Где регистрируют сделки с недвижимостью

1. Какие права на недвижимость нужно регистрировать?

Государственной регистрации права — внесению сведений о праве на объект недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости ( ЕГРН ) — подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимость и сделки с ней, ограничения прав и обременения недвижимости: сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения и так далее.

Сейчас сведения, внесенные в ЕГРН, — это единственное доказательство наличия зарегистрированного права на объект недвижимости, оспорить которое можно только в суде.

Регистрировать права должен собственник (независимо от того, кто он — гражданин РФ, иностранный гражданин или лицо без гражданства). Если собственник несовершеннолетний, от его лица может выступать законный представитель (родитель, усыновитель, опекун, попечитель). С 14 лет ребенок может зарегистрировать права на недвижимость сам. От лица недееспособных заявление на регистрацию права подают их опекуны. При необходимости можно оформить нотариально удостоверенную доверенность на представителя.

2. Нужно ли перед регистрацией недвижимости ставить ее на кадастровый учет?

Раньше, если объект недвижимости не стоял на кадастровом учете, его нужно было сначала поставить на кадастровый учет и только потом зарегистрировать на него права. Теперь в случае необходимости это можно сделать одновременно.

Только государственная регистрация права вам понадобится в том случае, если сведения об объекте недвижимости, право на который нужно зарегистрировать, ранее уже были внесены в ЕГРН, то есть он уже стоит на кадастровом учете.

Государственная регистрация права собственности одновременно с постановкой на кадастровый учет требуется, если объект был За исключением ранее не учтенных объектов недвижимости, в отношении которых было выдано разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (например, многоквартирные дома). В этом случае объект ставит на кадастровый учет тот орган государственной власти или местного самоуправления, который выдал разрешение.

>создан (например, построен частный дом) и, соответственно, ранее не числился в ЕГРН, либо был образован (например, путем деления участка земли), либо прекратил свое существование (при условии, что раньше права на него были зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости).

Только кадастровый учет нужен в том случае, если характеристики объекта недвижимости существенно изменены (например, увеличена площадь частного дома), либо объект, права на который ранее не были зарегистрированы в ЕГРН, прекратил существование.

3. Какие документы нужны, чтобы зарегистрировать права на недвижимость?

Полный перечень документов, которые могут потребоваться для регистрации прав на недвижимость (как отдельно, так и одновременно с кадастровым учетом), представлен на сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра). Но итоговый пакет документов зависит от деталей каждой конкретной ситуации. Чтобы узнать, какие документы понадобятся именно вам, воспользуйтесь специальным конструктором жизненных ситуаций на сайте Росреестра.

Постановка на государственный кадастровый учет осуществляется без взимания платы. За государственную регистрацию прав предусмотрена государственная пошлина .

4. Как подать документы на регистрацию права?

Подать документы на регистрацию прав на недвижимость можно несколькими способами.

Лично

Если недвижимость расположена в Москве, подавать заявление нужно в любой центр «Мои документы». Если регистрируемая недвижимость находится за пределами Москвы, подать документы лично вы можете:

  • во Дворец госуслуг по адресу:
  • Москва, Проспект Мира, дом 119, строение 71;
  • в отделения Росреестра по адресам:
  • Москва, Варшавское шоссе, дом 47, корпус 4, этаж 3;
  • Москва, проезд Завода Серп и Молот, дом 10;
  • Москва, Зеленый проспект, дом 20.

По почте

Онлайн

Вы можете сформировать электронное обращение с помощью онлайн-сервиса Росреестра для регистрации прав на недвижимость или регистрации прав на недвижимость с одновременной постановкой на кадастровый учет. Обратите внимание: на последнем шаге формирования заявления его необходимо подписать усиленной электронной подписью.

На дому

Ветераны Великой Отечественной войны, инвалиды Великой Отечественной войны, инвалиды I и II групп могут зарегистрировать права на свою недвижимость, воспользовавшись бесплатной услугой «Выездное обслуживание». К ним приедет курьер, который примет заявление на регистрацию прав.

Права на недвижимость будут зарегистрированы в течение 5–12 рабочих дней. Для проверки статуса рассмотрения заявления вы можете воспользоваться электронным сервисом «Проверка исполнения запроса online».

5. Чем подтверждается государственная регистрация права?

По итогам регистрации ваших прав на недвижимость вам выдадут выписку из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости. Ее можно получить в виде электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью, на e-mail либо в виде документа на бумажном носителе, который можно получить по почте или лично в центре «Мои документы». Также вы можете заказать доставку выписки из ЕГРН курьером (услуга платная). Способ получения документа нужно указывать в заявлении при подаче документов на регистрацию права.

Сведения, содержащиеся в ЕГРН, считаются актуальными на момент выдачи документов. Поэтому в дальнейшем для подтверждения нахождения в реестре информации о правах на недвижимость вам может потребоваться новая выписка из ЕГРН.

Свидетельства о праве собственности с 2017 года больше не выдаются.

6. Как запретить регистрировать права на мою недвижимость без моего присутствия?

Если вы собственник недвижимости, вы можете обратиться с заявлением о внесении в ЕГРН записи о невозможности государственной регистрации перехода, ограничения (обременения), прекращения права на объект недвижимости без вашего личного участия.

В этом случае Росреестр будет отклонять любые попытки сторонних лиц зарегистрировать какие-либо права на вашу недвижимость без объяснения причин. Исключение: изменение прав на недвижимость на основании вступившего законную силу решения суда или требования судебного пристава-исполнителя.

Впоследствии такая запись может быть погашена .

7. Что делать, если я не согласен с записью в ЕГРН о праве на недвижимость?

Если в ЕГРН появилась запись о том, что у вашей недвижимости появился новый собственник, а вы с этим не согласны и готовы оспорить это в суде, вы можете подать в Росреестр заявление о наличии у вас возражений в отношении зарегистрированного права на недвижимость.

Такая запись в ЕГРН никак не повлияет на дальнейшую регистрацию прав на эту недвижимость, но может помочь снизить число оспариваемых впоследствии сделок.

По прошествии времени такая запись может быть погашена .

8. Можно ли оформить все необходимые при покупке жилья документы одним пакетом?

С 1 августа 2017 года в центрах госуслуг «Мои документы» вы можете оформить документы и получить услуги, которые могут понадобиться вам в процессе или сразу после покупки жилья, например:

  • предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости;
  • проведение инвентаризации и предоставление информации технического учета;
  • адресная регистрация объектов недвижимости: предоставление справки об идентификации адреса объекта капитального строительства;
  • предоставление информации и документов о зарегистрированных до 31 января 1998 года правах на объекты жилищного фонда;
  • распоряжение материнским капиталом;
  • предоставление информации жилищного учета;
  • государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав;
  • согласование переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах и жилых домах и оформление приемочной комиссией акта о завершенном переустройстве и (или) перепланировке помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Возможность получить документы одним пакетом есть во всех центрах «Мои документы».

Содержание

Государственная регистрация сделок

Это процедура удостоверения прав на имущество, которые возникли, прекратились или были ограничены.

Ст. 164 Кодекса устанавливает основополагающие положения касательно процедуры госрегистрации. Рассмотрим их более детально.

Понятие государственной регистрации сделок

Государственная регистрация сделок – это процедура удостоверения прав на имущество, которые возникли, прекратились или были ограничены.

Процедура госрегистрации доказывает, что право на самом деле существует.

Права на имущество появляются в силу юридического аспекта проводимой сделки, состоящего из:

  • соглашения между продавцом и покупателем;
  • акта госрегистрации прав.

На основании осуществленной процедуры покупатели недвижимости реализуют по собственной инициативе право распоряжаться зарегистрированным имуществом в регламентированном законодательством порядке.

Регистрация прав на недвижимость, перечень прав и сделок, подлежащих регистрации

Права на имущество появляются с момента их госрегистрации, если другое положение не определено законодательными актами.

Право собственности и прочие права имущественного характера на объекты должны быть:

  • внесены в единый госреестр
  • порядок внесения должен быть определен органами, уполномоченными на госрегистрацию прав на недвижимость.

Регистрация прав на недвижимость осуществляют в отношении:

  • владений, которые наследуются пожизненно;
  • собственности;
  • сервитутов;
  • хозвладения и оперативного управления;
  • объектов, находящихся в постоянном пользовании;
  • объектов ипотечного кредитования;
  • других случаев, регламентированных законодательными актами.

Нормы, указывающие на необходимость государственной регистрации прав на имущество

Обязательность процесса госрегистрации регламентируется следующими статьями Кодекса:

  • 164;
  • 223;
  • 433;
  • другими статьями, которые содержатся в 1-й и во 2-й частях Кодекса.

Порядок процесса и причины для отказа определяются:

  • Правилами ведения ЕГРП;
  • Законом о регистрации недвижимости;
  • иными актами.

Сделки, не подлежащие государственной регистрации

Из общего порядка об исключительной обязательности осуществления регистрации правовых полномочий на объекты имущества есть определенные исключения.

Некоторые контракты не подлежат обязательному проведению процедуры:

  • сделки, исходящие из контрактов социального, коммерческого и других видов найма;
  • граждане, являющиеся участниками жилищно-строительных, дачных, гаражных или прочих разновидностей кооперативов, могут претендовать на имущество в установленном порядке после внесения соответствующего паевого взноса в пользу кооператива, а не с момента госрегистрации;
  • сделки по контрактам о безвозмездном пользовании;
  • контракты аренды нежилых площадей со сроком действия менее 1 календарного года.

В некоторых случаях ГК РФ разграничивает понятия:

  • государственная регистрация сделок;
  • приобретение правовых полномочий на объекты недвижимости.

Процесс регистрации контракта и перехода собственности осуществляются раздельно для:

  • договоров, предусматривающих покупку или продажу, мену жилья, предприятия;
  • договоров дарения любой разновидности недвижимой собственности;
  • договоров ренты.

Госрегистрация только перехода права собственности, без необходимости регистрации договора, осуществляется для:

  • процедуры наследования недвижимости;
  • контрактов доверительного управления имуществом.

Процедура по осуществлению госрегистрации не требуется в отношении:

  • предварительный договор, по которому участники процесса обязуются в будущем заключить договор, подлежащий государственной регистрации.

Процесс государственной регистрации

Весь процесс обязательной госрегистрации состоит из следующих шагов:

  • принятие пакета документации от заявителя;
  • фиксация приема документов с обязательным приложением платежной квитанции об уплате госпошлины;
  • юридическо-правовая экспертиза документации;
  • проверка отсутствия несоответствия между заявляемыми и уже существующими правовыми полномочиями на объект недвижимости;
  • внесение органами записи в ЕГРП при условии отсутствия вышеуказанных противоречий;
  • выдача документации заявителю о госрегистрации права собственности.

Ведение книг учета, содержащих сведения о регистрации сделок

Существует несколько видов книг, которые обязаны вести регистрирующие органы:

  • книга по учету документов;
  • книга по учету предоставленных из ЕГРП сведений;
  • книга по учету арестованной собственности.

В первую разновидность книг вносится следующая информация:

  • запись о приеме заявления на госрегистрацию;
  • входящие номера документации, принятой на регистрацию.

Во втором типе отражаются:

  • сделанные гражданами запросы и заявления об истребовании из ЕГРП информации;
  • заявления о предоставлении копий контрактов и других документов.

Третья разновидность книги необходима для:

  • внесения органами записей о копиях поступивших документов, запрещающих совершение каких-либо сделок с объектом недвижимого имущества, при отсутствии в ЕГРП соответствующего раздела по данному объекту.

Регистрация сделки с объектом недвижимого имущества

Регистрация возможна только, если существует соответствующая запись о ранее произведенной госрегистрации права собственности на объект недвижимости в ЕГРП.

Сроки госрегистрации договора, если подача документов на регистрацию контракта и прав производится одновременно:

  • касательно отчуждения недвижимых объектов и правовых полномочий на них – в течение календарного месяца с даты предоставления пакета документации заявителем;
  • в отношении ипотеки жилых объектов – не позже 5 рабочих дней с даты предоставления документов.

Отказ в приеме документации для обоих вышеуказанных случаев недопустим.

Госрегистрация осуществляется на основании письменного заявления:

  • сторон-участниц процесса;
  • прочего уполномоченного представителя заявителя при наличии у первого нотариальной доверенности на совершение соответствующих действий;
  • судебного пристава, если правовые полномочия появляются на основании решения суда;
  • гражданина, в отношении которого был утвержден акт госоргана или органа местной администрации, о возникновении прав собственности;
  • нотариуса, если правовые полномочия на объект возникает при нотариальном свидетельствовании сделки.

Вопрос о порядке передачи прав собственности решается судебным органом, если одна из сторон уклоняется от исполнения требований договора.

Убытки взыскиваются с уклоняющейся стороны.

Основания для отказа в государственной регистрации прав

Отказ в госрегистрации может быть произведен на основе следующих причин:

  • удостоверение притязаний на объект не подлежит госрегистрации;
  • заявление на госрегистрацию было подано ненадлежащим лицом;
  • документы, предоставленные для осуществления процедуры, не соответствуют законодательным требованиям;
  • правовой акт госоргана или органа местной администрации в установленном порядке признали утратившим силу;
  • гражданин, который предоставил документ, удостоверяющий право на собственность, не наделен полномочиями по распоряжению данным недвижимым объектом;
  • лицо, обладающее неполными правами на объект, подало документ без ссылки на данные ограничения;
  • документ на недвижимость, устанавливающий права на него у определенного лица, удостоверяет отсутствие у заявителя таковых прав;
  • правообладатель не предоставил требуемые документы ранее появившегося права;
  • не были предоставлены документы, требуемые для госрегистрации;
  • выявлено несоответствие между предъявленными и уже имеющимися правами на объект.
Это интересно:  Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога

Государственная регистрация сделок с движимым имуществом

Государственная регистрация сделок с движимым имуществом осуществляют по:

  • передаче прав на собственность касательно предметов и коллекций из Музейного фонда РФ.

Госрегистрация не осуществляется в отношении:

  • ТС, в частности, легковых автомобилей;
  • контрактов с ценными бумагами (производится только учет перехода прав, но не госрегистрация сделок).

Недвижимое и движимое имущество, которое не подлежит государственной регистрации

Закон о регистрации недвижимости не применим к следующим разновидностям имущества:

  • космические аппараты;
  • воздушный и морской транспорт;
  • водные судна внутреннего плавания.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним — юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ.

Правовую основу государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют, Конституция Российской Федерации, ГК РФ, Федеральный закон от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее Закон №122-ФЗ), иные федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними другие нормативные правовые акты Российской Федерации.

«Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке» (статья 2 Закона 122-ФЗ).

Регистрация прав на недвижимость проводится Федеральной регистрационной службой, ее территориальными органами по месту нахождения недвижимости. Эти органы проверяют действительность поданных заявителем документов и наличие соответствующих прав у лица или органа власти, подготовивших документы, а также существование ранее зарегистрированных и заявленных прав. В компетенцию данных органов также входит выдача документов, подтверждающих государственную регистрацию прав и информации о зарегистрированных правах.

Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан предоставлять сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав, о любом объекте недвижимости, а также об ограничениях и обременениях на объекты недвижимости, любому лицу, предъявившему удостоверение личности и заявление в письменной форме (юридическому лицу — документы, подтверждающие регистрацию данного юридического лица и полномочия его представителя).

Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним носит открытый характер.

Следует отличать регистрацию сделки от регистрации права. Это два разных регистрационных действия, имеющие разные правовые последствия. Регистрация сделки не подменяет регистрацию перехода права.

ГК РФ и Законом №122-ФЗ устанавливаются три вида государственной регистрации:

§ регистрация прав на недвижимое имущество;

§ регистрация сделок с недвижимостью;

§ регистрация ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество.

Государственная регистрация ограничений создает условия, для того чтобы приобретатель недвижимого имущества, мог узнать об этих ограничениях.

Согласно пункту 3 статьи 13 Закона №122-ФЗ государственная регистрация прав проводится не позднее чем в месячный срок со дня подачи заявления и документов, необходимых для государственной регистрации.

Регистрация прав на недвижимость состоит во внесении в реестр записи о правообладателе и о праве, которое он приобретает.

Государственной регистрации подлежат следующие вещные права:

· право хозяйственного ведения;

· право пожизненного наследуемого владения;

· право постоянного пользования;

Обязательность регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимость, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение установлена пунктом 1 статьи 131 ГК РФ.

Основаниями для государственной регистрации прав на недвижимое имущество являются:

· договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества;

· акты, изданные органами, государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке установленном законодательством;

· свидетельства о праве на наследство;

· акты о приватизации жилых помещений;

· свидетельства (акты) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в установленном законодательством порядке;

· иные документы, подтверждающие наличие, возникновение, прекращение, переход ограничение прав.

Участниками отношений, возникающих при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, являются собственники недвижимого имущества и обладатели иных подлежащих государственной регистрации прав на него, в том числе граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица, международные организации, иностранные государства, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, с одной стороны, и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, — с другой.

Право возникает только с момента его регистрации. Проведенная регистрация права удостоверяется свидетельством о регистрации права.

Согласно пункту 1 статьи 165 ГК РФ:

«Несоблюдение нотариальной формы, а в случаях, установленных законом, — требования о государственной регистрации сделки влечет ее недействительность. Такая сделка считается ничтожной».

Участники сделки не вправе осуществлять государственную регистрацию сделки, если она установлена законом.

Договор, предусматривающий переход прав на недвижимость, считается заключенным только с момента государственной регистрации. Это означает, что права и обязанности сторон по такому договору возникают только с момента его государственной регистрации.

Сделки, подлежащие обязательной государственной регистрации можно разделить на две группы:

— сделки с отчуждением недвижимого имущества (влекущие переход прав);

— сделки без отчуждения недвижимого имущества.

Сделки с отчуждением недвижимого имущества (влекущие переход прав):

· договор купли-продажи жилых помещений, доли в общей собственности на указанные объекты (статьи 558 ГК РФ и 251 ГК РФ).

Не нужно регистрировать договор купли-продажи гаража, земельного участка, сооружений и помещений нежилого назначения. В этом случае надо зарегистрировать только переход права собственности к покупателю.

· договор купли-продажи предприятия (статья 560 ГК РФ);

· договор мены жилого помещения, а также доли в общей собственности (статья 567 ГК РФ и 251 ГК РФ);

· договор дарения недвижимого имущества, как жилого, так и нежилого, доли в праве общей собственности на них (статьи 574 ГК РФ и 251 ГК РФ);

· договор пожертвования недвижимого имущества (статья 582 ГК РФ);

· договор ренты с передачей недвижимости под выплату ренты (статья 584 ГК РФ);

· договор участия в долевом строительстве (статья 25.1 Закона №122-ФЗ);

· договор пожизненного содержания с иждивением (статья 601 ГК РФ);

· аренда с правом выкупа (статья 624 ГК РФ).

Сделки без отчуждения недвижимого имущества направлены, как правило, на передачу недвижимости в пользование или в залог и тем самым порождают не прекращение, а ограничение (обременение) права. К ним относятся:

· договор аренды земельного участка (статья 609 ГК РФ);

· договор аренды предприятия, как имущественного комплекса (пункт 2 статьи 658 ГК РФ);

· договор аренды зданий, сооружений, нежилых помещений, заключенный на срок не менее года (статья 651 ГК РФ);

· договор субаренды (статья 615 ГК РФ);

· договор об ипотеке недвижимого имуществам (статья 339 ГК РФ и статья 10 Федерального закона от 16 июля 1998 №102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» (далее Закон №102-ФЗ));

· договор безвозмездного пользования участком лесного фонда (пункт 2 статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации).

Законодательством могут быть предусмотрены и иные сделки, при заключении которых требуется, как регистрация самой сделки, так и возникающего на ее основании права.

Государственная регистрация сделки производится посредством внесения записи о сделке в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее ЕГРП).

Государственная регистрация сделок удостоверяется специальной регистрационной надписью и штампом на договоре с указанием вида сделки, даты регистрации, заверенной подписью регистратора и печатью.

Государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации, и его территориальные органы, действующие в соответствующих регистрационных округах. В настоящее время таким органом является Федеральная регистрационная служба.

Правовой статус и компетенция Федеральной регистрационной службы конкретизирован в Указе Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 №1315 «Вопросы Федеральной регистрационной службы», которым было утверждено «Положение о Федеральной регистрационной службе».

Согласно этому положению, Федеральная регистрационная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Федеральная регистрационная служба, подведомственна Минюсту Российской Федерации.

Структура органов по государственной регистрации и принципы их размещения на территориях регистрационных округов определяются Федеральной регистрационной службой.

Согласно пункту 1 статьи 9 Закона №122-ФЗ государственная регистрация прав на предприятия как имущественные комплексы, объекты недвижимого имущества, расположенные на территории более одного регистрационного округа (линейные сооружения — объекты недвижимого имущества, являющиеся сложными или неделимыми вещами), и сделок с ними осуществляется непосредственно Федеральной регистрационной службой.

Государственная регистрация прав на иные объекты недвижимого имущества осуществляется по месту нахождения данных объектов в пределах соответствующего регистрационного округа территориальным органом Федеральной регистрационной службы.

К компетенции органов по государственной регистрации относится:

§ проверка действительности поданных заявителем документов и наличия, соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти;

§ проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав;

§ государственная регистрация прав;

§ выдача документов, подтверждающих государственную регистрацию прав;

§ выдача информации о зарегистрированных правах;

§ принятие на учет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, бесхозяйных недвижимых вещей;

§ выдача правообладателям по их заявлениям в письменной форме копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме.

Статья 13 Закона №122-ФЗ устанавливает порядок проведения государственной регистрации.

Государственная регистрация прав проводится в следующем порядке:

прием документов, необходимых для государственной регистрации прав и отвечающих требованиям настоящего Федерального закона, регистрация таких документов с обязательным приложением документа об уплате государственной пошлины;

правовая экспертиза документов и проверка законности сделки;

установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;

внесение записей в ЕГРП при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;

совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.

Единый государственный реестр прав содержит информацию о существующих и прекращенных правах на объекты недвижимого имущества, данные об указанных объектах и сведения о правообладателях.

Неотъемлемой частью Единого государственного реестра прав являются дела, включающие в себя правоустанавливающие документы на недвижимое имущество, и книги учета документов.

Дело правоустанавливающих документов открывается на каждый объект недвижимого имущества. В дело помещаются все документы, поступающие для регистрации прав на указанный объект.

Информация из ЕГРП не является государственной, коммерческой или служебной тайной.

Прием документов, необходимых для осуществления государственной регистрации, начальная стадия процесса государственной регистрации. При получении правоустанавливающих документов на государственную регистрацию прав должностное лицо органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, вносит соответствующую запись в книгу учета документов с указанием даты и времени получения таких документов с точностью до минуты. Заявителю выдается расписка в получении документов на государственную регистрацию прав с их перечнем, а также с указанием даты и времени их представления с точностью до минуты. Расписка подтверждает принятие документов на государственную регистрацию прав.

При правовой экспертизе документов, проверке законности сделки, юридической силы правоустанавливающих документов устанавливается отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, проверяется действительность поданных заявителем документов, наличие прав у подготовившего документ лица или органа власти, а также устанавливается отсутствие других оснований для приостановления или отказа в государственной регистрации прав.

В соответствии с Приказом Минюста Российской Федерации от 1 июля 2002 года №184 «Об утверждении методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее Приказ №184) рекомендуется проводить проверку в следующей последовательности:

проверка имеющихся в ЕГРП записей по данному объекту недвижимого имущества;

проверка юридической силы правоустанавливающих документов, если правоустанавливающим документом является договор — также и проверка законности сделки;

проверка действительности иных документов, не являющихся правоустанавливающими, но необходимых для осуществления государственной регистрации, в том числе их соответствие установленным законодательством Российской Федерации требованиям;

проверка сведений о наличии (или отсутствии) в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав, документов, свидетельствующих о наложении (снятии) арестов и иных запрещений, препятствующих государственной регистрации;

принятие решения по результатам правовой экспертизы: о государственной регистрации, о приостановлении государственной регистрации, об отказе в государственной регистрации.

При проверке имеющихся в ЕГРП записей рекомендуется проверить наличие следующих записей в отношении объекта недвижимого имущества, о регистрации права, ограничения (обременения) права на который и сделки, с которым ходатайствует заявитель:

§ о зарегистрированных правах;

§ о ранее заявленных правах (правопритязании);

§ о зарегистрированных сделках;

§ о зарегистрированных ограничениях (обременениях) права, в том числе арестах, запрещениях заключения сделок.

При проверке юридической силы правоустанавливающих документов в зависимости от вида документа также проверяется:

-соответствие требованиям законодательства, действовавшего на момент издания и в месте издания документа, формы и содержания документа;

-обладал ли орган государственной власти (орган местного самоуправления) соответствующей компетенцией на издание акта, а также соблюден ли порядок издания таких актов, в том числе уполномоченное ли лицо подписало этот акт;

-наличие соответствующих прав по распоряжению объектом недвижимости у подписавшего документ лица;

Законность сделки проверяется независимо от формы ее совершения (нотариальная или простая письменная) как в случае регистрации самой сделки, так и в случае регистрации на ее основании перехода, ограничения (обременения) права.

Это интересно:  Портал росреестра запрос к информационному ресурсу

Сделка должна соответствовать закону или иным правовым актам.

С учетом требований, предъявляемых законодательством Российской Федерации к договорам, при проведении правовой экспертизы (проверке законности сделки) проверяется:

право- и дееспособность сторон;

наличие полномочий у представителей, если сделка совершена представителями;

наличие установленных законом или соглашением сторон существенных условий договора;

соблюдение формы договора, установленной законом или соглашением сторон;

принадлежность имущества лицу, распоряжающемуся недвижимостью, или полномочия по распоряжению недвижимостью лицами, не являющимися собственниками имущества в случаях, когда закон допускает распоряжение объектом недвижимого имущества не его собственником.

Соблюдение прав и законных интересов третьих лиц, не участвующих в сделке, а также публично-правовых интересов в установленных законом случаях.

По результатам правовой экспертизы документов и проверки законности сделки государственным регистратором может быть принято одно из следующих решений:

§ зарегистрировать заявленное право, сделку, ограничения (обременения) права;

§ приостановить государственную регистрацию с целью устранения причин, препятствующих государственной регистрации, в том числе для получения дополнительных документов;

§ отказать в государственной регистрации.

Проведенная государственная регистрация возникновения и перехода, прав на недвижимое имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав.

Проведенная государственная регистрация договоров и иных сделок удостоверяется посредством совершения специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки.

Приостановление государственной регистрации происходит по инициативе государственного регистратора при возникновении у него сомнений в наличии оснований для регистрации прав, а также в подлинности документов.

Статья 19 Закона №122-ФЗ содержит перечень оснований для приостановления государственной регистрации прав.

В случае, если государственная регистрация была приостановлена в связи с отсутствием какого-либо документа, необходимого для государственной регистрации, после его представления (получения) проводится дополнительная правовая экспертиза.

Государственная регистрация прав может быть приостановлена не более чем на месяц.

Государственная регистрация прав может быть приостановлена не более чем на три месяца на основании заявления в письменной форме правообладателя, стороны (сторон) сделки или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него надлежаще оформленной доверенности. В заявлении указываются причины, послужившие основанием для приостановления государственной регистрации прав, и срок, необходимый для такого приостановления.

Документального подтверждения причин приостановления от заявителя не требуется.

Государственная регистрация прав может быть приостановлена государственным регистратором на срок не более чем месяц, на основании заявления в письменной форме одной из сторон договора, о возврате документов без проведения государственной регистрации прав в случае, если другая сторона договора не обращалась с таким заявлением. Если в течение указанного срока не будут устранены причины, препятствующие государственной регистрации прав, государственный регистратор обязан отказать сторонам договора в государственной регистрации прав и сделать об этом соответствующую запись в книге учета документов.

«В порядке, установленном законодательством, государственная регистрация прав может быть приостановлена на основании определения или решения суда. Приостановление государственной регистрации прав сопровождается внесением соответствующей отметки в Единый государственный реестр прав.

Если в течение срока, установленного для рассмотрения заявления о государственной регистрации сделки и (или) перехода права, но до внесения записи в Единый государственный реестр прав или принятия решения об отказе в государственной регистрации прав в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, поступит решение (определение, постановление) о наложении ареста на объект недвижимого имущества или запрета совершать определенные действия с объектом недвижимого имущества, государственная регистрация прав приостанавливается до снятия ареста или запрета в порядке, установленном законодательством» (пункт 4 статьи 19 Закона №122-ФЗ).

Государственный регистратор обязан в срок не более чем пять рабочих дней со дня приостановления государственной регистрации прав в письменной форме уведомить заявителя (заявителей) о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях приостановления государственной регистрации прав.

В государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если:

«право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации прав в соответствии с настоящим Федеральным законом;

с заявлением о государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо;

документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства;

акт государственного органа или акт органа местного самоуправления о предоставлении прав на недвижимое имущество признан недействительным с момента его издания в соответствии с законодательством, действовавшим в месте его издания на момент издания;

лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества;

лицо, которое имеет права, ограниченные определенными условиями, составило документ без указания этих условий;

правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества;

правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества;

не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав;

имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами;

осуществление государственной регистрации права собственности не допускается в соответствии с пунктом 5 статьи 25.2 настоящего Федерального закона» (пункт 1 статьи 20 Закона №122–ФЗ).

При принятии решения об отказе в государственной регистрации прав заявителю в письменной форме в срок не более пяти дней после окончания срока, установленного для рассмотрения заявления, направляется сообщение о причине отказа, и копия указанного сообщения помещается в дело правоустанавливающих документов.

Отказ в государственной регистрации прав может быть обжалован заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд.

При отказе в государственной регистрации права, уплаченная государственная пошлина за государственную регистрацию права не возвращается. При прекращении государственной регистрации прав, на основании соответствующих заявлений сторон договора, возвращается половина суммы, уплаченной в виде государственной пошлины за государственную регистрацию прав.

В соответствии с Законом №122-ФЗ для государственной регистрацию требуются:

§ заявление о государственной регистрации;

§ документ об уплате государственной пошлины;

§ документы, удостоверяющие личность;

§ документы, подтверждающие полномочия представителя правообладателя и участников сделок, в том числе полномочия представителя юридического лица действовать от имени юридического лица;

§ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) права;

§ кадастровый план земельного участка, план участка недр и (или) план объекта. Недвижимости с указанием его кадастрового номера (представление кадастрового плана земельного участка не требуется, если кадастровый план данного земельного участка ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов);

§ учредительные документы юридического лица.

В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, а также, если представленные документы не отвечают требованиям статьи 18 Закона №122-ФЗ, на государственную регистрацию могут быть истребованы дополнительные документы.

Регистрация прав и сделок с недвижимостью проводится на основании заявления правообладателя или сторон договора. При отсутствии заявления регистрационные действия не совершаются.

В соответствии с пунктом 19 Приказа №184 заявление на государственную регистрацию, должно содержать:

§ данные о правообладателе (стороне сделки);

§ сведения о представителях правообладателя или участника сделки (фамилия, имя, отчество, наименование и реквизиты документа, удостоверяющего личность, адрес, по которому можно связаться с представителем), если заявление о государственной регистрации подается представителем;

§ наименование и реквизиты документа, подтверждающего полномочия представителя (если заявление о государственной регистрации подается представителем), в том числе представителя юридического лица, действовать от имени правообладателя, стороны сделки;

§ ходатайство (просьбу) о государственной регистрации, указывающее на цель обращения заявителя в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, в том числе вид права, размер доли в праве в случае регистрации права общей долевой собственности, вид сделки, вид ограничения (обременения) права;

§ наименование, реквизиты правоустанавливающего документа, на основании которого должна быть проведена государственная регистрация права, ограничения (обременения) права;

§ наименование и реквизиты сделки, заявляемой к регистрации или на основании которой должна быть проведена государственная регистрация права, ограничения (обременения) права, и краткие данные о второй стороне сделки (фамилия, имя, отчество физического лица, наименование юридического лица);

§ сведения об объекте недвижимости (наименование объекта недвижимого имущества, его место нахождения (адрес), кадастровый или условный номер, если он известен заявителю);

§ дата составления заявления о государственной регистрации.

Заявление о государственной регистрации права представляется в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, в единственном экземпляре-подлиннике и после государственной регистрации права помещается в дело правоустанавливающих документов.

Вместе с заявлением о государственной регистрации представляются подлинник и копия документа об уплате государственной пошлины.

Размер государственной пошлины устанавливается статьей 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ):

за государственную регистрацию доли в праве общей собственности на общее недвижимое имущество в многоквартирном доме — 50 рублей;

за внесение изменений в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, за исключением юридически значимых действий, предусмотренных подпунктом 25 настоящего пункта:

федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления — 50 рублей;

за государственную регистрацию:

договора об ипотеке, включая внесение в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи об ипотеке как обременении прав на недвижимое имущество:

соглашения об изменении или о расторжении договора об ипотеке, включая внесение соответствующих изменений в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним:

В случае, если договор об ипотеке или договор, включающий соглашение об ипотеке, обеспечивающее исполнение обязательства, за исключением договора, влекущего возникновение ипотеки на основании закона, заключен между физическим лицом и юридическим лицом, государственная пошлина за юридически значимые действия, предусмотренные настоящим подпунктом, взимается в размере, установленном для физических лиц;

за государственную регистрацию:

В соответствии с пунктом 1 статьи 452 ГК РФ соглашение об изменении договора совершается в той же форме, что и договор. Таким образом, если в соответствии с ГК РФ договор, предусматривающий совершение сделки с недвижимым имуществом, подлежит обязательной государственной регистрации, то и соглашение о его изменении должно быть также зарегистрировано.

В соответствии с положениями главы 25.3 НК РФ, государственная пошлина уплачивается как за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, договоров об отчуждении недвижимого имущества, так и за внесение изменений в записи ЕГРП.

Документы, удостоверяющие личность, предъявляют физические лица, заявляющие о государственной регистрации права, сделки, ограничения (обременения) права: правообладатели, участники сделки, их представители, в том числе представители юридических лиц. К документам, удостоверяющим личность, относятся, паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверение личности или военный билет военнослужащего, общегражданский заграничный паспорт, удостоверение беженца, выданное Федеральной миграционной службой или ее территориальным органом, справка из органов внутренних дел с фотографией и реквизитами утерянного паспорта.

При предъявлении документа, удостоверяющего личность, проверяется срок действия документа, наличие записи об органе, выдавшем документ, даты выдачи, подписи и фамилии должностного лица, оттиска печати. Далее проверяется соответствие фамилии, имени, отчества, даты рождения, реквизитов документа, удостоверяющего личность, адреса постоянного места жительства правообладателя данным, указанным в правоустанавливающем документе, в заявлении на государственную регистрацию прав и подлежащим внесению в ЕГРП.

Полномочия руководителей юридических лиц (лиц, действующих от имени юридического лица без доверенности) могут быть, в том числе, подтверждены:

протоколом (выпиской из протокола) общего собрания акционеров об избрании директора (генерального директора) акционерного общества, если уставом общества это не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета);

выпиской из протокола общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью об избрании единоличного исполнительного органа общества (генерального директора, президента и других);

приказом о назначении руководителя государственного или муниципального унитарного предприятия.

При проверке полномочий, основанных на доверенности, устанавливается наличие в доверенности необходимых для внесения в ЕГРП сведений о представляемом правообладателе или участнике сделки, фамилии, имени, отчества, даты рождения, места постоянного или преимущественного пребывания представляемого физического лица, наименования и реквизитов документа, удостоверяющего его личность, а также сведений о представителе, и идентификации его личности — фамилии, имени, отчестве, наименовании и реквизитах документа, удостоверяющего личность представителя.

Полномочия, указанные в доверенности должны соответствовать совершаемым представителем действиям. Доверенность должна содержать дату составления доверенности и срок ее действия. Срок действия доверенности не может превышать трех лет, если срок действия доверенности не указан, то она действительна в течение одного года. Доверенность, в которой не указана дата ее совершения, ничтожна.

Доверенность от имени юридического лица должна содержать должность, фамилию и подпись руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати этой организации (пункт 17 Приказа №184).

Согласно пункту 1 статьи 17 Закона №122-ФЗ к правоустанавливающим документам относятся:

«акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;

акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;

свидетельства о праве на наследство;

вступившие в законную силу судебные акты;

акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

Это интересно:  Объяснительная в связи с болезнью

иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним, заявителю от прежнего правообладателя в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;

иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав».

«Тексты документов, представляемых на государственную регистрацию прав, должны быть написаны разборчиво, наименования юридических лиц — без сокращения, с указанием их мест нахождения. Фамилии, имена и отчества физических лиц, адреса их мест жительства должны быть написаны полностью.

Не подлежат приему на государственную регистрацию прав документы, имеющие подчистки либо приписки, зачеркнутые слова и иные, не оговоренные в них исправления, документы, исполненные карандашом, а также документы с серьезными повреждениями, не позволяющими однозначно истолковать их содержание» (пункты 2,3 статьи 18 Закона №122-ФЗ).

Кадастровый план земельного участка должен быть удостоверен органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра, а планы другого недвижимого имущества — соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества.

Уточненные данные о границах и площади земельного участка могут вноситься в ЕГРП без повторной регистрации на основании сведений, представленных органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра, при наличии согласия в письменной форме правообладателя (правообладателей) земельного участка или на основании заявления правообладателя.

При наличии спора между органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра, и правообладателем уточненные данные о границах и площади земельного участка могут вноситься в ЕГРП на основании вступившего в законную силу судебного акта.

В установленных законодательством Российской Федерации случаях на государственную регистрацию могут представляться дополнительные документы, необходимые для государственной регистрации, в частности:

нотариально удостоверенное согласие супруга для совершения одним из супругов сделки по распоряжению совместно нажитой недвижимостью и сделки, требующей нотариального удостоверения или государственной регистрации;

согласие собственника государственного или муниципального имущества на распоряжение имуществом, находящимся в хозяйственном ведении государственного или муниципального предприятия;

согласие залогодержателя на распоряжение заложенным имуществом;

согласие получателя ренты на распоряжение имуществом, переданным для обеспечения пожизненного содержания с иждивением;

разрешение (согласие) органа опеки и попечительства на распоряжение имуществом лиц, не достигших 14 лет, и лиц, признанных судом недееспособными, их законными представителями (родителями, усыновителями, опекунами);

разрешение (согласие) органа опеки и попечительства на дачу законными представителями (родителями, усыновителями, попечителями) согласия несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет и гражданам, признанными судом ограниченно дееспособными, на распоряжение имуществом;

согласие органа опеки и попечительства на отчуждение жилого помещения, в котором проживают находящиеся под опекой или попечительством члены семьи собственника данного жилого помещения либо оставшиеся без родительского попечения несовершеннолетние члены семьи собственника (о чем известно органу опеки и попечительства), если при этом затрагиваются права или охраняемые законом интересы указанных лиц;

разрешение органа опеки и попечительства на совершение сделок в отношении приватизированных жилых помещений, в которых проживают несовершеннолетние, независимо от того, являются ли они собственниками, сособственниками или членами семьи собственников, в том числе бывшими, имеющие право пользования данным жилым помещением, а также в отношении приватизированных жилых помещений, в которых несовершеннолетние не проживают, однако на момент приватизации имели на это жилое помещение равные с собственником права.

Права на недвижимость, которые возникли до вступления Закона №122–ФЗ, признаются юридически действительными и при отсутствии их государственной регистрации.

Регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.

То есть, если недвижимость приобретена до 31 января 1998 года и документы оформлены в соответствии с порядком, действовавшим в регионе, эти права не требуют перерегистрации в регистрационном органе.

Государственная регистрация ранее возникших прав обязательна в одном из следующих случаев:

§ при регистрации перехода ранее возникших прав;

§ при регистрации ограничения ранее возникшего права;

§ при регистрации сделки с объектом недвижимого имущества.

Заявление на государственную регистрацию ранее возникших прав, может быть подано вместе с заявлением на государственную регистрацию перехода этого права, его обременения или сделки с соответствующим недвижимым имуществом. При одновременной подаче заявлений государственная регистрация осуществляется в месячный срок со дня подачи заявления и других документов, необходимых для государственной регистрации.

Государственная регистрация ранее возникших прав на объект недвижимого имущества проводится при государственной регистрации перехода данного права или сделки об отчуждении объекта недвижимого имущества без уплаты государственной пошлины.

В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Закона №122-ФЗ в иных случаях, за государственную регистрацию возникшего до введения в действие Закона №122-ФЗ права на объект недвижимого имущества взимается государственная пошлина в размере, равном половине установленного размера государственной пошлины за государственную регистрацию прав.

Право собственности на недвижимое имущество, приобретаемое в силу приобретательной давности, подлежит государственной регистрации после установления факта приобретательной давности в предусмотренном законом порядке. Напомним, что в силу статьи 234 ГК РФ срок приобретательной давности для недвижимого имущества составляет 15 лет.

На государственную регистрацию ранее возникших прав на основании договоров и других сделок, представляются не менее чем два экземпляра документов, выражающих содержание сделок, один из которых — подлинник после государственной регистрации прав должен быть возвращен правообладателю.

Более подробно с вопросами, касающимися сделок в сфере недвижимости, особенностей каждого из таких договоров, как купля-продажа недвижимости, аренда, мена, дарение, ипотека, рента, коммерческий и социальный наем, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Правовые основы в сфере недвижимости».

Порядок регистрации права собственности на недвижимость при ее оформлении

Рано или поздно каждому из нас приходится познакомиться с тем, что из себя представляет оформление недвижимого имущества в собственность.

Это может быть связано с покупкой земельного участка, квартиры, оформлением ипотеки или вступлением в наследство. Для того чтобы подтвердить свое право на владение этими категориями имущества, необходимо пройти процедуру ее регистрации в органах государственного Реестра недвижимости.

Данной процедуре подлежат такие сделки с недвижимостью:

  • получение права собственности на объект недвижимости;
  • передача собственности;
  • прекращение прав собственности в связи с продажей или по другим причинам;
  • обременение (ипотека);
  • арест объекта недвижимости;

С этого года осуществляется новый порядок регистрации имущественных прав на недвижимость.

Законодательное регулирование вопроса

Кроме них, главным документом, который упорядочивал действия при регистрации недвижимости, до 1 января 2017 года был Федеральный закон № 122. Однако в 2015 году был принят новый закон № 218-ФЗ «О регистрации недвижимости», он начал действовать с начала этого года.

Новый закон одновременно регулирует вопросы оформления недвижимости и кадастрового учета, которые раньше были закреплены в законе «О кадастровой деятельности».

По новому закону процесс регистрации происходит гораздо проще и быстрее. Это связано в первую очередь с объединением и созданием общего реестра ЕГРП и государственного кадастра. Теперь все эти процессы осуществляются одним органом – Росреестром.

Вся последовательность действий определена специальным Административным регламентом Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии, который утвержден приказом № 789 Минэкономразвития России.

Способы

Еще совсем недавно для того чтобы зарегистрировать объект недвижимости, нужно было обращаться в тот региональный орган Росреестра или кадастрового учета, где находится имущество, подлежащее регистрации. С нынешнего года правила изменились.

Теперь зарегистрировать недвижимое имущество можно сразу несколькими способами, причем независимо от территориального места нахождения самого владельца и его имущества.

Даже если вы живете в Москве, а приобрели недвижимость в другом регионе страны, к примеру в Смоленске, отпадает необходимость отправляться для регистрации своих прав в этот город. Благодаря общей электронной базе – Единому государственному реестру недвижимости, подать заявление можно в любом отделении регистрационной службы. С нового года документы на сделки с недвижимостью принимают и Многофункциональные центры госуслуг.

Еще одним удобным способом, который стал доступен недавно, могут воспользоваться те, кто давно и с удовольствием пользуется электронными сервисами. Подать заявление теперь можно через Интернет. Сделать это можно прямо на сайте Росреестра в разделе «Электронные сервисы». Пройдя по ссылке, нужно будет выбрать нужную услугу и выполнить все шаги, которые подсказывает система.

Заявление любым удобным способом может подать как собственник лично, так и через нотариуса.

Порядок процедуры

Регистрация прав на недвижимое имущество проходит в несколько этапов:

  • Подается заявление в МФЦ или в электронном виде на сайте Росреестра.
  • Собираются и сдаются все документы, которые необходимы для оформления – лично в МФЦ или загружаются в цифровом виде при подаче электронного заявления.
  • Сотрудники Росреестра осуществляют проверку всех бумаг, юридическую чистоту сделки, выявляют возможные причины, препятствующие регистрации или внесению изменений.
  • Если не выявлено никаких нарушений и причин для отказа, сведения о правах на объект недвижимости вносятся в реестр.
  • Заявителю выдается документ о проведении регистрации.

Собственность подтверждается только при наличии выписки из ЕГРН. При продаже квартиры опять же потребуется предоставить выписку, в этом случае запрашивать ее может исключительно собственник. Выписку можно заказать через Интернет и после получения самостоятельно распечатать, еще один способ – это обращение за выпиской в МФЦ. Срок ее подготовки занимает три рабочих дня. В ней содержится полная информация о владельце, а также о самом объекте недвижимости, включающая в себя общие сведения о нем, его схематическое изображение, существующие обременения, если они есть, и точные координаты.

За оформление выписки берется плата: с физических лиц – 750 рублей, для юридических – 2200 руб. – для справки, полученной из МФЦ; за электронный вариант нужно будет заплатить 300 и 600 рублей физическим и юридическим лицам соответственно.

Необходимые документы

Сделки с недвижимостью могут быть осуществлены и зафиксированы простой письменной формой или нотариальной. Некоторые из них могут быть только заверены нотариально (например, отчуждение долей в общей собственности; если в сделке участвуют несовершеннолетние, или она оформлена по условиям органов опеки). Для каждого случая потребуется свой пакет документов.

Для регистрации, к примеру, квартиры в собственность потребуются:

  • заявление в одном экземпляре – его может подать собственник лично или обе стороны, заключившие договор, от их лица заявление и документы может предоставить и уполномоченный представитель; если договор оформлен нотариально, то заявление подает нотариус или помощник нотариуса;
  • паспорт заявителя, если документы подает представитель, то к документу, удостоверяющему личность, он прикладывает нотариально заверенную доверенность;
  • договоры в отношении объекта недвижимости (купли-продажи, дарения, передачи в собственность);
  • акты и свидетельства о передаче имущества, о приватизации или вступлении в наследство;
  • решения суда и муниципальных органов, касающиеся объектов недвижимости;
  • если квартира приобретена в новостройке, то нужны документы, подтверждающие ввод дома в эксплуатацию;
  • если недвижимость приобретается в кредит, требуется письменное согласие банка, предоставившего его;
  • для договора купли-продажи может потребоваться согласие третьих лиц – супругов или других членов семьи;
  • квитанция об оплате госпошлины (по новым правилам ее наличие необязательно: регистратор может по базе проверить прошла ли оплата).

Для постановки на учет земельных участков, потребуется схема участка, межевой план и другие акты и свидетельства проведения кадастрового анализа.

Отдельные документы потребуются для юридических лиц при постановке на учет объектов недвижимости. Подробнее узнать о документах для каждого отдельного случая регистрации права собственности на недвижимое имущество можно на сайте Росреестра или в МФЦ.

Сроки

Законом установлены сроки, в которые должны быть осуществлены все действия по регистрации собственности.

В зависимости от характера сделки и способов подачи заявления это может занимать от пяти до 12 рабочих дней:

  • при подаче документов через МФЦ – в течение 9 рабочих дней;
  • если документы принимает орган регистрации, то через 7 дней после их приема;
  • постановка на кадастровый учет через Росреестр осуществляется за 5 дней, а через МФЦ – за 7 дней.

Отдельные сроки установлены законом и для процедур, которые осуществляются по судебным актам и документам оформления прав на наследство и т. д.

Самые короткие сроки – 3 рабочих дня установлены для таких случаев:

  • нотариально оформленная сделка;
  • если имеется свидетельство о передачи недвижимости в наследство;
  • при наличии свидетельства о доли каждого супруга в общей собственности;

Если регистрируется имущество, приобретенное в ипотеку, то срок оформления не может превышать 7 рабочих дней. Подать заявление в этом случае можно только через МФЦ.

Любое несоблюдение сроков регистрации считается ответственностью регистратора. После 2020 года в случае задержки органами Росреестра данной процедуры, заявитель вправе потребовать с регистратора компенсацию.

Стоимость

Услуга по регистрации права собственности на недвижимое имущество оказывается бесплатно.

Заявитель обязан оплатить только государственную пошлину (налог), без которого сделка не будет зарегистрирована. Ее сумму устанавливает налоговый кодекс.

В этом году она составляет 2000 рублей для физических лиц и 22 тысячи – для юридических лиц.

С этого года заявителям нет необходимости предоставлять квитанцию об уплате пошлины при сдаче документов на регистрацию. Сотрудники органов Росреестра могут самостоятельно проверить по базе, была ли произведена оплата пошлины. Однако, чтобы не возникало никаких сложностей при сдаче документов, советуем все же сохранять и брать с собой квитанцию, так как новая система только начинает действовать и еще не до конца отработана.

О новых правилах оформления недвижимости в собственность смотрите в следующем видеосюжете:

Статья написана по материалам сайтов: advokat-malov.ru, www.audit-it.ru, propertyhelp.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий