+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Термин форма правления используется для обозначения

Понятие формы государства

Формы государства подвергались изучению уже в древности. По мневгию философов Греции, Рима и стран Востока, вопрос о классификации государственных форм является одним из важнейших в науке. Отличительной особенностью учений о формах государства этого периода является то, что философы, как правило, не видели различия между сущностью и формой государства, к форме сводили самую природу государственной власти.

В период средневековья в учениях о формах государства, так или иначе, обосновывался божественный источник политической власти. Мыслители (Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо и др.) в своих политических учениях стремились обосновывать формы государства, исходя не из воли бога, а из деятельности человеческого разума. В их теориях разоблачалась несправедливость власти тиранов, разрабатывались формы государства, наилучшим образом соответствующие принципам естественного права.

Так, Ш. Монтескье, разделял формы государства на республику (основой власти является добродетель, равенство), монархию (основой власти является честь), аристократию (принципом власти является умеренность). Он считал, что формы государства зависят от размеров территории, климата страны и других свойств географической среды. Идеальной Ш. Монтескье считал конституционную монархию английского образца.

Ж.-Ж. Руссо считал, что высшая суверенная власть в государстве принадлежит только народу, который может передать исполнение этой власти различным лицам и органам.

Ж.-Ж. Руссо различал политические формы в зависимости от того, кому народ передавал исполнительную власть: если одному лицу, то в этом случае имеется монархия, если небольшому кругу лиц — аристократия, если все лица осуществляют власть — демократия. Монархию, аристократию и демократию Ж.-Ж. Руссо считал простыми и идеальными формами, т.е. такими, которые существуют как исключение. В реальной действительности существует смешение указанных принципов правления.

Теории форм государства XIX века исходили из того, что основным критерием при обосновании понятия «форма государства» является правовое положение высших органов государственной власти.

Так, русский юрист Г.Ф. Шершеневич считал, что вопрос о форме государства есть вопрос о том, «кто является органом власти, или, иначе, кто те лица, чья воля подчинила себе волю всех лиц, живущих в пределах данной территории». Так же понимал природу формы государства и Н.М. Коркунов. Он писал: «По форме устройства все государства могут быть разделены, как это признается издавна, на монархии и республики, но их различие не в числе правящих лиц, а в их юридическом положении».

Так, в 1949 г. М.А. Архаров писал: «Под формой государства в собственном смысле слова разумеется форма правления. В широком смысле слова она включает в себя и форму государственного устройства. Под ней мы разумеем характер и способ взаимоотношений между частями государства и целым, между центральными и местными органами власти».

Традиционный взгляд на общее понятие формы государства выражен А.И. Денисовым следующим образом: «Под формой государства понимается в широком смысле образ правления и государственного устройства, а в узком смысле — только форма государства».

По его мнению, каждое государство имеет форму правления и форма государственного устройства. По А.И. Денисову, формы правления — система высших органов государственной власти, способ их образования и взаимоотношения, степень участия граждан в управлении государственными делами.

Форма государственного устройства — структура государства и взаимосвязь его высших и центральных органов с органами составных частей государства (например, штатов, республик, административных областей, департаментов, округов).

Другая точка зрения заключалась в том, что под формой государства понимают организацию политической власти в государстве, взятую в единстве ее трех основных элементов (или сторон): формы правления, формы государственного устройства и политического режима.

Наиболее спорным вопросом общего понятия формы государства является проблема политического режима, так как именно этот элемент появился позже (в XX веке) и не все специалисты признают его наличие. В необходимости выделения понятия политического режима в общем учении о форме государства убеждают факты реальной жизни. Уже в историческом прошлом возникали такие государственные формы, для понимания специфики которых было недостаточно охарактеризовать их форму правления или форму государственного устройства, например, деспотия или тирания. Специфические особенности этих форм заключались не только в том, что они были монархиями, а, главным образом, — в особых способах осуществления монархической власти. Соответствующие термины «деспотия», «тирания» употребляются для характеристики особого режима политической власти в стране.

Г.Н. Манов в работе «О понятии формы государства» выдвинул точку зрения, согласно которой политический режим представляет собой не одну из сторон формы государства, а является тождественным понятию формы государства в целом. По его мнению, форма правления и форма государственного устройства выступают в качестве составных частей политического режима. Однако такая широкая трактовка понятия политического режима умаляет значение других 2-х элементов. Некоторые авторы выдвигают точку зрения, согласно которой политический режим представляет собой внутреннюю форму государства, а форма правления и форма государственного устройства — его внешнюю форму.

Можно в этой связи отметить, что политический режим, характеризуя форму определенной классовой диктатуры с точки зрения состояния демократии, пронизывает всю структуру государственной организации, выступает как бы внутренней стороной этой организации. Таким образом, политический режим действительно содержит в себе признаки внутренней формы государства.

Подводя итог приведенным дискуссиям, отметим, что под формой государства следует понимать организацию государственной власти, охватывающую форму правления, форму государственного устройства и политический режим.

Форма правления: понятие, виды

Форма правления представляет собой систему формирования взаимоотношений главы государства, высших органов законодательной и исполнительной власти. Порядок замещения должности главы государства определил две основные формы правления: монархию и республику. Разновидности же их определяются соотношением полномочий законодательной и исполнительной власти, распределенных между главой государства, парламентом и правительством в конкретной стране, и вытекающим отсюда порядком их формирования.

Монархия. В переводе с греческого языка данный термин означает единовластие. Однако монархия — это не просто власть одного, а в современном понимании власть на- следуемая. Эта власть нередко обожествленная. Так, в Японии до 1945 года Император считался сыном Солнца.

В средневековье становились монархами в результате выборов в узком кругу, чаще насилия, изредка приглашения.

Абсолютная монархия. Эта форма правления типична для позднего феодализма, когда в недрах аграрного строя стали вызревать начатки строя индустриального.

Характеризуется она тем, что в руках монарха сосредотачивается вся полнота государственной власти. Он сам издает законы, может непосредственно руководить административной деятельностью, назначать для этого правительство, вершить высший суд. Никаких ограничений его власти нет, по крайней мере, юридических, хотя политические, морально-этические, религиозные и иные могут присутствовать и обычно в той или иной мере присутстуют. Подданные юридически бесправны, поскольку монарх не наделил их какими-то правами, а отобрал эти права.

В современных условиях абсолютная монархия — раритет. В качестве примера можно привести — Саудовскую Аравию, Оман. Такие государства могут сегодня иметь даже конституции, которые в полном смысле конституциями не являются, поскольку не ограничивают власть монарха.

Для абсолютной монархии характерен авторитарный политический режим.

Дуалистическая монархия. Это первоначальная форма ограниченной, или конституционной монархии. Здесь мы уже наблюдаем возникающее разделение властей, во всяком случае, отделение законодательной власти от исполнительной.

Законодательная власть принадлежит парламенту, который избирается подданными или определенной частью их, если избирательное право — цензовое. Исполнительная власть принадлежит монарху, который может осуществлять ее непосредственно или через назначаемое им правительство. Судебная власть принадлежит монарху, но может быть и более или менее независимой.

Разделение властей при данной форме правления обычно урезанное. Хотя законы принимаются парламентом, монарх пользуется правом абсолютного вето, то есть без его утверждения закон не вступит в силу. Кроме того, монарх обычно может издавать чрезвычайные указания, имеющие силу закона и даже более высокую силу, а главное — может распускать парламент, заменяя фактически дуалистическую монархию абсолютной. Например, в Иордании после роспуска парламента в 1974 году очередные парламентские выборы состоялись только в 1989 году.

Правительство, если таковое есть, за свою деятельность несет ответственность лишь перед монархом, но отнюдь не перед парламентом. Последний может воздействовать на правительство, только используя свое право устанавливать бюджет государства. Рычаг этот, хотя и достаточно мощный, однако его использовать можно только один раз в году, а кроме того, депутаты, вступая в конфликт с правительством и через него — с монархом, не могут не ощущать постоянной угрозы роспуска парламента.

Как для абсолютной, так и для дуалистической монархии типичен авторитарный политический режим. А сама дуалистическая монархия есть выражение компромисса между властвующей феодальной верхушкой общества и остальной его частью, в которой преобладание все же остается за монархом и его окружением.

Парламентарная монархия. Эта форма правления существует обычно в высокораззитых странах, где переход от аграрного строя к индустриальному сопровождался преимущественно не ломкой прежних институтов власти, а постепенным их преобразованием и приспособлением к новым условиям (Великобритания, Япония, Нидерланды, Швеция, Канада и др.).

Здесь мы наблюдаем развитое разделение властей при признании верховенства парламента над исполнительной властью, демократический или, по крайней мере, либеральный политический режим.

Верховенство парламента обычно выражается в том, что правительство, которое обычно назначается монархом, должно пользоваться доверием парламента (или нижней его палаты), а монарх, следовательно, вынужден назначать главой правительства лидера партии, имеющей большинство в парламенте (нижней его палате), либо лидера коалиции партий, располагающих таким большинством.

Монарх при данной форме правления «царствует, но не правит». Правом вето в отношении законов, принятых парламентом, даже если оно ему принадлежит, он либо не пользуется, либо осуществляет это право по указанию правительства. Как правило, он лишен возможности действовать самостоятельно, и все исходящие от него акты обычно подготавливаются правительством и контрассигнуются (скрепляются) его главой или соответствующим министром. Тем самым глава правительства или министр принимают на себя ответственность за данный акт монарха, так как сам: монарх не ответственен.

Главный политический признак парламентарной монархии — политическая ответственность правительства перед парламентом (нижней палатой) за свою деятельность.

Если парламент (нижняя палата) выразит правительству недоверие или откажет в доверии, правительство должно быть отправлено в отставку либо должно быть уволено в отставку монархом. Однако обычно это полномочие парламента уравновешивается правом правительства предложить монарху распустить парламент (нижнюю палату) и назначить новые выборы.

Республика. Это такая форма правления, которая характеризуется выборностью главы государства, именуемого обычно президентом.

Республиканская форма правления окончательно установилась во Франции с принятием Конституции 1875 года после двукратной реставрации монархии. Швейцария и миниатюрное государство Сан-Марино имеют эту форму правления изначально.

При прочих равных условиях республика — наиболее демократическая форма правления, поскольку предполагает, что полномочия любой ветви власти, любого высшего ее органа, включая главу государства, в конечном счете, основываются на мандате народа.

Следует при этом иметь в виду, что существуют извращенные разновидности республик, характеризующиеся нелигитимностью власти. Например, когда в стране происходит государственный переворот, который ставит во главе государства единоличного диктатора или группу диктаторов, форма правления официально может провозглашаться или оставаться республиканской, однако ее демократическая сущность выхолащивается.

Мы же рассмотрим разновидности действительно демократических или, по крайней мере, либеральных по политическому режиму республик. Различие между отдельными видами республик состоит в характере взаимоотношений между законодательной и исполнительной властью.

Дуалистическая (президентская) республика.

Это интересно:  Как вернуть налог за медицинские услуги

В данном виде республики наиболее последовательно проведен принцип разделения властей, а взаимоотношения между ветвями власти строятся на базе принципа сдержек и противовесов.

Главный признак данной формы правления — отсутствие у исполнительной власти ответственности перед парламентом за проводимую им политику. Парламент не может смещать ее должностных лиц, если они не нарушили закон. Для своей деятельности они не нуждаются в доверии парламента.

Сдержки и противовесы проявляются, в частности, в том, что президент может затормозить законодательную деятельность, налагая на принятые им законы отлагательное вето, для преодоления которого требуется квалифицированное большинство в обеих палатах парламента. В свою очередь верхняя палата может воспрепятствовать назначению президентом должностных лиц, кроме того, она ратифицирует подписанные президентом международные договоры.

Парламентарная республика. К этой форме правления относится все сказанное о парламентарной монархии, за исключением вопроса о главе государства.

Вместо слабого монарха мы наблюдаем при этой форме правления слабого президента, который в типичном случае выбирается либо парламентом, либо более широкой коллегией, включающей, наряду с парламентом, обычно депутатов парламентов субъектов федерации или региональных представителей самоуправления. Главный признак этого типа республики — политическая ответственность правительства перед парламентом. Ответственность эта зачастую солидарная: недоверие одному члену правительства, особенно его главе, влечет отставку всего правительства. Вместо ухода в отставку правительство может потребовать от президента распустить парламент (его нижнюю палату) и назначить новые выборы.

Смешанная (полупрезидентская) республика. Такая форма правления сочетает в себе признаки и президентской, и парламентарной республики. Но сочетание это бывает разным.

Как показал опыт, эта форма правления эффективна при условии, что правительство, опирающееся на парламентское большинство, и президент придерживаются одной политической ориентации.

В целом ряде стран такой формы правления президент избирается гражданами, что характерно для президентской республики, и имеет ряд полномочий, дающих ему возможность активно вторгаться в политический процесс, однако на практике он ими не пользуется.

Форма государственного устройства: понятие, виды

Внутреннее деление государства, правовое положение его частей, их взаимоотношения друг с другом и с центральными органами власти охватываются понятием «государственное устройство». Выделяют два основных вида государственного устройства: унитарное и федеративное.

Унитарное государственное устройство предполагает существование слитного государства, подразделяющегося лишь на административно-территориальные единицы, не включающего в себя никаких государственных образований. В нем господствуют единые конституционные принципы, существует одна система центральных органов власти, как правило, функционирует единая валютная система, одна армия и т.д.

В зависимости от степени централизации унитарные государства делятся на централизованные и децентрализованные. В бюрократических централизованных государствах во главе местных органов государственной власти стоят назначенные центром чиновники, которым подчиняются местные органы самоуправления. Демократическая форма централизации допускает большую степень самостоятельности выборных местных органов государственной власти в отношении региональных вопросов.

Сложное государственное устройство предполагает существование государства, включающего в себя другие государственные образования. Федерация — союзное государство, объединяющее несколько государств или государственных образований, каждое из которых имеет свои органы государственной власти. В отличие от конфедераций она обладает собственным суверенитетом, федеративными органами государственной власти, федеративной конституцией, армией, системой федеральных актов, системой федеральных налогов.

Конфедерация — это союз государств, образующийся на основе договора. Традиционно конфедерация рассматривается наряду с формами государственного устройства, хотя государством этот союз не является.

Субъекты конфедерации имеют право свободного выхода из союза, чего нет в федерациях.

Суверенитет в конфедерации принадлежит государствам, входящим в ее состав. Никакие решения союзной власти не имеют силы без согласия субъектов конфедерации.

В предметы ведения конфедерации входит небольшой круг вопросов: войны и мира, внешней политики, формирования единой армии, общей системы коммуникаций, разрешения споров между членами конфедерации.

В конфедерациях образуются только те государственные органы, которые необходимы для осуществления задач, особо выделенных по договорным актам. В частности, нет судебных органов, ограничен круг органов исполнительной власти.

Парламент конфедерации формируется органами ее субъектов, которые обязывают своих делегатов неукоснительно следовать выданным им инструкциям: и указаниям.

Постоянно действующие государственные органы конфедерации лишены властных полномочий.

Бюджет формируется за счет добровольных взносов субъектов.

Субъекты конфедерации имеют право устанавливать таможенные и иные ограничения, препятствующие передвижению лиц,товаров, услуг, капиталов. Как правило, отсутствует единая система денежного обращения.

В конфедерации нет союзного гражданства.

Политический режим: понятие, виды

Политический режим представляет собой систему методов, форм и способов осуществления политической (включая и государственную) власти в обществе. Политический режим обусловливает присущий тому или иному периоду жизни страны порядок политических отношений, степень политической свободы, образ правления.

Это функциональная характеристика государства. Данное понятие имеет значение как в узком смысле слова (как совокупности приемов государственного руководства), так и в широком смысле слова (как уровня гарантированности демократических прав и политических свобод личности, как степени соответствия официальных конституционных правовых форм политическим реалиям, как характера отношения властных структур к правовым основам государственной и общественной жизни).

Можно выделить некоторые типы политических режимов: демократический, либеральный, авторитарный.

Демократический режим характеризуется высокой степенью политической свободы человека, реальным существованием политических и правовых институтов. Граждане могут оказывать влияние на государственное управление обществом. Демократический режим обычно находит выражение в конституциях и иных правовых актах, регулирующих развитые формы участия граждан в политической жизни. В данном режиме развиты институты представительной и непосредственной демократии, гарантированны гражданские (личные) и политические права и свободы, имеются независимые средства массовой информации, партийный плюрализм, гарантии меньшинства. Органы публичной власти прибегают к насилию лишь в крайних случаях.

Либеральный режим отличается высокой степенью политической свободы, однако, вследствие культурной отсталости большинства общества и ряда других причин, реально пользоваться демократическими институтами могут сравнительно немногие. Низкий уровень жизни многочисленных слоев общества порождает маргинальность и склонность к насильственным действиям для достижения своих социальных целей.

Авторитарный режим характеризуется полным или почти полным отсутствием на деле демократических политических отношений. Оппозиция либо прямо запрещена, либо ставится в такие условия, которые не позволяют ей нормально функционировать. Публичная власть широко прибегает к средствам подавления, администрирования. Формальным характером отличается и разделение властей. Самоуправление практически отсутствует. Реально все функции сосредоточены в руках диктатора. Разновидность авторитарного режима составляют военные диктатуры разного рода. Предельная форма авторитаризма — тоталитаризм, который характеризуется желанием государства контролировать мысли граждан, т.е. влияние государства является всеобъемлющим.

Термин форма правления» используется для обозначения

1) методов осуществления государственной власти

2) структуры и полномочий высших органов власти

3) взаимоотношений между центральной, региональной и местной властями

4) распределения законодательных, исполнительных и судебных функций

2. Одна из форм правления —

1) диктатура 2) республика 3) федерация 4) демократия

3. Одна из форм государственного устройства —

1) тоталитарное государство 2) унитарное государство

3) президентская республика 4) монархическое государство

4. Главой государства Z является принц, получающий власть по наследству. Какая дополнительная информация позволяет сделать вывод, что государство Z — парламентская монархия?

1) Вся полнота государственной власти сосредоточена в руках принца.

2) Закон предусматривает передачу престола только по мужской линии.

3) Принц является главнокомандующим армией.

4) Властные полномочия принца ограничены конституцией.

5) Права и возможность получать образование на родном языке.

5. Какая дополнительная информация позволяет сделать вывод, что государство Z — унитарное?

1) Граждане данного государства имеют право на двойное гражданство.

2) Исполнительную власть осуществляет правительство.

3) В государстве действуют несколько политических партий.

4) Государство поделено по территориальному признаку, регионы не имеют политической самостоятельности.

6. Верны ли следующие суждения о формах государства?

А. В монархии власть принадлежит наследственному правителю.

Б. В любом федеративном государстве официально признаны несколько государственных языков.

1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

7. Понятие «политический режим» отражает

1) характер взаимосвязи гражданина и государственной власти

2) способ организации верховной государственной власти

3) способ взаимосвязи территориальных государственных образований

4) статус регионов внутри государства

8. Для какого политического режима характерны свободные выборы в органы государственной власти, гарантия прав человека?

1) авторитарного 2) тоталитарного 3) демократического 4) диктаторского

Тест по обществознанию (9 класс) по теме:
Формы правления

Тест по теме «Формы правления» к учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой для 9 класса, п. 4 (автор теста И.С. Хромова)

Скачать:

Вложение Размер
formy_pravleniya.doc 42 КБ

Предварительный просмотр:

Тест к учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой для 9 класса (п.4); автор теста И.С. Хромова

А1. Форма правления, при которой власть сосредоточена в руках одного человека, осуществляющего единоличное правление, называется:

  1. ограниченная монархия 2) абсолютная монархия 3) президентская республика 4) парламентская республика

А2. Верны ли следующие суждения о формах правления?

А. Формы правления различаются по способу организации верховной власти.

Б. Формы правления различаются по методам и способам осуществления в стране государственной власти и управления.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А3. Правительство РФ осуществляет власть:

  1. законодательную 2) законосовещательную 3) исполнительную 4) судебную

А4. Особый порядок привлечения к ответственности высших должностных лиц и их отстранение от должности называется:

  1. иерархия 2) инаугурация 3) суверенитет 4) импичмент

А5. Президент является главой государства, формирует правительство и возглавляет исполнительную власть. Это черты:

  1. абсолютной монархии 2) ограниченной монархии 3) президентской республики 4) парламентской республики

А6. В Российской Федерации парламент состоит из двух палат:

  1. Федеральное Собрание и Государственная Дума 2) Государственная Дума и Совет Федерации 3) Совет Федерации и Государственный Совет 4) Государственный Совет и Правительство

В1. Найдите черты сходства и отличия абсолютной монархии и ограниченной монархии

  1. во главе государства стоит один человек 2) вся полнота власти принадлежит только монарху 3) существует выборный законодательный орган власти 4) монарх лично назначает главу правительства 5) является формой правления государства

Черты сходства — Черты отличия —

В2.Найдите в предложенном списке утверждения, характеризующие Президента РФ:

  1. избирается сроком на пять лет 2) выбирается парламентом страны 3) является Верховным главнокомандующим 4) обладает правом вето на решения парламента 5) составляет государственный бюджет 6) является главой государства

В3.По мнению античных философов, существуют три правильные формы правления и три искаженные их воплощения. Соотнесите правильные формы и их «неправильные» варианты:

Вопрос №14 Форма государственного правления: понятие, признаки, классификация.

Форма правления это организация верховной власти, ха­рактеризуемая ее формальным источником и принципами вза­имоотношений между высшими (центральными) органами го­сударственной власти (глава государства, парламент, правитель­ство) и населением.

Форма правления характеризует порядок орга­низации государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением, отвечает на вопрос о том, как организована госу­дарственная власть, какие органы ее осуществляют и каковы принципы взаимоотношений между ними.

Главным, определяющим признаком формы правления являет­ся правовой статус главы государства (выборный и сменяемый — в республике, наследственный – в монархическом государстве).

Для современных государств характерны две формы правле­ния: монархия и республика.

Монархия(от греч. monarchia — единовластие) — это форма правления, при которой государственная власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государ­ства — монарха (короля, царя, султана, шаха, императора и т.д.).

Власть главы государ­ства (монарха) считается непроизводной от какой-либо другой власти, какого-либо другого органа или избирателей. Сам мо­нарх формально считается источником государственной власти (властвует по собственному праву и занимает престол в порядке престолонаследия, как правило, пожизненно).

Монархии существуют во многих развитых государствах (Ве­ликобритания, Бельгия, Дания, Швеция, Норвегия, Нидерлан­ды, Люксембург, Монако, Япония).

Монархии подразделяются на аб­солютные и ограниченные (конституционные) монархии.

Абсолютная монархия— разновидность монархической фор­мы правления, характеризующаяся юридическим и фактиче­ским сосредоточением всей полноты государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной), а также духов­ной (религиозной) власти в руках монарха.

Власть монарха ни­чем не ограничена (отсутствуют конституция, парламент и какой-либо другой представительный орган). Законы издаются монархом.

В настоящее время в мире сохраняются абсолютные монар­хии в Бахрейне, Брунее, Катаре, ОАЭ, Омане, Саудовской Ара­вии. В некоторых странах сделаны первые шаги по переходу к конституционной монар­хии. В частности, в ОАЭ (в 1971 г.), в Катаре (в 1972 г.) были приняты конституции, а в Бахрейне также проведены выборы в законосовещательные парламенты (впоследствии распущен­ные). Однако эти реформы пока не изменили абсолютного ха­рактера этих восточных монархий. В Саудовской Аравии госу­дарственная власть короля дополняется религиозной.

Ограниченная (конституционная) монархия — особая разно­видность монархической формы правления, при которой власть монарха ограничена нормами конституции, имеется выборный законодательный орган — парламент и формально независимые суды.

Конституционная монархия впервые возникла в Великоб­ритании в конце XVII в. в результате буржуазной революции.

В зависимости от степени ограничения власти монарха конституционные монархии разделяются на ду­алистическую, парламентарнуюивыборную.

Дуалистическая монархия — переходная форма правления, при которой полномочия главы государства ограничены в не­значительной степени; власть разделена между монархом и пар­ламентом.

Существует как бы двойственность власти. Монарх сосредоточивает в своих руках всю исполнительную власть, формирует правительство, ответственное перед ним, а не перед парламентом, а законодательная власть юридически принадле­жит парламенту. При этом монарх обладает широкими полно­мочиями налагать абсолютное вето на парламентские законы.

Современная дуалистическая монархия близка к абсолют­ной и характерна для стран с сильными пережитками феодализ­ма (к ним можно отнести Кувейт, Марокко, Иорданию).

Парламентарная монархия представляет собой гораздо более демократическую форму правления, при которой отсутствует какой-либо дуализм.

Права монарха ограничены во всех сферах осуществления государственной власти, реальными полномочи­ями по осуществлению государственного управления, проведе­нию самостоятельной внешней и внутренней политики он не обладает. Все исходящие от него акты нуждаются в одобрении правительства или отдельных ми­нистров (так называемый институт контрасигнатуры).

Парламенту по конституционным нормам принадлежит формальное верховенство среди других органов государства. Правительство форми­руется парламентом и ответственно перед ним. Его главой становится лидер парламентского большинства.

Эта государственная форма распространена в совре­менных условиях и существует, например, в Бельгии, Испании, Норвегии.

Особая разновидность монархии — выборная (или избиратель­ная), сочетающая элементы монархии и республики.

Такая мо­нархия существует ныне в Малайзии, Бутане. Например, в Федерации Малайзия главой государства является монарх, избираемый на пять лет особым совещанием из представителей монархических штатов (султанатов), входящих в эту федерацию.

Республика(от лат. respublica, res — дело, publicus — обще­ственный) — форма правления, при которой все высшие орга­ны государственной власти либо избираются, либо формируют­ся общенациональными представительными учреждениями (парламентами), а граждане обладают значительными правами и свободами.

Отличительным признаком является наличие из­бираемого на определенный срок главы государства — президента, власть которого юридически производна от представи­тельного органа или избирателей. В настоящее время примерно две трети современных госу­дарств являются республиками.

В рамках республиканской формы правления принято раз­личать президентскую, парламентскую республики и республи­ки смешанного типа (полупрезидентские, гибридные).

Особой разновидностью республики является так называемая советская республика, олицетворением которой был СССР.

Родина президентской республики — Соединенные Штаты Америки. Ныне эта форма правления получает широкое рас­пространение (Венесуэла, Мексика, Бразилия, большинство государств Тропической Африки, Казахстан и др.).

В современном мире существует несколько моделей прези­дентской республики. Согласно классической модели(США)пре­зидент формирует с согласия верхней палаты парламента (сена­та) администрацию, члены которой несут политическую ответ­ственность только перед президентом. Президент не может распустить парламент, парламент может сместить главу госу­дарства только в порядке импичмента, что бывает чрезвычайно редко.

Для латиноамериканских президентских республикхарактерна полная свобода президента в назначении и смещении членов администрации, однако встречаются случаи парламентской от­ветственности отдельных членов президентского кабинета (Ко­ста-Рика, Уругвай).

Для президентских республик постсоветских государств(Бела­русь, Казахстан, Узбекистан) характерно существование органа исполнительной власти — правительства, возглавляемого президентом, а также наличие так называемого административного премьер-министра. В отдельных случаях президент может фор­мально не являться главой исполнительной власти, но прави­тельство при этом ответственно только перед ним (Кыргызстан).

Встречаются также случаи коллективной парламентской от­ветственности правительства (Замбия) и нередко предоставле­ние президенту права роспуска парламента (Туркменистан).

Крайней формой президентской республики является супер­президентская республика. В правовой науке этот термин используется для обозначения особой разновидности республиканской формы правления, характеризующейся юридическим и фактиче­ским сосредоточением всех рычагов государственной власти в руках президента, который является не только главой государства, но также главой правительства и лидером правящей партии.

Парламентская республикараспространена в современном мире гораздо меньше, чем президентская (Италия, Индия, ФРГ, Венгрия, Латвия, Ирландия).

Смешанная республиканская форма правлениявпервые возник­ла в 1958 г. во Франции, которая сегодня считается классиче­ской полупрезидентской республикой, и с тех пор получила широкое распространение (Румыния, Болгария, Литва, Польша, Португалия). Используется эта форма правления и в постсоци­алистических странах, в частности, в государствах СНГ.

Форма правления раскрывает способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействия между собой и с населением, степень участия населения в их формировании.

Виды: монархия и республика.

Монархия – форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства – монарху (королю, царю, императору, шаху), который занимает престол по наследству, и не несет ответственности перед населением.

1) глава государства – монарх;

2) власть монарха передается по наследству;

3) деятельность монарха не ограничена сроком;

4) монарх не избирается народом, и не может быть принудительно смещен с должности;

5) монарх является главнокомандующим вооруженными силами;

6) особая процедура принятия власти монархом и сопровождающий его деятельность, церемониал.

Виды монархии: неограниченные (абсолютная) – Саудовская Аравия ограниченные – Великобритания, Швеция.

Неограниченные монархии характеризуются абсолютной монополизацией власти правителем, в руках которой сосредотачивается неограниченная власть, он выполняет функции главы государства, законодательные и исполнительные функции, наделен полномочиями вершения правосудия и рядом контрольных функций.

Абсолютная монархия характерна для последнего этапа развития феодального государства, когда после окончательного преодоления феодальной раздробленности завершается процесс образования централизованных государств (Ближний Восток).

Ограниченная монархия. Здесь носителем полномочий наряду с монархом выступают иные органы государственной власти, ограничивающие власть монарха. При такой форме правления власть в государстве рассредоточена, как правило, между монархом и выборным представительным органом (парламентом, правительством).

Разновидности ограниченной монархии:

1. Дуалистическая – промежуточная от абсолютной к парламентской, где власть монарха ограничена, но незначительно. Признаки:

— наличие с монархом и парламента и правительства;

— назначение членов парламента монархом;

— назначение членов правительства монархом и ответственность правительства лично перед ним;

— монарх выполняет функции реального главы государства (Кувейт, Непал).

2. Парламентская – власть монарха значительно ограничена парламентом. Это ограничение определяется Конституцией, утверждаемой парламентом, монарх же не вправе ее изменить. Признаки:

— с монархом имеется парламент, правительство;

— парламент избирается народом;

— правительство формирует партия, завоевавшая большинство мест в парламенте. Правительство ответственно перед парламентом;

— есть разделение властей;

— монарх принимает участие в политической жизни, однако его властные функции минимальны, и носят церемониальный характер;

— лишь в некоторых парламентских монархиях монарх имеет реальные рычаги управления государством, но на практике многие реальные рычаги власти практически не применяются.

Европа: Великобритания, Швеция, Испания, Бельгия, Голландия, Дания, Норвегия, Япония.

Особой разновидностью монархии являются нетрадиционные монархии:

а) Арабские Эмираты – состоят из нескольких монархий – эмиратов, возглавляемых эмирами, каждый из которых по очереди становится верховным эмиром ОАЭ.

б) Малайзия – состоит одновременно из республик и монархий. Главы монархий из своего числа избирают общегосударственного монарха сроком на 9 лет.

Республика – («общенародное дело») – это форма правления, при которой государственная власть принадлежит выборным государственным органам, избираемым населением на определенный срок. Республикам присущ демократий способ образования верховных органов государства; в развитых странах взаимоотношения между высшими органами власти строятся на принципе разделения властей, они имеют связь с избирателями, и ответственны перед ними.

— существование единоличного и коллегиального главы государства;

— осуществление государственной власти по поручению народа, деятельность органов ограничена сроком;

— в предусмотренных случаях юридическая ответственность главы государства;

— обязательность решений верховенства: государственная власть для всех других органов;

— преимущественная защита интересов граждан государства;

— взаимная ответственность личности и государства.

Республики делятся на:

1. Президентская республика. Сущность в том, что среди высших органов власти ключевое положение занимает президент, который является главой государства и главой правительства:

— президент избирается народом, либо выборщиков, следовательно, независим от парламента;

— президент назначает, и смещает членов правительства;

— президент возглавляет правительство, которое ответственно перед ним;

— является верховным главнокомандующим;

— имеет право вето на законы, принятые парламентом;

— имеет право распускать парламент;

— президент выполняет функции главы исполнительной власти, одновременно является арбитром между ветвями власти, символом единства нации.

2. Парламентская республика. Суть ее в том, что среди высших органов государственной власти ключевую роль играет парламент, который оказывает решающее воздействие на формирование Правительства. Правительство ответственно перед парламентом. Признаки:

— парламент является важным органом;

— правительство формирует партии, завоевавшие большинство мест в парламенте на выборах;

— правительство ответственно перед парламентом;

— фактическим руководителем государства является глава правительства – премьер министр;

— предусмотрена должность президента, однако, он номинальное лицо.

3. Смешанные республики – здесь баланс полномочий между президентом и парламентом. Признаки:

— имеются одновременно сильный парламент и президент;

— президент избирается в результате всенародного голосования, имеет широкие полномочия, однако не является главой правительства;

— наряду с президентом имеется должность премьер – министра, наделенного широкими полномочиями;

— президент и парламент участвуют в формировании правительства;

— правительство ответственно и перед парламентом.

4. Нетрадиционные республики (советские):

— наличие особого органа – советов (законодательные, распорядительные и контрольные функции);

— наличие единой соподчиненной иерархии советов во главе с Верховным Советом;

— советы не являлись представительными, и являлись волей масс;

— императивный мандат (наказы депутатам), отсутствие четкого разделения властей;

— пост президента отсутствовал или был номинальным;

— главой политической силой общества являлась правящая партия.

Вопрос № 15. Монархия как форма государственного правления: понятие, признаки, виды.

Монархия – форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства – монарху (королю, царю, императору, шаху), который занимает престол по наследству, и не несет ответственности перед населением.

1) глава государства – монарх;

2) власть монарха передается по наследству;

3) деятельность монарха не ограничена сроком;

4) монарх не избирается народом, и не может быть принудительно смещен с должности;

5) монарх является главнокомандующим вооруженными силами;

6) особая процедура принятия власти монархом и сопровождающий его деятельность, церемониал.

Виды монархии: неограниченные (абсолютная) – Саудовская Аравия ограниченные – Великобритания, Швеция.

Неограниченные монархии характеризуются абсолютной монополизацией власти правителем, в руках которой сосредотачивается неограниченная власть, он выполняет функции главы государства, законодательные и исполнительные функции, наделен полномочиями вершения правосудия и рядом контрольных функций.

Абсолютная монархия характерна для последнего этапа развития феодального государства, когда после окончательного преодоления феодальной раздробленности завершается процесс образования централизованных государств (Ближний Восток).

Ограниченная монархия. Здесь носителем полномочий наряду с монархом выступают иные органы государственной власти, ограничивающие власть монарха. При такой форме правления власть в государстве рассредоточена, как правило, между монархом и выборным представительным органом (парламентом, правительством).

Разновидности ограниченной монархии:

1. Дуалистическая – промежуточная от абсолютной к парламентской, где власть монарха ограничена, но незначительно. Признаки:

— наличие с монархом и парламента и правительства;

— назначение членов парламента монархом;

— назначение членов правительства монархом и ответственность правительства лично перед ним;

— монарх выполняет функции реального главы государства (Кувейт, Непал).

2. Парламентская – власть монарха значительно ограничена парламентом. Это ограничение определяется Конституцией, утверждаемой парламентом, монарх же не вправе ее изменить. Признаки:

— с монархом имеется парламент, правительство;

— парламент избирается народом;

— правительство формирует партия, завоевавшая большинство мест в парламенте. Правительство ответственно перед парламентом;

— есть разделение властей;

— монарх принимает участие в политической жизни, однако его властные функции минимальны, и носят церемониальный характер;

— лишь в некоторых парламентских монархиях монарх имеет реальные рычаги управления государством, но на практике многие реальные рычаги власти практически не применяются.

Европа: Великобритания, Швеция, Испания, Бельгия, Голландия, Дания, Норвегия, Япония.

Особой разновидностью монархии являются нетрадиционные монархии:

а) Арабские Эмираты – состоят из нескольких монархий – эмиратов, возглавляемых эмирами, каждый из которых по очереди становится верховным эмиром ОАЭ.

б) Малайзия – состоит одновременно из республик и монархий. Главы монархий из своего числа избирают общегосударственного монарха сроком на 9 лет.

Вопрос № 16. Республика как форма государственного правления: понятие, признаки, виды.

Республика – («общенародное дело») – это форма правления, при которой государственная власть принадлежит выборным государственным органам, избираемым населением на определенный срок. Республикам присущ демократий способ образования верховных органов государства; в развитых странах взаимоотношения между высшими органами власти строятся на принципе разделения властей, они имеют связь с избирателями, и ответственны перед ними.

— существование единоличного и коллегиального главы государства;

— осуществление государственной власти по поручению народа, деятельность органов ограничена сроком;

— в предусмотренных случаях юридическая ответственность главы государства;

— обязательность решений верховенства: государственная власть для всех других органов;

— преимущественная защита интересов граждан государства;

— взаимная ответственность личности и государства.

Республики делятся на:

Президентскую, парламентскую, смешанную, нетрадиционную.

1. Президентская республика. Сущность в том, что среди высших органов власти ключевое положение занимает президент, который является главой государства и главой правительства:

— президент избирается народом, либо выборщиков, следовательно, независим от парламента;

— президент назначает, и смещает членов правительства;

— президент возглавляет правительство, которое ответственно перед ним;

— является верховным главнокомандующим;

— имеет право вето на законы, принятые парламентом;

— имеет право распускать парламент;

— президент выполняет функции главы исполнительной власти, одновременно является арбитром между ветвями власти, символом единства нации.

2. Парламентская республика. Суть ее в том, что среди высших органов государственной власти ключевую роль играет парламент, который оказывает решающее воздействие на формирование Правительства. Правительство ответственно перед парламентом. Признаки:

— парламент является важным органом;

— правительство формирует партии, завоевавшие большинство мест в парламенте на выборах;

— правительство ответственно перед парламентом;

— фактическим руководителем государства является глава правительства – премьер министр;

— предусмотрена должность президента, однако, он номинальное лицо.

3. Смешанные республики – здесь баланс полномочий между президентом и парламентом. Признаки:

— имеются одновременно сильный парламент и президент;

— президент избирается в результате всенародного голосования, имеет широкие полномочия, однако не является главой правительства;

— наряду с президентом имеется должность премьер – министра, наделенного широкими полномочиями;

— президент и парламент участвуют в формировании правительства;

— правительство ответственно и перед парламентом.

5. Нетрадиционные республики (советские):

— наличие особого органа – советов (законодательные, распорядительные и контрольные функции);

— наличие единой соподчиненной иерархии советов во главе с Верховным Советом;

— советы не являлись представительными, и являлись волей масс;

— императивный мандат (наказы депутатам), отсутствие четкого разделения властей;

— пост президента отсутствовал или был номинальным;

— главой политической силой общества являлась правящая партия.

Вопрос № 17. Форма государственного (государственно-территориального) устройства: понятие, признаки, классификация.

Особая роль государства в политической системе общества предопределяется его особыми признаками, свойствами, которыми другими политическими и неполитическими организации не обладают:

1. Государство обладает наивысшим суверенитетом, независимостью, не подчиненностью никаким другим организациям и потому способно осуществлять верховную власть.

2. Государство распространяет свою власть на всю территорию страны и даже за ее пределами.

3. Является выразителем воли народа и его официальным представителем по международной арене. Не одна другая организация не обладает такими правами и возможностями.

4. Государство, осуществляя правотворческую функцию, устанавливает общие нормативы, общеобязательные правила поведения тем самым устанавливая в обществе правопорядок, в условиях которого могут функционировать все другие организации, обеспечиваются права и свободы человека.

5. Государство обладает специальным аппаратом для управления и принуждения, т.е. подчинения своей воли граждан, граждан других государств, находящихся на его территории. Государство имеет силовые структуры.

6. Государство обладает многими монопольными правами и возможностями. В его компетенции находятся: законодательство, гражданство, установление денежных единиц, охрана границ, принятии бюджета – то, что позволяет ему быть главным звеном в политической системе общества.

Особое место обусловлено следующими факторами:

— государство – единственная полновластная организация в масштабе всей страны;

— государство определяет основные направления развития общества в интересах всех и каждого;

— государство является официальным лицом внутри страны на международной арене.

Роль государства в политической системе общества:

— единая политическая организация, власть которой распространяется на все население страны в пределах государственных границ;

— обладает суверенитетом, верховенством по отношению к другим властям внутри страны и независимостью от любой иностранной власти;

— координирует основные стороны жизни общества.

Форма государственного устройства – это внутренняя структура государства, характеризующая его национально – территориальное деление, которое в свою очередь, раскрывает характер взаимоотношений между высшими государственными органами и органами составных частей государства.

Форма государственного устройства отражает:

— как строятся отношения между центральными и местными государственными органами;

— в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на территории государства.

1. Унитарное государство.

Один из признаков государства – территория, которая представляет собой пространство, на которой распространяется его власть. В территории более емко ощущается такой признак, как целостность – и выступает непременным условием существования государства.

Территориальное устройство определяется его исторической и культурной эволюцией, становлением и развитием, и существованием экономической системы, политических и правовых институтов. Оно одновременно выступает и как фактор развития и как его результат.

1. Унитарное государство.

Наиболее распространенная форма устройства государств. Унитарное государство – это единое, целостное государство, которое имеет простое административно – территориальное деление и составные части которого не обладают суверенными правами, и не имеют статуса государственных образований.

1. Единство и однородность территории.

2. Отсутствие внутри государства частей, обладающих признаками государства.

3. Деление страны осуществляется по административно – территориальному признаку.

4. Административные единицы не обладают политической самостоятельностью, не имеют признаков государства.

5. Наличие только одной общегосударственной Конституции.

6. Наличие единой системы законодательства.

7. Единые для всей страны высших органов государственной власти.

8. Парламент, как правило, имеет однопалатную структуру.

9. Органы власти административно – территориальных образований подчиняются центральной власти.

10. Единое гражданство для всей территории.

11. Единая денежная система.

12. Общая финансово – кредитная и налоговая политика.

Сейчас существует разнообразные унитарные государства:

— централизованные – местное самоуправление в правах ограничено или они вообще отсутствуют;

— -децентрализованные – органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, они функционируют самостоятельно (имеют бюджет, свои решения по вопросам компетенции);

— простые – состоят только из административно – территориальных единиц;

— сложные – имеют в составе административные автономии. Они создаются по разным причинам, но цель одна – учесть национальную, историческую, культурную традиции региона.

Китай (Тибет, Гонконг), Украина (Крымская автономия).

Федерация – это сложное государство, где его части представляют собой самостоятельные государственные образования, обладающие суверенитетом, со всеми вытекающими последствиями.

Федерация – это союзное государство, части, входящие в него, имеют элементы государственности, определенную политическую самостоятельность. Характерно сложное деление территории, государственного образования называются субъектами. Компетенции между федерацией и ее субъектами разграничивается общегосударственной Конституцией или договором между центром и субъектами.

Верховная власть в государстве принадлежит высшим органом государственной власти, вместе с этим субъекты вправе иметь свои органы власти и управления.

Субъекты могут иметь свою систему законодательства, гражданство, право выступать в международных отношениях от своего имени.

Наличие двухпалатного парламента, где один из них представляет интересы субъектов.

Территориальное деление федерации проводится с учетом интересов субъектов, т.е. территория федераций – это территория ее субъектов.

Может быть принято двойное гражданство. Два вида субъектов – федеральные и законы субъектов, а также существует двойная система налоговых потоков (федеративному центру и субъектам Федерации).

Федерации могут быть:

1. Территориальные – в основу положен принцип разделения по территориальному признаку. Это делается в целях удобства управления (обычно в больших по территории государствах) – США, Бразилия.

2. Национальные – субъекты создаются на основе проживающих в них наций – Союзная Республика Югославии (Союз Сербии и Черногории). Обычно это непрочные образования.

3. национально – территориальные. В основу формирования субъектов положен и национальный и территориальный признак. РФ – 328 – национальностей, 57 – территорий.

Союз государств – это временное объединение суверенных государств, созданное для достижения определенных целей, как правило, на основе договора. Конфедерация в отличии от федерации не образует нового государства.

Конфедерация – союз двух и более государств, при котором союзные органы лишь координируют их деятельность по тем субъектам, которые явились причиной объединения.

1. отсутствие общего аппарата управления;

2. нет единого гражданства;

3. нет единой денежной системы;

4. нет единой территории;

5. нет единой Конституции и единого законодательства;

6. нет единой налоговой и финансовой систем.

Субъекты не утрачивают своего суверенитета, и остаются полностью самостоятельными государствами. Для эффективного решения поставленных задач образуются соответствующие органы управления, которые могут принимать нормативно – правовые акты рекомендательного характера. Финансирование ведения общих дел осуществляется государствами – участниками из взносов в размерах, устанавливаемых соглашением сторон.

Конфедерации, как правило, создаются на недолгое время и после достижения целей их создания либо прекращают свое существование, либо объединяются в иную форму государственного устройства, чаще – в федерацию.

Египет и Сирия – объединенная Арабская Республика в период с 1958 по 1961 годы.

В правовой науке под формой государственного устройства понимается способ территориальной организации государства или образующих союз государств, обусловливающий определенные взаимоотношения институтов всего государства с органами его составных частей.

Она отражает территориаль­ную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами, характери­зует объем прав час­тей государства. Данное понятие отвечает на следующие вопросы: как организована территория государства, из каких частей она состоит, каково их правовое положение, на каких принципах строятся взаимоотношения центра и мест (регионов).

Для формы государственного устройства большое зна­чение имеют экономическая, политическая и географическая степень территориальной общности, исторические традиции, социокультурный и этнический факторы. Применительно к странам с многонациональным составом населения иногда используется термин «форма нацио­нально-государственного устройства».

Различаются три формы государственного устройства: уни­тарное государство, федерация (федеративное государство), конфедерация.

Статья написана по материалам сайтов: iotvet.com, nsportal.ru, helpiks.org.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector