Каковы основные направления деятельности полиции

1) защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;

2) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

3) выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;

5) производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;

6) обеспечение правопорядка в общественных местах;

7) обеспечение безопасности дорожного движения;

8) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия;

9) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности;

10) охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе;

11) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;

12) осуществление экспертно-криминалистической деятельности.

По решению Президента Российской Федерации сотрудники полиции могут участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности.

(Из Статьи 2 Закона «О полиции»)

На полицию возлагаются следующие обязанности:

1) принимать и регистрировать (в том числе в электронной форме) заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях; выдавать заявителям на основании личных обращений уведомления о приеме и регистрации их письменных заявлений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях; осуществлять в соответствии с подведомственностью проверку заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях и принимать по таким заявлениям и сообщениям меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации, информировать заявителей о ходе рассмотрения таких заявлений и сообщений в сроки, установленные законодательством Российской Федерации, но не реже одного раза в месяц; передавать (направлять) заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях в государственные и муниципальные органы, организации или должностному лицу, к компетенции которых относится решение соответствующих вопросов, с уведомлением об этом в течение 24 часов заявителя; информировать соответствующие государственные и муниципальные органы, организации и должностных лиц этих органов и организаций о ставших известными полиции фактах, требующих их оперативного реагирования;

2) прибывать незамедлительно на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, документировать обстоятельства совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельства происшествия, обеспечивать сохранность следов преступления, административного правонарушения, происшествия;

3) оказывать первую помощь лицам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также лицам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья, если специализированная помощь не может быть получена ими своевременно или отсутствует;

4) выявлять причины преступлений и административных правонарушений и условия, способствующие их совершению, принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению; выявлять лиц, имеющих намерение совершить преступление, и проводить с ними индивидуальную профилактическую работу; участвовать в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; участвовать в пропаганде правовых знаний;

5) обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах, морских и речных портах и других общественных местах;

6) обеспечивать совместно с представителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаторами собраний, митингов, демонстраций, шествий и других публичных мероприятий (далее — публичные мероприятия) безопасность граждан и общественный порядок, оказывать в соответствии с законодательством Российской Федерации содействие организаторам спортивных, зрелищных и иных массовых мероприятий (далее — массовые мероприятия) в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка в местах проведения этих мероприятий;

7) принимать при чрезвычайных ситуациях неотложные меры по спасению граждан, охране имущества, оставшегося без присмотра, содействовать в этих условиях бесперебойной работе спасательных служб; обеспечивать общественный порядок при проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотий;

8) в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, возбуждать уголовные дела, производить дознание по уголовным делам, производство предварительного следствия по которым необязательно; выполнять неотложные следственные действия по уголовным делам, производство предварительного следствия по которым обязательно;

9) исполнять в пределах своих полномочий решения суда (судьи), письменные поручения следователя, руководителя следственного органа, органа дознания о производстве отдельных следственных действий, проведении оперативно-разыскных мероприятий, задержании лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, о производстве иных процессуальных действий, оказывать содействие в их осуществлении;

10) осуществлять оперативно-разыскную деятельность в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, обеспечения собственной безопасности, а также в иных целях, предусмотренных федеральным законом;

11) пресекать административные правонарушения и осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством об административных правонарушениях к подведомственности полиции;

12) осуществлять розыск лиц, совершивших преступления или подозреваемых и обвиняемых в их совершении; лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда; несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей или специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации; несовершеннолетних, самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа органа управления образованием; лиц, уклоняющихся от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия; лиц, уклоняющихся от недобровольной госпитализации, назначенной судом в связи с наличием психического расстройства; лиц, пропавших без вести; осуществлять розыск похищенного имущества; устанавливать имущество, подлежащее конфискации;

13) в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, оказывать содействие учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы в осуществлении розыска и задержании лиц, совершивших побег из-под стражи, лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания, от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания либо не прибывших к месту отбывания наказания в установленный в указанном предписании срок; в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка при введении режима особых условий в исправительном учреждении в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации; информировать администрацию исправительного учреждения о продлении срока возвращения осужденного в исправительное учреждение, если такое продление осуществлялось в соответствии со статьей 97 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации;

14) содержать, охранять, конвоировать задержанных и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, а также лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста; исполнять решения суда (судьи) о лишении права управления транспортным средством, о возмездном изъятии или конфискации оружия и боеприпасов, о направлении несовершеннолетних правонарушителей в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа органа управления образованием;

15) принимать меры по идентификации лиц, которые по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не могут сообщить сведения о себе, а также меры по идентификации неопознанных трупов;

16) принимать в соответствии с федеральным законом меры, направленные на предупреждение, выявление и пресечение экстремистской деятельности общественных объединений, религиозных и иных организаций, граждан;

17) участвовать в мероприятиях по противодействию терроризму и в обеспечении правового режима контртеррористической операции, а также в обеспечении защиты потенциальных объектов террористических посягательств и мест массового пребывания граждан, в проведении экспертной оценки состояния антитеррористической защищенности и безопасности объектов;

18) проводить в соответствии с законодательством Российской Федерации экспертизы по уголовным делам и делам об административных правонарушениях, а также исследования по материалам оперативно-разыскной деятельности;

19) осуществлять государственный контроль (надзор) за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения, а также за деятельностью организаций, проводящих обязательный технический осмотр автомототранспортных средств и прицепов к ним; регулировать дорожное движение; оформлять документы о дорожно-транспортном происшествии; осуществлять государственный учет основных показателей состояния безопасности дорожного движения; принимать экзамены на право управления автомототранспортными средствами, трамваями, троллейбусами и выдавать водительские удостоверения; регистрировать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, автомототранспортные средства и прицепы к ним и выдавать в установленных случаях свидетельства о допуске их к перевозке опасных грузов; осуществлять по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Правительством Российской Федерации, сопровождение транспортных средств; согласовывать маршруты транспортных средств, осуществляющих перевозку крупногабаритных грузов, а в установленных законодательством Российской Федерации случаях — тяжеловесных грузов;

20) выдавать гражданам и организациям при наличии оснований, предусмотренных федеральным законом, лицензии на приобретение гражданского и служебного оружия; лицензии на осуществление деятельности по торговле оружием и основными частями огнестрельного оружия и патронами к нему; лицензии на осуществление деятельности по экспонированию и (или) коллекционированию оружия, основных частей огнестрельного оружия и патронов к нему; разрешения на хранение или хранение и ношение гражданского и служебного оружия, на хранение и ношение наградного оружия, на транспортирование, ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз с территории Российской Федерации указанного оружия и патронов к нему; разрешения на хранение и использование или хранение и ношение отдельных типов и моделей боевого ручного стрелкового и служебного оружия, полученного во временное пользование в полиции; вести в соответствии с федеральным законом учет оружия и патронов к нему;

21) контролировать оборот гражданского, служебного и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, сохранность и техническое состояние боевого ручного стрелкового и служебного оружия, находящегося во временном пользовании у граждан и организаций, а также соблюдение гражданами и организациями законодательства Российской Федерации в области оборота оружия; производить контрольный отстрел оружия с нарезным стволом;

22) осуществлять в установленном порядке прием, хранение и уничтожение изъятого, добровольно сданного и найденного огнестрельного, газового, холодного и иного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств, взрывчатых веществ, а также прием, хранение и уничтожение изъятых, добровольно сданных и найденных наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;

23) выдавать при наличии оснований, предусмотренных федеральным законом, лицензии на осуществление частной детективной (сыскной) деятельности и на осуществление охранной деятельности; выдавать для подтверждения правового статуса частного детектива и правового статуса частного охранника удостоверения установленного образца; принимать квалификационные экзамены у частных охранников и лиц, претендующих на получение удостоверения частного охранника; проводить периодические проверки частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств;

24) осуществлять контроль за деятельностью частных детективов и частных охранных организаций, а также участвовать в контроле за деятельностью образовательных учреждений, осуществляющих профессиональную подготовку и повышение квалификации частных детективов и работников частных охранных организаций, по соблюдению ими требований и условий, установленных законодательством Российской Федерации;

25) охранять на договорной основе имущество граждан и организаций, а также объекты, подлежащие обязательной охране полицией в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации; обеспечивать оперативное реагирование на сообщения о срабатывании охранно-пожарной и тревожной сигнализации на подключенных к пультам централизованного наблюдения объектах, охрана которых осуществляется с помощью технических средств охраны; осуществлять в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, инспектирование подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны, если иной порядок не установлен федеральным законом; обеспечивать во взаимодействии с органами федеральной службы безопасности в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, охрану дипломатических представительств, консульских учреждений, иных официальных представительств иностранных государств, представительств международных организаций, если такая охрана предусмотрена международными договорами Российской Федерации;

26) осуществлять контроль (надзор) за соблюдением лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них судом в соответствии с федеральным законом запретов и ограничений; участвовать в осуществлении контроля за поведением осужденных, которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы, или наказание в виде лишения свободы условно;

27) проводить в соответствии с федеральным законом государственную дактилоскопическую регистрацию и государственную геномную регистрацию;

28) осуществлять в соответствии с федеральным законом государственную защиту потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;

29) участвовать в обеспечении режима военного положения и режима чрезвычайного положения в случае их введения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях;

30) оказывать содействие пограничным органам федеральной службы безопасности в проведении мероприятий по защите Государственной границы Российской Федерации, участвовать в осуществлении контроля за соблюдением пограничного режима, обеспечивать по представлениям пограничных органов федеральной службы безопасности временное ограничение или воспрещение доступа граждан на отдельные участки местности или объекты вблизи Государственной границы Российской Федерации во время проведения пограничных поисков и операций, при отражении вооруженных вторжений на территорию Российской Федерации или при воспрепятствовании незаконным массовым пересечениям Государственной границы Российской Федерации;

31) принимать в соответствии с федеральным законом меры по пресечению в ходе избирательных кампаний, при подготовке и проведении референдумов противоречащей закону предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, информировать избирательные комиссии, комиссии референдума о фактах выявленных нарушений и принятых в связи с этим мерах; предоставлять по запросам избирательных комиссий, комиссий референдума сведения о наличии неснятой или непогашенной судимости у лиц, являющихся кандидатами на должность Президента Российской Федерации, кандидатами в депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти, кандидатами на выборные должности местного самоуправления; осуществлять охрану помещений, где хранятся бюллетени для голосования на выборах, референдумах; участвовать в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка в помещениях для голосования и на территориях вокруг них; оказывать по запросам избирательных комиссий, комиссий референдума иное содействие в целях обеспечения беспрепятственного осуществления этими комиссиями полномочий, возложенных на них федеральным законом;

32) участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в обеспечении авиационной безопасности в области гражданской авиации; охранять в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, аэропорты и объекты их инфраструктуры; выносить заключения о возможности допуска к работе в службе авиационной безопасности в случаях, если эта работа связана с объектами, представляющими повышенную опасность для жизни и здоровья граждан, а также для окружающей среды;

33) в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел и федеральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере миграции и осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, участвовать в осуществлении контроля за соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами порядка регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства порядка временного или постоянного проживания, временного пребывания в Российской Федерации, въезда в Российскую Федерацию, выезда из Российской Федерации и транзитного проезда через территорию Российской Федерации;

34) направлять материалы в налоговый орган для принятия по ним решения при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных Налоговым кодексом Российской Федерации к полномочиям налоговых органов Российской Федерации, в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств;

35) оказывать содействие органам здравоохранения в доставлении в медицинские организации по решению суда лиц, уклоняющихся от явки по вызову в эти организации; участвовать совместно с органами здравоохранения в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в наблюдении за лицами, страдающими психическими расстройствами, больными алкоголизмом или наркоманией и представляющими опасность для окружающих, в целях предупреждения совершения ими преступлений и административных правонарушений; оказывать содействие медицинским работникам в осуществлении назначенной судом недобровольной госпитализации лиц в медицинские организации, а также обеспечивать медицинским работникам безопасные условия для доступа к этим лицам и их осмотра;

36) оказывать содействие государственным и муниципальным органам, депутатам законодательных (представительных) органов государственной власти, депутатам представительных органов муниципальных образований, зарегистрированным кандидатам на должность Президента Российской Федерации, зарегистрированным кандидатам в депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти, кандидатам на выборные должности местного самоуправления, должностным лицам, членам избирательных комиссий, комиссий референдума, представителям общественных объединений и организаций в осуществлении их законной деятельности, если им оказывается противодействие или угрожает опасность; информировать высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) и выборных должностных лиц местного самоуправления (глав муниципальных образований) о состоянии правопорядка на соответствующей территории;

Это интересно:  Военкомат в 16 лет что там будет

37) изымать у граждан и должностных лиц документы, имеющие признаки подделки, а также вещи, изъятые из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособные, находящиеся у них без специального разрешения, с составлением протокола и вручением его копии указанным гражданам и должностным лицам;

38) обеспечивать сохранность найденных и сданных в полицию документов, вещей, кладов, ценностей и другого имущества, их возврат законным владельцам либо передачу в соответствующие государственные или муниципальные органы.

Административная деятельность полиции

Основные направления деятельности полиции

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона «О полиции» деятельность полиции осуществляется по следующим основным направлениям:

  1. защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;
  2. предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
  3. выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;
  4. розыск лиц;
  5. производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;
  6. обеспечение правопорядка в общественных местах;
  7. обеспечение безопасности дорожного движения;
  8. контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия;
  9. контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности;
  10. охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе;
  11. государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;
  12. осуществление экспертно-криминалистической деятельности.

Защита личности, общества, государства от противоправных посягательств. Предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений . Под личностью здесь понимается все и каждый находящийся на территории Российской Федерации гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин, лицо без гражданства.

Предупреждение преступлений и административных правонарушений — одно из приоритетных направлений правоохранительной деятельности по борьбе с преступностью, одна из основных задач полиции. Это комплекс специальных мер упреждающего воздействия, проводимых структурными подразделениями и сотрудниками полиции в пределах установленной им компетенции в целях:

  1. выявления обстоятельств, способствующих совершению преступлений и административных правонарушений, а также принятия мер по их устранению и нейтрализации;
  2. выявления лиц, склонных к совершению преступлений, и оказания на них профилактического воздействия для недопущения с их стороны преступных посягательств;
  3. предотвращения (недопущения) готовящихся преступлений;
  4. пресечения покушений на преступления (т.е. пресечения умышленных действий либо бездействия, непосредственно направленных на совершение преступления);
  5. создания обстоятельств, препятствующих совершению преступлений и административных правонарушений.

Такое основное направление деятельности полиции, как предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, с одной стороны, подлежит расширительному толкованию, а с другой — должно быть ограничено подведомственностью правонарушений собственно полиции. Предупреждению со стороны полиции, а тем более пресечению подлежат не только преступления и административные правонарушения в том смысле, который в это понятие закладывает законодатель.

Согласно ч. 1 ст. 14 УК РФ преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания. Административным правонарушением соответственно является противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ).

Полиция же должна предупреждать и пресекать не только преступления и правонарушения, но и некоторые не являющиеся преступлениями или административными правонарушениями общественно опасные и (или) общественно вредные деяния. К таковым следует относить, к примеру, действия невменяемых лиц или лиц, которые к моменту совершения деяния не достигли возраста, с наступлением которого возможно их привлечение к уголовной или административной ответственности. Данные действия, как и преступления, а также иные правонарушения предупреждать и пресекать полиция вправе и обязана лишь в пределах установленной законами (иными нормативными правовыми актами) своей компетенции.

Выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам . Выявлением и раскрытием преступлений и даже производством дознания занимается не только полиция, по и органы предварительного следствия, а равно некоторые иные правоохранительные органы.

Федеральным законом «О полиции» полиции предоставлено право осуществлять оперативно-разыскную, разыскную и уголовно-процессуальную деятельность.

Розыск лиц . Под лицами подразумеваются:

  1. лица, совершившие преступления или подозреваемые и обвиняемые в их совершении;
  2. лица, скрывшиеся от органов дознания, предварительного следствия или суда;
  3. несовершеннолетние, самовольно ушедшие из семей или специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;
  4. несовершеннолетние, самовольно ушедшие из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа органа управления образованием;
  5. лица, уклоняющиеся от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия;
  6. лица, уклоняющиеся от недобровольной госпитализации, назначенной судом в связи с наличием психического расстройства;
  7. лица, пропавшие без вести.

Помимо самостоятельного осуществления розыска вышеперечисленных лиц полиция должна также оказывать содействие учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы в осуществлении розыска и задержании:

  1. лиц, совершивших побег из-под стражи;
  2. лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания;
  3. лиц, уклоняющихся от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания;
  4. лиц, не прибывших к месту отбывания наказания в установленный в предписании о направлении к месту отбывания наказания срок.

В целях обеспечения возможности реализации рассматриваемого основного направления деятельности полиции предоставлены права:

  1. объявлять розыск и принимать меры по розыску лиц, совершивших преступления или подозреваемых и обвиняемых в их совершении, лиц, пропавших без вести, иных лиц, розыск которых возложен на полицию Федеральным законом «О полиции»;
  2. проводить оперативно-разыскные мероприятия; производить при осуществлении оперативно-разыскной деятельности изъятие документов, предметов, материалов и сообщений и иные предусмотренные федеральным законом действия;
  3. проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеются данные, дающие основания полагать, что они находятся в розыске, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом;
  4. доставлять граждан, т.е. осуществлять их принудительное препровождение, в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение в целях решения вопроса о задержании гражданина (при невозможности решения данного вопроса на месте);
  5. установления личности гражданина, если имеются основания полагать, что он находится в розыске как скрывшийся от органов дознания, следствия или суда, либо как уклоняющийся от исполнения уголовного наказания, либо как пропавший без вести;
  6. использовать на безвозмездной основе возможности средств массовой информации и информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации в целях розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, предварительного следствия или суда, и лиц, пропавших без вести;
  7. задерживать лиц, находящихся в розыске, до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений;
  8. проводить по решению руководителя территориального органа или лица, его замещающего, оцепление (блокирование) участков местности при розыске лиц, совершивших побег из-под стражи, и лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания;
  9. вносить в банки данных информацию о лицах, объявленных в розыск;
  10. реализовывать иные собственные полномочия в целях розыска лиц, розыск которых возложен на полицию Федеральным законом «О полиции».

Производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний . Это регламентированная административно-процессуальными нормами деятельность полиции, ее компетентных должностных лиц по всестороннему, полному и своевременному выяснению обстоятельств каждого дела об административном правонарушении, отнесенного к подведомственности полиции, разрешению его в соответствии с законом, обеспечению исполнения вынесенного постановления, а также выявлению причин и условий, способствовавших совершению данного правонарушения.

Производство по делам об административных правонарушениях регламентировано КоАП РФ. В общей сложности должностные лица полиции вправе составлять протоколы более чем по 220 статьям КоАП РФ. К полномочиям полиции зачастую относится также составление протоколов по делам об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена законодательством субъектов Российской Федерации. Достаточно объемна компетенция полиции по непосредственному рассмотрению дел об административных правонарушениях. К ее подведомственности КоАП РФ (ст. 23.3) относит более 70 видов административных правонарушений, совершаемых гражданами, должностными лицами и юридическими лицами.

Обеспечение правопорядка в общественных местах . Это осуществляемая в публичных (общественных), а при наличии сведений о возникшей угрозе общественной или личной безопасности граждан — и в иных местах деятельность по надзору за соблюдением действующего там законодательства и непосредственной защите жизни, здоровья, чести, достоинства человека, собственности, других прав и свобод физических и юридических лиц, интересов общества и государства от преступных, административно наказуемых посягательств и общественно опасных событий.

Под публичными (общественными) местами понимаются улицы, стадионы, скверы, парки, площади, транспортные магистрали, транспортные средства общего пользования, жилые микрорайоны и иные места, свободные для доступа неопределенного круга лиц.

Основной структурный элемент полиции, непосредственно осуществляющий охрану общественного порядка, — патрульно-постовая служба полиции (ППСП). В отличие от других служб, реализующих ограниченный круг специальных функций, ППСП в известной мере принимает участие в решении практически всех задач, возложенных на полицию. По объему своих функций и количеству личного состава ППСП — универсальная и самая многочисленная служба полиции в целом.

Обеспечение безопасности дорожного движения . Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области дорожного движения определено как одно из основных направлений обеспечения безопасности движения водителей и пешеходов.

Указом Президента РФ от 15 июня 1998 г. № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» рассматриваемая функция возложена на Государственную инспекцию безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Госавтоинспекцию). Госавтоинспекция — орган государственного контроля и надзора.

Основная задача Госавтоинспекции обеспечение соблюдения юридическими лицами независимо от форм собственности, должностными лицами и гражданами законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов в сфере дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.

Контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия, а также в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности . В соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности», Федеральным законом от 13 декабря 1996 г. «Об оружии», постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2002 г. № 135 «О лицензировании отдельных видов деятельности» полиция осуществляет лицензирование следующих видов деятельности: приобретение оружия и патронов к нему; торговля оружием и основными частями огнестрельного оружия; торговля патронами к оружию; экспонирование оружия, основных частей огнестрельного оружия, патронов к оружию; коллекционирование оружия, основных частей огнестрельного оружия, патронов к оружию; негосударственная (частная) охранная деятельность; негосударственная (частная) сыскная деятельность.

Охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе .

В соответствии с Федеральным законом «О полиции» осуществление охраны имущества на основе договоров является обязанностью полиции. Основная роль в реализации данного направления деятельности отведена подразделениям вневедомственной охраны, входящим в структуру территориальных органов МВД России.

Государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц . Систему мер государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, включающую меры безопасности и меры социальной поддержки указанных лиц, устанавливает Федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства». Систему мер государственной защиты жизни, здоровья и имущества судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, сотрудников федеральных органов государственной охраны, осуществляющих функции, выполнение которых может быть сопряжено с посягательствами на их безопасность, а также их близких устанавливает Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите сулей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов».

На органы внутренних дел возлагается применение и осуществление мер безопасности: в отношении судей, арбитражных заседателей, присяжных заседателей, прокуроров, следователей, сотрудников Следственного комитета РФ, судебных исполнителей и должностных лиц контролирующих органов, а также их близких; в отношении должностных лиц органов внутренних дел, а также их близких.

Осуществление экспертно-криминалистической деятельности . Правовую основу, принципы организации и основные направления государственной судебно-экспертной деятельности в России определяет Федеральный закон от 31 мая 2001 г. № 73-Ф3 «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». В названном Законе (ст. 13 и 37) непосредственно упоминаются экспертные подразделения федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел, т.е. МВД России. Согласно ст. 3 названного Закона правовой основой государственной судебно-экспертной деятельности являются Конституция РФ, названный Закон, ГПК РФ, АПК РФ. УПК РФ, КоАП РФ, ТмК РФ, НК РФ, законодательство РФ о здравоохранении, другие федеральные законы, а также нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, регулирующие организацию и производство судебной экспертизы.

Частью 2 ст. 2 Федерального закона «О полиции» предусмотрено, что по решению Президента РФ сотрудники полиции могут участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности. Порядок предоставления Россией военного и гражданского персонала, организации его подготовки и обеспечения для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности определяет Федеральный закон от 23 июня 1995 г. № 93-Ф3 «О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности».

Основные направления деятельности полиции

Основные направления деятельности полиции – это, по сути, функции, необходимые и вместе с тем достаточные для реализации ее предназначения. Формулируя эти направления, законодатель стремился сделать их доступными для восприятия широкими слоями населения, что, в свою очередь, является условием надлежащего социального контроля за деятельностью полиции.

Законодатель в части 1 статьи 2 Федерального закона «О полиции» выделил 12 направлений ее деятельности.

Приоритетным направлением деятельности полиции названа защита личности, общества, государства от противоправных посягательств (пункт 1 части 1 статьи 2 ФЗ «О полиции»).

Защита личности, общества, государства от противоправных посягательств как направление деятельности не может быть сведена лишь к осуществлению собственно полицейских мер, вытекающих из полномочий полиции, закрепленных в статьях 12–17 ФЗ «О полиции». Можно предположить, что полиция должна разрабатывать и осуществлять предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами меры, направленные на приведение общественных отношений, связанных с жизнью, здоровьем, честью, достоинством правами и свободами людей, в состояние защищенности от общественно вредных, общественно опасных деяний и последствий таковых.

Следующее направление – предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений (пункт 2 части 1 статьи 2). Под предупреждением преступлений и правонарушений понимается выявление причин и условий, способствующих их совершению, лиц, склонных к совершению противоправных деяний, а также принятие мер к устранению (нейтрализации, локализации, ослаблению) этих причин и условий, недопущению соответствующих деяний со стороны указанных лиц. Для реализации данного направления полицейской деятельности полиция наделена широким комплексом полномочий административно-правового, уголовно-процессуального, оперативно-разыскного и организационного характера. Обеспечение качественной и эффективной реализации этих полномочий и является одной из ведущих целей реформирования системы МВД России и издания Федерального закона «О полиции».

Это интересно:  Приказ по отходам в лпу новый

Предупреждение преступлений можно рассматривать в двух аспектах.

Во-первых, предупреждение преступлений трактуется как направление деятельности полиции по обязательному или инициативному участию в реализации социальных, правовых, педагогических и иных мер, осуществляемых уполномоченными органами публичной власти и (или) институтами гражданского общества. Обязательное участие органов внутренних дел в социальной профилактике предусматривается конкретными нормативными правовыми актами.

Во-вторых, предупреждение преступлений можно рассматривать как полицейскую превенцию, т.е. направление полицейской деятельности, представляющее собой комплекс специальных полицейских мер упреждающего воздействия, осуществляемых структурными подразделениями и сотрудниками органов полиции в пределах установленной компетенции.

Законодатель в качестве направления деятельности полиции предусматривает предупреждение не только преступлений, но и административных правонарушений. Подобное расширение полицейской превенции не в полной мере согласуется с КоАП РФ, который не предусматривает обязанность государственных органов (следовательно, и полиции) разрабатывать и осуществлять мероприятия, направленные на предупреждение административных правонарушений. Действительно, весьма трудно, если вообще возможно, привести примеры из практики, когда предупредительные мероприятия касались бы только административных правонарушений.

Предпринимаемые полицией меры профилактики способствуют предупреждению и преступлений, и административных правонарушений. В связи с этим предупреждение административных правонарушений следует рассматривать прежде всего как форму и средство раннего предупреждения преступлений.

Содержательная сторона пресечения преступлений и административных правонарушений как направления деятельности полиции состоит в принудительном прекращении преступных или административно наказуемых деяний, недопущении возникновения (усугубления) их общественно опасных, вредных последствий. Полиция обязана пресекать все преступления и административные правонарушения. Она не вправе бездействовать, даже если совершающееся преступление или административное правонарушение подследственно (подведомственно) иным государственным органам.

Пункт 3 части 1 статьи 2 ФЗ «О полиции» закрепляет такие направления деятельности полиции, как выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам. Эти направления в своей совокупности образуют сердцевину процесса противодействия преступности.

Выявить преступление – значит обнаружить его признаки. С юридической точки зрения преступление считается выявленным с момента принятия по сообщению (информации) о нем решения в порядке, предусмотренном УПК РФ.

Раскрытие преступлений включает установление, обнаружение лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших.

Производство дознания является одним из ведущих направлений деятельности органов внутренних дел и полиции как их составной части. В УПК РФ дознание определено как форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем) и органом дознания по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно (пункт 8 статьи 5, пункт 1 части 2 статьи 40).

В их числе: умышленное причинение легкого вреда здоровью, побои, заражение венерической болезнью, оскорбление, кража, присвоение, растрата без квалифицирующих признаков, уничтожение или повреждение имущества по неосторожности, незаконное предпринимательство без квалифицирующих признаков, злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности, незаконное использование товарного знака, обман потребителей, незаконный оборот оружия без квалифицирующих признаков, незаконная охота и т.д.

Выполнение сотрудниками полиции неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, дознанием не является (часть 2 статьи 40 УПК РФ).

К основным направлениям деятельности полиции Федеральный закон «О полиции» относит розыск лиц (пункт 4 части 1 статьи 2).

Под лицами здесь подразумеваются:

— лица, совершившие преступления или подозреваемые и обвиняемые в их совершении;

— лица, скрывшиеся от органов дознания, предварительного следствия или суда;

— несовершеннолетние, самовольно ушедшие из семей или специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;

— несовершеннолетние, самовольно ушедшие из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа органа управления образованием;

— лица, уклоняющиеся от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия;

— лица, уклоняющиеся от недобровольной госпитализации, назначенной судом в связи с наличием психического расстройства;

— лица, пропавшие без вести.

В качестве основного направления деятельности рассматривается производство по делам об административных правонарушениях и исполнение административных наказаний (пункт 5 части 1 статьи 2 ФЗ «О полиции»). Производство по делам об административных правонарушениях – это регламентированная административно-процессуальными нормами деятельность полиции, ее компетентных должностных лиц по всестороннему, полному и своевременному выяснению обстоятельств каждого дела об административном правонарушении, отнесенного к подведомственности органов внутренних дел (полиции), разрешению его в соответствии с законом, обеспечению исполнения вынесенного постановления, а также выявлению причин и условий, способствовавших совершению данного правонарушения.

В отличие от ранее действовавшего законодательства, возлагавшего на милицию задачу охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, в качестве направления деятельности полиции выделяется обеспечение правопорядка в общественных местах (пункт 6 части 1 статьи 2 ФЗ «О полиции»). Эта новелла отражает современное понимание юридической сути порядка в общественных местах и роли полиции по его обеспечению.

В современной научной литературе общественный порядок связывается только с правовыми нормами и трактуется как урегулированные законодательством социальные связи, складывающиеся, как правило, в публичных (общественных) местах.

Под публичными (общественными) понимаются улицы, площади, транспортные магистрали, транспорт общего пользования, аэропорты, вокзалы, пристани, парки, жилые микрорайоны, спортивно-зрелищные объекты и другие места общения (нахождения) людей, в которых удовлетворяются их различные жизненные потребности и которые свободны для доступа неопределенного круга лиц. Общественный порядок может быть нарушен и в непубличных местах, в частности в жилище, когда ущемляются права других граждан, в том числе и членов семьи (например, громкая музыка, крики в ночное время в квартире многоэтажного дома, семейно-бытовой конфликт и т.п.).

В связи с этим обеспечение правопорядка можно определить как осуществляемую в публичных (общественных), а при наличии сведений о возникшей угрозе безопасности личности, общества или государства – и в иных местах деятельность полиции по надзору за соблюдением действующего там законодательства и защите жизни, здоровья, чести, достоинства человека и гражданина, собственности, других прав и свобод физических и юридических лиц, интересов общества и государства от преступных и административно наказуемых посягательств, а также общественно опасных событий.

Понятием «обеспечение правопорядка в общественных местах» охватывается и обеспечение общественной безопасности, т.е. защита всех и каждого от неосторожных противоправных деяний, последствий использования источников повышенной опасности, стихийных сил природы, катастроф, аварий и т.п.

Юридический энциклопедический словарь понятие «общественная безопасность» трактует как систему общественных отношений и юридических норм, регулирующих эти отношения в целях обеспечения общественного спокойствия, неприкосновенности жизни и здоровья населения, нормального труда и отдыха граждан, нормальной деятельности государственных и общественных организаций, учреждений и предприятий.

Обобщая, отметим – общественный порядок полиция охраняет, а общественную безопасность обеспечивает.

Вместе с тем специфика и особая значимость ряда направлений обеспечения общественной безопасности обусловили выделение такого направления деятельности полиции, как обеспечение безопасности дорожного движения (пункт 7 части 1 статьи 2 ФЗ «О полиции»). Выделение этого направления связано с особой значимостью данной проблемы и роли полиции в ее решении.

Напомним, что дорожное движение – это совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог. Безопасность дорожного движения – это состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.

Таким образом, обеспечение безопасности дорожного движения это деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

Самостоятельным направлением деятельности полиции признается контроль за соблюдением законодательства в области оборота оружия (пункт 8 части 1 статьи 2 ФЗ «О полиции»).

Предметом контроля полиции по действующему законодательству выступает оборот гражданского, служебного и боевого ручного стрелкового и холодного оружия.

Законодательно закрепляется и такое направление деятельности полиции, как контроль за соблюдением законодательства в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности (пункт 9 части 1 статьи 2 ФЗ «О полиции»).

Содержанием частной детективной и охранной деятельности является оказание частными детективными и частными охранными организациями на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам, организациям и индивидуальным предпринимателям в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.

Контроль за негосударственной (частной) охранной и сыскной (детективной) деятельностью, использованием лицензиатами оружия и специальных средств осуществляется органами внутренних дел в процессе выдачи соответствующих лицензий, удостоверений, ведения учетных дел, проведения плановых и внеплановых проверок субъекта охранной и (или) сыскной (детективной) деятельности.

В качестве направления деятельности полиции выделяется охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе (пункт 10 части 1 статьи 2 ФЗ «О полиции»). В данной норме речь идет именно о направлении деятельности полиции, реализуемом в том числе ее специальными структурными подразделениями.

Рассматриваемое направление в целом соответствует сложившейся еще в советское время практике включения органов внутренних дел в систему государственного аппарата охраны собственности и наделения их в этой связи значительным объемом полномочий. Новеллой является то, что охрана имущества и объектов на договорной основе конституируется как один из вариантов деятельности полиции, охватывая тем самым и иные ситуации, когда имущество и объекты должны браться под охрану (временную) независимо от наличия договорных отношений. Речь идет о различного рода чрезвычайных ситуациях при возникновении необходимости принятия мер по предупреждению разграбления объектов и мародерства.

В качестве направления деятельности полиции признается государственная защита участников уголовного судопроизводства, судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов (пункт 11 части 1 статьи 2 ФЗ «О полиции»). Фактически это два самостоятельных направления деятельности, что подтверждается наличием двух самостоятельных федеральных законов, регулирующих соответствующие общественные отношения. Это Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» и Федеральный закон от 20 августа 2004 г. «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства».

Еще одним направлением деятельности полиции является экспертно-криминалистическая деятельность (пункт 12 части 1 статьи 2 ФЗ «О полиции»). Эта деятельность состоит в осуществлении действий, направленных на организацию эффективного применения экспертно-криминалистических методов и средств сотрудниками экспертно-криминалистических подразделений и взаимодействующих с ними служб в ходе и для выявления, предупреждения, раскрытия и расследования преступлений.

Заметим, целесообразность производства экспертных исследований самой полицией, а тем более отнесение экспертно-криминалистической деятельности к основным направлениям полицейской деятельности вызывают у некоторых ученых определенные сомнения. Однако законодатель такие сомнения отверг, и в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. №250 «Вопросы организации полиции» подразделения, организации и службы, на которые возлагается осуществление экспертно-криминалистической деятельности, входят в состав полиции.

Таковы основные направления деятельности полиции. Представляется уместным напомнить, что в ФЗ «О полиции» не воспроизведено предусматриваемое в ч. 1 ст. 7 Закона 1991 г. «О милиции» подразделение милиции в России на криминальную милицию и милицию общественной безопасности.

Завершая рассмотрение основных направлений деятельности полиции, нужно остановиться на части 2 статьи 2 ФЗ «О полиции». В ней закреплено, что по решению Президента Российской Федерации сотрудники полиции могут участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности.

Данная норма приобрела такой вид после общественного обсуждения проекта Федерального закона. В первоначальном варианте законопроекта указывалось, что иные направления деятельности полиции (иные, нежели прямо перечисленные в статье 2) определяются федеральными конституционными законами и федеральными законами. Эта норма имеет под собой четкие юридические основания. И фактически легализует существующую с начала 90-х гг. прошлого века практику участия сотрудников МВД России в миротворческих операциях, проводимых международными полицейскими силами.

Организация полиции

В Федеральном законе «О полиции» организации полиции посвящена 4 статья. В организационно-правовом отношении полиция конституируется не как система органов исполнительной власти, а как составная часть единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел – МВД России.

В состав полиции могут входить подразделения, организации и службы, создаваемые для выполнения возложенных на полицию обязанностей.

Эти подразделения могут быть дифференцированы по различным критериям.

Так, по функциональному критерию можно выделить подразделения, осуществляющие, например, выявление, предупреждение и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам.

С точки зрения юрисдикционного критерия выделяются общефедеральная, территориальная и объектовая полиция.

Юрисдикция общефедеральной полиции распространяется на всю территорию страны. Организационно эти подразделения полиции представлены соответствующими подразделениями центрального аппарата МВД России и входят в его состав.

Юрисдикция территориальной полиции распространяется на отдельные территориальные образования – республики, края, области, автономные области, автономные округа, города федерального значения, районы и т.д.

Юрисдикция объектовой полиции ограничена объектами железнодорожного, воздушного и водного транспорта, особо важными и режимными объектами.

В состав полиции входят подразделения, организации и службы, на которые п. 1 Указа Президента РФ от 01.03.2011 №250 «Вопросы организации полиции» возлагаются:

а) прием, регистрация и проверка заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях и о происшествиях;

б) выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, розыск лиц, совершивших преступления, а также иных лиц в соответствии с федеральными законами;

в) выявление и устранение причин преступлений и административных правонарушений и условий, способствующих их совершению, участие в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

г) обеспечение безопасности граждан и общественного порядка, в том числе в местах проведения публичных и массовых мероприятий, а также при чрезвычайных ситуациях и осложнениях оперативной обстановки;

д) обеспечение безопасности дорожного движения;

е) производство дознания, отдельных процессуальных действий по уголовным делам, а также производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством Российской Федерации к подведомственности полиции;

ж) осуществление оперативно-разыскной деятельности, оперативно-поисковых и специальных технических мероприятий;

з) противодействие коррупции, терроризму и экстремистской деятельности;

и) обеспечение собственной безопасности;

к) осуществление лицензионно-разрешительной работы;

л) осуществление экспертно-криминалистической деятельности;

м) государственная охрана объектов, а также охрана имущества граждан и организаций;

н) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также иных защищаемых лиц;

о) сбор, анализ и хранение оперативно-розыскной информации;

п) содержание, охрана и конвоирование задержанных, подвергнутых административному аресту и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации;

р) контроль за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, а также за поведением осужденных, которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы;

с) подготовка, переподготовка и повышение квалификации сотрудников полиции;

т) обеспечение взаимодействия с правоохранительными органами иностранных государств – членов Международной организации уголовной полиции – Интерпола и с Генеральным секретариатом Интерпола.

Часть 3 статьи 4 ФЗ «О полиции» закрепляет важнейший принцип организационно-правового статуса полиции – ее подчиненность Министерству внутренних дел Российской Федерации. Именно руководство полицией со стороны МВД России и его территориальных органов, подконтрольность и подотчетность полиции их руководителям превращают полицию в составную часть органов внутренних дел Российской Федерации.

Руководители органов и подразделений внутренних дел несут ответственность за выполнение возложенных на полицию обязанностей.

Президент определяет состав полиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений полиции.

В п. 2 Указа Президента Российской Федерации «Вопросы организации полиции» определен порядок утверждения перечня подразделений и служб полиции, согласно которому:

а) в центральном аппарате МВД России это относится к компетенции Президента Российской Федерации;

б) в ТО МВД России это относится к компетенции Министра внутренних дел Российской Федерации.

Названным Указом установлено, что подразделения и службы полиции создаются, реорганизуются и ликвидируются:

а) в центральном аппарате Министерства внутренних дел Российской Федерации, Главном управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по Северо-Кавказскому федеральному округу, территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на межрегиональном уровне (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом «в» настоящего пункта) – Министром внутренних дел Российской Федерации;

Это интересно:  Порядок возврата излишне уплаченных налогов

б) в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном и районном уровнях (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом «в» настоящего пункта) – руководителями соответствующих территориальных органов Министерства на региональном уровне на основе типовых структур и в пределах нормативов штатной численности этих органов, утверждаемых Министром внутренних дел Российской Федерации;

в) в управлениях на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам, линейных управлениях, отделах, отделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте – начальниками соответствующих управлений на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам, начальниками линейных управлений Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте на основе типовых структур, типовых штатных расписаний и в пределах нормативов штатной численности этих управлений, отделов, отделений, утверждаемых Министром внутренних дел Российской Федерации.

В территориальных органах МВД России на окружном и региональном уровнях учреждена должность заместителя начальника соответствующего территориального органа министерства – начальника полиции.

Подразделения полиции ТО МВД России[25] можно разделить на оперативно-разыскные, специальные, обеспечивающие и службы охраны общественного порядка.

Последнюю группу мы рассмотрим отдельно, а оперативно-разыскные и специальные лишь перечислим:

— подразделения уголовного розыска, в том числе оперативно-сыскные подразделения;

— подразделения специальных технических мероприятий;

— подразделения оперативно-разыскной информации;

— подразделения собственной безопасности;

-подразделения по противодействию экстремизму;

-подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции;

-подразделения по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите;

-подразделения специального назначения и авиации;

-подразделения по обеспечению взаимодействия с правоохранительными органами иностранных государств – членов Международной организации уголовной полиции – Интерпола и с Генеральным секретариатом Интерпола;

-подразделения по подготовке, переподготовке и повышению квалификации сотрудников полиции.

Особый статус имеют подразделения дознания, которые хотя и входят в состав полиции, но занимаются, в основном, уголовно-процессуальной деятельностью при расследовании уголовных дел.

К подразделениям, выполняющим полномочия в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, относятся:

1. Подразделения по оперативному управлению силами и средствами ОВД, в том числе дежурные части, которые круглосуточно принимают и регистрируют заявления, сообщения и иную поступающую в полицию (органы внутренних дел) информацию о преступлениях, АПН, событиях, угрожающих личной и общественной безопасности, принимают по ним решения, предусмотренные законодательством, ведомственными установлениями.

2. Подразделения участковых уполномоченных полиции – несут службу на закрепленной части территории муниципального образования, обслуживаемой территориальным органом МВД России на районном уровне, выполняют задачи по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, по противодействию преступности, охране общественного порядка, собственности и обеспечению общественной безопасности.

3. Подразделения патрульно-постовой службы – обеспечивают охрану правопорядка на улицах, объектах транспорта и в других общественных местах.

4. Подразделения по обеспечению безопасности дорожного движения, осуществляющие федеральный государственный надзор и специальные разрешительные функции в области безопасности дорожного движения.

5. Подразделения по исполнению административного законодательства, которые создаются в целях организации и выполнения подразделениями полиции задач по предупреждению и пресечению административных правонарушений, отнесенных законодательством к компетенции органов внутренних дел, а также обеспечению производства по делам об административных правонарушениях, исполнению административных наказаний.

6. Подразделения по содержанию лиц, подвергнутых административному аресту, которые обеспечивают порядок отбывания административного ареста лицами, подвергнутыми административному аресту в соответствии с КоАП РФ.

7. Подразделения по охране объектов органов внутренних дел, созданные для обеспечения пропускного режима и охраны собственных объектов ОВД.

8. Подразделения по делам несовершеннолетних, в том числе подразделения для временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, основной задачей которых является предупреждение и пресечение правонарушений несовершеннолетних.

9. Подразделения вневедомственной охраны, которые решают задачи по повышению защищенности имущественных интересов граждан и юридических лиц, профилактике правонарушений и преступлений в области охраны собственности.

10. Подразделения охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых – предназначены для охраны изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Они же осуществляют конвоирование подозреваемых и обвиняемых к следователю, прокурору, в суд.

11. Подразделения по содержанию подозреваемых и обвиняемых (ИВС) – обеспечивают режим содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, их изоляцию и выполнение задач, предусмотренных законодательством.

12. Подразделения лицензионно-разрешительной работы – ведают вопросами выдачи разрешений на оборот оружия, занятие частной детективной и охранной деятельностью, осуществляют контроль в области разрешительной системы.

13. Подразделения по охране дипломатических представительств и консульств иностранных государств, основными задачами которых являются обеспечение охраны и безопасности представительств и консульств с целью их защиты от несанкционированного проникновения, противоправных действий и иных преступных посягательств, а также охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, пресечение преступлений и административных правонарушений на территории, непосредственно прилегающей к представительствам и консульствам, в том числе во взаимодействии с другими подразделениями органов внутренних дел.

Отдел полиции в составе территориального органа МВД России на районном уровне создается:

· по муниципальному образованию, поселению, части внутригородской территории – при численности населения, постоянно проживающего в границах муниципального образования, поселения, части внутригородской территории, не менее 20 тысяч человек;

· по муниципальному образованию, поселению, отнесенным к территориям с низкой плотностью населения или отдаленным и труднодоступным местностям, а также по муниципальному образованию, в котором 50% и более поселений расположены на территориях с низкой плотностью населения или территориях, отнесенных к отдаленным и труднодоступным местностям, – не менее 15 тысяч человек.

Отделение полиции создается:

· по муниципальному образованию, поселению, части внутригородской территории – при численности населения, постоянно проживающего в границах муниципального образования, поселения, части внутригородской территории, не менее 10 тысяч человек;

· по муниципальному образованию, поселению, отнесенным к территориям с низкой плотностью населения или отдаленным и труднодоступным местностям, а также по муниципальному образованию, в котором 50% и более поселений расположены на территориях с низкой плотностью населения или территориях, отнесенных к отдаленным и труднодоступным местностям, – не менее 5 тысяч человек.

Пункт полиции создается:

· по муниципальному образованию, поселению, части внутригородской территории – при численности населения, постоянно проживающего в границах муниципального образования, поселения, части внутригородской территории, не менее 3 тысяч человек;

· по муниципальному образованию, поселению, отнесенным к территориям с низкой плотностью населения или отдаленным и труднодоступным местностям, – не менее 1 тысячи человек.

Строевые подразделения полиции в структуре соответствующих территориальных ОВД могут создаваться при штатной численности:

— отделение (строевое) – не менее 9 единиц;

— взвод – не менее 25 единиц;

— рота – не менее 50 единиц;

— батальон – не менее 120 единиц;

— полк – не менее 420 единиц.

Полк полиции может создаваться в исключительных случаях с разрешения Министра внутренних дел РФ в структуре управления МВД России по муниципальному образованию, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, при численности населения, постоянно проживающего в границах муниципального образования (нескольких муниципальных образований), 1 миллион человек и более.

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем заключается предназначение полиции?

2. Какие нормативные акты составляют правовую основу деятельности полиции?

3. Назовите основные направления деятельности полиции.

4. Раскройте основное направление деятельности полиции: производство по делам об административных правонарушениях и исполнение административных наказаний.

5. Дифференцируйте подразделения полиции по различным критериям.

6. Какие подразделения полиции входят в территориальные органы МВД России?

7. Какие подразделения полиции можно отнести к подразделениям, выполняющим полномочия в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности?

Статья 2. Основные направления деятельности полиции

Статья 2. Основные направления деятельности полиции

1. Деятельность полиции осуществляется по следующим основным направлениям:

1) защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;

2) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

3) выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;

5) производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;

6) обеспечение правопорядка в общественных местах;

7) обеспечение безопасности дорожного движения;

8) утратил силу. — Федеральный закон от 03.07.2016 N 227-ФЗ;

9) утратил силу с 1 января 2018 года. — Федеральный закон от 05.12.2017 N 391-ФЗ;

10) утратил силу. — Федеральный закон от 03.07.2016 N 227-ФЗ;

11) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;

12) осуществление экспертно-криминалистической деятельности.

2. По решению Президента Российской Федерации сотрудники полиции могут участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности.

Судебная практика и законодательство — ФЗ О полиции. Статья 2. Основные направления деятельности полиции

Федеральный закон «О полиции», закрепляющий в статье 2 права полиции, исходит из ее предназначения, которое состоит в защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействии преступности, охране общественного порядка, собственности и обеспечении общественной безопасности (часть 1 статьи 1), основных направлений деятельности полиции (статья 2) и ее обязанностей (статья 12) и, соответственно, предполагает, что данные права подлежат использованию полицией только в соответствии с ее предназначением и в рамках исполнения возложенных на нее обязанностей.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд обоснованно исходил из того, что Инструкция, являющаяся ведомственным нормативным правовым актом и регламентирующая вопросы организации совместной оперативно-служебной деятельности подразделений органов внутренних дел Российской Федерации по раскрытию и расследованию преступлений, в оспоренном пункте 11 не затрагивает процессуальных вопросов производства предварительного расследования, принята во исполнение в том числе требований Закона о полиции, устанавливающего основные направления деятельности полиции, согласно которым одной из задач полиции является защита личности, общества, государства от противоправных посягательств (статьи 1, 2); федеральному законодательству или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, не противоречит, следовательно, не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.

Федеральный закон «О полиции», закрепляющий в статье 2 права полиции, исходит из ее предназначения, которое состоит в защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействии преступности, охране общественного порядка, собственности и обеспечении общественной безопасности (часть 1 статьи 1), основных направлений ее деятельности (статья 2) и ее обязанностей (статья 12) и тем самым предполагает, что данные права подлежат использованию полицией только в соответствии с ее предназначением и в рамках исполнения возложенных на нее обязанностей.

Граждане Бобылев И.В., Взнуздаев А.В., ООО «Корнер», ООО «Торговый дом «Восток ОргСинтез» обратились в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими пунктов 3, 4 Правил по перевозке, хранению и применению метанола, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта не соответствуют Федеральному закону от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» (в частности статьям 2 и 12), статье 52 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», поскольку не закрепляют полномочий полиции и органов санитарного надзора по выдаче паспорта на право приобретения метанола.

Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ, закрепляющий права полиции, исходит из ее предназначения, которое состоит в защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействии преступности, охране общественного порядка, собственности и обеспечении общественной безопасности (часть 1 статьи 1), основных направлений деятельности (статья 2) и обязанностей (статья 12) и, соответственно, предполагает, что данные права подлежат использованию полицией только в соответствии с ее предназначением и в рамках исполнения возложенных на нее обязанностей.

Федеральный закон «О полиции», закрепляющий права полиции, исходит из ее предназначения, которое состоит в защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействии преступности, охране общественного порядка, собственности и обеспечении общественной безопасности (часть 1 статьи 1), основных направлений деятельности полиции (статья 2) и ее обязанностей (статья 12), и, соответственно, предполагает, что данные права подлежат использованию полицией только в соответствии с ее предназначением и в рамках исполнения возложенных на нее обязанностей.

Федеральный закон «О полиции», закрепляющий права полиции, исходит из ее предназначения, которое состоит в защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействии преступности, охране общественного порядка, собственности и обеспечении общественной безопасности (часть 1 статьи 1), основных направлений деятельности полиции (статья 2) и ее обязанностей (статья 12), и, соответственно, предполагает, что данные права подлежат использованию полицией только в соответствии с ее предназначением и в рамках исполнения возложенных на нее обязанностей.

Федеральный закон «О полиции», закрепляющий права полиции, исходит из ее предназначения, которое состоит в защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействии преступности, охране общественного порядка, собственности и обеспечении общественной безопасности (часть 1 статьи 1), основных направлений деятельности полиции (статья 2) и ее обязанностей (статья 12), и, соответственно, предполагает, что данные права подлежат использованию полицией только в соответствии с ее предназначением и в рамках исполнения возложенных на нее обязанностей.

Федеральный закон «О полиции», закрепляющий права полиции, исходит из ее предназначения, которое состоит в защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействии преступности, охране общественного порядка, собственности и обеспечении общественной безопасности (часть 1 статьи 1), основных направлений деятельности полиции (статья 2) и ее обязанностей (статья 12) и, соответственно, предполагает, что данные права подлежат использованию полицией только в соответствии с ее предназначением и в рамках исполнения возложенных на нее обязанностей.

Федеральный закон «О полиции», закрепляющий права полиции, исходит из ее предназначения, которое состоит в защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействии преступности, охране общественного порядка, собственности и обеспечении общественной безопасности (часть 1 статьи 1), основных направлений деятельности полиции (статья 2) и ее обязанностей (статья 12) и, соответственно, предполагает, что данные права подлежат использованию полицией только в соответствии с ее предназначением и в рамках исполнения возложенных на нее обязанностей.

Пунктом 19 части 1 статьи 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» (далее — Закон о полиции) на полицию возложена обязанность по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в установленном законом порядке. А согласно пункту 7 части 1 статьи 2, пункту 21 части 1 статьи 13 этого закона в целях обеспечения безопасности дорожного движения полиция наделена правом запрещать эксплуатацию автомототранспортных средств и прицепов к ним, тракторов и других самоходных машин при наличии технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения, транспортных средств, владельцами которых не выполнена установленная федеральным законом обязанность по страхованию гражданской ответственности, а также имеющих скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов либо поддельные, измененные государственные регистрационные знаки.

Пункт 10 части 1 статьи 2 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 7, ст. 900; 2015, N 29, ст. 4374).

Согласно статьям 2 и 12 Закона N 3-ФЗ к основным направлениям деятельности и обязанностям полиции относится охрана на договорной основе имущества граждан и организаций. При этом финансовое обеспечение деятельности полиции, в том числе деятельности подразделений вневедомственной охраны, осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Статья написана по материалам сайтов: isfic.info, lektsii.org, legalacts.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий