+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Нормативные правовые акты имеют официальные реквизиты

Как уже отмечалось, в правилах юридической техники под реквизитами правового акта понимаются элементы правового акта, не входящие в его содержательную часть и не содержащие регулятивных положений, предназначенные для отражения юридических свойств и идентификации правового акта. Согласно правилам юридической техники реквизиты отражают важнейшие юридические свойства правового акта, связанные с его статусом и принятием. Основное идентифицирующее значение для правового акта имеют заголовок, дата принятия и номер акта. Например, вид правового акта позволяет судить о юридической силе правового акта, а дата его принятия дает возможность установить приоритет между двумя правовыми актами одного вида.

Состав реквизитов правовых актов различается в зависимости от вида правового акта. Вместе с тем можно установить реквизиты, обязательные для правовых актов любых видов. В этой связи правила юридической техники могут содержать:единый перечень реквизитов, обязательных для всех видов правовых актов, издаваемых органами управления определенного уровня; отдельные перечни реквизитов для правовых актов определенного вида.

Например, единый перечень реквизитов для правовых актов, издаваемых федеральными органами исполнительной власти, приводится в Правилах подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации:

  • · наименование органа (органов), издавшего акт;
  • · наименование вида акта и его название;
  • · дата подписания (утверждения) акта и его номер;
  • · наименование должности и фамилия лица, подписавшего акт.

В законах субъектов РФ также устанавливаются перечни реквизитов, единые для всех правовых актов этого уровня. Однако и в этом вопросе в региональных законах нет единообразия. Например, в Законе Ярославской области от 07.03.2001 № 16-З «О правовых актах Ярославской области» (в ред. от 07.10.2008) установлено, что правовые акты Ярославской области имеют следующие реквизиты:

  • · наименование (вид и название) правового акта;
  • · наименование органа, принявшего акт;
  • · дата подписания правового акта и его номер;
  • · должность и фамилия лица, уполномоченного подписывать соответств

В зависимости от видов юридической деятельности можно различать и виды юридической техники. Так, применительно к правотворческой деятельности следует говорить о законодательной (законотворческой, правотворческой, нормотворческой) технике. Законодательная техника как техника работы с (нормативными) правовыми актами — наиболее разработанный, сформировавшийся вид (раздел) юридической техники, обозначаемый традиционным, общеупотребительным термином.

Законодательная техника содержит:

  • § правила построения и оформления правовых актов,
  • § приемы и средства формулирования норм права и иных нормативных предписаний,
  • § язык и стиль правового акта,
  • § правила обнародования (промульгации) и систематизации таких
  • § актов.

Под законодательной техникой понимается система правил и приемов подготовки наиболее совершенных по форме и структуре проектов нормативных актов, обеспечивающих максимально полное и точное соответствие формы нормативных предписаний их содержанию, доступность, простоту и обозримость нормативного материала, исчерпывающий охват регулируемых вопросов. От соблюдения правил законодательной техники во многом зависит степень совершенства законодательства, доходчивость нормативных актов, высокий уровень учета и систематизация законодательства.

Основным объектом законодательной техники является текст правовых актов, информационное воплощение юридических предписаний.

Законодательная техника признана структурировать правовой материал, совершенствовать язык правовых актов, делать его более понятным, точным и грамотным. Во многом именно уровень законодательной техники символизирует определенный уровень правовой культуры конкретного общества.

Правотворчество — это правовая форма деятельности государства с участием гражданского общества (в предусмотренных законом случаях) по установлению (санкционированию), изменению, отмене юридических норм. Правотворчество выражается в формировании, систематизации, принятии и обнародовании нормативно-правовых актов.

Реквизиты правовых актов.

^Реквизиты правового акта— обязательные сведения, включаемые в правовой акт для признания его действительным.

· наименование органа, принявшего акт;

· наименование вида акта (указ, постановление, решение, распоряжение, приказ);

· дата принятия акта;

· регистрационный номер акта;

· место составления или издания акта;

· заголовок к тексту;

· текст правового акта;

· подпись лица, официально уполномоченного подписывать правовые акты;

· отметка об исполнителе;

· идентификатор электронной копии документа.

На стадии проектирования правовых актов из приведенного перечня реквизитов используются следующие:

· наименование вида акта;

· заголовок к тексту;

· текст правового акта;

· отметка об исполнителе.

Реквизиты правового акта, образующие его содержание. К ним относятся: заголовок (название) к тексту, текст правового акта.

Это интересно:  Правила замера температуры в жилом помещении

Заголовок (название)правового акта представляет собой обязательную составную, причем изначальную и неотъемлемую часть любого правового акта.

Текст правового акта— выраженное в письменном виде закрепление содержащихся в нем норм права или индивидуальных предписаний, а также иных предписаний, в том числе разъясняющих цели и мотивы его принятия. Он состоит, как правило, из преамбулы и постановляющей (распорядительной) части.

Преамбулой (от лат. preambulus — «идущий впереди, предшествующий») называют вводную часть какого-либо важного документального акта, содержащую указания на те или иные обстоятельства, послужившие поводом к принятию (изданию) акта, на его мотивы и цели.

Постановляющая (распорядительная)часть правового акта может состоять из абзацев, пунктов, подпунктов.( Абзац — часть текста от одного отступа до следующего, Пункт — основная структурная единица правового акта)

Содержание юридической техники.

Содержание юридической техники — это различные по характеру и форме выражения правила выполнения юридической работы.

Средства юридической техники –это предметы, используемые в процессе юридической работы: тексты правовых актов; журналы, газеты, в которых публикуются правовые акты, или средства множительной техники, используемые для их распечатки; карточки, вклейки, журналы, книги, тетради, которые испольуются при систематизации нормативных актов; компьютеры, применяемые для написания других юридических документов; фотоаппараты, применяемые для фиксации расположения предметов на месте происшествия и т.д.

Приемы юридической техники это действия, которые совершаются в процессе юридической работы.. К ним относятся согласование проектов юридических документов, протоколы разногласий, отсылки к другому нормативному акту.

^Способы юридической техники —это сложная по содержанию дея­тельность, включающая в себя совокупность приемов. К способам юридической деятельности относят конструкцию договоров, рассмотрение разногласий по законопроекту, стадии применения права.

^Методы юридической техники —пути достижения цели в процессе юридической работы. Методы ярко проявляются при толковании права – это сравнительный, системный, структурный, функциональный, исторический, логический методы, грамматический анализ текстов, установление целей принятия нормы права и др.

21. Реквизиты правового акта

Для идентификации правового документа и его учета в целях принятия к обязательному исполнению необходимо у каждого правового акта найти признаки, отражающие его официальный характер и отличающие его от множества похожих документов. Такие признаки именуются реквизитами правового акта. К их числу относятся: — название вида правового акта (ФКЗ, ФЗ и т.д.); — название органа, его издавшего (Должна быть корреляция между видом нормативного акта и органом, его издавшим); — наименование (полное и сокращенное); — дата принятия; — номер правового акта. Такие реквизиты, вместе взятые, образуют титул (титульный лист) правового документа. Существуют также реквизиты, которые располагаются в конце нормативного акта. Понятно, что они имеют меньшее значение, хотя и являются атрибутом правового акта. К ним относятся: — место (название города); — дата подписания; — полное наименование должности лица (лиц), подписавшего документ; — фамилия и инициалы должностного лица (лиц), подписавшего документ; — его (их) личная подпись (ставится только на подлиннике правового документа). Рассмотрим титульные реквизиты, несущие основную нагрузку по приданию правовому документу официальности, по порядку.

22.Законодательная техника.

Именно с законодательной техники начались исследования проблемы юридической техники, что не случайно. Издержки, возникающие в результате недостаточно продуманных и плохо сформулированных нормативных актов, бывают настолько велики, что не идут ни в какое сравнение с вредом, причиненным нарушением правил юридической техники при принятии индивидуальных актов.

Первооткрывателями в исследовании этой проблематики были западноевропейские ученые. Целенаправленное формирование законодательства характерно для европейской правовой традиции. В Великобритани и США применяются прежде всего прецеденты, а не законы. По этой причине законодательная техника в названных странах не привлекала внимания ученых.

Основателем учения о законодательной технике является Р. Иеринг1. В своей книге он сформулировал множество правил относительно того, как писать законы.

Одним из первых исследователей законодательной техники в нашей стране следует считать Д. А. Керимова. Начав изучать данную проблематику еще в 1950-хгг., автор свои взгляды практически не изменил до сих пор. Его понимание законодательной техники отличается широтой: к ней он относит правила конструирования и систематизации законов2. Однако систематизация нормативных актов,которых стало неизмеримо больше, претендует на выделение в особый вид юридической деятельности, выполняемой по своим достаточно разветвленным правилам. В частности, появился новый её вид — консолидация нормативных актов, который еще требует специальной научной проработки и накопления практического опыта проведения.

Это интересно:  Как сделать международные права 2019

23. Понятие правотворчества , его соотношение с нормотворчеством, законотворчеством. Виды правотворчества.

одна из важнейших сторон деятельности государства. В каждом государстве П. обладает особенностями, но везде оно направлено на создание и совершенствование единой, внутренне согласованной и непротиворечивой системы норм, регулирующих сложившиеся в обществе отношения. Согласно Конституции РФ П. осуществляется высшими (на уровне федерации и ее субъектов) и местными органами государственной власти и управления; непосредственно самим народом, путем проведения референдума; субъектами РФ путем заключения между ними договоров.

(англ. legislation) — форма осуществления функций государства, состоящая в установлении, изменении или отмене правовых норм. Эти нормы находят свое закрепление и внешнее выражение в юридических формах, или источниках права.

это установленный в юридических нормах вид правотворческого процесса, регламентирующий порядок деятельности законодательного органа государства по выработке, принятию и изданию законов, включающий в себя следующие стадии:

1) законодательная инициатива — закрепленное в Конституции РФ право определенных субъектов внести предложение об издании закона и соответствующий законопроект в законодательный орган. Право законодательной инициативы (ч. 1 ст. 104 Конституции РФ) принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ, Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ;

2) обсуждение законопроекта. Проходит на заседании палат представительного органа в несколько чтений. Данная стадия необходима для того, чтобы довести документ до нужного качества: устранить противоречия, пробелы, неточности и прочие дефекты. Наиболее существенные законопроекты выносятся на всенародное обсуждение;

3) принятие закона — главная стадия, которая в свою очередь распадается на три подстадии:

а) принятие закона Государственной Думой. Федеральные законы принимаются простым большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы (50% 1 голос); федеральные конституционные законы — квалифицированным (не менее 2/3 голосов);

б) одобрение закона Советом Федерации. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации (ч. 4 ст. 105 Конституции РФ);федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации (ч. 2 ст. 108 Конституции РФ);

в) подписание закона Президентом РФ (согласно ч. 2 ст. 107 и ч. 2. ст. 108 Конституции РФ

Президент в течение 14 дней подписывает одобренный закон и обнародует его);

4) опубликование закона (как правило, федеральные конституционные законы и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после их подписания Президентом РФ; неопубликованные законы не применяются).

ПРАВООБРАЗОВАНИЕ — социально обусловленный процесс формирования (фактического складывания) права, складывающийся под влиянием комплекса разнородных причин объективного и субъективного характера. Это «процесс фактического складывания и признания тех или иных общественных отношений и взаимосвязей людей и их объединений в качестве «нормальных» и «правильных» (с точки зрения господствующих в данном обществе материальных жизненных отношений и соответствующих им идей, ценностей и т.п.), процесс социально-исторического формирования общих критериев, правил, масштабов, образцов и стандартов этой «нормальности» и «правильности»

Реквизиты и структура нормативного правового акта

Обязательными реквизитами нормативных правовых актов являются:

вид акта (закон Республики Беларусь, декрет Президента Республики Беларусь, указ Президента Республики Беларусь, постановление Совета Министров Республики Беларусь и др.);

дата, место принятия (издания) акта и его регистрационный номер;

подписи лиц, уполномоченных подписывать соответствующие нормативные правовые акты.

Каждый нормативный правовой акт имеет название, которое отражает предмет правового регулирования нормативного правового акта и его основное содержание.

Структурными элементами нормативного правового акта являются преамбула, разделы, главы, статьи, пункты, подпункты, части, абзацы.

Нормативный правовой акт может иметь преамбулу — вступительную часть, содержащую информацию о причинах, условиях и целях его принятия (издания). Включение нормативных предписаний в преамбулу, как правило, не допускается.

Текст нормативного правового акта в зависимости от его вида может подразделяться на статьи или пункты, которые могут объединяться в главы и разделы. Законы, в том числе кодексы, как правило, подразделяются на статьи, иные нормативные правовые акты — на пункты. Кодексы должны содержать оглавление. Оглавление может содержаться и в иных значительных по объему нормативных правовых актах.

Это интересно:  Право на реабилитацию имеет

Статьи и пункты нормативного правового акта — основные структурные элементы нормативного правового акта, содержащие законченные нормативные положения. Статьи, как правило, должны иметь название, отражающее их содержание.

Статьи нормативного правового акта обозначаются арабскими цифрами, после которых ставится точка. Название пишется строчными буквами в той же строке. Пункты обозначаются арабскими цифрами с точкой и названия не имеют.

Статьи нормативного правового акта могут подразделяться на части (абзацы) или пункты. В свою очередь части могут подразделяться на абзацы; пункты — на подпункты, части или абзацы; подпункты — на части или абзацы.

Главы нормативного правового акта — структурные элементы нормативного правового акта, объединяющие в себе статьи (пункты) этого акта. Главы обозначаются арабскими цифрами и должны иметь название, которое пишется прописными буквами и размещается в центре строки.

Разделы нормативного правового акта — структурные элементы нормативного правового акта, объединяющие главы этого акта. Разделы обозначаются римскими цифрами и должны иметь название, которое пишется прописными буквами и размещается в центре строки.

Абзац нормативного правового акта — часть текста, выделяемая отступом в первой строке и начинающаяся со строчной буквы, кроме первого абзаца части, который начинается с прописной буквы. Абзацы, как правило, заканчиваются точкой с запятой, кроме первого абзаца соответствующего структурного элемента, который заканчивается двоеточием, и последнего абзаца, который заканчивается точкой.

Подпункты нормативного правового акта — абзацы, являющиеся составной частью пункта и обозначаемые несколькими арабскими цифрами с точками после каждой из них, первая из которых обозначает номер пункта.

Часть нормативного правового акта — структурный элемент нормативного правового акта, состоящий из абзаца (нескольких абзацев) и представляющий собой смысловое единство. Часть начинается с прописной буквы и заканчивается точкой, кроме последней части подпункта, которая может заканчиваться точкой с запятой. В случае, если часть состоит из нескольких абзацев, абзацы начинаются со строчной буквы, кроме первого абзаца части, который начинается с прописной буквы. При этом первый абзац части заканчивается двоеточием, все последующие — точкой с запятой, кроме последнего абзаца, который заканчивается точкой.

Если часть является структурным элементом пункта или подпункта, то первая часть пункта, подпункта, как правило, начинается с арабской цифры с точкой, после которой следует прописная буква, или с нескольких арабских цифр с точками после каждой из них, после которых следует строчная буква.

Нумерация разделов, глав, статей, пунктов (кроме пунктов в статьях) должна быть сквозной для всего нормативного правового акта, пунктов в статьях — сквозной для каждой статьи, подпунктов — сквозной для каждого пункта.

Нумерация структурных элементов должна быть единообразной для всего нормативного правового акта.

Использование в нормативных правовых актах указанных в настоящей статье структурных элементов с несвойственными им цифровыми или иными обозначениями допускается в исключительных случаях и при наличии в нормативных правовых актах специальных оговорок.

Разделы кодифицированного нормативного правового акта могут объединяться в Общую и Особенную части.

Общая часть кодифицированного нормативного правового акта должна содержать:

фундаментальные положения (принципы, определения понятий, основные институты);

специализированные нормативные положения (презумпции, преюдиции);

иные исходные нормативные положения, которые характеризуются высокой степенью обобщенности, стабильности и закладывают правовую основу использования (применения) норм Особенной части.

Особенная часть кодифицированного нормативного правового акта может содержать нормы, которые обозначают:

вид и меру (правила) возможного и должного поведения (юридические права и обязанности);

вид и меру негативных (отрицательных) последствий возможных нарушений правовых норм (юридическую ответственность).

Отдельными структурными элементами нормативного правового акта (его структурных элементов) могут быть подстрочные примечания к ним. Подстрочные примечания используются в тех случаях, когда пояснения или сокращенные наименования не могут быть помещены в текст нормативного правового акта (его структурных элементов).

Если в нормативном правовом акте приводятся таблицы, графики, карты, схемы, перечни, иллюстрации и т.п., то они должны оформляться в виде приложений, а соответствующие структурные элементы нормативного правового акта должны иметь ссылки на эти приложения.

Статья написана по материалам сайтов: mylektsii.ru, studfiles.net, vuzlit.ru.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector