+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Признаками антикоррупционного преступления являются

Криминологические и уголовно-правовые аспекты противодействия коррупции

кафедра уголовного права Мороз Дмитрий Георгиевич

Закон «О борьбе с коррупцией»

Тема 1. Коррупция. Понятие и основные характеристики

Понятие коррупции и ее признаки

Существуют 2 подхода к определению «коррупции»:

— Формально-юридический – круг противоправных деяний, которые относятся к коррупционным

— Социально-политический – девиация (отклонение) субъектов

— может возникать в любой сфере управления

-особый круг субъектов (коррупционеров и корруптеров (те, кто подкупает))

— корыстная и личная направленность

Слово «коррупция» происходит от латинского слова «corrumpere» – растлевать, разлагать. Как правило, под коррупцией понимается использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, входящее в противоречие законодательству и моральным установкам. Коррупция – это сложный социальный феномен, исторические корни которого уходят в глубокую древность, и который связан в первую очередь с обычаем преподносить подарки, пожертвования сильным мира сего. Богатый подарок и подношение всегда выделяло просящего среди других подданных, правда следует отметить, что в те времена такая практика считалась абсолютно нормальной.

В настоящее время ни одно государство мира не свободно от коррупционного давления. Именно поэтому коррупция в настоящий момент времени является одной из самых сложных и опасных проблем человечества. Но в одних государствах уровень коррупции имеет самый низкий уровень, и данное явление не оказывает какого-либо воздействие на политическое и социально-политическое развитие государств (Скандинавия, Сингапур), во второй группе государств коррупция представляет серьезную проблему, угрожает национальной безопасности, политическое и социально-политическое развитие государств, но эти государства предпринимают серьезные меры по противодействие коррупции (Беларусь, Китай), третья группа государств, где коррупция полностью подменила систему государственного управления, развитие государства тормозит (Африка, Азия).

В настоящее время криминологической и других видах гуманитарных наук сложились два подхода к пониманию феномена коррупции, которые можно обозначить как формально-юридический и второй – более широкий – социально политический. В рамках формально-юридического подхода коррупция определяется как система противоправных действий властных субъектов, которая связана с нарушением, прежде всего, специальных правовых предписаний, определяющих деятельность органов управления и должностных лиц, т.е. в рамках данного подхода коррупционным может быть признано только такое деяние, которое следует квалифицировать в рамках статей УК или КоАП. По юридическим основаниям коррупционные правонарушения можно разделить на 4 группы:

— коррупционные административные правонарушения

— коррупционные дисциплинарные проступки

— коррупционные гражданско-правовые деликты

Следует отметить, что в настоящее время в Республике Беларусь существует лишь перечень коррупционных преступлений, утвержденных совместным постановлением Генпрокуратуры РБ, Комитета гос. контроля РБ, Оперативно-аналитического центра при Президенте РБ, Министерства внутренних дел РБ, КГБ от 11.01.2011 г. Наряду с этим, в статьях 20, 21 Закона «О борьбе с коррупцией» содержится 2 перечня:

— перечень правонарушений, создающих условия для коррупции

— перечень собственно коррупционных правонарушений.

Таким образом, следует четко различать понятие «коррупция» и понятие «коррупционная преступность». Понятие «коррупционная преступность» охватывает лишь 10 преступлений, понятием «коррупция» охватываются все коррупционные проявления, как влекущие любую юридическую ответственность, и в некоторых случаях и не влекущую вообще. Частное ó Общее.

В ст. 1 Закона «О борьбе с коррупцией» закреплено легальное определение коррупции. Коррупция– это умышленное использование государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом своего служебного положения и связанных с ним возможностей, сопряженное с получением имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или третьих лиц; а равно подкуп государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица путем предоставления им имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или третьих лиц с тем, чтобы это государственное должностное или приравненное к нему лицо либо иностранное должностное лицо совершили действия или воздержались от их совершения при исполнении своих служебных (трудовых) обязанностей.

В соответствии со вторым – социально-политическим подходом – коррупция может быть определена не как система должностных правонарушений, влекущих ответственность в соответствии с действующим законодательством, а как негативная девиация (отклонение) ролевых функций любых субъектов, наделенных властными полномочиями. Таким образом, данный подход стремиться уйти от формально-юридической трактовки коррупции, признавая ее явлением не столько уголовным или административно-правовым, сколько социально-политическим.

К юридическим признакам коррупции относятся:

1) Обязательный объект коррупционного посягательства – интересы службы

2) Использование должностным лицом своего служебного положения (полномочий)

3) Только умышленная вина

4) Два специальных мотива – корыстный мотив или иная личная заинтересованность

Формы и виды коррупции

Для разработки наиболее эффективной системы противодействия коррупции большое значение имеет выявление форм и видов коррупции. В криминологии и других юридических и гуманитарных науках в зависимости от различных оснований выделяют несколько форм и видов коррупции.

• В зависимости от характера коррупционных действий выделяют 2 формы коррупции:

1) Коррупция, сопряженная с подкупом должностного лица, т.е. с заключением коррупционной сделки.

2) Коррупция, не сопряженная с подкупом должностного лица, но выражающаяся в злоупотреблении должностным лицом своих служебных полномочий в личных интересах (ст. 424 УК).

В зависимости от сферы возникновения причин и условий, порождающих коррупцию, выделяется:

1) Экзогенная коррупция (коррупция, порожденная внешними факторами по отношению к управленческой бюрократической системе).

2) Эндогенная коррупция (намеренно создаваемая внутри управленческой бюрократической системы самими служащими (должностными лицами)).

Экзогеннаякоррупция подразделяется на 2 вида:

Деловая экзогенная коррупция – возникает в сфере взаимодействия органов государственного управления с представителями коммерческих структур. При этом существуют 2 разновидности деловой коррупции, которые можно обозначить как «захват государства» и «захват бизнеса».

—- «Захват государства» может выражаться в покупке, приобретении в результате коррупционных сделок коммерческими структурами необходимых для них решений, принимаемых органами государственной власти и управления. Вариантами могут быть, например, лоббирование законопроектов; покупка решения государственного органа о предоставлении налоговых льгот, земельного участка; один из наиболее распространенных и опасных вариантов – заключение коррупционных сделок с целью выигрыша тендерных закупок и конкурсов.

—- «Захват бизнеса» выражается в ином характере коррупционных действий. В данном случае представители государственных структур стремятся приобрести контроль за деятельностью коммерческих предприятий в личных целях. Существует запрет госслужащим заниматься предпринимательской деятельностью; запрет госслужащим переходить на работу в коммерческие организации, которые были ему подконтрольны во время госслужбы.

Бытовая экзогенная коррупциявозникает в сфере взаимодействия граждан с представителями органов государственной власти и управления. Например, в сфере здравоохранения, образования, взаимодействия с правоохранительными органами, военкоматами.

Эндогенная коррупция также имеет несколько разновидностей. Выделяются:

Вертикальная эндогенная коррупция, которая существует в рамках одной управленческой иерархической системы между нижестоящими и вышестоящими должностными лицами, находящимися друг с другом в служебных отношениях.

В свою очередь, вертикальная эндогенная коррупция может подразделяться на:

—- восходящую коррупцию (возникает между нижестоящими должностными лицами и вышестоящими должностными лицами, когда нижестоящие должностные лица передают часть своего коррупционного дохода вышестоящим должностным лицам, тем самым приобретается защита от контроля вышестоящих должностных лиц и их лояльность по отношению к коррупционной активности подчиненных)

—- Нисходящую коррупцию (возникает между вышестоящим должностным лицом и вышестоящими должностными лицами, когда вышестоящее должностное лицо использует свое служебное положение не для решения тех задач, которые перед ним поставлены, а в личных или корыстных интересах, опираясь на поддержку своих подчиненных).

Горизонтальная эндогенная коррупция, которая возникает между должностными лицами, непосредственно не находящимися друг с другом в служебных отношениях и принадлежащим к различным иерархическим управленческим структурам.

В зависимости от уровня принимаемых решений выделяют верховую (верхушечную) и низовую коррупцию. Различие в данном случае осуществляется на основании уровня дл, принимаем решений, и масштабов принимаемых решений, причем второй критерий наиболее важен.

Одним из наиболее опасных форм коррупции является так называемая криминальная коррупция, которая может возникать в процессе взаимодействия представителей преступных сообществ с представителями органов государственного управления, в первую очередь, правоохранительных органов. В подавляющем количестве случаев, существование, например, организованной преступности, а во многих случаях и экономической преступности, без коррупционного взаимодействия с отдельными коррумпированными представителями правоохранительных органов невозможно.

1. Понятие и виды правонарушений в сфере коррупции. Правонарушения, создающие условия для коррупции. Коррупционные правонарушения. Коррупционные преступления.

В современном законодательстве Республики Беларусь определение коррупции закреплено в Законе Республики Беларусь от 26 июня 1997 года О мерах борьбы с организованной преступностью и коррупцией: «Коррупция – умышленное использование лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, или лицами, приравненными к ним, своего служебного положения и связанных с ним возможностей в целях противоправного приобретения для себя или близких родственников имущественных и неимущественных благ, льгот и преимуществ, а также подкуп указанных лиц путем противоправного предоставления им физическими и юридическими лицами этих благ, льгот и преимуществ».

Статья 20 Закона РБ «О коррупции» устанавливает, что правонарушениями, создающими условия для коррупции, являются:

вмешательство государственного должностного лица с использованием своих служебных полномочий в деятельность иных государственных органов, если это не входит в круг его полномочий;

оказание государственным должностным лицом при принятии решений неправомерного предпочтения интересам физических или юридических лиц;

использование государственным должностным лицом служебного положения при решении вопросов, затрагивающих его личные, групповые и иные внеслужебные интересы;

участие государственного должностного лица в качестве поверенного третьих лиц в делах организации, в которой он состоит на службе;

использование государственным должностным лицом в личных интересах информации, содержащей сведения, составляющие государственные секреты, коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну;

отказ государственного должностного лица в предоставлении информации физическим или юридическим лицам, предоставление которой этим лицам предусмотрено законодательством Республики Беларусь, умышленное несвоевременное ее предоставление или предоставление неполной либо недостоверной информации;

требование государственным должностным лицом от физических или юридических лиц информации, в том числе документов, предоставление которой не предусмотрено законодательством Республики Беларусь;

нарушение государственным должностным лицом в личных, групповых и иных внеслужебных интересах установленного законодательными актами порядка рассмотрения обращений;

создание государственным должностным лицом препятствий физическим или юридическим лицам в реализации их прав и законных интересов;

нарушение порядка проведения конкурсов и аукционов;

требование предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи.

Коррупционными правонарушениями являются:

вымогательство государственным должностным лицом либо имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества при исполнении служебных обязанностей;

принятие государственным должностным лицом имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества, кроме предусмотренной законодательством Республики Беларусь оплаты труда;

предложение или предоставление государственному должностному лицу имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, в обмен на любое действие или бездействие при исполнении служебных обязанностей;

действие или бездействие государственного должностного лица при исполнении служебных обязанностей в целях незаконного извлечения выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц;

незаконное использование или умышленное сокрытие имущества, полученного государственным должностным лицом от любой деятельности, указанной в абзацах втором, третьем и пятом части первой настоящей статьи;

принятие государственным должностным или приравненным к нему лицом имущества (подарков) или другой выгоды в виде услуги в связи с исполнением служебных (трудовых) обязанностей, за исключением сувениров, вручаемых при проведении протокольных и иных официальных мероприятий;

принятие приглашения государственным должностным или приравненным к нему лицом в туристическую, лечебно-оздоровительную или иную поездку за счет физических и (или) юридических лиц, за исключением следующих поездок: по приглашению супруга (супруги), близких родственников или свойственников;

Это интересно:  Знак eac на упаковке что означает

передача государственным должностным лицом физическим лицам, а также негосударственным организациям бюджетных средств или иного имущества, находящегося в государственной собственности;

использование государственным должностным лицом в личных, групповых и иных внеслужебных интересах предоставленного ему для осуществления государственных функций имущества, находящегося в государственной собственности;

использование государственным должностным лицом своих служебных полномочий в целях получения кредита, ссуды, приобретения ценных бумаг, недвижимого и иного имущества.

В целях реализации требований Закона, совместным постановлением Прокуратуры Республики Беларусь, Министерства внутренних дел Республики Беларусь, Комитета государственной безопасности Республики Беларусь утвержден Перечень коррупционных преступлений. К ним отнесены:

1. Хищение путем злоупотребления служебными полномочиями.

2. Контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием своих служебных полномочий.

3. Легализация («отмывание») материальных ценностей, приобретенных преступным путем, совершенная должностным лицом с использованием своих служебных полномочий.

4. Финансирование террористической деятельности, совершенное должностным лицом с использованием своих служебных полномочий.

5. Злоупотребление властью или служебными полномочиями из корыстной или иной личной заинтересованности.

6. Бездействие властью или служебными полномочиями из корыстной или иной личной заинтересованности.

7. Превышение власти или служебных полномочий, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности.

8. Служебный подлог.

9. Незаконное участие в предпринимательской деятельности.

10. Получение взятки.

12. Посредничество во взяточничестве.

13. Получение незаконного вознаграждения служащим государственного аппарата, не являющимся должностным лицом.

14. Злоупотребление властью, превышение власти либо бездействие власти, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности (воинское преступление).

Как показывает практика, наиболее распространенными коррупционными преступлениями являются хищения, злоупотребления властью, служебный подлог, получение и дача взятки, получение незаконного вознаграждения госслужащим, не являющимся должностным лицом.

Коррупционное преступление: понятие, признаки, виды

В.А. ГРИГОРЬЕВ, В.В. ДОРОШИН

Григорьев В.А. — профессор кафедры уголовного права и криминологии Академии экономической безопасности МВД РФ, кандидат юридических наук, доцент.

Дорошин В.В. — старший преподаватель-методист факультета очно-заочного и заочного обучения Академии экономической безопасности МВД РФ.

В большинстве учебников преступность определяется как совокупность всех преступлений, совершаемых в данном регионе в данный период .

См., например: Криминология: Учебник для юридических вузов / Под ред. В.Н. Бурлакова, В.П. Сальникова, С.В. Степашина. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России. 1999. С. 68.

И с учетом данного определения коррупционная преступность — это совокупность коррупционных преступлений, совершенных в данном регионе в данное время. Однако в литературе встречаются и иные определения. В частности, по мнению Б.В. Волженкина, коррупционная преступность — это преступления лиц, официально привлеченных к управлению (государственные и муниципальные служащие и иные лица, уполномоченные на выполнение государственных функций), использующих различным образом имеющиеся у них по статусу возможности для незаконного извлечения личной выгоды .

См.: Там же. С. 406.

Понятие «коррупционная преступность» в отечественной криминологии используется достаточно давно . Более того, в отечественной криминологии исследуются особенности коррупционной преступности, латентность коррупционных преступлений .

Между тем до настоящего времени в Российской Федерации нет действующего законодательного акта, в котором бы прямо говорилось о том, какие именно преступления следует относить к числу коррупционных. В связи с этим возникает вопрос о том, чем руководствуются исследователи коррупционной преступности для выделения из массива совершенных деяний, которые предусмотрены в УК РФ, коррупционных преступлений? Анализ источников показывает, что круг коррупционных преступлений авторами определяется произвольно.

Например, Б.В. Волженкин к числу коррупционных преступлений относит: мошенничество, присвоение и растрату, совершаемые с использованием служебного положения, злоупотребление должностными полномочиями, незаконное участие в предпринимательской деятельности, получение взятки, служебный подлог, воспрепятствование законной предпринимательской деятельности, ограничение конкуренции и ряд других преступлений, совершаемых государственными служащими или служащими органов местного самоуправления с использованием своего служебного положения (в широком смысле этого слова) в корыстных, иных личных или групповых целях .

См.: Там же. С. 406.

А.И. Долгова не приводит полного перечня коррупционных преступлений. Однако, по ее мнению, к их числу следует относить, помимо вышеуказанных преступлений, еще и дачу взятки (291 УК РФ), незаконное получение или разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну (183 УК РФ), подкуп или принуждение к даче показаний или уклонению от дачи показаний либо к неправильному переводу (ст. 309 УК РФ), коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ), воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий (ст. 141 УК РФ) .

С.В. Максимов в своей работе «Коррупционная преступность в России: правовая оценка, источники развития, меры борьбы» не только дает примерный перечень коррупционных преступлений, но и выделяет три их группы в зависимости от того, в качестве основного, обязательного дополнительного непосредственного объекта преступного посягательства либо факультативного его объекта выступает авторитет публичной службы (государственной службы и службы в органах местного самоуправления):

  1. собственно коррупционные преступления, посягающие на авторитет государственной службы или службы в органах местного самоуправления, выступающий в качестве основного непосредственного объекта таких посягательств (коррупционные преступления в узком значении понятия);
  2. коррупционные преступления, посягающие на ту же социальную ценность как на обязательный дополнительный непосредственный объект (коррупционные преступления в широком значении понятия);
  3. коррупционные преступления, посягающие на названную социальную ценность как на факультативный (необязательный) объект.

К собственно коррупционным преступлениям, по мнению названного автора, могут быть отнесены 5 видов уголовно наказуемых деяний:

  1. злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ);
  2. незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ);
  3. получение взятки (ст. 290 УК РФ);
  4. дача взятки (ст. 291 УК РФ);
  5. служебный подлог (ст. 292 УК РФ).

В число коррупционных преступлений, относящихся ко второй группе, следует включить 5 видов преступлений:

  1. воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст. 169 УК РФ);
  2. регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170 УК РФ);
  3. контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием своего служебного положения (п. «б» ч. 3 ст. 188 УК РФ);
  4. провокация взятки (ст. 304 УК РФ);
  5. организация преступного сообщества (преступной организации) для совершения любого из преступлений первой или второй группы, относящихся к числу тяжких или особо тяжких (ст. 210 УК РФ).

И, наконец, к третьей группе преступлений могут быть отнесены деяния, предусмотренные: п. «в» ч. 2 ст. 160 УК РФ, 164 УК РФ, «в» ч. 2 и ч. 3 ст. 174 УК РФ; ч. 3 ст. 175 УК РФ; ст. 176, 177, 193, 199 УК РФ, п. «в» ч. 2 или ч. 3 ст. 221 УК РФ, п. «в» ч. 3 или ч. 4 ст. 226 УК РФ; п. «в» ч. 2 или ч. 3 ст. 229 УК РФ; ч. 3 ст. 256 УК РФ; ч. 2 ст. 258 УК РФ .

Максимов С. Коррупционная преступность в России: правовая оценка, источники развития, меры борьбы // Уголовное право. 1999. N 2.

К сожалению, это только точки зрения отдельных авторов, которые не могут полностью преодолеть существующую на данный момент неопределенность в отношении вопроса о том, какие составы преступлений относить к коррупционным.

Кроме того, для выяснения перечня коррупционных преступлений нами были изучены статистические документы подразделений, осуществляющих борьбу с коррупцией в правоохранительных органах. Выяснилось, что в статистических отчетах названных подразделений тоже содержится лишь примерный перечень коррупционных преступлений, поскольку там указаны «другие коррупционные преступления». К числу коррупционных преступлений, которые прямо названы в отчетности, относятся: мошенничество (ст. 159 УК РФ); присвоение или растрата (ст. 160 УК РФ); незаконное предпринимательство (ст. 171 УК РФ); уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица (ст. 198 УК РФ); уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации (ст. 199 УК РФ); злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ); превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ); незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ); получение взятки (ст. 290 УК РФ); служебный подлог (ст. 292 УК РФ); халатность (ст. 293 УК РФ); подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков (ст. 327 УК РФ).

Таким образом, несмотря на то что о проблеме коррупции много написано и сказано, предмет обсуждения, как выясняется, не определен. Это обстоятельство, как нам представляется, существенно затрудняет сопоставление результатов криминологических исследований, которые были получены разными авторами. Кроме того, отсутствие легального определения коррупционного преступления и его видов не позволяют на правовой основе определить реальные показатели коррупционной преступности в нашем государстве.

Примечание: КП — коррупционные преступления.

Различие в подходах к вопросу о том, какие преступления относятся к коррупционным правонарушениям, на наш взгляд, предопределяются разногласиями, возникшими относительно признаков этого общественно опасного деяния.

В частности, С.В. Максимов выделяет следующие признаки коррупционного преступления:

  1. непосредственное нанесение ущерба авторитету публичной службы (государственной службы или службы в органах местного самоуправления);
  2. незаконный (противоправный) характер получаемых государственным (муниципальным) служащим преимуществ (имущества, услуг или льгот);
  3. использование виновным своего служебного положения вопреки интересам государственной службы или службы в органах местного самоуправления;
  4. наличие у субъекта, совершившего коррупционное преступление, признаков лица, принадлежащего к одной из категорий, указанных в примечаниях к ст. 285 УК РФ, за исключением дачи взятки должностному лицу (ст. 291 УК РФ), которая наказывается вне зависимости от того, является виновный государственным (муниципальным) служащим или нет;
  5. наличие у виновного умысла на причинение ущерба законной деятельности государственного или муниципального аппарата, авторитету государственной или муниципальной службы;
  6. наличие у виновного корыстной или иной личной заинтересованности .

Максимов С.В. Коррупция. Закон. Ответственность. М.: Учебно-консультационный центр «ЮрИнфоР», 2000. С. 15.

На основании данных признаков названный автор предлагает следующее определение коррупционного преступления.

Под коррупционным преступлением можно понимать предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации общественно опасные деяния, непосредственно посягающие на авторитет публичной службы, выражающиеся в незаконном получении государственными или муниципальными служащими каких-либо преимуществ (имущества, прав на него, услуг или льгот) либо в предоставлении последним таких преимуществ .

А.И. Долгова, к сожалению, не формулирует ни признаков коррупционного преступления, ни его определения .

Авторы вышеуказанных законопроектов тоже не предлагают определения коррупционного преступления, а прямо указывают статьи Уголовного кодекса РФ, которые предусматривают ответственность за такие преступления. Анализ данного законопроекта показывает, что разработчики определяли круг коррупционных преступлений, основываясь на основных понятиях, которые содержатся в статье 2 Законопроекта. В соответствии с данным положением Законопроекта:

  • коррупционное правонарушение — это деяние, обладающее признаками коррупции, за которое нормативным правовым актом установлена гражданско-правовая, дисциплинарная, административная или уголовная ответственность;
  • коррупция — подкуп (получение или дача взятки), любое незаконное использование лицом своего публичного статуса, сопряженное с получением выгоды (имущества, услуг или льгот и/или преимуществ, в том числе неимущественного характера) как для себя, так и для своих близких вопреки законным интересам общества и государства, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу;
  • лица, имеющие публичный статус, — лица, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющие должностные или служебные обязанности в органах государственной власти и местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также лица, выполняющие управленческие функции в государственных и муниципальных предприятиях или в некоммерческих (в том числе в иностранных и международных) организациях, не являющихся государственными органами, органами местного самоуправления Российской Федерации или их учреждениями.

С учетом признаков, указанных в вышеприведенных трех основных понятиях, закрепленных в статье 2 рассматриваемых проектов Федерального закона, авторы законопроектов отнесли к рассматриваемой категории следующие преступления.

К коррупционным преступлениям в форме подкупа в соответствии со статьей 8 рассматриваемых проектов Федерального закона относятся виновно совершенные общественно опасные деяния, запрещенные под угрозой наказания следующими статьями Уголовного кодекса Российской Федерации: 141, пункты «а» и «б» части второй (в случае совершения соответствующего деяния путем подкупа); 183 (в случае совершения соответствующего деяния путем подкупа); 184; 204; 210 (при наличии цели совершения любого из тяжких или особо тяжких коррупционных преступлений, перечисленных в части пятой статьи 8 настоящего Федерального закона); 290; 291; 304 и 309 (в случае совершения соответствующего деяния путем подкупа).

Это интересно:  Командировка на 1 день оформление

К иным коррупционным преступлениям при наличии всех признаков коррупции, предусмотренных статьей второй настоящего Федерального закона, относятся виновно совершенные общественно опасные деяния, запрещенные под угрозой наказания следующими статьями Уголовного кодекса Российской Федерации: 145.1; 159, пункт «в» части второй; 160, пункт «в» части второй; 164 (в случаях совершения соответствующего деяния лицом путем мошенничества, присвоения или растраты с использованием своего служебного положения); 170; 188, пункт «б» части третьей (при наличии корыстной или иной личной заинтересованности); 201; 202 (совершенное в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц); 210 (при наличии цели совершения любого из тяжких или особо тяжких коррупционных преступлений, перечисленных в части шестой статьи 8 настоящего Федерального закона); 221, пункт «в» части второй статьи; 226, пункт «в» части третьей; 229, пункт «в» части второй; 285; 286 (при наличии у виновного корыстной или иной личной заинтересованности); 288 (при наличии у виновного корыстной или иной личной заинтересованности); 289 и 292.

К преступлениям, связанным с коррупционными, относятся любые общественно опасные деяния, запрещенные статьями Уголовного кодекса Российской Федерации под угрозой наказания, совершенные в соучастии с лицами, которые могут быть признаны виновными в совершении коррупционных преступлений, перечисленных в частях пятой и шестой статьи 8 проектов Федерального закона .

Особо хочется обратить внимание на то, что авторы законопроектов совершенно правильно, с нашей точки зрения, считают, что перечень перечисленных в частях пятой и шестой статьи 8 Законопроекта коррупционных преступлений, должен быть исчерпывающим и подлежит пересмотру лишь в случае внесения изменений или дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации, затрагивающих сферу применения данного проекта Федерального закона.

С учетом вышеизложенного можно сделать вывод о том, что авторы законопроекта к признакам коррупционного преступления относят ряд обстоятельств. Коррупционное преступление — это деяние (действие или бездействие) которое:

  1. общественно опасно;
  2. запрещено Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания;
  3. противоречит законным интересам общества и государства и обладает признаками коррупции:
  • подкуп (незаконное получение денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное оказание услуг имущественного характера, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера; незаконная передача денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное оказание услуг имущественного характера публичному лицу или его близким);
  • незаконное использование услуг, льгот и (или) преимуществ неимущественного характера, а равно незаконное предоставление услуги, льготы и (или) преимущества неимущественного характера публичному лицу или его близким ;
  1. совершается способом незаконного использования статуса публичного лица непосредственно (самим публичным лицом) или опосредованно (посредством использования публичного лица);
  2. совершается виновно (умышленно или по неосторожности);
  3. совершается по мотивам корысти или иной личной заинтересованности ;
  4. совершается в зависимости от способа либо лицами, которые имеют публичный статус, т.е. теми, кто постоянно, временно или по специальному полномочию выполняет должностные или служебные обязанности в органах государственной власти и местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также лицами, выполняющими управленческие функции в государственных и муниципальных предприятиях или в некоммерческих (в том числе в иностранных и международных) организациях, не являющихся государственными органами, органами местного самоуправления Российской Федерации или их учреждениями, либо иными лицами, которые обладают признаками субъекта коррупционного преступления.

Примечание: Близкими следует считать лиц, которые связаны с публичным лицом тесным личным общением, дружбой, любовью. См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. М.: Русский язык, 1987. С. 44.
Примечание: По мнению авторов данной статьи, коррупционеры, которые не являются публичными лицами, тоже действуют из корыстных побуждений или по мотиву иной личной заинтересованности.

Анализ приведенных выше подходов к понятию и признакам коррупционного преступления позволяет сделать вывод о том, что они имеют существенные различия.

Одним из таких отличий является различная трактовка круга субъектов коррупционного преступления. С.В. Максимов относит к числу коррупционеров государственных и муниципальных служащих, а также лиц, которые виновны в предоставлении незаконных преимуществ названным ранее лицам. Еще более широкий круг субъектов коррупционных преступлений предложен Д.И. Аминовым, В.И. Гладких, К.С. Соловьевым. Названные авторы, помимо ранее указанных лиц, относят к числу субъектов коррупционных преступлений лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческих и иных организациях, частных нотариусов и аудиторов, а также служащих частных охранных или детективных служб. В Законопроектах дополнительно называются в качестве субъектов коррупционных преступлений лица, имеющие публичный статус. К таковым относятся:

  • лица, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющие должностные или служебные обязанности в органах государственной власти и местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях;
  • лица, выполняющие управленческие функции в государственных и муниципальных предприятиях или в некоммерческих (в том числе, в иностранных и международных) организациях, не являющихся государственными органами, органами местного самоуправления Российской Федерации или их учреждениями.

Анализ содержания понятия лица, имеющего публичный статус, показывает, что авторы Законопроекта исключили из ранее указанного наиболее широкого круга субъектов коррупционных преступлений лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческих организациях, частных нотариусов и аудиторов, а также служащих частных охранных и детективных служб.

Для того чтобы определить круг субъектов коррупционных преступлений, по причине отсутствия в отечественном праве нормативного определения коррупции, по нашему мнению, следует обратиться к понятию коррупции в международном праве.

В Кодексе поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, который был принят Генеральной Ассамблеей ООН 17 декабря 1979 года, коррупция определяется как совершение или не совершение должностным лицом какого-либо действия при исполнении обязанностей или по причине этих обязанностей в результате требуемых или принятых подарков, обещаний или стимулов или их незаконное получение всякий раз, когда имеет место такое действие или бездействие . Таким образом, данный нормативный акт определяет коррупцию как противоправное служебное поведение должностных лиц, обусловленное полученным или обещанным вознаграждением. В данном документе круг субъектов коррупции ограничен должностными лицами. Это совершенно понятно, поскольку данный документ и был направлен на то, чтобы регулировать поведение должностных лиц. Следовательно, данное определение с позиции определения круга субъектов коррупционных преступлений для нас явно недостаточно.

Международная защита прав и свобод человека: Сборник документов. М., 1990. С. 323.

Обратимся к другому международно-правовому документу. В справочном документе ООН о международной борьбе с коррупцией последняя определяется как «злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях». Это понятие включает в себя взяточничество (дачу вознаграждения для совращения лица с позиции долга), непотизм (замещение по протекции доходных или выгодных должностей родственниками или «своими людьми») и незаконное присвоение публичных средств для частного использования . Данное определение нам представляется тоже недостаточно полным и четким.

Наиболее пригодным для достижения поставленной нами цели является рабочее определение междисциплинарной группы по коррупции Совета Европы, которое дает более широкое толкование коррупции. Коррупция представляет собой взяточничество и любое другое поведение лиц, которым поручено выполнение определенных обязанностей в государственном или частном секторе и которое ведет к нарушению обязанностей, возложенных на них по статусу государственного должностного лица, частного сотрудника, независимого агента или иного рода отношений и имеет целью получение любых незаконных выгод для себя и других.

Исходя из данного определения коррупции, по нашему мнению, к субъектам коррупционных преступлений следует относить тех лиц, которые наделены статусом, позволяющим им влиять на правовое положение граждан:

  1. государственных служащих (в том числе и должностные лица);
  2. служащих органов местного самоуправления;
  3. лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческих и иных организациях;
  4. частных нотариусов и аудиторов;
  5. сотрудников частных охранных и детективных служб;
  6. лиц, подстрекающих вышеперечисленных лиц путем подкупа к нарушению своих обязанностей, возложенных по статусу.

Еще одним различием в трактовке понятия коррупционного преступления является толкование его объективной стороны.

По мнению С.В. Максимова, коррупционное преступление — это незаконное получение преимуществ государственным или муниципальным служащим либо предоставление последним таких преимуществ.

Авторы Законопроектов считают, что объективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется деянием в форме незаконного использования лицом своего публичного статуса, сопряженное с получением выгоды (имущества, услуг или льгот и/или преимуществ, в том числе неимущественного характера) как для себя, так и для своих близких вопреки законным интересам общества и государства, либо незаконного предоставления такой выгоды указанному лицу.

В Кодексе поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка коррупционное преступление — это совершение или не совершение должностным лицом какого-либо действия при исполнении обязанностей или по причине этих обязанностей в результате требуемых или принятых подарков, обещаний или стимулов или их незаконное получение всякий раз, когда имеет место такое действие или бездействие.

В справочном документе ООН о международной борьбе с коррупцией коррупционное преступление — это злоупотребление государственной властью.

На основании рабочего определения коррупции междисциплинарной группы по коррупции Совета Европы коррупционное преступление с объективной стороны представляет собой взяточничество и любое другое поведение субъектов преступления, которое ведет к нарушению обязанностей, возложенных на них по статусу.

Сопоставление всех вариантов позволяет, на наш взгляд, сделать вывод о том, что наиболее полное описание объективной стороны коррупционного преступления предложено авторами Законопроектов.

С учетом данного описания с объективной стороны коррупционное преступление — это деяние в форме:

  1. незаконного использования публичного статуса, сопряженное с получением выгоды;
  2. незаконного предоставления выгоды лицу, обладающему публичным статусом или его близким.

Вышеуказанные признаки являются обязательными для всех коррупционных преступлений. Однако с учетом отечественного законодательства следует выделить и факультативные признаки. В качестве таковых выступают:

  1. предусмотренное законом общественно опасное последствие;
  2. причинная связь между деянием и последствием;
  3. иные предусмотренные диспозицией соответствующей уголовно-правовой нормы объективные признаки.

Неоднозначно рассматриваются различными авторами и признаки субъективной стороны коррупционного преступления.

По мнению авторов Законопроекта, преступления этого вида могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности. С.В. Максимов считает, что для этих преступлений характерно наличие у виновного умысла на причинение ущерба законной деятельности государственного или муниципального аппарата, авторитету государственной или муниципальной службы.

Опираясь на взятое нами за основу Рабочее определение междисциплинарной группы по коррупции Совета Европы, где цель является одним из признаков коррупции, можно сделать вывод о том, что позиция С.В. Максимова более близка к истине. Однако в полной мере согласиться с ней вряд ли представляется возможным. Названный автор ведет речь лишь об умысле на причинение ущерба. Это утверждение не совсем точно, поскольку коррупционные преступления могут иметь не только материальный, но и формальный состав. Следовательно, более точным будет утверждение о том, что коррупционные преступления совершаются всегда умышленно. Как известно, умысел бывает двух видов: прямой и косвенный. Для того чтобы ответить на вопрос о виде умысла, свойственного для коррупционного преступления, мы должны вспомнить о других признаках субъективной стороны этих преступлений, а именно о цели.

Как уже отмечалось ранее, следует согласиться с позицией С.В. Максимова и других авторов, которые считают, что специальная цель является обязательным признаком субъективной стороны рассматриваемых преступлений — это стремление получить незаконную выгоду для себя или своих близких.

Как совершенно справедливо отмечает А.И. Рарог, «включение специальной цели в субъективную сторону конкретного преступления свидетельствует о целенаправленном характере деяния, которое в этом случае служит не самоцелью, а способом достижения того конечного результата, который и является целью. Этот результат, а также само деяние и его общественно опасные последствия как способ достижения поставленной цели являются для субъекта преступления желаемыми. Поэтому следует констатировать, что специальная цель деяния совместима только с прямым умыслом. Ни неосторожные преступления, ни преступления с альтернативной формой вины, ни даже преступления, совершение которых возможно с любым видом умысла, никогда не включают в свой состав специальной цели, сформулированной законодателем» .

Это интересно:  Сокращение совместителя при сокращении штата

Рарог А.И. Квалификация преступлений по субъективным признакам. СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2002. С. 150.

С учетом вышеизложенного представляется возможным сделать вывод о том, что коррупционные преступления совершаются только с прямым умыслом.

При совершении коррупционных преступлений с формальными составами виновный должен осознавать то, что он незаконно использует свой публичный статус или незаконно предоставляет выгоду лицу, обладающему публичным статусом, что является общественно опасным, и желает совершить указанное деяние.

Совершая рассматриваемые преступления с материальным составом, виновный должен осознавать то, что он незаконно использует свой публичный статус, что является общественно опасным, предвидеть возможность или неизбежность наступления предусмотренного диспозицией соответствующей уголовно-правовой нормы общественно опасного последствия и желать его наступления.

Нельзя не остановиться и еще на одном положении, которое требует анализа и уточнения. Чаще всего коррупционные преступления отождествляют с взяточничеством, то есть с дачей взятки и ее получением. Это означает, что при совершении преступления лицом, обладающим публичным статусом, всегда присутствует подстрекатель, который предлагает или обещает представить выгоду. Думается, что следует согласиться с позицией авторов Законопроекта, которые допускают возможность совершения коррупционного преступления без соучастия.

Таким образом, можно выделить следующие признаки коррупционного преступления. Это деяние, которое:

  1. общественно опасно;
  2. предусмотрено уголовным законом;
  3. выражается в незаконном использовании публичного статуса, сопряженным с получением выгоды, либо незаконном предоставлении выгоды лицу, обладающему публичным статусом, или его близким в предусмотренных законом случаях, влекущим определенные последствия.
  4. совершается с прямым умыслом;
  5. имеет цель — получение выгоды.

С учетом указанных признаков представляется возможным предложить следующее определение понятия для рассматриваемых преступлений.

Коррупционное преступление — это предусмотренное уголовным законом общественно опасное незаконное использование лицом своего публичного статуса или незаконное предоставление выгоды лицу, обладающему публичным статусом, совершаемое с прямым умыслом и целью получения выгоды для себя или своих близких.

Таким образом, в отечественном уголовном законодательстве, по нашему мнению, насчитывается 80 составов преступлений, которые при определенных условиях могут быть отнесены к числу коррупционных преступлений. Следовательно, они должны быть закреплены в антикоррупционном законодательстве и учитываться в статистической отчетности.

В научной литературе коррупционные преступления в результате классификаций по различным основаниям подразделяются на виды.

В частности, в зависимости от субъекта преступления коррупционные преступления подразделяются на те, которые совершаются должностными лицами, и те, которые совершаются иными лицами. В зависимости от статуса субъекта преступления коррупционные преступления предложено делить на публичные и непубличные . В зависимости от основного объекта посягательства рассматриваемые преступления подразделяют на несколько видов:

  1. посягающие на общественные отношения, обеспечивающие законную деятельность государственных органов и учреждений;
  2. посягающие на общественные отношения, обеспечивающие функционирование публичной власти в соответствии с задачами должностных лиц, законодательством, а также авторитетом публичной власти;
  3. посягающие на общественные отношения, обеспечивающие законную деятельность государственных органов и учреждений;
  4. посягающие на общественные отношения, обеспечивающие законную деятельность правоприменительных органов;
  5. посягающие на общественные отношения, обеспечивающие интересы предпринимательства в различных зрелищных соревнованиях и конкурсах;
  6. посягающие на общественные отношения, обеспечивающие законные интересы в сфере управления организациями и учреждениями;
  7. посягающие на общественные отношения, обеспечивающие беспристрастное управление деятельностью коммерческих организаций .

См.: Аминов Д.И., Гладких В.И., Соловьев К.С. Коррупция как социально-правовой феномен и пути его преодоления: Учебное пособие. М.: Юристъ, 2002. С. 117 — 118.
Там же. С. 119.

В зависимости от конструкции состава коррупционных преступлений их делят на преступления, имеющие формальный состав, и преступления, имеющие материальный состав .

Безусловно, указанные классификации коррупционных преступлений на виды имеют определенное значение. Однако представляется необходимым предложить еще одну классификацию рассматриваемых преступлений в зависимости от условий признания преступлений коррупционными. По этому основанию можно выделить следующие виды коррупционных преступлений:

  1. безусловные, т.е. те, составы которых содержат все признаки коррупционного преступления (к таковым относятся, например, деяния, предусмотренные статьями 290, 291, 292 УК РФ);
  2. преступления, которые должны быть совершены публичным лицом с использованием своих полномочий с целью получения выгоды (к таковым относятся, например, деяния, предусмотренные статьями 165, 185, 185-1 УК РФ);
  3. преступления, которые должны быть совершены с целью получения выгоды (к таковым относятся, например, деяния, предусмотренные статьями 233, 286, 287 УК РФ);
  4. преступления, которые совершаются в условиях, когда зависимость потерпевшей (потерпевшего) обусловлена публичным статусом виновного (к таковым относится, например, деяние, предусмотренное статьей 133 УК РФ).

Значение предложенной классификации состоит в том, что она помогает в процессе расследования выявлять весь круг преступлений, которые могут быть отнесены к коррупционным.

Установление всех признаков составов преступлений, которые отнесены к первой группе, достаточно для того, чтобы совершенное деяние было отнесено к коррупционным.

Преступления, отнесенные ко второму виду, могут быть признаны коррупционными, если они совершены публичным лицом с использованием своих полномочий с целью получения выгоды.

Третий вид преступлений может быть признан коррупционным, если эти деяния совершены с целью получения выгоды.

Четвертый вид преступлений для признания его коррупционным предполагает наличие зависимости у потерпевшей (потерпевшего), которая была обусловлена публичным статусом виновного.

Как видно из вышеизложенного, условия коррупционности преступлений, которые отнесены ко второму, третьему и четвертому виду, находятся за рамками составов преступлений, предусмотренных соответствующими статьями. Следовательно, для того чтобы в полной мере выявлять все коррупционные преступления при расследовании преступлений, относящихся ко второй, третьей и четвертой группам, следователи всегда должны исследовать обстоятельства дела с целью установления наличия или отсутствия условий коррупционности. В зависимости от наличия или отсутствия таких условий расследуемое преступление может быть признано или не признано коррупционным.

Понятие и признаки коррупционной преступности

Как у всякого сложного социального явления, у коррупции не существует единственного канонического определения, что обуславливает многообразие подходов к ее толкованию. Традиционно понятие коррупции до недавнего времени ограничивалось весьма узкой сферой общественных отношений, включающей деятельность должностных лиц, находящихся на государственной службе Жилина И.Ю. Феномен коррупции: общие подходы к изучению. Социально-экономические аспекты коррупции, Экономические и социальные проблемы России. М.: Наука, 2008. — С. 56.. Однако принятие Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» разрешило эту проблему. В ст.1 указанного закона под коррупцией предполагается понимать следующее:

  • 1. злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
  • 2. совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица.

В Большом юридическом словаре коррупция понимается как «общественно опасное явление в сфере политики или государственного управления, выражающееся в умышленном использовании представителями власти своего служебного статуса для противоправного получения имущественных и неимущественных благ и преимуществ в любой форме, а равно подкуп этих лиц».

Российская юридическая энциклопедия определяет коррупцию как «использование государственными служащими и представителями органов государственной власти занимаемого ими положения, служебных и властных полномочий для незаконного обогащения, получения материальных и иных благ и преимуществ, как в личных, так и в групповых интересах» Большой юридический словарь. — М.: Инфра, 2000. — С. 288..

В документах ООН о международной борьбе с коррупцией дано определение «коррупции» — как злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях, в целях третьих лиц или групп.

Характерными особенностями коррупционной преступности являются:

  • 1. непосредственное причинение ущерба авторитету государственной службы, службы в органах местного самоуправления, службы в коммерческих и иных организациях;
  • 2. специфичность субъектов совершения преступлений. Коррупционные преступления совершают не только должностные лица, но и иные государственные, муниципальные служащие, служащие коммерческих или иных негосударственных структур. В качестве же подкупающих выступают любые физические и юридические лица;
  • 3. использование виновным своего служебного положения вопреки интересам службы;
  • 4. наличие у него корыстной или иной личной заинтересованности и умысла на совершение противоправного деяния;
  • 5. относительная стабильность регистрируемых преступлений при их высокой латентности, достигающей 90%;
  • 6. несводимость коррупционной преступности к совокупности лишь должностных преступлений
  • 7. тесная связь с организованной преступностью, представители которых выделяют на подкуп чиновников от 30 до 50% преступно нажитых средств;
  • 8. повышенная общественная опасность.

Формы проявления коррупционной преступности, криминализированные действующим УК РФ, довольно разнообразны. Исходя из ранее обозначенных признаков коррупции, можно выделить составы преступлений, связанных с коррупционной деятельностью (условно назовем их «коррупционные преступления»). По нашему мнению, к этим преступлениям относятся следующие три группы.

Вторую группу составляют следующие преступления в сфере экономической деятельности: воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст. 169), регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170), легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем (п. в ч. 2 ст. 174), незаконное получение кредита (ст. 176), монополистические действия и ограничение конкуренции (ст. 178), незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну (ст. 183), злоупотребление при выпуске ценных бумаг (эмиссии) (ст. 185), контрабанда (п. б ч. 3 ст. 188), незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189).

Данная группа коррупционных преступлений является самой многочисленной и охватывает деяния, посягающие на различные группы общественных отношений в сфере экономической деятельности (порядок распорядительных действий, антимонопольная политика, информационное обеспечение и др.).

К третьей группе можно отнести фальсификацию избирательных документов, документов референдума или неправильный подсчет голосов (ст. 142).

Мы отдаем себе отчет в том, что предложенная классификация условна, но она позволяет очертить круг преступлений, связанных с коррупцией. Уголовно-правовые меры противодействия коррупции ориентированы в отношении именно этих преступных деяний. В последнее время в ходе дискуссий по проблемам коррупции вносилось немало предложений по совершенствованию действующего законодательства, в том числе и уголовного.

Действующий уголовный закон выделяет в качестве субъектов следующие категории: должностных лиц (п. 1 примечания к ст. 285 УК РФ), представителей власти (примечание к ст. 318), лиц, занимающих государственные должности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации (п. 2,3 примечания к ст. 285). Иные государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, не являющиеся должностными лицами, несущие уголовную ответственность за преступления коррупционной направленности в случаях, специально предусмотренных уголовным законом (п. 4 примечания к ст. 285). К последним, в частности, примыкают члены избирательных комиссий, инициативных групп или комиссий по проведению референдума, несущих ответственность за фальсификацию избирательных документов, документов референдума или неправильный подсчет голосов (ст. 142).

Однако круг лиц, использующих свое служебное положение для коррупционной деятельности, значительно шире.

Подводя итог вышесказанному, заметим следующее. Коррупционная преступность — социальное явление, характеризующееся подкупом- продажностью служащих, принятием ими материальных и нематериальных благ и преимуществ за деяния, которые могут быть выполнены с использованием официального статуса данных субъектов, связанных с этим статусом авторитета, возможностей, связей Криминология: Учебник для вузов / Под ред. Малкова. 2-е издание перераб. И допол. М.: ЗАО «Юстицинформ», 2009. — С. 325..

Поэтому антикоррупционная политика должна носить комплексный характер и реализовываться с помощью социально- экономических, политических, организационно- управленческих, а также правовых средств. При этом приоритет должен быть отдан первым, ибо главные причины коррупционной преступности находятся в области функционирования экономических и политических институтов, в социальной и культурной сферах.

Статья написана по материалам сайтов: studfiles.net, wiselawyer.ru, vuzlit.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector