+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Введение профстандартов в образовании

С 1 июля 2016 года работодатели обязаны применять профстандарты, установленные Трудовым кодексом, федеральными законами или иными нормативно-правовыми актами (Федеральный закон от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ)

Профстандарты стали обязательными с 1 июля 2016 года:

С 1 июля 2016 года работодатели обязаны применять профессиональные стандарты, если требования к квалификации, которая необходима сотруднику для выполнения определенной трудовой функции, установлены Трудовым кодексом, федеральными законами или иными нормативно-правовыми актами (Федеральный закон от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ). Таким образом, профстандарты стали обязательными с 1 июля 2016 года.

На сегодняшний момент принято около 800 профстандартов из 1000 плановых. В дальнейшем планируется довести до 2000 стандартов. Реестр принятых стандартов находится на сайте Росминтруда. Если изначально планировалось, что профстандарты коснутся госсектора, то № 122-ФЗ четко прописывает: профстандарты распространяются на всех работодателей, а если какой-то стандарт не распространяется на госкомпанию или предприятие бюджетной сферы, об этом будет сделана ссылка.

В чем смысл профстандартов и в чем их отличие от квалификационных требований, указанных в Едином тарифно-квалификационном справочнике?

Понятия «квалификация работника» и «профессиональный стандарт» определены в ст. 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации. Согласно указанной статье квалификация работника – это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. В свою очередь, профессиональные стандарты– это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.

Такое определение дает ч.2 ст.195.1 Трудового кодекса. Это новое понятие, внесенное в Трудовой кодекс только в конце 2012 года. Необходимость введения профстандартов была обусловлена тем, что характеристики должностей, содержащиеся в Единых квалификационных справочниках, не соответствовали современной ситуации на рынке труда. Описание требований к специалисту в профессиональных стандартах носит комплексный характер. В нем используются более современные конструкции в виде сочетания требований к знаниям, умениям, профессиональным навыкам и опыту работы.

Эти особенности профессиональных стандартов делают их основными элементами национальной системы квалификаций, связывающими сферу труда и сферу профессионального образования. И при этом они опираются не на образовательные программы, а на реальный опыт трудовой деятельности соответствующих специалистов. То есть, профстандарт стоит ближе к реальности. Поэтому перед принятием профстандартов на государственном уровне вновь принимаемые стандарты проходили детальное обсуждение в профессиональных сообществах.

Ранее в законодательстве отсутствовало понятие профессионального стандарта, и это затрудняло разработку и реализацию профессиональных стандартов на практике. Ориентируясь на установленные требования, работодатель сможет формировать кадровую политику, проводить обучение и аттестацию персонала, присваивать тарифные разряды, устанавливать систему оплаты труда и т.д.

Каковы цели и задачи введения профстандартов?

Основной целью принятия профстандартов является более детальное урегулирование трудовых правоотношений и актуализация устаревшей нормативной базы. Старые квалификационные справочники должностей не отвечали современным требованиям, поскольку многие перечисленные в них профессии уже не применяются, а многие востребованные профессии, наоборот, не закреплены.

При этом приведение квалификационных справочников должностей в соответствие с современными требованиями нецелесообразно. Таким образом, профессиональные стандарты — это более удобный и детализированный инструмент, определяющий минимальные требования к квалификации работников для занимаемой должности. Новые профессиональные стандарты призваны полностью заменить устаревшую нормативную базу.

В связи с этим возникают вполне резонные вопросы: обязательно ли применять профстандарты? Каковы нюансы их применения? Как учитываются профессиональные стандарты при разработке должностных инструкций и установлении оплаты труда? Правила разработки, утверждения и применения профстандартов утверждены постановлением Правительства России от 22 января 2013 г. № 23.

В каких случаях применяются профстандарты?

Понятие профстандарта как характеристики квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, было введено в Трудовом Кодексе РФ Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. № 236-ФЗ. При этом Правительство РФ своим постановлением от 22 января 2013 г. № 23 утвердило правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов.

В частности, документом предусмотрено три ключевых направления применения профстандартов: при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления; при разработке профессиональных образовательных программ; при разработке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.

Профстандарты обязательны в случае, когда к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, установлены требования Трудовым кодексом РФ, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ. К примеру, Закон о бухучете устанавливает ряд требований, в частности, к бухгалтеру страховой организации. Он должен иметь высшее образование, стаж работы, связанной с ведением бухучета, составлением бухотчетности либо с аудиторской деятельностью, не менее трех и т.д.

Следовательно, страховые компании с 1 июля 2016 года обязаны применять профстандарт «Бухгалтер» в отношении тех, работников, которые ведут бухучет. При этом профстандарт применяется только в части требований Закона о бухучете.

Для кого профстандарты стали обязательными в 2016 году?

Первоначально планировалось сделать профстандарты обязательными для применения в государственных и муниципальных организациях. Этот законопроект о применении профстандартов был внесен на рассмотрение в Госдуму России в мае 2014 года. Однако в процессе обсуждения текст законопроекта о профстандартах был изменен.

В итоге с 1 июля 2016 года в Трудовом кодексе (ТК) появится ст. 195.3 “О порядке применения профстандартов”. Министерство труда РФ утвердило 800 профессиональных стандартов, до конца года их число доведут до 1000, а в течение двух лет разработчики планируют утвердить около 2000 профессиональных стандартов. Под действие закона попали все — исключений для коммерческих организаций, о которых говорилось на стадии обсуждения законопроекта, не будет. Соблюдать профессиональные стандарты обязаны и госучреждения, и коммерческие, и некоммерческие структуры, и индивидуальные предприниматели.

Каким образом профстандарты повлияют на сферу образования?

Требования к профессиональным компетенциям, которые содержатся в образовательных стандартах, а также конкретные программы профессионального обучения предполагается формировать на основе соответствующих профстандартов (сейчас закон предусматривает необходимость учитывать положения соответствующих профстандартов при формировании федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования).

При этом необходимо в течение года с момента принятия соответствующего закона обновить уже принятые федеральные государственные образовательные стандарты и привести их в соответствие с профстандартами. Порядок разработки и утверждения профстандартов, а также установления тождественности наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в единых квалификационных справочниках работ и профессий рабочих, должностей руководителей, специалистов и служащих, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащимся в профстандартах, устанавливает Правительство РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В свою очередь, Минтруд России дает разъяснения по вопросам применения профстандартов.

Таким образом должна решиться появившаяся в последние годы проблема, когда выпускник учебного заведения обладает одними профессиональными навыками, а работодателю требуются совсем другие.

Как работодателю привести в соответствие профессиональную подготовку специалистов предприятия?

Это интересно:  Освобождение от обязанностей налогоплательщика предоставляется если

Все наши программы обучения в 2016 году приведены в соответствие с современными профстандартами.

Перечень наших программ – здесь.

Внедряем систему профстандартов в учреждении

Автор: Д. Ю. Панина

Внедрение системы профстандартов в части требований к квалификации для бюджетников обязательно. Оно должно проходить поэтапно по плану, разработанному учреждением, и завершиться в 2020 году[1]. Официальных методичек по внедрению системы профстандартов пока нет. Как же составить план правильно?

Регламент – технический документ, который фиксирует перечень правил, обязательных для использования в определенном проекте, ситуации, отрасли и т. д. – конкретизирует определенные вопросы. Регламент более конкретный документ, он может раскрывать отдельные условия положения, чтобы не было двойного толкования. Регламент описывает алгоритм конкретных действий, максимально допустимые значения и т. п. Например, если в положении указано, что рабочая группа создается в организации на период внедрения профстандартов, то регламент фиксирует процедуру создания этой группы: кто ответственный, когда группа должна быть создана, как зафиксировать ее состав и пр. Обычно регламент создается на базе положения, проясняя алгоритм выполнения включенных в положение задач.

Составляем план.

Созданная комиссия начинает работу над планом.

Унифицированного образца плана-графика внедрения профстандарта нет, поэтому составлять его можно в свободной форме.

Однако требования к плану существуют – они перечислены в ч. 1 Постановления № 584. План по внедрению системы профстандартов в учреждении должен содержать:

список профстандартов, подлежащих применению;

сведения о потребности в профобразовании, профобучении и (или) дополнительном профобразовании работников, полученные на основе анализа квалификационных требований, содержащихся в профстандартах, и кадрового состава учреждения, и о проведении соответствующих мероприятий по образованию и обучению в установленном порядке;

этапы применения профстандартов;

перечень локальных нормативных актов и других документов учреждения, в том числе по вопросам аттестации, сертификации и других форм оценки квалификации работников, подлежащих изменению с учетом положений профстандартов, подлежащих применению.

В план могут быть включены и другие пункты – для удобства перехода на систему профстандартов. Каждый работодатель составляет план под свои потребности. Одни прописывают подробно все мероприятия. Другие – только переход на конкретные профстандарты.

Можно вносить в план все мероприятия списком – по мере выполнения. Но лучше разделить их на следующие блоки:

Организационно-правовое обеспечение и информационное сопровождение.

Актуализация нормативно-правовой базы.

Определение соответствия профессионального уровня работников требованиям стандарта.

Развитие профессиональных компетенций. Обучение персонала.

План-график профстандартов удобнее оформить в виде таблицы с конкретными задачами, сроками выполнения и ответственными лицами. При составлении можно взять за основу как Разработку Минобрнауки[5], так и Методические рекомендации соцзащиты[6].

Образец плана, разработанный для учреждений соцзащиты:

План по организации применения профстандартов

Составление списка профстандартов, подлежащих применению, в том числе:

Перечень профстандартов, подлежащих применению

Изучение и анализ профстандартов

Составление Перечня ЛНА и документов, подлежащих изменениям в связи с применением профстандартов:

Анализ наименований должностей работников на соответствие профстандартам

Анализ должностных инструкций на соответствие профстандартам

Внесение изменений в ЛНА и другие документы:

Корректировка должностных инструкций в части трудовых функций, наименования должностей, уровня образования и квалификации

Корректировка штатного расписания в части наименования должности (профессии)

Внесение изменений в трудовые договоры работников и заключение в установленном порядке допсоглашений к трудовому договору

Корректировка Положения о проведении аттестации на соответствие занимаемой должности в части уровня образования, квалификации, стажа работы и др.

Внесение изменений в другие документы (какие)

Разработка методики определения потребности в профобразовании, профобучении и дополнительном профобразовании (далее – обучение)

Сбор сведений о потребности в обучении работников и анализ полученных сведений

Внесение изменений в коллективный договор в части обучения работников

Разработка ЛНА, регулирующего обучение работников, и его утверждение

Разработка плана обучения работников на соответствующие календарные годы (например, три года) и его утверждение в установленном порядке

Другие мероприятия по обучению работников (при необходимости)

Разработка приказа об установлении этапов применения профстандартов

Другие мероприятия по применению профстандартов

Этапы применения профстандартов

Образец плана, разработанный для образовательных учреждений:

План по организации применения профстандартов

Список профстандартов, подлежащих применению

Сведения о потребности в профобразовании, профобучении и (или) дополнительном профбразовании работников

Этапы применения профстандартов

Перечень ЛНА и других документов, подлежащих изменению в связи с учетом положений профстандартов, подлежащих применению

Профстандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», утвержденный Приказом Минтруда РФ от 24.07.2015 № 514н

Петров П. П., педагог-психолог – потребность в высшем образовании по профильному направлению

Внесение изменений в ЛНА и другие документы (1 января – 1 июня 2017 года); осуществление работодателем мероприятий по подготовке (профобразованию) работника (1 июня 2017 года – 1 января 2020 года)

ЛНА, определяющий формы подготовки и дополнительного профобразования работников, перечень необходимых профессий и специальностей; договоры с работниками о реализации их права на подготовку и дополнительное профобразование

Профстандарт «Специалист в области воспитания», утвержденный приказом Минтруда РФ от 10.01.2017 № 10н

Сидорова С. С., социальный педагог – потребность в дополнительном профобразовании по направлению профессиональной деятельности в организации

Внесение изменений в ЛНА и другие документы (1 января – 1 июня 2017 года); осуществление работодателем дополнительного профобразования работников (1 января 2017 года – 1 января 2020 года)

Мы ознакомились с первыми этапами внедрения системы профстандартов в организации: формирование комиссии и работа по составлению плана. В следующем номере продолжим тему.

[1] Требование п. 1, 2 Постановления Правительства РФ от 27.06.2016 № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами РФ, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности» (далее – Постановление № 584).

[2] Проект создан 02.09.2014, находится на сайте по адресу: regulation.gov.ru/projects#npa=29346.

[3] Порядок учета мнения первичной профсоюзной организации при принятии ЛНА установлен ст. 372 ТК РФ – так недостижение согласия, разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять приказ.

[4] Состав комиссии с указанием должностей (председатель, заместитель, секретарь), но без персональных данных (эта информация отражается в приказе).

[5] «Ответы на актуальные вопросы о профессиональных стандартах» (приложение к Письму Общероссийского Профсоюза образования от 10.03.2017 № 122).

[6] Методические рекомендации по организации работы, связанной с разработкой планов по организации применения профессиональных стандартов в государственных учреждениях социальной защиты Санкт-Петербурга, утв. Распоряжением Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 21.11.2016 № 361-р.

Это интересно:  Выписка из егрн что содержит

Введение профстандарта Педагога: разъяснения ЦС Профсоюза народного образования и науки

Применение профстандарта Педагога вызывает у работодателей и работников очень много вопросов. Проект приказа Минтруда об отсрочке действия указанного профстандарта пока так и не принят. Но ЦС Профсоюза работников народного образования и науки РФ выпустил письмо от 10 марта № 122, в котором рассказал об актуальных вопросах по профстандарту Педагога.

Нормативные акты, регулирующие введение профстандарта Педагога

При работе с профстандартом следует руководствоваться следующими законами и нормативно-правовыми актами:

  • ст. 57 ТК РФ – в данной статье закреплено правило, согласно которому название профессии или должности должно обязательно соответствовать наименованиям и требованиям, установленным в ЕКС или профстандартах, если при такой трудовой деятельности предоставляются льготы, компенсации или имеются какие-либо ограничения;
  • ч. 1 ст. 195.3 ТК РФ – применение профстандарта обязательно только в части требований к квалификации;
  • постановление Правительства РФ от 27.06.2016 года № 584 (рассматриваются особенности применения обязательной части профессиональных стандартов);
  • приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н о профстандарте Педагога.

Как внедрять профстандарт Педагога?

Правительство РФ указывает на то, что профстандарты должны внедряться поэтапно и только в части требований к квалификации. Срок внедрения указанных требований – 1 января 2020 года. Работу по переходу на педагогический профстандарт необходимо было начать 01.01.2017 года.

Поэтапность перехода на профстандарт предполагает составление и утверждение соответствующего плана. Составлять и утверждать план по переходу на профстандарт должна сама организация, в нашей ситуации это – дошкольное учреждение. При этом учитывается мнение профсоюзного органа.

В данный план необходимо включить следующие сведения:

  • перечень профстанадртов, которые в вашей организации должны применяться;
  • о профессиональном образовании (в том числе, и дополнительном), профессиональном обучении, которые требуются вашим сотрудникам, а также о мероприятиях, которые будут проводиться в связи с этим;
  • этапы перехода на профстандарт;
  • список локальных актов организации, в которые нужно внести изменения в связи с переходом на профстандарт.

Скачайте примерный образец плана по введению профстандарта.

1. Профстандарты, которые должны применяться в вашей организации

При формировании перечня профстандартов нужно учитывать следующие особенности:

  • такой перечень зависит от кадрового состава вашего учреждения;
  • в перечень включите не только педагогические профстандарты, но и профстандарты для других категорий сотрудников, которые указаны в штате вашей организации;
  • учитывайте в перечне только утвержденные стандарты, например, не нужно включать в перечень профстандарт Руководителя образовательной организации, так как в настоящее время он находится в стадии разработки;
  • если профстандарт еще не вступил в силу, то его также не нужно включать в перечень.

2. Определяем необходимость в профессиональном образовании и обучении сотрудников

Правительство РФ указало, что потребность в образовании или обучении должна определяться исходя из анализа следующих данных:

  • квалификационные требования, отраженные в профстандарте;
  • квалификация ваших сотрудников (их уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыт работы).

Пример 1. Квалификация конкретного работника не соответствует требованиям, которые отражены в профстандарте. В плане необходимо отразить сведения о мероприятиях, которые будут проведены для устранения такого несоответствия.

Пример 2. Квалификация педагогического сотрудника соответствует требованиям, отраженным в профстандарте, но работник в любом случае имеет право на получение дополнительного профессионального образования (далее по тексту – ДПО) каждые 3 года в соответствии с законом об образовании. Поэтому план должен содержать сведения и о мероприятиях по получению педагогическим сотрудником такого образования.

Для установления соответствия или несоответствия между квалификацией сотрудника (его документом об образовании) и требованиями профстандарта необходимо руководствоваться следующими нормативными актами:

  • Приказ Минобрнауки РФ от 18.11.2013 года № 1245 (по высшему образованию);
  • Приказ Минобрнауки РФ от 05.06.2014 года № 632 (по среднему профессиональному образованию);

В указанных документах содержаться таблицы соответствия. Они позволят, в том числе, установить соответствие специальности или направления подготовки, которые указаны в документе об образовании сотрудника, укрупненным группам направлений подготовки высшего и среднего образования «Образование и педагогические науки».

3. Реализация права педагогических сотрудников на ДПО

Рекомендации по данному вопросу отражены в письме Минобрнауки РФ и Общероссийского Профсоюза образования от 23.03.2015 года №08-415/124:

  • сотрудник может отказаться от получения ДПО по причине того, что работодатель не предоставляет ему гарантии и компенсации, связанные с получением такого образования (такие гарантии должны быть указаны в трудовом договоре и законодательстве);
  • включение в договор с сотрудником условия о получении ДПО за счет собственных средств незаконно.

4. В какие локальные акты организации нужно внести изменения?

Изменениям должны быть подвергнуты только те внутренние документы организации, которые затрагивают вопросы проведения мероприятий по образованию и обучению сотрудников. К таким документам могут быть отнесены:

  • коллективный договор (если есть необходимость менять условия и порядок осуществления работодателем подготовки сотрудников и получения ими ДПО);
  • внутренний документ организации, который определяет формы подготовки и ДПО, перечень необходимых профессий и специальностей;
  • дополнительные соглашения к трудовым договорам (если условие об обязанности работодателя проводить обучение или ДПО сотрудников является обязательным для выполнения сотрудниками определенных видов деятельности);
  • должностные инструкции сотрудников только в части требований к их квалификации;
  • соглашения с сотрудниками, регулирующие их права на ДПО.

Введение профстандарта Педагога и должностные обязанности педагогических сотрудников

ЦС Профсоюза народного образования и науки высказал свое мнение о том, что профстандарт пока применяется только в части квалификации сотрудников. А это значит, что никаких изменений в должностных обязанностях работников в связи с введением профстандарта Педагога пока быть не может. Поэтому в настоящее время работодателю при определении должностных обязанностей сотрудников следуют руководствоваться следующими документами:

  • ЕКС, утвержденный приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 г. № 761н (раздел – Квалификационные характеристики должностей работников образования);
  • ЕКС, утвержденный приказом Минздравсоцразвития РФ от 11.01.2011 г. № 1н (раздел – Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего образования ДПО).

Профстандарт Педагога и аттестация педагогических сотрудников

ЦС Профсоюза народного образования и науки указывает на то, что аттестация сотрудников также должна проводиться без учета требований профстандарта. Нормативным актом, регулирующим вопрос аттестации педагогических сотрудников, по-прежнему является Порядок проведения аттестации педагогических работников (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 07.04.2014г. №276).

Остались вопросы?

Звоните в юридический отдел по телефонам:

  • Москва: (499) 577-00-25 (доб. 147)
  • С-Пб: (812) 425-66-30 (доб. 147)
  • Регионы РФ (звонок бесплатный): 8-800-350-23-69 (доб. 147)

Первая консультация бесплатно.

Автор статьи: Ирина Добрынина, юрист

Введение профстандартов в образовании

  • Главная
  • Деятельность
  • Профстандарт
  • Введение и реализация Профстандарта педагога в образовательные организации

Введение и реализация Профстандарта педагога в образовательные организации

  1. Как подготовиться к переходу на профстандарт педагога
Это интересно:  Приказ 157 н с изменениями и разъяснениями

Приказом Минтруда России от 18.10.2013 N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (далее – Профстандарт) (зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013, регистрационный № 30550) установлено, что профессиональный стандарт педагога (далее — профстандарт) применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и при установлении систем оплаты труда с 1 января 2017 года.

Педагог должен использовать специальные подходы к обучению и воспитанию, для включения в образовательный процесс любых учеников:

  • со специальными потребностями в образовании;
  • одарённых учеников;
  • учеников, для которых русский язык не является родным;
  • учеников с ограниченными возможностями здоровья и т. д.

Педагог обязан эффективно вовлекать учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность, ставить воспитательные цели, способствующие развитию учеников, независимо от их происхождения, способностей и характера.

Педагог должен уметь:

  • формировать и развивать универсальные учебные действия, образцы и ценности социального поведения, навыки поведения в мире виртуальной реальности и в социальных сетях, навыки поликультурного общения и толерантность, ключевые компетенции и т. д.
  • работать в условиях реализации программ инклюзивного образования;
  • обучать на русском языке учащихся, для которых он не является родным;
  • работать с учащимися, имеющими проблемы в развитии;
  • работать с девиантными, наркозависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьёзные отклонения в поведении.

Учитель, воспитатель должны обладать личностными качествами, неотделимыми от его профессиональных компетенций, такими как: готовность учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей.

Для учителей искусства, технологии, литературы обязательно использование цифровых технологий визуального творчества, в их числе — мультипликации, анимации, трёхмерной графики и прототипирования.

Педагог обязан поддерживать развитие коммуникативной компетентности обучающихся, формирование системы регуляции ими своего поведения и деятельности, освоения и смены видов ведущей деятельности, формирование детско-взрослых сообществ, становление картины мира, работу с родителями, семьёй, местным сообществом.

Профстандартом перед педагогом поставлен ряд таких задач, которые он не решал ранее. Всему этому он должен научиться. Ведь нельзя от педагога требовать того, что он не умеет. При этом подготовительный период составляет всего ничего — только 1 год.

Задача администрации образовательной организации – довести основные положения стандарта до каждого педагога: учителя, воспитателя.

Технологии:

  • Самостоятельное ознакомление с Профстандартом под роспись, ибо это нормативный документ, обязательный к исполнению.
  • Рассмотрение содержания Профстандарта на предметных методических объединениях и обсуждение путей их реализации учителем в условия конкретной деятельности.
  • Обсуждение путей реализации Профстандарта на педсоветах, круглых столах и др.площадках.
  • Информирование органов самоуправления, родительской общественности о переходе педагогов на Профстандарт.

Во-вторых, введение Профстандарта влечет за собой изменение определенной нормативной правовой базы образовательной организации. А именно: Устава, должностных инструкций учителей и воспитателей, Трудовых договоров, Коллективного договора, Правил внутреннего трудового распорядка, Положения об оплате труда, Положения о стимулирующих выплатах, портфолио учителя, воспитателя и др. Все эти локальные акты ОО должны быть подготовлены и утверждены до 01.09.2016 г.

В- третьих, вся сложность проблем перехода на Профстандарт ложится на плечи педагога. Требовать от педагога можно только то, чему его научили. Поэтому предстоит большая работа по оказанию помощи педагогам по доведению их квалификации до уровня требований Профстандарта.

В образовательных организациях необходимо провести:

1.Самоанализ уровня подготовки педагога. Педагог анализирует, каким требованиям Профстандарта он отвечает, а где у него проблемы. Определяется, как их решить: пойти на курсы, посетить семинары, тренинги, пройти дистанционное обучение и т.д.

  1. Анализ проблем педагогов на методических объединениях и определение возможности решениях их на уровне образовательной организации: мастер-классы, стажировки, взаимопосещение уроков, мероприятий, передача опыта и т.д.
  2. Анализ подготовки педагога курирующим администратором. На основе анализа посещенных уроков, мероприятий, результатов обучения анализируется соответствие педагога требованиям Профстандарта и предлагаются варианты решения проблем с точки зрения администрации.
  3. Совместное обсуждение результатов анализа и предложений всех трех сторон и разработка оптимальных путей устранения проблем для каждого педагога – составление т.н. индивидуальной образовательно-методической траектории педагога: что, когда, где, за чей счет.

Формы реализации введения Профстандарта:

  • самообразование,
  • целевые курсы,
  • курсы переподготовки,
  • педагогические советы,
  • работа в мастер-классах,
  • круглые столы,
  • производственные совещания и т.д.
  1. Как оценивать соответствие педагога требованиям стандарта

Оценку соответствия педагога требованиям Профстандарта можно осуществить посредством внутреннего и внешнего аудита.

Для справки.

Аудит (от лат. audit — слушает) – это процедура независимой оценки деятельности организации, системы, процесса, проекта или продукта (википедия).

В ходе аудита персонала устанавливается уровень соответствия сотрудника занимаемой им должности, оцениваются личностные качества, даётся комплексная характеристика работникам.

Внешний аудит — это оценка с привлечением специалистов аудиторской фирмы для получения действительно независимой оценки, которую может дать только взгляд «со стороны».

Внутренний аудит – аудит, осуществляемый собственными силами организации, например, ревизионной комиссией, или другой организацией от её имени для оценки соответствия предъявляемым к педагогам профессиональных требований.

Оба вида аудита включают в себя анализ планов и отчётов, посещение проводимых уроков, результатов обучения, воспитания и развития обучающихся.

Сбор данных для оценивания осуществляется путём «результативного» опроса, выслушивания, наблюдений, анализа документов, записей и документированных данных. В качестве внешнего аудита могут быть использованы также результаты аттестации педагогов. По отношению к обучающимся, имеющим особенности и ограниченные возможности, в качестве критериев успешной работы педагогов совместно с психологами могут рассматриваться интегративные показатели, свидетельствующие о положительной динамике развития ребёнка: был – стал, или, в особо сложных случаях, — показатели, свидетельствующие о сохранении его психоэмоционального статуса.

Профессиональная деятельность педагога дошкольного образования оценивается только комплексно. Оценка включает сочетание показателей динамики развития интегративных качеств ребёнка, например, любознательности, активности, эмоциональной отзывчивости, положительного отношения ребенка к детскому саду и высокой степени активности и вовлеченности родителей в решение образовательных задач и жизнь детского сада.

Интегративные показатели оценки деятельности педагога преобладают и в начальной школе.

Итоговая оценка профессиональной деятельности педагога производится по результатам обучения, воспитания и развития учащихся.

Оценивая профессиональные качества педагога, необходимо обеспечить обратную связь с «потребителями» его деятельности. В качестве таких потребителей выступают сами обучающиеся и их родители.

Квалификация работника – это уровень его знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы.

Профессиональная компетенция – способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.

Литература:

— Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»;

Статья написана по материалам сайтов: www.audit-it.ru, parta1.com, volok-dou17.edumsko.ru.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector