+7 (499) 938-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Общая численность аварийно спасательных формирований должна составлять

Определение структуры и численности нештатного аварийно-спасательного формирования

Региональный учебно-методический центр по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций предлагает быструю и качественную разработку и согласование паспортов безопасности опасных объектов

Структура и численность АСС, НАСФ для проведения газоспасательных работ определяется исходя из требований нормативной документации, утвержденной и согласованной в установленном порядке.

Структура и численность АСС, НАСФ утверждается Учредителем формирования. Документ, устанавливающий структуру и численность АСС, НАСФ для ведения газоспасательных работ, должен содержать соответствующее обоснование.
Организационной формой профессиональной аварийно-спасательной службы или аварийно-спасательного формирования, выполняющих газоспасательные работы, могут быть: газоспасательная служба, газоспасательное формирование, газоспасательная часть, газоспасательный отряд, газоспасательный взвод, газоспасательный пункт.

Основу аварийно-спасательной службы или аварийно- спасательного формирования, выполняющих газоспасательные работы, составляют отделения спасателей.

Штатная численность дежурного отделения профессионального аварийно-спасательного формирования для выполнения газоспасательных работ устанавливается в количестве не менее 4 человек: командира отделения и 3-4 спасателя, не считая водителя оперативного автомобиля.

Для осуществления деятельности по контролю за проводимыми на предприятии газоопасными и другими техническими работами, связанными с обеспечением газобезопасности на опасном производственном объекте, в штате аварийно-спасательного формирования должны предусматриваться дополнительно должности спасателей из расчета 1 человек на 1000 работ в год или 3 работы ежедневно в течение года. На случай отпусков, болезней, учебы должен быть предусмотрен резерв спасателей не менее 20% от численности.

Кроме того, в штате профессионального аварийно-спасательного формирования должны быть предусмотрены должности:
 командир — 1;
 заместитель командира — 1;
 командир взвода — по количеству взводов;
 механик — 1;
 инструктор профилактики — из расчета обслуживания одним инструктором профилактики 3-5 химически опасных или взрывопожароопасных объектов;
 водитель — по количеству дежурных отделений в соответствии с категорией транспортных средств формирования.

Для поддержания оперативной готовности и обеспечения функционирования нештатных аварийно-спасательных формирований опасных производственных объектов в штат аварийно-спасательного формирования дополнительно вводятся должности:
 заместителя командира АСС по руководству нештатным формированием;
 механик-наладчик (для проведения проверки и ремонту оснащения НАСФ).

Особой формой организации аварийно-спасательной службы или аварийно-спасательного формирования, выполняющих газоспасательные работы, является газоспасательный пункт. Основными задачами организации газоспасательного пункта является поддержание готовности нештатных аварийно-спасательных формирований, создаваемых из числа работников опасных производственных объектов данной организации, проведение газоспасательных работ совместно с нештатным аварийно-спасательным формированием.

Численность спасателей газоспасательного пункта должна позволять создать в случае аварии совместно со спасателями нештатного аварийно-спасательного формирования отделение для выполнения задач в опасной зоне, а также обеспечить оказание первой помощи по- страдавшим, эвакуированным в безопасную зону.

Структура нештатного аварийно-спасательного формирования должна включать командира и спасателей. Численность спасателей в смену определяется количеством человек, необходимых для выполнения первоочередных мероприятий по локализации аварии согласно разработанным планам локализации и ликвидации аварийных ситуаций, но не менее 2-х спасателей в каждой смене, плюс необходимый резерв на время отпусков или болезней – не менее 20% от численности.

Количество смен НАСФ определяется по числу производственных смен предприятия.

В составе нештатного формирования должны быть предусмотрены должности руководителя НАСФ, механика по проверке и ремонту газоспасательного снаряжения, если эти функции не могут осуществляться профессиональным АСС. При наличии на предприятии профессиональных АСС они осуществляют общее методическое руководство и техническое обслуживание всех цеховых НАСФ.

В ходе проверки анализируется соответствие структуры и численности АСС, НАСФ возлагаемым на него задачам и функциям, кадровый состав АСС – по возрасту, стажу работы, общему и по специальности «газоспасатель», по образованию, текучести, дисциплинарной практике.

При проверке укомплектованности штатов АСС, НАСФ устанавливается соответствие фактической структуры и численности аварийно- спасательного формирования, в том числе дежурной смены (отделения), требованиям нормативных документов, локальным актам о структуре и численности АСС, НАСФ, утвержденным учредителем, согласованным с заинтересованными органами и службами; сведениям, которые были направлены руководством формирования для рассмотрения вопроса о его аттестации на право ведения газоспасательных работ.

Перечень информации, который необходимо предоставить для Определение структуры и численности нештатного аварийно-спасательного формирования:

1. Свидетельство о регистрации ОПО;
2. Режим работы;
3. Выписка из штатного расписания;
4. ПЛАС, ПЛАРН, паспорт безопасности;,
5. Место дислокации.

Ч а стное образовательное учреждение
» РЕГИОНАЛЬНЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ «

Порядок создания нештатных аварийно- спасательных формирований

Нештатные аварийно-спасательные формирования представляют собой самостоятельные структуры, созданные организациями на нештатной основе из числа своих работников, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, подготовленные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и зонах чрезвычайных ситуаций;

Нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне — формирования, создаваемые организациями из числа своих работников в целях участия в обеспечении выполнения мероприятий по гражданской обороне и проведения не связанных с угрозой жизни и здоровью людей неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций;

Правовые основы создания нештатных аварийно-спасательных формирований и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне составляют Конституция Российской Федерации, Федеральные законы от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне», от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и нормативные правовые акты Новосибирской области.

Порядок создания НАСФ утвержден приказом МЧС России от 23.12.2005г. № 999 «Об утверждении порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований» (в ред. приказа МЧС РФ от 30.06.2014 г. № 331), а порядок создания НФГО утвержден приказом МЧС России от 18,12. 2014 г. № 701 «Об утверждении типового порядка создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне».

Для НАСФ сроки приведения в готовность не должны превышать: в мирное время — 6 ч, военное время — 3 ч. Личный состав НАСФ комплектуется за счет работников организаций. Военнообязанные, имеющие мобилизационные предписания, могут включаться в НАСФ на период до их призыва (мобилизации).

В соответствии с п. 2 ст. 9 Федерального закона «О гражданской обороне» НАСФ создают и поддерживают в состоянии готовности организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно-опасные и ядерно-опас- ные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, а также организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты III класса опасности, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне.

Органы исполнительной власти Новосибирской области и органы местного самоуправления могут создавать, содержать и организовывать деятельность нештатных аварийно-спасательных формирований для выполнения мероприятий на своих территориях в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения, планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (Приказ МЧС РФ № 999 в ред. Приказа МЧС РФ от 30.06.2014. № 331).

То есть глава муниципального образования, оценив силы и средства, которыми он располагает в области ГО и ЧС, может своим нормативно-правовым актом создавать в организациях, находящихся в его ведении (а это МКУ, МУП ЖКХ, муниципальные дома культуры, муниципальные образовательные учреждения — школы и другие организации) и рекомендовать руководителям всех остальных опасных производственных объектов, расположенных на территории поселения, в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», создать и поддерживать в состоянии готовности нештатные аварийно-спасательные формирования в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения, планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Кроме того, при отсутствии возможности создания нужных территориальных НАСФ, для создания сил и средств ликвидации ЧС муниципального образования, главам муниципальных образований рекомендуется заключить договора об оказании услуг в особый период (ликвидация ЧС, выполнение мероприятий по гражданской обороне) с организациями, располагающими соответствующими силами и средствами, не зависимо от формы собственности. Предусмотрев при этом оплату расходов из резервного фонда муниципального образования. А при создании территориальных НАСФ, предусмотреть систему материального стимулирования членов формирований, заложив ее в нормативно-правовой акт муниципального образования.

Нештатные аварийно-спасательные формирования создаются организациями из числа своих работников в обязательном порядке, если это предусмотрено законодательством Российской Федерации, или по решению администраций организаций в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации (п. 3 ст. 7 Федерального Закона от 22.08.1995 г. № 151 -ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»). Для решения задач по обеспечению безопасности жизнедеятельности, выполнения мероприятий Плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС объекты экономики, организации и учреждения, прекращающие и не прекращающие работу в военное время по решению администрации предприятия могут создавать силы и средства для предупреждения и ликвидации ЧС мирного времени — НАСФ, а для проведения мероприятий, не связанных с риском для жизни и здоровья людей — НФГО (группы оповещения, аварийно-восстановительные звенья, ремонтно-технические группы, эвакуационные звенья и др).

Это интересно:  Проверить рсв за 9 месяцев 2019

Нештатные аварийно-спасательные формирования создаются с учетом Примерного перечня создаваемых нештатных аварийно-спасательных формирований (приложение № 1 к приказу МЧС РФ № 999). Оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований осуществляется в соответствии с Примерными нормами оснащения (табелизации) нештатных аварийно-спасательных формирований специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами (приложение № 2 к приказу МЧС РФ № 999)

В зависимости от местных условий и при наличии материально- технической базы могут создаваться и другие нештатные аварийно- спасательные формирования.

При создании объектовых НАСФ, руководителям организаций рекомендуется_предусмотреть систему материального стимулирования членов формирований, заложив ее в приказ о создании НАСФ.

Основными задачами нештатных аварийно-спасательных формирований являются:

  • ? проведение аварийно-спасательных работ;
  • ? участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в борьбе с пожарами;
  • ? обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому (бактериологическому) и иному заражению (загрязнению).

Состав, структура и оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований определяются руководителями организаций в соответствии с Порядком и с учетом методических рекомендаций по созданию, подготовке, оснащению и применению нештатных аварийно-спасательных формирований, разрабатываемыми Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, исходя из задач гражданской обороны и защиты населения и согласовываются с начальником ГУ МЧС России по субъекту федерации.

Нештатные аварийно-спасательные формирования привлекаются:

  • ? для ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с установленным порядком действий при возникновении и развитии чрезвычайных ситуаций;
  • ? для решения задач в области гражданской обороны в соответствии с планами гражданской обороны и зашиты населения по решению должностного лица, осуществляющего руководство гражданской обороной на соответствующей территории в соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне».

Органы местного самоуправления, исходя из статьи 8 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне», на соответствующих территориях вправе:

  • 1 — определять организации, находящиеся в сфере их ведения, которые создают нештатные аварийно-спасательные формирования;
  • 2 — организовывать создание, подготовку и оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований;
  • 3 — вести реестры организаций, создающих нештатные аварийно- спасательные формирования, и осуществлять их учет;
  • 4 — организовывать планирование применения нештатных аварийно-спасательных формирований.

Все эти права муниципального образования реализуются в нормативно-правовых актах — постановлениях:

«О создании нештатных аварийно-спасательных формирований на территории муниципального образования»;

«О муниципальном звене территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»;

«О ведении гражданской обороны на территории муниципального образования», а также в планах гражданской обороны и планах действий предупреждения и ликвидации ЧС.

Организации, создающие нештатные аварийно-спасательные формирования:

  • ? разрабатывают структуру и табели оснащения нештатных аварийно-спасательных формирований специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами;
  • ? укомплектовывают нештатные аварийно-спасательные формирования личным составом, оснащают их специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, в том числе за счет существующих аварийно-восстановительных, ремонтно-восстановительных, медицинских и других подразделений;
  • ? осуществляют подготовку и руководство деятельностью нештатных аварийно-спасательных формирований;
  • ? осуществляют всестороннее обеспечение применения нештатных аварийно-спасательных формирований;
  • ? осуществляют планирование и применение нештатных аварийно-спасательных формирований;
  • ? поддерживают нештатные аварийно-спасательные формирования в состоянии готовности к выполнению задач по предназначению.

Личный состав нештатных аварийно-спасательных формирований комплектуется за счет работников организаций. Военнообязанные, имеющие мобилизационные предписания, могут включаться в нештатные аварийно-спасательные формирования на период до их призыва (мобилизации).

Зачисление граждан в состав нештатных аварийно-спасательных формирований производится приказом руководителя организации.

Основной состав руководителей и специалистов нештатных аварийно-спасательных формирований, предназначенных для непосредственного выполнения аварийно-спасательных работ, в первую очередь комплектуется аттестованными спасателями, а также квалифицированными специалистами существующих аварийно-восстановительных, ремонтно-восстановительных, медицинских и других подразделений.

Обеспечение нештатных аварийно-спасательных формирований специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами осуществляется за счет техники и имущества, имеющихся в организациях.

Накопление, хранение и использование материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, предназначенных для оснащения нештатных аварийно-спасательных формирований, осуществляется с учетом методических рекомендаций по созданию, подготовке, оснащению и применению нештатных аварийно-спасательных формирований. Финансирование мероприятий по созданию, подготовке, оснащению и применению нештатных аварийно-спасательных формирований осуществляется за счет финансовых средств организаций, создающих нештатные аварийно-спасательные формирования, с учетом положений статьи 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне».

Аттестованным спасателям нештатных аварийно-спасательных формирований, а также спасателям, не входящим в состав аварийно- спасательных формирований, взамен дополнительного отпуска может выдаваться денежная компенсация в размере и в порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации (ст. 28 п. 6 Федерального Закона от 22.08.1995 № 151-ФЗ).

НАСФ подлежат аттестации при условии, что не менее 75% спасателей, непосредственно принимающих участие в ликвидации последствий ЧС, аттестованы на право ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Численность нештатных аварийно-спасательных формирований, их виды, оснащенность средствами индивидуальной защиты, приборами и оборудованием отражаются в паспорте безопасности территории субъекта Российской Федерации, муниципального образования, а также в паспорте безопасности организации, создающей НАСФ.

МЧС России и его территориальные органы осуществляют методическое руководство созданием и обеспечением готовности нештатных аварийно-спасательных формирований, а также контроль в этой области.

Решение о ликвидации нештатных аварийно-спасательных формирований, обязательное создание которых предусмотрено законодательством Российской Федерации, принимают создавшие их федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации по согласованию с органами исполнительной власти, специально уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на которые возложены функции координации деятельности аварийно-спасательных служб и формирований.

В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне (НФГО) в обязательном порядке создаются организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, в целях участия в обеспечении выполнения мероприятий по гражданской обороне и проведения не связанных с угрозой жизни и здоровью людей неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций.

  • ? организациями в соответствии с ст. 9 Федерального закона № 28-ФЗ «О гражданской обороне»;
  • ? органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с задачами выполнения мероприятий по гражданской обороне территории и защите населения в организациях, перечень которых они определяют самостоятельно в своих нормативноправовых актах (ст.8, п.2, абз.9 Федерального закона

№ 28-ФЗ «О гражданской обороне»);

  • ? организациями, продолжающими работу в военное время по решению администрации предприятия:
  • ? организациями, прекращающими свою деятельность в военное время, для обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации ЧС мирного времени (на мероприятиях, не связанных с угрозой жизни и здоровью людей).

Поэтому всем руководителям организаций, имеющим планы гражданской обороны и (или) планы действий по предупреждению и ликвидации ЧС, не зависимо от наличия категории по ГО, рекомендуется создавать НФГО для обеспечения выполнения мероприятий по ГО и проведения не связанных с угрозой жизни и здоровью людей неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Основными задачами НФГО являются:

  • 1) участие в обеспечении мероприятий гражданской обороны по вопросам восстановления и поддержания порядка, связи и оповещения, защиты животных и растений, санитарного, автотранспортного и других видов обеспечения в соответствии со своим предназначением;
  • 2) обеспечение действий нештатных аварийно-спасательных формирований на работах, не связанных с угрозой жизни и здоровью людей по:
    • — первоочередному жизнеобеспечению населения, пострадавшего при ведении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов;
    • — санитарной обработке населения, специальной обработке техники, зданий и обеззараживанию территорий;
    • — участию в восстановлении функционирования объектов жизнеобеспечения населения.

Необходимо отметить, что в соответствии с Примерным перечнем создаваемых НФГО (Приложение № 1 к Типовому порядку создания НФГО, утвержденному приказом МЧС России от 18.12.2014 № 701) не рекомендуется создавать противопожарные формирования, т.к. это связано с риском для жизни и здоровья людей. Можно создавать такие формирования только в случае, если планируется применение ими лишь первичных средств пожаротушения (огнетушители, кошма, вода, багор и т.д.). Противопожарными формированиями могут быть НАСФ, аттестованные на проведение аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров или добровольные пожарные дружины (команды), прошедшие специальную подготовку, зарегистрированные и оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением.

Это интересно:  Какое расстояние должно быть между домами

Органы исполнительной власти Новосибирской области и органы местного самоуправления в соответствии с пунктом 1 и пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» могут создавать, содержать и организовывать деятельность НФГО на своих территориях в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения, планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и определяют перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий местного уровня по гражданской обороне не зависимо от формы собственности и наличия категории по гражданской обороне.

В отношении этих организаций органы исполнительной власти Новосибирской области и органы местного самоуправления:

  • ? определяют предназначение создаваемых НФГО;
  • ? организуют поддержание в состоянии готовности НФГО;
  • ? организуют подготовку и обучение личного состава НФГО;
  • ? ведут реестры организаций, создающих НФГО и осуществлять их учет;
  • ? организуют планирование применения НФГО;
  • ? создают и содержат запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для обеспечения НФГО.

В отношении остальных организаций, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне и расположенных на территории муниципального образования, органы местного самоуправления осуществляют учет, создаваемых ими НФГО (количество и виды формирований, состав, оснащение техникой), для планирования их применения в составе группировки сил ГО и сил муниципального звена территориальной подсистемы РСЧС, ведут регистры подготовки и повышения квалификации должностных лиц ГО и ЧС организаций муниципального образования.

Свои требования по созданию и учету НФГО, организационно- методическому руководству и контролю за обучением работников, в соответствии с действующим законодательством, руководитель гражданской обороны территории доводит до организаций через свои нормативно-правовые акты:

«О создании нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне на территории муниципального образования»;

«О ведении гражданской обороны на территории муниципального образования» и другие.

Состав, структура и оснащение НФГО определяются исходя из примерного перечня создаваемых НФГО (приложение № 1) и примерных норм оснащения (табелизации) НФГО специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами (приложение № 2 к Типовому порядку создания НФГО, утвержденному приказом МЧС России от 18.12.2014 № 701).

Состав, структура и оснащение НФГО определяются руководителями организаций, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, руководителями организаций, определенных для создания НФГО федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти Новосибирской области и органами местного самоуправления в соответствии с Порядком, исходя из задач гражданской обороны и защиты населения на подведомственных территориях и согласовываются с начальником ГУ МЧС России по субъекту федерации.

Организации, создающие НФГО:

  • ? создают и поддерживают в состоянии готовности НФГО;
  • ? осуществляют обучение личного состава НФГО;
  • ? создают и содержат запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для обеспечения НФГО.

Личный состав НФГО в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» комплектуется организациями из числа своих работников в целях участия в обеспечении выполнения мероприятий по гражданской обороне и проведения не связанных с угрозой жизни и здоровью людей неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Зачисление граждан в состав НФГО производится приказом руководителя организации.

Нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне привлекаются:

  • ? для решения задач в области гражданской обороны в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения по решению должностного лица, осуществляющего руководство гражданской обороной на соответствующей территории;
  • ? для проведения не связанных с угрозой жизни и здоровью людей неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций по решению руководителя гражданской обороны территории.

Подготовка и обучение руководящего и личного состава НАСФ и НФГО не изменилась, она организуется и осуществляется в соответствии с федеральным законом от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне», постановлениями Правительства Российской

Федерации: от 02.11.2000 г. № 841 «Об утверждении «Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны», от 04.09.2003 г. № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», а также нормативными и методическими документами организаций, создающих НФГО.

Подготовка членов НФГО и НАСФ (после проведения аттестации) включает:

  • ? подготовку руководителей формирований в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований;
  • ? подготовку личного состава в организациях в соответствии с примерной программой обучения личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований (она же для НФГО), рекомендуемой МЧС России;
  • ? участие формирований в учениях и тренировках по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций, а также практических мероприятий по ликвидации последствий аварий и катастроф.

Подготовка личного состава НФГО и НАСФ по учебным программам, разработанным в соответствии с требованиями Примерной программы, планируется и проводится в организациях, создающих эти формирования, в рабочее время в объеме не менее 20 часов в год.

Примерные программы обучения нештатных аварийно-спасательных формирований, НФГО разрабатываются и утверждаются МЧС России.

Нештатные аварийно-спасательные формирования создаются с учетом Примерного перечня создаваемых нештатных аварийно-спасательных формирований НФГО (табл. 12.1, 12.2).

Примерный перечень создаваемых территориальных НАСФ

Наименование нештатных аварийно-спасательных формирований

Рекомендуемая численность л/с (человек)

—>ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА И ЗАЩИТА ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ —>

Гущин Г.В. Научный консультант

В решении комплекса задач гражданской обороны важная роль отводится нештатным аварийно-спасательным формированиям (далее — НАСФ). Последние представляют собой самостоятельные структуры, созданные организациями на нештатной основе из числа своих работников, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, подготовленные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее — АСДНР) в очагах поражения и зонах чрезвычайных ситуаций (далее — ЧС).

НАСФ создаются организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, а также организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты III класса опасности, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне из числа своих работников.

Органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления могут создавать, содержать и организовывать деятельность НАСФ для выполнения мероприятий на своих территориях в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения и планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Порядок создания НАСФ, их примерный перечень, организационно-штатная структура, нормы оснащения (табелизации) специальными техникой, оборудованием, снаряжением и материалами утверждены приказом МЧС России от 23.12.2005 N 999.

по подчиненности (территориальные и организаций);

по численности (отряды, команды, группы, звенья, посты).

В зависимости от местных условий и при наличии материально-технической базы могут создаваться и другие НАСФ.

Количество и перечень создаваемых НАСФ определяется исходя из прогнозируемых объемов проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее — АСДНР), возникающих при ведении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера и их возможностей по проведению указанных работ.

Территориальные формирования предназначаются для выполнения мероприятий гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций на соответствующих территориях, наращивания группировки сил гражданской обороны и РСЧС при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ на наиболее важных участках. Территориальные формирования подчиняются руководителям органов исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления соответствующих территорий.

Формирования организаций предназначаются для проведения АСДНР в тех организациях, на базе которых они созданы, и подчиняются их руководителям. По решению органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления формирования организаций могут привлекаться для ведения АСДНР в других организациях установленным порядком.

Основными задачами НАСФ являются:

— проведение АСДНР и первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при ведении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера;

— участие в ликвидации ЧС природного и техногенного характера, а также в борьбе с пожарами;

— обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому (бактериологическому) и иному заражению (загрязнению);

Это интересно:  Как сделать отчет 4 фсс пошагово

— санитарная обработка населения, специальная обработка техники, зданий и обеззараживание территорий;

— участие в восстановлении функционирования объектов жизнеобеспечения населения.

Применение НАСФ осуществляется по планам гражданской обороны и планам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций федеральных органов исполнительной власти и организаций и планам гражданской обороны и защиты населения и планам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций органов исполнительной власти, субъектов РФ и муниципальных образований, разрабатываемым в установленном порядке.

Финансирование и материально-техническое обеспечение мероприятий по созданию, подготовке, оснащению и применению НАСФ в организациях, отнесенных к категориям по гражданской обороне, осуществляется за счет финансовых средств этих организаций.

Вид и количество формирований, а также их численность определяются с учетом особенностей производственной деятельности организаций в мирное и военное время, наличия людских ресурсов, специальной техники и имущества, запасов материально-технических средств, а также объема и характера задач, возлагаемых на формирования в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения соответствующей территории.

Личный состав НАСФ комплектуется за счет работников организаций. Военнообязанные, имеющие мобилизационные предписания, могут включаться в НАСФ на период до их призыва (мобилизации). С момента объявления состояния войны, фактического начала военных конфликтов или введения в установленном порядке военного положения на территории РФ или в отдельных ее местностях НАСФ доукомплектовываются невоеннообязанными.

Зачисление граждан в состав НАСФ и назначение их командиров производится приказом руководителя организации.

В формирования могут быть зачислены граждане РФ: мужчины в возрасте от 18 до 60 лет, женщины в возрасте от 18 до 55 лет, за исключением инвалидов 1, 2 и 3 группы, беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до 8 лет, а также женщин, получивших среднее или высшее медицинское образование, имеющих детей в возрасте до 3 лет.

Для НАСФ сроки приведения в готовность к применению по предназначению не должны превышать: в мирное время — 6 часов, в военное время — 3 часа.

МЧС России и его территориальные органы осуществляют соответствующее нормативное регулирование, координацию деятельности, методическое руководство по созданию, обеспечению готовности и применению НАСФ, а также специальные, разрешительные, надзорные и контрольные функции в области гражданской обороны.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления в установленном порядке ведут учет НАСФ и представляют соответствующие сведения в МЧС России в установленном порядке в соответствии с Положением о гражданской обороне в РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 N 804, регламентом сбора и обмена информации в области гражданской обороны, утвержденным приказом МЧС России от 16.02.2012 N 70ДСП «Об утверждении Порядка разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны)».

Основанием для ликвидации НАСФ, создание которых предусмотрено законодательством РФ, является прекращение функционирования обслуживаемых ими организаций или снятие с организации категории по гражданской обороне.

Решение о ликвидации НАСФ, создание которых предусмотрено законодательством РФ, принимают создавшие их федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации по согласованию с органами, специально уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны соответствующего уровня.

Действия нештатных аварийно-спасательных формирований

При угрозе нападения противника по распоряжению старшего начальника НАСФ приводятся в полную готовность. Полная готовность — это такое состояние НАСФ, при котором они способны организованно в установленные сроки приступить к выполнению поставленных задач и успешно выполнить их в любых условиях обстановки.

По решениям соответствующих руководителей организуется вывод в безопасные районы, в заранее установленные районы расположения, территориальных формирований и формирований организаций, содержащихся в повышенной готовности, для подготовки безопасных районов к размещению эвакуируемого населения.

Одновременно приводятся в готовность формирования сельских муниципальных образований, предназначенных для оказания помощи городским муниципальным образованиям (организациям).

С началом рассредоточения и эвакуации населения приводятся в готовность и выводятся в безопасные районы остальные формирования для создания группировки сил гражданской обороны.

Ответственность за своевременное приведение формирования в готовность несет его командир (начальник).

Все формирования создаются для обеспечения выполнения мероприятий по гражданской обороне в соответствии с их предназначением. Комплектование осуществляется в соответствии с Типовым порядком и схемами организационно-штатной структуры НФГО[1].

Аварийно-спасательный отряд (команда, группа, звено) — является основным формированием, предназначенным для ведения АСДНР.

Аварийно-спасательный отряд (команда, группа, звено) радиационной, химической и биологической защиты — предназначен для ликвидации последствий радиационного, химического и биологического заражения (загрязнения) и осуществления мероприятий радиационной, химической и биологической защиты в ходе АСДНР, проведения санитарной обработки личного состава формирований и населения, обеззараживания территорий и сооружений.

Аварийно-спасательная команда механизации работ — предназначена для обеспечения действий формирований на маршрутах выдвижения в очаги поражения и в ходе проведения АСДНР.

Аварийно-спасательная группа инженерной разведки — предназначена для ведения разведки в очагах поражения, зонах катастрофического затопления, районах массового поражения, на маршрутах выдвижения и в местах размещения формирований и населения.

Аварийно-спасательная группа радиационной, химической и биологической разведки — предназначена для ведения наблюдения за радиационной, химической и биологической обстановкой в районе, обнаружения и обозначения районов, подвергшихся радиационному, химическому, биологическому заражению (загрязнению).

Аварийно-спасательное звено речной (морской) разведки — предназначено для ведения общей и специальной разведки на водных акваториях и в зонах катастрофического затопления.

Аварийно-спасательное звено разведки на автомобильном транспорте — предназначено для ведения общей и специальной разведки на маршрутах выдвижения, в очагах поражения и в местах размещения формирований и населения.

Пост радиационного и химического наблюдения (подвижный) — предназначен для ведения наблюдения за воздушной и наземной обстановкой на территории объекта и прилегающей к нему местности, а также в местах размещения производственных смен и в исходных районах формирований и населения.

Пожарно-спасательная команда (звено) — предназначена для локализации и тушения пожаров на маршрутах выдвижения, на объектах АСДНР, в районах массовых лесных пожаров и в местах размещения формирований и населения.

Аварийно-спасательное звено разведки на железнодорожном транспорте — предназначено для ведения общей и специальной разведки на маршрутах движения железнодорожного транспорта и в районах проведения АСДНР (железнодорожные станции, перегоны и т.д.).

Вспомогательная горноспасательная команда — предназначена для локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на объектах ведения горных работ.

Кроме вышеуказанных формирований в организациях водного транспорта могут создаваться также морские (речные) аварийно-технические команды (группы) и иные формирования, предназначенные для участия в выполнении мероприятий по гражданской обороне и ведения неотложных работ на акваториях, водных путях и прибрежных объектах. Состав и организация этих формирований определяются исходя из местных условий и возможностей.

В зависимости от местных условий и при наличии материально-технической базы могут создаваться и другие формирования.

Особенности определения структуры и численности аварийно-спасательных служб (формирований)

Вы здесь

Для аттестации аварийно-спасательной службы (формирования) (АСС(Ф)) в аттестационную комиссию предоставляют копии документов, устанавливающих численность АСС(Ф) – «Положение о проведении аттестации аварийно-спасательных служб (формирований) (АСС(Ф)), спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя», утверждённое Постановлением правительства РФ №1091 от 22.12.2011 г., п.13, п.п. «г»).

Непредоставление таких документов – это основание для отказа в аттестации вашего формирования. Данные документы должны содержать соответствующее обоснование.

Главная цель при определении структуры и численности АСС(Ф) – это, в первую очередь, спасение людей с наименьшим риском для спасателей. И только потом – обнаружение и локализация источника аварии. Лица, ответственные за создание АСС(Ф) на предприятиях, обслуживающих опасные производственные объекты (ОПО), должны понимать ответственность при проведении аварийно-спасательных работ: в каком составе будут действовать спасатели? Смогут ли они в таком количестве своевременно, качественно оказать первую помощь пострадавшим и ликвидировать очаг ЧС? Поэтому очень важно, чтобы обоснование безопасно-допустимой численности оперативного отделения АСС(Ф) соответствовало требованиям законодательства и проводилось с пониманием происходящих процессов.

При расчете численности оперативного состава АСС(Ф) учитываются множество факторов:

  • режимность работы предприятия, обширность его территории;
  • планируемые виды аварийно-спасательных работ;
  • специфика ОПО;
  • возможные поражающие факторы в случае ЧС;
  • для ПАСФ (профессиональных аварийно-спасательных формирований) может учитываться численность и возможности НАСФ (нештатных аварийно-спасательных формирований), созданных для обслуживания тех же объектов.

Вы можете самостоятельно рассчитать структуру и численность АСС(Ф), используя методические рекомендации и нормативные документы, или заказать расчет в нашей организации.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector