+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Социальное управление включает в себя управление

Социальное управление, менеджмент рассматривается как процесс воздействия на социальные процессы для достижения определённых целей, а также как сфера деятельности людей. Необходимость социального управления обусловлена разделением труда и потребностью его кооперации.

Самостоятельным предметом социального управления является управленческая деятельность в единстве с управленческими отношениями, которые складываются в процессе создания самой системы социального управления, её построения, функционирования и развития. Наука социального управления изучает окружающий мир в целостной системе воздействия на все его отрасли для достижения главной цели общества- повышения качества жизни его членов.

Система социального управления включает в себя различного рода специалистов, обеспечивающих социальное управление, методы управления и средства вычислительной техники, а также объём различной информации, помогающий осуществить связь между объектом и субъектом управления.

Сейчас становится необходимым включать в современное социальное управление творчески одарённых людей, которые благодаря своему интеллекту и творческому потенциалу, способны создать условия для выполнения главной цели общества — повышение качества жизни его граждан. Поэтому в социальном управление является главным не только достижение целей, но и поддержание целостности любой сложной социальной системы, и побуждение её к саморазвитию

В систему управления входят социальные организации, следящие за исполнением управленческих решений и обеспечивающие обратную связь. Управленческие и организационные отношения тесно связаны между собой и представляют единое целое. Важной задачей социального управления и является поддержание целостности таких отношений, благодаря чему само социальное управление становится эффективней, а достижение целей быстрым и своевременным.

Для эффективного социального управления необходимо использовать законы и закономерности управленческого воздействия, построение моделей управляемых объектов и субъектов, обеспечение системного подхода и целостности в социальном управлении.

Итогом деятельности системы социального управления является принятие и воплощение в жизнь управленческих решений.

Социальное управление включает в себя управление

5. Принцип единства специализации и унификации процессов управления. Специализация повышает его эффективность. Однако это не всегда можно использовать из-за низкой повторяемости управленческих процессов. Поэтому специализация должна дополняться универсализацией управления, выработкой общих методов.

6. Принцип многовариантности управленческих решений диктуется необходимостью осуществлять выбор одного рационального и эффективного решения из множества возможных, в том числе и альтернативных решений по выполнению функций системы и достижению ею поставленной цели.

7. Принцип обеспечения устойчивости системы по отношению к внешней среде. Устойчивость и стабильность управленческой системы определяется качеством стратегического управления и оперативного регулирования, приводящего к лучшей приспособляемости системы (организации) к изменениям во внешней среде, в том числе и к благоприятным.

8. Принцип мобильности процесса управления. Наряду с устойчивостью управление должно быть мобильным, т.е. быстро и без особых трудностей приспосабливать изменения внутренней среды (организации фирмы) и внешней среды (потребителей товаров и услуг, конъюнктуры рынка) к научно-техническим изменениям.

9. Принцип автоматизации управления. Чем выше уровень автоматизации управления, тем выше качество процесса управления и ниже затраты. Условием автоматизации управления является развитие унификации и стандартизации элементов управленческой системы, производства, специализации выполняемых функций.

10. Принцип единства руководства, сущность которого можно выразить так: в одной организации, будь то промышленное предприятие, торговая фирма, научное учреждение или армия, должны функционировать один руководитель и одна программа для совокупности операций, преследующих одну и ту же цель.

Французский специалист в области теории управления А. Файоль отмечал, что дело не в недостатке или избытке принципов, а в том, что надо уметь ими оперировать. Без принципов, — утверждал он, — мы во тьме, в хаосе; без опыта и меры, даже с наилучшими принципами, мы тоже в трудном положении. Принцип — это маяк, помогающий ориентироваться: служить он может только тем, кто знает путь в порт». А знать сущность принципов можно только на основе изучения теории, в том числе и социологии управления, которая оставляет широкое поле для творческой инициативы и самодеятельности руководителей в процессе осуществления ими управленческой деятельности.

Субъект и объект управления являются исходными, первичными компонентами управленческой структуры. Субъект управления — это лицо, группа лиц или специально созданный орган, являющийся носителем управленческого воздействия на социальный объект. Объекты управления можно типологизировать: по масштабам и уровням управленческого воздействия (страна, отрасль, регионы и т.п.); по видам регулируемой деятельности (производственная, социальная, политическая, культурная и т.п.); по адресату управленческого воздействия (население социально-территориальных общностей, персонал министерств и ведомств, предприятий и учреждений и т.п.). При этом на передний план в социологическом исследовании управленческой деятельности выдвигаются социальные отношения и взаимодействия людей, вовлеченных в тот или иной вид деятельности, объединенных в те или иные социальные общности и организации.

Особенности С.У. в плане распределения целей и задач между различными уровнями и звеньями управленческой деятельности связаны с организационной структурой управления. Под организационной структурой управления понимается совокупность уровней и звеньев управленческой деятельности в единстве с их функциональными областями, расположенными в строгой соподчиненности и обеспечивающими взаимосвязь между управляющей и управляемой системами для эффективного достижения целей. Она ориентирована на установление четких взаимодействий между отдельными подразделениями системы управления, распределением между ними прав, обязанностей и ответственности.

В организационной структуре управления выделяются следующие основные элементы: уровни (ступени) управления, его звенья и связи горизонтальные и вертикальные. Под уровнем управления понимается иерархическая соподчиненность подразделений и звеньев управленческой деятельности, занимающих определенную ступень в системе управления. Ступени управления находятся в вертикальной зависимости друг от друга и подчиняются друг другу по иерархии: руководители более высокой ступени управления разрабатывают и принимают решения, которые конкретизируются и осуществляются руководителями более низкой ступени, а каждое должностное лицо ответственно как за свои собственные решения и действия, так и за решения и действия своих подчиненных, в силу чего каждое должностное лицо располагает властью над теми, кто находится ниже его в управленческой пирамиде.

Т. Парсонс выделил три основных уровня управления в зависимости от того, какие функции выполняются руководителями разного ранга. Согласно его определению, руководители низового звена, действующие на техническом уровне, в основном занимаются ежедневными операциями и действиями, необходимыми для обеспечения эффективной работы без срывов в производстве продукции или оказании услуг. Руководители, действующие на управленческом уровне, в основном заняты управлением и координацией внутри организации, они согласовывают разнообразные формы деятельности и усилия различных подразделений организации. Руководители, действующие на институциональном уровне, т.е. на уровне социальных институтов, таких, например, как государство, религия, правовая система, вооруженные силы и т.п., заняты в основном формулированием целей, разработкой стратегических решений и долговременных (перспективных) планов, адаптацией управляемой социальной системы к различного рода переменам, управлением взаимодействий данной системы с внешней средой.

Руководители низового звена (операционные руководители) в основном осуществляют контроль за выполнением производственных заданий, отвечают за непосредственное использование выделенных им людских, финансовых, материально-технических и иных ресурсов. Типичные представители этого низового уровня управления — мастер смены, сержант, старшая медсестра, заведующий отделом и т.д.

Руководители среднего звена чаще всего возглавляют крупное подразделение или отделение в организации, а характер их работы определяется прежде всего координированием и управлением работой руководителей низового звена, подготовкой информации для решений, принимаемых руководителями высшего звена, последующей трансформацией полученных сверху решений в технологически удобную форму в виде конкретных заданий руководителям низового звена, а также осуществлением этих решений. Типичными должностями руководителей среднего звена управления являются: заведующий отделом (в бизнесе), декан (в университете), директор филиала, армейский офицер от лейтенанта до полковника.

Руководители высшего звена — это высший организационный уровень управления. Они отвечают за принятие и осуществление важнейших решений на уровне социального института или крупнейших его подразделений, координируют деятельность нижестоящих уровней управления, направляя ее к единой цели. Сильные руководители высшего звена обычно накладывают отпечаток своей личности на деятельность возглавляемого ими социального института. Например, атмосфера, в которой действует правительство, да и вся страна, обычно претерпевает значительные изменения при новом президенте. Типичные представители руководителей высшего звена — президент страны, председатель правительства, министры, генералы, ректоры вузов.

К звеньям управления относятся структурные подразделения, а также специалисты, выполняющие соответствующие управленческие функции. Управленческие звенья органично связаны с уровнями управления, в содержании своей деятельности определяются последними.

В структуре управления обычно выделяют два типа управленческих связей — горизонтальные и вертикальные. Вертикальные связи образуют иерархическую соподчиненность, при которой низовое звено управления находится в вертикальной управленческой зависимости от среднего звена, а то, в свою очередь, в вертикальной зависимости от высшего управленческого звена.

Кроме того, в системе управления существуют и горизонтальные связи, характеризующиеся расстановкой конкретных руководителей во главе отдельных подразделений. Например, на многих предприятиях имеются начальники производственного отдела, финансового отдела, энергетической, конструкторской службы, службы маркетинга.

В линейной организационной структуре управления каждый подчиненный имеет одного начальника, а каждый начальник — несколько подчиненных. Такая структура функционирует обычно в небольших организациях и на низших уровнях управления. Ее преимущества состоят в том, что она обеспечивает: а) единство и четкость распорядительства; б) согласованность действий распорядителей; в) простоту канала управления (один канал сверху); г) оперативность в принятии решений; д) личную ответственность руководителя за конечный результат деятельности своего подразделения. Но она обладает и рядом недостатков: а) отсутствие звеньев по планированию и подготовке решений; б) перегрузку руководителя информацией; в) затруднительность связей между управленческими инстанциями; г) концентрацию власти в управленческой верхушке.

Подобные недостатки устраняются при введении функциональной организационной структуры управления. Ее основная идея заключается в том, что выполнение отдельных функций по конкретным направлениям деятельности возлагается на специалистов, т.е. каждое звено управления (либо исполнитель) специализированы на выполнение отдельных видов деятельности. В таком случае специалисты одного профиля и уровня объединяются в специализированные структурные подразделения (отделы), например, плановый отдел, бухгалтерия, отдел маркетинга и т.д. Таким образом, общая задача управления организацией подразделяется, начиная со среднего управленческого уровня, по функциональному критерию. Поэтому и управление такого рода носит название — функциональная структура управления.

Преимущества функциональной структуры таковы: а) высокая компетентность специалистов, отвечающих за осуществление конкретных функций; б) освобождение линейных менеджеров, осуществляющих конкретные функции; в) стандартизация, формализация и программирование некоторых специальных вопросов. Но ей присущи и определенные недостатки. Они состоят в следующем: а) чрезмерная заинтересованность в реализации целей и задач «своих» подразделений; б) трудности в поддержании взаимосвязей между различными функциональными службами; в) длительность процедур принятия решений.

В связи с тем, что в системе управления наряду с горизонтальными связями функционируют и связи вертикальные, существуют и вертикальные структуры управления. В них отчетливо вырисовывается иерархическая соподчиненность разных структурных уровней управленческой деятельности. Типичным проявлением такой управленческой структуры является «управленческая вертикаль», функционирующая ныне в Республике Беларусь. На вершине этой вертикали действует президент страны — высшее должностное лицо, гарант суверенитета, независимости и территориальной целостности государства. В его непосредственном подчинении — администрация президента. Ниже ее по степени убывания властности и масштабов управленческой деятельности располагаются областные администрации, еще ниже — администрации районов и городов. В итоге складывается и функционирует многоступенчатая, построенная по принципу вертикальной зависимости, пирамидальная структура управления.

Нередко в системе управления создается специфический симбиоз, конструируемый путем органического совмещения структур двух видов: линейной и вертикальной. Такое совмещение обусловлено необходимостью координации деятельности в тех случаях, когда такая деятельность распределяется по своим целям, задачам, содержанию как по горизонтали, так и по вертикали, что имеет место в крупных современных организациях и в социальных институтах. Подобного рода организационная структура управления называется матричной. Такая матричная структура управления функционирует на крупных предприятиях.

При матричной структуре управления руководитель программы (проекта) работает не с подчиненными ему непосредственно специалистами, которые подчинены линейным руководителям, а в основном определяет, что и когда должно быть сделано по конкретной программе, линейные же руководители решают, кто будет выполнять ту или иную работу.

Матричная структура тоже имеет свои преимущества и недостатки. Преимущества ее таковы: 1) возможность быстро реагировать и адаптироваться к изменяющимся внутренним и внешним условиям организации; 2) рациональное использование кадров за счет специализации различных видов трудовой деятельности; 3) увеличение мотивации деятельности за счет децентрализации управления и усиления демократических принципов руководства; 4) сокращение нагрузки на руководителя высокого уровня за счет делегирования определенной части полномочий; 5) повышение личной ответственности управленцев каждого уровня. Но она имеет и определенные недостатки, которые сводятся к следующему: 1) сложная структура соподчинения, в результате чего возникают проблемы, связанные с установлением приоритетов заданий и распределением времени на их выполнение; 2) присутствие нездорового соперничества между руководителями программ; 3) необходимость постоянного контроля за соотношением сил между распределяемыми целями. Создание матричной организационной структуры управления организацией считается целесообразным в том случае, если существует необходимость освоения ряда новых сложных изделий в сжатые сроки, внедрения технологических новшеств и быстрого реагирования на конъюнктурные колебания рынка.

Это интересно:  Отключить радиоточку через госуслуги

Матричные структуры управления открыли качественно новое направление в развитии наиболее гибких и активных программно-целевых структур управления. Они нацелены на подъем творческой инициативы руководителей и специалистов и выявление возможностей значительного повышения эффективности производства и других сфер деятельности.

Наряду с организационными структурами управления выделяют структуры управления, различающиеся характером и содержанием управленческой деятельности. Так, в частности, в некоторых организациях и учреждениях функционирует механическая структура управления, при которой управленческое воздействие на подчиненных сотрудников осуществляется традиционно-бюрократическими методами, а инновационные приемы управленческой деятельности и изменения в окружающей среде в расчет не принимаются. Совершенно иной характер имеет адаптивная структура управления, позволяющая гибко реагировать на изменения в окружающей среде и принимающая в расчет все инновационные приемы управленческой деятельности. Значительным своеобразием отличается патисипативная структура управления, основанная на активном включении сотрудников и их представителей в процессы выработки, принятия и реализации управленческих решений (от обмена информацией, консультаций и переговоров до включения представителей сотрудников в наблюдательные и исполнительные советы, их участия в распределении прибылей и в разработке программ совершенствования производства).

Структурная динамика управленческой деятельности органично взаимоувязана с выполняемыми ею функциями. Их единство и взаимообусловленность (функция порождает соответствующую структуру, а возникновение новой структуры неизбежно приводит к появлению новой функции либо превращает латентную функцию, ранее не заметную для управления, в открытую) образует сложную и многогранную систему управленческой деятельности.

Одна из основных функций управленческой деятельности заключается в обеспечении целеполагания и целедостижения силами и средствами, имеющимися в распоряжении управляемой системы.

Функция целеполагания и целедостижения — первая функция управления — реализуется посредством выдвижения: 1) целей-ориентаций, выражающих общие интересы и устремления входящих в состав управляемой организации людей, групп и подразделений; 2) целей-заданий — планов, предписаний, поручений, задаваемых управляемой системе ее управляющей подсистемой или вышестоящей организацией; 3) целей-систем, обеспечивающих стабильность, целостность, устойчивость, динамизм управляемой системы, устанавливаемые управлением и необходимые для функционирования материализованной и объективированной структуры данной организации — фирмы, предприятия, корпорации и т.п. Четкое согласование всех трех компонентов этой функции — важнейшая задача управления, ибо любое их рассогласование — источник дисфункции и социальной патологии управленческой деятельности.

Вторая функция управления — административная, отражающая деятельность управленческой структуры на основе законодательства в области труда и нормативных актов, регулирующих кадровую сферу и складывающиеся трудовые отношения, в том числе составление штатного расписания организации, прием, увольнение, передвижений кадров, соблюдение трудового законодательства и т.п.

Управленческая деятельность неосуществима без выполнения третьей — информационно-аналитической — функции, которая обеспечивает приток информации из окружающей социальной среды в данную организацию и из этой организации в окружающую среду, а также информационное обеспечение управленческой структуры, подчиненных ей структурных подразделений и отдельных индивидов, включенных в состав данного предприятия, фирмы, корпорации и т.п., без чего невозможно обеспечение целеполагания и целеосуществления, сплочение членов организации для решения поставленных перед нею задач.

Четвертая функция управления — социальная, заключающаяся в социальной поддержке и защите работников, создании условий для их эффективного труда, определении уровня заработной платы, социальных льгот, оздоровлении работающих и их семей, организации их содержательного отдыха.

Пятая функция управленческой деятельности — прогнозирование, заключающаяся в определении возможных изменений в окружающей социальной среде, например, конъюнктуры рынка, и соответствующей этому трансформации задач и действий данной организации, а также внутренних изменений в самой организации, в том числе ее кадровом потенциале, в подготовке, переподготовке и повышении квалификации работников, в планировании их служебной карьеры.

Шестой функцией управления является планирование, представляющее собой процесс выбора целей данной системы (организации) и решений, необходимых для их достижения.

Для своей успешной реализации управленческая деятельность должна включать в себя седьмую — мотивационно-стимулирующую функцию, предполагающую создание необходимых условий (материально-технических, финансовых, социально-психологических, бытовых и др.), побуждающих сотрудников к активной и эффективной трудовой деятельности посредством экономических (зарплата, премия и т.п.), моральных (благодарность, награда, почетное звание и др.) и иных рычагов, в первую очередь, с учетом необходимости оценки работы в соответствии с ее качеством, эффективностью и результатом.

Восьмая функция управления — корректирующая деятельность управляемой системы (организации), направленная на недопущение срывов и невыполнения полученных заданий, на повышение эффективности и качества работы всех подразделений и звеньев данного объекта управления.

Девятая функция управленческой деятельности — удерживание возможных отклонений в функционировании системы (организации) в определенных пределах, обеспечивающее сохранение ее целостности, качественной специфики и динамической устойчивости.

Десятая функция управления — обеспечение компетентности и дисциплины всего персонала, всех должностных лиц данной организации в их повседневной служебной деятельности.

Одиннадцатая функция управленческой деятельности — осуществление контроля всех подразделений данной организации, обеспечивающего упорядочивающее и эффективное взаимодействие ее элементов с помощью нормативного (в том числе правового) регулирования.

Двенадцатая функция управленческой деятельности — создание благоприятного климата для успешной работы всех сотрудников организации, способствующего достижению высоких результатов в деятельности данной организации.

Тринадцатая функция успешной управленческой деятельности воплощается в обеспечении целостности системы (организации), сохранении и упрочении ее качественной специфики и динамичного устойчивого развития.

Четырнадцатая функция управления — повышение качества и эффективности служебной деятельности. Она включает в себя разработку прогнозных оценок внешнесредовых и внутрифирменных изменений, формулирование и реализацию предложений и планов по совершенствованию организации труда, по ориентационным изменениям в структурных подразделениях, по улучшению мотивации и стимулирования всех направлений деятельности организации, по обеспечению высокой эффективности ее деятельности.

Оптимальное соотношение рассмотренных функций управленческой деятельности предполагает их интеграцию на основе использования возможностей и пределов каждой из них, их непротиворечивого сочетания и взаимодействия. Например, руководитель любой организации — завода, вуза, банка, торговой фирмы и т.п. — заинтересован в том, чтобы как можно больший объем управленческих решений (распоряжений, заданий, указаний и т.д.) перевести из формы разовых воздействий в форму оптимально действующей системы в соответствии с целями, стоящими перед данной организацией.

Всякий процесс управления носит циклический, относительно замкнутый характер. Этот процесс, взятый в его единичном виде, начинается с определения целей и задач и планирования действий, направленных на их достижение, и завершается их осуществлением, достижением желаемого и планируемого результата. Затем на основе информации о результатах (достижение или недостижение цели) выдвигаются новые задачи, формулируется новая цель и начинается новый управленческий цикл. Единичных циклов управления в социальной системе очень много, чем более масштабной является данная система, тем больше в ней управленческих циклов и тем более они разнообразны. Так, если в качестве объекта управления выступает белорусское общество, то его пространственные рамки определяются территорией Беларуси, ее границами, а временное протяжение — сроками полномочий Президента и Парламента страны. Кроме того, управленческий цикл, особенно если он затрагивает такую большую социальную систему, как общество в целом (например, белорусское общество), включает в себя целый ряд подциклов, которые связаны с управлением промышленностью, сельским хозяйством, торговлей, наукой, здравоохранением и т.п., а те, в свою очередь, дифференцируются на управленческие циклы, осуществляемые в отраслях производства, сельского хозяйства, науки и т.д., а также на отдельных предприятиях и в учреждениях.

В процессе осуществления каждого отдельного цикла независимо от того, в какой области общественной жизни он реализуется, какой объект управляется, действующий субъект управления — работники аппарата управления — совершают ряд определенных, последовательно сменяющих друг друга операций. Эта последовательность операций обусловлена тем, что, имея циклический характер, всякий конкретный процесс управления расчленяется на определенные этапы, стадии, вытекающие друг из друга и сменяющие друг друга. Так, например, выдвижение определенной цели субъектом управления сопровождается формулированием соответствующих задач, за ними следует разработка планов, затем — выработка и принятие управленческого решения, организация его исполнения, регулирования деятельности данной организации или социального института, корректирование этой деятельности в соответствии с изменяющимися условиями, контроль за ее эффективностью, подведением итогов и оценка результатов.

Каждый управленческий цикл начинается со сбора информации, ее осмысления, включает в себя переработку информации в управленческие решения и передачу последних исполнителям и заканчивается получением новой информации, которая является исходной для нового управленческого цикла.

Разработка стратегии управления (перспективных целей и задач), выработка и выбор управленческих решений, организация их выполнения, регулирование и контроль, подведение итогов исходят из получения информации и ее преобразования в команды, но этим не ограничивается. Она предполагает четкое распределение времени и выделение приоритетов в деятельности как системы управления, так и в управляемой системе.

Социология: Энциклопедия. — Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом . А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко . 2003 .

ВИДЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Понятие «вид управления» в научной и учебной литературе используется достаточно широко. Так, выделяют биологическое, техническое, социальное управление, и в каждом из этих видов, в свою очередь, выделяются подвиды. В социальном управлении — это государственное и муниципальное управление, менеджмент.

Однако само понятие «вид управления» используется, как представляется, интуитивно, какого-либо его определения не приводится. Во избежание возникновения двусмысленностей предлагаем использовать следующее определение данного понятия. Вид управления — это определенная система элементов управления, в которой каждый элемент характеризуется своеобразием. Например, управленческие знания могут быть нормативными или проектными. В каждом виде управления доминирует либо то, либо другое. Управленческие отношения могут быть вертикальными или горизонтальными, в каждом из видов управления представлен какой-то один вариант или их своеобразное сочетание.

Поскольку всеобщие элементы управления вариативны, то их сочетания неизбежно будут приводить к возникновению различных систем управления, которые мы и называем видами управления.

Виды социального управления включают в себя государственное управление, муниципальное управление, менеджмент, управление в общественных организациях. Совокупность видов социального управления образует систему социального управления, которая является результатом исторической эволюции управления: от неразвитого социального управления в родовом обществе до совокупности специализированных подсистем.

Кратко остановимся на сложных видах социального управления в современном обществе. Названные выше виды социального управления имеют как общие, так и специфические черты. К общим чертам можно отнести единство управления и самоуправления, единство целевого и нормативного управления, профессионализацию управления.

Самоуправление в видах социального управления проявляется в том, что органы управления, как правило, избираются либо гражданами страны, либо жителями определенной территории, либо собственниками, либо членами общественных организаций. Однако органы управления, хотя и являются выборными и подотчетными, тем не менее обладают определенной самостоятельностью в принятии решений и их осуществлении.

Различие самоуправления и управления в системе публичной власти не абсолютно, а относительно. Самоуправление по отношению к выборным органам выступает как внешнее управление, которое можно определить как управление со стороны тех людей, которые не входят в состав организованных общностей, делегированное управление — управление со стороны тех, для кого оно является профессиональной обязанностью.

Примеры внешнего управления: деятельность акционеров в отношении акционерного сообщества, избирателей — по отношению к органам государственной или муниципальной власти, собственника — по отношению к управляющим (менеджерам) на принадлежащих ему предприятиях. Профессиональное управление на уровне государства осуществляется государственными служащими, на муниципальном уровне — муниципальными служащими, на уровне менеджмента организации — менеджерами.

Основание для прямого делегированного внешнего управления среди негосударственных предприятий и фирм достаточно очевидно — это право собственности на капитал, основания же в отношении государственного и муниципального управления не столь отчетливы. Обычно право народа на управление связывают с народовластием. Но такое объяснение недостаточно. Дело в том, что долгое время народ существовал, не обладая таким правом, и вся история деспотий и авторитарных режимов является достаточным тому подтверждением.

Главным фактором, дающим народу право на управленческие функции, выступает его собственность на средства и на труд, за счет которых содержатся государственная и муниципальная власти. Налоги являются главным финансовым источником существования государства, а те, кто их платит, имеет право выбирать тех, кто будет распоряжаться этими средствами, их расходовать. В обществах, характеризующихся неразвитостью товарно-денежных отношений, использованием натуральных форм налогов, доминировали деспотические режимы.

Во внешнем управлении реализуются, как правило, следующие функции: отбор управляющих, контроль над важнейшими направлениями их деятельности. Благодаря внешнему управлению высшие государственные чиновники становятся наемными работниками. При отсутствии делегированного внешнего государственного управления назначение высших чиновников становится делом самих высших чиновников в виде непосредственного назначения или наследования по какому-либо признаку. В демократических системах, напротив, лишь прямое внешнее управление оценивается как нормальное и естественное явление. В менеджменте при отсутствии внешнего управления собственник и менеджер совпадают в одном лице.

Это интересно:  Как выглядит удостоверение ветерана труда федерального значения

Нормативное управление в сложных системах проявляется в том, что в них разрабатываются нормы поведения, которыми руководствуются, прежде всего, сами субъекты управления. Понятно, что статус норм различный: государство, в лице законодательных органов, разрабатывает нормы, имеющие всеобщее значение, в других же системах управления нормы имеют внутреннее значение (например, корпоративные нормы и правила).

В рассматриваемых видах управления имеет место профессионализация управления: одни личности принимают решения, а другие их исполняют. Причем лица, претендующие на профессиональное управление, обязаны иметь управленческое образование, однако общие черты не исключают различий между видами управления.

Государственное управление по своим инструментам является и нормативным, и целевым, и вещным. Причем и нормативный, и вещный способы управления являются существенными для государства.

Целью нормативного государственного управления выступает установление порядка взаимоотношений между различными общностями людей: нациями, родами, работодателями и наемными работниками, мужьями и женами, политиками и чиновниками и т.д. Средством достижения указанной цели выступают институциональные решения, т.е. права и обязанности.

Функция регламентации является всеобщей, т.е. реализуется всеми без исключения государствами и направлена на всех членов данного общества — граждан самого государства. Данная функция является также неотчуждаемой (регальной), она не может быть делегирована никаким другим группам людей.

Так как главным средством управления выступают институты (нормы), государство использует принуждение как инструмент стимулирования для всех тех, кому эти нормы адресованы.

Нормативное регулирование, осуществляемое государствами, имеет тенденцию к расширению: со временем оно начинает охватывать не только отношения между людьми как подданными или гражданами, но и трудовые отношения. Например, в современных условиях регламентируется минимальная заработная плата в целевых общностях, отношения руководителей и подчиненных, качество товаров и т.д., что положило конец эпохе свободного предпринимательства, когда все перечисленные вопросы решались руководством фирмы. И. Ансофф отмечает: «Принцип свободного предпринимательства ограничивается законами. Каковы бы ни были достоинства доктрины свободного предпринимательства, ее защита была неэффективной. С начала столетия, а особенно после второй мировой войны, общество распространило контроль практически на все стороны деятельности фирм» [1] .

Однако экспансия государства имеет свои пределы, о чем свидетельствует опыт СССР по сведению разнородных проектных общностей в одну большую проектную общность, выступавшую как единая фабрика. В данном случае государство уже не ограничивалось нормативной регуляцией, а становилось субъектом всего комплекса управленческих действий: целеопределения, регламентирования, оценивания. В чем же заключается необходимость такой функции, как регламентация? На наш взгляд, она связана с неискоренимым плюрализмом мнений людей по поводу социальных взаимодействий, который возрастает по мере увеличения масштаба социальных взаимодействий, выступая барьером для сотрудничества. Государство предлагает общеобязательные варианты в виде нормативных систем, гарантирует контроль их исполнения, а в случае необходимости — и принуждение.

Помимо нормативного государство осуществляет и целевое управление, связанное с организацией оказания различных услуг населению.

Государство по отношению к гражданам (а в монархических формах правления — к подданным) осуществляет различные сервисные функции, наиболее общими из которых являются защита от внешней агрессии и сбор налогов. В современных условиях большое распространение получают и такие функции, как социальная защита населения и содействие экономическому развитию. Каждая из этих функций реализуется различными органами и учреждениями. Как правило, государственные органы управляют оказанием услуг населению посредством целевого управления, которое реализуют государственные учреждения или негосударственные, получившие право на реализацию соответствующей деятельности посредством заказа, договора и т.д.

Необходимость повышения эффективности государственного целевого управления потребовала его менеджеризации, т.е. распространения принципов и методов менеджмента в сфере оказания государственных услуг. Данная тенденция интерпретировалась рядом авторов предельно широко: как сведение всего государственного управления к целевому, менеджерскому, типу.

Государственное регулирование — функция, достаточно поздняя по времени возникновения, она начинает применяться государством лишь в XX в., а ее необходимость до сих пор оспаривается сторонниками либеральной экономики. Смысл регулирования сводится к созданию благоприятных финансовых условий для различного рода организаций, оказывающих услуги населению за счет бюджета государства. Необходимость регулирования коренится в цикличности развития рыночной экономики и неравномерном распределении благ.

Муниципальное управление имеет целью обеспечение жителей муниципального образования общими услугами, отвечающими установленным стандартам. Речь идет о содержании общих дорог, освещении, водоснабжении, поддержании общественного порядка и т.д.

Обеспечение такого рода услуг возможно как путем создания различных организаций (унитарных, автономных), контролируемых органами местного самоуправления, так и посредством привлечения коммерческих организаций к этой работе на основе муниципальных заказов.

Управленческие инструменты, используемые органами местного самоуправления в отношении муниципальных организаций — это различного рода целевые решения. В текущих целевых решениях и фиксируется вид и объем муниципальных услуг, оказываемых населению муниципального образования. В стратегических решениях предусматриваются создание новых, ликвидация старых, реорганизация существующих муниципальных организаций с тем, чтобы они отвечали потребностям в будущем.

В отношении частных предприятий органами местной власти используются другие управленческие инструменты — методы косвенного (вещного) воздействия.

Услуги, оказываемые этими видами организаций, оплачиваются из бюджета. Контроль над расходом бюджета обеспечивают представительные органы, а расходы реализуются исполнительным органом.

Муниципальное управление дополняется в современных условиях самоуправлением, которое проявляется в праве жителей муниципального образования (территориальной общности) на выбор должностных лиц, в праве на групповую оценку их деятельности, участие в референдумах. Однако следует понимать, что самоуправление в данной системе является лишь инструментом повышения эффективности муниципального управления, а не самостоятельной формой управления.

Менеджмент как вид управления коммерческой организацией имеет целью создание товаров (услуг) и вывод их на рынок. Менеджеры организуют активность работников путем создания сложного проекта деятельности, направленного на создание товаров (услуг), и контроля над его исполнением. Иными словами, целевое управление является главным инструментом менеджеров. В менеджменте используются и корпоративные нормы, однако они подчинены целевому управлению, выступают инструментом его совершенствования. Поскольку понятие «менеджмент» трактуется расширительно, указывая на его применимость ко всем видам управления, то имеет смысл подчеркнуть специфику менеджмента как системы управления коммерческими организациями.

Если рассматривать менеджмент как систему функций и организационных структур, то очевидно, что и функции управления, и структуры применимы в других видах управления. Однако понимание менеджмента как вида проектного знания свидетельствует о том, что он обладает существенной спецификой по сравнению с государственным и муниципальным управлением. Главное отличие менеджерских проектов заключается в их уникальности, в то время как проекты функционирования государственных и муниципальных организаций являются типичными.

Проявлением уникальности менеджерских проектов являются такие их свойства, как: конкурентоспособность (т.е. превосходство одних проектов над другими), величина прибыли, масштаб организации, набор используемых возможностей. Уникальность также означает, что характеристики успешного проекта не могут быть скопированы другой организацией, поскольку они вписаны в конкретную среду, оправданы именно для этих конкретных условий. Одним из первых теоретиков, указавших на уникальность проектов в менеджменте, был И.А. Шумпетер, который раскрыл сущность уникальности предпринимательского проекта и ее элементов, которая заключается в создании и реализации новых комбинаций ресурсов. Элементы уникальности включают в себя создание нового продукта, внедрение нового метода производства, освоение нового рынка сбыта, получение доступа к новому источнику сырья, создание новой формы организации фирмы. Все эти элементы индивидуализации активно используются в современном менеджменте. Кроме того, появился и новый элемент уникальности — групповая работа по созданию уникального проекта, в частности, создание сети специализированных команд, объединяющих наиболее талантливых менеджеров и специалистов, способных решать проблемы организации. Понятно, что разработка уникальных проектов требует определенной свободы, полномочий.

В публичном же управлении, как отмечалось, доминирует стандартизация органов и учреждений, базовые решения принимаются либо в центральных органах, либо в региональных (штатах, землях, областях) и имеют форму закона. У менеджеров государственных организаций ценятся не инновационные способности, а законопослушность и исполнительность. Отмеченные особенности вряд ли исчезнут в будущем. Менеджеризация в органах государственной власти не может быть тождественной менеджменту в коммерческой организации, по существу она сводится к рационализации деятельности и отношений в стандартизированных организациях. Рационализация заключается в ликвидации дублирующих органов и учреждений, удалении дублирующих функций, установлении взаимного соответствия задач и полномочий, стандартизации услуг, обеспечении их доступности.

Понятно, что рационализация присуща и менеджменту, однако она не исчерпывает его. К тому же, рациональность — общая черта и далеких от менеджмента видов деятельности: домохозяйственной, педагогической, научной. Поэтому процессы модернизации управления в публичной сфере, связанные с переходом от бюрократической системы управления (управления по функциям) к современной системе (управлению по целям), точнее называть не менед- жеризацией, а рационализацией публичного управления.

Необходимо иметь в виду, что менеджмент не представляет собой неизменный феномен, он имеет свою историю. Возникнув на рубеже Х1Х-ХХ вв., он прошел в своем развитии два этапа, которые могут быть определены как утилитарный и гуманистический менеджмент. Утилитарный менеджмент существовал в развитых странах до конца второй мировой войны, гуманистический же до сих пор находится в стадии развития. Различия между этими двумя видами менеджмента достаточно существенны и касаются всех аспектов: ценностных, организационных, теоретических.

Ценности утилитарного менеджмента — ориентация на прибыль как на самоцель, на вещное богатство как высшую ценность. Для гуманистического менеджмента характерна ориентация на человека как главную ценность, прибыль важна как условие существования и функционирования организации.

В плане организации утилитарный менеджмент тяготеет к узкому разделению труда, тотальному внутреннему контролю, сохранению в значительном объеме отрицательной мотивации, к стандартизации товаров и услуг, гигантизму, жесткой конкуренции, включающей неэтичные методы. Гуманистический менеджмент ориентирован на обогащение труда, реинжиниринг, лидерство, ориентацию на инновации, социальную ответственность.

Не менее важны и теоретические построения, в рамках которых происходит осмысление практики менеджмента. Утилитарный менеджмент трактует человека и организацию как некие вещи. Человек — это мыслящая вещь, которая подчиняется определенным законам, знание которых позволяет им манипулировать. Организация — это система-объект (группа людей), обладающая особыми свойствами и также подчиненная определенным объективным законам.

Теоретические основания гуманистического менеджмента только формируются. Долгое время практические новации пытались осмыслить в рамках старых понятий, эти попытки не прекращаются до сих пор. Однако принципиально новые идеи уже выкристаллизовались. Главные из них: человек — не вещь, а свободное существо, создающее социальный мир; организация — не группа людей, а свойство их деятельности; управление не ограничивается деятельностью людей, оно существует там, где есть информация.

В современной России менеджмент в организационном отношении находится еще на стадии утилитарного, причем отягощенного традициями и ментальностью административного менеджмента. Это означает, что нашему обществу еще предстоит большая работа по формированию современной менеджерской культуры, развитие которой позволит преодолеть как ценности административного менеджмента, так и многие черты утилитарного. Задача сложная, но выполнимая.

Управление другими людьми во всех вышеперечисленных типах управления может быть как профессиональным, так и непрофессиональным. Для обозначения этих элементов в составе типов управления целесообразно использовать понятия «внешнее управление» и «делегированное управление». Понимание внешнего управления, его видов, реализуемых в процессе этого управления, функций уже было приведено выше.

Социальное управление как система

ГЕОРГИЙ ЩЕКИН
кандидат психологических наук,
доктор социологических наук,
профессор, президент Международной кадровой академии
(Украина)

Современную науку управления принято разделять на два уровня знаний. Первый представлен теориями социального управления , являющимися частью более общих политико-экономических и социально-философских концепций, объясняющих механизм функционирования общества на различных исторических этапах. Второй более конкретен и обеспечивает научно-методическую базу для выработки практических рекомендаций по рационализации труда и совершенствованию управления в виде прикладных теорий организации и управления . Оба уровня основываются на фундаментальных законах и закономерностях общественного развития и социального управления, а также конкретном историческом опыте, отражающем изменения мирового менеджмента.

Фундамент научного менеджмента заложен трудами М.Вебера, Ф.Тейлора, А.Файоля, Г.Эмерсона, Л.Урвика, Э.Мэйо, П.Дракера, Г.Саймона, А.Этциони, Л.Берталанфи, Р.Майлза. Их работы послужили исходной точкой для практических разработок в области “гуманизации труда” и новых форм организации социального управления, а также стали основой специальной управленческой функции, названной управление персоналом , или (что более верно) управление человеческими ресурсами .

Современное управление
и его классификация

С научной точки зрения управление — это направленная координация и организация объекта управления. Данная сфера деятельности возникла в ходе разделения труда. С ее помощью человек воздействует на технологические, экономические и социальные процессы для достижения определенных целей.

Управление многообразно. Характеризуя окружающий мир, исследователи выделяют три компонента — неживую природу, живую природу и человеческое общество. Это позволяет дать укрупненную классификацию процессов управления по его основным классам:

• процессы управления в неживой природе (в технических системах) называют управлением вещами , что является областью изучения преимущественно технических наук;

Это интересно:  Льготы пенсионерам на авиабилеты в 2019 году

• процессы управления в живых организмах относятся к управлению биологическими системами и являются предметом изучения естественных наук;

• процессы управления в обществе (в социальных системах) называют управлением людьми или социальным управлением , что относится преимущественно к области социальных наук.

Социальное управление включает два основных подкласса — управление индивидуальной деятельностью человека и управление коллективной деятельностью людей. Важнейшими видами социального управления являются административно-государственное (политическое) управление, управление социально-культурной сферой (духовным производством), управление материальным производством.

Люди как главная производительная сила познают и используют законы природы и общества в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ. Объектами изучения при этом выступают социальные системы , а предметом — система управления различными сферами общества и областями организации социальной жизни. Например, управление общественным производством включает процессы управления народным хозяйством, отраслью, регионом, объединением, предприятием, а также управление внутри каждой социально-экономической системы. Это — уровни управления.

В рамках социального управления выделяют две основные его формы — управление материальными ресурсами и управление человеческими ресурсами. Последнее включает процессы управления социальным развитием, образованием, занятостью, трудом, социальным обеспечением и др. Это — подвиды социального управления.

Таким образом, объектом и предметом теории социального управления как науки выступают социальные системы и системы управления ими. Социальное управление вычленяется из имеющихся трех классов управления (техническими, биологическими и социальными системами) и подразделяется на следующие основные виды: административно-государственное (политическое) управление; управление социально-культурной сферой (духовным производством); управление производственной сферой (материальным производством).

Иными словами, классификация видов социального управления соответствует классификации основных сфер организации общества: политическая — область отношений национальных и межгосударственных, власти и социальных групп; культурная — область духовного производства, распределения и потребления духовных благ; экономическая — область материального производства, распределения и потребления материальных благ.

Каждый вид социального управления включает соответствующие уровни (организация — регион — отрасль — государство) и основные формы (управление материальными и управление человеческими ресурсами), а они в свою очередь — соответствующие подвиды управления. Классификация (типология) управления представлена на рис.1.

Понятия менеджмент, администрирование, руководство относятся только к классу социального управления и в этом смысле понятие менеджмент тождественно понятию социальное управление . Различают три основных вида менеджмента: социально-политический, социально-экономический и социально-культурный.

Понятие администрирование наиболее полно соответствует понятию власть, поскольку их основная функция состоит в определении политики той или иной социальной системы, а понятия руководство и менеджмент больше относятся к непосредственному управлению людьми, практической организации объекта социального управления. Иными словами, понятия менеджмент, управление, администрирование и руководство могут рассматриваться как в широком, так и в узком смысле, что наглядно показано в таблице.

В наиболее общем виде процесс социального управления можно разделить на две составные, взаимообусловленные и взаимосвязанные части: административную , областью которой является разработка и определение политики (как системы целей, задач и путей их решения), и собственно управленческую (оперативную, исполнительскую, направленную преимущественно на технологическую и техническую организацию объекта управления).

Связующее звено между двумя частями единого процесса социального управления — непосредственное руководство людьми , обеспечивающее, с одной стороны, разработку и постановку задач, а с другой — их принятие и выполнение. В таком понимании менеджмент выступает как объединяющее понятие всего социального управления, включая его составные части, уровни и звенья (рис.2).

В соотношении понятий власть и управление второе занимает подчиненное положение, поскольку власть отождествляется прежде всего с администрированием, т.е. политической, руководящей функцией, а управление (в узком смысле) — с исполнительской, оперативной.

Таким образом, менеджмент является процессом планирования, организации, мотивации и контроля, направленным на разработку и достижение целей социальной системы через других людей. Власть представляет собой центральное, организационное и регулятивно-контрольное начало всякой административной деятельности и обладает универсальным свойством всеобщности, т.е. способностью проникать во все виды и формы человеческой деятельности, возникая из самой логики отношений между людьми или социальными группами, обществом и его частями, т.е. субъектами, наделенными сознанием и волей. Общие организационные, регулятивные и контрольные функции власти (экономической, политической, духовной) конкретизируются в различных видах управленческой деятельности, обеспечивающих реализацию поставленных задач и целей.

Объект и субъект
социального управления

Каждый класс и вид управления предполагает глубокое знание как объекта, так и субъекта управления. В социальном управлении объект одновременно выступает и его субъектом, так как и в том и в другом случае речь идет о людях и составляемых ими социальных общностях. Каждый человек имеет определенный пол, возраст, способности, темперамент и характер, что находит отражение и в характеристиках соответствующих социальных систем. Например, исследования, проведенные голландским ученым Г.Хофстеде, показали, что европейские страны отличаются друг от друга по этно-психологическим параметрам.

Основные понятия науки управления
Понятия В широком смысле В узком смысле
Управление Вся система классов, отношений и явлений управления в природе и обществе Технологическая организация объекта управления
Менеджмент Всеобщий принцип социального управления; власть и искусство управления людьми Управление производством, деятельность по организации достижения поставленных целей
Администрирование Административно-государтвенное управление; социально-политический менеджмент Разработка и постановка целей, определение политики организации

Так, дистанция власти (уровень неравенства между людьми, который воспринимается населением страны как нормальный) оказалась слишком большой у Бельгии, Франции и Португалии. Коллективизм превалирует над индивидуализмом в Португалии и Греции. Австрия, Германия, Италия, Англия и Ирландия — преимущественно “мужские” страны, тогда как Швеция, Норвегия, Финляндия, Дания, Нидерланды — “женские”. Бельгия, Испания, Франция, Греция, Португалия не любят риска, в то время как Дания, Ирландия, Англия и Швеция считают риск благородным делом.

Все эти особенности оказывают влияние на менеджмент в отдельных странах. Большая дистанция власти содействует централизации, а незначительные разрывы между уровнями социального управления выдвигают на первый план децентрализацию. Коллективизм способствует совместным усилиям и семейным предприятиям, индивидуализм стимулирует поиск личного вознаграждения и профессиональную мобильность. “Мужской” показатель содействует состязательности и элитаризму, “женственность” стимулирует развитие солидарности и сочувствие к ближнему. Отказ от риска идет рядом со склонностью к регламентации и властности, тогда как противоположное понятие поощряет оппортунизм и толерантность к необычному поведению и т.д.

Поэтому проблемы формирования и реализации модели социального управления нужно решать дифференцированно как на макроуровне в отношении отдельных стран и регионов, так и на микроуровне относительно конкретных организаций с учетом сложившихся в них типов организационной культуры и соответствующих тенденций исторического развития. Иными словами, модель хозяйствования и управления, приемлемая для одной страны (региона), может оказаться несостоятельной и недейственной для другой из-за различий в проявлении фактора культуры и этнопсихологических особенностей.

Содержание науки социального управления — выявление законов и закономерностей, разработка принципов, функций, форм и методов целенаправленной деятельности людей в процессе управления обществом, его главными сферами и звеньями. Поэтому основа научного менеджмента — социальные законы и их действие в процессе социального управления. Отсюда теория социального управления — это комплексная система знаний, использующая данные различных социальных наук для разработки принципов и методов воздействия на людей в социальных процессах на основе установления законов и закономерностей управления обществом.

Социальное управление как особый вид человеческой деятельности возникает из необходимости организации совместной деятельности людей и порождается, с одной стороны, разделением труда (в основе которого лежит неравенство способностей), а с другой — социально-историческими условиями конкретного общества. При этом социальное управление является деятельностью, охватывающей весь процесс общественной жизни, — политическую, экономическую и духовную сферы.

Система социального управления

Сущность социального управления определяет формирование и функционирование этого класса управления как системы.

Система социального управления включает следующие компоненты: механизм управления, структуру управления, объекты управления, функции управления, кадры управления, процесс управления. Система управления — это форма реализации взаимодействия и развития отношений управления, выраженных прежде всего в законах и принципах управления, а также в целях, функциях, структуре, методах, процессе и механизме управления.

Механизм управления создается и целенаправленно изменяется людьми, которые осуществляют регламентацию всей совокупности функций, форм, методов, рычагов и стимулов социального управления, чтобы достичь наибольшей его эффективности в данных конкретно-исторических условиях. Общество как сложная, многоцелевая социальная система требует, чтобы механизм управления обеспечивал четкое взаимодействие всех его подсистем и решение стоящих перед ним задач. С эти позиций в общем механизме управления выделяют экономический, организационный и социально-культурный механизмы , основу взаимосвязанного функционирования которых составляют требования системы объективных законов социального развития и управления (рис.3).

Функции управления — это особые виды деятельности, выражающие направления или стадии осуществления целенаправленного воздействия на связи и отношения людей в процессе жизнедеятельности общества и управления им. К основным функциям социального управления относятся планирование и прогнозирование, организация, координация и регулирование, стимулирование и обучение, анализ и контроль.

Структура отражает состав и соподчиненность различных элементов, звеньев и ступеней управления, функционирующих для достижения определенной цели. Функции и структура управления являются двумя сторонами единого целого — организации системы социального управления и выступают соответственно как содержание и форма процесса управления .

Структура управления может быть малоступенчатой (плоской) и многоступенчатой (высокой), а также относиться к одному из трех основных типов организационных структур — линейной, функциональной или линейно-функциональной (штабной). При этом особенности объекта управления во многом определяют создание соответствующих систем управления. Если, например, какая-либо система имеет выраженное “женское” начало, то стиль управления в ней должен в большей мере носить демократический и коллегиальный характер, а наиболее приемлемыми типами организационной структуры будут функциональный, матричный, штабной. В условиях же социальной системы с преобладанием “мужского” начала стиль управления должен тяготеть к авторитарности и единоначалию, что отражается и на организационной структуре, которая должна быть линейной, линейно-функциональной и т.п.

Социальные системы
и их составляющие

Социальные системы, как отмечалось, являются одновременно субъектом и объектом управления, что определяет необходимость рассматривать субъект и объект управления как две системы (управляющую и управляемую), находящиеся в постоянном взаимодействии. При этом управляющая система (субъект управления) выступает как часть управляемой (объект управления), и ее величина и границы зависят от масштабов и особенностей последней. Отсюда следует, что функционирование субъекта управления определяется в основном особенностями объекта.

В самой социальной системе и в ее крупных составляющих (управляемой и управляющей системах) ясно просматриваются своеобразные системы меньшего уровня :

• техническая система представляет собой пропорциональное сочетание отдельных технических средств из множества отдельных видов различного оборудования;

• технологическая система основана на делении материального и духовного производства, политической деятельности на стадии и процессы. Она представляет собой набор правил и норм, определяющих последовательность операций в процессе материального или духовного производства и управления ими;

• организационная система с помощью разработки структуры управления, соответствующих положений и инструкций позволяет рационально использовать технические и технологические средства, площади и трудовые ресурсы;

• экономическая система представляет собой единство хозяйственных и финансовых процессов и связей;

• социальная система является совокупностью социальных отношений, образуемых в результате совместной деятельности, и вместе с экономической определяет цели материального и духовного производства, общественной политики, формирует принципы и методы их организации.

Все системы взаимосвязаны и в своем единстве составляют целостный социальный организм. При этом техническая, технологическая и организационная системы в совокупности обеспечивают и характеризуют организационно-техническую сторону управления, а экономическая и социальная — социально-экономическую .

Каждая такая система в определенные периоды развития социальных целых может занимать доминирующее положение, характеризуя тем самым особенности различных частей организационной структуры управления (ведущее положение технико-технологических, организационно-правовых, экономических или социальных служб), а также господствующее положение в сфере социального управления представителей тех или иных управленческих профессий . При этом смена ведущих позиций представителей различных управленческих профессий соответствует, на наш взгляд, циклическому превалированию то организационно-технической, то социально-экономической сторон управления, а также одной из систем низшего уровня (рис.4).

Известно, что развитие мирового менеджмента в ХХ столетии проходило ряд стадий. Сначала высшие управленческие посты и лидирующее положение в разработке проблем управления занимали инженеры , стремившиеся максимально рационализировать и механизировать производство; на смену им пришли экономисты и финансисты , видевшие главную задачу в получении максимума прибыли за счет правильного использования экономических законов и эффективного управления капиталом. Затем наступил период, когда высшее звено управления начало рекрутировать юристов , считая, что главное в менеджменте и бизнесе — соблюдение установленных предписаний, инструкций, других нормативных актов и законности в целом.

Статья написана по материалам сайтов: sociology_encyclopedy.academic.ru, studref.com, vasilievaa.narod.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector