Освобождение от обязанностей налогоплательщика предоставляется если

Налог на добавленную стоимость (НДС) является косвенным, федеральным налогом и играет значительную роль в налоговой системе РФ.

Налогом (гл. 21 НК) облагается не вся стоимость товара, а лишь ее часть — добавленная стоимость.

Налогоплательщиками НДС признаются:

— лица, признаваемые налогоплательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ.

Налогоплательщики подлежат обязательной постановке на учет в налоговом органе.

Лица, использующие право на освобождение, должны представить соответствующее письменное уведомление и документы, указанные в НК (не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого эти лица используют право на освобождение), которые подтверждают право на такое освобождение, в налоговый орган по месту своего учета. В таком случае указанные лица не могут отказаться от этого освобождения до истечения 12 последовательных календарных месяцев, за исключением случаев, когда право на освобождение будет утрачено ими в соответствии с НК.

По истечении 12 календарных месяцев не позднее 20-го числа последующего месяца организации и индивидуальные предприниматели, которые использовали право на освобождение, представляют в налоговые органы:

— уведомление о продлении использования права на освобождение в течение последующих 12 календарных месяцев или об отказе от использования данного права.

Сумма налога за месяц, в котором имело место указанное выше превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров, подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке.

Если налогоплательщик не представил документы, указанные в НК (либо представил документы, содержащие недостоверные сведения), а также в случае, если налоговый орган установил, что налогоплательщик не соблюдает ограничения, установленные НК, сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с налогоплательщика соответствующих сумм налоговых санкций и пеней.

Документами, подтверждающими право на освобождение (продление срока освобождения), являются:

— выписка из бухгалтерского баланса (представляют организации);

— выписка из книги продаж;

— выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели);

— копия журнала полученных и выставленных счетов-фактур.

Содержание

Статья 145 НК РФ. Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика

СТ 145 НК РФ.

1. Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от
исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога (далее в
настоящей статье — освобождение), если за три предшествующих последовательных календарных
месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных
предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей.

2. Положения настоящей статьи не распространяются на организации и индивидуальных
предпринимателей, реализующих подакцизные товары в течение трех предшествующих
последовательных календарных месяцев, а также на организации, указанные в статье 145.1
настоящего Кодекса.

3. Освобождение в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи не применяется в отношении
обязанностей, возникающих в связи с ввозом товаров на территорию Российской Федерации и иные
территории, находящиеся под ее юрисдикцией, подлежащих налогообложению в соответствии с
подпунктом 4 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса.
Лица, использующие право на освобождение, должны представить соответствующее
письменное уведомление и документы, указанные в пункте 6 настоящей статьи, которые
подтверждают право на такое освобождение, в налоговый орган по месту своего учета.
Указанные уведомление и документы представляются не позднее 20-го числа месяца, начиная
с которого эти лица используют право на освобождение.
Форма уведомления об использовании права на освобождение утверждается Министерством
финансов Российской Федерации.

4. Организации и индивидуальные предприниматели, направившие в налоговый орган
уведомление об использовании права на освобождение (о продлении срока освобождения), не могут
отказаться от этого освобождения до истечения 12 последовательных календарных месяцев, за
исключением случаев, когда право на освобождение будет утрачено ими в соответствии с пунктом
5 настоящей статьи.
По истечении 12 календарных месяцев не позднее 20-го числа последующего месяца
организации и индивидуальные предприниматели, которые использовали право на освобождение,
представляют в налоговые органы:
документы, подтверждающие, что в течение указанного срока освобождения сумма выручки
от реализации товаров (работ, услуг), исчисленная в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, без
учета налога за каждые три последовательных календарных месяца в совокупности не превышала
два миллиона рублей;
уведомление о продлении использования права на освобождение в течение последующих 12
календарных месяцев или об отказе от использования данного права.

5. Если в течение периода, в котором организации и индивидуальные предприниматели
используют право на освобождение, сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета
налога за каждые три последовательных календарных месяца превысила два миллиона рублей
либо если налогоплательщик осуществлял реализацию подакцизных товаров, налогоплательщики
начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место такое превышение либо осуществлялась
реализация подакцизных товаров, и до окончания периода освобождения утрачивают право на
освобождение.
Сумма налога за месяц, в котором имело место указанное выше превышение либо
осуществлялась реализация подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья,
подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке.
В случае, если налогоплательщик не представил документы, указанные в пункте 4 настоящей
статьи (либо представил документы, содержащие недостоверные сведения), а также в случае, если
налоговый орган установил, что налогоплательщик не соблюдает ограничения, установленные
настоящим пунктом и пунктами 1 и 4 настоящей статьи, сумма налога подлежит восстановлению
и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с налогоплательщика соответствующих
сумм налоговых санкций и пеней.

6. Документами, подтверждающими в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящей статьи право
на освобождение (продление срока освобождения), являются:
выписка из бухгалтерского баланса (представляют организации);
выписка из книги продаж;
выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют
индивидуальные предприниматели).

Абзац утратил силу с 1 января 2015 года. — Федеральный закон от 20.04.2014 N 81-ФЗ.

Для организаций и индивидуальных предпринимателей, перешедших с упрощенной системы
налогообложения на общий режим налогообложения, документом, подтверждающим право на
освобождение, является выписка из книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных
предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения.
Для индивидуальных предпринимателей, перешедших на общий режим налогообложения
с системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога), документом, подтверждающим право на освобождение,
является выписка из книги учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей,
применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый
сельскохозяйственный налог).

7. В случаях, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи, налогоплательщик вправе
направить в налоговый орган уведомление и документы по почте заказным письмом. В этом случае
днем их представления в налоговый орган считается шестой день со дня направления заказного
письма.

8. Суммы налога, принятые налогоплательщиком к вычету в соответствии со статьями 171 и 172 настоящего Кодекса до использования им права на освобождение в соответствии с настоящей статьей, по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, но не использованным для указанных операций, после отправки налогоплательщиком уведомления об использовании права на освобождение подлежат восстановлению в последнем налоговом периоде перед началом использования права на освобождение, а в случае, если организация или индивидуальный предприниматель начинает использовать право на освобождение, предусмотренное настоящей статьей, со второго или с третьего месяца квартала восстановление сумм налога производится в налоговом периоде, начиная с которого указанные лица используют право на освобождение.

Суммы налога, уплаченные по товарам (работам, услугам), приобретенным
налогоплательщиком, утратившим право на освобождение в соответствии с настоящей статьей, до
утраты указанного права и использованным налогоплательщиком после утраты им этого права при
осуществлении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей
главой, принимаются к вычету в порядке, установленном статьями 171 и 172 настоящего Кодекса.

Комментарий к Ст. 145 Налогового кодекса

Статья 145 НК РФ дает право плательщикам НДС получить освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика по этому налогу. Для этого необходимо выполнить условия, предусмотренные данной статьей.

Так, в п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33 О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость» указывается, что при толковании данной нормы судам необходимо исходить из того, что по ее смыслу налогоплательщик лишь информирует налоговый орган о своем намерении использовать указанное право на освобождение, а последствия нарушения срока уведомления законом не определены. При этом в силу закона такое уведомление может быть произведено и после начала применения освобождения.

Поэтому лицам, фактически использовавшим в соответствующих налоговых периодах освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, не может быть отказано в праве на такое освобождение только лишь по мотиву непредставления в установленный срок уведомления и документов.

Кроме того, при применении освобождения по статье 145 НК РФ учитывается только выручка от реализации товаров (работ, услуг).

На сегодняшний день является спорным вопрос, должен ли налогоплательщик в целях применения освобождения от уплаты НДС включать в расчет выручки суммы, полученные от операций по реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория РФ. Официальные органы не пришли к единогласному решению по данному вопросу.

Согласно одной позиции такие суммы не включаются в расчет выручки в целях налогообложения НДС.

Так, в письме ФНС России от 12.05.2014 N ГД-4-3/8911@ указывается, что нормами указанной статьи НК РФ не предусмотрено исключений из суммы выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), операций, не подлежащих налогообложению НДС либо не признающихся объектом налогообложения по НДС. Размер выручки от реализации товаров (работ, услуг) в целях применения положений статьи 145 Кодекса следует рассчитывать только применительно к операциям по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых НДС.

Согласно иной позиции, указанная выручка подлежит учету при определении выручки от реализации товаров (работ, услуг), указанной в пункте 1 статьи 145 НК РФ.

Это интересно:  Норма часов за учетный период

Судебная практика по данному вопросу неоднозначна.

В указанной ситуации суд первой инстанции пришел к выводу о том, что налогоплательщик подтвердил право на освобождение его от обязанностей плательщика НДС в спорный период, в связи с чем обоснованно не учитывал в выручке от реализации товаров (работ, услуг) операции, освобожденные от налогообложения НДС, предусмотренные подпунктом 14 пункта 2 статьи 149 НК РФ. Данный вывод суд апелляционной инстанции признал несостоятельным ввиду того, что из правовых норм, содержащихся в статьях 39, 145, 146, 149, 153 НК РФ, следует, что при определении размера выручки, от которой зависит возможность предоставления права на освобождение от обязанностей налогоплательщика НДС, подлежат учету все доходы налогоплательщика, как облагаемые НДС, так и освобожденные от НДС.

То есть при определении размера выручки, от которого зависит возможность предоставления права на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС, учреждение обязано было учитывать все свои доходы, в том числе и освобожденные от обложения НДС.

По мнению ФАС Поволжского округа, суд апелляционной инстанции правомерно указал на то, что статья 149 НК РФ не регулирует вопросы, связанные с объектом налогообложения и освобождением от исполнения обязанностей налогоплательщиков. В данной статье идет речь об освобождении от налогообложения отдельных операций и приводится их исчерпывающий перечень.

Однако существует и другая позиция по рассматриваемой проблеме.

Исходя из Постановления Президиума ВАС РФ от 27.11.2012 N 10252/12 по смыслу нормы пункта 1 статьи 145 НК РФ институт освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика направлен на снижение налогового бремени в отношении налогоплательщиков, имеющих незначительные обороты по реализации товаров (работ, услуг), облагаемые налогом на добавленную стоимость. В связи с этим предельный показатель выручки, дающий право на применение освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, должен рассчитываться только применительно к операциям по реализации, облагаемым налогом на добавленную стоимость.

Изложенный подход о применении показателя выручки только в отношении операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость, поскольку применительно только к ним и испрашивается соответствующее освобождение, как отметил Президиум ВАС РФ, корреспондирует с правовой позицией Президиума ВАС РФ, выраженной в Постановлении от 18.03.2003 N 9579/02, согласно которой при расчете указанной выручки не учитываются не облагаемые налогом на добавленную стоимость обороты по реализации товаров, совершенные в рамках деятельности, переведенной на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.

В частности, оказание услуг в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного или воспитательного процесса в соответствии с подпунктом 14 пункта 2 статьи 149 НК РФ не относится к операциям, облагаемым налогом на добавленную стоимость, в связи с чем выручка, полученная некоммерческой образовательной организацией от такой деятельности, правомерно не учитывалась образовательным учреждением при разрешении вопроса о наличии права на применение освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика.

Арбитражные суды разделяют приведенную правовую позицию ВАС РФ (см. Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 15.03.2013 N А70-60/2012, ФАС Северо-Западного округа от 17.04.2013 N А13-372/2012).

Из материалов дела, рассмотренного в Постановлении ФАС Поволжского округа от 13.10.2011 N А12-398/2011, усматривается, что налоговым органом при определении выручки в целях статьи 145 НК РФ учитывалась полученная выручка от реализации жилых помещений (квартир), тогда как в силу подпункта 22 пункта 3 статьи 149 НК РФ подобные операции налогообложению НДС не подлежат.

При таких обстоятельствах вывод судов первой и апелляционной инстанции, с учетом положений пункта 1 статьи 154, пункта 2 статьи 162, пунктов 1 и 4 статьи 166, статьи 173 НК РФ, о том, что в целях определения суммы выручки для возможности предоставления права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, подлежит учету выручка только от тех операций, которые подлежат включению в налоговую базу, то есть являются основой для исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, является правомерным.

Данную точку зрения разделяют и арбитражные суды.

Суд отклонил вывод налогового органа о невозможности направления организацией вышеуказанного уведомления, в связи с нахождением ее на специальном режиме налогообложения.

Поскольку глава 21 НК РФ содержит такие понятия, как организации, лица и налогоплательщики, налоговые агенты, и при этом в силу статьи 145 НК РФ уведомление направляют организации (лица), намеревающиеся использовать право на освобождение, а не налогоплательщики, определяемые по правилам статьи 146 НК РФ, то вне зависимости от того, что организация уплачивала единый налог (ЕНВД), право на использование освобождения от исполнения обязанностей плательщика налога на добавленную стоимость она была вправе заявить.

Причем в подтверждение своей позиции суд сослался на вышеуказанную позицию финансового ведомства.

Таким образом, поскольку организацией были представлены в налоговый орган уведомление и документы, подтверждающие право на освобождение от уплаты НДС, то начисление налоговым органом налога на добавленную стоимость является неправомерным.

Объясняется это тем, что по смыслу статьи 145 НК РФ налогоплательщик должен отработать три месяца и подтвердить свое право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, на следующий период.

Согласно пункту 5 статьи 174 НК РФ лица, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, должны представить декларации по НДС в случае неправомерного выделения ими в счете-фактуре сумм налога. Этой же нормой установлено, что налоговые агенты также должны представлять декларации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 169 НК РФ налогоплательщик обязан составить счет-фактуру, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж.

На основании пункта 5 статьи 168 НК РФ при освобождении налогоплательщика в соответствии со статьей 145 НК РФ от исполнения обязанностей налогоплательщика расчетные документы, первичные учетные документы оформляются и счета-фактуры выставляются без выделения соответствующих сумм налога. При этом на указанных документах делается соответствующая надпись или ставится штамп «Без налога (НДС)».

Соответственно, организации и индивидуальные предприниматели, применяющие освобождение и в период данного освобождения не выставляющие покупателям счета-фактуры с выделенной суммой налога на добавленную стоимость, а также не исполняющие обязанности налогового агента по данному налогу, в налоговый орган по месту своего учета декларацию по налогу на добавленную стоимость не представляют. О данном праве организаций и индивидуальных предпринимателей, которые применяют освобождение, сообщает ФНС России в письме от 29.04.2013 N ЕД-4-3/7895@.

Кроме того, исходя из названных официальных разъяснений следует, что поскольку согласно пунктам 3 и 6 статьи 145 НК РФ лица, использующие право на освобождение, должны представить в налоговый орган выписку из книги продаж, копию журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, налогоплательщики, применяющие в соответствии со статьей 145 НК РФ освобождение, выставляют счета-фактуры с надписью «Без НДС» и регистрируют их в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, а также в книге продаж в общеустановленном порядке. В то же время поскольку организации и индивидуальные предприниматели, применяющие освобождение, не имеют право на вычеты сумм НДС, то указанные лица вправе книгу покупок не вести.

На основании пункта 3 статьи 145 НК РФ лица, использующие право на освобождение, должны представить соответствующее письменное уведомление и документы, указанные в пункте 6 названной статьи, которые подтверждают право на такое освобождение, в налоговый орган по месту своего учета.

Указанные уведомление и документы представляются не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого эти лица используют право на освобождение.

В соответствии с пунктом 5 статьи 145 НК РФ в случае, если налогоплательщик не представил необходимые документы (либо представил документы, содержащие недостоверные сведения), сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с налогоплательщика соответствующих сумм налоговых санкций и пеней.

В свою очередь, вопрос о применении освобождения при нарушении срока представления уведомления и подтверждающих документов является спорным и остается на усмотрение судов.

Пункт 6 комментируемой статьи устанавливает перечень документов, подтверждающих в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 145 НК РФ право на освобождение (продление срока освобождения).

Обращаем внимание, что абзац 5 пункта 6 комментируемой статьи утратил силу с 1 января 2015 года в связи с принятием Федерального закона от 20.04.2014 N 81-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации». Соответственно, с указанной даты копия журнала полученных и выставленных счетов-фактур не является документом, подтверждающим в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 145 НК РФ право на освобождение (продление срока освобождения).

В пункте 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость» разъясняется, что, поскольку названной статьей не установлено иное, источником сведений о выручке организации за соответствующие периоды являются регистры бухгалтерского учета. Следовательно, при исчислении размера выручки от реализации товаров, работ и услуг в целях применения статьи 145 НК РФ надлежит исходить из предусмотренных законодательством о бухгалтерском учете правил ее признания и отражения в бухгалтерском учете.

Абзац 1 пункта 8 комментируемой статьи действует в редакции Федерального закона от 24.11.2014 N 366-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Данная редакция действует с 1 января 2015 года.

Освобождение от обязанностей налогоплательщика предоставляется если сумма

З) 1. Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога (далее в настоящей статье — освобождение), если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей. (в ред. Федеральных законов от 07.07.2003 «N 117-ФЗ», от 22.07.2005 «N 119-ФЗ», от 28.09.2010 «N 243-ФЗ») Положение пункта 2 статьи 145 не может служить основанием для отказа лицу, осуществляющему одновременно реализацию подакцизных и неподакцизных товаров, в предоставлении освобождения от исполнения обязанностей плательщика налога на добавленную стоимость по операциям с неподакцизными товарами (Определении» Конституционного Суда РФ от 10.11.2002 N 313-О).

Налоговый кодекс рф (глава 21 налог на добавленную стоимость)

Документами, подтверждающими в соответствии с «пунктами 3» и «4» настоящей статьи право на освобождение (продление срока освобождения), являются: выписка из бухгалтерского «баланса» (представляют организации); выписка из «книги продаж»; выписка из «книги учета» доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели); копия журнала полученных и выставленных «счетов-фактур». Для организаций и индивидуальных предпринимателей, перешедших с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения, документом, подтверждающим право на освобождение, является выписка из «книги учета» доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих «упрощенную» систему налогообложения.

Это интересно:  Можно ли два раза брать ипотеку

Статья 145. освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика

По истечении 12 календарных месяцев не позднее 20-го числа последующего месяца организации и индивидуальные предприниматели, которые использовали право на освобождение, представляют в налоговые органы: документы, подтверждающие, что в течение указанного срока освобождения сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), исчисленная в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, без учета налога за каждые три последовательных календарных месяца в совокупности не превышала два миллиона рублей; уведомление о продлении использования права на освобождение в течение последующих 12 календарных месяцев или об отказе от использования данного права. 5.

Статья 145 нк рф. освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика

Суммы налога, уплаченные по товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиком, утратившим право на освобождение в соответствии с настоящей статьей, до утраты указанного права и использованным налогоплательщиком после утраты им этого права при осуществлении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, принимаются к вычету в порядке, установленном статьями 171 и 172 настоящего Кодекса. Комментарий к Статье 145 НК РФ Статья 145 НК РФ дает возможность при определенных условиях получить освобождение от обязанностей плательщика НДС. При этом налогоплательщик вправе не представлять в налоговый орган декларацию по НДС, что подтвердил ВАС РФ в Решении от 13 февраля 2003 г.

N 10462/02. Первое и самое важное условие для получения освобождения изложено в п. 1 ст. 145 НК РФ.

Нк рф статья 145 освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика

Если в течение периода, в котором организации и индивидуальные предприниматели используют право на освобождение, сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога за каждые три последовательных календарных месяца превысила два миллиона рублей либо если налогоплательщик осуществлял реализацию подакцизных товаров, налогоплательщики начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место такое превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров, и до окончания периода освобождения утрачивают право на освобождение. Сумма налога за месяц, в котором имело место указанное выше превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья, подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке.

Налоговый кодекс

В расчетах учитывается и оплата ценными бумагами, а также прибыль от продажи продукции, выполнения работ, оказания услуг на территориях, не относящихся к РФ. Только в этом случае можно воспользоваться правом, которое предоставляет статья 145 НК РФ. Практика арбитражных судов подтверждает данное положение.

При определении выручки, от суммы которой зависит возможность получения права по рассматриваемой норме, следует учитывать все виды поступлений субъекта. Что не учитывается? В прибыль не включается оплата, полученная при реализации услуг, работ, продукции субъектами, использующими ЕНВД по определенным типам деятельности. При расчете в налоговую базу не входят авансовые и прочие платежи, которые получены в счет будущих поставок продукции, выполнения работ или оказания услуг, которые облагаются по нулевой ставке.
При этом продолжительность производственного цикла для них более полугода.

Ст 145 нк рф. освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика

Получаем освобождение от ндс по статье 145 нк рф

Декларация по НДС также не представляется. Какие дополнительные действия придется совершить при использовании права на освобождение? Главное — до начала работы по новым правилам восстановить НДС, принятый ранее к зачету, со стоимости материально-производственных запасов, не использованных к этому моменту. Аналогичное правило действует в отношении не полностью самортизированных основных средств (п. 8 ст. 145 НК РФ). Обратите внимание! С 01.01.2015 п. 8 ст. 145 действует в новой редакции с уточнением периода восстановления НДС при применении освобождения от обязанностей налогоплательщика со второго или третьего месяца квартала.
В этом случае следует восстановить НДС не в предыдущем отчетном периоде, а в периоде использования этого права до начала осуществления операций в новых условиях.

Освобождение от обязанностей налогоплательщика предоставляется если сумма выручки

НК РФ освобождением не вправе пользоваться налогоплательщики, реализующие подакцизные товары. Однако здесь следует учитывать мнение Конституционного Суда РФ, изложенное в Определении от 10 ноября 2002 г. N 313-О. Судьи заявили, что норма п. 2 ст. 145 НК РФ не может служить основанием для отказа лицу, осуществляющему одновременно реализацию подакцизных и неподакцизных товаров, в предоставлении освобождения от исполнения обязанностей плательщика НДС по операциям с неподакцизными товарами.

В свою очередь, согласно п. 3 ст. 145 НК РФ освобождение от обязанностей плательщика НДС не распространяется на импорт товаров. Следовательно, в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ импортеры при ввозе товаров на территорию Российской Федерации должны уплачивать НДС по этим операциям, даже получив освобождение. В соответствии с п. 6 ст.

Освобождение от обязанностей налогоплательщика ндс предоставляется если сумма выручки

За предшествующие три календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) составила в совокупности 1800 тыс. рублей, в том числе за февраль 2015 г. — 600 тыс. руб., за март 2015 г. — 600 тыс. руб., за апрель 2015 г. — 600 тыс. руб. 2. Документы, подтверждающие соблюдение условий предоставления освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, прилагаются на 2 листах: 2.1. Выписка из бухгалтерского баланса (представляют организации) (в выписке должна быть отражена сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), заверенная печатью организации, подписями руководителя и главного бухгалтера) на 1 листах.
2.2. Выписка из книги продаж на 1 листах. 2.3. Выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели) на листах. 2.4.
Федерального «закона» от 27.11.2010 N 306-ФЗ) Лица, использующие право на освобождение, должны представить соответствующее письменное уведомление и документы, указанные в «пункте 6» настоящей статьи, которые подтверждают право на такое освобождение, в налоговый орган по месту своего учета. Указанные уведомление и документы представляются не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого эти лица используют право на освобождение. «Форма» уведомления об использовании права на освобождение утверждается Министерством финансов Российской Федерации. (в ред. Федерального «закона» от 29.06.2004 N 58-ФЗ) 4.

Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика

Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога (далее – освобождение), если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей.

Положения настоящей статьи не распространяются на организации и индивидуальных предпринимателей, реализующих подакцизные товары в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев.

Освобождение в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи не применяется в отношении обязанностей, возникающих в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Российской Федерации, подлежащих налогообложению в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса РФ.

Лица, использующие право на освобождение, должны представить соответствующее письменное уведомление и документы, указанные в пункте 6 настоящей статьи, которые подтверждают право на такое освобождение, в налоговый орган по месту своего учета.

Указанные уведомление и документы представляются не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого эти лица используют право на освобождение.

Организации и индивидуальные предприниматели, направившие в налоговый орган уведомление об использовании права на освобождение (о продлении срока освобождения), не могут отказаться от этого освобождения до истечения 12 последовательных календарных месяцев, за исключением случаев, когда право на освобождение будет утрачено ими в соответствии с пунктом 5 статьи 145 Налогового кодекса РФ.

По истечении 12 календарных месяцев не позднее 20-го числа последующего месяца организации и индивидуальные предприниматели, которые использовали право на освобождение, представляют в налоговые органы документы, подтверждающие, что в течение указанного срока освобождения сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), исчисленная в соответствии с пунктом 1 статьи 145 Налогового кодекса РФ, без учета налога за каждые три последовательных календарных месяца в совокупности не превышала два миллиона рублей, а также уведомление о продлении использования права на освобождение в течение последующих 12 календарных месяцев или об отказе от использования данного права.

Добавим, что выручка рассчитывается исходя из поступлений от реализации как облагаемых (в том числе по налоговой ставке 0 процентов), так и необлагаемых товаров (работ, услуг), полученных в денежной и (или) натуральной формах. Включая оплату ценными бумагами. Также в расчет выручки надо брать поступления по операциям реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых в соответствии со статьями 147 и 148 Налогового кодекса РФ не признается территория Российской Федерации.

Однако выручка, полученная от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход, в сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг) для получения освобождения не включается. Также не включаются в сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг) денежные поступления, перечисленные в статье 162 Налогового кодекса РФ, включая средства, полученные в виде санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение договоров. И, наконец, при определении выручки от реализации товаров (работ, услуг) для получения освобождения не учитываются операции, осуществляемые налоговыми агентами, а также по:

  • реализации товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе;
  • передаче на территории Российской Федерации товаров (выполнению работ, оказанию услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль;
  • выполнению строительно-монтажных работ для собственного потребления;
  • ввозу товаров на таможенную территорию Российской Федерации;
  • передаче на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления (или по решению указанных органов, специализированным организациям, осуществляющим использование или эксплуатацию указанных объектов по их назначению);
  • передаче имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации;
  • выполнению работ (оказанию услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления;
  • передаче на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также бюджетным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям;
  • реализации земельных участков (долей в них);
  • передаче имущественных прав организации ее правопреемнику (правопреемникам);
  • доходу от игорного бизнеса в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр и (или) пари (постановление ФАС Северо-Западного округа от 4 декабря 2006 г. № А52-2121/2006/2), а также непризнаваемые реализацией в соответствии с пунктом 3 статьи 39 Налогового кодекса РФ.
Это интересно:  Заявка на аукцион по 223 фз

Для профессиональных участников рынка ценных бумаг при осуществлении ими дилерской деятельности на рынке ценных бумаг, а также для любых других организаций, осуществляющих операции купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет, выручкой от реализации ценных бумаг для целей получения освобождения является продажная стоимость ценных бумаг.

Если в течение периода, в котором организации и индивидуальные предприниматели используют право на освобождение, сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога за каждые три последовательных календарных месяца превысила два миллиона рублей либо если налогоплательщик осуществлял реализацию подакцизных товаров, налогоплательщики начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место такое превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров, и до окончания периода освобождения утрачивают право на освобождение.

В соответствии с пунктом 2 статьи 145 Налогового кодекса РФ освобождением не вправе пользоваться налогоплательщики, реализующие подакцизные товары.

Однако здесь следует учитывать мнение Конституционного Суда РФ, изложенное в определении от 10 ноября 2002 г. № 313-О. Судьи заявили, что норма пункта 2 статьи 145 Налогового кодекса РФ не может служить основанием для отказа лицу, осуществляющему одновременно реализацию подакцизных и неподакцизных товаров, в предоставлении освобождения от исполнения обязанностей плательщика НДС по операциям с неподакцизными товарами.

Обратите внимание: согласно пункту 3 статьи 145 Налогового кодекса РФ освобождение от обязанностей плательщика НДС не распространяется на случай ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Другими словами, в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса РФ импортеры должны уплачивать НДС по этим операциям, даже получив освобождение.

Сумма налога за месяц, в котором имело место указанное выше превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья, подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке.

В случае, если налогоплательщик не представил документы, указанные в пункте 4 настоящей статьи (либо представил документы, содержащие недостоверные сведения), а также в случае, если налоговый орган установил, что налогоплательщик не соблюдает ограничения, установленные настоящим пунктом и пунктами 1 и 4 статьи145 Налогового кодекса РФ, сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с налогоплательщика соответствующих сумм налоговых санкций и пеней.

В соответствии с пунктом 3 статьи 145 Налогового кодекса РФ организация или предприниматель, претендующие на освобождение, должны представить в налоговую инспекцию по месту своего учета следующие документы:

  • соответствующее письменное уведомление;
  • выписку из бухгалтерского баланса (представляют организации);
  • выписку из книги продаж;
  • выписку из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели);
  • копию журнала полученных и выставленных счетов-фактур.

Документы представляются не позднее 20 числа месяца, начиная с которого налогоплательщик хочет воспользоваться освобождением. Форма утверждена приказом МНС России от 4 июля 2002 г. № БГ-3-03/342.

Пункт 7 статьи 145 Налогового кодекса РФ позволяет перечисленные документы передать лично или направить в налоговую инспекцию по почте заказным письмом. В этом случае днем их представления считается шестой день со дня направления заказного письма.

Поэтому отправить документы по почте вам следует за шесть рабочих дней до истечения срока.

Добавим, что освобождение носит уведомительный, а не разрешительный характер.

Если налогоплательщик письменно не уведомил налоговиков об использовании права на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС или не представил подтверждающие документы, то, по мнению чиновников, данная организация или предприниматель не имеют оснований для использования права на освобождение.

Судьи рассуждали так. Согласно пункту 1 статьи 145 Налогового кодекса РФ организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей.

В соответствии с пунктами 4 и 6 статьи 145 Налогового кодекса РФ налогоплательщик, использующий вышеуказанное право, должен предоставить в налоговый орган уведомление об использовании права на освобождение и документы это право подтверждающие.

В данном случае налогоплательщик предоставил счета-фактуры, оформленные с нарушением установленных Правил, однако суд, проанализировав представленные документы в совокупности, пришел к выводу о наличии у налогоплательщика права на освобождение от уплаты НДС, при этом суд указал, что указанное право на освобождение носит уведомительный характер.

Однако налогоплательщику при заполнении уведомления об использовании права на освобождение необходимо использовать форму, утвержденную приказом МНС России № БГ-3-03/342.

Таким образом, освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика может быть предоставлено только при выполнении вышеуказанных условий.

Непредставление хотя бы одного из указанных в пункте 6 статьи 145 Налогового кодекса РФ документов является основанием для отказа организации в использовании права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика. ».

В рассматриваемом случае суд счел возможным удовлетворить заявленные требования налогоплательщика.

Освобождением от обязанностей плательщика НДС организация или предприниматель должны пользоваться в течение 12 календарных месяцев. Добавим, что вернуться к общему порядку исчисления и уплаты НДС, до тех пор пока не истечет указанный срок, нельзя (п. 4 ст. 145 Налогового кодекса РФ).

В случаях, предусмотренных пунктами 3 и 4 статьи 145 Налогового кодекса РФ, налогоплательщик вправе направить в налоговый орган уведомление и документы по почте заказным письмом. В этом случае днем их представления в налоговый орган считается шестой день со дня направления заказного письма.

Суммы налога, принятые налогоплательщиком к вычету в соответствии со статьями 171 и 172 Налогового кодекса РФ до использования им права на освобождение в соответствии с настоящей статьей, по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, но не использованным для указанных операций, после отправки налогоплательщиком уведомления об использовании права на освобождение подлежат восстановлению в последнем налоговом периоде перед отправкой уведомления об использовании права на освобождение путем уменьшения налоговых вычетов.

Суммы налога, уплаченные по товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиком, утратившим право на освобождение в соответствии с настоящей статьей, до утраты указанного права и использованным налогоплательщиком после утраты им этого права при осуществлении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, принимаются к вычету в порядке, установленном статьями 171 и 172 Налогового кодекса РФ.

Организация или предприниматель утрачивают право на освобождение от уплаты НДС, если:

  • в течение периода, в котором налогоплательщик пользовался освобождением, выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за каждые три последовательных календарных месяца превысила 2 000 000 руб.

Обратите внимание, что при проверке соответствия суммы выручки установленному лимиту налоговые органы могут взять в расчет любые трехмесячные промежутки. К такому выводу пришел Президиум ВАС РФ в постановлении от 12 августа 2003 г. № 2500/03;

  • начнут продавать только подакцизные товары либо подакцизные товары одновременно с неподакцизными без ведения раздельного учета (п. 5 ст. 145 Налогового кодекса РФ).

В таких ситуациях, начиная с 1 числа месяца, в котором имело место такое превышение или торговля подакцизными товарами, организация (предприниматель) утрачивают право на освобождение.

С 1 января 2007 года организация пользуется освобождением от НДС.

  • за январь – 700 000 руб.;
  • за февраль – 800 000 руб.;
  • за март – 800 000 руб.

В соответствии с пунктом 8 статьи 145 Налогового кодекса РФ организация, получившая освобождение от обязанностей плательщика НДС, обязана восстановить налог по имуществу, которое не было использовано до освобождения. НДС необходимо восстанавливать в конце месяца, предшествующего освобождению.

Отметим, что налоговые органы требуют восстанавливать НДС, приходящийся на остаточную стоимость основных средств и нематериальных активов, которые налогоплательщик эксплуатировал до получения освобождения. Однако это требование можно оспорить в суде.

Также хотелось бы обратить внимание на еще одну опасность, которая подстерегает налогоплательщиков, получивших освобождение. Согласно пункту 5 статьи 168 Налогового кодекса РФ при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик, пользующийся освобождением в соответствии со статьей 145 Налогового кодекса РФ, оформляет расчетные документы, первичные учетные документы и счета-фактуры без выделения соответствующих сумм налога. При этом на указанных документах делается соответствующая надпись или ставится штамп «Без налога (НДС)». Если же такой налогоплательщик, уступив просьбе покупателя, выделит в счете-фактуре НДС, этот налог придется перечислить в бюджет. Этого требует пункт 5 статьи 173 Налогового кодекса РФ.

Если организация в такой ситуации откажется от уплаты НДС, ей грозит штраф. Согласно статье 122 Налогового кодекса РФ налогоплательщик за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога будет оштрафован в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога. А если нарушение совершено умышленно, штраф составит 40 процентов от неуплаченных сумм налога.

По истечении 12 календарных месяцев применения освобождения организация или предприниматель должны вновь представить в налоговую инспекцию уведомление и перечисленные выше документы (в срок до 20-го числа месяца, следующего за двенадцатым месяцем) и продлить освобождение еще на 12 месяцев либо отказаться от него. Продлевая право на освобождение, можно использовать форму уведомления, утвержденную приказом МНС России от 4 июля 2002 г. № БГ-3-03/342.

Если налогоплательщик не хочет дальше пользоваться правом на освобождение от уплаты НДС, уведомление представляется в налоговую инспекцию в произвольной форме (письмо МНС России от 30 сентября 2002 г. № ВГ-6-03/1488@).

Обратите внимание: документы, подтверждающие размер выручки за истекшие 12 календарных месяцев, налогоплательщик обязан представить в налоговую инспекцию независимо от варианта принятого решения.

Если налогоплательщик не представил документы, необходимые для продления срока или отказа от освобождения от обязанностей плательщика НДС, или представил документы, содержащие недостоверные сведения, то суммы НДС, которые организация или предприниматель не платили, подлежат восстановлению и уплате в бюджет.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Статья написана по материалам сайтов: www.nalkod.ru, territoria-prava.ru, studopedia.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий