+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Термин конституция впервые возник в

О конституции говорят как о главном законе любого государства. Именно этот документ определяет порядок образования органов власти их основные принципы, государственное и общественное устройство, права и обязанности граждан и избирательную систему. Без определения этих деталей представить функционирование государства невозможно.

Понятие «Конституция»

Конституцией следует считать письменный документ, одобряемый и принятый парламентом страны. Есть исключения: например, в Великобритании конституция не имеет единой формы и представлена в виде свода законодательства.

История создания Конституции

Термин «конституция» в Древнем Риме означал государственный документ, изданный императором. О попытках создать конституцию, которая закрепляла бы права и обязанности граждан, известно, что они появились издавна.

А в 1787 году в США Конституция уже была представлена в современном виде, как и в 1791 году – во Франции. Конституция США считается первой номинальной конституцией, которая действует до сих пор. Она была ратифицирована штатом Делавэр – 7 декабря 1787 году.

Также упоминают и Конституцию 3 мая 1791 году, которая была принята в Речи Посполитой. Этот документ считается первой конституцией на Европейском Континенте. Но, как действующий правовой документ, она просуществовала недолго.

История Российского конституционализма

В 1730 году была предпринята попытка создать конституцию, которая бы сословной и ограничивала бы самодержавную власть. Впоследствии конституционные функции выполняло Уложение, которое было разработано при Екатерине II.

Значение Конституции в государстве

Конституция может выступать в роли общественного договора, который заключают между собой государство и граждане. Таким образом, этот документ закрепляет общественное согласие с законами и принципами власти. Именно по этой причине конституцию можно назвать основным законом страны и фундаментом всего законодательства.

Эти законы могут быть сформированы современным правовым обществом, а могут быть принятыми сто или двести лет тому назад. Яркий пример этому – законодательство Англии. А в США основной закон не был ни разу изменен за двести лет.

Так как именно конституция определяет другие законодательные акты государства и функционирование всей законодательной системы, ее принятие и внесение в нее изменений считается крайне ответственным делом. Зачастую предварительный вариант Конституции или поправки к ней публикуются в газетах и журналах, и над изменениями работают множество юристов.

В конечном итоге, для формирования полноценной Конституции отбирают наиболее ценные и полезные предложения, которые могли бы наиболее эффективно регулировать все сферы жизни того или иного государства.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: История понятия «гражданин»: гражданство и государство
Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspВласть по Конституции РФ и разделение властей: Президент и совет Федерации, Государственная дума

Все неприличные комментарии будут удаляться.

Термин конституция впервые возник в

КОНСТИТУЦИЯ — КОНСТИТУЦИЯ. (от лат. constitutio состояние, сложение, свойство), качества организма, телосложение и т. п., гл. обр. те свойства индивидуума, которые влияют на возникновение и течение б ней. К конституции человека издавна причисляют также его… … Большая медицинская энциклопедия

Конституция ЕС — Различные версии конституции ЕС Конституция ЕС (полное официальное название Договор о введении Конституции для Европы) международный договор, призванный играть роль конституции Европейского союза и заменить все прежние учредительные акты ЕС … Википедия

Конституция — (от лат. constitutio устройство) основной закон государства, правовой акт, который провозглашает и гарантирует права и свободы человека и гражданина, определяет основы общественного строя, форму правления и территориального устройства, основы… … Политология. Словарь.

КОНСТИТУЦИЯ — лат. constitutio, от constituere, ставить, устанавливать. а) Собрание основных законов государства. В тесном смысле, государственный акт, которым определяются пределы власти правительства над подданными. b) Телосложение. Объяснение 25000… … Словарь иностранных слов русского языка

конституция — и. ж. constitution f., constitutio, > пол. konstitucuja, нем. Constitution. Общие особенности организма; телосложение. Сл. 18. Леопольд в письме от 15 го, экскузуется далее путь предприять, понеже конституция тела его стужи снесть .. не может … Исторический словарь галлицизмов русского языка

КОНСТИТУЦИЯ — (латинское constitutio устройство), основной закон государства, определяющий его государственное устройство, систему органов власти и управления, их компетенцию и порядок формирования, избирательную систему, гражданские права и свободы, а также… … Современная энциклопедия

КОНСТИТУЦИЯ — (от лат. constitutio устройство) основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан.… … Большой Энциклопедический словарь

Конституция РФ — основной закон Российского государства, который имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Конституция РФ закрепляет основы конституционного строя РФ, права и свободы человека и гражданина, федеративное… … Финансовый словарь

КОНСТИТУЦИЯ — Пишите коротко и неясно. Наполеон I составителям конституции Чтобы она была еще хуже, конституцию постоянно следует улучшать. Мечислав Шарган В каждом творце конституции прячется утопист. Фрэнк Маньюэл Где законы могут быть нарушены под предлогом … Сводная энциклопедия афоризмов

конституция — фигура, склад, комплекция, структура, стать, телосложение, основной закон, сложение, формы, строение Словарь русских синонимов. конституция 1. основной закон 2. см. сложение Словарь синонимов русского языка. Практический с … Словарь синонимов

КОНСТИТУЦИЯ — В современной науке термин употребляется в двух основных значениях: фактическая конституция – это реально существующие основы общественно политического строя, действительное положение личности в той или иной стране; юридическая конституция – это… … Словарь бизнес-терминов

Понятие конституции

Конституция — это Основной закон государства, выражающий волю господствующего класса или всего общества и закрепляющий основы общественного и государственного строя, права и свободы человека и гражданина

Конституция очеркивает круг функций государства, устанавливает основы его отношений с человеком и обществом.

Термин конституция» происходит от латинского слова «constitutio» — «устанавливаю, учреждаю». Он встречался еще в законодательстве Древнего Рима и обозначал в то время различные акты, устанавливавшиеся (конституировавшиеся) императором и закреплявшие устройство государства, но не единый основной закон государства, возглавляющий пирамиду законодательства. В связи с этим типичным для недавнего прошлого нашей государственно-правовой науки был вывод о том, что «появление конституций как основных законов связано с приходом к власти буржуазии. В борьбе с феодалами она добивалась закрепления капиталистических отношений (уже сложившихся в рамках феодального строя), ограничения королевской власти учреждением парламента или провозглашением республики, установления прав имущих граждан».

Термин «конституция» употребляется много столетий, но ни в античном мире, ни в средние века его значение не совпадало с современным. Тогда не существовало основных законов, которые являлись бы юридической базой текущего законодательства (хотя и были некоторые достаточно значимые акты, например, Золотая булла 1222 г. в Венгрии или Великий мартовский ордонанс 1357 г. во Франции, включавшие, как правило, нормы различных отраслей права) Теоретическое обоснование необходимости конституции, разработка ее понятия, принятие первых конституций (США в 1787 г., Франция и Польша в 1791 г.) были связаны с борьбой молодой, революционной буржуазии против феодального строя и феодального права.

Конституция в любом государстве — это правовой акт высшей юридической силы, своеобразный признак государственности, юридический фундамент государственной и общественной жизни, главный источник национальной системы права.

Конституция как Основной закон государства учреждает политическую форму существования общества, систему государственных органов, устанавливает порядок их формирования и способ функционирования, закрепляет права и свободы человека и гражданина.

Закрепляя наиболее важные общественные отношения, принципиальные положения и основополагающие устои общества, политическую форму его существования, конституция служит правовой базой для текущего законодательства. В этом законодательстве преломляются, раскрываются и конкретизируются положения конституции. Причем, важно подчеркнуть, что оно не может и не должно «развивать» или дополнять конституцию. Соответствуя Основному закону государства, текущее законодательство наполняет его положения конкретным содержанием. При этом конституционные нормы сохраняют свою определенность и высшую юридическую силу по отношению к нормам текущего законодательства.

Конституция — прежде всего юридический документ, основа государственности, законности и правопорядка. Именно в этом качестве она составляет предмет науки конституционного права.

В мировой конституционно-правовой теории нет единого взгляда на содержание Конституции. Конституции разных стран являют собой весьма пеструю картину, что отражает различие исторических условий их принятия и уровня конституционного правосознания. В Великобритании, например, вообще нет писаного основного закона, вследствие чего порой трудно определить, имеют ли те или иные акты конституционное значение (формально такого различия между законами может и не быть). В США Конституция действует более двух столетий и адаптируется к меняющимся условиям с помощью судебных толкований — тогда ее содержание выходит за рамки собственно конституционного текста. В Италии, ФРГ конституции были приняты после второй мировой войны с учетом новейшего социально-политического опыта, поэтому их содержание весьма широкое. В бывших социалистических странах (СССР, Польша и др.) конституции были подчинены идеологическим целям правящих компартий, а в развивающихся государствах эти акты в основном заимствуют модели развитых стран, часто не соответствующие местным условиям.

В то же время для мировой конституционной теории и практики характерна определенная унификация представлений о содержании современной конституции на базе утвердившихся общих взглядов на демократию. Ни у кого не вызывает сомнений, что первейшей целью и задачей конституции в любой стране должны стать гарантии прав и свобод человека и гражданина, что устройство государственной власти может быть демократическим и эффективным только при соблюдении принципа разделения властей, что народный суверенитет воплощается через представительную систему, формируемую на основе всеобщего избирательного права, и т. д. Другими словами, мировое сообщество как бы сложило определенную модель демократического государства, соответствующего принципам современной цивилизации. Эта модель указывает, что непременно должно быть включено в конституционный текст, а что является предметом вне конституционного законодательного регулирования или вообще лишним. Такая «селекция» унифицировала и рационализировала конституционную теорию, придала ей более или менее четкие границы. Новейшие конституции в бывших тоталитарных странах (России, Украине, Казахстане, Киргизии, Румынии, Венгрии, Болгарии и др.) почти откровенно базируются на этой модели, что, разумеется, не исключило в каждом случае некоторого отхода от нее с целью учета национальных политических условий.

Сам по себе термин «конституция» имеет глубокую, древнюю историю. Он происходит от латинского понятия constitutio (утверждаю, устанавливаю), которым в Древнем Риме определялись важнейшие императорские указы и установления. Значительно позже, только в XVIII веке, появляется современное понимание конституции как основного закона общества и государства.

Первыми такими документами принято считать Конституцию США 1787 года (хотя фактически первой явилась конституция одного из Северо-Американских штатов — Конституция штата Виргиния 1776 года), Конституцию Франции 1791 года, Конституцию Польши того же года. Эти и все другие конституции первой волны появились с переходом от феодального к буржуазному строю. Теоретическое обоснование необходимости конституции, разработка ее понятия, принятие первых конституций (США в 1787 г., Франция и Польша в 1791 г.) были связаны с борьбой молодой, революционной буржуазии против феодального строя и феодального права. Чиркин В.Е. Основы государственной власти. М.: Юристъ, 1996 г. С.56 Они были призваны закрепить победу буржуазно-демократических революций и достижение их главных целей: отмену сословных привилегий, провозглашение свободы частнопредпринимательской деятельности и формального равноправия граждан, установление (как общее правило) демократического политического режима в соответствии с идеей народного суверенитета. Все это в той или иной мере имело закрепление уже в первых конституциях, а более последовательно

в конституциях более позднего периода, что и составляло их основное содержание.

Характеристика конституции как основного закона бросает лишь подводит нас к пониманию ее сущности. Но этого недостаточно для анализа интересующей нас проблемы, для понимания того, почему основной закон является таким, а не другим. И здесь важное значение приобретает следующий вопрос: существует ли в государстве сила, которая оказывала бы влияние на содержание конституции, предопределяла бы ее основные параметры и обеспечивала бы ее действие в заданных рамках?

На этот вопрос следует дать утвердительный ответ: такая сила существует. И сила эта, в соответствии с социологическим подходом, заключена в фактическом соотношении социальных сил, присущих всякому обществу и делающих конституцию такой, как она есть, и никакой другой. В этом плане конституция является по своей социальной сущности выражением действительного соотношения сил в стране, а сами общественные отношения, выражающие это соотношение сил, составляют фактическую конституцию. Писаная же конституция как основной закон страны является юридической конституцией, которая призвана закреплять и отражать на правовом уровне конституцию фактическую Фарбер И. В., Ржевский В. А. Вопросы теории совет-ского кон-ституционного права. Саратов. 1967 г. С. 181.. В том случае, если юридическая конституция соответствует фактической, совпадает с ней, основной закон носит реальный характер, он подкреплен не только формально-юридическими механизмами обеспечения, но действительным (фактическим) соотношением сил в обществе. Если же фактическая и юридическая конституции не совпадают, последняя в этом случае носит фиктивный характер, превращается в пустую бумажку и в лучшем случае является свидетельством ничем не подкрепленных конституционных иллюзий определенной части общества; иллюзий, которые в любой момент могут быть сметены реально существующей в обществе социальной силой, подавлены и уничтожены армией и пушками.

В разграничении понятии фактической и юридической конституции состоит основной смысл социологического подхода к анализу сущности этого сложного общественно-политического явления. Его рациональность очевидна, так как позволяет выявить глубинные конституционные истоки, коренящиеся в реальных общественных отношениях, закрепить на высшем правовом уровне значительно более широкий крут важнейших общественных отношений, чем это имело место, например, в Конституции США. Следует однако признать, что ни во второй половине XIX века, ни на протяжении первых десятилетий XX столетия такой подход в чистом его виде не получил своего практического конституционного воплощения. И это объясняется прежде всего тем, что в соответствующий период он претерпел существенные деформации под влиянием марксистко-ленинской идеологии классовой борьбы. В результате сущность конституции стала рассматриваться исключительно сквозь призму классовой борьбы как юридическое средство закрепления ее итогов, показатель победы одного класса над другим, то есть одной части общества над другой. Именно с этих политико-идеологических позиций разрабатывались и принимались все ранее действовавшие в нашей стране советские конституции, равно как и конституции бывших социалистических стран Восточной Европы.

Современный подход, характерный для конституционализма стран развитой демократии, основан не признании того фактора, что сущность конституции демократического государства должна проявляться в юридическом закреплении согласованных интересов и воли всех социальных групп, наций и народностей, составляющих государственно-организованное общество. Согласование, приведение к общему знаменателю соответствующих интересов и воли различных групп общества происходит на основе объективно складывающегося соотношения социальных сил в обществе. Однако показателем этого соотношения и его результатом должна быть не классовая, национально-этническая, религиозная или иная борьба одной части общества с другой, а достижение гражданского мира и согласия в обществе. Сущностная же характеристика конституции в этом случае проявляется в том, что она является юридически узаконены балансом интересов всех социальных групп общества.

Поэтому и в юридическом плане конституция — это основной закон не только государства, но и общества. Она должна выражать интересы не только и не столько государства или какой бы то ни было ветви государственной власти, сколько гражданского общества в целом. Оставаясь выражением сложившегося соотношения сил, она является показателем не их противостояния и борьбы, не выражениям воли господствующий социальной силы в лице определенного класса, партии и т. п., а мерой свободы, достигнутой в обществе и являющейся достоянием всего общества, каждого его члена. В этом как раз и состоит не только социологический, но и общегуманистический подход к сущности конституции с позиции признания приоритета интересов и самоценности человеческой личности, других общедемократических и общегуманистических идеалов.

На основе проведенного анализа сущности конституции можно дать и определение этого понятия. Конституция — это обладающий высшей юридической силой основной закон государства и общества, закрепляющий в соответствии с объективно сложившимся соотношением социальных сил согласованную волю всех социальных групп общества и являющийся мерой достигнутой свободы, правовым выражением баланса политических, социально-экономических, национально-этнических, религиозных, личных и общественных иных интересов в гражданском обществе и правовом государстве.

Таким образом, понятие Конституции чрезвычайно сложно выразить в краткой дефиниции, имеющей универсальное значение, необходим учет ее различных аспектов, причем в зависимости от конкретных обстоятельств тот или иной срез может оказаться превалирующим и играть доминирующую роль в интерпретации соответствующего конституционного положения.

Конституция есть основной закон государства. Она регламентирует также основы социально-экономической и духовной жизни общества и его политической системы. При этом, однако, несмотря на широту ее нормативного содержания. Конституция не представляет собой всеобъемлющего акта, который отличался бы завершенностью или системной законченностью, ибо регулирует, причем нередко в достаточно общих чертах, лишь наиболее важные сферы общественных отношений. В ней возможны явные или скрытые пробелы, в принципе неизбежные в любой Конституции, а также действительные или мнимые противоречия. Их преодоление, конкретизация конституционных положений, в том числе и в процессе правоприменения, или детальное урегулирование многих сфер общественных отношений осуществляется иными правовыми средствами и способами, которые должны быть адекватны духу и букве основного закона.

Многообразие конституций, явившееся следствием длительного исторического развития, требует их классификации по каким-то существенным признакам.

По формам закрепления государственного устройства конституции подразделяются на федеральные и унитарные. Федеральная конституция закрепляет принципиальные устои образования федеративного государства: цели объединения субъектов в единый государственный союз, государственно-правовой статус целого и частей (федерации и субъектов), разграничение полномочий между ними. Федеральными являются конституции США, Германии, России, Индии, — унитарными — конституции Италии, Испании, Китая, Франции, республик в составе России

В зависимости от соответствия или несоответствия тем фактическим общественным отношениям, которые сложились и господствуют в обществе, конституции подразделяются на фиктивные и действительные. Фиктивные конституции не выражают общественные отношения, которые функционируют в стране. Они оторваны от действительности и сугубо формальны. Действительные же конституции являются адекватным выражением и воплощением фактических общественных отношений, которые сложились в обществе. Именно они служат правовым критерием социальной природы политической власти и государства, способа их организации и деятельности на соответствующей территории, фактического статуса человека и гражданина.

Различаются, например, писаные и неписаные конституций. В большинстве стран мира существуют единые писаные конституции, принимаемые в определенном порядке. В наше время сложилось общее представление о необходимости принимать конституции именно в такой форме. Но есть страны (Великобритания, Швеция и др.), в которых под конституцией понимают несколько правовых актов и даже обычаи (конституционные соглашения), а единого писаного акта нет. Такая система, сложившаяся в конкретных исторических условиях, отнюдь не свидетельствует о слабости конституционного строя в этих государствах — напротив, этот строй часто гораздо прочнее, чем, например, в странах, где писаные конституции меняются «как перчатки».

Конституции классифицируются по порядку принятия. Различаются октроированные (дарованные сверху) конституции — обычно так называют те основные законы, которые были «дарованы» народу монархом (Лихтенштейн, Непал). Такой характер носили также конституции, данные Великобританией своим колониям в ходе деколонизации африканского континента.

Общепризнанные легитимные способы принятия конституции— с помощью учредительного собрания и референдума. Первым способом, например, была принята ныне действующая Конституция США (Конституционным конвентом в 1787 г.), а также Италии 1947 г.), Индии (1948 г.), Болгарии т Румынии (1990, 1991 гг.), а вторым — Франции (1958 г.). Всенародное голосование (референдум) стало способом принятия Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 г. Но в подавляющем большинстве государств политические условия позволяли принимать конституцию обычным парламентским путем, хотя после этого они иногда выносились на референдум (Испания, 1978 г.).

Отмеченные способы принятия конституции сами по себе не свидетельствуют о большей или меньшей легитимности. Каждый из них так или иначе связан с тайным голосованием избирателей, а следовательно, обеспечивает волеизъявление народа. К этому не имеют отношения пародии на «всенародное обсуждение» конституции, свойственные тоталитарному государствуй — когда с помпой собираются сотни тысяч «поправок» к проекту, а учитывается, и то формально, менее десятка. Именно так обставлялось, например, принятие советской Конституции в 1977 Т.

С порядком принятия конституции связан термин «харизматическая конституция» (от греческого слова «харизма» — божественный дар). Этим термином обозначают конституцию, в разработке и принятии которой ведущую роль играет одаренный политический лидер, имеющий большое влияние, или диктатор той или иной страны, своей личностью окрашивающий политический режим. В коммунистических государствах на эту роль претендовали генсеки правящих партий, вследствие чего в СССР, например, в свое время утвердились термины «сталинская Конституция», «брежневская Конституция». Но это возможно ив демократических странах. Во Франции, «например, смена парламентской формы правления на президентскую в 1958 г. произошла благодаря усилиям генерала де Голль, вследствие чего и Конституция получила название «деголлевской». Возможно, по аналогии с этим Конституция Российской Федерации 1993 г, будет названа «ельцинской».

По порядку изменения различаются конституции «гибкие» и «жесткие». Первые изменяются и дополняются так же, как обычные законы — таких теперь немного; вторые — с соблюдением определенных условий (рассмотрение поправки спусти определенное время после ее внесения, наличие квалифицированного большинства, обязанность ратификации субъектами федерации и др.), т. е. создаются трудности на пути внесения изменений и поправок. В СЩА, например, за более чем двухсотлетнюю историю Конституции в нее включили только 27 поправок, хотя обсуждалось несколько тысяч. К числу «жестких» конституций слезет отнести и Конституцию Российской Федерации; «Жесткий» порядок способствует большей стабильности конституции, хотя решающее значение здесь имеют политические условия.

В правовой литературе встречаются также классификации, где и конституции делятся на монархические и республиканские, унитарные и федеративные, но по существу это повторение классификации основных форм правления и форм государственного устройства, которые составляют самостоятельный институт конституционного права.

Различаются постоянные и временные конституции. Последние характерны для переходных периодов, обычно наступающих после государственных переворотов.

2. История возникновения конституций

Первые конституции появились в XVIII в. и были призваны найти оптимальное соотношение между властью и свободой. В 1787 г. появилась Конституция США. Создатели Конституции попытались обойтись без раздела о правах и свободах граждан, с опорой на английский принцип “что не запрещено, то дозволено”. Но народ быстро заставил законодателей поправить положение, вследствие чего спустя два года был принят “Билль о правах” (первые десять поправок к Конституции). Во Франции была принята первая Конституция в 1791 г. Ряд правовых документов, фактически носящих характер конституционных актов, появился еще раньше — в 1215, 1628, 1679, 1689 гг. в Англии.

Буржуазные революции XIX в. вызвали появление конституций в большинстве стран Европы. В современном мире лишь несколько государств (Великобритания, Израиль, Саудовская Аравия, Бутан, Оман и др.) не имеют конституционных сводов законов.

3. Развитие конституционализма в России

В нашей стране долгое время существовало нигилистическое отношение к конституции. Славянофилы, например, считали, что у России — особый путь и ей чужды западный политический порядок и конституция. Со своими конституционными проектами выступали многие мыслители дореволюционной России. Например, М. М. Сперанский (1772 — 1839 гг.) мечтал о конституционной монархии, которая бы позволила “и правление доселе самодержавное учредить на непременном законе”. Известна как проект радикальных государственных преобразований «Конституция» декабриста Н. М. Муравьева. Формой правления, наилучшей именно для России, Н. М. Муравьев считал конституционную монархию, основанную на принципе разделения властей.

Либералы-государствоведы второй половины XIX в. Б. Н. Чичерин (1828 — 1904 гг.), Н. М. Коркунов (1853 — 1904 гг.), М. М. Ковалевский считали, что идеалом для России может быть только конституционная монархия, так как именно в ней наиболее очевидно соглашение различных общественных элементов. Но только революция 1905 г. привела к превращению неограниченной самодержавной власти в конституционную монархию. 17 октября 1905 г. издается Манифест Николая II “Об усовершенствовании государственного порядка”, ставший первым конституционным актом. 23 апреля 1906 г. появились “Основные законы Российской империи”, но они, к сожалению, уже не смогли обеспечить эволюционный путь развития России к новым формам жизни. Перестройка абсолютной монархии в конституционную шла в России медленно и мучительно, сопровождаясь нарастанием в стране революционного движения, террористическими актами и ответными репрессиями правительства.

Манифест 17 октября 1905 г. провозгласил незыблемыми свободы совести, слова, собраний, союзов, неприкосновенность личности. Монарх как бы принимал на себя обязательство не нарушать и охранять провозглашенные права и свободы. Это был, конечно, ограниченный, но все же первый в истории России акт о гражданских свободах. Весь мир приветствовал эту победу первой русской революции, и только большевики проигнорировали Манифест, объявив его ловушкой, пустым, формальным актом. Манифест провозгласил также создание законодательного органа, несколько ограничивающего власть самодержавного монарха. Возник двухпалатный парламент. Верхней парламентской палатой являлся Государственный Совет, нижней палатой — Государственная Дума.

Для избрания Государственной Думы вводилось избирательное право, основанное на привлечении к выборам широких слоев населения, хотя и на неравных условиях. Государственной Думе предоставлялось право утверждения всех законов, ее депутаты были неподотчетны избирателям. Государственный Совет имел те же права, что и Дума. Он рассматривал все законопроекты, принятые первой палатой и лишь в случае их одобрения верхней палатой законопроект передавался на утверждение царя. Состав Государственного Совета наполовину назначался царем, а другая его половина избиралась от духовенства, Академии наук и университетов, от земских собраний, от дворянских обществ, от торговцев и промышленников.

За императором оставались широкие полномочия, без его одобрения ни один закон не приобретал силы. I Государственная Дума оказалась бесплодной и просуществовала 72 дня, II — сто два дня. Монарх активно пользовался правом издания указов законодательного характера “во время прекращения занятий Государственной Думы”, а также правом роспуска Думы. Между Думой и Советом постоянно возникали разногласия, Государственным Советом был отклонен ряд важных законопроектов, принятых Думой. Происходили частые смены главы и состава правительства, акты исполнительной власти стали доминировать.

В ходе Февральской революции 1917 г. монархия была свергнута. Государственная Дума сформировала Временное правительство и вскоре прекратила свою работу. Временное правительство принимает ряд правовых актов, значительно расширяющих демократические права и свободы граждан. Были упразднены жандармерия, полиция, цензура, запрещены аресты без суда, отменена смертная казнь (восстановленная затем в августе для военнослужащих), проведена политическая амнистия. Временное правительство при содействии Юридического Совещания разработало ряд проектов конституционных законов, которые предполагалось внести на рассмотрение в Учредительное собрание. Учредительное собрание и должно было решить вопрос о будущей форме правления в России. Главой государства и правительства должен был стать президент республики с сильными полномочиями, от имени которого должны были вноситься законопроекты в Учредительное собрание. Оно тем самым превращалось в законодательный орган. Проект создания сильной исполнительной власти не был реализован. Октябрьская революция разрушила как все эти проекты, так и действующую систему власти, управления и суда.

После Октябрьской революции 1917 г. начинает складываться тоталитарное государство. Общий подход большевиков к государству был далек от распространенной на Западе концепции. Государство рассматривалось как главное орудие построения коммунизма, закреплялось государственное руководство обществом, контроль огромной бюрократической машины распространялся на каждое действие человека. В июле 1918 г. была принята Конституция РСФСР, которая не оставляла никаких надежд на демократическое государственное устройство.

Новая структура власти практически исключила свободу выборов. Глава 13 Конституции лишала избирательного права лиц, использующих наемный труд, живущих на проценты с капитала, частных торговцев, священнослужителей, служащих и агентов бывшей полиции, охранного отделения и жандармов. Это нарушало основной признак избирательного права — всеобщий характер. Представительство от разных социальных групп не было равным, при выборах в высшие органы власти преимущества имел сравнительно малочисленный рабочий класс (рабочие и другие жители городов избирали на съезд Советов одного представителя от 25 тысяч избирателей, а крестьяне — одного депутата от 125 тысяч избирателей). Выборы были не прямыми, многоступенчатыми (для отсева «чуждых элементов»).

Конституция 1918 г. утверждала Россию как Республику Советов. В. И. Ленин объявил, что парламентская республика была бы “шагом назад”. Не шло речи ни о каких парламентских учреждениях, ответственном правительстве, признании прав оппозиции. На словах декларировались гражданские права, но государству никаким образом не предписывалось их охранять или воздерживаться от вмешательства в индивидуальную свободу. Было обосновано единство исполнительной и законодательной власти. Высшим органом власти Конституция 1918 г. провозглашала Всероссийский съезд советов рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов, который избирал ВЦИК — Всероссийский Центральный исполнительный комитет. ВЦИК формировал Правительство РСФСР — Совет Народных Комиссаров, состоявший из народных комиссаров, возглавлявших отраслевые народные комиссариаты (внутренних дел, по военным и морским делам, финансов, иностранных дел, юстиции, по делам национальностей и т. д.). Съезды Советов созывались нерегулярно, большевики манипулировали ими, как хотели, и практически не ставили на их обсуждение вопросов первостепенного значения. Фактически высшим органом власти являлись не съезд и не ВЦИК, а Совнарком. Совнарком мог издавать декреты без предварительного обсуждения их с ВЦИК и работал при закрытых дверях.

Большевики быстро разделались с другими политическими партиями, они были запрещены, а их лидеры репрессированы. Советы оказались под руководством партийного аппарата. Произошло сращивание партийной и государственной власти и ее полная централизация. На съездах Коммунистической партии и на пленумах ЦК открыто обсуждались и решались коренные вопросы жизни страны, затрагивающие права и интересы всех граждан, независимо от их партийной принадлежности. Все назначения в советский аппарат, общественные организации, прессу и т. д. осуществлялись только через партийные решения. Диктатура пролетариата, провозглашенная Конституцией 1918 г., как социальная основа новой государственности, превратилась таким образом в диктатуру одной партии, а через нее — в диктатуру вождей.

После образования в 1922 г. СССР потребовалась новая Конституция, которая была утверждена Вторым съездом Советов в январе 1924 г. Она содержала Договор и Декларацию об образовании СССР. За исключением Договора и Декларации, новая Конституция представляла собой слепок с Конституции РСФСР 1918 г. Однотипное содержание имели и принятые вслед за этим конституции всех союзных республик. Изменение статуса союзных республик в процессе образования СССР выразилось в том, что они становились частью федерального союза и попадали в подчинение его органов власти и управления. К ведению органов власти Союза были отнесены международные связи, руководство вооруженными силами, внутренняя и внешняя безопасность, общее управление народным хозяйством, финансами. Интересы республики были представлены в структурах союзных органов (Президиум ЦИК СССР, Совет национальностей) ее представителями. Однако Конституция 1924 г. не меняла суть советской государственности.

В 30-е годы в нашей стране складывается режим личной власти Сталина; партийный аппарат распространяет свое влияние на все сферы действия государственных органов, наблюдается ужесточение законодательства и вообще карательной политики. В 1933 г. организовывается Прокуратура СССР. В 1934 г. ОГПУ сливается с НКВД. Последний становится всесильным ведомством. Страна покрывается густой сетью лагерей, лагпунктов, колоний и спецпоселений. Происходят также существенные экономические и социальные изменения. Многоукладная экономика была реконструирована, произошло свертывание рыночных отношений, усилился государственный плановый сектор. Были ликвидированы остатки «эксплуататорских классов», сильные изменения произошли в среде крестьянства. В феврале 1935 г. Пленум ЦК ВКП(б) выступил с инициативой внести изменения в Конституцию с учетом тех перемен, которые произошли в обществе. Так появилась Конституция 1936 г. Конституция была вполне демократической для того времени, однако действительность резко противоречила ее содержанию. Она отменяла откровенную дискриминацию в избирательном праве, провозгласив принцип равноправия всех граждан.

Высшим органом власти в стране провозглашался Верховный Совет СССР, избираемый на основе прямого тайного голосования, но о свободных выборах в условиях сталинского режима говорить не приходилось. Выборы в Советы, например, свелись к голосованию за единственного кандидата от так называемого “блока коммунистов и беспартийных”.

В марте 1936 г., незадолго до принятия Конституции, И. В. Сталин изложил собственное видение свободы при социализме, отвергая мысль, что социализм отрицает личную свободу: “Это общество мы построили не для ущемления личной свободы, а для того, чтобы человеческая личность чувствовала себя действительно свободной. Мы построили его для действительной личной свободы, свободы без кавычек. Настоящая свобода имеется только там, где уничтожена эксплуатация, где нет угнетения одних людей другими, где нет безработицы и нищенства, где человек не дрожит за то, что завтра может потерять работу, жилище, хлеб. Только в таком обществе возможна настоящая, а не бумажная, личная и всякая другая свобода”.

В соответствии с таким подходом первое место среди зафиксированных Конституцией прав занимали социально-экономические права: на труд, на отдых, на материальное обеспечение в старости, в случае болезни и потери трудоспособности, на образование. Это были не столько индивидуальные права, сколько направления государственной социальной политики. Гарантии этих прав опирались только на государственные меры, исключающие какие-либо частные системы (страхования, школ, бирж труда, санаториев и т. д.).

В Конституции были записаны политические права и свободы (слова, печати, собраний и митингов, уличных шествий и демонстраций, на объединение), которые в условиях жесткой однопартийности и уголовной репрессии на могли быть воплощены.

Лицемерием и цинизмом были пронизаны положения Конституции, связанные со свободой совести. Сталинская Конституция, провозгласив свободу антирелигиозной пропаганды, исключила свободу религиозной пропаганды, сведя свободу совести к свободе отправления религиозных культов. При Совете Министров СССР был создан Совет по делам Православной церкви, без разрешения которого церковь не могла ступить ни шагу; она также была поставлена под контроль органов государственной безопасности. Продолжалось уничтожение и закрытие храмов и монастырей, о церковном образовании и издательской деятельности не могло быть и речи. Конституция 1936 г. закрепила неприкосновенность личности, жилища и тайну переписки. Это была абсолютно формальная декларация, поскольку ни свободного правосудия, ни контроля за карательными органами в стране не существовало. По иронии судьбы подобные конституционные нововведения совпали по времени с чудовищными репрессиями против миллионов людей, которые без суда и следствия лишались свободы, подвергались заключению в концлагеря.

Совершенно формальным являлся советский федерализм, легший в основу государственного устройства СССР. Фактически СССР представлял собой унитарное государство, где центр мог полностью контролировать республики. В 1937 г. была принята Конституция РСФСР (копия Конституции СССР 1936 г.).

Некоторое обновление государственно-правовых институтов происходит после XX съезда КПСС (1956 г.), когда была сделана попытка отбросить наиболее одиозные стороны сталинизма. Произошла демократизация правосудия, были несколько расширены гражданские свободы, но над всеми процессами давил контроль партаппарата, не желавший расстаться с властью. Государственно-правовая политика в 60–70-х гг. отличалась двойственностью. С одной стороны, происходили судебные процессы против инакомыслящих, сотни диссидентов были лишены свободы, отправлены в лагеря и психбольницы, высланы из страны, происходило идеологическое оболванивание народа. С другой стороны, правящие круги СССР решились на ратификацию принятых ООН в 1966 г. Пактов о правах человека. В 1975 г. Л. И. Брежнев подписал Хельсинский документ, в котором провозглашалась незыблемость общепринятых демократических прав и свобод человека.

Конституция СССР 1977 г. сохранила в неприкосновенности антидемократическую машину власти, но несколько попыталась расширить перечень прав и свобод. Конституция 1977 г. констатировала построение “развитого социализма” и создание “общенародного государства”, закрепляла новые формы “непосредственной демократии”; всенародное обсуждение и референдум; новые гражданские права; право на обжалование действий должностных лиц, на судебную защиту от посягательства на честь и достоинство и на критику действий государственных и общественных организаций. Впервые были закреплены права на охрану здоровья, жилища, на пользование достижениями культуры, свободу творчества. Однако права и свободы, закрепленные Основным Законом, не соответствовали международным стандартам и подчинялись целям конституционного строительства. В Конституцию была включена пресловутая ст. 6, закрепившая руководящую роль КПСС в общественной и государственной жизни. Советам как представительным органам отводилось место придатка к государственным органам. Конституция РСФСР, принятая в 1978 г., в основном повторяла положения Союзного Основного Закона.

С конца 80-х годов в Советском Союзе начался процесс реформ, который затронул и государственное право. Была разрушена монополия КПСС на руководство обществом и государством, произошла отмена ст. 6 Конституции СССР, а затем и соответствующей статьи Конституции РСФСР. Была сделана попытка повысить роль представительных органов (Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР). Был введен пост Президента СССР. Начался процесс расширения прав союзных республик. В апреле 1990 г. был провозглашен суверенитет РСФСР, а 12 июня 1991 г. впервые всенародно избран ее Президент — Б. Н. Ельцин. В декабре 1991 г. в Беловежской пуще руководители России, Украины и Белоруссии договорились о роспуске СССР и создании Содружества Независимых Государств (СНГ). После этого были упразднены все союзные структуры власти и управления. Российская Федерация была провозглашена правопреемницей союзного государства.

После провозглашения России суверенным государством произошли определенные изменения в государственном устройстве и организации государственной власти. Появляются новые органы власти (двухпалатный Верховный Совет и Конституционный Суд), расширились права местных органов власти. И в то же время в политической жизни страны сохранялось еще немало противоречий:

прежние герб и гимн;

отсутствие четкого принципа разделения властей, что порождало разногласие между исполнительной властью и Советами всех уровней — Съезд народных депутатов стоял над Верховным Советом и мешал его работе;

Палаты Верховного Совета РФ (Совет Республики и Совет Национальностей) не обладали независимостью, ибо управлялись одним органом — Президиумом Верховного Совета.

В 1992–1993 гг. между Президентом и Верховным Советом стали назревать серьезные разногласия, которые завершились острым конституционным кризисом. Кризис был разрешен исполнительной властью силовым путем: роспуском Советов народных депутатов в центре и в регионах.

Одновременно шла работа над созданием новой Конституции РФ. Еще 22 июня 1990 г. была образована Конституционная Комиссия, создавшая проект Конституции. В мае 1993 г. проект Конституции был опубликован и одобрен Верховным Советом РФ. Это был фактически проект парламентской республики, который ставил Президента под контроль Верховного Совета. В мае 1993 г. было созвано Конституционное Совещание, составившее новый проект Конституции. Этот проект давал, напротив, чрезмерные права Президенту. В конституционный проект было внесено 500 поправок, 40 новых норм, после чего он был вынесен на всенародное обсуждение. 12 декабря 1993 г. состоялось всенародное голосование по проекту Конституции. Новая Конституция РФ была принята 58,4 % избирателей, принявших участие в голосовании. Одновременно были проведены выборы в новые органы власти (Государственную Думу и Совет Федерации). Этим завершился конституционный кризис, а в стране установилась новая форма правления.

Итоги референдума вызвали неоднозначную оценку, в частности, из-за несоответствия его проведения процедуре, установленной Законом о референдуме 1990 г., согласно которому для внесения изменений в Конституцию, а следовательно, и для принятия новой Конституции необходимо было получить абсолютное большинство голосов избирателей, включенных в списки для голосования. Однако снижение избирательной активности в последние годы сделало нереальным проведение конституционного референдума по жесткой формуле прошлых лет. Отсутствие всеобщего одобрения можно рассматривать как нормальное, типичное для свободных выборов явление. Ни Федеральное Собрание, ни субъекты федерации не опровергли правомерность результатов этого референдума. Даже критикуя отдельные положения Конституции, необходимо соблюдать и уважать ее.

Статья написана по материалам сайтов: dic.academic.ru, studwood.ru, studfiles.net.

»

Это интересно:  Патент на трудовую деятельность
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector