Виды политических режимов и их признаки

Политических режимов называют несколько, но, как правило, они сводятся к двум видам: демократический и недемократический.

Демократический режим— это господство института демократии, а демократия, как известно, или есть, или ее нет.

Признаками демократического режима чаще всего называют следующие:

1. Наличие многопартийной системы, при которой в стране действует несколько партий, каждая из которых участвует в политической жизни, выборах, представлена в парламенте и т.д.

2. Реальное осуществление свободных выборов — т.е. таких выборов, которые не ограничены искусственными цензами; выборы, при которых каждый гражданин может участвовать в качестве избирателя либо выдвигать свою кандидатуру (быть выдвинутым в качестве кандидата).

3. Наличие демократического законодательства и, прежде всего — демократической конституции, которая закрепляет демократические принципы построения и деятельности государства; права и свободы граждан.

4. Наличие не просто многопартийной системы, но реальная и неограниченная деятельность оппозиционных партий, которые могут иметь свои официально зарегистрированные структуры, могут быть представлены в парламенте и иных органах государства.

5. Наличие не только широких прав и свобод, но и возможность для каждого гражданина защищать свои права и свободы в судебном порядке, т.е. наличие независимой судебной системы, которая обслуживает субъектов права.

6. Построение государственного механизма по принципу разделения властей, т.е. реализация принципа разделения властей.

7. Юридическое равноправие граждан, равенство их перед законом.

В последние годы важной характеристикой демократического режима является свобода средств массовой информации, возможность выпуска практически любых газет, журналов, возможность открытия частных радиостанций и телевизионных станций и т.д. — т.е. реальная возможность выражения своего мнения при помощи масс медиа.

Второй формой политического режима является недемократический режим или антидемократический режим. Чаще всего его называют тоталитарным режимом, хотя иногда применяется термин «авторитарный режим».

Тоталитарный режим — это такая форма осуществления власти, такой набор средств и методов, при котором ранее перечисленные признаки демократического режима отсутствуют либо их можно применять со знаком «не». Тоталитарные режимы имеют несколько разновидностей, в отличие от демократического режима, который представляет собой нечто цельное. Самой крайней и характерной формой тоталитарного режима является фашистский режим, фашистский режим — режим, основанный не только на диктатуре какого-то лица или группы лиц, но и правление, которое связано с определенной идеологией. Фашистский режим означает полное запрещение любых партий кроме одной господствующей, означает сращивание этой единственной партии и государственного аппарата, запрещение основных прав и свобод, применение политического террора, создание мест лишения свободы для противников режима оппозиции (концлагерей и т.д.).

Авторитарный режим является промежуточной формой, «смягченным» видом тоталитарного режима. В некоторых случаях его можно считать разновидностью демократии, стоящей на грани потери своих демократических признаков. Среди авторитарных режимов можно выделить конституционно-патриархальный, где сильно влияние патриархально-институционных институтов власти.

17. Что понимается под территорией?

Территория государства (от лат. territorium — область, территория) — необходимый составляющий его элемент представляет собой часть пространства (земного, воздушного, морского, недр), на которое распространяется суверенитет этого государства. Территория — составная часть понятия «государство».

Понятие и виды политических режимов

Понятие «политический режим» в литературе трактуют в рамках узкого и широкого подходов.

В узком смысле понятие «политический режим» рассматривается как государственный режим, под которым понимают совокупность методов и инструментов реализации государственной власти.

При широком подходе понятие «политический режим» раскрывает политическую атмосферу общества, которая формируется в результате взаимодействия государственной власти, разных политических сил и институтов общества.

В практическом плане понятие политический режим выступает самой важной характеристикой государства, поскольку для человека истинно важна реальная политическая атмосфера, уровень его экономического и правового положения.

Следует отметить, что один и тот же политический режим может быть реализован при различных формах и видах правления. Например, по форме правления Англия является конституционной монархией, Германия – парламентская республика, Франция – президентская республика, однако вид политического режима в этих государствах одинаковый – буржуазная демократия.

При этом следует отметить, что изменение вида политического режима нередко приводит к изменению формы государства и наоборот.

Для понимания природы этих взаимосвязей необходимо учитывать всю политическую ситуацию в государстве, а также огромное воздействие на политический режим всех институтов гражданского общества.

В зависимости от указанных факторов политический режим принято делить на два вида: демократический и недемократический (авторитарный и тоталитарный).

В истории и практике развития государственности существуют различные примеры видов демократических режимов, однако их суть неизменно проявляется в народовластии.

В целом современному виду демократического режима характерны следующие черты:

– принятие воли народа как единственного источника государственной власти;

– реализация государственной власти на базе принципа разделения властей;

– выборность и сменяемость представителей органов государственной власти;

– наличие политико-правовых механизмов, гарантирующих прямое или опосредованное участие граждан в управлении государством;

– широкий набор реальных прав и свобод у человека и общества;

– наличие реальных оппозиционных сил.

Важнейшей чертой демократического политического режима является систематическая и мирная смена руководителей государства и правящей партии.

Авторитарный режим представляет собой вид государственно-политического устройства общества, при котором политическая власть реализуется определенным политическим деятелем (партией, элитной группой и т.д.) при незначительном или минимальном участии населения.

К основным чертам авторитарного политического режима относят:

– на всех уровнях власти реальные рычаги управления концентрируются в руках одного или нескольких взаимосвязанных органов и должностных лиц;

– не соблюдается принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;

– реальные властные возможности представительных органов заметно ограничены;

– суд используется реальными руководителями государства как вспомогательный орган;

– принципы выборности должностных лиц и их подотчетности существенно ограничены;

– преобладают административные методы государственного управления;

– практикуется ограниченная цензура и частичный плюрализм;

– права и свободы человека не гарантируются во всей своей полноте и т.д.

В политический оборот термин «тоталитаризм» ввел Бенито Муссолини в 1925 году при характеристике собственного движения. В научной литературе его начали активно использовать в 30-е годы XX века.

Рассмотрим понятие «тоталитаризма», которое характеризуется набором определенных черт. Тоталитаризм – это политический режим, сутью которого является всеобъемлющий и постоянный контроль над населением, что предполагает систематическое применение насилия либо его угрозу.

Тоталитаризму как политическому режиму свойственны следующие черты:

– монизм (т.е. отсутствие плюрализма), который предполагает наличие одной (как правило, выраженной государством) единственной верной позиции на понимание определенных вопросов из различных сфер общественной и государственной жизни;

– вся власть концентрируется в руках аппарата одной партии;

– запрещается деятельность всяких иных видов политических партий и организаций;

– последовательная и жесткая централизация власти, во главе которой находится вождь;

– реализация единой для всего населения идеологии на государственном уровне;

– активное распространение уравнительного принципа во всех сферах жизнедеятельности общества;

– монопольное обладание истиной представителями тоталитарной системы;

– принесение в жертву частных и личных интересов во имя выполнения общегосударственных задач;

– нетерпимость к любому виду инакомыслия, догматизм;

– монополия государства на создание и распространение информации, полный контроль над СМИ.

Авторитарные и тоталитарные виды режимов различаются по ряду параметров. Во-первых, тоталитаризм характеризуется всеобщим контролем, а авторитаризм – частичным. Во-вторых, при авторитарном режиме применяется тактика выборочного террора с целью предотвращения появления действенной оппозиции, при тоталитарном режиме реализуется систематический террор по отношению к оппонентам власти.

Таким образом, вышеуказанные виды политического режима отражают основные подходы к организации жизнедеятельности государства и общества, которые реализовывались на практике.

Политический режим: понятие и виды

Политический режим является наиболее важным, динамичным и относительно автономным элементом формы государства. Это выражается в его способности определять характер и способы взаимодействия власти, общества и личности и изменять форму правления и форму государственного устройства.

Политический режим— это система методов, способов и средств осуществления политической власти, отражающая состояние прав и свобод, отношение органов государственной власти к правовым основам своей деятельности.

По мнению исследователей, основными признаками политического режима являются:

· степень участия населения в механизмах формирования политической власти;

· избирательная система, т. е. правила, с помощью которых происходит избрание кандидатов в высшие органы власти;

· партийная система, которая определяет сущность политического режима;

· принцип легитимности органов государственной власти;

· способы принятия политических решений;

· соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства;

· гарантированность прав и свобод личности;

· степень верховенства закона во всех сферах жизни общества;

· характер правового регулирования (стимулирующий, ограничивающий) в отношении граждан и должностных лиц;

· принципы взаимоотношений общества и власти;

· место и роль заинтересованных групп (лобби, групп давления, профсоюзов и других организаций) в политической системе общества;

· политическое и юридическое положение и роль в обществе государственных силовых структур.

В зависимости от степени социальной свободы индивида, гарантированности ее прав и свобод, характера взаимоотношений государства и общества различают три типа режимов: тоталитарный, авторитарный и демократический.

Тоталитаризм (от лат. totalis — весь, целый, полный) — это режим полного контроля со стороны государства над всеми сферами жизни общества и каждым человеком посредством прямого вооруженного насилия.

Для тоталитарного режима характерны следующие признаки:

· полное полглощение государством всего общества и конкретного человека;

· крайняя степень централизации власти в руках вождя, опирающегося на властвующую партию, или узкой группы лиц из правящей элиты;

· формирование государственной власти бюрократическим закрытым способом и недоступность ее для контроля со стороны общества;

· регламентация общественных отношений на основе принципа ≪дозволено только то, что прямо разрешено законом≫;

· господство единственной массовой партии, провозгласившей себя руководящей и направляющей силой и фактически сросшейся с государством;

· отрицание естественных прав человека, признание только дарованных государством прав, которые носят декларативный, формальный характер;

· наличие монопольной официальной идеологии, которая всеми признается и выступает в качестве механизма, формирующего потребности и мотивы поведения индивида и интегрирующего общество вокруг приоритетных целей;

· активная мобилизация населения на выполнение политических и социальных задач с помощью страха, насилия, принуждения;

· монополия власти на информацию, полный контроль за средствами массовой информации;

· всеобщий полицейский надзор за обществом, призванный пресекать любые проявления инакомыслия и инакодействия, систематический террор по отношению к противникам;

· мощный военно-промышленный комплекс, многочисленная армия как основная опора режима.

Тоталитаризм имеет две разновидности.

1. ≪Левый≫ тоталитаризм существовал в форме советского коммунизма в СССР и подобных режимов в странах социализма.

2. ≪Правый≫ тоталитаризм был представлен итальянским фашизмом, германским национал-социализмом, японским милитаризмом, испанским и латиноамериканским фашизмом.

Авторитарный(от лат. antoritas —власть) режим —это такой тип режима, основу которого составляет диктатура одного конкретного лица или группы. Авторитаризм —своего рода ≪компромисс≫ между тоталитарным и демократическим политическими режимами. Сущностной особенностью данного режима выступает характер отношений власти и общества, государства и личности, построенные в большей степени на принуждении, чем на убеждении.

К общим чертам авторитарного политического режима относятся следующие:

· отчуждение народа от реальных рычагов власти;

· сосредоточение определенных властных полномочий в руках одного человека (монарха, политического лидера) либо группы (военной хунты, религиозного клана);

· сведение роли парламента и других органов государственной власти до положения сугубо формальных институтов, усиление роли исполнительно-распорядительных органов;

· циркуляция элит происходит путем кооптации, т. е. волевым введением их в руководящие структуры на основе личных симпатий и преданности вождю;

· отказ от полного, тотального контроля за всеми сферами общественной жизни. Власть оставляет под полным контролем собственную безопасность, национальную оборону, общественный порядок и внешнюю политику. Экономика, культура, религия, частная жизнь остаются вне контроля. Действует принцип ≪разрешено все, кроме политики≫;

· основные методы государственного управления —командные, административные; практически не применяются массовые репрессии, отсутствует террор;

· монополизация политики, означающая запрет политической оппозиции, политических партий, общественных организаций и других субъектов политики. В отдельных случаях допускается ≪ограниченный плюрализм≫ в виде ограниченного числа профсоюзов, политических партий, действующих под строгим контролем власти;

· отсутствие единой ≪священной≫ идеологии, навязанной всему обществу, опора на размытую концепцию ≪национального интереса≫ и популизм;

· права и свободы человека и гражданина провозглашаются, но реально не обеспечиваются. Основные гражданские права режим подавляет;

· силовые структуры находятся вне контроля со стороны общества и используются в сугубо политических целях.

Типичные примеры авторитарного режима —режим Пиночета в Чили, Амина в Уганде, Насера в Египте, Маркоса на Филиппинах, Чан Кайши на Тайване, аятоллы Хомейни в Иране.

≪Демократия≫ (demos —народ, tcratos —власть) в переводе означает народовластие, власть народа.

Однако нигде в мире не реализована ситуация, при которой весь народ осуществлял бы политическое властвование. Это обстоятельство следует учитывать при рассмотрении демократического политического режима.

Демократия представляет собой самый сложный тип политического режима, который обладает следующими признаками:

· источником власти является народ;

· решения принимаются большинством с учетом мнения меньшинства: народ имеет право влиять на выработку политических решений;

· политическая власть носит легитимный характер и осуществляется в соответствии с принятыми законами;

· действует принцип ≪разрешено все, что не запрещено законом≫;

· признание и реальное осуществление принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;

· доминируют методы убеждения, согласования, компромисса; силовые методы используются в исключительных случаях;

· силовые структуры находятся поддемократическим контролем общества;

· высокая степень реализации и гарантированности прав человека;

· институциональный и политический плюрализм, предполагающий деятельность разнообразных правовых институтов, соревновательность политических партий, движений, массовых объединений, ассоциаций, групп по интересам.

Современные демократии существуют примерно в 35 странах и выступают как достаточно эффективная форма взаимоотношений власти и граждан (Швейцария, Швеция, Нидерланды, Дания, Германия и др.).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

37.252.1.220 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Политический режим. Виды политических режимов и их признаки

политический правление государственный режим

С формой государства тесно связан политический режим, значение которого в жизнедеятельности той или иной страны очень велико. Например, изменение политического режима (даже если форма правления и форма государственного устройства остаются прежними) обычно приводит к резкому изменению внутренней и внешней политики государства. Вызвано это тем, что политический режим связан не только с формой организации власти, но и с её содержанием. Политический режим выражает особенности функционирования государственного механизма. При выполнении своего функционального назначения органы государства взаимодействуют друг с другом и населением, используя определённые наборы средств и способов управленческого воздействия. Следовательно, политический режим — это упорядоченное взаимодействие структур политической системы, а также совокупность методов осуществления власти и достижения политических целей. Характеристиками политического режима являются: объём прав и свобод человека, методы осуществления. государственной власти, характер взаимоотношений между государством и обществом, наличие или отсутствие возможностей общества влиять на принятие политических решений, способы формирования политических институтов, методы выработки политических решений. В зависимости от характера используемых государственной властью средств и способов управленческого воздействия различают несколько политических режимов.

Тоталитаризм — это политический режим, при котором государство стремится к целостному, всеохватывающему контролю за жизнью всего общества в целом и каждой личности в отдельности. Термин «тоталитаризм» был введён в политический лексикон в 1925 г. лидером итальянских фашистов Б. Муссолини для характеристики созданного им режима.

Основные признаки тоталитарного режима:

  • · Официальная идеология, полностью отрицающая предыдущий порядок и призванная сплотить граждан для построения нового общества. Эта идеология должна обязательно признаваться и разделяться всеми членами общества. Она ориентирует общество на завершающий период истории, в котором должно воплотиться совершенное состояние. Во всех тоталитарных режимах все стороны жизни общества (мораль, экономическая эффективность, социальные отношения, политические нормы и т.д.) подчинены идеологии.
  • · Монополия на власть единой массовой партии, строящейся по олигархическому признаку и возглавляемой харизматическим лидером. Партия практически «поглощает» государство, выполняя его функции.
  • · Система террористического полицейского контроля, который осуществляется не только за «врагами народа», но и за всем обществом. Контролируются отдельные личности, целые классы, этнические группы.
  • · Партийный контроль над средствами массовой информации. Жесткая цензура любой информации, контроль за всеми средствами массовой коммуникации (прессой, радио, кино, литературой и т.д.).
  • · Всеобъемлющий контроль над вооружёнными силами.
  • · Централизованный контроль Экономики и система бюрократического управления экономической деятельностью.

Среди перечисленных признаков наибольшее значение имеют первые два — официальная идеология и монополия единой массовой партии на власть. Тоталитарный режим насаждал и утверждал в обществе единую официальную идеологию, стремился поставить под свой контроль всю духовную деятельность общества. Именно партия, обладавшая при тоталитаризме всей полнотой власти, обеспечивала мобилизацию масс на достижение политических целей и поддержку режима. При тоталитаризме стирается грань между государством и обществом т.к. исчезают автономные, неподконтрольные власти сферы общественной жизни. Под контроль и регламентацию государства попадают экономические, социальные, духовные виды деятельности, а также частная жизнь граждан. Таким образом, тоталитаризм отличается от других диктатур высочайшей степенью регламентации и контроля.

Формирование политических тоталитарных режимов стало возможным на индустриальной стадии развития человечества, когда технически стали возможны не только всеобъемлющий контроль над личностью, но и тотальное управление её сознанием, особенно в периоды социально-экономических кризисов. Первые тоталитарные режимы были сформированы после первой мировой войны в странах, относившихся ко «второму эшелону индустриального развития» (Италия, Германия, Россия). Формированию тоталитаризма в немалой степени способствует выход на политическую арену массовых движений, которые, разрушая прежние политические институты, создают плацдарм для становления неограниченной власти.

Принято выделять две разновидности тоталитаризма «левый» и «правый». «Левый» тоталитаризм возник в коммунистических странах в Советском Союзе, в странах Восточной Европы, Азии (Китай, Северная Корея, Северный Вьетнам) и на Кубе. «Правый» тоталитаризм сформировался в фашистской Италии и Германии.

«Левый» тоталитаризм основывался на идеологии марксизма-ленинизма, утверждающей 1) возможность построения коммунистического общества, в котором будут полностью удовлетворяться потребности всех индивидов; 2) необходимость отмены частной собственности и создания плановой, регулируемой экономики; 3) ведущую роль пролетариата; 4) необходимость диктатуры пролетариата при переходе к новому обществу; 5) возможность построения коммунизма в каждой стране. Социальной основой «левого» тоталитаризма выступали низшие классы, и прежде всего пролетариат. С точки зрения господствующей идеологии, все другие классы являются менее прогрессивными, а некоторые — даже реакционными. Поэтому политика направлялась на искоренение иных классов. На практике это означало ликвидацию класса собственников и крестьянства. Построение «светлого будущего» предполагало использование мощного аппарата принуждения вплоть до террора.

«Правый» тоталитаризм, в лице германского фашизма, основывался на идеологии национал-социализма. Эта идеология представляла собой смесь националистических лозунгов, которые опирались на расистские идеи Х. Чемберлена о германцах как ядре «высшей» арийской расы и утверждения Ж. Гобино о ее упадке, связанном с кровосмешением. Именно из этих постулатов родилась идея нацизма о превосходстве немецкой нации и стремление к мировому господству.

Главные положения национал-социалистической идеологии сводились к следующему: 1) воссоздание германского рейха; 2) борьба за чистоту немецкой расы; 3) истребление всех инородных элементов (и прежде всего, ев реев); 4) антикоммунизм; 5) ограничение капитализма.

Социальной основой «правого» тоталитаризма являлись экстремистски настроенные средние слои общества. Поддержку германский фашизм получал и у крупного капитала, видевшего в нем «наименьшее зло» по сравнению с революционным движением масс и коммунистической идеологией.

В соответствии с установками тоталитарных режимов все граждане призваны были выражать поддержку официальной государственной идеологии, тратить время на её изучение. Инакомыслие и выход научной мысли за границы официальной идеологии преследовались. Особую роль при тоталитарном режиме играет его политическая партия. Только одна партия имеет пожизненный статус руководящей, выступает либо в единственном числе, либо формально возглавляет блок партий или иных политических сил, существование которых разрешено режимом. Правящая партия и государственная власть находятся под руководством одного человека (вождя), который настолько полно отождествляется с общей доктриной и судьбой государства, что, пока он стоит у власти, вокруг него создаётся культ личности. Специфическими чертами тоталитарного политического режима являются организованный террор и тотальный контроль, применяемые для обеспечения приверженности масс партийной идеологии. Аппарат тайной полиции и служб безопасности с помощью крайних методов воздействия вынуждает общество жить в состоянии страха. В таких государствах конституционные гарантии либо не существовали, либо нарушались, вследствие чего становились возможными тайные аресты, содержание людей под стражей без предъявления обвинения и применение пыток.

Термин «авторитаризм» применяется для обозначения режима, характеризующегося монополией на власть какой-то одной партии, группировки, лица или института.

Основные отличия авторитарных режимов от тоталитарных: авторитаризм не имеет единой и обязательной для всех идеологии, допускает ограниченный плюрализм, если он не наносит вреда системе; гражданин не подвергается репрессиям, если он не является активным противником режима: необязательно поддерживать режим, достаточно его терпеть; при авторитаризме центральную роль играет не мировоззрение, а сохранение власти; неодинаковая степень регламентации различных сторон общественной жизни: при тоталитаризме контролируются все сферы общественной жизни, для авторитаризма характерна намеренная довольно слабая политическая информированность масс; при тоталитаризме центром власти является одна партия; при авторитаризме — высшей ценностью является государство как средоточие властных функций; авторитарные диктатуры предпочитают сохранять традиционные классовые, сословные или племенные перегородки, которые чужды тоталитаризму; при тоталитаризме систематический террор проводится легально и организованно, при авторитаризме используется тактика избирательного террора.

Существенными чертами авторитаризма являются:

  • · монополия на власть одной группы, партии или коалиции, которая ни перед кем не несёт ответственности;
  • · полный или частичный запрет на деятельность оппозиции;
  • · сильно централизованная структура власти;
  • · сохранение ограниченного плюрализма, наличие дифференцированных отношений между обществом и государством;
  • · отсутствие возможности ненасильственной смены власти;
  • · использование силовых структур для удержания власти.

Причины возникновения авторитаризма: сохранение традиционного типа общества с ориентацией на привычные и устойчивые формы социальной жизни и авторитеты; сохранение патриархального и подданнического типов политической культуры в качестве преобладающих, что равно отсутствию ориентаций населения на активное воздействие на политическую систему; значительное влияние религиозных норм на политические ориентации населения; экономическая отсталость; неразвитость гражданского общества; высокая степень конфликтности в развивающихся обществах.

Власть, подчинение и порядок ценятся при авторитарном режиме правления больше, чем свобода, согласие и участие в политической жизни народа. В таких условиях рядовые граждане вынуждены повиноваться законам, платить налоги без личного участия в их обсуждении. Существующие в авторитарных государствах демократические институты реальной силы в обществе не имеют. Авторитарный режим держится, прежде всего, на силовых структурах, подавляя всякие попытки масс к неповиновению и сопротивлению. Но в тоже время правящий режим полностью не отказывается от тактики маневрирования, уступок и реформ.

В зависимости от структуры правящего блока и целей проводимой политики различают военные, популистские и бюрократические режимы.

Военные режимы возникают чаще всего в результате государственных переворотов. Установление военных диктатур, как правило, сопровождается отменой прежней конституции, роспуском парламента, полным запретом любых оппозиционных сил, концентрацией законодательной и исполнительной власти в руках военного совета. Отличительной чертой военных диктатур является широкий размах террористической деятельности, которая осуществляется армией, полицией и спецслужбами.

Популистские режимы отличаются культом личности одного лица, горячо одобряемого и любимого народом. Для этого типа режима характерна идеологическая мобилизация масс, направленная на поддержание общенационального лидера.

При бюрократических режимах главную роль в принятии важнейших решений играет высшее государственное чиновничество. Процедуры избрания главы исполнительной власти практически не существует. Такие режимы чаще всего устанавливаются после переворотов, от военных режимов их отличает главенствующая роль бюрократии. Она вынуждена опираться на армию, а также на сеть создаваемых ею корпораций, которые в обход партий и профсоюзов связывают государство и общество.

Некоторые политологи выделяют переходные режимы, сочетающие в себе черты авторитаризма и демократии. Они формируются в результате победы радикальных оппозиционных сил и могут существовать десятилетия. К их разновидностям относятся диктократия и демократура. Диктократия возникает в случае либерализации без демократизации. Это значит, что правящая элита соглашается на некоторые индивидуальные и гражданские права без подотчётности обществу. Демократура предполагает демократизацию без либерализации, т.е. выборы (если они вообще проводятся), многопартийность и политическая конкуренция допускаются только в той мере, в какой они не угрожают власти правящей элиты.

При конституционно-авторитарном режиме ограничения демократии получают законодательное закрепление в конституции, которая лишь формально провозглашает даже весьма ограниченные права и свободы граждан. При этом запрещается деятельность оппозиционных партий. Нарушается принцип разделения властей. Парламент становится придатком исполнительной власти, и его значительная часть не избирается, а назначается.

С глубокой древности известны деспотические и тиранические разновидности авторитарного режима. Они основаны на произволе и жестокости правителей. Их отличие выражается лишь в различных способах овладения и приёмах осуществления власти. Если деспот приходит к власти законными способами, то тиран — с помощью захвата, государственного переворота. Если жестокость деспота обрушивается, прежде всего, на ближайшее окружение, высших должностных лиц, то при тирании — на всё население.

Демократический режим — форма организации и функционирования государственных органов и индивидов в рамках конституции, при равном доступе всех граждан к участию в политическом процессе. Демократические режимы отличаются от рассмотренных выше тем, что в условиях этих режимов народ, будучи источником власти, прямо и непосредственно формирует профессиональные представительные органы власти, активно участвует в управлении обществом, контролирует деятельность исполнительного аппарата; управление общественными делами осуществляется на основе принципа разделения властей; устанавливаются демократические методы властвования (расширяется практика использования рекомендаций, поощрений и других стимулирующих норм) и верховенство закона над государством; равенство всех перед законом (юридическое равноправие, наделение одинаковыми, законодательно закрепленными социально-политическими правами и свободами, в том числе равным правом на участие в управлении обществом и государством); признаётся подчинение меньшинства большинству с учётом мнения меньшинства). Демократический режим допускает многопартийность и легальную деятельность оппозиционных партий, профсоюзных и других массовых организаций. Через массовые организации население стремится воспользоваться возможностями участия в политическом процессе и оказания давления на правительство с целью удовлетворения своих требований.

Государство не только провозглашает, но и фактически обеспечивает, гарантирует общедемократические права и свободы, равный статус различных форм собственности, гибкую социальную политику (помощь детям, престарелым, инвалидам и т.д.), защиту личности от всех проявлений беззакония и т.п. При демократическом режиме власть реализуется в интересах народа демократическими и правовыми методами. Здесь права и свободы человека и гражданина всесторонне гарантированы и защищены, закон господствует во всех сферах общества. В политической жизни общества демократия была и остаётся высшим типом политического режима.

Как разновидности демократического режима выделяется президентский и парламентский, либерально-демократический и гуманистический режимы.

В последнее время политологи обращают внимание на такое условие демократического режима, как экономически самостоятельная, свободная личность. Однако для установления режима подлинной демократии этого явно недостаточно. Эффективность участия граждан в управлении государственными делами предполагает высокий образовательный и культурный уровень населения, сформировавшееся критическое мышление, самодисциплину, устоявшиеся моральные начала и т.п. Обнищавший, необразованный, разобщённый народ может погубить любое народовластие. Поэтому перед Россией стоит задача не только и не столько улучшения материального благосостояния, сколько обучения и повышения уровня культуры и общественности граждан, без которых не будет экономического процветания.

Статья написана по материалам сайтов: lecu.ru, studopedia.ru, vuzlit.ru.

Это интересно:  Невыдача трудовой книжки в день увольнения
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Читайте также:

  1. A) соответствие политических решений требованиям морали;
  2. I. Признаки делового общения
  3. II. Признаки гражданского общества.
  4. III.) Признаки проявления вирусов.
  5. IV. Правовое государство и его признаки.
  6. Абсолютные признаки перелома
  7. Аграрный вопрос в программах и тактике политических партий
  8. Административное правонарушение: понятие и признаки, правовая основа№9
  9. Амнистия: понятие и признаки. Помилование: понятие, правовые последствия, отличие от амнистии.
  10. АНАЛИЗ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЭЛИТ УКРАИНЫ