+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Какова роль парламента в демократии

Понятие и роль парламента. Парламент (от франц. parler — гово­рить) — это общенациональный (общегосударственный) представи­тельный орган, важнейшая функция которого состоит в осуществлении верховной законодательной власти. Общегосударственный представи­тельный характер этого органа означает, что, во-первых, именно парла­мент, в отличие от органов исполнительной и судебной властей, явля­ется непосредственным представителем и выразителем интересов и воли народа, его суверенитета; а во-вторых, что парламент, в отличие от других (региональных, местных) представительных органов власти, представляет и выражает интересы и волю не части, а всего населения страны. Не случайно во многих конституциях речь идет о том, что именно парламент и его депутаты представляют народ, нацию соответ­ствующей страны (см., например, ст. 66 Конституции Испании, ст. 150 Конституции Португалии и др.). Так, в Конституции («Форме правле­ния») Швеции парламент (Риксдаг) характеризуется как «высший представитель народа» (п. 4 гл. 1); в Конституции Бельгии (ст. 42) указывается, что члены парламента «представляют нацию, а не только тех, кто их избрал»; в Конституции Греции (ч. 2 ст. 51) речь также идет о том, что «депутаты Парламента представляют нацию».

Как орган законодательной власти только парламент выполняет функцию принятия законов, имеющих чаще всего приоритет в отно­шении других нормативных правовых актов. В Конституции Ирлан­дии (ч. 2 ст. 15), например, говорится, что «никакой другой законодательный орган, таким образом, не имеет полномочия издавать законы для государства». Как верховный законодательный орган парламент призван решать преимущественно в законодательной форме не част­ные и сравнительно второстепенные, а общие и главные вопросы об­щественной жизни, в чем находит свое выражение то важное место, которое он занимает в механизме осуществления государственной власти.

Важная роль парламента в механизме осуществления государст­венной власти находит свое выражение в выполнении им не только главной своей функции — законодательствовании, но и в ряде других. Здесь следует выделить функции: принятия государственного бюдже­та, контроля за его исполнением, установления налогов; формирования других высших госудаственных органов и избрания иных высших должностных лиц (например, избрание президента, образование пра­вительства, утверждение премьер-министра и министров, избрание судей и др.) или участие в этих процессах; осуществления в той или иной мере (в зависимости от формы государственного правления) кон­троля за высшими органами и должностными лицами исполнительной власти и др. Особая роль парламента получает свое выражение и в таких его полномочиях, как: объявление войны и заключение мира или участие в этом; назначение референдума; ратификация и денонсация международных договоров; объявление амнистии; осуществление про­цедуры импичмента и др. Такая государственно-политическая систе­ма, в рамках которой парламент имеет высший статус и играет ведущую роль в осуществлении государственной власти, называется парламен­таризмом.

Как уже отмечалось выше (§ 1 и § 2 гл. 6), место и роль парламента в той или иной стране во многом зависят от принятой в ней формы государственного правления. Совершенно очевидно, что они далеко неодинаковы в парламентарной республике, где парламенту принадле­жит ведущее место и решающая роль, и в президентской республике, где парламенту могут принадлежать немаловажные, но все же не ре­шающие, а подчиненные место и роль. Явно не сопоставимы место и роль парламента в абсолютных монархиях, где парламенту отведены в основном консультативные функции, и в парламентарных монархиях, где парламенту принадлежит решающее слово.

Парламент: сущность и роль в жизни общества.

ТЕМА: ВЫСШИЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Вопросы темы:

1.Парламент: сущность и роль в жизни общества.

Функции парламента

3. Глава государства, его функции.

4. Правительство: общая характеристика.

5.Бюрократия. Проблема бюрократизма.

Вопрос1.

Парламент: сущность и роль в жизни общества.

Исторический опыт свидетельствует: государственная власть эффективно выполняет свои функции там, где на практике реализован принцип ее разделения на законодательную (парламент), исполнительную (глава государства и пра­вительство) и судебную (система судов, выполняющая контролирующие функции). Поскольку судебная власть является предметом изучения юридических наук, ограничимся рассмотрением предназначения и устройства выс­шей законодательной и высшей исполнительной власти.

Парламент(англ. parliament, от фр. parler — говорить) — высший представительный, законодательный орган государства.

Впервые однопалатный парламент был образован в Великобритании в XIII в. (1265 г.), а с середины XIV в. он стал двухпалатным. Реальное значение как законодательное собрание он приобрел после буржуазных революций XVII XVIII вв. Парламент под разными названиями существует почти во всех стра­нах мира. Законодательное собрание в Великобритании, Италии называют парламентом; в СЛИЛ конгрессом; в Израиле — кнессетом; в Швеции риксдагом; в Рос­сии — Федеральным собранием; в Беларуси — Нацио­нальным собранием.

Парламент бывает одно- (Дания, Швеция, Финляндия и другие страны) и двухпалатным (США, Канада, Герма­ния, Великобритания, Франция, Россия, Беларусь и др.).Например, Конгресс США состоит из палаты представителей и сената, парламент Франции из Национального собрания и сената, в Великобритании — формально из монарха и двух палат (палаты общин и палаты лордов), в России из Совета Федерации (верхняя палата) и Государствен­ной Думы (нижняя палата).

Это интересно:  Наименование муниципального образования что нужно написать

Нижняя палата, как правило, ответственна за решение всех повседневных вопросов внутренней и внешней политики. Она обычно обладает менее продолжительным сроком полномочий, нежели верхняя (например, в США депутаты палаты представителей избираются на 2 года, в то время как сенаторы — на 6 лет). Объясняется это стремлением к стабильности и преемственности в работе депутатского корпуса. Во многих государствах верхняя палата выступает свое­образным экспертом работы нижней палаты, рассматривая принятые законопроекты с точки зрения их соответствия конституции. В США обе палаты равноправны.

Однопалатные парламенты и нижние палаты (двухпалатных парламентов) всегда формируются путем выборов.

Верхние палаты образуются по-разному:

1) по принципу наследования (Великобритания);

2) по принципу назначения главой государства (Канада, Иордания и др.);

3) по принципу избрания (США, Италия, Индия, Франция).

В Беларуси верхняя палата — Совет Республики -формируется по принципу территориального представи­тельства (по 8 человек от каждой области и Минска и 8 человек назначает президент).

В большинстве стран мира при формировании парламента существуют численные ограничения. Считается оптимальным, если 1 млн человек населения представляют от 9 до 17 депутатов. Эти ограничения способствуют деловому обсуждению проблем и эффективному законотвор­ческому процессу. К примеру, численность депутатов на­родной палаты Индии не превышает 547, Палаты общин Великобритании 650, Конгресса США 535, Нацио­нального собрания Беларуси — 174 (110 — Палата представителей, 64 Совет Республики).

Отметим, что заседания палат в полном составе прово­дятся весьма редко, поэтому для принятия правомочных решений определяется кворум (лат. quorum присутствие достаточно). Так, в индийском парламенте он составляет 10 % от его численности, в английской палате общин — 40 человек, а в палате лордов — 3 человека, хотя общее количество ее членов составляет более 1000 человек. Белорусский парламент принимает законы при нали­чии не менее 2/3 депутатов.

Законотворческая работа требует от членов парламента высокого уровня образованности, профессионализма. Это было ясно уже основателям Америки, ибо на конституционном конвенте в Филадельфии в 1787 г., который за­ложил основы государственности США, среди 55 делега­тов 12 человек занимались юридической практикой, а 33 имели юридическое образование. Примерно 50 % депутатов Конгресса США — профессиональные юристы, а остальные — преподаватели вузов, экономисты, бывшие журналисты и работники аппарата Конгресса США, т.е. специалисты высокого уровня.

Компетентность депутатов — важное, но не единствен­ное условие для эффективной работы парламента. Пред­ставляется важным, чтобы его работа была организована на профессиональной основе, т.е. на протяжении всего срока полномочий его члены не должны совмещать работу в законодательном органе с какой-либо другой деятель­ностью. Конституция нашей республики закрепляет рабо­ту депутатов Палаты представителей на профессиональ­ной основе.

Для большей эффективности и упорядоченности зако­нотворческой деятельности парламент структурирован.

Основным элементом в каждой из палат являются ко­миссии, или комитеты, разрабатывающие основы зако­нопроектов. Они бывают постоянными и временными и отвечают за определенное направление политики (напри­мер, комиссии по бюджету и ассигнованиям, по междуна­родным делам, по парламентской этике, по экономическим вопросам и т.д.).

Важную роль в работе парламента играют фракции (фр. fraction разламывание организованная по поли­тическим интересам группа). В некоторых странах фрак­ции называются парламентскими группами» (Франция, Германия), «парламентскими клубами» (Австрия) и т.д. Они объединяют в своем составе депутатов, избранных от определенной партии. Если же группа малочисленна, то она формально может примыкать к какой-либо другой фракции. Признанная фракция имеет право на свое поме­щение в здании палаты для проведения заседания, пользу­ется библиотекой с определенными привилегиями, имеет право на различные услуги со стороны секретаря. Она участвует в формировании органов палаты (в частности, постоянных комиссий). С политическими фракциями спикер консультируется по вопросам деятельности палаты.

Фракция имеет право на представительство в руководящих и вспомогательных органах парламента, участие ее представителей в дебатах, в определении повестки дня. Как правило, представитель фракции излагает позицию всей своей группы, что способствует сокращению времени прений.

Обсуждение законопроектов предполагает столкнове­ние различных точек зрения, конфликтные ситуации. Внести упорядоченность, координировать действия различных политических сил призван председатель (в англо­язычных странах — спикер) парламента. Обычно он изби­рается на весь срок полномочий палаты и, кроме функции председательствующего, представляет ее во взаимодей­ствии с другими органами, следит за расходованием фи­нансовых средств палаты, за работой ее административно­го аппарата.

Таким образом, в число руководителей представитель­ного органа входят спикер, председатели комиссий и ко­митетов, лидеры партийных фракций.

Это интересно:  Диагностика газового оборудования в жилых домах

Члены обеих палат имеют парламентские привилегии: 1) иммунитет, т.е. парламентская неприкосновенность, оз­начающая, что депутат не может быть привлечен к ответ­ственности и вызван в суд в качестве свидетеля без принятия соответствующего решения парламентом; 2) индемнитет, т.е. депутат не несет ответственности за выступления в пар­ламенте и те меры, которые он поддерживал голосованием.

О роли парламента (как представительного органа) в представительном правлении

Парламент — это общегосударственный представительный орган, главная функция которого в системе разделения властей заключается в осуществлении законодательной власти. Представительный характер — означает, что парламент рассматривается как выразитель интересов и воли народа (нации), т. е. всей совокупности граждан данного государства. Основополагающее значение имеет формирование и утверждение современной идеи народного представительства, в соответствии с которой представительные органы власти избираются не пожизненно, а на определённый, строго фиксированный конституцией срок. Сущность принципа представительства состоит в том, что в политической сфере избиратели определяют цель, а избранный ими представитель наиболее, на его взгляд, подходящие средства её достижения, а также в том, чтобы представители не позабыли свою ответственность, чтобы не стали легкомысленно смотреть на свои обязанности, чтобы не стали исполнять их с точки зрения личного интереса. Он призван адекватно и реально отражать интересы народа через волеизъявление законно избранных его представителей и исключать возможность произвольной интерпретации этой воли или ее искажения. Но как говорится «quis custodiet custodes» (кто будет сторожить сторожей), кто будет наблюдать за парламентом? Я ответа не нахожу, пример тому принятый закон о ввозе и захоронении ядерных отходов на территории России. Хотел ли народ этого? Конечно же нет.

На деле мы видим лишь общее невежество и неспособность, или говоря более умеренным языком, недостаточность умственных дарований в парламенте (их нерешительность и недальновидность) — парламент находится под влиянием интересов, не совместимых с общим благом. Народ должен управляется всем народом посредством равноправного представительства. Но до сих пор целый народ управлялся представителями одного только большинства этого народа (меньшинство на практике необходимо остается лишённым участия в управлении, тирания большинства).

Парламентаризм, зародившийся в недрах сословной монархии как исключительно важный инструмент политической борьбы с феодализмом, утрачивает своё прогрессивное значение по мере углубления противостояния законодательной и исполнительной власти и превращения парламента в говорильню, в которой сводят счёты соперничающие политические фракции или партии, создавая иллюзию свободной политической игры, в то время как ведущие эту игру депутаты не обременены ответственностью перед избирателями.

Роль парламента в Российской Федерации

Капенский Максим Вадимович,студент 1 курс направления 40.03.01 Юриспруденцияфилиала ФГБОУ ВО«Кубанский государственный университет»в г.Тихорецке, г. Тихорецкkapensky.maks@yandex.ru

Роль парламента вРоссийской Федерации

Аннотация.В статье подчеркивается роль Федерального Собрания‬парламента Российской Федерации в формировании правового демократического государства, защите прав и свобод граждан.Являясь определенной системой организации государственной власти, парламентаризм служит своего рода инструментом народовластия.Ключевые слова:Конституция, парламент, парламентаризм, народовластие, легитимность, разделение властей, верховенство закона, многопартийность. Сто десять лет назад вместе с созданием Государственной Думы были заложены предпосылки двухпалатной структуры российского парламентаризма. Парламентаризм не может существовать без парламента. В то же время парламент может существовать без важнейших элементов парламентаризма, которые могут быть утрачены. К числу этих важнейших элементов парламентаризма относятся, прежде всего, разделение властей представительность и законность[1].Вусловиях демократического государства, народовластияпарламент приобретает характер демократически легитимированного народного собрания, Наличие такого рода народного собрания позволяет говорить о парламентской демократии как форме государства, базирующейся на принципе народного суверенитета [2].Являясь определенной системой организации государственной власти, для которой характерно разделение властей, верховенство закона, парламентаризм служит своего рода инструментом народовластия [3].В России парламент ‬это высший законодательный и представительный орган власти государства. Это единственный законодательный орган страны. В ст.105 Конституции РФ сказано: «Федеральные Законы принимаются Государственной Думой» [4].Также парламент РФ ‬это общенациональный представительный орган власти РФ.Применениев Конституции РФтермина «парламент» к Федеральному Собранию означает официальное принятие категории парламентаризма с учетом Российских условий и особенностей.Законодательная власть в РФопределяет функционирование как исполнительной, так и судебной власти.Созданная для них соответствующая законодательная, нормативноправовая база позволяет этимветвям властиуспешно выполнять свои задачи и функции. Российский парламентаризм основанна принципе разделения властей, соотношениизаконодательной и исполнительной ветви власти при условии их взаимодействия, взаимозависимости и взаимопроникновения, признания ответственности правительства перед парламентом.Сформированное непосредственно народом путем прямого волеизъявления в условиях многопартийности и политикоидеологического многообразия Федеральное Собрание обеспечивает права и свободы человека как высшей социальной ценности [5].Монтескье в своих трудах указывал на необходимость недопущения прямого народного правления или мажоритарной системы для крупных республик[6].Глава 5 Конституции РФ полностью посвящена Федеральному Собранию и содержит ряд норм, определяющих статус парламента, его структуру, другие важные положения. Следует отметить, что в ряд статей были внесены поправки. Так, редакция статьи 95 приведена в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 21 июля 2014 г. N 11ФКЗ «О Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», вступившим в силу со дня его официального опубликования 22 июля 2014 г.[7]Редакция части 1 статьи 96 приведена в соответствии с Законом Российской Федерации опоправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 6ФКЗ «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы», вступившим в силу со дня его официального опубликования 31 декабря 2008 г. [8]Редакция пункта «ж» части 1 статьи 102 приведена в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. N 2ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации», вступившим в силу со дняего официального опубликования 6 февраля 2014 г.[9]Редакция пункта «з» части 1 статьи 102 приведена в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. N 2ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации», вступившим в силу со дня его официального опубликования 6 февраля 2014 г.[10]Часть 1 статьи 103 дополнена новым пунктом «в», буквенные обозначения последующих пунктов изменены в соответствии с ЗакономРоссийской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 7ФКЗ «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации», вступившим в силу со дня его официального опубликования 31 декабря 2008 г.[11]Редакция части 1 статьи 104 приведена в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. N 2ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации», вступившим в силу со дня его официального опубликования 6 февраля 2014 г.[12]Кроме того, необходимые конституционные гарантии осуществления законодательной и представительной власти содержатся в главе 1 «Основы конституционного строя», в которой сформированы положения о том, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а так же через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (п.2 и п.3 ст3). В ст.10 закреплены разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, их самостоятельность. А в соответствии со ст. 11 государственную власть в РФ наряду с другими государственными органами осуществляет и парламент ‬Федеральное Собрание РФ[1].Конституционно правовой статусроссийского парламента позволяет сделать вывод о том, что он учрежден и функционирует в соответствии с классическими принципами парламентаризма, выработанными мировой теорией и практикой.Россияза относительно короткий отрезок времени прошла путь становления и развитияпарламентаризма. Совершенно очевидно, что парламентский путь развития ‬это единственно возможный путь построения правовогогосударства[13]. Народ в России является единственным источникомвласти, носителем суверенитета. Народучаствуетв формировании Государственной Думы, Совета Федерации через своих представителей.Народ может дать объективную оценку деятельности парламентаи определить его роль в демократическом государстве.В Российской Федерации народ образует выборный представительный орган (парламент), который обладает исключительным правом принимать законы, охраняющие свободы и права человека и обеспечивающие решения общественных проблем в интересах всех граждан. Поэтому парламент рассматривается как выразитель интересов и воле народа (нация), т.е. всей совокупности граждан государства.Представительный характер Федерального Собрания во многом обусловлен самими демократическими началами его формирования: принципами представительства формирования Совета Федерации и выборности депутатов Государственной Думы.Только выборные представительные органы государственной власти вправе законодательствовать, т.е. именоваться органами законодательной власти [14].

Это интересно:  Рефинансирование мфо в банке

Конституция РФ также подтверждает положениео том, что Государственная Дума ‬выборный представительный орган власти.

Конституция РФ устанавливает определенный баланс правомочий каждой из палат в процессе законодательной деятельности:

законопроекты вносятся в Государственную Думу;

предусмотрена возможность и имеется четкое правило, позволяющее преодолеть несогласие Совета Федерации с принятым Государственной Думой законом: «…федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы» (ч.5ст. 105 Конституции РФ).Таким образом, Конституция РФ отводит парламенту ‬Федеральному Собранию РФ важнуюроль ‬выступать в качестве законодательного органа Российской Федерации, являясь коллегиальным органом, состоящим из двух палат ‬Совета Федерации и Государственной Думы.Сегодня Федеральное Собраниеседьмого созывазанимает стабильные позиции в конституционно‬политическом механизме государства. Парламентаризм динамичен и никогда не остановится в своем развитии.

Считаем, что представительство народа, уважение к его интересам останутся главными движущими силами российского парламентаризма [15].

Статья написана по материалам сайтов: poisk-ru.ru, vuzlit.ru, e-koncept.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector