История принятия конституции рф 1993 года кратко

Конституция Российской Федерации — высший нормативный правовой акт Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. Вступила в силу со дня официального опубликования 25 декабря 1993 года.

Структура Конституции РФ состоит из краткой преамбулы, двух разделов, причем первый из них разбит на 9 глав.

Содержание Конституции РФ включает в себя: 1) полное и последовательное закрепление общепризнанных основных прав и свобод человека и гражданина в соответствии с международными стандартами защиты прав человека; 2) характеристику институтов и механизмов обеспечения взаимодействия прав и свобод человека и гражданина со всеми остальными конституционными институтами в сфере политического, экономического устройства государства; 3) правила обеспечения реализации конституционных прав и свобод личности.

Многие из глав Конституции РФ посвящены структуре и компетенции органов государственной власти: Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ. Кроме того, Конституция закрепляет принципы и структуру судебной власти.

Конституция РФ закрепляет все основные демократические принципы: выборность высших государственных органов, право граждан на местное самоуправление и т. д.

Конституция РФ в своем содержании закрепляет еще один из главных принципов демократического государства – принцип разделения властей, в соответствии с которым в России одновременно действуют три ветви власти: 1) законодательная; 2) исполнительная; 3) судебная.

Благодаря этому принципу устанавливается система «сдержек и противовесов» в структуре власти, что обеспечивает нормальное функционирование и взаимодействие различных органов власти.

Разработка и принятие

Существовавший в то время высший законодательный орган — Съезд народных депутатов, принявший еще в 1991 г. решение о разработке новой Конституции Российской Федерации, под разными предлогами тормозил ее принятие. Продолжался процесс внесения многочисленных поправок в Конституцию страны 1978 г. Несмотря на эти поправки (а их было более трехсот) Конституция не могла уже быть юридической базой происходящих в российском обществе перемен. Нужен был новый основной закон, который бы отразил коренные изменения, происшедшие в связи с крахом тоталитарного режима и распадом советской империи.

Конституционное совещание состояло из 250 членов, работавших в пяти секциях: представителей федеральных органов власти; представителей органов власти субъектов Федерации; представителей местного самоуправления; представителей партий, общественных организаций, профсоюзов, религиозных конфессий; представителей товаропроизводителей и предпринимателей. Три последние секции впоследствии образовали Общественную палату Конституционного совещания.

На Конституционном совещании обсуждался проект Конституции, внесенный Президентом Российской Федерации. Одновременно рассматривались многочисленные замечания и предложения граждан и проект Конституции, подготовленный созданной Съездом народных депутатов Российской Федерации Конституционной комиссией. В результате длительной работы — с июня по октябрь 1993 г. — был выработан новый проект Конституции Российской Федерации, который и был вынесен на общенародный референдум.

Конституция Российской Федерации была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Всенародное голосование стало принципиально новым способом принятия Конституции в истории России. Слова в самом начале Преамбулы и в самом ее конце вполне отразили результаты всенародного голосования: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле. принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

Черты Конституции 1993 года

По своей сущности Конституция РФ демократическая. Это проявляется:

во-первых, в порядке ее принятия — впервые в истории России на всенародном референдуме;

во-вторых, в закреплении в качестве основ конституцион­ного строя общечеловеческих ценностей, выработанных мировой цивилизацией и составляющих суть современно­го конституционализма;

в-третьих, в закреплении баланса общественных интересов, которые должна обеспечить пу­бличная власть.

По форме правления Конституция РФ 1993 г. — конституция смешанной, президентско-парламентарной республики, по форме государственного устройства — федеративной. По способу принятия Конституция РФ является всенародной, так как была утверждена на всенародном референдуме. По форме Конституция РФ является писаной.

Конституцию как нормативный правовой акт, занимающий самостоятельное и особое место в правовой системе современного демократического государства, от всех других правовых актов традиционно отличают следующие черты:

-Особый субъект, который устанавливает конституцию или от имени которого она принимается (путем всенародного голосования);

-Учредительный, первичный характер конституционных установлений;

Учредительная природа конституции проявляется и в том, что ее предписания выступают в качестве первоосновы, являются первичными. Так, законы в Российской Федерации не могут противоречить ее Конституции.

-Всеохватывающий характер конституционной регламентации, т.е. тех сфер общественных отношений, воздействие на которые она распространяет

Важной чертой, характеризующей конституцию, является особый предмет конституционного регулирования, т.е. специфика того слоя общественных отношений, на которые она воздействует.
Конституционное регулирование отличается всеохватывающим характером, чего не имеет никакой другой нормативный правовой акт. Конституция затрагивает все сферы жизни общества — политическую, экономическую, социальную, духовную и другие, либо регулируя в этих сферах в соответствии с предметом конституционного права базовые, фундаментальные общественные отношения, либо подвергая их своему воздействию в полной мере.

-Особые юридические свойства: верховенство, высшая юридическая сила, порядок принятия, внесения поправок, специфические формы охраны и др.

Конституцию отличают и особые юридические свойства, выражающиеся:

Конституция РФ – основной нормативный акт России, обладающий высшей юридической силой на всей территории РФ и прямым действием.

Конституция РФ базируется на 2 основных принципах: 1) верховенства Основного Закона; 2) прямого действия конституционных норм.

Верховенство конституционных норм означает, что Конституция РФ 1993 г. действует на всей территории РФ.

Верховенство Конституции РФ означает ее высшую юридическую силу, т. е. все принимаемые на территории РФ нормативные должны соответствовать конституционным нормам. Принцип прямого действия означает, что конституционно-правовые нормы действуют на территории РФ не опосредованно, а напрямую, непосредственно, т. е. соблюдение конституционных норм не должно ставиться в зависимость от каких-либо обстоятельств

Конституция Российской Федерации 1993 года: история разработки и принятия, основные черты содержания, юридические свойства.

Конституция Российской Федерации — высший нормативный правовой акт Российской Федерации. Принята народом Российской Федерации 12 декабря 1993 года. Вступила в силу со дня официального опубликования 25 декабря 1993 года. Среди прочего упразднила Съезд народных депутатов России, Верховный совет Россиии заменила их Федеральным собранием Российской Федерации, состоящим из Совета Федерации, в который входило по 2 представителя от каждого субъекта Федерации, и Государственной думы, избираемой народом.

Конституция обладает высшей юридической силой, закрепляющей основы конституционного строя России,государственное устройство, образование представительных, исполнительных, судебных органов власти и систему местного самоуправления, права и свободы человека и гражданина.

В 1990—1991 годы произошёл распад СССР. Все республики, в том числе РСФСР, приняли Декларации о своём государственном суверенитете. Съезд народных депутатов республики принял Декларацию о государственном суверенитете РСФСР 12 июня 1990 года. В ней впервые была поставлена задача разработки новой Конституции РСФСР на основе провозглашенных в ней принципов, включая принцип разделения властей.

16 июня 1990 года была образована Конституционная комиссия I Съезда народных депутатов РСФСР, которая начала эту работу. Секретарём комиссии был утверждён О. Г. Румянцев. Сначала в состав комиссии вошли 102 депутата, но к ноябрю 1992 года её численность сократилась до 98 человек, в частности, из-за того, что три члена Конституционной комиссии были избраны в состав Конституционного Суда РФ.

Однако сложная расстановка политических сил в составе народных депутатов приводила к значительной затяжке принятия новой Конституции. В основном процесс шёл по пути внесения многочисленных изменений в действующуюКонституцию РСФСР, которая приобретала в связи с этим противоречивый характер. Одни её нормы противоречили другим. Эта несогласованность вызывала ожесточённое противостояние и противоборство законодательной и исполнительной властей.

Высшей точкой этого конфликта стали события в октябре 1993 года, разрешившиеся в ходе вооруженного столкновения властей роспуском Съезда народных депутатов и Верховного Совета. Налицо был не только политический, но и конституционный кризис. В этих условиях принятие новой Конституции должно было явиться базой, способствующей установлению стабильности в обществе.

Проектов новой Конституции было подготовлено много. Главными из них являлись два:

· проект Конституционной комиссии

· проект Конституционного совещания, созванного по решению президента РФ Б. Н. Ельцина

В итоге проект Конституционного совещания вобрал в себя многие положения проекта Конституционной комиссии и был принят за основу при окончательной доработке Конституции с привлечением субъектов Российской Федерации, депутатов, их различных фракций, специалистов, рабочих групп. После значительной доработки этот проект Конституции был вынесен президентом на всенародное голосование.

Это интересно:  Без водительских прав штраф

По мнению Виктора Шейниса, одного из авторов конституции России, главного научного сотрудника Института мировой экономики и международных отношений РАН, «президентский проект» конституции создавался под эгидой трех человек, Сергея Сергеевича Алексеева, Анатолия Александровича Собчака и Сергея Михайловича Шахрая, они были лидерами процесса [4] , но всего в Конституционном совещании участвовало более 800 участников, работали разные юристы. Сергей Шахрай выделяет двух основных авторов конституции — себя и Сергея Алексеева [5] [6] . В результате совместной работы был выработан новый единый проект Конституции России, который в дальнейшем был вынесен президентом России на всенародное голосование (фактически — на референдум), и стал действующей Конституцией Российской Федерации по итогам голосования, прошедшего 12 декабря 1993 г.

15 октября 1993 года президент Борис Ельцин подписал указ о всенародном голосовании по проекту конституции России и утвердил «Положение о всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года» [7] . Согласно Положению, Конституция считалась одобренной, если за её принятие проголосовало большинство избирателей, принявших участие в голосовании, при том условии, что участие в голосовании приняло более половины числа зарегистрированных избирателей. Термин «всенародное голосование» (а не «референдум») был использован для того, чтобы обойти положение действовавшего Закона о референдуме РСФСР, согласно статье 9 которого референдум мог быть назначен лишь Съездом народных депутатов или Верховным Советом РФ [8] , но в статье 1 данного закона оба эти термина являются равнозначными.

Голосование состоялось 12 декабря 1993 года. За принятие конституции проголосовало 58,43 %, против — 41,57 %. Новая конституция была принята и вступила в действие со дня её опубликования в «Российской газете» — 25 декабря 1993 года.

Конституция обладает иособыми юридическими свойствами, отличающими ее от всех иных правовых актов. Это связано с тем, что в современных условиях конституция является основным законом государства и в отличие от других законов является актом правового учредительства. В ней весь уклад жизни общества и государства приобретает первоначальную правовую форму. Конституция как основной закон государства учреждает, юридически оформляет политическую форму существования общества, систему органов государственной власти, устанавливает порядок их формирования и способ функционирования, закрепляет права и свободы человека и гражданина.

В отличие от обычных законов основной закон государства должен быть стабильным и долговременным, поэтому нормы конституции имеют общий характер, а сама конституция принимается путем референдума (Россия, Франция, Греция, Испания), конвентом (США), учредительным собранием (Индия, Италия) или специально созываемым конституционным собранием страны. Конституция может быть октроирована, т. е. введена в одностороннем порядке актом исполнительной власти — главы государства.

Конституция РФ 1993 г. являетсяписаной. Она принята на референдуме, изменяется в жестком порядке, за исключением процедуры внесения в ее ст. 65 новых наименований субъектов Федерации.

КонституцияРФ имеетпрямое действие (ч. I ст. 15, ст. 18). Заранее невозможно нормативно упорядочить все возможные проявления жизнедеятельности, поэтому в правовой системе должны быть средства, которые при отсутствии отраслевых норм могут использоваться для разрешения конкретных жизненных затруднений. Именно на этом и специализируются конституционные нормы, предназначенные для закрытия «белых пятен» в правоприменительной практике. Конституция действует прямо и в том случае, когда имеющиеся правовые нормы ей не соответствуют. Прямое или непосредственное действие конституционных норм означает право граждан непосредственно опираться на них при осуществлении своих прав. Например, при обращении в суд за защитой права на благоприятную окружающую среду гражданину достаточно указать на конституционную норму (ст. 42) как на источник закрепления данного права. Он не обязан ссылаться на нормы экологического, санитарно-эпидемиологического, градостроительного и другого законодательства. Тем более что в отраслевом законодательстве могут отсутствовать необходимые правила.

Конституция РФ обладаетверховенством (ч. 2 ст. 4, ч. 1 ст. 15). Ни один акт, от кого бы он ни исходил, не может быть принят, если он идет вразрез с положениями Конституции. Если же положениям Конституции противоречит акт, принятый до ее вступления в действие, то он должен быть приведен в соответствие с ней. Кроме того, из названного свойства Конституции вытекает обязанность законодателя детализировать ее содержание в отраслевом законодательстве. Названная обязанность вовсе не исчерпывается принятием законов, прямо предусмотренных Конституцией РФ (о государственных символах, о Правительстве, о Конституционном Суде и т. п.). Отраслевое законодательство должно максимально раскрывать содержание любых конституционных норм. В развитии конституционных норм особое значение принадлежит федеральным конституционным законам (ст. 108) — передаточному звену между Конституцией и обычным законодательством, детализирующему наиболее важные ее положения. Задача детализации конституционного содержания лежит и на правоприменительных органах, тех же судах.

Конституция РФ имеетвысшую юридическую силу (ч. 1 ст. 15). Следовательно, при столкновении конституционной нормы и иных правовых норм всегда должна применяться норма Конституции. Часть 4 ст. 15 Конституции РФ гласит, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Приведенное правило в силу высшей юридической силы Конституции не распространяется на нее саму, а также на законы о поправках к ней.

История принятия конституции рф 1993 года кратко

Современный этап конституционного развития России связан, прежде всего, с ныне действующей Конституцией 1993 года. В рамках данной главы мы считаем целесообразным кратко остановиться на истории принятия этого важнейшего документа.

Необходимость принятия нового Основного закона, как уже упоминалось нами ранее, была провозглашена еще в Декларации о государственном суверенитете РСФСР, впоследствии же начинала ощущаться и реальная потребность в совершении этого действия. Провозглашенный в Декларации принцип разделения властей не был оформлен конституционными нормами, что, в свою очередь, приводило к разночтениям, ведь Советы все еще продолжали сохранять основную власть.

Не смотря на то, что Конституционная комиссия во главе с Б.Н. Ельциным была создана еще 22 июня 1990 года, работа ее продвигалась достаточно медленно, в результате чего новая Конституция была принята по истечении более чем трех лет. С другой стороны, на работу Комиссии оказывали влияние и нараставшие в обществе негативные тенденции, и происходившие в то время исторические события. Кроме того, первично разработанные проекты не получили поддержку в обществе. Отдельными общественными кругами начали выдвигаться собственные альтернативные проекты, а также огромное количество поправок к обсуждаемым образцам.

Разработанный Комиссией проект Конституции был одобрен VI Съездом народных депутатов лишь в апреле 1992 года, но принят он так и не был в связи с острыми противоречиями между законодательной и исполнительной ветвями власти. Так как указанные разногласия касались, прежде всего, разделения полномочий этих двух ветвей власти, то без их разрешения принятия нового Основного закона не представлялось возможным.

В мае 1993 года проект Конституции РФ, одобренный Верховным Советом, был опубликован. Он существенно исправлял многие пороки старой Конституции, содержал демократические положения о правах и свободах человека и гражданина. Однако в вопросах организации государственной власти доминировали прежние подходы. По существу, снова принцип разделения властей трактовался в сторону уменьшения полномочий Президента, и сохранялась все та же советская форма правления См.: Баглай, М.В. Указ. соч. — С. 104..

В целях доработки проекта Конституции в соответствие с политикой Президента России, 5 июня 1993 года было созвано Конституционное совещание, которое изначально позиционировалось в качестве масштабного форума, сочетающего представительство всех высших органов государственной власти, а также общественности. В результате работы Совещания, конституционный проект, представленный Президентом, был полностью опровергнут. На основе поступивших в адрес Конституционного совещания поправок и пожеланий, им был составлен окончательный проект, утвержденный 12 июля 1993 года. При этом многие положения принятого проекта дублировали соответствующие нормы проекта Комиссии.

Это интересно:  Когда прекращается выдача предупреждений установленных до отмены

Следующие несколько месяцев были связаны с известными историческими событиями, происходившими на фоне сильнейшего конституционного кризиса. Б.Н. Ельцин издавал промежуточные президентские акты, регулировавшие отдельные вопросы конституционного значения (например, Положение о федеральных органах власти на переходный период). По завершении указанного кризиса было принято решение о проведении референдума с целью утверждения разработанного ранее проекта Конституции.

Такой референдум был проведен 12 декабря 1993 года по результатам которого была принята современная Конституция Российской Федерации, вступившая в силу с 25 декабря того же года. Стоит отметить, что конституционное развитие нашей страны, как уже отмечалось ранее, не завершается на этой дате. Оно осуществляется и в наши дни. По мнению отдельных авторов, современное конституционное развитие свидетельствует о широком применении конституционных учреждений и институтов в российской правовой и политической действительности. В этой связи конституционную историю России следует рассматривать как сложный и неоднородный, но вместе с тем единый процесс, сочетающий в себе ряд последовательных и взаимосвязанных реформ и революций См.: Кравец, И.А. Конституционализм и российская государственность в начале XX века: учеб. пособие / И.А. Кравец. — M.: ИВЦ Маркетинг»; Новосибирск: ООО «Издательство ЮКЭА», 2011. — С. 5..

В рамках настоящего пункта также целесообразно указать наиболее характерные для современной Конституции особенности:

1) этим актом была учреждена новая модель российского государства, базирующаяся на общепризнанных демократических ценностях;

2) демократические основы были закреплены в качестве основ государственного строя РФ;

3) глава 2 Конституции утвердила универсальную концепцию прав и свобод человека с признанием приоритета естественных прав;

4) Конституцией РФ была учреждена новая система органов государственной власти, основанная на принципе разделения властей;

5) была установлена новая модель федеративных отношений в РФ;

6) местное самоуправление получило статус важнейшего института народовластия, осуществляемого в негосударственных формах;

7) были установлены гарантии обеспечения стабильности Конституции.

В заключение стоит отметить, что конституционное развитие России в наши дни характеризуется одной важнейшей особенностью — политическая власть вернулась в рамки конституционного поля, а общество получило возможность развиваться в условиях оформленного конституционного компромисса. Конституционализма в современном понимании представляет собой набор идей, принципов и правил, совокупность которых имеет дело с решением вопроса о том, как развивается правовая и политическая система, которая исключала бы произвол, насколько это возможно, и гарантировала бы основные права и свободы личности, публичную и частную жизнь индивида См.: Кутафин, О.Е. Указ. соч. — С. 28..

Глава 1. История развития и принятия конституции российской федерации 1993г

История создания Основного Закона нового российского государства началась 16 июня 1990 года, когда I Съезд народных депутатов РСФСР принял постановление об образовании Конституционной комиссии для разработки новой Конституции России. Конституции предстояло закрепить новую социальную систему и иную, чем прежде, модель организации государственной власти.

На съезде было решено, что Комиссия должна состоять только из народных депутатов РСФСР. Председателем комиссии стал Председатель Верховного Совета РСФСР Б.Н.Ельцин, его заместителем – первый заместитель Председателя Верховного Совета Р.И.Хасбулатов, ответственным секретарем – О.Г.Румянцев.

Задачи Конституционной комиссии были обозначены широко: подготовка проекта новой Конституции РФ и проведение конституционной реформы, подготовка самостоятельно либо с заинтересованными комиссиями палат и комитетами Верховного Совета проектов изменений и дополнений Конституции после ее принятия; предварительное рассмотрение и дача заключений съезду и Верховному Совету на другие законодательные инициативы, связанные с изменением и дополнением Конституции.

Для работы над проектом Конституции была сформирована рабочая группа Конституционной комиссии. В ее состав вошли депутаты от разных фракций: Л.Б.Волков, С.А.Ковалев, А.В.Ковлягин, И.В.Федосеев, Ф.В.Цанн-Кай-Си, В.Л.Шейнис, а также эксперты Е.А.Данилов, В.Д.Зорькин, В.А.Кикоть, В.И.Лафитский, Л.С.Мамут, Б.А.Страшун. На разных этапах в работе Конституционной комиссии участвовали Э.М.Аметистов, И.П.Ильинский, Т.Ф.Морщакова, В.М.Савицкий, Ю.А.Тихомиров и другие авторитетные ученые-правоведы.

Первый проект Конституции был подготовлен уже к осени 1990 года. Сразу же развернулось его широкое обсуждение в средствах массовой информации, в государственных органах, учебных и научных учреждениях.

В апреле 1992 года VI Съезд народных депутатов одобрил общую концепцию и основные положения проекта Конституции. Проект был поддержан и Президентом России.

К концу 1992 года резко обострилась борьба за власть, что изменило весь ход конституционной реформы. Каждая из противоборствующих сторон – Президент и руководство Верховного Совета РСФСР – предъявили свои требования, стремясь использовать проект Конституции в своих интересах 1 .

Примечательно, что уже в первой статье проекта («Государственный суверенитет») подчеркивалось, что государство ответственно перед человеком и гражданином. Статья 3 проекта («Верховенство права») предусматривала, что государство и его органы, органы местного самоуправления, должностные лица и граждане подчинены праву и основанной на нем Конституции Российской Федерации, а ст.9 («Социальное государство») объявляла социальными задачами России обеспечение равных и справедливых возможностей для развития личности.

Согласно ст. 10 проекта («Многообразие экономической деятельности») «в России обеспечивается свобода экономической деятельности… добросовестная конкуренция и общественная польза». Отметим, что в действующую Конституцию РФ не вошло понятие «общественной пользы», которое допускает достаточно широкую трактовку в смысле установления обязанностей государства.

Права и свободы в тексте проекта разделялись на несколько общепризнанных в теории права групп: гражданские и политические права и свободы (гл.3), экономические, социальные и культурные права и свободы (гл. 4). При этом гарантиям и защите прав и свобод отводилась специальная глава проекта Конституции .

Проект включал в себя раздел 3 («Гражданское общество»), состоящий из статей, посвященных собственности, труду и предпринимательству, общественным и религиозным объединениям, воспитанию, образованию, науке, культуре, семье и массовой информации.

За время работы Конституционной комиссии, которая продолжалась вплоть до трагического октября 1993 года, текст проекта постоянно дорабатывался. Участники Комиссии находились в самом центре пересечения интересов различных политических сил. О том, как это отразилось на работе Комиссии, о той драматической борьбе, которую ей пришлось вести, об изменении ее состава в связи с созывом Конституционного совещания и о последующих событиях вплоть до референдума 12 декабря 1993 года рассказано в книге В.И.Лафитского «Поэзия права: страницы правотворчества от древности до наших дней» (гл.6 § 3 «Сожженная страница конституционной истории: проект Конституции Конституционной комиссии Российской Федерации») 2 .

Существовали и альтернативные проекты:

1. Проект рабочей группы в составе С.М.Шахрая (руководитель), Е.Б.Абросимовой, Н.П.Азаровой, И.А.Бунина, А.В.Маслова, Г.В.Минха, Р.Г.Орехова, А.Я.Сливы, О.А.Тарасова (1992 год).

Особенность этого проекта –явная приверженность естественно-правовой доктрине прав человека. Так, в ст.1 провозглашалось, что права и свободы человека принадлежат ему от рождения. Права и свободы в проекте подразделялись на личные (гл.2), социально-экономические (гл.3) и политические (гл.4), институту защиты прав и свобод посвящалась отдельная глава.

Интересно, что в тексте не нашлось места для определения (характеристики) самого государства.

2. Проект Политсовета Российского движения демократических реформ в составе мэра Санкт-Петербурга А.А.Собчака, мэра Москвы Г.Х.Попова, С.С.Алексеева, Ю.Х.Калмыкова и С.А.Хохлова (1992 год).

Авторы этого проекта отделили «основные права и свободы человека и гражданина» от «прав и обязанностей гражданина Российской Федерации», разместив их соответственно в первой и второй главах первого раздела. Многие исследователи заметили, что такая конструкция статуса гражданина неудачна, поскольку разделяет неразделимые понятия.

Форма государственного устройства России проектом определялась как федерация, в состав которой входят республики, губернии и автономные национальные сообщества. Равенства субъектов Федерации в проекте не предполагалось: республики признавались государственными образованиями, имеющими свои конституции, а губернии – территориальными государственно-административными образованиями.

Согласно проекту Президент – глава государства, его высшее должностное лицо, обеспечивающее единство государственности, незыблемость конституционного строя. Кроме того, в проекте закреплялась роль Президента как гаранта Конституции (этой формулировке проекта соответствует положение ст.80 действующей Конституции РФ).

3. Проекты народных депутатов-коммунистов.

В период с 1990 по 1993 года депутаты-коммунисты предложили три проекта Конституции России. Наиболее примечательным из них был проект, подготовленный депутатской фракцией «Коммунисты России» Верховного Совета РФ (опубликован в газете «Правда» за 5 июня 1993 года и в уточненном варианте – в «Российской газете» за 24 июня 1993 года).

Это интересно:  Как отказать работодателю в работе вежливо

В названном проекте содержалась довольно обстоятельная глава о социальной политике, закрепляющая задачи государства по обеспечению реализации гражданином его способностей и дарований, а также основы национальной политики. Отличительная черта проекта – исключение института президентства. Высший законодательный орган – Верховный Совет (Совет Республики и Федеральный Совет), высший исполнительный и распорядительный орган – Совет министров.

4. Проект Президента РСФСР (опубликован 30 апреля 1993 года в газете «Известия»).

В президентском проекте отсутствовало понятие «конституционный строй». В главе 1 была предпринята попытка соединить общие принципы (характеристики) государства с основами статуса человека и гражданина. Так, в ст.1 проекта предусматривалось, что Российская Федерация есть демократическое правовое светское федеративное государство, высшими ценностями которого являются человек, его достоинство, неотъемлемые права и свободы (ныне аналогичные положения закреплены в ст.1, 2 Конституции).

Высшим законодательным органом является парламент (Совет Федерации и Государственная Дума), исполнительным – Правительство РФ. Президент выведен из системы разделения властей и обозначен как самостоятельный субъект власти. Позже ст.10 Конституции РФ было ясно определено, что государственная власть в России осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Инициативу выхода с собственным проектом Президент Б.Н.Ельцин обосновал в Указе от 12 мая 1993 года «О мерах по завершению подготовки новой Конституции Российской Федерации»: преодоление конституционного кризиса и осуществление демократических реформ возможно только путем скорейшего принятия российской Конституции.

В тот же день Президент РФ принял Указ «О созыве Конституционного совещания и завершении подготовки проекта Конституции Российской Федерации». Речь шла о доработке президентского проекта Конституционным совещанием.

Верховный Совет Российской Федерации в ответ сформировал комитет по конституционному законодательству. Эти события не только усугубили противостояние между Верховным Советом и Президентом России, но и раскололи состав рабочей группы продолжавшей свою деятельность Конституционной комиссии: некоторые депутаты и большая часть экспертов перешли на сторону Президента и приняли участие в работе Конституционного совещания. Его первое заседание прошло в Москве 5 июня 1993 года. С момента издания Указа о созыве Конституционного совещания состязательность проектов Конституции фактически стала формальной, что подтвердили дальнейшие события.

В состав Конституционного совещания вошли представители федеральных органов государственной власти (депутаты и представители от Президента и Правительства), органов государственной власти субъектов Российской Федерации (от каждого – по 4 представителя), местного самоуправления, политических партий, профсоюзных, молодежных и иных общественных организаций (до 250 человек).

Указом Президента РФ от 2 июня 1993 года «О порядке работы Конституционного совещания» уточнялись сроки его работы – с 5 по 16 июня 1993 года, а также определялись координаторы его пяти рабочих групп. Однако это было лишь первым этапом – работа Конституционного совещания продолжалась до начала июля, а 12 июля 1993 года проект был одобрен Президентом РФ.

На первом этапе Конституционное совещание работало на пленарных заседаниях и в следующих группах, образованных из его участников:

— группа представителей федеральных органов государственной власти Российской Федерации;

— группа представителей органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга;

— группа представителей местного самоуправления;

— группа представителей политических партий, профсоюзных, молодежных, иных общественных организаций, массовых движений и конфессий;

— группа представителей товаропроизводителей и предпринимателей.

Помимо указанных групп, была сформирована рабочая комиссия по доработке проекта Конституции, в задачи которой входило завершение работы над проектом с учетом решений групп представителей.

На втором этапе Конституционное совещание действовало в составе двух палат – Государственной и Общественной. Помимо указанных палат, проект Конституции рассматривался в рамках рабочей комиссии по доработке проекта Конституции и в Комиссии конституционного арбитража.

Были несколько скорректированы полномочия Президента. В частности, исключено предложенное в президентском проекте определение Президента как арбитра в спорах между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, с сохранением за ним самой возможности способствовать разрешению этих споров.

По президентскому проекту изначально Государственная Дума была весьма слабым органом. Проект Конституционного совещания в некоторой степени усилил ее позиции, в том числе за счет передачи ей отдельных полномочий от Совета Федерации – утверждение председателя Правительства РФ, решение вопросов о доверии Правительству РФ или о его отставке.

Примерно в те же дни, когда Конституционное совещание завершило подготовку президентского проекта, свой (обновленный) вариант представила и Конституционная комиссия. Оба проекта были направлены в регионы для согласования, результаты которого оказались неожиданными — большинство регионов поддержали проект Конституционной комиссии.

Говоря о процессе создания Конституции РФ, нельзя не вспомнить о политическом кризисе (сентябрь-октябрь 1993г.). Президент Б.Н.Ельцин принял решение вернуться к согласованию конституционных проектов, подписав соответствующее распоряжение от 8 сентября 1993 года. 21 сентября 1993 года Б.Н.Ельцин издал Указ N 1400 «О конституционной реформе в Российской Федерации» и «Обращение к гражданам России», который прерывал осуществление законодательной, исполнительной и контрольных функций Съезда народных депутатов и Верховного Совета. Согласно Указу до начала работы нового двухпалатного парламента – Федерального Собрания Российской Федерации – и принятия им на себя соответствующих полномочий надлежало руководствоваться президентскими указами и правительственными постановлениями. В создавшихся обстоятельствах проект, подготовленный Конституционным совещанием, стал уже не альтернативным, а основным. Вместе с тем поскольку Конституционная комиссия не была официально распущена, ее рабочая группа, хотя и в сильно усеченном составе, продолжала готовить проект Конституции, намереваясь представить его на референдум наряду с проектом Конституционного совещания.

Через два дня, 23 сентября 1993 года Президент РФ издал еще один Указ – «О досрочных выборах Президента Российской Федерации», которым объявлял о проведении 12 июня 1994 года досрочных выборов Президента. Но видимо, это не остановило противостояния ему народных депутатов.

Верховный Совет РСФСР в постановлении от 22 сентября «Об Указе Президента Российской Федерации» от 21 сентября 1993 года N 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» оценил действия Президента как государственный переворот.

Срочно собравшийся X Съезд народных депутатов РСФСР в постановлении от 24 сентября 1993 года «О политическом положении в Российской Федерации в связи с государственным переворотом» подтвердил оценку ситуации Верховным Советом.

В этот период Конституционная комиссия поставила перед собой новую задачу – разработать механизм выхода из кризиса. К 1 октября О.Г.Румянцев и В.И.Лафитский подготовили пакет документов, принятие которых с точки зрения Конституционной комиссии давало последний шанс мирного урегулирования противостояния Президента и парламента страны: проект поправок в действующую Конституцию 1978 года, Положение о досрочных выборах Президента и парламента, Положение о временном (до проведения досрочных выборов) порядке деятельности органов федеральной власти и последнюю редакцию проекта новой Конституции 3 .

3 октября 1993 года эти документы были переданы в Верховный Совет. В этот же день пролилась первая кровь. 4 октября здание Верховного Совета было обстреляно танками, а руководство Верховного Совета – арестовано.

В Москве на некоторое время было введено чрезвычайное положение. Президент России сконцентрировал в своих руках всю полноту государственной власти, и работа над проектом Конституции возобновилась. Естественно, о проекте, подготовленном Конституционной комиссией, равно как и о других, речи уже не шло.

15 октября 1993 года Президент РФ Б.Н. Ельцин издал Указ «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации», которым назначил голосование на 12 декабря. В этот же день прошли выборы депутатов федерального парламента.

Официальная дата вступления в силу Конституции России – 25 декабря 1993 года Указом от 19 сентября 1994 года Президент объявил 12 декабря 1993 года государственным праздником – Днем Конституции Российской Федерации.

Статья написана по материалам сайтов: infopedia.su, studbooks.net, studfiles.net.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий