Отрасли публичного права являются

Читайте также:

  1. А.Р.Лурия: его вклад в различные отрасли психологии.
  2. Анализ конкурентной среды в отрасли.
  3. В значение и место сельского хозяйства в экономике РБ Особенности сельского хозяйства как отрасли.
  4. В. отрасли наук о воспитании и образовании детей и взрослых
  5. Возникнет избыток рабочей силы в отрасли
  6. Вопрос 2.Структура психологии. Отрасли психологии
  7. Вопрос 37: Положение фирмы в конкурентной отрасли.
  8. Гг. Период формирования развитой отрасли.
  9. География химической отрасли.
  10. Гражданское и смежные с ним отрасли права
  11. Задачи метрологической службы отрасли
  12. Информация о предприятии и отрасли

Основные отрасли российского права

Система публичного и частного права.

Система публичного права:Конституционное право, административное право, финансовое право, уголовное право, экологическое право, уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное право; международное публичное право.

Система частного права:Гражданское право, семейное право, трудовое право, международное частное право.

И все же необходимо иметь в виду, что абсолютной публичноправовой или част­ноправовой отрасли не существует. Публично-правовые элементы присутствуют в от­раслях частного права, и наоборот. К примеру, в семейном праве к публично-правовым элементам относятся судебный порядок расторжения брака, лишения родительских прав, взыскания алиментов.

I. Конституционное право— ведущая отрасль национальной правовой системы, представляющая совокупность правовых норм, определяющих основы конституционного строя, правовое положение человека и гражданина и закрепляющих государственное устройство, систему государственной власти и местного самоуправления.

Конституционное право характеризуется особым предметом и методом регулиро­вания.

Предметом конституционного права являются общественные отношения, возни­кающие в процессе реализации суверенитета и власти народа во всех его формах, обеспечения функционирования институтов представительной и непосредственной де­мократии. Этот предмет правового регулирования — исключительная прерогатива конс­титуционного права, и она не свойственна какой-либо иной отрасли права.

II. Административное право— отрасль публичного пава, предметом регулирования которой являются отношения, складывающиеся в процессе организации и деятельности органов исполнительной власти по управлению обществом.

Нормами административного права регулируются публичноправовые отношения власти — подчинения, в которых одной из сторон обязательно выступает исполнительный орган власти (должностное лицо), наделенный государственно-властными полномочиями.

III.Финансовое правокак отрасль публичного права представлена совокупностью норм, посредством которых осуществляется регулирование отношений, возникающих в процессе образования, распределения и использования денежных средств в государс­тве. Особенностью финансового права является наличие в его составе таких подотрас­лей права — бюджетного, налогового, банковского.

IV.Уголовное право— отрасль публичного права, регулирующая отношения, свя­занные с преступностью и наказаниями за подобные деяния. Большинство норм уго­ловного права — это нормы-запреты. Они запрещают общественно опасные действия и бездействия людей под угрозой применения особых средств государственного при­нуждения — уголовного наказания. Кроме этого уголовно-правовые нормы определяют: виды преступлений, понятие и виды уголовного наказания, порядок и основания назна­чения наказания и освобождения от уголовной ответственности.

V. Экологическое право— относительно «молодая» ветвь права, нормы которой регулируют отношения людей, организаций в целях рационального использования при­родных ресурсов, защиты окружающей среды.

VI.В систему публичного права входят и процессуальные отрасли права— уго­ловно-процессуальное и гражданско-процессуальное (судебное право). Нормы уго­ловно-процессуального правапредназначены для регулирования деятельности по расследованию, рассмотрению и разрешению уголовных дел; Гражданско-процессу­альное правоимеет своим предназначением — установление порядка и процедуры разрешения судами гражданских дел.

VII.Международное публичное право— не являющаяся составной частью наци­ональной системы права, представляет собой совокупность норм и принципов, содер­жащихся в конвенциях, международных договорах, актах и уставах международных ор­ганизаций, которые регулируют отношения между государствами и иными участниками международного общения и сотрудничества.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Рассмотрим основные публично-правовые и частно-правовые отрасли.

Отрасли публичного права:

I. Конституционное право — ведущая отрасль национальной правовой системы, представляющая совокупность право­вых норм, определяющих основы конституционного строя, правовое положение человека и гражданина, закрепляющих госу­дарственное устройство, систему государственной власти и ме­стного самоуправления.

Конституционное право характеризуется особым предметом и методом регулирования. Предметом конституционного права являются общественные отношения, возникающие в процессе реализации суверенитета и власти народа во всех его формах, обеспечения функциони­рования институтов представительной и непосредственной де­мократии.

II. Административное право — отрасль публичного права, предметом регулирования которой являются отношения, скла­дывающиеся в процессе организации и деятельности органов исполнительной власти по управлению обществом.

Нормами административного права регулируются публично-правовые отношения власти — подчинения, в которых одной из сторон обязательно выступает исполнительный орган власти (должностное лицо), наделенный государственно-властными полномочиями.

III. Финансовое право как отрасль публичного права пред­ставлена совокупностью норм, посредством которых осуществ­ится регулирование отношений, возникающих в процессе образования, распределения и использования денежных средств государстве. Особенностью финансового права является наличие в его составе таких подотраслей права, как бюджетного, налогового, банковского.

IV. Уголовное право — отрасль публичного права, регулирующая отношения, связанные с преступностью и наказаниями за подобные деяния. Большинство норм уголовного права — это нормы-запреты. Они запрещают общественно опасные деяния (действия и бездействия) людей под угрозой применения особых средств государственного принуждения — уголовного наказания. Кроме этого уголовно-правовые нормы определяют: виды преступле­ний, понятие и виды уголовного наказания, порядок и основания назначения наказания и освобождения от уголовной ответствен­ности.

V. Экологическое право — относительно «молодая» отрасль права, нормы которой регулируют отношения людей, организа­ций в целях рационального использования природных ресурсов, защиты окружающей среды,

VI. В систему публичного права входят и процессуальные отрасли права — уголовно-процессуальное и гражданско-про­цессуальное (судебное право). Нормы уголовно-процессуаль­ного права предназначены для регулирования деятельности по расследованию, рассмотрению и разрешению уголовных дел. Гражданско-процессуальное право имеет своим предназна­чением — установление порядка и процедуры разрешения судами гражданских дел.

VII. Международное публичное право — не являющаяся составной частью национальной системы права, — представляет собой совокупность норм и принципов, содержащихся в конвен­циях, международных договорах, актах международ­ных организаций, которые регулируют отношения между госу­дарствами и иными участниками международного общения и со­трудничества.

Отрасли частного права:

I. Гражданское право — ведущая, базовая отрасль частно­го права, предметом регулирования которой являются имуще­ственные и связанные с ними неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников.

Гражданское право — многосоставная отрасль права, ее со­держанием охватываются такие подотрасли, как авторское, на­следственное и др.

II.Предметом регулирования семейного права являются личные и связанные с ними имущественные отношения, возни­кающие из брака и принадлежности к семье.

III. Трудовым правом регулируются отношения по исполь­зованию труда на государственных, общественных и частных предприятиях, в учреждениях и организациях на основе сочета­ния интересов всех участников трудовых отношений.

Предметом регулирования в трудовом праве являются от­ношения работника с работодателем по поводу его труда. Субъектами (сторонами) трудовых правоотношений выступают работники (трудоспособные граждане, достигшие шестнадцати­летнего возраста), работодатели или предприятия любых форм собственности в лице их администрации, трудовой коллектив, в некоторых случаях административные управляющие (должнос­тные лица, назначенные с целью оздоровления производства) и некоторые другие.

IV. Земельное право — это отрасль частного права, регу­лирующая отношения, связанные с владением, пользованием и эксплуатацией земли.

Предметом регулирования земельного права являются отношения, складывающиеся между гражданами, юридическими лицами, а также государством и его органами в процессе реализации права собственности на землю, обеспечения ее охраны и повышения плодородия.

Субъектами земельного права выступают граждане, юриди­ческие лица, государство и субъекты, которые могут являться участниками земельно-правовых отношений.

Глава VIII . Проявления «публичного» в отраслях права

§ 1. Отрасли публичного права

Выявление природы и общих институтов публичного права как родового понятия открывает возможность дать характеристику прежде всего тех отраслей права, которые полностью входят в его орбиту. Эти отрасли отличаются однородной нормативной структурой и методами регулирования. Для них свойственны в ярко выраженной форме правовое обеспечение публичного интереса, деятельность субъектов, обладающих властными полномочиями, принятие общерегулирующих актов и дача обязательных предписаний, использование правоохранительных процедур. Соответствующие отрасли права изучаются в юридических высших учебных заведениях, что позволяет автору ограничиться их краткой характеристикой.

Теория государства и теория права

Длительное время в учебных заведениях преподавалась учебная дисциплина «Теория государства и права», а в юридической науке развивалась теория государства и права. Их слитность, «соединенность» объяснялись концепцией того времени, когда эти явления рассматривались в строгой зависимости друг от друга. В настоящее время предпринимаются попытки разделить – в научном и учебном планах – исследование и изучение государства и права. И в этом есть свой резон, поскольку названные явления предстают перед нами как более самостоятельные явления в широком контексте развития общества. Сказанное не означает нигилистического отношения к традиционной «парной» концепции и учебной программе.

Это интересно:  Как правильно отказаться от страховки по кредиту

В любом случае для публичного права развитие теории государства, изучающей общие понятия государства, его институты и закономерности развития, и развитие теории права, исследующей понятие и признаки права, его систему и отрасли, тенденции развития, механизм правотворчества и правоприменения, служат исходной теоретико-методологической основой.

Конституционное право

Эта отрасль права предназначена для регулирования общественных отношений, которые лежат в основе стабильности об-

Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 331

щества, государства и гражданина и предопределяют многообразные правоотношения Конституционное право занимает ведущее положение в системе права, являясь юридическим фундаментом для всех отраслей права и законодательства, для деятельности институтов государства и общества [1] .

В сжатом виде можно выделить следующие институты конституционного права, составляющие его содержание.

1. Конституционное право – отрасль права

Предмет, метод, конституционные нормы, конституционные отношения, источники конституционного права, конституционные понятия и термины.

2. Теория конституции.

Природа конституции, ее принятие, изменение и отмена, структура конституции, действие конституции и ее охрана

3. Конституция в правовой системе.

Высшая юридическая сила конституции, прямое действие конституции, правообразующее значение конституции, критерии конституционности правовых актов и их обеспечение, толкование конституции, конституционные основы соотношения национального и международного права

4. Конституционный строй.

Конституционные принципы организации общества и государства, статус гражданина, гарантии стабильности конституционного строя, факторы, влияющие на изменения конституционного строя.

5. Конституционный статус человека и гражданина.

Конституционный приоритет прав человека и гражданина, гражданство, классификация прав, свобод и обязанностей, конституционное обеспечение статуса гражданина

6. Конституционное закрепление суверенитета народа.

Принципы выражения народного волеизъявления и самоуправления, гарантирование свободной и легальной самоорганизации социальных, национальных и иных общностей, недопустимость узурпации власти народа. Первичность института народовластия

Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 332

7. Конституционное регулирование федеративного устройства.

Устройство Российской Федерации, статус субъектов Федерации, разграничение предметов ведения и полномочий между органами Федерации и ее субъектов, согласительные и коллизионные процедуры, режимы территории, территориальное деление.

8. Конституционный статус государственных и общественных институтов.

Конституционные характеристики государства (демократического федеративного правового с республиканской формой правления), статуса политических партий, объединений граждан, средств массовой информации, политического многообразия.

9. Конституционное регулирование государственной власти.

Конституционные основы государственной целостности и взаимодействия органов государственной власти, разделения властей, конституционный статус законодательных, исполнительных и судебных органов, президента, выборы органов государства и должностных лиц.

10. Конституционные основы местного самоуправления [2] .

Конституционная самоорганизация населения, порядок образования местного самоуправления, компетенция местного самоуправления, гарантии самостоятельности и охраны прав местного самоуправления.

11. Избирательная система.

12. Конституционные основы развития сфер общественной жизни.

Конституционная ориентация на «общее благо», регулирование собственности, предпринимательства, труда, социальных отношений, экологии, обороны, международных отношений.

Административное право

Эта отрасль права – одна из самых объемных по своему содержанию, поскольку регулирует вопросы организации и деятельности разветвленного аппарата управления, т.е. всех звеньев системы органов исполнительной власти, а также «управленческий разрез» всех сфер экономического и социального развития.

Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 333

Административно-властные полномочия используются здесь в наиболее широких масштабах. В то же время по-новому предстоит осмыслить содержание и соотношение общей и особенной частей, поскольку рассматривать названные выше сферы государственной и общественной жизни только через призму государственного управления нельзя. В них усиливаются начала самоорганизации и саморегулирования.

Ниже рассматриваются основные проблемы административного права [3] .

1. Административное право – отрасль российского права. Предмет, метод, система, административно-правовые отношения, источники, нормы административного права.

2. Исполнительная власть.

Признаки исполнительной власти, понятие органа исполнительной власти, классификация органов исполнительной власти, задачи, функции, полномочия, взаимоотношения органов федеральной исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов федерации, исполнительных органов местного самоуправления, администрации предприятий, учреждений и организаций.

3. Государственная служба.

Понятие службы, принципы государственной службы, прохождение службы, классификация служащих, права, обязанности, ответственность и поощрение служащих.

4. Правовые акты управления.

Понятие и признаки акта органа исполнительной власти, классификация актов, подзаконный характер актов управления, процесс подготовки и принятия осуществления актов управления.

5. Управленческие договоры.

Особенности договоров в сфере управления, виды договоров, субъекты договорных отношений, предмет договора, ответственность сторон.

6. Обеспечение законности в управлении.

Содержание и гарантии законности. Приостановление и отмена актов управления, судебный контроль в сфере управления

7. Административная ответственность.

Понятие и признаки административных правонарушений, виды административных правонарушений, основания приме-

Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 334

нения мер ответственности, виды ответственности, процедуры применения мер ответственности.

8. Методы управления.

Понятие и виды методов управления, убеждения, организация, регистрация и разрешения, регулирование, пресечение, контроль, надзор, принуждение.

9. Административный процесс.

Административно-процессуальные отношения и нормы, регламенты и процедуры, стадии административного процесса.

10. Государственное управление в сфере экономики.

Предметы ведения и полномочия Российской Федерации и ее субъектов в сфере управления, полномочия органов исполнительной власти в сфере экономики, их взаимоотношения, программы, государственный заказ, управление федеральной собственностью, методы регистрации, разрешений, регулирования, статус предприятий и иных хозяйствующих субъектов законодательства в сфере управления экономикой.

11. Государственное управление в социально-культурной сфере.

Разграничение предметов ведения и полномочий Российской Федерации и ее субъектов, система органов исполнительной власти в социально-культурной сфере, их полномочия и взаимоотношения, виды управленческих действий, государственная поддержка, стимулирование, правовое положение социально-культурных учреждений, отраслевое законодательство,

12. Государственное управление в политической сфере.

Полномочия Российской Федерации и ее субъектов в политической сфере, компетенция федеральных органов исполнительной власти в области международных отношений, обороны, охраны государственных и таможенных границ, компетенция органов субъектов Федерации в области охраны правопорядка, статус специальных структур и должностных лиц, отраслевое законодательство.

13. Таможенное регулирование.

Финансовое право

Это отрасль права, регулирующая отношения в области планомерного образования, распределения и использования денежных фондов. Денежные средства необходимы для обеспечения важнейших сторон деятельности государства (пенсий, расходов на оборону, охраны природной среды и др.), финансирования его программ, для самообеспечения хозяйственной,

Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 335

торговой и иной деятельности предприятий, учреждений и организаций. Субъектами финансовых отношений являются Российское государство и его органы, субъекты Российской Федерации, органы местного самоуправления и юридические лица – хозяйствующие субъекты и др. Всегда одной из сторон финансовых отношений является орган, обладающий властными полномочиями [4] .

Рассмотрим кратко некоторые институты финансового права.

Бюджетное законодательство

Установление бюджетной системы, правовое регулирование государственных доходов и расходов федерации и ее субъектов, местного самоуправления, нормативы формирования бюджета, бюджетный процесс, права и обязанности субъектов бюджетно-правовых отношений, ответственность за невыполнение бюджетных обязательств, гарантии бюджетного самообеспечения, дотации, механизм регулирования бюджетного дефицита, субвенции и бюджетные кредиты.

Налоговое законодательство

— одна из важнейших отраслей законодательства, пока еще слабо развитых в России. Способствует финансовому обеспечению и постоянному пополнению государственного и местных бюджетов, стимулированию инвестиционной, производственной, торговой и иной деятельности.

Долгие годы налоговые нормы содержались в подзаконных актах – постановлениях Правительства, инструкциях Министерства финансов, иных органов. Теперь формируется налоговое законодательство, включающее общие и специальные законодательные акты [5] . Базовым является Закон «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», готовятся Налоговый кодекс и пакет новых законов в данной сфере. Меняются методы правового регулирования, когда стимулирование налогоплательщиков сочетается с усилением их ответственности. В перспективе на базе массива законодательных и подзаконных актов сложится налоговое право как самостоятельная отрасль.

Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 336

Можно выделить следующие составные элементы налогового законодательства и права. Это прежде всего понятие и виды налогов, распределение налогов по уровням – федеральные, налоги субъектов федерации, местные налоги, принципы налогообложения.

Требуется установить права, обязанности и ответственность налогоплательщиков, основания возникновения, изменения и прекращения налоговых правоотношений, права, обязанности и ответственность налоговых органов, порядок взимания налогов, производство по делам о налоговых правонарушениях, налоговые взыскания, судебный порядок рассмотрения налоговых дел.

Это интересно:  Нужны ли права на мопед альфа

Бесспорным путеводителем здесь может быть «Базовый мировой налоговый кодекс и Комментарии», подготовленный в 1992 г. специалистами Гарвардского университета в рамках международной налоговой программы. В нем особенно привлекают типовые дефиниции и процедуры налогообложения.

Порядок платежей и денежных расчетов в государстве признан обеспечить устойчивый порядок взаимных расчетов, денежного обращения, внесения обязательных платежей и использования их в публичных интересах. С этим связаны эмиссия денег, выпуск и погашение займов, долговых обязательств, механизм регулирования инфляции, столь же важным являются валютное регулирование и валютный контроль государства.

Важное значение имеют принципы и процедуры кредитования, сберегательного дела.

К финансовому праву можно отнести, те части страхового законодательства и таможенного законодательства, которые определяют финансовые обязанности одной из сторон и возможности обеспечения их принудительной реализации другой стороной.

Уголовное право

Уголовное право является такой отраслью публичного Права, для которой характерны нормы запретительно-наказательного характера. Оно регулирует деятельность государства, его органов и должностных лиц, общественных объединений, а также поведение граждан в той части, которая из неправомерной должна становиться правомерной. Охранительные функции уголовного права определяют содержание уголовного ко-

Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 337

декса и других законов в данной сфере и способствуют борьбе с преступлениями. Действующий долгие годы Уголовной кодекс дополнен множеством поправок и изменений [6] . Подготовлен новый Уголовный кодекс Российской Федерации [7] .

Для уголовного права первостепенное значение имеет определение задач и принципов уголовного законодательства, пределов действия Уголовного кодекса, понятия и видов преступлений как запрещенного уголовным законом деяния (действия или бездействия), причиняющего вред или создающего угрозу причинения вреда личности, обществу или государству. Устанавливаются категории преступлений. Подробно регулируются виды наказаний, которые меняются в новых условиях. Обеспечение эффективности наказаний как кары за совершенное преступление, как меры государственного принуждения, заключающейся в ограничении или лишении прав и свобод виновного лица, способствует успешной борьбе с преступностью.

Среди преступлений, караемых по закону, назовем государственные, хозяйственные, должностные преступления, преступления против правосудия, порядка управления, а также против политических и иных прав и свобод граждан, против собственности, против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения. Строгая и неумолимая реакция государства на них означает твердую защиту публичных интересов.

Судоустройство

Публичное право охватывает и такую область государственной деятельности, как правосудие и судоустройство. Речь идет о законах двух видов. Первая группа охватывает законы об устройстве судебной системы в целом и ее ветвей – Верховного Суда, Конституционного Суда и Высшего Арбитражного Суда и их звеньев. Собственно федеральные суды действуют вместе с судами субъектов федерации и мировыми судьями. Введение суда присяжных расширяет гарантии демократического судопроизводства. Регулируются также вопросы деятельности прокуратуры и судебного управления.

Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 338

Другая группа законов посвящена статусу судей, гарантиям их деятельности, неприкосновенности, а также порядку их назначения на должность и освобождения от должности.

Процессуальное право

Как известно, наряду с материальными, содержательными нормами права есть процессуальные нормы. Их назначение заключается в создании процедур реализации материальных норм. Включение процессуальных норм в тексты статутных и тематических законов не исключает необходимости постепенного формирования общей отрасли – процессуального права, которой присущи свой объект и методы регулирования, специфические нормы, «стадийные» правоотношения, возникающие на последовательно сменяющих друг друга фазах процесса.

В рамках процессуального права можно выделить четыре разновидности процессуального законодательства: конституционное, административное, уголовное и гражданское. Преимущественно эти отрасли служат осуществлению судебной власти в соответствии со статьей 118 Конституции Российской Федерации [8] , но они могут включать и процедуры, свойственные деятельности других органов. Не все названные отрасли развиты равномерно, особенно это касается административно-процессуального законодательства. Сейчас управленческие коллизии и споры попадают в орбиту и конституционных, и арбитражных судов, хотя формирование системы административной юстиции могло бы изменить разграничительные линии.

Международное публичное право

Среди комплекса отраслей международного права можно особо выделить международное публичное право. Его субъектами являются государство, нации, борющиеся за свою независимость, международные организации, неправительственные организации, межгосударственные объединения. К предмету регулирования относятся те базовые международно-правовые отношения, которые делают мировое сообщество устойчивым, оберегают его ценности, и прежде всего мир, права и свободы человека, и позволяют развивать связи и сотрудничество во многих сферах жизни. Международное частное право, морское, воздушное, космическое право служат достижению этих целей [9] .

Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 339

Изучающим международное публичное право следует иметь в виду три основных нормативных блока, которые его составляют. Первый – вопросы, связанные с определением предмета, источников и методов регулирования в системе международного публичного права, его соотношения с национальным (внутригосударственным) правом. Второй блок охватывает такие общие институты, как субъекты, основные принципы международного права, право международных договоров, международные организации и конференции, ответственность.

К третьему блоку относятся вопросы международно-правовой защиты прав и свобод человека, международной безопасности, территории, дипломатических и консульских отношений, процедур предотвращения и разрешения международных конфликтов. Упомянем и о механизмах сотрудничества государств в сфере экономики, экологии, культуры и др.

Информационное право

Бурное развитие информационных отношений и процессов обусловливает становление такой отрасли права, как информационное. Законодательные и иные правовые акты в данной сфере только появляются, но уже сейчас можно вести речь о комплексе специфических правовых вопросов в рамках названной отрасли. Имеются в виду информационные отношения как предмет правового регулирования, субъекты информационно-правовых отношений, правовой механизм получения, передачи, хранения и использования информации, юридические режимы информации разного содержания, пользования банками и базами данных, информационные правонарушения, ответственность. Думается, в таком виде формирующееся информационное законодательство и право в полной мере охватят нормативный массив, который некоторые специалисты относят к компьютерному праву или к кодексу информатики.

Таковы в общих чертах наиболее типичные и устойчивые отрасли права, относящиеся к большому роду публичного права. Их перечень не является закрытым, напротив, прогресс общества будет открывать новые правовые горизонты.

[1] Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник. Т. 1 Отв. Ред. Б.А. Страшун М., 1993, Богданова Я.А. К новой концепции преподавания конституционного права // Государство и право 1994 № 7, Тихомиров Ю.А. Конституционное право. Уроки прошлого и взгляд в будущее // Правоведение. 1992. № 6

[2] Фадеев В.И. Муниципальное право России. М., 1994. Краснов М.А.. Введение в муниципальное право. М., 1993

[3] Бахрах Д.Н. Административное право. Учебник. М., 1993

[4] Советское финансовое право М., 1985

[5] Налоги в России. Сборник нормативных документов. М., 1994, Починок А.П., Шаталов С.Д., Рогачев В.Э. Я плачу налоги. Комментарий. М., 1992.

[6] Уголовный кодекс РСФСР С изменениями и дополнениями на 1 июля 1994 г. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР С изменениями и дополнениями по состоянию на 1 июля 1994 г. М., 1994

[7] Преступление и наказание. Пояснительная записка к проекту Уголовного кодекса России (общая часть) // Юридический вестник. 1994. № 9

[8] Арбитражный процесс Учебник. М., 1994.

[9] Международное право. Учебник. М., 1987; Словарь международного права. М., 1982

Отрасли публичного права. Публичное право — совокупность отраслей права, которые регулируют отношения, обеспечивающие общий, публичный интерес

Публичное право — совокупность отраслей права, которые регулируют отношения, обеспечивающие общий, публичный интерес. Отраслям публичного права Швейцарии являются: международное публичное право, конституционное право, административное право, уголовное и уголовно-процессуальное право.

Конституционное право. Конституционное право Швейцарии — отрасль права, система внутренне согласованных правовых норм, закрепляющих и регулирующих группу общественных отношений, которые обусловливают социально-экономическое, политическое и территориальное устройство государства, осуществление основных прав и свобод человека и гражданина, систему государственной власти и систему внутреннего самоуправления.

Уголовное право. Основным источником уголовного права является Уголовный кодекс Швейцарии (УКШ) — (Strafgesetzbuch — StGB)*(282), вступивший в силу с 1 января 1942 г., после того как власти каждого кантона издали законы о введении его в действие и применении в соответствующем кантоне. Кроме того, важными нормативными актами являются: Федеральный закон от 10 октября 1997 г. о борьбе с отмыванием денег в финансовом секторе, а также Федеральный закон от 20 марта 1981 г. о международной взаимной правовой помощи по уголовным делам.

Это интересно:  Объектом жилищного права являются

Согласно ст. 335 УКШ компетенцией кантонов является установление наказаний за некоторые малозначительные уголовные деяния, не предусмотренные федеральным УКШ, за нарушение кантональных административных и процессуальных предписаний, а также местного налогового законодательства.

В УКШ с 1 января 2007 г. были внесены изменения, наиболее важным из которых является пересмотр системы регулирования уголовных санкций. Основная цель изменений законодательства заключается в предотвращении совершения преступлений. Целями применения уголовно-правовых мер к психически больным являются предотвращение или уменьшение опасности совершения такими лицами новых деяний, находящихся под угрозой наказания, а также предотвращение опасности для других лиц (ст. 43 УКШ). Целью применения специальных лечебных мер к алкоголикам также является предотвращение опасности совершения нового преступления или проступка (ст. 44 УКШ). Возраст наступления уголовной ответственности увеличен с 7 до 10 лет. Несовершеннолетние в возрасте до 16 лет, совершившие очень серьезные преступления, могут быть приговорены к лишению свободы на срок до четырех лет. Введена новая система установления штрафов с учетом доходов осужденного.

Юридическое лицо, которое не приняло всех необходимых и разумных организационных мер предосторожности, необходимых для предотвращения подкупа публичных должностных лиц или лиц в частном секторе, привлекается к уголовной ответственности и выплате штрафа в размере до 5 млн. швейцарских франков.

Многие действующие на международном рынке швейцарские компании уже приняли внутренние антикоррупционные кодексы поведения. Преимущества принятия таких кодексов заключаются в том, что работники, которые сталкиваются с проблемами коррупции, получают конкретные указания относительно того, как раскрыть коррупцию и как с ней бороться.

Как правило, Антикоррупционный кодекс поведения включает в себя общие принципы, правила поведения, направленные на предотвращение возникновения коррупции, а также инструкции о том, как действовать в данном случае. Кроме того, содержание Кодекса может включать в себя позицию руководства компании, основные принципы компании в отношениях с третьими лицами (агентами, клиентами, поставщиками), механизм сообщения о подозрении коррупции, меры поощрения за своевременное предотвращение коррупции, санкции за несоблюдение норм Кодекса.

Административное право. Административное право Швейцарии — отрасль права, регулирующая общественные отношения, возникающие в сфере управленческой деятельности органов и должностных лиц по исполнению публичных функций государства и кантонов.

Основным источником административного права является Конституция Швейцарии. Федеральные законы имеют преимущество перед кантональными конституциями и законодательством. Конституционные нормы превалируют над обычным правом. Законодательные акты имеют приоритет над правилами, установленными государственными или административными органами.

В рамках судебной реформы и в целях реализации защиты прав граждан от действий администрации в Швейцарии созданы специальные административные суды, к компетенции которых относится рассмотрения жалоб граждан на нарушения их прав органами государственной власти и должностными лицами, пересмотр решений административных органов.

Принципы административного права, сформулированные в результате деятельности таких судов, такие как публичный интерес, пропорциональность и добросовестность, являются источниками административного права Швейцарии. Федеральный административный суд в Берне начал функционировать с 1 января 2007 г. в качестве апелляционной инстанции о пересмотре решений Федеральной администрации Швейцарии, а в некоторых случаях — кантональных властей.

Однако на сегодняшний день административные суды созданы не во всех кантонах, так как процесс формирования был приостановлен местной администрацией, не желающей добровольно отказаться от своих полномочий на рассмотрение жалоб административного характера в пользу специализированного суда.

Энергетическое право. Швейцария является крупным центром транзита электроэнергии на европейском уровне. Современное энергетическое швейцарское законодательство формируется с учетом правовой базы Европейского Союза об электроэнергетике, в частности: постановления об условиях доступа к сети для трансграничных обменов в электроэнергии, Директивы 2003/54/EC относительно общих правил для внутреннего рынка электроэнергии, а также Директивы об организации доступа к системе. Федеральный закон об энергетике вступил в силу 1 января 1999 г.; в кантонах отсутствует специальное законодательство по вопросам энергетики, поэтому кантоны учитывают нормы федерального законодательства.

В настоящее время в Швейцарии с 1 февраля 2005 г. действуют новый Закон о ядерной энергетике, согласно которому выдача Федеральным Правительством разрешений на сооружение новых АЭС или других сооружений ядерной промышленности поставлена в зависимость от результатов специального референдума.

Это означает, что парламент большинством голосов или 50 тыс. швейцарских граждан, имеющих право голоса, может потребовать референдума относительно строительства новых АЭС.

На повестке дня — заключение Швейцарией с Евросоюзом рамочного Договора о параметрах действия свободного рынка электроэнергии, который мог бы стать первым договором третьего пакета билатеральных» соглашений.

Экологическое право. Отношения, связанные с охраной окружающей среды, регулируются как законодательством Федерации, так и нормативными актами кантонов. Федеральный закон Швейцарии от 7 октября 1983 г. о защите окружающей среды является нормативным актом, устанавливающим основные положения экологической политики. Кроме того, существуют и другие федеральные законы, посвященные отдельным сферам охраны окружающей среды (вода, леса, воздух, флора и фауна и т.д.). С 1971 г. действует Федеральное управление охраны окружающей среды, соответствующие органы которого учреждены и в каждом кантоне.

Согласно ст. 74 Конституции Швейцарии федеральный центр принимает законы в области охраны человека и окружающей его природной среды от вредных или беспокоящих воздействий. Конфедерация следит за тем, чтобы предупреждать такие воздействия. Расходы для предупреждения и восстановления возлагаются на тех, кто оказывает названное воздействие. Исполнение федеральных предписаний возлагается на кантоны, поскольку оно не возлагается законом на Конфедерацию.

В пределах своих полномочий федеральный центр принимает меры по рациональному использованию водных ресурсов, к их защите и по борьбе против действий, наносящих ущерб водным ресурсам.

Федеральный центр устанавливает принципы, применяемые к сохранению и использованию водных ресурсов, использованию вод для производства энергии и при других вмешательствах в гидрологический процесс.

Федеральный центр принимает нормативные акты в области охраны водных ресурсов: по поддержанию соответствующих режимов поступления воды; обустройству водных потоков, безопасности плотин и т.д. Кантоны обладают правом распоряжения водными ресурсами. Они могут взимать налог за их использование в пределах, установленных федеральным законодательством. Конфедерация имеет право использовать водные ресурсы для своих транспортных предприятий в случае, когда она платит налог и компенсации.

При содействии соответствующих кантонов федеральный центр принимает решение о правах в отношении водных ресурсов, в которых заинтересовано несколько государств, и устанавливает налоги на использование этих ресурсов. В равной мере она принимает решение в отношении этих прав, когда в водных ресурсах заинтересовано несколько кантонов и они не могут друг с другом договориться.

Федеральный центр следит за тем, чтобы леса могли выполнять свои защитные, экономические и социальные функции; устанавливает принципы, применяемые к защите лесов; содействует мерам по сохранению лесов.

Согласно ст. 78 Конституции Швейцарии охрана природы и природного наследия страны относится к ведению кантонов. При выполнении своих задач федеральный центр учитывает цели охраны природы и природного наследия страны. Она оберегает пейзажи, облик местностей, исторические места и природные и культурные памятники и сохраняет их в единстве, если того требуют публичные интересы.

Федеральный центр может поддерживать предпринимаемые усилия для того, чтобы охранять природу и природное наследие страны и приобретать или сохранять путем заключения договоров или экспроприации объекты, представляющие национальный интерес.

Федеральный центр принимает законы в области охраны фауны и флоры и по поддержанию в природной среде их разнообразия. Он защищает природные пространства, которым угрожает исчезновение.

Болота, заболоченные места, представляющие национальный интерес, находятся под охраной. В этих зонах Конфедерация запрещает производить какие-либо работы, которые изменяли бы форму местности. Исключением являются устройства для обеспечения охраны и для последующей эксплуатации в сельскохозяйственных целях.

Федеральный центр устанавливает принципы, применяемые к занятием охотой или рыболовством, например к поддержанию разнообразия пород рыб, диких млекопитающих и птиц.

Федеральный центр регулирует:

— охрану животных и способы обращения с ними;

— проведение экспериментов над животными и посягательств на неприкосновенность живых животных;

— импорт животных и продуктов животного происхождения;

— продажу и перевозку животных;

Исполнение федеральных предписаний возлагается на кантоны, поскольку оно законом не возлагается на Конфедерацию.

Статья написана по материалам сайтов: helpiks.org, kursach.com, studopedia.info.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий