Военные суды в системе судов общей юрисдикции

Входят в судебную систему РФ, являются федеральными судами общей юрисдикции и осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил РФ. Военные суды создаются и упраздняются федеральным законом. Никакой военный суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда. Количество военных судов и численность их судей устанавливаются Верховным Судом РФ.

Задачивоенных судов во многом сходны с задачами общих судов. Однако между военными и гражданскими судами есть ряд отличий:

1) правосудие в военных судах осуществляется основном по уголовным делам и в отношении военнослужащих и военнообязанных во время прохождения ими военных сборов.

2) уголовные дела в отношении гражданских лиц подведомственны военным судам только при обвинении в шпионаже и в случаях обвинения военнослужащих в совершении преступления в составе группы лиц.

3) судьи военных судов являются офицерами и генералами Вооруженных Сил страны, на которых распространяются предельные сроки пребывания на действительной военной службе.

4)их деятельность по проверке правомерности решений государственных органов и должностных лиц распространяется лишь на органы военного управления и соответствующих должностных лиц.

11. Подсудность и организация военных судов.

В систему военных судов входят:

1. гарнизонные военные суды (рассматривают в 1-й инстанции гражданские, административные и уголовные дела, не отнесенные к подсудности военных судов высшего и среднего звена. В частности, им подсудны уголовные дела о всех преступлениях, за исключением преступлений, за совершение которых может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 15 лет, пожизненного лишения свободы или смертной казни);

2. окружные (флотские) военные суды (выполняют функции 1-й, 2-й (кассационной) судебных инстанций, а также судебной инстанции, призванной осуществлять проверку законности и обоснованности приговоров и иных судебных решений в порядке надзора и ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств)

3. Высшее звено — Военная коллегия в составе Верховного суда. Эта коллегия уполномочена выполнять функции всех судебных инстанций. В военных судах всех уровней образуются аппараты, выполняющие вспомогательные функции (администраторы судов, помощники председателей или судей и т.д.)

12. Общая характеристика и полномочия Верховного Суда рф.

Верховный суд РФ- Высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.

1)выполнение задач, которые возлагаются на него как на высший судебный орган по граждан., угол., административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции (наделен полномочием рассматривать по существу (по 1 инстанции) наиболее сложные и ответственные гражданские и уголовные дела);

2)осуществление в предусмотренных фед.законом процессуальных формах судебного надзора за деятельностью таких судов (выявлять и исправлять допускаемые судами ошибки);

3)дача разъяснений по вопросам судебной практики.

ВС РФ имеет право законодательной инициативы. Орган, который располагает обширной информацией о том, как действуют законы, в чем трудности и недостатки их применения. ВС РФ способен активно содействовать законотворчеству, влиять на содержание действующего законодательства. Значительное место в деятельности ВС РФ занимает рассмотрение угол.и граждан.дел по 1 инстанции. Являясь кассационной инстанцией для гражданских и военных судов среднего звена, ВС РФ рассматривает дела по кассационным жалобам и представлениям прокуроров на не вступившие в законную силу приговоры, решения и определения верховных судов. Возглавляя систему судов общей юрисдикции (гражданских и военных), ВС РФ является надзорной инстанцией, где уполномочен проверять законность, обоснованность и справедливость вступивших в силу приговоров, решений по гражд.делам, определений и постановлений, вынесенных любым судом общей юрисдикции.

Правоохранительные органы

Чувилев А.А., Чувилев Ан.А. Правоохранительные органы: Учебное пособие. – М.: Юриспруденция, 2000.–176 с.
§ 5. Военные суды
Военные суды входят в судебную систему Российской Федерации в качестве подсистемы судов общей юрисдикции, являются федеральными судами и осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, формированиях, в которых предусмотрена военная служба.

Порядок организации и принципы деятельности военных судов регламентируются Законом “О военных судах Российской Федерации”. В соответствии со ст. 1 данного Закона военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и подразделений Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. Военные суды располагаются в открытых для свободного доступа местах. Количество военных судов, численность судей военных судов устанавливаются Верховным Судом РФ.

Основными задачами военных судов являются обеспечение и защита:

— нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов человека и гражданина, юридических лиц и их объединений;

— нарушенных и оспариваемых прав и охраняемых законом интересов местного самоуправления;

— нарушенных или оспариваемых прав и охраняемых законом интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

К подсудности военных судов относятся (ст. 7):

— гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений;

— дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащие, граждане, проходящие военные сборы, а также граждане, уволенные с военной службы;

— дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы.

Военным судам, дислоцирующимся за пределами территории РФ, подсудны все гражданские, административные и уголовные дела, подлежащие рассмотрению федеральными судами общей юрисдикции.

Военные суды рассматривают жалобы на применение заключения под стражу в качестве меры пресечения, а также на продление сроков содержания под стражей в отношении военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы, жалобы на действия или бездействие военных прокуроров по делам, расследуемым в отношении военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы.

Военные суды образуют единую систему, состоящую из трех звеньев. Низшее звено составляют гарнизонные военные суды, второе (среднее) звено окружные (флотские) военные суды, а высшим звеном для военных судов является Верховный Суд РФ, в состав которого входит Военная коллегия.

Гарнизонный военный суд действует на территории, на которой дислоцируются один или несколько военных гарнизонов. Гарнизонный военный суд в первой инстанции рассматривает уголовные, гражданские и административные дела, за исключением тех, которые отнесены к подсудности Военной коллегии и окружного (флотского) военного суда. Гарнизонный военный суд принимает решения об аресте, о заключении под стражу, содержании под стражей, об ограничении прав на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, телеграфных и иных сообщений, на неприкосновенность жилища. Он рассматривает также жалобы на действия (бездействие) органов предварительного расследования и прокурора по находящимся у них в производстве делам в отношении военнослужащих и лиц, проходивших военные сборы.

Гарнизонный военный суд состоит из судей и народных заседателей. Судьи назначаются Президентом РФ, срок их полномочий не ограничен. Народные заседатели избираются на собраниях военнослужащих. Гражданские и административные дела рассматриваются как коллегией, так и единолично судьей (в случаях, если срок наказания за преступления не превышает пяти лет лишения свободы).

Возглавляет гарнизонный военный суд председатель, у которого имеются заместители. Председатель гарнизонного военного суда, помимо непосредственного участия в рассмотрении дел, организует деятельность суда, распределяет обязанности между судьями, контролирует работу аппарата суда, представляет суд в государственных органах и органах местного самоуправления. Заместитель председателя гарнизонного военного суда также участвует в рассмотрении дел и замещает председателя гарнизонного военного суда во время его отсутствия.

Окружные (флотские) военные суды действуют на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации. Они рассматривают дела в качестве судов первой, кассационной и надзорной инстанций.

В качестве суда первой инстанции окружной (флотский) суд рассматривает гражданские дела, связанные с государственной тайной, и уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено наказание свыше пятнадцати лет лишения свободы, пожизненное лишение свободы или смертная казнь. В качестве кассационной инстанции окружной (флотский) военный суд рассматривает дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и поставновления гарнизонных военных судов, не вступившие в законную силу. В порядке надзора окружные (флотские) военные суды проверяют законность и обоснованность приговоров и решений гарнизонных военных судов, вступивших в законную силу, а также определений окружного (флотского) военного суда, принятых им во второй инстанции.

В состав окружного (флотского) суда входят судьи, народные и присяжные заседатели. Судьи окружного (флотского) суда назначаются Президентом РФ, а присяжные и народные заседатели избираются на собраниях военнослужащих. Дела рассматриваются в следующем составе:

— гражданские дела рассматриваются судьей единолично или коллегией, состоящей из трех судей;

— уголовные дела рассматриваются коллегией, состоящей из трех судей, либо судьей и коллегией присяжных заседателей, либо коллегией, состоящей из судьи и народных заседателей.

В окружном (флотском) военном суде образуется президиум, могут быть образованы судебные коллегии и (или) судебные составы.

Президиум окружного (флотского) военного суда рассматривает дела по протестам на решения, приговоры и определения гарнизонного военного суда, вступившие в силу, а также определения и постановления окружного (флотского) военного суда, принятые им во второй инстанции. Кроме того, Президиум рассматривает вопросы организации работы суда, утверждает председателей судебных коллегий и судебных составов, определяет их численность.

Судебные коллегии и судебные составы окружного (флотского) военного суда действуют в качестве судов первой и кассационной инстанций.

Руководит работой окружного (флотского) военного суда председатель. Он организует деятельность суда, созывает заседания президиума и вносит на его рассмотрение вопросы, требующие решения, контролирует работу аппарата суда, представляет суд в государственных органах и органах местного самоуправления. Кроме того, председатель приносит протесты на приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, вступившие в силу, и вправе участвовать в рассмотрении дел окружным (флотским) судом.

Заместители председателя окружного (флотского) суда организуют работу соответствующей судебной коллегии или судебного состава, замешают председателя окружного (флотского) военного суда во время его отсутствия, но правом принесения протестов не обладают.

Военная коллегия Верховного Суда РФ действует в качестве суда первой, кассационной и надзорной инстанций.

В первой инстанции Военная коллегия рассматривает:

— дела об оспаривании нормативных актов Президента РФ, Правительства РФ, Министерства обороны РФ, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы;

— уголовные дела о преступлениях, в совершении которых обвиняется судья военного суда, если им заявлено соответствующее ходатайство, дела особой сложности или особого общественного значения, которые Военная коллегия вправе принять к своему производству при наличии ходатайства обвиняемого.

В качестве суда надзорной инстанции Военная коллегия рассматривает дела по жалобам и протестам на приговоры, определения и постановления окружных (флотских) судов, не вступившие в законную силу.

В порядке надзора Военная коллегия рассматривает дела по протестам на решения всех военных судов, вступившие в законную силу. Приговоры, определения и постановления самой Военной коллегии, не вступившие в силу, могут быть отменены или изменены кассационной коллегией Верховного Суда РФ. Вступившие же в силу приговоры, определения и постановления Военной коллегии могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда РФ.

Военная коллегия состоит из судей, присяжных и народных заседателей.

Дела рассматриваются ей в следующем составе:

— в первой инстанции гражданские дела рассматриваются судьей единолично или коллегией из трех судей, а уголовные дела — коллегией, состоящей из трех судей, либо судей и коллегией присяжных заседателей, либо коллегией, состоящей из судей и народных заседателей;

— дела по жалобам и протестам на решения, приговоры и определения окружных (флотских) военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в силу, рассматривает коллегия, состоящая из трех судей;

— дела по протестам на решения, приговоры, определения военных судов, вступившие в силу, рассматривает коллегия, состоящая из трех судей.

Возглавляет Военную коллегию председатель, который по должности является заместителем Председателя Верховного Суда РФ и назначается на должность Советом Федерации Федерального Собрания. Он имеет право приносить протесты в Военную коллегию и президиумы окружных (флотских) судов на решения, определения и приговоры военных судов, вступившие в силу, а также в Президиум Верховного Суда РФ — на решения, приговоры и определения Военной коллегии, вступившие в законную силу. Он же руководит работой Военной коллегии, контролирует работу ее аппарата. Председатель Военной коллегии имеет заместителя, который осуществляет полномочия председателя во время его отсутствия, за исключением принесения протестов.

В аппаратах военных судов установлены должности помощников председателя суда, помощников судей, начальников отделов, советников, консультантов, главных и ведущих специалистов, специалистов 1 и 2 категории, специалистов. Указанным работникам присваиваются классные чины, специальные звания, а военнослужащим присваиваются также и воинские звания. При военных судах учреждена также должность администратора суда. Администратор военного суда принимает меры по организационному обеспечению деятельности суда, по обеспечению надлежащих материальных и бытовых условий для судей и работников аппарата, осуществляет информационно-правовое обеспечение деятельности военного суда, организует охрану здания и другого имущества военного суда, работу средств связи. Администратор военного суда назначается на должность и освобождается от нее начальником соответствующего подразделения Судебного департамента.

Финансирование военных судов осуществляется за счет средств федерального бюджета Судебным департаментом при Верховном Суде РФ. Обеспечение военных судов транспортом, средствами связи, вооружением, служебными помещениями и охраной производится соответствующими подразделениями Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований.

Реферат: Военные суды России

Действующее законодательство о военных судах.

Система военных судов и их место в российской судебной системе.

Категория дел подведомственная военным судам.

Действующее законодательство о военных судах

В соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную власти, органы которых являются самостоятельными.

Военные суды Российской Федерации входят в судебную систему Российской Федерации, являются федеральными судами общей юрисдикции и осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Полномочия, порядок образования и деятельности военных судов устанавливаются Конституцией Российской Федерации 1993 года, Федеральными конституционными законами «О судебной системе Российской Федерации» от 26.12.1996 года и «О военных судах» от 23.06.1999 года.

В соответствии со ст. 3 ФКЗ «О военных судах» военные суды осуществляют правосудие от имени Российской Федерации. Судопроизводство и делопроизводство в таких судах осуществляется на государственном языке Российской Федерации — русском языке. Участвующим в деле лицам, не владеющим русским языком, обеспечивается право выступать и давать объяснения на родном языке либо на любом свободно избранном языке общения, а также пользоваться услугами переводчика (ст. 6 ФКЗ «О военных судах»).

Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. Военные суды располагаются в открытых для свободного доступа местах. Дислокация войск и сил флота не связывается с национально-территориальными или административно-территориальным делением Российской Федерации. Согласно ст. 16 Федерального закона «Об обороне» от 31 мая 1996 года она «осуществляется в соответствии с задачами обороны и социально-экономическими условиями мест дислокации». В определенных случаях войска и силы флота могут находиться за пределами РФ. Естественно, повсюду вместе с ними располагаются и военные суды.

Высший судебный контроль за деятельностью военных судов осуществляет Верховный Суд РФ.

Система военных судов и их место в российской судебной системе.

Система (подсистема) военных судов строится с учетом организации и дислокации войск и других воинских структур. Подобно системе общих (гражданских) судов она также состоит из трех звеньев:

1. Основное звено образуют военные суды армий, флотилий, соединений и гарнизонов. Суды этого уровня обычно состоят из председателей и нескольких членов. Председатель выполняет функции, весьма сходные с функциями председателей районных (городских) судов. В судах с большим объемом работы могут быть введены должности заместителей председателей. В состав военных судов этого уровня также входят народные заседатели.

2. Среднее звено военных судов образуют суды военных округов, флотов, видов и групп войск. Их количество обусловлено в основном числом соответствующих военных структурных образований этого уровня. В состав военных судов среднего уровня входят председатели, их заместители, члены судов и народные заседатели. Круг прав и обязанностей председателя в основном тот же, что и у председателей аналогичных общих (гражданских) судов.

3. Высшей судебной инстанцией по отношению к военным судам является Верховный суд РФ, в составе которого образуется военная коллегия. Полномочия председателя Военной коллегии несколько шире, чем полномочия председателей других судебных коллегий Верховного Суда РФ. Ему, как и заместителям Председателя этого суда, дано право принесения протестов в порядке надзора и приостановления в установленных законом случаях исполнения приговоров и других решений военных судов.

В соответствии со ст. 26 ФКЗ «О военных судах» статус судей военных судов и Военной коллегии определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», настоящим Федеральным конституционным законом, и иными федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Назначение судьи военного суда на другую должность в том же суде или его перевод в другой военный суд осуществляются с его согласия, за исключением случаев перевода судьи в военный суд, находящийся за пределами территории Российской Федерации или действующий в местностях, где введено чрезвычайное положение.
Судьи военных судов, годные по состоянию здоровья к военной службе, не могут быть уволены с военной службы без их согласия до достижения предельного возраста пребывания на военной службе, установленного федеральными законами. Судьям военных судов, достигшим предельного возраста, установленного для пребывания в соответствующем воинском звании, срок военной службы может быть продлен до 10 лет Председателем Верховного Суда Российской Федерации по рекомендации квалификационной коллегии судей военных судов, но не свыше достижения ими возраста 65 лет.

Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи военного суда: судьей военного суда может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей военных судов, а также имеющий офицерское звание и заключивший контракт о прохождении военной службы.

Задачи военных судов в значительной мере сходны с задачами общих (гражданских) судов. Как и все правоохранительные органы, они призваны участвовать в охране личности – ее прав и свобод, общества – его материальных и духовных ценностей, а также государства – его конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности. Подобно иным органам судебной власти, военные суды наделяются полномочиями, свойственными органам данной ветви государственной власти. На них возложено отправление правосудия, проверка правомерности решений и действий должностных лиц, затрагивающих права и свободы военнослужащих и граждан, приравненных к ним, обеспечение исполнения приговоров и других судебных решений, участие в формировании судейского корпуса (военных судей) и содействие органам судейского сообщества в подсистеме военных судов.

Сближает военные и общие (гражданские) суды также установленная для них равная обязанность руководствоваться в своей деятельности требованиями принципа законности. Военные суды, как и все иные суды, должны неуклонно следовать предписаниям Конституции РФ, других законов и правовых актов; для них также обязательны разъяснения Пленума Верховного Суда РФ. При разбирательстве конкретных гражданских и уголовных дел они руководствуются одинаковыми процессуальными правилами, установленными ГПК и УПК, без каких бы то ни было изъятий. К примеру, подсудимый в военном суде, как и подсудимый в общем суде, пользуются в полном объеме процессуальными правами, которые дают ему возможность защищаться от предъявленного обвинения.

Но наряду со сходством задач и полномочий военных и общих судов между ними существуют и различия. Они проявляются в ряде моментов. Во-первых, военным судам не даны полномочия конституционного контроля, дача разъяснения законодательства, обязательных для всех судов и должностных лиц, разбирательств и разрешения дел (материалов) об административных правонарушениях. Во-вторых, те полномочия судебной власти, которыми наделены эти суды, реализуются не всегда в том объеме, в каком это делают общие суды. Например военные суды осуществляют правосудие в отношении далеко не всех граждан. Равным образом поставлена в жесткие рамки их деятельность по проверке правомерности действий и решений должностных лиц, ограничены возможности по исполнению решений об имущественных взысканиях. В-третьих, особенностью полномочий военных судов является то, что только они могут рассматривать и разрешать уголовные дела о преступлениях против военной службы (неисполнение приказа, сопротивление начальнику или принуждение его к нарушению обязанностей военной службы, самовольное оставление части или места службы, дезертирство, нарушение правил несения боевого дежурства, утрата военного имущества и т.д.).

Существенным фактором, влияющим на положение военных судов в российской судебной системе, является то, что они образуются и функционируют в специфических условиях войск, органов и формирований, где федеральным законом предусмотрена военная службы. Специфичность этих условий проявляется прежде всего в том, что в организации и функционировании военных структур на первом плане находится обеспечение безопасности Российской Федерации, необходимой боеспособности и боеготовности, поддержание воинской дисциплины и установленного порядка несения службы. Дислокация войск и сил флота не связывается с национально-территориальными или административно-территориальным делением Российской Федерации. Согласно ст. 16 Федерального закона «Об обороне» от 31 мая 1996 года она «осуществляется в соответствии с задачами обороны и социально-экономическими условиями мест дислокации». В определенных случаях войска и силы флота могут находиться за пределами РФ. Естественно, повсюду вместе с ними располагаются и военные суды.

Изложенные и некоторые другие факторы в значительной мере предопределяют особенности организации и основ деятельности военных судов. Одна из них — включение в единую систему российских судов. Надзор за их судебной деятельностью в конечном счете осуществляет Верховный Суд РФ, который надзирает также за судебной деятельностью общих (гражданских) судов. Это позволяет обеспечить единообразие, а значит и справедливое, применение закона как к обычным гражданам, так и к тем которые одеты в военную форму. Такой подход не является единственно возможным. В Росси до 1917 года и в ряде современных государств до настоящего времени военные суды считались и считаются частью армии, средством, с помощью которого командование достигает поставленные перед ними цели (судьи назначались и назначаются командирами или воинскими начальниками различных уровней, последние утверждали и утверждают приговоры, выступали и могут выступать в роли органа, проверяющего приговоры, высшие инстанции военных судов обособлялись и обособляются от соответствующих общегражданских судов с подчинением военному ведомству и т.д.).

Однако данная особенность организации и основ деятельности военных судов, проявляющаяся в том, что они объединены с общими (гражданскими) судами, сосуществует с другой – с наделением этих судов определенной автономией по отношению к другим судам. Подсистема военных судов строится не так, как подсистема общих (гражданских) судов. Построение последней, как было показано в предыдущих главах, «привязано» к национально-территориальному и административно-территориальному делению Российской Федерации. Построение же подсистемы военных судов прямо зависит от организации и дислокации войск и других воинских структур. Но, разумеется, без какого-то подчинения соответствующим органам военного управления этих судов при осуществлении ими правосудия и иных полномочий судебной власти.

Категория дел подведомственная военным судам.

Подведомственность уголовных дел военным судом в значительной мере предопределяется принадлежностью лица, привлекаемого к уголовной ответственности, к числу граждан, считающихся военнослужащими. По общему правилу эти суды рассматривают все уголовные дела о преступлениях, совершенных военнослужащими Вооруженных сил РФ, других войск и воинских формирований, созданных в соответствии с законодательством РФ, а также пребывающими в запасе гражданами, проходящими сборы.

Как отмечалось ранее, структура военных судов состоит из трех звеньев: основного, среднего и высшего.

Судам основного звена подсудны из общей массы уголовных дел, подведомственных военным судам всех уровней, дела о преступлениях лиц, имеющих воинское звание до подполковника или капитана 2–го ранга включительно (кроме дел о преступлениях, за которые в мирное время может быть назначена смертная казнь). Они рассматривают практически все гражданские дела, по которым допускается разбирательство в военных судах. С мая 1992 года к их ведению отнесено рассмотрение жалоб на решения о применении в качестве меры пресечения содержания под стражей. Прямое указание по данному поводу содержится в постановлении Пленума Верховного Суда РФ «О практике судебной проверки законности и обоснованности ареста или продлении срока содержания под стражей» от 27 апреля 1993 года № 3

На военные суды среднего звена возложено выполнение функций первой, второй (кассационной), а также судебных инстанций, призванных осуществлять проверку законности и обоснованности приговоров и иных судебных решений в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

По первой инстанции они уполномочены рассматривать уголовные дела:

— о преступлениях, совершенных лицами, имеющими воинские звания полковника или капитана 1-го ранга;

— о преступлениях лиц, занимающих должности от командира полка, командира корабля 1-го ранга и выше, и им равных по служебному положению;

— о всех преступлениях (в том числе лиц в звании до подполковника и капитана 2-го ранга), за которые в условиях мирного времени законом предусмотрена смертная казнь.

Важным и ответственным полномочием военных судов этого уровня, как и соответствующих общих судов, стал контроль за законностью и обоснованностью действий органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, дознание или предварительное следствие, в случаях, когда их действия могут причинить ущерб конституционным правам граждан.

Высшей судебной инстанцией по отношению к военным судам является Верховный суд РФ, в составе которого образуется Военная коллегия.

Эта коллегия также уполномочена выполнять функции всех судебных инстанций.

В качестве суда первой инстанции она рассматривает уголовные дела исключительной важности, а также дела о преступлениях военнослужащих, имеющих воинские звания генерала (адмирала) либо занимающих должности от командира соединения и выше и им равные. Одновременно с этими делами рассматриваются гражданские иски о возмещении имущественного ущерба, причиненного преступлением. Решение о принятии дела, подсудного нижестоящему суду, к своему производству Военная коллегия принимает по собственной инициативе или по инициативе Председателя Верховного Суда РФ либо Генерального прокурора РФ. Но при наличии соответствующего ходатайства подсудимого.

В роли суда второй (кассационной) инстанции она выступает по отношению к не вступившим в законную силу приговорам и другим судебным решениям военных судов среднего звена, а в роли инстанции, проверяющей законность и обоснованность вступивших в законную силу приговоров и иных судебных решений, — по отношению ко всем военным судам.

Как было отмечено выше, к ведению военных судов относится рассмотрение гражданских и уголовных дел. В этом их существенное сходство с судами общими (гражданскими).

Однако дела, которые могут попасть на рассмотрение военных судов, имеют свои особенности. Гражданские дела становятся предметом рассмотрения в этих судах лишь при следующих условиях:

— когда речь идет о возмещении ущерба, причиненного преступлением, дело о котором разбирается в военном суде.

— если гражданское дело возникло и подлежит рассмотрению там, где в силу каких-то обстоятельств не действуют общие суды. Это, к примеру, может произойти и по месту дислокации войск, расположенных за пределами РФ.

— когда возникает вопрос о законности действий и решений органов военного управления и воинских должностных лиц, а также когда вызывает сомнения законность правового акта, принятого таким органом и должностными лицами.

Невоеннослужащий может предстать перед военным судом в качестве подсудимого, как правило, в следующих случаях: когда он совершает преступление во время прохождения военных сборов; когда он совершает преступление в местности, где нет общих судов; когда хотя бы один из его участников в совершении преступления — военнослужащий.

Список используемой литературы:

1. Конституция РФ 1993 г.

2. ФКЗ РФ «О военных судах» от 23.06.1999 г., СЗ РФ 1999 г. № 26.

3. ФКЗ РФ «О судебной системе РФ» от 26.12.1996 г., СЗ РФ 1997 г. №1.

4. ФЗ РФ «Об обороне» от 31.05.1996 г., СЗ РФ 1996 г., № 23.

5. Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О практике судебной проверки законности и обоснованности ареста или продлении срока содержания под стражей» от 27.04.1993 г. № 3.

6. УПК РФ от 01.06.2002 г. СЗ РФ 2002 г., №3.

7. Божьев В.П. Правоохранительные органы. М., 1998 г.

8. Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы. М., 1999 г.

Военные суды

Военные суды входят в судебную систему РФ, являются федеральными судами общей юрисдикции и осуществляют судебную власть и иные полномочия в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск, флотов и иных воинских структур, а в случаях, когда это предусмотрено международным договором РФ, – и по месту дислокации воинских формирований за пределами территории России. Создание и упразднение военных судов осуществляется на основании федерального закона. Никакой военный суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда. Количество военных судов и численность их судей устанавливаются Верховным Судом РФ.

Военные суды располагаются в открытых для свободного доступа местах и размещаются в зданиях, внешний вид и внутреннее устройство которых должны соответствовать конституционному статусу судебной власти в Российской Федерации. В зданиях военных судов не могут размещаться другие учреждения, в том числе военные ведомства. В судебных помещениях устанавливаются символы судебной власти (флаг, герб), а па здании – государственный флаг РФ, что важно еще и в том случае, если военные суды расположены по месту дислокации войск за пределами Российской Федерации.

Полномочия, порядок образования и деятельность военных судов устанавливаются Конституцией РФ, Федеральными конституционными законами «О судебной системе Российской Федерации» и «О военных судах Российской Федерации», иными федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Военные суды осуществляют правосудие от имени Российской Федерации, рассматривая подсудные им дела в порядке гражданского, административного и уголовного судопроизводства, руководствуясь при этом уголовным, гражданским и другим законодательством.

В своей деятельности при осуществлении правосудия военные суды руководствуются конституционными принципами и правилами судопроизводства, установленными для всех федеральных судов общей юрисдикции.

Разбирательство дел в военных судах проводится в открытом судебном процессе, за исключением случаев, предусмотренных законом для всех судов общей юрисдикции.

Важнейшими началами деятельности военных судов являются самостоятельность и независимость судей этих судов. Правосудие военные суды осуществляют самостоятельно, подчиняясь только Конституции РФ, федеральным конституционным законам и федеральным законам. Судьи военных судов независимы и в своей деятельности по осуществлению правосудия никому не подотчетны. Всякое вмешательство в какой бы то ни было форме в их деятельность недопустимо и влечет ответственность, предусмотренную федеральным законом. В ч. 4 ст. 5 Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации» (далее – Закон о военных судах) прямо указано, что установленные Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами гарантии независимости судей не могут быть отменены или снижены в отношении судей военных судов.

Судопроизводство и делопроизводство в военных судах осуществляется на государственном языке РФ, т.е. на русском языке. Участвующим в деле лицам, не владеющим русским языком, предоставляется право выступать и давать объяснение на родном языке либо на любом свободно избранном языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.

Вступившие в законную силу решения, приговоры, определения и постановления военных судов, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов военного управления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории России.

Военные суды при осуществлении правосудия имеют свою специфику, которая проявляется в подсудности дел и устанавливается прежде всего по субъектному (персональному) принципу в отношении определенных категорий лиц. Таких категорий две – военнослужащие и граждане, проходящие военные сборы.

В отношении указанных лиц военные суды рассматривают и разрешают следующие категории дел:

  • – гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений;
  • – уголовные дела о всех преступлениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы (ч. 5, 6 ст. 31 УПК РФ), а также иные дела, переданные в военный суд в соответствии с ч. 4–7 ст. 35 УПК РФ. Если уголовное дело по обвинению группы лиц подсудно военному суду в отношении хотя бы одного из соучастников, то данное дело в отношении всех лиц рассматривается соответствующим военным судом;
  • – дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы;
  • – дела по заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным военным судам.

В компетенцию военных судов входит также рассмотрение материалов о совершении военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, грубых дисциплинарных поступков, за совершение которых может быть назначен дисциплинарный арест.

Дела о преступлениях военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы, подсудны военным суд независимо от того, находятся они на военной службе или на военных сборах в данный момент или уже уволены, главное – что преступление было совершено ими в период прохождения военной службы или нахождения па военных сборах.

Жалобы на действия (бездействие) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения, нарушающие права, свободы и охраняемые законом интересы военнослужащих и приравненных к ним лиц, принимаются и рассматриваются военными судами и после увольнения этих лиц с военной службы или прохождения военных сборов.

Военным судам, дислоцирующимся за пределами территории РФ, подсудны все гражданские, административные и уголовные дела, подлежащие рассмотрению федеральными судами общей юрисдикции, если иное не уставлено международным договором РФ (ч. 4 ст. 7 Закона о военных судах).

Дела о преступлениях военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы, при условии, что преступления совершены ими до призыва либо поступления на военную службу, военные сборы, не подсудны военным судам и рассматриваются другими судами общей юрисдикции в установленном законом порядке.

Кроме разбирательства уголовных, гражданских и административных дел военные суды осуществляют иные полномочия в ходе досудебного производства, свойственные судам общей юрисдикции. Так, они рассматривают материалы и принимают решения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста или залога в отношении вышеупомянутых лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений (ст. 29, 106– 109 УПК РФ), о продлении срока содержания обвиняемых под стражей, а также жалобы на действия (бездействие) дознавателей, военных следователей и прокуроров и принятые ими решения по делам, расследуемым в отношении военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы (ст. 125 УПК РФ). Например, военные суды правомочны рассматривать жалобы на постановления дознавателя, следователя и руководителя следственного органа, об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела.

К полномочиям военных судов отнесено рассмотрение и материалов, связанных с ограничениями конституционных свобод и прав на тайну переписки, телефонных иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на неприкосновенность жилища (ч. 2 ст. 29 УПК РФ).

Особенности организации и деятельности военных судов, подсудность дел военным судам, а также порядок осуществления ими правосудия в период мобилизации и в военное время определяются соответствующими федеральными конституционными законами.

Военные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой, второй (апелляционной) и кассационной инстанции, а также ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств.

К особенностям военных судов следует отнести и то, что они в своей упорядоченной совокупности образуют самостоятельную подсистему судов, в которую входят окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды (ст. 8 Закона о военных судах).

В соответствии со ст. 126 Конституции РФ высшим судебным органом для военных судов является Верховный Суд РФ, который реализует свои функции в отношении военных судов, как непосредственно, так и через Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда РФ.

В процессуальном отношении система военных судов включает три звена:

  • • первое (низшее) звено – гарнизонные военные суды;
  • • второе (среднее) звено – окружные (флотские) военные суды;
  • • третье (высшее) звено – Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда РФ.

Гарнизонный военный суд является низовым звеном системы военных судов и функционирует только в качестве суда первой инстанции па территории, на которой дислоцируются один или несколько военных гарнизонов. Поскольку мировых судей в системе военных судов пет, то все дела, отнесенные УПК РФ к подсудности мировых судей, рассматривают судьи гарнизонных военных судов в порядке, предусмотренном для рассмотрения дел мировым судьей.

Военный суд первого звена в первой инстанции рассматривает не отнесенные к подсудности Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда РФ или окружного (флотского) военного суда гражданские, административные и уголовные дела, а также материалы о совершении военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, грубых дисциплинарных поступков, за совершение которых может быть назначен дисциплинарный арест.

Административные и гражданские дела, другие материалы по различным вопросам, отнесенные к подсудности этого суда, рассматриваются судьей единолично, уголовные дела – как правило, единолично и лишь при рассмотрении дел о тяжких преступлениях по ходатайству подсудимого – коллегией, состоящей из трех профессиональных судей.

Приговоры и решения гарнизонных военных судов, не вступившие в законную силу, могут быть обжалованы сторонами судебного процесса в апелляционном порядке в вышестоящий окружной (флотский) военный суд. Порядок обжалования судебных актов, вступивших в законную силу, в кассационной инстанции или по вновь открывшимся обстоятельствам тот же, что и в территориальных судах общей юрисдикции.

Гарнизонный военный суд образуется в составе председателя, его заместителей и судей.

Вторым звеном системы военных судов является окружной (флотский) военный суд, действующий на территории одного или нескольких субъектов РФ, на которой дислоцируются воинские части и учреждения Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов.

Окружной (флотский) военный суд образуется в составе председателя, его заместителей и других судей. В таком суде имеется президиум и создаются судебные коллегии и (или) судебные составы.

Окружной (флотский) военный суд действует как суд трех инстанций – первой, второй (апелляционной) и кассационной.

К его подсудности отнесены в первой инстанции гражданские дела, связанные с государственной тайной, уголовные дела о преступлениях, которые отнесены к подсудности верховных судов республик, краевых, областных и соответствующих им судов, но в отношении военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы (ч. 6 ст. 31 УПК РФ), а также дела по заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным гарнизонным военным судам.

По решению Верховного Суда РФ уголовные дела о терроризме, бандитизме и других особо тяжких преступлениях могут быть переданы для рассмотрения в окружной (флотский) военный суд по месту совершения преступления (ч. 4 ст. 35 УПК РФ).

Окружной (флотский) военный суд в первой инстанции осуществляет правосудие в следующем составе: гражданские и административные дела рассматривает судья единолично либо коллегия, состоящая из трех судей; уголовные дела рассматривает судья единолично, либо коллегия, состоящая из трех судей, или судья с участием коллегии присяжных заседателей.

Судебные коллегии и (или) судебные составы окружного (флотского) военного суда рассматривают в первой инстанции дела, отнесенные соответствующими законами к подсудности этих судов.

Судебные коллегии и (или) судебные составы являются второй (апелляционной) инстанцией и в апелляционном порядке в составе трех профессиональных судей рассматривают дела по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в законную силу.

Кроме того, судебные коллегии и судебные составы рассматривают дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, определений и постановлений по гражданским делам, принятых соответствующими судебной коллегией, судебным составом окружного (флотского) военного суда и вступивших в законную силу.

Что же касается жалоб и представлений на не вступившие в законную силу определения и постановления гарнизонных военных судов по делам об административных правонарушениях, а также по результатам рассмотрения материалов о совершении военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, грубых дисциплинарных поступков, за совершение которых может быть назначен дисциплинарный арест, то их рассматривает судья окружного (флотского) суда единолично.

Президиум окружного (флотского) военного суда выступает в качестве кассационной инстанции и образуется в составе председателя, заместителя председателя, входящих в состав президиума по должности, и других судей этого суда в количестве, определяемом Президентом РФ. Состав президиума утверждается Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ и при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей РФ.

Президиум окружного (флотского) военного суда на своих заседаниях рассматривает гражданские, административные и уголовные дела по жалобам осужденного, оправданного, их защитников или законных представителей, потерпевшего, его представителя, и представлениям прокурора на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, вступившие в законную силу, на решения, приговоры, определения, постановления, принятые судебной коллегией и (или) судебным составом окружного (флотского) военного суда в апелляционной инстанции.

Вместе с тем президиум на своих заседаниях рассматривает дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам в отношении приговоров, определений и постановлений, принятых гарнизонными военными судами по уголовным делам и вступивших в законную силу.

Президиум окружного (флотского) военного суда в пределах, установленных законом о военных судах: утверждает по представлению председателя суда составы судебной коллегии по гражданским делам и судебной коллегии по уголовным делам из числа судей этого суда; рассматривает материалы по изучению и обобщению судебной практики и анализу судебной статистики; заслушивает отчеты председателей судебных коллегий о деятельности коллегий; рассматривает вопросы работы аппарата военного суда; утверждает по представлению председателя суда структуру и штатное расписание аппарата суда, численность его работников и положение об аппарате военного суда; осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством РФ.

Заседание президиума проводится не реже одного раза в месяц по инициативе председателя суда и считается правомочным, если на нем присутствует более половины его членов. Постановления президиума принимаются большинством голосов от числа членов, присутствующих на заседании.

Судебная коллегия по делам военнослужащих действует в составе Верховного Суда РФ и является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к окружным (флотским) военным судам (ст. 10 Закона о военных судах). Она может выступать в качестве трех инстанций – первой, второй (апелляционной) и кассационной. Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда РФ образуется в составе председателя коллегии, его заместителя и других судей Верховного Суда РФ. Председатель коллегии одновременно является заместителем Председателя Верховного Суда РФ.

В качестве суда первой инстанции Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного суда РФ рассматривает:

  • – гражданские дела в случаях оспаривания нормативных и ненормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, Министерства обороны РФ, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы;
  • – дела по заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным окружным (флотским) военным судам.

В апелляционной инстанции Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда РФ рассматривает дела по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления окружных (флотских) военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в законную силу.

Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда РФ рассматривает в кассационной инстанции дела по жалобам и представлениям:

  • – на вступившие в законную силу решения, приговоры, определения, постановления гарнизонных военных судов и на определения окружных (флотских) военных судов, если они были предметом рассмотрения президиумов окружных (флотских) военных судов;
  • – на вступившие в законную силу решения, приговоры, определения и постановления окружных (флотских) военных судов, если они не были предметом рассмотрения Верховного Суда РФ в апелляционном порядке, и на постановления президиумов окружных (флотских) военных судов.

Судебная коллегия по делам военнослужащих рассматривает дела, подсудные военным судам, в следующем составе:

  • – в первой инстанции гражданские и административные дела – судья единолично или коллегия, состоящая из трех судей;
  • – во второй (апелляционной) инстанции по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления окружных (флотских) военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в законную силу – коллегия, состоящая из трех судей;
  • – в кассационной инстанции по представлениям на решения, приговоры, определения и постановления военных судов, вступившие в законную силу – коллегия, состоящая из трех судей.

Президиум Верховного Суда РФ рассматривает дела по надзорным жалобам и представлениям на вступившие в законную силу решения и определения Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда РФ и военных судов, если указанные судебные решения были предметом рассмотрения Верховного Суда РФ в апелляционном или кассационном порядке.

Апелляционная коллегия Верховного Суда РФ рассматривает дела по жалобам и представлениям на решения, определения и постановления Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда РФ, принятые ею в первой инстанции и не вступившие в законную силу, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Судебная коллегия по делам военнослужащих издает информационный бюллетень военных судов, в котором публикуются решения военных судов по гражданским и уголовным делам, обзоры судебной практики, аналитические материалы и статистические данные о работе военных судов, а также другие материалы.

Судьи военных судов всех звеньев обладают единым статусом с другими судьями судов общей юрисдикции. Как уже говорилось, все положения, гарантирующие независимость судей при осуществлении правосудия, целиком распространяются и на судей военных судов.

В соответствии со ст. 27 Закона о военных судах судьей гарнизонного военного суда может быть гражданин Российской Федерации, отвечающий требованиям, предъявляемым к кандидатам на должность судьи, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической специальности нс менее пяти лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший положительное заключение Высшей квалификационной коллегии судей РФ. Преимущественным правом на назначение на должность судьи обладает военнослужащий, имеющий воинское звание офицера, а также гражданин, имеющий воинское звание офицера, пребывающий в запасе или находящийся в отставке.

К судьям вышестоящих военных судов предъявляются более высокие требования. Так, судьей окружного (флотского) военного суда может быть гражданин, достигший возраста 30 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее семи лет. Судьей Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда РФ может быть гражданин, достигший возраста 35 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет.

Председатели, заместители председателей гарнизонных, окружных (флотских) военных судов и судьи этих судов назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей РФ.

Председатель, заместитель председателя и судьи Судебной коллегии по делам военнослужащих, как и другие судьи Верховного Суда РФ, назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ и заключении Высшей квалификационной коллегии судей РФ.

Статус присяжных заседателей окружных (флотских) военных судов и Судебной коллегии по делам военнослужащих, а также порядок привлечения граждан Российской Федерации к осуществлению правосудия в качестве присяжных заседателей устанавливаются Федеральным законом «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции».

Финансирование и обеспечение военных судов и Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда РФ осуществляется за счет средств федерального бюджета Судебным департаментом при Верховном Суде РФ и Верховным Судом РФ соответственно.

Организационное обеспечение деятельности Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда РФ осуществляется аппаратом Верховного Суда РФ, а военных судов – Судебным департаментом при Верховном Суде РФ.

В военное время и при введении чрезвычайного положения порядок финансирования и обеспечения деятельности военных судов определяется соответствующими федеральными конституционными законами.

В военных судах всех звеньев имеется аппарат, который обеспечивает деятельность по осуществлению правосудия этими судами, проводит обобщение судебной практики, анализ судебной статистики, систематизацию законодательства, а также выполняет другие функции. Деятельностью аппарата руководит председатель соответствующего военного суда (Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда РФ).

Структура, численность работников и штатное расписание аппарата военного суда определяются в пределах общей численности работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции и в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, председателем соответствующего суда по согласованию с Судебным департаментом при Верховном Суде РФ.

Статья написана по материалам сайтов: lawbook.online, refeteka.ru, studme.org.

«

Это интересно:  6 ндфл премия за месяц
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий