Основные отличия политического института от правового института

Читайте также:

  1. Amp;Сравнительная характеристика различных методов оценки стоимости
  2. I. Доказывание, понятие и общая характеристика
  3. II Перестройка главных институтов государства
  4. II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЖИЗНИ
  5. II. Оценка эффективности использования основных средств
  6. II. Характеристика отдельных типов половых гормонов.
  7. II. ХАРАКТЕРИСТИКА ПЯТИ СОЦИЕТАЛЬНЫХ ГРУПП
  8. II. Характеристика распределения населения по доходу.
  9. III. Организация и проведение натуральных обследований структуры и интенсивности автотранспортных потоков на основных автомагистралях
  10. III. Словарь основных терминов
Институты Функции Основные роли Физические признаки Символические признаки
политические регулируют осуществление власти и доступа к ней, обеспечивает гармонизацию интересов граждан и защиту от внешних врагов политики, служители власти общественные и административные здания флаг, герб

Политический институт– система учреждений и организаций, упорядочивающих политические и другие общественные отношения с помощью материальных и идеальных средств и на основе определенных норм. Политический институт — устойчивый вид социального взаимодействия, регулирующий определённый сегмент отношений политической власти в обществе. Устойчивость политического института достигается за счёт:

  • норм, регламентирующих характер взаимодействия
  • санкций, препятствующих отклонению от нормативных моделей поведения
  • опривычивания людьми сложившегося институционального порядка.

Перечисленные свойства принято называть атрибутами института.

Институт парламентаризма, выполняющий функции регулирования отношений по поводу создания основных правовых норм — законов, имеющих обязательную силу для всех граждан страны; представительства интересов различных социальных групп в государстве. Нормативное регулирование института парламентаризма касается прежде всего вопросов компетенции парламента, порядка его формирования, полномочий депутатов, характера их взаимодействия с избирателями и населением в целом.

Институты исполнительной власти представляют собой сложную систему взаимодействий, складывающихся между органами должностными лицами, осуществляющими текущее управление общественными делами и населением страны. Основным субъектом, принимающим наиболее ответственные решения в рамках этого вида политических властных отношений, являются либо глава государства и правительство (Египет), либо только глава государства, президент (США), либо только правительство (Италия).

Рассредоточение системы управления общественными делами потребовало унификации требований, предъявляемых к лицам, работающим в государственных учреждениях. Так в обществе стал складываться институт государственной службы, регулирующий профессиональную деятельность людей, принадлежащих к особой статусной группе. В нашей стране эта регуляция осуществляется на основе Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации». Этот закон определяет правовой статус государственных служащих, порядок прохождения государственной службы, виды поощрений и ответственности служащих, основания прекращения службы и т.д.

Самостоятельное значение в системе исполнительной власти приобрел также институт главы государства. Он обеспечивает устойчивое воспроизводство в обществе отношений, позволяющих лидеру государства выступать от имени всего народа, быть высшим арбитром в спорах, гарантировать целостность страны, незыблемость конституционных прав граждан.

Институты судопроизводства регламентируют отношения, складывающиеся в связи с необходимостью урегулирования различных конфликтов в обществе. В отличие от законодательной и исполнительной властей, суд (за исключением судебного прецедента) не создает нормативных актов и не занимается распорядительной и управленческой деятельностью. Однако принятие судебного решения становится возможным только в поле политической власти, обеспечивающей неукоснительное подчинение конкретных людей этому решению.

Среди политических институтов современного общества особое место занимают те, которые регламентируют положение рядового человека в системе политических властных отношений. Это прежде всего институт гражданства, определяющий взаимные обязательства государства и гражданина в отношении друг друга. В нормативных документах указывается, что гражданин обязан соблюдать конституцию и законы, платить налоги, в ряде стран существует также всеобщая воинская обязанность. Государство, в свою очередь, призвано осуществлять защиту прав гражданина, в том числе право на жизнь, безопасность, собственность и др. В рамках этого института регулируется также порядок приобретения гражданства, условия его утраты, гражданство детей при изменении гражданства родителей и т.д.

Важное место в создании упорядоченной системы отношений влияния на субъекты политической власти занимает институт избирательного права, регламентирующий порядок проведения выборов в органы законодательной власти различных уровней, а также выборов президентов в тех странах, где это предусмотрено конституцией. Институт политических партий обеспечивает упорядоченность отношений, складывающихся в ходе создания политических организаций и в отношениях между ними. В обществе складываются какие-то общие представления о том, что такое политическая партия, как она должна действовать, чем она отличается от других организаций и объединений. И поведение активистов партий, рядовых членов начинает строиться исходя именно из этих представлений, формирующих нормативное пространство данного политического института.

Государство как основной политический институт

Термин «государство» стал использоваться в политической науке примерно со второй половины XVI в. До этого времени для обозначения государства использовались такие понятия, как «полис», «княжество», «царство», «королевство», «республика», «империя» и др. Одним из первых в научный оборот термин «государство» ввел Н. Макиавелли. Он трактовал его широко — как любую верховную власть над человеком.

В обыденном сознании государство часто отождествляется с определенным этносом (белорусское государство, французское государство и т.п.), с административно-управленческим аппаратом, с правосудием.

Большинство современных авторов определяют, что государство — это основной институт политической системы и политической организации общества, создаваемый для организации жизнедеятельности общества в целом и проведения политики правящих классов, других социальных групп и слоев населения.

Основными структурными элементами государства являются органы законодательной, исполнительной и судебной власти, охраны общественного порядка и государственной безопасности, вооруженные силы и частично средства массовой информации.

Общими для государства являются следующие признаки:

1. Отделение публичной власти от общества, ее несовпадение с организацией всего населения, появление слоя профессионалов-управленцев, что отличает государство от родоплеменной организации, основанной на принципах самоуправления.

2. Суверенитет, то есть верховная власть на определенной территории. В современном обществе имеется множество властей: семейная, производственная, партийная и т.д. Но высшей властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений, обладает государство.

3. Территория, очерчивающая границы государства. Законы и полномочия государства распространяются на людей, проживающих на определенной территории. Само оно строится не по кровнородственному или религиозному признаку, а на основе территориальной и, обычно, этнической общности людей.

4. Монополия на легальное применение силы, физического принуждения. Диапазон государственного принуждения простирается от ограничения свободы до физического уничтожения человека (смертная казнь). Для выполнения функций принуждения у государства имеются специальные средства (оружие, тюрьмы и т.д.), а также органы — армия, полиция, службы безопасности, суд, прокуратура.

5. Важнейшим признаком государства является его монопольное право на издание законов и норм, обязательных для всего населения. Законотворческая деятельность в демократическом государстве осуществляется органом законодательной власти (парламентом). Требования правовых норм государство проводит в жизнь с помощью своих специальных органов (судов, администрации).

Это интересно:  Как правильно установить знак шипы согласно пдд

6. Право на взимание налогов и сборов с населения. Налоги необходимы для содержания многочисленных служащих и для материального обеспечения государственной политики: оборонной, экономической, социальной и др.

7. Обязательность членства в государстве. В отличие, например, от политической партии, пребывание в которой добровольно, государственное гражданство человек получает с момента рождения.

При характеристике государства отличительные признаки дополняются и его атрибутами – гербом, флагом и гимном.

Признаки и атрибуты позволяют не только отличать государство от других социальных организаций, но и видеть в нем необходимую форму существования и развития обществ в современной цивилизации.

Основными теориями возникновения государства сегодня являются:

а) теологическая — государство возникло по воле Бога;

б) патриархальная (автор — английский ученый XVIII в. Роберт Филмер) — государство возникло в результате механического соединения родов в племена, а племен в большие целостности, вплоть до государственных образований;

в) теория общественного, договора (Г. Гроций, Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо, Н. Радищев) — государство — результат договора между суверенным властителем и подданными;

г) теория завоевания (Л. Гумплович, Ф. Оппенгеймер, К. Каутский, Е. Дюринг) — государство явилось организацией победителей над побежденными;

д) марксистско-ленинская теория, — государство возникло в результате деления общества на классы как выразитель интересов экономически господствующего класса; органической частью этой теории является идея отмирания государства.

Существуют теории, объясняющие происхождение государства и другими факторами, например необходимостью совместного строительства оросительных сооружений, влиянием других государств и т.д. Выделить же какую-либо одну, определяющую причину возникновения государства, невозможно. Ясно, что на эти процессы оказали влияние самые различные условия и факторы как внешнего, так и внутреннего порядка.

Функции государства. Социальное назначение государства определяется выполняемыми им функциями. Общепринятым является деление функций на внутренние и внешние.

К основным внутренним функциям относятся:

— регулирование социальной жизни; разрешение конфликтов, поиск путей компромисса и консенсуса в обществе;

— охрана общественного порядка;

— разработка законодательной базы для функционирования общественной системы;

— определение стратегии экономического развития;

— защита прав и свобод граждан;

— обеспечение социальных гарантий своим гражданам;

— создание условий для развития науки, культуры, образования;

— деятельность по защите окружающей среды.

Внешние функции направлены на обеспечение безопасности, целостности и суверенитета государства, защиту национальных интересов на международной арене, развитие взаимовыгодного сотрудничества между странами, решение глобальных проблем человеческой цивилизации и др.

Формы государственного устройства и правления

Государство обладает сложной структурой — обычно выделяют три группы государственных учреждений: органы государственной власти и управления, государственный аппарат (публичная администрация), карательный механизм государства.

Структура и полномочия указанных учреждений зависят от формы государства, а функциональная сторона во многом определяется существующим политическим режимом. Понятие «форма государства» раскрывается через категории «форма правления» и «форма государственного устройства».

«Форма правления» — это организация верховной власти, характеризуемая ее формальными источниками, она определяет структуру государственных органов (институциональный дизайн) и принципы их взаимоотношений. Две основные формы правления — этомонархия и республика и их разновидности.

Монархия (классическая) характеризуется тем, что власть главы государства — монарха передается по наследству и не считается производной от какой-либо другой власти, органа или избирателей. Она неизбежно сакрализуется, ибо это условие легитимации власти монарха. Есть несколько разновидностей монархической формы правления: абсолютная монархия — характеризуется всевластием главы государства и отсутствием конституционного строя; конституционная монархия — предполагает ограничения полномочий главы государства более или менее развитыми чертами конституционного строя. В зависимости от степени ограничения власти главы государства, различают: дуалистическую и парламентарную конституционные монархии.

Дуалистическая монархия — полномочия монарха ограничены в сфере законодательства, но широки в сфере исполнительной власти. Кроме того, он сохраняет контроль над представительной властью, поскольку наделяется правом полного вето на решения парламента и правом его досрочного роспуска (Саудовская Аравия и ряд небольших арабских государств).

Парламентарная монархия — власть монарха не распространяется на сферу законодательства и значительно ограничена в управлении. Законы принимаются парламентом, право «вето» фактически (в ряде стран и формально) монарх не осуществляет. Правительство формируется на основе парламентского большинства и несет ответственность перед парламентом. Фактическое управление страной осуществляет правительство. Любой акт монарха требует утверждения глава правительства или соответствующего министра (Бельгия, Великобритания, Дания, Испания, Люксембург, Монако, Нидерланды, Норвегия, Швеция).

Республика — известны две основные формы республиканского правления: президентская и парламентская республики.

Президентская республика характеризуется особой ролью президента; он одновременно и глава государства и глава правительства. Пост премьер-министра отсутствует, правительство формируется внепарламентским путем, президент назначает его членов или независимо от парламента, или с согласия сената (например, США). Министры несут ответственность перед президентом. Парламент не вправе выразить правительству вотум недоверия, а порицание министров парламентом не влечет за собой их автоматической отставки. Глава государства избирается независимо от парламента: либо коллегией выборщиков, избираемых населением (США), либо прямым голосованием граждан (Франция и др.)

Такой порядок выборов дает возможность президенту и его правительству действовать без оглядки на парламент. Президент наделяется правом отлагательного вето на законы, принимаемые парламентом. Важнейшая отличительная черта президентской республики — жесткое разделение властей. Все ветви власти обладают значительной самостоятельностью по отношению друг к другу, однако существует развитая система сдержек и противовесов, сохраняющая относительное равновесие властей.

Парламентская республика: ее важнейшая отличительная черта — формирование правительства на парламентской основе и его формальная ответственность перед парламентом. Глава государства занимает в системе властных органов скромное место. Парламент наряду с изданием законов и вотированием бюджета имеет право контроля за деятельностью правительства. Назначает правительство глава государства, но не по своему усмотрению, а из числа представителей партии, располагающих большинством мест в парламенте (его нижней палате). Вотум недоверия правительству со стороны парламента влечет за собой либо отставку правительства, либо роспуск парламента и проведение досрочных парламентских выборов, либо то и другое. Таким образом, правительство главный орган управления страной, а глава правительства является фактически первым лицом в структуре власти, оттесняя главу государства на второй план (Греция, Италия, ФРГ).

Смешанная,президентско-парламентская форма правления, с еще большим доминированием президента, характерна для ряда стран Латинской Америки (Перу, Эквадор), она же закреплена конституцией 1993г. в России и новыми конституциями ряда стран СНГ.

Это интересно:  Как получить права тракториста

Ее наиболее важные особенности:

— наличие всенародно избранного президента;

— президент назначает и смещает членов правительства;

— члены правительства должны пользоваться доверием парламента;

— президент имеет право распустить парламент.

Форма государственного устройства — это территориально-политическая организация государства, включая политико-правовой статус его составных частей и принципы взаимоотношений центральных и региональных государственных органов. Выделяют две основных формы государственного устройства: унитарную и федеративную.

Унитарное — это единое государство, которое подразделяется на административно-территориальные единицы, не обладающие политической самостоятельностью. Федеративное — это союзное государство, состоящее из нескольких государственных образований, каждое из которых обладает собственной компетенцией и имеет свою систему законодательных, исполнительных и судебных органов.

Ранее существовала и такая близкая к федеративной форма государственного устройства как конфедерация. Различие между конфедерацией и федерацией заключается в том, что федерация предполагает наличие центра, уполномоченного принимать решения от имени всех участников союза и осуществляющего по отношению к ним властные полномочия. Конфедерация же — более или менее гибко организованная, без какого-либо конституционного оформления, федерация независимых государств.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

9. Понятие политического института

Политический институт – система учреждений и организаций, упорядочивающих политические и другие общественные отношения с помощью материальных и идеальных средств и на основе определенных норм. К политическим институтам относятся государство, государственные и политические органы и политические учреждения, политические партии. Политические институты действуют в сфере политических отношений, обеспечивают осуществление политической власти. Они предназначены для удовлетворения политических потребностей и интересов отдельных индивидов или их групп.

Элементы политических институтов: цели, функции и роли, вытекающие из целей, средства, учреждения, санкции. Целями политических институтов являются вопросы, составляющие сферу их деятельности. Это могут быть контроль над общественной и политической жизнью, выработка методов удержания, захвата и укрепления власти, формирование политического сознания граждан, их политического выбора. Средства политических институтов составляют материальные, идеальные и символические формы управления, имеющие социальную и политическую значимость.

Политические институты изменяются вместе с изменением общественных структур, с которыми они связаны политическими отношениями. Политические институты пронизаныполитическими ценностями (вид социальных ценностей, признаваемых не отдельными людьми, а большими группами, целыми сообществами). Объективной основой политических ценностей являются общие жизненные потребности и долговременные интересы больших социальных групп и индивидов. Политические ценности преимущественно имеют субъективное значение, поэтому необходимы формы их объективации. Одной из форм объективации ценностей служат политические символы.

Политические символы – ценности и признанные в обществе отношения, которые они выражают. Воплощая в себе общественно-исторический опыт, ценности выступают объективными элементами политических институтов. Через ценности устанавливается определенное отношение индивидов к политическим институтам. Приверженность граждан к данным политическим ценностям является необходимым условием стабильной работы политических институтов и способности выполнять свои роли.

10. Сущность государства и его основные признаки.

Государство является центральным институтом политической системы. Государство – территориальная организация общества, которая характеризуется своим социально-политическим пространством. Социальным в том смысле, что территория, занимаемая государством, является средой жизнедеятельности данного общества. Политическое – в смысле границ действия государственной власти. Бытие современного государства связано с наличием единого экономического, а также правового и информационного пространства. Политическому государственному союзу свойственны общая культурная среда, общий язык, а также во многих случаях единая религия.

Государство – это система политических и правовых связей и отношений между людьми, регулирующих социально значимые виды их поведения и деятельности. Государство – это политико-правовой институт, а точнее система особого типа социальных институтов, образующих организацию политической власти. Как политико-правовой институт, государство не тождественно обществу в целом, а представляет собой организованную группу людей, осуществляющую от имени общества публичную власть и управление людьми.

Государство – явление очень многогранное. Причины его появления объясняются многими объективными факторами: биологическими, психологическими, социальными, экономическими, национальными, религиозными и т. д. Их совокупное осмысление практически невозможно в рамках отдельной теории Опыт исторического развития показывает, что причины происхождения общества и государства – в совокупности закономерностей, порождающих индивидуальную и общественную жизнь человека. Здесь главная задача состоит в том, чтобы не отрицать разнообразия научных подходов к предмету исследования, а суметь интегрировать их объективные выводы в общую теорию, объясняющую сущность явления не односторонне, а во всем разнообразии его проявления в реальной жизни. Государство – продукт внутренней эволюции общества и выступает в качестве организации для управления обществом. Таким образом, это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на все население в пределах территории страны, издает законы, обладает суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения.

Во всех концепциях просматриваются две тенденции в интерпретации сущности государства. С одной стороны, подчеркивается общесоциальное значение государства: государство призвано представлять всеобщий интерес, должно служить интересам общества и личности; с другой – государство считается орудием отстаивания частных интересов, выступает средством подавления сильными слабых, имущими неимущих. Государство выделяется из общественного целого, когда элементы государства получают способность развиваться автономно и общественная природа человека находит свое выражение в государственных образованиях.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Понятие политического института

В современной науке под институтом понимается комплекс норм, правил, обусловливающих и регулирующих деятельность человека. Классическим в этом плане является определение, данное нобелевским лауреатом Д. Нортом: «Институты — это “правила игры” в обществе, или, выражаясь более формально, созданные человеком ограничительные рамки, которые организуют взаимоотношения между людьми» [1] .

Политические институты возникают по мере развития дифференциации политической власти как относительно автономные нормативные порядки, регулирующие отдельные сегменты усложняющихся политических вла- стеотношений. Например, институт парламентаризма представляет собой нормативный порядок, определяющий характер взаимодействий людей по поводу создания представительного органа государственной власти и выполнения им законотворческой и представительской функций. Это не здание, где заседают парламентарии, и даже не сами конкретные депутаты, избранные на определенный срок, а устойчивые отношения, которые возникают в результате нормативного регулирования.

Следует разграничивать институты как комплексы нормативных ограничений, и организации как группы людей, преследующие определенные цели, принимающие решения и создающие для оптимизации решения поставленных задач свои правила. Например, когда мы говорим об институте политических партий, то имеем в виду сложившийся в обществе нормативный порядок, который определяет правила создания политических партий, основные формы и принципы их деятельности. Когда мы говорим о политической партии как организации, то имеем в виду конкретные объединения граждан, преследующих политические цели и решающих конкретные задачи.

Это интересно:  Злоупотребление правом в гражданском процессе

Институты и организации обладают рядом общих признаков, в частности, и те и другие структурируют отношения людей путем установления некоторых норм и правил. Однако между ними есть и серьезное различие: если институты являются правилами игры, то организации — это объединения людей, которые ограничены в своих действиях этими правилами. «В понятие “организация”, — пишет Д. Норт, — входят политические

органы и учреждения (политические партии, Сенат, городской совет, контрольное ведомство) Организация — это группа людей, объединенных стремлением сообща достичь какой-либо цели» [2] (подробнее об организациях в политике см. раздел IV).

Политический институт — это устойчивый нормативный порядок, регулирующий взаимодействия людей в определенном сегменте отношений политической власти в обществе. Устойчивость институциональному образованию придают не только нормы, но и санкции, препятствующие отклонению от нормативных моделей поведения, а также способность людей усваивать и опривычивать установленные нормы и правила. Благодаря этому политические институты обретают объективность, они воспроизводятся независимо от воли и желания отдельных индивидов.

Содержание политических институтов определяется двумя видами норм: формальными, т.е. установленными специальными правовыми актами, и неформальными, возникшими в результате естественного опри- вычивания моделей поведения, складывающихся в политической практике взаимодействий. Политика — это сфера, где формальные правила и официальная регламентация необычайно сильно развиты. Это связано прежде всего с особой значимостью политических институтов в обществе, тем местом, которое они занимают в системе властных отношений в управлении общественными делами. В настоящее время практически во всех странах существуют правовые акты, определяющие основные принципы функционирования политических институтов.

Однако нормативное пространство любого политического института составляют не только нормы, нашедшие формальное закрепление в каких- либо официальных документах. Есть целый ряд условностей, правил межличностного общения, которые не закреплены в законах, но оказывают сильное влияние на реальные отношения между участниками политических взаимодействий. В реальности нередкой становится ситуация конкуренции между формальными и неформальными правилами, когда, зная о формальных правилах, индивиды тем не менее считают более эффективными неформальные, апробированные опытом, дающие определенные преимущества в решении конкретных задач.

В этой связи ученые считают необходимым не исследовать содержание политических институтов на основе исключительно формальных, официальных норм, а включать в орбиту своих изысканий и неформальные правила, тем более что последние нередко деформируют официально декларируемый нормативный институциональный порядок. Такой подход нашел свое выражение в методологии неоинституционализма, ориентирующего на принятие во внимание всего комплекса нормативных ограничений [3] .

В современном пространстве политических властеотношений можно выделить два вида политических институтов:

  • 1) институты государственной власти и государственного управления (подробнее о государстве как сложном институциональном образовании см. параграф 4.2);
  • 2) негосударственные политические институты, которые регламентируют процессы гражданской ответственности и самоорганизации, выражения и защиты групповых интересов, участия граждан в политической жизни общества, включая способы их влияния на принятие государственных решений.

Если возникновение государства совпало с естественным процессом институционализации политической власти, появлением нормативного порядка, закрепляющего право определенной статусной группы на управление общественными делами, то второй вид институтов конституировался в процессе борьбы граждан за право на участие в принятии политических решений.

Среди политических институтов второго вида особое место занимает институт гражданства, регламентирующий положение рядового человека в системе политических властеотношений путем определения взаимных обязательств государства и гражданина в отношении друг друга. Нормативный порядок данного института определяет права и обязанности гражданина, порядок приобретения гражданства, условия его утраты, гражданство детей при изменении гражданства родителей и т.д. Данный институт вносит упорядоченность в отношения гражданина и государства, создает преграды на пути государственного произвола, использования правящей группой незаконных методов властного воздействия. Более того, получение гражданства позволяет человеку рассчитывать на защит>’ своих конституционных прав со стороны государства.

Институт прав человека, напротив, определяет зоны свободы личности от вмешательства государства, где он может принимать самостоятельные решения, действовать по собственному усмотрению. В рамках этого института регламентируются также и политические права личности, связанные с участием в общественно-политической жизни, организованным давлением на властные структуры, участием в формировании государственных органов.

Институт всеобщего избирательного права возникает в современных обществах в результате упорной борьбы народных масс за право влиять на персональный состав государственных должностных лиц, осуществляющих управление общественными делами. Данный институт обеспечивает установление нормативного порядка, гарантирующего каждому гражданину, достигшему определенного возраста, право на участие в выборах в органы законодательной власти различных уровней и выборов президентов в тех странах, где это предусмотрено конституцией, а также регламентирует порядок их проведения (подробнее об особенностях организации институционального избирательного порядка см. параграф 4.5).

Институт политических партий обеспечивает упорядоченность отношений, складывающихся в ходе создания политических организаций, и регламентирует порядок взаимодействий между партиями, а также между партиями и другими субъектами политики. Благодаря этому институту в обществе формируются общие представления о том, что такое политическая партия, как она должна действовать, чем отличается от других организаций и объединений. Поведение активистов партий, рядовых членов начинает строиться исходя именно из этих представлений, формирующих нормативное пространство данного политического института (подробнее об этом см. главу 11).

Институт общественных организаций и объединений представляет собой нормативный порядок, определяющий правила создания гражданами структур, позволяющих им совместно выражать и отстаивать свои интересы. Данное институциональное образование, с одной стороны, позволяет упорядочить процессы самоорганизации граждан, а с другой — предотвратить появление организаций, способных оказать разрушительное воздействие на систему политических властеотношений.

Институт представительства интересов формирует порядок взаимодействия групп интересов с государством. Он устанавливает нормы и правила артикуляции групповых интересов во властные структуры, способы согласования частных интересов, интересов бизнес-структур с интересами, выражаемыми государством (подробнее об этом см. главу 10).

В каждой стране комбинация этих институтов, а также их конкретное нормативное наполнение имеют свои национальные особенности, обусловленные историческими условиями политического развития и спецификой социокультурной среды. Но, несмотря на национальную специфику, эти политические институты выполняют важную общественно значимую функцию. Они структурируют поле политических властеотношений, придают политическим взаимодействиям понятную для членов общества форму, снижают возможности возникновения разрушительных конфликтов, способных дестабилизировать и даже разрушить политическую систему.

Статья написана по материалам сайтов: studopedia.ru, studfiles.net, studme.org.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий