+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Возможность участия в управлении страной обеспечивают

Одним из основных политических прав является права граждан участвовать в управлении делами государства, которое юридически обеспечивает включение граждан в сферу принятия и осуществления государственных решений, в сферу политики. Оно адресовано каждому гражданину, а не политически организованной совокупности граждан, ассоциированных как народ, ибо народ не «участвует» в управлении, а осуществляет власть, является субъектом этой власти (ст. 3 Конституции РФ).

Это право принадлежит только гражданам Российской Федерации и реализуется ими, как непосредственно, так и через своих представителей. Это право обусловлено естественным равенством и прирожденной свободой людей и закреплено в Конституции РФ. Оно гарантируется демократической организацией всей политической системы общества, вовлекающей граждан в активную политическую деятельность. Непосредственное участие граждан в управлении делами государства осуществляется путем их волеизъявления на выборах, референдумах, а также личного участия в работе органов законодательной, исполнительной или судебной власти. Не случайно гарантиями и одновременно конкретными формами реализации этого политического права является целый ряд других прав:

  • — право избирать и быть избранным;
  • — право участвовать в референдуме;
  • — право на равный доступ к государственной службе;
  • — право к службе в органах местного самоуправления;
  • — право отправления правосудия;
  • — право обращаться в государственные органы и органы местного самоуправления.

Центральное место второй главы Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина» занимает статья 32, в которой за гражданами РФ закрепляется право участвовать в управлении делами государства. Согласно этому праву российские граждане правомочны:

Право избирать и быть избранными стоит в центре всех процессов формирования органов государства, т.е. носит властеобразующий характер. Всеобщие выборы органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также референдумы предоставляют народу уникальную возможность контроля за деятельностью этих органов вплоть до полной смены правителей. Право избирать и быть избранным (избирательные права) в наибольшей степени дает ощущение принадлежности гражданина к своему государству и демократизма этого государства.

Право избирать заключает в себе возможность принимать решение по формированию указанных органов, должностных лиц и граждан. Отдавая предпочтение программе той или иной партии, независимому кандидату, избиратели определяют направленности высших должностных лиц, право быть избранным означает возможность осуществлять политическую деятельность в составе органов государственной власти. Оно связано с обладанием личностью кандидата определенными профессиональными и моральными достоинствами, признанными избирателями.

Участие гражданина в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.

Право на референдум включает в себя не только право на участие во всенародном (местном) голосовании, но и право требовать выставления любого вопроса на голосование, а также право требовать, чтобы результаты общенародного (местного) обсуждения по этому вопросу учитывались при принятии окончательного решения по данному вопросу (если решение принимается не путем референдума).

Каждый гражданин имеет право равного доступа к государственной службе без каких-либо ограничений. Важны лишь способности и профессиональная подготовка. Это демократическое право очень важно для предотвращения бюрократизации государственного аппарата и превращения его в самодовлеющую силу, оторванную от народа.

Это право полностью соответствует п. «с» ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах, согласно которому каждый гражданин должен иметь без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений право и возможность «допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе»: нельзя отказать в этом гражданину в связи с его расой, полом, национальностью, языком, социальным происхождением, имущественным положением, местом жительства, отношением к религии, убеждениями, принадлежностью к общественным объединениям.

Граждане имеют право участвовать в отправлении правосудия. Это право призвано обеспечить демократический порядок формирования судебных органов. Оно предоставляет каждому гражданину возможность без всякой дискриминации быть присяжным заседателем, народным заседателем. Народные заседатели участвуют в коллективном рассмотрении дел наравне с судьёй в суде первой инстанции.

Право граждан участвовать в отправлении правосудия реализуется не только в указанных общественных формах. Отвечая необходимым требованиям, гражданин может стать и профессиональным судьей. Для этого гражданин, в соответствии со ст. 119 Конституции РФ должен отвечать следующим требованиям: достижение возраста 25 лет, наличие высшего юридического образования, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет.

В Российской Конституции, согласно статьи 33, все граждане имеют право на обращения, именуемое еще правом петиции. Граждане России имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные послания (петиций) в государственные органы и органы местного самоуправления, или к любому должностному лицу вплоть до Президента РФ и обязанность должностного лица дать ответ на это обращение. Обращение может содержать как личные вопросы, так и общественные. Петиции — это обычно предложения по улучшению работы государственных органов, требования отмены несправедливых актов, протест против действий властей и др.

Право обращений свидетельствует о том, что воздействие граждан на государственные решения не исчерпывается правом избирать органы государственной власти. Через предложения, заявления и жалобы граждане оказывают давление на власти, как бы держат их под контролем. Обращения в государственные органы и обязанность давать на них ответ помогают разрешению многих социальных конфликтов, предупреждению массового недовольства и охране прав отдельных лиц.

Отсюда вполне справедлив вывод о том, что право на участие в управлении государственными и общественными делами является не только основополагающим принципом взаимоотношений между государством и его гражданами, но и одним из важнейших прав гражданина.

Возможность участия в управлении страной обеспечивают

Что из перечисленного ниже относится к политическим правам гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) право участвовать в управлении делами государства

2) право на свободу и личную неприкосновенность

3) право на личную и семейную тайну

4) право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства

5) право обращаться в органы государственной власти

Политические права и свободы являются правами граждан, которые обеспечивают их участие в управлении политической жизнью общества. Блок данных прав и свобод охватывает взаимодействие гражданина, государства и общества. Экономические, социальные и культурные права и свободы человека относят к правам человека второго поколения. Современные социальные государства создают условия, при которых каждый имеет возможность пользоваться экономическими, социальными и культурными правами наряду с личными и политическими правами. К числу политических прав и свобод относятся право на свободу слова, право на объединение в союзы для защиты своих интересов, право на проведение собраний, митингов, демонстраций. Одним из основных политических прав является право участвовать в управлении делами государства и общества как непосредственно, так и через своих представителей. По своему составу оно является сложным и реализуется через ряд более конкретных прав. Прежде всего это избирательное право граждан, которое реализуется в двух аспектах: граждане РФ имеют право избирать (активное избирательное право) и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (пассивное избирательное право), а также участвовать в референдуме. Через избирательное право реализуется право граждан на участие в управлении делами государства через представительные органы (Федеральное Собрание, законодательные собрания в субъектах РФ) и прямые формы демократии, такие как выборы и референдум (ч. 1, 2 ст. 32). Право на участие в управлении делами государства через исполнительные органы реализуется путем права граждан на равный доступ к государственной службе, а на участие в судебной власти — через право участвовать в отправлении правосудия (ч. 4, 5 ст. 32). Таким образом, Конституция РФ закрепила полную возможность участия граждан в деятельности всех трех ветвей власти: представительной (законодательной), исполнительной и судебной.

В качестве форм прямой (непосредственной) демократии выступают такие основные права граждан, как: право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для зашиты своих интересов (ст. 30); право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31); право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33).

К основным политическим правам можно отнести и право на замену военной службы альтернативной гражданской службой в том случае, когда убеждения или вероисповедание гражданина противоречат несению военной службы (ст. 59).

1) право участвовать в управлении делами государства — да, верно.

2) право на свободу и личную неприкосновенность — нет, неверно.

3) право на личную и семейную тайну — нет, неверно.

4) право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства — нет, неверно.

5) право обращаться в органы государственной власти — да, верно.

1. Участие граждан Российской Федерации в управлении делами государства непосредственно или через своих представителей в субъекте Российской Федерации осуществляется на следующих принципах:

доступности органов государственной власти для взаимодействия с гражданами, открытости и подотчетности их деятельности для граждан;

открытость процедур всех форм участия в управлении делами государства;

самоорганизации граждан Российской Федерации;

ответственности за исполнение взятых на себя обязательств;

равенства прав граждан на участие в управлении делами государства вне зависимости от политических взглядов, имущественного положения, пола, происхождения, расовой, национальной, этнической и религиозной принадлежности;

равноправия некоммерческих организаций во взаимодействии с органами государственной власти;

партнерского сотрудничества органов государственной власти с некоммерческими организациями, созданными гражданами Российской Федерации;

поддержки и стимулирования гражданской активности и ответственности участия граждан Российской Федерации в управлении делами государства.

2. При возникновении ситуаций, связанных с участием граждан в управлении делами государства, неурегулированных нормами настоящего закона, участники правоотношений руководствуются указанными в данной статье принципами.

Участие граждан в управлении делами государства является достаточно новым явлением для нашей страны и многие отношения только находятся в стадии своего формирования, следовательно, обладают высокой изменчивостью и динамикой развития. Поэтому трудно (да вряд ли нужно) в нормах одного закона предусмотреть все возможные ситуации, инициативы и коллизии, которые будут возникать в том процессе. Но все же необходимо иметь некие границы для участников данных отношений, позволяющие им оставаться в рамках концепции настоящего закона. Для решения этих задач в текст закона введена статья 4, определяющая основные принципы участия граждан в управлении делами государства, которая призвана сформировать основу для развития общественных отношений в этой сфере.

Определение принципов для выстраивания взаимодействия органов власти и НКО является достаточно распространенной практиков в региональном законодательстве, которая использовалась при разработке данной статьи. Существенный вклад в окончательную версию перечня принципов внесли эксперты, проводившие внешнюю экспертизу модельного закона. Многие их предложения были учтены при корректировке данной статьи.

Однако, в перечень принципов части 1, статьи 4 модельного закона вошли только такие принципы, реализация которых позволяет развивать концепцию данного закона, не входя в противоречие с нормами его статей.

Статья 5. Вопросы, решения по которым принимаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации при обязательном участии граждан

1. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны обеспечить возможность участия граждан при принятии решений по следующим вопросам:

принятие Устава (Конституции) субъекта Российской Федерации и законов о внесении изменений в Устав (Конституцию) субъекта Российской Федерации;

избрание высшего должностного лица субъекта Российской Федерации;

принятие целевых государственных программ, полностью или частично финансируемых за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации;

принятие нормативных правовых актов, изменяющих установленные государством социальные гарантии для граждан;

принятие стратегических планов, концепций развития субъекта Российской Федерации или его отдельных территорий;

принятие бюджета субъекта Российской Федерации и отчета о его исполнении;

принятие решений о налогах и налоговых льготах;

принятие программ приватизации государственного имущества;

принятие нормативных правовых актов по организации государственной и муниципальной службы, социальным гарантиям и вознаграждениям для государственных и муниципальных служащих.

2. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации при подготовке указанных решений организуют привлечение граждан к участию в управлении делами государства в порядке, установленном настоящим законом в одной из следующих форм: опрос граждан, публичные слушания, гражданская экспертиза.

3. При принятии решений по вопросам, указанным в пункте 1 данной статьи, органы государственной власти вправе дополнительно организовывать участие граждан в управлении делами государства также в других формах.

4. Принятие решений органами государственной власти субъекта Российской Федерации по вопросам, указанным в настоящей статье, без участия граждан Российской Федерации является основанием для признания в судебном порядке нормативных актов, принятых для реализации таких решений, недействующими.

Идея данной статьи заимствованная из федерального закона №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в котором в статье 28 Публичные слушания предусмотрен перечень конкретных вопросов, принятие решений по которым требует обязательного проведения публичных слушаний. Наличие данной нормы в законе привело к повсеместной активности органов местного самоуправления в организации привлечения населения к осуществлению местного самоуправления через процедуру публичных слушаний. Другие формы из 5 главы данного федерального закона гораздо реже реализуются в практике местного самоуправления.

Основная задача данной статьи — это создать стимулы для органов государственной власти субъекта Российской федерации к организации их усилиями гражданского участия в обсуждении наиболее значимых для граждан вопросов. Необходимость стимулирования органов государственной власти к организационным действиям, направленным на привлечение граждан к участию в своей деятельности определяется действием следующих факторов:

в настоящее время существует глубокий разрыв между органами власти и гражданами, отчужденность общества от деятельности государства. Преодоление этого разрыва потребует серьезных усилий, как со стороны общества, так и со стороны органов государственной власти.

Это интересно:  Код основного вида деятельности для ип 2019

у органов власти на сегодняшний день осталось очень мало каналов обратной связи с обществом, что резко ограничивает возможности качественного государственного управления. Решения принимаются в условиях высокой неопределенности и неясности последствий их принятия (в том числе и реакции общества и отдельных социальных групп). Каналы обратной связи нужно создавать заново, организуя участие граждан в обсуждении тех вопросов, которые в наибольшей степени интересуют граждан и затрагивают их интересы. Однако осознание необходимости обратной связи среди сотрудников органов государственной власти пока невысоко, они привыкли работать без системы внешней оценки принимаемых ими решений, поэтому для них нужно создавать серьезные побудительные причины к изменению существующей практики.

отсутствием у граждан опыта участия в обсуждении вопросов государственной политики на публичном уровне. Большинство граждан не только не имеют практического опыта такого участия, но и не знают о наличии у них соответствующих прав и возможностей. Поэтому без заинтересованной деятельности органов государственной власти по организации информирования граждан и повышению их гражданской компетентности не приходится рассчитывать на высокую активность гражданского участия в управлении делами государства. Рост активности даже при весьма благоприятных условиях и целенаправленной деятельности органов государственной власти по содействию гражданам в участии в управлении делами государства будет проходить постепенно по мере расширения числа людей, получающих позитивный опыт такого участия.

Часть первая данной статьи содержит закрытый перечень вопросов, при принятии решения по которым, участие граждан должно быть предусмотрено в обязательном порядке. Органы власти должны обеспечить условия для такого участия, независимо от наличия или отсутствия инициативы со стороны граждан. То есть, данная норма предусматривает, что по данным вопросам, инициатором участия граждан выступают органы государственной власти, в компетенции которых находится принятие указанных решения.

В данный перечень вошли вопросы, которые уже отнесены федеральным законом от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к обязательным для участия в их обсуждении гражданами. Это вопросы принятия бюджета субъекта Российской Федерации и отчета о бюджете. Ряд вопросов перенесен из перечня обязательных для участия граждан на уровне местного самоуправления (ст.28 федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). Это такие вопросы как:

— принятие Устава (Конституции) субъекта Российской Федерации и законов о внесении изменений в Устав (Конституцию) субъекта Российской Федерации;

— принятие целевых государственных программ, полностью или частично финансируемых за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Отмена прямых выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации сократила влияние граждан на деятельность этого важного органа государственной власти. Предусмотренная в настоящей статье возможность для граждан участвовать в обсуждении кандидатуры на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации частично восстанавливает возможности влияния для граждан, так как трудно ожидать, что кандидатура, вызвавшая обоснованное неприятие граждан, будет поддержана депутатским корпусом и/или внесена Президентом РФ.

Кроме того, в перечень части 1 статьи 5 включены вопросы, вызывающие серьезный общественный резонанс и прямо затрагивающие интересы граждан как налогоплательщиков и собственников государственного имущества.

При проведении экспертизы проекта данного модельного закона высказывалось предложение заменить представленный перечень более общими формулировками. Это предложение не было поддержано разработчиками модельного закона, так как возможность произвольного толкования содержания данной статьи может свести на нет смысл ее включения в данный закон, так как возможно наличие разных подходов к отнесению того или иного решения органов государственной власти к требованиям настоящей статьи. Таким образом, была бы создана возможность конфликтных ситуаций, или же реализация на практике данного закона была бы заблокирована.

Часть 2 данной статьи определяет возможные формы организации гражданского участия по перечню вопросов установленных статьей 1. Все указанные формы дают возможность мотивированной оценки предлагаемого решения со стороны граждан и организаций гражданского общества, что обеспечивает для органов государственной власти возможности предвидеть последствия принимаемого решения за счет получения обратной связи от общества. Однако у органов власти должна быть возможность гибко применять формы гражданского участия, поэтому данная норма предусматривает для них возможность выбора формы. На выбор формы организации участия граждан в управлении делами государства будет влиять: содержание вопроса, степень активности институтов гражданского общества и даже сроки принятия решения органами государственной власти. Однако, в одной из трех форм участие граждан в обсуждении проектов решений должно быть организовано в обязательном порядке.

Часть 3 дает возможность органам государственной власти не ограничиваться только данными формами и выступать инициаторами гражданского участия также и в других возможных формах. Однако, все другие формы гражданского участия могут только дополнять, но не заменять формы указанные в части 2 данной статьи, то есть публичные слушания, опросы и гражданскую экспертизу.

Часть 4 устанавливает санкцию за нарушение требования обязательности организации участия граждан в обсуждении данных вопросов. Решения, по указанному перечню, все-таки принятые без предоставления возможности гражданам участвовать в их обсуждении могут быть отменены решением суда по иску любого заинтересованного лица, если суд установит факт нарушения требования данной статьи. Угроза отмены решения будет стимулировать органы государственной власти к организации участия граждан в обсуждении данных вопросов, что окажет положительное влияние на развитие системы гражданского участия в управлении делами государства на региональном уровне.

Статья 6. Обеспечение участия граждан Российской Федерации в управлении делами государства в субъекте Российской Федерации

1. Участие граждан Российской Федерации в управлении делами государства в субъекте Российской Федерации обеспечивается выделением адекватных в соответствии с установленным федеральным законодательством и законодательством субъекта Российской Федерации материальных ресурсов (денежных средств, помещений и прочего) для реализации мероприятий, необходимых для конкретной формы участия граждан Российской Федерации в управлении делами государства в субъекте Российской Федерации.

2. В целях обеспечения права граждан Российской Федерации на участие в управлении делами государства в субъекте Российской Федерации органы государственной власти субъекта Российской Федерации размещают на официальных сайтах органов государственной власти, на иных общедоступных носителях информации, в том числе в информационных системах общего пользования следующую информацию о деятельности органов власти:

все действующие нормативные акты субъекта Российской Федерации, официальные пояснительные записки и приложения к данным актам, а также проекты нормативных актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации;

порядок деятельности (административные регламенты) органов государственной власти субъекта Российской Федерации, подведомственных им организаций;

перечни информационных систем общего пользования, банков данных, реестров, регистров, находящихся в ведении органов государственной власти субъекта Российской Федерации и подведомственных им организаций, а также перечни информационных ресурсов и услуг, предоставляемых гражданам и организациям;

сведения об официальных мероприятиях, организуемых органами государственной власти субъекта Российской Федерации и подведомственными им организациями;

сведения о решениях, принятых на официальных мероприятиях, организуемых органами государственной власти субъекта Российской Федерации, об исполнении этих решений;

тексты официальных заявлений и выступлений руководителей и заместителей руководителей органов государственной власти субъекта Российской Федерации;

целевые и иные программы, разработчиками, заказчиками или исполнителями которых являются органы государственной власти субъекта Российской Федерации, сведения о ходе реализации данных программ;

аналитические доклады, отчеты о работе, обзоры информационного характера о деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации, направленные другим государственным органам или органам местного самоуправления.

сведения об основных показателях, характеризующих ситуацию и динамику развития сфер, входящих в компетенцию органов государственной власти субъекта Российской Федерации;

прогнозы, подготовленные органами государственной власти субъекта Российской Федерации;

статистическую информацию, собранную и обработанную органами государственной власти субъекта Российской Федерации;

сведения о поступлении граждан на государственную службу субъекта Российской Федерации:

порядок поступления граждан на государственную службу,

перечень имеющихся вакантных государственных должностей государственной службы,

квалификационные требования к кандидатам на замещение вакантных государственных должностей государственной службы,

условия и результаты конкурсов на замещение вакантных государственных должностей государственной службы;

сведения о взаимодействии органов государственной власти, подведомственных им организаций с иными государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, политическими партиями, профессиональными союзами и другими организациями, в том числе международными;

сведения о руководителях государственных органов, их структурных подразделений и представительств, территориальных органов, подведомственных им организаций (фамилии, имена и отчества, биографические данные — по согласованию с указанными лицами);

сведения о депутатах законодательного органа государственной власти (фамилии, имена и отчества, биографические данные — по согласованию с указанными лицами);

информацию о структуре органов государственной власти, сведения о задачах и функциях их структурных подразделений, почтовые адреса, телефоны справочных служб и адресные реквизиты (почтовый адрес, адрес электронной почты и др.), численность их работников и размер фонда оплаты труда;

телефоны и адресные реквизиты (почтовый адрес, адрес электронной почты и др.) подразделений по работе с обращениями граждан и организаций органов государственной власти субъекта Российской Федерации, подведомственных им организаций, сведения о порядке работы этих подразделений.

регистры входящих и исходящих документов в органах государственной власти субъекта Российской Федерации.

3. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе поддерживать деятельность средств массовой информации, освещающих участие граждан Российской Федерации в управлении делами государства в субъекте Российской Федерации, проблемы взаимодействия институтов гражданского общества с органами государственной власти субъекта Российской Федерации, практику развития социально-значимой деятельности, общественно-гражданских инициатив в порядке, предусмотренном федеральным законодательством и законодательством субъекта Российской Федерации.

4. Граждане имеют право присутствовать на мероприятиях, проводимых органами государственной власти субъекта Российской Федерации, если проводимые мероприятия не предусматривают раскрытия информации, составляющей государственную тайну.

Статья 6 определяет средства при помощи которых достигается реальная возможность обеспечения прав граждан участвовать в управлении делами государства. Это и адекватное ресурсное обеспечение (часть 1) и открытость информации о деятельности органов государственной власти, о планируемых решениях, процедурах, кадровом составе и пр. В условиях информационной закрытости говорить об участии граждан в управлении просто бессмысленно, так как у граждан просто нет необходимой информации для внесения предложений или для аргументации своей позиции. Перечень информации определенный часть 2 настоящей статьи взят из аналогичного перечня проекта федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Данный закон находится на рассмотрении в Государственной Думе РФ и случае его принятия необходимость в данной норме в этом законе отпадет. Однако, до его принятия наличие данной нормы необходимо, так как это важнейшее условие, обеспечивающее саму возможность и адекватность участия граждан в управлении делами государства.

Часть 3 данной статьи развивает положение об информационной открытости и дает возможность органам государственной власти планировать и расходовать дополнительные ресурсы на информирование населения о практике организации взаимодействия государства и гражданского общества, о формах и практиках гражданской активности и т.д.. Такое информирование необходимо для формирования положительной мотивации у граждан на участие в управлении делами государства.

Часть 4 предусматривает открытый для граждан характер деятельности органов государственной власти субъектов РФ. Организуемые и осуществляемые за счет средств налогоплательщиков мероприятия должны быть доступны для граждан, на чьи налоги они проводятся. Исключением являются только случаи, когда предусматривается раскрытие государственной тайны, в этом случае мероприятия могут являться закрытыми для граждан, не имеющих допуска к секретной информации, по соображениям государственной безопасности.

Права граждан участвовать в управлении государством

Читайте также:

  1. A) Возникают гражданско-процессуальные правоотношения.
  2. A) Гражданский процессуальный кодекс РК от 13 июля 1999 г.
  3. A) Президенту, Премьер-Министру, гражданину РК
  4. B) Признании гражданина безвестно отсутствующим.
  5. C) Смерти гражданина-стороны в деле.
  6. Cтатья 2. Основные трудовые права работников
  7. Cтатья 353. Государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
  8. E) Единство принципов гражданского процесса.
  9. E) Нарушение или неправильное применение норм процессуального права.
  10. G) Пользуются всеми правами и несут все обязанности истца.
  11. I. Аргументы из области частного права
  12. I. Гражданский процесс

Право граждан участвовать в управлении государством (ст. 32 Конституции РФ). Это возможность гражданина России участвовать в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно избранных представителей[602]. Данное право является непосредственно действующим и обеспечивается всем правовым механизмом государства. Оно является юридическим выражением суверенитета народа и формой осуществления им своей власти.

Право участвовать в управлении государством принадлежит только гражданам РФ. Реализация этого права требует не только создания необходимых политических, социальных и правовых условий со стороны государства, но и активной общественной позиции самого гражданина, его осознанного интереса к жизни общества, определенного уровня политической и правовой культуры.

Право участвовать в управлении делами государства юридически обеспечивает включение граждан в сферу принятия и осуществления государственных решений в своей стране, сферу национальной политики, в связи с чем данное право гарантируется демократической организацией всей политической системы общества, вовлекающей граждан в активную политическую деятельность.

Право участвовать в управлении делами государства является комплексным и включает следующие правомочия:

— право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления;

— право участвовать в референдуме;

— право на равный доступ к государственной службе, то есть право граждан на занятие любой государственной должности без всякой дискриминации;

— право участвовать в отправлении правосудия, что означает право граждан занимать должность судьи, быть присяжным заседателем или народным заседателем.

Конституционное право на участие в управлении государством реализуется, прежде всего, через такое правомочие, как право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (ч. 2 ст. 32).

Избирательные права — это возможности граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях в порядке, установленном Конституцией РФ, федеральными законами о выборах, конституциями (уставами) и законами субъектов РФ.

Это интересно:  Коэффициент осаго по стажу вождения

Право на участие в референдуме — конституционное право граждан РФ голосовать по вопросам референдума, а также участвовать в других действиях по подготовке и проведению референдума.

Демократические, свободные и периодические выборы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также референдум являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государством гарантируются свободное волеизъявление граждан РФ на выборах и референдуме, защита демократических принципов и норм избирательного права и права на участие в референдуме.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»[603] (далее — Закон об основных гарантиях избирательных прав) выборы — это форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица, а референдум — форма прямого волеизъявления граждан РФ по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан, обладающих правом на участие в референдуме.

Основные гарантии реализации гражданами РФ конституционного права на участие в выборах и референдумах определяются Законом об основных гарантиях избирательных прав. Он имеет прямое действие и применяется на всей территории России.

Федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов РФ могут устанавливаться гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан, дополняющие гарантии, установленные этим федеральным законом.

Отношения, связанные с назначением, подготовкой и проведением референдума РФ, регулируются Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»[604] и Законом об основных гарантиях избирательных прав.

Федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов РФ, иные нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в России, не должны противоречить Закону об основных гарантиях избирательных прав.

Содержание всеобщего избирательного права и права на участие в референдуме (ст. 4 Закона об основных гарантиях избирательных прав).

1. Право избирать и голосовать на референдуме имеет гражданин РФ, достигший возраста 18 лет.

2. Право быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления имеет гражданин РФ, достигший возраста, установленного Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ.

3. Гражданин, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами других избирательных действиях, других действиях по подготовке и проведению референдума.

4. Гражданин имеет право избирать, быть избранным, участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Ограничения всеобщего избирательного права. Всеобщность избирательного права и права на участие в референдуме не означает отсутствия ограничений, которые общество применяет к отдельным категориям граждан. К таким ограничениям закон относит следующие.

1. Не имеют права избирать, быть избранными, участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

2. Не имеют права быть избранными граждане РФ, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства. (Указанные граждане вправе быть избранными в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором РФ.)

3. Не имеют права быть избранными граждане:

а) осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;

б) осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности, предусмотренных Уголовным кодексом РФ, и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;

в) подвергнутые административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст. 20.3 и 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если голосование на выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;

г) в отношении которых вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных п. 1 ст. 56 Закона об основных гарантиях избирательных прав, либо совершения действий, предусмотренных подп. «ж» п. 7 и подп. «ж» п. 8 ст. 76 указанного Федерального закона, если нарушения либо действия совершены до дня голосования на выборах в течение установленного законом срока полномочий органа государственной власти или органа местного самоуправления, в которые назначены выборы, либо должностного лица, для избрания которого назначены выборы.

Избирательные права граждан Закон об основных гарантиях избирательных прав делит на два разноцелевых вида (п. 26, 27 ст. 2): 1) активное избирательное право и 2) пассивное избирательное право.

Избирательное правоактивное — это право граждан избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Пребывание гражданина РФ вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта РФ, органы местного самоуправления. Законом активное избирательное право может быть предоставлено гражданину, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа.

Избирательное правопассивное — право граждан быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Первым к такому праву нужно отнести право быть избранным Президентом РФ. Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»[605] установил, что Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет.

Право быть избранным депутатом Государственной Думы в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»[606] наступает у гражданина РФ, достигшего на день голосования 21 года.

В соответствии с Временным положением о проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, не обеспечивших реализацию конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления[607] депутатом представительного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления может быть избран гражданин, достигший 21 года, постоянно проживающий на территории соответствующего муниципального образования (ст. 3).

Ограничения пассивного избирательного права, связанные с нахождением места жительства гражданина на определенной территории РФ, включая требования к продолжительности и сроку проживания гражданина на данной территории, устанавливаются только Конституцией РФ.

Федеральным законом, конституцией (уставом), законом субъекта РФ, Уставом муниципального образования могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином пассивного избирательного права, не позволяющие одному и тому же лицу занимать одну и ту же выборную должность более установленного количества сроков подряд.

При наличии в отношении гражданина вступившего в силу решения суда о лишении его права занимать государственные и (или) муниципальные должности в течение определенного срока этот гражданин не может быть зарегистрирован в качестве кандидата, если голосование на выборах в органы государственной власти, органы местного самоуправления состоится до истечения указанного срока.

Конституцией (уставом), законом субъекта РФ могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином пассивного избирательного права, связанные с достижением гражданином определенного возраста. Устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать 21 год на день голосования на выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ и в органы местного самоуправления. Установление максимального возраста кандидата не допускается.

Закон об основных гарантиях избирательных прав устанавливает три вида референдумов: 1) референдум Российской Федерации, 2) референдум субъекта РФ, 3) референдум местный.

Принципами проведения в РФ выборов и референдума являются:

— принцип всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании;

— принцип всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании;

— принцип свободного и добровольного участия граждан в выборах и референдуме;

— принцип обладания гражданами РФ, проживающими за пределами ее территории, всей полнотой избирательных прав при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, а также обладания в полном объеме правом на участие в референдуме РФ;

— открытость и гласность в деятельности комиссий при подготовке и проведении выборов, референдума, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов выборов, референдума;

— принцип невмешательства в деятельность комиссий по организации и проведению выборов и референдумов со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан.

Федеральным конституционным законом «О референдуме Российской Федерации» определен перечень вопросов, которые могут быть вынесены на референдум (ст. 6). Так, Конституционное Собрание вправе вынести на всенародное голосование проект новой Конституции Российской Федерации. На референдум выносятся также: проект нормативного акта или вопрос, обязательное вынесение на референдум которых предусмотрено международным договором РФ; вопросы государственного значения и вопросы, отнесенные Конституцией РФ к ведению РФ, а также к совместному ведению РФ и субъектов РФ.

На референдум не могут выноситься вопросы:

1) об изменении статуса субъекта (субъектов) Российской Федерации, закрепленного Конституцией РФ;

2) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента РФ, Государственной Думы Федерального Собрания РФ, а также о проведении досрочных выборов Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ либо о перенесении сроков проведения таких выборов;

3) об избрании, о назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности РФ;

4) о персональном составе федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

5) об избрании, о досрочном прекращении, приостановлении или продлении срока полномочий органов, образованных в соответствии с международным договором РФ, либо должностных лиц, избираемых или назначаемых на должность в соответствии с международным договором Российской Федерации, а также о создании таких органов либо назначении на должность таких лиц;

6) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;

7) отнесенные Конституцией РФ, федеральными конституционными законами к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти.

Порядок реализации избирательных прав граждан и права граждан на участие в референдуме регулируется Федеральным конституционным законом от 28 июня 2004 г. «О референдуме Российской Федерации»; Федеральными законами: от 26 ноября 1996 г. «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»; от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»; от 10 января 2003 г. «О выборах Президента Российской Федерации»; от 18 мая 2005 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

Право на равный доступ к государственной службе (ч. 4 ст. 32 Конституции РФ). Оно означает равенство исходных возможностей и отсутствие дискриминации граждан по какому-либо признаку при поступлении их на государственную службу.

Государственная служба регулируется рамочным Федеральным законом от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»[608] (далее — Закон о системе государственной службы) и законами о видах государственной службы. К настоящему времени принят только один такой закон — Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации[609].

Государственная служба Российской Федерации (далее — государственная служба) — профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации; федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; субъектов РФ; органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов РФ; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов; лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ.

Государственная служба представляет собой систему, которая включает следующие виды государственной службы:

— государственная гражданская служба (подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта РФ);

Принципами построения и функционирования системы государственной службы являются (ст. 3):

— федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ;

— приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;

— равный доступ граждан к государственной службе;

— единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;

— взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;

— открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;

— профессионализм и компетентность государственных служащих;

— защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.

Законами о видах государственной службы могут быть предусмотрены также другие принципы построения и функционирования видов государственной службы, учитывающие их особенности.

Должности государственной службы учреждаются федеральным законом или иным нормативным правовым актом РФ, законом или иным нормативным правовым актом субъекта РФ.

Должности государственной службы подразделяются на:

— должности федеральной государственной гражданской службы;

— должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации;

— должности правоохранительной службы.

Поступление на государственную службу, ее прохождение и прекращение (ст. 12 Закона о системе государственной службы). На государственную службу по контракту вправе поступать граждане, владеющие государственным языком РФ и достигшие возраста, установленного федеральным законом о виде государственной службы для прохождения государственной службы данного вида.

Это интересно:  Система капитал управляющая компания

Федеральным законом о виде государственной службы или законом субъекта РФ могут быть установлены дополнительные требования к гражданам при поступлении на государственную службу по контракту. Так, например, в соответствии со ст. 21 Федерального закона от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации» на гражданскую службу вправе поступать граждане РФ, достигшие 18 лет, владеющие государственным языком РФ и соответствующие квалификационным требованиям, установленным настоящим Федеральным законом.

Условия контрактов, порядок их заключения, а также основания и порядок прекращения их действия устанавливаются в соответствии с федеральным законом о виде государственной службы.

В соответствии с федеральным законом о виде государственной службы контракт может заключаться с гражданином:

— на неопределенный срок;

— на определенный срок;

— на срок обучения в образовательном учреждении профессионального образования и на определенный срок государственной службы после его окончания.

Федеральным законом о виде государственной службы определяется предельный возраст пребывания на государственной службе данного вида. Для государственной гражданской службы он определен — 65 лет.

Прохождение государственной службы включает: назначение на должность, присвоение классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания, аттестацию или квалификационный экзамен, а также другие обстоятельства (события) в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Основания прекращения государственной службы, в том числе основания увольнения в запас или в отставку государственного служащего, устанавливаются федеральными законами о видах государственной службы.

Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» не определяет права государственного служащего. Это прерогатива законов о видах государственной службы. Пока принят Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В соответствии с этим законом гражданский служащий имеет право на (ст. 14):

1) обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

2) ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности гражданской службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей и условиями должностного роста;

3) отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней, а также ежегодных оплачиваемых отпусков;

4) оплату труда и другие выплаты в соответствии с законом и служебным контрактом;

5) получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

6) доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну;

7) доступ в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации;

8) ознакомление с отзывами о его профессиональной служебной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, материалами личного дела;

9) защиту сведений о гражданском служащем;

10) должностной рост на конкурсной основе;

11) профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку;

12) членство в профессиональном союзе;

13) рассмотрение индивидуальных служебных споров в соответствии с законами;

14) проведение по его заявлению служебной проверки;

15) защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе, включая обжалование в суд их нарушения;

16) медицинское страхование в соответствии с федеральным законом о медицинском страховании государственных служащих РФ;

17) государственную защиту своих жизни и здоровья, жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества;

18) государственное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом.

Кроме прав государственных гражданских служащих рассматриваемый закон определяет их обязанности (ст. 15) и ограничения, связанные с гражданской службой (ст. 16)

Право граждан России участвовать в отправлении правосудия (ч. 5 ст. 32). В соответствии с ч. 1 ст. 118 Конституции РФ правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

В Федеральном законе от 20 августа 2004 г. № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации»[612] отмечено, что «граждане Российской Федерации имеют право участвовать в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей. » Присяжными заседателями могут быть граждане, включенные в списки кандидатов в присяжные заседатели и призванные в установленном УПК РФ порядке к участию в рассмотрении судом уголовного дела. Участие в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели, является их гражданским долгом.

Арбитражными заседателями могут быть тоже только граждане России. Это вытекает из Федерального закона от 30 мая 2001 г. № 70-ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации»[613].

В ст. 9 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» закреплены гарантии независимости судьи. Это:

— предусмотренная законом процедура осуществления правосудия;

— запрет, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;

— установленный порядок приостановления и прекращения полномочий судьи;

— право судьи на отставку;

— система органов судейского сообщества;

— предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.

Судья, члены его семьи и их имущество находятся под особой защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принять необходимые меры к обеспечению безопасности судьи, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от судьи поступит соответствующее заявление.

Судья имеет право на хранение и ношение служебного огнестрельного оружия, которое выдается ему органами внутренних дел по его заявлению в порядке, предусмотренном Законом РФ от 13 декабря 1996 г. «Об оружии»[614].

Гарантии независимости судьи, включая меры его правовой защиты, материального и социального обеспечения, предусмотренные Законом «О статусе судей в Российской Федерации», распространяются на всех судей в РФ и не могут быть отменены и снижены иными нормативными актами РФ и субъектов РФ.

Полномочия судьи в РФ не ограничены определенным сроком, за исключением случаев, предусмотренных федеральными конституционными законами и Законом «О статусе судей в Российской Федерации».

Предельный возраст пребывания в должности судьи — 70 лет. Для судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ законами соответствующих субъектов РФ может быть установлен иной предельный возраст пребывания в должности судьи этих судов.

Судья федерального суда, за исключением судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, в первый раз назначается на должность сроком на три года, по истечении которого он может быть назначен на ту же должность без ограничения срока полномочий до достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи.

Мировой судья в первый раз назначается (избирается) на должность на срок, установленный законом соответствующего субъекта РФ, но не более чем на пять лет. При повторном и последующих назначениях (избраниях) на должность мировой судья назначается (избирается) на срок, установленный законом соответствующего субъекта РФ, но не менее чем на пять лет.

Срок полномочий и предельный возраст пребывания в должности судьи для судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ устанавливаются законами соответствующих субъектов РФ.

Судья несменяем. Он не подлежит переводу на другую должность или в другой суд без его согласия, и его полномочия могут быть прекращены или приостановлены не иначе как по основаниям и в порядке, установленном законом.

В соответствии с Федеральным законом «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» граждане имеют право участвовать в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей при рассмотрении судами первой инстанции подсудных им уголовных дел с участием присяжных заседателей.

К присяжным заседателям законом предъявляются следующие требования (ст. 3).

1. Ими могут быть граждане, включенные в списки кандидатов в присяжные заседатели и призванные в установленном УПК РФ порядке к участию в рассмотрении судом уголовного дела.

2. Присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица:

1) не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет;

2) имеющие непогашенную или неснятую судимость;

3) признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности;

4) состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.

3. К участию в рассмотрении судом конкретного уголовного дела в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом РФ, в качестве присяжных заседателей не допускаются также лица:

1) подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений;

2) не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство;

3) имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела.

Право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления[615] (ст. 33 Конституции РФ). В развитии и расширении возможности граждан участвовать в управлении делами государства и общества важная роль принадлежит праву граждан на обращения[616].

Это право является важным средством осуществления и защиты других прав и свобод граждан, укрепления связей населения с государственными и муниципальными органами, участия граждан в управлении делами государства. Обращения граждан в государственные органы и органы местного самоуправления способствуют усилению контроля народа за их деятельностью, борьбе с бюрократизмом и коррупцией.

Праву граждан на личное обращение, направление индивидуальных и коллективных обращений соответствует обязанность органов и должностных лиц, которым они направлены, внимательно, в установленном порядке и в установленные сроки рассмотреть их и принять по ним законные и обоснованные решения[617].

Положения ст. 33 Конституции РФ конкретизируются в Федеральном законе от 2 мая 2006 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»[618]. Этим Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином права на обращение, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Установленный Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений иностранных граждан и лиц без гражданства.

Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц. Рассмотрение обращений осуществляется бесплатно.

Обращение, замечает Н. Ю. Хаманева, — термин, носящий собирательный характер. Обращения различны по содержанию информации, по общественной направленности, по своему юридическому значению и влекут, поэтому, различные юридические последствия[619].

Учитывая указанные обстоятельства, законодатель в ст. 4 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» легитимно закрепляет основные термины, относящиеся к сфере обращений граждан.

Обращение гражданина[620] — направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменные предложения, заявления или жалобы, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.

Предложение — рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества.

Заявление — просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц.

Жалоба — просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

Должностное лицо — лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления.

Права гражданина при рассмотрении обращения (ст. 5). При рассмотрении обращения гражданин имеет право:

1) представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании;

2) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает прав, свобод и законных интересов других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;

3) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов и уведомление о переадресации письменного обращения;

4) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке;

5) обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.

Чтобы обезопасить гражданина в связи с его обращением, закон предусматривает соответствующие гарантии.

1. Запрещается преследование гражданина в связи с его обращением в соответствующие органы или к должностному лицу с критикой их деятельности либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц.

2. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия.

Закон закрепляет обязанность соответствующих органов и лиц рассматривать письменные обращения в установленные сроки. Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации.

В исключительных случаях, а также в случае направления рассматривающим обращение органом или лицом запроса в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение (ст. 12 Закона от 2 мая 2006 г.).

Важной формой связи государства и гражданина с целью участия последнего в управлении государством является личный прием граждан.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Статья написана по материалам сайтов: soc-ege.sdamgia.ru, studfiles.net, studopedia.su.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector