Главная цель политической партии

Изучим функции и структуру политических партий, а также установим цели и задачи политических партий.

Партии как необходимый компонент общественно-политической жизни современных обществ реализуют следующие функции:

представительскую функцию, которая предполагает выражение интересов отдельных групп граждан;

социализаторскую функцию, которая предполагает привлечение части населения в число своих членов либо сторонников;

идеологическую функцию, которая подразумевает разработку привлекательной для отдельной части общества политической платформы и её популяризацию;

коммуникативную функцию, которая предполагает поддержание устойчивых связей между правящими группами, институтами публичной власти, населением, избирателями;

организационно-политическую функцию, которая подразумевает участие в соперничестве за власть (подбор, выдвижение кандидатов, обеспечение условий для их деятельности).

Под функциями политических партий необходимо рассматривать основные направления их деятельности, которые обусловлены стоящими перед ними целями и задачами.

В качестве юридического признака политических партий выступает их признание как одного из видов общественных объединений, специфическая задача которых предполагает участие в создании структуры институтов государственной власти, органов регионального и местного управления.

Партия создается по инициативе учредителей и приступает к легальной работе после регистрации её устава и учредительных документов в соответствующих органах государства.

Цели и задачи партий указываются в их уставах и программах, к которым государство может предъявлять особые требования. Цели и задачи отражают ориентиры деятельности политических объединений.

В структуре политических партий выделяют партийный аппарат и рядовых членов. Как правило, партии имеют неоднородную структуру и включают в себя фракции. Они представляют собой группы, которые выдвигают программы, отличающиеся от общей основной партийной программы, и выражают особые интересы отдельных структур.

Наличие в партии различных фракций делает её политику более гибкой, так как помогает ей сохранить свою популярность среди различных групп избирателей.

Однако по отдельным параметрам фракционность делает партию слабее, затрудняет достижение целей и задач, разрушает её организационное единство и структуру, что часто используют политические конкуренты.

Основные цели и задачи политических партий в России

Из программы ПСР:

Основная практическая задача сводится к тому, чтобы все слои трудового и эксплуатируемого населения осознали себя единым рабочим классом, видели в своем классовом единстве залог своего освобождения и путем планомерной организованной борьбы совершили социально-революционный переворот, программой которого являются: освобождение всех общественных учреждений из-под власти эксплуатирующих классов; уничтожение, вместе с частной собственностью на естественные силы природы и общественные средства, самого деления общества на классы; уничтожение современного классового, принудительно-репрессивного характера общественных учреждений, при сохранении и развитии их нормальных культурных функций, т. е. планомерной организации всеобщего труда на всеобщую пользу.

Из программы РСДРП:

Заменив частную собственность на средства производства и обращения общественною и введя планомерную организацию общественно-производительного процесса для обеспечения благосостояния и всестороннего развития всех членов общества, социальная революция пролетариата уничтожит деление общества на классы и тем освободит все угнетенное человечество, так как положит конец всем видам эксплуатации одной части общества другой.

Необходимое условие этой социальной революции составляет диктатура пролетариата, т. е. завоевание пролетариатом такой политической власти, которая позволит ему подавить всякое сопротивление эксплуататоров.

Из выступления П. Н. Милюкова на учредительном съезде конституционно-демократической партии. 12 октября 1905 г.:

Конституционно-демократическое течение фактически отмежевалось, с одной стороны, от чисто классовой доктрины пролетариата, с другой — от общественных элементов, имеющих со временем создать политические группы аграриев и промышленников. Между нами и нашими. союзниками слева также существует известная грань. Мы, подобно им, стоим на том же левом крыле русского политического движения. Но мы не присоединяемся к их требованиям демократической республики и обобществления средств производства. наша партия ближе всего подходит к тем интеллигентским западным группам, которые известны под названием «социальных реформаторов». Сохраняя связь с интеллигентскими традициями, мы делаем первую попытку претворить интеллигентские идеалы в осуществимые практические требования и взять из литературных деклараций все, что может быть введено в политическую программу. Общее течение достаточно выяснилось и по тактическому вопросу: вступление в Думу с исключительной целью борьбы за политическую свободу и правильное представительство.

Из воззвания Союза 17 октября:

Манифест 17 октября знаменует собой величайший переворот в судьбах нашего отечества: отныне народ наш становится народом политически свободным, наше государство — правовым государством, а в наш государственный строй вводится новое начало — начало конституционной монархии.

Новый порядок, призывая всех русских людей без различия сословий, национальностей и вероисповеданий к свободной политической жизни, открывает перед нами широкую возможность законным путем влиять на судьбу своего отечества и предоставляет им на почве права отстаивать свои интересы, мирной и открытой борьбой добиваться торжества своих идей, своих убеждений. Новый порядок, вместе с тем, налагает на всех, кто искренно желает мирного обновления страны и торжества в ней порядка и законности, кто отвергает одинаково и застой и революционные потрясения. дружно сплотиться вокруг начал, которые провозглашены в Манифесте 17 октября, настоять на возможно скором, полном и широком осуществлении этих начал правительственной властью с прочными гарантиями их незыблемости и оказать содействие правительству, идущему по пути спасительных реформ, направленных к полному и всестороннему обновлению государственного и общественного строя России.

Из программы монархической партии:

Монархическая партия наметила себе на этом новом поприще охранения и восстановления самодержавной власти русских царей целый ряд безусловно законных средств, которыми монархическая партия, соблюдая строгую дисциплину, будет пользоваться для достижения своей главной цели, памятуя свой верноподданнический долг перед царем и свои обязанности перед русским народом, свято чтущим своего Благочестивейшего, Самодержавнейшего Батюшку-Царя.

Вопросы и задания: 1. Какую тактику в отношении революции избрал правящий режим? Были ли едины придворные круги в вопросе о способах противодействия революции? 2. Охарактеризуйте содержание «Манифеста» 17 октября. Что нового вносил он в политический строй Российской империи? 3.В чем состояли особенности процесса формирования политических партий в России? 4.Какие группы партий возникли в России к 1905—1906 гг.? Охарактеризуйте их программные установки, обратив внимание на решение вопросов о самодержавии, власти, политических свободах, земле, рабочем законодательстве.

Расширяем словарный запас:

Правовое государство — тип государства, в котором функционирует режим конституционного правления, существуют развитая правовая система и эффективная судебная власть, вместе с реальным разделением властей с их эффективным взаимодействием и взаимным контролем, с развитым социальным контролем политики и власти.

Унитарный — объединенный, единый, составляющий одно целое.

Черная сотня — название тяглого посадского населения на Руси.

§ 7. РЕФОРМЫ СТОЛЫПИНА: «ТИХАЯ РЕВОЛЮЦИЯ»

Выбор пути.1906 г. Россия встретила на распутье. Существовала реальная возможность развития событий по трем направлениям: 1) дальнейшее продолжение революции; 2) наступление контрреволюции; 3) трансформация революции «снизу» в революцию «сверху», т. е. попытка разрешить поставленные революцией вопросы путем постепенного реформирования страны. И первый, и особенно второй путь предполагали большие людские жертвы. Третий путь давал возможность избежать этого.

Несмотря на то что в стране существовали постоянная угроза новой вспышки народных волнений, с одной стороны, и отчетливое стремление властей силой подавить эти волнения — с другой, все же в сложившихся условиях реализовалась возможность проведения экономических и политических реформ.

Дума народных надежд.27 апреля 1906 г. в присутствии Николая И состоялось торжественное открытие I Государственной думы. Наиболее крупными фракциями в ней были кадетская — 153 депутата и крестьянская («трудовики»)—107 депутатов. Большевики и эсеры бойкотировали выборы. Октябристы получили лишь 13 мандатов. Правые партии — ни одного.

Верховная власть надеялась, что политический консерватизм крестьян, склонность к традиционным устоям нейтрализуют интеллигентскую оппозиционность кадетов. Однако высшие российские чины не учли значительного психологического перелома, происшедшего в крестьянстве. И действительно, крестьяне были равнодушны к политическим свободам, идеям парламентаризма, но были одержимы идеей передела земли. Не получив помещичьей земли от царя, они пришли за ней в Думу и были готовы поддержать любые политические силы, обещавшие им быстрее достичь желаемой цели. Аграрный вопрос занял центральное место в думской деятельности.

Фракция трудовиков выступила с законопроектом, в котором потребовала отчуждения помещичьих и прочих частновладельческих земель, превышавших «трудовые нормы», создания «общенародного земельного фонда» и введения уравнительного землепользования. В процессе обсуждения часть трудовиков выдвинула еще более радикальный проект: немедленное и полное уничтожение частной собственности на землю и объявление ее вместе с недрами и водами общей собственностью всего населения России.

Правительство обвинило Думу в революционных замыслах, и 9 июля 1906 г. царским манифестом I Дума была распущена, не проработав и двух с половиной месяцев.

Это интересно:  Закрытие счетов бухгалтерского учета

П. А. Столыпин: «Успокоение и реформы».В этот же день новым председателем Совета Министров был назначен П. А. Столыпин.

Петр Аркадьевич Столыпин (1862—1911) начал свою карьеру в Министерстве внутренних дел. В 1899 г.— уездный, затем( губернский предводитель ковенского дворянства, в 1902 г.—губернатор Гродненской губернии, с февраля 1903 по апрель 1906 г.— Саратовской губернии. 26 апреля 1906 г. назначен министром внутренних дел, а через 2 месяца возглавил правительство. I

24 августа 1906 г. П. А. Столыпин опубликовал правительственную программу. Она состояла из двух частей. В первой обосновывалась необходимость успокоения страны при помощи чрезвычайных мер и объявления в некоторых районах империи военного положения с введением там военно-полевых судов. Во второй части предлагалось немедленно, не дожидаясь созыва II Думы, начать аграрную реформу. Одновременно было объявлено о подготовке пакета законопроектов, способствующих превращению России в правовое государство: о свободе вероисповедания, о гражданском равноправии, об улучшении быта рабочих, о реформе местного самоуправления, о реформе высшей и средней школы, о введении всеобщего начального обучения и улучшении материального обеспечения народных учителей, о подоходном налоге и полицейской реформе. Эти законопроекты он был намерен предложить для обсуждения в новой Думе.

Разрушение общины.Первым актом нового правительства стал указ от 9 ноября 1906 г. Его стержневой идеей было разрушение крестьянской общины путем разрешения свободного выхода из нее любого домохозяина. Выходящий из общины крестьянин получал в частную собственность все закрепленные за ним наделы, причем они должны были быть сведены в один участок. Указ поощрял образование отрубного и хуторского крестьянского хозяйства, не посягая при этом на помещичье землевладение.

Почему же произошел поворот правящих верхов от принудительного сохранения общины к политике форсированного ее разрушения? Революция продемонстрировала обратную сторону крестьянской общины — общинное единение крестьян способствовало и их революционному единению. П. А. Столыпин считал, что совместная жизнь крестьян в деревнях облегчает работу революционерам. А вот крестьян, получивших в собственность землю, рассредоточенных по хуторам, занятых своими хозяйствами, будет очень трудно поднимать на бунт.

Социальный же смысл аграрной реформы П. А. Столыпина состоял в том, чтобы заполнить существовавший в России социальный вакуум — создать широкий слой мелких буржуазных собственников, являющихся основным фактором политической стабильности общества.

Но все же основной целью указа было стремление отвлечь внимание крестьян от идеи принудительного отчуждения помещичьих земель. Провозглашая идею создания в России правового государства, П. А. Столыпин резко выступал против попыток посягательства на частную собственность.

Третьеиюньский государственный переворот.20 февраля 1907 г. начала работу II Государственная дума. По своему составу она оказалась еще более левой, чем предыдущая, так как в выборах приняли участие и революционные партии — социал-демократы и эсеры. Дума отказалась обсуждать, а тем более — утверждать указ от 9 ноября 1906 г., хотя правительство уже активно претворяло его в жизнь. Депутаты занялись собственным законотворчеством. В правительстве созрело решение разогнать и II Думу, но одновременно с этой акцией опубликовать новый избирательный закон, не допускающий к депутатским мандатам нежелательных для властей элементов. Это решение противоречило основным законам империи, гласившим, что изменить избирательный закон можно только с согласия Думы.

3 июня 1907 г. был издан царский манифест о роспуске II Думы и об изменении Положения о выборах. Это событие вошло в историю под названием третьеиюньского государственного переворота.

Избирательный закон от 3 июня 1907 г. коренным образом перераспределял число выборщиков в пользу помещиков и буржуазии. Теперь один голос помещика приравняли к 4 голосам крупной буржуазии, 65 голосам мелкой буржуазии, 260 голосам крестьян и 543 голосам рабочих. Резко были ограничены права нерусских народов.

Рецидивы общинного сознания. III Государственная дума, депутаты которой избирались по новому закону, собралась на свое первое заседание 1 ноября 1907 г. Наибольшее представительство в ней имели октябристы (154) и монархисты различных оттенков (147). Кадеты получили 54 мандата, социал-демократы— 19. Эсеры выборы бойкотировали. Получив удовлетворяющий его состав Думы, правительство смогло наконец представить аграрный законопроект на утверждение.

Однако крестьяне не спешили к переходу на хутора и отруба. В реальной жизни из общины выходили в основном зажиточные крестьяне, а также беднота, стремившаяся улучшить свое материальное положение за счет продажи земли. Из 2 млн. выделившихся из общины дворов (не считая 470 тыс. дворов в беспередельных общинах, где выделение было обязательным) свои наделы продали 1,2 млн., т. е. 60 %. Несмотря на все усилия правительства, действительно единоличные хозяйства, по типу фермерских, составляли к 1915 г. всего лишь 10,3 % всех крестьянских хозяйств, занимая 8,8 % надельной земли.

Вместе с тем появление в деревне хуторян-фермеров вызывало зачастую ненависть к ним со стороны крестьян-общинников. Их хозяйства поджигали, травили скот, уничтожали посевы, ломали инвентарь. Только за 1909—1910 гг. полиция зарегистрировала около 11 тыс. фактов поджога хуторских хозяйств.

Часто крестьянское сопротивление реформам провоцировали сами власти. Землеустроительные комиссии предпочитали не возиться с отдельными домохозяевами, а разбивать на хутора и отруба все селение. Чтобы добиться от крестьянского общества согласия на такую разбивку, применялись различные методы давления, вплоть до использования военной силы.

Тем не менее за семь лет активного проведения реформы были достигнуты заметные успехи в росте сельскохозяйственного производства: посевные площади возросли в целом на 10 %, а в районах наибольшего выхода крестьян из общины — на 150 %; на треть увеличился хлебный экспорт, достигнув в среднем 25 % мирового экспорта зерна, а в урожайные годы — до 40 %. За эти же годы удвоилось количество применяемых минеральных удобрений, почти в 3,5 раза возросли закупки крестьянами сельскохозяйственных машин.

Эти показатели, в свою очередь, оказывали влияние на рост промышленного производства, темпы которого в эти годы были самыми высокими в мире (8,8 %).

Переселенческая политика.Одним из важнейших инструментов разрушения крестьянской общины стала политика массового переселения крестьян за Урал. Форсируя этот процесс, правительство хотело ослабить земельный голод во внутренних губерниях России, а главное — отправить миллионы безземельных и бунтующих крестьян подальше от помещичьих имений — в Сибирь, где было много пустующей земли. Переселенцы освобождались на длительное время от налогов, получали в собственность участок земли (15 га на главу семьи и 45 га на остальных членов семьи), денежное пособие — 200 рублей на семью; мужчины освобождались от воинской повинности.

В первые годы после революции переселение развивалось быстрыми темпами. В последующий период этот процесс несколько замедлился. Всего же с 1906 по 1914 г. в Сибирь переселились 3 млн. 40 тыс. человек. Однако переселенческое ведомство плохо подготовилось к перевозке и устройству на местах огромной массы людей, и хотя процент закрепившихся на новом месте был довольно высок, часть переселенцев возвратилась обратно (524 тыс., или 17 %).

Несмотря на все недостатки, переселенческая политика имела прогрессивное значение. Увеличилось население Сибири. Новоселы освоили более 30 млн. десятин пустующей земли, построили тысячи сел, дав толчок развитию производительных сил Сибири. Очень важным было и то, что становление земельных отношений в переселенческих районах шло именно в том направлении, о котором говорил П. А. Столыпин,— создание крепких единоличных хозяйств.

Крестьянский выбор: кооперация.Однако русский мужик, даже не стесненный помещичьим гнетом и малоземельем, не стал «образцовым американским фермером». Крестьяне-переселенцы нашли свой путь в капитализм, опирающийся на русские коллективистские традиции: общину сменила кооперация. Затем кооперативное движение охватило и Европейскую Россию. В 1907 г. был создан Союз сибирских маслодельных артелей. В 1913 г. Сибирь вывезла 6 млн. пудов масла, в том числе за границу 4,4 млн., или 90 % всего российского экспорта масла. Экспорт сибирского масла давал огромные доходы казне. Сибирские кооператоры продавали за границу также пшеницу, шерсть, пушнину. В 1912 г. был создан кооперативный Московский народный банк (МНБ), который осуществлял кредит и поставку крестьянам через кооперацию сельскохозяйственной техники, удобрений, семян. Банк взял на себя также роль координатора деятельности местных кооперативных союзов. Кооперативные союзы выполняли роль своеобразного механизма, посредством которого мелкое крестьянское производство включалось в общую систему не только российского, но и мирового рынка.

Кооперация значительно снизила цены на рынке, оказывала помощь не только зажиточным и средним слоям деревни, но и беднякам.

На 1 января 1917 г. в стране насчитывалось 63 тыс. различных видов кооперативов. Сельская кооперация обслуживала 94 млн. человек, или 82,5 % деревенского населения.

Одинокий реформатор.Столыпин понимал, что результаты его трудов скажутся далеко не скоро. В одном из интервью в 1909 г. он заявил: «Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России». Однако внутренняя противоречивость целей и методов осуществления реформ привела к тому, что П. А. Столыпин стал фактически реформатором-одиночкой. Его начинания не имели ни широкой социальной, ни политической поддержки. Более того, их действительной целью являлось формирование этой самой «группы поддержки» — класса мелких буржуазных собственников.

Это интересно:  Освобождение от обязанностей налогоплательщика предоставляется если

Крестьяне были разочарованы в том, что власть не отдала им помещичьи земли, предлагая ехать за землей невесть куда. В крестьянское сознание все глубже внедрялась идея «черного», т. е. революционного, передела земли. Дворянство видело в Столыпине лишь разрушителя «вековых устоев» и узурпатора власти. Им нужен был Столыпин-успокоитель, в Столыпине-реформаторе они не нуждались. И без того недовольное насаждением «чумазых лендлордов» в деревне, поместное дворянство и его представители в Думе возмутились, когда Столыпин попытался расширить политические права новой сельской буржуазии — провести проект бессословного земства. Либеральная интеллигенция не могла простить премьер-министру военно-полевых судов, приверженности к самодержавным формам правления, антисемитских и прорусских настроений. Увлекшись аграрными преобразованиями, Столыпин упустил проблему социального обеспечения рабочих, которая смогла бы смягчить негативную реакцию на жесткость власти по отношению к революционерам. Недовольство проявляли и промышленные круги, видевшие в правительственной политике перекос в сторону сельского хозяйства. Ну а для революционных партий он навсегда остался «душителем революции», «вешателем», реакционером. Эсеры устроили за Столыпиным настоящую охоту. Единственной силой, объявившей первоначально о своей безоговорочной поддержке всех столыпинских начинаний, были октябристы и стоявшие за ними патриотически настроенная русская буржуазия и часть государственно мыслящей интеллигенции и чиновничества. Однако впоследствии он лишился и этой поддержки.

Оставался единственный способ проведения реформ — при помощи силы государства. Однако столыпинский курс перестал поддерживать и Николай II. И не потому, что боялся остаться в тени на фоне яркой фигуры премьер-министра, как считали многие. Царь интуитивно чувствовал, что, несмотря на искреннее убеждение Столыпина в необходимости укрепления самодержавия как главного инструмента преобразовательного процесса, в «столыпинской России» самодержавная власть станет ненужным атрибутом, потеряет не только политическое, но и духовно-психологическое обоснование. Все ждали отставки Столыпина, но в сентябре 1911 г. он был смертельно ранен агентом охранки анархистом Богровым. В стране не оказалось ни лидеров, ни политических сил, способных продолжить его начинания.

После Столыпина: 1912—1914 гг.Деятельность правительства в 1912—1914 гг. со всей очевидностью свидетельствовала о том, что курс на крупномасштабные реформы был окончательно свернут. Отказавшись от сотрудничества с политическими деятелями реформаторского толка, Николай все в большей степени окружал себя людьми бездарными, зато разделявшими его собственные взгляды на исторический путь России.

Это вызвало новую волну оппозиционных и революционных настроений.

15 ноября 1912 г. начала работу IV Государственная дума. Несмотря на то что по своему партийному составу она почти не отличалась от третьей, по своим настроениям она была оппозиционной. Лидер кадетов П. Н. Милюков строил планы создания в Думе «прогрессивного блока», включавшего в себя всех депутатов — приверженцев умеренных реформ для оказания мощного парламентского давления на правительство.

Однако реформаторский путь России был прерван не только торможением правящей верхушки и отсутствием покоя внутреннего, но, что самое главное, покоя внешнего. Россия оказалась втянутой в первую мировую войну.

Главная цель политической партии

Цель политических партий — претворение в жизнь уставных, программных задач в процессе осуществления государственной власти путём выработки политических доктрин, участия в выборах, формулирования политической воли через своих представителей, избранных в органы государственной власти, через парламентские фракции, влияние на общественное мнение.

В идеале цель партии состоит в реализации представительства в политической системе тех слоёв населения, интересы которых она выражает. Осуществляя представительство различных социальных групп, слоев, сословий, интересов, партии соединяют общество и государство в неразрывное единое целое. Важное значение имеет то обстоятельство, что в современном сложном и высокоразвитом индустриальном обществе со своими особыми интересами, устремлениями, ориентациями, установками могут участвовать в политической жизни различные союзы, объединения, партии. Гаджиев К.С. Политология: Учебник для высших учебных заведений. — М., 2004. — С. 217.

В соответствии с Законом «О политических партиях» основными целями политической партии являются:

-формирование общественного мнения;

-политическое образование и воспитание граждан;

-выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти;

— в ранее действующей редакции (до внесения изменений Федеральным законом от 21.07.2005 N 93-ФЗ) еще одна цель заключалась в выдвижении кандидатов на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления, участии в выборах в указанные органы и в их работе, в действующей редакции политические партии могут выдвигать кандидатов (списки кандидатов) на выборах: Президента Российской Федерации; депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации; в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации; выборных должностных лиц местного самоуправления и в представительные органы муниципальных образований; а также участвовать в указанных выборах и в работе избранных органов. Также закон говорит о том, что цели и задачи деятельности политических партий содержатся в уставе и программе политической партии. Приведём примеры целей и задач политических партий на основе документов некоторых партий: «Единая Россия», «ЛДПР».

Устав политической партии «Единая Россия» содержит следующие цели деятельности данной партии. «Основными целями партии являются:

1.1. Обеспечение соответствия государственной политики, решений, принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления,

интересам большинства населения Российской Федерации.

1.2. Формирование общественного мнения в Российской Федерации в соответствии с основными положениями Программы Партии, политическое образование и воспитание граждан, выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности, органов государственной власти и органов местного самоуправления, и влияние на формирование их политической воли, выражаемой ими в голосовании на выборах и референдумах.

1.3. Выдвижение кандидатов (списков кандидатов). Партии на выборах Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборных должностных лиц местного самоуправления и в представительные органы муниципальных образований, участие в указанных выборах, а также в работе избранных органов.

Для достижения своих целей партия решает следующие задачи:

2.1. Изучает, анализирует и обобщает интересы, потребности и настроения граждан Российской Федерации, находит и предлагает формы осуществления интересов большинства населения в виде предложений по проектам новых законов и решений органов государственной власти.

2.2. Ведет агитационно-массовую и пропагандистскую работу с населением, информирует население о целях и задачах Партии, ее Программе, ее текущей деятельности, организует предвыборную агитацию за кандидатов Партии, участвующих в выборах, организует пропаганду своей точки зрения по вопросам, вынесенным на референдумы в Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации, в порядке,

установленном законодательством Российской Федерации.

2.3. Участвует в выборах в Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации, выдвигает кандидата на должность Президента Российской Федерации, кандидатов (список кандидатов) в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также кандидатов (списки кандидатов) в другие органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.

2.4. Участвует в подготовке и проведении референдумов в Российской Федерации, в субъектах Российской Федерации и местных референдумов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2.5. Реализует основные программные положения Партии путем участия избранных от Партии лиц в выработке решений и в работе органов государственной власти всех уровней и органов местного самоуправления, внесения предложений по законотворческой деятельности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2.6. Создает и готовит партийный кадровый резерв для выдвижения на должности в руководящих органах Партии, её региональных, местных и первичных отделений, участия в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления, ведет учебу кадров, актива и членов Партии.

2.7. Содействует членам Партии, избранным депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований, и избранным на иные выборные должности в системе органов государственной власти и органов местного самоуправления.

2.8. Ведет работу с молодежью, привлекает ее к участию в осуществлении молодежной политики Партии, способствует формированию молодой смены политически активных граждан, разделяющих идеологию Партии». Устав Всероссийской партии «Единая Россия»: http://www. edinros.ru

Устав ЛДПР в качестве целей деятельности приводит следующие: «Основными целями ЛДПР являются:

1. Формирование общественного мнения;

2. Политическое образование и воспитание граждан;

3. Выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти;

Это интересно:  Можно ли продать неприватизированный садовый участок

4. Выдвижение кандидатов на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления, участие в выборах в указанные органы и в их работе;

5. Выдвижение кандидата на должность Президента Российской Федерации и кандидатов на должности глав органов местного самоуправления, участие в выборах указанных выборных должностных лиц.

Для достижения уставных целей ЛДПР, в соответствии с действующим законодательством, решает следующие задачи:

1. Участвует в работе законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления;

2. Участвует в избирательных кампаниях и выдвигает кандидатов на должность Президента Российской Федерации, в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по федеральному избирательному округу, а также кандидатов в депутаты и на иные выборные должности субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством;

3. Представляет кандидатуру на должность главы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях»;

4. Участвует в подготовке и проведении референдумов в Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации в порядке, определенном действующим законодательством;

5. Организует и проводит независимые общественные социологические исследования;

6. Осуществляет сотрудничество во всех законных формах с общественными, государственными структурами в деле реализации целей ЛДПР.

Главной задачей ЛДПР является построение конституционными методами правового, социально ориентированного государства с многоукладной экономикой и гарантированной реализацией гражданских прав и свобод. Устав Либерально-демократической партии России (ЛДПР): http://www.ldpr.ru

На основании вышеизложенного, мы можем сделать вывод о том, что цели и задачи деятельности политических партий, указанные в Уставе и Программе, дублируют те, что указаны в законе «О политических партиях», а также дополняют и конкретизируют их применительно к своей идеологии и направлениям деятельности.

Функция в теории государства и права означает направление, предмет деятельности того или иного политико-правового института, содержание этой деятельности, ее обеспечение. Именно в этом смысле говорится о функции политической партии.

Политические партии, являясь организациями, которые выражают интересы политически активной части населения, должны выполнять определенные функции в современных обществах в соответствии с политической, экономической и духовной ситуацией в государстве. Наиболее конкретно и полно предназначение партии проявляется в функциях, под которыми понимаются основные направления её деятельности. Можно назвать такие главные функции этого института, как:

— выявление, обоснование и формирование интересов определённых групп и слоёв населения, главным образом тех, которые составляют социальную базу партии;

— социально-политическое просвещение, сплочение и активизация граждан на основе общности коренных интересов, отражение этих интересов в политической идеологии и программе развития общества;

— разъяснение массам сложившейся ситуации и платформы действий, организация широкой поддержки программных требований со стороны населения; постоянная забота о расширении социальной базы партийной политики. В этих целях партия налаживает взаимодействие с профессиональными, экологическими, культурно-просветительскими и другими общественными организациями и движениями, инициативно участвует в формировании общественного мнения, политическом воспитании граждан;

— участие в подборе, и выдвижении кадров для самой партии, для формирования политической элиты, подготовки её различных звеньев к политической деятельности, для обогащения политического опыта;

— организация борьбы за власть или в её защиту, определение средств, форм и методов этой борьбы в зависимости от меняющейся обстановки (легальные и нелегальные, революционные и эволюционно-реформистские, вооружённые и без использования вооружённого насилия и т.д.); в условиях реальной демократии такая функция осуществляется конституционными способами, через систему демократических выборов органов центральной и местной власти;

— подготовка и проведение избирательных кампаний по формированию высших и местных органов власти, выдвижение в них своих сторонников, организация контроля за их парламентской деятельностью. Реализуя эту функцию, партии в странах с демократическими режимами выступают главными организаторами сохранения существующей государственной власти или её замены. Именно они создают условия для мирной смены правительства;

— формирование в парламенте партийной фракции, служащей связующим звеном между партией и органами власти, мощным рычагом партийного воздействия на государственную политику в центре и на местах. Фракция широко использует законодательные инициативы, депутатские запросы.

— разработка принципов и форм отношений с другими политическими партиями с учётом их политической ориентации. Эти отношения могут быть отношениями сотрудничества, партнёрства, что во многом зависит от гибкости, смелости руководства партии, его способности к компромиссам.

— для партии, проигравшей борьбу за власть, важной функцией является организация парламентской оппозиции, давление на государственные органы гражданского сопротивления политике властей, противоречащей интересам социальных слоёв, чьи чаяния отстаивает партия.

Цели политических партий

Лев Троцкий говорил:

«Никакая партия ничего не стоит, если она не имеет целью захват власти».

В Российской Федерации, согласно пункту 4 статьи 3 Федерального закона «О политических партиях», основными целями партий являются:

  • § формирование общественного мнения;
  • § политическое воспитание и образование граждан;
  • § выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти;
  • § выдвижение кандидатов (списков кандидатов) на выборах различного уровня.

Прочие цели определяются политической программой партии.

Наименования политических партий

Наименование партии может отражать партийную идеологию (Коммунистическая партия, Союз Правых Сил), основную цель (задачу) деятельности партии (Российская сетевая партия поддержки малого и среднего бизнеса, Партия Возрождения России); социальную (Партия пенсионеров), национальную (Русская партия), религиозную (Христианский демократический союз) или иную группу, интересы которой партия отстаивает. Название партии может отражать историю её возникнования, как это было в случае с «Единой Россией»: первоначальное наименование партии, «Всероссийская политическая партия «Единство и Отечество — Единая Россия «» отразило в себе названия учредителей — объединений «Единство», «Отечество» и «Вся Россия». Названием может быть и просто запоминающийся бренд, не несущий особой смысловой нагрузки. Существуют также иные подходы к именованию партий, например, использование начальных букв имен или фамилий основателей («Яблоко» — Явлинский, Болдырев, Лукин).

Наименование российской политической партии состоит из двух частей: указание на организационно-правовую форму «политическая партия» и название партии. Интересно, что часто встречается тавтология в наименованиях политических партий, например Политическая партия «Коммунистическая партия Российской Федерации». Наименование некоторых партий подобрано удачно и не содержит в названии слова «партия» (Политическая партия «Русское национальное единство»). Наименования партий также могут быть краткими и емкими, как например Воля (политическая партия). Тавтология в наименовании, видимо, связана с периодом, когда отсутствовал закон о политических партиях, и не была упорядочена процедура создания политической партии. Партии существовали тогда в форме политических общественных объединений и соответственно их наименования содержали в себе указание только на эту организационную форму. Для того чтобы показать, что объединение является политической партией, а не иной общественной организацией, непосредственно в название политического общественного объединения включалось слово «партия». Некоторые политические партии носили «исторические» названия, например Коммунистическая партия или Российская социал-демократическая рабочая партия. Для политических партий характерно указание на свою организационно-правовую форму непосредственно в названии партии.

Политическая партия может использовать в своём наименовании слова «Россия», «Российская Федерация» и образованные на их основе слова и словосочетания. При этом она освобождается от уплаты государственной пошлины за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и их производных (п. 1) ч. 1 статьи 333.35 Налогового кодекса РФ). В Республике Беларусь наоборот установлен запрет на использование в названии политической партии слов «Республика Беларусь», «Беларусь», «национальный» и «народный», если иное не определено Президентом Республики Беларусь (абзац 4 статьи 14 Закона Республики Беларусь от 5 октября 1994 г. «О политических партиях»). Закон о политических партиях не содержит запрета на использование названий других государств, то есть название политической партии может даже совпадать с названием иностранного государства, хотя данный запрет установлен в отношении символики политических партий. Законы стран СНГ о политических партиях этот вопрос обходят стороной. В отдельных европейских государствах (Великобритания, Словения, Хорватия) установлено что наименование политической партии не может содержать названий иностранных государств. Например, в Великобритании политическая партия в своем наименовании может использовать только слова «Британия», «британский», «Англия», «английский», «национальный», «Шотландия», «шотландцы», «шотландский», «Соединённое королевство», «Уэльс», «уэльский», «Гибралтар», «гибралтарский» и их производные комбинации. Такой разброс связан в первую очередь с тем, что в Великобритании разрешено создавать региональные политические партии.

Наименование партии может иметь смысловую нагрузку, а может представлять произвольный набор слов. Нет и ограничения относительно длины наименования (например, в Ирландии партии может быть отказано в регистрации из-за чрезмерно длинного названии: как правило, оно не должно состоять из более чем 6 слов).

Статья написана по материалам сайтов: mylektsii.ru, studbooks.net, vuzlit.ru.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий