+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Недра как объект использования и охраны

Недра являются компонентом природной среды, который выступает объектом самостоятельного вида экологических отношений (горных), складывающихся по поводу использования и охраны недр.

В соответствии со ст. 1 КоН недра представляют собой часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Верхняя и нижняя граница недр законодательством не устанавливается. Недра рассматриваются исключительно как подземное пространство, являющееся неотъемлемой частью земной поверхности. Разграничение недр и земельных участков (водных объектов) проводится с учетом целей использования этих объектов. Нижняя граница недр как объекта правового регулирования определяется техническими возможностями их эксплуатации.

Правовое регулирование использования и охраны недр осуществляется с учетом их экологических и экономических функций. Экологическая функция недр заключается в том, что они являются фундаментом земной поверхности. Экономическое значение недр проявляется в том, что они служат источником минерально-сырьевых и иных ресурсов, используемых в экономической деятельности.

В отличие от земли и других компонентов природной среды деление недр по составу в законодательстве не сложилось, в теории предложено включать в состав недр используемые и неиспользуемые части недр. Такое разделение не имеет существенного правового значения, так как проводится с учетом наличия в недрах ресурсов. К неиспользуемым участкам могут быть отнесены отработанные месторождения; горные выработки, шахты и скважины, не подлежащие использованию, которые ликвидируются или консервируются; участки недр, в пределах которых не разведаны или не обнаружены полезные ископаемые.

Законодательство о недрах устанавливает исчерпывающий перечень ресурсов недр, выделяя среди них полезные ископаемые и участки недр для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Полезными ископаемыми признаются твердые, жидкие и газообразные природные образования земной коры, используемые или пригодные для использования во всех сферах человеческой деятельности, которые представлены в форме месторождений или проявлений полезных ископаемых. Месторождения полезных ископаемых представляют собой естественные скопления полезных ископаемых, по количеству, качеству и условиям залегания пригодные для промышленного и иного хозяйственного использования. Проявления полезных ископаемых содержат не только скопления, соответствующие минимальным требованиям промышленного использования, но и запасы полезных ископаемых, в которых не установлены или не оценены. Искусственные скопления минеральных образований могут быть отнесены к отходам, товарно-материальным ценностям, историко-культурным объектам, правовой режим которых регулируется другими отраслями законодательства. С юридической точки зрения имеет значение классификация полезных ископаемых на общераспространенные и необщераспространенные. Общераспространенные полезные ископаемые — полезные ископаемые, запасы которых свидетельствуют об относительной достаточности их для удовлетворения потребностей народного хозяйства на перспективу и которые в случае их истощения могут быть заменены однотипными. Перечень общераспространенных полезных ископаемых утвержден совместным Приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусььи Комитета по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике при Министерстве по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь. Необщераспространенные полезные ископаемые характеризуются более высокой экономической ценностью, как правило, недостаточными запасами, трудностями в разработке. Среди них могут выделяться отдельные группы с особым правовым режимом (драгоценные металлы, драгоценные камни и уникальные природные янтарные образования; нефть, газ; твердые полезные ископаемые).

Участки недр, используемые для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых (также относимые к ресурсам недр), представляют собой естественные и техногенные пустоты, которые пригодны для различных видов деятельности.

Следует отметить, что имеются ресурсы, которые не учитываются как составная часть недр, но по естественно-природным свойствам и способам использования аналогичны полезным ископаемым. К ним можно отнести месторождения торфа, сапропелей, запасы подземных вод, к отношениям по разработке которых также применяется

Согласно ст. 13 Конституции Республики Беларусь, ст. 3 КоН недра Республики Беларусь находятся в исключительной государственной собственности. Недра и право пользования ими не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Гражданское законодательство относит участки недр к числу недвижимого имущества (ст. 130 ГК), однако не содержит норм, которые регулируют права на этот вид недвижимости.

Недра как объект правовой охраны

Правовая охрана недр представляет собой урегулированную правом систему мер, направленную на обеспечение рационального использования недр, предупреждение их истощения и загрязнения в интересах удовлетворения потребностей экономики и населения, охраны окружающей природной среды.

Богатства недр относятся к числу исчерпаемых и невозобновляемых природных ресурсов, поэтому главной задачей и основной особенностью их охраны является организация рационального и комплексного использования в процессе их разведки и разработки с целью предотвращения расточительной и бесхозяйственной эксплуатации полезных ископаемых, потерь минерального сырья.

Исходя из этого основными требованиями по охране недр являются (ст. 23 Закона РФ «О недрах»):

— соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр и недопущение самовольного пользования;

— обеспечение полноты геологического изучения, рационального, комплексного использования и охраны недр;

— проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств участка недр, предоставляемого в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;

— обеспечение наиболее полного извлечения запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов, а также достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах их запасов;

— охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений;

— предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с недропользованием (подземное хранение нефти, газа, захоронение вредных веществ и отходов, сброс сточных вод);

— предотвращение накопления промышленных и бытовых отходов на площадях водосбора и в местах залегания подземных вод.

Учитывая невоспроизводимый характер и экономическое значение минеральных богатств, заключенных в недрах, закон устанавливает приоритет использования и охраны полезных ископаемых. Участок недр, располагающий запасами месторождений полезных ископаемых, предоставляется в первую очередь для их разработки. Проектирование и строительство населенных пунктов, промышленных комплексов и других хозяйственных объектов разрешается только после получения заключения органов управления государственным фондом недр об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки.

Застройка площадей залегания полезных ископаемых или размещение в местах их залегания подземных сооружений допускается с разрешения органов управления фондом недр и горного надзора при условии обеспечения возможности извлечения полезных ископаемых или доказанности экономической целесообразности застройки.

Важнейшими направлениями деятельности по охране недр являются государственный учет, государственная экспертиза и государственная регистрация, которые осуществляются специально уполномоченными органами управления фондом недр.

Государственный учет осуществляется путем ведения государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых, а также государственного баланса запасов полезных ископаемых (ст. 30, 31 Закона РФ «О недрах»).

Государственный кадастр включает сведения по каждому месторождению полезных ископаемых (о количестве и качестве как основных, так и совместно с ними залегающих полезных ископаемых, условиях их разработки, геолого-экономическую оценку).

С целью учета состояния минерально-сырьевой базы страны ведется государственный баланс, который содержит данные о количестве и качестве запасов каждого вида полезных ископаемых, их размещении, освоении, добыче, потерях, а также об обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных ископаемых.

Государственная экспертиза проводится с целью создания условий для ра­ционального комплексного использования недр, определения платы за пользование, границ участков недр, предоставляемых в пользование, и т. д. Экспертизе подлежат не только запасы полезных ископаемых, но и геологическая информация об участках недр, пригодных для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Это интересно:  Присоединение ооо к ооо пошаговая инструкция 2019

Предоставление недр в пользование может разрешаться только после проведения государственной экспертизы.

Государственной регистрации — включению в государственный реестр -подлежат участки недр, предоставляемые в пользование, работы по геологическому изучению недр, а также лицензии на пользование недрами.

К числу правовых мер охраны недр относятся также обязанности субъектов права пользования недрами по безопасному ведению работ, связанных с недропользованием, соблюдению порядка ликвидации и консервации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. Строительство и эксплуатация предприятий по добыче полезных ископаемых, подземных сооружений различного назначения, проведение геологического изучения недр, а также ликвидация и консервация соответствующих предприятий и сооружений допускаются только при обеспечении безопасности жизни и здоровья работников этих предприятий, населения, проживающего в зоне влияния работ по недропользованию, и охраны окружающей природной среды (предотвращение ее загрязнения, нарушения водного баланса, оседания поверхности земли и т. д.).

В случае нарушения перечисленных требований по охране недр право пользования недрами может быть ограничено, приостановлено или прекращено компетентными государственными органами.

Специфической особенностью деятельности по охране недр является охрана геологической информации.

Информация о геологическом строении недр, полезных ископаемых, условиях их разработки и т. д. может находиться в государственной собственности (если она получена недропользователем за счет государственных средств) или в собственности недропользователя (если она получена за счет его собственных средств). Она представляется в государственный фонд геологической информации (в последнем случае — с условием ее использования в коммерческих целях).

Должностные лица государственных фондов геологической информации обязаны обеспечить конфиденциальность представляемой им информации и несут ответственность за ее несанкционированное разглашение.

Необходимым элементом деятельности по охране недр является государственный контроль в сфере отношений недропользования.

Государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр осуществляется органами государственного геологического контроля и органами государственного горного надзора во взаимодействии с природоохранными и иными контрольными органами, в том числе правоохранительными

Недра как объект использования и охраны

Экологическое право, как наука, как отрасль права и как учебная дисциплина постоянно находится в развитии. Изменяются как отдельные нормы, так и содержание институтов, без которых не обойтись науке экологического права. Понятие недр как объекта использования и охраны — довольно распространенное явление. Причем вокруг этой проблемы по сей день существует множество дискуссий правового характера и расходящихся мнений ученых и практиков. В течении длительного времени и до сегодняшнего дня данный институт постоянно развивается и изменяется. Актуальность данной темы подтверждается тем, что отношения в сфере использования недр встречаются на территории каждого государства, Российская Федерация не является исключением, и необходимо достаточное законодательное урегулирование этого вопроса на государственном уровне. Недрам отводится ведущая роль среди остальных природных объектов. В системе природной среды недра — элемент, которые больше всего связан с землей. Недра тесно взаимосвязаны со всеми компонентами минеральной основы природной среды, что непосредственно выражается в том, что при пользовании недрами оказывается интенсивное воздействие на землю, воды, атмосферный воздух. Процессы, которые протекают в недрах, имеют не только геологическое значение, но опосредованно влияют на состояние гидросферы, атмосферы и биосферы. Полезные ископаемые, добыча которых — преобладающий вид недропользования, характеризуются так называемой невозобновимостью — образуются в течение длительных тектонических процессов и практически не восстанавливаются. Недра, где содержатся полезные ископаемые, имеют промышленное значение, являются решающим фактором развития, а также функционирования экономики многих стран мира. Отдельные признаки «недр как объекта охраны и природопользования» требуют детального рассмотрения и изучения. Цель курсовой работы – изучение особенностей недр как объекта охраны и использования в экологическом праве. Предмет исследования – недра, как один из объектов экологического права. Объект исследования – общественные отношения, связанные с использованием и правовой охраной недр как объекта экологического права. Для достижения поставленной цели используется теория и практика экологического права. Изучение и анализ учебной литературы, суждений теоретиков и практиков позволяет наиболее правильно оценить понятие «использование недр» в экологическом праве и дать ему соответствующую оценку. В данной работе ставятся такие задачи: изучение понятия, признаков и сущности недр как объекта природопользования, вопросов, связанных с правом собственности на недра, правовым режимом использования недр, а именно: их использование с получением разрешения или без такового. Структура работы включает в себя введение, основную часть, состоящую из двух глав и четырех теоретических вопросов, заключение и список использованной литературы.

Проанализировав данные вопросы с использованием научной литературы и практических рекомендаций необходимо отметить, что решение вопросов, связанных с использованием недр имеют важное значение в экологическом праве, институт использования и охраны недр, в своем развитии потерпел очень много изменений. Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Право пользования недрами (в объективном смысле) — это система правовых норм, которые регулируют порядок и условия предоставления и использования недр, права и обязанности недропользователей. Для субъектов недропользования это право представляет собой совокупность конкретных прав и обязанностей, приобретаемых ими в связи с предоставлением участка недр в пользование. Предоставление недр в пользование осуществляется в соответствии с единым порядком выдачи лицензий, включающим информационную, науч¬но-аналитическую, экономическую и юридическую подготовку материалов и их оформление — государственной системой лицензирования. За использование недр без наличия разрешения, в случаях, предусмотренных законом, как за экологическое правонарушение предусмотрена юридическая ответственность (административная или уголовная). В данной работе были проанализированы положения нормативно-правовых актов, учебной литературы, которые закрепляют в своем содержании наиболее актуальные вопросы, связанные с вопросами охраны недр и их природопользования. В ходе работы неоднократно была подтверждена актуальность рассматриваемой темы. В работе были проанализированы четыре теоретических вопроса, проведен анализ нормативно-правовой базы. Из вышесказанного можно сделать вывод, что данные положения требуют усовершенствования, правильной оценки и умения их грамотно толкования. Это очень важное умение для студента юридической специальности для дальнейшего усвоения профессии и применения полученных знаний на практике.

Недра как объект права недропользования

Для уяснения сущности права недропользования необходимо определить, что представляют собой недра как объект права. Общеизвестно, что объект права можно определить как то, по поводу чего возникают общественные отношения между людьми или иными субъектами этих отношений. При этом особые свойства и назначения этих объектов могут существенным образом влиять на характер правоотношений по их поводу.

Будучи объектом прав, недра подчинены специальному правовому режиму ввиду присущих им правовых и природных особенностей. Понятие «недра» в Законе «О недрах и недропользовании» определяется как часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсутствии -ниже земной поверхности и дна водоемов, простирающаяся до глубин, доступных для проведения операций по недропользованию с учетом научно-технического прогресса (подпункт 12 статьи 1Закона «О недрах и недропользовании»).

Недра являются частью природных ресурсов. В соответствии с Экологическим Кодексом от 27 июля 2007 г. «Экологический Кодекс» природные ресурсы — природные объекты, имеющие потребительскую ценность: земля, недра, воды, растительный и животный мир. Как объект права недропользования недра выступают в качестве имущества, а само право недропользования — в качестве имущественного права. В связи с этим следует различать недра, как часть окружающей среды, и недра, как разновидность имущества. Как правильно, по нашему мнению, указывает Б. В. Покровский, «в качестве объектов вещных прав объекты природы выступают не только в их естественном состоянии, но, прежде всего — в социальном качестве имущества, а в имуществе, как таковом, нет даже атомов естественных элементов природы. Имущество — это общественная форма естественных объектов, особенности которой обусловлены естественными и общественными свойствами различных видов таких объектов. Природные объекты, входящие в состав природных ресурсов, — это одна из важнейших частей имущества как объекта имущественных прав» [1].

Это интересно:  Как стать помощником прокурора

Известно, что объекты вещных прав должны характеризоваться индивидуально- определенными признаками. Как можно индивидуализировать недра, которые расположены под всей земной поверхностью? Индивидуализация начинается с того, что речь идет о недрах, расположенных в пределах границ территории Республики Казахстан, отделяющих их от территорий других государств. Недра, в свою очередь, на всей территории республики разделяются на блоки — участки недр. Участок недр — геометризированная часть недр, выделяемая в замкнутых границах для предоставления в недропользование (подпункт 30 статьи 1 Закона «О недрах и недропользовании»).

Индивидуализация недр, как объектов вещных прав, проявляется в их описании в составе государственного фонда недр и государственных кадастров, что позволяет определить местонахождение участка недр, описать и зафиксировать на местности его границы, а также получить качественную характеристику с точки зрения наличия или отсутствия месторождения полезных ископаемых. Месторождение — это часть недр, содержащая природное скопление полезного ископаемого (подпункт 41 статьи 1 Закона «О недрах и недропользовании»).

Закон «О недрах и недропользовании» решая вопросы собственности, называет несколько видов имущества: недра, минеральное сырье, полезные ископаемые и техногенные минеральные образования. Для уяснения сущности недр как объекта права недропользования есть смысл рассмотреть все названные виды имущества и определить различия между ними.

Итак, первым видом являются недра. Согласно пункту 1 статьи 10 Закона «О недрах и недропользовании» недра находятся в государственной собственности, что полностью соответствует пункту 3 статьи 6 Конституции Республики Казахстан и статье 193 ГК, содержащей, кстати, аналогичную с Конституцией норму.

Недра как вид имущества относятся к недвижимому имуществу. Отметим, что в статье 117 ГК при перечислении видов вещей, относящихся к недвижимости, недра не названы. Тем не менее, исходя из общего понятия «недвижимости», согласно которому к нему относятся имущество, прочно связанное с землей (то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно), недра, безусловно, относятся к недвижимости. Кстати, аналогичная статья Гражданского кодекса Российской Федерации прямо называет участки недр в перечне имущества, относящегося к недвижимости (статья 130 ГК РФ).

Вторым видом имущества, о котором говорит Закон «О недрах и недропользовании», является минеральное сырье. Минеральное сырье — это извлеченная на поверхность часть недр (горная порода, рудное сырье и другие), содержащая полезное ископаемое (подпункт 68 статьи 1 Закон «О недрах и недропользовании»). Если иное не предусмотрено контрактом, минеральное сырье принадлежит недропользователю на праве собственности (государственному предприятию Республики Казахстан — на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) (пункт 2 статьи 10 Закона).

Таким образом, с точки зрения объекта вещных прав имеет место следующая картина. Недра и содержащиеся в них полезные ископаемые в их природном состоянии (как обнаруженные, так и не обнаруженные) находятся в государственной собственности. Недра могут быть предоставлены недропользователю как объект его права недропользования. Извлеченная на поверхность земли часть недр, содержащая полезное ископаемое, превращается в другую юридическую категорию — минеральное сырье. Если иное не предусмотрено контрактом, а также, если недропользователем не выступает государственное предприятие Республики Казахстан, данное минеральное сырье является объектом права частной собственности. Иначе говоря, минеральное сырье как разновидность имущества в отличие от недр может быть как в государственной, так и в частной собственности. Зависит это от условий контракта.

Следовательно, извлеченные на поверхность недра перестают быть недрами в юридическом смысле слова и в качестве объекта прав превращаются в иное имущество минеральное сырье. Кстати говоря, различный правовой статус недр и минерального сырья определяется не только тем, что они выступают различными видами имущества с точки зрения законодательства. Различается и материальная составляющая этих видов имущества. Недра представляют собой разновидность недвижимого имущества, минеральное сырье — движимого.

Работы, связанные с извлечением полезных ископаемых из минерального сырья, Закона «О недрах и недропользовании» именует термином «переработка минерального сырья».

Третьим видом имущества, который возникает в процессе операций по недропользованию, выступает полезное ископаемое. Под полезным ископаемым данный Закон понимает содержащееся в недрах природное минеральное вещество в твердом, жидком или газообразном состоянии (в том числе подземные воды и лечебные грязи), пригодное для использования в материальном производстве (подпункт 80 статьи 1 Закона «О недрах и недропользовании»).

Весь комплекс работ (операций), связанный с извлечением полезных ископаемых из недр на поверхность, определяется Законом через понятие «добыча». Полезное ископаемое может извлекаться как из минерального сырья, так и непосредственно из недр (например, природный газ или нефть, не требующая очистки). Подобно минеральному сырью полезное ископаемое относится к движимому имуществу.

Сопоставление понятий «недра», «минеральное сырье» и «полезные ископаемые», в том виде, в котором они используются в Законе «О недрах и недропользовании»показывает, что полезные ископаемые (как вид имущества) не входят в состав недр или минерального сырья и не являются их частью — они лишь содержатся в недрах, а при извлечении недр на поверхность в процессе добычи — в минеральном сырье.

Рассматривая вопрос о собственности на полезные ископаемые, обратим внимание на следующее обстоятельство. Пункт 1 статьи 10 Закона «О недрах и недропользовании» устанавливает, что в соответствии с Конституцией Республики Казахстан недра и содержащиеся в них полезные ископаемые находятся в государственной собственности.

Кроме того, Конституция Республики Казахстан не содержит никаких упоминаний о праве собственности государства на полезные ископаемые. Но при этом она говорит о собственности государства на «природные ресурсы» (пункт 3 статьи 6). Возникает вопрос, относятся ли полезные ископаемые к природным ресурсам. Несмотря на кажущуюся очевидность ответа на этот вопрос, дело здесь не такое уж простое. Как отмечает Е. В. Новикова, «до сих пор не достигнуто единообразие в определении, использовании и толковании эколого-правовой терминологии, употребляемой в научном обиходе, учебно- методической литературе и в законодательстве». Далее она указывает, что нет четкости и определенности в отношении, в частности, таких основополагающих понятий, как

«природные объекты», «природные ресурсы», «окружающая природная среда» [2].

По нашему мнению, полезные ископаемые входят в состав природных ресурсов, что соответствует не только смысловому значению этого термина, но и тому определению, которое дано природным ресурсам в упомянутом нами Законе «Об охране окружающей среды». Поэтому пункт 1 статьи 10 Закона «О недрах и недропользовании», которым установлено, что полезные ископаемые находятся в государственной собственности, можно считать соответствующим пункту 3 статьи 6 Конституции. Рассуждение при этом строится по следующей логической схеме. Конституция установила право государственной собственности на природные ресурсы, полезные ископаемые являются частью природных ресурсов. Следовательно, норма Закона «О недрах и недропользовании», установившая право государственной собственности на полезные ископаемые, не противоречит Конституции Республики Казахстан.

Это интересно:  Разрешение на водопользование водным объектом

Однако этот же Закон устанавливает, что полезные ископаемые могут находиться в собственности недропользователя, то есть в частной собственности.

Техногенные минеральные образования представляют собой четвертый вид имущества, который возникает в процессе осуществления операций по недропользованию. Согласно пункту 3 статьи 10 Закона «О недрах и недропользовании» техногенные минеральные образования являются собственностью недропользователя, если иное не предусмотрено контрактом. Это означает, что указанные образования могут находиться как в частной, так и в государственной собственности. А если речь вести о конкретном объекте в

виде техногенного минерального образования, то этот объект может быть посредством контракта на недропользование поделен на части, одна из которых будет принадлежать на праве собственности недропользователю, другая — государству. Техногенные минеральные образования могут выступить предметом вторичной переработки, преследующей цель извлечения находящегося в них полезного ископаемого (остаточного или сопутствующего). Закон «О недрах и недропользовании» предусматривает, что право собственности на полезные ископаемые, извлеченные из техногенных минеральных образований, находящихся в государственной собственности, определяется контрактом (пункт 4 статьи 10). То есть, предусмотрено правило, которое применяется в случаях, когда полезное ископаемое извлекается непосредственно из недр. В целом же техногенные минеральные образования как вид имущества по своему правовому статусу приближаются к минеральному сырью.

Таким образом, недра, минеральное сырье, техногенные минеральные образования и полезные ископаемые в добытом и естественном состоянии -это разные виды имущества, имеющие не только различный правовой статус, но и различную физическую и экономическую основу. Между тем, -и на это надо обратить особое внимание — в теории и на практике данные понятия нередко смешивают. Например, утверждается, что право собственности на недра может возникнуть только с момента, когда разработанные (добытые) полезные ископаемые превратятся в минеральное сырье или техногенные минеральные образования [3]. С этим утверждением нельзя согласиться по следующим основаниям. Во-первых, недра не могут быть ни в чьей собственности, кроме как государства. Когда недра в процессе добычи «превратятся» в минеральное сырье или техногенные образования, то они уже перестают быть недрами и становятся другим видом имущества. Во- вторых, напутана технологическая цепочка превращения одного вещества в другое: не полезные ископаемые превращаются в минеральное сырье или техногенные минеральные образования, а, наоборот, путем обработки минерального сырья и техногенных образований из них извлекаются полезные ископаемые.

Недра являются имуществом, ограниченным в обороте, поскольку в границах территории Республики Казахстан они являются исключительной собственностью государства и не могут быть предметом купли-продажи, дарения, наследования, залога или же отчуждаться в иной форме. Недра могут быть переданы другим субъектам только на праве недропользования. Это говорит о том, что недра не могут выступать в качестве товара [4].

Такое положение нередко объясняют тем, что недра — не имущество, не товары, а дары природы, сама природа — имеют естественно-природное начало. И не случайно поэтому, — отмечают авторы, — они исключены из гражданского, имущественного, товарно-денежного оборота [5].

Как правильно, по нашему мнению, пишет Б. В. Покровский, объекты природы — это действительно естественные природные предметы. Но правом, как объекты права собственности и других вещных прав, они опосредуются не непосредственно в своих природных качествах, а в своем социальном качестве имущества. Право собственности (и не только частной, но и государственной) является основным и типичным имущественным правом. Это обосновывается не только в научной литературе, но и получило закрепление в законодательных актах, в том числе о природных ресурсах. Причем имуществом закон признает не только вещи, находящиеся в обороте, но и вещи, изъятые из него (пункт 2 статьи 116 ГК) [6].

Касаясь непосредственно недр, Б. В. Покровский отмечает, что как объект права государственной собственности, то есть имущественного права, они являются имуществом. И хотя с ограничениями, но включаются в гражданский оборот, то есть представляют собой имущество, ограниченное в обороте. Так, передача права недропользования производится на основе гражданско-правовых сделок. Допускается передача права недропользования в залог на основе договора залога имущественных прав [1].

По поводу последнего уточним, что недра как вещь, являющаяся объектом права государственной собственности, и право недропользования, как разновидность вещного права, представляют собой самостоятельные виды имущества. Право недропользования не является вещью, а относится к такой категории имущества, которую принято именовать «имущественные права» (пункт 2 статьи 115 ГК). Кроме того, следует учитывать, что границы понятия «отчуждение» или «отчуждаемость» имущества (вещей), с которым Гражданский кодекс увязывает оборотоспособность объектов гражданских прав, довольно подвижны. Так, ранее утверждалось, что непременный признак объекта исключительной государственной собственности, куда включались, естественно, и недра, — его неотчуждаемость, недопустимость возникновения ни у кого кроме собственника права собственности на него [4]. Следовательно, признаком отчуждения имущества выступал фактор смены формы собственности. Если смена формы собственности не допускалась, то такое имущество признавалось неотчуждаемым и поэтому -изъятым из оборота.

В настоящее время границы понятия «отчуждение имущества» существенно расширились. Так, в литературе отмечается: «Под оборотоспособностью объектов гражданских прав понимается их юридическая способность быть отчужденными. Под отчуждением объектов гражданских прав понимается передача имущества в собственность (хозяйственное ведение, оперативное управление) от одного субъекта права к другому по сделкам, а также передача его на определенный срок по договорам найма, ссуды и тому подобным договорам» [1]. В силу этого недра следует, по нашему мнению, рассматривать как имущество, ограниченное в обороте.

Е. А. Суханов дает следующее определение: «Вещами в гражданском праве признаются материальные, физически осязаемые объекты, имеющие экономическую форму товара. Вещи являются результатом труда, имеющими в силу этого определенную материальную (экономическую ценность). К числу вещей в гражданском праве относятся также различные виды энергетических ресурсов и сырья, произведенных или добытых человеческим трудом и потому ставших товаром». Казалось бы, исходя из этого определения, недра не являются «вещами в гражданском праве» — в своем естественном состоянии недра выступают таким объектом материального мира, до которого еще не коснулась рука человека. Однако далее Е. А. Суханов отмечает: «Исключение в этом отношении составляют земля и другие природные ресурсы, которые, как правило, не являются результатами труда [7]. Эти объекты так или иначе тоже вовлекаются в товарный оборот, хотя именно отсутствие у них свойств, присущих результатам чьего-то труда, а также их естественная ограниченность дают основания для предложения об установлении для них особого правого режима (типа никому не принадлежащего «объекта достояния народа»). В качестве объектов гражданских правоотношений земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и другие природные ресурсы также относятся к категории вещей».

Обобщая сказанное по поводу недр как объекта вещных прав (в частности, права недропользования), можно выделить следующие их характерные признаки: 1) недра являются имуществом (имущественным благом), причем, в виде вещей; 2) по характеру своего происхождения они охватываются категорией «природные ресурсы»; 3) недра находятся в исключительной собственности государства, но могут быть переданы иному лицу в качестве объекта такой разновидности вещного права, как право недропользования; 4) в зависимости от оборотоспособности они относятся к вещам, ограниченно оборотоспособным; 5) как всякий объект вещного права, недра индивидуализированы определенным образом; 6) как вид имущества, относятся к категории недвижимости.

Статья написана по материалам сайтов: lektsii.org, www.work5.ru, articlekz.com.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector