+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Силы гражданской обороны включают в себя

Для непосредственного ведения работ, связанных с выполнением задач Гражданской обороны, создаются силы ГО. В состав сил гражданской обороны входят:

· соединения и воинские части, специально предназначенные для решения задач в области гражданской обороны, организационно объединенные в войска гражданской обороны;

· аварийно-спасательные службы и нештатные аварийно-спасательные формирования для решения задач гражданской обороны.

Для непосредственного выполнения мероприятий гражданской обороны создаются силы и средства ГО, включающие соединения, части и подразделения Войск ГО, профессиональные АСС, нештатные АСФ различного уровня.

Войска ГО являются составной частью сил обеспечения безопасности государства и привлекаются к выполнению работ по защите населения и территории страны при угрозе или возникновении ЧС не только в военное, но и в мирное время.

Войска ГО Российской Федерации — соединения, части, подразделения и организации, укомплектованные военнослужащими, которые подчинены МЧС России и предназначены для защиты территории страны и ее населения при чрезвычайных ситуациях и угрозе их возникновения в мирное и военное время, обусловленных авариями, катастрофами, стихийными бедствиями.

Организационно войска гражданской обороны состоят из воинских частей и организаций центрального и регионального подчинения, спасательных центров в субъектах Российской Федерации, отдельных авиационных эскадрилий смешанного состава (отдельных вертолетных отрядов), аэромобильных пожарно-спасательных отрядов, а также частей и подразделений обеспечения.

Спасательные центры являются основными тактическими соединениями и частями войск гражданской обороны. В составе спасательного центра имеются отряды и подразделения: механизированные, аварийно-спасательные, пожарно-спасательные, парашютно-десантные, инженерно-технические, радиационной, химической и биологической защиты, понтонно-переправочные, медицинские, пожарные, разведывательные, связи, пиротехнические, обеспечения и обслуживания. Наличие в своем составе различных по применению подразделений, включая техническую оснащенность, позволяет спасательному центру проводить аварийно-спасательные и другие неотложные работы в высоком темпе в любое время года и суток.

Отдельная авиационная эскадрилья смешанного состава предназначена ведения воздушной разведки; выполнения специальных операций (пожаротушения, поиска и подбора пострадавших с ограниченных площадок, с водной поверхности и др.; оперативной доставки сил и средств на объекты проведения аварийно-спасательных работ; эвакуации пострадавших с медицинским сопровождением и т.п.).

Военнослужащие войск гражданской обороны состоят на действительной военной службе. Комплектование войск гражданской обороны осуществляется по контракту, а также на основе призыва граждан Российской Федерации на военную службу в соответствии с Законом Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе».

Задачи, порядок подготовки и применения войск гражданской обороны определяются Положением о войсках гражданской обороны, утверждаемым Президентом Российской Федерации.

Руководство войсками гражданской обороны осуществляет Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий:

· соединениями и воинскими частями войск гражданской обороны, дислоцированными на территории регионов Российской Федерации — через региональные центры МЧС России;

· соединениями и воинскими частями войск гражданской обороны центрального подчинения — непосредственно.

На военное время создается единая группировка войск ГО и воинских частей и подразделений ГПС, развертываемых по единой схеме мобилизационного развертывания. При этом основная часть воинских частей и подразделений ГПС развертывается в пожарно-спасательные части и подразделения.

Войска ГО и подразделения ГПС в основном осуществляют прикрытие не отдельных объектов, а территорий.

Объемы мобилизационных заданий по развертыванию войск гражданской обороны и воинских подразделений на военное время должны соответствовать возможным объемам аварийно-спасательных работ в условиях современных войн и реальным возможностям государства по созданию материально-технической базы для мобилизационного развертывания.

Порядок создания нештатных аварийно-спасательных формирований для решения задач в области гражданской обороны определяет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны.

Деятельность нештатных аварийно-спасательных формирований для решения задач в области гражданской обороны осуществляется по планам гражданской обороны и защиты населения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.

Нештатные аварийно-спасательные формирования для решения задач в области гражданской обороны оснащаются специальной техникой и имуществом и подготовлены для защиты населения и организаций от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, при возникновении чрезвычайных ситуаций федерального и регионального характера, а также при террористических акциях, вызывающих чрезвычайные ситуации федерального и регионального характера.

Для решения задач в области гражданской обороны в соответствии с планами гражданской обороны могут привлекаться штатные специализированные подразделения мирного времени с учетом профессиональных задач, решаемых ими. К таким подразделениям относятся медицинская (скорая помощь), коммунальные службы и формирования, службы охраны общественного порядка, противопожарные службы и подразделения, организации, занимающиеся материально-техническим обеспечением и т.д. Перечень таких подразделений, порядок их подготовки и задействования определяется главами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с рекомендациями МЧС России.

Силы Гражданской обороны

1. Силы гражданской обороны — воинские формирования, специально

предназначенные для решения задач в области гражданской обороны, организационно объединенные в войска гражданской обороны, а также гражданские организации гражданской обороны.

2. Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования выполняют задачи в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Аварийно — спасательные службы и аварийно — спасательные формирования привлекаются для решения задач в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основы деятельности войск гражданской обороны

1. На вооружении войск гражданской обороны находятся специальная техника, а также боевое стрелковое и холодное оружие.

2. Военнослужащим войск гражданской обороны выдаются удостоверения личности установленного образца, подтверждающие их статус, и международные отличительные знаки гражданской обороны.

3. Военнослужащие войск гражданской обороны могут проходить службу в федеральном органе исполнительной власти, специально уполномоченном на решение задач в области гражданской обороны, и иных органах, осуществляющих управление гражданской обороной, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

4. Деятельность войск гражданской обороны осуществляется с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, а также в мирное время при стихийных бедствиях, эпидемиях, эпизоотиях, крупных авариях, катастрофах, ставящих под угрозу здоровье населения и требующих проведения аварийно — спасательных и других неотложных работ.

В состав сил ГО входят:

1. Невоенизированные формирования ГО.

2. Военизированные части ГО.

3. Силы и средства МО, МВД и Минздрава.

2) В каждой области есть отдельный батальон ГО.

3) МО выделяет силы и средства в зависимости от вида ЧС. МВД — пожарные команды или отряды. Минздрав — бригады скорой помощи, которые комплектуются за счет персонала больниц и поликлиник.

Вопрос 42. Основы организации и мероприятия защиты населения от вредных и опасных факторов природного и антропогенного происхождения.

В современном мире к опасным и вредным факторам естественного происхождения прибавились многочисленные опасные и вредные факторы антропогенного происхождения, связанные с производственной, хозяйственной и иной деятельностью человека.

Наиболее выражены процессы техногенного изменения качественных характеристик, среды развивается в производственной сфере, являющейся самой значимой профессиональной трудовой деятельностью специалистов различного профиля. Достигнутый прогресс в сфере производства в период научно-технической революции сопровождался и сопровождается в настоящее время ростом числа и повышения уровня опасных и вредных факторов производственной среды.

Основные принципы защиты. Cнижение уровня опасности и вредности источника негативных факторов путём совершенствования его конструкции и рабочего процесса, реализуемого в нём. Увеличение расстояния от источника опасности до объекта защиты. Уменьшение времени пребывания объекта защиты в зоне источника негативного воздействия. Установка между источником опасности или вредного воздействия и объектом защиты средств, снижающих уровень опасного и вредного фактора. Применение малоотходных технологий и замкнутых циклов. Понятие о коллективных и индивидуальных средствах защиты. ^ Защита от химических негативных факторов. Общие задачи и методы защиты: рациональное размещение источника по отношению к объекту защиты, локализация источника, удаление вредных веществ из защитной зоны, применение коллективных и индивидуальных средств очистки и защиты. Защита от загрязнения водной среды. Методы обеспечения качества питьевой воды и водоподготовка. Требования к качеству питьевой воды. Методы очистки и обезвреживания питьевой воды. Хлорирование, озонирование, ультрофиолетовая и термическая обработка. Cорбционная очистка, опреснение и обессоливание питьевой воды. Достоинства и недостатки методов, особенности применения. Коллективные и индивидуальные методы и средства подготовки питьевой воды. ^ Методы утилизации и переработки антропогенных и техногенных отходов. Классификация отходов: бытовые, промышленные, сельскохозяйственные, радиоактивные, биологические, токсичные – классы токсичности. Современные методы утилизации и захоронения отходов. Сбор и сортировка отходов. Отходы как вторичные материальные ресурсы. Методы переработки и регенерации отходов. Примеры вторичного использования отходов как метод сохранения природных ресурсов. ^ Защита от энергетических воздействий и физических полей. Основные принципы защиты от физических полей: снижение уровня излучения источника, удаление объекта защиты от источника излучения, экранирование из лучений – поглощение и отражение энергии. Защита от вибраций: основные методы защиты и принцип снижения вибрации. Индивидуальные средства виброзащиты. Контроль уровня вибрации. Защита от шума. Основные методы защиты: cнижение звуковой мощности источника шума, рациональное размещение источника шума и объекта защиты относительно друг друга, защита расстоянием, акустическая обработка помещений, звукоизоляция, экранирование и применение глушителей шума. Принцип снижения шума в каждом из методов и области их использования. Индивидуальные средства защиты. Контроль уровня интенсивности звука. ^ Защита от электромагнитных излучений, статических электрических и магнитных полей. Общие принципы защиты от электромагнитных полей. Экранирование излучений – электромагнитное экранирование, магнитостатическое экранирование. Эффективность экранирования. Особенности защиты от излучений промышленной частоты. Понятие о радиопрогнозе на местности, особенности и требования к размещению источников излучения радио-частотного диапазона. Индивидуальные средства защиты. Контроль уровня излучений и напряжённости полей различного частотного диапазона. ^ Защита от ионизирующих излучений. Общие принципы защиты от ионизирующих излучений – особенности защиты от различных видов излучений (гамма, бета и альфа излучения). Особенности контроля уровня ионизирующих излучений различных видов. ^ Методы и средства обеспечения электробезопасности. Применение малых напряжений, электрическое разделение сетей, электрическая изоляция, защита от прикосновения к токоведущим частям, защитное заземление, зануление, устройства защитного отключения. Принципы работы защитных устройств – достоинства, недостатки, характерные области применения, особенности работы применительно к различным типам электрических сетей. Индивидуальные средства защиты от поражения электрическим током. ^ Защита от статического электричества. Методы, исключающие или уменьшающие образование статических зарядов: методы, устраняющие образующиеся заряды. Молниезащита зданий и сооружений – типы молниеотводов, устройство молниезащиты и требования к её выполнению. ^ Защита от механического травмирования. Оградительные устройства, предохранительные и блокирующие устройства, механизмы аварийного отключения, ограничительные устройства, тормозные устройства, системы контроля и сигнализации, дистанционное управление. Правила обеспечения безопасности при работе с ручным инструментом. Особенности правил техники безопасности подъёмного оборудования и транспортных средств. ^ Обеспечение безопасности систем под давлением. Предохранительные устройства и системы, регистрация и техническое освидетельствование систем под давлением.

Это интересно:  Какой вес нужен для армии

Силы гражданской обороны

Степень надежности управления гражданской обороной (ГО) стала одним из важнейших показателей ее готовности к выполнению поставленных задач.

Управление ГО — это целенаправленная деятельность начальников штабов и служб по поддержанию постоянной готовности подчиненных им органов и сил, организации их действий и направлению усилий на успешное выполнение задач для защиты населения и народного хозяйства в военное время.

· поддержание высокого политико-морального состояния личного состава органов управления и сил ГО;

· сбор, обработка и оценка данных об обстановке;

· принятие (уточнение) решения;

· доведение задач до подчиненных;

· организация и поддержание взаимодействия;

· всестороннее обеспечение проводимых мероприятий,

· подготовка формирований к предстоящим действиям;

· организация и поддержание непрерывной и устойчивой связи в ходе ведения ГО;

· постоянный контроль над готовностью органов и сил и выполнением поставленных задач.

В современных условиях к управлению предъявляются следующие требования:

· высокая постоянная готовность всей системы управления;

· твердость, гибкость, непрерывность, высокое качество и оперативность в работе;

Суть высокой постоянной готовности заключается в том, чтобы вся система управления буквально с первых минут после получения сигналов тревоги смогла обеспечить успешное выполнение задач в любой сложной обстановке.

Штаб ГО объекта — основной орган управления. На него возлагаются сложные задачи, в частности поддержание повседневной готовности ГО объекта (служб, формирований) к выполнению предстоящих задач.

От начальника штаба зависит согласованная работа штаба, всех служб, командиров отрядов, команд и групп, личного состава формирований.

При организации управления устанавливаются:

· порядок сбора, обработки и анализа информации штабом и службами ГО объекта;

· сроки, порядок и форма предоставления данных для доклада начальнику ГО и начальнику штаба ГО объекта;

· сроки выдачи данных штабу ГО, службам, начальникам ГО цехов и командирам формирований;

· сроки и порядок докладов об обстановке и представления донесений в вышестоящий штаб, осуществление информации сил ГО;

· порядок несения дежурства на пункте управления, порядок работы узла связи, вычислительного центра и использования их должностными лицами для текущей работы;

· порядок контроля и оказания помощи подчиненным;

· общий распорядок дня на пункте управления, в том числе приема пищи, отдыха, бытовые вопросы;

· мероприятия по соблюдению скрытого управления.

Для обеспечения устойчивого управления ГО на объекте создается пункт управления. Он, как правило, оборудуется в защитных сооружениях. Пункт управления должен быть оснащен современными техническими средствами связи, обеспечивать благоприятные условия для нормальной работы руководящего состава объекта.

В нем должны быть подготовлены удобные места для работы с техническими средствами управления, места для отдыха, приема пищи, оказания медицинской помощи. На пункте управления ГО объекта обычно размещаются: начальник ГО, его заместители, начальник штаба со своим аппаратом, начальники служб, работники связи и обслуживания.

Для эффективного управления ГО на объекте создается система связи, которая включает радио и проводные средства связи, подвижные и сигнальные средства. Система связи является основным средством управления и должна обеспечить быструю и достоверную передачу командной информации, а также донесений и сообщений о состоянии ГО. Она организуется в соответствии с решением начальника (командира), указанием начальника штаба и распоряжением по связи вышестоящего штаба. Непосредственную ответственность за ее организацию несет начальник штаба ГО объекта (службы, формирования).

Радиосредства — основные средства связи, так как они обеспечивают надежное управление мероприятиями ГО. С помощью радио можно в относительно короткое время установить связь практически на любое расстояние и на любой местности, обеспечить передачу информации одновременно большому числу корреспондентов. На объектах применяются, как правило, радиостанции ультракоротковолнового диапазона (УКВ), а в отдельных случаях — и коротковолнового диапазона (КБ). Не утратила свое значение и проводная связь. Она хороша в стационарных условиях объекта, в районе расположения формирования и при проведении СНАВР.

Даже при наличии достаточного количества современных средств радиосвязи и проводной связи современное управление невозможно без подвижных и сигнальных средств, они используются во всех звеньях управления и во всякой обстановке.

Связь организуется со старшим начальником, подчиненными силами и средствами, соседями, а также взаимодействующими органами и силами.

Характерная черта современного этапа управления — всестороннее использование организационной техники, к которой относятся:

· средства добывания информации (промышленная телевизионная установка, которая позволяет вести наблюдение за производственной деятельностью в цехах, на складах, производственных участках, приборы радиационной и химической разведки и т. д.);

· средства обработки информации и производства оперативных и инженерно-технических расчетов (клавишные вычислительные машины, электронно-вычислительные машины и т. д.);

· средства документирования и размножения документов (диктофоны, магнитофоны, пишущие машинки, копировальные (печатные) аппараты, чертежные приборы и устройства, канцелярские принадлежности, различные линейки, шаблоны, трафареты, наборы типовых записей, условных знаков, а также типовые формы).

В мирное время основное внимание уделяется вопросам рассредоточенного размещения объектов АПК с учетом интересов ГО. Например, нецелесообразно строить их вблизи крупных городов, в зоне возможных разрушений. Все капитальное строительство на объектах должно вестись с выполнением требований инженерно-технических мероприятий (ИТМ) ГО.

Для предупреждения острого дефицита энергообеспечения, неизбежного в военное время, определяют основные производственные процессы, участки производства, которые будут главными потребителями энергии, и разрабатывают для них энергосберегающие технологии и графики подачи электроэнергии от автономных источников электроснабжения, устанавливают минимально необходимые потребности объекта в электроэнергии, горюче-смазочных материалах, газе, воде. Приобретают автономные источники энергоснабжения.

Разрабатывают мероприятия по снижению пагубного воздействия стихийных бедствий и предупреждению аварий и катастроф. Проблема снижения опасности и ущерба, наносимого тем или иным стихийным бедствием, имеет много сторон (научную, инженерную, экономическую, социальную, административную, психологическую и др.).

Снижение воздействия землетрясений достигается организацией прогностических центров, сейсмостойким строительством, созданием запасов продовольствия, медикаментов, разработкой планов эвакуации, подготовкой формирований и населения, созданием четко действующей системы оповещения.

Ни предотвратить, ни остановить наводнение человек не в силах. Но в зависимости от вида наводнения применяют различные способы борьбы:

· для регулирования стока воды на реках строят различные гидротехническиесооружения (плотины, дамбы, селехранилища, укрепление и спрямление берегов и др.);

· проводят в речных бассейнах крупных рек лесомелиоративные мероприятия;

· организуют непрерывное наблюдение и своевременное доведение обстановки до объектов АПК;

· подготавливают население и специальные команды, необходимое количество плавсредств;

· определяют пути эвакуации людей и животных;

· разрабатывают в планах ГО количество и порядок использования формирований для проведения СНАВР.

Защита от разрушительных последствий цунами сводится к гидродинамической оценке опасности участков побережья и организации своевременного оповещения населения о грозящей опасности.

Лучший способ борьбы со снежными лавинами — не допускать скопления снега на опасных участках. Для этого используют артиллерийский обстрел «несозревших» лавин, сажают деревья на верхних участках горных склонов, строят различные инженерные сооружения (рвы, насыпи, подпорные стены, террасы, бетонные галереи, лавинорезы и др.).

Стратегия борьбы со снежными заносами сводится к решению таких задач, как перехват снеговетровых потоков и остановки их «на дальних подступах» к объекту защиты с помощью лесозащитных полос, переносных щитов и снежных барьеров, разработка и внедрение надежных машин и механизмов для снегоочистительных работ.

Для борьбы с оползнями прокладывают дренажные системы, изменяют размеры и рельеф склонов (озеленение, отсыпка контрфорса, укладка подпорных стенок).

Заблаговременное проведение противопожарных мероприятий в значительной степени уменьшает возможность возникновения пожаров и снижает ущерб от них. Такие мероприятия заключаются:

· в широкой массово-разъяснительной работе среди населения, работников лесного, торфяного хозяйства, объектов АПК;

· в постоянном контроле над соблюдением мер и требований пожарной безопасности;

· в проведении разнообразных специальных мероприятий.

В целях своевременного обнаружения возникшего очага пожара управления лесного и торфяного хозяйств организуют воздушное и наземное патрулирование. Большое значение для быстрой локализации и ликвидации возникшего очага пожара имеют наличие, степень подготовки и постоянная готовность противопожарных формирований, оснащенность их современными средствами пожаротушения и техникой.

Мероприятия по предупреждению аварий и катастроф представляют собой комплекс организационных и инженерно-технических мероприятий, направленных на выявление и устранение причин этих явлений, максимальное снижение возможных разрушений и потерь, если эти причины полностью не удается устранить, а также на создание благоприятных условий для проведения спасательных и аварийно-восстановительных работ.

Наиболее эффективное мероприятие — закладка в проекты вновь создаваемых объектов планировочных, технических и технологических решений, максимально уменьшающих вероятность возникновения аварий или снижающих материальный ущерб в случае, если авария произойдет.

Учитываются требования охраны труда, техники безопасности, правила эксплуатации энергетических установок, подъемно-транспортного оборудования, емкостей под высоким давлением и т. д.

При внезапном нападении противника важную роль в обеспечении устойчивости работы объекта играют:

· надежность и четкость организации оповещения работников объекта и населения в любое время суток;

· наличие фонда ЗС и их готовность к приему укрываемых;

· наличие на объекте СИЗ, организация их хранения и выдачи;

· наличие средств связи (основных и дублирующих) для управления объектом.

Устойчивая работа будет зависеть от знания и выполнения работниками объекта сигналов оповещения ГО и порядка действий по ним.

С возникновением угрозы нападения противника на объекте проводятся предусмотренные планом ГО мероприятия по организации непосредственной защиты от ОМП и приведению в готовность сил и средств для ликвидации последствий нападения.

Современные объекты АПК различны по характеру производственных процессов, условиям размещения.

Самым многочисленным его компонентом (исходным пунктом всего комплекса) являются колхозы и совхозы.

В период угрозы нападения противника в колхозе (совхозе) проводят следующие мероприятия:

· выполняют работы по защите работников хозяйства, животных, техники, сельскохозяйственной продукции от оружия массового поражения;

· организуют разведку маршрутов выдвижения невоенизированных формирований, предназначенных для оказания помощи городу;

· проводят подготовку к приему эвакуированного и рассредоточиваемого населения городов;

· строят недостающие и дооборудуют имеющиеся защитные сооружения.

Это интересно:  Санитарная охрана атмосферного воздуха

Время и очередность проведения работ указывают в приложении к плану ГО объекта на военное время.

С целью уменьшения опасности возникновения пожаров в этот период:

· защищают от светового излучения ядерного взрыва открытые технологические установки, грубые корма, емкости с горючими жидкостями и газами;

· проводят обмазку или побелку легковоспламеняющихся конструкций, зданий и сооружений;

· удаляют легковоспламеняющиеся материалы из производственных помещений, сносят ветхие строения, сараи, деревянные заборы;

· приводят в готовность гидранты, пожарный инвентарь, оборудование, огнегасительные средства, места забора воды из естественных водоемов;

· рассредоточивают и укрывают автотранспортную и сельскохозяйственную технику, используя овраги, складки местности;

· организуют охрану наиболее ценных и уязвимых объектов (энергетических объектов, складов, систем водообеспечения, автотранспортной и сельскохозяйственной техники).

На других объектах агропромышленного комплекса с учетом специфики работы объекта мероприятия в основном аналогичны мероприятиям, проводимым колхозами и совхозами.

Мероприятия, проводимые в военное время, направлены на ликвидацию последствий применения противником ОМП и других средств нападения и сохранение или восстановление устойчивости работы объекта.

· мобилизацией всех сил и средств на ведение СНАВР;

· изменением технологии производства;

· организацией рационального ведения отраслей сельскохозяйственного производства в условиях заражения территории объектов РВ, 0В и БС в целях получения достаточно «чистой», по нормативам военного времени, продукции.

Силы и средства для проведения спасательных и неотложных работ в очагах современных средств поражения и в районах аварий, катастроф и стихийных бедствий

При оценке сил и средств ГО выясняются: положение, состав, группировка и выполняемые задачи, их боеспособность, в том числе укомплектованность, наличие и состояние техники, политико-моральное состояние, степень обучения, обеспеченность материально-техническими средствами, доза излучения. Одновременно производится расчет и определяется их соответствие потребному количеству сил для ведения СНАВР. Определяется также, какую перегруппировку или маневр необходимо произвести. При оценке положения соседей устанавливается, в какой мере их состояние и действия будут способствовать или отрицательно влиять на решение задач по проведению СНАВР на объекте.

Характер местности и состояние маршрутов изучаются с целью выяснения их влияния на передвижение сил и средств ГО и выполнение ими спасательных работ. Особое внимание уделяется прогнозированию изменений на местности в результате применения оружия массового поражения. Устанавливается способ наилучшего использования местности при решении задач ГО объекта.

Время года и суток, состояние погоды оцениваются с точки зрения их влияния на действия сил и средств в очаге поражения при проведении СНАВР. Зимой предусматриваются меры против обморожения личного состава сил ГО и пораженных, весной намечаются меры по повышению проходимости транспорта ГО. При изучении времени суток определяется продолжительность дня и ночи. Изучается также прогноз погоды, направление господствующих ветров, осадки, режим водных акваторий, состояние гидротехнических сооружений и возможность затопления.

Выводы, которые должны быть сделаны из оценки обстановки, являются основой для принятия решения на проведение СНАВР.

Принятое решение штаб ГО оформляет в виде приказа или отдельных распоряжений. Решение, кроме того, наносится на план объекта, основная его идея докладывается вышестоящему начальнику. На основании принятого решения ставятся задачи подчиненным в виде приказа или отдельных распоряжений.

Главной и основополагающей задачей гражданской обороны является организация и провидение мероприятий, которые направлены на повышение устойчивости работы жизненно важных объектов в условиях чрезвычайных ситуаций, так называемых ЧС.

Под устойчивостью работы промышленного объекта понимают способность его в условиях ЧС выпускать продукцию в запланированных объеме и номенклатуре, а при получении слабых и средних разрушений или нарушении связей по кооперации и поставкам восстанавливать производство в минимальные сроки.

Также под устойчивостью работы объектов, которые непосредственно не производят материальные ценности принято понимать способность выполнять свои функции в условиях чрезвычайных ситуаций.

Группа факторов, влияющих на устойчивость работы объектов народного хозяйства в условиях ЧС:

1. Инженерно-технический комплекс объекта должен иметь способность противостоять в определенной степени ударной волне, световому излучению и радиации.

2. Объект должен быть подготовлен и хорошо оснащен для ведения спасательных и других неотложных работ и работ по восстановлению нарушенного производства.

3. Должна существовать надежная защита рабочих и служащих от воздействия чрезвычайных событий.

4. Объект обязан быть защищен от вторичных поражающих факторов (пожаров, взрывов, затоплений, заражений ядовитыми сильнодействующими веществами).

5. Производство должно быть устойчивым и непрерывно управляется ГО.

6. Должна быть система снабжения объекта всем необходимым для производства продукции (сырьем, топливом, электроэнергией, водой и т.п.).

При полном и всестороннем изучении объекта народного хозяйства выявляется устойчивость работы во время ЧС, также выявляется их влияние на производственную деятельность.

Гражданская оборона — составная часть системы общегосударственных мероприятий, проводимых с целью защиты населения и объектов народного хозяйства в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Эта цель может быть достигнута заблаговременным проведением организационных, инженерно-технических и других мероприятий, направленных на максимальное снижение воздействия поражающих факторов.

Современное ракетно-ядерное оружие обладает огромной разрушительной и поражающей силой. Оно способно вызвать большие человеческие жертвы и причинить огромный материальный ущерб.

Значительные разрушения на объектах народного хозяйства, большие потери среди населения могут стать причиной резкого сокращения выпуска промышленной и сельскохозяйственной продукции, вызвать необходимость проведения спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ в очагах поражения. В связи с этим возникает необходимость заблаговременно принимать соответствующие меры по защите населения от воздействия поражающих факторов оружия массового поражения, обеспечению устойчивой работы объектов народного хозяйства, что составляет суть задач Гражданской обороны РФ.

Вопросами защиты и повышения устойчивости работы объектов народного хозяйства в военное время занимались и раньше. Однако так остро, как сейчас, эта проблема никогда еще не стояла, потому что характер и возможные последствия вооруженного воздействия современных средств поражения на экономику приобрели качественно новые особенности, вытекающие из характера возможной будущей войны.

Инженерная защита рабочих и служащих объекта — это защита с использованием инженерных сооружений: убежищ, противорадиационных укрытий. Она достигается заблаговременным проведением инженерных мероприятий по строительству и оборудованию защитных сооружений с учетом условий расположения объекта и требований строительных норм и правил.

Оценка инженерной защиты рабочих и служащих на объекте заключается в определении показателей, характеризующих способность инженерных сооружений обеспечить надежную защиту людей.

Силы ГО — воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области ГО, организационно объединенные в войска ГО, а также гражданские организации ГО

Для решения задач в области ГО воинские части и подразделения ВС РФ, других войск и воинских формирований привлекаются в порядке, определенном Президентом РФ.

Аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования привлекаются для решения задач в области ГО в соответствии с законодательством РФ.

На вооружении войск ГО находятся специальная техника, а также боевое ручное стрелковое и холодное оружие.

В гражданские организации ГО могут быть зачислены граждане РФ : мужчины в возрасте от 18 лет до 60 лет, женщины в возрасте от 18 лет до 55 лет, за исключением военнообязанных, имеющих мобилизационные предписания, инвалидов 1, 2 или 3 группы, беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до 8 лет, а также женщин, получивших среднее или высшее медицинское образование, имеющих детей в возрасте до 3-х лет.

Организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ :

— планируют и организуют проведение мероприятий по ГО;

— проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;

— осуществляют обучение своих работников способам защиты от опасностей, возникающих при ведении боевых действий или вследствие этих действий;

— создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения;

— создают и содержат в целях ГО запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Для обеспечения выполнения мероприятий ГО в организации создаются штаб и службы ГО, которые проводят работу на основе решений начальника ГО — руководителя организации.

Работу штаба ГО возглавляет начальник штаба, он является заместителем начальника ГО организации и несет полную ответственность за выполнение возлагаемых на штаб задач.

Федеральным законом «О гражданской обороне» установлены следующие основные задачи ГО:

— обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

— оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

— эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

— предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;

— проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

— проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий;

— первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;

— борьба с пожарами, возникающими при ведении военных действий или вследствие этих действий;

— обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;

— обеззараживания населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;

— восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий;

— срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

— срочное захоронение трупов в военное время;

— разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

— обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

Гражданская оборона как составная часть системы национальной безопасности и обороноспособности страны должна быть в готовности к выполнению задач при любых вариантах развертывания и ведения военных действий и в условиях совершения крупномасштабных террористических актов. При этом основное внимание должно уделяться действиям в условиях локальных и региональных войн с применением различных видов оружия. Кроме того, гражданская оборона должна принимать участие в защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при террористических актах.

В мирное время гражданская оборона выполняет задачи по созданию органов управления, подготовке сил, обучению населения, поддержанию в готовности средств защиты, планомерному накоплению ресурсов, необходимых для выполнения положенных мероприятий, созданию условий для оперативного развертывания системы защитных мероприятий, сил и средств в угрожаемый период, проведению комплекса подготовительных мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.

Это интересно:  Решение протокол об изменении места нахождения ооо

В случае чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера федерального и регионального уровня, а также при террористических актах силы и ресурсы гражданской обороны могут привлекаться для выполнения мероприятий по их предотвращению и ликвидации.

В период нарастания военной угрозы (в угрожаемый период) до объявления мобилизации главной задачей гражданской обороны является выполнение комплекса запланированных мероприятий, направленных на повышение готовности органов управления, сил гражданской обороны, а также организаций – исполнителей мобилизационных заданий и создаваемых на период военного времени специальных формирований к переводу на организацию и состав военного времени, а также федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций – к переходу на работу в условиях военного времени.

В военное время гражданская оборона проводит комплекс мероприятий, обеспечивающих максимальное сохранение жизни и здоровья населения, материальных и культурных ценностей, повышение устойчивости экономики в условиях применения противником современных и перспективных средств вооруженной борьбы, в том числе и оружия массового поражения.

Повседневное управление гражданской обороной осуществляют органы, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны.

Возглавляет систему органов, осуществляющих управление гражданской обороной МЧС России, которое создает территориальные органы – региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям, ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации ЧС в субъектах Российской Федерации.

В федеральных органах исполнительной власти для планирования, организации и контроля выполнения мероприятий гражданской обороны по решению их руководителей создаются за счет установленной численности и фонда заработной платы штатные структурные подразделения (управления, отделы, секторы группы), специально уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны. В организациях управление гражданской обороной осуществляют структурные подразделения или работники, специально уполномоченные на решение этих задач. Они создаются (назначаются) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Их количество в зависимости от численности работников организации указано в таблице № 1.

В организациях, не отнесенных к категориям по гражданской обороне, с количеством работников свыше 200 человек назначается один освобожденный работник по гражданской обороне, а в организациях с количеством работников менее 200 человек работа по гражданской обороне выполняется одним из сотрудников по совместительству.

Количество освобожденных работников, специально уполномоченных

на решение задач в области гражданской обороны, в организациях,

отнесенных к категориям по гражданской обороне

Силы гражданской обороны включают в себя воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области гражданской обороны. Они организационно объединены в войска гражданской обороны. Для решения задач гражданской обороны привлекаются также Вооруженные силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования, а также аварийно – спасательные службы и аварийно – спасательные формирования.

Войска гражданской обороны организационно состоят из спасательных центров, спасательных и учебных бригад, отдельных механизированных полков, вертолетных отрядов и некоторых других частей и подразделений. Управление войсками осуществляет министр МЧС России.

Важной составляющей гражданской обороны являются нештатные аварийно – спасательные формирования (НАСФ), которые создаются в организациях, имеющих и эксплуатирующих потенциально опасные производственные объекты, а также имеющих важное оборонное и экономическое значение или представляющих высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций. НАСФ оснащены специальной техникой, имуществом для защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей и предназначены для выполнения основного объема аварийно — спасательных работ и других мероприятий гражданской обороны. Эти формирования могут иметь разную специализацию: спасательные, медицинские, противопожарные, инженерные, аварийно – технические, автомобильные, разведки, радиационного и химического наблюдения, радиационной и химической защиты, связи, механизации работ, охраны общественного порядка, питания, торговли и др.

В состав формирований входят:

— сводные отряды, команды и группы;

— спасательные отряды, команды и группы;

— отряды и команды механизации работ; команды, группы и звенья разведки и связи;

— медицинские отряды, бригады, дружины, группы, звенья, подвижные госпитали, санитарные посты;

— аварийно – технические команды и группы;

— автомобильные и автосанитарные колонны; команды и группы охраны общественного порядка и др.

Большая часть аварийно – спасательных формирований представляет собой спасательные службы гражданской обороны, подготовленные для проведения специальных мероприятий, требующих высокой технической оснащенности и высокопрофессиональной подготовки личного состава. Руководство службами осуществляют начальники, которых назначает своим приказом руководитель объекта.

Начальники служб участвуют в разработке плана гражданской обороны объекта и самостоятельно разрабатывают положенные документы. На них возлагается поддержание в постоянной готовности сил и средств и своевременное обеспечение подчиненных формирований специальным имуществом и техникой.

Служба оповещения и связи создается на базе узла связи объекта. На нее возлагается организация связи и своевременного оповещения руководящего состава, персонала объекта и населения, проживающего вблизи объекта, об угрозе чрезвычайной ситуации.

Медицинская службаорганизуется на базе медицинского подразделения (здравпункта, поликлиники). Служба обеспечивает комплектование, обучение и поддержание в готовности медицинских формирований, накопление запасов медицинского имущества и медицинских средств индивидуальной защиты, проводит медицинскую разведку и санитарно – эпидемиологическое наблюдение, оказывает медицинскую помощь пострадавшим и эвакуирует их в лечебные учреждения, осуществляет медицинское обслуживание работников объектов экономики и членов их семей в местах рассредоточения и эвакуации.

Служба радиационной, химической и биологической защиты разрабатывает и осуществляет мероприятия по защите персонала и населения от воздействия радиоактивных, химических и биологических веществ, организует подготовку соответствующих формирований, обеспечивает контроль за облучением и заражением персонала, а также за состоянием средств индивидуальной защиты и специальной техники, проводит радиационную и химическую разведку и мероприятия по ликвидации очагов радиоактивного загрязнения и химического заражения.

Служба охраны общественного порядкасоздается на базе подразделений ведомственной охраны. Она обеспечивает охрану объекта, поддержание общественного порядка во время проведения аварийно – спасательных и других неотложных работ, контролирует режим соблюдения светомаскировки.

Служба энергоснабжения и светомаскировкиформируется на базе отдела главного энергетика. Она обеспечивает бесперебойную подачу газа, топлива, электроэнергии на объект, проводит мероприятия по светомаскировке и первоочередные восстановительные работы на энергосетях.

Аварийно – техническая служба организуется на базе отдела главного механика (производственного, технического). Она осуществляет мероприятия по защите уникального оборудования, повышению устойчивости основных сооружений, специальных инженерных сетей и коммуникаций, проводит работы по локализации и ликвидации аварий на коммуникациях и сооружениях объекта.

Служба убежищ и укрытийсоздается на базе отдела капитального строительства (жилищно – коммунального отдела, строительного цеха). Она обеспечивает готовность убежищ и укрытий, контроль за правильностью их эксплуатации, организует строительство защитных сооружений гражданской обороны, проведение аварийно – спасательных и других неотложных работ при вскрытии заваленных убежищ и укрытий.

Транспортная служба формируется на базе транспортного отдела (гаража). Она осуществляет мероприятия по обеспечению перевозок, по рассредоточению работников объектов экономики и доставке их к месту работы, организует подвоз необходимых сил и средств к очагам поражения, перевозит пострадавших в лечебные учреждения, проводит работы по обеззараживанию транспорта.

Служба материально – технического обеспеченияорганизуется на базе отдела материально – технического снабжения. Она осуществляет снабжение формирований специальной техникой, имуществом и продовольствием, организует хранение, учет и ремонт техники и имущества, а также их подвоз к местам проведения работ, обеспечивает предметами первой необходимости персонал объекта на предприятии и в местах рассредоточения.

На небольших предприятиях службы гражданской обороны обычно не создаются, а их функции выполняют структурные органы управления этих объектов.

Организации при подготовке к ведению гражданской обороны в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации проводят следующую работу:

-планирование и организацию проведения мероприятий по гражданской обороне;

-проведение мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования учреждения (предприятия) в военное время;

-обучение работников способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

-создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию локальных систем оповещения;

-создание и содержание запасов материально – технических, продовольственных, медицинских и иных средств, необходимых для ведения гражданской обороны.

Ведение гражданской обороны на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения.

Для организации выполнения основных задач гражданской обороны из числа заместителей руководителя организации назначаются ответственные лица.

Для проведения рассредоточения и эвакуации обычно назначается заместитель руководителя объекта по общим вопросам. Являясь председателем эвакуационной комиссии, он разрабатывает план эвакуации и рассредоточения, организует подготовку мест в загородной зоне, эвакуацию персонала и доставку рабочей силы к месту работы, а также руководит службой охраны общественного порядка.

Главный инженер предприятия руководит разработкой мероприятия по переводу объекта на особый режим работы, организует выполнение мероприятий по повышению устойчивости работы предприятия в мирное время, при угрозе нападения и в военное время, непосредственно руководит службами (аварийно – технической, противопожарной, убежищ и укрытий), а также осуществляет техническое обеспечение аварийно – спасательных и других неотложных работ.

Заместитель (помощник) руководителя объекта по материально – техническому обеспечению организует накопление и хранение специального имущества, техники, инструмента, средств защиты и транспорта. На него возлагается материально – техническое обеспечение работ по строительству защитных сооружений гражданской обороны, а также спасательных и других неотложных работ. При угрозе нападения противника он осуществляет рассредоточение запасов сырья, продовольствия и уникального оборудования.

Структурное подразделение по гражданской обороне организации (отдел, сектор, группа и т. п.) является органом, осуществляющим управление, и выполняет функции штаба гражданской обороны объекта. Его работа организуется на основании приказов, распоряжений и указаний руководителя объекта, вышестоящего штаба и решений органов управления по делам ГОЧС. Структурное подразделение осуществляет мероприятия по защите персонала организации, разрабатывает план гражданской обороны объекта и организует его выполнение, проводит обучение персонала объекта по гражданской обороне и подготовку нештатных аварийно – спасательных формирований и спасательных служб.

Статья написана по материалам сайтов: studfiles.net, studbooks.net, megaobuchalka.ru.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector