+7 (499) 938-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Общая характеристика соборного уложения 1649

По Уложению о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. преступление определяется как противоправное виновное деяние. Данным определением не установлено четкого разграничения между преступлением и проступком.

В Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. определяются формы вины, условия освобождения от уголовной ответственности (такие как несовершеннолетие, душевная болезнь и др.).

По Уложению 1845 г. основаниями, устраняющими вменение, являлись: случайность; малолетство (до 10 лет вменение исключалось, с 10 до 12 было условным); безумие; сумасшествие; беспамятство; ошибка (случайная или результат обмана); принуждение; непреодолимая сила; необходимая оборона.

Субъективная сторона подразделялась на:

умысел: с заранее обдуманным намерением; с внезапным побуждением, непредумышленный;

неосторожность, при которой последствия деяния не могли быть с легкостью предвидены; вредных последствий невозможно было предвидеть вообще.

Уложение различало соучастие в преступлении: по предварительному соглашению участников; без предварительного соглашения. Соучастники делились на: зачинщиков, сообщников, подговорщиков, подстрекателей, пособников, попустителей, укрывателей.

Система преступлений включала двенадцать разделов, каждый из которых делился на главы и отделения. Важнейшими были преступления против веры, государственные, против порядка управления, должностные, имущественные, против благочиния, законов о состоянии, против жизни, здоровья, свободы и чести частных лиц, семьи и собственности.

Классификация преступлений (по Уложению о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.):

религиозные (около 80 видов): богохульство, совращение православного в другую веру и др.;

государственные (около 20 видов): государственная измена, бунт, покушение на императора и др.;

преступления против порядка управления: неповиновение начальству и др.;

должностные преступления: взяточничество, опоздание на работу и др.;

преступления против личности: убийство и др.;

преступления против имущества: разбой, грабеж и др.

Система наказания составляла сложную иерархию наказаний уголовных и исправительных. Уложение предусматривало 11 родов наказаний, разделенных на 35 ступеней (от смертной казни до внушения).

Наказания (по Уложению о наказаниях уголовных и исправительных 1845):

уголовные, которые сопровождались лишением всех прав состояния: смертная казнь (назначалась только за политические преступления); каторжные работы (от 5 лет до пожизненных) с последующим поселением в Сибири; пожизненная ссылка в Сибирь; ссылка на Кавказ (назначалась за религиозные преступления, не назначалась военным);

исправительные, которые сопровождались лишением лишь некоторых прав состояния: телесные наказания (например, битье кнутом, клеймение); ссылка в Сибирь на определенный срок; кратковременное заключение, которое могло быть реализовано либо в крепости, либо в тюрьме); штраф; кратковременный арест; выговор.

30. Конституционные проекты декабристов.

Конституционные документы — «Русская правда» П. Пестеля и «Конституция» Н. Муравьева — писались долго. Пестель работал над «Русской правдой» 10 лет, разработав несколько вариантов. В 1824 году он доложил ее «Северному обществу».

Свой проект Пестель назвал «Русской правдой» в память древнего законодательного памятника Киевской Руси. Тем самым он хотел почтить национальные традиции и подчеркнуть связь времен. Этим же объясняется стремление П. Пестеля и Н. Муравьева перенести столицу государства в Н. Новгород как город, освободивший отечество от польского ига.

«Русская правда», по мнению Пестеля, служила не только документом публичного прочтения, но и как программа действий Временного правительства (верховного правления). На время революционного переустройства — самый опасный переходный период — Пестель планировал увеличение жандармских сил в два раза.

Как же разрешались в проекте Пестеля злободневные вопросы современности? Пестель провозгласил решительное и немедленное уничтожение крепостного строя. Освобождение крестьян без земли Пестель считал неприемлемым и предполагал решить земельный вопрос путем сочетания принципов общественной и частной собственности. Вся обрабатываемая земля в каждой местности делилась на две части: первая часть является общественной собственностью и идет в общинный раздел; вторая часть земли является частной собственностью, ее можно продавать и покупать, она предназначена для производства «изобилия». Каждый россиянин, желающий расширить свое земельное хозяйство, может прикупить земли из этой второй части земельного фонда.

Для осуществления своего аграрного проекта Пестель считал необходимым отчуждение помещичьей земли при частичной ее конфискации. Земля отчуждалась безвозмездно (конфискация) и за вознаграждение. Общее количество не должно было превышать 5 тыс. десятин. Возмещалась государственная компенсация, если помещик имел более 5, но менее 10 тыс. десятин. Предполагался регулярный мониторинг земель (для справки: накануне 1861 года крестьянская запашка составляла лишь 1/3 обрабатываемых земель, то есть Пестель ее расширял до 1/2, что было гораздо больше, чем по реформе 1861 года).

Пестель предполагал развитие банков и ломбардов, страховых учреждений, которые дали бы ссуду крестьянам на первоначальное обзаведение и на расширение частного хозяйственного предпринимательства.

Что же предполагал Пестель по вопросу государственного устройства? Самодержавное государственное устройство уничтожалось, причем не только юридически, но и физически в отношении членов царского дома. Все сословия уничтожались, равно как и гильдии. Пестель был сторонником идеи верховной власти народа. Россия должна была стать, по его мнению, республикой с однопалатным парламентом, который назван Народным вече, куда выбирались представители от губернских наместных собраний сроком на 5 лет. Каждый год переизбиралась 1/5 часть Народного веча; Председатель выбирался ежегодно из вновь прибывших. Только Народное вече имело право издавать законы, объявлять войну и заключать мир. Никто не имел права роспуска Народного веча. Исполнительная власть вверялась 5 лицам, избираемым Народным вече на 5 лет, и называлась Державная дума. Ежегодно один из членов Державной думы заменялся. Председателем Думы являлся тот ее член, который заседает в ней последний (пятый) год. Он являлся фактическим президентом.

Кроме законодательной и исполнительной Пестель выделяет власть блюстительную, которая бы контролировала точное исполнение конституции и точные пределы двух властей. Это так называемый Верховный Собор, состоящий из 120 членов, называемых «боярами», избираемых пожизненно.

Пестель был за политические права без всяких цензов: имущества, образования, оседлости. Он провозгласил священное и неприкосновенное право собственности, полную свободу занятий населения, свободу торговли, свободу книгопечатания, вероисповедания. Сословный суд заменялся гласным и равным для всех судом присяжных заседателей.

«Русская правда» отвергла принцип федеративного устройства. Лишь за Польшей признавалось право отделения от России, но при условии, если Польша станет свободной страной, как Россия. Сохранялся лишь оборонительный союз двух государств. Все жители России, независимо от национальности, получали одинаковые политические права. Против «буйных» кавказских народов намечались жестокие меры. Предполагалось «мирных» кавказцев оставить на их территории, а «буйных» пересилить во внутренние территории России, малыми группами, с последующей желательной христианизацией (современная депортация). При всех недостатках в целом это был все же радикальный буржуазный конституционный проект.

«Конституция» Н. Муравьева использовала опыт Западной Европы, переработанный применительно к русской действительности. В отличие от «Русской правды» Пестеля, она была обсуждена всем «Северным обществом», проголосована и принята всей организацией. Н. Муравьев в своей конституции объявлял освобождение крестьян от крепостной зависимости, но без земли. Помещичье землевладениесохранялось. Лишь в последнем варианте конституции под давлением критики Муравьев предоставил крестьянам возможность иметь приусадебные участки и по 2 десятины на двор в порядке общинного владения (это при нужде в 8 десятин на душу). «Конституция» Муравьева характерна высоким имущественным цензом. Лица, не имевшие движимого или недвижимого имущества в 500 рублей, не могли участвовать в выборах. Лица, избираемые на высокие общественные должности, должны были иметь более высокий имущественный ценз (в некоторых случаях до 60 тысяч рублей серебром). У Муравьева и Пестеля женщины были лишены избирательных прав. Избирательное право получали лица, достигшие 21 года (20 лет — у Пестеля). После принятия конституции предполагалось введения обязательного ценза оседлости. Право частной собственности декларировалось священным и неприкосновенным.

Сословный строй уничтожался, отменялся «табель о рангах», как «немецкое заимствование». Ликвидировались гильдии и цеха. Уничтожались военные поселения. Вводилось название «гражданина» или «русского». Уничтожался суд присяжных. Будущая Россия представлялась Н. Муравьеву федеративным государством. Империя делилась на 15 федеральных единиц (держав). В каждой державе была своя столица. Общая столица федерации — Н. Новгород.

Как обстояло дело с властью? Муравьев был сторонником конституционной монархии. Но если бы (как показал он на следствии) царская фамилия не приняла конституции, предполагалось ее изгнание (хотя наиболее радикальные из декабристов требовали цареубийства) и установление республики. По конституции Муравьева, император выступал «верховным чиновником российского правительства», получающим жалование 8 млн рублей в год. Для придворного штата денег дополнительно не выделялось. Все царские придворные (как потенциальные интриганы) лишались избирательного права.

Верховным органом законодательной власти должно было стать Народное вече. Оно состояло из двух палат: верхняя палата носила название Верховной думы, нижняя называлась Палатой народных представителей. Палата народных представителей должна состоять из членов, выбранных на два года гражданами держав. Из каждых 50 тыс. жителей мужского пола выбирался один представитель. По вычислениям автора, палата должна была состоять из 450 членов. Определялось жалование в 5 рублей за каждый день работы.

Дума, по проекту Муравьева, должна была состоять из 42 членов: по 3 гражданина от каждой державы, 2 гражданина от Московской области, 1 — от Донской. Кроме основной, законодательной, работы в компетенцию Верховной думы должен был входить суд над министрами, верховными судьями и прочими сановниками по предложению народных представителей. Совместно с императором Дума участвовала в заключении мира, назначении верховных судей, главнокомандующих, корпусных командиров, начальников эскадр и верховного блюстителя (генерал-прокурора). Каждые два года переизбиралась 1/3 членов Верховной Думы. Каждый законопроект должен был три раза прочитываться в каждой палате. Если законопроект принимался обеими палатами, он шел на представление императору и лишь после его подписи получал силу закона. Император мог вернуть неугодный ему проект на вторичное обсуждение с замечаниями. Но в случае вторичного принятия закона обеими палатами он приобретал силу закона и без согласия императора. Император имел, таким образом, только право так называемого суспензивного вето.

Это интересно:  Должностная инструкция медицинской сестры процедурной

В державах существовала также двухпалатная система. Законодательная власть в каждой державе принадлежала законодательному собранию, состоящему из двух палат: палаты выборных и Державной думы. Державы делились на уезды. Начальник уезда назывался тысяцким. Должность эта была выборной. Судьи также были выборными.

Несмотря на меньший радикализм, по сравнению с «Русской правдой», «Конституция» Муравьева была прогрессивной для своего времени и гарантировала большую стабильность и гражданский мир в ходе реформ.

31. Правовые основы и содержание Крестьянской реформы 1861 г.

1861 г. ознаменовался крестьянской реформой, в результате которой были отменены крепостное право и монополия дворян на населенные земли. Подготовка крестьянской реформы заняла довольно много времени. В 1857 г. по указанию императора образован Секретный комитет (позднее Главный комитет по устройству сельского населения). Проекты реформы рассматривались и в дворянских губернских комитетах. Разработанные проекты рассматривались редакционными комиссиями, закончившими работу в 1860 г. и передавшими материалы в Главный комитет по крестьянскому делу.

Крестьяне получили ряд следующих прав и свобод:

— ограниченную свободу передвижения (а именно оставалась зависимость от крестьянских общин);

— право на общее образование за исключением особо привилегированных учебных заведений;

— право заниматься государственной службой;

— право заниматься торговлей и прочей предпринимательской деятельностью;

— прав крестьян вступать в гильдии;

— право обращаться в суд на равных основаниях с представителями других сословий.

Крестьяне находились на положении временно обязанных у помещиков до выкупа себе надела земли. При этом объем работ или оброк оговаривались законом в зависимости от размера надела; земля не переходила безвозмездно крестьянам, которые не имели достаточных средств, чтобы выкупить себе наделы земли, из-за чего процесс полного освобождения крестьянства затянулся до революции 1917 г. Если крестьянин не мог выкупить весь надел, то он выплачивал лишь часть надела, а остальную — государство.

Порядок выкупа земельного надела крестьянами был следующим: крестьянам полагалась только их оседлая доля от помещичьей земли, за которую они должны были выплатить 25% выкупной суммы наличными. Денежные средства поступали собственнику земли из казны, однако эту сумму с процентами крестьяне должны были возместить государству в течение 49 лет.

Формировалось самоуправление крестьян. Во главе волости стояли волостной староста и волостной сход, составленный из домохозяев волости, которые имели хозяйственно-административное значение.

В зависимости от вида земельного надела (нечерноземной, черноземной или степной полосы) крестьянам устанавливались разные размеры подушного надела.

Высшая норма крестьянского надела составляла семь десятин, а низшая — три.

Главным итогом крестьянской реформы явилось уравнение крестьян в естественных правах с другими слоями общества, а главное — в праве на личную свободу.

Недостатки крестьянской реформы:

— сохранение крупного помещичьего землевладения;

— маленький размер крестьянских наделов;

— учреждение общин и установление круговой поруки

32. Буржуазные реформы 60-х – 70-х гг. XIX в.

Отмена крепостного права в России вызвала необходимость проведения других буржуазных реформ – в области местного управления, суда, образования, финансов, в военном деле. Они преследовали цель приспособить самодержавный политический строй России к потребностям капиталистического развития, сохранив его классовую, дворянско-помещичью сущность.

Земская и городская реформы. В 1864 г. была проведена земская реформа. В соответствии с ней в губерниях и уездах создавались всесословные органы местного самоуправления, которые были названы земствами.

Земствам было предоставлено решение местных хозяйственных вопросов: устройство и содержание дорог и мостов, земских школ, приютов, богаделен, медицинское и ветеринарное обслуживание, землемерные работы, статистический учет и др. Земства внесли существенный вклад в организацию медицинской помощи, особенно в деревне, и создание земских школ.

В продолжение и дополнение к земской реформе в 1870 г. была проведена реформа городского самоуправления. В 509 городах России создавались новые органы городского самоуправления — городские думы, которые выбирали исполнительные органы — городские управы. Городскую думу и городскую управу возглавлял городской голова. Поскольку выборы велись на основе буржуазного принципа — имущественного ценза, то в городском самоуправлении преобладали представители крупной буржуазии. От участия в выборах устранялись все те, кто не платил городских налогов, т. е. рабочие, ремесленники, прислуга, мелкие служащие, интеллигенция.

В крупных городах городской голова утверждался министром внутренних дел, в мелких — губернатором. В круг дел городских учреждений входили разные хозяйственные вопросы: благоустройство, торговля, местная промышленность, образование и здравоохранение, противопожарные и санитарные меры и др.

Городская реформа способствовала развитию городского хозяйства, благоустройству, росту городского населения.

Судебная реформа. Проведенная в 1864 г. реформа суда была наиболее последовательной буржуазной реформой. Она провозглашала независимость суда от администрации: судья мог быть отстранен от своей должности только по суду. Старые сословные суды упразднялись. Предварительное следствие проводили судебные следователи, не подчиненные полиции. Суд объявлялся всесословным, т. е. единым и равным для всех сословий. Суд становился открытым и гласным: на судебных заседаниях могли присутствовать представители прессы и публика; в судебном процессе принимали участие представитель обвинения — прокурор и защитник подсудимого — присяжный поверенный (адвокат).

Уголовные дела рассматривались с участием присяжных заседателей от всех сословий, в том числе и от крестьян, которые выбирались по жребию. Присяжные заседатели, выслушав судебные прения, выносили решение о виновности или невиновности подсудимого. Их решение являлось обязательным для судьи. Это было существенное завоевание демократии, которое ненавидели реакционеры. «Суд улицы», «суд толпы»—так они презрительно отзывались о суде присяжных.

Военная реформа. В 1874 г. вместо рекрутских наборов была введена всеобщая воинская повинность. Законом были установлены сроки действительной военной службы для сухопутных войск (6 лет) и на флоте (7 лет).

Для имевших высшее образование срок действительной военной службы определялся в шесть месяцев; со средним образованием — 1,5 года; для лиц, окончивших уездные училища и прогимназии,— 3 года и начальные училища — 4 года. Не призывались на действительную военную службу единственные сыновья и единственные кормильцы. Отсрочку от призыва получали и те, кто учился в средних и высших учебных заведениях.

Больше внимания уделялось боевой подготовке войск, были введены новые уставы и наставления, ускорено перевооружение армии более современным оружием. Создание военных училищ и академий позволило улучшить военную подготовку офицеров. Но, несмотря на перемены, многое в армии оставалось по-старому: муштра и рукоприкладство офицеров, бесправие солдат.

Реформы 1861—1874 гг., получившие название «великих», привели общественно-политическое устройство России в соответствие с потребностями общества второй половины XIX в. Россия вышла на новый, капиталистический путь своего развития.

В ходе проведения реформ была ослаблена цензура, на страницах газет и журналов стали гласно обсуждаться общественные проблемы.

Развитие сельского хозяйства и промышленности. Отмена крепостного права дала толчок развитию новых социально-экономических отношений.После 1861 г. Россия из страны аграрной быстро превращалась в аграрно-индустриальную. Увеличение спроса на продукцию сельского хозяйства на мировом и внутреннем рынке повысило заинтересованность владельцев в увеличении товарности земледелия и животноводства. Рост сельскохозяйственного производства шел за счет увеличения посевных площадей (на южных и восточных окраинах), введения многопольного севооборота, применения минеральных удобрений и машин. За 20 пореформенных лет экспорт зерна из России увеличился в 3 раза и составил в 1881 г. 202 млн пудов. По экспорту хлеба Россия вышла на первое место в мире.

В 40-х гг. XIX в. в России начался промышленный переворот. Сначала в текстильной и хлопчатобумажной промышленности, а затем и в других отраслях. Для успешного перехода от мануфактуры к фабрике, наряду с заменой ручного труда машинным, требовался значительный слой свободных наемных рабочих, широкий рынок для сбыта промышленной продукции и приток в производство больших капиталов. С отменой крепостного права промышленный переворот пошел быстрее и к началу 80-х гг. в главных отраслях промышленности был завершен. Социальным последствием его было быстрое формирование пролетариата и промышленной буржуазии.

Реформы в области народного образования и печати.

Реформы управления, суда и армии логически потребовали изменения системы образования. В 1864 г. был утверждён новый «Устав гимназии» и «Положение о народных училищах, регламентировавшие начальное и среднее образование. Главное заключалось в том, что фактически было введено всесословное образование. Наряду с государственными возникли земские, церковно-приходские, воскресные и частные школы. Гимназии были разделены на классические и реальные. В них принимались дети всех сословий, способных внести плату за обучение, главным образом это были дети дворян и буржуазии. В 70-х гг. было положено начало высшему женскому образованию.

В 1863 г. новый Устав вернул автономию университетам, ликвидированную Николаем I в 1835 г. В них восстанавливались самостоятельность решения административно-финансовых и научно-педагогических вопросов.

В 1865 г. были введены «Временные правила» о печати. Они отменили предварительную цензуру для ряда печатных изданий: книг, рассчитанных на состоятельную и образованную часть общества, а также центральных периодических изданий. Новые правила не распространялись на провинциальную печать и массовую литературу для народа. Сохранялась и специальная духовная цензура. С конца 60-х гг. правительство начало издавать указы, во многом сводившие на нет основные положения реформы образования и цензуры.

Значение буржуазных реформ.

Проведённые преобразования имели прогрессивный характер. Они начали закладывать основу для эволюционного пути развития страны. Россия в определённой степени приблизилась к передовой для того времени европейской социально-политической модели. Был сделан первый шаг по расширению роли общественной жизни страны и превращении России в буржуазную монархию.

Это интересно:  Кбк для уплаты ндс в 2019 году

33. Контрреформы 80-х – 90-х гг. XIX в.

Проведенные реформы сохранили политический строй царской России без существенных изменений, что обусловило возникновение революционной ситуации, особенностью которой стала возрастающее рабочее движение.

После убийства народовольцами Александра II царское правительство встало на путь открытой реакции. Положение о мерах к охранению гос. порядка и общественного спокойствия предусматривала введение режима усиленной или чрезвычайной охраны, при котором вся власть передавалась генерал-губернатору. Согласно этому положению министру внутренних дел и генерал-губернатору предоставлялось передавать ряд дел на рассмотрение военных судов для решения по закону военного времени. Причем это право не было ограничено территориальными пределами: достаточно, чтобы в одном месте было введено положение чрезвычайной охраны и оно могло распространяться на любую часть страны. Военные суды рассматривали дела в кратчайшие сроки с минимальными гарантиями прав обвиняемого, приговаривая к самым суровым наказаниям. Было также создано особое совещание, состоящее из министра внутренних дел и 4х чиновников от МВД и Мин-ва Юстиции, которое имело право применять административную ссылку.

В 1892 г. вышел закон «О военном положении», позволяющий вводить режим военного положения в областях, где вспыхивали революционные волнения. По выше названным законам смертная казнь предусматривалась за вооруженное сопротивление властям, преступления против военных и полицейских чиновников.

В 1898 г. было принято Положение о земских участковых начальниках, которые заменили собой мировых судей. На них возлагались полицейско-судебные функции, (что противоречило принципам судебной реформе 1864 г.). Они осуществляли контроль над сельскими и волостными органами самоуправления, надзирали за деятельностью волостных судов. В качестве ценза для должности земского начальника устанавливались: высшее образование или занятие в течение нескольких лет должности мирового посредника, мирового судьи, высокий имущественный ценз и звание потомственного дворянина.

Было пересмотрено и Положение о земских и губернских органах местного самоуправления. Вместо цензового определения состава первой избирательной курии был введен сословный. В курию стали входить только дворяне. Для городских избирателей был повышен имущественный ценз. 3 избирательные курии: 1- потомственные и личные дворяне 2- представители городских сословий 3- крестьянская курия

Губернатор или министр внутренних дел имели право приостановить или отменить любое решение органов местного самоуправления.

34. Общественное движение во второй половине XIX в.

В общественном движении России этого пе­риода можно четко выделить три этапа: 50— 60-е гг., 70-е — начало 80-х гг. и 80—90-е гг. Не­обходимо выявить характерные черты этих эта­пов и дать краткий анализ основных требований, выдвигавшихся на каждом из них.

Первый этап (50—60-е гг.): ослабление цензурного гнета после прихода к власти Алек­сандра II. Необходимо рассказать, какое значе­ние это имело для развития общественной мысли, проанализировать процесс становления либераль­но-буржуазного и радикально-демократического течений общественной мысли: участие западни­ков и славянофилов в разработке крестьянской реформы, деятельность Вольной русской ти­пографии в Лондоне, издание А. И. Герценом и Н. П. Огаревым «Полярной звезды» и «Колоко­ла», их влияние на радикализацию общественно­го мнения.

Затем следует рассмотреть так называемую эпоху прокламаций: кратко описать содержа­ние прокламаций «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон» Н. Г. Чернышевского, «К молодому поколению» Н. В. Шелгунова, «Мо­лодая Россия» П. Г. Заичневского, рассказать о начале зарождения народничества, деятельнос­ти «Земли и воли» в 1860-е гг.

Второй этап (70-е — начало 80-х гг.): становление и расцвет народничества. Основ­ные идеи: теория некапиталистического разви­тия России, идея перехода к социализму через сохранение, использование и преобразование кол­лективистских начал общины. Главная цель — опираясь на крестьянскую общину, миновать ка­питализм и перейти непосредственно к соци­ализму.

•теория «общинного социализма» А. И. Гер­цена, которую развил в своих работах Н. Г. Чер­нышевский;

•собственно народнические доктрины. Не­обходимо подробно остановиться на взглядах П. JI. Лаврова (пропагандистское направление), М. А. Бакунина (бунтарское направление), П. Н. Ткачева (заговорщическое направление), показать, в чем заключалось их отличие друг от друга. При этом следует отметить, что все эти те­чения оказали существенное влияние на практи­ческую деятельность народников и каждое из них преобладало на определенном этапе разви­тия народничества.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Общая характеристика Соборного уложения 1649 г

25. Общая характеристика Соборного уложения 1649 г.

Это был последний крупный кодификационный акт моск. периода. И это первый общегос-ый акт, опубликованный для всеобщего сведения тогда же в 1649г. Всего состоялось 2 издания. Акт невероятно популярный в последующем. С него начинается Полное Собрание законов Рос. Империи. Формально в России действовал до 1835г, когда был введен в действие Свод законов Рос. Империи, т.е. до составления следующего кодификационного акта. **16 июля 1648г царь и Дума вместе с собором дух-ства решили солгасовать между собой все источники действовавшего права и дополнив их новыми постановлениями свести в один кодекс. Проект кодекса составляла комиссия из бояр: кн. Одоевского, кн. Сем. Прозоровского, окольничего кн. Волконского и дъяков Гавр. Леонтьева и Фед. Грибоедова. Тогда же решено собрать для рассмотрения и утверждения этого проекта зем. собор к 1 сент. Обсуждение Уложения закончено в 1649г. Подлинный свиток Уложения, отысканный по приказу Ек.2, Миллером, ныне хранится в Москве. Уложение -это первый из рус. законов, напечатанный тотчас же по его утверждению. В 1раз печаталось 7 апр. -20мая 1649г. Затем в том же 1649 (26авг-21дек). Когда сделано 3ье издание при Алексее Мих -неизвестно. С тех пор печатание законов входит необходимым условием в состав публикации законов. Источники: 1)предыдущие кодификационные акты моск. правительства -судебники и последующий указной материал. Наиболее полное представление об источниках дает преамбула: которые статьи написаны в правилах святых апостолов и святых отцов и в градских заеонах грекских царей, а также надо прежних вел. государей царей и вел.князей российских указы и бояр.приговоры со старыми судебниками справити. А каких статей не было, те статьи по тому же написати и изложити по его государеву указу общим советом.* Не назван только Лит. статут -один из гл. источников. Опред. роль сыграли челобитные населения. Структура Улож: первые 10 глав и главы 19, 23, 24 составляют 1ый отдел, где по преимуществу статьи, посвященные тогдашнему гос-ному праву Моск. державыю Значит. часть из них определяет наказание по гос. прест-ниям. Второй отдел (гл. 10-15) -процессуальное право. Третий отдел (гл.16-17, 19, 20) -постановления преимущественно гражд. права. Четвертый отдел (гл. 21, 22)-угол право и процесс той эпохи. Остальные главы -разрешение частных вопросов, волновавших тогда моск. прав-во.

Значение соборного уложения как кодекса феодального права.

Соборное уложение 1649 года было первым печатным памятником русского права, само будучи кодексом, исторически и логически оно служит продолжением предшествующих кодексов права — Правды Русской и судебников, знаменуя вместе с тем неизмеримо более высокую ступень феодального права, отвечавшего новой стадии в развитии социально-экономических отношений, политического строя, юридических норм, судоустройства и судопроизводства Русского государства. Как кодекс права Уложение 1649 г. во многих отношениях отразило тенденции дальнейшего процесса в развитии феодального общества. В сфере экономики оно закрепило путь образования единой формы феодальной земельной собственности на основе слияния двух ее разновидностей — поместий и вотчин. В социальной сфере Уложение отразило процесс консолидации основных классов — сословий, что привело определенной стабильности феодального общества и в то же время вызвало обострение классовых противоречий и усиление классовой борьбы, на которую безусловно влияло установление государственной системы крепостного права. Недаром с XVII в. открывается эра крестьянских войн. В сфере политической кодекс 1649 г. отразил, начальный этап перехода от сословно-представительной монархии к абсолютизму. В сфере суда и права с Уложением связан определенный этап централизации судебно-административного аппарата, детальная разработка и закрепление системы суда, унификация и всеобщность права на основе принципа права-привилегии. Уложение 1649 г. — качественно новый в истории феодального права России кодекс, значительно продвинувший разработку системы феодального законодательства. В то же время Уложение является крупнейшим памятником письменности феодальной эпохи.Уложение 1649 г. более двухсот лет не утрачивало своего значения: оно открыло в 1830 г. «Полное собрание законов Российской империи» и в большой мере было использовано при создании XV тома Свода законов и уголовного кодекса 1845 г. — Уложения о наказаниях. Использование Уложения 1649 г. во второй половине XVIII и первой половине XIX в. означало, что консервативные режимы того времени искали в Уложении опору для укрепления самодержавного строя.

26. Общественный строй госп. Велик. Новгорода и госп. Пскова.

1. Новгородская и Псковская земли были расположены на северо-западе Руси. До XIIв. Новгородская земля входила в состав Киевской Руси. В начале XII в., предположительно в 1136г., бояре Новгорода, воспользовавшись восстанием го­родских низов и крестьянства против князя, захватили власть и установили свое политическое господство. В Новгороде сло­жился республиканский (феодальный) строй.

Псковская земля была частью Новгородской республики до середины XIV в. В 1348 г. Псков, выросший в крупный торговый и ремесленный центр, отделился от Новгорода и также стал феодальной республикой.

2. Особенности общественной и политической систем Новгорода и Пскова определялись своеобразием их экономического развития. Господствующее положение занимали бояре — феодалы, крупные землевладельцы. Новгородское (псковское) боярство было тесно связано с торговлей с западными и русскими княжествами, ремеслом, эксплуатацией населения зависимых земель.

Это интересно:  Договор на оказание охранных услуг

Интенсивное развитие ремесел и торговли привело к появлению широкого среднего класса новгородско-псковского общества, в который входили «житьи люди», «своеземцы» и купечество. К «житьим людям» относились средние феодалы, также занимавшиеся торговлей и ростовщичеством. «Своеземцами» назывались мелкие землевладельцы, обрабатывавшие землю са­мостоятельно или сдававшие ее в аренду. Купечество объединялось в сотни (гильдии) и торговало с русскими княжествами и с заграницей.

Городское население состояло из купцов и ремесленников «старейших» и «черных людей».

Новгородское (псковское) крестьянство состояло из смердов-общинников, половников — зависимых крестьян, работающих за часть продукта на господской земле, закладников и холопов.

Общая характеристика Соборного уложения 1649 г.

Любые студенческие работы — ДОРОГО!

100 р бонус за первый заказ

Важнейшим памятником права XVII в. стало Соборное уложение 1649 г. (Уложение), в значительной степени определившее правовую систему Российского государства на многие последующие десятилетия.

Появление Соборного уложения имело ряд причин. Во-первых, это необходимость приведения законодательства в соответствие с задачами нового времени. Проблемы, возникшие на рубеже XVI-XVII вв. и связанные с вхождением России в современную цивилизацию обусловили необходимость качественного совершенствования законодательства. Так, казуальный характер правовых актов, свойственный всему предшествующему законодательству, в новых условиях становился неэффективным. Безусловно, что подготовка и принятие Соборного уложения были вызваны необходимостью упорядочения и укрепления централизованной государственной власти. Государство стремилось заинтересовать дворянство в службе. Поэтому оно расширяет права дворян на поместные земли и закрепощает крестьян. Для усиления налоговой базы модернизации государственной власти необходимо было ликвидировать налоговые привилегии «белых» слобод.

Во-вторых, необходимость систематизации была вызвана и стремлением упорядочить законодательство, собрать его в единый документ, устранить имевшиеся в законах противоречия.

Непосредственным поводом, ускорившим законодательную работу, было вспыхнувшее в 1648 г. восстание в Москве. В этой сложной обстановке был созван Земский собор, который и принял решение о составлении нового законодательства. Специальная комиссия составила проект Уложения, который члены Земского собора обсуждали посословно целиком и по частям. Впервые была предпринята попытка создать свод всех действующих правовых норм, включая судебники и новоуказные статьи.

В 1649 г. на очередном заседании Земского собора было принято знаменитое Соборное уложение, крупнейший законодательный акт, равных которому до того времени Россия не знала. Уложение было утверждено Собором и царем. Соборное уложение явилось первым законом, размноженным типографским способом. Напечатанный текст рассылался в приказы и на места. Более тысяче экземпляров Уложения было пущено в продажу, тираж быстро разошелся. Соборное уложение представляло собой свод всех действующих правовых норм, своеобразный свод законов российского государства того времени.

Уложения включало 25 глав и 967 статей. Статьи закона были сведены по определенной, хотя не всегда выдержанной системе. Соборное уложение имело в отличие от предшествующего законодательства обширную преамбулу, в которой провозглашалось соответствие права постановлением «Святых Апостолов» и утверждалось равенство перед судом для всех чинов (конечно, в соответствии с пониманием того времени, с учетом сословного статуса). Это был последний сборник права, в котором теоретическую основу еще составляло религиозное, православное понимание юридических норм. Язык Уложения был доступен и понятен для большинства слоев российского общества. В Уложении наметилось разделение норм по институтам и отраслям права, хотя казуальность в изложении норм права не была преодолена.

Источниками Соборного уложения были предшествующие ему судебники, указные книги приказов, царское законодательство, думские приговоры, решения Земских соборов. Большое влияние на содержание Уложения оказали челобитные дворян и посадских людей. Использовались статьи Стоглава, Литовского статута и было некоторое заимствование из византийских законов.

Законодатель уже после принятия Соборного уложения включал в него так называемые новоуказные статьи. Например, о «разбоях и душегубстве» (1669 г.), о поместьях и вотчинах (1677 г.), о торговле (1653 г. – Торговый устав и 1667 г. – Новоторговый устав). Заметим, что Новоторговый устав (принятий по инициативе «гостей» и московских торговых людей), защищал отечественную торговлю от иностранной конкуренции. Его составители предлагали организовать особый приказ, ведавший исключительно делами торговли.

При составлении Уложения предполагалось собрать и обобщить весь имеющийся уже запас правовых актов, согласовав их с действующим законодательством. Однако Соборное уложение включало в себя поправки и дополнения, которые вносились в Думу в форме земских челобитных. Дума или совместно государь и Дума придавала им законодательный характер и включала в состав Уложения. Так на основании челобитных от служилых и посадских людей была составлена глава Уложения «О посадских людях». Или, например, положение о запрете отчуждать вотчины в пользу церкви, положения об отмене урочных лет, об установлении налога на выкуп пленных и др.

Соборное уложение содержало существенные элементы государственного права. Закон определял статус главы государства – царя, самодержавного и наследного монарха. Причем, избрание самодержца на Земском соборе не разрушало установленных принципов, напротив, обосновывало, легитимировало их. Уложение содержало систему норм, регулировавших важнейшие отрасли государственного управления, которые с определенной долей условности можно отнести к административному праву. Например, в главе «Суд о крестьянах» содержались нормы, прикреплявшие крестьян к земле; в специальной главе регламентировалось содержание посадской реформы, констатировались изменения статуса «белых слобод»; две главы содержали статьи о перемене положения вотчины и поместья; в одной из глав регламентировалась работа органов местного самоуправления и т.д. В законе впервые появилось понятие государственного преступления.

Большое внимание Уложение, уделяло процессуальному праву. Это подтверждается тем, что самая большая глава Соборного уложения — «О суде». Судебное право в Уложении составило комплекс норм, регламентировавших организацию суда и процесса. Отражено разделение на две формы процесса: «суд» и «розыск». Причем розыскная форма явно направлена на защиту государственного интереса.

Таким образом, Соборное уложение 1649 г. обобщило основные тенденции в развитии отечественного законодательства. В нем были закреплены новые правовые институты, свойственные особенностям цивилизационного развития России в новую эпоху. В Уложении впервые была предпринята попытка систематизации отечественного законодательства, открыты пути для создания новой, рациональной современной правовой системы.

Общая характеристика и источники Соборного Уложения 1649 г.

Это был последний крупный кодификационный акт московского периода. Это первый общегосударственный акт, опубликованный для всеобщего сведения тогда же в 1649 г. Всего состоялось 2 издания. С него начинается Полное Собрание законов Рос. Империи. Формально в России действовал до 1835 г., когда был введен в действие Свод законов Рос. Империи. Непосредственным поводом для принятия послужило восстание посадского люда в Москве в 1648 г. Посадские обратились к царю с челобитными об улучшении своего положения и о защите от притеснений. В это же время свои требования царю предъявили и дворяне, которые считали, что их во многом ущемляют бояре.

В 1648 г. царь и Дума вместе с собором дух-ства решили согласовать между собой все источники действовавшего права и, дополнив их новыми постановлениями, свести в один кодекс. Обсуждение Уложения закончено в 1649г.

Источниками Соборного Уложения были Судебник 1550 г., указные книги Поместного, Земского, Разбойного и др. приказов, коллективные челобитные московских и провинциальных дворян, посадских людей и т.д., а также Кормчая книга (византийское право), Литовский статут 1588 г. и др. Всего в Уложении было 25 глав, 967 статей. В нем были разработаны вопросы государственного, административного, гражданского, уголовного права и порядка судопроизводства. В ряде глав были закреплены нормы, обеспечивающие защиту царя, церкви, дворян от выступлений народных масс. Было разработано понятие о государственном преступлении, под которым подразумевались прежде всего действия, направленные против личности монарха, власти и ее представителей. За действия скопом и заговором» против царя, бояр, воевод и приказных людей полагалась «смерть безо всякия пощады». Гл. I была посвящена защите интересов церкви от «церковных мятежников». СУ1649 г. брало под защиту дворян за убийство холопов и крестьян. В гл. XI «Суд о крестьянах» собраны статьи, разрабатывающие вопрос о крестьянской крепости. Этими постановлениями окончательно оформлялось крепостное право — устанавливалась вечная потомственная зависимость крестьян, отменялись «урочные лета» для сыска беглых крестьян (ст. 2), за укрывательство беглых устанавливался высокий штраф (ст. 10). Соборное Уложение 1649 г. лишило помещичьих крестьян права судебного представи­тельства по имущественным спорам.

Вопросам судопроизводства была посвящена самая большая гл. Х («О суде»). В ней подробно регламентируется порядок следствия и судопроизводства, определяются размеры судебных, пошлин, штрафов, разработаны вопросы умышленного и преднамеренного преступления, регулируются отношения собственности. С гл. Х связаны также главы XI «Суд о крестьянах», XX «Суд о холопах», XXI «О разбойных и татиных делах», XXII перечень «вин», за которые «чинити смертная казнь» или «смертию не казнити, а чинити наказание» и др. Организации вооруженных сил страны посвящены гл. VII («О службе всяких ратных людей Московского государства»)

Принятие Соборного Уложения 1649 г. явилось важной вехой в развитии самодержавия и крепостного строя; оно отвечало интересам класса дворян. Этим объясняется его долговечность.

СУ1649 г. — значительный шаг вперед по сравнению с предыдущим законодательством. В нем регулировались не отдельные группы общественных отношений, а все стороны общественно-политической жизни того времени. Во второй половине XVII в. были приняты законы, способствующие развитию внутренней торговли и внешнеторговых связей Российского государства.

Статья написана по материалам сайтов: www.kazedu.kz, students-library.com, xstud.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector