+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Заключение прокурора по гражданскому делу образец

После исследования всех доказательств председательствующий предоставляет слово для заключения по делу прокурору, представителю государственного органа и органа местного самоуправления, участвующим в процессе в соответствии с ч. 3 ст. 45 и ст. 47 ГПК РФ.

Участие прокурора в разбирательстве гражданских дел способствует осуществлению целей правосудия и реализации задач, стоящих перед судом, с тем, чтобы выполнялось требование закона о всестороннем, полном, объективном разбирательстве дела во всех судебных инстанциях и по каждому делу выносились законные и обоснованные решения, определения и постановления.

Свои полномочия в гражданском судопроизводстве прокурор осуществляет независимо от каких бы то ни было органов и должностных лиц, подчиняясь только закону и руководствуясь указаниями Генерального прокурора РФ 57 .

Участвовать в рассмотрении судами гражданских дел могут все прокурорские работники. Однако в целях оперативного руководства деятельностью прокуроров в этой сфере и более квалифицированного осуществления надзорных функций в Генеральной прокуратуре РФ образовано Управление по надзору за законностью постановлений судов по гражданским делам, а в прокуратурах субъектов федерации – одноименные отделы (управления), прокуроры которых выполняют наибольший объем работы в этой области. В районных и городских прокуратурах эта работа возлагается на помощников прокуроров или (реже) на заместителей прокуроров. Работу по надзору за законностью судебных решений по гражданским делам организуют прокуроры-руководители соответствующих прокуратур 58 .

Согласно Приказу Генерального Прокурора от 26.04.2012г. №181 основными обязанностями прокуроров, обеспечивающих участие в гражданском процессе, являются:

участие в рассмотрении судами первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций дел, возбужденных по искам (заявлениям) прокуроров в защиту прав, свобод и законных интересов лиц, указанных в ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в том числе по заявлениям и представлениям о пересмотре судебных постановлений по вновь открывшимся или новым обстоятельствам;

вступление в процесс на любой его стадии и дача заключений по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных ГПК РФ и другими федеральными законами;

апелляционное, кассационное и надзорное обжалование судебных постановлений по гражданским делам, перечисленным в ст. 45 ГПК РФ и иным делам, в рассмотрении которых участвовал либо вправе был участвовать прокурор;

рассмотрение обращений о проверке вступивших в законную силу судебных актов по гражданским делам, в которых участвовал либо вправе был участвовать прокурор, от лиц, участвующих в деле, а также от лиц, не привлеченных к участию в деле, если суд принял решение об их правах и обязанностях.

Прокурор, участвующий в деле, дает заключение по существу дела в целом после судебных прений. Само заключение прокурора, как по отдельным вопросам гражданского судопроизводства, так и по существу дела в целом должно содержать: краткий анализ возникшего вопроса или дела, фактическое и юридическое обоснование (мотивировку) высказываемого прокурором мнения.

Статья 229 ГПК РФ предусматривает, что содержание заключения прокурора должно быть отражено в протоколе судебного заседания. В заключении прокурор излагает суду свое мнение о том, как следует разрешить рассматриваемый иск по делам искового производства, установить тот или иной факт по делам особого производства, делам, возникающим из публичных правоотношений.

Заключение прокурора должно основываться только на законе в соответствии с правосознанием прокурора, внутренним убеждением, сложившимся в результате рассмотрения в судебном заседании всех обстоятельств. Представляется, что заключение должно составляться в письменной форме, поскольку практика показывает, что при изложении заключения прокурора только в устной форме существенные моменты, имеющие значение для дела, бывают упущены и заключение может быть неточно отражено в протоколе 60 . В заключение прокурор обязан сослаться на правовые нормы, которые должны применяться при разрешении данного дела, и указать, как, по его мнению, на основании этой нормы следует разрешить дело. Все выводы прокурора должны быть аргументированы 61 .

Прокурор, участвующий в рассмотрении судами гражданских дел, тщательно готовиться к судебному заседанию. До начала судебного разбирательства детально изучает материалы, послужившие основанием для обращения в суд с иском (заявлением), анализирует законодательство, применимое при рассмотрении дела, определяет юридически значимые обстоятельства, подлежащие установлению при разрешении спора, оценивает имеющиеся в деле доказательства на предмет их достаточности, относимости и допустимости.

Кроме того, прокурор может обратиться в суд с заявлением о возбуждении гражданского дела от своего имени в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц (ч. 2 ст. 4 ГПК РФ), если, несмотря на принятие мер прокурорского реагирования, выявленные нарушения законодательства не устранены. Лицо, в интересах которого дело начато, извещается судом о возникшем процессе и участвует в нем в качестве истца (п. 2 ст. 38 ГПК РФ).

Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми правами и несет процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения, так как не является субъектом спорного материального правоотношения (ч. 1 ст. 39 и ч. 2 ст. 45 ГПК РФ), к нему не может быть предъявлен встречный иск.

Задача прокурора состоит, прежде всего, в том, чтобы добиться вынесения законного и обоснованного решения, что определяется его статусом как представителя государства и закона, обязывает к объективности в оценке объяснений лиц, участвующих в деле, показаний свидетелей, заключения эксперта. Он не связан позицией, с которой обратился в суд; если в результате рассмотрения дела прокурор убедится в необоснованности своих требований, он не только вправе, но и обязан отказаться от них. Все это свидетельствует о том, что принцип диспозитивности гражданского процесса в полной мере распространяется и на прокурора.

При этом прокурор может распоряжаться только процессуальными правами стороны, материальные же права принадлежат тому лицу, в интересах которого начато дело. Поэтому отказ прокурора от иска (заявления), поданного в защиту интересов другого лица, не лишает это лицо права требовать продолжения рассмотрения дела по существу (ч. 2 ст. 45 ГПК РФ). Аналогичное правовое положение прокурора и в арбитражном процессе (ст. 52 АПК РФ).

На основании процессуального положения прокурора в состязательном процессе правомерно делать вывод о равенстве его прав с правами других участников процесса в доказывании, но нет никаких оснований делать вывод о равенстве иных полномочий, в частности обязанности сторон.

Вторая форма защиты интересов других лиц в гражданском процессе: участие только государственных органов и органов местного самоуправления в случаях, предусмотренных законом, для дачи заключения по делу. Такое участие имеет целью осуществление возложенных на них обязанностей и защиты прав, свобод и законных интересов других лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.

Участие государственных органов и органов местного самоуправления возможно в случаях, предусмотренных федеральным законом:

— во-первых, по инициативе государственных органов и органов местного самоуправления;

— во-вторых, по инициативе лиц, участвующих в деле;

— в-третьих, по инициативе суда. В этом случае привлечение возможно не только в случаях, предусмотренных законом, но и в иных необходимых случаях по усмотрению суда для достижения целей, указанных в ч. 1 ст. 47 ГПК РФ.

Кроме того, в ч. 1 ст. 47 ГПК РФ специально оговаривается, что такое вступление государственных органов и органов местного самоуправления возможно до принятия решения судом первой инстанции.

Данная форма участия государственных органов и органов местного самоуправления в гражданском процессе также связана с их компетенцией и осуществлением ими управленческих функций в соответствующих сферах регулируемых правом общественных отношений. Правовая природа участия данных субъектов определяется тем, что указанные органы являются лицами, участвующими в деле, и в то же время их заключение рассматривается как одна из форм использования специальных познаний и в этом смысле представляет собой одно из средств доказывания.

Наиболее распространено участие в гражданском процессе с целью дачи заключения органов опеки и попечительства. Так, в соответствии с п. 1 ст. 78 СК РФ при рассмотрении судом споров, связанных с воспитанием детей, независимо от того, кем предъявлен иск в защиту ребенка, к участию в деле должен быть привлечен орган опеки и попечительства. В частности, обязательным по СК РФ признано участие органов опеки и попечительства при рассмотрении дел:

Это интересно:  Инструкция по пропускному режиму на предприятии образец

— о признании недействительным брака, заключенного с лицом, не достигшим брачного возраста (п. 2 ст. 28 СК РФ);

— о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка (п. 2 ст. 66 СК РФ);

— о лишении родительских прав (п. 2 ст. 70 СК РФ);

— о восстановлении в родительских правах (п. 2 ст. 72 СК РФ);

— об ограничении родительских прав (п. 4 ст. 73 СК РФ);

— об усыновлении детей (п. 1 ст. 125 СК РФ);

— об отмене усыновления ребенка (п. 2 ст. 140 СК РФ).

На основании ст. 284 ГПК РФ дела об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами рассматриваются с обязательным участием органов опеки и попечительства.

Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» при рассмотрении в суде споров по искам или заявлениям о защите прав и законных интересов инвесторов федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг вправе вступить в процесс по своей инициативе для дачи заключения по делу в целях осуществления возложенных на него обязанностей и для защиты прав инвесторов — физических лиц и интересов государства.

Дача заключения для государственного органа или органа местного самоуправления является обязательной, поскольку оно дается по вопросам, входящим в сферу его деятельности. В заключении выделяются две части.

Во-первых, сведения о фактах, которые были собраны с помощью специальных познаний работников соответствующих органов и зафиксированы в письменном документе. Во-вторых, заключение в собственном смысле слова, где излагается мнение органа о правовом характере рассматриваемого спора, оцениваются собранные им, а также представленные другими лицами доказательства и предлагается свой вариант разрешения спора. Такая оценка основывается на положениях законодательства и практике его применения. Например, применительно к спорам о воспитании детей орган опеки и попечительства обязан провести обследование условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего на его воспитание, и представить суду акт обследования и основанное на нем заключение по существу спора (п. 2 ст. 78 СК РФ).

Оценочная часть заключения — это важнейшая его часть, поскольку данные органы вправе давать правовую оценку обстоятельств дела на основе собранной ими доказательственной информации, например, высказать мнение, с кем из родителей при расторжении брака должен остаться ребенок, кто из них сможет обеспечить лучшие условия для его воспитания. Эта оценочная часть как заключение в собственном смысле слова является средством выполнения возложенных на орган задач по управлению и служит цели защиты прав и интересов граждан и государства. Таким образом, данные органы участвуют в гражданском процессе не только для представления доказательств, но и для получения судом компетентной оценки правового значения обстоятельств дела со стороны органа, наделенного властными полномочиями в данной сфере, т.е. для получения заключения.

Заключение государственного органа или органа местного самоуправления оглашается после исследования всех доказательств (ст. 189 ГПК РФ), необязательно для суда, но по сложившейся судебной практике и в соответствии со ст. ст. 196 и 198 ГПК РФ суд должен привести в судебном решении доводы, по которым он отвергает заключение в целом или в части. Если дело было рассмотрено судом без привлечения соответствующего органа, а его участие в соответствии с законом признано обязательным, то такое судебное решение может быть отменено.

Для участия в гражданском процессе органом должен быть выделен представитель, наделенный соответствующими полномочиями. В этом качестве обычно участвует специалист, который связан с непосредственной деятельностью данного органа. Не может выступать представителем органа технический секретарь или работник персонала, не связанный с осуществлением полномочий данного органа 62 .

Выслушав заключение прокурора, представителя государственного органа и органа местного самоуправления, суд выясняет у других лиц, участвующих в деле, и представителей, не желают ли они выступить с дополнительными объяснениями. При отсутствии таких заявлений председательствующий объявляет рассмотрение дела по существу законченным, и суд переходит к судебным прениям.

ВСТУПЛЕНИЕ ПРОКУРОРА В ПРОЦЕСС ДЛЯ ДАЧИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ПО ГРАЖДАНСКОМУ ДЕЛУ

Одной из форм участия прокурора в гражданском процессе является вступление в начатый процесс для дачи заключения по делу.

В ст. 35 Закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации» предусмотрено право прокурора вступить в любой процесс, если это требует публичный интерес [1] . Однако данный закон был принят до ГПК РФ, а значит на основании ст. 4 ФЗ «О введении в действие ГПК РФ» данное положение применяется только в части не противоречащей ГПК РФ.

По мнению С.Ф. Мазурина, прокурор может дать заключение по всем делам, которые находятся на рассмотрении в суде первой инстанции. Необходимо отметить, что данное мнение прямо противоречит ст. 45 ГПК РФ, так как данная статья устанавливает перечень дел, по которым прокурор имеет право вступить в процесс [2] .

В настоящее время у прокурора отсутствует возможность вступить в дело, если этого требует защита прав граждан, интересов общества и государства. Суд также теперь не уполномочен привлекать прокурора по любому делу, а только по закрытому перечню оснований. У суда имеется право привлекать лишь государственные органы и органы местного самоуправления по любому делу, по которому этот государственный орган компетентен (ч. 2 ст. 47ГПК РФ).

Ч.З ст. 45 ГПК РФ содержит перечень случаев, когда прокурор вступает в гражданский процесс. Это, во-первых, случаи, перечисленные в самой статье 45 ГПК РФ. Во-вторых, случаи, предусмотренные в других статьях ГПК РФ и других федеральных законах. Исходя из этого, прокурор не может по своей инициативе вступить в процесс, а суд не может привлечь прокурора для дачи заключения по делу, если этот вид дел не закреплен в ГПК РФ и других ФЗ [3] [4] .

Деятельность прокурора по даче заключения по делам особого производства вполне оправдана — в данных делах прокурор восполняет

отсутствие состязательности. Однако не совсем понятна и оправдана деятельность прокурора по даче заключения по исковым делам .

В. М. Похмелкин утверждает, что дача заключения по исковым делам является «юридическим атавизмом» потому, что при состязательном процессе и формальной истине по делу судьи не нуждаются в заключениях прокурора, так как решение должно выноситься на основании активности сторон — истца и ответчика [5] .

По мнению М.В. Шалумова, прокурор, вступая в гражданский процесс для дачи заключения по делу, выполняет функцию защиты публичных интересов в гражданском процессе [6] [7] .

Согласен с такой позицией Тихомиров Ю.А., который считает, что публичный интерес это «официально признанный государством и обеспеченный правом интерес социальной общности, удовлетворение которого служит приоритетным условием и гарантией ее

существования и развития .

По мнению, Егорова Л. В. публичный интерес ярко выражен в

участии прокурора в процессе, который инициирован другими 1

С.Г. Бывальцева , А. В. Власов также считают, что позиция В. М. Похмелкина не совсем оправдана, поскольку основание участия прокурора в гражданском процессе — осуществление им своих функций как представителя государства, действующего в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, охраны прав и свобод граждан, интересов общества и государства.

Это интересно:  Заявление отпроситься с работы образец

Байкин И.М., оппонируя В. М. Похмелкину, утверждает, что представитель прокуратуры в процессе защищает исключительно интересы законности. Байкин И.М. приводит в пример дело, которое рассматривалось в Верховном Суде РФ, в котором прокурор занял позицию противоположную интересам государственного органа .

Думается, что, не смотря на то, что прокурор защищает публичные интересы в деле и не поддерживает ни одну из сторон, всё равно заключение по делу поддерживает одну из сторон и тем самым нарушается фундаментальные принципы равноправия и состязательности.

Однако стоит отметить, что в российских реалиях — с низким уровнем жизни, большим социальным расслоением и отсутствием нормальной системы бесплатной юридической помощи заключение прокурора пока что необходимо.

Важное правовое значение имеет вопрос о том, на какой стадии процесса прокурор может вступить в процесс для дачи заключения по делу. Единственная норма, которая регулирует данный вопрос в статье 189 ГПК РФ, в которой установлено, что после исследования всех доказательств судья предоставляет слово для заключения прокурора. Однако данная норма не даёт ответа, на какой стадии процесса у прокурора имеется право вступления в процесс. [8] [9] [10] [11]

В научной литературе имеются два способа решения данной проблемы. Первый вариант: прокурор имеет право вступить в дело на любой стадии процесса (до ухода судьи в совещательную комнату), так как это закреплено в п.З ст. 35 Закона «О прокуратуре РФ».

Второй: вступление в процесс возможно только в тот момент, когда имеется возможность составить квалифицированное заключение, обосновывая это тем, что отложение заседания не предусмотрено для подготовки заключения [12] .

Думается, что первый подход является более обоснованным, так как непосредственно опирается на нормативную базу.

Немаловажной правовой проблемой является возможность участия прокурора одновременно по двум формам: обращения в суд с заявлением и дача заключения по делу. Статья 45 ГПК РФ прямо не устанавливает запрет на участие прокурора одновременно по двум формам и из-за этого на практике встречались случаи, когда в деле участвовал один прокурор в двух качествах: прокурор, который обратился с заявлением в суд и прокурор, который даёт заключение.

А.В. Власов считает, что возможность дать заключение по иску, который он же и инициировал, делает процесс несправедливым и неравным, так как ответчик становится процессуально не равен прокурору.. Данная позиция была поддержана в Постановлении КС РФ от 14.04.1999 N 6-П [13] .

В данном постановлении указано, что прокурор не наделен правом участвовать в процессе одновременно в двух формах. Использование права на дачу заключения будет приводить к нарушению принципов состязательности и равноправия.

По юридической сущности заключение прокурора являются актом правоприменения. Заключение прокурора надлежит рассматривать не только как форма правоприменения, но и как само правоприменительное действие.

Так Н.Г Александров, говоря о сути правоприменительных актов, подчеркивает, что необходимо выделить акт как действие органа [14] [15]

государственной власти и как документ, в котором закрепляется результат этого действия [16] .

Заключение прокурора является результатом применения материального, гражданско-процессуального права, представляющее собой комплекс мыслительных и фактических, организационных и юридических операций, имеющих целью обеспечить нормальное течение процесса реализации правовых предписаний [17] .

ГПК РФ не закрепляет норму относительно структуры, формы и содержания заключений. С одной стороны, это упущение законодателя, так как по своему содержанию заключение может иметь важное значение для вынесения решения, и такое заключение должно быть только в письменной форме; но с другой стороны, в гражданском процессе может возникнуть ситуация, когда прокурор узнает о юридически важных фактах только в ходе судебного заседания, поэтому возможна и устная форма заключения, так как отложение судебного заседания для подготовки прокурором заключения не отвечает принципу процессуальной экономии.

Также считает и Н.А. Киреева, утверждая, что заключение прокурора может представляться как в письменной, так и в устной форме, с занесением содержания заключение в протокол судебного заседания [18] . Поэтому представляется нецелесообразным предложение некоторых авторов об обязательном письменном заключении прокурора.

Заключению прокурора присущи как общие черты актов применения государственных органов, так и специфические черты. Общими характерными признаками являются: 1) относится только к конкретной ситуации и носит строго индивидуализированный характер; 2) выражает волю государства, объективированную в форме правого акта.

Спецификой же заключения является то, что оно не является обязательным, а носит исключительно консультационно-правовой характер. Однако заключение исследуется и оценивается судом одинаково наравне с другими доказательствами по делу и, в случае, если суд не согласен с заключением, то необходимо мотивированное обоснование этого несогласия 1 .

Таким образом, думается, что правомочие прокурора по даче заключения в настоящее время выполняет важную функцию по защите законности, однако несмотря на это данное правомочие должно ограничиваться вплоть до отмены, исходя из того, что участие прокурора по данной форме нарушает равноправие и состязательность сторон в гражданском процессе.

ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия» Научный руководитель: к.ю.н., доцент, В.Ф. Борисова

Поддержание прокурором иска (заявления) в суде

Прокурор поддерживает заявленный им иск. После доклада дела председательствующим или кем-либо из судей суд заслушивает объяснения лиц, участвующих в деле. Прокурор, обратившийся в суд за защитой законных интересов других лиц, даст объяснения первым. После заслушивания объяснений и рассмотрения всех имеющихся по делу доказательств начинаются судебные прения, в которых прокурор также выступает первым.

При обращении в суд с заявлением прокурорам следует учитывать, что в соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, обеспечить полноту и аргументированность заявлений с представлением исчерпывающих доказательств. Прокурор представляет доказательства и участвует в их исследовании, а в прениях окончательно обосновывает исковые требования и опровергает доводы ответчика.

В случае отказа прокурора от заявления, поданного в защиту законных интересов другого лица, рассмотрение дела по существу продолжается, если это лицо или его законный представитель не заявят об отказе от иска. При отказе истца от иска суд прекращает производство по делу, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц.

Заключение прокурора

Прокурор вступает в процесс и дает заключение в целях осуществления возложенных на него полномочий по делам о: выселении, восстановлении на работе, возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных ГПК РФ и другими федеральными законами. К ним относятся дела:

  • – об оспаривании нормативных правовых актов (ст. 251, 252 ГПК РФ);
  • – о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (ст. 260.1 ГПК РФ);
  • – об усыновлении и отмене усыновления (ст. 125, 140 Семейного кодекса РФ, ст. 273 ГПК РФ);
  • – о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим (ст. 278 ГПК РФ);
  • – об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами (ст. 284 ГПК РФ);
  • – об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (ст. 288 ГПК РФ);
  • – о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар или о продлении срока принудительной госпитализации гражданина, страдающего психическим расстройством (ст. 304 ГПК РФ);
  • – о лишении родительских прав, восстановлении в родительских правах, об ограничении родительских прав (ст. 70, 72, 73 Семейного кодекса РФ);
  • – об обязательном обследовании и лечении (о госпитализации) больных туберкулезом (ст. 10 Федерального закона от 18 июня 2001 г. № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации»);
  • – об обжаловании действий медицинских работников, иных специалистов, работников социального обеспечения и образования, а также врачебных комиссий, ущемляющих права и законные интересы граждан при оказании им психиатрической помощи (ст. 48 Закона РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»);
  • – о временном размещении иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении (ст. 261.3 ГПК РФ);
  • – об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы (ст. 261.7 ГПК РФ).
Это интересно:  Как писать аналитическую справку образец

Хотя неявка прокурора, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, приказом Генеральной прокуратуры РФ «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском процессе» на прокуроров возложена обязанность обеспечить обязательное участие прокурора во всех судебных инстанциях в делах, по которым такое участие предусмотрено нормами ГПК РФ и других федеральных законов.

Если прокурор участвует в деле в соответствии с ч. 3 ст. 45 ГПК РФ, то он дает заключение после исследования всех доказательств по делу. В заключении он анализирует фактические обстоятельства, все исследованные доказательства по делу, дает им правовую оценку и делает окончательный вывод по существу рассматриваемого дела.

Заключение прокурора должно основываться только на законе в соответствии с правосознанием прокурора, внутренним убеждением, сложившимся в результате рассмотрения в судебном заседании всех обстоятельств [1] . В своем заключении прокурор излагает суду свое мнение о том, как следует разрешить рассматриваемый иск по делам искового производства, установить тот или иной факт по делам особого производства.

Заключение прокурора должно отвечать определенным требованиям:

  • – объективности, т.е. позиция прокурора должна отражать позицию лица, интересы которого нарушены, а содержащиеся в заключении выводы – соответствовать объективной истине по делу;
  • – обоснованности, т.е. выводы прокурора должны быть основаны на анализе и оценке конкретных доказательств и содержать ссылки на нормы материального и процессуального закона. При необходимости следует использовать судебную практику, ссылаться на руководящие постановления высших судебных инстанций;
  • – полноты и всесторонности, т.е. прокурор в своем заключении не может ограничиваться однозначным выражением своего мнения о судьбе рассматриваемого дела, заключение должно в полном объеме раскрывать обстоятельства дела, имеющие значение для вынесения судом законного и обоснованного решения;
  • – определенности, т.е. прокурору следует занять четкую позицию, при этом его предложения об удовлетворении иска или об отказе в его удовлетворении необходимо мотивировать.

Кроме того, заключение прокурора должно содержать следующие элементы:

  • 1) сущность рассматриваемого дела;
  • 2) указание на закон, на основании которого суд должен разрешить иск или установить факт;
  • 3) указание, подлежит ли иск удовлетворению, в чем состоит обязанность ответчика по отношению к истцу и каким образом должна быть осуществлена защита гражданских прав в случае их нарушения.

Образец заключения прокурора в гражданском процессе

Образец заключения прокурора в гражданском процессе

Прокурор как лицо, участвующее в деле, обладает широким кругом процессуальных прав. Он может знакомиться с материалами дела, заявлять отводы и другие ходатайства, представлять доказательства и участвовать в исследовании доказательств, задавать в судебном заседании вопросы другим участвующим в деле лицам, свидетелям, экспертам, давать заключения по всем вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства, и по существу дела в целом, опротестовывать решения и определения, а также совершать другие процессуальные действия, предоставленные законом (ст. 30, 41 ГПК). Процессуальные права прокурора являются одновременно и его обязанностями*.

Указанное положение в теории гражданского процессуального права не является бесспорным. В обоснование возражения против такого утверждения приводится довод о том, что в каждом конкретном правоотношении субъективное право не может одновременно являться и обязанностью, поскольку в таком случае поведение субъекта не ставится в зависимость от его воли, и речь идет не о возможном, а о должном поведении лица**.

Участие прокурора в гражданском судопроизводстве

В статье 45 ГПК РФ закреплены общие положения об участии прокурора в гражданском судопроизводстве.

Одной из форм реализации полномочий прокурора по участию в гражданском процессе в судах общей юрисдикции является вступление в дело для дачи заключения.

Вступление прокурора в процесс для дачи заключения предусматривают также дела об оспаривании нормативных правовых актов (ст.

О некоторых вопросах участия прокурора в гражданском судопроизводстве, при вступлении им в процесс для дачи заключения и обжалования решений, определений и постановлений суда

// Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр.

сб. ст. по материалам XL студ.

междунар. заочной науч.-практ. конф. — М. «МЦНО». — 2019 —№ 11(40) / [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/11(40).pdf научный руководитель, канд.

Прокурор в гражданском деле

Поэтому, заинтересованность прокурора является не личной, как у других участников, а государственно-правовой. Так, вследствие этого он не вправе осуществлять определенные действия, совершаемые сторонами процесса.

Любая информация, вызвавшая его интерес, может стать причиной для участия.

Статья 45 ГПК РФ

1. Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Образец заключения прокурора в гражданском процессе

Согласно Конституции РФ прокуратура представляет собой единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры определяются федеральным законом (ст.

129 Конституции РФ). Таким законодательным актом федерального уровня является Закон РФ «О прокуратуре Российской Федерации» , которым устанавливается, что прокуратура осуществляет от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Среди различных функций прокуратуры особое место занимает ее участие в рассмотрении судами гражданских, уголовных и административных дел. Своеобразие этой функции заключается в том, что прокуратура не осуществляет надзора за судебной деятельностью и, не покушаясь на самостоятельность, независимость, объективность судебной власти, обращается к ней как к инструменту защиты прав и интересов тех лиц, которые, по мнению прокуратуры, в этом нуждаются.

Участие прокурора в гражданском процессе с целью дачи заключения

Дача прокурором заключения в гражданском процессе по определенной категории дел способствует решению задач обеспечения законности, защиты прав и свобод граждан.

Прокурор в этом случае оказывает помощь суду в разрешении гражданского дела, поскольку его заключение как представителя органа, стоящего на страже закона, основывается на объективной оценке всех представленных доказательств.

Образец заключения прокурора в гражданском процессе

Формы участия прокурора в гражданском процессе2. Возбуждение дела прокурором3.

Процессуальное положение прокурора, возбудившего дело в суде4.

Участие прокурора в гражданском процессе с целью дачи заключения В любой стадии гражданского процесса можно выделить две формы участия прокурора: 1) путем обращения с заявлением, т.е. возбуждение гражданского дела в суде первой инстанции или возбуждение последующих стадий гражданского процесса; 2) путем вступления в уже начатое дело. Первая форма участия прокурора характеризуется тем, что прокурор возбуждает гражданское дело путем обращения с заявлением в суд от своего имени, но в интересах других лиц.

Образец заключения прокурора в гражданском процессе

Под надзорной формой участия прокурора в суде первой инстанциипонимается его участие путем вступления в дело, начатое по инициативедругих лиц.

Вступая в уже начатое дело, прокурор тем самым реализуетфункцию надзора, то есть наблюдения с целью выявления правонарушенийв ходе судебного разбирательства дела.

К числу правонарушений, которыемогут быть выявлены прокурором в процессе судебного разбирательства,относятся: а) нарушения судом норм материального права; б) нарушениясудом, а также иными участниками судебного процесса норм процессуаль-ного права.

Статья написана по материалам сайтов: bstudy.net, studme.org, pravo-38.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector