+7 (499) 938-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Место бюджетного права в системе финансового права

Бюджетное право — это совокупность юридических норм, регулирующих бюджетное устройство РФ и бюджетный процесс, то есть порядок формирования и исполнения всех бюджетов, входящих в бюджетную систему нашего государства, а также компетенцию всех органов власти в бюджетной сфере. Бюджетная система Российской Федерации: учебник/под ред. Нешитой А.С. — Изд. 5-е, испр. и доп. — Москва: Дашков и К, 2006.

Нормы права, регулирующие отношения, связанные с бюджетом и внебюджетными фондами, занимают центральное место в системе финансового права нашей страны.

Место бюджетного права в системе финансового права РФ

Имеющие место в российском обществе социально-экономические проблемы, политические противоречия предопределяют черты нормативного регулирования государством разного рода финансовых отношений. Особое место среди финансовых правоотношений занимают бюджетные правоотношения.

Основной рычаг бюджетно-правового регулирования — БК РФ. Исходя из ст.1 к бюджетным правоотношениям относятся: отношения, возникающие в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга, отношения, возникающие в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.

Бюджетные правоотношения представляют собой отношения, служащие предметом регулирования совокупности правовых норм, получившей название бюджетное право.

Специфика содержания и функциональное предназначение бюджетного права и регулируемых им отношений, их значение для формирования экономической системы общества обусловлены тесной связью соответствующих отношений с бюджетом государства и муниципальных образований — своего рода основным финансовым планом, в то же время юридически значимым документом, определяющим распределение публичных финансов.

Бюджетное право, исходя из сложившегося построения российской системы права, входит в состав финансового права, является его подотраслью.

Ученые относят бюджетное право к особенной части финансового права. Поэтому прежде охарактеризуем, что представляет собой современное финансовое право в целом как более объемная по содержанию категория с целью обоснования особого места в его структуре бюджетного права.

Финансовое право — это самостоятельная отрасль права, которая регулирует экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов общественной значимости, развивающиеся в рамках различных участков публичной финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Финансовое право. учеб. для вузов. / О.Б. Быля [и др.]. — М.: Проспект, 2007.

Согласно общей теории права, каждая отрасль права представляет собой целостную совокупность обособленных юридических норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений.

В целях повышения эффективности и упорядочения регулирующего воздействия на общественные отношения в структуре каждой отрасли права выделяются более-менее самостоятельные правовые образования — подотрасли права, разделы, правовые институты, в свою очередь, состоящие из норм права.

Так, в составе финансового права принято выделять следующие правовые образования: подотрасль бюджетное право», подотрасль «налоговое право», финансово-правовой институт государственного и муниципального финансового контроля, институт неналоговых доходов, институт расходов бюджета, институт финансов государственных и муниципальных унитарных предприятий и некоторые другие.

Наиболее крупное правовое образование в составе любой отрасли права — подотрасль права. Такие правовые образования в целом подчиняются сущности «своей» отрасли права, но имеют и особые характеристики. Такие особые характеристики могут выражаться в различных моментах. Например, в специфике предмета регулируемых отношений, в сфере общественной жизни, являющейся участком формирования и развития соответствующих отношений, в особенностях метода регулирования, в формах и основаниях привлечения к ответственности правонарушителей и т.д.

Применительно к бюджетному праву в аспекте обоснования его понимания в качестве подотрасли финансового права следует отметить следующее.

Многие нормы бюджетного права имеют своей основой нормы общей части финансового права. В том числе нормы о финансовой системе в целом.

При этом нормы бюджетного права имеют конкретизирующее значение для многих финансово-правовых норм более общего содержания.

Так, например, глава 26 Бюджетного кодекса РФ так и называется: «Основы государственного и муниципального финансового контроля». При этом бюджетное законодательство регулирует конкретную разновидность финансового контроля, выделяющегося по содержанию и сфере действия, — бюджетный контроль.

Бюджетный контроль как вид финансового контроля представляет собой систему контрольных мероприятий по проверке законности отношений, возникающих в связи с образованием, распределением и использованием бюджетов бюджетной системы — централизованных денежных фондов государства и муниципальных образований. Петрова Г.В. Финансовое право. учеб. — M.: Велби, 2008.

Бюджетное право в системе финансового права Российской Федерации.

Бюджетное право — центральный раздел особенной части фи­нансового права, связанный с другими разделами и институтами последнего, что обусловлено положением бюджета в финансовой системе РФ, его координирующей ролью.

Бюджетное право отличается от других подразделений и ин­ститутов финансового права своим предметом, т.е. содержанием отношений, которые оно регулирует. Специфика состоит в том, что бюджетное право регулирует:

1) бюджетное устройство, отношения РФ, ее субъектов, муници­пальных образований и соответствующих органов представитель­ной и исполнительной власти;

2) эти отношения возникают в связи с образованием, распреде­лением и использованием денежных фондов государства (в том числе субъектов Федерации) и муниципальных образований, имеющих общее значение для соответствующей территории.

3) в бюджетном праве есть четкое разграничение норм материального и процессуального права. Материальные нормы бюджетного права ограниченное по времени действия (действует один финансовый год – год исполнения бюджета).

Процессуальные нормы – ограничены во времени действия бюджетным периодом, который составляет приблизительно 2,5 года: с момента планирования (за 10 месяцев) + 12 месяцев (финансовый год) + бюджетная отчетность.

Такая общая характеристика бюджетного права и его пред­мета нуждается в конкретизации, поскольку бюджетное право тесно связано с другими подразделениями и институтами фи­нансового права. С этой целью в бюджетном праве можно вы­делить следующие блоки норм, которые закрепляют и регули­руют:

а) бюджетную систему и бюджетное устройство в РФ, т.е. виды бюджетов, входящих в бюджетную систему РФ, принципы их взаимной связи, роль каждого из видов бюджетов;

б) состав доходов и расходов бюджетной системы в целом и входящих в нее бюджетов, порядок распределения их между бюд­жетами;

в) компетенцию (права) РФ, ее субъектов, муниципальных образований в области бюджета;

г) бюджетный процесс, т.е. порядок формирования и реализа­ции бюджета, а также порядок отчетности об исполнении бюд­жета.

е)бюджетные права публично-правовых образований

Соответственно сказанному и понятие бюджетного права можно определить, исходя либо из общей, либо конкретной ха­рактеристики предмета бюджетного права.

Итак, бюджетное правоэто подотрасль финансового права, совокупность юридических норм, регулирующих общест­венные отношения, которые возникают в связи с образованием, распределением и использованием денежных фондов, сосредото­ченных в государственных и местных бюджетах.

Однако такое понятие не определяет с достаточной четкостью пределы регулирования бюджетного права. Оно позволяет трак­товать его очень широко и отнести к бюджетному праву не только собственно бюджетные, но и другие, связанные с бюджетом, отно­шения (например, касающиеся налоговых платежей в бюджет, расходования бюджетных ассигнований учреждениями и организациями и др.). Избежать этого можно путем введения в опреде­ление понятия бюджетного права уточняющих признаков, осно­ванных на конкретизации его предмета. При таком подходе бюджетное право РФ — это совокупность финансово-правовых норм, регулирующих бюджетную систему и бюджетное устрой­ство в РФ, состав и порядок распределения доходов и расходов бюджетной системы, бюджетную компетенцию государства и муниципальных образований, а также бюджетный процесс.

16.Понятие и виды бюджетов. Консолидированные бюджеты.

бюджет — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления;

Роль бюджета:

  1. в бюджете сконцентрированы все финансовые ресурсы соответствующего государственного (Российской Федерации или ее субъекта) или муниципального образования;
  2. при помощи бюджетных средств осуществляется финансирование выполнения государственными органами и органами местного самоуправления своих функциональных обязанностей;
  3. наличие контрольной функции, осуществляемой в процессе финансового, в том числе бюджетного контроля за использованием бюджетных средств.

Структура бюджета:

  1. доходная часть — денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;
  2. расходная часть — денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

В идеале доходная часть бюджета должна равняться расходной части. В случае их неравенства образуется дефицит (превышение расходов над доходами) или профицит бюджета.

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов — в форме законов субъектов РФ, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

В случаях, если Бюджетным кодексом РФ предусматривается регулирование определенных отношений законом о бюджете, для органов местного самоуправления эти отношения должны быть урегулированы соответствующими нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о бюджете либо акта-ми о бюджете, принимаемыми в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

Классификации бюджетов:

а) федеральный бюджет;
б) бюджет субъекта Федерации — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ;
в) бюджет муниципального образования — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления;

  1. консолидированный бюджет — свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории.

консолидированный бюджет — свод бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами;

Консолидированный бюджет — особый вид бюджета, представляющий собой свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на соответствующей территории.

Виды консолидированного бюджета:

  1. консолидированный бюджет РФ;
  2. консолидированный бюджет субъекта РФ.

Структура консолидированного бюджета субъекта РФ:

  1. бюджет субъекта РФ;
  2. свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории.

Структура консолидированного бюджета РФ:

  1. федеральный бюджет;
  2. консолидированные бюджеты субъектов РФ.

Разрабатывает прогноз консолидированного бюджета РФ и составляет отчет о его исполнении Министерство финансов РФ.

Консолидированный бюджет запрещается устанавливать источником финансирования расходов. Значение консолидированного бюджета:

  1. перечень, виды и количественные значения минимальных государственных социальных стандартов устанавливаются федеральным законом и определяется возможностями консолидированного бюджета РФ;
  2. при получении субъектом РФ финансовой помощи в объеме, превышающем 50 % расходов его консолидированного бюджета, проверка бюджета субъекта РФ проводится в обязательном порядке.

Особенностью консолидированных бюджетов является то, что они не утверждаются и не носят нормативно-правового характера.

Параметры, характеризующие сбалансированность консолидированных бюджетов:

  1. отношение расчетного объема среднемесячных расходов на оплату труда ко всем расходам бюджета (без учета расходов целевых бюджетных фондов);
  2. отношение объема расходов на оплату коммунальных услуг ко всем расходам бюджета (без учета расходов целевых бюджетных фондов);
  3. отношение объема налоговых доходов к объему налоговых доходов за аналогичный период;
  4. отношение объема прироста кредиторской задолженности по оплате труда с учетом ссуд из федерального бюджета, предоставленных на оплату труда, к расчетному объему среднемесячных расходов на оплату труда;
  5. отношение объема прироста кредиторской задолженности по оплате коммунальных услуг к объему расходов на оплату коммунальных услуг.

Порядок распределения и расходования дотаций на стабилизацию доходной базы консолидированных бюджетов субъектов РФ определяется Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12 августа 2002 г. №579.

Дотации предоставляются не более чем 30 субъектам РФ, каким определяет Министерство финансов РФ. Министерство финансов РФ обеспечивает подписание с органами исполнительной власти субъектов РФ протоколов об оздоровлении государственных и муниципальных финансов субъекта РФ.

Дотации распределяются в два этапа:

  1. дотации распределяются между субъектами РФ пропорционально объему расходов их консолидированных бюджетов по отчету об исполнении бюджета за 2003 г. (без учета расходов целевых бюджетных фондов и капитальных расходов);
  2. распределяются с учетом выполнения субъектами РФ мероприятий по оздоровлению финансов.

Понятие бюджетного права: предмет, место в системе финансового права

Читайте также:

  1. Communio. Право на долю вещи и доля права на вещь (реальная и идеальная доли). Правовой режим res communes.
  2. III. Государство и муниципальные образования как субъект гражданского права
  3. IUS HONORARIUM — ПРЕТОРСКОЕ ПРАВО
  4. Negotiorum gestio. Права и обязанности сторон.
  5. Quot; Права человека
  6. Res divini iuris (вещи божественного права) и res humani iuris. Виды вещей божественного права.
  7. Thesauri inventio, условия и правила закрепления права.
  8. V1: Общая теория права и государства
  9. V1: Основы административного права Российской Федерации
  10. V1: Основы гражданского права Российской Федерации

Бюджетное право представляет собой совокупность финансово-правовых норм, регламентирующих бюджетное устройство государства и бюджетную систему, регулирующих общественные отношения по образованию (аккумулированию), распределению, использованию фондов денежных средств (бюджетов разного уровня).

Предмет бюджетного права составляют определенные группы общественных отношений, возникающие при аккумулировании, распределении и последующем использовании централизованных денежных фондов государства. Специфика предмета состоит в том, что бюджетное право регулирует отношения Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований и соответствующих органов представительной и исполнительной власти; эти отношения возникают в связи с образованием, распределением и использованием денежных фондов государства и муниципальных образований, имеющих общее значение для соответствующей территории.

Бюджетное право можно рассматривать как одну из основных подотраслей финансового права, состоящую из правовых норм, регулирующих общественные отношения в различных сферах, а именно:

— отношения, возникающие между субъектами в процессе формирования доходных источников и осуществления расходных полномочий бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации;

• отношения, возникающие между субъектами в рамках регламентированных законом стадий бюджетного процесса и при регламентации правового статуса участников бюджетного процесса;

• отношения, возникающие при осуществлении государственных и муниципальных заимствований, регулировании государственного и муниципального долга;

• отношения в сфере привлечения к ответственности за нарушения бюджетного законодательства.

Применительно к бюджетному законодательству все нормы бюджетного права можно рассматривать как систему общих и особенных норм, материальных и процессуальных норм. Нормы, относящиеся к общей части бюджетного права, определяют устройство бюджетной системы, ее организационные и функциональные принципы, права и обязанности субъектов бюджетных правоотношений.

Нормы общей части конкретизируются в нормах особенной части, которые детально регламентируют бюджетный процесс. Исходным элементом системы бюджетного законодательства является норма бюджетного права, представляющая собой общеобязательное правило поведения в процессе образования, распределения и использования денежных фондов.

Нормы, регулирующие отношения в бюджетной сфере, относятся к сфере публичного права. В связи с этим для их применения наиболее характерен императивный метод — метод властных предписаний.

В бюджетном праве России правомерно выделять четыре основных блока правовых норм:

1) нормы, закрепляющие и регламентирующие бюджетное устройство Российской Федерации;

2) нормы, закрепляющие и регламентирующие структуру и состав доходной и расходной частей бюджетов различных уровней бюджетной системы Российской Федерации;

3) нормы, закрепляющие и регламентирующие компетенцию Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в сфере бюджетных отношений;

4) нормы, закрепляющие и регламентирующие стадии бюджетного процесса в Российской Федерации.

Под субъектами бюджетного права понимаются лица, принимающие участие в финансовой, бюджетной деятельности государства в самом широком смысле данного слова, а именно:

• субъекты, участвующие в распределении доходов и расходов между бюджетами различных уровней бюджетной системы Российской Федерации;

• субъекты, являющиеся участниками бюджетного процесса;

• субъекты, получающие из бюджетов различных уровней финансовые ресурсы в различных установленных законом формах;

• субъекты, несущие ответственность за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации.

Общественные отношения, складывающиеся в сфере финансовой деятельности государства и урегулированные нормами бюджетного права, становятся бюджетными правоотношениями, т.е. отношениями, участники которых выступают носителями юридически закрепленных прав и обязанностей по образованию (аккумулированию), распределению и последующему использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств (как государственных, так и муниципальных).

Бюджетные правоотношения возникают на основе нормативных правовых актов в процессе планового образования, распределения использования государственных и муниципальных финансов, т.е. в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

Бюджетные правоотношения являются разновидностью имущественных отношений. Отличительной особенностью бюджетных правоотношений является то, что, во-первых, это денежные отношения; во-вторых, одной из сторон всегда выступает государство или его уполномоченный орган, орган местного самоуправления; в-третьих, для бюджетных правоотношений характерно наличие финансового плана, т.е. бюджета, поскольку данные правоотношения складываются по поводу образования, распределения и использования централизованных денежных фондов государства и муниципального образования.

В ст. 1 БК РФ определяется круг правоотношений, подпадающих под регулирование Кодекса. Это отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга, а также возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.

Сущность бюджетных правоотношений обусловлена не только приоритетной по отношению к ней категории «финансы», но и сущностью современного Российского государства, его функциями и задачами, закрепленными в Конституции РФ и других базовых законодательных актах.

Бюджетные правоотношения возникают, изменяются и прекращаются при наличии четко определенных в правовых нормах условий или юридических фактов. Они возникают в связи с образованием (аккумулированием), распределением и использованием финансовых ресурсов бюджетов различных уровней бюджетной системы Российской Федерации, в том числе средств бюджетов государственных внебюджетных фондов.

4. Источники бюджетного права.

Источниками бюджетного права являются международные договоры, Конституция РФ, федеральные законы, указы Президента РФ, акты Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, регулирующие бюджетные отношения, акты Конституционного Суда РФ. На уровне субъектов Российской Федерации принимаются законы о соответствующих бюджетах, а также иные нормативные правовые акты органов государственной власти, затрагивающие бюджетную сферу. Органы местного самоуправления принимают акты о местных бюджетах, документы, регламентирующие бюджетные отношения на муниципальном уровне.

Необходимо иметь в виду, что не все источники бюджетного права составляют бюджетное законодательство Российской Федерации. Иерархия нормативных правовых актов, составляющих бюджетное законодательство Российской Федерации, устанавливается ст. 2 и 3 БК РФ.

Так, согласно ст. 2 БК РФ бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из БК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах, иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих правоотношения, указанные в ст. 1 БКРФ.

При этом устанавливается, что федеральные законы, ·законы субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований, предусмотренные ч. 1 ст. 1 БК РФ, не могут противоречить настоящему кодексу.

Важнейшим источником бюджетного права выступает БК РФ. Данный акт служит целям финансового регулирования, устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, правовые основы функционирования бюджетной системы, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, правовые основы бюджетного процесса, основания и виды ответственности за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации.

Бюджетная система Российской Федерации до 1998 г. функционировала в условиях отсутствия систематизированного бюджетного поля. Принятый 31 июля 1998 г. БК РФ стал одним из основополагающих документов, регламентирующих бюджетную систему государства.

К источникам бюджетного права относится и ежегодно принимаемый закон о ФБ.

К указам Президента РФ в качестве одного из источников бюджетного права можно отнести следующие: от 28 июня 2007 г. N 825 >, от 25 августа 2004 г. N 1114 >, от 12 декабря 2007 г. N 859 > .

Источниками бюджетного права признаются акты Конституционного Суда РФ.

Важный источник бюджетного права — международные договоры, ратифицированные в установленном законом порядке. В Конституции РФ (ч. 4 ст. 15) записано, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Статья написана по материалам сайтов: lektsii.com, lektsii.net.

»

Это интересно:  Права матери ребенка инвалида на работе
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector
Читайте также:

  1. I . Понятие и признаки правовых норм.
  2. I. Диагностика: понятие, цели, задачи, требования, параметры
  3. I. Доказывание, понятие и общая характеристика
  4. I. Место Государственной думы в системе органов власти царской России (1905 1912 гг.).
  5. I. Понятие денежных средств
  6. I. Понятие законности. Соотношение законности, права и власти.
  7. I. Понятие законности. Соотношение законности, права и власти.
  8. I. Понятие и виды делового общения
  9. I. Понятие и виды источников (форм) права.
  10. I. Понятие и виды преступности