+7 (499) 928-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Инвентаризация земель населенных пунктов

Инвентаризационные мероприятия по принадлежащим предприятию земельным наделам необходимо осуществлять для уточнения границ их территории, установления периметра соприкосновения со смежными участками. Государственные органы инициируют такие проверки для выявления площадей, которые используются не по прямому назначению или с низким уровнем эффективности.

Порядок инвентаризации земельных участков на предприятии

Инвентаризация земельных наделов используется государством в качестве основного инструмента контроля целевого характера эксплуатации земель, рациональности ведения деятельности на них и соблюдения пользователями обозначенных в документах территориальных границ. Эта процедура может быть начата для оформления правоустанавливающей документации на соответствующий участок, внесения изменений в уже имеющиеся документы или кадастровые данные.

К случаям обязательной инвентаризации земельных наделов предприятий относятся:

  1. Смена собственника территории.
  2. Документальное оформление прав на владение участком.
  3. Выявление расхождений между сведениями и границами надела по документам и в реальности.
  4. Реорганизация субъекта предпринимательской деятельности с составлением разделительного балансового отчета.
  5. Составление соглашения о слиянии или присоединении, которое затрагивает объекты недвижимости в виде земельных участков.

Инвентаризация позволяет оценить состояние почв, дать развернутую характеристику участка (по количественным и качественным показателям). Эта процедура дает возможность решить задачи по уточнению актуального списка владельцев земель, фактических их пользователей, выявлению пустующих и заброшенных наделов, территорий, которые используются с нарушением законодательных норм и целевого предназначения. Благодаря инвентаризационным мероприятиям повышается результативность природоохранных программ, нарабатывается база для составления картографических схем, планов объектов.

ВАЖНО! Инвентаризация может проводиться только в пределах государственных границ Российской Федерации.

Финансирование мероприятий, связанных с проверкой земель в населенных пунктах, осуществляется бюджетом. Источником средств для бюджетного финансирования являются поступления от земельного типа налога и арендных платежей за участки. Оплата всех этапов может быть произведена землепользователями, если они являются заказчиками инвентаризационных мероприятий.

В рамках инвентаризации проводятся такие виды работ:

  • ознакомление специалистов с имеющейся у землепользователей правоустанавливающей документацией;
  • реализации аэрофотосъемки;
  • работы по топографо-геодезическому направлению, картографические мероприятия;
  • обследование границ, их согласование и установление;
  • подготовка отчетных документов.

В рамках одного предприятия проверке подлежит не только принадлежащая ему на правах собственности недвижимость, но и арендованные активы, имущество, принятое на ответственное хранение. При внутренней инвентаризации компании в отношении земельных ресурсов могут ограничиться проверкой документации. В описях результаты отражаются в разрезе собственников участков. В случае аренды недвижимости один из экземпляров итогового документа направляется арендодателю.

НА ЗАМЕТКУ! Обязательств по самостоятельной сверке площади надела (фактической и задокументированной) во время плановой инвентаризации у субъектов предпринимательства нет.

Инвентаризация проводится комиссией, которая утверждается главой администрации. В ее состав включают председательствующее лицо в комитете по земресурсам, делегированных специалистов от служб природоохранного, архитектурного и санитарного направления деятельности. Обязательно в комиссионном органе должны присутствовать представители структур, контролирующих сферу лесного и сельского хозяйства.

ДЛЯ СПРАВКИ! Инвентаризация земель может носить характер первичной или текущей проверки. Первичная проверка требуется для оформления правоустанавливающих документов, текущая проводится для уточнения границ или подтверждения целевого характера использования надела.

При первичном типе юридические лица должны подготовить распоряжение на право владения земельным наделом, ситуационный план с актом приемки участка. Если территория находится в аренде, то от предприятия потребуется представить проверяющим договор аренды.

Этапы инвентаризации

Земельные наделы проверяются в три этапа:

  1. Подготовительная работа. Она предполагает сбор информации об обследуемом участке, его владельцах и лицах, фактически осуществляющих эксплуатацию. Изучается содержание правоустанавливающих документов. На данном этапе анализируется состояние кадастрового плана, начинается составление техпроекта инвентаризационных мероприятий.
  2. Комплекс полевых работ. В них задействуются специалисты по проведению геодезических измерений. Перед ними ставится задача по уточнению границ участка и его местоположения. На данном этапе осуществляются картографические мероприятия с учетом результатов аэрофотосъемки.
  3. Камерные операции, объединяющие набор действий по обработке собранного материала и оформлению на его базе землеустроительной документации (ей присущи свойства отчетных форм).

Оформление материалов инвентаризации, подведение итогов

При разработке проекта инвентаризационных действий необходимо учитывать:

  • площадь исследуемой территории;
  • предполагаемую область эксплуатации земли;
  • расположение объекта недвижимости по отношению к другим территориям;
  • существующие границы надела.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Готовый проект инвентаризации должен пройти процедуру согласования. Утверждение его возможно только при наличии согласия всех заинтересованных сторон, в том числе владельцев смежных участков.

Для реализации инвентаризационных мероприятий составляется техническое задание. Оно формируется на основании сведений, собранных на подготовительном этапе. В этом документе необходимо отразить основания и причины проведения инвентаризации, цели проверки. В тексте выделяется нормативная база, которой руководствуются участвующие в инвентаризационных действиях лица.

В техзадании обязательно прописывается лицо, которому предоставлены полномочия по контролю и координации действий членов комиссии. Если инвентаризация не относится к категории первичной проверки, то в задании должны быть указания на результаты предыдущих инвентаризационных отчетов. Документом идентифицируется объем предстоящих работ, их полный список, приводится система координат, обозначаются дополнительные параметры проверки, условия ее осуществления. В конце документа обязательно прописывается временной интервал, на протяжении которого проверка должны быть начата и закончена, сроки подготовки отчетной документации.

На камеральном этапе комиссионным органом проводится проверка полевой документации. На ее базе разрабатывается кадастровый план. Для его оформления подбирается уровень масштабирования, достаточный для соблюдения полного набора требований к точности и полноте отображения данных. Дальнейшими шагами будет составление чертежа инвентаризации и заполнение ведомости по кадастровым сведениям. Далее осуществляется оформление технической отчетной документации и заполнение базы данных.

Материалы проведенных инвентаризационных действия отображаются в таком наборе документов:

  • пояснительной записке;
  • каталоге координат;
  • экспликации по составу земельного участка.

Комиссия при составлении акта инвентаризации земельных участков приводит пофамильный список проверяющих специалистов, координаты обследованного объекта недвижимости и список изученных правоустанавливающих документов. В акте необходимо отразить реквизиты полного набора справок, бланков и договоров, имеющих отношение к установлению прав собственности и пользования участком. При наличии сведений о предыдущих проверках они также должны быть упомянуты.

В завершающем блоке акта члены комиссии могут зафиксировать свое особое мнение о результатах проверки.

Все систематизированные результаты произведенных манипуляций и итоги аналитической работы заносятся в единый отчет. В нем должна присутствовать карта обследованного участка или его плановая схема. В землеустроительную документацию включают информацию о размерах территории, граничащих с нею объектах, уточненных границах надела. Если по проверенному объекту недвижимости имеются ограничения в отношении направлений его эксплуатации, все они находят отражение в землеустроительных документах.

Инвентаризация и межевание земель населенных пунктов

Статья 83. Главы XV. ЗЕМЛИ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ ЗК РФ (в ред. Федерального закона от 18.12.2006 № 232-ФЗ), раскрывает:

– понятие земель населенных пунктов;

– понятие границ населенных пунктов.

1. Землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов (городские земли, поселковые земли, земли сельских населенных пунктов).

2. Границагородской, поселковой черты и черты сельского населенного пункта – это внешняя граница земель города, поселка, сельского населенного пункта, которая отделяет их от других категорий земель и является, как правило, административно-территориальной границей города, поселка, сельского населенного пункта. Границы городских, поселковых, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.

Граница городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга утверждается и изменяется по решению Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Статья 13. Федерального закона «О землеустройстве» – «Инвентаризация земель».

Постановлением Правительства РФ от 12.07.1993 № 659 утверждено Положение о порядке проведения инвентаризации земель.

Инвентаризация земель проводится для выявления неиспользуемых, нерационально используемых или используемых не по целевому назначению и не в соответствии с разрешенным использованием земельных участков, других характеристик земель (в ред. Федерального закона от 13.05.2008 № 66-ФЗ).

Инвентаризацию земельных участков по функциональному использованию можно подразделить на следующие виды:

– инвентаризация земель с целью определения арендной платы;

– инвентаризация земель с целью определения земельного налога;

Это интересно:  Платные медицинские услуги в учреждениях здравоохранения

– инвентаризация земель с целью определения цены земельных участков (для выкупа земли);

– инвентаризация земель с целью определения на территории муниципального района (образования) количества, площади и местоположения всех земельных участков, используемых гражданами и юридическими лицами, государственными и муниципальными организациями и учреждениями, для собственных целей;

– инвентаризация земель с целью определения возможности предоставления гражданам для индивидуального жилищного строительства, садоводства, личного подсобного хозяйства и иных целей.

Инвентаризации подлежат земли всех категорий, не используемые в сельскохозяйственном производстве.

Инвентаризация земель населенных пунктов: особенности

Инвентаризация земель населенных пунктов выполняется в черте административно-территориального образования, в застроенной его части либо в иных границах, согласованных с уполномоченными органами. Исполнителями работ являются предприятия, организации, граждане, получившие лицензию в установленном законом порядке. Рассмотрим далее подробно, как выполняется инвентаризация земель города.

Цели и задачи

Назначение инвентаризации земель состоит в:

  1. Создании базы для ведения государственного кадастра.
  2. Обеспечении регистрации прав владения, собственности, аренды и пользования.
  3. Организации непрерывного контроля использования территории.
  4. Формировании базы данных.

Основными задачами процедуры выступают:

  1. Выявление всех собственников, пользователей, владельцев и арендаторов участков.
  2. Установление границы территории, вынос и закрепление черты на местности.
  3. Выявление неэксплуатируемых и используемых нерационально наделов.

Проведение инвентаризации земель

Оно осуществляется в три этапа. На первом, подготовительном, собираются и анализируются материалы инвентаризации земель. На этой же стадии решается вопрос о границе территории, проводится исследование геодезической сети местности. В рамках подготовительного этапа выполняется сбор и изучение материалов, касающихся восстановления/установления черты административной единицы, составляется техзадание.

Необходимые сведения

Сбору, исследованию и анализу подлежат данные:

  1. Полученные по результатам топографических съемок и геодезических работ, выполненных на местности. Они могут быть получены в территориальных подразделениях Госгеонадзора, отделах архитектуры и градостроительства, а также в организациях, располагающих собственными фондами.
  2. Генплана и прочей документации.
  3. Предыдущих инвентаризаций.
  4. По отводу наделов.
  5. Выносу в натуру, восстановлению/установлению границ участков и населенного пункта.
  6. Обследования территорий индивидуальной застройки.
  7. Исполнительных съемок, содержащих информацию о собственности, пользовании, владении, аренде участков.

Техническое задание

Оно формируется в соответствии с собранными и проанализированными сведениями. В техническом задании должны указываться:

  1. Основания, по которым выполняется инвентаризация земель.
  2. Наименование заказчика и лица, исполняющего работы.
  3. Цели процедуры.
  4. Список методической и нормативной документации, в соответствии с которой выполняется инвентаризация земель.
  5. Наименование лица, координирующего и контролирующего работы.
  6. Данные о наличии данных о предыдущих изысканиях.
  7. Необходимость восстановления/установления черты населенного пункта.
  8. Объем и виды работ.
  9. Система координат.
  10. Специальные и дополнительные требования к выполнению работ.
  11. Срок и порядок предоставления материалов инвентаризации.

Производственная стадия

В ходе нее осуществляются:

  1. Все типы геодезических работ. Они необходимы для получения кадастровых данных о расположении участков.
  2. Обследование границ пользования на местности.
  3. Согласование пределов участков со смежными владельцами.
  4. Обнаружение фактов нерационального использования, самовольного занятия, а также выявление спорных границ, обременений.
  5. Сбор семантических кадастровых сведений.

Геодезические работы

В их состав включаются:

  1. Построение базовой сети.
  2. Составление съемочного обоснования.
  3. Топографическая съемка.
  4. Координирование знаков межевания относительно пунктов базовой геодезической сети. Это необходимо для определения площадей пользования аналитическим способом.

Камеральная стадия

Инвентаризация земель завершается обработкой собранных данных и их оформлением. Обобщению подлежат измерения, выполненные с целью определения семантических и геометрических кадастровых сведений, которые были получены на производственном этапе. В ходе камерального этапа осуществляются:

  1. Проверка полевых журналов.
  2. Формирование кадастрового плана. Он составляется в таком масштабе, при котором будет обеспечиваться требуемая точность и полнота отображения данных.
  3. Уравнивание сетей съемочного планового обоснования и базовых геодезических сетей.
  4. Расчет координат поворотных участков границ территорий.
  5. Определение площадей аналитическим методом.
  6. Формирование каталогов координат с поворотными точками границ участков, а также инвентаризуемой линии объекта.
  7. Составление планов пределов территории, кварталов.
  8. Формирование чертежа инвентаризации.
  9. Оформление ведомости кадастровых сведений.
  10. Формирование технического отчета.
  11. Создание базы данных.

Кадастровый план

Этот документ содержит элементы территории, расположенные на ней сооружения и здания, включая инженерные (наземные и подземные) сети. Все эти данные используются для определения границ участков обременения. В соответствии с кадастровым планом составляется чертеж. На нем отображают:

  1. Черту административно-территориальной единицы либо границу, в пределах которой осуществляется инвентаризация земель.
  2. Линии зон, кварталов, массивов, участков и их номера.
  3. Границы территорий со специальным режимом использования земель.

Особенности масштаба

При площади кадастрового плана меньше 20 км 2 используется квадратная разграфка. В нее включают рамки 40х40 см для страниц в масштабе 1:5000. Они принимаются за основу, а их номенклатуру обозначают арабскими цифрами. Каждому из них соответствует 4 страницы масштаба 1:2000. Их номенклатура составляется путем присоединения к номеру листа кадастрового плана в масштаб 1:5000 одной из первых заглавных букв русского алфавита. Рамки 50х50 см используют для листов 1:500, 1:2000, 1:1000. Странице в масштабе 1:2000 соответствует 4 листа в масштаб 1:1000. Они обозначаются римскими цифрами. В основе разграфки планов в масштабах 1:5000 и 1:2000 для участков, площадь которых больше 20 км 2 , используется единая схема, в которой основным является лист в масштаб 1:100000. Чертежи составляются на специальной бумаге, наклеенной на жесткий материал.

Завершающий этап

По окончании работ составляются материалы инвентаризации. В них должны присутствовать:

  1. Пояснительная записка.
  2. Каталог координат всех поворотных точек территории в условной либо местной системе.
  3. Экспликация состава земель по массивам, зонам, объекту либо по населенному пункту в целом.

Ошибки и погрешности

Контуры и ситуация, подлежащие отображению на плане, отражаются условными знаками в соответствии с правилами нормативной технической документации. Средние погрешности в расположении линий с четкими очертаниями по отношению ближайших участков съемочного обоснования на незастроенной части не могут превышать 0,5 мм. На территории, занятой сооружениями и прочими объектами, предельные ошибки взаимного расположения точек контуров (поворотных мест границ пользования, центров выхода коммуникаций, углов капитальных строений, опор ЛЭП, водоразборных колонок) не должны быть больше 0,4 мм. Точность составления плана оценивается по показателям средних расхождений в положении контуров и предметов с данными полевых измерений. Предельные отличия не должны быть больше удвоенных величин средних погрешностей. Их количество не может превышать 10% от общего числа измерений.

«ВРЕМЕННОЕ РУКОВОДСТВО ПО ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ЗЕМЕЛЬ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ» (утв. Роскомземом 17.05.93)

Утверждаю
Председатель Роскомзема
Н.В.КОМОВ
17 мая 1993 года

1.1. Настоящее Временное руководство по инвентаризации земель населенных пунктов (далее Руководство) разработано в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 1992 г. N 622 «О совершенствовании ведения государственного земельного кадастра в Российской Федерации».

1.2. Руководство определяет основные требования, содержание и порядок выполнения работ при инвентаризации земель городов и поселков (далее по тексту населенные пункты).

1.3. Целью проведения инвентаризации земель населенных пунктов является создание основы для ведения Государственного земельного кадастра в городах, поселках и сельских населенных пунктах, обеспечение регистрации прав собственности, владения, пользования (аренды) с выдачей землевладельцам (землепользователям) соответствующих документов установленного образца, обеспечение создания банка данных на бумажной основе и магнитных носителях, организация постоянного контроля за использованием земель в городе.

1.4. Основными задачами проведения инвентаризации земель населенных пунктов являются:

— выявление всех землепользователей (землевладельцев) с фиксацией сложившихся границ занимаемых участков;

— выявление неиспользуемых и нерационально используемых земель и принятие по ним решения;

— установление границ землепользований (землевладений), границ городской черты, вынос и закрепление их на местности.

1.5. Перед началом проведения работ по инвентаризации земель населенных пунктов исполнительные органы власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов совместно с соответствующими комитетами по земельным ресурсам и землеустройству проводят организационные мероприятия.

1.6. Все работы по инвентаризации земель населенных пунктов технологически разбиваются на два этапа:

I этап — подготовительный;

II этап — производственный.

1.8. Финансирование работ по инвентаризации земель населенных пунктов производится из средств, поступающих в соответствующие бюджеты от взимания земельного налога и арендной платы за землю. В отдельных случаях для ускорения выдачи свидетельств на земельные участки проведение инвентаризационных работ может выполняться по прямым договорам с землепользователями за счет их средств.

1.9. Для проведения работ по инвентаризации земель населенных пунктов районные и городские комитеты по земельным ресурсам и землеустройству (далее райкомземы, горкомземы), выполняющие функцию заказчика, заключают договоры с подрядчиком. В качестве подрядчика, как правило, привлекаются государственные организации, имеющие лицензии и обладающие опытом проведения съемочных работ в условиях города. В качестве соисполнителей работ (субподрядчиков) могут привлекаться только предприятия и организации, имеющие лицензии на проведение соответствующих работ.

Это интересно:  Кредитор умер кредит закрыт

2.1. Советы министров республик в составе Российской Федерации, администрации краев, областей по предложениям республиканских, краевых и областных комитетов по земельным ресурсам и землеустройству принимают решения о порядке, очередности и сроках проведения инвентаризации земель населенных пунктов на территории своих регионов.

2.2. Общее руководство и организация работ по инвентаризации земель населенных пунктов в регионе возлагается на республиканские, краевые, областные комитеты по земельным ресурсам и землеустройству.

Непосредственная организация и руководство работами по проведению инвентаризации земель населенных пунктов в соответствии с законодательством возлагается на администрации городов и городские комитеты по земельным ресурсам и землеустройству.

Организация и руководство работ по проведению инвентаризации земель городов и поселков районного подчинения возлагается на администрации района и районные комитеты по земельным ресурсам и землеустройству.

2.3. Администрации районов, городов:

— принимают соответствующие постановления о проведении инвентаризации земель населенных пунктов (приложение N 1) и организуют их публикацию в средствах массовой информации;

— передают соответствующим комитетам по земельным ресурсам и землеустройству права по распоряжению бюджетными средствами, выделяемыми на проведение работ по инвентаризации земель населенных пунктов, открывают им расчетные счета и наделяют их полномочиями заказчика на эти работы;

— утверждают состав районной, городской и поселковой комиссии по инвентаризации земель;

— определяют роль городских и поселковых служб, организаций, органов управления, исполнителей в проведении работ по инвентаризации земель, устанавливают порядок, ответственных, сроки проведения работ, систему контроля и отчетности;

— устанавливают ответственность городских и поселковых служб, юридических и физических лиц в предоставлении материалов и информаций, необходимых для проведения инвентаризации;

— утверждают результаты законченной инвентаризации земель по кварталам и массивам;

— согласовывают результаты инвентаризации в целом и представляют их на утверждение местным Советам народных депутатов.

В городах с районным делением в соответствии с установленным законодательством ряд полномочий городская администрация может передавать городским районам.

Приложения не приводятся.

2.4. Районные, городские комитеты по земельным ресурсам и землеустройству осуществляют:

— подготовку проекта постановления главы местной администрации о проведении инвентаризации городских, поселковых земель;

— формирование состава районной, городской, поселковой комиссии по инвентаризации земель;

— разработку плана и графика проведения работ по инвентаризации земель;

— разработку и утверждение технических заданий на выполнение работ по инвентаризации земель и заключение на их основе договора с подрядчиком;

— организацию контроля и приемку работ у подрядчика;

— рассмотрение материалов по итогам инвентаризации земель по каждому законченному кварталу, массиву, по городу, поселку в целом и подготовку предложений по совершенствованию земельных отношений и землепользования и представление их на утверждение администрации города, района, поселка;

— организацию системы хранения материалов инвентаризации на бумажной основе и на магнитных носителях.

2.5. В состав районных, городских, поселковых комиссий по инвентаризации земель включаются представители Комитета по земельным ресурсам и землеустройству, налоговой инспекции, Управления (Отдела) по архитектуре и градостроительству, Бюро технической инвентаризации, Отдела охраны окружающей среды, а также члены депутатской комиссии по земельной реформе.

2.6. На районную, городскую, поселковую комиссию по инвентаризации земель возлагается:

— рассмотрение спорных вопросов между землепользователями (землевладельцами) и подготовка по ним предложений и проектов решений местной администрации;

— рассмотрение подготовленных землеустроительных дел по каждому кварталу, массиву;

— рассмотрение Сводных отчетов по итогам инвентаризации земель;

— подготовка предложений для администрации города, поселка по совершенствованию земельных отношений и землепользования;

— проведение широкой разъяснительной кампании в средствах массовой информации о целях, задачах проведения инвентаризации земель.

2.7. Подрядчик осуществляет:

— составление по поручению заказчика технического задания на выполнение инвентаризации земель населенных пунктов;

— проведение работ по инвентаризации земель населенных пунктов;

— сдачу заказчику выполненной работы на бумажной основе и на магнитных носителях.

Подрядчик несет полную ответственность за качество самостоятельно выполненных работ и работ, принятых от субподрядчиков.

3.1. Подготовительные работы при инвентаризации земель населенных пунктов включают в себя:

— сбор, изучение и анализ материалов;

— анализ технической, методической и технологической обеспеченности работ по инвентаризации земель;

— разбивка кварталов и массивов (приложение N 2) и составление карты — схемы топообеспеченности (приложение N 3);

— подготовка рабочего инвентаризационного плана (схемы).

3.2. Сбору, изучению и анализу подлежат:

— материалы геодезических работ и топографических съемок, выполненных на территории населенного пункта;

— сведения генерального плана и другой градостроительной документации, правила застройки города, поселка, необходимые для проведения инвентаризации земель;

— материалы предыдущих инвентаризаций;

— документы и материалы по отводу земельных участков;

— сведения дежурных планов отводов и застройки;

— материалы по выносу в натуру, установлению (восстановлению) и определению границ земельных участков и границ населенного пункта;

— материалы обследований БТИ земельных участков индивидуальной застройки;

— материалы исполнительных съемок, имеющие сведения о землепользованиях (землевладениях);

— материалы и документы, имеющие кадастровое содержание (реестры, таблицы и др.) в различных службах и управлениях коммунального хозяйства, благоустройства, озеленения и т.д.

3.3. Особое внимание при проведении подготовительных работ должно быть уделено изучению всех документов и материалов, в том числе и проектных, содержащих сведения по всем видам отводов земельных участков населенного пункта (решения органа власти об отводах, сведения о землепользователях (землевладельцах), акты выбора и планы отводов, паспорта земельных участков, акты на право пользования землей, проектные решения, сведения о закреплении границ участка знаками, их характеристики, результаты проведенных измерений по границам землепользований, их исполнители и время производства).

3.4. На базе собранных и проанализированных материалов составляется техническое задание (ТЗ) на проведение инвентаризации земель населенных пунктов, в котором должен быть предусмотрен порядок выполнения следующих работ:

— разбивки территории населенного пункта на кварталы (массивы);

— выбора технологии проведения производственного этапа инвентаризации;

— создания рабочего инвентаризационного плана (схемы);

— составления землеустроительного дела квартала (массива);

— обследования городской геодезической сети;

— установления городской черты.

3.5. В зависимости от величины населенного пункта выбирается общая структура разбивки его на территории, которая должна учитывать существующее административно-территориальное деление и особенности территории населенного пункта. Небольшие населенные пункты в зависимости от их площади и структуры могут не иметь квартальной разбивки. В качестве учетной кадастровой единицы выступает конкретное землепользование (землевладение), а в качестве рабочей кадастровой единицы должен выступать квартал либо любой другой компактный массив, ограниченный красными линиями или естественными границами (например, городской парк, промышленная, коммунальная зона, массив земель сельскохозяйственного использования и т.п.). Система кварталов или массивов должна объединяться в районы, префектуры (в зависимости от административного деления города).

Нумерация кварталов, массивов, а также землепользований (землевладений) выполняется в соответствии с указаниями по ведению регистрационной (поземельной) книги.

3.6. В ТЗ должно быть дано описание технологии проведения производственного этапа инвентаризации. Оно определяется наличием топографического обеспечения территории населенного пункта или его отдельной части (района, квартала, массива).

При разработке этого раздела необходимо руководствоваться следующими принципами:

— для создания рабочего инвентаризационного плана необходимо, как правило, иметь в качестве основы топографические планы;

— масштаб исходного топографического материала должен быть не мельче 1:2000;

— исходный материал может не иметь отображения подземных сооружений и рельефа;

— при отсутствии топографических планов в качестве основы допустимо использовать аэроснимки, увеличенные до масштаба 1:2000;

— как исключение, допускаемое с ведома республиканских в составе Российской Федерации, краевых, областных и окружных комитетов по земельным ресурсам и землеустройству, инвентаризация по отдельным кварталам (массивам) может проводиться при наличии топографических карт масштаба мельче 1:2000.

3.7. Проведение всех новых кадастровых съемок (границ земельных участков и объектов недвижимости) может осуществляться только по согласованию с республиканскими в составе Российской Федерации, краевыми, областными, окружными комитетами по земельным ресурсам и землеустройству.

3.8. При наличии доброкачественных плановых материалов рабочий инвентаризационный план составляется в следующем порядке:

— на топографическую основу переносятся границы кварталов (массивов) и отмечаются их номера;

— по всем имеющимся материалам, по возможности, наносится схема границ землепользований (землевладений) внутри каждого квартала (массива).

3.9. В случае, если топографический материал устарел, в ТЗ должна быть предусмотрена его корректировка, которая, как правило, должна совмещаться с натурным обследованием границ землепользований (землевладений).

Это интересно:  Оформление полиса осаго через интернет

3.10. При наличии приведенных к масштабу 1:2000 аэроснимков границы кварталов (массивов) наносятся на них всеми возможными средствами, в том числе:

— переносятся по контурным точкам с имеющегося картографического материала;

— по контурным точкам на аэроснимок переносится сетка координат, причем перенос каждой вершины осуществляется независимо. С учетом масштаба, определяемого по перенесенной сетке, наносятся границы кварталов (массивов) по координатам.

Аэроснимок с нанесенными границами кварталов будет использоваться в качестве рабочего инвентаризационного плана, на который наносится, как и в п. 3.6, схема границ землепользований.

3.11. При отсутствии топографического материала требуемого масштаба составляется рабочая инвентаризационная схема в масштабе 1:2000. По стандартной сетке квадратов, построенной на чистой основе, наносятся по координатам границы кварталов (массивов). С планов более мелкого масштаба переносятся элементы ситуации, положение которых должно быть уточнено в процессе натурных обследований, что отмечается в ТЗ. По имеющимся материалам наносится схема границ землепользований (землевладений).

3.12. В ТЗ указываются принципы разграничения землепользований в спорных случаях с учетом специфики населенного пункта.

3.13. В работах по обследованию пунктов городской геодезической сети должны быть указаны:

— порядок передачи материалов по городской геодезической сети в Горкомзем от всех организаций, владеющих этими данными;

— порядок полевого обследования пунктов сети;

— предложения о целесообразности развития геодезической сети для обеспечения работ по инвентаризации земель.

3.14. В разделе ТЗ «Установление городской черты» дается порядок обследования существующей и предложения по ее упорядочению.

3.15. Техническое задание утверждается председателем городского, районного Комитета по земельным ресурсам и землеустройству.

4.1. По каждому кварталу (массиву) формируется землеустроительное дело (приложение N 4), которое пополняется необходимыми документами по мере выполнения работ.

4.2. Инвентаризация внутри квартала (массива) начинается с составления списка всех землепользователей (землевладельцев), для чего проводится оповещение их повестками (приложение N 4 стр. 2), и получения от каждого землепользователя (землевладельца) декларации (заявления) о факте использования земельного участка (приложение N 4 стр. 3, 4) и всех документов, удостоверяющих их право пользования земельными участками.

Сведения о землепользователях (землевладельцах) группируются по перечню вопросов (приложение N 4 стр. 5).

4.3. Натурное обследование заключается в поиске, обнаружении или опознавании поворотных точек и линий границ землепользований (землевладений). При этом возможно визуальное и инструментальное обследование, опрос землепользователей (землевладельцев).

Восстановление утраченных знаков выполняется путем их выноса в натуру от пунктов геодезической сети, сохранившихся знаков границ либо, при наличии доброкачественных материалов, по промерам, с использованием графических данных, от четких местных предметов, отображенных на плане на основе имеющихся материалов, сведений и документов.

При проведении натурных обследований выполняется временное закрепление поворотных точек границ землепользований (землевладений). При возникновении разногласий между соседними землепользователями (землевладельцами), которые не могут быть решены исполнителем работ на месте, проводится отображение на местности обоих вариантов границы. Дальнейшие действия исполнителя работ зависят от имеющегося топографического материала, при этом возможны следующие варианты:

а) В наличии имеется план масштаба не мельче 1:2000 (см. п. 3.8). В этом случае временно закрепленные поворотные точки границы с помощью промеров привязываются к характерным точкам местности и по этим данным наносятся на план.

б) При необходимости корректировки плана (см. п. 3.9) в районе работ прокладывается теодолитный ход, привязанный к точкам городской геодезической сети. С точек этого хода производится досъемка необходимых элементов ситуации и определение поворотных точек границ землепользований (землевладений). По этим данным точки границ и элементы ситуации наносятся на рабочий инвентаризационный план.

в) При наличии материалов аэрофотосъемки (см. п. 3.10) поворотные точки границ землепользований (землевладений) наносятся на рабочий инвентаризационный план по промерам от отобразившихся элементов ситуации. Для контроля масштаба изображения необходимо в районе работ определять частные масштабы аэроснимка, используя для этого контрольные промеры между четко отобразившимися элементами ситуации. Контрольные промеры следует делать в двух взаимно перпендикулярных направлениях, причем контрольные линии должны быть не менее линий, по которым осуществляется определение положения поворотных точек границ землепользований (землевладений). Далее должен быть рассчитан частный масштаб аэроснимка как среднее из двух по контрольным линиям. Этот масштаб используется для нанесения поворотных точек на рабочий инвентаризационный план.

В случае работы с аэроснимком возможно непосредственное опознавание поворотных точек границ или граничных линий непосредственно по аэроснимку.

г) При работе с рабочей инвентаризационной схемой (см. п. 3.11), как и в варианте «б», в районе работ прокладывается теодолитный ход и с его пунктов осуществляется привязка отображенных на местности поворотных точек границ и съемка элементов ситуации. Эти данные переносятся на рабочую инвентаризационную схему.

4.4. По результатам натурных обследований выполняется вычисление предварительных площадей всех землепользований в установленных границах и в землеустроительное дело по кварталу (массиву) включается:

— список всех землепользователей (землевладельцев) с указанием площадей их участков по документам и по результатам обследований (приложение N 4 стр. 7);

— рабочий инвентаризационный план (схема) с предварительно нанесенными границами всех землепользователей (землевладельцев) (приложение N 4 стр. 8);

— список пользователей земель без оформленных или с просроченными на то правами, включая случаи самовольного строительства или захвата участка;

— земли, неиспользуемые или нерационально используемые;

— выявленные несоответствия фактического использования земель их целевому назначению и режиму пользования.

4.5. По материалам обследований и собранным документам в пределах каждого квартала, массива в случаях отсутствия четких границ землепользований (землевладений) составляется проект границ землепользований (землевладений) (приложение N 4 стр. 9), где указываются все вопросы, не решенные при натурных обследованиях по границам земельных участков, и предложения по устранению спорных вопросов (приложение N 4 стр. 10).

В землеустроительном деле землепользователям (землевладельцам) устанавливаются ограничения по использованию земельных участков (сервитуты) в части обеспечения проездов и проходов, доступ и сохранение подземных и наружных инженерных коммуникаций, сохранения озеленения, установки ограждений и заборов с учетом правил застройки города, поселка и градостроительных норм и правил. Сюда же прикладывается состав земель (экспликация) по землепользованиям и видам угодий.

4.6. Землеустроительное дело поступает в Горкомзем, который представляет его на рассмотрение в комиссию по инвентаризации.

4.7. Комиссия по инвентаризации рассматривает представленное землеустроительное дело и выносит свое решение. В случае положительного решения комиссией готовится проект постановления администрации города по всем землепользованиям (землевладениям) данного квартала. В случае отрицательного решения комиссия возвращает землеустроительное дело на доработку.

4.8. По завершении работ производственного этапа на основе утвержденного землеустроительного дела на каждый административный район города либо на город, не имеющий административного деления, в целом составляется обобщенный отчет по этому этапу, в котором приводятся сведения по следующим вопросам:

— наличие исходного топографического материала и методы его корректировки;

— порядок создания основы для рабочего инвентаризационного плана (схемы);

— наличие нерешенных спорных вопросов и предложения по их устранению;

— баланс земель по категориям и видам собственности по кварталам и сводный отчет по району, городу, поселку;

— выявленные нарушения в землепользованиях (землевладениях);

— выявленные неиспользуемые или нерационально используемые земли;

— предложения уточнения черты населенного пункта;

— состояние геодезической сети и меры по ее восстановлению.

4.9. Сводный отчет производственного этапа представляется в Горкомзем, рассматривается комиссией по инвентаризации и представляется на утверждение в администрацию населенного пункта, которая принимает постановление (приложение N 4 стр. 12) об утверждении результатов инвентаризации, которое является основанием для дальнейшей выдачи землепользователям (землевладельцам) документов установленного образца, удостоверяющих права на земельный участок. На каждый обособленный участок должен выдаваться обособленный документ (приложение N 4 стр. 14).

4.10. Все законченные материалы по инвентаризации городских земель, Сводный отчет, выполненный на бумажной основе и магнитных носителях, генеральный подрядчик передает по акту заказчику — Горкомзему.

Горкомзем, райкомзем представляет Сводный отчет на рассмотрение и согласование комиссии по инвентаризации, администрации города и депутатской земельной комиссии.

После получения всех согласований Сводный отчет утверждается постановлением городского, районного Совета народных депутатов и возвращается на постоянное хранение в городской Комитет по земельным ресурсам и землеустройству.

Обобщение материалов инвентаризации городских земель и передачу их в вышестоящие органы осуществляют соответствующие комитеты по земельным ресурсам и землеустройству.

Статья написана по материалам сайтов: helpiks.org, businessman.ru, www.zakonprost.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector