+7 (499) 938-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Подача жалобы в фас по 223 фз

Субъекты, которые вправе подать жалобу, и предмет обжалования

Жалобу по Закону 223-ФЗ может подать любое лицо, соответствующее требованиям, установленным заказчиком в положении о коммерческой закупке.

Если нарушения были совершены после истечения срока подачи заявок на участие в закупке, то обратиться с жалобой может только участник, подавший заявку на участие в закупке. Если жалобу направит лицо, не подававшее заявку на участие, контролирующий орган оставит ее без рассмотрения.

Корпорация развития малого и среднего предпринимательства, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или созданные ими организации вправе обжаловать в судебном порядке действия (бездействие) заказчика в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства.

Жалоба может быть подана на действия или бездействие:

  • заказчика;
  • комиссии по осуществлению закупок;
  • оператора электронной площадки.

Какие органы рассматривают жалобы

Жалобы по 223-ФЗ рассматривает ФАС России и ее территориальные органы.

Основания для подачи жалобы

Ими могут послужить следующие нарушения:

  • осуществление закупки с нарушением требований 223-ФЗ;
  • осуществление закупки с нарушением требований Положения о закупке, утвержденного и размещенного в единой информационной системе (ЕИС);
  • не размещение в ЕИС или размещение с нарушением сроков положения о закупке, изменений в положение о закупке, другой информации и документов о закупке, которые нужно размещать в ЕИС;
  • предъявление к участнику закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
  • проведение закупки без утвержденного и размещенного в ЕИС Положения о закупке и без применения положений 44-ФЗ;
  • неразмещение информации о годовом объеме закупки у субъектов МСП или размещение недостоверной информации.

С 1 июля 2018 года перечень дополнен еще одним основанием, дающим право на подачу жалобы в отношении оператора электронной площадки, нарушающего при осуществлении закупки требования 223-ФЗ.

Содержание, форма, способ подачи жалобы

Процедура обжалования по 223-ФЗ регламентирована статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Требования к содержанию жалобы по 223-ФЗ аналогичны требованиям к жалобе по 44-ФЗ.

Она обязательно должна содержать: сведения о заявителе и лице, чьи действия обжалуются; указание на обжалуемые торги и адрес сайта, если торги размещены в Интернете; аргументы подателя жалобы со ссылками на нормы закона, которые, по его мнению, были нарушены; перечисление документов, прилагаемых к жалобе.

Ограничений по способу подачи жалобы в 223-ФЗ нет. Она может быть направлена обычной или электронной почтой, факсом, иным способом. Если жалобу подписывает представитель заявителя, то к ней должна быть приложена доверенность или иной подтверждающий полномочие на ее подписание документ.

Сроки подачи жалобы, подготовка к рассмотрению

Жалоба может быть подана не позднее чем через десять календарных дней со дня подведения итогов торгов либо со дня размещения итогов торгов в Интернете, если таковое предусмотрено. Если договор по результатам торгов не был заключен либо торги были признаны несостоявшимися, то жалобу можно подать в течение трех месяцев со дня подведения итогов закупки (торгов).

ФАС в течение трех рабочих дней проверяет поступившую жалобу на соответствие требованиям закона и выносит решение о принятии жалобы к рассмотрению либо о ее возвращении заявителю.

Жалоба возвращается заявителю в случае, если она не соответствует требованиям к ее оформлению, либо если в отношении заказчика или иных лиц, чьи действия обжалуются, уже имеется: 1) вступивший в силу судебный акт с выводами о наличии или отсутствии нарушения в обжалуемых действиях, или 2) решение ФАС относительно обжалуемых действий (бездействия).

Приняв жалобу к рассмотрению, органы ФАС России:

  • размещает информацию о факте поступления и ее содержании на официальном сайте торгов или на сайте органов ФАС России;
  • направляет заявителю и лицу, чьи действия или бездействие обжалуются, уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении закупки до ее рассмотрения по существу.

Важно: со дня направления такого уведомления торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы по существу. Организатор торгов, которому направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Заключенный с нарушением этого требования договор является ничтожным.

Лицо, чьи действия обжалуются, в течение одного рабочего дня извещает других подавших заявки на участие лиц о поступлении жалобы, ее содержании, о времени и месте ее рассмотрения.

Заявитель, лицо, чьи действия обжалуются, иные участники торгов вправе направить возражения на жалобу или дополнения к ней не позднее чем за два дня до даты рассмотрения жалобы. Возражения оформляются также, как жалоба.

Заявитель может отозвать жалобу в любой момент до принятия решения по существу. После этого он лишается права подать жалобу повторно на те же действия (бездействие) в отношении тех же лиц.

Органы ФАС России при подготовке к рассмотрению жалобы может запрашивать у заявителя, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.

Лица, участвующие в ее рассмотрении, вправе присутствовать сами либо через представителей.

Рассмотрение жалобы и решение

Срок рассмотрения жалобы – 7 (семь) рабочих дней со дня поступления. Если для принятия решения нужно получить дополнительную информацию, ФАС может один раз продлить срок еще на семь рабочих дней.

Жалоба рассматривается комиссией органов ФАС России. Неявка лиц, надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения жалобы, не является препятствием для ее рассмотрения по существу.

На рассмотрении жалобы лицо, чьи действия обжалуются, должно представить всю документацию о закупке с изменениями, протоколами, заявками участников, аудио- и видеозаписями, другими документами и сведениями, составленными в ходе ее проведения.

ФАС при рассмотрении жалобы ограничена только теми доводами, которые в ней содержатся (письмо Федеральной антимонопольной службы от 23 января 2018 г. № ИА/3655/18 «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг»). Заявитель жалобы в процессе рассмотрения или после него не сможет дополнить уже изложенные в жалобе аргументы. ФАС при рассмотрении жалоб по 223-ФЗ также не имеет права проявлять инициативу, искать иные нарушения у заказчика или рассматривать доводы, которых нет в жалобе.

В результате рассмотрения жалобы по существу комиссия органов ФАС России может принять одно из следующих решений:

  • о признании жалобы обоснованной полностью или частично;
  • о признании жалобы необоснованной полностью или частично.
Это интересно:  Кто обязан применять ккт

Принятое решение может сопровождаться выдачей предписания:

  • о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения закупки, порядка заключения договоров по результатам закупки или в случае признания закупки несостоявшейся;
  • об отмене протоколов, составленных в ходе проведения закупки;
  • о внесении изменений в документацию о закупке, извещение о проведении закупки;
  • об аннулировании закупки.

Решение или предписание комиссии органов ФАС может быть обжаловано в суде в течение трех месяцев. О судебном обжаловании по 223-ФЗ Вы можете прочитать в других наших статьях.

Юридические услуги

Одним из ключевых направлений деятельности Юридической фирмы «BRACE» является оказание юридических услуг в сфере государственных и коммерческих закупок.

Для защиты Ваших интересов предлагаем следующую юридическую помощь в обжаловании по 223-ФЗ:

  1. анализ перспектив обжалования действий (бездействия) заказчика и иных лиц, а также рисков и возможных неблагоприятных последствий;
  2. предложение вариантов решения спорной ситуации;
  3. подготовка жалобы и пакета обосновывающих ее документов;
  4. представление интересов в органах ФАС России.

ЖАЛОБЫ ПО 223 ФЗ

Отдай рутину по подготовке жалобы нам

и займись наконец важными делами.

Позвони прямо сейчас, потом будет

некогда или потеряешь контакты!

Письмо Федеральной антимонопольной службы от 23 января 2018 г. N ИА/3655/18
«О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг «

Федеральная антимонопольная служба (далее — ФАС России), в связи с вступившими в силу 31.12.2017 в соответствии с Федеральным законом от 31.12.2017 N 505-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» поправками в Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), а также поступающими запросами о разъяснении применения норм Закона о закупках и на основании пункта 5.4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, направляет территориальным органам ФАС России для использования в работе информационное письмо о применении положений части 10 статьи 3 Закона о закупках в части порядка рассмотрения жалоб на действия субъектов контроля при проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

  1. Согласно части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Следовательно, наличие в жалобе указаний на нарушения положений Закона о закупках, иных нормативных правовых актов, принятых в его реализацию, положения о закупках при проведения закупочной процедуры, является самостоятельным основанием для принятия жалобы к рассмотрению.

Учитывая изложенное, в случае поступления в антимонопольный орган жалобы, содержащей информацию об осуществлении заказчиком закупки, по мнению заявителя, с нарушением требований Закона о закупках, иных нормативных правовых актов, принятых в его реализацию, положения о закупках, указанная жалоба подлежит рассмотрению в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

При этом частью 13 статьи 3 Закона о закупках предусмотрено, что рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной.

Вместе с тем, согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) заказчика, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, в случае установления иных, не являющихся предметом обжалования нарушений, комиссия антимонопольного органа принимает решение о необходимости выдачи предписания об устранении выявленных нарушений.

Учитывая изложенное, жалоба, поступившая в антимонопольный орган, подлежит рассмотрению строго в пределах изложенных в жалобе доводов, на основании которых комиссия антимонопольного органа делает выводы о признании жалобы обоснованной или необоснованной, при этом антимонопольный орган обязан принять решение о выдаче предписания с учетом всех выявленных нарушений, в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона защите конкуренции.

  1. Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Таким образом, по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

В соответствие с частью 11 статьи 3 Закона о закупках, в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Это интересно:  Поменял паспорт в 45 лет кого уведомить

При этом, ФАС России обращает внимание, что нарушение установленного частью 11 статьи 3 Закона о закупках срока, не входит в закрытый перечень случаев, в которых жалоба возвращается заявителю в соответствии с частью 9 статьи 18.1 Закона о закупках.

Учитывая изложенное, жалоба на положения документации о закупке, поданная лицом, не подававшим заявку на участие в закупке, в антимонопольный орган после окончания срока подачи заявок на участие в закупке подлежит оставлению без рассмотрения, о чем податель жалобы уведомляется в течение трех рабочих дней со дня ее поступления в антимонопольный орган.

На основании изложенного, ФАС России обращает внимание на необходимость учета позиции, изложенной в настоящем письме, при осуществлении контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

Жалобы в ФАС по 223-ФЗ: что нового

    On 31.01.2018 0 Комментарии 223-ФЗ, 44-ФЗ, ЕИС, Статьи, ФАС, ЭТП

С начала 2018 года вступили в силу положения закона 223-ФЗ, которые меняют подход к обжалованию нарушений в ФАС. Изменения коснулись и оснований, и субъектного состава лиц, которые могут обратиться в антимонопольные органы, и порядка обжалования.

На что можно жаловаться

Как было

Процедура обжалования закупок по 223-ФЗ давно требовала внесения коррективов. Ее порядок регулируется статьей 18.1 закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ, однако основания для подачи жалоб в этой норме отсутствуют. Они содержатся в статье 3 закона 223-ФЗ, но их перечень был ограничен.

Ранее складывалась такая практика:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

  • поставщик подавал жалобу по 223-ФЗ в ФАС;
  • антимонопольный орган ее рассматривал и выносил предписание;
  • заказчик обращался в суд;
  • суд, как правило, поддерживал сторону заказчика.

При этом судьи указывали на то, что в соответствии с законом 223-ФЗ ФАС не имела оснований для рассмотрения жалобы.

Как стало

Поправки внесли изменения в перечень оснований для подачи жалоб. Теперь в ФАС можно жаловаться, если:

  1. Заказчик осуществляет закупку с нарушением норм закона 223-ФЗ либо собственного Положения о закупке.
  2. Заказчик не разместил в ЕИС информацию, которая должна быть размещена. Это может быть отсутствие в системе Положения о закупке, документации конкретной процедуры, например, проекта контракта, и так далее.
  3. К участнику предъявляются требования, которые не содержатся в закупочной документации.
  4. Заказчик осуществляет закупку при отсутствии в ЕИС Положения о закупке и при этом не применяет нормы закона 44-ФЗ.

Примечание. Закон 223-ФЗ обязывает заказчиков размещать свои Положения в ЕИС. При проведении процедур в отсутствии этого документа на заказчиков накладывается обязанность применять положения закона 44-ФЗ. Аналогичная мера действует и в том случае, если заказчик не выполнил норму по закупке у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Это закрытый перечень оснований для обращения с жалобой в ФАС.

Итак, прежний перечень оснований немного расширен. Но это небольшое на первый взгляд изменение дает возможность обращаться в ФАС по любым нарушениям заказчиками норм закона 223-ФЗ либо собственного Положения о закупке. Указанная норма предполагает весьма широкую трактовку, что дает участникам разнообразные основания для жалоб.

Кто может подавать жалобы

Часть 10 статьи 3 закона 223-ФЗ гласит, что любое лицо, которое посчитает свои права и законные интересы нарушенными действиями или бездействием заказчика, комиссии по закупкам или ЭТП, может на них пожаловаться. Однако в следующей части этой же статьи сделана оговорка: после того, как этап приема заявок завершен, жаловаться могут только участники, подавшие заявки.

Таким образом, если жалоба касается закупочной документации или процесса подачи заявок, то обратиться в ФАС может любое лицо. Если же нарушения относятся к оценке заявок и дальнейшим этапам закупки, то право подать жалобу есть лишь у участников конкретной закупочной процедуры.

В этой норме закона нашла отражение сложившаяся практика. Ведь и до вступления в силу рассматриваемых поправок ситуация была похожей. Если в ФАС принимала жалобы от лиц, которые не подали заявку (имеются в виду жалобы на последующие этапы процедуры), то ее решения зачастую обжаловались в судебном порядке. Теперь же в законе четко прописано, что не участвующие в закупке лица не вправе жаловаться после окончания приема заявок.

Еще одно новшество в части субъектов, которые могут жаловаться в ФАС — таким правом наделили Акционерное общество «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (Корпорация МСП). Напомним, что она осуществляет мониторинг и оценку соответствия закупок определенных заказчиков у субъектов малого бизнеса.

Чтобы корпорация имела право подать жалобу в ФАС, нарушение должно быть допущено:

  • заказчиком, чьи действия относятся к сфере контроля Корпорации МСП;
  • в отношении субъекта малого или среднего бизнеса.

Аналогичные полномочия имеют и региональные органы исполнительной власти (в отношении заказчиков, за которыми они осуществляют контроль).

Изменения в порядке обжалования

Порядок и процедура рассмотрения жалоб антимонопольными органами регулируется законом № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Таким образом, для обжалования действий заказчика (комиссии) или ЭТП должна обеспечиваться такая связка:

  • жалоба подается по основаниям, предусмотренным законом 223-ФЗ, теми субъектами, кто этим же законом наделен таким правом;
  • ее рассмотрение производится ФАС в соответствии с процедурой, которая регулируется статьей 18.1 закона № 135-ФЗ.

Изменение в части самой процедуры заключается в том, что теперь ФАС при рассмотрении жалоб по 223-ФЗ не может выходить за ее рамки.

Пояснение. Раньше жалоба становилась поводом для проведения ФАС внеплановой проверки. В ее ходе антимонопольный орган проверял и наличие других нарушений, допущенных заказчиком в этой процедуре.

Например, участник пожаловался на положение технической документации. При этом ФАС проверяла и то, присутствует ли закупка в плановых документах, правильно ли был определен тип процедуры и так далее. Если находились нарушения, то проверяющие выносили по ним предписания.

Теперь в статье 3 закона появилась часть 13, которая исключает подобные действия антимонопольной службы. В ней прямо указано, что рассмотрение жалобы должно ограничиваться доводами, которые в ней содержатся. Значит, даже если при рассмотрении жалобы ФАС случайно выявит нарушения, которые в ней не указаны, предписания по ним не будет.

Обзор правоприменительной практики в сфере действия закона №223-ФЗ. Процедура обжалования действий (бездействий) Заказчиков при закупке товаров, работ, услуг по 223-ФЗ.

В целях создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 Федерального закона N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закона о закупках) , в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использования денежных средств, расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ и услуг для нужд заказчиков и стимулирования такого участия, а также, наряду с изложенным, в целях развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности закупки, Законом о закупках закреплены основные принципы и положения закупки товаров, работ, услуг.

При этом Закон о закупках не содержит конкретных правил и критериев относительно требований, устанавливаемых заказчиком к участникам закупки. Порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупок) и условия их применения устанавливаются заказчиками самостоятельно путем принятия Положения о закупке, предусматривающего проведение закупки как в форме конкурса и аукциона, так и иными способами.

Таким образом, заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки. Данное право на разработку и утверждение Положения о закупке согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленными в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

В соответствии со ст. 6 Закона о закупках контроль за соблюдением требований названного Закона ведется в порядке, установленном законодательством РФ. Антимонопольным органом осуществляется контроль за соблюдением требований Закона о закупках в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции).

В соответствии с ч.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы, в том числе, на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

Согласно ч. 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены.

Таким образом, статья 18.1 Закона о защите конкуренции регламентирует лишь порядок действий антимонопольного органа (процедуру) при рассмотрении жалоб участников закупок, осуществляемых в соответствии с Законом N 223-ФЗ, но не определяет основания компетенции (полномочия) антимонопольного органа.

Эти основания установлены в части 10 статьи 3 Закона о закупках, согласно которой антимонопольные органы рассматривают жалобы участников закупки на действия (бездействие) заказчика в случаях:

1) неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с Законом N 223-ФЗ размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения;

2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;

3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе);

4) неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Закон о закупках в части 10 статьи 3 устанавливает исчерпывающий перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган.

Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер, и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействий) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения ст. 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.

Следовательно, правовое значение имеет как установленный порядок обжалования, так и исчерпывающий перечень случаев нарушений процедуры закупки, предусматривающий право участника закупки на обжалование в административном порядке.

Статья 18.1 Закона о защите конкуренции регламентирует лишь порядок действий антимонопольного органа (процедуру) при рассмотрении жалоб участников закупок, осуществляемых в соответствии с Законом N 223-ФЗ, но не определяет основания компетенции (полномочия) антимонопольного органа.

Эти основания установлены в части 10 статьи 3 Закона о закупках, согласно которой антимонопольные органы рассматривают жалобы участников закупки на действия (бездействие) заказчика в ограниченных случаях. Перечисленные в данной норме основания обжалования действий заказчика в административном порядке соотносятся с принципом прозрачности информации о закупках. Иные же действия заказчиков подлежат обжалованию в судебном порядке, о чем указано в части 9 статьи 3 Закона о закупках.

Жалобы по иным основаниям при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации могут быть рассмотрены в порядке и сроки, установленные Главой 9 Закона о защите конкуренции.

При этом право участника закупки обжаловать в судебном порядке действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг предусмотрено в пункте 9 статьи 3 Закона о закупках и не ограничено какими-либо условиями, как это определено при обращении с жалобой в антимонопольный орган.

Кроме того, частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции определен круг заявителей, которые вправе подать жалобы на действия субъектов, указанных в ч. 1 данной статьи .

При обжаловании процедуры торгов и порядка заключения договоров к таким лицам относятся лица, которые подали заявки на участие в торгах. При этом жалоба может быть подана также и иными заинтересованными лицами в случае, если обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, и такие нарушения могут ущемлять или нарушают права и законные интересы заявителя, в частности препятствуют подаче им заявки на участие в торгах.

В случае если жалоба подана лицом, которое не подавало заявку на участие в торгах, и в такой жалобе нет ссылки на нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов или порядка подачи заявок на участие в торгах, антимонопольный орган должен рассмотреть такую жалобу в соответствии с Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства РФ, утвержденным Приказом ФАС России от 25 мая 2012 г. N 339.

Представляется, что такой подход будет отвечать целям защиты прав и законных интересов лиц, которые не смогли принять участие в торгах в результате создания заказчиком или иным субъектом ограничений доступа к участию в таких торгах, созданию дискриминационных условий и иных нарушений антимонопольных требований к торгам.

Статья написана по материалам сайтов: 44fzrf.ru, zakupki-kontur.ru, fas.gov.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector