+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Третья республика во франции возникла

После окончания войны с Пруссией встал вопрос о будущем государственном строе страны. Новую конституцию должно было принять Учредительное собрание. 31 августа 1871 г. Национальное собрание, большинство в котором составляли монархисты, принимает закон, по которому оно приобретает учредительные функции. Однако политика Второй империи развеяла монархические надежды крестьянства (а это 70% населения страны). Рабочие были за республику. Монархическому большинству пришлось отказаться от восстановления монархии. В 1875 г. принимается Конституция Третьей республики. Ее составляли 3 закона: Об организации сената (24 февраля 1875 г.); Об организации государственной власти (25 февраля 1875 г.); Об отношениях между государственными властями (16 июля 1875 г.). Эти акты определяли структуру и компетенцию высших органов государства, Устанавливался республиканский строй.

Глава государства — президент избирался на 7 лет абсолютным большинством голосов сената и Палаты депутатов. Он мог переизбираться. Президенту предоставлялось право законодательной инициативы, опубликования законов. Президент являлся главнокомандующим вооруженных сил. С согласия сената он распускал Палату депутатов до истечения законного срока ее полномочий.

Палата депутатов избиралась на 4 года всеобщим голосованием. Сенат состоял из 75 пожизненных сенаторов и 225 сенаторов, которые избирались на основе косвенного избирательного права особыми коллегиями выборщиков по департаментам на 9 лет. Сенат являлся постоянно действующим учреждением. Каждые 3 года он обновлялся на 1/3. Заседания палат проходили одновременно, но каждая из них работала самостоятельно.

В 1884 г. принимаются поправки к Конституции о запрещении пересматривать республиканскую форму правления; изменении порядка комплектования сената.

В начале 30-х годов XX века в ответ на активизацию деятельности партий фашистского толка происходит объединение коммунистических, социалистических, радикальных организаций. Сплотивший антифашистов Народный фронт одерживает победу на выборах 1936 г. С сер. 30-х гг. парламент почти ежегодно наделял правительство чрезвычайными полномочиями. Роль парламента стала заметно снижаться. В сентябре 1939 г. правительство без согласия парламента объявляет войну Германии. В 1940 г. Франция терпит поражение в войне. Управление страной переходит к немецким оккупационным органам. На юге до 1942 г. сохраняются остатки французской власти (правительство Виши).

Третья республика во Франции.

После окончания войны с Пруссией основной политической проблемой являлся будущий государственный строй страны. Новую конституцию должно было принять Учредительное собрание. Однако решение конституционных вопросов взяла в свои руки политическая реакция. Законом от 31 августа 1871 года Национальное собрание, где большинство принадлежало монархистам, присвоило себе учредительные функции.

Рабочие придерживались республиканских убеждений. Это вынудило монархическое большинство в собрании отказаться от восстановления монархии. Собранию пришлось наделить главу исполнительной власти титулом «президент Республики».

Конституция Третьей республики, принятая Учредительным собранием в 1875 г., не представляла собой единого документа, а складывалась из трех законов: закон от 24 февраля 1875 года об организации Сената; закон от 25 февраля 1875 года об организации государственной власти; закон от 16 июля 1875 года об отношениях между государственными властями.

Конституционные акты определяли структуру и компетенцию высших органов государственной власти.

Отсутствие единого конституционного нормативного акта давало возможность обойти вопрос об общих принципах государственного строя. Ни одна статья прямо не утверждала республику, но в целом три конституционных закона устанавливали республиканский строй во главе с президентом, парламентом как высшим органом законодательной власти и парламентским правительством.

Главой государства являлся президент, который избирался на 7 лет абсолютным большинством голосов Сената и Палаты депутатов, соединенных для этой цели в единое Национальное собрание. Он мог быть переизбран. Ему было предоставлено право законодательной инициативы, опубликования законов, наблюдения за их исполнением. Он мог отсрочить заседания палат, потребовать повторного обсуждения законопроекта, уже согласованного палатами. С согласия Сената он распускал Палату депутатов до истечения законного срока ее полномочий. Президент являлся главой вооруженных сил. Ему предоставлялось право назначения на все высшие военные и гражданские должности. Законодательная власть осуществлялась Палатой депутатов, избираемой на 4 года всеобщим голосованием Сенатом, состоявшим из 75 пожизненных сенаторов и 225 сенаторов, которые избирались косвенным путем особыми коллегиями выборщиков по департаментам на 9 лет. Сенат как верхняя палата парламента был постоянно действующим учреждением. Он не мог быть распущен и каждые 3 года обновлялся на одну треть[10].

Как и Палата депутатов, он обладал правом законодательной инициативы, разработки законов, контроля за деятельностью правительства. Лишь финансовые законы должны были в первую очередь представляться в нижнюю палату и приниматься ею. Заседания палат проходили одновременно, но каждая из них работала самостоятельно. На единое Национальное собрание они созывались в случае избрания президента или пересмотра конституции. Конституция 1875 г. предусматривала создание Совета министров, но его правовой статус детально разработан не был.

Государственный строй Третьей республики, созданный в соответствии с Конституцией 1875 г., претерпел существенные изменения в связи с дальнейшим развитием французского общества и обострением борьбы консервативных и либерально-демократических сил. В 1884 г. были приняты важные поправки и дополнения к Конституции 1875г. запрещалось пересматривать республиканскую форму правления; представители династий, правивших во Франции, лишались права избираться на пост президента; был изменен порядок комплектования сената.

Развитие государственной системы Третьей республики проявилось в существенном сокращении власти президента. Начиная с 80-х гг. президент на практике перестал использовать свои наиболее значимые конституционные полномочия (право роспуска палаты, отсрочки сессий и т. д.). Во избежание политических конфликтов по молчаливому соглашению основных политических партий на пост президента стали выбираться заведомо безынициативные и маловлиятельные политические деятели. Официальные конституционные полномочия президента оставались резервом на случай кризисной или чрезвычайной обстановки. Эволюция Третьей республики нашла свое отражение и в деятельности палат французского парламента. По мере ужесточения партийной борьбы внутренний регламент Палаты депутатов все больше ограничивал свободу прений — председатель по своему усмотрению определял порядок дня, прерывал заседания и т. д. Создавалась система комиссий Палаты депутатов и Сената, куда переносилось обсуждение наиболее важных или политически острых вопросов.

Третья республика во Франции

Тема 19. Государство Франции в Новейшее время

1. Третья республика во Франции.

2. Четвертая республика во Франции.

3. Пятая республика во Франции.

Третья республика во Франции

Магон) были убежденными монархистами. Все министерства находились в руках противников республики. Сам термин «республика» перестал употребляться в официальных государственных документах.

В этих условиях в 1875 г. Национальное собрание было вынуждено вотировать конституцию, где в своеобразной анонимной форме (простым упоминанием «президента Республики») санкционировался республиканский строй. В 1884 г. была принята конституционная поправка, гласившая, что «республиканская форма правления не может быть предметом пересмотра».

Конституционные законы 1875 г.Конституция Третьей республики, разработанная монархистами, заметно отступала от предшествующих канонов французского конституционализма. В ней не было Декларации или вводной части, содержащей принципы государственной власти, перечень прав и свобод граждан и т.д. Конституция всецело сводилась к организации высших государственных учреждений и складывалась из трех органических законов:

— Закона 24 февраля 1875 г. «О Сенате».

— Закона 25 февраля 1875 г. «О публичной власти».

— Закона 16 июля 1875 г. «О взаимоотношениях властей».

Эти законы отличались необычной краткостью (насчитывали всего 34 статьи), поэтому многие вопросы конституционного устройства республики оставались не разработанными и решались в последующем с помощью текущего законодательства. Президент республики избирался на семь лет, имел право переизбрания и обладал всеми полномочиями, присущими конституционному монарху. Он имел право законодательной инициативы, промульгировать законы и следить за их исполнением. Он мог отстрочить заседания парламента, распустить нижнюю палату (с согласия верхней). Президент руководил вооруженными силами, назначал на все военные и гражданские должности, имел право помилования. При президенте как главе государства аккредитовывались иностранные дипломаты. За свои действия президент не нес политической ответственности, его декреты подлежали контрассигнации одного из министров.

Законодательная власть осуществлялась Палатой депутатов, избираемой на 4 года всеобщим голосованием, и Сенатом, состоящим из 75 пожизненных сенаторов и 225 сенаторов, которые избирались косвенным путем особыми коллегиями выборщиков по департаментам на 9 лет. Сенат как верхняя палата парламента был постоянно действующим учреждением. Он не мог быть распущен и каждые три года обновлялся на одну треть. Конституционная поправка 1884 г. ликвидировала институт пожизненных сенаторов, но назначенные ранее сенаторы сохраняли свой пост до конца жизни (вплоть до первой мировой войны).

Заседания палат происходили одновременно, но каждая из них работала самостоятельно. На общее собрание, именуемое Национальным собранием, они созывались лишь в случае избрания президента или пересмотра конституции.

Конституция 1875 г. предусмотрела создание Совета министров, правовой статус которого не был детально разработан. Но принципиальное значение имело положение о том, что министры солидарно ответственны перед палатами за общую политику правительства и индивидуально — за их личные действия. Таким образом закреплялся институт парламентской ответственности правительства, который придавал ему самостоятельность по отношению к президенту. Последний не был главой правительства, а лишь назначал председателя Совета министров, ответственного перед парламентом. Если пост президента был вакантным, Совет министров осуществлял всю полноту исполнительной власти.

Конституционные законы не регламентировали организацию и порядок проведения выборов. Специальным законодательством было подтверждено всеобщее мужское избирательное право (с 21 года), от участия в выборах отстранялись женщины, военнослужащие, население колоний, лица, проживающие в избирательном округе менее шести месяцев. Выборы проводились по мажоритарной системе в два тура.

Это интересно:  Срок дачной амнистии продлен до 2020

Государственный строй Третьей республики, созданный в соответствии с Конституцией 1875 г., претерпел существенные изменения в связи с дальнейшим развитием самого французского общества и обострением борьбы консервативных и либерально-демократических сил.

Период до начала первой мировой войны обычно рассматривается французскими историками как расцвет либеральной демократии и апогей парламентаризма. С 1893 г. в парламент входят социалисты. На следующий год в правительстве появляется новое министерство — по делам колоний. К началу первой мировой войны Франция делается второй державой — метрополией с населением колоний в количестве 55,5 млн. человек.

Происходит усиление правительственной власти за счет президентской, но этот процесс сопровождается интенсивной министерской чехардой. За 39 лет (с 1875 по 1914 гг.) сменилось 48 правительств. К концу XIX в. сложилась доктрина и практика так называемой регламентарной власти. Согласно этой доктрине, правительство может издавать нормативные акты без специального делегирования ему законодательных полномочий от парламента. Формально эти акты должны по своему назначению лишь уточнять законы и носить подзаконный характер, но фактически это были «декреты- законы».

Политическое развитие Франции в XX в. происходило в условиях поляризации и открытого противостояния правых и левых сил, партий и группировок, что приводило не только к частым изменениям в политическом режиме, но и к глубоким реформам государственного строя.

В условиях многопартийности, острого соперничества партийных блоков особое значение приобретала борьба вокруг избирательных реформ. Закон 1919 г. предусмотрел замену мажоритарной системы более демократичной системой пропорционального представительства. Однако новая система была искажена тем, что в законе было предусмотрено получение партиями дополнительных мест в виде «премий» за победу в избирательном округе. В 1927 г. мажоритарная система была восстановлена. По закону 1927 г. Франция и ряд ее заморских владений делились на сотни избирательных округов, от каждого из которых выбирался в парламент один депутат. Выборы проводились в два тура. В первом туре необходимо было получить абсолютное большинство голосов. Если этого не происходило, то во втором туре кандидату от какой-либо партии было достаточно получить относительное большинство голосов.

После первой мировой войны основы государственного строя Франции, как и прежде, формально определялись конституционными законами 1875 г. Однако фактически в государственном механизме продолжали происходить изменения, характерные еще до конца XIX — начала ХХ в., такие как дальнейшее возрастание роли правительства и его главы, относительное падение роли парламента, рост бюрократического и полицейского аппарата.

Важнейшие рычаги исполнительной власти в Третьей республике были сосредоточены в руках правительства. Фактическая роль главы государства — президента — по-прежнему оставалась незначительной.

С середины 20-х годов была возобновлена сложившаяся в конце XIX в. парламентская практика избрания на пост президента малоавторитетных политиков. Предусмотренные в 1875 г. законами президентские полномочия, в том числе право роспуска палаты депутатов с санкции сената, с конца XIX в. практически не применялись. Одновременно в государственном механизме Третьей республики еще более возросла роль главы правительства — председателя Совета министров. Усиление власти правительства продолжалось, несмотря на частые правительственные кризисы и отставки кабинетов, характерные для Третьей республики. Средняя продолжительность пребывания кабинетов у власти не превышала шести месяцев.

В межвоенный период к правительству окончательно перешло право издания нормативных актов по различным вопросам государственной жизни. При этом оно опиралось на сложившуюся еще в XIX в. доктрину «регламентарной власти». Согласно этой доктрине, правительство могло издавать нормативные акты без делегирования ему законодательных полномочий парламентом, на основе собственных прерогатив. Формально правительственные декреты должны были лишь дополнять, уточнять законодательство и носили подзаконный характер. На деле, однако, правительства неоднократно принимали акты, имевшие силу закона, и отменяли прежние законодательные акты. Кроме того, парламент периодически предоставлял правым кабинетам чрезвычайные полномочия и исключительное право законодательствовать в форме «декретов-законов».

Относительное падение роли парламента наиболее очевидно сказалось на положении нижней палаты. Большинство вопросов стало решаться в комиссиях палаты, которые, как правило, отстаивали интересы правительства и предпринимательских организаций.

Деятельность палаты депутатов была затруднена фракционностью, обилием парламентских групп различных партий. В 30-х годах их насчитывалось около двадцати. В условиях Третьей республики вынесение вотума недоверия перестало быть монополией нижней палаты. Нередко кабинеты уходили в отставку в результате недоверия, выраженного только верхней палатой — консервативным по составу сенатом.

В середине 30-х годов во Франции возникает угроза фашистского переворота, связанная с углублением экономического кризиса и обострением социальных противоречий.

Первые фашистские организации появились в стране в 20-ые годы, но до начала экономического кризиса оставались малочисленными. Особенности исторического развития Франции, привязанность народных масс к демократическим институтам, давние революционные традиции, враждебность народа к фашизму делали невозможным простое копирование фашистских организаций других стран. Поэтому французские фашисты открещивались от этого названия, говорили не о ликвидации демократических институтов, а лишь об ограничении демократии для «врагов нации», как они именовали коммунистов и социалистов. Поскольку их обличительный пафос был направлен против политических партий, они называли свои организации лигами.

Наиболее крупной из них была «Огненные кресты» во главе с полковником де ля Роком, объединявшая реакционно настроенных бывших фронтовиков, недовольных тем, что надежды на гегемонию Франции в Европе не оправдались. В годы кризиса в ее рядах насчитывалось около 350 тыс. членов.

Другой влиятельной фашистской лигой (60 тыс. чел) стала «Аксьон франсэз» («Французское действие») — шовинистическая монархистская организация, поддерживаемая влиятельными военными кругами. Вскоре после прихода Гитлера к власти французские фашисты перешли к активным действиям. Поводом для их выступления послужило дело Стависского. Он принял у испанских аристократов, бежавших во Францию после революции 1931 г., их драгоценности под залог, продал их, заменив бриллианты стекляшками, деньги истратил, а когда это вскрылось, покончил жизнь самоубийством. Этот скандал фашисты решили использовать для атаки на парламентский строй.

6 февраля 1934 г. фашистские лиги пошли на штурм здания палаты депутатов, чтобы разогнать ее и совершить государственный переворот. В этот момент правительство, возглавляемое лидером радикалов Эдуардом Даладье, малодушно ушло в отставку, но вышедшие на улицу Парижа по призыву ФКП 25 тыс. рабочих обратила фашистов в бегство.

Февральские события 1934 г. заставили антифашистские партии и организации пересмотреть свою стратегию и тактику. Стало ясно, что преградить путь фашизму можно лишь совместными усилиями. Благодаря Г. Димитрову, ставшему к тому времени руководителем Коминтерна, между коммунистами и социалистами 27 июля 1934 г. был подписан пакт о единстве действий. В октябре того же года руководитель ФКП М. Торез призвал создать Народный фронт против фашизма, за хлеб, свободу и мир.

В июне 1935 г. был создан Национальный комитет «Народного фронта», в который вошли представители коммунистической, социалистической партий, республиканской партии радикалов и радикал — социалистов, Всеобщей конференции труда, Унитарной всеобщей конфедерации труда, движения «Амстердам-Плейель» и других антифашистских организаций. Народный фронт стал реальностью. Партии и организации, входящие в него, выработали совместную программу. Было решено, что она должна включать не специфические требования каждой из партий, а устраивающие всех общедемократические антифашистские задачи.

В апреле-мае 1936 г. прошли парламентские выборы, на которых 57% избирателей

проголосовали за партии Народного фронта. Осенью и зимой 1936 г. парламент «Народного фронта» утвердил 133 закона: о запрещении фашистских лиг и их военизированных организаций, амнистии для политзаключенных и забастовщиков, введении 40-часовой рабочей недели и двухнедельных оплачиваемых отпусков для трудящихся, увеличении пенсий участникам войны, пособий безработным и многосемейным. Мелкие торговцы и крестьяне получали государственные кредиты. Налоги на крупный капитал значительно повысили, ввели обязательное обучение детей до 14 лет, увеличили ассигнования на образование, науку и культуру, национализировали часть военной промышленности и железные дороги.

Следовательно, за первые месяцы своего существования правительство сделало очень много для улучшения положения народа. Такого прогрессивного социального законодательства в то время не знала ни одна капиталистическая страна. Однако у входивших в состав Народного фронта партий не было единства взглядов по многим важным вопросам. Это предопределяло непрочность и временный характер Народного фронта и в конечном итоге привело к его поражению. Когда в апреле 1938 г. правительство Франции снова возглавил радикал Эдуард Даладье и в течение почти двух лет руководил им, он сделал все возможное для дискредитации Народного фронта и в конечном итоге для прекращения его деятельности.

После подписания Э. Даладье в конце сентября 1938 г. Мюнхенского соглашения Народный фронт окончательно распался. Однако, несмотря на кратковременность его существования, он занимает важное место в истории Франции и антифашистской борьбе народов. Фронт преградил дорогу фашизму, способствовал развитию демократии, значительно улучшил условия жизни и труда рабочих, крестьян, служащих, мелкой городской буржуазии.

Крах Третьей республики явился результатом поражения Франции в войне с гитлеровской Германией летом 1940 г. и был во многом предопределен внутренней и внешней политикой ее правящих кругов. После капитуляции в 1940 г. большая часть Франции управлялась немецкими оккупационными органами. В южной неокуппированной зоне власть формально находилась в руках прогерманского правительства маршала Петэна. Оно получило название «правительство Виши» — по названию курортного городка, его резиденции.

Это интересно:  Аванс и зарплата процентное соотношение

Рядом декретов Петэн отменил должность президента и возложил на себя функции главы государства, обладающего всей полнотой законодательной власти. «Режим Виши» являлся военно-авторитарным, выражал интересы самых консервативных и профашистски настроенных кругов французского общества. Самостоятельная роль его правительства была весьма относительной. Его функции еще более были ограничены с осени 1942 г., когда немцы ввели в южную зону свои войска.

Третья республика во Франции — реферат

РЕФЕРАТ на тему:

«Третья республика во Франции»

1. Особенности экономического развития страны. Промышленность. Сельское хозяйство.Финансы. Иностранные займы

Поражение в войне с Германией и гражданская война в Париже глубоко потрясли все французское общество, нанесли сильный удар по достоинству и патриотическим чувствам французов. Эти события оказали заметное влияние и на последующее экономическое и политическое развитие страны.

До последней трети XIX в. по уровню экономического развития Франция принадлежала к крупнейшим странам мира, уступая лишь Англии. К началу XX века в мировом промышленном производстве она занимала уже 4-е место, пропустив вперед молодые капиталистические государства — США и Германию.

Замедление темпов экономического развития было вызвано рядом причин. Огромный ущерб экономике нанесла неудачная война с Пруссией. Кроме потерь и разрухи, вызванных военными действиями, Франция потеряла две наиболее промышленно развитые провинции, вынуждена была выплатить огромную контрибуцию. Деньги — 5 млрд. франков — собирались по всей стране, по «займу освобождения». Это позволило выплатить контрибуцию досрочно, и уже в сентябре 1873 г. последний германский солдат покинул французскую территорию.

Экономическое развитие тормозилось также нехваткой минеральных ресурсов (что вынуждало промышленников ввозить сырье из-за границы), возросшей конкуренцией на мировом рынке, низкой покупательной способностью населения и технической отсталостью французской индустрии. Машины и оборудование, установленные на французских предприятиях, были изготовлены, в основном, в первой половине XIX века и, естественно, уступали новейшей технике германских и американских заводов. Реконструкция промышленности требовала больших средств, но французская буржуазия предпочитала вкладывать свободные деньги в экономику других стран — это приносило большую прибыль.

Как и в других странах, во Франции происходило активное учреждение новых компаний и в 1898 г. в ней насчитывалось 6300 акционерных обществ. Концентрация производства на крупных предприятиях ускорила образование промышленных объединений, многим из которых удалось установить монопольный контроль над базовыми отраслями промышленности. Так, уже в 1876 г. возник металлургический синдикат в Лонгви, объединивший 13 чугунолитейных заводов. В 80-е годы были созданы крупные сахарный и керосиновый картели. В автомобильной промышленности страны XX в. лидировала фирма Рено, а основные военные, металлургические, машиностроительные заводы, угольные шахты оказались под контролем могущественных концернов Шнейдера и де Ванделей.

Тем не менее, к началу XX века во Франции, как и прежде, преобладала легкая промышленность с большим удельным весом мелких предприятий и ручного, ремесленного труда. Более половины рабочих страны трудились в мастерских с числом работников до пяти человек, а Париж и Лион оставались центрами мануфактурного производства. В то время, как в других странах мелкие и средние предприятия вытеснялись крупными, во Франции они сохранялись, благодаря традиционной специализации по выпуску предметов роскоши (тканей, белья, косметики, ювелирных изделий). Завоеванные за столетия позиции на рынке, высокая репутация в стране и за ее пределами позволили им выстоять в конкурентной борьбе.

Оставаясь страной относительно отсталого сельского хозяйства и низких темпов развития промышленности, Франция в то же время была собственником значительного денежного капитала. Крупнейшие банки страны — Генеральное общество, Лионский кредит, Парижско-Нидерландский, Национальная учетная контора — подчинили финансовую систему страны, контролировали часть промышленности, сосредоточили в своих руках многолетние сбережения различных слоев населения.

Росло влияние всесильной финансовой олигархии, возникшей еще в период Второй империи. Две сотни наиболее богатых семей, в том числе Ротшильды, Берне, Мале, имели решающее влияние на экономическую и даже политическую жизнь страны. Как утверждал сын основателя банка «Лионский кредит»: «Могущество Ротшильдов, как позднее могущество де Ванделей, было выше законов».

Огромные средства, собранные французскими банками, лишь отчасти использовались для развития отечественной экономики, так как не давали здесь достаточно высокой прибыли. Более выгодным был вывоз капитала за границу — в Россию, Испанию, Австро-Венгрию, Турцию, балканские государства. При этом на строительство железных дорог, заводов и шахт шло не более 20% вывозимых средств. Львиная их часть предоставлялась европейским странам в форме долгосрочных государственных займов. К началу XX в. Франция ежегодно вывозила за границу до полутора миллиардов франков, превращаясь в европейского ростовщика. Зарубежные инвестиции приносили ей не только прибыль, но и политических союзников. Государства-должники, в особенности Россия, были вынуждены в мировой политике считаться с интересами своего кредитора.

2. Конституция Третьей республики. Внутренняя политика умеренных республиканцев

Хотя Франция была провозглашена республикой еще 4 сентября 1870 года, вопрос об определении ее политического строя долго не решался. Большинство в Национальном собрании принадлежало монархистам, монархистами были президенты страны Тьер и сменивший его Мак-Магон, на французский престол претендовали сразу три династии — Бурбоны, Орлеаны и Бонапарты. «Республикой без республиканцев» называли Францию в этот период.

Однако, страна, по словам Тьера, оказалась «значительно более республикански настроена», чем считали ее правящие круги; план реставрации монархии провалился. В 1875 г. большинством в один голос Национальное собрание приняло поправку к Конституции, которая окончательно узаконила во Франции республиканскую форму правления.

По Конституции 1875 г. законодательная власть была вверена парламенту — Национальному собранию, состоявшему из двух палат: Палаты депутатов и Сената. Сенат избирался на 9 лет и каждые три года обновлялся на одну треть. Палата депутатов избиралась на 4 года мужчинами, достигшими 21 года и проживавшими в избирательном округе не менее полугода. Женщины, военнослужащие, сезонные рабочие, жители колоний права голоса не получили. Исполнительная власть вручалась президенту, избираемому Национальным собранием на 7 лет, и правительству страны.

Конституция наделила президента достаточно широкими полномочиями, в том числе правом законодательной инициативы, назначения на высшие гражданские и военные должности, роспуска нижней палаты. Но поскольку он избирался парламентом, депутаты вскоре стали выдвигать на эту должность малоинициативных людей с посредственными способностями, политиков, которые устраивали все партии и партийные группировки. Соперничество партий в парламенте Третьей республики приводило также к частой смене правительству некоторые из них находились у власти несколько недель или даже дней.

Первые же парламентские выборы, проходившие на основе новой конституции, принесли победу республиканцам. В 1879 г. Мак-Магон был вынужден подать в отставку. Новым президентом был избран республиканец Жюль. Греви, а председателем Палаты депутатов стал Леон Гамбетта.

Наступил период реформ. Уже первое правительство республиканцев перенесло свою резиденцию из Версаля в Париж, гимном республики стала знаменитая «Марсельеза», а 14 июля — день взятия Бастилии — был объявлен национальным праздником. В 1880 г. был принят закон о свободе собраний и печати, разрешена свободная политическая пропаганда. Тогда же власти амнистировали коммунаров, благодаря чему тысячи сторонников Парижской Коммуны смогли вернуться на родину.

Республиканцы предприняли и первые серьезные шаги по ограничению влияния на общественную жизнь реакционного католического духовенства: была запрещена деятельность иезуитских организаций, священники удалялись из армии и государственных учреждений. Реформы коснулись и сферы образования. В начале 80-х годов во Франции было введено бесплатное обучение детей с 6-ти до 13-ти лет, создана система среднего женского образования.

Чтобы исключить возможность восстановления монархии в стране, в 1884 г. Национальное собрание приняло закон, который запрещал ставить в парламенте на повестку дня вопрос о пересмотре республиканской формы правления. Потомкам некогда царствовавших во Франции династий было запрещено баллотироваться на должности президента и сенаторов.

В целом реформы республиканцев носили умеренный характер. Ряд своих предвыборных обещаний (об упразднении Сената, отделении церкви от государства, введении прогрессивного подоходного налога) они так и не сдержали. Это вызывало недовольство в их собственных рядах, и уже на выборах 1881 г. от блока республиканских партий отмежевалась группа радикалов. Радикалы критиковали правых республиканцев за умеренность реформ, оппортунизм (приспособленчество), и вскоре они, благодаря решительным выступлениям против монархистов и клерикалов, смелым изобличениям злоупотреблений правительств, стали пользоваться большой популярностью среди крестьянства и городской мелкой буржуазии. Признанным лидером радикалов уже в те годы был Жорж Клемансо, врач по профессии.

Незаурядный ум, темперамент, гибкость и ораторский талант позволили ему быстро стать одним из влиятельнейших политиков страны.

Затянувшийся в 80-е годы экономический кризис ускорил разорение большого числа крестьян и мелких городских буржуа. Процветавшие, как и раньше, финансовые спекуляции сопровождались многочисленными банкротствами, от которые страдали прежде всего мелкие вкладчики. В стране вновь активизировалось рабочее движение, о чем свидетельствовали забастовки в ряде городов. Недовольство различных групп населения стремились использовать реакционеры. Они старались разжечь националистические настроения, пропагандировали реваншистскую войну против Германии.

Это интересно:  Общая численность аварийно спасательных формирований должна составлять

В этой беспокойной обстановке развернул свою деятельность политический авантюрист генерал Жорж Буланже. Заняв в 1886 г. должность военного министра, он фазу же обратил на себя внимание резкими выпадами против Германии, требованием укрепления военного потенциала страны. О нем заговорили как о личности, способной вернуть Франции Эльзас и Лотарингию. Человек крайне честолюбивый и неразборчивый в средствах достижения цели, Буланже старался завоевать популярность, выдавая себя за сторонника республики. Удалив из армии орлеанских принцев и монархистов высказавшись в поддержку бастующих рабочих, он получил поддержку радикалов и даже части социалистов как «настоящий республиканец и демократ».

Популярность Буланже быстро росла, он стал кумиром мелкой буржуазии. Многие надеялись, что генерал вернет былое величие Франции и обеспечит экономическое процветание внутри страны. Обретя многочисленных сторонников, генерал стал подумывать о диктаторских полномочиях. Встревоженные республиканцы поспешили отправить его в отставку. Помимо отчетливо проявившихся карьеристских устремлений Буланже, их пугала опасность быть втянутыми в войну с Германией, к которой Франция не была готова.

Выйдя в отставку, Буланже сразу же встал во главе всех недовольных. Генерала тайно поддерживали и монархисты, надеясь с его помощью вернуть трон Орлеанской династии. Росту популярности отставного министра немало способствовала царившая в государстве коррупция.

Буланже, в частности, использовал разразившийся в 1887 г. в Елисейском дворце скандал, когда выяснилось, что зять президента торговал орденами Почетного легиона, а сам Ж.. Греви наживался на поставках в армию. Греви вынужден был уйти в отставку, а скандал, вызвавший замешательство в правительстве республиканцев, еще более укрепил авторитет генерала как «борца с коррупцией». В это трудное для республики время вокруг Буланже объединились не только честолюбивые аферисты и монархисты, но и многие честные люди, возмущенные продажностью политиков. Пользуясь этим, буланжистская организация потребовала роспуска парламента, отставки правительства и пересмотра конституции страны.

Спустя несколько лет во Франции разразился новый политический скандал, вызванный крупной финансовой аферой и взяточничеством в государственном аппарате. Еще в 1880 г. по инициативе строителя Суэцкого канала Фердинанда Лессепса была создана компания для прорытия канала через Панамский перешеек. Акции были куплены многими французами, которые надеялись получить высокие прибыли. Но строительство канала затянулось, и в 1888 г. компания объявила о своем банкротстве. Многочисленные держатели акций потеряли вложенные деньги. Вскоре выяснилось, что из собранных 1,4 млрд. франков на строительство канала было израсходовано лишь 700 млн.; остальные деньги были либо растрачены руководством компании, либо ушли на подкуп официальных лиц. В получении взяток от компании были уличены более 100 депутатов, сенаторы и даже министры. Вскрылись и факты подкупа известных газет, рекламировавших Панамскую компанию даже тогда, когда уже был очевиден ее неизбежный крах.

Страна была потрясена размерами скандала. Дельцы, руководившие компанией, оказались в тюрьме. Правительство было вынуждено также потребовать суда и над особо скомпрометированными депутатами, хотя почти все они были оправданы.

Не успела Франция забыть о генерале Буланже и опомниться после Панамской аферы, как страну потряс новый политический кризис, связанный с «Делом Дрейфуса». В 1894 г. капитан Генерального штаба, еврей по национальности, Альфред Дрейфус был обвинен в передаче секретной военной информации Германии. Несмотря на то, что никаких серьезных доказательств его виновности не было найдено, Дрейфус был разжалован и приговорен трибуналом к пожизненному заключению. Среди французских офицеров, в основном выходцев из дворянских семей, были сильны антисемитские настроения, и «Дело Дрейфуса» военное командование использовало для разжигания шовинизма и антисемитизма в стране.

Спустя два года новый начальник французской контрразведки Пикар установил невиновность Дрейфуса и имя настоящего шпиона — Эстерха-зи. Он потребовал исправить ошибку, но был смещен с должности. Военное министерство, стремясь сохранить «честь мундира», предпочитало скрыть обнаружившиеся факты, но о разоблачениях Пикара узнали газеты.-По требованию брата Дрейфуса и ряда депутатов в 1898 г. состоялся повторный суд, но и на этот раз, вопреки очевидным фактам, Дрейфус был признан виновным.

Против этого судебного фарса выступили известные французские писатели, ученые, прогрессивные политические деятели (среди них писатели Эмиль Золя, Анатоль Франс, Октав Мирбо). Они обвиняли военное командование в умышленном подлоге в угоду реакционерам и клерикалам в армии. .«Дело Дрейфуса» приобретало политическое звучание. Речь уже шла не просто о реабилитации невинно осужденного, а о защите демократических свобод в стране. Франция раскололась на два лагеря — сторонников и противников Дрейфуса. При обсуждении его дела в парламенте вспыхивали потасовки, а во многих городах демонстрации дрейфусаров и антидрейфусаров перерастали в вооруженные столкновения. В эти кризисные дни в Париже было даже введено военное положение.

Наиболее дальновидным политикам было ясно, что с «Делом Дрейфуса» надо покончить как можно скорее — Франция была на грани гражданской войны. В 1899 г. Дрейфус был помилован новым президентом Лубе, а спустя семь лет приговор по его делу был окончательно отменен. Дрейфуса вернули на военную службу, и он дослужился до звания бригадного генерала.

4. Усиление влияния партии радикалов

В 1902 г. победу на выборах в Национальное собрание одержал блок левых партий — радикалов и социалистов. С этого времени и до начала мировой войны радикалы играли ведущую роль во всех французских правительствах.

В 1906 г. правительство впервые возглавил Ж. Клемансо. К этому времени 65-летний политик был уже крупной фигурой и сумел удержаться у власти рекордный для страны срок — 3 года. Именно он положил начало давно обещанным социальным реформам, проведя закон о еженедельном отдыхе рабочих и учредив новое Министерство — труда и гигиены. В 1910 г. во Франции был принят закон о пенсиях для рабочих и крестьян с 65-летнего возраста. И хотя левые социалисты с иронией утверждали, что закон «предоставляет пенсии лишь покойникам», пенсионное обеспечение в стране вводилось все же на пять лет раньше, чем в Англии и Германии.

Приближающаяся угроза войны заставила соперничающие группировку радикалов и республиканцев забыть о разногласиях. В 1913 г. три поддержке радикалов Национальное собрание избрало президентом правого республиканца Раймона Пуанкаре, известного своей деятельностью по укреплению военной мощи Франции.

Новый глава государства оправдал надежды правящих кругов, развернув военно-техническую и морально-политическую, подготовку страны к войне. Так, в 1913 г. во Франции был принят закон о трехлетней военной службе, что увеличивало численность французской армии в мирное время до 160 тыс. чел.

5. Колониальная политика Франции

Франция стала второй колониальной державой мира. Однако дальнейшие ее захваты в Африке привели к обострению отношений с Англией. В 1898г., когда французские и английские войска столкнулись в Судане, дело едва не дошло до войны. Но Франция, для которой главным врагом оставалась Германия, отступила и признала за Англией первенство в колониальной политике. Это соглашение позволило ей впоследствии получить поддержку в захвате Марокко (1911), расширить владения в Индокитае и на островах Тихого океана. Используя сырьевые богатства порабощенных стран и дешевую рабочую силу, французские колонизаторы извлекали большие прибыли.

6. Франко-германские противоречия. Сближение с Россией. Поворот от враждебных отношений с Англией к англо-французской Антанте

После захвата Германией Эльзаса и Лотарингии и ограбления страны путем 5-миллиардной контрибуции, Франция превратилась в непримиримого противника Германской империи. Французы не могли забыть национального унижения, а правящие круги страны поддерживали в народе надежду на реванш и культивировали ненависть к пруссачеству. Отношения между Францией и Германией оставались напряженными до начала мировой войны. Интересы двух стран сталкивались также при осуществлении колониальных захватов в Африке, на Ближнем и Дальнем Востоке.

Оформление Тройственного союза в 1882 г. остро поставило перед Францией проблему поиска союзников в предстоящей войне. Таким союзником могла стать Россия, которая, в свою очередь, не хотела оставаться изолированной перед лицом объединенной мощи Германии и Австро-Венгрии. В 1892 г. между Францией и Россией была подписана секретная военная конвенция, и в 1893 г. заключен военно-политический союз. Одновременно между обеими странами развивались экономические связи.

В последней трети XIX в. Франция, как и прежде, соперничала с Англией из-за колоний и контроля над морскими коммуникациями. Но к началу XX в. франко-английские противоречия отошли на второй план. У обеих стран обнаружился общий сильный противник в лице Германии, что побудило английское и французское правительства начать переговоры. В 1904 г. Франция и Англия заключили договор

об окончательном урегулировании колониальных претензий. Это соглашение — «Сердечное согласие», или, как его стали называть, Антанта, заложило основу военно-политического союза между двумя странами. В1907 г., после урегулирования колониальных споров с Англией, к Антанте присоединилась и Россия.

Таким образом, в конце XIX — начале XX в. в Европе образовалось два враждующих военно-политических блока — Тройственный союз и Антанта, соперничество между которыми привело к Первой мировой войне.

Статья написана по материалам сайтов: mylektsii.ru, sdamzavas.net, cinref.ru.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector