+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Совместные закупки по 223 фз

На днях в СМИ прошло сообщение о том, что Ульяновское УФАС отменило совместную закупку 64 заказчиков на поставку медицинских изделий и фармпрепаратов. Возникает логичный вопрос: как могло такое количество предприятий взять и договориться о размещении лота на полмиллиарда рублей, не опасаясь привлечь внимание антимонопольной службы? Многое станет ясно, если провести грань между объединенными, совместными и централизованными закупками.

Объединенные закупки – распространенная практика, когда несколько заказчиков решают провести торги одним крупным лотом, а потом распределить товары между собой. Возможны два варианта объединенных закупок: совместные и централизованные. Особенности тех и других известны не всем, что порой приводит к подмене понятий.

О сходстве и различиях совместных и централизованных закупок рассказал Т94 начальник отдела правовой экспертизы B2B-Center Дмитрий Казанцев: «Централизация закупок – инициатива государства, именно оно создает уполномоченный орган федерального или муниципального уровня. Согласно 44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления обязаны принять решение, будет ли создан уполномоченный орган для проведения централизованных закупок или заказчики будут заниматься этими вопросами самостоятельно. Уполномоченный орган вправе только определять поставщиков, но не имеет права осуществлять обоснование закупок, определение условий контракта, в том числе и его начальную цену. Контракты подписываются заказчиками, для которых были определены поставщики (подрядчики, исполнители). В случае совместной закупки правила более свободные: несколько заказчиков заключают между собой договор о том, что поручают сторонней организации или одному из них провести объединенную закупку крупным лотом на определенных условиях. Товары и услуги потом точно так же, как и при централизованной закупке, оформляются отдельными договорами с каждым заказчиком. Совместная закупка может быть произведена в любой момент, когда несколько заказчиков определили свои текущие потребности и договорились. Централизованные закупки работают по годовым планам. Однако, в регламенте работы уполномоченного органа должны быть прописаны ситуации, когда заказчик вправе осуществлять внеплановые срочные закупки самостоятельно».

Итак, предполагается, что в случае централизации закупок уполномоченному органу можно полностью доверять. Это подтверждают и в Национальной ассоциации участников закупок (НАИЗ), где Т94 рассказали: «Закупками в настоящее время вынуждены заниматься учителя, врачи, воспитатели детских садов, социальные работники, тренеры и т.п. В итоге качество закупок остается низким, сопровождается массовым нарушением действующего законодательства и недостаточной эффективностью конечного результата, приводит к многочисленным жалобам, обоснованному недовольству граждан как конечных пользователей социальных услуг, что вызывает рост социальной напряженности. Современное законодательство о закупках является комплексным, сложным, требующим высокого уровня профессионального мастерства. Постепенно осуществляется переход к введению отдельной специальности «специалист по государственным и муниципальным закупкам». Такой специалист должен обладать глубокими знаниями в сфере законодательства о закупках, гражданского и бюджетного законодательства, информационных технологий, экономики, высшей математики и др. Наличие значительного обученного высокопрофессионального штата специалистов по закупкам у каждого заказчика невозможно. Такой штат можно создать только в условиях уполномоченного органа, что позволит значительно повысить эффективность закупок».

Если несколько заказчиков решают провести совместную закупку в целях экономии средств и времени, среди них может не оказаться предприятия, располагающего квалифицированными кадрами, которому можно было бы доверить закупочные процедуры. Тогда можно обратиться и к посреднику. В НАИЗ, однако, уточняют: «При организации централизованных закупок, внутри самого уполномоченного органа функции между сотрудниками четко разделены. Юридическая экспертиза документов о закупках, финансово-экономическая экспертиза документов о закупках, экспертиза заявок должны проводиться разными специалистами. Также к работе могут привлекаться члены межведомственных комиссий по профилю закупок, включающие представителей уполномоченного органа, заказчиков, экспертов и представителей общественности». Не каждый посредник готов предоставить такой уровень сервиса. Однако, как показал случай в Ульяновске, и на уполномоченный орган пока еще не всегда можно положиться.

Дело в том, что пресловутая закупка была централизованной, и ее организатором был уполномоченный орган – региональное Министерство развития конкуренции и экономики. Именно ему Ульяновское УФАС выдало предписание об отмене электронного аукциона на поставку медицинских изделий. Специалистов антимонопольной службы смутило количество наименований, включенных в один лот, — 3,5 тыс. Заявленная сумма контракта превысила 587 млн руб. Как сообщает пресс-служба УФАС, подобные торги на лекарственные препараты уже отменялись ведомством в 2014 и 2015 гг., и цель новых торгов, в этом году, явно субъективная – ограничить конкуренцию на этом рынке.

Ольга Чернова, зам. генерального директора сети «Губернские аптеки», дала Т94 следующий комментарий: «Когда для проведения объединенной закупки собирается несколько десятков заказчиков, в этом нет ничего особенного, это нормальная ситуация. Вопрос в том, насколько квалифицированные специалисты составляют лот. Опытные закупщики в нашей сфере не могут не знать, что подобный лот сужает круг участников торгов. Дело в том, что далеко не все компании, поставляющие медизделия, имеют лицензию на поставку фармацевтической продукции. При выставлении лотов на крупные суммы к таким деталям надо быть особо внимательными, чтобы торги не были остановлены ФАС».

Николай Беспалов, директор по развитию аналитической компании «АРЭНСИ Фарма»: «Разумеется, если речь идет о том, что ряд отдельных организаций объединяются для закупки разнородного набора продукции, это не имеет никакого экономического эффекта и только ограничивает спектр поставщиков, которые могли бы поставить весь ассортимент, интересующий заказчиков. А значит, может сформировать, напротив, невыгодные для заказчиков условия. Конечно нельзя утверждать, что здесь имел место некий злой умысел, но действительно это являлось прямым нарушением антимонопольного законодательства – вполне справедливо, что такие торги были остановлены. Тем не менее, существуют ситуации, когда подобная деятельность вполне легальна. В частности, в ряде регионов торги проводят департаменты здравоохранения, закупается больший объём товара для нужд различных лечебно-профилактических учреждений, которые предварительно делают заявки на необходимый объем той или иной продукции. В теории это позволяет сэкономить за счет масштаба, получая существенную скидку от поставщика. Но на практике эффективность этого инструмента опять же дискуссионна, снижается оперативность таких закупок, возникают вопросы к точности прогнозирования потребностей и т.д. Плюс, как это показала история с 62-й больницей в Москве, есть примеры, когда ЛПУ может самостоятельно закупить препараты даже дешевле, чем это делает централизованно Департамент здравоохранения».

Таким образом, к организации торгов уполномоченным органом, должны привлекаться специалисты в той сфере, для которой производится закупка. Если они участвовали в составлении лота, речь может идти об умышленном ограничении конкуренции. Если нет – о недостатке необходимых специалистов в уполномоченном органе. При нынешнем уровне организации централизованных закупок оба варианта пока не могут быть исключены полностью.

Что такое совместные закупки в рамках госзаказа?

    On 10.04.2018 0 Комментарии 223-ФЗ, 44-ФЗ, ЕИС, Закупки у единственного поставщика, Конкурс, НМЦК, РНП, СМП, Статьи, ФАС, Электронный аукцион

Под совместными закупками в контексте государственных нужд понимается объединение двух или более заказчиков для проведения конкурса или аукциона в целях приобретения одинаковых товаров. В этом материале пойдет речь об особенностях такой процедуры по законам 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Зачем проводить совместные закупки

Идея, конечно же, в том, чтобы сэкономить. Закупая существенный объем товара, можно получить хорошие скидки или оптовую цену. Кроме того, сэкономить можно и на затратах на организацию закупки, разделив их с другими заказчиками.

Тем не менее торги, проводимые в интересах нескольких заказчиков, нельзя назвать популярными ни в рамках 44-ФЗ, ни в рамках 223-ФЗ. Но иногда они все-таки проводятся, поэтому заслуживают внимания.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Это интересно:  Езда без осаго 2019 штрафы гибдд

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Коллективные закупки по закону 44-ФЗ

Проведение совместных закупок регулируется частью 25 закона 44-ФЗ. В этой норме описаны общие принципы, а конкретные правила установлены в постановлении Правительства № 1088 от 23 ноября 2013 года.

Итак, совместные торги проводятся по следующим правилам:

  • в качестве способа определения поставщика можно использовать только конкурс либо аукцион;
  • победитель заключает с каждым из заказчиков отдельный контракт;
  • между заказчиками, проводящими совместную закупку, заключается соглашение (более подробно о нем расскажем чуть позже).

Кто проводит

Организовать совместную закупку может уполномоченный орган или один из заказчиков.

Уполномоченный орган — это орган власти, на который возлагаются функции организации закупок. Такие органы могут либо быть созданы специально для осуществления указанных функций, либо получить эти полномочия в дополнение к своей основной деятельности.

Если такой орган отсутствует, определяется один из заказчиков совместной закупки, кто соглашается исполнять эти функции.

В рамках проведения совместной закупки ее организатор выполняет такие обязанности:

  • разрабатывает закупочную документацию и размещает в ЕИС (документация предварительно согласовывается со всеми заказчиками);
  • публикует в системе информацию о том, как проходят торги, какие изменения вносятся в документы и так далее;
  • дает разъяснения по запросам участников;
  • публикует в ЕИС протоколы торгов;
  • размещает проект государственного контракта.

Соглашение заказчиков

Соглашение между участниками коллективной закупки является основополагающим документом для ее проведения. В нем прописывается следующая информация:

  • о заказчиках и организаторе совместной закупки;
  • об объекте, который закупается;
  • о том, какая часть полномочий заказчиков передается организатору торгов;
  • об условиях поставки объекта закупки каждому из заказчиков, включая сведения о месте, времени, объеме товара и так далее;
  • о размерах НМЦК, рассчитанных каждым из заказчиков, и ее обосновании;
  • о закупочной документации;
  • о создании и действии комиссии по закупке;
  • о сроках, включая срок разработки документации;
  • о том, как будут оплачиваться общие расходы;
  • о том, каковы объемы прав, обязанностей и ответственности каждого из заказчиков;
  • о сроке действия соглашения и порядке разрешения возникающих в связи с ним споров.

Когда соглашение подписано, заказчики должны изменить свои плановые документы. В них необходимо отразить, что закупка носит коллективный характер.

На следующем этапе организатор торгов формирует закупочную комиссию. В нее должны войти представители каждого заказчика. Количество членов комиссии от каждого из них должно быть пропорционально доле этого заказчика в общей цене контракта. По тому же принципу происходит и распределение общих расходов, которые участники совместной закупки несут в связи с ее проведением.

В остальном процедура проводится также, как обычный конкурс или аукцион по 44-ФЗ.

Совместная закупка по закону 223-ФЗ

Чаще всего субъекты, которые обязаны вести закупки по 223-ФЗ, прибегают к совместным закупкам по инициативе головной компании. То есть часто такой вид торгов проводится корпорациями для своих зависимых обществ. Суть в том же, что и при проведении совместной закупки по 44-ФЗ — сэкономить за счет получения предмета закупки по оптовой цене. Нередко корпорации, холдинги и прочие заказчики, которые проводят для своих зависимых обществ совместные закупки по 223-ФЗ, руководствуются правилами, установленными законом 44-ФЗ.

Несвязанные между собой заказчики редко прибегают к такой форме торгов, но все-таки иногда это происходит. В таком случае организовывать всю процедуру берется основной заказчик, который испытывает наибольшую потребность в закупаемом товаре. А все прочие, чьи потребности скромнее, присоединяются к нему.

Закон 223-ФЗ не регламентирует проведение совместной закупки, поэтому практически все правила устанавливаются заказчиком самостоятельно.

Плюсы и минусы

Преимущества совместных закупок очевидны для всех звеньев процедуры:

  1. Участники получают выгодные цены.
  2. Поставщики получают возможность реализовать больший объем своих товаров.
  3. Организаторы — уполномоченные органы — могут снизить трудозатраты на проведение закупки.

Минусы связаны со сложностью организации коллективных торгов. Если нет уполномоченного органа, то его роль приходится исполнять кому-то из заказчиков. Но далеко не каждый захочет принять на себя дополнительные функции и ответственность.

Сложности, которые могут возникнуть

Поставщик, выигравший совместную закупку, уклоняется от контракта с одним из заказчиков. Заключаются ли при этом остальные контракты?

В этом случае остальные подписанные контракты будут считаться действующими. Поставщик получит обратно обеспечение своей заявки не полностью: часть суммы будет переведена заказчику, с которым он не заключил контракт. Также при этом поставщик может быть включен по решению ФАС в РНП.

Кто из заказчиков должен обосновывать НМЦК при совместной закупке по 44-ФЗ?

При проведении совместного конкурса или аукциона обосновывать НМЦК должен каждый из заказчиков. Цена и ее обоснование включаются в соглашение, которое заключают заказчики.

Если проводится электронный аукцион для СМП, может ли цена лота превышать 20 млн рублей? Цена каждого контракта при этом меньше указанной суммы.

Правоприменительной практики по этому вопросу пока не сложилось, поэтому специалисты рекомендуют избегать совместных закупок для СМП. Но если все-таки такая процедура будет проводиться, безопаснее не устанавливает цену лота более 20 млн рублей.

Допустим, совместная закупка по 44-ФЗ не состоялась. Могут ли заказчики заключить контракт с единственным поставщиком?

Пункт 9 Правил, утвержденных упомянутым выше постановлением № 1088, гласит, что каждый заказчик должен решать этот вопрос сам, руководствуясь нормами закона 44-ФЗ.

Совместные закупки в рамках Закона № 223-ФЗ.

В отличие от Закона № 44-ФЗ [1] , где совместным закупкам посвящена отдельная статья (в части проведения совместных конкурсов и аукционов [2] ), Закон № 223-ФЗ [3] их осуществление никак не регулирует. Но в последнем законе не содержится и каких-либо ограничений по использованию данных процедур. Поэтому у заказчиков, работающих в рамках Закона № 223-ФЗ (в том числе у автономных учреждений), есть возможность обращаться к таким закупкам, хотя распространенным подобный опыт не назовешь. Рассмотрим регулирование и практику проведения совместных закупок.

Особенности совместной закупки.

Сущность совместной закупки заключается в том, что один заказчик, имеющий потребность в определенных товарах, работах или услугах, осуществляет закупку общего объема этих товаров (работ, услуг), рассчитанного исходя из потребностей не только данного, но и других заказчиков. По результатам закупки «головной» заказчик заключает договор с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на свой объем товаров (работ, услуг), а другие заказчики – в соответствии со своими потребностями. Считается, что в силу большего масштаба закупки такая конструкция позволяет обеспечить приобретение товаров (работ, услуг) по меньшей («более оптовой») цене, нежели в ситуации, когда каждый заказчик самостоятельно проводил бы нужную ему закупку.

Необходимость совместной закупки может возникать, например, в следующих случаях. У нескольких подведомственных одному учредителю автономных или бюджетных [4] учреждений (допустим, региональных образовательных учреждений) появляется потребность в ГСМ для автотранспорта. Либо потребность в какой-то продукции (скажем, в трубах для трубопроводов) имеется у нескольких дочерних предприятий коммерческой организации (в том числе у «головной» организации).

Отметим, что инициатором проведения совместной закупки, как правило, становится некий «вышестоящий» орган. Это может быть учредитель автономных или бюджетных учреждений, заинтересованный в обеспечении экономии средств у подведомственной сети, или «головная» коммерческая компания, рассчитывающая повысить экономичность закупок, проводимых «дочками», а в каких-то случаях (при наличии общих потребностей) и в повышении экономичности собственных закупок. Хотя не исключается вариант, при котором заказчики, работающие по Закону № 223-ФЗ, объединяют свои закупки для оптимизации расходов и без какого-либо сигнала «сверху».

Кроме того, для совместных закупок характерно присутствие среди заказчиков организации-«паровоза» с самой большой потребностью в товарах (работах, услугах), которая и обеспечивает «крупнооптовость» закупки, а остальные заказчики присоединяются к проводимой ею закупочной процедуре со своими относительно небольшими потребностями. Но бывает и так, что нужды всех заказчиков в товарах (работах, услугах) примерно одинаковы, а «крупный опт» как раз получается от сложения всех объемов.

Это интересно:  Не являются плательщиками налога на прибыль

Случаи из практики проведения закупок.

Совместные закупки встречаются в практике закупочной деятельности самых разных заказчиков – и автономных, и бюджетных учреждений, и коммерческих организаций с государственным или муниципальным участием. Приведем для наглядности несколько примеров.

Инициатором совместной закупки может быть учредитель автономных или бюджетных учреждений, заинтересованный в обеспечении экономии средств у подведомственной сети.

В конкурсе приняли участие три сотовых оператора – МТС, «Мегафон» и «Билайн» («Вымпелком»). Согласно протоколам закупки в конкурсную комиссию входили только сотрудники одного из заказчиков (организатора торгов) – «Ленэнерго». Все участники конкурса подали заявки, содержавшие одинаковое ценовое предложение, равное начальной цене договора. По результатам рассмотрения заявки МТС и «Билайн» были отклонены в связи с их несоответствием техническим заданиям. Конкурс был признан несостоявшимся, и заказчики заключили договоры с компанией «Мегафон» как с единственным исполнителем.

Кроме того, в отличие от предыдущих примеров эта закупка закончилась неудачей – на участие в запросе котировок не было подано ни одной заявки. Возможно, причиной здесь стало как раз то, что закупку разделили по лотам, а закупочная документация (в частности, форма заявки) позволяла участвовать в закупке только по одному или нескольким лотам (то есть не по всем). Вероятно, это и помешало потенциальным участникам закупки составить мнение о том, что речь идет о единой закупке большого размера у одного поставщика.

Предметами совместных закупок становятся топливо, новогодние подарки детям сотрудников, клининговые услуги, расходные материалы для оргтехники и компьютеров и др.

В ЕИС также можно встретить информацию о совместных закупках, которые проводили и проводят заказчики в рамках Закона № 223-ФЗ для приобретения:

  • топлива;
  • новогодних подарков детям сотрудников и путевок в детские оздоровительные лагеря;
  • лакокрасочных материалов;
  • технического обслуживания газового оборудования;
  • страховых, клининговых услуг;
  • строительно-ремонтных материалов (песка, щебня);
  • программного обеспечения;
  • расходных материалов для оргтехники и компьютеров;
  • электрооборудования;
  • медицинских услуг; и др.

Правила, устанавливаемые заказчиками.

Условия и порядок проведения совместных закупок по Закону № 223-ФЗ, как и многие другие правила осуществления закупок, не регламентированные самим законом и его подзаконными актами, определяются в положениях о закупке, утверждаемых конкретными заказчиками. Аналогично иным случаям установления собственных правил закупки здесь тоже наблюдается заметное разнообразие.

Вот как осуществление совместных закупок регулируется, например, в положении упоминавшегося «Ленэнерго». Согласно данным сайта zakupki.gov.ru названный заказчик, являясь «дочкой» ПАО «Россети», принял решение руководствоваться единым стандартом закупочной деятельности (положением о закупке) «головной» организации.

В документе содержится особый раздел «Управление совместными закупками». Перечислим его основные тезисы.

1. ПАО «Россети» и его дочерние компании могут заключать с другими заказчиками, в том числе осуществляющими закупочную деятельность не по стандарту «Россетей», соглашение о совместных закупках продукции. Однако такое соглашение подписывается только при внесении в него условия, что правилами проведения совместной закупки не могут нарушаться нормы стандарта ПАО «Россети».

2. В соответствии с соглашением совместные закупки могут проводиться с соблюдением следующих условий:

  • объем закупки, сроки и условия поставки, требования к закупаемым товарам, работам, услугам, условия договора, его начальная (максимальная) цена устанавливаются для каждого заказчика отдельно;
  • требования к участникам закупки, порядок и сроки проведения закупочных процедур, критерии отбора и оценки заявок, порядок выбора победителя должны быть едиными.

3. Соглашение должно устанавливать права и обязанности заказчиков в рамках закупки, в том числе порядок согласования и утверждения извещения и документации о закупке, изменений и разъяснений такой документации, порядок формирования закупочной комиссии и ее работы, проведения заседаний и оформления ее решений.

4. В соглашении должны определяться заказчик, выступающий организатором закупки, его права и обязанности.

5. При планировании каждый заказчик включает совместную закупку в своей части в собственный план закупок. Обратим внимание на этот важный момент: подобный подход – единственно правильный при любой совместной закупке по Закону № 223-ФЗ, поскольку в план конкретного заказчика должны включаться сведения о закупке товаров, работ, услуг, необходимых для удовлетворения потребностей данного заказчика [6] .

6. По результатам совместной закупки может быть заключен либо многосторонний договор между всеми заказчиками и ее победителем, либо несколько отдельных договоров между каждым из заказчиков и победителем.

Каждый заказчик включает в собственный план закупок свою часть совместной закупки. Подобный подход является единственно правильным при любой такой процедуре в рамках Закона № 223-ФЗ.

А вот какие правила совместных закупок мы видим в соответствующем разделе положения о закупке относительно мелкого заказчика – муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 323» (Уфа). Документ опубликован на сайте zakupki.gov.ru.

1. При наличии у двух и более заказчиков потребностей в одних и тех же товарах (работах, услугах) такие заказчики вправе проводить совместные закупки на основании соглашения, в котором определяются их права, обязанности и ответственность.

2. При проведении совместных закупок могут применяться следующие способы, в том числе в электронной форме: открытый аукцион, открытый конкурс, запрос котировок цен. Отметим, что в отличие от приведенного выше примера здесь имеет место ограничение способов для осуществления совместных закупок. В положении о закупке названного заказчика предусматривается применение и такого конкурентного способа, как запрос предложений, но в перечень для совместных закупок он включен не был.

3. Договор с победителем совместных закупок или участником, с которым подписывается договор, заключается каждым заказчиком (в отличие от предыдущего примера возможность заключения многостороннего договора не предусматривается).

4. Организатором совместных закупок выступает один из заказчиков, которому другие передали на основании соглашения часть своих полномочий на организацию и проведение указанных закупок.

5. Соглашение должно содержать:

  • информацию о сторонах соглашения;
  • информацию о предполагаемых закупках, в отношении которых проводятся совместные закупки;
  • права, обязанности и ответственность сторон;
  • информацию об организаторе совместных закупок, в том числе перечень полномочий, передаваемых ему сторонами соглашения;
  • порядок и срок формирования комиссии по осуществлению закупок, регламент ее работы;
  • порядок и сроки разработки и утверждения документации о закупке;
  • примерные сроки проведения совместных закупок;
  • порядок оплаты расходов, связанных с организацией и проведением совместных закупок.

Как видим, в любом случае важным регулятором осуществления совместных закупок становится соглашение о проведении таких закупок, которое заключают между собой разные заказчики. Если какие-то процедурные моменты не упомянуты в положении о закупке, они могут устанавливаться в данном соглашении. В качестве примера рассмотрим содержание соответствующего соглашения, заключенного между все тем же уфимским детским садом № 323 и другим муниципальным автономным учреждением – «Детским садом № 28» [7] .

Совместные закупки зачастую практикуют те заказчики, у которых действуют «родственные» положения о закупке.

Предметом соглашения стало осуществление совместных закупок продуктов питания. Организатором закупок определен один из заказчиков – детский сад № 28. В его обязанности включены:

1) формирование комиссии по проведению совместных закупок;

2) установление формы заявки на осуществление закупок, которую должен подавать другой заказчик организатору торгов;

3) подготовка документации о закупке (в том числе проекта договора) и ее утверждение;

4) организация и проведение закупочных процедур, в частности размещение в ЕИС извещения, документации о закупке (включая проект договора), разъяснений по ней, протоколов, а также изменений, внесенных в соответствующие документы;

5) прием и регистрация заявок от участников закупки;

6) организация работы комиссии по проведению совместных закупок, составление протоколов и предоставление их другому заказчику;

7) хранение всех документов, связанных с закупкой, в течение одного года с даты размещения в ЕИС извещения.

Это интересно:  Испытательный срок на госслужбе

В свою очередь, к обязанностям заказчика, не являющегося организатором торгов, отнесены:

1) делегирование кандидатур своих представителей для участия в работе комиссии по проведению совместных закупок, обеспечение их участия в этой работе;

3) участие в определении организатором торгов требований к условиям поставки и начальной (максимальной) цены договора с целью установления единых требований и цены, применяющихся при закупке;

4) рассмотрение документации о закупке, составленной организатором торгов, ее утверждение в течение трех рабочих дней с даты получения;

5) в случае принятия решения об отказе от проведения закупки или внесения изменений в документацию о закупке – своевременное уведомление организатора торгов для проведения им необходимых процедур.

Особым условием соглашения стало то, что при уклонении победителя закупки от заключения договора с тем или иным заказчиком, срыва поставки продуктов соответствующее обстоятельство служит основанием для повторного проведения закупки организатором торгов без оформления новой заявки со стороны заказчика. При нарушении заказчиком, не являющимся организатором торгов, установленных сроков выполнения своих обязанностей, а также в случае ненадлежащего оформления заявки организатор торгов имеет право исключить данное учреждение из числа заказчиков, для нужд которых должна осуществляться закупка.

Заключение.

При проведении рассматриваемых процедур ключевое значение имеет стыковка правил осуществления закупок, установленных в положениях о закупке разных заказчиков. Именно поэтому совместные закупки зачастую практикуют те заказчики, у которых действуют «родственные» положения о закупке.

Здесь может идти речь о коммерческих фирмах, проводящих закупки на основании соответствующего документа компании-учредителя. Другой вариант: положения о закупке, разработанные заказчиками, хоть формально и являются разными нормативными документами, но «списаны» с одного источника – положения о закупке «головной» организации.

Кроме того, возможна и ситуация, когда разные заказчики пользуются положениями о закупке, составленными на основе типового положения, утвержденного их общим учредителем. Например, в Новосибирске городская мэрия утвердила типовое положение [8] и предложила муниципальным унитарным предприятиям, муниципальным автономным и бюджетным учреждениям, а также хозяйственным обществам, в уставном капитале которых доля участия Новосибирска в совокупности превышает 50%, использовать его в качестве основы для формирования своих положений о закупке. Впрочем, в данном нормативном акте проведение совместных закупок как раз не предусматривается. А вот в типовом положении о закупке, утвержденном в Калининградской области [9] в отношении областных государственных медицинских учреждений, напротив, проведение совместных закупок регламентировано.

[1] Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

[2] Статья 25 Закона № 44-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 № 1088 «Об утверждении Правил проведения совместных конкурсов и аукционов».

[3] Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

[4] Бюджетные учреждения вправе осуществлять закупки по Закону № 223-ФЗ за счет части своих средств, в том числе полученных от оказания платных услуг и работ (ч. 2 ст. 15 Закона № 44-ФЗ).

[5] Пункт 2 Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг), утв. Постановлением Правительства РФ от 17.09.2012 № 932 (далее – Постановление № 932).

[6] См. Форму плана закупки товаров (работ, услуг), утв. Постановлением № 932.

[7] См. сайт автономного учреждения detsad323.ru, раздел «Сведения об образовательной организации», подраздел «Документы».

[9] Приказ министерства здравоохранения Калининградской области от 28.11.2014 № 824 «Об утверждении примерного Положения о закупке товаров, работ, услуг».

консультант по социальной политике Института экономики города Москва,

Проводим конкурентную закупку по 223-ФЗ: пошаговая инструкция

Что изменилось с 01.07.2018

В 2019 году частично вступил в силу 505-ФЗ от 31.12.2017, а частично изменил правила проведения закупок только с 01.07.2018.

Согласно нововведенным нормативам, конкурентным считается заказ, если он проводится с одновременным соблюдением определенных требований:

  • сведения о закупке, документация и приложения к ней размещаются в открытой части единой информационной системы либо отправляются минимум двум потенциальным поставщикам вместе с приглашением к участию в процессе (закрытые процедуры);
  • заказчик должен гарантировать честную и конкурентную борьбу участникам тендера;
  • в описании предмета заказа надлежит отмечать только технические и качественные характеристики товаров, работ или услуг;
  • в требованиях не должно содержаться условие о наличии конкретных товарных знаков и торговых марок в том случае, если указание таковых ограничивает число потенциальных участников торгов.

На основании обновленного законодательства конкурентные закупки будут проводиться в электронной форме, за исключением тех случаев, которые заказчик утвердит в положении о закупке. Запросы, объявляемые только для субъектов малого и среднего предпринимательства, будут проводиться исключительно в электронной форме.

Процедуры осуществляются в виде конкурсов, аукционов, запросов предложений, запросов котировок. Заказчик может воспользоваться и иными способами, соответствующими нормам 223-ФЗ (например, переговоры).

Правила проведения по 223-ФЗ

Порядок проведения регулируется статьями 3.2–3.5 обновленного 223-ФЗ. Действуют следующие общие правила:

  1. Организация-заказчик имеет право отменить проведение конкурентной закупки до момента окончания срока подачи заявок, при этом решение об отмене необходимо разместить в ЕИС непосредственно в день его принятия (ч. 5, 6 ст. 3.2 223-ФЗ).
  2. Заказчик формирует документацию о заказе и размещает ее в ЕИС совместно с извещением о заказе (п. 9 ст. 3.2). Участники, в свою очередь, направляют свои заявки в соответствии с требованиями документации. Каждый участник имеет возможность подать только одну заявку (п. 9, 10 ст. 3.2 223-ФЗ).
  3. Сроки размещения извещения составляют:
    • для конкурса и аукциона — не менее чем за 15 дней до момента окончания подачи заявок;
    • для запроса котировок — не менее чем за 5 рабочих дней;
    • для запроса предложений — не менее чем за 7 рабочих дней.
  4. При проведении конкурентных процедур заказчик в обязательном порядке заключает договор с победителем. В остальных случаях он может не подписывать договор с победителем без объяснения причин. Заказчик также вправе не предоставлять обоснование закупки и начальной минимальной цены контракта. Срок заключения договора — не менее 10, но не более 20 дней с момента размещения итогового протокола.

Конкурентные процедуры в электронной форме, осуществляемые в соответствии с 223-ФЗ, проводятся по регламенту, утвержденному ст. 3.3 223-ФЗ. Участники процесса в ЭФ должны пройти обязательную аккредитацию на электронной площадке (ч. 3 ст. 3.3). Участник, подавший запрос на участие в заказе, имеет право отозвать либо внести изменения в свою заявку до момента окончания срока подачи заявок (ч. 11 ст. 3.3 223-ФЗ).

Особенности закупки у МСП

Если заказчик планирует проводить конкурентную закупку с субъектами МСП, то такой тендер должен проводиться исключительно в электронной форме (ч. 2 ст. 3.4 223-ФЗ). Для таких процедур организатор запроса размещает в ЕИС извещение в следующие сроки:

  • для конкурса и аукциона в электронной форме: если НМЦД превышает 30 млн руб., то не менее чем за 15 дней до момента окончания подачи заявок; если же цена договора ниже 30 млн руб., то не менее чем за 7 дней;
  • для запроса котировок в электронной форме — не менее чем за 4 рабочих дня до окончания срока подачи заявок;
  • для запроса предложений — не менее чем за 5 рабочих дней до даты проведения процедуры (НМЦД не превышает 15 млн руб.).

Процесс проведения конкурентной закупки с участниками — субъектами МСП в электронной форме осуществляется на электронной площадке (ч. 10 ст. 3.4 223-ФЗ). В результате проведения заключается договор на основании проекта договора и требований закупочной документации (ч. 29 ст. 3.4).

Если есть гостайна

Если заказ включает сведения, содержащие государственную тайну, то проводятся закрытые конкурентные процедуры (ч. 1 ст. 3.5 223-ФЗ). Они осуществляются по правилам, утвержденным в статье 3.2 223-ФЗ.

Статья написана по материалам сайтов: zakupki-kontur.ru, www.audar-urist.ru, goscontract.info.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector