+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Термины по тгп 1 курс

1. Государство – представляет собой особую организацию публичной власти господствующего класса (социальной группы, блока классовых сил, всего народа), который располагает аппаратом управления и принуждения, который, представляя общество, осуществляет руководство этим обществом и обеспечивает его интеграцию.

2. Суверенитет государства представляет собой признак, отличающий государство от других форм организации политической власти. Суверенитет характеризуется верховенством власти государства во внутренней политике и независимость во внешней политике.

3. Сущность государства – главное определяющее свойство, ради которого оно было создано и существует в обществе.

4. Функции государства представляют собой базовые направления деятельности государства, раскрывающие его социальную сущность и назначение.

5. Форма государственного устройства – представляет собой административно-территориальное строение государства, раскрывающее характер и особенности отношений между центром государства и его составными частями. Принято выделять три основных формы государственного устройства: федеративное государство, унитарное государство, государства в составе конфедерации.

7. Унитарное государство представляет собой единое государство, которое не имеете в своём составе других государственных образований (например, Франция, Швеция, Турция).

8. Федеративное государство представляет собой союзное государство со сложной территориально-политической системой, возникающее как результат объединения ряда государств или государственных образований, которые обладают относительной политической самостоятельностью (например, США, Россия, Германия и пр.).

9. Конфедерация – это союз государств (обладающих независимостью и суверенитетом), созданный для достижения каких-либо общих целей (военных, политических, экономических).

10. Форма правления представляет собой особую организацию верховной власти внутри государства или организация высших органов государственной власти.

11. Монархия представляет собой форму государственного правления, при которой верховная власть пожизненно принадлежит монарху (главе государства).

12. Республика представляет собой форму государственного правления, которая характеризуется наличием высших государственных органов, формируемых на выборной основе.

13. Политический режим представляет собой совокупность способов, методов и средств осуществления политической власти внутри государства. Политический режим бывает демократическим, авторитарным и тоталитарным.

14. Демократический политический режим представляет собой один из видов политических режимов, он основан на признании принципа равенства прав и свобод всех людей при их непосредственном участии в процессе управления государства.

15. Антидемократический политический режим представляет собой один из видов политических режимов, при котором государство, в процессе реализации политической власти, не учитывает интересы населения.

16. Механизм государства представляет собой систему (аппарат) государственных органов, который призван реализовывать на практике функции государства.

17. Орган государственной власти представляет собой структурный элемент механизма государства, который обладает властными полномочиями в определенных областях и сферах государственной деятельности.

18. Политическая система общества — это единство взаимодействующих между собой органов государства, общественных объединений и институтов непосредственной демократии, через которые народ участвует в процессе управления.

19. Социальные нормы представляют собой общепризнанные правила, обеспечивающие упорядоченность, устойчивость и стабильность социального взаимодействия индивидов и групп.

20. Норма права (в субъективном смысле) – это мера возможного поведения субъектов права.

21. Норма права (в объективном смысле) – это правило поведения, установленное, обеспечиваемое, охраняемое государством, и регулирующее существенное общественное отношение.

22. Право — это система правил поведения, установленная, обеспечиваемая, охраняемая государством, и регулирующая существенные общественные отношения.

23. Нормы морали представляют собой правила поведения внутри общества, сложившиеся естественным путем и поддерживаемые силой общественного принуждения.

24. Нормы обычаев — это правила поведения, вошедшие в привычку в результате их многократного повторения.

25. Религиозные нормы — разновидность социальных норм, установленных различными вероисповеданиями

26. Гипотеза – это структурный элемент нормы права, указывающий на жизненные условия, фактические обстоятельства вступления нормы в действие.

27. Диспозиция — это само правило поведения, то, что должны совершить адресаты данной нормы.

28. Санкция представляет собой составную часть правовой нормы, которая указывает субъекту, который реализует диспозицию на последствия его действий.

29. Принципы права – это основные идеи, руководящие положения, определяющие содержание и направления правового регулирования.

30. Система права – это внутренняя структура права, элементы которой (отрасли права, подотрасли права, институты права, субинституты права, нормы права) находятся во взаимодействии и взаимосвязи.

31. Отрасль права — совокупность правовых норм, регулирующая определенную сферу общественных правоотношений.

32. Подотрасль права — это крупный правовой институт, стремящийся к выделению в самостоятельную отрасль права.

33. Институт права — это законодательно обособленный комплекс юридических норм.

34. Конституционное право представляет собой одну из отраслей российского права, которая закрепляет в себе основы взаимоотношения личности и государства.

35. Финансовое право представляет собой одну из отраслей российского права, закрепляющую правовые нормы, связанные с возникновением и расходованием финансовых средств, находящихся в ведомости государства.

36. Налоговое право представляет собой одну из отраслей российского права, которая регулирует общественное отношения в сфере взимания налогов.

37. Административное право представляет собой отрасль российского права, которая регулирует общественные отношения, которые складываются в процессе государственного управления.

Основные понятия по «Теории государства и права»

Предметом науки «Теории государства и права» являются основные общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права.

Методы теории государства и права – это совокупность определенных теоретических принципов, логических приемов и специальных способов исследования основных общих закономерностей возникновения и развития государственно-правовых явлений.

Общество – это продукт взаимодействия людей, как определенная организация их жизни, отношения между отдельными людьми, их объединениями и общностями, со своими социальными нормами.

Государство — суверенная политическая организация классового общества, официально представляющая и охватывающая все население в пределах определенной территории, имеющая собственную налоговую и денежную систему, национальное законодательство, официальную символику и располагающая специальным аппаратом управления и принуждения, служащая целям обеспечения социального компромисса в данном обществе.

Функции государства – это основные направления его деятельности по решению стоящих перед ним задач.

Форма государства – это способ организации политической власти охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический (государственный) режим.

Под формой правления подразумевают организацию верховной государственной власти, в особенности высших и центральных её органов, структуру, компетенцию, порядок образования этих органов, длительность их полномочий, взаимоотношения с населением, степень участия последнего в их формировании.

Монархия – это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству.

Республика – это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборным органами, избираемыми населением на определенный срок.

Форма государственного устройства – это способ территориальной организации государства, характеризующий его внутреннюю структуру, способ политического и территориального деления, обуславливающий определенные взаимоотношения органов государства с органами его составных частей.

Унитарное государство имеет целостную территорию, и его части не имеют собственной государственности.

Федерация – такая форма государственного устройства, при которой части единого государства имеют признаки государственности.

Конфедерация – представляет собой союз независимых государств, объединившихся для решения каких либо задач.

Политический режим совокупность способов, средств и методов, с помощью которых осуществляется власть в государстве.

Механизм государства – это система специальных органов и учреждений, посредством которых осуществляется государственное управление обществом и защита его основных интересов. Механизм государства есть та реальная организационная и материальная сила, располагая которой, государство осуществляет власть, проводит ту или иную политику.

Государственный орган это составная часть механизма государства, которая имеет собственную структуру, определенные законом полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни и тесно взаимодействует с другими элементами государственного механизма.

Типология — это классификация государств и правовых систем на основе общности их исторического развития и сходства основных, существенных признаков. Типология представляет собой деление государств и правовых систем по однородным группам и подгруппам.

Политическая система общества – это совокупность взаимосвязанных государственных, общественных и иных организаций, через которые граждане участвуют в политической жизни и осуществляют политическую власть, а также политического сознания, социальных норм, общественных отношений, которые влияют на политическую действительность.

Гражданское общество – это совокупность нравственных, религиозных, национальных, социально-экономических, семейных отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы индивидов и их групп.

Правовое государство – это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права.

Право – система общеобязательных, формально-определенных юридических норм, установленных или санкционированных государством, регулирующих общественные отношения с целью обеспечения социального компромисса в обществе.

Объективное право — это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на регулирование общественных отношений.

Субъективное право — это обеспеченная законом мера юридически возможного поведения, призванная удовлетворять собственные интересы лица.

Функции права это основные пути (направления) правового воздействия, выражающие роль права в упорядочении общественных отношений.

Формы права — это способ выражения вовне государственной воли, юридических правил поведения.

Нормативный акт — это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений.

Правовой обычай — это исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения, приводящее к правовым последствиям.

Юридический прецедент — это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел.

Нормативный договор — соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права.

Закон — это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Подзаконные акты — это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы.

Отрасль права — это упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих определенный род (сферу) общественных отношений, это наиболее крупное подразделение системы права по сравнению со всеми иными ее элементами.

Институт права — это упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих определенный вид (группу) общественных отношений.

Норма права – формально-определенное правило поведения, установленное и ли санкционированное государством, регулирующее определенное общественное отношение и обеспеченное при необходимости государственным принуждением.

Структура юридической нормы — это упорядоченное единство необходимых элементов, обеспечивающих ее функциональную самостоятельность.

Гипотеза (предположение) — элемент нормы права, указывающий на условия ее действия, применения (время, место, субъектный состав и т.п.), которые определяются путем закрепления юридических фактов, например, в уголовном праве в качестве условий привлечения к ответственности выступают общие признаки субъекта преступления: соответствующий возраст и вменяемость).

Диспозиция (юридическое расположение сторон) — элемент нормы орава, определяющий модель поведения субъектов с помощью установления прав и обязанностей, возникающих при наличии указанных в гипотезе юридических фактов.

Санкция — элемент нормы права, предусматривающий определение последствия для субъекта, реализующего диспозицию.

Толкование норм права — это деятельность, направленная на установление содержания юридических норм.

Способы толкования — это, совокупность приемов и средств, направленных на установление содержания правовых норм.

Обычаи – такие правила поведения, которые сложились исторически, на протяжении жизни многих поколений и вошли в привычку в результате многократного повторения. Есть обычаи нравственного содержания (нравы), различного рода правила этикета, обрядов, ритуалов.

Традиции — возникают на базе распространения какого-либо примера поведения, воспринятого тем или иным коллективом либо обществом в целом.

Религиозные нормы – правила, установленные различными церковными конфессиями и обязательны для верующих.

Политические нормы регулируют отношения классов, сословий, наций, политических партий и других общественных объединений, направленные на завоевание, удержание и использование государственной власти.

Нормы общественных объединений (корпоративные нормы) регулируют права и обязанности членов партий, профсоюзов, добровольных обществ, порядок их создания и функционирования, а также отношения таких объединений с государственными органами и иными объединениями.

Мораль – взгляды, представления людей о добре и зле, о постыдном и похвальном, о чести, совести, долге, справедливости.

Принципы права — это основные, исходные начала, положения, идеи, выражающие сущность права как специфического социального регулятора.

Механизм правового регулирования представляет собой систему юридических средств, организованных наиболее последовательным образом в целях упорядочивания общественных отношений, содействия удовлетворению интересов субъектов права.

Правосознание это совокупность представлений и чувств, взглядов и эмоций, оценок и установок, выражающих отношение людей к действующему и желаемому праву.

Правовая культура – это качество правовой жизни общества и степень гарантированности государством и обществом прав и свобод человека, а также знание, понимание и соблюдение прав каждым отдельным членом общества.

Законность — это строгое соблюдение всеми субъектами права законов и подзаконных актов.

Это интересно:  Получение лицензии на ремонт медицинской техники

Гарантии законности — это средства и условия, обеспечивающие соблюдение законов и подзаконных актов, беспрепятственное осуществление прав граждан и интересов общества и государства.

Правопорядок — это устойчивая и согласованная связь правоотношений, основанная на законности, т. е. поведение субъектов правомерно.

Правоотношение — это общественное отношение, урегулированное нормами права, участники которого имеют соответствующие субъективные права и юридические обязанности.

Юридический факт – это такое жизненное обстоятельство, с которым право связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношений.

Правомерное поведение — это деяние субъектов, соответствующее нормам права и социально полезным целям.

Правонарушением признается противоправное, виновное деяние деликтоспособного лица, за которое предусмотрено наступление юридической ответственности.

Юридическая ответственность это установленные законом меры воздействия на правонарушителя, содержащие неблагоприятные для него последствия, применяемые государственными органами в порядке, также установленном государством.

Правовой статус – есть признанная конституцией и законодательством совокупность прав и обязанностей субъектов, а также полномочий государственных органов и должностных лиц, с помощью которых они выполняют свои социальные роли.

Правоспособность – способность лица иметь права и обязанности.

Дееспособность – способность лица, своими действиями реализовывать предоставленные ему права и нести обязанности.

Деликтоспособность – способность лица нести ответственность за свое поведение.

Глоссарий по теории государства и права

Общество – обособившаяся от природы часть материального мира; совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; определенная организация жизни людей.

Социальные нормы– правила поведения, регулирующие общественные отношения.

Власть – социальный институт, закрепляющий межличностное взаимодействие в обществе на основе подчинения одного человека другому.

Государство– универсальная публичная организация политической власти, осуществляющая управление делами общества от его имени и в его интересах.

Государство – публично-властная, политико-правовая организация общества, обладающая государственным суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, устанавливающая правовой порядок на определенной территории.

Право – система признаваемых и охраняемых публичной властью норм, отражающих всеобщий интерес и обеспечивающих устойчивость общественной системы.

Право– система общеобязательных, формально-определенных норм, принимаемых или санкционируемых государством, обеспечиваемых государством, в том числе, силой принуждения, регулирующих общественные отношения (нормативный подход).

Политика –сфера общественных отношений (вид деятельности), складывающихся в результате взаимодействия между различными социальными группами по поводу прихода к государственной власти, ее осуществления, определения форм, задач и содержания деятельности государства.

Экономика– сфера общественных отношений, связанных с производством, распределением, обменом и потреблением материальных благ.

Обычаи– исторически сложившиеся правила поведения, которые в результате многократного повторения вошли в привычку.

Религиозные нормы– правила поведения, регулирующие отношения между людьми через призму требований высшей (божественной) справедливости.

Мораль– правила поведения, регулирующие отношения между людьми на основе представлений о добре и зле, справедливом и несправедливом.

Традиции– правила поведения, закрепляющие процедуру проведения значительных, знаменательных событий в жизни людей, общества, государства.

Публичная, политическая власть– власть, обладающая аппаратом управления и принуждения, системой органов и учреждений, наделенных публично-властными полномочиями, осуществляющих социальное управление и пользующихся правом издания общеобязательных правил поведения и применения принуждения в отношении отдельных лиц и социальных групп.

Суверенитет – верховенство и единство государственной власти по отношению ко всем иным социальным субъектам и независимость во взаимоотношениях с другими государствами.

Принуждение– психологическое, материальное или физическое насильственное воздействие на личность с целью принудить ее действовать в интересах государства.

Налоги– взимаемые государством с населения материальные средства, необходимые для функционирования государства и муниципальных образований.

Легитимность государственной власти– принятие власти населением страны, признание ее права управлять социальными процессами, готовность ей подчиняться.

Легальность государственной власти– установление и функционирование государственной власти на основе закона (Конституции), выражающего волю народа и принятого в соответствии с демократическими процедурами.

Правовое принуждение – государственное принуждение, вид и мера которого строго определена нормами права и применяется в особых процессуальных формах.

Функции государства – основные направления внутренней и внешней деятельности государства, в которых выражается и конкретизируется его сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих государству формах и свойственными ему методами.

Функции государства – особый механизм государственного воздействия на общественные отношения и процессы, охватывающий основные направления его деятельности по управлению обществом.

Механизм государства– система органов, посредством которых осуществляется государственное управление обществом и защита его основных интересов (тождественно аппарату государства).

Механизм государства– система государственных организаций (органов, учреждений и др.), посредством которых реализуется государственная власть, обеспечивается государственное руководство обществом.

Механизм государства– совокупность приемов и способов функционирования системы государственных органов, взаимосвязь и взаимодействие между собой отдельных частей государственного аппарата.

Государственный аппарат – часть механизма государства, представляющая собой совокупность государственных органов, наделенных властными полномочиями для реализации государственной власти.

Государственный аппарат – систем государственных органов и учреждений, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.

Государственное учреждение – государственная организация, которая осуществляет непосредственную, практическую деятельность по выполнению функций государства в различных сферах жизни общества (наука, образование, здравоохранение и т.д.)

Государственное предприятие – государственная организация, осуществляющая хозяйственную деятельность в целях производства продукции, выполнения различных работ и оказания услуг для удовлетворения потребностей общества, частных лиц, извлечения прибыли.

Орган государства– относительно самостоятельная часть механизма (аппарата) государства, имеющая в соответствии с законом собственную структуру, строго определенные властные полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни и органически взаимодействующая с другими элементами государственного механизма.

Законодательный орган (парламент)– представительный орган, формируемый путем выборов, главная функция которого в системе разделения властей заключается в осуществлении законотворческой деятельности.

Органы исполнительной власти (органы государственного управления)исполнительно-распорядительные органы, ведущие повседневную оперативную работу по государственному управлению общественными процессами в интересах общества или его части; реализуют решения, принятые представительными органами.

Органы судебной власти– система государственных органов, основной функцией которых является осуществление правосудия, т.е. разрешение дел о нарушениях закона, возникающих в обществе споров и наказание лиц, совершивших противоправные деяния.

Судебный контроль– обеспечение единообразного поведения граждан в соответствии с правовыми предписаниями, защита законных интересов субъектов права, контроль состояния законности в деятельности государственных органов и должностных лиц.

Форма государства– устройство (строение) государства, в котором проявляются его основные характеристики и которое охватывает в комплексе (системе) организацию государственной власти, метода, приемы, способы осуществления и территориальную организацию государственной власти.

Форма правления– организация верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействия между собой и с населением, степень участия населения в их формировании.

Монархия– форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства, который занимает престол по наследству и не несет ответственности перед населением.

Республика – форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями.

Форма государственного устройства — характеризует территориальную организацию государственной власти, деление территории государства на составные части, их правовое положение, принципы взаимоотношения между государством в целом и его составными частями.

Унитарное государство– единое, централизованное государство, состоящее из административно-территориальных единиц, не обладающих какой-либо политической самостоятельностью; единая система государственного аппарата, единое гражданство, единая система права, судебная система, налогово-финансовая система.

Федерация– единое союзное государство, объединение политических сообществ, обладающих юридической и определенной политической самостоятельностью.

Конфедерация– союз государств, сохраняющих суверенитет, но по определенному кругу вопросов имеющих общие органы и осуществляющих совместно полномочия.

Политический режим– совокупность приемов, методов и способов, с помощью которых осуществляется государственная власть, механизм контроля за государственной властью со стороны общества, а также специальные инструменты достижения социального компромисса.

Политическая система общества– (в широком смысле) совокупность взаимодействующих между собой норм, идей и основанных на них политических институтов и действий, организующих политическую власть, взаимосвязь граждан и государства.

Политическая система общества– (в узком смысле) совокупность государственных органов, а также ассоциаций, объединений, образуемых гражданским обществом для участия в делах государства, решения иных политических вопросов.

Политические партии– общественные объединения, созданные в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и местного самоуправления (ст. 3 ФЗ «О политических партиях)

Общественные объединения– добровольные, самоуправляемые, некоммерческие формирования, созданные по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (ч. 1 ст. 5 ФЗ «Об общественных объединениях»).

Религиозные объединения– добровольные объединения граждан, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории страны, образованные в целях совместного исповедания и распространения веры.

Органы местного самоуправления– выборные и другие органы, наделенные полномочиями не решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти (ст. 1 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления).

Объективное (позитивное) право– совокупность юридических норм, содержащихся в нормативно-правовых актах и других источниках права.

Субъективное право– закрепленная в нормах права мера возможного поведения, обеспеченная обязанностью другой стороны правоотношения гарантированная государством.

Принципы права– исходные нормативно-руководящие начала (императивные требования), определяющие общую направленность правового регулирования общественных отношений, фундаментальные идеи права, выражающие его сущность и назначение.

Норма права– правило, установленное или санкционированное государством, закрепленное в признаваемых публичной властью формах.

Норма права – общеобязательное, формально установленное правило поведения, установленное и обеспеченное государством, направленное на урегулирование общественных отношений.

Норма права – общеобязательное веление, выраженное в виде государственно-властного предписания, регулирующего общественное отношение.

Норма права – общеобязательное, формально-определенное правило поведения, установленное или санкционированное государством, обеспеченное им, в том числе, силой принуждения, регулирующее общественные отношения.

Структура правовой нормы– выводимое логическим путем упорядоченное единство, взаимосвязь ее составных элементов: гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза– часть правовой нормы, указывающая на конкретные жизненные обстоятельства, при наличии или отсутствии которых реализуется правовая норма (юридические факты).

Диспозиция– часть правовой нормы, закрепляющая модель поведения, которому должны следовать субъекты права.

Санкция– часть правовой нормы, указывающая на неблагоприятные последствия, возникающие в случае нарушения диспозиции.

Нормативное предписание– часть нормы права, логически завершенное, закрепленное в тексте нормативного акта веление субъекта правотворчества.

Источник права– внешняя форма юридических норм, выражающая их официальный характер (например, нормативно-правовой акт).

Судебный прецедент – положение, содержащееся в решениях судебных инстанций по конкретному делу, обязательное в будущем для других судов при разрешении аналогичных дел (характерен для англосаксонской правовой системы).

Нормативно-правовой акт – официальный документ, принятый компетентным государственным органом в установленном порядке и содержащий общеобязательные правила поведения.

Нормативно-правовой акт— официальный документ, принятый компетентным субъектом правотворческой деятельности в особом порядке, содержащий нормы права, имеющий свои реквизиты, структуру, особый порядок вступления в силу.

Закон– нормативный правовой акт, принятый в особом порядке законодательными (представительными) органами либо непосредственно народом на референдуме, регулирующий важнейшие общественные отношения и обладающий высшей юридической силой.

Конституция – основной закон государства, выражающий волю и интересы народа в целом либо отдельных социальных слоев (групп) общества и закрепляющий в их интересах важнейшие начала общественного строя и государственной организации соответствующей страны.

Подзаконные нормативные акты – издаются компетентными органами или должностными лицами государства на основании и во исполнение законов и содержат юридические нормы.

Обратная сила закона – распространение действия закона на события, имевшие место до вступления его в юридическую силу.

Система права – обусловленное состоянием общественных отношений внутреннее строение права, выражающееся в единстве и согласованности всех действующих правовых норм и их логическом распределении по отраслям и правовым институтам.

Институт права – часть отрасли права, сравнительно небольшая, устойчивая группа правовых норм, регулирующих однородную группу общественных отношений.

Подотрасль права – целостное образование, которым регламентируется специфический вид общественных отношений в пределах сферы правового регулирования соответствующей отрасли права.

Отрасль права – совокупность правовых норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений присущим ей методом правового регулирования.

Предмет правового регулирования – обособленная сфера качественно однородных общественных отношений.

Метод правового регулирования – совокупность юридических приемов и средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование качественно однородных, обособленных общественных отношений.

Императивный метод правового регулирования – способ воздействия, который устанавливает отношений субординации (подчиненности) субъектов правоотношения; основан на точных предписаниях поведения подвластному субъекту; штрафных (карательных) санкциях.

Это интересно:  Статья за избиение человека и срок

Диспозитивный метод правового регулирования – способ воздействия, опирающийся на договор как основную форму возникновения правоотношений; равноправие сторон; правовосстановительные санкции.

Публичное право– система норм, закрепляющих и регулирующих порядок деятельности органов государственной власти, обеспечивающих публичный (общий) интерес.

Частное право – система норм, регулирующих общественные отношения, обеспечивающих интересы, независимость и инициативу отдельных лиц и их объединений.

Профилирующие отрасли права – базовые отрасли права, сформировавшиеся первыми в процессе исторической дифференциации национальной системы права, характеризуются своим особым предметом и методом правового регулирования.

Специальные отрасли права – сформировались в результате развития институтов профилирующих отраслей права, их правовые режимы регулируют особые сферы общественной жизни.

Комплексные отрасли права – охватывают различные институты профилирующих и специальных отраслей права, характеризуются однородным предметом и различными методами правового регулирования.

Материальное право – совокупность правовых норм, с помощью которых государство осуществляет воздействие на общественные отношения путем прямого, непосредственного правового регулирования.

Процессуальное право – совокупность правовых норм, которые закрепляют процедуру, порядок реализации и защиты норм материального права.

Правотворчество – деятельность субъектов, наделенных соответствующей компетенцией по принятию, изменению и отмене правовых норм или решений, которые санкционируют обычаи или иные источники (формы) права.

Лоббизм– деятельность граждан, их объединений по оказанию воздействия, в интересах конкретных заказчиков, на процесс разработки и принятия нормативно-правовых актов.

Юридическая техника – совокупность правил, приемов подготовки, рассмотрения, принятия, доведения до адресатов юридических документов.

Реквизиты акта – наименование вида нормативного акта (закон, указ, постановление и т.д.); название, характеризующее его содержание; дата принятия, одобрения, вступления в силу; подпись должностного лица, место принятия.

Систематизация законодательства – деятельность, направленная на совершенствование и упорядочение действующего законодательства путем его внешней и внутренней обработки в целях поддержания его системности и обеспечения субъектов права необходимой информацией.

Учет – сбор, хранение и поддержание в контрольном состоянии необходимых нормативных актов, информации о них, создание информационнопоисковых систем, обеспечивающих нахождение необходимой информации в массиве актов, взятых на учет.

Инкорпорация – нормативно-правовые акты объединяются полностью либо частично в различные сборники, в определенном порядке, без изменения их формы и содержания.

Консолидация– устранение множественности нормативно-правовых актов, принятых по одному вопросу, путем сведения их в один новый укрупненный акт.

Кодификация– коренная, как внешняя, так и внутренняя, переработка действующего законодательства путем подготовки и принятия нового кодифицированного акта.

Правоотношение – урегулированное нормами права общественное отношение, участники которого наделены корреспондирующими субъективными правами и юридическими обязанностями, обеспеченное государством.

Субъекты правоотношений– участники правовых отношений, имеющие субъективные права и юридические обязанности, закрепленные в нормах права.

Правосубъектность (праводееспособность)— предусмотренная нормами права способность лица выступать участником (стороной) правоотношения.

Правоспособность – предусмотренная нормами права способность индивида иметь субъективные права и юридические обязанности.

Дееспособность – способность индивида лично своими действиями приобретать и использовать субъективные права и исполнять обязанности.

Деликтоспособность – способность лица нести юридическую ответственность за совершенное правонарушение.

Сделкоспособность – способность лица совершать гражданско-правовые сделки.

Правосубъектность коллективного субъекта права — характеризуется его компетенцией.

Компетенция – совокупность задач, функций, прав и обязанностей коллективного субъекта права.

Правовой статус личности — юридически закрепленное положение личности в политической, социально-экономической, культурной и других сферах жизни общества.

Юридическая обязанность – закрепленная в нормах права мера должного поведения лица, установленная для удовлетворения интересов лица управомоченного, обеспеченная государственным принуждением.

Объект правоотношения– реальное благо, на достижение которого направлена реализация прав и обязанностей участников правоотношения.

Юридические факты– конкретные жизненные обстоятельства, с наступлением или отсутствием которых нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правовых отношений.

Реализация норм права– претворение (воплощение) правовых предписаний в правомерном поведении субъектов права.

Применение права– властная, творческая, организующая деятельность компетентных субъектов по реализации норм права применительно к конкретным жизненным ситуациям и лицам путем вынесения индивидуализированных правовых предписаний.

Стадия применения норм права– часть правоприменительного процесса, охватывающая определенный объем действий компетентных органов и должностных лиц, на которой достигаются конкретные цели и задачи.

Пробел в праве– отсутствие нормы права (полное или частичное), необходимой для урегулирования общественных отношений правового характера (т.е. нуждающихся в юридической регламентации).

Аналогия закона– правоприменительное решение принимается на основе действующей правовой нормы, регулирующей сходные общественные отношения.

Аналогия права– правоприменительное решение выносится на основе общих принципов права (справедливость, гуманизм, равенство перед законом и др.).

Юридическая коллизия– противоречие между нормативно-правовыми актами, регулирующими одни и те же общественные отношения.

Толкование норм права– интеллектуально-волевая деятельность по уяснению и разъяснению смысла правовых предписаний в целях их эффективной реализации и совершенствования.

Правовое поведение– социально значимое, волевое, осознанное поведение субъектов общественных отношений, урегулированное нормами права и влекущее юридические последствия.

Правомерное поведение– социально-полезное , волевое, осознанное поведение субъектов права, соответствующее правовым предписаниям и гарантированное государством.

Правонарушение– общественно опасное, противоправное, виновное деяние деликтоспособного лица, влекущее юридическую ответственность.

Состав правонарушения – юридическая конструкция, представляющая собой систему наиболее общих, типичных и существенных признаков отдельных разновидностей правонарушения.

Объект правонарушения– общественные отношения, охраняемые правом.

Объективная сторона– совокупность признаков, характеризующих внешнюю сторону правонарушения, его проявления во вне.

Субъект правонарушения— совокупность признаков, характеризующих лицо, совершившее деяние, лишь при наличии которых наступает юридическая ответственность.

Субъективная сторона правонарушения– характеризует психическое отношение лица к совершенному деянию.

Правомерное причинение вреда– социально полезное, регламентированное нормами права поведение, причиняющее ущерб интересам конкретных лиц и организаций.

Объективно-противоправное деяние– социально вредное деяние, характеризующееся наличием признаков объекта и объективной стороны правонарушения, но в них отсутствуют признаки субъекта или субъективной стороны правонарушения, данные деяния могут служить основанием только гражданско-правовой ответственности (но не уголовной, административной, дисциплинарной).

Злоупотребление правом– использование лицом своего субъективного права в ущерб интересам других лиц, общества, государства.

Юридическая ответственность– обязанность лица претерпеть неблагоприятные последствия (лишения личного, имущественного, организационного характера) за совершенное правонарушение со стороны государства.

Юридическая ответственность– применение к лицу, совершившему правонарушение, мер государственного принуждения, предусмотренных санкцией правовой нормы.

Юридическая ответственность– длящееся властеотношение между правонарушителем и государством в лице его компетентных органов, которое возникает в момент совершения правонарушения и завершается с реализацией мер государственного принуждения.

Объективно-противоправное деяние– деяние, совершенное невиновно (казус) или лицом, не достигшим установленного возраста либо невменяемым.

Необходимая оборона —защита гражданином своих прав, а также прав других лиц, интересов общества и государства от общественно-опасного посягательства путем причинения вреда посягающему лицу.

Крайняя необходимость– причинение вреда охраняемым законом интересам для устранения опасности, угрожающей интересам общества, государства, личности, если эта опасность не могла быть устранена другими средствами, а предотвращенный вред является менее значительным, чем причиненный.

Правовое регулирование –осуществляемое при помощи системы правовых средств воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения.

Законность– принцип, метод, правовой режим общественной жизни, строгого неуклонного соблюдения, исполнения юридических норм всеми участниками правоотношений.

Законность– точное, строгое и неуклонное исполнение и соблюдение действующих на территории государства нормативно-правовых актов всеми частниками правовых отношений.

Правопорядок –степень урегулированности правом общественных отношений, их упорядоченности, организованности, устойчивости, соответствия идеалам свободы и справедливости.

Общественный порядок– состояние упорядоченности общественных отношений, возникающее в результате соблюдения всех социальных норм.

Общественный порядок – состояние упорядоченности отношений, складывающихся в общественных местах между субъектами права, основанное на соблюдении всех социальных норм.

Гарантии законности и правопорядка– система объективных и субъективных условий и специальных юридических средств и способов, обеспечивающих точное и неуклонное воплощение требований закона в жизнь.

Правосознание– сфера общественно сознания, отражающая правовую действительность в форме юридических знаний, представлений, оценочных отношений к праву и практике его реализации, а также правовых установок, ценностных ориентаций, регулирующих правовое поведение людей.

Правовой нигилизм– разновидность социального нигилизма, его сущность в общем негативно-отрицательном, неуважительном отношении к праву, законам, нормативному порядку, а с точки зрения корней, причин – в юридическом невежестве, отсталости, правовой невоспитанности основной массы населений и др.

Правовой инфантилизм– наиболее мягкая форма искажения правового сознания, характеризующаяся недостаточностью, несформированностью правовых знаний, установок, при личной уверенности в обладании глубокими правовыми познаниями.

Правовая система– обусловленный объективными закономерностями развития общественных отношений целостный, взаимосвязанный комплекс всех правовых явлений, существующих в государстве.

Правовая семья– совокупность национальных правовых систем в рамках одного типа права, объединенных общностью исторического формирования, структуры источников и системы права, правоприменения, понятийно-категориального аппарата юридической науки и других правовых явлений.

Гражданское общество– совокупность внегосударственных отношений (экономических, политических, социальных, культурных, нравственных, духовных, семейных, религиозных), имеющих относительную самостоятельность и независимость от произвольного вмешательства государства.

Гражданское общество– система неполитических, самостоятельных и независимых от государства отношений, обеспечивающих условия для реализации частных интересов в сфере экономики, культуры и др.

Гражданское общество– комплекс всех общественных отношений, самостоятельных и независимых от государства, в которых реализуются интересы индивидов и их коллективов.

Правовое государство – форма организации политической власти в гражданском обществе, при которой признаются и гарантируются естественные права человека, обеспечиваются верховенство правового закона и взаимная ответственность государства и гражданина, реально проводится разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.

Словарь терминов ТГП. Тема 1 Предмет и методология теории государства и права

Название Тема 1 Предмет и методология теории государства и права
Анкор Словарь терминов ТГП.doc
Дата 30.01.2017
Размер 261.5 Kb.
Формат файла
Имя файла Словарь терминов ТГП.doc
Тип Документы
#1244
страница 1 из 3

Тема 1: Предмет и методология теории государства и права

1. НАУКА – 1. целенаправленный результативный процесс получения, систематизации и обобщения признаваемых истинными знаний о сущности, структуре и содержании мироздания и о месте в системе мироздания человека и общества. 2. социальный институт, аккумулирующий потребности общества в определенного рода знаниях; система научных учреждений; научное сообщество; механизм трансляции знаний и применения их на практике.

2. ПРЕДМЕТ НАУКИ – это то, что изучает наука, т.е. это те явления и процессы реального мира, которые исследуются ею, на что направлено научное познание.

3. ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ – некая целостность, изучаемая многими науками (каждая наука имеет в объекте свой предмет, свою проблематику).

4. ТЕОРИЯ – («theoria» в переводе с греческого, «рассмотрение», «исследование»). В широком смысле – это форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности; это вообще любое научное, систематическое, глубокое знание, противопоставляемое знаниям обыденным, поверхностным. В узком смысле – это система основных идей, законов, понятий в той или иной отрасли знания.

5. ОБЪЕКТОМ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА — выступают такие явления общественной жизни, как государство и право, рассматриваемые в качестве взаимосвязанных и взаимообусловливающих явлений, возникающих на определенном этапе социального развития, непосредственно не связанные с конкретной исторической эпохой, с конкретной социально-политической системой.

6. ПРЕДМЕТОМ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА выступают наиболее общие основные закономерности возникновения, развития, сущность, назначение и функционирование в обществе государства и права.

7. МЕТОД – (греч. «methodos» — исследование) это способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни.

8. МЕТОДЫ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА – это совокупность приемов, способов, подходов, с помощью которых изучается право и государство.

9. МЕТОДОЛОГИЯ — учение о методах; совокупность применяемых в исследовании методов.

10. ФУНКЦИИ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА — основ­ные направления воздействия теории государства и права на об­щество:

а) гносеологическая (познавательная); б) методологиче­ская (разработка специальных методов познания государственно-правовой действительности); в) эвристическая (нахождение зако­номерностей в государственно-правовых явлениях и процессах); г) онтологическая (познание бытия, его основ, принципов, структуры, закономерностей); д) политико-управленческая (формирование основ внутренней и внешней политики, обеспечение государственного управления); е) идеологическая (идеи о государстве и праве, формирование общественной и индивидуальной политической и правовой культуры); ж) практически-организаторская (вырабатывает рекомендации для решения государственно-правовых проблем); з) прогностическая (прогнозирование событий в государственно-правовой действительности).

Тема 2: Происхождение государства и права

1. ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО — первая в истории человечества форма жизнедеятельности людей, охватывающая эпоху от появления первых людей до возникновения государства.

2. РОДОВАЯ ОБЩИНА – объединение людей на основе родственных связей, ведущих совместное хозяйство.

3. МАТРИАРХАТ (лат. mater (matris) мать + arhe власть) – в условиях первобытного общества – тип социальной организации, в рамках которой продолжение рода определялось по материнской линии, а также характеризовалось руководящей ролью женщины в хозяйственной и общественной жизни.

4. ПАТРИАРХАТ ( гр.patriarches глава рода) последний период родового строя, следующий за матриархатом, тип социального устройства, характеризующийся господством мужчины в хозяйстве и общественной жизни.

5. ВОЖДЬ – избираемый глава рода, властные полномочия которого основываются на личном авторитете «лучшего среди равных».

6. ОБЫЧАИ – исторически сложившиеся правила поведения, вошедшие в привычку в результате воспитания и многократного повторения одних и тех же действий и поступков.

7. ПРОТОНОРМЫ (МОНОНОРМЫ) — правила поведения, комплексно регули­рующее отношения между людьми в догосударственном обществе (в основе положены неразличаемые по сути моральные, религиозные, собственно правовые установки).

8. ТАБУ – запрет. Табу на инцест – запрет на кровосмешение между близкими родственниками.

9. ТАЛИОН – принцип социального регулирования, в соответствии с которым отвечают «равным за равное» (око за око, зуб за зуб, смерть за смерть).

10. МИФ — форма образного мировосприятия. В первичном обществе мифы являлись единственным источником информации об окружающем мире.

11. ОСТРАКИЗМ – изгнание из рода. В первобытном обществе – наиболее тяжкое наказание за нарушение общезначимых правил поведения.

12. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА (ПОЛИТОГЕНЕЗ) — процесс возникновения, развития и функционирования государства.

13. ПОТЕСТАРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ — (от лат. «potestar» власть) форма организации власти в догосударственном обществе, характеризующаяся ситуативным характером и однородностью аппарата принуждения.

Раздел 2. Теория государства

Тема 3: Понятие и сущность государства

1. ГОСУДАРСТВО – это политико-территориальная, суверенная организация публичной власти, имеющая специальный аппарат управления и принуждения, взимающая налоги, издающая законы обязательные для населения всей страны, выражающая волю всего народа или собственников средств производства.

2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТЕРРИТОРИЯ – такая территория земной поверхности, которая «находится под суверенитетом определенного государства», т.е. принадлежит определенному государству, осуществляющему в ее пределах свое территориальное верховенство.

3. ФАКТИЧЕСКАЯ ТЕРРИТОРИЯ — территория в пределах государственных границ, состоящая из суши с ее недрами и внутренними водами, прибрежной зоны, воздушного пространства над землей и водами.

4. ЮРИСДИКЦИОННАЯ ТЕРРИТОРИЯ это территория, на которую распространяется суверенитет государства, хотя в географическом смысле к государственной не относится (посольства, полярные станции, корабли и самолеты под государственным флагом).

5. ГРАНИЦА ГОСУДАРСТВЕННАЯ — линия, определяющая пределы земной и водной территории государства. Государственная граница отделяет государства друг от друга и от открытого моря.

6. НАСЕЛЕНИЕ — совокупность физических лиц, проживаю­щих на территории государства и подпадающих под его юрисдикцию; включает в себя: граждан (подданных) данного государства, иностранцев и лиц без гражданства.

7. ГРАЖДАНСТВО – устойчивая политико-правовая связь человека с государством, (возможность гражданина участвовать в политической жизни общества).

8. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ (от фр. souverainete верховный) политико-правовое свойство государственной власти, выражающееся в верховенстве, самостоятельности и независимости государства, возможность решать свои дела как внутри страны (внутренний суверенитет), так и за ее пределами (внешний суверенитет).

8. НАРОДНЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ – народ выступает как основной источник власти в государстве. При этом «право на власть» народ осуществляет как непосредственно (выборы и референдум) так и представительным путем (через представителей).

9. НАЦИОНАЛЬНЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ – закрепляет право нации на самоопределение, вплоть до отделения.

10. ВАССАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО — государство, ограниченное в своем суверенитете другим государством. Вассалитет государств характеризуется наличием ряда институтов, свидетельствующих о вассальной зависимости одного государства от другого (платеж дани, утверждение главы вассального государства государством-сюзереном и т.д.) В пределах Европы вассальными государствами были зависимые от Турции до 1878 г. Румыния, Сербия и Черногория, до 1908 г. – Болгария. В современный период формальный вассалитет сохраняется в отношениях Великобритании с государствами, входящими в британский доминион (Канада, Новая Зеландия, Австралия и т.д.).

11. ГЕРБ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ – официальная эмблема, отличительный знак государства, изображенный на печатях, бланках государственных органов, монетах, денежных знаках и т.п.

12. ГИМ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ – торжественная песня, официальный символ государства.

13. ГЛАВА ГОСУДАРСТВА — единоличный орган государства, осуществляющий текущее верховное руководство внутренними делами страны и высший представитель государства во внешних отношениях. Замещение должности главы государства осуществляется путем выборов (в условиях республиканской формы правления), либо наследования (в условиях монархической формы правления).

14. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ – внутренняя организация государства, включающая в себя общественное устройство, тип экономики, структуру территории, систему государственной власти, основные права и обязанности граждан, а также степень участия их в государственной жизни.

15. НАЛОГИ — это материальные средства, взимаемые государством с населения, необходимые для содержания государственного аппарата и выполнения задач и функций государства.

16. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА – смысл, главное, глубинное в нем, что определяет его содержание, социальное предназначение и функционирование. Вопрос о сущности государства — это вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах. Общесоциальная (общечеловеческая) сущность – государственная деятельность направлена на обеспечение интересов всех членов общества. Классовая сущность – основной задачей государства является защита интересов представителей одного класса за счет ущемления интересов других классов.

17. СОЦИАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВА — обеспе­чение стабильной жизнедеятельности общества; совокупность критериев характеризующих государство с точки зрения социальной организации, деятельность которой направлена на установление определенного общественного порядка, сохранение стабильности социальной системы в целом, противодействие тенденциям деструктивного социально вредного характера.

18. СОЦИАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ — присущая обществу система властеотношений, основанных на авторитете, насилии, праве и иных средствах.

19. ВЛАСТЕОТНОШЕНИЕ – отношение подчинения одного субъекта воле другого.

20. ВЛАСТЬ – возможность делать свои веления общеобязательными или обязательными для определенных лиц, обеспечивается авторитетом или принуждением.

21. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ — вид социальной власти, представляющий собой систему волевых отношений по вопросам социального управления.

22. СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ — упорядочивание процес­сов, протекающих в обществе.

23. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ — публичная политическая власть, осуществляемая органами государства, обеспеченная государственным принуждением, способностью подчинять поведение индивидов, социальных групп и общества в целом принимаемым от имени государства общезначимым правилам поведения (нормам права).

24. ЛЕГИТИМНОСТЬ ВЛАСТИ — признание и поддержка деятельности органов публичной власти населением.

25. ЛЕГАЛЬНОСТЬ ВЛАСТИ — нормативность, способность воплощаться в нормах права, ограничиваться законом, функционировать в рамках законности.

26. ПУБЛИЧНОСТЬ ВЛАСТИ — открытый характер осуществления общеобязательных решений политической власти специ­ально созданными для этой цели органами.

27. УЗУРПАЦИЯ насильственный противозаконный захват власти каким-либо лицом или группой лиц, а также присвоение себе чужих властных полномочий, нарушение правовых процедур при проведении выборов или их фальсификация.

28. ПРИНЦИП ЕДИНСТВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ — предполагает, что независимо от того, каким органом осуществляется государственная власть, каково функциональное и иерархическое положение этого органа, власть осуществляется от имени всего народа страны (выступающего в качестве единственного источника государственной власти – (ст. 3 Конституции РФ) и делегировавшего свои властные полномочия членам государственного аппарата).

29. ПРИНЦИП «РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ» — это рациональная организация государственной власти в демократическом государстве, при которой осуществляются гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства как частей единой власти через систему сдержек и противовесов.

30. УБЕЖДЕНИЕ это метод активного воздействия на волю и сознание человека идейно-нравственными средствами для формирования у него взглядов и представлений, основанных на глубоком понимании сущности государственной власти, ее целей и функций.

31. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ это психологическое, материальное или физическое (насильственное) воздействие полномочных органов и должностных лиц государства на личность с целью заставить (принудить) ее действовать по воле властвующего субъекта, в интересах государства.

Тема 4: Типология государства

1. ТИПОЛОГИЯ – это такая классификация государств, которая отражает логику исторического развития государств, позволяет объединить их в группы на основе определенных критериев.

2. ИСТОРИЧЕСКИЙ ТИП ГОСУДАРСТВА — взятые в единстве наиболее существенные (типичные) черты и признаки, присущие конкретной совокупности (группе) государств и раскрывающие закономерности их организации и развития.

3. МОНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ТИПОЛОГИИ ГОСУДАРСТВА — научный подход, в рамках которого типология государств осуществляется по единственному критерию. К примеру, по типу общественно-экономической формации, по форме правления, по форме политического режима и т.д.

4. ПЛЮРАЛИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ТИПОЛОГИИ ГОСУДАРСТВА – научный подход, в рамках которого типология государств осуществляется по нескольким взаимосвязанным критериям. Примером плюралистического подхода является цивилизационный. Представители этого подхода при отнесении государства к той или иной цивилизации берут за основу несколько критериев: общность языка, религии, культурно-исторических традиций, герграфическое расположение и т.д.

5. ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ – этап общественно-исторического развития, отображающий взятые в единстве соотношение производительных сил и производственных отношений и обусловленные ими надстроечные институты.

6. БАЗИС – совокупность отношений, складывающихся в процессе производства, обмена и распределения материальных благ.

7. НАДСТРОЙКА – совокупность правовых, политических, нравственных, эстетических, религиозных и других норм и институтов, обусловленных базисом общества и способных активно воздействовать на него.

8. КЛАСС — устойчивая социальная группа, членов которой объединяет отношение к собственности, прежде всего – к собственности на средства производства и к средствам производства.

9. РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКАЯ ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ (Рабовладельческое государство) – тип общества (государства), экономика которого использует в качестве средств производства людей (рабов), а производственные отношения строятся на личной зависимости раба от рабовладельца. При этом раб в юридическом смысле человеком не является, поскольку перечень и объем его прав и обязанностей определяется рабовладельцем и всецело зависит от воли последнего.

10.ФЕОДАЛЬНАЯ ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ (Феодальное государство) – тип общества (государства), экономика которого основана на собственности на землю, рассматриваемую в этот период в качестве основного средства производства. Одновременно с получением права собственности на земельный участок (надел) его хозяин (феодал) вступает в право владения, пользования и распоряжения проживающими на этом участке и административно закрепленными за ним крепостными крестьянами. В отличие от рабовладельческого государства, в котором раб был бесправной вещью и не имел никаких прав, кроме тех, которые были дарованы ему господином, в феодальном государстве крестьянин живет на земле феодала, пользуется ею и за это обязан вносить аренду в форме отработки на земле феодала (барщина), либо внесения натурального налога (оброк). При этом крестьянин отдает феодалу лишь часть полученных материальных благ, оставшейся частью от может распоряжаться по своему усмотрению. В этот период появляется возможность приобретения личной свободы путем самовыкупа. Вместе с тем наличие определенных экономических прав сопровождается абсолютным политическим и социальным бесправием крестьян и постепенно возникающего «третьего сословия» — буржуазии.

11. БУРЖУАЗНАЯ ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ (Буржуазное государство) – тип общества (государства), экономика которого основана на механизированном производстве материальных благ (основным средством производства становится машина). В основу социальных отношений положен принцип формального равенства и уничтожения сословных привилегий во всех (и прежде всего, в политической) сферах общественной жизни. Отношения между буржуазией и пролетариатом строятся на основании экономической зависимости и экономической эксплуатации. Пролетариат обладает личной свободой, однако лишен собственности на средства производства и поэтому вынужден продавать свой труд буржуазии, владеющей средствами производства и эксплуатирующей пролетариат в целях извлечения прибыли.

12. СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ (Социалистическое государство) – тип общества (государства), экономические отношения в котором строятся на основании провозглашения единой общенародной (в форме государственной) собственности на средства производства. Отношения между классами (рабочим классом, крестьянством и прослойкой трудовой интеллигенции) утрачивают социально-антагонистический характер и имеют тенденцию к слиянию в единую общность – советский народ. Социалистическое государство является исторически последним типом государства и одновременно выступает в качестве переходной формы социальной организации, позволяющей перейти от политической (государственной) формации к коммунистической (безгосударственной) форме организации общества.

13. ЦИВИЛИЗАЦИЯ – (лат. «civilis» гражданский, общественный, государственный) — уровень общественного развития и материальной культуры; относительно замкнутое и локальное общественное состояние, отличающееся общностью социально-культурных и политэкономических характеристик.

14. ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ТИПОЛОГИИ ГОСУДАРСТВА – ориентирован на познание особенностей государственного развития через все формы деятельности человека: политическую, социальную, экономическую, культурную, духовную, рассматриваемые в неразрывном единстве и взаимосвязи. Причем в рамках этого подхода тип государства определяется не столько материальными (экономическими), сколько идеально-духовными, культурными факторами.

Статья написана по материалам сайтов: www.konsalter.ru, mylektsii.ru, topuch.ru.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector