+7 (499) 938-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Ведение мониторинга на объектах размещения отходов

Научно обоснованный мониторинг окружающей среды осуществляется в соответствии с Программой.
Программа должна включать в себя общие цели организации, конкретные стратегии его проведения и механизмы реализации. Ключевым элементом любой Программы мониторинга окружающей среды является:

• перечень объектов, находящихся под контролем, их территориальная привязка (хорологическая организация мониторинга);
• перечень показателей контроля и допустимых областей их изменения (параметрическая организация мониторинга);
• временные масштабы (хронологическая организация мониторинга) — периодичность отбора проб, частота и время представления данных (хронологическая организация мониторинга).

Кроме того, в приложении в Программе мониторинга должны присутствовать схемы, карты, таблицы с указанием места, даты и метода отбора проб и представления данных.

Для достижения положительных результатов по обеспечению предприятием выполнения всех требований и положений разработанной и утверждённой проектно-нормативной документации, направленных на снижение экологических рисков и постепенное уменьшение вредного воздействия на окружающую среду, разрабатывается программа производственного экологического контроля (ППЭК), в которую в определённом порядке должны быть включены следующие сведения:

• список ответственных за проведение производственного экологического контроля лиц;
• информация о качественном и количественном составе загрязняющих выбросов, отходов, а также источниках их образования;
• программа мониторинга источников загрязнения, состояния окружающей среды, проведения мероприятий, связанных с экологизацией производства, и отчётность по названным категориям;
• график обучения персонала, чья деятельность непосредственно связана с работой с отходами, источниками выбросов и т. д.;
• сведения о внесённых и реализованных предложениях по совершенствованию технологического процесса, направленных на снижение вредного воздействия на природу и человека.

Программа ПЭК разрабатывается отдельно для каждого вида источника загрязнения и утверждается органами экологического и производственного надзора, куда впоследствии будут отправлены отчёты о выполнении программы. Программа производственного экологического контроля также является одним из главных документов, подлежащих предъявлению контролирующим органам при проведении проверок на предприятии.

ПЭК при работе с отходами

Программа производственного экологического контроля при работе с отходами основана на положениях Федеральных законов «Об отходах производства и потребления» и «Об охране окружающей среды», а также других нормативно-правовых актах.

Программа включает в себя конструктивный анализ технологий предприятия; разработку и проверку производственных инструкций, содержащих, кроме регламента обращения с отходами, все основные сведения о составе, количестве, источнике образования отхода (для каждого вида отхода — отдельно); учёт отходов (образование, использование, временное хранение и т. д.); составление паспортов отходов; соответствие получаемых отходов — их объёма с состава — утверждённым нормативам; проверку наличия полного состава разрешительной и регламентирующей документации, её актуальности и достоверности, в том числе — документацию о движении отходов.

Составление реальной и удовлетворяющей всем требованиям законодательства программы производственного экологического контроля — чрезвычайно трудоёмкий, требующий специальных знаний и опыта в данной сфере процесс. Обращение к специалистам профильной компании позволит сэкономить время на разработку программы, при этом получить гарантированно положительный результат и обезопасить деятельность предприятия перед государством

Программа мониторинга объектов размещения отходов в ХМАО-Югре

Разработка программы мониторинга объектов размещения отходов

Мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду осуществляется в соответствии с п. 3 ст.12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления».

На территории лицензионных участков добычи нефти и газа в ХМАО-Югре, мониторинг осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства ХМАО-Югры от 23 декабря 2011 г. № 485-п «О системе наблюдения за состоянием окружающей среды в границах лицензионных участков на право пользования недрами с целью добычи нефти и газа на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры».

Это интересно:  Вопрос по прописке и выписке жильцов

С 26 июня 2016 г. (за исключением отдельных положений – п. 8 Порядка вступает в силу с 1 января 2018 г.) вступил в силу Приказ Минприроды России от 4 марта 2016 г. № 66 «О Порядке проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицам, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду».

Мониторинг осуществляется в соответствии с требованиями в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.

Приказом устанавливается, в частности:

  • порядок разработки программы мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду;
  • состав и содержание программы мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду;
  • состав и содержание отчета о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду.

Действие Порядка мониторинга не распространяется на проведение мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на следующих объектах:

  • объекты размещения отходов, выведенные из эксплуатации (в том числе рекультивированные или законсервированные) в соответствии с установленным порядком;
  • объекты захоронения отходов, расположенных на территориях, использование которых для захоронения отходов запрещено законодательством Российской Федерации;
  • специальные объекты размещения радиоактивных отходов;
  • скотомогильники;
  • объекты размещения медицинских отходов.

Порядок информирования

Программа мониторинга утверждается лицом, эксплуатирующим объекты размещения отходов, и направляется в уведомительном порядке на бумажном носителе в территориальный орган Росприроднадзора по месту расположения объекта размещения отходов или направляется почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении.

Согласование территориальным органом Росприроднадзора не требуется.

Программа мониторинга включает следующие разделы:

  • общие сведения об объекте размещения отходов (реквизиты письма о направлении информации об ОРО в территориальный орган РПН);
  • цели и задачи наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды на территории ОРО и в пределах его воздействия на ОС;
  • сведения об источниках информации, использованных при разработке программы мониторинга (данные о фоновом состоянии, проектная документация и пр.);
  • обоснование выбора подлежащих наблюдению компонентов природной среды и природных объектов (фоновое состояние, потенциальное и непосредственное влияние ОРО);
  • обоснование выбора наблюдаемых показателей компонентов природной соеды и природных объектов, характеризующих состояние и загрязнение окружающей среды, периодически проведения наблюдений (указываются такие показатели (физические, химические, биологические, иные), периодичность;
  • обоснование выбора мест отбора проб, точек проведения инструментальных измерений, определений и наблюдений (вывод об оптимальности расположения и достаточности мест отбора проб);
  • состав отчета о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории ОРО и в пределах его воздействия на окружающую среду (полнота и детализации информации);
  • список использованных источников (перечень использованных при подготовке программы мониторинга нормативных правовых актов, нормативно-технических и инструктивно-методических документов, публикаций с указанием их авторов, названий, источников, издательств и дат издания);
  • приложения (схемы территории ОРО, мест отбора проб и др.).

Отчет о результатах мониторинга должен соответствовать утвержденной программе мониторинга и включать следующие разделы:

  • сведения об объекте размещения отходов;
  • сведения об обеспечении наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду;
  • сведения о показателях (физических, химических, биологических, иных), характеризующих состояние и загрязнение окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду;
  • обработка и документирование данных наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду;
  • оценка и прогноз изменений состояния окружающей среды;
  • список использованных источников;
  • приложения.
Это интересно:  Предварительный договор аренды земельного участка

Отчет в уведомительном порядке представляются в территориальный орган Росприроднадзора по месту расположения объекта размещения отходов ежегодно до 15 января года, следующего за отчетным.

Отчет о результатах мониторинга оформляется в двух экземплярах, один экземпляр которого хранится у лица, эксплуатирующего данный объект размещения отходов, а второй экземпляр, вместе с электронной версией отчета на магнитном носителе, в уведомительном порядке направляется почтовым отправлением в территориальный орган Росприроднадзора по месту нахождения объекта размещения отходов.

При выявлении по результатам мониторинга негативных изменений качества окружающей среды, возникших в связи с эксплуатацией объекта размещения отходов, лица, эксплуатирующие данные ОРО, обязаны незамедлительно предоставить эту информацию в уполномоченные органы государственной власти, органы местного самоуправления и принять меры по предотвращению, уменьшению или ликвидации таких изменений.

Предоставляем услуги в области разработки природоохранной документации по всему ХМАО-Югре

Наши контакты:

Мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду

Мониторинг за состоянием окружающей среды – это обязательная процедура для объектов размещения отходов. Данные положения отражены в нормах законодательства Российской Федерации, а именно в ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от 24.06.1998 и ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999, требованиях ГОСТ и других нормативных документах.

Цели и задачи Мониторинга объектов размещения отходов (ОРО)

Объекты размещения отходов – это оборудованные должным образом сооружения, используемые для размещения отходов. К ним относятся полигоны, шламохранилища, объекты для размещения отходов обогащения полезных ископаемых (так называемые хвостохранилища), отвалы горных пород и пр.

Основными целями мониторинга за состоянием территории ОРО являются:

Наблюдение и оценка состояния атмосферного воздуха, почв, поверхностных и грунтовых вод, а также населяющих территорию животных и растительного покрова.

Сбор, анализ и систематизация данных, показывающих состояние природной среды на территории ОРО.

Своевременное выявление колебаний состояния окружающей среды, составление прогнозов ее изменения и оценка возможных последствий влияния негативных факторов.

Оформление результатов наблюдения в утвержденной законом форме и передача ее в соответствующие органы в виде отчета.

Разработка программы мониторинга ОРО – основные этапы

Разработка программы мониторинга объектов размещения отходов производится в несколько основных этапов:

Выезд на объект для сбора информации об источниках загрязнения природной среды, определение их размещения на территории.

Обоснование выбранных параметров, составление программы мониторинга.

Проведение замеров, исследование проб.

Анализ полученной информации, составление отчета, согласование отчета в Росприроднадзоре.

Таким образом, разработка Программы мониторинга за состоянием окружающей среды на территории размещения отходов является обязательным требованием, предъявляемым к предприятиям и организациям, осуществляющим деятельность, связанную с образованием отходов производства. Отсутствие данного документа является основанием для привлечения руководства к административной ответственности, наложению значительных штрафов, а в некоторых случаях – к приостановке деятельности предприятия.

4.5. Мониторинг мест размещения отходов

Результаты инвентаризации мест захоронения и хранения отходов производства и потребления, включая твердые бытовые отходы (ТБО), в соответствии с «Временными методическими рекомендациями по проведению инвентаризации мест захоронения и хранения отходов в РФ», Министерство охраны окружающее среды и природных ресурсов РФ, 06.07.1995г.

Для организации мониторинга используются, в основном, данные разделов:

Оценка степени влияния мест складирования, хранения и захоронения отходов на окружающую среду;

Организация режимной наблюдательной сети на полигонах;

Приложение к типовой форме инвентаризации пояснительная записка «Оценка экологической опасности мест захоронения и хранения отходов». Пояснительная записка должна содержать карту-схему мест захоронения и складирования отходов. На карту–схему должны быть нанесены основные водотоки и места складирования, хранения и захоронения отходов.

Это интересно:  Как заказать выписку из егрн через интернет

Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с «Методическими указаниями по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение», Москва, 2002г..

Норматив образования отходов определяет установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции. Лимиты на размещение отходов, разрабатываемые в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду, количеством, видом и классами опасности образующихся отходов и площадью (объемом) объекта их размещения, устанавливают предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которое разрешается

Классификация отходов в соответствии с приказом МПР России от 02.12.2002г. №786 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов», зарегистрированного в Минюсте РФ 09.-1.2003г. №4107 с учетом приказа МПР России от 30.07.3003г. №663 «О внесении дополнений в федеральный классификационный каталог отходов», утвержденный приказом МПР России от 02.12.2002г. №786 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов»

Класс опасности отходов в соответствии с приказом МПР России от 15.06.2001г. №511 «Критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды»

Класс опасности отходов устанавливается по степени возможного вредного воздействия на окружающую среду при непосредственном или опосредованном воздействии опасного отхода на нее в соответствии с установленными критериями. Отнесение отходов к классу опасности для окружающей среды может осуществляться расчетным или экспериментальным методами. В случае отнесения производителями отходов отхода расчетным методом к 5-ому классу опасности необходимо его подтверждение экспериментальным методом. При отсутствии подтверждения 5-ого класса опасности экспериментальным методом отход может быть отнесен к 4-ому классу опасности. Экспериментальный метод отнесения к классу опасности для окружающей среды осуществляется в лабораториях, аккредитованных на этот вид деятельности. Экспериментальный метод используется в следующих случаях:

Для подтверждения отнесения отходов к 5-ому классу опасности, установленного расчетным путем;

При отнесении к классу опасности отходов, у которых невозможно определить их качественный и количественный состав;

При уточнении по желанию и за счет заинтересованной стороны класса опасности опасных отходов, полученного в соответствии с установленными критериями или расчетным методом.

Экспериментальный метод основан на биотестировании водной вытяжки отходов.

Наличие материалов, представляемых на государственную экологическую экспертизу, в соответствии с «Методическими рекомендациями по подготовке материалов, представляемых на государственную экологическую экспертизу», утвержденных приказом МПР России от 09.07.2003г. №575.

В материалах обоснования отображаются условия и способы обращения с опасными отходами и раскрывается готовность соискателя лицензии обеспечить выполнение лицензионных требований и условий осуществления деятельности по обращению с опасными отходами, включающей деятельность, в процессе которой образуются опасные отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов. В разделе «Сведения о намечаемой деятельности по размещению опасных отходов» приводится информация об организации мониторинга состояния окружающей среды на объекте по размещению опасных отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду.

Заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы

Документ, подтверждающий наличие лицензии.

Свидетельство об оценке состояния измерений или аккредитации лаборатории, выполняющей измерения. В случае привлечения сторонних организаций для выполнения измерений необходимо свидетельство об аккредитации с приложением области аккредитации.

При наличии этих документов в других разделах достаточно дать ссылку на раздел, в котором эти документы приведены. При осуществлении мониторинга объектов размещения отходов субъект хозяйственной деятельности осуществляет наблюдения за состоянием загрязнения подземных вод, почв, поверхностных вод и атмосферного воздуха. Организация мониторинга поверхностных вод и атмосферного воздуха осуществляется в соответствии с требованиями разделов 4.3. и 4.4. В случае учета объектов размещения отходов в указанных разделах достаточно дать ссылку. Рекомендации, изложенные в подразделах 4.5.1 и 4.5.2, распространяются на все антропогенные источники, оказывающие воздействие на загрязнение подземных вод и почв.

Статья написана по материалам сайтов: eksprom.com, zero-waste.ru, studfiles.net.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector