+7 (499) 928-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Виды перевозок пассажиров и багажа

Перевозка пассажиров и багажа автомобильным транспортом

Пассажирские перевозки на городских, пригородных, междугородных маршрутах осуществляются перевозчиками независимо от их организационно — правовых форм и форм собственности по единым Правилам перевозок пассажиров и багажа в Российской Федерации при наличии действующей лицензии, договора обязательного страхования пассажиров на междугородных маршрутах, по расписаниям, согласованным с соответствующими органами исполнительной власти.

· в маршрутных автобусах;

· в автобусах, предоставляемых предприятиям, учреждениям и организациям, а также по договорам или отдельным заказам;

· в таксомоторах, в т.ч. маршрутных;

· в легковых автомобилях, предоставляемых для служебного пользования, а также гражданам по отдельным заказам или на условиях проката.

Согласно ч.3 ст.786 ГК РФ, пассажир имеет право в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом: перевозить с собой детей бесплатно или на иных льготных условиях; провозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм; сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу.

Не стоит забывать, что пассажиру предоставляется право на бесплатное пользование залами ожидания и туалетами, размещенными в автовокзале, если у него есть билет, срок действия которого не истек и который обеспечивает право проезда по маршруту регулярных перевозок с этого автовокзала (раздел II пункт 21 согласно Правилам перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом) — чаще всего данное правило нарушается.

В составе ручной клади пассажиру бесплатно разрешается провозить предметы вне зависимости от вида упаковки (раздел II пункт 54 настоящих Правил), однако провозить с собой бесплатно можно ручную кладь в количестве не более одного места, длина, ширина и высота которого в сумме не превышают сто двадцать сантиметров, одну пару лыж в чехле, детские санки, детскую коляску (статьей 22 Федерального закона Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»).

Размещение ручной клади на местах, предназначенных для сидения, в проходе между сидениями, возле входа или выхода из транспортного средства, в том числе аварийного, запрещается (раздел II пункт 55 настоящих Правил).

Но существует случаи, в которых перевозчик может отказать в провозе ручной клади, а именно запрещается провозить зловонные и опасные (легковоспламеняющиеся, взрывчатые, токсичные, коррозионные и другие) вещества, холодное и огнестрельное оружие без чехлов и упаковки, а также вещи (предметы), загрязняющие транспортные средства или одежду пассажиров (раздел II пункт 62 настоящих Правил).

В случае перевозки детей, следующих вместе с пассажиром, контролеры вправе потребовать от такого пассажира предъявления документов, подтверждающих возраст ребенка (свидетельство о рождении или паспорт родителей с записью о рождении ребенка) (раздел II пункт 86 настоящих Правил).

В случае выявления факта безбилетного проезда или перевозки багажа, оплата стоимости проезда, перевозки багажа и провоза ручной клади, не освобождает от уплаты штрафов за безбилетный проезд, перевозку багажа без оплаты и провоз ручной клади сверх установленной нормы бесплатного провоза (раздел II пункт 82 настоящих Правил), установленных ст. 11.18 и ст.11.19 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 50 до 300 рублей — в зависимости от характера нарушения.

Регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом. Договоры перевозки пассажира и багажа

Перевозки пассажиров и багажа подразделяются: 1) на регулярные, 2) по заказу, 3) легковым такси. Регулярные перевозки осуществляются в соответствии с расписанием. Это график, устанавливающий время или интервалы прибытия транспортных средств в остановочный пункт либо их отправления от остановочного пункта. Существенная особенность регулярных перевозок заключается в том, что они относятся к перевозкам транспортом общего пользования (ч. 2 ст. 19 УАТГНЭТ).

Закон выделяет два вида регулярных перевозок: первый – с посадкой и высадкой только в установленных остановочных пунктах по маршруту следования; второй – с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту следования.

Перевозка с посадкой и высадкой только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярной перевозки осуществляется в соот

ветствии с расписанием, установленным для каждого остановочного пункта. Остановки транспортного средства для посадки и высадки в каждом из этих пунктов обязательны [1] .

Важное требование, предъявляемое к указанному виду регулярных перевозок, – это размещение по маршрутам на каждом остановочном пункте информации, включающей: 1) сведения о виде регулярных перевозок; 2) расписание; 3) время начала и окончания движения транспортного средства по маршруту; 4) наименование конечного остановочного пункта маршрута; 5) сведения о наименовании, адресе и номерах контактных телефонов органа, осуществляющего контроль за регулярными перевозками пассажиров и багажа.

Перевозка с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте но маршруту регулярной перевозки также осуществляется по расписанию, но в нем устанавливается лишь следование из начального и конечного остановочных пунктов. Что касается остановок транспортного средства для посадки и высадки пассажиров по маршруту регулярной перевозки, то они осуществляются по требованию пассажиров.

Договор перевозки пассажира

Согласно УАТГПЭТ договор перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок относится к числу публичных договоров (ч. 1 ст. 19). Он является формильным. Заключение договора удостоверяется билетом пассажира [2] . Если пассажир провозит за плату ручную кладь, то ему выдается квитанция на ее провоз. Формы перечисленных провозных документов, их реквизиты устанавливаются правилами перевозок пассажиров.

Это интересно:  Бланк отказа от прививки от гриппа

К билету пассажира и квитанции на провоз ручной клади Устав приравнивает кассовый чек, в котором должны быть указаны реквизиты билета и квитанции. Кроме того, УАТГНЭТ допускает использование билетов с указанием части или всех реквизитов в электронном виде.

Содержание договора

Обязанности перевозчика. К обязанностям перевозчика общего характера относятся: оборудование остановок транспортных средств для посадки (высадки) пассажиров, в том числе указателями с необходимой информацией (наименование данного и конечного остановочных пунктов, номера маршрутов, расписание для каждого из них, данные о перевозчике), защитными средствами от атмосферных осадков и др.; оборудование транспортных средств снаружи указателями маршрута, информацией о перевозчике, а внутри также информацией о водителе, кондукторе, стоимости проезда, местах для пассажиров с детьми и инвалидов, правилах пользования транспортными средствами и т.п. [3]

Обязанностями перевозчика общего характера являются также организация и осуществление продажи билетов. Она может производиться не только в специализированных пунктах, но и в транспортных средствах (кондукторами, водителями). Продажа билетов для проезда в междугородном сообщении начинается не менее чем за 10 суток и заканчивается за пять минут до отправления транспортного средства.

Непосредственно из договора вытекают следующие обязанности перевозчика. Поскольку договор перевозки пассажира при регулярных перевозках является публичным, перевозчик обязан заключить его с любым пассажиром при наличии места на соответствующий рейс. Его обязанностью является осуществление перевозки тем транспортным средством, на который продан билет, а также предоставление пассажиру места, указанного в билете. Он обязан обеспечить должный уровень комфорта, отвечающий классу обслуживания (наличие кондиционера, видеомагнитофона, туалета, багажных полок, предоставление питания и др.) [4] . Перевозчик обязан вернуть пассажиру стоимость проезда в установленных случаях: при непредоставлении ему места, отмене отправления транспортного средства, задержке его отправления более чем на час. Возврат стоимости проезда должен быть осуществлен не позднее чем в течение 10 дней с момента предъявления перевозчику соответствующего требования пассажира.

При осуществлении перевозки перевозчик обязан делать остановку транспорта на остановочных пунктах, предварительно объявляя об этом при подъезде к соответствующему пункту. Остановка для посадки (высадки) по требованию пассажира осуществляется, если он заранее уведомит о необходимости остановки или если в остановочном пункте имеются люди, ожидающие прибытия транспорта. Водитель, кондуктор обязаны предупредить пассажиров об остановочных пунктах, в которых посадка (высадка) осуществляется по требованию пассажиров.

В случае невозможности осуществить перевозку пассажира предоставленным транспортным средством в связи с его неисправностью, аварией, другими аналогичными причинами перевозчик обязан заменить его другим транспортом для обеспечения перевозки пассажира. При этом он должен организовать пересадку пассажиров но имеющимся у них билетам.

При завершении перевозки перевозчик обязан возвратить пассажиру забытые им в транспорте вещи. Порядок возврата таких вещей установлен правилами перевозок пассажиров [5] .

К правам перевозчика относится прежде всего право устанавливать нормы провоза ручной клади, в том числе бесплатно, большего размера или в большем количестве, чем это предусмотрено УАТГНЭТ (п. 1 ч. 2 ст. 22 УАТГНЭТ). Он вправе отказать пассажиру в провозе ручной клади, если свойства или упаковка вещей, входящих в ее состав, не отвечают требованиям, установленным правилами перевозок пассажиров. Перевозчик имеет также право отказать пассажиру в провозе ручной клади, если ее размещение в транспортном средстве будет препятствовать входу пассажиров в транспорт и выходу из него.

Обязанности пассажира. Пассажир обязан оплатить свой проезд и провоз ручной клади сверх установленной нормы, если его оплата предусмотрена законом, а также хранить билет и квитанции на провоз ручной клади в течение всей поездки. Он должен предъявлять указанные проездные документы по первому требованию лиц, осуществляющих контроль.

Правилами перевозок пассажиров установлено, что безбилетным является лицо, не имеющее билета, или лицо, предъявившее билет: а) без отметки о гашении, если оно обязательно б) поддельный, в) срок действия которого истек, г) ранее использованный, д) предназначенный для лица, которому предоставлено преимущество по оплате проезда, и не имеющего при себе документа, подтверждающего это право [6] . Такое лицо оплачивает билет от пункта посадки до пункта назначения. При невозможности определить пункт посадки стоимость проезда исчисляется от начального пункта отправления. Если указанное лицо заявляет о желании покинуть транспорт, оплате подлежит проезд до пункта, в котором оно покинет транспортное средство. При этом оплата стоимости проезда не освобождает лицо от уплаты штрафов, установленных КоАП и законами субъектов РФ, за безбилетный проезд, перевозку багажа без оплаты и провоз ручной клади сверх определенной нормы бесплатного провоза [7] .

При поездке в междугородном сообщении с ребенком не старше пяти лет пассажир должен иметь при себе документ, который подтверждает возраст ребенка. Такая же обязанность возлагается на пассажира и при совершении поездки в городском и пригородном сообщении с ребенком не старше семи лет.

Права пассажира. Выполнение обязанности иметь документ, подтверждающий возраст ребенка, связано с правом пассажира провозить с собой бесплатно в междугородном сообщении одного ребенка в возрасте не старше пяти лет без предоставления отдельного места для сидения, а в городском и пригородном сообщении – детей в возрасте не старше семи лет, также без предоставления отдельных мест для сидения.

Это интересно:  Как забрать накопительную часть пенсии единовременно

В отношении провоза детей в городском и пригородном сообщении УАТГНЭТ делает оговорку о том, что в случае, если установлен запрет на перевозку в транспортном средстве детей без предоставления им отдельных мест для сидения, пассажир имеет право перевезти с собой двух детей в возрасте не старше 12 лет с предоставлением им отдельных мест для сидения за плату, размер которой не может составлять более чем 50% провозной платы (ч. 2 ст. 21).

Пассажир имеет право провозить с собой бесплатно ручную кладь в количестве не более одного места. При этом установлены ограничения ручной клади по габаритам.

Пассажир наделен широким кругом прав, касающихся получения обратно стоимости проезда и провоза ручной клади в междугородном сообщении. В одних случаях возвращается часть их стоимости, в других – полная стоимость. Так, при опоздании пассажира к отправлению транспортного средства в течение трех часов или вследствие болезни, несчастного случая в течение трех суток с момента отправления транспортного средства, на которое был приобретен билет, УАТГНЭТ предоставляет ему право либо получить обратно стоимость проезда и провоза ручной клади за вычетом 25% их стоимости, либо возобновить действие билета на другое транспортное средство при условии доплаты, размер которой составляет 25% стоимости проезда и провоза ручной клади.

Если пассажир возвращает билет в кассу не позднее, чем за два часа до отправления транспортного средства, он вправе получить обратно стоимость проезда и провоза ручной клади за вычетом 5% их стоимости. При возврате пассажиром билета позднее этого срока, но до отправления транспортного средства ему выплачивается стоимость проезда и провоза ручной клади за вычетом 15% их стоимости.

Право на получение полной стоимости проезда и провоза ручной клади может быть реализовано пассажиром в случаях: отмены отправления транспортного средства; задержки отправления транспортного средства более чем на час; предоставления пассажиру места в транспортном средстве с оплатой проезда по более низкой цене, чем в том транспортном средстве, на проезд в котором пассажиру продан билет; непредоставления пассажиру указанного в билете места.

В случаях согласия на проезд в транспортном средстве с оплатой проезда по более низкой цене пассажир вправе получить разницу между оплаченной суммой и причитающейся за проезд и провоз ручной клади платой. Если перевозчик предоставил транспортное средство с оплатой проезда по более высокой цене, чем в транспортном средстве, указанном в расписании, пассажир вправе осуществить проезд и провоз ручной клади без доплаты.

В ситуации, когда невозможно осуществление перевозки предоставленным транспортным средством из-за его неисправности, аварии, других аналогичных причин, пассажир имеет право воспользоваться выданным билетом и квитанцией на провоз ручной клади для проезда в другом транспортном средстве, предоставленном перевозчиком.

Правила перевозок пассажиров и багажа

Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2009 года № 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом»

Правила устанавливают порядок организации различных видов перевозок пассажиров и багажа, предусмотренных Федеральным законом «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», в том числе требования к перевозчикам, фрахтовщикам и владельцам объектов транспортной инфраструктуры, условия таких перевозок, а также условия предоставления транспортных средств для таких перевозок.

  1. Понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее:

«автовокзал» — объект транспортной инфраструктуры, включающий в себя размещенный на специально отведенной территории комплекс зданий и сооружений, предназначенных для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении перевозок пассажиров и багажа, обеспечивающий возможность отправления более 1000 человек в сутки;

«автостанция» — объект транспортной инфраструктуры, включающий в себя размещенный на специально отведенной территории комплекс зданий и сооружений, предназначенных для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении перевозок пассажиров и багажа, обеспечивающий возможность отправления от 250 до 1000 человек в сутки;

«багажный автомобиль» — транспортное средство, осуществляющее перевозку багажа отдельно от пассажиров;

«коммерческий акт» — документ, удостоверяющий недостачу, повреждение или порчу багажа;

«кондуктор» — должностное лицо, осуществляющее продажу билетов в транспортном средстве;

«легковое такси» — транспортное средство категории «М1», используемое для перевозок пассажиров и багажа в соответствии с публичным договором фрахтования;

«таксометр» — оборудование, предназначенное для расчета стоимости перевозки пассажиров и багажа легковым такси исходя из установленных тарифов на единицу пробега и (или) единицу времени пользования транспортным средством;

«транспортное средство категории «М1» — транспортное средство, которое используется для перевозки пассажиров и имеет помимо места водителя не более 8 мест для сидения;

«транспортное средство категории «М2» — транспортное средство, которое используется для перевозки пассажиров, имеет помимо места водителя более 8 мест для сидения, и максимальная масса которого не превышает 5 тонн;

«транспортное средство категории «М3» — транспортное средство, которое используется для перевозки пассажиров, имеет помимо места водителя более 8 мест для сидения, и максимальная масса которого превышает 5 тонн.

  1. Регулярные перевозки
  2. Регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются по расписаниям.
  3. Расписание регулярных перевозок пассажиров и багажа (далее — расписание) составляется для каждого остановочного пункта маршрута регулярных перевозок, в котором предусмотрена обязательная остановка транспортного средства.
Это интересно:  Портал росреестра запрос к информационному ресурсу

III. Перевозка пассажиров и багажа по заказу

  1. Перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставляемым на основании договора фрахтования, условия которого определяются соглашением сторон в соответствии со статьей 27 Федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».
  2. Договором фрахтования может предусматриваться использование транспортных средств для перевозки определенного круга лиц или неопределенного круга лиц.
  3. Перевозка пассажиров и багажа легковым такси
  4. Перевозка пассажиров и багажа легковым такси осуществляется на основании публичного договора фрахтования, заключаемого фрахтователем непосредственно с водителем легкового такси или путем принятия к выполнению фрахтовщиком заказа фрахтователя.
  5. Заказ фрахтователя принимается с использованием любых средств связи, а также по месту нахождения фрахтовщика или его представителя.
  6. Фрахтовщик обязан зарегистрировать принятый к исполнению заказ фрахтователя в журнале регистрации путем внесения внего следующей информации:

б) дата принятия заказа;

в) дата выполнения заказа;

г) место подачи легкового такси;

д) марка легкового такси, если договором фрахтования предусматривается выбор фрахтователем марки легкового такси;

е) планируемое время подачи легкового такси.

Статья 19. Виды регулярных перевозок пассажиров и багажа

1. Регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок.
2. Регулярные перевозки пассажиров и багажа относятся к перевозкам транспортом общего пользования.
3. Регулярные перевозки пассажиров и багажа подразделяются на:
1) перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок;
2) перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок.
4. Перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок осуществляются в соответствии с расписаниями, установленными для каждого остановочного пункта. Остановки транспортных средств для посадки и высадки пассажиров обязательны в каждом остановочномпункте по маршруту регулярных перевозок, за исключением случаев, если согласно расписанию посадка и высадка пассажиров в остановочном пункте осуществляются по требованию пассажиров.
5. Перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок осуществляются в соответствии с расписаниями, установленными для следования из начального и конечного остановочных пунктов по маршруту регулярных перевозок. Остановки транспортных средств для посадки и высадки пассажиров осуществляются в начальном и конечном остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок, а также по требованию пассажиров.
6. В каждом остановочном пункте по маршруту регулярных перевозок должны быть размещены информация о виде регулярных перевозок пассажиров и багажа, расписании, времени начала и окончания движения транспортных средств по соответствующему маршруту, наименовании конечного остановочного пункта маршрута, информация о наименовании, об адресе и о номерах контактных телефонов органа, осуществляющего контроль за регулярнымиперевозками пассажиров и багажа. Состав информации, включаемой в расписание, определяется правилами перевозок пассажиров.
7. Перевозчик, осуществляющий виды деятельности, о начале осуществления которых подаются уведомления в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, обязан иметь на каждом транспортном средстве копию указанного уведомления с отметкой органа государственного надзора, осуществляющего прием такого уведомления.
(в ред. Федерального закона от 28.07.2012 N 131-ФЗ)
8. В указанном в части 7 настоящей статьи уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности указывается о получении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем уведомления о включении объекта транспортной инфраструктуры и (или) транспортного средства в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о присвоенной категории, а также о соответствии их работников, осуществляемой ими предпринимательской деятельности и предназначенных для использования в процессе осуществления ими предпринимательской деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств требованиям по обеспечению транспортной безопасности.»
(в ред. Федерального закона от 03.02.2014 N 15-ФЗ)

Статья 20. Заключение договора перевозки пассажира

1. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, сдача пассажиром багажа — багажной квитанцией, провоз пассажиром ручной клади за плату — квитанцией на провоз ручной клади.
2. Обязательные реквизиты билета, багажной квитанции, квитанции на провоз ручной клади устанавливаются правилами перевозок пассажиров.
3. Кассовый чек с указанными на нем реквизитами билета, багажной квитанции, квитанции на провоз ручной клади приравнивается соответственно к билету, багажной квитанции, квитанции на провоз ручной клади.
4. Допускается использование билетов с указанием части или всех реквизитов в электронном виде, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
5. В случае невозможности осуществить перевозку пассажира и багажа предоставленным транспортным средством в связи с его неисправностью, аварией, другими аналогичными причинами пассажир имеет право воспользоваться выданными билетом, багажной квитанцией, квитанцией на провоз ручной клади в другом транспортном средстве,предоставление которого обязан обеспечить перевозчик.
6. Пассажир обязан хранить билет, багажную квитанцию, квитанцию на провоз ручной клади в течение всей поездки и предъявлять их по первому требованию лиц, осуществляющих контроль. Контроль за наличием билета, багажной квитанции, квитанции на провоз ручной клади осуществляется в порядке, установленном правилами перевозок пассажиров.

Статья написана по материалам сайтов: studme.org, trans-otdel.ru, mylektsii.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector