+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Гражданско правовые нормы салической правды

Нормы гражданского права, занимающие второстепенное положение, дают представление о процессе развития права собственности на землю. Из текста Салической правды можно также составить представление об общественном строе франков начала VI в.
Отличительная черта франкского общества V—VI вв.— наличие общины. В этот период осуществляется переход от земледельческой общины, когда еще сохраняется коллективная собственность рода на всю землю, к соседской общине — марке, в которой наряду с общинной собственностью появляется индивидуальная собственность малых семей. О том, какую роль играет община, наиболее ярко свидетельствует ст. 45 «О переселенцах»: «Если кто захочет переселиться в виллу к другому и если один или несколько жителей виллы захотят принять его, но найдется хоть один, который воспротивится переселению, он не будет иметь права там поселиться». Если же пришелец все-таки поселялся в деревне, то протестующий мог добиться его изгнания через суд. Франкская община отмечена сохранением родовых отношений. Сородичи играли большую роль в жизни свободного франка. Они выступали в суде в качестве соприсяжников, в случае убийства франка сородичи участвовали в получении и уплате штрафа — вергельда.

Нормы гражданского права дают представление о процессе развития правасобственности на землю, об общественном укладе франков в начале VI в.

Упоминаются такие виды сделок, как купляпродажа, ссуда, заем, наем, мена, дарение. Правособственности при этих сделках переходило путем публичной передачи вещи. Неисполнение обязательствавлекло за собой имущественную ответственность. Просрочка в исполнении обязательств влекла за собойдополнительный штраф. Долг истребовался в строго установленной форме. В С.п. говорится о принуждении»упорного должника», об описании его имущества. С.п. знает обязательства из причинения вреда.

—В Салической правде, как и вообще в древнегерманском праве, отсутствует четкое понятие собственности. К движимому имуществу, уже перешедшему в собственность отдельных лиц, применяется термин «свой», в отличие от «чужой». Главным мерилом богатства считался скот, охране которого, как уже говорилось, посвящена значительная часть статей этого правового документа

Необходимо обратить внимание на особое отношение франков к земле. В специальной литературе нет единого мнения по поводу характера земельной собственности у франков. Сторонники одной точки зрения признавали у варваров наличие стройной системы общинных отношений, где коллективным субъектом права собственности на землю выступала община-марка, определяющая порядок землевладения и75 ;L7>20=8O для своих членов. Однако сама Салическая правда, не упоминает о существовании у франков общины-марки. В то же время трудно безоговорочно согласиться и со сторонниками другой точки зрения, настаивающими на существовании у варваров частной собственности на землю. Современные данные, подтверждающиеся положениями Салической правды, свидетельствуют о том, что основной формой поселения франков были небольшие усадьбы, относительно изолированные поселения хуторского типа. Так, титулы II и III дают сведения лишь о небольших стадах крупного рогатого скота и свиней, которые могли принадлежать небольшому поселению (villa), а владельцами которых могли быть представители трех-четырех небольших дворов. Франки, селясь на территории Северной Галлии, не испытывали недостатка в свободных землях, что способствовало распространению не общинно-территориальных поселений, а основанных на семейном землевладении отдельных домохозяйств (домовых общин).

Домохозяйство (домовая община), состоящее из трех поколений сородичей, представляло собой сложный организм во главе с патриархом. Оно включало в себя не только родственников, но и различные категории зависимых людей — литов, рабов, которые рассматривались как младшие члены семьи, и пр. Члены домохозяйства были тесно связаны не только священными узами родства, но и общим владением землей и другим имуществом. Франкское поселение включало в себя усадьбу, поля и пашни небольшой площади, сады; далее следовали луга — место выпаса скота. Границу поселения составлял лес — место охоты, за которым начинался дикий лес. Каждая часть поселения обладала своим правовым статусом.

Центральное место занимала собственно усадьба, являвшаяся наиболее освоенной частью владения свободного франка, ассоциировавшаяся в традиционном сознании с центром мироздания, противопоставленного внешнему миру хаоса. Усадьба в Салической правде обозначается, как правило, термином villa. Она включала в себя дом, где проживали члены домовой общины, и различные хозяйственные постройки; весь ансамбль усадьбы был окружен частоколом (§ 2—4 титула XVI). Согласно данным Салической правды именно усадьба являлась хозяйственным центром земельного владения, где франк проводил большую часть своего времени. Усадьба была и местом совершения различного рода сделок, других юридических актов, таких как вызов в суд и пр. Неприкосновенность дома и усадьбы защищалась наибольшими взысканиями, о чем свидетельствуют § 5 титула XVI, прибавление 8 титула XXVII, прибавление 1 § 1 титула XXXIV, § 3 титула L, титул LII и др.

Нужно отметить, что особое значение при определении наказаний в случае кражи Салическая правда придавала месту ее совершения. За кражу в доме виновный уплачивал большую сумму, чем за кражу вне дома (§ 3—5 титула XI и § 1—2 титула XI). Каралось проникновение в дом чужака без разрешения хозяина (§ 6 титула XI). Существенно увеличивались размеры взысканий в случае разбойного нападения на усадьбу и причинения ущерба имуществу и людям (прибавление 1 титула XIV, § 5 титула XLII), поджога, в результате которого «потерпевший не будет иметь места, куда поместить спасенные от огня вещи» (прибавление 1 титула XVI). Даже при выплате вергельда большую роль играло место совершения убийства: в случае убийства вне дома платился простой вергельд в 200 солидов, за убийство в доме — 600 солидов. Невозможность выплаты подобного рода влекла за собой смертную казнь.

Следует отметить, что Салическая правда не упоминает возможность отчуждения усадьбы (дарения, продажи), что свидетельствует о ее священном статусе, неразрывной связи с личностью свободного франка. Известна лишь одна форма передачи земли — наследование, причем в строгой очередности по мужской линии.

Неприкосновенность поля и пашни защищалась у франков так же строго, как и сама усадьба, что студент может уяснить из анализа положений § 15, 24, 25 титула XXVII; § 2, 3 титула XXXIV; § 4 титула IX. Штрафами карались все виды нанесения вреда чужому полю (сбор чужой жатвы, проезд по чужому взошедшему полю на телеге, потрава чужой нивы, даже простое пересечение границ чужого поля без разрешения хозяев).В противоположность пашне и саду пересечение чужого луга, находящегося в пользовании отдельного домохозяйства, не влекло за собой наказания. Луга воспринимались как данность природы, не требующая трудовых затрат. Нарушитель, скосивший чужой луг, должен был потерять свой труд (§ 10 титула XXVII) без дополнительных штрафных взысканий.

Характеризуя право земельной собственности во франкском обществе, надлежит обратить внимание на институт аллода, под которым понимается передаваемое по мужской линии земельное владение (в первую очередь пахотные земли). Вопрос о происхождении этого института остается дискуссионным.

В традиционном германском обществе господствовали два способа приобретения имущества. Первый — вложение труда; в случае земельного владения это могла быть отвоеванная у леса заимка с усадьбой и пашней. Другой, который, возможно, и был связан с происхождением аллода, — завладение землей в результате завоевания. Традиционные обычаи войны гласили, что завоеванная территория распределялась военным вождем путем раздела захваченных угодий. Франкские короли оставляли в своем распоряжении земли императорского фиска, превращая их в источник доходов и земельных пожалований. Низшей территориально-политической единицей расселения франков являлась сотня. Принадлежащая ей земля находилась под контролем короля, который имел право селить на ней людей по своему усмотрению (§ 4 титула XLV «О переселенцах»).

Положения § 5 титула LIX Салической правды указывают на исключение женщин из числа наследников аллода. Позднее на основании этой статьи во Франции женщины исключались и из числа претендентов на престолонаследие. Но обычаи германцев свидетельствуют о равноправии женщин в получении наследства. Положение об устранении женщин от наследования аллода скорее всего было связано с усилением значения воинской службы во Франкском государстве. Франкские короли, присваивая земли императорского фиска, распределяли и закрепляли их за франками, как способными нести воинскую службу. Лишь через некоторое время германская традиция о праве наследования аллода женщинами была вновь восстановлена эдиктом Хильперика (561—584 гг.). Этот документ традиционно сопровождает большинство списков Салической правды.

При интерпретации упомянутого титула XLV «О переселенцах» следует учитывать его «военную» специфику. В отечественной науке укоренилась точка зрения, согласно которой в этом титуле речь идет об особой охране франкской общины, >1I8==>9 A>1AB25==>AB8. Данная трактовка аргументируется правом даже одного члена общины высказывать протест по поводу переселения на территорию общины чужаков, в результате которого переселенец должен был покинуть общину. Но такой протест являлся ничтожным, как указывалось в том же титуле Салической правды, если переселение осуществлялось на основании грамоты короля. Этот факт скорее подтверждает контрольные прерогативы короля при осуществлении им своего права «верховного собственника» на землю.

Следует отметить, что, несмотря на укрепление власти короля, у франков сохранялись и постепенно разлагающиеся родовые связи, которые, согласно титулу LX«О желающем отказаться от родства», можно было разорвать только посредством особой символической процедуры, совершаемой в судебном заседании перед тунгином и означающей «отказ от родства», освобождение от обязанности уплаты вергельда, соприсяжничества, иных обязанностей по отношению к своим сородичам, а также права наследования прав после них.

Своеобразным институтом германского права, регулирующим имущественные отношения, являлся и институт мнимого дарения —аффатомии(титул XLVI «О передаче имущества»), представлявший собой публичный акт передачи собственником в сотенном собрании под председательством тунгина имущества доверенному лицу (не родственнику), с обязанностью поверенного передать указанное имущество наследнику через год. Это говорит о слабом развитии имущественных сделок, института наследования, вообще товарно-денежных отношений у франков. Об этом же свидетельствует и весьма скромное освещение в Салической правде договорных отношений, которые в основном регулировались обычным правом. Исключения касаются только 4>3>2>@>2 709

2. Гражданско-правовые нормы Салической правды:

В Салической правде, как и вообще в древнегерманском праве, отсутствует четкое понятие собственности. К движимому имуществу, уже перешедшему в собственность отдельных лиц, применяется термин «свой», в отличие от «чужой». Главным мерилом богатства считался скот, охране которого, как уже говорилось, посвящена значительная часть статей этого правового документа.

Необходимо обратить внимание на особое отношение франков к земле. В специальной литературе нет единого мнения по поводу характера земельной собственности у франков. Сторонники одной точки зрения признавали у варваров наличие стройной системы общинных отношений, где коллективным субъектом права собственности на землю выступала община-марка, определяющая порядок землевладения и землепользования для своих членов. Однако сама Салическая правда, не упоминает о существовании у франков общины-марки. В то же время трудно безоговорочно согласиться и со сторонниками другой точки зрения, настаивающими на существовании у варваров частной собственности на землю.Современные данные, подтверждающиеся положениями Салической правды, свидетельствуют о том, что основной формой поселения франков были небольшие усадьбы, относительно изолированные поселения хуторского типа. Так, титулы II и III дают сведения лишь о небольших стадах крупного рогатого скота и свиней, которые могли принадлежать небольшому поселению (villa), а владельцами которых могли быть представители трех-четырех небольших дворов. Франки, селясь на территории Северной Галлии, не испытывали недостатка в свободных землях, что способствовало распространению не общинно-территориальных поселений, а основанных на семейном землевладении отдельных домохозяйств (домовых общин).

Домохозяйство (домовая община), состоящее из трех поколений сородичей, представляло собой сложный организм во главе с патриархом. Оно включало в себя не только родственников, но и различные категории зависимых людей — литов, рабов, которые рассматривались как младшие члены семьи, и пр. Члены домохозяйства были тесно связаны не только священными узами родства, но и общим владением землей и другим имуществом.Франкское поселение включало в себя усадьбу, поля и пашни небольшой площади, сады; далее следовали луга — место выпаса скота. Границу поселения составлял лес — место охоты, за которым начинался дикий лес. Каждая часть поселения обладала своим правовым статусом.

Центральное место занимала собственно усадьба, являвшаяся наиболее освоенной частью владения свободного франка, ассоциировавшаяся в традиционном сознании с центром мироздания, противопоставленного внешнему миру хаоса. Усадьба в Салической правде обозначается, как правило, термином villa. Она включала в себя дом, где проживали члены домовой общины, и различные хозяйственные постройки; весь ансамбль усадьбы был окружен частоколом (§ 2—4 титула XVI). Согласно данным Салической правды именно усадьба являлась хозяйственным центром земельного владения, где франк проводил большую часть своего времени. Усадьба была и местом совершения различного рода сделок, других юридических актов, таких как вызов в суд и пр. Неприкосновенность дома и усадьбы защищалась наибольшими взысканиями, о чем свидетельствуют § 5 титула XVI, прибавление 8 титула XXVII, прибавление 1 § 1 титула XXXIV, § 3 титула L, титул LII и др.

Нужно отметить, что особое значение при определении наказаний в случае кражи Салическая правда придавала месту ее совершения. За кражу в доме виновный уплачивал большую сумму, чем за кражу вне дома (§ 3—5 титула XI и § 1—2 титула XI). Каралось проникновение в дом чужака без разрешения хозяина (§ 6 титула XI). Существенно увеличивались размеры взысканий в случае разбойного нападения на усадьбу и причинения ущерба имуществу и людям (прибавление 1 титула XIV, § 5 титула XLII), поджога, в результате которого «потерпевший не будет иметь места, куда поместить спасенные от огня вещи» (прибавление 1 титула XVI). Даже при выплате вергельда большую роль играло место совершения убийства: в случае убийства вне дома платился простой вергельд в 200 солидов, за убийство в доме — 600 солидов. Невозможность выплаты подобного рода влекла за собой смертную казнь.

Следует отметить, что Салическая правда не упоминает возможность отчуждения усадьбы (дарения, продажи), что свидетельствует о ее священном статусе, неразрывной связи с личностью свободного франка. Известна лишь одна форма передачи земли — наследование, причем в строгой очередности по мужской линии.

Неприкосновенность поля и пашни защищалась у франков так же строго, как и сама усадьба, что студент может уяснить из анализа положений § 15, 24, 25 титула XXVII; § 2, 3 титула XXXIV; § 4 титула IX. Штрафами карались все виды нанесения вреда чужому полю (сбор чужой жатвы, проезд по чужому взошедшему полю на телеге, потрава чужой нивы, даже простое пересечение границ чужого поля без разрешения хозяев).В противоположность пашне и саду пересечение чужого луга, находящегося в пользовании отдельного домохозяйства, не влекло за собой наказания. Луга воспринимались как данность природы, не требующая трудовых затрат. Нарушитель, скосивший чужой луг, должен был потерять свой труд (§ 10 титула XXVII) без дополнительных штрафных взысканий.

Характеризуя право земельной собственности во франкском обществе, надлежит обратить внимание на институт аллода, под которым понимается передаваемое по мужской линии земельное владение (в первую очередь пахотные земли). Вопрос о происхождении этого института остается дискуссионным.

В традиционном германском обществе господствовали два способа приобретения имущества. Первый — вложение труда; в случае земельного владения это могла быть отвоеванная у леса заимка с усадьбой и пашней. Другой, который, возможно, и был связан с происхождением аллода, — завладение землей в результате завоевания. Традиционные обычаи войны гласили, что завоеванная территория распределялась военным вождем путем раздела захваченных угодий. Франкские короли оставляли в своем распоряжении земли императорского фиска, превращая их в источник доходов и земельных пожалований. Низшей территориально-политической единицей расселения франков являлась сотня. Принадлежащая ей земля находилась под контролем короля, который имел право селить на ней людей по своему усмотрению (§ 4 титула XLV «О переселенцах»).

Положения § 5 титула LIX Салической правды указывают на исключение женщин из числа наследников аллода. Позднее на основании этой статьи во Франции женщины исключались и из числа претендентов на престолонаследие. Но обычаи германцев свидетельствуют о равноправии женщин в получении наследства. Положение об устранении женщин от наследования аллода скорее всего было связано с усилением значения воинской службы во Франкском государстве. Франкские короли, присваивая земли императорского фиска, распределяли и закрепляли их за франками, как способными нести воинскую службу.Лишь через некоторое время германская традиция о праве наследования аллода женщинами была вновь восстановлена эдиктом Хильперика (561—584 гг.). Этот документ традиционно сопровождает большинство списков Салической правды.

При интерпретации упомянутого титула XLV «О переселенцах» следует учитывать его «военную» специфику.В отечественной науке укоренилась точка зрения, согласно которой в этом титуле речь идет об особой охране франкской общины, общинной собственности. Данная трактовка аргументируется правом даже одного члена общины высказывать протест по поводу переселения на территорию общины чужаков, в результате которого переселенец должен был покинуть общину. Но такой протест являлся ничтожным, как указывалось в том же титуле Салической правды, если переселение осуществлялось на основании грамоты короля. Этот факт скорее подтверждает контрольные прерогативы короля при осуществлении им своего права «верховного собственника» на землю.

Следует отметить, что, несмотря на укрепление власти короля, у франков сохранялись и постепенно разлагающиеся родовые связи, которые, согласно титулу LX«О желающем отказаться от родства», можно было разорвать только посредством особой символической процедуры, совершаемой в судебном заседании перед тунгином и означающей «отказ от родства», освобождение от обязанности уплаты вергельда, соприсяжничества, иных обязанностей по отношению к своим сородичам, а также права наследования прав после них.

Своеобразным институтом германского права, регулирующим имущественные отношения, являлся и институт мнимого дарения — аффатомии (титул XLVI «О передаче имущества»), представлявший собой публичный акт передачи собственником в сотенном собрании под председательством тунгина имущества доверенному лицу (не родственнику), с обязанностью поверенного передать указанное имущество наследнику через год. Это говорит о слабом развитии имущественных сделок, института наследования, вообще товарно-денежных отношений у франков. Об этом же свидетельствует и весьма скромное освещение в Салической правде договорных отношений, которые в основном регулировались обычным правом. Исключения касаются только договоров займа и ссуды. Сведения о том, как защищались права кредитора и должника, студент может почерпнуть из анализа титулов L и LII. При этом необходимо отметить, что конфискация имущества должника с помощью графа (должностного лица) без соблюдения обязательной «административной» или судебной процедуры влекла и для кредитора, и для должностного лица штрафные санкции.

Гражданско-правовые нормы Салической правды

В отношении собственности Салическая Правда свидетельствует о достаточной прочности общинных порядков, об общинной собственности на поля, луга, леса, пустоши, и о равных правах общинников-крестьян на общинный земельный надел. Само понятие частной собственности на землю в Салической правде отсутствует. О существовании у франков общинной собственности на землю свидетельствуют и другие титуле Салической Правды, в частности уже упомянутый «О переселенцах». Переселиться на территорию общины «чужому» можно было только с согласия всех членов общины. Если хотя бы один из них высказывался против, переселенец должен был покинуть общину.

Земля находилась в индивидуальном владении семьи. Выделенные ей участки, как пахотного поля, так и лугов считались «огороженным местом». Различные посягательства на чужое поле или луг были преступлениями. Леса и некоторые другие угодья рассматривались только как совместная собственность общины, и их использование регламентировалось коллективным интересом. Наследственное владение постепенно формировало особый институт — аллод, под которым понималось чисто семейное право пользования огороженными участками и принадлежащим к ним имуществам. Право пользования наследовалось с преимуществом мужского потомства (в VI в. у франков право наследования получили и дочери, а также братья и сестры умершего, но только при отсутствии его сыновей). Глава 59 посвящена рассмотрению складывающегося института землепользования. Одним из интересных положений этой статьи является указание того, что «наследство ни в коем случае не должно достаться женщине, но вся земля пусть поступает мужскому полу, то есть братьям».

Закон не предусматривал никаких сделок с аллодом (впрочем, возможно, это регулировалось нормами римского права). Движимое имущество также рассматривалось как семейное владение: распорядиться им на случай смерти кто-либо в пользу третьего лица мог только через особо сложную процедуру с участием общинной сходки и отсрочкой передачи на год. К движимым вещам, которые находились в собственности отдельных лиц или семей, применялся термин «свой» (suus), в отличие от термина — «чужой» (alienus).

Большинство предписаний Салической Правды посвящено охране права собственности на различные движимые вещи. В них со всеми подробностями рассматриваются случаи кражи крупного рогатого скота, а также овец, коз, собак и др. Эти положения освещаются в главах 2, 3, 12 и других. Однако, в Салической Правде ничего не говорится о купле-продаже земли. Институт наследования земли только зарождался, и земля передавалась только по наследству. Все это свидетельствует об отсутствии частной собственности на землю у франков в период составления Салической правды. Употребленный в ее тексте термин «аллод» применительно к земле обозначал наследственное владение.

Среди разного рода сделок особое место принадлежало займу. Долговое рабство Салическая правда уже не знает. Зато имущественная ответственность должника становится очень строгой.

Договорные отношения не получили значительного развития у франков. Это характерная черта права германского общества, которому свойственно мелкокрестьянское натуральное хозяйство, слабое развитие товаро-денежных отношений. В Салической правде отсутствуют указания на общие условия действительности договоров, но свободное волеизъявление сторон подразумевается при заключении таких договоров, как купля-продажа, мена, поклажа, залог, заём, ссуда, дарение. Волеизъявление осуществлялось путём бросания другому лицу «в полу стебля» или, как известно по другим источникам, передачи двери при продаже дома и пр. Фактический владелец движимой вещи был обязан доказать, что купил или выменял её, в противном случае он мог быть объявлен вором.

Подробно рассматривается в Салической правде договор займа. Кредитор мог взыскать долг непосредственно, минуя судебное заседание. Если должник «не пожелает выплатить по обязательству» после того как кредитор востребует долг, явившись к его дому в сопровождении свидетелей, он призывался кредитором в суд (до трёх раз, через неделю). При каждой неявке в суд с должника взыскивался штраф. Долг мог быть взыскан и с помощью графа и рахинбургов путём конфискации соответствующей части имущества должника. В этом случае треть долга шла графу.

Салическая правда описывает в общих чертах брачно-семейные отношения. Брак заключался в форме покупки невесты женихом, с обязательного согласия родителей, сохраняя черты древнего выкупа невесты у рода. Похищение невесты, насильственное заключение брака влекло обязанность (по Саксонскому закону) вернуть невесту и выплатить значительный штраф семье «за обиду», практически равный выкупу за убийство. Сходный по размеру штраф выплачивался и тогда, когда брак заключался без согласия сородичей, но с согласия невесты. Семья мужа сохраняла символическое право на его вдову в случае смерти супруга: постороннее лицо, желавшее заключить с нею новый брак, должно было платить особый условный выкуп — рейпус. У германских народов женщина находилась в более выигрышном положении, чем у романских: она обладала особым имуществом, полученным перед свадьбой, пользовалась особым покровительством.

Препятствиями к заключению брака служили следующие обстоятельства: существование законного брака, объявление лица вне закона, наличие близкого кровного родства, несвободное состояние человека. О расторжении брака Салическая правда не упоминает. При заключении брака жених в качестве выкупной платы вносил брачный дар. После смерти одного из супругов брачный дар сохранялся и передавался детям.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В САЛИЧЕСКОй ПРАВДЕ

В Салической правде еще не было однозначного понятия права собственности и его содержания, однако начинало зарождаться разделение вещей на движимые и недвижимые.

К движимым вещам, находящимся в собственности отдельных лиц или семей, применялось обозначение свой (suus), в отличие от дефиниции чужой (alienus) .

Большинство положений Салической правды было посвящено охране и защите права собственности на различные движимые вещи В них со всеми подробностями рассматриваются случаи кражи крупного рогатого скота, овец, коз, собак, птицы, пчел, свиней и т п

Иначе Салическая правда закрепляла право на землю, находившуюся во владении семьи, различая приусадебный участок, пахотную землю, луга и леса

Угодья (леса, пастбища и т . д .) принадлежали всей крестьянской общине, участки пахотной земли в равной мере распределялись между крестьянскими семьями

В ранний период земля не могла быть объектом гражданско-правовых операций, однако со временем у салических франков появилась частная собственность на

землю . С одной стороны, она возникала в результате покупки у римлян, с другой — захватов не занятых никем территорий . Эти земли назывались аллодом. Наряду с ними существовали земли, переданные их владельцам во владение и пользование за определенные услуги и плату натурой, — прекарий. Чиновникам и воинам франкские короли предоставляли земельные участки на правах бенефиция (держание земли на условиях несения службы) .

Право собственности строго охранялось законом . Салическая правда карала сам факт нарушения границы пахотного поля без разрешения хозяина, предусматривая следующие наказания:

♦ за проезд по чужому полю — 3 солида;

♦ за запашку чужого поля — 15 солидов;

♦ за посев на чужом поле — 45 солидов .

Переход права собственности от одного лица к другому производился путем традиции, то есть путем неформальной передачи

Как способ приобретения права собственности признавалась также давность (один год)

Институт наследования земли только зарождался . По общему правилу участок передавался в наследство мужским потомкам умершего (IX, 5) .

Для защиты права собственности законодатель предусмотрел виндикацию похищенных и потерянных вещей . Фактический владелец движимой вещи был обязан доказать, что купил или выменял ее, иначе он мог быть объявлен вором

Салическая правда регулировала порядок возвращения похищенных или утерянных вещей, а также продажу спорного имущества. В последнем случае продавец обязан был явиться на судебное заседание в срок от 40 до 80 дней в зависимости от расстояния, на котором он проживал от суда, а покупателя вообще устраняли из дела . Продавец спорной вещи не только должен был вернуть покупателю полученную от него сумму, но и выплатить возмещение за причиненные убытки . Если продавец, вызванный в суд, на заседание не являлся, то он осуждался заочно

Статья написана по материалам сайтов: studfiles.net, studwood.ru, sci-book.com.

»

Это интересно:  Вынужденные переселенцы в международном праве
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector
Читайте также:

  1. I.2.1) Понятие права.
  2. I.2.3) Система римского права.
  3. I.3.2) Историческое восприятие римского права.
  4. IV.2.1) Понятие и классификация исков частного права.
  5. IV.4.5) Презумпции и фикции преторского права.
  6. Quot;Каролина: нормы уголовного права.
  7. VI.3.4) Принятие наследства; особые наследственные права.
  8. VIII.4.3). Основные виды правонарушений частного права.
  9. А) Примеры веры древних, до потопа (11,4-7)
  10. А. Субъекты правоотношений и субъекты права.