Основная характеристика понятия угроза безопасности

Угроза информационной безопасности — совокупность условий и факторов, создающих опасность нарушения информационной безопасности.

Угрозы информационной безопасности можно классифицировать по различным признакам.

По аспекту информационной безопасности, на который направлены угрозы, выделяют:

Угрозы конфиденциальности. Они заключаются в неправомерном доступе к конфиденциальной информации.

Угрозы целостности. Эти угрозы означают любое преднамеренное преобразование данных, содержащихся в информационной системе.

Угрозы доступности. Их осуществление приводит к полной или временной невозможности получения доступа к ресурсам информационной системы.

По степени преднамеренности действий угрозы делят на:

Случайные. Эти угрозы не связаны с умышленными действиями правонарушителей; осуществляются они в случайные моменты времени. Источниками этих угроз могут служить стихийные бедствия и аварии, ошибки при разработке информационной системы, сбои и отказы систем, ошибки пользователей и обслуживающего персонала. Согласно статистическим данным, эти угрозы наносят до 80 % от всего ущерба, наносимого различными видами угроз. Однако следует отметить, что этот тип угроз довольно хорошо изучен, и имеется весомый опыт борьбы с ними. Снизить потери от реализации угроз данного класса помогут такие меры, как: использование современных технологий для разработки технических и программных средств, эффективная эксплуатация информационных систем, создание резервных копий информации.

Преднамеренные. Они, как правило, связаны с действиями какого-либо человека, недовольного своим материальным положением или желающего самоутвердиться путём реализации такой угрозы. Эти угрозы можно разделить на пять групп: шпионаж и диверсии, несанкционированный доступ к информации, электромагнитные излучения и наводки, модификация структуры информационных систем, вредительские программы. В отличие от случайных, преднамеренные угрозы являются менее изученными за счет их высокой динамичности и постоянного пополнения новыми угрозами, что затрудняет борьбу с ними.

По расположению источника угроз:

Внутренние. Источники этих угроз располагаются внутри системы.

Внешние. Источники данных угроз находятся вне системы.

По степени зависимости от активности информационной системы:

Угрозы, реализация которых не зависит от активности информационной системы.

Угрозы, осуществление которых возможно только при автоматизированной обработке данных.

По размерам наносимого ущерба:

Общие. Эти угрозы наносят ущерб объекту безопасности в целом, причиняя значительное отрицательное влияние на условия его деятельности.

Локальные.. Угрозы этого типа воздействуют на условия существования отдельных частей объекта безопасности.

Частные. Они причиняют вред отдельным свойствам элементов объекта или отдельным направлениям его деятельности.

По степени воздействия на информационную систему:

Пассивные. При реализации данных угроз структура и содержание системы не изменяются.

Активные. При их осуществлении структура и содержание системы подвергается изменениям.

1. Преднамеренные — исходят от людей

1) Желание получить выгоду

2) Желание нанести вред

1) Недостатки ТС

2) Недостатки технологий функционирования/обработки инфы и пр.

3) Перегрузки ТС

3.2 Разработка моделей угроз безопасности информации конкретной организации.

В соответствии с Методическими рекомендациями по обеспечению с помощью криптосредств безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных с использованием средств автоматизации (от 21 февраля 2008 года):

Модель угроз (безопасности информации) – физическое, математическое, описательное представление свойств или характеристик угроз безопасности информации.

«Базовая модель угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных»:

Угрозы безопасности персональных данных — совокупность условий и факторов, создающих опасность несанкционированного, в том числе случайного, доступа к персональным данным, результатом которого может стать уничтожение, изменение, блокирование, копирование, распространение персональных данных, а также иных несанкционированных действий при их обработке в информационной системе персональных данных.

Проще говоря, угроза – это «дыра» в системе защиты.

Угроза может привести к утечке (уничтожению, модификации), а может и нет. Наличие угрозы свидетельствует лишь о наличии возможности несанкционированного доступа к данным.

Модель угроз безопасности персональных данных необходима для определения требований к системе защиты. Без модели угроз невозможно построить адекватную (с точки зрения денежных затрат) систему защиты информации, обеспечивающую безопасность персональных данных.

Порядок разработки модели угроз определен в документах ФСТЭК:

— «Базовая модель угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных», Федеральная служба по техническому и экспортному контролю, 2008 год

— «Методика определения актуальных угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных», Федеральная служба по техническому и экспортному контролю, 2008 год.

«Базовая модель» содержит систематизированный перечень угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных. Многие эксперты по защите информации весьма скептически относятся к этому документу. Угрозы, приведенные в базовой модели, устарели и далеко не всеобъемлющи. Однако за неимением лучшего приходится довольствоваться текущей редакцией документа.

Документ «Методика определения актуальных угроз» содержит алгоритм оценки угрозы. Путем несложных расчетов определяется статус каждой вероятной угрозы.

Модель угроз обычно содержит:

2. Модель нарушителя;

3. Возможные угрозы от каждого источника.

1. Определение исходных данных для построения частной модели угроз.

2. Выявление угроз ПД.

3. Составление перечня источников угроз.

4. Формирование перечня актуальных угроз.

3.3 Определение актуальности угроз.

Короч, у ФСТЭКа есть документ «Методика определения актуальных угроз» . Расчет не сложный, но копировать простыню нормативного документа хз надо ли.

Актуальной считается угроза, которая может быть реализована в ИСПДн и представляет опасность для ПДн. Подход к составлению перечня актуальных угроз состоит в следующем.

Для оценки возможности реализации угрозы применяются два показателя: уровень исходной защищенности ИСПДн и частота (вероятность) реализации рассматриваемой угрозы.

Рисуем две соответствующие таблички, в защищенности (высокая, низкая,средняя и соответствующие баллы начисляем) , вероятность тоже оценивается баллами и как-то это сопоставив делаем вывод об актуальности угрозы.

Таблица выглядит примерно так:

Технические и эксплуатационные характеристики ИСПДн Уровень защищенности
Высокий Средний Низкий
1. По территориальному размещению: распределенная ИСПДн, которая охватывает несколько областей, краев, округов или государство в целом; +

3.4 Ущерб организации в результате реализации угроз безопасности информации.

УЩЕРБ — Утрата активов, повреждение (утрата свойств) активов и (или) инфраструк

туры организации или другой вред активам и (или) инфраструктуре организации банковской

системы Российской Федерации, наступивший в результате реализации угроз ИБ через уязвимости ИБ.

Проявления возможного ущерба могут быть различны: написано сложно, я думаю просто материальный и нематериальный достаточно указать и привести примеры

  • моральный и материальный ущерб деловой репутации организации;
  • моральный, физический или материальный ущерб, связанный с разглашением персональных данных отдельных лиц;
  • материальный (финансовый) ущерб от разглашения защищаемой (конфиденциальной) информации;
  • материальный (финансовый) ущерб от необходимости восстановления нарушенных защищаемых информационных ресурсов;
  • материальный ущерб (потери) от невозможности выполнения взятых на себя обязательств перед третьей стороной;
  • моральный и материальный ущерб от дезорганизации деятельности организации;
  • материальный и моральный ущерб от нарушения международных отношений.

Ущерб может быть причинен каким-либо субъектом и в этом случае имеется на лицо правонарушение, а также явиться следствием независящим от субъекта проявлений (например, стихийных случаев или иных воздействий, таких как проявления техногенных свойств цивилизации). В первом случае налицо вина 11 субъекта, которая определяет причиненный вред как состав преступления, совершенное по злому умыслу (умышленно, то есть деяние совершенное с прямым или косвенным умыслом 2 ) или по неосторожности (деяние, совершенное по легкомыслию, небрежности 3 , в результате невиновного причинения вреда 4 ) и причиненный ущерб должен квалифицироваться как состав преступления, оговоренный уголовным правом.

Во втором случае ущерб носит вероятностный характер и должен быть сопоставлен, как минимум с тем риском, который оговаривается гражданским, административным или арбитражным правом, как предмет рассмотрения.

В теории права под ущербом понимается невыгодные для собственника имущественные последствия, возникшие в результате правонарушения. Ущерб выражается в уменьшении имущества, либо в недополучении дохода, который был бы получен при отсутствии правонарушения (упущенная выгода).

При рассмотрении в качестве субъекта, причинившего ущерб какую-либо личность, категория «ущерб» справедлива только в том случае, когда можно доказать, что он причинен, то есть деяния личности необходимо квалифицировать в терминах правовых актов, как состав преступления. Поэтому, при классификации угроз безопасности информации в этом случае целесообразно учитывать требования действующего уголовного права, определяющего состав преступления.

Основная характеристика понятия угроза безопасности

Понятие безопасности и угрозы на предприятии

1. Безопасность и ее основные составляющие

2. Угроза и ее классификация

1. Безопасность и ее основные составляющие

Поисковик Google на запрос «безопасность это..» выдает более 1 млн. ссылок.

Наиболее универсальным определением является следующее: Безопасность — это такое состояние сложной системы, когда действие внешних и внутренних факторов не приводит к ухудшению или невозможности ее функционирования и развития.

В контексте курса под безопасностью мы будем понимать состояние защищенности жизненно важных интересов промышленного предприятия от внутренних и внешних угроз.

К жизненно важным интересам отнесена совокупность потребностей, удовлетворение которых обеспечивает устойчивое достижение целей организации, где:

Потребность — нужда, принявшая свои специфические формы под действием культурных, социальных, политических и других факторов.

Нужда — острая нехватка чего-либо.

Организация — два или более человека объединенные одной целью.

Формулировка «цель промышленного предприятия» требует отдельного пояснения.

Сформировалось два подхода к определению того, что же является основной целью производственного предприятия:

Американский – главная цель — максимизация прибыли на долгосрочной основе.

Японский — главная цель – максимизация качества продукции и получение максимума прибыли на этой основе.

Принимая во внимание определение, которое дает нам экономика – главная цель – удовлетворение потребностей потребителей, сформулируем более универсальное определение:

Цель производственного предприятия – максимально полное удовлетворение потребностей потребителей с целью получения прибыли или достижения какого либо другого социального эффекта.

Все определения понятия «безопасность», которые даются в различных литературных источниках в прямом или косвенном виде включают следующие основные положения:

• наличие угроз, подразделяющихся в свою очередь на внешние угрозы и внутренние;

• наличие жизненно важных интересов объектов защиты;

• баланс интересов между ними.

Первичным в предложенных определениях является именно наличие угроз. Это естественно, ведь если их нет — от чего же защищаться? Вторичный аспект — наличие жизненно важных интересов, т. е. тех интересов, реализация которых определяет само существование объектов защиты и без которых объекты перестают существовать как единое целое. Например, для государства — это суверенитет и целостность границ, экономический рост; для предприятия — эффективная текущая деятельность и устойчивые тенденции развития. Что касается баланса интересов, то это категория хотя и подчиненная, но также крайне важная, ибо без соблюдения такого баланса возникает угроза «выпячивания» интересов одного из объектов защиты в ущерб другим.

Угрозу безопасности можно определить как совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам.

Подробнее угрозам посвящен следующий вопрос.

2. Угроза и ее классификация

Это интересно:  Закрытый аукцион не состоялся

Угрозы объектам безопасности, исходящие от внутренних и внешних источников опасности, определяют содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности. Если учитывать, что внешние и внутренние угрозы различаются как реальные и потенциальные, то деятельность по обеспечению безопасности будет сводиться к прогнозированию угроз, определению и реализации наиболее эффективных мер по их локализации. Отсюда следует, что основой организации, планирования и реализации мер обеспечения безопасности в различных сферах являются анализ и оценка характера реальных и потенциальных внутренних и внешних угроз, кризисных ситуаций, а также прочих неблагоприятных факторов, препятствующих достижению поставленных целей и представляющих опасность для жизненно важных интересов.

На уровне промышленного предприятия в значительной степени проявляется зависимость от субъективных факторов, так как концепцию достаточности безопасности конкретного предприятия определяет его руководство исходя из своего представления о проблеме безопасности, наличия необходимых для ее обеспечения ресурсов, стратегических целей деятельности.

Очевидно, что, обосновывая затраты на обеспечение экономической безопасности, необходимо учитывать все три составляющие, отмеченные как общие в большинстве определений, а также недетерминированный характер угроз. Система реальных и потенциальных угроз экономической безопасности не статична. Угрозы могут появляться и исчезать, нарастать и уменьшаться. К тому же субъекты отношений безопасности (человек, общество, предприятие, регион, государство) — сложные многоцелевые системы, определить потребность в безопасности которых весьма затруднительно.

Угрозу безопасности промышленного предприятия можно трактовать как любой конфликт целей функционирования и развития промышленного предприятия с внешней или внутренней средой, а если цели совпадают — как несовпадение путей их достижения. Иными словами, угроза безопасности промышленного предприятия — совокупность условий и факторов, создающих опасность его жизненно важным интересам (производственным мощностям, технологии, менеджменту, работникам и т.д.).

Предложенные определения позволяют рассматривать систему обеспечения безопасности промышленного предприятия как комплекс эффективных мер (управленческих решений) по локализации реальных и потенциальных внутренних и внешних угроз. Этот комплекс мер должен быть обоснован оценкой характера этих угроз, анализом кризисных ситуаций, прочих неблагоприятных факторов, препятствующих достижению целей предприятия и представляющих опасность для его жизненно важных интересов.

Баланс жизненно важных интересов предприятия должен подразумевать соответствие располагаемого ресурсно-производственного потенциала (производственной мощности, активов, доли рынка, наличия стратегических зон хозяйствования, вида кривой жизненного цикла) формулируемым стратегическим целям его развития. Еще может оказаться, что необходимость обеспечения безопасности объекта возникает в результате появления такой функции его деятельности, которая ранее не предусматривалась (например, производство нового вида продукции или оказание нового вида услуг). И тогда также можно говорить об определенной модели эффективного функционирования и развития.

В систематизации угроз мы будем использовать следующие признаки, встречающиеся в наиболее известных классификациях: виды угроз, их объекты — направления, субъекты — источники, методы и средства защиты от них.

По видам угрозы чаще всего подразделяют на два основных класса:

Естественные угрозы вызываются стихийными природными явлениями (землетрясениями, наводнениями, ураганами).

Искусственные угрозы вызваны деятельностью человека. Они могут иметь непреднамеренный или, наоборот, преднамеренный характер.

Непреднамеренные (непредумышленные) угрозы вызываются ошибками, например в проектировании производственных систем или в их эксплуатации. Субъектов таких угроз принято называть нарушителями. На промышленных предприятиях недостаточная квалификация или нарушение ими должностных инструкций могут вызвать такие проявления непреднамеренных угроз:

• травмы и гибель людей;

• повреждение оборудования, линий связи, каналов жизнеобеспечения;

• нерациональное изменение технологий;

• нерегламентированное использование технических средств, документов, компьютерных программ;

• разглашение конфиденциальной информации;

• некомпетентное использование, некорректную настройку или неправомерное отключение персоналом средств защиты службы безопасности.

Субъектов преднамеренных (умышленных) угроз называют злоумышленниками. Угрозы вызываются их корыстными устремлениями (терроризмом, забастовками, хищениями, кражами) и могут привести к травмам и гибели людей. К проявлениям умышленных угроз также относят:

• физическое разрушение объекта или отдельных его элементов в
результате терроризма, хулиганства, вандализма;

• отключение или вывод из строя систем жизнеобеспечения объекта вследствие тех же причин;

• действия по дезорганизации функционирования объекта (забастовки, саботаж, постановка помех);

• хищение материальных ценностей;

• съем информации путем контроля каналов связи, негласной установки специальных технических средств, анализа и контроля побочных излучений, негласных видео- и фотосъемок,

• хищение документов, магнитных носителей и бумажных отходов (распечаток, копировальной бумаги).

Перечисленные угрозы по отношению к защищаемому объекту также могут быть внешними и внутренними. Например, выброс радиоактивных веществ даже далеко за территорией охраняемого объекта может тем не менее нанести ему ущерб. В случаях, когда источник внешней угрозы установить затруднительно, ее относят к стихийным бедствиям.

Можно предложить общую классификацию видов и субъектов умышленных угроз (табл.1).

Учитывая, что сами угрозы не являются равнозначными по последствиям проявлений, т. е. их значимость определяется возможными последствиями, целесообразна классификация их по степени важности.

Классификация угроз по видам и субъектам

Вопрос 2. Определение понятия угроза

Угроза – это совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства.

По методе (Под угрозой (в целом) понимают потенциально возможное событие, действие (воздействие), процесс или явление, которое может привести к нанесению ущерба чьим – либо интересам. Под угрозой интересам субъектов информационных отношений понимают потенциально возможное событие, процесс или явление которое посредством воздействия на информацию или другие компоненты ИС может прямо или косвенно привести к нанесению ущерба интересам данных субъектов.)

По своей общей направленности угрозы информационной безопасности РФ подразделяются на следующие виды:

Угрозы конституционным правам и свободам человека и гражданина в области духовной жизни и информационной деятельности, индивидуальному, групповому и общественному сознанию, духовному возрождению России. Этими угрозами являются:

принятие федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ нормативных правовых актов, ущемляющих конституционные права и свободы граждан в области духовной жизни и информационной деятельности;

создание монополий на формирование, получение и распространение информации в РФ, в том числе с использованием телекоммуникационных систем;

противодействие, в том числе со стороны криминальных структур, реализации гражданами своих конституционных прав на личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров и иных сообщений;

нерациональное, чрезмерное ограничение доступа к общественно необходимой информации;

противоправное применение специальных средств воздействия на индивидуальное, групповое и общественное сознание;

неисполнение федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями и гражданами требований федерального законодательства, регулирующего отношения в информационной сфере;

неправомерное ограничение доступа граждан к открытым информационным ресурсам федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, к открытым архивным материалам, к другой открытой социально значимой информации;

дезорганизация и разрушение системы накопления и сохранения культурных ценностей, включая архивы;

нарушение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области массовой информации;

вытеснение российских информационных агентств, средств массовой информации с внутреннего информационного рынка и усиление зависимости духовной, экономической и политической сфер общественной жизни России от зарубежных информационных структур;

девальвация духовных ценностей, пропаганда образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, на духовных и нравственных ценностях, противоречащих ценностям, принятым в российском обществе;

снижение духовного, нравственного и творческого потенциала населения России, что существенно осложнит подготовку трудовых ресурсов для внедрения и использования новейших технологий, в том числе информационных;

манипулирование информацией (дезинформация, сокрытие или искажение информации).

Угрозы информационному обеспечению государственной политики РФ. Ими могут являться:

монополизация информационного рынка России, его отдельных секторов отечественными и зарубежными информационными структурами;

блокирование деятельности государственных средств массовой информации по информированию российской и зарубежной аудитории;

низкая эффективность информационного обеспечения государственной политики РФ вследствие дефицита квалифицированных кадров, отсутствия системы формирования и реализации государственной информационной политики.

Угрозы развитию отечественной индустрии информации, включая индустрию средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечению потребностей внутреннего рынка в ее продукции и выходу этой продукции на мировой рынок, а также обеспечению накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов. Ими могут являться:

противодействие доступу РФ к новейшим информационным технологиям, взаимовыгодному и равноправному участию российских производителей в мировом разделении труда в индустрии информационных услуг, средств информатизации, телекоммуникации и связи, информационных продуктов, а также создание условий для усиления технологической зависимости России в области современных информационных технологий;

закупка органами государственной власти импортных средств информатизации, телекоммуникации и связи при наличии отечественных аналогов, не уступающих по своим характеристикам зарубежным образцам;

вытеснение с отечественного рынка российских производителей средств информатизации, телекоммуникации и связи;

увеличение оттока за рубеж специалистов и правообладателей интеллектуальной собственности.

Угрозы безопасности информационных и телекоммуникационных средств и систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России. Ими могут являться:

противоправные сбор и использование информации;

нарушения технологии обработки информации;

внедрение в аппаратные и программные изделия компонентов, реализующих функции, не предусмотренные документацией на эти изделия;

разработка и распространение программ, нарушающих нормальное функционирование информационных и информационно-телекоммуни­ка­цио­н­ных систем, в том числе систем защиты информации;

уничтожение, повреждение, радиоэлектронное подавление или разрушение средств или систем обработки информации, телекоммуникации и связи;

воздействие на парольно-ключевые системы защиты автоматизированных систем обработки и передачи информации

компрометация ключей и средств криптографической защиты информации;

утечка информации по техническим каналам;

внедрение электронных устройств для перехвата информации в технические средства обработки, хранения и передачи информации по каналам связи, а также в служебные помещения органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности;

уничтожение, повреждение, разрушение или хищение машинных и других носителей информации;

перехват информации в сетях передачи данных и на линиях связи, дешифрование этой информации и навязывание ложной информации;

использование несертифицированных отечественных и зарубежных информационных технологий, средств защиты информации, средств информатизации, телекоммуникации и связи при создании и развитии российской информационной инфраструктуры;

несанкционированный доступ к информации, находящейся в банках и базах данных;

нарушение законных ограничений на распространение информации.

Характеристика основных угроз национальной безопасности РФ и методы их устранения

Безопасность Российской Федерации как состояние защищенности жизненно важных интересов граждан, общества и государства от внутренних и внешних опасностей. Деятельность международных террористических организаций — угроза государственному суверенитету.

Рубрика Безопасность жизнедеятельности и охрана труда
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 31.05.2016
Размер файла 19,9 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Размещено на http://www.allbest.ru

Безопасность Российской Федерации — это состояние защищенности жизненно важных интересов ее граждан, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Под угрозами безопасности мы понимаем потенциальные угрозы политическим, социальным, экономическим, военным, экологическим и иным, в том числе, духовным и интеллектуальным ценностям нации и Государства. Угрозы безопасности тесно связаны с национальными интересами страны, в том числе и за пределами её территории. В каждом конкретном случае для их ликвидации требуются особые формы и методы деятельности Государства: применение соответствующих специальных органов, сил и средств государства.

К основным объектам безопасности относятся:

· личность — ее права и свободы; общество — его материальные и духовные ценности;

Это интересно:  6 ндфл материальная выгода по беспроцентному займу

· государство — его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

Угроза безопасности Российской Федерации есть совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Реальная и потенциальная угроза объектам безопасности, исходящая от внутренних и внешних источников, определяет содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности в зависимости от сфер жизнедеятельности общества и государства, на которые направлены угрозы безопасности. Их можно условно разделить на политические (угрозы существующему конституционному строю), экономические, военные, информационные, техногенные, экологические и иные.

1. Угрозы безопасности: внешние, внутренние, трансграничные

Сегодня существует несколько типов угроз национальной безопасности Российской Федерации: внешние, внутренние и трансграничные. К внешним угрозам следует отнести развертывание группировок вооруженных сил и средств вблизи границ Российской Федерации и ее союзников территориальные претензии к Российской Федерации, угрозы отторжения от Российской Федерации отдельных территорий; вмешательство во внутренние дела Р.Ф. со стороны иностранных государств; наращивание группировок войск, ведущее к нарушению сложившегося баланса сил вблизи границ Российской Федерации; вооруженные провокации, включая нападения на военные объекты России, расположенные на территории зарубежных государств, а также на объекты и сооружения на Государственной границе РФ и границах ее союзников действия, затрудняющие доступ России к стратегически важным транспортным коммуникациям; дискриминация, несоблюдение прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации в некоторых зарубежных государствах

Основными внешними угрозами национальной безопасности являются:

· снижение роли России в мировой экономике вследствие целенаправленных действий отдельных государств и межгосударственных объединений, например ООН, ОБСЕ;

· снижение экономического и политического влияния на протекающие в мировой экономике процессы;

· усиление масштабов и влияние международных военных и политических объединений, в числе которых находится НАТО;

· наметившиеся тенденции к размещению около границ России военных сил иностранных государств;

· повсеместное распространение в мире оружия массового уничтожения;

· ослабление процессов интеграции и налаживания экономических связей России со странами СНГ;

· создание условий формирования и возникновения военных вооруженных конфликтов вблизи государственных границ России и стран СНГ;

· территориальная экспансия по отношению к России, например, со стороны Японии и Китая;

· ослабление позиций России в сфере информации и телекоммуникаций. Это проявляется в снижении влияния России на международные информационные потоки и разработке рядом государств технологий информационной экспансии, которые могут быть применены и к России;

· активизация на территории России деятельности иностранных организаций, занимающихся разведкой и сбором стратегической информации;

· резкое снижение военного и оборонного потенциала страны, не позволяющее ей при необходимости отразить военное нападение, что связано с системным кризисом оборонного комплекса страны.

· активизация на территории России деятельности иностранных организаций, занимающихся разведкой и сбором стратегической информации;

К внутренним угрозам специалисты относят: попытки насильственного изменения конституционного строя и нарушения территориальной целостности России; планирование, подготовка и осуществление действий по нарушению и дезорганизации функционирования органов государственной власти и управления, нападений на государственные, экономические и военные объекты, объекты жизнеобеспечения и информационной инфраструктуры; создание, оснащение, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований незаконное распространение на территории Российской Федерации оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ; широкомасштабная деятельность организованной преступности, угрожающая политической стабильности в некоторых регионах Российской Федерации. Деятельность сепаратистских и радикальных религиозных национальных движений.

Основными внутренними угрозами национальной экономической безопасности являются:

· Усиление степени дифференциации уровня жизни и доходов населения. Формирование небольшой группы богатого населения (олигархов) и большой части бедного населения создает ситуацию социальной напряженности в обществе, что в конечном итоге может привести к серьезным социально-экономическим потрясениям;

· Деформация отраслевой структуры национальной экономики. Ориентация экономики на добычу полезных ископаемых формирует серьезные структурные сдвиги;

· Усиление неравномерности экономического развития регионов. Резкое различие в уровне социально-экономического развития регионов разрушает существующие связи между ними и препятствует межрегиональной интеграции;

· Криминализация российского общества. В обществе резко усилились тенденции к получению нетрудовых доходов путем прямого грабежа, отъема собственности, что негативным образом сказывается на общей стабильности и устойчивости национальной экономики. Большое значение имеет тотальное проникновение криминальных структур в государственный аппарат и промышленность и наметившаяся тенденция сращивания между ними;

· Резкое снижение научно-технического потенциала России. Основа экономического роста — научно-технический потенциал — за истекшее десятилетие практические потерян, по причине сокращения инвестиций в приоритетные научные и технические исследования и разработки, массового выезда из страны ведущих ученых, разрушения наукоемких отраслей, усиления научно-технической зависимости;

· Усиление изоляции и стремления к независимости субъектов Федерации. Россия обладает значительными территориями, которые функционируют в рамках федеративного устройства;

· Усиление межэтнической и межнациональной напряженности, что создает реальные условия для возникновения внутренних конфликтов на национальной почве;

· Повсеместное нарушение единого правового пространства, ведущих к правовому нигилизму и несоблюдению законодательства;

· Снижение физического здоровья населения, ведущее к деградации по причине кризиса системы здравоохранения;

· Демографический кризис, связанный с устойчивой тенденцией преобладания общей смертности населения над рождаемостью.

В совокупности внутренние угрозы национальной безопасности тесно переплетены между собой и взаимосвязаны.

Негативными тенденциями характеризуется экологическая обстановка в мире. Её характерными чертами являются истощение природных ресурсов, периодическое возникновение обширных зон экологических бедствий и катастроф, деградация возобновляемых природных ресурсов. Для большинства стран характерно применение экологически несовершенных технологий в промышленности, сельском хозяйстве, энергетике, транспорте. Реальную угрозу интересам России представляет тенденция использовать её территорию для размещения вредных отходов химической и атомной промышленности развитых стран Европы.

Нарастают негативные тенденции в мировой социальной сфере. Отмечается увеличение удельного веса больных, инвалидов, людей, страдающих от голода и недоедания, употребления некачественной воды. Остается высокой доля безграмотных и безработных (по официальному показателю уровня безработицы Россия пока входит в число наиболее благополучных стран, занимая примерно 7-е место в мире). Однако по классификации Международной Организации Труда в России насчитывается более 5 млн. безработных. Примерно столько же трудятся неполную рабочую неделю или находятся в вынужденном отпуске, снижается уровень материального обеспечения населения. Расширяются до угрожающих размеров миграционные процессы. Ухудшаются показатели физического и умственного развития людей.

Угроза физическому здоровью нации проявляется в кризисном состоянии систем здравоохранения и социальной защиты населения. Отмечается повсеместная алкоголизация населения. Потребление учтённого и неучтённого алкоголя на душу населения в перерасчете на чистый спирт составляет от 11 до 14 л, тогда ситуация оценивается опасной при показателе — 8 л.

Трансграничные угрозы проявляются в следующем:

· Создание, оснащение и подготовка на территории других государств вооруженных формирований и групп с целью их переброски для действий на территории России;

· Деятельность поддерживающихся из-за рубежа подрывных сепаратистских, национальных или религиозных экстремистских группировок, направленная на подрыв конституционного строя России, создание угрозы ее территориальной целостности и безопасности ее граждан. Трансграничная преступность, в том числе контрабандная и другая противозаконная деятельность в угрожающих масштабах;

· Деятельность наркобизнеса, создающая угрозу проникновения наркотиков на территорию России или использования ее территории для транзита наркотиков в другие страны;

2. Деятельность международных террористических организаций

Терроризм, имея весьма сложное содержание, затрагивает национальную безопасность страны на всех ее уровнях — межгосударственном, государственном, межнациональном, национальном, классовом и групповом. Кроме того, внутренний и международный терроризм нарушает способность нации к самосохранению, самовоспроизводству и саморазвитию.

Внутригосударственный и международный терроризм несут в себе угрозу аналогичного характера. Вообще, граница между этими видами терроризма настолько зыбкая (по мнению большинства ученых, террористические акты, совершаемые в России — это проявления именно международного терроризма), что четкое разделение угроз от них, как видится автору, весьма затруднительно.

Терроризм несет угрозу интересам страны в социальной сфере, которые заключаются в обеспечении высокого уровня жизни народа. Разрушая экономическую и политическую системы жизни общества, терроризм препятствует достижению высшей ценности общества, которая заключается в его собственном благополучии.

Терроризм нарушает главное неотъемлемое право каждого человека — право на жизнь. Результат двух чеченских войн и деятельности всех про- и антироссийских администраций — полномасштабная гуманитарная катастрофа. За 12 лет антитеррористической войны в Чеченской Республике суммарные потери составили около 45 тыс. человек. Свыше полумиллиона жителей Чечни и прилегающих территорий вынуждены были покинуть свои дома.

Процесс выявления источников опасностей и угроз требует ясного понимания их общих и специфических признаков. Источники опасности для безопасности государства находятся в самых различных сферах жизнедеятельности общества. Представляется, что наиболее существенные из них скрыты в сферах политических отношений государства, классов, социальных групп общества; экономических отношений; духовно-идеологической, этно-национальной и религиозной, а также в экологической сфере и сфере обеспечения информационной безопасности и др.

3. Угрозы национальной экономической безопасности

защищенность террористический государственный

Экономические угрозы заключены в экономических отношениях, в экономических категориях — изменении курсов валют, процентных ставок, цен, нарушениях обязательств по контрактам и т.д. Объектами экономических угроз являются экономики целых стран, регионов, отраслей, отдельные экономические системы, предприятия, группы населения, семьи, точнее — семейные бюджеты (домашние хозяйства — по западной терминологии) как экономические системы нижнего иерархического уровня. Таким образом, экономические угрозы — это угрозы экономическим системам, порождаемые экономическими отношениями и явлениями. Однако коренные причины возникновения экономических угроз обычно кроются не в самой экономике, а в других сферах.

В сфере экономики угрозы имеют комплексный характер и обусловлены прежде всего существенным сокращением внутреннего валового продукта, снижением инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, стагнацией аграрного сектора, разбалансированием банковской системы, ростом государственного долга, тенденцией к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих, а в импортных поставках — продовольствия и предметов потребления, включая предметы первой необходимости. Ослабление научно-технического и технологического потенциала страны, сокращение исследований на стратегически важных направлениях научно-технического развития, отток за рубеж специалистов и интеллектуальной собственности угрожают России утратой передовых позиций в мире, деградацией наукоемких производств, усилением внешней технологической зависимости и подрывом обороноспособности России

Дезорганизация национальной экономики — вплоть до ее банкротства (в результате проведения целенаправленных и масштабных спекуляций на рынке ценных бумаг либо массированного предъявления платежных требований, которые РФ как страна-должник окажется не в состоянии выполнить, с последующим арестом зарубежного имущества и замораживанием банковских счетов и прочими негативными последствиями).

Экономическая блокада, или «мягкое эмбарго» (в форме интенсивной, целенаправленной конкуренции).

Продовольственная уязвимость. Россия рискует перейти в импорте продуктов питания «красную» черту: критический для продовольственной независимости страны уровень порядка 30 %, в то время как в ряде промышленных областей доля зарубежного продовольствия составляет до 60 %. К этому сценарию примыкает проблема биологической деградации населения вследствие последовательного ухудшения структуры питания и качества продуктов массового потребления.

Существует не только вероятность деградации российской экономики до уровня природно-сырьевого анклава мирового хозяйства, но и возможная перспектива поэтапного выведения страны из мировой торговли ресурсами.

Угроза криминализации общества — утрата государством контроля над экономической и финансовой деятельностью.

4. Принципы обеспечения безопасности Российской Федерации

Основными принципами обеспечения безопасности являются:

o соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства;

Это интересно:  Неделя бухгалтерского учета 2019

o взаимная ответственность личности, общества и государства по обеспечению безопасности;

o интеграция с международными системами безопасности.

o Соблюдение прав и свобод граждан при обеспечении безопасности Российской Федерации

При обеспечении безопасности Российской Федерации не допускается ограничение прав и свобод граждан, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом.

Граждане, общественные и иные организации и объединения имеют право получать разъяснения по поводу ограничения их прав и свобод от органов, обеспечивающих безопасность. По их требованию такие разъяснения даются в письменной форме в установленные законодательством сроки.

Должностные лица, превысившие свои полномочия в процессе деятельности по обеспечению безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством.

5. Основные функции системы безопасности. Силы и средства обеспечения безопасности Российской Федерации

Систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности.

Основными функциями системы безопасности являются:

o Выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности, осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по их предупреждению и нейтрализации;

o Создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности;

o Управление силами и средствами обеспечения безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях;

o Осуществление системы мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших в результате возникновения чрезвычайной ситуации;

o Участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами Российской Федерации в соответствии с международными договорами и соглашениями, заключенными или признанными Российской Федерацией

Силы и средства обеспечения безопасности Российской Федерации.

Силы и средства обеспечения безопасности Российской Федерации создаются и развиваются в соответствии с решениями Федерального Собрания РФ, указами Президента России, краткосрочными и долгосрочными федеральными программами обеспечения безопасности.

Силы обеспечения безопасности включают в себя:

1. Вооруженные Силы РФ, федеральные органы безопасности, органы внутренних дел, внешней разведки, обеспечения безопасности органов законодательной, исполнительной, судебной властей и их высших должностных лиц, налоговой службы;

2. службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, формирования гражданской обороны МЧС;

3. пограничные войска ФПС, внутренние войска МВД;

4. органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве;

5. службы обеспечения безопасности средств связи и информации, таможни, природоохранительные органы, органы охраны здоровья населения и другие государственные органы обеспечения безопасности.

6. Меры и средства обеспечения национальной безопасности

Обеспечение национальной безопасности достигается мерами и средствами экономического, информационно-пропагандистского, правового, организационного, технического и иного характера.

Меры по обеспечению национальной безопасности состоят в:

* государственной защите национальных интересов;

* национальной дипломатической политике;

* поисках и поддержке стратегических геополитических союзников;

* быстром и мобильном реагировании на угрозы национальным интересам оптимальными средствами;

* готовности мгновенного нанесения ответного удара, а также в использовании тех или иных средств обеспечения национальной безопасности в целях защиты интересов России.

Функционирование системы национальной безопасности России

Система национальной безопасности Российской Федерации функционирует в четырех режимах, действующих в общегосударственном, региональном или отраслевом масштабах:

Режим мирного времени — это нормальное функционирование системы национальной безопасности в условиях отсутствия угроз национальным интересам России или их практической нейтрализации.

Режим повышенной готовности — это функционирование системы национальной безопасности при наличии угроз, требующих их пресечения.

Режим чрезвычайного положения — это функционирование системы национальной безопасности при наличии угроз национальным интересам России, требующих локализации и устранения.

В режиме чрезвычайного положения вводится цензура средств массовой информации с целью защиты национальных интересов.

Режим военного времени — это функционирование системы национальной безопасности при наличии угроз национальным интересам России, требующих отражения и уничтожения. Данный режим регулируется Законом РФ «О военном положении». При этом все мероприятия режимов повышенной готовности и чрезвычайного положения дополняются введением военного положения и созданием на базе Совета Безопасности Государственного комитета по обороне.

7. Противодействия угрозам национальной безопасности Российской Федерации

Российская Федерация при обеспечении национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу исходит из необходимости постоянного совершенствования правоохранительных мер по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию актов терроризма, экстремизма, других преступных посягательств на права и свободы человека и гражданина, собственность, общественный порядок и общественную безопасность, конституционный строй Российской Федерации.

Обеспечению национальной безопасности в области повышения качества жизни российских граждан будут способствовать снижение уровня организованной преступности, коррупции и наркомании, противодействие преступным формированиям в легализации собственной экономической основы, достижение социально-политической стабильности и положительной динамики развития Российской Федерации, устойчивость финансово-банковской системы, расширенное воспроизводство минерально-сырьевой базы, доступность современного образования и здравоохранения, высокая социальная мобильность и поддержка социально значимой трудовой занятости, повышение квалификации и качества трудовых ресурсов, рациональная организация миграционных потоков.

Одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности в экономической сфере на долгосрочную перспективу является энергетическая безопасность. Необходимыми условиями обеспечения национальной и глобальной энергетической безопасности являются многостороннее взаимодействие в интересах формирования отвечающих принципам Всемирной торговой организации рынков энергоресурсов, разработка и международный обмен перспективными энергосберегающими технологиями, а также использование экологически чистых, альтернативных источников энергии. Основным содержанием энергетической безопасности являются устойчивое обеспечение спроса достаточным количеством энергоносителей стандартного качества, эффективное использование энергоресурсов путем повышения конкурентоспособности отечественных производителей, предотвращение возможного дефицита топливно-энергетических ресурсов, создание стратегических запасов топлива, резервных мощностей и комплектующего оборудования, обеспечение стабильности функционирования систем энерго- и теплоснабжения.

Для противодействия угрозам в сфере науки, технологий и образования силы обеспечения национальной безопасности во взаимодействии с институтами гражданского общества осуществляют гражданское воспитание новых поколений в традициях престижа труда ученого и педагога, обеспечивают эффективность государственно-правового регулирования в области интеграции науки, образования и высокотехнологичной промышленности.

Укреплению национальной безопасности в сфере культуры будут способствовать сохранение и развитие самобытных культур многонационального народа Российской Федерации, духовных ценностей граждан, улучшение материально-технической базы учреждений культуры и досуга, совершенствование системы подготовки кадров и их социального обеспечения, развитие производства и проката произведений отечественной кинематографии, развитие культурно-познавательного туризма, формирование государственного заказа на создание кинематографической и печатной продукции, телерадиопрограмм и интернет-ресурсов, а также использование культурного потенциала России в интересах многостороннего международного сотрудничества.

Российская Федерация реализует долгосрочную государственную политику в области национальной обороны путем разработки системы основополагающих концептуальных, программных документов, а также документов планирования, развития норм законодательного регулирования деятельности органов государственной власти, учреждений, предприятий и организаций реального сектора экономики, институтов гражданского общества в мирное и военное время, а также совершенствования сил и средств гражданской обороны, сетевой и транспортной инфраструктуры страны в интересах национальной обороны.

Обеспечение национальной безопасности на достаточном уровне выводит необходимость постоянного контроля внешних и внутренних угроз, а поэтому их перечень постоянно изменяется в зависимости от конкретных политических, социальных, правовых и экономических условий.

В современных условиях как внутренние, так и внешнеполитические успехи стран определяются не только их военной и экономической мощью, но и успехами в установлении фактического контроля над основными информационными и культурными процессами. Отставание в области информационных технологий превращается в серьезную глобальную угрозу безопасности. поскольку создает реальные возможности эксплуатировать интеллектуальный потенциал других стран в своих целях, распространять и внедрять свои идейные ценности, свою культуру и язык, тормозить духовно-культурное развитие остального мира, трансформировать и даже подрывать его духовно-нравственные устои. Вместо «горячих» войн для достижения своих политических целей все чаще стали использоваться методы информационной войны.

Система международной безопасности, созданная после окончания второй мировой войны, изначально не предусматривала мер противодействия подобного рода угрозам, поэтому одна из основных задач, встающих перед человечеством, воздвигнуть прочный барьер на пути столь опасных явлений.

В целом комплексная оценка угроз национальной безопасности Российской Федерации позволяет сделать вывод: в настоящее время главные угрозы ее безопасности лежат во внутриполитической, экономической, социальной, духовной сферах и носят преимущественно невоенный характер. Качественно новый характер отношений с ведущими государствами мира и минимальная вероятность развязывания против России крупномасштабной войны в обозримой перспективе, при сохранении Россией ядерного потенциала сдерживания, позволяют перераспределить ресурсы государства и общества для решения в первоочередном порядке острых внутренних проблем безопасности.

1. Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ (ред. от 05.10.2015) «О безопасности».

2. Смирнов А.Т., Шахраманьян М.А., Крючек Н.А. «Безопасность жизнедеятельности». М 2010 г.

3. Кошелев А.Н. Национальная экономика. М 2013 г.

4. Прохожев А.А. Общая теория национальной безопасности 2013 г.

6. Загашвили В.С. Экономическая безопасность России. — М.: Гардарика, 2014.

7. Зеленков М.Ю. Правовые основы общей теории безопасности Российского государства в 21веке — М.: Юридический институт МИИТа, 2012 г.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Понятие безопасности — состояния защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Аксиома потенциальной опасности и концепция приемлемого риска. Объекты и субъекты безопасности, принципы обеспечения.

презентация [167,8 K], добавлен 24.06.2015

Пожары как одна из наиболее распространенных угроз для жизни и здоровья человека. Основные меры безопасности при возникновении признаков пожара. Актуальность террористических угроз. Техногенная авария, стихийное бедствие. Угроза уличной преступности.

реферат [18,1 K], добавлен 29.10.2013

Особенности ликвидации чрезвычайных ситуаций при обращении с опасными отходами. Экологическая безопасность как состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной деятельности.

презентация [201,0 K], добавлен 26.12.2014

Характеристика понятий, терминов и определений безопасности жизнедеятельности. Основы национальной безопасности, ее виды, правовое регулирование и органы обеспечения. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

реферат [26,9 K], добавлен 01.10.2011

Определение основных понятий и принципов безопасности человека и общества. Факторы, влияющие на повышение опасности, ее виды, классификация, анализ и количественная оценка. Управление безопасностью как система минимизации опасностей и вредных факторов.

реферат [139,9 K], добавлен 20.05.2014

Глобальная угроза и безопасность. Научные открытия. Работы Римского клуба. Конференции ООН. Общие принципы построения систем безопасности. Как «устроены» системы безопасности. Проблема защиты человека от факторов им же созданной среды.

реферат [53,0 K], добавлен 05.10.2006

Особо опасные угрозы террористического характера против мирного населения, меры противодействия. Мероприятия по обеспечению личной безопасности, разъяснительная работа по правилам безопасности и поведению при очистке объектов от взрывоопасных предметов.

реферат [26,4 K], добавлен 11.12.2011

Органы государства, обеспечивающие безопасность РФ, их компетенция. Современная ситуация в министерстве обороны РФ: реформы Сердюкова и Шойгу, содержание и итоги. Анализ стратегии национальной безопасности РФ. Основные задачи реформы Вооруженных Сил РФ.

реферат [43,0 K], добавлен 21.09.2013

Нормативно-правовые документы по регулированию безопасности личности. Информатизация общества и проблема информационной безопасности. Источники угроз. Ряд новых проблем, связанных с появлением интернет. Особенность информации как фактора социализации.

курсовая работа [37,8 K], добавлен 14.01.2014

Исследование основных причин возникновения, структуры и динамики роста количества природных катастроф. Проведение анализа географии, социально-экономических угроз и частоты появления опасных природных явлений в мире на территории Российской Федерации.

презентация [267,2 K], добавлен 09.10.2011

Статья написана по материалам сайтов: diplomba.ru, studfiles.net, otherreferats.allbest.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий