+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

В форме унитарных предприятий могут создаваться

4.5. Государственные и муниципальные унитарные предприятия

Одним из видов коммерческих организаций являются также государственные и муниципальные унитарные предприятия, правовое положение которых определено ГК РФ, а также Федеральным законом от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ (в ред. от 02.07.2010 г.) «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Согласно п. 1 ст. 2 указанного Закона унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию.

От имени Российской Федерации или субъекта РФ права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта РФ в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В отличие от коммерческих юридических лиц — собственников имущества (хозяйственных товариществ, обществ и производственных кооперативов) государственные и муниципальные предприятия:

— управляют не своей собственностью, а государственной либо муниципальной;

— обладают не правом собственности, а ограниченными вещными правами (право хозяйственного ведения, право оперативного управления);

— наделяются специальной (а не общей) правоспособностью;

— являются унитарными, так как их имущество не может быть распределено по вкладам (паям, долям).

В Российской Федерации создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий:

1) унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения:

— федеральное государственное предприятие;

— государственное предприятие субъекта РФ (государственное предприятие);

2) унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления:

— федеральное казенное предприятие;

— казенное предприятие субъекта РФ;

— муниципальное казенное предприятие.

Казенные предприятия отличаются от других государственных и муниципальных предприятий тем, что:

— наделяются вещным ограниченным правом оперативного управления, тогда как другие государственные предприятия имеют право хозяйственного ведения;

— право оперативного управления значительно уже права хозяйственного ведения;

— не вправе самостоятельно распоряжаться не только недвижимым, но даже и движимым имуществом;

— в отличие от других государственных предприятий, не могут объявляться банкротами;

— государство (Российская Федерация или субъект РФ) несет дополнительную ответственность по их обязательствам при недостаточности их имущества;

Государственные и муниципальные унитарные предприятия

Статья 113 ГК РФ. Основные положения об унитарном предприятии

Комментарий к статье 113

  1. Унитарное предприятие обладает следующими характерными признаками:

1) это всегда коммерческая организация, т.е. основной целью создания унитарного предприятия является извлечение прибыли;

2) оно не наделяется правом собственности на закрепленное за ним имущество, которое может находиться в государственной или муниципальной собственности. Исходя из этого, в форме унитарных предприятий могут создаваться только государственные и муниципальные предприятия;

3) его имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. Данный признак вытекает из самого понятия “унитарный”, что означает составляющий одно целое, единый. Имущество может находиться в оперативном управлении или хозяйственном ведении, что определяет объем прав предприятия в отношении имущества и степень ответственности предприятия;

4) его учредительным документом является устав;

5) его фирменное наименование должно содержать указание на:

– организационно-правовую форму: “федеральное государственное предприятие”, “государственное предприятие”, “муниципальное предприятие” или “федеральное казенное предприятие”, “казенное предприятие”, “муниципальное казенное предприятие”;

– собственника имущества (Российскую Федерацию, субъект РФ или муниципальное образование);

– слово “казенное” (для казенного предприятия);

6) оно отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом;

7) оно не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества;

8) собственник его имущества, за исключением собственника имущества казенного предприятия, не отвечает по обязательствам своего предприятия. Собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества;

9) может быть реорганизовано в соответствии с ФЗ от 14.11.2002 N 161-ФЗ “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях” и законами о приватизации.

  1. Особенности создания унитарного предприятия, основанного на праве оперативного управления (казенного предприятия):

1) создается на базе государственного или муниципального имущества;

2) создается только в случаях, предусмотренных ст. 8 ФЗ от 14.11.2002 N 161-ФЗ “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях”:

– если преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг предназначена для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта РФ или муниципальных нужд;

– необходимость использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, необходимого для обеспечения безопасности РФ, функционирования воздушного, железнодорожного и водного транспорта, реализации иных стратегических интересов РФ;

– необходимость осуществления деятельности по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг, реализуемых по установленным государством ценам в целях решения социальных задач;

– необходимость разработки и производства отдельных видов продукции, обеспечивающей безопасность РФ;

– необходимость производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной;

– необходимость осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств;

– необходимость осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для казенных предприятий;

3) может быть создано путем учреждения, реорганизации существующего унитарного предприятия в форме разделения, выделения либо слияния, а также путем изменения вида унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения;

4) учредительным документом является устав, утверждаемый уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления.

Исключения: уставы федеральных государственных унитарных предприятий, права собственника имущества которых осуществляются в соответствии с ФЗ от 01.12.2007 N 317-ФЗ “О Государственной корпорации по атомной энергии “Росатом”, утверждаются Государственной корпорацией по атомной энергии “Росатом”, федеральных государственных унитарных предприятий, права собственников имущества которых осуществляются в соответствии со ст. 6 ФЗ от 23.08.1996 N 127-ФЗ “О науке и государственной научно-технической политике”, – государственными академиями наук.

Это интересно:  Отличие аванса от задатка

Отличительная особенность устава казенного предприятия – устав должен содержать сведения о порядке распределения и использования доходов казенного предприятия;

5) фирменное наименование должно содержать слово “казенное”;

6) уставной фонд не формируется.

  1. В уставе унитарного предприятия обязательно указываются сведения о предмете и целях деятельности предприятия, а также о размере уставного фонда (за исключением устава казенного предприятия). Уставный фонд казенного предприятия не формируется, однако в уставе должны содержаться сведения о порядке распределения и использования доходов казенного предприятия.
  2. Органом унитарного предприятия является руководитель (директор, генеральный директор), назначаемый уполномоченным собственником органом, если иное прямо не предусмотрено в законе, и подотчетный ему.

Руководитель унитарного предприятия вправе действовать от имени унитарного предприятия без доверенности, в т.ч. представлять его интересы, совершать в установленном порядке сделки от имени унитарного предприятия, утверждать структуру и штаты унитарного предприятия, осуществлять прием на работу работников такого предприятия, заключать с ними, изменять и прекращать трудовые договоры, издавать приказы, выдавать доверенности в порядке, установленном законодательством.

– ФЗ от 14.11.2002 N 161-ФЗ “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях”;

– ФЗ от 01.12.2007 N 317-ФЗ “О Государственной корпорации по атомной энергии “Росатом”;

– ФЗ от 23.08.1996 N 127-ФЗ “О науке и государственной научно-технической политике”;

– Постановление Правительства РФ от 15.12.2007 N 872;

– Постановление Правительства РФ от 03.12.2004 N 739;

– Постановление Правительства РФ от 16.03.2000 N 234;

– Перечень федеральных государственных унитарных предприятий, в отношении которых установлен специальный порядок принятия федеральными органами исполнительной власти решений по отдельным вопросам деятельности этих предприятий (утв. распоряжением Правительства РФ от 20.06.2011 N 1060-р);

– Приказ Минэкономразвития РФ от 02.03.2005 N 49;

– Приказ Минэкономразвития РФ от 25.08.2005 N 205;

– распоряжение Минимущества РФ от 11.12.2003 N 6945-р;

– Приказ Росатома от 21.05.2008 N 116;

– Приказ Роскосмоса от 23.01.2013 N 21к;

– письмо Росимущества от 20.06.2005 N ВН-12/13361.

– Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2012 N 12АП9497/12.

Статья 114. Создание унитарного предприятия и его уставный фонд

Комментарий к статье 114

  1. Особенности создания унитарного предприятия:

1) создается от имени публично-правового образования (см. комментарий к ст. 125 ГК РФ) по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления (Правительством РФ или уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ или уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченным органом местного самоуправления) в случаях:

– необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, которое необходимо для обеспечения безопасности РФ;

– необходимости осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам), а также организации и проведения закупочных и товарных интервенций для обеспечения продовольственной безопасности государства;

– необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для государственных унитарных предприятий;

– необходимости осуществления научной и научно-технической деятельности в отраслях, связанных с обеспечением безопасности РФ;

– необходимости разработки и изготовления отдельных видов продукции, находящейся в сфере интересов РФ и обеспечивающей безопасность РФ;

– необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной.

Исключение: решение об учреждении подведомственного государственной академии наук федерального государственного предприятия принимается государственной академией наук;

2) минимальный размер уставного фонда унитарного предприятия определяется ст. 12 ФЗ от 14.11.2002 N 161-ФЗ “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях”;

3) уставный фонд предприятия должен быть полностью сформирован собственником его имущества в течение трех месяцев с момента государственной регистрации такого предприятия. Сформированным он считается с момента зачисления соответствующих денежных сумм на открываемый в этих целях банковский счет и (или) передачи в установленном порядке государственному или муниципальному предприятию иного имущества, закрепляемого за ним на праве хозяйственного ведения, в полном объеме.

  1. Уменьшение уставного фонда предприятия производится в случае, если по окончании финансового года стоимость чистых активов предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, окажется меньше размера уставного фонда.

Решение об уменьшении размера уставного фонда государственного или муниципального предприятия до размера, не превышающего стоимости его чистых активов, обязан принять собственник имущества такого предприятия. Изменения размера уставного фонда подлежат регистрации.

После уменьшения размер уставного фонда предприятия не может быть меньше минимального размера.

Если по окончании финансового года стоимость чистых активов государственного или муниципального предприятия окажется меньше минимального размера уставного фонда и в течение трех месяцев стоимость чистых активов не будет восстановлена до минимального размера уставного фонда, собственник имущества государственного или муниципального предприятия должен принять решение о ликвидации или реорганизации такого предприятия.

В случае непринятия такого решения предприятие может быть ликвидировано по решению суда.

В случае принятия решения об уменьшении уставного фонда предприятие обязано письменно уведомить об этом своих кредиторов, которые вправе в течение тридцати дней с даты направления им уведомления о принятом решении или в течение тридцати дней с даты опубликования сообщения об изменении размера уставного фонда потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это предприятие, и возмещения убытков.

– ФЗ от 14.11.2002 N 161-ФЗ “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях”;

– ФЗ от 01.12.2007 N 317-ФЗ “О Государственной корпорации по атомной энергии “Росатом”;

– ФЗ от 23.08.1996 N 127-ФЗ “О науке и государственной научно-технической политике”;

Это интересно:  Поменять инн в связи со сменой фамилии

– Постановление Правительства РФ от 15.12.2007 N 872;

– Постановление Правительства РФ от 03.12.2004 N 739;

– Приказ Минэкономразвития РФ от 25.08.2005 N 205;

– распоряжение Минимущества РФ от 11.12.2003 N 6945-р.

– Постановление ФАС Дальневосточного округа от 28.12.2004 N Ф03-А51/04-1/3921;

Статья 115. Утратила силу с 1 сентября 2014 г. – Федеральный закон от 05.05.2014 N 99-ФЗ.

Всё по специальности Менеджмент

Учебные материалы для обучающихся по специальности Менеджмент

  • Главная
  • Вопросы к ГОСам
  • Задать вопрос
  • Карта сайта
  • Ссылки
  • Помощь по диплому

Особенности учреждения и деятельности унитарных предприятий

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.

Характерные особенности унитарного предприятия

1. У нитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не несет ответственности по обязательствам собственника этого имущества.

2. Имущество унитарного предприятия является неделимым и ни при каких условиях не может быть распределено по вкладам, долям и паям, в том числе между работниками.

3. Управление унитарным предприятием осуществляет единоличный руководитель, который назначается собственником либо уполномоченным собственником органом, им он и подотчетен.

4. В зависимости от принадлежности собственности, закрепленной за унитарным предприятием, различают государственные и муниципальные унитарные предприятия.

5. Учредительным документом унитарного предприятия является Устав.

6. В зависимости от прав, предоставляемых учредителем, различают 2 типа унитарных предприятий:

— унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения;

— унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (федеральные казенные предприятия).

Предприятие, функционирующее на основе права хозяйственного ведения (государственное или муниципальное), имеет большую самостоятельность в управлении (владеть, пользоваться и распоряжаться) имуществом собственника в пределах, установленных законом или иными правовыми аспектами;

Предприятие, основанное на праве оперативного управления, имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ним имуществом собственника в пределах, установленных законом, в соответствии с целями деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.

7. В форме унитарных могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

При несостоятельности казенных предприятий Российская Федерация, как учредитель предприятия, несет субсидиарную ответственность по обязательствам этого предприятия при недостаточности его имущества.

8. Предмет и цели деятельности такого предприятия определяет собственник имущества, он же осуществляет контроль достижения этих целей.

10. Учредитель — собственник не несет ответственности своим имуществом по долгам унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, но может быть привлечен к дополнительной ответственности по долгам предприятия, основанного на праве оперативного управления.

11. Казенное предприятие может быть создано только на базе федерального имущества по решению Правительства РФ. Они реорганизуются и ликвидируются также исключительно по решению федерального правительства.

12. Имущественный статус казенных предприятий похож на положение госбюджетных учреждений, но в отличие от них они не финансируются, а имеют самостоятельный баланс и получают доходы от результатов своей деятельности.

13. Унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, по сути действуют от имени государства и в его интересах, поэтому государство несет субсидиарную ответственность по их долгам.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия

Понятие, признаки унитарных предприятий

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

Термин «унитарное» (от лат. unitas — единство) означает единое, объединенное, составляющее одно целое. В унитарном предприятии, образованном в соответствии с гражданским законодательством России, такое единство выражается в ряде признаков, характеризующих статус юридических лиц данного вида. [5]

Правовая природа унитарного предприятия не предполагает многообразия форм собственности, используемой при его создании — такое предприятие может быть создано на основе либо государственной (Российской Федерации, ее субъекта), либо муниципальной (муниципального образования) собственности (п. 1 ст. 113 ГК РФ.). Создание унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Федерации или муниципальных образований, запрещено императивной нормой.

Унитарное предприятие может иметь только одного учредителя, которому принадлежит на праве собственности имущество, закрепленное за таким предприятием. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в т.ч. между работниками предприятия. Поэтому единым и неделимым является и уставный фонд тех унитарных предприятий (основанных на праве хозяйственного ведения), в которых он создается. В казенных предприятиях уставный фонд вообще не формируется.

Собственник имущества учрежденного им унитарного предприятия сохраняет в отношении этого имущества важнейшее вещное право — право собственности. Унитарному предприятию указанное имущество принадлежит на основании ограниченных вещных прав — права хозяйственного ведения или права оперативного управления. Только собственник определяет стратегию хозяйственного развития унитарного предприятия, согласовывает его важнейшие действия, контролирует целевое использование и сохранность закрепленного за предприятием имущества, осуществляет иные важнейшие правомочия, которые не могут быть переданы другим собственникам.

Текущей деятельностью унитарного предприятия руководит единоличный исполнительный орган, назначаемый собственником, полностью ему подотчетный и действующий в пределах своей компетенции на основе единоначалия. Это — руководитель унитарного предприятия (директор, генеральный директор). Образование иных исполнительных органов в унитарном предприятии ни ГК РФ, ни Законом не предусмотрено, допускается лишь создание совещательных органов. Кроме того, унитарное предприятие является единственным видом коммерческих организаций, обладающих не общей, а специальной правоспособностью.

Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

От имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Это интересно:  Публичное должностное лицо кто относится

Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия. Унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие). Унитарное предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Унитарное предприятие должно иметь самостоятельный баланс. Самостоятельность бухгалтерского баланса заключается в том, что он отражает денежную стоимость всего имущества, которым владеет унитарное предприятие, в динамике. В отличие, например, от баланса, который могут иметь некоторые структурные подразделения (например, филиалы), самостоятельный (завершенный, всеобъемлющий) баланс юридического лица отражает все поступления, активы, пассивы, а также затраты, многие из которых могут не учитываться в балансе структурного подразделения.

Основным отличием унитарного предприятия от коммерческих организаций других организационно-правовых форм является то, что оно не наделено правом собственности на имущество, закрепленное за ним собственником. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. От бюджетных учреждений (собственниками имущества которых также являются органы государственной власти) унитарное предприятие отличается тем, что основной целью его создания и функционирования является систематическое получение прибыли (предпринимательская деятельность). Статьей 2 Закона об унитарных предприятиях установлено, что унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие). Создание в качестве дочерних организаций иных организационно-правовых форм, в принципе, не запрещено. Однако создание дочерних организаций связано с передачей имущества (собственником которого унитарное предприятие не является). Следовательно, унитарное предприятие не может создавать и иные формы коммерческих организаций. Унитарное предприятие должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения унитарного предприятия. Печать унитарного предприятия может содержать также его фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранном языке. Унитарное предприятие вправе иметь штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации.

Здесь следует обратить внимание на то, что, несмотря на специфические отношения унитарного предприятия с собственником имущества и статус этого имущества, средства индивидуализации у предприятий те же, что и у других коммерческих организаций.

Создание унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, не допускается. Следует обратить внимание на данный пункт Закона об унитарных предприятиях, которым прямо запрещено создание унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований. Таким образом, после вступления Закона в силу не могут быть созданы унитарные предприятия, имущество которых находится в собственности органов управления разных уровней (например, федерального и регионального). Отметим, что формулировка процитированного пункта Закона не является однозначной и допускается трактовка, в соответствии с которой запрещается объединение имущества на одном уровне управления (например, городского и районного). На практике такой запрет может повлечь за собой ухудшение управляемости отдельных комплексов (особенно, коммунальных). Однако до соответствующих разъяснений (которые должны иметь законодательную силу) указанная трактовка может иметь место.

Не вполне понятным остается и статус действующих унитарных предприятий, которые в свое время были созданы на базе объединения имущества, находящегося в собственности органов разных уровней управления. Наиболее правомерным представляется преобразование таких предприятий путем их разделения. Однако сама процедура такого разделения пока не уточнена, не детализирована и не закреплена законодательным или нормативным актом. Унитарное предприятие может иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренным в уставе этого унитарного предприятия, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Общие принципы возникновения правоспособности юридического лица сформулированы в статье 49 ГК РФ. Следует обратить внимание на то, что данной статьей в отношении унитарных предприятий установлены некоторые ограничения. Закон об унитарных предприятиях на этих ограничениях внимание не акцентирует. Статьей 49 ГК РФ, в частности, установлено, что коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. Таким образом, унитарные предприятия могут обладать гражданскими правами только в рамках тех видов деятельности, для которых они созданы. Унитарное предприятие считается созданным как Юридическое лицо со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц с особенностями, Унитарное предприятие создается без ограничения срока, если иное не установлено его уставом.

Унитарное предприятие вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами. Государственное или муниципальное предприятие до момента завершения формирования собственником его Имущества уставного фонда не вправе совершать сделки, не связанные с учреждением государственного или муниципального предприятия. В соответствии с пунктом 3 статьи 49 ГК РФ правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент завершения его ликвидации. Отдельные виды деятельности, перечень которых определяется федеральным законом, унитарное предприятие может осуществлять только на основании лицензии. Таким образом, для унитарных предприятий, осуществляющих лицензируемую деятельность, законодательством исключений не делается.

Статья написана по материалам сайтов: zakoniros.ru, managment-study.ru, studbooks.net.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector