+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Вопрос в образовательной сфере

Образовательное право – одна из отраслей российского права. У каждого человека есть определенные представления о системе образования, законодательстве его регулирующем, есть собственное мнение о том, каким образование и образовательное право должно быть. В виду наличия многочисленных вопросов в данной области возросла и роль такого специалиста, как юрист в сфере образования.

Правовая сфера образования для большинства граждан довольно абстрактна и, столкнувшись с проблемой в данном вопросе, им бывает порой трудно самостоятельно разрешить возникший конфликт своими силами. Поэтому консультация юриста по вопросам образования просто необходима. Только юридически грамотный специалист сможет оказать правовую поддержку в урегулировании конфликтов и споров.

Образование и право включает в себя все аспекты, связанные с вопросами правового урегулирования образовательного процесса в дошкольных организациях, общеобразовательных школах, лицеях, гимназиях, профессиональных училищах, средних специальных учебных заведениях, институтах, университетах, академиях и т.п.

Вопросы сдачи ЕГЭ и поступления в то или иное учебное заведение являются на сегодняшний день одними из основных и актуальных проблем в сфере образования по возникновению спорных ситуаций.

Образовательная система все еще далека от совершенства, в связи с чем, имеют место быть случаи нарушения прав и интересов учащихся со стороны сотрудников учебного учреждения, членов комиссии ЕГЭ и других участников процесса обучения.

При нередких, к сожалению, правовых спорах с учебным учреждением важную роль играет юридическая помощь в сфере образования, позволяющая получить необходимую информацию для принятия решения по урегулированию конфликта в досудебном порядке, а также понять перспективы дальнейшего рассмотрения дела в суде.

Перечень наиболее распространенных споров в области образования:
• взаимоотношения учащихся и преподавателей;
• качество предоставляемых образовательных услуг;
• регламент сдачи ЕГЭ и его результаты, апелляция;
• нарушение правил приема (поступления) в учебные заведения;
• оспаривание результатов сдачи экзаменов и получения диплома;
• договора оказания образовательных услуг, условия и порядок их оплаты и т.п.

Также ряд вопросов возникает и затрагивает сотрудников образовательных учреждений в сфере аттестации преподавателей, присвоения ученых степеней, пенсионного и социального обеспечения, неправомерного увольнения с работы.

Помимо этого в сферу вопросов, рассматриваемых образовательным правом, подпадают споры и конфликты, возникающие в процессе получения образования российскими гражданами за рубежом в иностранных учебных заведениях.

Несмотря на то, что образовательное право относится к числу самых сложных направлений юриспруденции, практически любые возникающие споры и конфликты, имеющие отношение к образованию, можно решить, обратившись за квалифицированной юридической помощью.

вопросы образования за рубежом

Особое место в образовательном праве имеет международное образовательное право. Чаще всего правовое поле в таких случаях является национальным правом образовательного учреждения, что прописывается в уставах учреждений либо в самих договорах. Но и в этих случаях отстоять нарушенные права за рубежом возможно.

В случае возникновения спорных ситуаций, а также необходимости получения консультации в сфере образования наш юрист в сфере образования будет рад помочь.

Вопрос 6. Система образовательного права

Образовательное право — система юридических норм, регулирующих правоотношения участников образовательного процесса.

Под образованием и образовательным процессом понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижений гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней.

Под получением образования понимается достижение и подтверждение обучающимся определенного образовательного уровня, который удостоверяется соответствующим документом.

Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан России. Оно осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

Законом Российской Федерации «Об образовании» область образования в российском обществе и государстве объявляется приоритетной. Основой государственной политики в области образования является Федеральная программа развития образования, утверждаемая федеральным законом. Программа эта разрабатывается на конкурсной основе. О ходе ее реализации Правительство РФ ежегодно докладывает палатам Федерального Собрания и свой доклад публикует в официальном печатном органе.

Система образовательного права Систему отрасли права образуют подотрасли (в наиболее крупных отраслях, таких, как гражданское, конституционное и др.); правовые институты, которые представляют собой группы правовых норм, регулирующих определенную разновидность общественных отношений: общая и особенная части; правовые нормы. Система комплексной отрасли права в самом общем виде может быть представлена как совокупность правовых институтов и норм различной отраслевой принадлежности. Так, в систему образовательного права включаются, одновременно оставаясь в рамках основных отраслей, такие институты и субинституты, как управление системой образования (входящий в административное право), образовательные учреждения (гражданское право), трудового договора о работе в образовательном учреждении (институт трудового договора). Центральное место в системе образовательного права занимает институт, регулирующий педагогические отношения. Его можно подразделить на субинституты дошкольного, общего, начального и других видов профессионального образования, и др.

Вопрос 7 Источники образовательного права

Нормы образовательного права выражаются, закрепляются в разного рода правовых источниках. Под источниками права российские правоведы понимают письменные документы при , помощи которых правотворче-ские органы объективируют, закрепляют свое решение о создании норм права ( изменении действующих норм, признании их утратившими силу) и доводят свою волю до всех заинтересованных лиц. В числе основных ис-точников права признаются нормативно-правовые акты, судебные преце-денты, нормативные договоры и правовые обычаи.

В системе образовательного права действуют два вида источников: нормативно-правовой акт и нормативный договор.

Источники образовательного права

Источниками образовательного права являются нормативные акты и договоры, содержащие нормы регулирования отношений в области образования. [4]

Это интересно:  Подача заявления в загс через интернет

При разработке собственных норм государства ориентируются не только на сложившиеся национальные образовательные традиции, но и на международные правовые акты и соглашения. По оценкам специалистов наиболее крупных из них насчитывается более тридцати.

1948 Всеобщая декларация прав человека Article 26 (Статья 26)

1989 Конвенция о правах ребенка Article 28 (Статья 28)

1960 Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (Ст.1)

Другие международные документы

Федеральное законодательство об образовании

К основным законам государства, прямо или опосредовано регулирующих отношения, возникающие на всех уровнях образования, устанавливающие нормативную основу деятельности образовательных учреждений всех уровней и типов, всех субъектов образовательного процесса, а также вопросы образовательной политики в целом и рассчитанных на длительную временную перспективу, относятся два ныне действующих закона: Закон Российской Федерации «Об образовании» (1992 г.) и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996 г.).

Кроме базовых законов, выделяются:

— профильные, «сегментарные», т.е. регулирующие отдельные стороны функционирования системы образования (Федеральный закон от 10.04.2000 №51-ФЗ «Об утверждении Федеральной программы развития образования»; Федеральный закон «О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию» от 16 мая 1995 г. № 74-ФЗ и др.). Несмотря на всю их важность, они все же не имеет статуса системообразующего закона;

— непрофильные законы, содержащие правовые нормы, регулирующие отношения в сфере образования; эти законы занимают особое место в механизме правового регулирования отношений в образовательной сфере.

Подзаконные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере образования, могут быть объединены по принципу убывания юридической силы в следующие группы:

Указы Президента РФ, среди которых можно выделить две основные группы: а) указы, принятые исключительно для регулирования отношений в сфере образования (к примеру, указы Президента РФ от 24.12.1996 №1759 «О приведении нормативных правовых актов Президента РФ в соответствие с Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и др.) и б) указы, содержащие отдельные положения, касающиеся проблематики образования (например, основы государственного управления системой образования закреплены в указах Президента РФ от 09.03.2004 №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и от 20.05.2004 №649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти»).

Постановления Правительства РФ, посвященные регулированию образования (например, постановления от 05.07.2001 №505 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг», от 18.10.2000 №796 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности», от 05.04.2001 №264 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации»), либо содержащие отдельные положения, регулирующие некоторые отношения в сфере образования (постановление Правительства РФ от 13.09.1994 №1047 «Об организации переподготовки и повышения квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти»).

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, принятые по вопросам образования. Этот исключительно многочисленный и разнообразный массив нормативных правовых актов может быть сгруппирован следующим образом:

1) нормативные правовые акты Министерства образования и науки РФ (до 9 марта 2004 года — Министерство образования РФ) (приказ Минобразования России от 25.03.2003 №1154 «Об утверждении Положения о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования» и т.д.);

2) нормативные правовые акты иных федеральных органов исполнительной власти, в том числе: а) «профильные», т.е. принятые для регулирования отношений, складывающихся исключительно в сфере образования (совместный приказ Минюста России №31 и Минобразования России №31 от 09.02.1999 Об утверждении Положения о порядке организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающими наказания в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах») и б) «непрофильные», в которых содержатся лишь отдельные положения прямо или опосредованно связанные с проблематикой образования (приказ Минздрава Росси от 26.07.2000 № 284 «О специальных экзаменах для лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах», приказ Министра обороны РФ от 10.12.2000 № 575 «О подготовке национальных военных кадров и технического персонала иностранных государств в воинских частях и организациях Вооруженных сил Российской Федерации» и др.)

Образовательное законодательство субъектов Российской Федерации

Особое место в механизме правового регулирования финансовой деятельности в сфере образования занимает региональное и местное законодательство. Региональный уровень законодательства об образовании (законодательство субъектов РФ) также, как федеральный, характеризуется множественностью и разнообразием видов законодательных и подзаконных актов. [5]

К первой группе следует отнести так называемые общие законы субъектов Российской Федерации об образовании, в основу которых положен Закон РФ «Об образовании». Практически все республики, входящие в состав Российской Федерации, разработали на основе федерального закона и приняли свои законы, предмет регулирования которых совпадает с предметом регулирования федерального закона. Единая правовая основа этих законов объясняет и практическое единообразие в их названии — законы «Об образовании».

Вторую группу образуют законы и иные нормативно-правовые акты, принятые на уровне субъектов Российской федерации в развитие общего закона. В них в качестве самостоятельного предмета регулирования взят тот или иной круг вопросов, регулирование которых на федеральном уровне недостаточно, по мнению законодателя субъекта Российской Федерации, для успешного осуществления образовательной деятельности. В эту группу входят такие законы, как Закон Курганской области «О правовом регулировании сферы образования Курганской области», Закон Челябинской области «О начальном профессиональном образовании и профессиональной подготовке» и другие.

Третья группа — «экономические законы». Эту группу образуют законы, в которых предметом регулирования являются вопросы финансового обеспечения деятельности образовательных учреждений на территории субъекта Российской Федерации.

Это интересно:  Заявление об отказе дополнительного страхования росгосстрах

Четвертая группа — достаточно широк круг законов и иных правовых актов субъектов Российской Федерации, в которых устанавливается специальное правовое регулирование трудовых, социальных и иных отношений работников образовательных учреждений.

К пятой группе можно отнести законы и правовые акты по вопросам правового и социального статуса детей и подростков, установления законодательных мер помощи отдельным категориям учащихся и студентов, а также вопросам социальной и трудовой адаптации выпускников образовательных учреждений.

Шестая группа законов и иных правовых актов субъектов Российской Федерации включает акты, регулирующие деятельность образовательных учреждений в сферах, смежных с образовательной. Такие виды деятельности, как научная, культурно-просветительная и некоторые другие, всегда сопутствовали образовательной. Например, Закон Пермской области «О науке и научно-технической политике в Пермской области» и др.

Седьмая группа — это законы и иные нормативные

8. вопрос. Понятие и особенности законодательства в сфере образования

9. Состав законодательства в сфере образования

Законодательство в сфере образования. Правовое регулирование охватывает разнообразные взаимоотношения человека, общества и государства в сфере образования. Основополагающий документ – Конституция РФ.

Учёные характеризуют законодательство в образовательной сфере как многоуровневое. Законы делятся, во-первых, на федеральные (действующие на всей территории России), во-вторых, на законы субъектов Федерации (республики, области, края). Федеральные законы, в свою очередь, тоже делятся на два уровня. Первый – это Закон «Об образовании», служащий основой как государственной политики в области образования, так и правового статуса человека в этой области. Второй уровень – законы, нормативные акты о различных образовательных программах (например, о высшем и послевузовском профессиональном образовании).

Особое внимание вопросам правого регулирования образования уделяет Федеральное Собрание РФ. В Государственной Думе и Совете Федерации созданы специальные парламентские комитеты по науке и образованию, в состав которых входят депутаты, профессионально связанные с образованием. Эти комитеты, прежде чем принять тот или иной закон, обсуждают его проект со специалистами, а также с представителями общественности.

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и напредприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

10 Понятие Система образования

Образование – это длительный процесс, в результате которого человек приобщается к знаниям о природе мироздания, людским ценностям, получает свой личный и накопленный предыдущими поколениями жизненный опыт. Отсюда и произрастает необходимость системы образования.

Статья на тему:
Проблемные вопросы в современном образовании

Скачать:

Вложение Размер
problemnye_voprosy_v_sovremennom_obrazovanii.doc 42.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

Если рассматривать образование в России в общем, можно сказать, что и вчера и сегодня оно было направлено на обучение и воспитание ребенка, эти же основные цели у него будут и завтра. Это главное, что остается неизменным на протяжении веков. Но его содержание, способы достижения, цели, возможности и многие его составляющие, конечно же, не могут не меняться под действием различных факторов.

Можно ли так сказать, что система образования совершенствуется? Наверное, можно, но, все же, оглядываясь назад, мы можем увидеть, что многое из наработанного ценного опыта системы образования, утеряно.

Сегодня система образования нуждается в модернизации. Задачи, системы образования не решены, по-прежнему остаются актуальными и требующими развития отечественной системы образования. В современную эпоху, на первый план вышел фактор приобретения знаний как товара. При этом уже не столь важно, где и каким образом получены эти знания, сколько важна возможность их успешного конкретного применения.

Доступ к современным знаниям открыт, и они представлены в таком виде, что оперативно с большой вероятностью могут быть внедрены и реализованы, если имеют конкурентную рыночную стоимость. Сегодня вряд ли кто-то станет спорить с тем, что образование в России находится в глубоком кризисе. С этим, кажется, соглашается и Министерство образования, поэтому и становится инициатором все новых и новых реформ. Кризис системы образования, замечен в качестве знаний выпускников учебных заведений всех уровней. Переход к новым социальным отношениям в стране сопровождается общим снижением престижности знаний. Этому во многом способствует государственная политика.

В результате, сегодня в России мы видим разрушенную неконкурентоспособную систему образования, которая могла бы взять все лучшее из богатых отечественных традиций, но этого не случилось.

Но что же можно ожидать нам завтра в системе образования? Какие п роблемные вопросы есть в современном образовании?

Необходимо ее обновление, осуществляемое в гармонии со всеми остальными ее элементами, способное принести системе образования неоценимую пользу, в то же время ее повреждение или необдуманная искусственная ломка могут создать для него катастрофические и необратимые последствия.

В декабре 2012 года был принят Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Настораживает в нем то, что он видится не направленным на исправление сложившейся ситуации в системе образования, а наоборот, добавляющим негативные новации:

— ликвидация профильного образования с заменой его специализацией по классам в рамках обычных школ. Но ведь, ясно же, что невозможно в школе дать ученику знания, навыки и умения, которые он получал в профильном образовании, так как будет нарушено и основное образование и это сочетание успешным быть просто не может;

— ликвидация системы дошкольного образования. Но система дошкольного образования показала достаточно успешные результаты в подготовке дошкольников к школе и развитии детей. Никакие аргументы в пользу отмены системы дошкольного образования не могут это оправдать, так как в результате, явно, пострадает вся система образования.

— ликвидация системы докторантского образования. Насколько сильно указанная мера способна ударить по мотивации к труду у научно-педагогических работников, остается только догадываться.

Беспокойство за завтрашнее будущее системы образования, несомненно, присутствует у большинства граждан России. Это огорчает и одновременно дает надежду на то, что никому не безразлична ее судьба.

Необходимо возрождение России, в чем основным направлением должно стать формирование качественной системы образования, способной удовлетворить потребности всего общества в образовании.

Полноценное развитие России, ее возрождение в качестве великой державы, имеющей в своей основе крепкое, достойное и производительное образование, необходима грамотная государственная политика с поддержкой всего общества в модернизации системы образования, но не скопированной из западных систем образования, а полноценная система образования, возможно и советского типа, снабженная по последнему слову научно-технического прогресса, с возвращением в высшие страты общества учителей и преподавателей и закладыванием университетской основы во все уровни и ступени отечественной образовательной машины.

Будущее нашей страны видится и в развитой и успешной системе образования, тем более что есть энтузиасты, сильные специалисты и профессионалы в системе образования, способные найти путь и решение выхода современного образования из кризиса.

Образование всегда сталкивалось с множественными проблемами на своем пути. Этот процесс формирования и воспитания общества нелегкий, и требует много сил и отдачи. На каждом этапе возникают сложности, которых необходимо преодолеть. Нелегко создать здоровую систему образования. В современном образовании есть много чего не было когда-то, и тем не менее, сложно сказать, что данная система является идеальной.

В первую очередь, в образование пытаются внедрить новые понятия, методы и т.д., часто они заимствованы с Запада, и не совсем подходят нашей системе обучения. Смешивание элементов разных систем обучения приводит к внутреннему конфликту, и отсутствия эффективности в обучении. Еще одна проблема заключается в том, что все нововведения в образовании, не тестируются, а сразу внедряются на практике, и сразу в масштабных размерах. Это приводит часто к нежелательным последствиям.

Один большой недостаток образования заключается в том, что образование требует много средств, а значит, снижаются шансы, чтобы каждый мог учиться, потому что у него недостаточно для этого денег. Сложная программа обучения еще один недостаток современного образования. Несмотря на то, что современные дети более продвинутые, им все равно приходиться достаточно сложно выучить сложный материал, который иногда оказывается сложным для самих родителей.

Сложности предоставляет и система оценки знаний путем тестирования и проведения контрольных. Несмотря на современные способы проверки и оценки знаний, результаты являются не объективными. Неправильно требовать хороших результатов при сдачи экзаменов, в то время, как над самим процессом обучения не ведется четкий и серьезный контроль.

На тему проблемы в современном образовании можно говорить много, и даже сложно понять, кто в этом виноват. Возможно, виноваты мы сами, потому что для нас создаются условия, чтобы мы могли учиться и получать знания, но мы не ценим это соответственно. Вероятно, нам просто не хватает мотивации, потому, что мы не видим итоговое практическое применение своих знаний.

В национальном проекте «Образование» отражены не только пути развития образования, но и механизмы решения существующих проблем.

Тест по Нормативно-правовому обеспечению образования

Тема 1: законодательство, регулирующее отношения в области образования
  • 1. государственной аккредитации
  • 2. лицензирования
  • 3. регистрации
  • 4. аттестации
  • 1. основного общего
  • 2. среднего (полного) общего
  • 3. начального
  • 4. высшего профессионального
  • 1. Декларацию принципов толерантности
  • 2. Конституцию Российской Федерации
  • 3. Закон Российской Федерации «Об образовании»
  • 4. нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования
  • 1. является основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от формы получения образования
  • 2. гарантирует получение бесплатного общего и на конкурсной основе бесплатного профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях
  • 3. обеспечивает качество подготовки специалистов
  • 4. обеспечивает право на равноценное образование
  • 1. непрерывное образование
  • 2. семейное образование
  • 3. самообразование
  • 4. экстернат
  • 1. всестороннее удовлетворение образовательных потребностей граждан и обеспечение непрерывного повышения квалификации
  • 2. реализацию содержания соответствующих программ в системе детских юношеских спортивных школ
  • 3. подготовку детей в домах творчества
  • 4. углубленное освоение образовательных программ
  • 1. начальным профессиональным
  • 2. средним профессиональным
  • 3. высшим профессиональным
  • 4. дополнительным
  • 1. создание условий для развития системы непрерывного педагогического образования
  • 2. разработка региональных программ подготовки педагогических кадров
  • 3. обновление правовых основ непрерывного педагогического образования
  • 4. создание сбалансированности государственного общественного и личностного приоритетов в образовании
  • 1. выдачи лицензии
  • 2. регистрации
  • 3. государственной аккредитации
  • 4. уплаты налогов
  • 1. наглядность
  • 2. фундаментальность
  • 3. преемственность
  • 4. вариативность
  • 1. ученый
  • 2. педагогический
  • 3. попечительский
  • 4. ректорский
  • 1. усиление государственного контроля за качеством образования
  • 2. обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования
  • 3. достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования
  • 4. формирование в системе образования нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов

Gee Test

Система подготовки к тестам и средство для проверки своих знаний. Инструмент для тестирования студентов и школьников.

Статья написана по материалам сайтов: studfiles.net, nsportal.ru, geetest.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector