+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Профстандарт руководителя образовательного учреждения 2019

Национальная система квалификации призвана урегулировать отношения в сфере труда. В 2017 году в силу вступит несколько профессиональных стандартов, четыре из которых имеют непосредственное отношение к педагогической деятельности. Чтобы у руководителей образовательных учреждений не было проблем с контролирующими структурами при вводе профстандартов, им необходимо быть в курсе всех изменений.

25 января эту актуальную тему обсуждали на вебинаре «Профстандарты в 2017: что же нужно делать?». Важность обсуждаемых на мероприятии вопросов ярче всего проиллюстрировало количество участников. По ходу рассказа эксперта, в вебинарную комнату вошли 117 человек из разных уголков страны. Это солидное количество участников для вебинара.

Мероприятие провёл Владимир Игоревич Блинов, доктор педагогических наук, профессор, руководитель Центра профессионального образования и систем квалификаций ФГАУ «Федеральный институт развития образования», профессор кафедры педагогики МПГУ, автор учебно-методической литературы по актуальным вопросам развития системы среднего профессионального образования, эксперт Экспертного совета экспертизы образовательных программ, учебных изданий и электронных образовательных ресурсов для образовательных учреждений, реализующих программы начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования (ФИРО), эксперт учебных изданий НФПК.

— Успешную практику введения профстандартов мы можем наблюдать в Ирландии, — рассказал Владимир Блинов. — Аналоги программы реализуются в Германии и Австрии. Во многих странах это дало положительный результат с точки зрения роста производительности труда. В России работа находится в самом начале. Говорить, что мы полностью готовы к переходу на профстандарты, нельзя. В нашей стране пока нет данных статистики по этому направлению. Я думаю, что мы получим положительный результат с введением профстандартов в сфере информатизации, строительства.

Содержание

Профстандарты применяются:

  • работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учётом особенностей организации производства, труда и управления;
  • образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ;
  • при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.

Функции профстандартов:

  • Определить трудовой функционал работника.
  • Разработать ФГОСы для профессионального образования.
  • Создать программы профессионального обучения.
  • Провести независимую оценку квалификации.

— Это важный пункт, призванный создать доверительные отношения сферы труда и профессионального образования, — прокомментировал Блинов. — Сейчас такого взаимодействия нет. Расхожая фраза — «забудьте всё, чему учили в школе (университете)» перешла на уровень законодательных актов. Работодатели сами хотят проверять квалификацию работников.

Больше всего вопросов у участников вебинара вызвали 2 аспекта: уровень образования, необходимый педагогам при введении профстандартов, и перенос даты введения профстандарта для педагогов.

Образование и квалификация

Работодатели часто задают сотрудникам вопрос перед приёмом на работу: «Какое у Вас образование?». Не всегда у человека с хорошим образованием есть необходимая для должности квалификация, и, наоборот, у квалифицированного специалиста не всегда есть нужный уровень образования. Профстандарты жёстче регламентируют необходимый уровень обучения для разных должностей.

— Многие руководители спрашивают меня: «Неужели придётся уволить всех, кто по уровню образования не подходит?», — рассказал эксперт. — Нет, конечно. Во многих случаях из ситуации недостатка образования можно выйти, пройдя курсы. Нередко случается, что человек окончил технический вуз, а хотел бы работать в образовании. Для этого ему нужно пройти курсы повышения квалификации по педагогике.

По трудовому законодательству уволить сотрудника просто так нельзя. Если он не соответствует профстандарту для занимаемой им должности, то ему должны предложить другую должность в этой же организации или отправить на профессиональную переподготовку (повышение квалификации). В соответствии со ст. 196 ТК РФ подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Вопросы от участников

1) Разенкова Надежда Ефимовна: Может ли работать в высшей школе преподаватель, имеющий высшее образование по укрупненной группе специальностей и переподготовку по профилю преподаваемой дисциплины?

— Может. Простой пример: преподаватель английского языка работает в вузе. Есть институты, где преподают бакалавры, прошедшие переподготовку. По профстандартам такого уровня образования достаточно. Но это не значит, что каждый университет возьмёт на работу бакалавра. Многое зависит от амбиций вуза. Кадровая политика определяется ректоратом.

2) Салдина Зинаида Петровна: Как быть воспитателям, педагогам дополнительного образования, которые имеют большой стаж работы, но не имеют педагогического образования?

Достаточно профессиональной подготовки, это записано в профессиональных стандартах. Необходимо найти небольшие курсы и пройти их. Это формальное требование.

Почему отодвинули введение профстандарта для педагогов?

Профессиональные стандарты проходят длительный путь от рождения до применения в действие. Это новшество сложное и требует тщательной проработки. Руководителям учреждений разрешают вводить новую систему постепенно, Постановление Правительства РФ от 27 июня 2016 года № 584 устанавливает до 1 января 2020 года переходный период для всех профстандартов.

Уже утверждены профстандарты для:

  • педагогов дополнительного образования детей и взрослых;
  • педагогов профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования;
  • педагогов-психологов.

Несколько лет пытаются ввести в работу профстандарт для педагогов общего образования, но дата постоянно переносится. И в этом году дата внедрения нового профессионального стандарта для учителей отложена до 1 сентября 2019 года. Профстандарт «Педагог» относится к преподавателям в дошкольных учреждениях, начальной и средней школе, системе специального образования и обучения. Не относится к педагогам дополнительного образования, педагогам-психологам, тьюторам, методистам.

— Новая система квалификации слишком сложна для быстрого введения, — считает Владимир Блинов. — С одной стороны, это плохо – резать хвост по частям, но с другой стороны, давайте отнесёмся с пониманием к переносу сроков. Из-за не доработанных до конца стандартов, могли пострадать люди. (Для руководителей предусмотрены штрафные санкции за отказ от профстандартов). С остальными профстандартами далеко не всё понятно. Думаю и разработка, и введение их затянется. Наверно это правильно, что принимается решение о пролонгации сроков.

Кроме профстандартов для рядовых сотрудников, рассматривается введение профстандарта руководителя. В этом случае требования к деятельности ректора или директора тоже будут подробно описаны.

— Этот стандарт – необычный, он отличается от остальных, — прокомментировал эксперт. – Предполагалось, что он будет направлен на руководство учреждения в целом, а его разработали применительно только к директору (ректору). В этом профстандарте все жёстко привязывается к первому лицу организации.

О сроках введения стандарта для руководителей пока ничего не говорится.

Вопросы от участников

  • Пономарева Юлия Сергеевна, Лобода Юлия Геннадиевна: Когда будет принят профстандарт педагога дошкольной образовательной организации?

— Нет отдельного стандарта для педагогов ДОУ. Есть стандарт для педагогов общего образования. Этот стандарт уже готов, но было принято решение перенести его введение до 2019 года.

  • Мороко Наталья Юрьевна: Каков путь карьерного роста воспитателя ДОУ при введении профстандартов? Возможно ли доработать перечень должностей в определенной организации, например, перечень должностей в дошкольной организации?

— Честно скажу, мне тоже он непонятен. В общей схеме профстандартов есть тупики. Если бы были прописаны профстандарты для методистов, можно было бы уходить на более высокую должность в этом направлении. Сейчас карьерный путь педагога ДОУ – либо уходить в руководство, либо менять род деятельности. Отвечаю на вторую часть вопроса: новые должности ввести можно, но необходимо помнить, что льготы прописаны государством для определённых должностей, вводя новое название, Вы можете лишить их работника.

  • Салдина Зинаида Петровна: Если внедрение профстандарта пролонгировано до 2019 года, какая подготовительная работа должна проводиться в образовательной организации на данный момент?
Это интересно:  Надбавка к пенсии депутатам

— Определённого регламента подготовки для такого долгого срока нет. За 2 месяца учредитель обязан дать руководству предписание о введении профстандартов. Тогда и начнётся подготовительная работа.

После окончания мероприятия, участники не торопились покидать вебинарную комнату. У них появлялись все новые вопросы. Владимир Игоревич Блинов задержался, чтобы ответить на максимально возможное количество вопросов. Некоторые вопросы и предложения он пообещал передать лично разработчикам профстандартов.

А что изменится в работе школ с выходом нового ФГОС СОО? Узнать ответ на этот вопрос вы сможете на Международном проектировочном семинаре-тренинге «Внедрение ФГОС СОО» , который пройдёт 23―26 июля. Приходите на наш семинар-тренинг, и вы получите все необходимые инструменты и рекомендации для перехода на новый стандарт.

Профстандарт педагогов утвержденный правительством РФ в 2019

Статьи по теме

В условиях последовательного реформирования образовательной среды особо актуальным становится вопрос пересмотра устаревших требований к квалификации учителей, долгое время определяемые в соответствии с тарифно-квалификационными справочниками и типовыми должностными инструкциями. Переход на профессиональный стандарт педагога, составленный с учетом актуальных задач отрасли и новых общественных запросов, призван помочь:Почему переносят профессиональные стандарты в общем образовании и что хотят в них поменять?

  • сформировать четкий образ современного учителя, соответствующий целевым ориентирам образовательной сферы;
  • определить точные критерии отбора преподавательских кадров;
  • обеспечить должный уровень информированности педработников о предъявляемых квалификационных требованиях;
  • разработать пути и методы целевого образования школьных учителей, в том числе посредством переподготовки;
  • создать оптимальные условия непрерывного профессионального развития специалистов.

Профстандарт педагога – это ориентир для руководителя в выборе курсов повышения квалификации, на которые нужно регулярно отправлять учителей. В Школе Менеджера образования собраны курсы для педагогов по самой разной тематике и все они соответствуют требованиям профстандарта. Например, учителю русского языка стоит пройти программу «Компетенции учителя русского языка». Преподавателю математики – «Компетенции учителя математики».

Профессиональный стандарт учителя: нормативная база и трактовка

Идея внедрения профстандартов в образование не нова — пилотный проект, предусматривающий пересмотр комплекса педагогических компетенций, был утвержден еще в 2013 году, но ввиду невозможности быстрой адаптации документа с учетом регионального, возрастного и материально-технического фактора его адаптация откладывалась. В актуальной нормативной документации четко закреплено, что такое профессиональный стандарт педагога — это совокупность требований, предъявляемых к образованию, уровню профессиональных компетенций и личностных качеств учителя или лица, претендующего на такую должность.

На сегодняшний день разработаны четыре профессиональных стандарта в области образования:

  • педагога (учителя, воспитателя) — утвержден приказом Минтруда РФ № 544н от 18.10.2013 г.;
  • педагога дополнительного образования детей и взрослых (приказ Минтруда РФ № 613н от 8.09.2013 г.);
  • педагога-психолога — утвержден приказом Минтруда РФ № 514н от 24.07.2015 г.;
  • специалиста в области воспитания (приказ Минтруда РФ № 10н от 10.01.2017 г.).

Что касается унифицированных требований, определяющих уровень квалификации и перечень компетенций педагог-психолога и специалиста в области воспитания, то сомнений в их содержании и порядке применения нет. Вместе с тем утвержденный профессиональный стандарт педагога, скачать текст которого можно по ссылке в конце статьи, нуждается в пересмотре, общественном обсуждении и внедрении в тестовом режиме, что и было реализовано на базе отдельных образовательных организаций. В соответствии с инициативой Общероссийского Профсоюза образования на государственном уровне планируется приостановление реализации проекта Профстандарта педагога до 1 сентября 2019 года, что обусловлено рядом причин:

  1. Необходимостью установления дифференциации владения учителями профессиональными компетенциями.
  2. Важностью оперативного установления соответствия между ФГОС высшего образования и требованиями профстандарта (на конец 2019 года имеются различия).
  3. Значимостью разработки траекторий развития для разных категорий педагогических работников, которые на момент внедрения правительственного проекта оказались в неравных условиях, что стало причиной снижения уровня мотивированности и стремления к успешной профреализации.

Однако представленная выше информация не означает, что плановую подготовку к реформированию кадровой работы следует отложить на длительное время. Напротив, ввиду значимости грядущих изменений руководителям образовательных организаций важно детально изучить проект профстандарта педагога 2019, утвержденный Правительством РФ, чтобы к 1 января 2020 года (финальный срок реализации проекта, закрепленный в нормативной документации) опираться на перечень компетенций, представленных в стандарте, при приеме на работу в школу новых сотрудников.

Для повышения уровня компетентности действующего педагогического состава, разработайте план повышения квалификации педагогов. Академия Ресурсы образования создана специально для руководителя образовательной организации. В Академии вы сможете заранее спланировать обучение каждого сотрудника, выбрать подходящую программу обучения. Так вы заранее подготовите педагогов к введению профессиональных стандартов.

Стандарт педагога РФ призван стать официальным документом, который регламентирует различные аспекты трудовой деятельности, в частности, прием на работу и карьерный рост. Главной особенностью нового профстандарта по сравнению с действующими нормами является возможность корректировки требований в зависимости от региональных особенностей, дополнения внутренними стандартами, зависящими от специфики образовательной организации.

Для грамотной и качественной оценки результатов работы Ваших педагогов рекомендуем

Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, которые сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами. По окончанию курса выдается удостоверение установленного образца о повышении квалификации.

Структура и характеристики профстандарта педагогов 2019

Доработанный и обновленный профстандарт педагога 2019, утвержденный Правительством РФ, скачать который в хорошем качестве можно одним кликом, структурно практически не отличается от аналогичных документов, что обусловлено едиными нормами к нормативным актам такого образца, закрепленными приказом Минтруда РФ № 147н от 12.04.2013 г. Документ разделен на такие структурные блоки:

  1. Общие сведения о роде деятельности (дошкольное, начальное, основное общее или среднее общее образование), основная цель профактивности (оказание образовательных услуг), группа занятий, в которой представлена дифференциация педагогического персонала и вид экономической деятельности.
  2. Описание трудовых функций с учетом квалификационных уровней.
  3. Подробная характеристика трудовых функций и требований к квалификации, образованию и опыту учителя, воспитателя, преподавателя.
  4. Сведения об организации-разработчике документа.

Профессиональный стандарт педагога начальной школы, учителей-предметников характеризуется рядом отличительных особенностей, к числу которых следует отнести:

  1. Наличие списка профкомпетенций и требований к уровню квалификации граждан, занимающихся педагогической деятельностью профессионально.
  2. Возможность изменения и переработки отдельных пунктов документа с учетом региональных особенностей и специализации школы.
  3. Наличие дополнительных требований к учителям, преподающим математику и русский язык (предметы, успешная аттестация по которым является обязательным условием для успешного прохождения ЕГЭ).
  4. Закрепление дифференциации стандартов для учителей разного уровня квалификации.
  5. Отсутствие разграничения между профессиональными и личностными качествами работников сферы образования.
  6. Отказ от формального подхода в пользу личностного: при оценке показателей педагогической работы следует принимать во внимание индивидуальные особенности учителя, что гарантирует возможность успешного применения нестандартных (но эффективных!) педагогических методик.

Разработчики нового стандарта педагога уверены, что реализация проекта позволит создать оптимальные условия для непрерывного профессионального совершенствования учителей начальной и основной школы, поиску возможностей для улучшения показателей труда и саморазвития. Вместе с тем важно отметить факт значительного расширения компетенций, ожидаемых от педработников, что может обусловить возникновение ряда трудностей.

Профессиональный стандарт педагога 2019: компетенции учителей

Требования профессионального стандарта педагога, апробация которого последовательно осуществляется в отдельных образовательных организациях и скоро станет повсеместной, базируется на восприятии учителя как ключевой фигуры в системе образования, что в условиях стремительно развивающегося общества и перехода на более высокую экономическую ступень обуславливает необходимость выделения комплекса новых компетенций. В соответствии с проектом нормативного документа, развитие профессиональных навыков и умений современного педагога следует обеспечивать через осознанный подход к выполнению должностных обязанностей, внедрение в повседневную деятельность аналитического и творческого компонентов, что и отражено в таблице.

Компетенции учителей согласно профстандарту педагога РФ

Перечень компетенций

Педагог начальной школы, осуществляющий профессиональную деятельность по реализации программ начального общего образования
Трудовые действия, закрепленные в тексте профстандарта педагога 2019
  1. Проектирование учебно-воспитательного процесса с учетом требований ФГОС НОО и уровня развития первоклассников.
  2. Обеспечение последовательного перехода детей от игровой деятельности к учебной посредством применения целевых педагогических приемов.
  3. Формирование у младших школьников предметных и метапредметных знаний и умений на уровне, гарантирующем возможность осмысленного изучения программного содержания средней школы, а также закрепление адекватной социальной позиции у обучающихся.
  4. Осуществление корректировки образовательного процесса с учетом возрастного, психоэмоционального и индивидуального факторов, а также с целью сохранения интереса к учебной деятельности.
  5. Осуществление объективного оценивания успехов и учебных возможностей младшеклассников, формирование высокого уровня мотивации и целеустремленности.
  6. Проведение с психологом профилактических действий, направленных на предупреждение сложностей в адаптации к условиям обучения в основной школе (реализуется с учениками четвертого класса).
  1. Формирование у школьников понимания значимости изучаемого предмета в общей картине мира, оптимальных способов овладения учебным материалом с учетом актуального образовательного контекста.
  2. Определение совместно с родителями, другими педагогами и специалистами школы траектории развития для каждого ученика (разработка индивидуального образовательного маршрута).
  3. Проектирование специальных видов учебной работы для детского контингента с особыми образовательными потребностями, одаренностью на основе типовых, авторских и собственных программных разработок.
  4. Формирование у детей навыков поликультурного общения.
  5. Организация учебной конкурсной деятельности — предметных олимпиад, конкурсов, проектной работы, образовательных игр.
Необходимые умения
  1. Оперативное реагирование на неформальные обращения детей, которые могут свидетельствовать о серьезных проблемах личностного характера.
  2. Ставить перед классом и учащимися различные учебные задачи и организовывать их решение (с обязательным сохранением предметного и надпредметного содержания), тем самым обеспечивая оптимальные условия для интеллектуального развития младших школьников.
  3. Систематически осуществлять корректировку индивидуальных образовательных маршрутов при взаимодействии с узкими специалистами, педагогами, родителями.
  1. Проводить учебные занятия с учетом психолого-педагогических, санитарных требований в соответствии с программным содержанием.
  2. Применять на уроках новаторские педагогические, информационные, проектные технологии, средства ИКТ и методы проблемного обучения.
  3. Своевременно выполнять разработку рабочей программ, обеспечивать реализацию поставленных учебных задач.
  4. Осуществлять контрольно-оценочную деятельность, в т.ч. с использованием современных технологий (ведения электронных журналов).
  5. Владеть навыками работы с текстовыми редакторами, браузерами, электронной почтой, мультимедийным оборудованием.
  6. Владеть методами аргументированной защиты своей позиции.
  7. Устанавливать контакты со всеми участниками образовательного процесса, применять технологии выявления, разрешения и предупреждения конфликтных ситуаций.
Необходимые знания Для успешного выполнения должностных обязанностей, последовательного профессионального роста учитель начальных классов должен знать актуальные методы обучения, воспитания и развития младших школьников, содержание ФГОС НОО, программное содержание преподаваемого образовательного кластера, основы дидактики. Также важно понимание региональных условий и особенностей ведения учебно-воспитательного процесса в конкретной школе.
Другие характеристики От всех педагогов без исключения требуется соблюдение правовых, нравственных и этических норм, следование правилам профессиональной этики.
Это интересно:  Как отказать работодателю в работе вежливо

Помимо перечисленных компетенций, профессиональный стандарт педагога с 1 января 2019 года, скачать который можно в хорошем качестве, предусматривает систему дифференцирования владения профессиональными компетенциями работниками отрасли по трем уровням:

  1. Учитель — осуществляет подачу учебного материала в соответствии с требуемыми параметрами, строит продуктивное взаимодействие с детьми, в том числе имеющими особые образовательные потребности и причисляемыми к группе риска, сотрудничает с родителями, систематически повышает уровень квалификации.
  2. Старший учитель — улучшение широко распространенных педагогических методик, разработка передовых приемов работы, проектирование программ коррекционной деятельности для участников образовательного процесса.
  3. Заведующий учителями — курирование образовательной работы по вопросам внедрения инноваций, координация деятельности педагогов и узких специалистов.

Применение профессиональных стандартов в образовании

Грядущая реформа, обуславливающая необходимость оценивания профессиональных компетенций педработников, вызывает много сомнений ввиду масштабности возможных изменений. Внедрение профстандартов в образовании с 2019 года обязывает образовательные организации разработать механизмы перехода на новые требования, что вызывает некоторые сомнения ввиду отсутствия законодательного регулирования данного вопроса. Ведущие эксперты образовательной сферы пришли к выводу, что наиболее рациональным решением может стать уполномоченной рабочей группы, на которую будет возложен ряд значимых обязанностей:

  1. Разработка списка профстандартов для педколлектива конкретной школы с учетом регионального фактора, учета материально-технических, финансовых, кадровых возможностей.
  2. Приведение в соответствие с профстандартами педагогов приказов, должностных инструкций и других локальных актов, регламентирующих порядок выполнения должностных обязанностей.
  3. Проектирование методов и утверждение порядка проверки сотрудников на соответствие новым квалификационным нормам.
  4. Составление отчета по результатам реализованных мониторингово-коррекционных действий и передача его директору школы.

Профстандарт руководителя образовательного учреждения 2019

Профессиональный стандарт педагога является частью обновленной национальной системы квалификаций. Они представляют информацию
о требованиях к квалификации. Это своего рода база оценки квалификации
и труда педагогического работника.

Профессиональные стандарты пришли на смену устаревшим должностным инструкциям. В них содержится информация о профессии, описаны обобщенные трудовые функции, а также требуемые уровни и подуровни квалификации.

Несмотря на то, что апробация этого проекта началась еще в 2013 году, работа на его содержанием будет вестись еще до 2020 года. Все мероприятия по внедрению профстандарта планируется завершить до 1 января 2020 года .

В этой статье разберем основные разделы профессиональных стандартов педагогов, на которые стоит обратить внимание руководителю школьных организаций.

Компетенции педагога – это отдельная тема. В данной статье мы лишь рассмотрим их структуру и основные направления .

Профессиональная компетентность сотрудников оценивается по трем направлениям:

  1. Владение педагогическими технологиями;
  2. Решение профессиональных задач;
  3. Контроль своей деятельности в соответствии с требованиями и нормами.

Профессиональные компетенции включают в себя следующие компетенции:

интеллектуально-педагогическая

  • применение знаний и опыта в профессиональной деятельности;
  • эффективное обучение воспитанников;
  • способность к инновационной деятельности.


коммуникативная компетентность

  • речевые навыки;
  • умение слушать;
  • экстраверсия и эмпатия.


информационная компетентность

  • умение получать достоверную информацию;
  • эффективный анализ получаемой информации;
  • внедрение новых информационных технологий для решения профессиональных задач.


регулятивная компетентность

  • управление своим поведением;
  • контроль эмоций;
  • стрессоустойчивость.

Также выделяют инструментальные профессиональные компетенции.

  • знание профильной дисциплины;
  • использование современных методик преподавания;
  • отслеживание и знание современных направлений развития преподаваемой области.
  • умение установить конструктивные и уважительные взаимоотношения
    с коллегами, воспитанниками и родителями;
  • владение психолого-педагогическими знаниями для решения воспитательных и образовательных задач;
  • умение находить индивидуальный подход в обучении в зависимости
    от способностей учеников;
  • поддержка благоприятного микроклимата в коллективе.
  • умение отбирать и систематизировать материал;
  • умение организовать различные формы занятий;
  • знания в области инновационных технологий и их применение в обучении.

Раньше школьный педагог учил школьников только своему предмету.
Иногда он выполнял функции классного руководителя.
Также в его обязанности входило организация уроков, разработка методов оценки знаний. Немало времени отнимала и работа с документами.

Профессиональные стандарты призваны более четко сформулировать функциональные обязанности педагогических сотрудников.

Внедрение профессиональных стандартов кардинально изменит сам подход
к определению педагога, его функций, обязанностей и возможностей
к самореализации.

Характеристики современного педагога:

  • Мобилен и прогрессивен;
  • Способен находить нестандартные решения различных задач;
  • Имеет глубокие знания по профильному предмету;
  • Хорошо ориентируется в смежных дисциплинах и успешно интегрирует эти знания для комплексного и многогранного изучения своей дисциплины;
  • Активно внедряет в систему обучения предмета IT-технологии;
  • Нацелен на получение новых знаний;
  • Постоянно самосовершенствуется, регулярно повышая уровень своих знаний;
  • Успешно и эффективно взаимодействует с другими специалистами (психологами, дефектологами и прочими);
  • Умеет работать с разными детьми и находить к каждому ребенку индивидуальный подход. Это могут быть дети с ограниченными возможностями, одаренные дети или, скажем, дети-эмигранты, у которых могут возникать трудности с восприятием и пониманием русского языка.

Все эти аспекты современного педагога не являются чем-то недостижимым для современных выпускников. Некоторые трудности, скорее могут возникнуть у более опытных сотрудников, которые привыкли работать по устаревшим стандартам.

Однако чтобы и дальше сохранять уровень квалификации и подготовки учеников, им придется соответствовать современным требованиям.

Профессиональный стандарт руководителя образовательной организации

Профессиональный стандарт руководителя образовательной организации — документ, который описывает уровень квалификации, обязанности и трудовые функции, возложенные на этого работника. Разберемся, что следует ожидать от принятия и внедрения этого профстандарта.

Зачем нужен профстандарт руководителя образовательной организации?

С 2013 года в России началось постепенное внедрение профессиональных стандартов. Первоначально они были всего лишь рекомендациями, однако с лета 2016 года постепенно, по мере утверждения и ввода в действие, становятся обязательными нормами не только для государственных, но и для частных организаций.

Введение профстандартов связано с тем, что прежде действовавшие нормы ЕТКС, ЕКС и других актов в этой сфере во многом устарели и не всегда отражают реально существующую ситуацию. В результате часто возникают проблемы из-за того, что важные должности занимают люди, не соответствующие им ни по уровню образования, ни по умениям.

Это интересно:  Проверить трудовую деятельность по снилс

Есть области, где такое положение абсолютно нетерпимо, — и одной из таких областей является образование.

Первые профессиональные стандарты для педагогических работников были приняты еще в 2013 году, и их принятие продолжается до сих пор. Одним из документов, проект которого давно уже находится в разработке и скоро должен быть принят, является профессиональный стандарт руководителя (директора, заведующего, ректора и т. д.) образовательной организации.

Этот профстандарт будет содержать в себе требования к квалификации работника, занимающего эту должность, а также краткое описание возложенных на него трудовых функций.

Принятый профстандарт, как ожидается, позволит добиться следующих целей:

  1. Улучшить управление образовательными организациями за счет того, что повысится квалификация их руководителей.
  2. Добиться развития российского образования на всех уровнях — от дошкольного до высшего профессионального.
  3. Повысить управляемость в образовательных учреждениях и организациях.

Когда будет принят профстандарт руководителя образовательной организации?

Хотя профстандарты и становятся обязательными с 1 июля 2016 года, к профессиональному стандарту руководителя образовательной организации это пока не относится. Проект документа, разработанный еще в 2013 году, пока не принят и не имеет обязательного статуса, хотя первоначально его, как и все остальные, относящиеся к работникам образования, планировалось ввести в действие еще в 2015 году.

Однако после консультации с организациями работников образования было решено сначала провести апробацию стандартов в реальной практике школ и других учебных заведений.

Связана такая отсрочка в основном с тем, что образовательная деятельность, как и руководство ею, очень сильно отличается от бизнес-процессов, происходящих в обычных организациях. К тому же компетенция руководителей образовательных организаций весьма различается в зависимости от типа такой организации: сложно сравнивать между собой заведующего муниципальным детским садом и ректора государственного университета, хотя и тот и другой руководят образовательным учреждением.

С учетом информации, которая была получена в ходе апробаций, проведенных обсуждений и изучения мнений педагогов-практиков, производилась доработка профстандарта. Окончательное принятие его приказом Минтруда РФ ожидается во второй половине 2016 года.

Введения же документа в действие как обязательного к применению следует ждать, скорее всего, с января 2017 года — вместе с другими профстандартами, разработанными для работников педагогической сферы.

Что содержит проект профессионального стандарта руководителя образовательной организации?

Тот вариант профессионального стандарта руководителя образовательной организации, который сейчас готовится к принятию, имеет стандартную структуру. Как и прочие профстандарты, он разработан по шаблону, установленному приказом Минтруда России от 12 апреля 2013 года № 147н. Согласно этому приказу, каждый профессиональный стандарт должен состоять из следующих частей:

  1. Общие сведения. Здесь записывается название вида профессиональной деятельности, основная ее цель и классификация по кодам ОКЗ и ОКВЭД.
  2. Функциональная карта. Здесь описываются основные группы обобщенных функций — тех, которые сочетают в себе несколько более конкретных.
  3. Характеристика функций. В этой части содержание предыдущего раздела расписывается подробно по каждой функции, включенной в состав обобщенных.
  4. Сведения об организациях, которые принимали участие в разработке профстандарта до того момента, как он был утвержден приказом Минтруда РФ.

Теперь давайте рассмотрим, что будет содержать каждая из этих частей.

Общие сведения о должности

Раздел I стандарта содержит как официальное наименование должности (Руководитель образовательной организации) так и цели этого вида профессиональной деятельности. Цели различаются в зависимости от уровня квалификации, общим является одно — развитие и повышение эффективности работы организации, а также повышение качества услуг по образованию, которые там оказываются.

По этому разделу руководители отнесены к следующим видам экономической деятельности в кодировке ОКВЭД:

  • 85.11 — дошкольное образование;
  • 85.12 — начальное общее;
  • 85.13 — основное общее;
  • 85.14 — среднее общее;
  • 85.21 — среднее профессиональное;
  • 85.22.1 — бакалавриат;
  • 85.22.2 — специалитет;
  • 85.22.3 — магистратура;
  • 85.23 — подготовка высшей квалификации;
  • 85.30 — профессиональное обучение;
  • 85.41 — дополнительное образование (как детей, так и взрослых);
  • 85.42 — дополнительное профобразование.

Описание функций, включенных в профстандарт руководителя образовательной организации

В этом разделе проекта профстандарта обозначены следующие обобщенные функции:

  1. Руководство организацией.
  2. Развитие организации.
  3. Управление ресурсами, имеющимися в распоряжении организации.
  4. Представление интересов организации в контактах с органами власти, местного самоуправления и другими организациями (в том числе и зарубежными, если речь идет о высшем образовании).
  5. Управление исследовательской, аналитической, конструкторской и учебно-производственной деятельностью.

Каждая из этих обобщенных функций раскладывается на ряд более простых функций, касающихся конкретных видов образовательных организаций — от дошкольных учреждений до вузов. Не касается это только последней группы функций, т. к. исследования и конструкторские разработки не ведутся в школах или детских садах.

Кроме того, для каждой функции имеется свой уровень квалификации — 7 (для дошкольного и общего образования) либо 8 (для высшего).

Характеристика отдельных трудовых функций

Этот раздел содержит в себе описание отдельных действий, которые должен совершать руководитель для выполнения каждой отдельной функции. Характеризуются они достаточно подробно: в тексте проекта расшифровка каждой из описанных выше функций занимает не менее 8 страниц машинописного текста.

Кроме того, в этом же разделе указываются требования к образованию и практическому опыту, который должен иметь руководитель, занимающий соответствующую должность. К примеру, для выполнения такой функции, как непосредственное руководство организацией, требуется:

  • высшее образование;
  • профессиональная переподготовка;
  • дополнительное обучение в процессе работы по профессиональным программам (не реже чем раз в 3 года);
  • наличие ученой степени и звания (для ректоров вузов).

Для руководителя любого уровня требуется, чтобы перед назначением на должность он проработал на руководящих или педагогических должностях не менее 3 лет. Кроме того, есть и некоторые ограничения.

Например, к этой работе не допускаются лица, лишенные по закону права заниматься педагогической деятельностью.

Наконец, в этом разделе закрепляются официальные наименования руководителей в области образования. По проекту профстандарта допускаются 4 названия для их должностей:

Вопрос о том, допустимы ли иные названия, пока не решен. По-видимому, эти 4 перекрывают весь спектр возможных образовательных учреждений, включая различные гимназии, колледжи и академии.

Также необходимо отметить, что в профстандарте прямо указано, что отдельные обозначенные в нем функции могут возлагаться на заместителей, проректоров, заведующих производственной практикой и т. д. Возложение должно происходить в порядке делегирования полномочий и надлежащим образом оформляться внутренними документами учебной организации. Причем на случаи с заместителями не распространяются требования, касающиеся 3-летнего стажа руководящей деятельности.

Для лиц же, которым передаются только хозяйственные функции, не действует и требование, касающееся опыта педагогической деятельности.

Что будет с руководителями, не соответствующими профстандарту?

В связи с внедрением нового профстандарта возникает вопрос: что делать, если какой-то из руководителей окажется не соответствующим профстандарту по уровню своей квалификации? Действующий ТК РФ такого основания для увольнения, как несоответствие профессиональному стандарту, не предусматривает.

Более того, нормы законодательства о профстандартах не имеют обратной силы.

Отсюда можно сделать вывод: если не соответствующий стандарту руководитель уже занимает свою должность на тот момент, когда новый документ вступает в законную силу, причин для его увольнения нет, поэтому он продолжит занимать свою должность. Однако это не значит, что низкоквалифицированные руководители могут расслабиться.

Дело в том, что есть такая возможность для увольнения, как несоответствие должности по причине недостаточной квалификации. Для подтверждения/опровержения этого факта потребуется прохождение аттестации — и вот она-то будет проводиться как раз исходя из требований, закрепленных в профстандарте.

Именно поэтому в оставшееся до внедрения профстандарта время руководителям образовательных организаций стоит подумать о том, как повысить уровень своей квалификации (если, конечно, они хотят сохранить за собой занимаемые должности). В противном случае им надо будет готовиться либо к переводу на другую должность, либо к увольнению.

Статья написана по материалам сайтов: www.menobr.ru, xn--b1agja2bn.xn--p1ai, sparmoscow.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector