+7 (499) 928-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

В каком году вновь образовано мвд рсфср

Функции и деятельность подразделений МВД в 1990 годы

Учитывая особенности данного периода в жизни государства, новые условия социально-политической жизни во второй половине 1980-х гг. потребовали расширения функций и организационных перестроек в органах милиции. 6 октября 1989 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР Об образовании союзно-республиканского министерства внутренних дел РСФСР»и приказом МВД СССР «О департизации органов внутренних дел и внутренних войск МВД СССР» от 4 сентября 1991 г. было внесено ряд изменения в деятельность МВД. Он имел большое значение в деле охраны общественного порядка в условиях демократизации, гласности, идейного и политического плюрализма. После распада СССР в соответствии с постановлением Верховного Совета РСФСР «О ратификации соглашения о создании Содружества независимых государств» и «О денонсации Договора об образовании СССР» все органы, учреждения и организации МВД СССР, находившиеся на территории Российской Федерации, перешли под юрисдикцию РСФСР с включением их в систему МВД РСФСР.

Предпринимается попытка объединения ОВД и ОГБ. 19 декабря 1991 г. Президент РСФСР издал Указ «Об образовании Министерства безопасности и внутренних дел РСФСР», но Конституционный суд 14 января 1992 г. признал данный указ не соответствующим Конституции РСФСР. 15 января 1992 г. новым президентским указом он был признан утратившим силу.

В конце 1980-х и в начале 1990-х гг. практически ежегодно вносились существенные изменения в структуру центрального аппарата и его органов на местах. Из наиболее важных новшеств нужно отметить создание Отрядов милиции особого назначения (ОМОН[4]) — самостоятельных мобильных подразделений, которые входят в состав милиции общественной безопасности России. Они созданы в 1994 г. в республиканских, краевых, областных центрах и других городах в соответствии со сложной оперативной обстановкой. Основное назначение — обеспечение общественного порядка, в том числе при наступлении чрезвычайных ситуаций и проведения мероприятий по розыску и задержанию вооруженных преступников, а также для освобождения заложников и уничтожения террористов. По приказу министра ВД России силы и средства ОМОН могут временно передислоцироваться в другие регионы страны.

К началу 1990-х гг. все острее ощущалась неразвитость правового обеспечения деятельности ОВД, необходимость перехода на республиканскую модель их функционирования, юридического закрепления назревшей перестройки ОВД. Организационно-правовая модель аппарата охраны общественного порядка и борьбы с преступностью несла на себе печать административно-командной системы руководства обществом и не отвечала задачам строительства российской правовой государственности.

Необходимо было реформирование правовой базы деятельности ОВД по разным направлениям: — приведение в соответствие с международными нормами, обеспечение приоритета закона над внутриведомственными актами, приведение в соответствие с требованиями общественно политической жизни и т.д.

6 марта 1991 г Верховный Совет СССР принимает Закон СССР «О советской милиции», а 18 апреля 1991 г. Верховный Совет РСФСР — Закон РСФСР «О милиции». В соответствии с данным Законом Милиция РСФСР подразделяется на криминальную и милицию общественной безопасности (местную). Основными задачами милиции общественной безопасности (местной) являются обеспечение личной безопасности граждан, охрана общественного порядка, обеспечение общественной безопасности, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно, а также оказание в пределах компетенции милиции помощи гражданам, должностным лицам, предприятиям и пр. В состав милиции общественной безопасности входят дежурные части, подразделения ППС, ГАИ, охраны объектов по договорам, участковые инспектора милиции, изоляторы для временного содержания задержанных и заключенных.

Закон РСФСР «О милиции» уточнил социальную роль милиции, исходил из необходимости освобождения ее от несвойственных функций, создал предпосылки для оптимального сочетания в ее деятельности интересов «центра» и «мест»; предоставил милиции права, вполне достаточные для решения возложенных на нее задач; расширил социальную базу социального контроля за деятельностью милиции. Из инструмента силовой поддержки политического режима она должна была превратиться в социальный институт, гарантирующий эффективную защиту личности, общества, государства от преступных посягательств.

Закон РСФСР от 18 апреля 1991 г. «О милиции» относится к числу тех законодательных актов, принятие которых обусловлено логикой обретения Россией государственного суверенитета и формирования правовой демократической государственности. Нормативно-правовая основа организации и деятельности милиции республики, состоявшая из подзаконных, часто закрытых ведомственных актов, приобрела более цивилизованные формы. Выдвинутая идея государственного суверенитета, развития и формирования правового государства требовала также переориентации основных целей и направлений правоохранительных функций. Если прежде в центре внимания милиции находилась защита государственного и общественного строя, охрана, главным образом, интересов страны, а затем членов общества, то в соответствии с концепцией правового государства предполагается паритет государства и гражданина. В Законе «О милиции» прямо говорится, что милиция есть государственный вооруженный правоохранительный орган, призванный защищать жизнь,

здоровье, права, свободы и законные интересы граждан, общества и государства от преступных и противоправных посягательств.

О переориентации назначения правоохранительных органов свидетельствуют закрепленные Законом принципы ее деятельности: законность, гуманизм, гласность, уважение прав человека, тесная связь с населением. Таким образом, действующим законодательством впервые с достаточной определенностью была закреплена ориентация на общечеловеческие, гуманистические ценности наряду с необходимостью соблюдения государственных интересов. Следует также отметить отсутствие в законе политической направленности, что указывает на необходимость соблюдения нейтралитета по отношению к различным политическим силам и течениям.

Главное ее значение не изменилось, хотя и наполнилось новым содержанием. Она по-прежнему призвана охранять общественный порядок, т.е. предупреждать и пресекать уголовно наказуемые и иные правонарушения, обнаруживать и раскрывать их, разыскивать преступников и т.д.

Но названный документ как закон переходного периода содержал определенные противоречия, и недостатки вскрылись в первые месяцы действия Закона.

В переходный период милиция в своей деятельности столкнулась с серьезными проблемами (отсутствие опыта в методах поддержания общественного порядка при массовых демонстрациях). В стране был провозглашен курс перехода к демократическому государству. Это означало признание разнообразия в общественной жизни и соответственно разрешение его выражения. Подобная эволюция в короткий исторический период может выливаться в уличные демонстрации, даже беспорядки, в движение «толпы». В недемократической стране, когда люди протестуют, против них посылают войска, используются настоящие пули, мы знаем примеры этого в советской истории. Это немыслимо в демократическом государстве. Необходимо было организовать переход от военного к организованному гражданскому поддержанию порядка, но поддержание правопорядка, мирное сопровождение демонстрации требуют особых, новых навыков у сотрудников ОВД, для формирования которых нужно время. Так, во время волнений в Тбилиси в 1988 г. местные власти не сумели решить проблему несанкционированных политических митингов политическими средствами, были призваны подразделения внутренних войск[5], Советской Армии, ОМОНы. Было решено подавить митинг силовым способом. 7 апреля в 4 ч. утра на площади перед Домом правительства вместо 3 тыс. предполагаемых участников оказалось около 8-10 тыс. человек, много женщин и подростков. В результате операции по разгону митинга с применением саперных лопаток и отравляющих средств было множество погибших и раненых. В Минске 30 октября 1988 г. милиция разгоняла людей, собравшихся около кладбища на несанкционированный митинг в честь Дня поминовения предков. Городские власти приняли решение о запрещении митинга, которое органы внутренних дел были обязаны выполнить. И так как в новых условиях милиция не научилась работать, вновь встал вопрос о применении спецсредств и незаконных задержаний. Заместитель министра внутренних дел Шилов объяснялся в прессе: «Мы учимся работать в новых условиях».

В октябре 1989 года было образовано Министерство внутренних дел РСФСР, в связи, с чем постановлениями Совета Министров СССР и Министров РСФСР соответственно от 25 и 28 декабря 1989 года были внесены изменения в структуру центральных аппаратов МВД СССР, министерства внутренних дел союзных республик, утверждена структура центрального аппарата МВД РСФСР. Она включала в себя руководство МВД РСФСР, Главное управление уголовного розыска, Главное управление по охране общественного порядка, Главное управление БХСС, Главное управление по исправительным делам, шестое управление, Главное следственное управление, Главное управление лесных ИТУ, управление государственной автомобильной инспекции, управление пожарной охраны, управление профилактической службы, управление органов внутренних дел на транспорте. Кроме того, предусматривалось создание следующих обеспечивающих (функциональных) служб: политическое управление, организационно-инспекторское управление, эксперто-криминалистическое управление, управление кадров, управление капитального строительства, медицинское управление, хозяйственное управление, отдел военно-мобилизационной работы и гражданской обороны, оперативно-техническое управление, управление материально-технического снабжения, отдел по взаимодействию со средствами массовой информации, управление делами. При МВД РСФСР действовали также: республиканский информационный центр, главное управление охраны, управление торговли.

Привычка к силовому решению проблем сказалась и в приказе министров внутренних дел и министра обороны от 29 декабря 1990 г «О дополнительных мерах по стабилизации экономической и общественно-политической жизни страны» о совместном патрулировании сотрудников ОВД и военнослужащих.

В начале 1990-х гг. пафос реформирования ОВД был достаточно силен, обсуждался вопрос о том, какая милиция нам нужна. В связи с отказом от административно-командной системы управления в центре дискуссии оказалась проблема сильного центра: нужно ли Главное управление милиции. Выдвигалась идея сильного центра, состоящая из трех блоков служб: общекриминальной, службы общественной безопасности, обеспечивающей службы. Падение общественного престижа службы в милиции, обусловленное комплексом факторов, вызвало предложение выделить милицию в самостоятельный департамент. Ведь постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 19 ноября 1968 г. ГУМ МВД как целостная структура, а также УМ в городах и районах были ликвидированы. Вместо Присяги милиции была введена Присяга рядового и начальствующего состава ОВД. Все составные части милиции растворились в составе различных служб и подразделений органов внутренних дел. Ряд профессионалов из милиции считал, что это привело к девальвации специального звания. Предлагалось, таким образом, милицию выделить из системы ОВД. В ряде мер, направленных на повышение престижа службы в милиции, виделся и переход к полицейско-контрактному принципу, при котором поступающий на службу подписывает полис-контракт на определенный срок, ему определяется сумма выплаты кредита (подъемных), модернизация формы, повышение оплаты труда до уровня оплаты в армии и КГБ.

В 1990-е гг. укрепляются связи милиции с международными полицейскими организациями. В 1990 г. Советский Союз вступил в Интерпол, в России было открыто Национальное бюро Интерпола. В 1992 г. образована российская секция 1РА г. по инициативе сотрудников ряда регионов, увлекающихся радиолюбительством, официально признанная 10.06.1994 г. на (IV Всемирном конгресс в Люксембурге). Международная полицейская ассоциация создана в 1955 г. и является самой большой в мире ассоциацией полиции (милиции), объединяющей свыше 300 тыс. сотрудников правоохранительных органов из 64 стран. Основными целями организации являются обмен профессиональным опытом и знаниями, развитие культурных связей, расширение кругозора, а также организация взаимопомощи в социальной сфере. Сейчас российская секция насчитывает около 1 тыс. членов. Деятельностью руководит НИК (Национальный исполнительный комитет — 11 человек, избран на 1 конгрессе российской секции 14 сентября 1996 г.). Руководитель — И. Михалевич. Это скорее клуб по интересам, чем новая структура по борьбе с преступностью.

Существующая в данный период концепция развития ОВД и ВВ МВД

России, предусматривала три этапа развития.

1. Достижение позитивных сдвигов в функционировании системы МВД России на наиболее важных участках оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности.

2. Доведение результатов функционирования системы МВД до социальноодобряемого уровня, восстановление и поддержание должного общественного престижа ОВД.

3. Достижение главной цели развития системы МВД.

Отметим наиболее важные принципы концепции развития:

1. с учетом ограниченности финансовых и материальных ресурсов развитие системы МВД России будет осуществляться на основе
поиска внутренних ее резервов, прежде всего в сфере управленческой деятельности;

2. разграничение компетенции между криминальной милицией и ООП;

3. международное сотрудничество.

Совершенствование правового обеспечения деятельности органов внутренних дел предусматривалось по нескольким направлениям: приведение в соответствие с международными нормами, с правовыми актами I стран СНГ, обеспечение единой ведомственной правовой политики с учетом общественного развития.

Работа органов внутренних дел в 1990-е гг. проходила в сложной оперативной обстановке, неблагоприятное развитие которой связано, прежде всего, с процессом консолидации криминальной среды, профессионализмом и организованностью преступников, их технической оснащенностью и вооруженностью. Остро встала проблема выработки концепции борьбы с преступностью, которая обсуждалась и обсуждается на страницах печати.

Официальная статистика отмечает успехи в борьбе с преступностью в последнее время, однако общественное мнение осторожно относится к сообщениям о снижении уровня преступности.

В 90-х гг. в Российской Федерации проводилась реформа правоохранительной системы, в ходе которой с 1997 года уголовно-исполнительная система МВД России с входящими в ее состав центральными и территориальными органами, учреждениями, предприятиями, организациями и имуществом была передана в ведение Министерства юстиции РФ. Таким образом, МВД России было освобождено от функции

обеспечения исполнения законодательства Российской Федерации по вопросам уголовно-исполнительной системы.

В связи с обострением оперативной обстановки на Северном Кавказе и необходимостью укрепления правопорядка и общественной безопасности в этом регионе 29 марта 1999 года образовано Управление (на правах главного управления) по Северному Кавказу МВД РФ, предназначенное для обеспечения деятельности сил Министерства внутренних дел РФ, привлекаемых к обеспечению правопорядка и общественной безопасности в Северо-Кавказском регионе Российской Федерации.

В условиях проведения контртеррористической операции на территории Чеченской Республики и в целях восстановления государственных органов исполнительной власти, обеспечения личной безопасности, прав и свобод проживающих там граждан 6 декабря 1999 года создано Управление внутренних дел МВД РФ по Чеченской Республике. Одновременно с этим в административных районах республики были образованы временные органы внутренних дел (управления, отделы), предназначенные для выполнения на соответствующей территории задач, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации до создания в установленном порядке органов внутренних дел Чеченской Республики. Временные органы внутренних дел являются подразделениями МВД России, входят в систему органов внутренних дел Российской Федерации и по своему правовому статусу приравниваются к управлению (отделу) внутренних дел района, города или иного муниципального образования субъекта Российской Федерации. В своей деятельности они руководствуются Конституцией РФ, Законом «О милиции», федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России. Временные органы внутренних дел входят в систему сил и средств Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации и находятся в оперативном подчинении заместителя командующего Объединенной группировкой от МВД России. По мере нормализации обстановки в Чеченской Республике происходит создание системы органов внутренних дел на постоянной основе.

МВД России — центральное звено обеспечения правопорядка и борьбы с преступностью в системе органов исполнительной власти Российской Федерации.

Начиная с 2000 года в структуре МВД начинаются реформы, что приводит к преобразованиям в указанной структуре.

Закон о полиции вступает в силу в России. Ниже приводится справочная информация об истории милиции в России.

Милиция — исторически сложившееся наименование органов по охране общественного порядка в Российской Федерации и ряде стран СНГ.
После Февральской революции 1917 года в России царская полиция была ликвидирована. Была провозглашена замена полиции «народной милицией». Правовая основа организации и деятельности милиции была создана постановлениями Временного Правительства «Об утверждении милиции» и «Временным положением о милиции», изданными в апреле 1917 года. После Октябрьской революции II Всероссийский съезд Советов юридически закрепил образование Советского государства и закрепил ликвидацию Временного Правительства и его органов, в том числе и органов милиции.

Народный комиссариат внутренних дел (НКВД) 10 ноября (28 октября ст.ст.) 1917 года принял декрет «О рабочей милиции», в котором говорилось, что все Советы рабочих и солдатских депутатов учреждают рабочую милицию, которая находится всецело и исключительно в ведении Советов рабочих и солдатских депутатов. Это постановление стало юридической основой создания советской милиции.

Коллегия НКВД РСФСР 10 мая 1918 года приняла решение о том, что «милиция существует как постоянный штат людей, исполняющих специальные функции». С этого момента милиция из «народной» начинает переход в категорию профессиональной.

НКВД и Народный Комиссариат Юстиции 12 октября 1918 года утвердили инструкцию «Об организации советской рабоче-крестьянской милиции», юридически закрепившую создание штатной профессиональной милиции в РСФСР как «исполнительного органа рабоче-крестьянской центральной власти на местах, состоящего в непосредственном ведении местных Советов и подчиняющегося общему руководству НКВД».

ВЦИК (Всероссийский центральный исполнительный комитет) в 1920 году утвердил первое положение «О рабоче-крестьянской милиции». В соответствии с ним в состав милиции вошли: городская и уездная милиция, промышленная, железнодорожная, водная (речная, морская), розыскная милиция. Служба в милиции носила добровольный характер.

В составе милиции с течением времени возникали новые подразделения. В 1936 году были созданы подразделения Государственной автомобильной инспекции (ГАИ), в 1937 году — по борьбе с хищениями и спекуляцией (БХСС). К 1941 году в структуре Главного управления рабоче-крестьянской милиции имелись отделы уголовного розыска, БХСС, наружной службы, ГАИ, железнодорожной милиции, паспортный, научно-технический, по борьбе с бандитизмом. Впоследствии в разные годы в состав милиции вошли такие отделы, как отряды милиции специального назначения — спецназ (1987), отряд милиции особого назначения — ОМОН (1988), Главное управление по борьбе с организованной преступностью — ГУБОП (1992) и другие. В 1990 году в России было создано Национальное центральное бюро Интерпола.

К 2004 году в структуре МВД РФ насчитывалось 37 отделов (управлений), 5 ноября 2004 года президентом был подписан указ, в соответствии с которым эти отделы были заменены 15 департаментами.

До 1 марта 2011 года деятельность милиции регулировалась федеральным законом РСФСР «О милиции», вступившим в силу 18 апреля 1991 года. В соответствии с этим законом милиция в России подразделяется на криминальную и милицию общественной безопасности (МОБ). В состав криминальной милиции вошли подразделения уголовного розыска, по борьбе с экономическими преступлениями, по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, по противодействию экстремизму и другие. В состав МОБ вошли дежурные части, участковые инспектора милиции, Государственная инспекция безопасности дорожного движения МВД РФ, изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых; специальные приемники для содержания лиц, арестованных в административном порядке и другие подразделения.
Всероссийским голосованием 12 декабря 1993 года была принята конституция РФ, которая закрепила основные положения Закона РСФСР «О милиции».

По инициативе Президента РФ Дмитрия Медведева 7 августа 2010 года в интернете была открыта общественная дискуссия по законопроекту «О полиции», продлившаяся до 15 сентября.

Законопроект 27 октября 2010 года был внесен на рассмотрение в Государственную Думу РФ, 28 января законопроект был одобрен Думой в третьем, окончательном чтении.

Закон «О полиции» был подписан президентом РФ Дмитрием Медведевым 7 февраля 2011 года. Дата вступления нового закона в силу — 1 марта 2011 г.

Закон «О полиции», разработанный в рамках реформы российских органов внутренних дел, предусматривает, что милиция сменит название на полицию.

Закон определяет статус, права и обязанности сотрудника полиции; освобождает полицию от дублирующих и несвойственных функций, закрепляет партнерскую модель отношений между полицией и обществом.

Органы внутренних дел в период перестройки

В 1984 г. министру внутренних дел СССР В.В. Федорчуку был представлен доклад «О результатах анализа разоблаченных преступных групп и выявленных форм организованной пре­ступности в Узбекской ССР». На основании данного доклада Главное управление уголовного розыска (ГУУР) МВД СССР в числе проче­го предлагало создать в составе МВД Узбекистана специализи­рованное подразделение — отдел по борьбе с организованными преступными группами численностью 25 штатных единиц. В июне 1985 г. вышло указание МВД СССР «Об усилении борь­бы с организованными преступными группами», а в сентябре 1985 г. коллегия МВД СССР, рассмотрев вопрос «О состоянии и мерах по усилению борьбы с опасными проявлениями груп­повой преступности», приняла решение о создании (до 15 де­кабря 1985 г.) в МВД союзных и автономных республик, УВД крайоблисполкомов подразделений по борьбе с опасными про­явлениями групповой преступности, а в составе 5-го отдела ГУУР МВД СССР — специализированного отделения. Во ис­полнение указанных решений в МВД, ГУВД, УВД, УВДТ стали образовывать специализированные подразделения по борьбе с организованной и групповой преступностью, общая численность которых к 1988 г. составила около 1200 штатных единиц.

В целях противодействия нарастающим проявлениям орга­низованной преступности в структуре Министерства внутрен­них дел СССР 15 ноября 1988 г. было создано управление по борьбе с организованной преступностью — Шестое управление МВД СССР. Постановлением Совета Министров СССР 25 ян­варя 1989 г. в системе МВД СССР создано Главное управление по борьбе с организованной преступностью, 14 марта утвержде­ны его структура и штаты. В марте 1990 г. в МВД РСФСР, МВД автономных республик и ГУВД были созданы шестые специализированные управления, а в УВД Краснодарского, Ха­баровского крайисполкомов, ГУВД Ленинградского, Московс­кого облисполкомов, УВД Воронежского, Иркутского, Новоси­бирского, Нижегородского, Саратовского, Свердловского облис­полкомов образованы оперативно-розыскные бюро (ОРБ).

16 мая 1985 г. Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «Об усилении борьбы с пьянством», а 17 мая 1985 г. последова­ло постановление Совета Министров СССР «О мерах по преодоле­нию пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения». Органы внутренних дел и, прежде всего милиции, провели большую работу по их воплощению в жизнь. Поскольку пьянство и алкоголизм яв­ляются питательной средой преступности, деятельность по их иско­ренению принесла ощутимые плоды. Как отмечалось на коллегии МВД СССР, обсуждавшей итоги работы в 1986 г. впервые за 10 лет снизилась общая преступность на 4,6% (в РСФСР — на 5,5%), и на 15,6% количество тяжких преступлений (убийств, краж, изнасилова­ний и т.д.). Преступность на почве пьянства уменьшилась на 26%. За спекуляцию спиртными напитками и самогоноварение в 1986 г. было привлечено к ответственности 260 тыс. человек, в 2 раза боль­ше, чем в 1985 г.

В 1987 г. оперативная обстановка еще более стабилизировалась. Общее количество преступлений сократилось на 9,5%, а тяжких — на 14,6%. На треть уменьшилось количество преступлений как умыш­ленных, так и неосторожных, повлекших гибель людей. Существенно снизилось число краж государственного имущества (10,2%) и групповая преступность (19,1%). В Российской Федерации, как и в предыдущем году показатели были лучше общегосударственных: со­кращение преступности в целом составило 11,4%, а число тяжких преступлений понизилось на 17,7%. Меры воздействия за наруше­ние антиалкогольного законодательства приняты более чем к 10 млн. человек, 397 тыс. привлечены к ответственности за изготовление самогона (в 2,5 раза больше, чем в 1986 г.). Вместе с тем, на почве пьянства было совершено 377 тыс. преступлений.

Одной из насущных задач в рассматриваемый период стало повышение уровня аналитичес­кой работы органов внутренних дел, совершенствование управления ими. Это потребовало восстановления штабных подразделений. Воссоздание штабов на­чалось в 1986 г., когда инспекторские управления, отделы, отделе­ния, группы союзного, республиканского МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, ОВДТ были преобразованы в организационно-инспекторские. В их состав возвращены дежурные части, подразделения информации и анализа, обобщения передового опыта. В июле 1989 г. был издан приказ МВД СССР «О мерах по повышению эффективности деятельности организационно-инспек­торских аппаратов», в котором получили обоснование основополага­ющие принципы организации работы штабов, определены меры со­вершенствования их структуры и организационно-штатного укреп­ления. В Положении об Организационно-инспекторском управлении МВД СССР говорилось, что оно является головной службой в орга­низации анализа, планирования и контроля. На первое место была выдвинута задача координации действий служб центрального аппа­рата.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 февра­ля 1987 г. «Об основных обязанностях и правах инспекций по делам несовершеннолетних и специальных учебно-воспитатель­ных учреждений по предупреждению безнадзорности и право­нарушений несовершеннолетних» были значительно расширены полномочия подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел. Одновременно из ведения аппаратов исправительно-трудовых учреждений в под­чинение УУР (ОУР) МВД, ГУВД, УВД переданы приемники-распределители для несовершеннолетних. При реорганизации в 1989 г. в органах внутренних дел службы профилактики было приня­то решение о разъединении ИДН и аппаратов уголовного ро­зыска.

Предпринимались усилия по укреплению службы участковых инспекторов. В декабре 1986 г. в Главном управ­лении охраны общественного порядка (ГУООП) МВД СССР было создано Управление по организации работы участковых инспекторов милиции и их взаимодействия с общественностью. На 13,3% в 1986 г. были увеличены штаты участковых. 4 ноября 1987 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли специальное поста­новление «О мерах по совершенствованию работы участковых инс­пекторов милиции, улучшению их материального положения».

Характеризуя ситуацию с кадрами, достаточно сказать, что на 1 марта 1985 г. некомплект в милиции составлял 62,6 тыс. человек, в том числе 1,5 тыс. — в уголовном розыске, 1,2 тыс. — в БХСС, 1,3 тыс. участковых. Ситуация осложня­лась также тем, что с 1986 г. ЦК КПСС прекратил партийно-комсомольские «мобилизации» на работу в милицию, которые широко практиковались в предыду­щие годы и хотя бы на какое-то время обеспечивали укомплектова­ние рядов милиции до установленной положенности.

Из года в год увеличивалось число различного рода нарушений со стороны сотрудников милиции. В 1988 г. были привлечены к ответственности за нарушения законности 9,9 тыс. сотрудников (рост на 12,2% по сравнению с 1987 г.), привлечены к уголовной ответ­ственности 1475 чел., наказаны за укрытие и фальсификацию почти 2 тыс. человек. За три года к уголовной ответственности за преда­тельство и совместные с преступниками действия привлечено более 600 работников.

Особый интерес представляет личность министра внутренних дел СССР В. Бакатина, который не являлся профессионалом милицейской службы, будучи инженером-строителем по специальности и парт­работником по роду деятельности. Он стал, своего рода, «комиссаром» перестройки в МВД, задача которого заключалась в «очистке» рядов» милиции, привнесении гласности в ее работу милиции и т.п. В.В. Бакатин пытался улучшить социальное и материальное поло­жение сотрудников милиции, устранить из стиля работы МВД формализм, бюрократизм и бумаготворчество, поддерживал усилия А. Гурова (начальника Шестого управления, выделенного из ГУУР) по созданию боеспособного подразделения для борьбы с оргпреступностью. Вместе с тем, на практике стиль руководства В. Бакатина привел к очередной перетряске руководящих кадров. За короткий срок пребывания на посту министра он, по мне­нию профессионалов правоохранительной системы, не только ослабил, но в определенной мере и разрушил ее. Так, в частности, в соответствии с его приказом был разрушен институт осведомителей, который является неотъемлемым условием эффективного функционирования органов внутренних дел. Кроме того, в бытность на посту министра В. Бакатина был издан приказ, согласно которому работники милиции получили право работать по совместитель­ству, что в условиях 90-х годов вело к развалу право­охранительной системы как таковой.

В качестве позитивного момента можно отметить расширение международного сотрудничества МВД СССР в сфере борьбы с преступностью. Так, в частности, 7 апреля 1990 г. было принято постановление Совета Министров СССР «О вступлении СССР в Международную организацию уголовной полиции (Интерпол)». В сентябре 1990 г. на 59-й сессии Генераль­ной ассамблеи Международной организации уголовной полиции (Интерпол) в Оттаве (Канада) СССР был принят в члены организа­ции. 12 октября 1990 г. был издан приказ МВД СССР «О создании Национального центрального бюро (НЦБ) Интерпола», которое приступило к работе с января 1991 г.

В рамках процесса суверенизации союзных республик СССР, проходившего в данный период, было воссоздано Министерство внутренних дел РСФСР, ликвидированное после воссоздания общесоюзного министерства в 1966 г. 6 октября 1989 г. Президиум Верховного Совета РСФСР принял Указ «Об образовании союзно-республиканского Министерства внут­ренних дел РСФСР». Постановлениями Совета Ми­нистров СССР и РСФСР «О мероприятиях, связанных с образова­нием Министерства внутренних дел РСФСР» соответственно от 25 и 28 декабря 1989 г. были внесены изменения в структуру цент­рального аппарата МВД СССР, была ут­верждена структура центрального аппарата МВД РСФСР. Она включала: руководство (министр — В.П. Трушин и 7 заместителей, колле­гия — 17 чел.), Главное управление уголовного розыска, Главное управление БХСС, 6-е управление, Главное управление по охране общественного порядка, Главное следственное управление, Главное управление государственной автомобильной инспекции, Главное уп­равление по исправительным делам, Главное управление лесных ИТУ, Управление пожарной охраны, Управление профилактической служ­бы, Управление внутренних дел на транспорте, Экспертно-криминалистическое управление, Оперативно-техническое управление, Уп­равление капитального строительства, Хозяйственное управление, Ме­дицинское управление, Управление материально-технического снабжения, Отдел по взаимодействию со СМИ, Отдел военно-мо­билизационной работы и гражданской обороны, Управление кадров.

12 июня 1990 г. Первым съездом народных депутатов РСФСР была принята Декларация «О государственном суверенитете РСФСР». 22 июня съезд принял постановление «О разграниче­нии функций управления организациями на территории РСФСР (основы нового Союзного договора)». Указанные акты устано­вили верховенство Конституции РСФСР и законов РСФСР на всей территории России, а также ее право приостанавливать на территории России действие актов Союза ССР, вступающих в противоречие с суверенными правами РСФСР. В результате МВД РСФСР было выве­дено из подчинения союзного министерства. Съезд народных депутатов РСФСР установил, что «МВД РСФСР подчинено только Совету Министров РСФСР и взаимодействует с МВД СССР».

В конце декабря 1990 г. была утверждена следующая струк­тура МВД РСФСР: Главное управление уголовного розыска, Управление по экономическим преступ­лениям (с января 1991 г.), Главное управление по организованной преступности, Управление по незаконному обороту наркотиков, Главное управление обеспечения общественного порядка, След­ственный комитет, Служба противопожарных и аварийно-спа­сательных работ, Управление информационного и оперативно-технического обеспечения, Главное управление ГАИ (с 18 декабря 1992 г.), Глав­ное управление внутренних дел на транспорте, Управление виз и регистрации, Центр общественных связей, Управление право­вого обеспечения, Управление международных связей, Управ­ление спецперевозок, Техническое управление, Главное управ­ление командующего внутренними войсками, Управление ре­жимных объектов, Военно-мобилизационное управление, Главное управление материально-технического и военного снабжения, Главное управление исполнения наказаний, Главное управле­ние лесных ИТУ, Главное управление кадров, Финансово-эко­номическое управление, Контрольно-ревизионное управление (с 14 февраля 1992 г.), Производственно-хозяйственное управ­ление, Управление строительством, Медицинское управление. 2 августа 1991 г. на базе Организационно-инспекторского управ­ления был образован Штаб МВД России.

Однако МВД РСФСР, которое, по существу, представляло параллельную, по отношению к МВД СССР, структуру, не было полностью укомплектовано, многие его подразделения существовали лишь на бумаге. Понятно, что это отражалось на выполнении функций и МВД СССР и МВД РСФСР. Сотрудники пытались угадать, какое из них наберет силу и на кого им ориентироваться, чтобы не поте­рять работу. Вместе с тем, уже в ближайшие месяцы произош­ли события, во многом изменившие статус, компетенцию и структуру МВД РФ. Имеются в виду события, связанные с попыткой государственного переворота, предпринятой ГКЧП и последующим распадом Советского Союза (1991 г.).

Контрольные вопросы

1. Чем характеризовалась деятельность на посту министра внутренних дел В. Федорчука?

2. Какие тенденции характеризовали развитие ОВД в 1980-е гг.?

3. Расскажите об особенностях кадровой политики в ОВД в первой половине 1980-х гг.

4. Какие новые задачи возлагались на ОВД в 1980-е гг.?

5. Чем характеризовалось развитие ОВД в годы перестройки?

6. Когда появляются подразделения по борьбе с организованной преступностью?

7. Когда появляются подразделения по борьбе с незаконным оборотом наркотиков?

8. Расскажите о деятельности ОВД по борьбе с пьянством и алкоголизмом в 1980-е гг.? Какие это имело последствия?

9. Когда было создано Управление по организации работы участковых инспекторов милиции и их взаимодействия с общественностью?

10. Чем характеризовалась деятельность В. Бакатина на посту министра внутренних дел СССР?

11. Когда появляются отряды милиции особого назначения? Чем это обусловлено?

12. Как можно охарактеризовать состояние кадров органов внутренних дел в период перестройки?

13. Когда и почему было воссоздано в 1980-е гг. МВД РСФСР?

Статья написана по материалам сайтов: rapsinews.ru, helpiks.org.

»

Это интересно:  Платежный баланс рф 2019
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector