Международные соглашения по вопросам налогообложения регулируют вопросы

Читайте также:

  1. A) прогрессивная система налогообложения.
  2. I Раздел 1. Международные яиившжоши. «пююеям как процесс.
  3. Агентские соглашения
  4. Важнейшие международные организации и их статистические службы
  5. Валюта: сущность и виды. Международные валютные отношения
  6. Вопрос 10. Международные стандарты и кодексы.
  7. Вопрос 2. Международные финансы.
  8. Вопрос 55. Полномочия ОМСУ по вопросам местного значения
  9. Вопрос 8.2 Источники, объекты налогообложения и ставки налогов предприятий.
  10. Вопрос №10. Правовое положение юридических лиц в международном частном праве. Личный закон юридического лица и сфера его применения. Международные юридические лица.
  11. Все условия межправительственных займов фиксируются в специальных соглашениях, где оговариваются уровень процента, валюта предоставления и погашения займа и другие условия.
  12. Глава 1. УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

НК РФ закрепляет общепринятую международную практику, в соответствии с которой международный договор (соглашение), ратифицированный в установленном порядке сторонами, заключившими этот договор, имеет приоритет над национальным законодательством. При коллизии норм международного договора и национального законодательства применяются нормы международного договора.

Международно-правовое налоговое регулирование активно влияет на российское финансовое и налоговое право.

Вследствие этого положения имеют принципиально важное значение при исчислении и уплате налогов от источников за пределами РФ для налогоплательщиков резидентов РФ и от источников в РФ для налогоплательщиков нерезидентов РФ – определение понятия источника дохода и особенности квалификации и налогообложения доходов от источников в РФ и за ее пределами.

Доходы налогоплательщика могут быть отнесены к доходам от источников в РФ или к доходам от источников за пределами РФ в соответствии с главами «Налог на прибыль организаций», «Налог на доходы физических лиц» НК РФ.

Если положения НК РФ не позволяют однозначно отнести полученные налогоплательщиком доходы к доходам от источников в РФ либо к доходам от источников за пределами РФ, отнесение дохода к тому или иному источнику осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. В аналогичном порядке в указанных доходах определяется доля, которая может быть отнесена к доходам от источников в РФ, и доли, которые могут быть отнесены к доходам от источников за пределами РФ.

Механизмы разрешения подобных ситуаций могут предусматриваться в международных соглашениях об избежании двойного налогообложения, и в этом случае ситуация может разрешаться путем согласования между компетентными органами двух государств. Так, Договор между РФ и США «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал» от 17 июня 1992 г. (ст.24) предусматривает возможность такого согласования компетентными органами двух государств, т. е. Министерством финансов РФ или его уполномоченным представителем и Министром финансов США или его уполномоченным представителем.

Суть механизма устранения двойного налогообложения, который заключается в следующем: если лицо с постоянным местопребыванием в одном договаривающемся государстве получает доход, который в соответствии с положениями подписываемого соглашения может облагаться налогом в другом договаривающемся государстве, сумма налога на этот доход, подлежащая уплате в этом другом договаривающемся государстве, может быть вычтена из налога, взимаемого с такого лица в связи с таким доходом в первом упомянутом договаривающемся государстве. Такой вычет, однако, как правило, не должен превышать сумму налога первого договаривающегося государства на такой доход, рассчитанного в соответствии с его налоговым законодательством и правилами.

Следовательно, если международным договором РФ, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров РФ.

Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)

Международные договоры по вопросам налогообложения

Заключение, прекращение и приостановление действия международных договоров РФ находятся в ведении РФ.

Понятие международных договоров по налогообложению

Взаимоотношения в области налогов в рамках государства регулируются нормами национального налогового права, но в некоторых ситуациях нормами международного права. Международные договора считаются основной формой, которые общепризнанные системой законодательства.

Принципы и нормы международного договора по налогообложению

Нормы могут содержаться в налоговых договорах, конвенциях, а также в договорах, которые напрямую налогов не касаются.

Нормы подразделяются на:

  • материально-правовые;
  • процессуальные;
  • коллизионные.

Коллизионные нормы назначают, какие материально-правовые нормы какой страны регулируют налоговые отношения. Коллизионные и материально-правовые нормы содержатся в международных договорах и в налоговом законодательстве.

Именно с помощью материально-правовых норм определяются элементы налоговых отношений. Это объясняет власть государства над своей территорией.

Материально-правовые нормы назначают правила по налогообложению. Материально-правовые нормы определяют права и субъекты налоговых отношений.

Материально-правовые нормы чаще всего используются для корректировки норм, к которым отсылают коллизионные.

Нужно помнить, что коллизионные нормы как таковые не регулируют отношения, а направляет в русло правовой системы. Коллизионные нормы с одной стороны показывают многообразие правопорядков разных стран, а с другой их взаимодействие.

Материально-правовые нормы устанавливают налоговые объекты, ставки, льготы по некоторым налогам, а также требования к ним.

Процессуальные нормы регулируют порядок материально-правовых норм. Процессуальные нормы регламентируют налоговый контроль и регулируют начисление налогов. Процессуальные нормы содержатся в Налоговом кодексе Российской Федерации.

В области экономических отношений с другими странами УНИДРУА – Международный институт унификации частного права в Риме, разработал документ, который называется «Принципы международных коммерческих договоров».

УНИДРУА о международная организация, которая занимается подготовкой документов частного права. В состав УНИДРУА входят больше 40 государств, в том числе Россия.

УНИДРУА подготавливает проекты международных договоров, типовых законов, сравнивает нормы частного права и др.

Принципы УНИДРУА могут быть как простые нормы, если страны применяют их добросовестно. Некоторые принципы УНИДРУА используются только случае ссылки на них. Эти принципы могут использоваться странами в качестве указания их в тексте международного договора.

Порядок заключения, выполнения и прекращения международных договоров по налогообложению

Порядок заключения, исполнения и прекращения договоров в России регламентируется Конституцией РФ, ФЗ «О международных договорах РФ» и другие общепризнанные нормы международного права.

Документы о заключении международных договоров попадают на рассмотрение к Президенту и Правительству России.

Срок рассмотрения составляет 1 месяц, по истечении его дается ответ.

Перед тем как предоставить проект о заключении международного договора Президенту оно согласовывается с органами исполнительной власти. Предложение должно состоять из проекта договора, определения его соответствия законопроекту, оценки вероятных экономических результатов.

После принятия решения о заключении договора назначаются лица, которые будут представлять Россию для ведения переговоров. Эти лица имеют определенные полномочия. Если полномочия не даются, то переговоры ведет Президент России.

В соответствии со сроками, указанными в договоре он вступает в силу. Опубликованию подлежат официальные оповещения МИД о введении в силу контракта. Официально принятые договоры публикуют в Собрании законодательства России.

Международные договоры должны добросовестно выполняться в соответствии с нормами права. Правительство и Президент РФ обеспечивают надлежащие выполнение договоров. Исполнительная власть обеспечивает полноценное исполнение обязательств со стороны Российской Федерации.

Если договорные условия нарушаются, то МИД России предоставляет Президенту России проект о урегулировании условия договора.

Прекращение действия договора происходит на основании условия самого договора. Принять решение о прекращении также может Президент России, если на то есть необходимость.

Госдума РФ принимает предложение на рассмотрении выдвигает решение о приостановлении или прекращении действия договора. Затем принятое решение рассматривается в Совете Федерации, после этого оно попадает к Президенту. Он его рассматривает и в случае подписания оно вступает в силу.

Виды и наименования международных договоров по налогообложению

Международные договоры по налогообложению могут именоваться в виде как соглашений, пактов, конвенции, декларации и др.

Существуют многосторонние и двусторонние международные договоры. Двусторонние заключаются между двумя государствами, а многосторонние могут заключаться с 3 и более странами.

Виды международных договоров можно разделить на 4 группы:

1. Соглашений общего характера. Определяют общие подходы к налогообложению стран.

2. Налоговых соглашений. Делятся на многосторонние и двусторонние, которые имеют в свою очередь три подразделения: конвенции – договора рекомендательного характера, по вопросам прямых и косвенных налогов; ограниченные соглашения – распространяются на один вид налога; соглашения об оказании помощи по налогообложению.

Это интересно:  Как открыть свой бар с нуля

3. Соглашений по налоговым вопросам, например, предоставление льгот.

4. Специфических соглашений. По вопросам конкретной международной организации.

Типы международных налоговых соглашений

Международные соглашения подразделяются на типы:

  • Соглашения о взаимодействии в налогообложении, о предоставлении некоторых льгот по налогам.
  • Соглашение об избежании двойного налогообложения.
  • Соглашения в области косвенных налогов, например, о принципах взыскания косвенных налогов.

Направления международных соглашений об избежании двойного налогообложения

Международное двойное налогообложение – это взимание налогов сразу в двух странах с одного налогоплательщика за один объект и один период времени. Такое налогообложение называют еще излишним. Налоговые платежи, объекты и сроки уплаты оказываются идентичными.

Международные конвенции об избежании двойного налогообложения отличают прибыль от бизнеса, особые виды доходов, когда нужно установление особых налоговых режимов. Особые режимы применяются при отдельных видах деятельности. К данным видам относят:

  • перевозки пассажиров и грузов международного масштаба;
  • кредитные международные связи;
  • инвестиционная деятельность;
  • материализация авторских прав;
  • предпринимательская деятельность, осуществляемая заграницей.

Для перевозок такой режим вводится не только для регулировки цен, но и потому, что налоговым службам достаточно сложно определить доход данного перевозчика на территории другой страны.

Для инвестиционной деятельности также существуют особые условия существуют для стимулирования международной активности в данной сфере.

Если бы к данным видам применялись общие режимы, то это могло бы привести к увеличению себестоимости услуг, а также привело бы к дискриминации иностранных инвесторов, кредиторов, а также было бы сложно определить налоговые обязательства.

Лекция 23. Международное налоговое право

Термин «международное налоговое право» употребляться применительно к нормам, регулирующим налоговые отношения с участием иностранных организаций и граждан.

Развитие международных отношений привело к заключению государствами многочисленных финансовых договоров и соглашений, т. е. к возникновению международного финансового права.

Характерные особенности международного налогового права:

– это есть совокупность исторически изменяющихся правил поведения (норм конвенционных и обычных), регулирующих межгосударственные финансовые отношения.

– имеет координационный, а не субординационный характер, поскольку его субъектами являются государства, отношения между которыми строятся на принципах равенства и взаимного согласования своих интересов.

– пространственной сферой действия (применения) международного налогового права является вся международная арена.

Предмет международного налогового права составляют межгосударственные отношения, складывающиеся по поводу взимания налогов и сборов с участием субъектов, которые подпадают под налоговую юрисдикцию двух и более государств. К ним относятся:

– отношения между государствами по поводу заключения международных налоговых соглашений с целью разграничения налоговой юрисдикции государств;

– налоговые отношения между государствами и физическими и юридическими лицами других государств (субъектами иностранного права), т. е. отношения, затрагивающие суверенитет других государств;

– отношения публичного характера между юридическими и (или) физическими лицами различных государств.

Типичным примером могут служить отношения, возникающие в связи с двойным налогообложением, которое представляет собой юридическую ситуацию, при которой у налогоплательщика возникает обязанность по уплате налогов с одного и того же объекта одновременно в двух государствах – по месту его постоянного местопребывания (регистрации) и по месту получения им дохода.

Следует разграничивать нормы МНП и нормы, составляющие налоговое право того или иного иностранного государства. К последним относятся правовые нормы, регулирующие налогообложение, но устанавливаемые в одностороннем порядке тем или иным государством. Субъектный состав и содержание регулируемых отношений являются важными, но не единственно определяющими признаками МНП.

Национальное налоговое право – совокупность принятых в государстве норм налоговых законов и подзаконных актов, а также общих принципов права, применяемых к налоговым отношениям; принципов налогового права, закрепляемых в конституции; прецедентов и решений высших судебных органов по вопросам налогового права.

Международного налогового права – результат совместной нормотворческой деятельности стран мира, стремящихся на межгосударственном уровне урегулировать те налоговые отношения, которые полностью не охватываются юрисдикцией одной из них и, следовательно, не могут быть урегулированы в одностороннем порядке.

Так, ст. 7 НК РФ устанавливает приоритет норм МНП над национальным – если международным договором РФ, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров РФ.

23.2. Источники международного налогового права

В России это соотношение довольно четко определяется действующим законодательством о налогах и сборах. Так, в соответствии со ст. 7 НК РФ фактически установлен приоритет норм международного налогового права над национальными. В частности, если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации. Эта норма НК РФ дублирует ч. 4 ст. 15 Конституции РФ

Как известно, источниками международного финансового права являются: международные договоры; международный обычай; судебные прецеденты как международных судов и арбитражей, так и национальных судов, если решения последних относятся к вопросам международного общения, признаются в международном общении и соответствуют общепризнанным нормам международного права; внутренние законы, если они относятся или затрагивают вопросы международного общения и не противоречат его принципам – они становятся нормами международного права и в случае признания их таковыми со стороны других государств; решения и постановления международных организаций, принятые в пределах их компетенции и не противоречащие основным принципам международного права1. Однако состав источников международного налогового права несколько уже; преимущественно регулирование международных налоговых отношений осуществляется на основе международных договоров (соглашений, конвенций). Такие договоры заключаются между государствами в целях создания правовой основы для регулирования налоговых отношений, носящих межгосударственный характер.

Зачастую источники международного налогового права содержат общие. нормы, составляющие своего рода основу для формирования системы национального налогового права. Так, в Германии одним из важнейших источников налогового права в части, касающейся уплаты специальных сборов, взимаемых странами Западной Европы в рамках проводимой ими единой аграрной политики, является Договор о создании Европейского экономического сообщества. В развитие его положений в 1972 г. в стране принят Закон о соблюдении налогового равноправия ‘во внешних сношениях и улучшении налоговой конкурентоспособности при зарубежных инвестициях. В ст. 9 Европейской хартии местного самоуправления (Страсбург, 15 октября 1985 г.) определено, что по меньшей мере часть финансовых средств органов местного самоуправления должна поступать за счет местных сборов и налогов, ставки которых органы местного самоуправления вправе устанавливать в пределах, определенных законом. Это положение является во многом определяющим для стран Европы при организации налогообложения на местном уровне. О налоговых льготах как одном из средств обеспечения необходимых условий для полного развития семьи говорится в ст. 16 Европейской социальной хартии (Страсбург, 3 мая 1996 г.).

Собственно «налоговые» договоры заключаются между государствами, чтобы создать правовую основу для регулирования налоговых отношений, носящих межгосударственный характер. В данном случае, прежде всего, имеются в виду договоры об устранении двойного налогообложения.

23.3. Международные соглашения по вопросам налогообложения

НК РФ закрепляет общепринятую международную практику, в соответствии с которой международный договор (соглашение), ратифицированный в установленном порядке сторонами, заключившими этот договор, имеет приоритет над национальным законодательством. При коллизии норм международного договора и национального законодательства применяются нормы международного договора.

Международно-правовое налоговое регулирование активно влияет на российское финансовое и налоговое право.

Вследствие этого положения имеют принципиально важное значение при исчислении и уплате налогов от источников за пределами РФ для налогоплательщиков резидентов РФ и от источников в РФ для налогоплательщиков нерезидентов РФ – определение понятия источника дохода и особенности квалификации и налогообложения доходов от источников в РФ и за ее пределами.

Доходы налогоплательщика могут быть отнесены к доходам от источников в РФ или к доходам от источников за пределами РФ в соответствии с главами «Налог на прибыль организаций», «Налог на доходы физических лиц» НК РФ.

Если положения НК РФ не позволяют однозначно отнести полученные налогоплательщиком доходы к доходам от источников в РФ либо к доходам от источников за пределами РФ, отнесение дохода к тому или иному источнику осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. В аналогичном порядке в указанных доходах определяется доля, которая может быть отнесена к доходам от источников в РФ, и доли, которые могут быть отнесены к доходам от источников за пределами РФ.

Это интересно:  Как заполнять 4 фсс за полугодие

Механизмы разрешения подобных ситуаций могут предусматриваться в международных соглашениях об избежании двойного налогообложения, и в этом случае ситуация может разрешаться путем согласования между компетентными органами двух государств. Так, Договор между РФ и США «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал» от 17 июня 1992 г. (ст.24) предусматривает возможность такого согласования компетентными органами двух государств, т. е. Министерством финансов РФ или его уполномоченным представителем и Министром финансов США или его уполномоченным представителем.

Суть механизма устранения двойного налогообложения, который заключается в следующем: если лицо с постоянным местопребыванием в одном договаривающемся государстве получает доход, который в соответствии с положениями подписываемого соглашения может облагаться налогом в другом договаривающемся государстве, сумма налога на этот доход, подлежащая уплате в этом другом договаривающемся государстве, может быть вычтена из налога, взимаемого с такого лица в связи с таким доходом в первом упомянутом договаривающемся государстве. Такой вычет, однако, как правило, не должен превышать сумму налога первого договаривающегося государства на такой доход, рассчитанного в соответствии с его налоговым законодательством и правилами.

Следовательно, если международным договором РФ, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров РФ.

Тема 5. Международные налоговые соглашения

Читайте также:

  1. АНАЛОГОВЫЕ ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЕ ПРИБОРЫ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЙ СИСТЕМЫ
  2. АНАЛОГОВЫЕ ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЕ ПРИБОРЫ ЭЛЕКТРОСТАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
  3. АНАЛОГОВЫЕ ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЕ ПРИБОРЫ.
  4. Влияние процесса глобализации на международные отношения
  5. ЗА НАЛОГОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ
  6. Имущественные налоговые вычеты
  7. ЛЕКЦИЯ 11. Международные аспекты экономической
  8. Международные акты, как источники ЭП
  9. Международные аспекты охраны окружающей среды
  10. Международные аспекты финансового менеджмента.
  11. МЕЖДУНАРОДНЫЕ БУХГАЛТЕРСКИЕ ПРОФФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
  12. Международные государственные фонды

1. Понятие и виды международных налоговых соглашений.

2. Международные соглашения и типовые конвенции об избежание двойного налогообложения

1. Понятие и виды международных налоговых соглашений.

Закрепление законодательно форм и методов устранения двойного налогообложения наиболее действенно осуществляет­ся в международных договорах и соглашениях в сфере налого­обложения. Первые международные договоры возникли еще в XIX в. и регулировали налогообложение в основном определен­ных видов доходов: от морских перевозок, наследства и недви­жимости. Дальнейшее развитие глобальных экономических процессов и внешней торговли создали стимул для поиска меха­низма устранения налоговых барьеров на пути международного перемещения товаров и капитала. Этот период характеризуется высокой активностью в сфере заключения международных сог­лашений и договоров. Только в 20-х годах XX веке было заключе­но более двадцати международных налоговых соглашений, ко­торые отличались друг от друга, как полнотой охвата регулируе­мых налогов, так и механизмами регулирования. В связи с этим возникла потребность в применении единой формы нало­гового соглашения, в дальнейшем принявшего форму типовой конвенции.

Международный договор по вопросам налогообложения представляет собой соглашение между субъектами междуна­родного права, устанавливающее взаимные правоотношения в области организации международного налогообложения. В меж­дународных отношениях могут применяться различные формы договорных отношений: договоры, конвенции, соглашения, дек­ларации и др.

Налоговые соглашения классифицируются следующим образом:

1) собственно налоговые соглашения — включают соглашения о сотрудничестве и оказании взаимной помощи, ограниченные (специальные) налоговые соглашения, общие налоговые соглашения, соглашения о налогах на наследство или на страхование;

2) международные соглашения и договора, включающие наряду с другими налоговые вопросы – к ним относятся оглашения об основах взаимоотношений между странами, соглашения об установлении дипломати­ческих и консульских отношений, торговые договоры и соглашения, а также международные договоры, определяющие принципы взаимоотношений между международными организациями и стра­нами их базирования.

Соглашения о сотрудничестве и оказании взаимной помощи предполагают сотрудничество налоговых администраций дого­варивающихся государств по налоговым вопросам. В соответст­вии с этими международными соглашениями компетентные ор­ганы стран, подписавших соглашение, обязаны оказывать друг другу содействие в предотвращении и пресечении нарушений налогового законодательства, в предоставлении информации об изменениях в национальных налоговых системах, обучении на­циональных кадров и других вопросах в области налогообложе­ния. К наиболее ранним соглашениям, заключенным по этим вопросам, относят соглашение по обмену информацией и оказа­нию взаимной помощи в налоговых вопросах между Францией и Бельгией (1843 г.).

К основным задачам, решаемым при помощи соглашений об оказании взаимной помощи, относятся вопросы определения сферы, методов и принципов взаимодействия налоговых адми­нистраций. При заключении соглашений применяется их типовая струк­тура, в которой предусматривается ряд статей. К ним относится статья, дающая толкование основных тер­минов: понятие налогового законодательства, виды его наруше­ний, определение компетентных налоговых органов, запраши­ваемой (запрашивающей) налоговой службы и др.

Республикой Беларусь заключены и действуют межправи­тельственные соглашения о сотрудничестве и взаимной помощи.

1. Соглашение между Правительством Республики Бела­русь и Правительством Республики Молдова о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового зако­нодательства от 29 июня 2000 г.

2. Соглашение между Правительством Республики Бела­русь и Правительством Кыргызской Республики о сотрудничест­ве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового за­конодательства от 20 января 2001 г.

3. Соглашение между Правительством Республики Бела­русь и Правительством Республики Армения о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законо­дательства от 19 июля 2000 г.

4. Соглашение между Правительством Республики Бела­русь и Правительством Республики Казахстан о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законода­тельства от 22 мая 2000 г.

5. Соглашение Правительством Республики Бела­русь и Правительством Финляндии о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах от 21.12.2009 г.

6. Соглашение между Правительством Республики Бела­русь и Сербией о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах от 01.02.2012 г.

В 2012 г. в Республике Беларусь планируется заключить межправительственное соглашение с Австрийской Республикой о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах.

Соглашения о сотрудничестве и взаимной помощи по воп­росам соблюдения налогового законодательства, заключенные Республикой Беларусь, предусматривают предоставление ин­формации обо всех видах доходов и объектах налогообложения юридических и физических лиц, полученных на территории го­сударств — участников соглашения, сведений о регистрации предприятий, наличии счетов в банках, а также любой другой информации, связанной с соблюдением налогового законода­тельства и вопросами, направленными на предупреждение, выявление и пресечение налоговых преступлений и правона­рушений.

Экономическая взаимозависимость и сотрудничество госу­дарств в экономической сфере продиктовали необходимость за­ключения 11 декабря 2009 г. Протокола об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств — членов таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов, действующего для Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Соглашение определяет правовые основы сотрудничества и предусматривает осуществление межгосударственного обмена информацией на базе имеющихся соглашений между налого­выми и таможенными органами сторон с целью усиления контроля за перемещением товаров во взаимной торговле, легальностью их ввоза-вывоза, обеспечения своевременности и полноты поступления налогов от экспортно-импортных операций.

Ограниченные (специальные) соглашения в основном регу­лируют налогообложение особых видов доходов. Применение специального режима налогообложения для этих доходов свя­зано со спецификой видов деятельности по этим формам дохо­дов.

Выделяются следующие виды доходов, по которым заклю­чаются специальные международные соглашения:

— доходы от международных перевозок;

— от движимого и недвижимого имущества;

— от инвестиционной деятельности и международных кре­дитов и займов;

— физических лиц от определенных (специфических) видов деятельности;

— от других специальных видов деятельности, не предусмот­ренные в договорах об избежании двойного налогообложения.

Чаще всего заключаются соглашения но налогообложению доходов в области международных перевозок. Это обусловлено спецификой деятельности международного транспорта. В этих соглашениях оговариваются вопросы прав налогообложения доходов, полученных в результате транспортных перевозок, причем такое соглашение может дополнять соглашение об избе­жании двойного налогообложения капитала и имущества, в от­дельных случаях рассматривающее вопросы обложения авто­мобильного и железнодорожного транспорта. В большинстве соглашений право налогообложения доходов от международ­ных перевозок предоставляется государству, в котором лицо, осуществляющее перевозки, имеет постоянное местопребыва­ние или местожительство. Некоторые соглашения могут предо­ставлять право налогообложения государству, в котором фак­тически расположен орган управления компанией, осущест­вляющей международные перевозки.

Проблемы, которые решаются при помощи налоговых соглашений, условно можно подразделить на две группы: прямые и косвенные.

К прямым относятся:

— устранение двойного налогообложения;

— предотвращение налогового уклонения и налогового избежания;

— распределение прав налогообложения между договариваю­щимися государствами;

— предотвращение некоторых форм налоговой дискрими­нации.

Косвенные проблемы решаются путем привлечения иност­ранных инвестиций и содействия своим резидентам в инвести­ционной деятельности, предусматривают разрешение прочих налоговых проблем.

Это интересно:  Зарплата фсин в 2019 году

Налоговые соглашения призваны устранить все возможные случаи двойного налогообложения, которые могут возникать между странами-партнерами. С этой целью в соглашениях пре­дусматривается последовательное применение ряда строго оп­ределенных правил и процедур.

Налоговые соглашения обычно устанавливают трехступен­чатую систему устранения двойного налогообложения. На пер­вой ступени устраняется двойное налогообложение, вытекаю­щее из различий между правилами резидентства и источника дохода, применяемыми на территории договаривающихся госу­дарств. Для этих целей в соглашениях имеются статьи как об избежании двойного резидентства, так и статьи, устанавливаю­щие исключительное право одной из сторон на обложение нало­гом каждого вида дохода.

На второй ступени устраняется избыточное налогообложе­ние, возникающее по причине несоответствия между правила­ми резидентства и источника дохода во внутреннем законода­тельстве. На третьей ступени устраняется двойное налогообло­жение вследствие различий в определении облагаемого дохода в странах-партнерах. Такое налогообложение, как правило, возникает в результате мероприятий, осуществляемых налого­выми органами в пределах их компетенции перераспределять в налоговых целях доходы налогоплательщиков. Такие правила закреплены за налоговыми органами во внутреннем законодательстве большинства стран и подтверждаются налоговыми соглашениями.

В мировой практике применяются самые разнообразные по форме и содержанию налоговые соглашения и конвенции. На­логовые соглашения об устранении (избежании) двойного нало­гообложения налогами на доходы и капитал являются наиболее распространенными и важными видами налоговых соглаше­ний. На сегодняшний день в мире насчитывается более 2 тысяч подобных соглашений, а развитые страны практически полнос­тью охвачены их сетью. Соглашения об избежании двойного на­логообложения стали своего рода связующей нитью налоговых систем различных стран.

Наиболее разветвленная сеть двусторонних соглашений су­ществует в странах — членах ОЭСР. Подобная сеть между раз­витыми странами уже давно налажена, и теперь вся работа в данной области сводится к внесению поправок, соответствую­щих текущим изменениям в законодательствах стран, а также касающихся новых позиций той или иной страны по различ­ным вопросам.

Налоговые соглашения делятся на два вида: двусторонние (касающиеся двух стран) и многосторонние (касающиеся более чем двух стран). Двусторонние встречаются очень часто, многосторонние — редко.

2. Международные соглашения и типовые конвенции об избежание двойного налогообложения

Существуют две основные типовые модели общих налого­вых соглашений, в большей или меньшей степени охватываю­щие все стадии процесса устранения двойного налогообложе­ния: модель ОЭСР и модель ООН, служащие основой для заклю­чения конкретных межправительственных соглашений.

Историческая справка по моделям конвенций

1921 г. — Лига Наций предпринимает шаги по изучению экономичен
них аспектов двойного налогообложения.

1928 г. — Лига Наций принимает ряд конвенций.

1933 г. — Лигой Наций принята многосторонняя Конвенция по рас­пределению дохода.

1935 г. — Лигой Наций принята двусторонняя Конвенция по распреде­лению дохода.

1943 г. — Модель конвенции Мехико.

1946 г. — лондонская Модель конвенции.

1958 г. — фискальный комитет Организации европейского экономи­ческого сотрудничества начинает работу по налоговым договорам.

1963 г.— проект Конвенции ОЭСР по двойному налогообложению до­хода и капитала.

1977 г. — Модель конвенции ОЭСР по двойному налогообложению до­хода и капитала.

1980 г. — Модель конвенции ООН по двойному налогообложению дохо­да и капитала.

1981 г. — Типовая модель конвенции об оказании взаимной помощи в налоговых вопросах.

1983 г. — Типовая модель конвенции по недвижимому имуществу, наследству и дарениям.

1992 г. — актуализированная модель ОЭСР. УЧИТЬ НЕ НУЖНО

Типовая модель конвенции представляет собой проект дву­стороннего налогового соглашения, состоящего из 30 статей, который в большинстве случаев используется как базовый до­кумент для подготовки и начала переговоров между заинтере­сованными государствами. Типовая модель конвенции опреде­ляет основные принципы устранения двойного налогообложе­ния, позволяет унифицировать основные термины международного налогообложения. Типовая модель ОЭСР (современная редакция 1977 г.) в основу налогообложения ставит принцип резидентства, согласно которому страна — источник дохода значительно ограничивает свою налоговую юрисдикцию в отно­шении доходов нерезидентов. Для возращения прибыли в фор­ме процентов, дивидендов и роялти предусматривается в основ­ном либо полное освобождение, либо незначительные ставки налога. Типовая модель ОЭСР разрабатывалась применительно к отношениям, сложившимся в этой группе стран, и учитывала их высокий уровень экономического развития и высокую сте­пень интеграционных процессов.

Модель ООН, опубликованная в 1980 г. и рекомендуемая в отношениях между развитыми и развивающимися странами, шире использует принцип территориальности, включая в юрис­дикцию национального обложения все виды доходов нерези­дентов: активные и пассивные. Практически при заключении договоров об устранении двойного налогообложения Республика Беларусь, начиная с 1992 г., использует модель ООН.

Преимущества модели выгодны, прежде всего, импортерам ка­питала. Что же касается модели ООН, то возможность не упустить налогообложение иностранных доходов более привлекательна для стран-экспортеров капитала.

Выбирая ту либо иную модель для устранения двойного налогообложения, необходимо учитывать, что привле­чение иностранного инвестора низким или льготным налогообло­жением зачастую приносит значительно больший эффект для экономики государства в виде дополнительных инвестиций, чем пополнение доходов бюджета за счет их налогообложения.

Если на получение активных доходов (доходов от осуществ­ления хозяйственной деятельности) на территории зарубежно­го государства иностранный инвестор может оказывать сущест­венное влияние путем эффективного финансового и экономического менеджмента, это может быть достигнуто за счет сокращения издержек, привлечения дешевой рабочей силы, а также путем увеличения валового дохода с помощью расширения рынков сбыта. По доходам в пассивной форме влияние иност­ранного инвестора существенно ограничено. Так, получая пассивные доходы в виде роялти, дивидендов либо процентов с ка­питала, нерезидент может регулировать массу прибыли, увели­чивая финансовые потоки либо изменяя сроки возврата доходов. Поэтому для такого инвестора налоговая состав­ляющая является практически постоянной величиной, существенно влияющей на выбор страны — экспортера капитала.

Налоговое соглашение об избежании двойного налогообло­жения на доходы и капитал обычно состоит из трех частей: в первой устанавливается сфера действия соглашения; во вто­рой определяются налоговые режимы; в третьей преду­сматриваются методы и порядок выполнения соглашения.

В первую часть включаются базовые соглашения, определя­ющие виды налогов, на которые распространяется действие со­глашения, и перечисляются налогоплательщики. Во вторую часть включены статьи, регулирующие пределы юрисдикции каждого государства по налогообложению доходов и имущества, на которые распространяется действие соглаше­ния: доходы от «активной» деятельности, связанной с присут­ствием на территории другого государства; пассивные доходы от использования капитала и имущества. В третьей части рассматриваются вопросы регулирования налогового администрирования между договаривающимися го­сударствами о вступлении в силу и прекращении действия сог­лашения.

Правовой основой взаимодействия государств — членов СНГ в области прямых налогов являются заключенные двусторонние согла­шения и конвенции об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении на­логов на доходы и имущество. Соглашения по применению принципа взимания косвенных налогов во взаимной торговле также можно отнести к катего­рии договоров по устранению двойного налогообложения при перемещении товаров, работ и услуг между договаривающими­ся странами. В качестве примера можно привести соглашения по взиманию косвенных налогов по принципу «страны назначения» во взаимной торговле между государствами — членами ЕврАзЭС.

Значение международных налоговых соглашений в Республике Беларусь за последние годы существенно возросло. В первую очередь это связано с изменениями, происходящими в об­ласти внешнеэкономических связей. При­нятие нормативных актов о мерах по управлению внешнеэко­номической деятельностью, создание на территории Республи­ки Беларусь предприятий с иностранными инвестициями и представительств иностранных юридических лиц привело к росту количества различного рода внешнеторговых сделок, а также увеличило число граждан, выезжающих для работы за рубеж, и иностранных граждан, приезжающих в страну.

Республика Беларусь заключает и исполняет международ­ные договоры в соответствии с Конституцией Республики Бела­русь и общепризнанными нормами международного права ис­ходя из принципа обязанности каждого действующего договора для его участников. Республика Беларусь является участницей Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г., согласно которой добросовестно выполняет свои международ­ные обязательства.

Основной документ, регламентирующий взаимоотношения государств — участников СНГ в сфере налогообложения — это соглашение «О согласованных принципах налоговой полити­ки» от 13 марта 1992 г. между правительствами государств-участников. В соответствии с этим документом для обеспечения единой методологии при заключении соглашений об избежа­нии двойного налогообложения необходимо применять типовое соглашение.

Основная цель налоговых соглашений — содейство­вать развитию и углублению экономического и промышленного сотрудничества. Они направлены на урегулирование налоговых взаимоотношений путем закрепления за каждым государством права налогообложения отдельных видов доходов, полученных юридическими и физическими лицами из одной страны в дру­гой, и предоставляют специальные налоговые уступки.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Статья написана по материалам сайтов: advokat-malov.ru, www.nnre.ru, studopedia.su.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий