+7 (499) 938-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Наименование должности главы муниципального образования

Лекция 11. Глава муниципального образования. Местная администрация

1. Должность главы муниципального образования: понятие, наименование главы муниципального образования, функции

В части 1 статьи 36 ФЗ-131 дается легальное определение должности «глава муниципального» образования, как высшего должностного лица муниципального образования, наделенного уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В доктрине лицо, возглавляющее деятельность по осуществлению местного самоуправления, называют также «мэром». Основная цель введения данной должности – осуществить персонификацию муниципального образования во вне в виде одного лица. Муниципальное образование, являясь публично-властной организацией, не может реализовывать свою правосубъектность непосредственность. Права и обязанности, законные интересы муниципального образования как субъекта права представляет муниципальный аппарат. Все действия органов и должностных лиц муниципального образования представляют собой выраженную волю местного сообщества, имеющего статус публичного образования. Между органами и должностными лицами местного самоуправления распределена компетенция по решению вопросов местного значения. Каждый из органов, должностных лиц представляет интересы и права муниципалитета в какой-либо сфере и отрасли.

Тем не менее, существует потребность во всей совокупности органов и должностных лиц местного самоуправления выделить такого субъекта, который «по умолчанию» правовых предписаний следует рассматривать как надлежащего представителя муниципалитета. Также потребность в «основном, главном» представителе возникает в связи с потенциальной возможностью появления рассогласований в позициях различных органов местного самоуправления, обязанных формулировать волю коллектива местного сообщества.

Таким образом, должность главы муниципального образования, как и должность «главы государства», «высшего должностного лица субъекта РФ» учреждается для того, чтобы представлять по общему правилу во всех отношениях публично-властную организацию, персонифицировать ее, формулировать волю территориального коллектива как субъекта права.

Собственно «мэрские» полномочия, ради которых создается должность главы муниципального образования, указаны в части 4 статьи 36 ФЗ-131, где указывается, что глава муниципального образования: а) представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования; б) подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования; в) издает в пределах своих полномочий правовые акты; г) вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования.

Эту должность именуют политической, а иногда и церемониальной, поскольку она в ряде случае воспринимается как символ существования публично-властной организации, что чаще всего проявляется, конечно, на уровне больших государств, когда рассматриваются функции короля, императора, главы государства.

Принципы правового статуса главы муниципального образования:

1. Федеральный закон № 131«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в отличие от предыдущего Федерального закона 1995 года с тем же наименованием устанавливает должность главы муниципального образования как обязательный элемент структуры органов местного самоуправления. Если в отношении представительного органа возможна его замена на сход граждан в небольших поселениях с численность избирателей менее 100 человек, то по должности главы муниципалитета никаких исключений не устанавливается.

2. Правовое положение главы муниципального образования определяется уставом муниципального образования в соответствии с федеральным и региональным законодательством. Гарантии правового статуса главы муниципального образования вводятся также законами субъектов Российской Федерации.

3. Должность главы муниципального образования является выборной. Федеральное законодательство в полной мере учитывает международные избирательные стандарты разумной ротации. Срок полномочий главы муниципального образования устанавливается уставом муниципального образования в пределах от двух до пяти лет.

5. Должность главы муниципального образования по требованию ФЗ-131 не может быть учреждена как самостоятельная. Она всегда совмещена либо с должностью главы местной администрации, либо с председателя представительного органа муниципального образования, либо с двумя этими должностями сразу (только для сельских поселений). Зависит совмещение функций от структуры органов местного самоуправления, закрепленного в уставе муниципального образования.

6. Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования.

7. Законодатель устанавливает правовые гарантии для осуществления полномочий главы муниципального образования (иммунитеты и привилегии). В то же время в целях обеспечения публичных интересов, противодействия злоупотреблением служебным положением вводятся и ограничения для лиц, замещающих эту должность.

50.Наименование главы муниципального образования, порядок вступления в должность, прекращение полномочий главы муниципального образования.

Наименования представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) устанавливаются законом субъекта Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций.

Наиболее распространенные наименования — глава (для района, уезда, сельского округа, волости, сельсовета, поселка), мэр или глава — для города.

Порядок вступления в должность.

1.Полномочия главы муниципального образования начинаются со дня вступления его в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного главы муниципального образования.

Это интересно:  Приложение 4 к листу 02 когда заполнять

2.Глава муниципального образования вступает в должность в третий рабочий день по истечении двухнедельного срока со дня проведения выборов.

3.Вступление в должность происходит в торжественной обстановке в присутствии депутатов представительного органа местного самоуправления, муниципальных служащих, замещающих главные и ведущие должности муниципальной службы, председателя территориальной (муниципальной) избирательной комиссии, представителей средств массовой информации и иных приглашенных лиц.

4.После оглашения председателем территориальной (муниципальной) избирательной комиссии итогов голосования по выборам главы муниципального образования вновь избранный глава муниципального образования произносит следующую присягу: Клянусь верно служить жителям муниципального образования, добросовестно выполнять возложенные на меня высокие обязанности главы муниципального образования «Город Сосновый Бор», уважать и защищать права и свободы человека, соблюдать Конституцию Российской Федерации, законы Российской Федерации и Ленинградской области, Устав муниципального образования «Город Сосновый Бор».

5.С момента произнесения присяги, вновь избранный глава муниципального образования считается вступившим в должность.

Полномочия главы муниципального образования могут быть прекращены досрочно в случае:

2)отставки по собственному желанию;

3)отрешения от должности в рамках ответственности перед государством;

4)признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

5)признания его судом безвестно отсутствующим или объявления умершим.

51.Полномочия главы муниципального образования: представительские, хозяйственные, организационно-распорядительные.

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставом муниципального образования глава муниципального образования наделен следующими полномочиями:

1)представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования;

2)подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования;

3)издает в пределах своих полномочий правовые акты;

4)вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования;

5)обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

«Органы и должностные лица местного самоуправления»

76. Глава муниципального образования может быть избран .
гражданами непосредственно или представительным органом местного самоуправления

77. Глава муниципального образования подотчетен .
местному населению и представительному органу местного самоуправления

78. Главы муниципальных образований отрешаются от должности .
указом (постановлением) высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации)

79. Гласность как принцип деятельности органов местного самоуправления проявляется:
в возможности получения гражданами достоверной информации об этой деятельности
при опубликовании наиболее важных нормативных правовых актов, издаваемых органами местного самоуправления

80. Должность главы муниципального образования .
должна быть предусмотрена уставом муниципального образования в обязательном порядке

81. За нарушение прав и свобод граждан органы местного самоуправления привлечь к международно-правовой ответственности?
нельзя, поскольку муниципальное образование не является субъектом международного права

82. Контроль за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления могут осуществлять .
население муниципального образования, представительные органы местного самоуправления, органы государственной власти, прокуратура, международные организации и другие субъекты муниципально-правовых отношений

83. Модель органов местного самоуправления – это .
совокупность организационно-правовых форм осуществления местного самоуправления, посредством которых население решает вопросы местного значения

84. Муниципальная должность – это .
предусмотренная уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации должность, с установленными полномочиями на решение вопросов местного значения и ответственностью за осуществление этих полномочий

85. Муниципальные должности по порядку их замещения подразделяются на .
выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы

86. Муниципальный служащий вправе:
заниматься творческой деятельностью

87. Муниципальным служащим не может быть:
депутат Государственной Думы России

88. На разнообразие моделей органов местного самоуправления менее всего оказывают влияние .
нормы федерального законодательства

89. Наименование должности главы муниципального образования:
должно быть предусмотрено уставом муниципального образования
определяется законом субъекта Российской Федерации

90. Органы государственной власти не вправе осуществлять контроль за .
работой органов территориального общественного самоуправления

Глава муниципального образования

Глава муниципального образования — это обязательный орган в структуре органов местного самоуправления любого муниципального образования. Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования. Это свидетельствует о его ключевой позиции в структуре органов местного самоуправления; именно он олицетворяет власть на местном уровне, представляет муниципальное образование вовне, выступая от имени муниципального образования без предъявления каких-либо дополнительных доверенностей.

Глава муниципального образования не относится к числу муниципальных служащих и может не являться депутатом; его статус должен регулироваться специальными законами, уставом муниципального образования, муниципальными правовыми актами, особенно в части регулирования гарантий его деятельности.

Полномочия главы муниципального образования по решению вопросов местного значения должны быть предусмотрены в уставе муниципального образования.

Это интересно:  Заявление о прекращении деятельности ооо

Наименование должности главы муниципального образования устанавливается в уставе муниципального образования (глава города, мэр, глава поселка и др.) в соответствии с законом субъекта РФ с учетом исторических и иных местных традиций.

В ч. 2 ст. 36 Федерального закона № 131 -ФЗ предусмотрено два способа замещения должности главы муниципального образования: 1) избрание непосредственно населением на муниципальных выборах; 2) избрание представительным органом муниципального образования из своего состава; в поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек глава муниципального образования избирается на сходах граждан, осуществляющих полномочия представительного органа муниципального образования.

В случае избрания на муниципальных выборах глава муниципального образования либо входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя, либо возглавляет местную администрацию.

В случае избрания представительным органом муниципального образования из своего состава глава муниципального образования исполняет полномочия его председателя. Глава муниципального образования не может одновременно исполнять полномочия председателя представительного органа муниципального образования и полномочия главы местной администрации.

Для сельских поселений предусмотрено, что глава муниципального образования может одновременно исполнять полномочия и главы местной администрации и председателя представительного органа муниципального образования. По данным Минрегиона России, на 1 марта 2010 г. такая схема реализована в 12,7 тыс. поселениях (60% сельских поселений [1] ), при этом в 60% случаях глава муниципального образования избирается на муниципальных выборах, в 40% — представительным органом из своего состава.

В 4294 муниципальных образованиях глава избирался представительным органом из своего состава [2] .

В 6161 муниципальном образовании глава избирался на муниципальных выборах, при этом он:

  • — в 6308 муниципальных образованиях исполнял полномочия главы местной администрации;
  • — в 333 муниципальных образованиях входил в состав представительного органа и возглавлял его.

Ранее в Федеральном законе № 154-ФЗ допускалась такая модель местного самоуправления, при которой глава муниципального образования возглавлял и представительный, и исполнительный органы муниципального образования.

Сейчас для сельских поселений предусмотрено формирование местной администрации, возглавляемой главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования. По данным Минрегиона России, такой способ формирования применяется в Тульской, Владимирской, Новгородской, Волгоградской, Ростовской, Оренбургской, Ульяновской, Иркутской, Кемеровской, Омской областях, Удмуртской, Чувашской, а также в республиках Алтай и Саха (Якутия), Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком, Чукотском автономных округах, глава муниципального образования возглавляет и представительный орган, и местную администрацию во всех сельских поселениях. В Калужской, Московской, Курганской, Тюменской, Челябинской, Сахалинской областях, республиках Карелия и Марий Эл поселения с подобным способом формирования органов местного самоуправления отсутствуют.

Полномочия главы муниципального образования, безусловно, зависят от того, возглавляет ли он местную администрацию или председательствует в представительном органе муниципального образования. Однако независимо от этого глава муниципального образования наделен следующими полномочиями, связанными с его статусом высшего должностного лица (ч. 4 ст. 36 Федерального закона № 131-ФЗ):

  • 1) представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования;
  • 2) подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования;
  • 3) издает в пределах своих полномочий правовые акты;
  • 4) требует созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования;
  • 5) обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта РФ.

Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования.

Глава муниципального образования представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, а в случае, если глава муниципального образования возглавляет местную администрацию, — о результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования.

Из определения Конституционного Суда РФ. Глава муниципального

образования как лицо, обладающее особым публично-правовым статусом, добровольно приобретая этот статус, принимает на себя не только полномочия по решению вопросов местного значения, но и обязанность отчитываться перед населением и представительным органом муниципального образования о результатах своей деятельности, а также признает возможность наступления ответственности вплоть до удаления в отставку в случае признания его деятельности неудовлетворительной [3] .

Глава муниципального образования должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [4] и другими федеральными законами.

Полномочия главы муниципального образования могут быть прекращены в связи с истечением срока, на который он был избран, или досрочно. В ч. 6 ст. 36 Федерального закона № 131-ФЗ предусмотрены следующие основания досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования:

  • 1) смерть;
  • 2) отставка по собственному желанию;
  • 3) отрешение от должности в соответствии со ст. 74 Федерального закона № 131-ФЗ;
  • 4) признание судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
  • 5) признание судом безвестно отсутствующим или объявление умершим;
  • 6) вступление в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;
  • 7) выезд за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;
  • 8) прекращение гражданства Российской Федерации, прекращение гражданства иностранного государства — участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления, приобретение им гражданства иностранного государства либо получение им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин РФ, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;
  • 9) отзыв избирателями;
  • 10) установленная в судебном порядке стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять полномочия главы муниципального образования;
  • 11) изменение порядка формирования представительного органа муниципального района в соответствии с ч. 5 ст. 35 Федерального закона № 131 -ФЗ;
  • 12) преобразование муниципального образования, осуществляемое в соответствии с ч. 3, 4—7 ст. 13 Федерального закона № 131 -ФЗ, а также упразднение муниципального образования;
  • 13) утрата поселением статуса муниципального образования в связи с его объединением с городским округом;
  • 14) увеличение численности избирателей муниципального образования более чем на 25%, произошедшее вследствие изменения границ муниципального образования или объединения поселения с городским округом.
Это интересно:  Календарь налогоплательщика на 2019

Более подробно досрочное прекращение полномочий главы муниципального образования регулируется ст. 24, 35, 74 названного Закона, а также Гражданским процессуальным кодексом РФ (например, в части признания безвестно отсутствующим), Уголовно-процессуальным кодексом РФ (например, в части прекращения полномочий в связи с привлечением к уголовной ответственности), иными законодательными актами.

Из Постановления Конституционного Суда РФ. Конституционный Суд РФ признал противоречащим Конституции РФ назначение досрочных выборов главы муниципального образования до разрешения судом вопроса о законности отстранения от должности ранее избранного главы муниципалитета. В постановлении от 27 июня 2013 г. № 15-П Конституционный Суд РФ подчеркнул, что Конституция гарантирует каждому — в том числе выборным лицам местного самоуправления — судебную защиту прав и свобод. При этом для защиты от возможных злоупотреблений со стороны выборных лиц законодатель может предусмотреть меры их ответственности, в частности досрочное прекращение полномочий. Законность решения об отставке главы муниципалитета может быть проверена в суде. А удаленный в отставку вправе принять участие в новых досрочных выборах на пост главы муниципального образования.

Действующее законодательство не содержит каких-либо норм, устанавливающих специальные правила проведения досрочных выборов, если ранее избранный глава муниципального образования оспаривает отставку в суде. Не регламентированы также случаи, когда на момент восстановления в должности ранее избранного главы муниципального образования вступил в должность вновь избранный. Законодатель должен исключать возникновение ситуаций, при которых результаты муниципальных выборов ставились бы под сомнение и могли бы быть пересмотрены по формальному основанию. Допущенная законодателем возможность вынесения судебного решения, которое не может быть исполнено, не согласуется с требованиями, предъявляемыми к осуществлению правосудия в демократическом правовом государстве. Федеральному законодателю предписано внести в правовое регулирование изменения, исключающие возможность назначения выборов в таких случаях. Вплоть до введения этих норм недопустимо назначать досрочные выборы, если судом не вынесено решение по делу о проверке законности отставки ранее избранного главы муниципального образования [5] .

В случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования его полномочия временно исполняет должностное лицо местного самоуправления, определяемое в соответствии с уставом муниципального образования. В случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования, избранного на муниципальных выборах, досрочные выборы главы муниципального образования проводятся в сроки, установленные федеральным законом.

Необходимо обратить внимание на различие в формулировках «исполнение обязанностей в случае временного отсутствия главы муниципального образования» и «исполнение обязанностей в случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования». В последнем случае речь идет о назначении новых выборов.

Данный вопрос имеет важное значение. Например, в Тольятти (Самарская область) возникла сложная ситуация, когда в отношении действовавшего мэра было возбуждено уголовное дело и его поместили в следственный изолятор на период расследования, а его первый заместитель был избран депутатом губернской Думы и сложил с себя полномочия. Однако в соответствии с уставом города правом подписи финансовых документов обладают лишь мэр и — в его отсутствие — первый вице-мэр.

В уставе может быть также предусмотрено, что временное исполнение полномочий главы муниципального образования осуществляет должностное лицо, занимающее следующую муниципальную должность согласно реестру муниципальных должностей данного муниципального образования.

Статья написана по материалам сайтов: studfiles.net, oltest.ru, studref.com.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector