+7 (499) 938-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Лицензия на хранение отходов

С июля (01.07.2016) года устанавливается лицензирование отходов от 1 до 4 классов опасности в соответствии с вводимым в действие законом №458-Ф3 и постановлением от 3 октября 2015 г. № 1062. Согласно этому закону все юридические лица обязаны по всем шести разновидностям деятельности, оговоренным для отходов 1-4 классов опасности, иметь соответствующую лицензию на отходы. До выхода данного закона лицензированию подлежали только обезвреживание отходов и их размещение, а теперь лицензируется также сбор, транспортировка, обработка и утилизация отходов. Иметь лицензию будет необходимо с 1 января 2016 года.

По сути, выход нового закона означает возврат к нормам, которые были в действии 2,5 годами ранее. Их в свое время упразднили, стремясь к упрощению процедур оформления. Сейчас же контроль вновь ужесточается.

Сроки и цены

Вид деятельности Срок действия ранее выданных лицензий Дата, с момента которой вам потребуется лицензия Срок получения новой лицензии Стоимость получения
Перевозка отходов (сбор+транспортировка) до 31 декабря 2015 c 01 июля 2016 3 мес. от 137 000р
Обработка отходов (в том числе сортировка) ранее не выдавалась c 01 июля 2016 3-5 мес. от 370 000р
Переработка отходов (без обезвреживания) до 31 декабря 2015 c 01 июля 2016 3-5 мес. от 780 000р
Переработка отходов (с обезвреживанием) до 31 декабря 2019 уже должна быть 4-6 мес. от 900 000р
Утилизация отходов ранее не выдавалась c 01 января 2016 4-6 мес. от 900 000р
Полигон (размещение) до 31 декабря 2019 уже должна быть 6-8 мес. от 900 000р
Заключение Роспотребнадзора на сбор и транспортировку отходов 10 дней 90 000р

Срок действия новых лицензий: неограничен!

Видеообращение начальника управления государственного экологического надзора РОСПРИРОДНАДЗОРА Натальи Соколовой

На какие виды деятельности требуется лицензия по отходам

Лицанзия будет выдаваться на все виды деятельности, связанные с отходами. Если предприятие занимается несколькими такими видами, в лицензии указывается список всех таких действий.

Лицензия на сбор отходов. Это — первый этап, связанный с обращением отходов. Пример — поступление в бизнес-центре отходов от арендаторов. Временное складирование, накопление отходов на время до 6 месяцев лицензированию не подлежит, хотя и проверяется соответствие требованиям законов по охране окружающей среды и обеспечение санитарно-эпидемиологической обстановки для населения.

Лицензия на транспортирование отходов. Это означает перемещение отходов за пределы участка земли, принадлежащего юридическому лицу или ИП. Внутри участка перемещать отходы можно без получения лицензии.

Лицензия на обработку отходов. К обработке относится любая переработка отходов в ходе их подготовке к утилизации — очистка, разборка, сортировка.

Лицензия на утилизацию отходов. Это означает применение отходов для производства продукции или выполнения работ. Бумажные отходы, к примеру, могут использоваться для изготовления из них упаковки.

Лицензия на обезвреживание отходов. Обычно это представляет собой сжигание отходов или выполнение действий, направленных на снижение опасности для окружающей среды. Если отходы сжигаются с целью отопления, это не является их обезвреживанием.

Лицензия на размещение отходов. Это моет быть хранение их или захоронение. Хранят на подготовленных местах до 11 месяцев перед утилизацией или захоронением, а захоронение — последний этап действий с отходами: помещение в хранилища, изолированные от окружающей среды.

Не подлежат лицензированию:

  • накопление отходов, относящихся к 1-4 классам опасности;
  • все действия с наименее опасными отходами 5-го класса опасности.

Лицензироваться обязаны все юрлица и ИП, ведущие деятельность, связанную с отходами.

Мы уже получили новую лицензию: образец

Наказание (штрафы) за отсутствие лицензии по отходам

В соответствии со статьей 8.2 КОАП России отсутствие лицензии предполагает наказания:

  • для физических лиц — штраф в размерах 1000-2000 рублей;
  • для должностных лиц — штраф в размере от 10 000 до 30 000 рублей;
  • для ИП штраф 30 000 — 50 000 рублей или запрет деятельности на 90 суток;
  • для юридических лиц — штраф 100 000 — 250 000 рублей или запрет работать на 90 суток.

В соответствии со статьей 247 ГОАП России нарушение правил с отходами и веществами, опасными для экологии, предусматривается:

  • угроза здоровью либо окружающей среде — штраф до 200 000 рублей или в объеме 18-месячной заработной платы или другого дохода, или лишение свободы на 2 года, или двухлетние принудительные работы;
  • те же действия, повлекшие загрязнение среды, гибель животных в массовых размерах — штраф 100 000 — 300 000 рублей или в размере зарплаты за 1-2 года, или ограничение свободы на 5 лет, или принудительные пятилетние работы;
  • те же действие, приведшие к массовым заболеваниям или смерти людей — лишение свободы на 8 лет.

Требования для получения лицензии по обращению с отходами

  • наличие специально оснащенных объектов или помещений для помещения в них отходов, а также знаков, маркирующих вывозящие отходы транспортные средства;
  • при работе с отходами 1-4 класса должны быть сертификаты о профессиональной подготовке в соответствующих областях;
  • налаженный производственный контроль выполнения процедур обращения с отходами;
  • наличие санэпидзаключений Роспотребнадзора о соответствии объектов и имущества, предполагаемых к использованию для работы с отходами, установленным правилам;
  • наличие паспортов на отходы;
  • заключение Госэкспертизы по проектам указанных объектов.

Как получить лицензию на отходы самостоятельно?

Получить лицензию на отходы можно самостоятельно, обращаясь во все инстанции и получая необходимые справки. Этот процесс длительный и не гарантирующий положительный результат.

При любой сфере деятельности оформление лицензии по отходам 1-4 классов опасности потребует подготовки следующих документов:

  • устав организации и свидетельство о госрегистрации;
  • свидетельство о постановке на учет в ИНН;
  • подтверждение записи в ЕГРЮЛ;
  • письмо о постановке на учет в ЕГРПО;
  • документы о владении или аренде землей и помещением;
  • договоры на снабжение водой, энергией, теплом;
  • договоры на обращение с отходами;
  • договор дератизации помещений;
  • приказ, назначающий ответственного за обращение с отходами;
  • подтверждение профподготовки лиц, допущенных к работе с отходами;
  • программа учреждения образования, в котором готовились специалисты по обращению с отходами, номер лицензии этого учреждения;
  • проект по отходам ПНООЛР, лимиты размещения и паспорта опасных отходов;
  • форма 2-ТП с расчетом платы на воздействие на окружающую среду;
  • санэпидзаключение по выбросам в воздух и в воду, соответствующие разрешения;
  • программа контроля производства по отходам;
  • план размещения площадки;
  • карта-схема размещения сооружений и зданий с указанием мест временного складирования отходов;
  • количество и виды деятельности арендаторов;
  • пояснительная записка с описанием всех подразделений и их деятельности;
  • перечень подлежащих лицензированию отходов.

Кроме этого, управления Роспотребнадзора могут устанавливать дополнительные требования к предоставляемым материалам, не оговоренные законом.

Как получить лицензию на отходы быстро и недорого?

Обратиться в компанию «Экологическое проектирование» и получить там:

  • бесплатную оценку вашей ситуации;
  • бесплатное направление специалиста для актуализации информации;
  • оптимальные сроки и цены решения вопроса;
  • набор документов, полностью составленный и согласованный;
  • многолетние консультации в будущем;
  • адекватную цену на получение лицензии с помощью нашей компании.

5 шагов по получению лицензии на отходы

Согласно положениям федерального закона № 89 от 29.12.2015 г. , все организации, чья деятельность связана со сбором, транспортировкой, обработкой, утилизацией, обезвреживанием и размещением отходов, обязаны иметь актуальную лицензию на каждый из перечисленных видов обращения с отходами. Обязательство это вступило в силу с 01.07.2016 года.

Список компаний, которым необходима лицензия на обращение с отходами, достаточно широк:

  • транспортные компании, занимающиеся транспортировкой отходов;
  • крупные строительные компании;
  • предприятия по переработке отходов;
  • полигоны размещения отходов.

Для получения лицензии необходимо пройти 5 шагов — их немного, но они значительные:

  1. Сбор документов (их количество – порядка 30 наименований);
  2. Составление пояснительной записки, подача сведений в ФБУЗ ФЦГиЭ Роспотребнадзора, прохождение выездной проверки ФБУЗа или непосредственно Роспотребнадзора;
  3. Получение экспертного заключения по итогам прохождения проверки;
  4. Предоставление материалов и отчетов в Роспотребнадзор, получение СанЭпид-заключения;
  5. Передача материалов в Росприроднадзор, ожидание успешного завершения его проверки и выдачи непосредственно лицензии на обращение с отходами.

Ниже представлен ориентировочный список документов, которые необходимы (или скорее всего будут необходимы) при получении лицензии:

(также Pdf-файл со списком доступен для загрузки здесь )

Для любого вида деятельности:

1. Свидетельство о государственной регистрации юр. лица;

2. Свидетельство о внесении записи в единый госреестр юридических лиц;

3. Свидетельство о постановке на учет в налоговой инспекции;

4. Устав организации;

5. Информационное письмо об учете в ЕГРПО (коды статистики);

6. Приказ о назначении генерального директора на должность;

7. Документы на право владения (собственность, бессрочное пользование) землей,

помещением (договора, свидетельства). Дополнительно необходимо предоставить:

— договоры с организациями, осуществляющими водоснабжение;

— договоры с организациями, осуществляющими энергоснабжение;

— договоры с организациями, осуществляющими теплоснабжение.

Документы на право аренды земли, помещений и, если в договоре аренды помещения прописаны пункты предоставления коммунальных услуг Арендодателем, то дополнительно предоставляются договора между Арендодателем и обслуживающими компаниями:

— договоры с организациями, осуществляющими водоснабжение;

— договоры с организациями, осуществляющими энергоснабжение;

— договоры с организациями, осуществляющими теплоснабжение.

8. Приказы о назначении ответственного лица:

— по охране окружающей среды на предприятии;

— за допуск к работе с отходами;

— по проведению производственного контроля в области обращения с отходами.

9. Свидетельства о профессиональной подготовке лиц, допущенных к обращению с отходами (программа и лицензия образовательного учреждения, осуществлявшего подготовку специалистов по обращению с отходами);

— Свидетельство о прохождении обучения «Обеспечение экологической безопасности при работах в области обращения с опасными отходами», 112 часов;

— Получение свидетельства о прохождении обучения «Обеспечение экологической безопасности руководителями и специалистами общехозяйственных систем управления», 72 часа;

10. Паспорта отходов по форме ФККО 2014 на отходы производства I-IV класса опасности;

Протоколы биотестирования и расчет класса опасности для отходов V класса опасности;

Аттестат и область аккредитации лаборатории, проводившей исследования.

11. Действующая «специальная оценка условий труда» на каждое рабочее место сотрудника согласно штатному расписанию;

Это интересно:  Заместитель председателя верховного суда рф

12. Программа производственного контроля за соблюдением санитарных правил и норм;

14. Должностные инструкции на сотрудников, по обращению с отходами;

15. Договор на ежегодный медицинский осмотр всех сотрудников (договор с лечебным

учреждением и его лицензия);

16. Договора на вывоз, размещение, переработку, использование, обезвреживание

17. Договор на проведение дератизации помещений;

18. Пояснительная записка (описание структурных подразделений и их деятельности).

19. Перечень заявленных отходов;

20. Договора (соглашения, письма) о намерениях с организациями, планирующими принимать отходы (полигон) по планируемой Вами лицензируемой деятельности;

21. Договора (соглашения, письма) о намерениях с организациями на транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение их отходов, после получения организации лицензии;

В том случае, если организацией планируется самостоятельная транспортировка отходов, дополнительно предоставляются:

1. Список транспортных средств, участвующих в транспортировке отходов с паспортом транспортного средства, талоном технического осмотра;

2. Договор на техническое обслуживание и ремонт грузового автотранспорта, задействованного в перевозке отходов (договор на ТО и Р, сертификат на оказание

данного вида услуг), его мойку и дезинфекцию;

3. Сведения о водителях, допущенных к обращению с опасными отходами, (свидетельства о профессиональной подготовке, приказ о приеме на работу);

4. Свидетельства о профессиональной подготовке лиц, допущенных к обращению с отходами (программа и лицензия образовательного учреждения, осуществлявшего подготовку специалистов по обращению с отходами);

5. Документы, подтверждающие прохождение предрейсового и послерейсового медицинского осмотра (договор с лечебным учреждением и его лицензия или иные документы);

7. ДОПОГ (свидетельство о подготовке водителей транспортных средств, используемых для перевозки опасных грузов). Оформляется на водителей для отходов, которые заявлены в лицензии и имеют опасные свойства (взрывоопасность, огнеопасность, ядовитость (токсичность), едкость (коррозийность), радиоактивность, окисление).

8. Проект санитарно-защитной зоны (СЗЗ) на площадку, где проводится стоянка автомобилей.

Для проведения работ по обработке и утилизации отходов необходимо дополнительно предоставить:

1. Информация о технических условиях на продукцию, которая получается в результате утилизации и сертификат (добровольный или обязательный);

2. Сведения о техническом процессе обработки и утилизации;

3. Проект санитарно-защитной зоны (СЗЗ) на площадку, где установлено оборудование по обработке и утилизации отходов, а также положительное санитарно-эпидемиологическое заключение на проект установленной СЗЗ;

4. Проект предельно-допустимых выбросов веществ в атмосферу (ПДВ) на площадку, где установлено оборудование по обработке и утилизации отходов. Актуальное разрешение на выброс;

5. Наличие прибора по радиационному контролю и сертификата с поверкой данной техники;

6. Договор со специализированной организацией по устранению последствий при возникновении аварийной ситуации (фиксирование наличие радиационных отходов);

7. Свидетельство о прохождении обучения ответственного лица по программе «Ответственный за радиационный контроль отходов производства и потребления» (программа и лицензия образовательного учреждения, осуществлявшего подготовку специалистов по обращению с отходами);

8. Разработанная программа радиационного контроля;

9. Свидетельство о профессиональной подготовке лиц, допущенных к обращению с отходами по программе «Профессиональная подготовка лиц на право работы с отходами I-IV классов», 112 часов для рабочих, выполняющих непосредственную работу с мусором.

Для проведения работ по обезвреживанию отходов необходимо дополнительно предоставить:

1. Технологический регламент на процесс обезвреживание отходов, пояснительная записка;

2. Перечень оборудования и материалов;

3. Сертификат на оборудование;

4. Информация о технических условиях на продукцию, которая получается в результате утилизации и сертификат (добровольный или обязательный);

5. Документы на оборудование и материалы (устанавливающие право собственности или аренды);

6. Протокол общественных слушаний по местонахождению объекта обезвреживания отходов;

7. Раздел оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) на объект обезвреживания отходов;

8. Положительное заключение Государственной экологической экспертизы на объект обезвреживания отходов;

9. Проект санитарно-защитной зоны (СЗЗ) на площадку, где установлено оборудование по обезвреживанию отходов, а также положительное санитарно-эпидемиологическое заключение на проект установленной СЗЗ;

10. Проект предельно-допустимых выбросов веществ в атмосферу (ПДВ) на площадку, где установлено оборудование по обезвреживанию отходов. Актуальное разрешение на выброс;

11. Наличие прибора по радиационному контролю и сертификата с поверкой данной техники;

12. Договор со специализированной организацией по устранению последствий при возникновении аварийной ситуации (фиксирование наличие радиационных отходов);

13. Разработанная программа радиационного контроля;

14. Свидетельство о прохождении обучения ответственного лица по программе «Ответственный за радиационный контроль отходов производства и потребления» (программа и лицензия образовательного учреждения, осуществлявшего подготовку специалистов по обращению с отходами).

Для проведения работ по размещению отходов необходимо дополнительно предоставить:

1. Акт ввода в эксплуатацию полигона и его проект;

2. Наличие прибора по радиационному контролю и сертификата с поверкой данной техники.

3. Договор со специализированной организацией по устранению последствий при возникновении аварийной ситуации (фиксирование наличие радиационных отходов).

4. Разработанная программа радиационного контроля;

5. Свидетельство о прохождении обучения ответственного лица по программе «Ответственный за радиационный контроль отходов производства и потребления» (программа и лицензия образовательного учреждения, осуществлявшего подготовку специалистов по обращению с отходами).

6. Протокол общественных слушаний по местонахождению объекта размещения отходов.

7. Раздел оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) на объект размещения отходов.

8. Положительное заключение Государственной экологической экспертизы на объект размещения отходов.

9. Проект санитарно-защитной зоны (СЗЗ) на площадку размещения отходов, а также положительное санитарно-эпидемиологическое заключение на проект установленной СЗЗ;

10. Проект предельно-допустимых выбросов веществ в атмосферу (ПДВ) на площадку размещения отходов. Актуальное разрешение на выброс.

Внушительный список, не правда ли? Это является весомым основанием доверить оформление лицензии на обращение с отходами профессионалам – например, в ЭкоВиллеТрейд . Сделать это можно на странице услуги .

Лицензия на отходы

Все компании и организации, осуществляющие обращение с отходами I-IV класса опасности обязательно должны пройти процедуру лицензирования. Все ранее выданные лицензии прекратили свою деятельность 31.12.2015 г., и подлежат обязательному переоформлению.

Стоимость оформления лицензии на отходы от 250 тысяч рублей.
Срок оформления Лицензии — 45 рабочих дней.
Стоимость оформления СЭЗ – 130 тысяч рублей.
Срок оформления экспертного заключения и СЭЗ – 30 календарных дней.
Срок действия лицензии – бессрочно.
Лицензирование отходов 1-4 класса опасности осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.

Лицензии на отходы 1-4 класса опасности входит в перечень лицензируемых видов деятельности. Группа компаний АП-Риал оказывает всесторонние услуги по разработке, сопровождению, подачи лицензионной документации и получение лицензии на опасные отходы деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности.

Лицензия на отходы 1-4 классов опасности в последнее время становится все более актуальной для многих фирм в России. Практически каждая строительная, торговая и клининговая организация в ходе своей деятельности сталкивается с проблемой сбора, транспортирования, обработки, утилизации и вывоза отходов. Законодательство Российской Федерации требует от организаций, осуществляющих деятельность по сбору, вывозу (транспортированию) и дальнейшей переработке отходов I-IV класса опасности, работать только при соответствии всем законодательным требованиям и наличию лицензии на обращение с отходами. Данная лицензия не требуется только при работе с неопасными отходами V класса опасности. Это требования разъяснены в законе «О лицензировании отдельных видов деятельности». При отсутствии права заниматься данной деятельностью, необходимо заключить договор с предприятием, обладающим лицензией на работу с отходами.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона № 458-ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 29.12.2014 г., Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», вносятся изменения, в части лицензирования деятельности в сфере обращения с отходами (лицензия на обращение с отходами). Пункт 30 части 1 статьи 12 № ФЗ-99, предлагается изложить в следующей редакции:
«30) деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов производства I — IV классов опасности»

Виды лицензий на отходы

С 1 января 2016 г., вводится исчерпывающий перечень лицензируемых видов деятельности в области обращения с отходами, который включает в себя следующие виды работ:

  • Лицензия на деятельность по сбору отходов I-IV класса опасности
  • Лицензия на деятельность по транспортированию отходов I-IV класса опасности
  • Лицензия на деятельность по обработке отходов I-IV класса опасности
  • Лицензия на деятельность по утилизации отходов I-IV класса опасности
  • Лицензия на деятельность по обезвреживанию отходов I-IV класса опасности
  • Лицензия на деятельность по размещению отходов I-IV класса опасности.

Лицензия на сбор отходов — прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов.

Лицензия на транспортировку отходов — перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя, либо предоставленного им на иных правах.

Лицензия на обезвреживание отходов — обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.

Лицензия на Размещение отходов — хранение и захоронение отходов.

Доводим да Вашего сведения, что деятельность по накоплению отходов не лицензируется.

Накопление отходов — временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.

Требования к лицензиату по обращению с опасными отходами 1-4 класса опасности

Лицензия на использование отходов выдается при соответствии претендента (соискателя лицензии) следующим требованиям:

  • наличие у заявителя специальных сооружений, зданий, строений, объектов размещения отходов, помещений, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании;
  • наличие у соискателя лицензии оборудования (в том числе специального) и установок, в том числе передвижных мобильных установок, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании;
  • наличие у соискателя лицензии (лицензиата) специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании;
  • наличие у соискателя лицензии — индивидуального предпринимателя и у работников, заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I — IV класса опасности (72 и 112 учебных часа);
  • наличие у юридического лица должностного лица, ответственного за допуск работников к работе с отходами;
  • проведение лицензиатом мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду в соответствии с пунктом 3 статьи 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»;
  • проведение лицензиатом рекуперации веществ, разрушающих озоновый слой, из отходов перед их захоронением в объектах размещения отходов производства и потребления в соответствии с пунктом 2 статьи 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды»;
  • наличие объекта размещения отходов, на котором лицензиатом осуществляется деятельность в области обращения с отходами, в государственном реестре объектов размещения отходов;
  • наличие у соискателя лицензии в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов I — IV класса опасности;
  • положительное заключение гос. экологической экспертизы проектной документации объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I — V классов опасности, в том числе проектной документации на строительство, реконструкцию объектов, используемых для обезвреживания и (или) размещения отходов I — V классов опасности;
Это интересно:  Обучение должно носить характер

Претендент на лицензию подает заявление и пакет документов в региональный лицензирующий орган (Росздравнадзор). После проведенной проверки соответствия лицензиата требованиям законодательства, уполномоченными органами принимается решение о выдаче лицензии на опасные отходы, либо об отказе.

В случае положительного результата лицензия на отходы 1-4 кл опасности действует бессрочно и действительно на всей территории Российской Федерации.

Перечень документов необходимых для получения лицензии

Лицензирование деятельности по обращению с отходами требует на первом этапе подачи необходимых документов:

  1. Учредительные документы:
    • Решение или протокол о назначении руководителя;
    • Решение или протокол о создании;
    • Свидетельство о внесении изменений в учредительные документы (при наличии);
    • Устав, учредительный договор (при наличии);
    • Свидетельство о государственной регистрации организации;
    • Свидетельство о постановке организации на учет в налоговом органе;
    • Коды Госкомстата;
    • Выписка из ЕГРЮЛ.
  2. Оригинал платежного поручения с отметкой банка об уплате сбора за выдачу лицензии (7500 руб.)
  3. Перечень опасных отходов согласно классификатору, с которыми предполагается осуществлять деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению.
  4. Паспорта опасных отходов, в отношении которых осуществляется деятельность по их сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению.
  5. Свидетельства (сертификаты) на право работы с опасными отходами, подтверждающие профессиональную подготовку индивидуального предпринимателя или работников юридического лица, осуществляющих деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
  6. Документы, подтверждающие наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании:
    • объектов размещения опасных отходов,
    • производственных помещений,
    • специализированных установок по обезвреживанию опасных отходов, специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, соответствующих установленным требованиям.
  7. Санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
  8. Доверенность

Специалисты нашего Центра окажут Вам всестороннюю поддержку в получении лицензии на отходы!

Порядок получения лицензии на работу с отходами

Хозяйственная деятельность производственно-заготовительных предприятий и перерабатывающих предприятий вторичных ресурсов, так или иначе, связана с использованием или образованием отходов.

Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности (далее по тексту – «опасные отходы») осуществляется на основании Федеральных законов «Об отходах производства и потребления» (статья 9), «О лицензировании отдельных видов деятельности» (статья 12, п.1, п.п.30), «Об охране окружающей природной среды» (статья 30).

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I — IV классов опасности, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 июля 2016 года. После 1 июля 2016 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается. Лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I — IV классов опасности, выданные до 1 июля 2015 года, сохраняют свое действие до 1 января 2019 года.

Кому необходимо получить лицензию на отходы

Согласно действующему законодательству лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности. Т.е. с одной стороны должны иметь место отходы I — IV класса опасности, а с другой стороны над ними должны производиться упомянутые действия.

Одним из важных этапов при подготовке к лицензированию является инвентаризация отходов. Без полных сведений о том, с какими отходами приходиться иметь дело и какие отходы образуются (могут образовываться) в процессе этой деятельности, невозможно двигаться дальше. Поэтому инвентаризации отходов придается столь важное значение. Исходные сведения об отходах берутся из документов первичного учета отходов, проектной документации, технологических схем или из готового Проекта нормативов образования и лимитов размещения отходов (ПНООЛР).

Особенностью деятельности предприятий вторичных ресурсов является то, что отходы используются в качестве сырья, а также образуются в процессе производственного процесса. При этом следует отдельно рассматривать входящий поток отходов и выходящий.

Несмотря на кажущееся разнообразие видов отходов, с точки зрения управления окружающей средой, виды отходов следует определять на основании Федерального классификационного каталога отходов (ФККО) и не стремиться к излишне широкой номенклатуре. Так, например, различные сорта макулатуры не всегда означают разные виды по ФККО. Стальной лом, при всем разнообразии его марок, также составляет один вид отходов по ФККО.

Излишне широкая номенклатура отходов не просто усложнит дальнейшую разработку документации, но и может привести к ненужным затратам при проведении экспертиз и оформлении лицензии. Это особенно важно при разработке Проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, т.к. в большинстве случаев ПНОЛРО является основой при определении необходимости лицензирования.

Лицензируемые виды отходов

Согласно нынешней формулировке в законе «Об отходах производства и потребления»:
отходы производства и потребления (далее — отходы) — вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Такая формулировка оставляет пространство для маневра. Т.е., если в технологическом процессе не образуются «вещества или предметы», подлежащие удалению, то и отходов соответственно не образуется. Следовательно, производство, в котором отходы используются, может считаться «безотходным».

А так как «производство» подразумевает совокупность различных технологических процессов, то отходами считаются остатки не от отдельного технологического процесса, а от деятельности целого «производства». Никто же не считает керосин отходом производства бензина.

Действующее законодательство исключило термин «опасные отходы», поэтому под лицензирование однозначно не попадает деятельность по обращению с отходами V класса опасности.

Код каждого вида отходов имеет 11-значную структуру. Первые восемь знаков кода вида отходов используются для кодирования происхождения видов отходов и их состава. Девятый и десятый знаки кода используются для кодирования агрегатного состояния и физической формы отхода, а одиннадцатый знак кода — для кодирования класса опасности вида отходов в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду. Если в одиннадцатом знаке кода стоит «0», то это значит, что мы имеем дело с блоком, типом, подтипом, группой, подгруппой отходов.

К предустановленному в ФККО классу опасности следует относиться с достаточной осторожностью и иронией. С осторожностью — потому что, это не «истина в последней инстанции», а с иронией – потому что, в определении классов опасности есть очевидные противоречия. Например, как может одно и тоже вещество, но из разных источников иметь разный класс опасности? Кроме этого, один и тот же отход органично может быть отнесен к разным кодам ФККО.

Фактически, в настоящее время класс опасности отходов установлен в ФККО. Определять класс опасности придется лишь в том случае, когда отходы не включены в классификационный каталог (вы не сумели идентифицировать свои отходы с формулировками ФККО). Тогда необходимо провести исследование этих материалов (отходов) на токсичность, взрывоопасность, пожароопасность, реакционную способностью и содержание возбудителей инфекционных заболеваний. Класс опасности устанавливается на основании «Критериев отнесения отходов к I — V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду», утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 4 декабря 2014 г. № 536. Результаты исследований отражаются в Исходных сведениях об отходе, которые представляются в территориальные органы Росприроднадзора для получения подтверждения класса опасности отхода для окружающей природной среды.

Свидетельство о классе опасности отхода для окружающей природной среды оформляется на каждый вид отходов. Паспорт опасного отхода составляется только на отходы I-IV класса опасности, действует бессрочно. Согласовывать или утверждать паспорт в органах Росприроднадзора не требуется, но необходимо направить туда заверенную копию паспорта вместе с подтверждающими документами (расчет класса опасности и т.д.).

В подавляющем большинстве случаев, факт наличия Паспорта отхода I-IV класса опасности хотя бы по одному виду отходов, принимаемому на предприятии, означает необходимость лицензирования.

Лицензируемые виды деятельности по обращению с отходами

В случае, когда производится работа с опасными отходами, следует определиться с видами деятельности, т.к. лицензированию подлежит только сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание и размещение опасных отходов.

В законе «Об отходах производства и потребления» есть определения некоторых видов деятельности:

  • размещение отходов — хранение и захоронение отходов;
  • хранение отходов — складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;
  • захоронение отходов — изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;
  • объект размещения отходов — специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.

Таким образом, размещение отходов может осуществляться только на объектах размещения отходов. Объекты размещения отходов подлежат регистрации в Государственном реестре объектов размещения отходов на основании Постановления Правительства от 26 октября 2000 г. № 818 «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов».

Следующие виды деятельности :

  • утилизация отходов — использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация);
  • обезвреживание отходов — уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.

Такие виды деятельности наиболее часто ведутся на предприятиях вторичных ресурсов.

  • сбор отходов— прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение.

Следовательно, под сбором отходов следует понимать прием отходов непосредственным оператором. Транспортные компании сбор отходов не производят.

Однако возникает вопрос, является ли сбором отходов их накопление в контейнерах на производственной площади предприятия, на котором эти отходы образуются? Ведь в таком случае, лицензию должно иметь любое предприятие или организация, выбрасывающие свои отходы в контейнер. Однако в определениях есть термин «места образования». Если таким «местом образования» является производственная площадь, где стоит контейнер, то деятельность может называться накоплением отходов и не может называться сбором отходов. Мы же не считаем, что жители, выносящие свой мусор в контейнеры, занимаются сбором отходов…

Это интересно:  Доходы подлежащие налогообложению вклады

Таким образом, сбором отходов занимаются организации, использующие отходы или вывозящие отходы к местам размещения. Т.е. предприятия вторичных ресурсов практически во всех случаях осуществляют лицензируемые виды деятельности.

Порядок получения лицензии на отходы

Работа с видами вторичного сырья, относящимся к опасным отходам, должна лицензироваться. Порядок лицензирования определен в Положении о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности, утвержденном Постановлением Правительства РФ № 1062 от 3 октября 2015 г.

Лицензирование проводят органы Росприроднадзора согласно «Административному регламенту Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по лицензированию деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов», утвержденному приказом Ростехнадзора от 10 декабря 2007 г. № 848.

Алгоритм получения лицензии предприятием вторичных ресурсов

Лицензионные требования к деятельности по обращению с отходами

Заявляемая деятельность должна соответствовать лицензионным требованиям и условиям осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности, а именно:
а) для работ по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности — наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений (в том числе объектов обезвреживания и (или) размещения отходов I — IV классов опасности) и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании и соответствующих установленным требованиям;
б) для работ по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов I — IV классов опасности — наличие у соискателя лицензии (лицензиата) оборудования (в том числе специального) и специализированных установок, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям;
в) для работ по транспортированию отходов I — IV классов опасности — наличие у соискателя лицензии (лицензиата) специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям;
г) для работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности — наличие у соискателя лицензии (лицензиата) — индивидуального предпринимателя и у работников, заключивших с соискателем лицензии (лицензиатом) трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I — IV классов опасности;
д) для работ по размещению отходов I — IV классов опасности — проведение лицензиатом рекуперации веществ, разрушающих озоновый слой, из отходов I — IV классов опасности перед их захоронением в объектах размещения отходов производства и потребления в соответствии с пунктом 2 статьи 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

Иными словами, к различным видам деятельности предъявляются разные лицензионные требования. Так, например, для получения лицензии только на утилизацию отходов необходимо:
— наличие необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений и помещений;
— наличие оборудования и специализированных установок;
— наличие у индивидуального предпринимателя и у работников, заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами на право работы с отходами I — IV классов опасности.

Документы, требуемые для оформления лицензии

Для получения лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган заявление, в котором указывает:
а) заявление о предоставлении лицензии (приложение 2) и документы (копии документов), указанные в пункте 1 статьи 9 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», а именно:
— учредительные документы и документ, подтверждающий факт внесения записи о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц;
— свидетельство о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя;
— свидетельство о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе с указанием идентификационного номера налогоплательщика;
— документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;
а) для работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности — перечень конкретных видов отходов I — IV классов опасности, содержащий их наименования, классы опасности и коды согласно федеральному классификационному каталогу отходов, а также перечень работ, составляющих деятельность в области обращения с отходами, которые соответствуют наименованиям конкретных видов отходов I — IV классов опасности;
б) для работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности — реквизиты санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, которые планируется использовать для выполнения заявленных работ, составляющих деятельность по обращению с отходами;
в) для работ по обезвреживанию и размещению отходов I — IV классов опасности — реквизиты положительного заключения государственной экологической экспертизы документации, являющейся объектом государственной экологической экспертизы (за исключением материалов обоснования лицензий на осуществление деятельности) в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (за исключением периода со дня вступления в силу Федерального закона от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и до дня вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»);
г) для работ по обезвреживанию и размещению отходов I — IV классов опасности — реквизиты разрешения на строительство или разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, выданных в период со дня вступления в силу Федерального закона от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и до дня вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
К заявлению прилагаются:
а) для работ по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности — копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, строений, сооружений (в том числе объектов обезвреживания и (или) размещения отходов I — IV классов опасности) и помещений, необходимых для выполнения заявленных работ;
б) для работ по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов I — IV классов опасности — копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании оборудования (в том числе специального) и установок, необходимых для выполнения заявленных работ;
в) для работ по транспортированию отходов I — IV классов опасности — копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям;
г) для работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности — копии свидетельств (сертификатов) на право работы с отходами I — IV классов опасности, выданных соискателю лицензии — индивидуальному предпринимателю и работникам;
д) для работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности — копию документа, подтверждающего наличие в штате соискателя лицензии — юридического лица должностного лица, ответственного за допуск работников к работе с отходами I — IV классов опасности.

Санитарно-эпидемиологическое заключение

Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (статья 40 п.2) требует, чтобы обязательным условием при выдаче лицензии было представление соискателем лицензии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности.

Санитарно-эпидемиологические заключения выдаются на основании проведенной санитарно-эпидемиологической экспертизы, согласно статьям 22 и 42 закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Выдача санитарно-эпидемиологического заключения осуществляется согласно «Порядку выдачи санитарно-эпидемиологических заключений», утвержденному приказом Роспотребнадзора от 19 июля 2007 г. № 224. Санитарно-эпидемиологическое заключение выдается о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые предполагается использовать для осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I — IV класса опасности.

Санитарно-эпидемиологическая экспертиза

Проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы проводится согласно «Порядка организации и проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок», утвержденному приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 19 июля 2007 г. № 224. Срок проведения экспертизы не может превышать двух месяцев.

Лицензирование деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов

Под взрывопожароопасными и химически опасными производственными объектами понимаются объекты, на которых, в частности используются (производятся, хранятся, перерабатываются) воспламеняющиеся, окисляющиеся, горючие, взрывчатые, токсичные, высокотоксичные вещества, представляющих опасность для окружающей среды.

Эксплуатация объектов IV класса опасности не лицензируется. Как правило, это касается предприятий вторичной черной и цветной металлургии.

Положение о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности утверждено Постановление Правительства РФ от 10.06.2013 N 492.

Лицензии выдает территориальный орган Ростехнадзора России.

Экспертиза промышленной безопасности

Экспертиза промышленной безопасности проводится согласно Правил проведения экспертизы промышленной безопасности, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 14.11.2013 № 538.

Статья написана по материалам сайтов: ekvt.ru, www.apreal.ru, www.waste.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector