+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Транспортные расходы в налоговом учете

Предприятия, занимающиеся торговлей различных товаров, постоянно сталкиваются с появлением дополнительных расходов, связанных с транспортировкой. Их правильный учет и списание позволяют организации работать наиболее эффективно. То, как отображаются транспортные расходы в бухгалтерском учете, зависит от ряда факторов: учетная политика предприятия, специфика самих расходов.

Содержание

Что такое транспортные расходы?

Несведущие часто считают, что транспортные расходы включают в себя исключительно затраты на транспортировку. На самом же деле это куда более широкое понятие. В конечную сумму расходов включаются все издержки, понесенные в связи с организацией перевозки товара. Поэтому ответственное лицо должно четко понимать, что относится к транспортным расходам в бухучете.

Конкретного состава транспортных расходов не дано ни в бухгалтерском, ни в налоговом учете. Многое тут зависит от специфики работы конкретной компании. В целом же в перечень могут быть включены следующие виды затрат:

  • погрузка и разгрузка товаров (с помощью техники или обычной рабочей силы);
  • хранение продукции;
  • страхование партий изделий;
  • оформление документов при пересечении таможни;
  • иные операции.

Вести учет транспортных расходов в торговых организациях приходится постоянно, так как этот вид издержек они встречают очень часто.

Виды транспортных издержек и их учет

Транспортные издержки подлежат учету на предприятиях. Причем правила принятия затрат зависят от того, к какой разновидности они относятся:

  • появились в ходе транспортировки купленных товаров;
  • появились в результате транспортировки проданных товаров.

В зависимости от этого и определяется, как учитывать транспортные расходы в торговле. Причем в обоих случаях нужно руководствоваться правилами, отраженными в ПБУ 5/01.

Учет ТЗР по купленным товарам

Предприятия, приобретая те или иные товары, нередко несут издержки, связанные с их транспортировкой. В связи с этим и возникает необходимость учета соответствующих затрат. При этом предприятие может производить учет ТЗР одним из следующих способов:

  1. включив их в фактическую стоимость купленной продукции;
  2. отразив ТЗР в издержках, связанных с продажей товара.

Компания может использовать любой из этих вариантов, но предварительно выбранный способ нужно отобразить в учетной политике предприятия. Чтобы понять разницу, следует на примере разобраться, как в обоих случаях производится учет транспортно-заготовительных расходов.

Как в рассмотренном случае должен производиться учет транспортных расходов при включении их в фактическую стоимость и издержки по продаже? В обоих случаях учет стоимости и НДС за товары и перевозку будет одинаковым:

  • Д41 – К60 – 909 091 рублей (без учета НДС) – учитывается стоимость купленного товара;
  • Д19 – К60 – 90 909 рублей – учитывается НДС по приобретенной продукции;
  • Д19 – К60 – 4 090 рублей – учитывается НДС по транспортным издержкам.

Учет ТЗР реализованных товаров

Если ТЗР связаны не с приобретенными, а уже реализованными товарами, то расходы по их доставке могут учитываться несколькими способами:

  1. включаться в стоимость продукции;
  2. отображаться в качестве отдельной услуги, предоставляемой независимо от реализации.

Чаще всего предприятия включают ТЗР в стоимость товара. В этом случае транспортные расходы за купленные товары списываются проводкой: Д90.02 – К44.2. При последующей их продаже ТЗР (тут уже будет другая сумма расходов) списываются по проводке: Д44.1 – К60, а НДС по ним – Д19 – К60.

Примечательно, что налоговый учет транспортных расходов по покупным товарам позволяет учесть их в полном объеме в качестве расходов при расчете налога на прибыль. Сложности могут возникнуть из-за определения времени списания. Ведь прямые транспортные расходы входят в стоимость продукции и учитываются лишь при реализации. Косвенные же никак не связаны с временем продаж – они учитываются сразу же во время их возникновения.

Как учитывать транспортные расходы в налоговом учете поставщика и покупателя

Покупатель учитывает транспортные расходы в стоимости приобретаемого имущества. Торговая организация может не включать расходы на доставку покупных товаров в цену их приобретения. Поставщик признает затраты на доставку товаров покупателю в составе расходов, связанных с производством и реализацией.

Как покупателю учитывать транспортные расходы при расчете налога на прибыль

Налоговый учет транспортных расходов у покупателя зависит от вида приобретаемого имущества.

Транспортные расходы, связанные с приобретением основного средства, учитывайте в его первоначальной стоимости (п. 1 ст. 257 НК РФ).

Расходы на доставку сырья и материалов также включайте в их стоимость (п. 2 ст. 254 НК РФ).

Если вы приобретаете товары для перепродажи, то расходы на их доставку вы можете учитывать одним из двух способов (п. 2 ст. 254, ст. 320 НК РФ):

  • в стоимости товаров;
  • отдельно от покупной стоимости товаров.

Применяемый способ учета закрепите в учетной политике для целей налогообложения (ст. 313 НК РФ). Порядок формирования стоимости приобретения товаров применяйте в течение не менее двух налоговых периодов (ст. 320 НК РФ).

Транспортные расходы, учтенные в стоимости приобретенного имущества, при расчете налога на прибыль будут признаны:

  • по мере начисления амортизации по основному средству (п. 3 ст. 272, пп. 2 п. 3 ст. 273 НК РФ);
  • на дату передачи сырья (материалов) в производство (п. 2 ст. 272, пп. 1 п. 3 ст. 273 НК РФ);
  • в периоде реализации товаров (ст. 320 НК РФ).

    Сумму транспортных расходов, которую вы можете признать при расчете налога на прибыль, если они не были включены в стоимость товаров, определите расчетным путем (ст. 320 НК РФ).

    Как покупателю учитывать транспортные расходы в стоимости основных средств (товаров, сырья, материалов)

    Если вы приобрели основные средства (товары, сырье, материалы) одного наименования, то увеличьте их стоимость на всю сумму транспортных расходов (без НДС). Если транспортные расходы связаны с приобретением разных активов, то сумму таких расходов распределите между ними пропорционально их стоимости.

    Пример распределения транспортных расходов между разными наименованиями материалов

    Транспортные расходы организация включила в стоимость:

    • грунтовки — в сумме 37,74 руб. (2 000 руб. x (200 кг x 6 руб/кг) / (200 кг x 6 руб/кг + 120 л x 520 руб/л));

    краски — в сумме 1 962,26 руб. (2 000 руб. — 37,74 руб.).

    Как покупателю учитывать транспортные расходы отдельно от стоимости товаров

    Сумму транспортных расходов, если они не были включены в стоимость товаров, можно признать в составе прямых расходов отчетного (налогового) периода в той части, которая приходится на реализованные в этом периоде товары (ст. 320 НК РФ).

    В Налоговом кодексе РФ приведен порядок определения суммы транспортных расходов, которая относится к остаткам товаров, не реализованным на конец отчетного (налогового) периода (п. п. 1 — 4 ст. 320 НК РФ). Из данного порядка следует, что сумму транспортных расходов, относящихся к стоимости реализованных в отчетном (налоговом) периоде товаров, можно определить по формуле:

    Как поставщику учитывать транспортные расходы при расчете налога на прибыль

    В налоговом учете поставщика затраты на доставку товара покупателю признают в составе расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 1 п. 1 ст. 253, ст. 320 НК РФ).

    Если товар покупателю доставляет транспортная компания, то стоимость ее услуг включают в состав материальных или прочих расходов (пп. 6 п. 1 ст. 254, пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ). При применении метода начисления расходы на услуги транспортной компании признают на дату подписания акта приемки-сдачи оказанных услуг (п. 2 ст. 272 НК РФ). При применении кассового метода — на дату фактического перечисления оплаты за оказанные услуги, которые подтверждены актом приемки-сдачи (п. 1 ст. 252, пп. 1 п. 3 ст. 273 НК РФ).

    Налоговый учет транспортных расходов у поставщика

    «Российский налоговый курьер», 2007, N 11

    Порядок налогового учета расходов на доставку товаров зависит, в частности, от того, какая организация осуществляет эти расходы — торговая или производственная, как сформулировано условие о доставке товара в договоре поставки. Статья поможет разобраться в особенностях учета транспортных расходов в различных ситуациях, связанных с исполнением договора поставки.

    По договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется в обусловленный срок (сроки) передать покупателю товары для использования в предпринимательской деятельности или в других целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием. Поставщик может сам производить эти товары либо закупать их у других лиц. Так установлено в ст. 506 Гражданского кодекса .

    В данной статье рассматриваются только расходы на доставку в рамках внутренних договоров поставки (на территории Российской Федерации) и не затрагивается поставка по внешнеторговым контрактам, а также особенности договоров купли-продажи иных видов, кроме поставки.

    Передачей вещи является ее непосредственное вручение получающей стороне или сдача перевозчику для отправки получателю (п. 1 ст. 224 ГК РФ). Если в договоре не установлено, что покупатель получает товар в месте нахождения поставщика, поставщик обязан доставить товар покупателю (ст. 510 ГК РФ). Значит, по общему правилу обязанность по доставке товара покупателю лежит на поставщике.

    В договоре поставки могут быть указаны вид транспорта и прочие условия доставки. Если стороны такие условия не оговорили, поставщик имеет право определить их самостоятельно (п. 1 ст. 510 ГК РФ).

    Обратите внимание: согласно Гражданскому кодексу доставить товар покупателю поставщик может как собственными силами, так и с привлечением транспортной компании, с которой заключен договор перевозки груза (ст. 785) либо договор транспортной экспедиции (ст. 801). Перевозка грузов морским, внутренним водным, воздушным и железнодорожным транспортом, а также погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на этих видах транспорта подлежат лицензированию. Об этом говорится в ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Перевозка грузов автомобильным транспортом в настоящее время не лицензируется. Если у организации-поставщика нет лицензии на тот вид перевозки, который предусмотрен договором и который подлежит лицензированию, она не имеет права брать на себя обязательства по доставке товаров. В таких случаях в договоре указывают, что поставщик лишь организует доставку товара, привлекая для этого предприятия, имеющие соответствующие лицензии.

    Поставщик, который осуществляет или организует доставку товаров, несет определенные расходы, связанные с транспортировкой. В договоре могут быть установлены различные варианты:

    • стоимость доставки товара включается в цену товара;
    • поставщик осуществляет (организует) доставку товара покупателю за свой счет. Это означает, что в соответствии с ценовой политикой поставщика стоимость доставки учитывается при формировании продажной цены товара, но условие о включении расходов на доставку в цену товара в договоре не предусматривается;
    • поставщик осуществляет (организует) доставку за счет покупателя, который возмещает поставщику понесенные расходы сверх цены товара;
    • стороны распределяют указанные расходы между собой.

    Для учета транспортных расходов в целях налогообложения прибыли имеет значение, о каких именно товарах идет речь — произведенных поставщиком или приобретенных им для перепродажи у сторонних организаций.

    Доставка товаров собственного производства

    В налоговом учете организация уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов, которые отвечают требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ. Затраты по доставке товаров включаются в состав расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 1 п. 1 ст. 253 НК РФ).

    У производственных предприятий транспортные услуги сторонних организаций или собственных структурных подразделений по перевозкам грузов, а также доставка товаров согласно договорам относятся к услугам производственного характера. Расходы на приобретение таких услуг и их выполнение структурными подразделениями налогоплательщика включаются в состав материальных расходов (пп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ).

    Доставка товаров собственного производства своими силами

    Если в состав материальных расходов налогоплательщик включает результаты работ или услуги собственного производства, их оценка производится исходя из оценки готовой продукции (работ, услуг) в соответствии со ст. 319 Налогового кодекса. Основанием служит п. 4 ст. 254 НК РФ. Напомним, что в ст. 319 речь идет о распределении прямых расходов на незавершенное производство и изготовленную в текущем месяце продукцию (выполненные работы, оказанные услуги).

    Следовательно, организация должна обеспечить ведение обособленного учета всех затрат на любую транспортировку, осуществляемую своими силами, в том числе на доставку собственной продукции покупателям .

    В бухгалтерском учете для этих целей к счету 23 «Вспомогательное производство» открывается специальный субсчет по учету затрат на транспортное обслуживание. Это следует из Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкции по его применению, утвержденных Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н.

    При доставке товаров своими силами (собственным или арендованным транспортом) транспортные расходы поставщика фактически складываются из различных видов затрат. Это расходы на оплату труда водителей, приобретение ГСМ, ремонт транспортных средств, амортизационные отчисления по собственным транспортным средствам и арендная плата по арендованному транспорту и др. Все они формируют прямые расходы транспортного хозяйства организации. То есть это прямые расходы, относящиеся к услугам производственного характера структурного подразделения организации, которое участвует в процессе производства продукции.

    По итогам месяца общая сумма транспортных расходов распределяется. Часть их связана с производством товаров (работ, услуг). Например, расходы на доставку сырья, материалов, используемых при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг), комплектующих изделий и полуфабрикатов, которые подвергаются монтажу или дополнительной обработке у организации. Транспортные расходы, связанные с приобретением таких материально-производственных запасов, включаются в их стоимость. Об этом говорится в п. 2 ст. 254 Налогового кодекса. Соответственно, расходы на эту транспортировку учитываются по мере реализации продукции (работ, услуг), в стоимости которой они учтены. Это предусмотрено в п. 2 ст. 318 НК РФ. Та часть транспортных затрат, которая относится к доставке собственной продукции покупателям, признается косвенными расходами организации и учитывается в целях налогообложения в отчетном периоде в полном объеме.

    Примечание. О составе транспортных расходов

    Налоговым законодательством не установлен конкретный состав транспортных расходов, учитываемых в целях налогообложения прибыли. При этом согласно п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей российского законодательства, используемые в Налоговом кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства. Разумеется, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом.

    При определении в налоговом учете состава транспортных расходов организации могут руководствоваться Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД), принятым Постановлением Госкомстата России от 06.11.2001 N 454-ст. Согласно ОКВЭД к разд. I «Транспорт и связь» относится подраздел 63 «Вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность». Данная деятельность включает погрузку и разгрузку грузов и багажа (группа 63.11 «Транспортная обработка грузов»), хранение и складирование всех видов грузов (группа 63.12 «Хранение и складирование»), эксплуатацию гаражей, стоянок для автотранспортных средств (код 63.21.24), организацию перевозок грузов (группа 63.40) и др. Значит, транспортными расходами является не только стоимость перевозки, но также оплата сопутствующих услуг.

    Налогоплательщики вправе руководствоваться и перечнем транспортных расходов из состава транспортно-заготовительных расходов, который содержится в нормативных документах по бухгалтерскому учету. Так, производственные организации могут воспользоваться перечнем, содержащимся в Приложении N 2 к Методическим указаниям по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденным Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н.

    В любом случае согласно ст. 252 НК РФ транспортные расходы будут уменьшать налогооблагаемую прибыль, если они экономически обоснованны и документально подтверждены.

    Каким образом налогоплательщик может распределить стоимость потребленных внутри организации транспортных расходов по объектам учета? Ведь для доставки товаров покупателям он использует тот же транспорт и тех же водителей, что и для перевозок, например, приобретенного сырья до своего склада. В налоговом законодательстве не установлено, как распределять транспортные расходы по видам перевозок. Поэтому организация может закрепить в учетной политике для целей налогообложения любой экономически обоснованный способ распределения данных расходов. Например, их можно распределять по объектам учета пропорционально расстоянию, пройденному транспортом.

    • оплата труда работников транспортного подразделения (с учетом единого социального налога, начисленного на выплаты этим работникам) — 90 000 руб.;
    • амортизация, начисленная по объектам основных средств транспортного подразделения, — 16 000 руб.;
    • приобретение ГСМ — 14 000 руб.;
    • оплата электроэнергии, тепла, воды, потребляемых транспортным цехом, — 5000 руб.

    В учетной политике организации, принятой для целей налогообложения, закреплено, что транспортные расходы распределяются по объектам учета пропорционально расстоянию, пройденному транспортом за месяц.

    Объем услуг, оказанных транспортным цехом в мае, в натуральном выражении составил 4000 км, из которых 2500 км относятся к доставке товаров покупателям, а 1500 км — к доставке сырья от поставщиков на склад ЗАО «Поваренок».

    Доставка товаров собственного производства силами сторонних организаций

    Когда товары доставляют сторонние организации, транспортные расходы поставщика — это сумма оплаты услуг перевозки и (или) транспортной экспедиции согласно договору.

    Предположим, у производственной организации с транспортным предприятием заключен договор об оказании услуг перевозки в течение длительного периода времени. В рамках договора перевозчик доставляет заказчику МПЗ, используемые в производстве продукции (работ, услуг), а также перевозит продукцию заказчика покупателям. Оплата по договору производится единой суммой за все виды перевозок. Допустим, исходя из документации, относящейся к исполнению такого договора (путевых листов, оформляемых перевозчиком), нельзя из общей суммы транспортных расходов выделить затраты непосредственно на доставку продукции покупателям. Тогда организации нужно установить экономически обоснованный критерий распределения этих расходов, например по данным отрывных талонов путевых листов (утв. Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78).

    Доставка покупных товаров

    У торговых организаций расходы, связанные с доставкой товаров, подразделяются на две группы. Первая — расходы на доставку до склада торговой организации (когда она приобретает эти товары). Вторая — расходы на доставку от склада торговой организации до покупателя (при реализации товаров этой торговой фирмой).

    Рассмотрим каждый вид транспортных расходов подробнее.

    Доставка товаров до склада торговой организации

    Приобретая товары для дальнейшей перепродажи, торговая организация оплачивает поставщику стоимость доставки либо в составе цены товаров, либо сверх нее. Кроме того, по договору она может делать выборку товара, то есть транспортировать его собственными силами или с помощью третьего лица — транспортной организации согласно договору перевозки или транспортной экспедиции.

    В целях налогообложения прибыли затраты на доставку товаров до склада торговой организации можно включить в стоимость приобретения данных товаров или учитывать в качестве самостоятельной группы расходов. Это следует из ст. 320 Кодекса. Порядок определения стоимости приобретения товаров должен быть закреплен в учетной политике организации для целей налогообложения.

    По правилам указанной статьи транспортные затраты на доставку товаров до склада являются прямыми расходами торговой организации (если они не включены в цену приобретения товаров). Их нужно распределять на расходы, подлежащие списанию в текущем периоде, и расходы, приходящиеся на остаток нереализованных товаров.

    Сумма прямых транспортных расходов, относящаяся к остаткам нереализованных товаров, рассчитывается исходя из среднего процента за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца в следующем порядке.

    Сначала определяется средний процент (СП):

    Затем рассчитывается сумма прямых транспортных расходов, относящаяся к остатку нереализованных товаров. Это произведение среднего процента и стоимости остатка товаров на конец месяца.

    Обратите внимание! Доставка транзитом

    Торговые организации нередко отгружают покупателям товары непосредственно со складов изготовителей, минуя свой склад. Поскольку товар доставляется не на склад торговой организации, а сразу покупателям, расходы на такую транспортировку являются косвенными.

    Рассчитаем средний процент для определения суммы транспортных расходов, относящихся к остатку товаров:

    Теперь исчислим величину транспортных расходов, относящихся к остатку товаров:

    Наконец рассчитаем сумму прямых транспортных расходов, на которую ООО «Авента» имеет право уменьшить налогооблагаемую прибыль, за май 2007 г.:

    Доставка товаров покупателю

    Затраты по доставке товаров со склада торговой организации до покупателя, то есть расходы, связанные с реализацией товаров, являются косвенными. Они уменьшают доходы от реализации текущего месяца без распределения по остаткам товаров (абз. 3 ст. 320 НК РФ).

    По мнению автора, в ситуациях, когда покупатель возмещает поставщику расходы на доставку товара (сверх цены товара), сумму полученного возмещения поставщик может учитывать в составе дохода от реализации товара. Выделять ее в качестве дохода от реализации транспортных услуг не нужно. Ведь эту сумму поставщик получает в рамках исполнения договора поставки, которым предусмотрена его обязанность доставить товар.

    Распределение суммы транспортных расходов

    Налоговый учет торговой организации должен обеспечивать, во-первых, формирование общей суммы транспортных расходов за каждый месяц, а во-вторых, распределение этих расходов на две группы: на доставку приобретенных для перепродажи товаров на склад торговой организации и на доставку товаров покупателям. Расходы из первой группы налогоплательщик в зависимости от выбранной учетной политики либо списывает в составе стоимости приобретения товаров при их реализации (пп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ), либо учитывает в уменьшение доходов от реализации товаров в порядке, установленном в ст. 320 Налогового кодекса. Расходы из второй группы являются косвенными .

    Торговые организации, как и производственные, часто используют собственный транспорт для обоих видов перевозок — до своего склада и до склада покупателя. Если они привлекают для этих целей сторонние организации, то в рамках одного договора с транспортной компанией также могут осуществляться оба вида перевозок.

    Для налогоплательщиков, которые ведут торговую деятельность, в налоговом законодательстве не установлено, как распределять транспортные расходы по указанным группам. Поэтому соответствующий экономически обоснованный способ организация выбирает самостоятельно и закрепляет его в учетной политике для целей налогообложения. Например, транспортные расходы могут распределяться пропорционально расстоянию, пройденному транспортом, или стоимости доставленных товаров.

    Документальное подтверждение расходов на доставку товаров

    У поставщика расходы на доставку товара подтверждаются договором поставки. Эти расходы обоснованны, если в договоре не установлена выборка товаров покупателем. Причем конечный пункт доставки товаров согласно первичным учетным документам должен соответствовать указанному в договоре.

    Оплата услуг перевозчика (экспедитора)

    Предположим, доставку производит сторонняя организация. Тогда поставщик обязан заключить договор с транспортной компанией или экспедитором.

    Как сказано в п. 2 ст. 785 ГК РФ, заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного транспортным уставом или Кодексом).

    Конкретный вид товаросопроводительных и транспортных документов, которыми оформляется доставка товаров, зависит от того, какой транспорт для этого используется, и от действующих правил перевозки грузов соответствующим видом транспорта.

    Так, в п. 47 Устава автомобильного транспорта РСФСР установлено, что перевозочным документом является товарно-транспортная накладная. Речь идет о форме N 1-Т «Товарно-транспортная накладная», утвержденной Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78 (далее — Постановление N 78). Она заполняется грузоотправителем для каждого грузополучателя отдельно на каждую поездку автомобиля с обязательным указанием всех реквизитов. При централизованном вывозе грузов со станций железных дорог, портов, пристаней, аэропортов перевозка оформляется товарно-транспортными накладными. Такие накладные составляются совместно с работниками организаций — владельцев автотранспорта, станций железных дорог, пристаней, портов, аэропортов.

    Накладная оформляется, как правило, в четырех экземплярах: первый остается у грузоотправителя, второй передается грузополучателю, а третий и четвертый — организации — владельцу автотранспорта. Причем третий экземпляр служит основанием для расчетов. Владелец автотранспорта прилагает его к счету за перевозку, выставляемому заказчику автотранспорта.

    Обратите внимание: накладная по форме N 1-Т не заменяет собой товарную накладную формы N ТОРГ-12, утвержденную Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132. Если товары доставляются автотранспортом, то должны быть составлены накладные по той и другой форме.

    Для учета работы транспорта и водителя, а также для начисления зарплаты водителю и расчетов за перевозки грузов обязательно оформляются путевые листы грузового автомобиля (формы N N 4-п и 4-с, утвержденные Постановлением N 78). Путевой лист остается у организации — владельца автотранспорта, а отрывные талоны прилагаются к счету за услуги перевозки.

    Заключив договор транспортной экспедиции, организация выдает экспедитору поручение. Этот документ определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора. А экспедитор при приеме груза должен выдать клиенту экспедиторскую расписку, а также представить оригиналы договоров, заключенных экспедитором от имени клиента на основании доверенности. Это установлено в п. 4 ст. 4 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» и в п. 5 Правил транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 N 554.

    Кроме того, нужно документально подтвердить, что экспедиторские услуги фактически были оказаны поставщику. Законодательством не установлена обязательная форма такого документа. Поэтому в качестве него может выступать, например, отчет экспедитора об оказанных услугах, принятый организацией-клиентом, или акт сдачи-приемки оказанных услуг. Также имеет смысл закрепить в договоре транспортной экспедиции обязанность экспедитора передать организации-заказчику копии документов, подтверждающих доставку товара, — форму N 1-Т и путевые листы.

    Заметим, что согласно п. 2 ст. 272 НК РФ производственным организациям для признания расходов на доставку товаров на основании экспедиторских договоров или договоров перевозки требуется иметь акты сдачи-приемки услуг. В этом пункте предусмотрена только одна дата осуществления таких расходов, а именно день подписания налогоплательщиком соответствующих актов.

    Буква закона. Дата признания транспортных расходов при доставке силами сторонних организаций

    В какой момент следует признавать расходы на доставку товаров, если она производится сторонней организацией по договору перевозки или транспортной экспедиции?

    Для производственных организаций ответ на этот вопрос содержится в п. 2 ст. 272 НК РФ. Поскольку у таких налогоплательщиков расходы на доставку товаров покупателям отнесены к материальным (эти услуги носят производственный характер), то датой их осуществления считается день подписания налогоплательщиком акта приемки-передачи услуг по договору перевозки или транспортной экспедиции.

    Торговые организации должны руководствоваться пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ. У них датой осуществления транспортных расходов, как правило, является день расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров либо дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов.

    Но при этом согласно п. 1 ст. 272 НК РФ производственные организации должны учитывать положения ст. ст. 318 и 319, а торговые организации — ст. 320 Кодекса. Это означает, что на указанные выше даты налогоплательщик признает только те транспортные расходы, которые у него считаются косвенными. Сделать это он может лишь после распределения общей суммы транспортных расходов каждого месяца на объекты учета.

    Транспортные расходы, учтенные в составе прямых при производстве продукции (работ, услуг), производственные организации списывают на дату реализации продукции (работ, услуг), в стоимости которой эти затраты учтены в соответствии со ст. 319 НК РФ. Основание — п. 2 ст. 318 Кодекса.

    А торговые организации при определении указанного момента руководствуются ст. 320 или пп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ. Какая из этих норм подлежит применению, зависит от того, включена стоимость доставки покупных товаров до склада торговой организации в цену приобретения этих товаров или нет.

    Оформление доставки своими силами

    Транспортные расходы поставщика при доставке товаров своими силами складываются из многих составляющих. Документами, подтверждающими расходы на содержание и эксплуатацию служебного автотранспорта, являются первичные документы, применяемые для отражения в бухгалтерском учете затрат соответствующего вида: договоры и акты выполненных работ по ремонту, накладные на покупку запчастей для транспортных средств, договоры об аренде транспортного средства и т.д.

    При использовании автотранспорта основанием для учета в расходах ГСМ являются путевые листы и документы об оплате приобретенных ГСМ . Путевые листы подтверждают производственную направленность поездок автотранспорта и маршруты следования. Кроме того, они необходимы для начисления зарплаты водителю и учета отработанного времени и расхода ГСМ.

    Подробнее об оформлении путевых листов и документов об оплате ГСМ читайте в статье «Расходы на содержание служебного транспорта: налоговый учет» // РНК, 2007, N 9. — Примеч. ред.

    Транспортные расходы

    По правилам налогового учета сумма транспортных расходов связанных с доставкой товаров до склада фирмы распределяется между реализованными и нереализованными товарами.

    Это правило применяется, если транспортные расходы не включены продавцом в их продажную цену.

    В противном случае транспортные расходы учитывают в фактической себестоимости товаров.

    Сумма транспортных расходов, которую можно учесть при налогообложении прибыли за текущий месяц, рассчитывают:

    Сумма транспортных расходов, относящаяся к остатку товаров на начало месяца

    Сумма транспортных расходов, понесенных организацией в текущем месяце

    Сумма транспортных расходов, относящаяся к остатку товаров на конец месяца

    Сумма транспортных расходов, подлежащая списанию

    Сумма транспортных расходов, относящаяся к остатку товаров на конец месяца, определяется:

    Остаток товаров на конец месяца

    Средний процент транспортных расходов

    Сумма транспортных расходов, относящаяся к остатку товаров на конец месяца

    Средний процент транспортных расходов, относящихся к остатку товаров на конец месяца, рассчитывается:

    Сумма транспортных расходов, относящаяся к остатку товаров на начало месяца

    Сумма транспортных расходов, понесенных организацией в текущем месяце

    Стоимость товаров реализованных в текущем месяце

    Остаток товаров на конец месяца

    Средний % транспортных расходов

    Средний процент транспортных расходов, относящихся к остатку товаров, составит:

    Сумма транспортных расходов, относящаяся к остатку товаров, составит:

    Сумма транспортных расходов, подлежащая списанию, составит:

    Эта сумма включается в состав прямых расходов ООО «Пассив» и уменьшает налогооблагаемую прибыль за январь.

    Если бы в январе у ООО «Пассив» были другие расходы, связанные с реализацией товаров (затраты на аренду торгового зала, зарплата продавцов, амортизация ОС и т.д.), то они могли быть списаны в уменьшение налогооблагаемой прибыли в полном объеме. Порядок списания транспортных расходов фирма должна зафиксировать в бухгалтерской и налоговой учетной политике.

    Тема 8. Формирование отдельных показателей по расчету налога на прибыль по пбу 18/02.

    В декабре 2002 г. было утверждено ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль», которое четко определило взаимосвязь налогового и бухгалтерского учета.

    Данным Положением установлены:

    правила формирования в бухгалтерском учете и порядок раскрытия в бухгалтерской отчетности информации о расчетах по налогу на прибыль, а также взаимосвязь прибыли (убытка), исчисленной в целях бухгалтерского учета и налоговой базы, рассчитанной в целях налогообложения.

    Разница между бухгалтерской и налогооблагаемой прибылью (убытком) отчетного периода, образовавшаяся в результате применений различных правил признания доходов и расходов, которые установлены в нормативных актах по бухгалтерскому учету и законодательством РФ о налогах и сборах, состоит из постоянных и временных разниц (ПР, ВР).

    Постоянные разницы возникают в результате:

    превышения фактических расходов, учитываемых при формировании бухгалтерской прибыли (убытка), над расходами, принимаемыми для целей налогообложения (по нормируемым расходам);

    непризнания для целей налогообложения расходов, связанных с передачей на безвозмездной основе имущества (товаров, работ, услуг) в сумме стоимости имущества (товаров, работ, услуг) и расходами связанных с этой передачей;

    образования убытка перенесенного на будущее, который по истечении определенного времени в соответствии с нормами гл. 25 НК РФ уже никогда не может быть принят в целях налогообложения;

    прочих аналогичных разниц.

    Информация о постоянных разницах может формироваться в бухгалтерском учете или в ином порядке, определяемом организацией самостоятельно.

    Постоянная разница отчетного периода отражается в бухучете обособленно на отдельных субсчетах или аналитических счетах по учету доходов или расходов, в оценки которых возникает постоянная разница, что предусмотрено в ПБУ 18/02. Информация о таких разницах формируется на основании первичных учетных документов.

    Постоянные налоговые обязательства (ПНО).

    В период возникновения постоянных разниц /ПР/ организация должна признать постоянные налоговые обязательства.

    Величина ПНО рассчитывается по формуле:

    где, ПР – постоянная разница

    С – ставка налога на прибыль, действующая на отчетную дату.

    ПНО в бухучете будет определено таким образом: Д 99/субсчет «Постоянное налоговое обязательство» К68субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»

    Наглядным примером постоянного налогового обязательства является сумма налога на прибыль исчисленная с постоянной разницы, возникающей между фактическим расходами, учтенными по данным первичных документов в бухгалтерском учете и их нормированной величиной принимаемой для целей налогообложения.

    К таким расходам в частности относятся:

    расходы на страхование;

    компенсация за использование личного транспорта;

    расходы по некоторым видам рекламы;

    проценты по кредитам и займам;

    и некоторые другие расходы.

    Превышение фактического расхода над нормой является постоянной разницей.

    Величина расходов по начисленным процентам за март, учитываемых в бухучете будет равна:

    Величина процентов, начисленных для целей налогового учета, составляет:

    Сумма процентов начисленных сверх предельной величины составит: 8,8% (22-13,2).

    Эта сумма не учитывается в составе расходов для целей налогообложения. Указанная сумма является постоянной разницей /ПР/. Следовательно, величина постоянного налогового обязательства / ПНО/ равна:

    35000,61 руб. х 20% =7000,12руб.

    Бухгалтер в учете ООО «Альфа» 31 марта 2009 г. сделает следующие записи:

    Д20 субсчет «Проценты по кредитам в пределах норм» К66 – 52500,92 руб. – начислены проценты по кредиту в пределах норм.

    Д20 субсчет « Проценты по кредитам сверх норм К66 – 35000,61 руб. – начислены проценты по кредиту сверх норм.

    Постоянный налоговый актив.

    В ПБУ 18/02 не предусмотрена возможность превышения бухгалтерской прибыли над налоговой. Однако в практической деятельности такая ситуация возможна. Согласно ПБУ 18/02 под постоянными разницами понимаются не только расходы, но и доходы, учитываемые в бухучете и исключаемые из расчета налоговой базы по налогу на прибыль. Поэтому случай получения доходов, которые не увеличивают налогооблагаемую прибыль, возникают постоянные разницы, которые прибыль для целей налогообложения не увеличивают, а уменьшают. В качестве примера таких постоянных разниц можно привести получение дохода в виде денежных средств или имущества, полученного организацией безвозмездно. Поскольку данные доходов учитываются на счетах бухучет, то в этом случае постоянные разницы приводят к уменьшению налоговых обязательств. Введен новый показатель – Постоянный налоговый актив (ПНА).

    Д68субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» К99 субсчет «Постоянный налоговый актив»- отражена сумма ПНА.

    Временные разницы /ВР/ возникают вследствие несовпадения момента принятия доходов и расходов в бухгалтерском и налоговом учете.

    В зависимости от характера их влияния на налогооблагаемую прибыль временные разницы могут быть:

    вычитаемыми временными разницами (ВВР);

    налогооблагаемыми временными разницами (НВР).

    ВВР уменьшают сумму отложенного налога на прибыль, а НВР ее увеличивают.

    Временные разницы /ВР/ образуются в результате:

    применения разных способов расчета амортизации для целей бухучета и налогового учета;

    применения разных способов признания коммерческих и управленческих расходов в себестоимости реализованных товаров /работ, услуг/ в отчетном периоде для целей бухучета и налогового учета;

    убытка, перенесенного на будущее, неиспользованного для уменьшения налога на прибыль в отчетном периоде, но который будет принят для целей налогообложения в последующих отчетных периодах;

    применение (в случае продажи объектов ОС) разных правил признания для целей бухучета и для целей налогообложения остаточной стоимости объектов ОС и расходов, связанных с их продажей;

    прочих аналогичных различий.

    ВВР имеет место тогда, когда в отчетном периоде прибыль в налоговом учете больше, чем в бухучете.

    НВР приводит к тому, что в отчетном периоде прибыль по данным налогового учета меньше, чем по данным бухучета.

    Налогооблагаемые временные разницы /НВР/ образуются, если:

    сумма амортизации, начисленная в бухучете, меньше суммы амортизации, учитываемой для целей налогообложения;

    проценты, начисленные по кредитам и займам, в бухгалтерском учете включаются в первоначальную стоимость приобретенного имущества, а в налоговом учете относятся на расходы отчетного периода;

    у организации есть отсрочка по уплате налога на прибыль;

    организация, которая рассчитывает налог на прибыль кассовым методом, признает в бухучете неоплаченную выручку и процентные доходы.

    Временные разницы /ВР/ при формировании налогооблагаемой прибыли приводят к образованию отложенного налога на прибыль (ОНП).

    ОНП состоит из отложенных налоговых активов (ОНА) и отложенных налоговых обязательств (ОНО).

    Отложенный налоговый актив (ОНА).

    Отложенный налоговый актив /ОНА/ равен произведению вычитаемой временной разницы, возникающей в отчетном периоде, на ставку налога на прибыль. В бухучете ОНА отражается на отдельном синтетическом счете по учету отложенных налоговых активов. В бухгалтерском балансе отложенные налоговые активы показываются в качестве внеоборотных активов.

    Минфин России рекомендует учитывать их на счете 09 «Отложенные налоговые активы»

    Организация признает ОНА в том отчетном периоде, когда возникает ВВР, при условии существования вероятности того, что организация получит налогооблагаемую прибыль в последующих отчетных периодах.

    Отражать ОНА можно только в том отчетном периоде, в котором организация получила налогооблагаемую прибыль. Если же для целей налогообложения получен убыток, то ОНА в этом отчетном периоде не начисляется.

    Д 09 К68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» — отражена сумма ОНА, возникшая из-за наличия ВВР.

    Д 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» К 09 субсчет «Отложенный налоговый актив»- отражено погашение ОНА из-за уменьшения ВВР.

    Д 99 К09 субсчет «Отложенный налоговый актив» – списана сумма ОНА, на которую не будет уменьшена налогооблагаемая прибыль.

    Отложенные налоговые обязательства (ОНО).

    Налогооблагаемые временные разницы при формировании налогооблагаемой прибыли приводят к образованию отложенного налогового обязательства /ОНО/.

    ОНО равно произведению НВР, возникшей в отчетном периоде, на ставку налога на прибыль, действующую на отчетную дату.

    В бухгалтерском балансе отложенные налоговые обязательства показываются в качестве долгосрочных обязательств.

    ОНО возникают в результате различного отражения в бухучете и налоговом учете процентов по заемным средствам.

    Минфин России рекомендует учитывать ОНО на счете 77 «Отложенные налоговые обязательства».

    Д 68 К77 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» К 77 субсчет «Отложенное налоговое обязательство» — учтено ОНО.

    Д 77 «Отложенное налоговое обязательство» К68 субсчет« Расчеты по налогу на прибыль – на сумму погашения ОНО.

    Условный расход и на текущий налог на прибыль.

    ПБУ 18/02 вводит, кроме вышеуказанных показателей, такие понятия как:

    условный расход по налогу на прибыль,

    текущий налог на прибыль.

    Условный расход по налогу на прибыль (УРНП) равен величине, определяемой как произведение бухгалтерской прибыли, сформированной в отчетном периоде, на ставку налога на прибыль, действующую на отчетную дату.

    Текущий налог на прибыль (ТНП) определяется исходя их величины условного расхода, скорректированного на суммы ПНО, ОНА, ОНО отчетного периода.

    Формула корректировки условного расхода /УР/ для определения ТНП имеет следующий вид:

    ТНП = УРНП + ПНО — ПНА + ОНА – ОНО.

    Статья написана по материалам сайтов: urist7.ru, wiseeconomist.ru, studfiles.net.

    »

    Это интересно:  Как в платежке указать налоговый период
  • Помогла статья? Оцените её
    1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
    Загрузка...
    Добавить комментарий

    Adblock detector