Международные соглашения по вопросам налогообложения регулируют вопросы
Читайте также:
|
НК РФ закрепляет общепринятую международную практику, в соответствии с которой международный договор (соглашение), ратифицированный в установленном порядке сторонами, заключившими этот договор, имеет приоритет над национальным законодательством. При коллизии норм международного договора и национального законодательства применяются нормы международного договора.
Международно-правовое налоговое регулирование активно влияет на российское финансовое и налоговое право.
Вследствие этого положения имеют принципиально важное значение при исчислении и уплате налогов от источников за пределами РФ для налогоплательщиков резидентов РФ и от источников в РФ для налогоплательщиков нерезидентов РФ – определение понятия источника дохода и особенности квалификации и налогообложения доходов от источников в РФ и за ее пределами.
Доходы налогоплательщика могут быть отнесены к доходам от источников в РФ или к доходам от источников за пределами РФ в соответствии с главами «Налог на прибыль организаций», «Налог на доходы физических лиц» НК РФ.
Если положения НК РФ не позволяют однозначно отнести полученные налогоплательщиком доходы к доходам от источников в РФ либо к доходам от источников за пределами РФ, отнесение дохода к тому или иному источнику осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. В аналогичном порядке в указанных доходах определяется доля, которая может быть отнесена к доходам от источников в РФ, и доли, которые могут быть отнесены к доходам от источников за пределами РФ.
Механизмы разрешения подобных ситуаций могут предусматриваться в международных соглашениях об избежании двойного налогообложения, и в этом случае ситуация может разрешаться путем согласования между компетентными органами двух государств. Так, Договор между РФ и США «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал» от 17 июня 1992 г. (ст.24) предусматривает возможность такого согласования компетентными органами двух государств, т. е. Министерством финансов РФ или его уполномоченным представителем и Министром финансов США или его уполномоченным представителем.
Суть механизма устранения двойного налогообложения, который заключается в следующем: если лицо с постоянным местопребыванием в одном договаривающемся государстве получает доход, который в соответствии с положениями подписываемого соглашения может облагаться налогом в другом договаривающемся государстве, сумма налога на этот доход, подлежащая уплате в этом другом договаривающемся государстве, может быть вычтена из налога, взимаемого с такого лица в связи с таким доходом в первом упомянутом договаривающемся государстве. Такой вычет, однако, как правило, не должен превышать сумму налога первого договаривающегося государства на такой доход, рассчитанного в соответствии с его налоговым законодательством и правилами.
Следовательно, если международным договором РФ, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров РФ.
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)
Содержание
- Международные договоры по вопросам налогообложения
- Понятие международных договоров по налогообложению
- Принципы и нормы международного договора по налогообложению
- Порядок заключения, выполнения и прекращения международных договоров по налогообложению
- Виды и наименования международных договоров по налогообложению
- Типы международных налоговых соглашений
- Направления международных соглашений об избежании двойного налогообложения
- Лекция 23. Международное налоговое право
- 23.2. Источники международного налогового права
- 23.3. Международные соглашения по вопросам налогообложения
- Тема 5. Международные налоговые соглашения
Международные договоры по вопросам налогообложения
Заключение, прекращение и приостановление действия международных договоров РФ находятся в ведении РФ.
Понятие международных договоров по налогообложению
Взаимоотношения в области налогов в рамках государства регулируются нормами национального налогового права, но в некоторых ситуациях нормами международного права. Международные договора считаются основной формой, которые общепризнанные системой законодательства.
Принципы и нормы международного договора по налогообложению
Нормы могут содержаться в налоговых договорах, конвенциях, а также в договорах, которые напрямую налогов не касаются.
Нормы подразделяются на:
- материально-правовые;
- процессуальные;
- коллизионные.
Коллизионные нормы назначают, какие материально-правовые нормы какой страны регулируют налоговые отношения. Коллизионные и материально-правовые нормы содержатся в международных договорах и в налоговом законодательстве.
Именно с помощью материально-правовых норм определяются элементы налоговых отношений. Это объясняет власть государства над своей территорией.
Материально-правовые нормы назначают правила по налогообложению. Материально-правовые нормы определяют права и субъекты налоговых отношений.
Материально-правовые нормы чаще всего используются для корректировки норм, к которым отсылают коллизионные.
Нужно помнить, что коллизионные нормы как таковые не регулируют отношения, а направляет в русло правовой системы. Коллизионные нормы с одной стороны показывают многообразие правопорядков разных стран, а с другой их взаимодействие.
Материально-правовые нормы устанавливают налоговые объекты, ставки, льготы по некоторым налогам, а также требования к ним.
Процессуальные нормы регулируют порядок материально-правовых норм. Процессуальные нормы регламентируют налоговый контроль и регулируют начисление налогов. Процессуальные нормы содержатся в Налоговом кодексе Российской Федерации.
В области экономических отношений с другими странами УНИДРУА – Международный институт унификации частного права в Риме, разработал документ, который называется «Принципы международных коммерческих договоров».
УНИДРУА о международная организация, которая занимается подготовкой документов частного права. В состав УНИДРУА входят больше 40 государств, в том числе Россия.
УНИДРУА подготавливает проекты международных договоров, типовых законов, сравнивает нормы частного права и др.
Принципы УНИДРУА могут быть как простые нормы, если страны применяют их добросовестно. Некоторые принципы УНИДРУА используются только случае ссылки на них. Эти принципы могут использоваться странами в качестве указания их в тексте международного договора.
Порядок заключения, выполнения и прекращения международных договоров по налогообложению
Порядок заключения, исполнения и прекращения договоров в России регламентируется Конституцией РФ, ФЗ «О международных договорах РФ» и другие общепризнанные нормы международного права.
Документы о заключении международных договоров попадают на рассмотрение к Президенту и Правительству России.
Срок рассмотрения составляет 1 месяц, по истечении его дается ответ.
Перед тем как предоставить проект о заключении международного договора Президенту оно согласовывается с органами исполнительной власти. Предложение должно состоять из проекта договора, определения его соответствия законопроекту, оценки вероятных экономических результатов.
После принятия решения о заключении договора назначаются лица, которые будут представлять Россию для ведения переговоров. Эти лица имеют определенные полномочия. Если полномочия не даются, то переговоры ведет Президент России.
В соответствии со сроками, указанными в договоре он вступает в силу. Опубликованию подлежат официальные оповещения МИД о введении в силу контракта. Официально принятые договоры публикуют в Собрании законодательства России.
Международные договоры должны добросовестно выполняться в соответствии с нормами права. Правительство и Президент РФ обеспечивают надлежащие выполнение договоров. Исполнительная власть обеспечивает полноценное исполнение обязательств со стороны Российской Федерации.
Если договорные условия нарушаются, то МИД России предоставляет Президенту России проект о урегулировании условия договора.
Прекращение действия договора происходит на основании условия самого договора. Принять решение о прекращении также может Президент России, если на то есть необходимость.
Госдума РФ принимает предложение на рассмотрении выдвигает решение о приостановлении или прекращении действия договора. Затем принятое решение рассматривается в Совете Федерации, после этого оно попадает к Президенту. Он его рассматривает и в случае подписания оно вступает в силу.
Виды и наименования международных договоров по налогообложению
Международные договоры по налогообложению могут именоваться в виде как соглашений, пактов, конвенции, декларации и др.
Существуют многосторонние и двусторонние международные договоры. Двусторонние заключаются между двумя государствами, а многосторонние могут заключаться с 3 и более странами.
Виды международных договоров можно разделить на 4 группы:
1. Соглашений общего характера. Определяют общие подходы к налогообложению стран.
2. Налоговых соглашений. Делятся на многосторонние и двусторонние, которые имеют в свою очередь три подразделения: конвенции – договора рекомендательного характера, по вопросам прямых и косвенных налогов; ограниченные соглашения – распространяются на один вид налога; соглашения об оказании помощи по налогообложению.
3. Соглашений по налоговым вопросам, например, предоставление льгот.
4. Специфических соглашений. По вопросам конкретной международной организации.
Типы международных налоговых соглашений
Международные соглашения подразделяются на типы:
- Соглашения о взаимодействии в налогообложении, о предоставлении некоторых льгот по налогам.
- Соглашение об избежании двойного налогообложения.
- Соглашения в области косвенных налогов, например, о принципах взыскания косвенных налогов.
Направления международных соглашений об избежании двойного налогообложения
Международное двойное налогообложение – это взимание налогов сразу в двух странах с одного налогоплательщика за один объект и один период времени. Такое налогообложение называют еще излишним. Налоговые платежи, объекты и сроки уплаты оказываются идентичными.
Международные конвенции об избежании двойного налогообложения отличают прибыль от бизнеса, особые виды доходов, когда нужно установление особых налоговых режимов. Особые режимы применяются при отдельных видах деятельности. К данным видам относят:
- перевозки пассажиров и грузов международного масштаба;
- кредитные международные связи;
- инвестиционная деятельность;
- материализация авторских прав;
- предпринимательская деятельность, осуществляемая заграницей.
Для перевозок такой режим вводится не только для регулировки цен, но и потому, что налоговым службам достаточно сложно определить доход данного перевозчика на территории другой страны.
Для инвестиционной деятельности также существуют особые условия существуют для стимулирования международной активности в данной сфере.
Если бы к данным видам применялись общие режимы, то это могло бы привести к увеличению себестоимости услуг, а также привело бы к дискриминации иностранных инвесторов, кредиторов, а также было бы сложно определить налоговые обязательства.
Лекция 23. Международное налоговое право
Термин «международное налоговое право» употребляться применительно к нормам, регулирующим налоговые отношения с участием иностранных организаций и граждан.
Развитие международных отношений привело к заключению государствами многочисленных финансовых договоров и соглашений, т. е. к возникновению международного финансового права.
Характерные особенности международного налогового права:
– это есть совокупность исторически изменяющихся правил поведения (норм конвенционных и обычных), регулирующих межгосударственные финансовые отношения.
– имеет координационный, а не субординационный характер, поскольку его субъектами являются государства, отношения между которыми строятся на принципах равенства и взаимного согласования своих интересов.
– пространственной сферой действия (применения) международного налогового права является вся международная арена.
Предмет международного налогового права составляют межгосударственные отношения, складывающиеся по поводу взимания налогов и сборов с участием субъектов, которые подпадают под налоговую юрисдикцию двух и более государств. К ним относятся:
– отношения между государствами по поводу заключения международных налоговых соглашений с целью разграничения налоговой юрисдикции государств;
– налоговые отношения между государствами и физическими и юридическими лицами других государств (субъектами иностранного права), т. е. отношения, затрагивающие суверенитет других государств;
– отношения публичного характера между юридическими и (или) физическими лицами различных государств.
Типичным примером могут служить отношения, возникающие в связи с двойным налогообложением, которое представляет собой юридическую ситуацию, при которой у налогоплательщика возникает обязанность по уплате налогов с одного и того же объекта одновременно в двух государствах – по месту его постоянного местопребывания (регистрации) и по месту получения им дохода.
Следует разграничивать нормы МНП и нормы, составляющие налоговое право того или иного иностранного государства. К последним относятся правовые нормы, регулирующие налогообложение, но устанавливаемые в одностороннем порядке тем или иным государством. Субъектный состав и содержание регулируемых отношений являются важными, но не единственно определяющими признаками МНП.
Национальное налоговое право – совокупность принятых в государстве норм налоговых законов и подзаконных актов, а также общих принципов права, применяемых к налоговым отношениям; принципов налогового права, закрепляемых в конституции; прецедентов и решений высших судебных органов по вопросам налогового права.
Международного налогового права – результат совместной нормотворческой деятельности стран мира, стремящихся на межгосударственном уровне урегулировать те налоговые отношения, которые полностью не охватываются юрисдикцией одной из них и, следовательно, не могут быть урегулированы в одностороннем порядке.
Так, ст. 7 НК РФ устанавливает приоритет норм МНП над национальным – если международным договором РФ, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров РФ.
23.2. Источники международного налогового права
В России это соотношение довольно четко определяется действующим законодательством о налогах и сборах. Так, в соответствии со ст. 7 НК РФ фактически установлен приоритет норм международного налогового права над национальными. В частности, если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации. Эта норма НК РФ дублирует ч. 4 ст. 15 Конституции РФ
Как известно, источниками международного финансового права являются: международные договоры; международный обычай; судебные прецеденты как международных судов и арбитражей, так и национальных судов, если решения последних относятся к вопросам международного общения, признаются в международном общении и соответствуют общепризнанным нормам международного права; внутренние законы, если они относятся или затрагивают вопросы международного общения и не противоречат его принципам – они становятся нормами международного права и в случае признания их таковыми со стороны других государств; решения и постановления международных организаций, принятые в пределах их компетенции и не противоречащие основным принципам международного права1. Однако состав источников международного налогового права несколько уже; преимущественно регулирование международных налоговых отношений осуществляется на основе международных договоров (соглашений, конвенций). Такие договоры заключаются между государствами в целях создания правовой основы для регулирования налоговых отношений, носящих межгосударственный характер.
Зачастую источники международного налогового права содержат общие. нормы, составляющие своего рода основу для формирования системы национального налогового права. Так, в Германии одним из важнейших источников налогового права в части, касающейся уплаты специальных сборов, взимаемых странами Западной Европы в рамках проводимой ими единой аграрной политики, является Договор о создании Европейского экономического сообщества. В развитие его положений в 1972 г. в стране принят Закон о соблюдении налогового равноправия ‘во внешних сношениях и улучшении налоговой конкурентоспособности при зарубежных инвестициях. В ст. 9 Европейской хартии местного самоуправления (Страсбург, 15 октября 1985 г.) определено, что по меньшей мере часть финансовых средств органов местного самоуправления должна поступать за счет местных сборов и налогов, ставки которых органы местного самоуправления вправе устанавливать в пределах, определенных законом. Это положение является во многом определяющим для стран Европы при организации налогообложения на местном уровне. О налоговых льготах как одном из средств обеспечения необходимых условий для полного развития семьи говорится в ст. 16 Европейской социальной хартии (Страсбург, 3 мая 1996 г.).
Собственно «налоговые» договоры заключаются между государствами, чтобы создать правовую основу для регулирования налоговых отношений, носящих межгосударственный характер. В данном случае, прежде всего, имеются в виду договоры об устранении двойного налогообложения.
23.3. Международные соглашения по вопросам налогообложения
НК РФ закрепляет общепринятую международную практику, в соответствии с которой международный договор (соглашение), ратифицированный в установленном порядке сторонами, заключившими этот договор, имеет приоритет над национальным законодательством. При коллизии норм международного договора и национального законодательства применяются нормы международного договора.
Международно-правовое налоговое регулирование активно влияет на российское финансовое и налоговое право.
Вследствие этого положения имеют принципиально важное значение при исчислении и уплате налогов от источников за пределами РФ для налогоплательщиков резидентов РФ и от источников в РФ для налогоплательщиков нерезидентов РФ – определение понятия источника дохода и особенности квалификации и налогообложения доходов от источников в РФ и за ее пределами.
Доходы налогоплательщика могут быть отнесены к доходам от источников в РФ или к доходам от источников за пределами РФ в соответствии с главами «Налог на прибыль организаций», «Налог на доходы физических лиц» НК РФ.
Если положения НК РФ не позволяют однозначно отнести полученные налогоплательщиком доходы к доходам от источников в РФ либо к доходам от источников за пределами РФ, отнесение дохода к тому или иному источнику осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. В аналогичном порядке в указанных доходах определяется доля, которая может быть отнесена к доходам от источников в РФ, и доли, которые могут быть отнесены к доходам от источников за пределами РФ.
Механизмы разрешения подобных ситуаций могут предусматриваться в международных соглашениях об избежании двойного налогообложения, и в этом случае ситуация может разрешаться путем согласования между компетентными органами двух государств. Так, Договор между РФ и США «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал» от 17 июня 1992 г. (ст.24) предусматривает возможность такого согласования компетентными органами двух государств, т. е. Министерством финансов РФ или его уполномоченным представителем и Министром финансов США или его уполномоченным представителем.
Суть механизма устранения двойного налогообложения, который заключается в следующем: если лицо с постоянным местопребыванием в одном договаривающемся государстве получает доход, который в соответствии с положениями подписываемого соглашения может облагаться налогом в другом договаривающемся государстве, сумма налога на этот доход, подлежащая уплате в этом другом договаривающемся государстве, может быть вычтена из налога, взимаемого с такого лица в связи с таким доходом в первом упомянутом договаривающемся государстве. Такой вычет, однако, как правило, не должен превышать сумму налога первого договаривающегося государства на такой доход, рассчитанного в соответствии с его налоговым законодательством и правилами.
Следовательно, если международным договором РФ, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров РФ.
Тема 5. Международные налоговые соглашения
Читайте также:
- АНАЛОГОВЫЕ ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЕ ПРИБОРЫ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЙ СИСТЕМЫ
- АНАЛОГОВЫЕ ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЕ ПРИБОРЫ ЭЛЕКТРОСТАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
- АНАЛОГОВЫЕ ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЕ ПРИБОРЫ.
- Влияние процесса глобализации на международные отношения
- ЗА НАЛОГОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ
- Имущественные налоговые вычеты
- ЛЕКЦИЯ 11. Международные аспекты экономической
- Международные акты, как источники ЭП
- Международные аспекты охраны окружающей среды
- Международные аспекты финансового менеджмента.
- МЕЖДУНАРОДНЫЕ БУХГАЛТЕРСКИЕ ПРОФФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
- Международные государственные фонды
1. Понятие и виды международных налоговых соглашений.
2. Международные соглашения и типовые конвенции об избежание двойного налогообложения
1. Понятие и виды международных налоговых соглашений.
Закрепление законодательно форм и методов устранения двойного налогообложения наиболее действенно осуществляется в международных договорах и соглашениях в сфере налогообложения. Первые международные договоры возникли еще в XIX в. и регулировали налогообложение в основном определенных видов доходов: от морских перевозок, наследства и недвижимости. Дальнейшее развитие глобальных экономических процессов и внешней торговли создали стимул для поиска механизма устранения налоговых барьеров на пути международного перемещения товаров и капитала. Этот период характеризуется высокой активностью в сфере заключения международных соглашений и договоров. Только в 20-х годах XX веке было заключено более двадцати международных налоговых соглашений, которые отличались друг от друга, как полнотой охвата регулируемых налогов, так и механизмами регулирования. В связи с этим возникла потребность в применении единой формы налогового соглашения, в дальнейшем принявшего форму типовой конвенции.
Международный договор по вопросам налогообложения представляет собой соглашение между субъектами международного права, устанавливающее взаимные правоотношения в области организации международного налогообложения. В международных отношениях могут применяться различные формы договорных отношений: договоры, конвенции, соглашения, декларации и др.
Налоговые соглашения классифицируются следующим образом:
1) собственно налоговые соглашения — включают соглашения о сотрудничестве и оказании взаимной помощи, ограниченные (специальные) налоговые соглашения, общие налоговые соглашения, соглашения о налогах на наследство или на страхование;
2) международные соглашения и договора, включающие наряду с другими налоговые вопросы – к ним относятся оглашения об основах взаимоотношений между странами, соглашения об установлении дипломатических и консульских отношений, торговые договоры и соглашения, а также международные договоры, определяющие принципы взаимоотношений между международными организациями и странами их базирования.
Соглашения о сотрудничестве и оказании взаимной помощи предполагают сотрудничество налоговых администраций договаривающихся государств по налоговым вопросам. В соответствии с этими международными соглашениями компетентные органы стран, подписавших соглашение, обязаны оказывать друг другу содействие в предотвращении и пресечении нарушений налогового законодательства, в предоставлении информации об изменениях в национальных налоговых системах, обучении национальных кадров и других вопросах в области налогообложения. К наиболее ранним соглашениям, заключенным по этим вопросам, относят соглашение по обмену информацией и оказанию взаимной помощи в налоговых вопросах между Францией и Бельгией (1843 г.).
К основным задачам, решаемым при помощи соглашений об оказании взаимной помощи, относятся вопросы определения сферы, методов и принципов взаимодействия налоговых администраций. При заключении соглашений применяется их типовая структура, в которой предусматривается ряд статей. К ним относится статья, дающая толкование основных терминов: понятие налогового законодательства, виды его нарушений, определение компетентных налоговых органов, запрашиваемой (запрашивающей) налоговой службы и др.
Республикой Беларусь заключены и действуют межправительственные соглашения о сотрудничестве и взаимной помощи.
1. Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Молдова о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства от 29 июня 2000 г.
2. Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Кыргызской Республики о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства от 20 января 2001 г.
3. Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Армения о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства от 19 июля 2000 г.
4. Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства от 22 мая 2000 г.
5. Соглашение Правительством Республики Беларусь и Правительством Финляндии о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах от 21.12.2009 г.
6. Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Сербией о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах от 01.02.2012 г.
В 2012 г. в Республике Беларусь планируется заключить межправительственное соглашение с Австрийской Республикой о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах.
Соглашения о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства, заключенные Республикой Беларусь, предусматривают предоставление информации обо всех видах доходов и объектах налогообложения юридических и физических лиц, полученных на территории государств — участников соглашения, сведений о регистрации предприятий, наличии счетов в банках, а также любой другой информации, связанной с соблюдением налогового законодательства и вопросами, направленными на предупреждение, выявление и пресечение налоговых преступлений и правонарушений.
Экономическая взаимозависимость и сотрудничество государств в экономической сфере продиктовали необходимость заключения 11 декабря 2009 г. Протокола об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств — членов таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов, действующего для Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Соглашение определяет правовые основы сотрудничества и предусматривает осуществление межгосударственного обмена информацией на базе имеющихся соглашений между налоговыми и таможенными органами сторон с целью усиления контроля за перемещением товаров во взаимной торговле, легальностью их ввоза-вывоза, обеспечения своевременности и полноты поступления налогов от экспортно-импортных операций.
Ограниченные (специальные) соглашения в основном регулируют налогообложение особых видов доходов. Применение специального режима налогообложения для этих доходов связано со спецификой видов деятельности по этим формам доходов.
Выделяются следующие виды доходов, по которым заключаются специальные международные соглашения:
— доходы от международных перевозок;
— от движимого и недвижимого имущества;
— от инвестиционной деятельности и международных кредитов и займов;
— физических лиц от определенных (специфических) видов деятельности;
— от других специальных видов деятельности, не предусмотренные в договорах об избежании двойного налогообложения.
Чаще всего заключаются соглашения но налогообложению доходов в области международных перевозок. Это обусловлено спецификой деятельности международного транспорта. В этих соглашениях оговариваются вопросы прав налогообложения доходов, полученных в результате транспортных перевозок, причем такое соглашение может дополнять соглашение об избежании двойного налогообложения капитала и имущества, в отдельных случаях рассматривающее вопросы обложения автомобильного и железнодорожного транспорта. В большинстве соглашений право налогообложения доходов от международных перевозок предоставляется государству, в котором лицо, осуществляющее перевозки, имеет постоянное местопребывание или местожительство. Некоторые соглашения могут предоставлять право налогообложения государству, в котором фактически расположен орган управления компанией, осуществляющей международные перевозки.
Проблемы, которые решаются при помощи налоговых соглашений, условно можно подразделить на две группы: прямые и косвенные.
К прямым относятся:
— устранение двойного налогообложения;
— предотвращение налогового уклонения и налогового избежания;
— распределение прав налогообложения между договаривающимися государствами;
— предотвращение некоторых форм налоговой дискриминации.
Косвенные проблемы решаются путем привлечения иностранных инвестиций и содействия своим резидентам в инвестиционной деятельности, предусматривают разрешение прочих налоговых проблем.
Налоговые соглашения призваны устранить все возможные случаи двойного налогообложения, которые могут возникать между странами-партнерами. С этой целью в соглашениях предусматривается последовательное применение ряда строго определенных правил и процедур.
Налоговые соглашения обычно устанавливают трехступенчатую систему устранения двойного налогообложения. На первой ступени устраняется двойное налогообложение, вытекающее из различий между правилами резидентства и источника дохода, применяемыми на территории договаривающихся государств. Для этих целей в соглашениях имеются статьи как об избежании двойного резидентства, так и статьи, устанавливающие исключительное право одной из сторон на обложение налогом каждого вида дохода.
На второй ступени устраняется избыточное налогообложение, возникающее по причине несоответствия между правилами резидентства и источника дохода во внутреннем законодательстве. На третьей ступени устраняется двойное налогообложение вследствие различий в определении облагаемого дохода в странах-партнерах. Такое налогообложение, как правило, возникает в результате мероприятий, осуществляемых налоговыми органами в пределах их компетенции перераспределять в налоговых целях доходы налогоплательщиков. Такие правила закреплены за налоговыми органами во внутреннем законодательстве большинства стран и подтверждаются налоговыми соглашениями.
В мировой практике применяются самые разнообразные по форме и содержанию налоговые соглашения и конвенции. Налоговые соглашения об устранении (избежании) двойного налогообложения налогами на доходы и капитал являются наиболее распространенными и важными видами налоговых соглашений. На сегодняшний день в мире насчитывается более 2 тысяч подобных соглашений, а развитые страны практически полностью охвачены их сетью. Соглашения об избежании двойного налогообложения стали своего рода связующей нитью налоговых систем различных стран.
Наиболее разветвленная сеть двусторонних соглашений существует в странах — членах ОЭСР. Подобная сеть между развитыми странами уже давно налажена, и теперь вся работа в данной области сводится к внесению поправок, соответствующих текущим изменениям в законодательствах стран, а также касающихся новых позиций той или иной страны по различным вопросам.
Налоговые соглашения делятся на два вида: двусторонние (касающиеся двух стран) и многосторонние (касающиеся более чем двух стран). Двусторонние встречаются очень часто, многосторонние — редко.
2. Международные соглашения и типовые конвенции об избежание двойного налогообложения
Существуют две основные типовые модели общих налоговых соглашений, в большей или меньшей степени охватывающие все стадии процесса устранения двойного налогообложения: модель ОЭСР и модель ООН, служащие основой для заключения конкретных межправительственных соглашений.
Историческая справка по моделям конвенций
1921 г. — Лига Наций предпринимает шаги по изучению экономичен
них аспектов двойного налогообложения.
1928 г. — Лига Наций принимает ряд конвенций.
1933 г. — Лигой Наций принята многосторонняя Конвенция по распределению дохода.
1935 г. — Лигой Наций принята двусторонняя Конвенция по распределению дохода.
1943 г. — Модель конвенции Мехико.
1946 г. — лондонская Модель конвенции.
1958 г. — фискальный комитет Организации европейского экономического сотрудничества начинает работу по налоговым договорам.
1963 г.— проект Конвенции ОЭСР по двойному налогообложению дохода и капитала.
1977 г. — Модель конвенции ОЭСР по двойному налогообложению дохода и капитала.
1980 г. — Модель конвенции ООН по двойному налогообложению дохода и капитала.
1981 г. — Типовая модель конвенции об оказании взаимной помощи в налоговых вопросах.
1983 г. — Типовая модель конвенции по недвижимому имуществу, наследству и дарениям.
1992 г. — актуализированная модель ОЭСР. УЧИТЬ НЕ НУЖНО
Типовая модель конвенции представляет собой проект двустороннего налогового соглашения, состоящего из 30 статей, который в большинстве случаев используется как базовый документ для подготовки и начала переговоров между заинтересованными государствами. Типовая модель конвенции определяет основные принципы устранения двойного налогообложения, позволяет унифицировать основные термины международного налогообложения. Типовая модель ОЭСР (современная редакция 1977 г.) в основу налогообложения ставит принцип резидентства, согласно которому страна — источник дохода значительно ограничивает свою налоговую юрисдикцию в отношении доходов нерезидентов. Для возращения прибыли в форме процентов, дивидендов и роялти предусматривается в основном либо полное освобождение, либо незначительные ставки налога. Типовая модель ОЭСР разрабатывалась применительно к отношениям, сложившимся в этой группе стран, и учитывала их высокий уровень экономического развития и высокую степень интеграционных процессов.
Модель ООН, опубликованная в 1980 г. и рекомендуемая в отношениях между развитыми и развивающимися странами, шире использует принцип территориальности, включая в юрисдикцию национального обложения все виды доходов нерезидентов: активные и пассивные. Практически при заключении договоров об устранении двойного налогообложения Республика Беларусь, начиная с 1992 г., использует модель ООН.
Преимущества модели выгодны, прежде всего, импортерам капитала. Что же касается модели ООН, то возможность не упустить налогообложение иностранных доходов более привлекательна для стран-экспортеров капитала.
Выбирая ту либо иную модель для устранения двойного налогообложения, необходимо учитывать, что привлечение иностранного инвестора низким или льготным налогообложением зачастую приносит значительно больший эффект для экономики государства в виде дополнительных инвестиций, чем пополнение доходов бюджета за счет их налогообложения.
Если на получение активных доходов (доходов от осуществления хозяйственной деятельности) на территории зарубежного государства иностранный инвестор может оказывать существенное влияние путем эффективного финансового и экономического менеджмента, это может быть достигнуто за счет сокращения издержек, привлечения дешевой рабочей силы, а также путем увеличения валового дохода с помощью расширения рынков сбыта. По доходам в пассивной форме влияние иностранного инвестора существенно ограничено. Так, получая пассивные доходы в виде роялти, дивидендов либо процентов с капитала, нерезидент может регулировать массу прибыли, увеличивая финансовые потоки либо изменяя сроки возврата доходов. Поэтому для такого инвестора налоговая составляющая является практически постоянной величиной, существенно влияющей на выбор страны — экспортера капитала.
Налоговое соглашение об избежании двойного налогообложения на доходы и капитал обычно состоит из трех частей: в первой устанавливается сфера действия соглашения; во второй определяются налоговые режимы; в третьей предусматриваются методы и порядок выполнения соглашения.
В первую часть включаются базовые соглашения, определяющие виды налогов, на которые распространяется действие соглашения, и перечисляются налогоплательщики. Во вторую часть включены статьи, регулирующие пределы юрисдикции каждого государства по налогообложению доходов и имущества, на которые распространяется действие соглашения: доходы от «активной» деятельности, связанной с присутствием на территории другого государства; пассивные доходы от использования капитала и имущества. В третьей части рассматриваются вопросы регулирования налогового администрирования между договаривающимися государствами о вступлении в силу и прекращении действия соглашения.
Правовой основой взаимодействия государств — членов СНГ в области прямых налогов являются заключенные двусторонние соглашения и конвенции об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество. Соглашения по применению принципа взимания косвенных налогов во взаимной торговле также можно отнести к категории договоров по устранению двойного налогообложения при перемещении товаров, работ и услуг между договаривающимися странами. В качестве примера можно привести соглашения по взиманию косвенных налогов по принципу «страны назначения» во взаимной торговле между государствами — членами ЕврАзЭС.
Значение международных налоговых соглашений в Республике Беларусь за последние годы существенно возросло. В первую очередь это связано с изменениями, происходящими в области внешнеэкономических связей. Принятие нормативных актов о мерах по управлению внешнеэкономической деятельностью, создание на территории Республики Беларусь предприятий с иностранными инвестициями и представительств иностранных юридических лиц привело к росту количества различного рода внешнеторговых сделок, а также увеличило число граждан, выезжающих для работы за рубеж, и иностранных граждан, приезжающих в страну.
Республика Беларусь заключает и исполняет международные договоры в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и общепризнанными нормами международного права исходя из принципа обязанности каждого действующего договора для его участников. Республика Беларусь является участницей Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г., согласно которой добросовестно выполняет свои международные обязательства.
Основной документ, регламентирующий взаимоотношения государств — участников СНГ в сфере налогообложения — это соглашение «О согласованных принципах налоговой политики» от 13 марта 1992 г. между правительствами государств-участников. В соответствии с этим документом для обеспечения единой методологии при заключении соглашений об избежании двойного налогообложения необходимо применять типовое соглашение.
Основная цель налоговых соглашений — содействовать развитию и углублению экономического и промышленного сотрудничества. Они направлены на урегулирование налоговых взаимоотношений путем закрепления за каждым государством права налогообложения отдельных видов доходов, полученных юридическими и физическими лицами из одной страны в другой, и предоставляют специальные налоговые уступки.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Статья написана по материалам сайтов: advokat-malov.ru, www.nnre.ru, studopedia.su.