+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Налоговый паспорт субъекта рф

Налоговый паспорт региона — документ, который готовит федеральная налоговая служба по каждому региону России. Налоговый паспорт региона содержит сведения о структуре налоговой базы и поступлений по видам налогов, показателях налоговой нагрузки региона.

Разъяснение

ФНС РФ ежегодно готовит по каждому региону Налоговый паспорт — документ, который содержит сведения о структуре налоговой базы и поступлений по видам налогов, показателях налоговой нагрузки региона.

Налоговый паспорт региона может использоваться инвесторами для оценки экономического потенциала региона.

Налоговые паспорта регионов можно скачать с сайта ФНС РФ.

Для этого, на главной странице сайта nalog.ru выберите раздел Статистика и аналитика» (в нижней странице сайта) > «Налоговая аналитика». На странице «Налоговая аналитика» выберите год и свой регион. Далее Высможете скачать налоговый паспорт региона в формате Excel.

Например, в разделе 9 и 10 налогового паспорта региона приведены данные по налоговой нагрузке региона по отдельным налогам и по видам деятельности.

О налоговом паспорте субъектов Российской Федерации

«Налоговый вестник», N 12, 1999

На современном этапе развития Российской Федерации налоговая система является одним из наиболее действенных инструментов регулирования новых экономических отношений. В условиях проводимой политики по снижению налоговой нагрузки на реальных товаропроизводителей и ее переносу на потребительский сектор и соответствующего расширения на этой основе налоговой базы налоговая система становится одним из важнейших факторов оздоровления системы государственных финансов.

Рациональная налоговая система посредством реализации регулирующей и стимулирующей функций (не только фискальной) призвана обеспечивать сбалансированность федеральных, региональных, местных и частных интересов, создавать основу для структурных изменений в экономике и ее подъема, активизации инвестиционной деятельности, государственного регулирования деятельности монопольных объединений и формирования конкурентной среды, проведения рациональной политики протекционизма (соответствующих ограничений) по отношению к отдельным отраслям промышленности и регионам страны.

Таким образом, регулирующее воздействие налогов должно быть направлено, в основном, на расширение налоговой базы как для федерального бюджета, так и бюджетов территорий. Данный тезис в части совершенствования налоговой политики наглядно подтверждается значительным ростом налоговых поступлений «живыми» деньгами в федеральный бюджет в 1999 г. Так, за 10 месяцев текущего года поступление налогов и сборов в федеральный бюджет в 2 раза превысило аналогичный показатель прошлого года. По экспертным оценкам итоговый показатель 1999 г. в 2,3 раза превысит налоговые поступления 1998 г.

Увеличению налоговых поступлений также способствует активизация работы МНС России по совершенствованию методологических подходов к определению налогового потенциала (максимально возможной суммы поступлений налогов и сборов в условиях действующего налогового законодательства) субъектов Российской Федерации и созданию механизма установления обоснованных и реальных заданий по мобилизации налогов и сборов в федеральный бюджет.

Основу данной методики, на наш взгляд, должна составить система показателей, определяющих тенденции развития макроэкономической ситуации в регионе, а также воздействие отраслевых и региональных факторов и сложившейся структуры финансовых потоков на состояние налоговой базы и перспективу ее развития. Подобный подход органически сочетается с принципами «региональной» науки, соединяющей потенциал географии и экономики. С позиций этой науки основным объектом глобального регионального прогнозирования является система «население — хозяйство — территория», в рамках которой протекают основные процессы жизнедеятельности общества.

Публикуемый ниже проект «Налогового паспорта региона» и представляет тот документ, в котором должна быть приведена комплексная характеристика налогового потенциала и налоговой нагрузки региона.

Это интересно:  Налоговая закрыла расчетный счет

Налоговый паспорт региона (далее — Паспорт) необходимо рассматривать в качестве основного документа, позволяющего оценивать существующую налоговую базу региона, уровень налоговой нагрузки в разрезе отдельных видов налогов в динамике, разрабатывать прогноз поступления налогов и сборов на перспективу как в условиях действующего налогового законодательства, так и с учетом его возможного изменения.

Структура Паспорта включает 7 разделов, отражающих полный набор необходимых показателей по важнейшим позициям расчета налоговой базы, в том числе:

Раздел 1. Общая характеристика региона.

Раздел 2. Основные показатели, используемые для расчета налоговой базы.

Раздел 3. Выпадающие доходы.

Раздел 4. Финансово — кредитные учреждения.

Раздел 5. Структура поступлений налогов и сборов по отраслям экономики.

Раздел 6. Задолженность по налогам и сборам в бюджетную систему.

Раздел 7. Основные показатели налоговой нагрузки.

Система показателей, используемых в каждом из разделов Паспорта, по возможности построена с учетом их динамики за последние три года (1997, 1998 и 1999 гг.), что позволяет выявить определенную тенденцию для последующего анализа влияния значимости отдельных факторов на налоговые характеристики региона. Указан также источник или способ определения каждого показателя (данные статистической отчетности, налоговой отчетности, расчеты и др.).

Целесообразность использования большинства показателей, включенных в разделы Паспорта, в достаточной мере апробирована и не вызывает сомнений. Тем не менее, отдельные разделы Паспорта требуют некоторых комментариев.

Например, использование в Разд.1 показателя удельного веса полностью безработных в общей численности населения региона оправданно, поскольку проводимый Росстатом учет общей численности безработных и официально получивших статус безработных не исключает возможности временных неучитываемых занятий и соответственно доходов этой категории населения. В то же время по итогам опроса руководителей экономических и социальных ведомств субъектов Российской Федерации, проведенного в июне 1999 г. Центром экономической конъюнктуры при Правительстве Российской Федерации, отмечена тенденция осложнения ситуации с формированием доходной части территориальных бюджетов в регионах с максимальным уровнем регистрируемой безработицы и высокой демографической нагрузкой (численность нетрудоспособных лиц в расчете на 1000 трудоспособных). К таким регионам, в первую очередь, относится Республика Дагестан. К территориям с максимальным уровнем регистрируемой безработицы также относятся Республика Коми; Архангельская, Владимирская, Сахалинская области; Хабаровский край; Корякский, Ненецкий, Чукотский, Эвенкийский автономные округа.

С точки зрения эффективности работы налоговых органов важное значение имеет информация об основных и крупных налогоплательщиках, от налоговой дисциплины которых во многом зависят показатели доходной части федерального и территориальных бюджетов.

Более того, за счет задержек в бюджетном финансировании госзаказов происходит заметное сужение налоговой базы предприятий; некоторые предприятия сдерживают свои налоговые платежи в ожидании зачетов.

Отдельно в Разд.1 представлена информация о наличии в регионе специальных налоговых режимов (закрытых административно — территориальных образований и свободных экономических зон, в которых используется особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени).

Раздел 3 Паспорта характеризует выпадающие доходы, непосредственно находящиеся в поле зрения налоговых органов, оставляя «за кадром» ряд факторов, оценка которых не представляется возможной.

В сложившейся ситуации серьезной проблемой продолжает оставаться наличие большого количества предоставленных отсрочек, рассрочек и иных форм изменения срока уплаты налогов. Одним из ключевых вопросов продолжает оставаться и вопрос возмещения из федерального бюджета сумм входного НДС.

Анализ и оптимизация вышеуказанных и иных видов выпадающих доходов, выделенных в этом разделе Паспорта, позволяют увеличить собираемость налогов и пополнить доходную часть бюджетной системы. Кроме того, дополнительный учет отдельных видов и сумм выпадающих доходов раскрывает большой объем работы, проводимой налоговыми органами по мобилизации налогов и сборов в бюджетную систему.

Это интересно:  Переводы частным лицам налоговая

Раздел 4 Паспорта касается финансово — кредитных учреждений региона. В настоящее время по решению Банка России к проблемным относятся более 440 коммерческих банков. МНС России совместно с МВД России, ФСБ России, ФСНП России за последнее время выявлено более 140 банков, систематически задерживающих платежи в бюджеты, а также в государственные внебюджетные фонды, и количество данных банков постоянно растет. По вине проблемных банков в бюджеты различных уровней не поступило по экспертным оценкам более 20 млрд рублей.

Как показали многочисленные проверки, сложились устойчивые схемы, по которым в бюджет не только не поступают перечисленные налогоплательщиками налоговые платежи, но и выставляются требования о возврате из бюджета значительных денежных средств.

Раздел 5 Паспорта непосредственно характеризует налоговую нагрузку и собираемость налогов и сборов в разрезе отраслей экономики. В аналогичном разрезе возможен и анализ показателей по основным налогам, поступающим в федеральный бюджет: налогу на прибыль, налогу на добавленную стоимость, акцизам и платежам за пользование природными ресурсами.

Как известно, значительная часть торговых, посреднических, банковских и иных финансово — кредитных структур пока еще не приняли на себя соответствующую долю налогового бремени соразмерно доле их участия в создании валового внутреннего продукта страны. Например, в пользу банковского сектора (наряду с естественными монополиями и сырьевыми отраслями) перераспределялась существенная часть чистого дохода производственного сектора и конечного потребителя, что подтверждается диспропорциями в уровнях прибыли в производственном и банковском секторах (превышение ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации относительно уровня рентабельности промышленных предприятий). В то же время при высоком уровне доходов банковская сфера имеет очень низкую налоговую нагрузку — около 4% всех налоговых поступлений (для сравнения: доля промышленности в налоговых поступлениях — около 40%).

Анализ полученных показателей имеет немаловажное значение для совершенствования налоговой политики в направлении постепенного выравнивания уровней налогового бремени по различным категориям налогоплательщиков.

Ключевым разделом Паспорта является Разд.7 «Основные показатели налоговой нагрузки», который позволяет получить информацию в разрезе всех контролируемых МНС России налогов — о начислении, поступлении, уровне собираемости и налоговой нагрузке относительно валового регионального продукта (как по начислению, так и по поступлению).

Наличие такой информационной базы создает основу для расчета совокупного дохода регионов, их экономического, финансового и налогового потенциалов и соответствующих показателей по Российской Федерации в целом. Эта информационная база отражает возможности экономического роста регионов и соответствующего роста налоговых поступлений, что имеет важное значение для своевременного и обоснованного составления бюджетов, а также для определения путей перераспределения средств между бюджетами разных уровней в целях выравнивания бюджетной обеспеченности.

Практическое внедрение налоговых паспортов регионов означает начало качественно нового этапа в работе налоговых органов Российской Федерации в плане проведения рациональной налоговой политики и обеспечения требуемых налоговых поступлений в бюджетную систему.

Налоговый паспорт территории

МНС РФ разработало и утвердило универсальный документ «Налоговый паспорт субъекта Российской Федерации», определяющий соответствие взаимосвязанных показателей налогового потенциала и экономических характеристик регионов общенациональному стандарту.

Сводным документом, содержащим систему показателей, которые комплексно характеризуют налоговый потенциал и налоговое бремя территории и предназначенным для прогнозирования и планирования поступлений налогов и сборов в бюджет, считается Налоговый паспорт субъекта Российской Федерации.

Это интересно:  Подать отчет в налоговую в электронном виде

Налоговый паспорт — это документ, в котором сведена информация, характеризующая налоговый потенциал. В нем содержится оценка налоговой базы региона за определенный пе-

риод, рассчитывается налоговая составляющая в общем объеме налогов и по разным видам налогов в динамике, что способствует разработке прогноза поступлений налоговых доходов на перспективу, как с учетом действующего налогового законодательства, так и при условии его изменений.

Налоговый паспорт территории необходимо рассматривать в качестве основного документа, позволяющего оценивать существующую налоговую базу территории, уровень налоговой нагрузки в разрезе отдельных видов налогов в динамике, разрабатывать прогноз поступления налогов и сборов на перспективу, как в условиях действующего налогового законодательства, так

и с учетом его возможного изменения.

Налоговая паспортизация территорий позволит создать достоверную информационную базу по системе показателей, являющихся основой для расчета совокупного дохода территорий, их экономического, финансового и налогового потенциалов и соответствующих показателей по Российской Федерации в целом, а также будет отражать возможности экономического роста регионов и соответствующего роста налоговых поступлений, что имеет важное значение для своевременного и обоснованного составления бюджетов и, следовательно, определения путей перераспределения средств между бюджетами разных уровней в целях выравнивания бюджетной обеспеченности.

Структура «Паспорта» включает в себя 8 разделов, отражающих полный набор необходимых показателей по важнейшим позициям расчета налоговой базы, в том числе:

• Общая характеристика региона.

• Основные показатели, используемые для расчета налоговой базы.

• Основные показатели поступления налогов и сборов и контрольной работы налоговых органов. [41]

• Структура поступлений налогов и сборов по отраслям экономики.

• Задолженность по налогам и сборам в бюджетную систему.

• Основные показатели налоговой нагрузки.

Система четких, точных критериев и показателей, используемых в налоговом паспорте территории, а также единая методология расчетов и анализа позволит сгруппировать территории (субъекты РФ, муниципальные образования) в отдельные группы по индивидуальным особенностям и характерным признакам.

Внедрение налогового паспорта территории окажет помощь для организации налогового планирования и анализа, создания устойчивой системы исполнения бюджетов и совершенствования межбюджетных отношений.

Налоговый паспорт субъекта рф

Министерство финансов Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

от 1 ноября 2018 года N БА-4-1/21369@

О Налоговых паспортах субъектов РФ

Федеральная налоговая служба сообщает, что Налоговые паспорта субъектов Российской Федерации (далее — Налоговый паспорт) за 2017 год сформированы и размещены на официальном сайте ФНС России в разделе «Статистика и аналитика» — «Налоговая аналитика» — «Налоговые паспорта» по адресу: https://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm.

При предоставлении Налогового паспорта внешним пользователям в обязательном порядке должна быть проведена проверка значений показателей на корректность предоставляемых данных.

Одновременно сообщаем, что на федеральном и региональном уровнях возможны расхождения по значениям показателей социально-экономической статистики и налоговой отчетности. В целях единообразия Налоговых паспортов эти показатели принимаются согласно данным, имеющимся на федеральном уровне.

В случае изменения данных по разделу Налогового паспорта «Руководители федерального округа, администрации субъекта Российской Федерации», необходимо представлять уточненные данные в оперативном порядке.

Поручаю довести вышеизложенную информацию, в том числе о размещении Налогового паспорта на сайте ФНС России, возможности его выгрузки внешними пользователями, до администраций субъектов Российской Федерации в рамках информационного взаимодействия.

Статья написана по материалам сайтов: wiseeconomist.ru, finlit.online, docs.cntd.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector