооруженными Силами, другими войсками, во­инскими формированиями. Управление Вооруженными Сила­ми России осуществляет Министерство обороны и Генераль­ный штаб Вооруженных Сил.

Президент РФ вводит своим Указом во­енное положение на всей территории страны или в ее отдель­ных местностях и незамедлительно сообщает об этом обеим па­латам Федерального Собрания. Указ Президента о введении во­енного положения подлежит утверждению Советом Федерации, который подтверждает юридическую силу этого Указа.

Военное положение вводится Президентом в случае агрес­сии против России или непосредственной угрозы агрессии и представляет собой особый правовой режим жизнедеятельно­сти государства. Во время военного положения органы государ­ственной власти и местного самоуправления наделяются особыми полномочиями, создаются новые органы управления во­енного времени. Введение военного положения связано с оп­ределенными ограничениями прав граждан, государственная власть сосредотачивается в руках военных. В период действия на всей территории Российской Федерации военного положе­ния Государственная Дума не подлежит роспуску.

Президент РФ при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным за­коном, вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамед­лительным сообщением об этом Совету Федерации и Государ­ственной Думе (ст. 88 Конституции РФ).

Целью введения чрезвычайного положения является обеспе­чение безопасности граждан и защита конституционного строя. Порядок введения чрезвычайного положения определен Зако­ном Российской Федерации от 17 мая 1991 г. «О чрезвычайном положении». Чрезвычайное положение вводится Указом Пре­зидента России в случаях попытки насильственного изменения конституционного строя, межнациональных конфликтов, мас­совых беспорядков, стихийных бедствий и др. С прекращением чрезвычайного положения утрачивают силу все акты, принятые в связи с введением чрезвычайного положения.

Право Президента вводить на территории Российской Феде­рации или в отдельных местностях чрезвычайное положение сопряжено с его обязанностью незамедлительно сообщать об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Указ Прези­денты о чрезвычайном положении подлежит утверждению Со­ветом Федерации.

Это интересно:  Вопрос по снятию с учета по енвд

Согласно Закону «О гражданстве Российской Федерации» Президент решает вопросы:

— приема в гражданство РФ иностран­ных граждан, граждан бывшего СССР и лиц без гражданства;

— принимает решения по вопросам восстановления граж­данства;

— дает разрешение на выход из гражданства;

— разрешает гражданину РФ иметь двой­ное гражданство.

До решения указанных вопросов Президентом они предва­рительно рассматриваются в Комиссии по вопросам граждан­ства при Президенте РФ.

В компетенцию Президента входит также решение вопросов предоставления политического убежища, которое является су­веренным правом государства-субъекта международного права. В Российской Федерации только Президент имеет право пре­доставления политического убежища.

Президент осуществляет высшую форму государственного поощрения – награждение государственными наградами Рос­сии. Президент также присваивает почетные звания Российской Федерации, утверждает статусы орденов и положения о медалях, издает указы об учреждении государственных наград и награждения ими.

Государственными наградами являются звание Героя Рос­сийской Федерации, ордена, медали, знаки отличия Россий­ской Федерации, почетные звания Российской Федерации. Го­сударственных наград могут быть удостоены граждане России, лица без гражданства, иностранные граждане. Президент Рос­сийской Федерации присваивает воинские звания маршалов, генералов и адмиралов. Для предварительного рассмотрения дан­ных вопросов при Президенте создана Комиссия по государст­венным наградам.

Президенту предоставлено право помилования. Помилова­ние — это акт верховной власти, который полностью или частично освобождает осужденного от наказания или заменяет наказание на более мягкое. Актом помилования может быть снята судимость с лиц уже отбывших наказание. Акты поми­лования носят всегда индивидуальный характер, т.е. они при­нимаются в отношении конкретного лица или нескольких определенных лиц.

Акты Президента, носящие нормативный правовой характер вступают в силу на всей территории России одновременно по истечении семи дней после их официального опубликования, если при принятии акта не установлен иной срок.

Президент РФ обладает неприкосновен­ностью (ст. 91 Конституции РФ).

В указанной статье дана важная характеристика статуса Пре­зидента Российской Федерации – его неприкосновенность. Эта статья не раскрывает содержание понятия неприкосновенно­сти. Но из анализа других положений Конституции можно сде­лать следующий вывод:

1) неприкосновенность Президента связана с тем, чтобы соз­дать ему все гарантии в течение срока его полномочий, т.е. в период своих полномочий Президент не может быть задержан, арестован и подвергнут обыску и личному досмотру;

2) неприкосновенность также распространяется на жилые и служебные помещения, которые Президент занимает, на ис­пользуемые личные и служебные транспортные средства, вещи;

3) Президент не может подвергаться уголовной, админист­ративной и гражданской ответственности за правонарушения. Таким образом Конституция предоставляет Президенту абсо­лютную неограниченную неприкосновенность.

Основные функции Президента Российской Федерации как главы государства

Под функциями Президента РФ следует понимать основные направления его деятельности, вытекающие из особого положения данного органа в системе разделения властей.

Основные функции Президента Российской федерации как главы государства определены в ст. 80 Конституции.

Президент Российской Федерации:

1) является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина;

2) в установленном Конституцией порядке принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности;

3) обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти;

4) в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства;

5) представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Первая из основных функций Президента РФ — быть гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Рассматривая данную функцию необходимо иметь в виду, что любой государственный орган, осуществляя свои полномочия, должен исполнять Конституцию, соблюдать и защищать права и свободы граждан. Однако каждый из них лишь частично обеспечивает действие Конституции РФ. Реализуя данное направление деятельности, Президент имеет право требовать от всех федеральных органов и органов власти субъектов Федерации неуклонного соблюдения Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Таким образом, только перед Президентом ставиться задача охранять устойчивость конституционного строя в целом, и только при этих условиях все иные органы государственной власти и должностные лица могут иметь возможность осуществлять свои полномочия в нормальном конституционном режиме[146].

Реализуя данное направление деятельности, Президент имеет право:

— обращаться с запросом в Конституционный Суд РФ по вопросу о конституционности федеральных законов (ч. 2 ст. 125 Конституции РФ);

— отменять акты Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ (ч. 3 ст. 115 Конституции РФ);

— приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции или нарушения прав и свобод человека и гражданина (ч. 2 ст. 85 Конституции РФ);

— в своих ежегодных посланиях Федеральное Собрание ориентировать парламент на первоочередное рассмотрение каких-либо законопроектов и др.;

Важной функцией Президента РФ как главы государства является деятельность по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности. Конституция предписывает, что осуществление этой функции должно проходить в «установленном Конституцией порядке» (например, путем введения военного или чрезвычайного положения, что предусмотрено ч. 2 ст. 87 и ст. 56 Конституции РФ и соответствующими федеральными конституционными законами).

Принципиальной является и функция Президента РФ по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. По существу ч.2 ст. 80 Конституции РФ определяет, что Президента РФ занимает особое место в системе органов государственной власти и не входит непосредственно ни в одну из ее ветвей. Президенту отводится роль «арбитра» в разрешении споров между ветвями и органами государственной власти. Исходя из этой роли, глава государства вправе прибегать к согласительным процедурам и другим мерам преодоления кризисов и разрешения споров. Эта функция важна для взаимодействия органов государственной власти как на федеральном уровне, так и во взаимоотношениях органов власти Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно ч.3 ст. 80 Конституции РФ на Президента возложена функция определения основных направлений внутренней и внешней политики государства. Традиционными формами осуществления данной функции являются: ежегодные послания Президента Федеральному Собранию РФ, содержащие оценку государственного и общественного развития, а также перспективные цели и задачи; бюджетные послания Президента Правительству; концептуальные указы Президента РФ, публичные выступления.

Одной из характеристик главы государства является наличие представительской функции. Он представляет государство как внутри, так и на международной арене. Президент РФ ведет переговоры с главами других государств, вправе подписывать от имени России международные договоры, назначать послов и представителей в другие государства. В соответствии с международным правом он пользуется правом на высшие почести при нанесении официальных визитов в другие страны. «Внутреннее представительство» проявляется, прежде всего, во взаимоотношениях главы государства с органами государственной власти субъектов федерации, общественными структурами, населением и т.д.

Статья написана по материалам сайтов: vuzlit.ru, studfiles.net, studopedia.org.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector