+7 (499) 938-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Объективная сторона получения взятки

1.1.Объект, предмет и объективная сторона дачи взятки

Под дачей взятки согласно действующему уголовному законодательству понимается дача ее должностному лицу лично или через посредника (ч. 1 ст. 291 УК РФ).

Статья 291 УК имеет простую диспозицию и признаков дачи взятки не дает (так же было и в УК 1960 г.). Однако понятие «дача взятки» в доктрине уголовного права разработано с учетом признаков получения взятки.

Дача взятки посягает на те же общественные отношения, что и получение взятки, предмет взятки — тот же. Следовательно, объектом этого преступления являются общественные отношения, составляющие содержание нормальной в соответствии с законом деятельности конкретного звена государственного аппарата или аппарата местного самоуправления. Непосредственный объект преступления — интересы государственной службы и службы в органах местного самоуправления. В качестве дополнительного объекта могут выступать права и законные интересы граждан или организаций. 1

Предметом дачи взятки могут быть деньги, ценные бумаги, иное имущество или выгоды имущественного характера. К иному имуществу согласно гражданскому законодательству можно отнести иное, помимо денег и ценных бумаг, движимое (мебель, автомашины, компьютеры и пр.) и недвижимое (участки земли, здания, сооружения, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей) имущество (ст. 130 ГК РФ).

В пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2000 г. № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» 1 разъясняется, что предметом дачи взятки наряду с деньгами, ценными бумагами и иным имуществом могут быть выгоды имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи и т.п.). Под выгодами имущественного характера следует понимать, в частности, занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами. Указанные выгоды и услуги должны получить в приговоре денежную оценку.

Объективная сторона преступления состоит только в одном действии — даче взятки должностному лицу лично или через посредника за осуществление им с использованием своих служебных полномочий либо должностного положения определенных действий (бездействия) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц.

Содержание возможных действий (бездействия) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, а также понятие взятки раскрыты в статье 291 УК РФ.

В следственно-судебной практике возник ряд сложных вопросов, ответы на которые содержатся в вышеназванном постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. № 6. Например, согласно пункту 12 этого постановления должностное лицо, предложившее подчиненному по службе работнику для достижения желаемого действия (бездействия) в интересах своей организации дать взятку должностному лицу, несет ответственность по соответствующей части статьи 291 УК РФ как исполнитель преступления, а работник, выполнивший его поручение, — как соучастник дачи взятки. 2

Вместе с тем положение изменится, если должностное лицо дало указание в общем виде, а подчиненный работник сам искал, какому должностному лицу и каким образом дать и дал взятку. В этом случае начальник будет организатором, а подчиненный — исполнителем преступления.

На практике возникает вопрос, как квалифицировать деяние, если должностное лицо отказалось принять взятку. В соответствии с пунктом 12 упомянутого постановления Пленума в случаях, если должностное лицо отказалось принять взятку, взяткодатель или лицо, передающее предмет взятки, несут ответственность за покушение на преступление, предусмотренное статьей 291 УК РФ.

При получении должностным лицом взятки якобы за совершение определенных действий (бездействия), которые оно заведомо не может осуществить, его деяние при наличии умысла на приобретение предмета взятки квалифицируется как мошенничество (ст. 159 УК РФ), а взяткодатель несет ответственность за покушение на дачу взятки, если передача предмета взятки (денег, ценных бумаг и т.д.) преследовала цель совершения желаемого для него действия (бездействия) должностного лица с использованием его служебных полномочий или должностного положения. 1

В соответствии с пунктом 21 постановления Пленума, если лицо получает от кого-либо деньги или иные ценности якобы для передачи должностному лицу в качестве взятки (выступая в качестве посредника) и, не намереваясь этого делать, присваивает их, содеянное им следует квалифицировать как мошенничество (ст. 159). Действия владельца ценностей в таких случаях подлежат квалификации как покушение на дачу взятки. 2

Дачу взятки следует отличать от провокации взятки, т.е. попытки передачи должностному лицу без его согласия денег, ценных бумаг, иного имущества или оказания ему услуг имущественного характера в целях искусственного создания доказательств совершения преступления или шантажа (ст. 304). В пункте 25 упомянутого постановления Пленума Верховного Суда разъясняется, что субъектом провокации взятки может быть любое лицо, действующее с прямым умыслом в целях искусственного создания доказательств совершения преступления либо шантажа. Данное преступление является оконченным с момента попытки передачи предмета взятки. Решая вопрос о наличии состава этого преступления, суду надлежит проверять, не было ли предварительной договоренности с должностным лицом о согласии принять предмет взятки, имея в виду, что при отсутствии такой договоренности и отказе должностного лица принять предмет взятки лицо, пытавшееся вручить названный предмет в целях искусственного создания доказательств совершения преступления или шантажа, подлежит ответственности по статье 304 УК РФ. 1

При решении вопроса об ответственности посредника в даче взятки следует исходить из того, образуют ли его действия соучастие в даче взятки. При наличии необходимых признаков соучастия действия посредника квалифицируются по статье 33 и статье 291 УК РФ. Если посредник не знал, что передает должностному лицу предмет взятки, в его действиях отсутствует состав рассматриваемого преступления.

Состав преступления, предусмотренного статьей 291, формальный, оно признается оконченным с момента передачи должностному лицу хотя бы части предмета взятки.

В соответствии с примечанием к статье 291 лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности при наличии хотя бы одного из двух условий:

1) если имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица;

2) если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки.

Под вымогательством взятки понимается требование должностного лица дать взятку под угрозой совершения таких действий, которые могут причинить вред правам и законным интересам граждан или организаций либо поставить их в такие условия, при которых гражанин или представитель организации будут вынуждены дать взятку, чтобы предотвратить наступление вредных последствий для их прав и законных интересов. 1

Добровольное сообщение лица органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки является разновидностью деятельного раскаяния. В пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2000 г. № 6 разъясняется, что, решая вопрос об освобождении от уголовной ответственности лица, сообщившего органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки должностному лицу, следует иметь в виду, что сообщение (письменное или устное) должно признаваться добровольным независимо от мотивов, которыми руководствовался заявитель, не может признаваться добровольным сообщение, сделанное в связи с тем, что о даче взятки стало известно органам власти. Освобождение взяткодателя от уголовной ответственности по мотивам добровольного сообщения о совершении преступления не означает отсутствия в его действиях состава преступления. В связи с этим согласно пункту 24 указанного постановления взяткодатель не может признаваться потерпевшим и не вправе претендовать на возвращение ему ценностей, переданных в виде взятки. Между тем при решении вопроса о возможности возвращения предмета взятки лицу, в отношении которого имел место факт вымогательства, суду следует иметь в виду, что если для предотвращения вредных последствий лицо было вынуждено передать вымогателю деньги либо иные ценности, то они подлежат возврату их владельцу.

Это интересно:  Как записывать показания счетчика воды

Определенные сложности представляют случаи, когда изобличенный взяткодатель добровольно сообщает о даче им взяток и другим должностным лицам. По мнению одних ученых, в этих случаях лицо должно нести ответственность за все факты дачи им взяток 1 , других — «если в процессе расследования уголовного дела лицо заявляет о, взятке, о которой не было известно правоохранительным органам, это нужно рассматривать как добровольное заявление, и по этому эпизоду субъект должен быть, освобожден от уголовной ответственности». Представляется более предпочтительным второе мнение, поскольку примечание к ст. 291 УК (в части добровольного сообщения) является стимулирующей нормой, поощряющей позитивное поведение, и поэтому добровольное сообщение о не выявленном факте дачи взятки должно исключать последний из обвинения. Вместе с тем лицо, сделавшее добровольное сообщение о даче взятки, хотя и освобождается от ответственности, но потерпевшим не признается, так как освобождается по нереабилитирующим основаниям. 2

1.2. Субъект и субъективная сторона дачи взятки

Субъект преступления: вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет. Это может быть должностное лицо, лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, а равно любое частное лицо. Эти же лица могут выступать в качестве посредников. В последнее годы перехода к рыночной экономике дачу взятки все чаще совершают и иностранные граждане.

В качестве взяткодателя могут выступать частные лица, лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, и должностные лица, что не имеет значения для квалификации дачи взятки. Должностное лицо или лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, предложившее подчиненному ему по службе работнику добиваться желаемого действия или бездействия путем дачи взятки, несет ответственность как взяткодатель, а работник, договорившийся о выполнении за взятку обусловленных действий и вручивший взятку, должен нести ответственность как соучастник дачи взятки. 1

Должностное лицо предложившее подчиненному ему по службе работнику для достижения желаемого действия (бездействия) в интересах своей организации дать взятку должностному лицу, несет ответственность по соответствующей части статьи 291 УК РФ как исполнитель преступления, а работник, выполнивший его поручение – как соучастник дачи взятки.

Субъективная сторона преступления характеризуется наличием прямого умысла. В содержание умысла преступника входит то, что он предоставляет должностному лицу незаконное вознаграждение (выгоду) имущественного характера именно как взятку, т. е. за действие или бездействие последнего с использованием служебных полномочий либо за способствование в силу должностного положения совершению действий (бездействия) другим должностным лицом или за общее покровительство или попустительство по службе. Если субъект добросовестно заблуждается относительно оснований передачи, полагая, что это не вознаграждение, или не осознавая его неправомерность, состав дачи взятки отсутствует. 2

Цели и мотивы дачи взятки могут быть самые различные. Сюда можно отнести побуждения как личного порядка, так и корыстные, желание добиться намеченного результата в обход закона или отблагодарить получателя взятки за решение, принятое в пользу взяткодателя, освободиться от ответственности и т.п.

Однако, как и было указано в комментарии к ст. 291 УК, взятка берется и дается за служебные действия (бездействие) должностного лица в интересах самого взяткодателя или представляемых им физических или юридических лиц. Это могут быть интересы членов семьи взяткодателя, других его родственников или близких лиц, а также интересы коммерческих и некоммерческих организаций, государственных или муниципальных органов или учреждений, которыми руководит или доверенным лицом которых является взяткодатель.

2. КВАЛИФИЦИРУЮЩИЕ И ОСОБО КВАЛИФИЦИРУЮЩИЕ ПРИЗНАКИ ДАЧИ ВЗЯТКИ

Дача взятки без отягчающих обстоятельств отнесена к числу преступлений средней тяжести, а при наличии квалифицирующих признаков (ч.2 ст. 291 УК) — к тяжким преступлениям.

Квалифицированный состав предусмотрен частью 2 ст. 291 УК РФ. В качестве квалифицирующего признака выступает дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействия).

Дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействия) существенно повышает общественную опасность рассматриваемого преступления. Понятие незаконных действий (бездействия) должностного лица в интересах взяткодателя или представляемых им лиц рассмотрено применительно к части 2 ст. 290 УК РФ.

Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 10 февраля 2000 г. № 6 указал, что под незаконными действиями должностного лица (взяткополучателя) понимаются неправомерные действия, которые не вытекали из его служебных полномочий или совершаются вопреки интересам службы, а также действия, содержащие в себе признаки преступления либо иного правонарушения (п. 10).

Следовательно, если взяткодатель склоняет должностное лицо к совершению неправомерных действий, обусловленных его должностным положением, то такой взяткодатель несет ответственность по п. «а» ч. 2 ст. 291 УК РФ. При склонении должностного лица к использованию своих служебных полномочий для совершения преступления, действия взяткодателя квалифицируются по совокупности как дача взятки (ч. 2 ст. 291 УКРФ) и соучастие (чаще всего подстрекательство) в том преступлении, которое совершил взяткополучатель.

Характер незаконных действий должностного лица, за совершение которых дается взятка, может быть самый разнообразный, например, лицо, задержанное на месте преступления, передает работнику милиции крупную сумму денег за то, чтобы он его отпустил. Главное, чтобы незаконность такого рода действий (бездействия) была очевидна для лица, дающего взятку. При этом не имеет значения, были ли они фактически совершены должностным лицом.

Если взяткодателю не удается склонить должностное лицо к совершению преступления, его действия должны квалифицироваться как дача взятки (когда незаконные, но не преступные действия должностным лицом были совершены) и как покушение на соучастие в том преступлении, к совершению которого он склонял должностное лицо (ст. 30, 33 и соответствующая статья Особенной части УК РФ).

Дача взятки признается неоднократной, если она вручалась должностному лицу не менее двух раз при условии, что не истек срок давности привлечения к уголовной ответственности за предыдущее преступление и судимость за такое же преступление не была снята или погашена.

Дача взятки в несколько приемов за выполнение или невыполнение действий, обеспечивающих наступление желаемого результата, а равно дача взятки группе должностных лиц, совершающих преступление по предварительному сговору или в составе организованной группы, не рассматривается как неоднократная дача взятки.

Систематическая передача ценностей или оказание услуг имущественного характера должностному лицу за общее покровительство или попустительство по службе, если такие передачи объединены единством умысла взяткодателя, является единым продолжаемым преступлением и признака неоднократности не образует.

Представляется, что квалифицирующие признаки дачи взятки должны соответствовать квалифицирующим признакам получения взятки (кроме вымогательства), так как случаи дачи взятки лицу, занимающему государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Федерации, главе органа местного самоуправления, а равно совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо в крупном размере, свидетельствуют о проявлении коррупции, характеризуются более высокой степенью общественной опасности и, следовательно, должны найти правовую оценку, соответствующую степени опасности дачи взятки в этих случаях.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Объективная сторона получения взятки.

В соответствии со ст. 290 УК РФ под получением взятки по- нимается получение должностным лицом лично или через по- средника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие дей- ствия (бездействие) входят в служебные полномочия должност- ного лица либо оно в силу должностного положения может собствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе

При рассмотрении дел о преступлениях, предусмотренных статьей 290 УК РФ, судам необходимо иметь в виду, что в этой статье уста- новлена ответственность за получение взятки:

а) за совершение должностным лицом входящих в его служебные полномочия действий (бездействие) в пользу взятко- дателя или представляемых им лиц,

б) за способствование долж- ностным лицом в силу своего должностного положения соверше- нию указанных действий (бездействию),

в) за общее покрови- тельство или попустительство по службе, г) за совершение должностным лицом незаконных действий (бездействие).

Это интересно:  Коды оквэд по инн для юридических лиц

1) Под входящими в служебные полномочия действиями (без- действием) должностного лица следует понимать такие действия (бездействие), которые оно имеет право и (или) обязано совершить в пределах его служебной компетенции (например, сокращение установленных законом сро- ков рассмотрения обращения взяткодателя, ускорение принятия должностным лицом соответствующего решения, выбор долж- ностным лицом в пределах своей компетенции или установленно- го законом усмотрения наиболее благоприятного для взяткодате- ля или представляемых им лиц решения).

2) Способствование должностным лицом в силу своего долж- ностного положения совершению действий (бездействию) в пользу взяткодателя или представляе- мых им лиц выражается в ис- пользовании взяткополучателем авторитета и иных возможно- стей занимаемой должности для оказания воздействия на других должностных лиц в целях совер- шения ими указанных действий (бездействия) по службе. Такое воздействие заключается в склонении другого должностного ли- ца к совершению соответствующих действий (бездействию) пу- тем уговоров, обещаний, принуждения и др. При этом получение должностным лицом вознаграждения за использование исключительно личных, не связанных с его долж- ностным положением, отношений не может квалифицировать- ся по статье 290 УК РФ. В этих случаях склонение должностно- го лица к совершению незаконных действий (бездействию) по службе может при наличии к тому оснований влечь уголовную ответственность за иные преступления (например, за подстре- кательство к злоупотреблению должностными полномочиями или превышению должностных полномочий).

3) Судам следует иметь в виду, что при получении взятки за общее покровительство или попусти- тельство по службе конкретные дей- ствия (бездействие), за которые она получена, на момент ее принятия не ого- вариваются взяткодателем и взяткополучателем, а лишь осозна- ются ими как вероятные, возможные в будущем. Общее покровительство по службе может проявляться, в частности, в необоснованном назначении подчиненного, в том числе в нарушение установленного порядка, на более высокую должность, во включении его в списки лиц, представляемых к поощрительным выплатам. К попустительству по службе относится, например, согласие должностного лица контролирующего органа не применять вхо- дящие в его полномочия меры ответственности в случае выявле- ния совершенного взяткодателем нарушения. Относящиеся к общему покровительству или попуститель- ству по службе действия (бездействие) могут быть совершены должностным лицом в пользу как подчиненных, так и иных лиц, на которых распространяются его надзорные, контрольные или иные функции представителя власти, а также его организаци- онно-распорядительные функции.

Получение взятки — преступление, объективная сторона ко- торого заключается в получении должностным лицом лично или через посредника взятки за определенное служебное поведение в пользу взяткодателя или представляемых им лиц. Сами действия (бездействие) должностного лица в пользу взяткодателя или представляемых им лиц в объективную сторону состава преступ- ления не входят, но для наличия состава преступления необходи- мо установить, что взятка в том или ином виде дается и получает- ся за определенное служебное поведение, которое может заклю- чаться применительно к ч. 1 ст. 290 УК РФ в трех видах служеб- ного поведения.

Должностное лицо действует (бездействует) в рамках сово- купности полномочий (компетенции), которыми оно наделено. Под полномочиями как правовой категорией понимаются право и одновременно обязанность наделенного ими субъекта действо- вать в предусмотренной законом, иным правовым актом ситуации способом, предусмотренным этими правовыми актами. Общественная опасность этой разновидности взяточничества заключается в том, что нарушается публично-правовой порядок оплаты служебной деятельности должностных лиц, т. е. получе- ние вознаграждения за служебную деятельность только в уста- новленных законом порядке и размерах, безвозмездность их пуб- личной деятельности по отношению к тем субъектам, чьи интере- сы они объективно удовлетворяют (могут удовлетворить) своими служебными действиями. Завладение должностным лицом чужим имуществом путем обещания совершить действия (акт бездействия), которые не вхо- дят в круг его полномочий, квалифицируется как мошенничество с использованием служебного положения.

В некоторых случаях должностное лицо само не наделено полномочиями на совершение в интересах взяткодателя желаемо- го действия (бездействие), но располагает определенными воз- можностями, связанными с занимаемой должностью, позволяю щими воздействовать на то лицо, которое обладает соответству- ющими полномочиями. Верховный Суд Российской Федерации, как нам кажется, несколько подправил закон, говоря о том, что субъектом преступления, предусмотренного ст. 290 УК РФ, надлежит признавать и такое должностное лицо, которое могло способствовать совершению другими должностными лицами действий (бездействию) в пользу взяткодателя или представляе- мых им лиц. Практика применения закона, в том числе и практика высшей судебной инстанции, свидетельствует о том, что способ- ствование совершению действий (бездействию) может осуществ- ляться путем воздействия не только на должностных, но и на иных лиц . В качестве способа воздействия указывается на использование авторитета и иных возможностей занимаемой должности. Авто- ритет должности — влияние, влиятельность индивида, основан- ная на занимаемом им положении, должности, статусе. Получение вознаграждения за использование должностным лицом личных отношений (родственных, дружеских) и личного авторитета не может квалифицироваться как получение взятки.

Общее покровительство или попустительство по службе может быть оказано: 1) подчиненным по службе лицам1 ; 2) лицам, в отношении которых осуществляются функции пред- ставителя власти, или лицам, входящим в сферу организационно- распоря-дительной деятельности должностного лица2 . Особенность получения взятки за общее покровительство или попустительство по службе заключается в том, что оговаривается не конкретное действие (бездействие) должностного лица в инте- ресах взяткодателя или представляемых им лиц, а намечается осо- бая линия поведения должностного лица, которое обязуется дей- ствовать в интересах взяткодателя так, как это будет необходимо, и тогда, когда такая необходимость возникнет. Чаще всего получение взятки за общее покровительство или попустительство по службе носит характер продолжаемого пре- ступления, когда вознаграждение должностному лицу выплачива- ется систематически. Возможны ситуации, когда у должностного лица даже не возникнет необходимости совершать какие-либо действия в интересах взяткодателя, но если взятка получена, то преступление считается оконченным.

106. Халатность; получение и дача взятки

106. Халатность; получение и дача взятки

1. Халатность. Объект – нормальная деятельность органов государственной власти.

Объективная сторона: неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

Невыполнение обязанностей – бездействие лица в форме непринятия мер, которые оно обязано принять при отсутствии непреодолимой силы (стихийное бедствие, болезнь).

Ненадлежащее выполнение обязанностей – выполнение их некачественно, не в полном объеме, с нарушением соответствующих правил и инструкций.

Окончено с момента наступления последствий.

Субъективная сторона в форме неосторожности.

Субъект специальный – должностное лицо.

2. Получение взятки (ст. 290 УК РФ). Объект – нормальная деятельность государственного органа.

Предмет – деньги, ценные бумаги, иное имущество или выгоды имущественного характера (предоставление санаторных и туристических путевок, проездных билетов, производство безвозмездно различного рода работ или оказание услуг).

Объективная сторона: получение взятки лично или через посредника за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.

Основные формы получения взяток:

• открытая – непосредственное получение предмета взятки;

• завуалированная – совместительство, разовые или постоянные выплаты по договору, необоснованные премии, предоставление имущественной выгоды.

Виды взяток:

• взятка-подкуп – передается должностному лицу до совершения необходимого действия или бездействия;

• взятка-вознаграждение – передается должностному лицу после совершения необходимого действия или бездействия.

Формы использования служебного положения:

• совершение действий, которые находятся в пределах предоставленных должностному лицу прав и полномочий;

• использование связей с другими должностными лицами, не находящимися в его подчинении;

• общее покровительство (протекционизм) – необоснованное продвижение по службе, выдача незаслуженных премий или поощрений и т. п.;

Это интересно:  Как отразить разовую премию в 6 ндфл

• попустительство по службе – непресечение неправомерных действий подчиненного и т. п.

Окончено с момента получения хотя бы части взятки. Субъективная сторона – прямой умысел. Мотив корыстный.

Субъект специальный – должностное лицо.

3. Дача взятки. Объект – нормальная деятельность государственного органа. Объективная сторона – дача взятки.

Дача взятки – передача должностному лицу лично или через посредника материальных ценностей или выполнение бесплатных услуг или создание иных выгод материального характера.

Субъективная сторона – прямой умысел. Субъект общий (с 16 лет).

Получение взятки (ст. 290 УК).

Объективная сторона (ч. 1 ст. 290 УК) заключается в получении должностным лицом взятки:

  • — лично от взяткодателя;
  • — через посредника во взяточничестве, который выступает в роли передаточного звена между взяткодателем и взяткополучателем;
  • — путем указания физических или юридических лиц, которые получают предмет взятки, но при этом не передают его взяткополучателю (независимо от того извлекают или нет из этого имущественную выгоду взяткополучатель или его близкие).

Само по себе получение должностным лицом или указанным им иным лицом имущественной выгоды еще не означает получения взятки. Необходимым признаком этого преступления является обусловленность взятки действиями должностного лица: взяткодатель передает материальные ценности либо предоставляет имущественные выгоды за то, что должностное лицо совершит (или не совершит) в его пользу ответные действия.

Это в равной мере касается как «взятки-подкупа», когда она предшествует желательным для взяткодателя действиям должностного лица, так и «взятки-вознаграждения», при которой взятка вручается должностному лицу после совершения им действий (бездействия) в интересах взяткодателя.

Получение взятки следует отличать от получения подарка. Если должностное лицо совершает по службе законные и целесообразные действия, не рассчитывая на вознаграждение, получает от заинтересованного лица заранее не обещанную благодарность в материальной форме, то состав получения взятки отсутствует, например, при получении подарка в командировке от принимающей стороны [1] .

Закон предусматривает следующие формы поведения должностного лица в ответ на передачу ему взятки в пользу взяткодателя или представляемых им лиц: совершение входящих в его служебные полномочия действий (бездействие); способствование в силу своего должностного положения совершению указанных действий (бездействию); общее покровительство или попустительство по службе.

Под совершением действий (бездействия), входящих в служебные полномочия должностного лица, следует понимать совершение или воздержание от совершения в интересах взяткодателя действий (бездействия), которые определяются рамками служебной компетенции должностного лица и которые оно должно было и могло совершить по службе.

Способствование виновным совершению желательных для взяткодателя действий, означает использование значимости и авторитета занимаемой взяткополучателем должности, его начальственного положения по отношению к лицам, в непосредственном ведении которых находится интересующий взяткодателя вопрос, а также служебных отношений с другими должностными лицами. В данном случае взяткодатель использует не свои служебные полномочия, а свое служебное положение, понимаемое в широком смысле.

Общее покровительство по службе может проявляться, в частности, в необоснованном назначении подчиненного на более высокую должность, во включении его в списки лиц, представляемых к поощрительным выплатам. К попустительству по службе относится, например, согласие должностного лица контролирующего органа не применять входящие в его полномочия меры ответственности в случае выявления совершенного взяткодателем нарушения (п. 5 ППВС РФ от 9 июля 2013 г. № 24). Относящиеся к общему покровительству или попустительству по службе деяния могут быть совершены должностным лицом в пользу как подчиненных, так и иных лиц, на которых распространяются его надзорные, контрольные или иные функции.

Обусловленность взятки ответными действиями взяткополучателя — необходимое условие его уголовной ответственности. Однако сами эти действия находятся за рамками объективной стороны получения взятки, их фактического совершения не требуется.

Когда должностное лицо принимает вознаграждение за совершение заведомо невыполнимых для него действий, содеянное квалифицируется как мошенничество.

М., исполнявший обязанности по должности начальника отдела контроля за пребыванием иностранных граждан УФМС России но области, являясь должностным лицом, получил денежные средства от К., путем введения К. в заблуждение относительно реализации им должностных полномочий для влияния на занятие К. предпринимательской деятельностью. В деле отсутствуют доказательства, свидетельствующие о наличии у М. соответствующих должностных полномочий, от осуществления которых он незаконно отказался вследствие получения денежных средств. При таких фактических обстоятельствах содеянное переквалифицировано с п. «в» ч. 5 ст. 290 на ч. 3 ст. 159 УК [2] [3] .

Состав получения взятки формальный. В соответствии с п. 10 ППВС РФ от 9 июля 2013 г. № 24 преступление следует считать оконченным в момент фактического принятия должностным лицом хотя бы части оговоренной взятки (например, с момента передачи их лично должностному лицу, зачисления с согласия должностного лица на счет, владельцем которого оно является). При этом не имеет значения, получило ли указанное лицо реальную возможность пользоваться или распоряжаться переданными ему ценностями по своему усмотрению.

Субъект — специальный — должностное лицо.

Субъективная сторона — прямой умысел.

Квалифицирующими признаками получения взятки являются:

  • — получение взятки в значительном размере (ч. 2 ст. 290 УК) — если сумма взятки превышает 25 тыс. руб.;
  • — получение взятки за незаконные действия (ч. 3 ст. 290 УК), т.е. за неправомерные действия, которые не вытекали из служебных полномочий взяткополучателя или совершались вопреки интересам службы, в том числе действия, содержащие в себе признаки преступления или иного правонарушения; если за взятку должностное лицо реально совершает незаконные действия, содержащие состав иного преступления (служебный подлог, злоупотребление должностными полномочиями, фальсификация доказательств и т.д.), то они требуют самостоятельной квалификации;
  • — получение взятки лицом,занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ,а равно главой органа местного самоуправления (ч. 4 ст. 290 УК).

Особо квалифицирующие признаки получения взятки определены в ч. 5 ст. 290 УК.

Получение взятки группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (и. «а»). Получение взятки по предварительному сговору группой лиц означает, что в преступлении участвовали два или более должностных лица, заранее договорившихся о совместном получении взятки с использованием служебного положения каждым из виновных. При этом не имеет значения, какая часть взятки была получена каждым из этих лиц. Преступление окончено, когда любая часть взятки получена хотя бы одним должностным лицом.

В организованную группу помимо одного или нескольких должностных лиц могут входить лица, не являющиеся должностными. В соответствии с п. 16 ППВС РФ от 9 июля 2013 г. № 24 действия всех лиц, принимавших участие в подготовке и совершении получения взятки организованной группой, подлежат квалификации по соответствующей части ст. 290 УК как соисполнители 1 . Преступление признается оконченным с момента принятия хотя бы части незаконного вознаграждения любым членом организованной группы.

Вымогательство взятки (и. «б») означает, что должностное лицо альтернативно:

  • — требует дать ему взятку под угрозой совершения действий, которые могут причинить вред правам и законным интересам гражданина;
  • — ставит взяткодателя в такие условия, при которых он вынужден дать взятку с целью предотвращения нарушения его законных интересов.

Для квалификации содеянного по и. «б» ч. 5 ст. 290 УК не имеет значения, была ли у должностного лица реальная возможность осуществить свою угрозу, главное, чтобы у взяткодателя были основания опасаться ее осуществления.

У. дала взятку вследствие создания Г., являвшегося начальником ИУ, невыносимых условий отбывания наказания ее супруга — М. Он был поставлен в такие условия, при которых его жена была вынуждена дать взятку с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов [4] [5] .

Получение взятки в крупном размере (п. «в») означает, что стоимость предмета взятки превышает 150 тыс. руб.

В ч. 6 ст. 290 УК содержится ультраотягчающий признак получения взятки в особо крупном размере, когда размер взятки превышает 1 млн руб.

Статья написана по материалам сайтов: cyberpedia.su, law.wikireading.ru, studme.org.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector