+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Налоговое право включает в себя

НАЛОГОВОЕ ПРАВО — система финансово-правовых норм (общественных правил поведения), регулирующих властные отношения, возникающие при установлении, ведении и взимании налогов и сборов, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Налоговое право является частью финансового права.

Налоговое право подразделяется на Общую и Особенную части.

Общая часть налогового права распространяется на все виды налогов и включает в себя нормы, закрепляющие основные положения налогообложения. Первая часть НК систематизировала общие нормы налогового законодательства, регулирующие вопросы налогообложения в стране.

Нормы НК РФ устанавливают систему налогов, взимаемых в бюджет, определяют основания возникновения, изменения и прекращения обязанностей по уплате налогов (сборов) и порядок их исполнения, регулируют права и обязанности участников налоговых отношений, закрепляют формы и методы налогового контроля, устанавливают ответственность в налоговой сфере.

В Особенную часть налогового права включаются нормы, регулирующие порядок и условия взимания отдельных налогов и сборов. Вторая часть НК отражает порядок и условия взимания налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на доходы физических лиц и единого социального налога (взноса).

Предмет налогового права — отношения, складывающиеся между государством, налогоплательщиками и иными лицами по поводу установления, введения и взимания налогов. Налоговые отношения всегда связаны с изъятием у юридических и физических лиц части их доходов в соответствующий бюджет и внебюджетные целевые фонды. Метод налогового права — совокупность и сочетание приемов, способов воздействия права на общественные отношения в области налогообложения.

Метод налогового права характеризуется как властно-имущественный, обусловленный необходимостью применения однозначных, не допускающих выбора норм в целях формирования государственного бюджета.

В налоговом праве иногда допускается использование рекомендаций, согласований и права выбора в поведении подчиненного налогоплательщика, который имеет возможность в определенной степени формировать свою налоговую политику.

Источниками налогового права являются нормативные правовые акты, в которых содержатся нормы налогового права.

Основными источниками налогового права выступают:

1) Конституция РФ;

3) Указы Президента и Постановления Правительства РФ;

4) межведомственные и ведомственные нормативные документы;

5) международно-правовые договоры. Взаимосвязанная совокупность нормативных актов различного уровня, содержащих налоговые нормы, образует систему налогового законодательства. Центральное место в системе налогового законодательства занимает НК РФ.

Большая юридическая энциклопедия. – 2-е изд., перераб. И доп. – М., 2010, с. 310.

1.5. Место налогового права в системе российского права

В настоящее время российское финансовое право, как самостоятельная отрасль публичного права, включает в себя несколько подотраслей, таких как:

Налоговое право является важнейшей частью финансово-правовой системы государства и как элемент системы российского финансового права тесно взаимодействует с другими отраслями права, такими как:

— гражданско-процессуальное и др.

Прежде всего налоговое право взаимосвязано с конституционным правом, и это главным образом вытекает из ст. 57 Конституции РФ, в которой закреплены основополагающие его принципы, всеобщность и законность: Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют». Таким образом, охранительная функция защищает интересы всех налогоплательщиков и служит гарантией от чрезмерных имущественных притязаний государства.

Рассматривая соотношение налогового и конституционного права, необходимо отметить, что конституционное право занимает главенствующее положение в правовой науке и влияет на налоговое право посредством установления общеправовых принципов. Налоговое право, так же как и конституционное право, является публичной отраслью права и руководствуется императивным методом (методом власти и подчинения, методом неравенства сторон).

Конституция Российской Федерации была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., и соответственно, налоговые правоотношения приобрели конституционный статус в российской правовой системе, так как были закреплены в Конституции РФ.

Нормы Конституции РФ не только закрепили всеобщую обязанность уплачивать законно установленные налоги и сборы (ст. 57), но и предусмотрели систему правовых гарантий, обеспечивающих компромисс между соблюдением прав налогоплательщиков и фискальных интересов государства. Поскольку налогообложение ограничивает права частных субъектов по распоряжению своей собственностью, то нормы налогового права должны соответствовать конституционно значимым целям ограничения прав личности и законодательной форме введения таких ограничений .

Налоговое право России / Под ред. Ю.А. Крохиной. М.: НОРМА, 2004. С. 113.

Рассматривая соотношение налогового и административного права, необходимо отметить, что административное право, так же как и конституционное, как и налоговое право, является публичной отраслью права и руководствуется также императивным методом. Также взаимосвязь данных отраслей отображается в административно-процессуальных формах налогового контроля и ответственности налогоплательщиков, налоговых агентов и других обязанных лиц. Взаимосвязь данных отраслей права обусловлена прежде всего исполнительно-распорядительной деятельностью государства. Правовое регулирование налоговых правоотношений осуществляют органы исполнительной власти, такие как Федеральная налоговая служба Российской Федерации, Федеральная таможенная служба Российской Федерации.

Это интересно:  Право на реабилитацию имеет

Взаимосвязь налогового и гражданского права выражается в предмете их правового регулирования. И в налоговом, и в гражданском праве предметом правового регулирования выступают имущественные отношения, но отличие состоит в характере этих отношений. Также у данных отраслей права отличаются методы правового регулирования. Гражданское право использует диспозитивный метод, а налоговое право — императивный.

НК РФ ставит ряд правовых норм в прямую зависимость от вида гражданско-правового договора, которым стороны оформляют совершаемые хозяйственные операции. Таким образом, данные положения затрагивают особенности определения налоговых обязательств при заключении предпринимательских договоров о возмездной передаче имущества. В большей степени взаимосвязь налогово-правовых норм и гражданско-правовых норм, а также их взаимозависимость установлены НК РФ. Рассмотрим несколько примеров:

1) в соответствии п. 2 ст. 38 НК РФ под имуществом для целей налогообложения понимаются объекты гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящиеся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее — ГК РФ);

2) в соответствии с п. 1 ст. 39 НК РФ реализацией товаров для целей налогообложения признается передача на возмездной основе права собственности на товары одним лицом другому;

3) в соответствии со ст. ст. 209 и 223 ГК РФ право собственности — гражданско-правовое понятие, возникновение и момент перехода которого по сделке возникает относительно конкретного имущества;

4) в соответствии с п. 1 ст. 40 НК РФ для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки, т.е. цена договора. Порядок установления и изменения сторонами сделки цены договора определяется ст. 421 ГК РФ.

Взаимодействие налогового права с таможенным правом выражается в части взимания налогов и сборов, таких как налог на добавленную стоимость, акцизы и таможенные платежи.

С переходом таможенного администрирования на международные нормы и стандарты основной акцент переносится на проведение контроля на этап после выпуска товаров. В этих условиях использование информации, имеющейся в распоряжении других государственных органов, способствует системности и непрерывности контроля, что должно помогать решению задачи максимального пополнения бюджетов всех уровней.

Предусмотренное Таможенным кодексом Российской Федерации — Таможенного союза увеличение срока, в течение которого таможенным органам предоставлено право осуществления контроля после выпуска товаров, до трех лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем создает объективные предпосылки для более тесного взаимодействия подразделений таможенной инспекции с налоговыми органами региона при осуществлении своих контрольных функций.

Взаимодействие налогового и уголовного права выражается, во-первых, в обеспечении защиты фискальных интересов государства, во-вторых, уголовно-правоприменительная практика базируется на нормах налогового законодательства, что обеспечивает правильную квалификацию преступлений в сфере налогообложения.

Взаимосвязь налогового права с гражданско-процессуальным и административно-процессуальным правом выражается в том, что гражданский процесс обеспечивает принудительное осуществление нарушенных или оспоренных прав юридических и физических лиц. Гражданско-процессуальное и административно-процессуальное право определяет пути защиты прав, формы привлечения к ответственности, а также действенность норм налогового права в спорной ситуации.

Глава 1. ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

1.1. Генезис налогового права

1.5. Место налогового права в системе российского права

Налоговое право

Понятие налогового права. Предмет и метод налогового права. Система налогового права

Термин «налоговое право» в юридической литературе используется в нескольких значениях:

  • – для выделения совокупности норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих при установлении, введении, взимании налогов и сборов, и отношений, складывающихся в процессе осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  • – для отграничения научных подходов, применяемых для изучения норм права, регулирующих налоговые отношения;
  • – для обозначения учебной дисциплины [1] .

Существует несколько точек зрения о месте налогового права в системе российского права, и оно рассматривается как:

  • – подотрасль финансового права;
  • – правовой институт финансового права, который обособленно от него рассматриваться не должен;
  • – как самостоятельная отрасль российского права (данное мнение наименее распространено) [2] .

Ввиду того, что налоговое право представляет собой довольно обособленную группу норм, представляется возможным выделить ее качественные характеристики – предмет и метод правового регулирования, которые тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Это интересно:  Пробить права по базе гибдд на лишение

Как отмечают некоторые ученые, фактическое существование налоговых отношений становится возможным лишь после их законодательного закрепления, в результате практической реализации правовых норм [3] .

Согласно справедливому утверждению E. М. Ашмариной в связи с принятием НК РФ «в настоящее время можно с уверенностью говорить о том, что в Российской Федерации завершается период становления общественных отношений в области налогообложения» [4] .

Предмет налогового права можно определить как финансовые отношения, в процессе реализации которых государство и иные публично-правовые образования выполняют свои задачи и функции, формируют и распределяют фонды денежных средств.

Предмет налогового права определен законодателем в ст. 2 НК РФ и включает в себя властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечение к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Д. В. Винницким отмечается, что после введения в действие НК РФ новая система налогово-правовых норм создает соответствующие ей налоговые отношения – предмет налогового права [5] .

Предмет налогового права имеет определенную структуру, в которой можно выделить несколько групп.

В частности, можно выделить отношения, складывающиеся в процессе установления налогов. Их наличие обусловлено необходимостью создания (изменения) системы налогов и сборов. При этом с учетом отдельных положений налогового законодательства в рамках указанных отношений принимают участие законодательные органы как Российской Федерации, так и иных публичных образований (субъектов РФ, муниципальных образований).

Следующую группу составляют отношения, связанные с исчислением, уплатой налогов и сборов.

Наконец, третью группу составляют отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля и применения мер принуждения (в случае неисполнения требовании законодательства).

В. А. Парыгина предлагает структурировать предмет налогового права за счет включения в него модельных и конкретных правоотношений, где модельными называются гипотетические налоговые правоотношения, сконструированные правопорядком и являющие собой бесконечное множество конкретных правоотношений [6] .

Кроме того, также выделяют внутриаппаратные и внешние налоговые правоотношения.

Наряду с предметом, налоговое право имеет и определенный метод правового регулирования.

Метод налогового права – совокупность способов, приемов, средств, с помощью которых оказывается воздействие (регулятивное, охранительное) на налоговые отношения.

Особенности метода налогового права связаны с тем, что оно имеет публичный характер. Характеризуя метод налогового права, следует отметить присущие ему признаки.

Во-первых, публично-правовой характер регулирования, поскольку при установлении и взимании налогов и сборов на первое место выходит публичный интерес. В подтверждение этому можно привести акты Конституционного Суда РФ, который отметил тот факт, что уплата налоговых платежей имеет целью обеспечивать расходы публичной власти [7] .

Во-вторых, наличие большого количества обязывающих и запрещающих норм, что объясняется необходимостью реализации прежде всего фискальной функции налога ввиду наличия тесной взаимосвязи налоговых и бюджетных правоотношений. Кроме того, такая специфика налогового права связана с решением задач по созданию единых условий применения законодательства, предотвращению нарушения прав публично-правовых образований (органов власти и должностных лиц, действующих от их имени), по защите имущественных прав налогоплательщиков и иных участников налоговых правоотношений. Стоит отметить, что, несмотря на то что налоговые правоотношения являются властными, субъектам предоставляется в ряде случаев (не всегда) право на выбор. Так, при соблюдении установленных в законе требований (действие властного предписания), налогоплательщик может выбирать режим обложения (например, льготный) или же вовсе не уплачивать налог.

И, как следствие, в-третьих, регулирование норм налогового права носит императивный характер.

Характеризуя особенности метода налогового права при рассмотрении особенностей применения мер ответственности, С. В. Мирошник указывает на то, что налоговые правоотношения отличаются «неравноправностью сторон, наличием определенной субординации. Стороны изначально неравны. Это обусловлено тем, что государственные органы реализуют фискальный суверенитет, а налогоплательщик действует в рамках гражданской право- и дееспособности» [8] .

Вместе с тем указанная субординация не имеет такого значения, как это имеет место в рамках административных отношений. Полного подчинения и не может быть, поскольку в таком случае нарушится целый ряд принципов, на которых базируются налоговые правоотношения [9] .

Налоговое право, будучи подотраслью финансового права, состоит из совокупности норм, объединенных общим предметом и методом регулирования. Группы указанных норм могут быть выделены в самостоятельные правовые институты.

В рамках системы налогового права выделяются общая и особенная части.

Общая часть налогового права включает те нормы права, которые имеют универсальный (общий) характер, что позволяет применять их к любым налоговым правоотношениям. К общей части налогового права можно отнести нормы, закрепляющие принципы налогового права (ст. 3 НК РФ) и дальнейшую их реализацию (обязательные элементы налогообложения), определяющие налоговую правосубъектность, а также права и обязанности органов власти (налоговых, таможенных и т.д.), порядок осуществления налогового контроля и применения мер ответственности и т.д.

Это интересно:  Как правильно вернуть займ учредителю из кассы

Особенная часть налогового права состоит из норм, которые применяются при регулировании отдельных налоговых правоотношений (например, нормы, содержащиеся в отдельных главах части второй НК РФ).

Налоговое право РФ: общие положения, предмет, метод, система

Содержание материала

Современное налоговое право является подотраслью финансового права.

В науке финансового права относительно понятия налогового права нет принципиальных разногласий. Наиболее распространенной является позиция, согласно которой налоговое право представляет совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения и социальные связи, возникающие между теми или иными субъектами при

  • установлении, введении и взимании налогов и сборов в РФ;
  • осуществлении налогового контроля ;
  • обжаловании актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц;
  • привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Налоговые отношения всесторонне регулируются правовыми нормами. Системная организация этих норм, находя свое закрепление в нормативных финансовых актах различного территориального уровня, образует налоговое право. Налоговое право не является раз и навсегда сложившимся феноменом — оно постоянно развивается, обновляется и совершенствуется адекватно происходящим в стране изменениям.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:
    • По всей России: +7 (800) 350-73-32

Предмет налогового права

Все отрасли или подотрасли права различаются между собой прежде всего по предмету правового регулирования. Поэтому, чтобы дать понятие налогового права, необходимо выявить специфику общественных отношений, составляющих его предмет.

Принципиальное значение для выявления круга общественных отношений, составляющих предмет налогового права, имеет ст. 2 НК РФ, которая называется «Отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах».

Предмет налогового права ― совокупность однородных имущественных и связанных с ними неимущественных общественных отношений, складывающихся между государством, налогоплательщиками и иными лицами по поводу установления, введения и взимания налогов в доход государства (муниципального образования), осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Общественные отношения, входящие в сферу налогового правового регулирования, можно сгруппировать следующим образом:

  • по установлению налогов и сборов;
  • по введению налогов и сборов;
  • по взиманию налогов;
  • возникающие в процессе осуществления налогового контроля;
  • возникающие в процессе обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц;
  • возникающие в процессе привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Установленный ст. 2 НК РФ перечень имущественных и процессуальных отношений, образующих предмет налогового права, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит .

Специфика отношений, регулируемых нормами налогового права, состоит в том, что они складываются в особой сфере жизни общества — финансовой деятельности государства и местного самоуправления, направленной на аккумулирование денежных средств в доход публичных субъектов.

Можно выделить следующие основные отличительные признаки отношений, составляющих предмет правового регулирования налоговых отношений:

  • их имущественный характер;
  • направленность на образование государственных и муниципальных финансовых ресурсов;
  • то, что обязательным их участником и воздействующим субъектом является государство или муниципальное образование в лице компетентных органов.

Наиболее полное представление о структуре предмета налогового права дает его классификация по различным основаниям .

1) В зависимости от функций налоговой деятельности:

  • материальные отношения;
  • процессуальные (процедурные) отношения.

2) В зависимости от институциональной принадлежности:

  • установлению и введению налогов и иных обязательных платежей;
  • исполнению обязанности по уплате налогов и сборов;
  • осуществлению налогового контроля;
  • охране механизма правового регулирования налоговой сферы;
  • налогообложению организаций;
  • налогообложению физических лиц;
  • установлению особых налогово-правовых режимов.

3) По экономическому критерию:

  • финансовые (опосредующие движение денежных средств и обладающие характерными признаками финансов, например отношения по взиманию налогов);
  • нефинансовые (в результате функционирования которых не происходит движения денежных средств, однако эти отношения лежат в основе налоговых и направлены на создание, изменение или прекращение налоговых правоотношений (в качестве примера можно привести установление налогов, налоговый контроль, привлечение к налоговой ответственности) .

Статья написана по материалам сайтов: vuzirossii.ru, studme.org, jurkom74.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector