+7 (499) 938-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Порядок внесения поправок в конституцию рф

Конституция РФ различает термины «пересмотр» и «внесение поправок». Пересмотром являются изменения положений гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ. Внесение поправок направлено на изменение гл. 3–8 Конституции РФ. Чисто внешне может показаться, что критерием различия этих терминов является формальное распределение глав Конституции по разным процедурам. Но на самом деле Конституция проводит здесь фундаментальное различие между главами, которые в силу их характера изменяться не должны или, во всяком случае, сделать это должно быть очень трудно, и главами, которые могут быть изменены сравнительно (только сравнительно) в облегченном порядке.

Положения гл. 1 и 2 устанавливают основы конституционного строя и правовой статус личности, и естественно, что учредительная власть установила для них столь высокие гарантии. Еще в ст. 16 и 64 Конституция как бы предупредила законодателей, что положения, связанные с основами конституционного строя и правовым статусом личности, не могут быть изменены иначе, как в порядке, установленном настоящей Конституцией. Глава 9 вошла в этот круг «неприкасаемых» потому, что она как раз закрепляет эти гарантии и устанавливает порядок пересмотра и внесения поправок.

Порядок пересмотра и внесения поправок отличается намеренной усложненностью, которая призвана отбить охоту у кого бы то ни было к изменению Конституции без серьезных оснований. С этой целью ограничен круг субъектов права на инициативу, права на пересмотр лишено Федеральное Собрание, строго определены возможности Конституционного Собрания, введена ратификация поправок субъектами РФ. Все это указывает на то, что пересмотр и поправки принимаются не обычным законом и не в обычной законодательной процедуре. Тем самым учредительная власть подчеркивает свое верховенство над законодательной. Субъекты права на внесение предложений о поправках и пересмотре положений Конституции РФ перечислены в ст. 134. Это:

2. Совет федерации.

3. Государственная Дума.

4. Правительство РФ.

5. Законодательные (представительные) органы субъектов РФ.

6. Группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Перечень этих органов государственной власти уже тех, которые согласно ст. 104 Конституции РФ обладают правом законодательной инициативы. Здесь нет высших судебных органов и индивидуального права на инициативу со стороны членов палат Федерального Собрания.

В Конституции РФ не указывается, каким образом должны приниматься решения органов государственной власти, связанные с внесением предложений о пересмотре или поправке к Конституции. Следовательно, такие решения принимаются в соответствии с регламентом каждого органа, т. е. требуют проведения голосования при наличии кворума и оформляются постановлением.

Установление порядка пересмотра положений гл. 1, 2 и 9 Конституции начинается (ст. 135) с ясного указания на то, что положения этих глав не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Такое выражение «недоверия» законодательному органу преследует цель не допустить положения, при котором этот орган сам принял решение о пересмотре и в том же вихре страстей сам осуществил этот пересмотр. Однако Федеральное Собрание отнюдь не отстраняется от процесса пересмотра. Во-первых, как отмечалось, оно обладает правом внесения предложений о пересмотре, а во-вторых, без его поддержки да еще большинством в три пятых парламентариев обеих палат, ни одно предложение о пересмотре не может привести к созыву Конституционного Собрания.

Таким образом, для созыва Конституционного Собрания, которое единственное имеет право пересмотра гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ, требуется наличие двух условий:

1) внесение предложения надлежащим органом,

2) поддержка этого предложения Советом Федерации и Государственной Думой.

Понятие Конституционного Собрания, его состав, порядок избрания, порядок работы и принятия решений остались за пределом конституционного текста. Указано только (ч. 2 ст. 135), что об этом должен быть принят федеральный конституционный закон (а процедура принятия таких законов, как отмечалось выше, тоже непроста). Такой федеральный конституционный закон пока не принят, однако компетенция Конституционного Собрания Конституцией закреплена.

Конституционное Собрание вправе принять только одно из двух решений:

1) подтвердить неизменность Конституции РФ;

2) разработать проект новой Конституции РФ.

Новая Конституция РФ может быть принята:

1) при наличии квалифицированного большинства в две трети от общего числа членов Конституционного Собрания или:

2) вынесением проекта на всенародное голосование (референдум).

Однако условие для принятия новой Конституции РФ весьма жесткое. Референдум может быть признан результативным, если за новую Конституцию проголосует более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.

Таковы жесткие гарантии стабильности глав Конституции РФ, имеющих наибольшее значение для установления конституционного строя и защиты прав и свобод граждан.

Поправки к главам 3–8. Конституция РФ (ст. 136) определяет, что поправки к гл. 3–8 Конституции РФ принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ.

Приведенная формулировка ст. 136 породила неопределенность в понимании того, какими должны быть наименование и правовая форма документа, содержащего поправку к Конституции РФ. Это послужило основанием для ходатайства о толковании этой конституционной нормы, с которым Государственная Дума обратилась в Конституционный Суд РФ.

Конституционный Суд РФ пришел к выводу о том, что положения статьи 136 Конституции РФ могут быть реализованы только в форме специального правового акта о конституционной поправке, имеющего особый статус и отличающегося как от федерального закона, так и от федерального конституционного закона.

В постановлении Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 г. указывается, что поправки в смысле ст. 136 Конституции принимаются в форме особого правового акта – Закона Российской Федерации о поправке к Конституции РФ. Положение ст. 136 Конституции Российской Федерации о том, что поправки к гл. 3–8 Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, означает распространение на процедуру принятия поправок требований ч. 2 ст. 108 Конституции РФ об одобрении данного акта большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. При этом вводится особое условие для вступления поправок в силу, а именно необходимость их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ, кроме того, должно быть соблюдено положение ст. 134 Конституции РФ, устанавливающей круг субъектов, обладающих правом внесения предложений о поправках к Конституции РФ.

Вступивший в силу после одобрения необходимым числом законодательных органов субъектов РФ закон Российской Федерации о поправке к Конституции РФ подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию.

Конституционный Суд также установил, что законодатель вправе урегулировать порядок направления принятых поправок для их рассмотрения органами законодательной власти субъектов РФ, порядок проверки соблюдения необходимых процедур одобрения поправок, а также вопроса о том, каким способом одобренная поправка учитывается в конституционном тексте.

На данный момент в Конституцию Российской Федерации, в статью 65, были внесены следующие поправки:

Указ Президента РФ от 9 января 1996 года, Указ Президента РФ от 10 февраля 1996 года, Указ Президента РФ от 9 июня 2001 года, Указ Президента РФ от 25 июля 2003 года;

ФКЗ от 25 марта 2004 года: Пермская область и Коми-Пермяцкий АО изменили свой конституционно-правовой статус, став единым субъектом Российской Федерации — Пермским краем; ФКЗ от 14 октября 2005 года: Красноярский край, Таймырский (Долгано-Ненецкий) АО и Эвенкийский АО изменили свой конституционно-правовой статус, став единым субъектом Российской Федерации — Красноярским краем; ФКЗ от 12 июля 2006 года: Камчатская область и Корякский АО изменили свой конституционно-правовой статус и с 1 июля 2007 года стали единым субъектом Российской Федерации — Камчатским краем; ФКЗ от 30 декабря 2006 года: Иркутская область и Усть-Ордынский Бурятский АО с 1 января 2008 года стали единым субъектом Российской Федерации — Иркутской областью.

Контрольные вопросы по теме 10

1. Как и кем была принята Конституция РФ 1993 года?

2. Когда была принята Конституция РФ 1993 года и когда она вступила в силу?

3. Как изменяется Конституция Российской Федерации?

4. Какими способами могут быть внесены поправки в Конституцию РФ?

5. Каков порядок формирования и полномочия Конституционного Собрания?

6. Разграничьте понятия: пересмотр Конституции и внесение поправок в Конституцию.

7. Какие субъекты имеют право инициировать процесс пересмотра Конституции или внесения в нее поправок?

Особенности принятия федеральных конституционных законов и поправок к Конституции РФ. Способы и порядок изменения Конституции РФ

Особенности принятия федеральных конституционных законов

В Конституции РФ дан четкий, исчерпывающий перечень вопросов, по которым принимаются федеральные конституционные законы:

    1. это законы об условиях и введении чрезвычайного положения, режиме военного положения (ст. 56, 87,88);
    2. о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта, а также об изменении конституционного статуса Федерации (ст. 65,66,137);
    3. о государственном гербе, флаге, гимне России (ст. 70);
    4. о референдуме (ст. 84);
    5. об Уполномоченном по правам человека (ст. 103);
    6. о деятельности Правительства (ст. 114);
    7. о судебной системе РФ, о порядке образования и деятельности Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда и иных федеральных
    8. о Конституционном Собрании (ст. 135).

Особое место конституционных законов, их верховенство по отношению к другим законам обусловлено и сложной процедурой их принятия. Федеральные конституционные законы принимаются квалифицированным (т.е. не менее 3/4 от общего числа членов Совета Федерации и не менее 3/5 от общего числа депутатов Государственной Думы) большинством голосов в каждой из палат Федерального Собрания. Для сравнения: для принятия обычного федерального закона достаточно простого большинства голосов, кроме этого, Президент имеет право возвратить обычный закон в парламент на новое рассмотрение.

В отношении федерального конституционного закона Конституция обязывает Президента независимо от того, согласен он с принятым конституционным законом или нет, подписать его в той редакции, в какой он принят Федеральным Собранием, и обнародовать не позднее чем по истечении четырнадцати дней. Конституционные законы публикуются в тех же официальных изданиях, где и обычные федеральные законы.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:
    • По всей России: +7 (800) 350-73-32

Рассмотрение предложений о поправках и пересмотре положений Конституции РФ

В соответствии со статьей 135 Конституции РФ положения глав 1,2 и 9 Конституции РФ не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием.

Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ могут вносить Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Это интересно:  Заменил права нужно ли менять страховку

Предложения о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции РФ, внесенные в Государственную Думу, должны содержать новую редакцию указанных глав Конституции РФ или их отдельных статей, частей, пунктов, а также обоснование данных предложений.

Предложения направляются Советом Государственной Думы в КомитетГосударственной Думы по законодательству и судебно-правовой реформе для подготовки заключения, после чего включаются Советом Государственной Думы в календарь рассмотрения вопросов Государственной Думой.

Предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции РФ считается одобренным Государственной Думой, если за его одобрение проголосовало не менее трех пятых от общего числа депутатов Государственной Думы. В этом случае постановление Государственной Думы с законопроектом направляются в течение пяти дней в Совет Федерации для последующего рассмотрения.

Поправки к главам 3-8 Конституции РФ принимаются в ином порядке, который предусмотрен Регламентом.

Рассмотрение проекта закона РФ о поправках к главам 3-8 Конституции РФ осуществляется Государственной Думой в трех чтениях.

Поправки к главам 3-8 Конституции РФ обсуждаются, и голосование проводится по каждой поправке в отдельности. Поправка считается одобренной, если за ее одобрение проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

После постатейного обсуждения и голосования поправок к главам 3-8 Конституции РФ Государственная Дума принимает закон РФ о поправках к главам 3-8 Конституции РФ в целом. Закон считается принятым, если он одобрен не менее чем двумя третями голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Поступивший из Государственной Думы проект одобренного ею закона РФ о поправке к Конституции РФ регистрируется в срок не более 48 часов вместе с сопровождающими его документами и направляется всем членам Совета Федерации. Проект закона также направляется в Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам; Председатель палаты или его заместитель могут передать проект и другим комитетам Совета Федерации.

Дальнейшее рассмотрение проекта закона о поправке осуществляется в палате в целом по той же процедуре, как по федеральным законам.

При отклонении проекта закона палаты могут использовать согласительные процедуры для преодоления разногласий.

После принятия Советом Федерации закона о поправке к Конституции РФ Председатель палаты не позднее пяти дней со дня принятия закона опубликовывает для всеобщего сведения уведомление. Оно должно содержать:

    • сообщение о принятии в соответствии со ст. 136 Конституции закона РФ о поправке в Конституции РФ;
    • текст самого закона с указанием дат его одобрения Думой и Советом Федерации;
    • информацию об условиях вступления в силу принятого закона и о порядке рассмотрения этого закона законодательными (представительными) органами субъектов РФ.

Председатель Совета Федерации не позднее пяти дней со дня принятия закона РФ о поправке к Конституции РФ направляет его в законодательные органы субъектов РФ для рассмотрения.

Закон РФ о поправке к Конституции РФ считается одобренным законодательным (представительным) органом субъекта РФ, если данный орган одобрил его в целом, без предложений о внесении в него изменений и дополнений, и направил соответствующее постановление в Совет Федерации в срок, установленный законом.

Способы и порядок изменения Конституции РФ

Конституция РФ различает термины «пересмотр» и «внесение поправок».

Пересмотром являются изменения положений гл.1, 2 и 9 Конституции РФ.

Внесение поправок направлено на измене­ние гл. 3-8 Конституции РФ.

Чисто внешне может показаться, что критерием различия этих терминов является формальное рас­пределение глав Конституции по разным процедурам. Но на са­мом деле Конституция проводит здесь фундаментальное различие между главами, которые в силу их характера изменяться не долж­ны или, во всяком случае, сделать это должно быть очень трудно, и главами, которые могут быть изменены сравнительно (только сравнительно!) в облегченном порядке. Положения гл. 1 и 2 уста­навливают основы конституционного строя и правовой статус личности, и естественно, что учредительная власть установила для них столь высокие гарантии. Еще в ст. 16 и 64 Конституция РФ как бы предупредила законодателей, что положения, связан­ные с основами конституционного строя и правовым статусом личности, не могут быть изменены иначе как в порядке, установ­ленном настоящей Конституцией. Глава 9 вошла в этот круг «не­прикасаемых» потому, что она как раз закрепляет эти гарантии и устанавливает порядок пересмотра и внесения поправок.

Порядок пересмотра и внесения поправок отличается наме­ренной усложненностью изменения Конституции без серьезных основа­ний. С этой целью ограничен круг субъектов права на инициати­ву, права на пересмотр лишено Федеральное Собрание, строго определены возможности Конституционого Собрания, введена ратификация поправок субъектами РФ. Все это указывает на то, что пересмотр и поправки принимаются не обычным законом и не в обычной законодательной процедуре. Тем самым учреди­тельная власть подчеркивает свое верховенство над законодатель­ной. Субъекты права на внесение предложений о поправках и пе­ресмотре положений Конституции РФ перечислены в ст. 134. Это:

    • Президент РФ;
    • Совет Федерации;
    • Государственная Дума;
    • Правительство РФ;
    • законодательные (представительные) органы субъектов РФ;
    • группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Перечень этих органов государственной власти уже тех, кото­рые, согласно ст. 104 Конституции РФ, обладают правом законо­дательной инициативы. Здесь нет высших судебных органов и индивидуального права на инициативу со стороны членов палат Федерального Собрания.

В Конституции РФ не указывается, каким образом должны приниматься решения органов государственной власти, связан­ные с внесением предложений о пересмотре или поправке к Конституции. Следовательно, такие решения принимаются в со­ответствии с регламентом каждого органа, т. е. требуют проведе­ния голосования при наличии кворума и оформляются постанов­лением.

Пересмотр положений гл. 1, 2 и 9

Установление порядка пересмотра положений гл. 1, 2 и 9 Кон­ституции начинается (ст. 135) с ясного указания на то, что поло­жения этих глав не могут быть пересмотрены Федеральным Соб­ранием. Такое выражение «недоверия» законодательному органу преследует цель не допустить положения, при котором этот ор­ган сам принял решение о пересмотре и в том же вихре страстей сам осуществил этот пересмотр. Однако Федеральное Собрание отнюдь не отстраняется от процесса пересмотра:

  1. оно обладает правом внесения предложений о пере­смотре;
  2. без его поддержкибольшинством в три пятых парламентариев обеих палат, ни одно предложение о пересмотре не может привести к созыву Конституционного Соб­рания.

Таким образом, для созыва Конституционного Собрания, ко­торое единственное имеет право пересмотра гл. 1, 2 и 9 Консти­туции РФ, требуется наличие двух условий:

  1. внесение предложения надлежащим органом;
  2. поддержка этого предложения Советом Федерации и Госу­дарственной Думой.

Понятие Конституционного Собрания, его состав, порядок избрания, порядок работы и принятия решений остались за пре­делом конституционного текста. Указано только (ч. 2 ст. 135), что об этом должен быть принят федеральный конституционный закон. Такой федеральный конституционный закон пока не принят. Однако компетенция Конституционного Собра­ния Конституцией закреплена.

Конституционное Собрание вправе принять только одно из двух решений:

  1. подтвердить неизменность Конституции РФ;
  2. разработать проект новой Конституции РФ.

Ясно, что в отношении созыва Конституционного Собраниятакая альтернатива носит сдерживающий характер. Не очень-то стимулирует к этому перспектива подтвердить неизменность Конституции, и в не меньшей степени — разработать новую Конституцию РФ. Трудность в этом деле состоит в том, что гл. 1 и 2 нынешней Конституции РФ почти стопроцентно соответст­вуют общепризнанным принципам международного права, яв­ляющегося составной частью правовой системы РФ, а также общечеловеческим представлениям о демокра­тическом правовом государстве.

Но если Конституционное Собрание все же возьмет на себя функции первоначальной учредительной власти и разработает новую Конституцию РФ, то эта Конституция может быть приня­та тоже непростым путем, а именно:

  • при наличии квалифицированного большинства в две трети от общего числа членов Конституционного Собрания;
  • вынесением проекта на всенародное голосование (референ­дум).

Однако условие для принятия новой Конституции РФ весьма жесткое. Референдум может быть признан результативным, если за новую Конституцию проголосует более половины избирате­лей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.

Таковы жесткие гарантии стабильности глав Конститу­ции РФ, имеющих наибольшее значение для установления кон­ституционного строя и защиты прав и свобод граждан.

Поправки к гл. 3-8

Иной, бо­лее облегченный порядок изменения Конституции касается фе­деративного устройства, механизма государственной власти и местного самоуправления (гл. 3-8).

Конституция РФ (ст. 136) определяет, что поправки к гл. 3-8 принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступа­ют в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ.

Приведенная формулировка ст. 136 породила неопределен­ность в понимании того, какими должны быть наименование и правовая форма документа, содержащего поправку к Конститу­ции РФ. Это послужило основанием для ходатайства о толкова­нии этой конституционной нормы, с которым Государственная Дума обратилась в Конституционный Суд РФ.

Проведенное Судом исследование вопроса привело его к убе­ждению, что предусмотренная ст. 136 процедура принятия по­правок существенно отличается от процедуры принятия как фе­дерального конституционного закона, так и федерального закона. В частности, важно учитывать, что в отличие от поправок феде­ральный конституционный закон по своей юридической природе принимается во исполнение Конституции РФ, не может изме­нять ее положений, а также не может стать ее составной частью.

Что касается федерального закона, то он не может быть фор­мой принятия конституционной поправки, так как в силу прямо­го указания Конституции РФ для внесения поправок требуется процедура более сложная по сравнению с установленной для принятия федеральных законов. Кроме того, в отношении феде­рального закона Президент РФ наделен правом его отклонения, чего не предусматривает порядок принятия федерального кон­ституционного закона, распространенный на процедуру приня­тия поправок.

На основании этих и ряда других аргументов Конституцион­ный Суд РФ в постановлении от 31 октября 1995 г. пришел к выводу о том, что положения ст. 136 Конституции РФ могут быть реализованы только в форме специального правового акта о кон­ституционной поправке, имеющего особый статус и отличающе­гося как от федерального закона, так и от федерального консти­туционного закона. Таким актом является Закон РФ о поправке к Конституции РФ.

На основе постановления Конституционного Суда РФ был принят и вступил в силу Федеральный закон «О порядке приня­тия и вступления в силу поправок к Конституции РФ». Этим Законом регулируется про­цесс принятия поправок к гл. 3-8 Конституции РФ.

Поправки к этим главам принимаются в форме закона РФ о поправке к Конституции РФ.

Предложение о поправке вносится в Государственную Думу Федерального Собрания субъектом права инициативы такого предложения, установленным ст. 134 Конституции РФ. Предло­жение должно содержать либо текст новой статьи (части или пункта статьи) Конституции, либо текст новой редакции статьи (части или пункта статьи) Конституции, либо положение об ис­ключении статьи (части или пункта статьи) из Конституции. По­ступившее в Государственную Думу предложение направляется в комитет Государственной Думы, к ведению которого отнесены вопросы конституционного законодательства, для проверки со­блюдения требований Конституции РФ и Федерального закона об условиях и о порядке внесения предложения о поправке к Конституции (соответствующее дополнение внесено в Регла­мент).

Это интересно:  Отрасли публичного права являются

Рассмотрение Государственной Думой проекта закона РФ о поправке к Конституции осуществляется в трех чтениях. Он считается одобренным, если за его одобрение проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы. Одобренный Думой проект в течение пя­ти дней со дня одобрения направляется в Совет Федерации Федерального Собрания, где он подлежит обязательному рассмотре­нию в соответствии с Регламентом. Закон считается принятым, если за его одобрение проголосовало не менее трех четвертей от общего числа членов Совета Федерации. В случае отклонения Советом Федерации закона Совет Федерации вправе внести в Го­сударственную Думу предложение о создании согласительной ко­миссии.

Председатель Совета Федерации не позднее пяти дней со дня принятия закона опубликовывает для всеобщего сведения уве­домление, включающее текст закона о поправке с указанием дат его одобрения Государственной Думой и Советом Федерации. Да­лее, не позднее пяти дней со дня принятия этот закон направля­ется в законодательные (представительные) органы субъектов РФ.

Законодательный орган субъекта РФ в порядке, устанавливае­мом данным органом самостоятельно, обязан рассмотреть закон о поправке в срок не позднее одного года со дня его принятия. Да­лее, в течение 14 дней со дня принятия постановления о законе данное постановление направляется в Совет Федерации. Совет Федерации на своем очередном заседании, следующем за днем истечения срока рассмотрения законодательными органами субъ­ектов РФ закона о поправке, устанавливает результаты этого рас­смотрения. Президент РФ, как и законодательный орган субъек­та РФ, в течение семи дней со дня принятия постановления Сове­та Федерации вправе обжаловать постановление в Верховный Суд РФ, который рассматривает такие споры в соответствии с гражданско-процессуальным законодательством РФ. В случае вступления в законную силу решения Верховного Суда, требую­щего пересмотра постановления Совета Федерации об установле­нии результатов рассмотрения закона законодательными органа­ми субъектов РФ, Совет Федерации на своем очередном заседа­нии повторно рассматривает данный вопрос.

Одобренный законодательными органами не менее чем двух третей субъектов РФ закон о поправке в течение семи дней со дня установления результатов его рассмотрения законодательны­ми органами субъектов РФ направляется Председателем Совета Федерации Президенту РФ для подписания и официальною опубликования. Президент в срок не позднее 14 дней со дня по­лучения закона подписывает его и осуществляет официальное опубликование.

Принятая поправка к Конституции подлежит внесению Пре­зидентом в текст Конституции РФ.

IV. Порядок внесения поправок в Конституцию Российской Федерации

Порядок пересмотра Конституции РФ определен статьями 134, 135 Конституции РФ, федеральными конституционными законами «О Конституционном Собрании», «О референдуме РФ». Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции могут вносить Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы. Положения глав 1,2,9 Конституции РФ не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Если предложение о пересмотре положений этих глав будет поддержано тремя пятыми от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы (под общим числом следует понимать число, установленное статьёй 95 Конституции РФ[26]), то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание.

Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции РФ, который принимается Конституционным собранием двумя третями голосов от общего числа его членов либо выносится на всенародное голосование. Решение о вынесении проекта Конституции РФ на всенародное голосование принимается большинством голосов от общего числа членов Конституционного Собрания и направляется Президенту РФ. Президент РФ направляет соответствующий запрос в Конституционный Суд РФ, последний проверяет соблюдение требований, предусмотренных Конституцией РФ, и в случае признания соблюдения таких требований Президент РФ обязан назначить референдум. Конституция Российской Федерации считается принятой, если за неё проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нём приняло участие более половины избирателей.

Предложение о поправке к Конституции Российской Федерации должно содержать либо текст новой статьи (части или пункта статьи) Конституции Российской Федерации, либо текст новой редакции статьи (части или пункта статьи) Конституции Российской Федерации, либо положение об исключении статьи (части или пункта статьи) из Конституции Российской Федерации.

Вместе с проектом закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации представляются обоснование необходимости принятия данной поправки, а также перечень законов Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, отмены, изменения, дополнения или принятия которых потребует принятие данной поправки

Поступившее предложение рассматривается соответствующим комитетом Государственной Думы. Проект закона рассматривается Государственной Думой в трёх чтениях. Проект закона считается одобренным Государственной Думой, если за его одобрение проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов. Одобренный проект закона в течение пяти дней направляется в Совет Федерации и подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации. Закон считается принятым, если за его одобрение проголосовало не менее трёх четвертей от общего числа членов Совета Федерации. Председатель Совета Федерации в течение пяти дней опубликовывает уведомление, включающее текст закона с указанием дат его одобрения палатами Федерального Собрания, и направляет закон в законодательные (представительные) органы субъектов РФ для его рассмотрения. Законодательные (представительные) органы субъектов РФ обязаны рассмотреть закон в течение года со дня его принятия. Соответствующие постановления направляются в течение четырнадцати дней в Совет Федерации. Совет Федерации ведёт учёт данных о рассмотрении закона и на очередном заседании после истечения срока рассмотрения устанавливает результаты этого рассмотрения. Президент РФ, законодательный (представительный) орган субъекта РФ в течение семи дней вправе обжаловать постановление Совета Федерации в Верховный Суд РФ, немедленно известив Президента РФ и Совет Федерации. Верховный Суд рассматривает такие дела в порядке гражданского судопроизводства. Одобренный законодательными (представительными) органами субъектов РФ закон в течение семи дней после установления итогов рассмотрения, а в случае подачи жалобы — после вступления в силу решения Верховного Суда РФ или после повторного рассмотрения направляется Председателем Совета Федерации Президенту РФ для подписания и опубликования. Президент РФ в течение четырнадцати дней подписывает закон и осуществляет его официальное опубликование с указанием дат одобрения палатами Федерального Собрания, законодательными (представительными) органами субъектов РФ, даты подписания и регистрационного номера. Закон вступает в силу со дня его официального опубликования, если иная дата не установлена самим законом. Президент РФ в течение месяца со дня вступления в силу закона вносит принятую поправку в текст Конституции РФ и осуществляет её официальное опубликования с внесёнными поправками и указанием даты их вступления в силу. Предложение о поправке к Конституции РФ, не получившей одобрение двух третей законодательных (представительных) органов субъектов РФ, может быть повторно внесено не ранее, чем через год после установления результатов рассмотрения.

Согласно статье 76 (часть 1) Конституции РФ по предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы. Федеральный закон не может быть формой принятия конституционной поправки, так как для внесения поправок требуется процедура более сложная по сравнению с установленной для принятия федеральных законов. Кроме того, в отношении федерального закона Президент РФ наделен правом его отклонения, чего не предусматривает порядок принятия федерального конституционного закона, распространенный статьей 136 Конституции на процедуру принятия поправок.

В то же время поправки к Конституции РФ не могут приниматься и в форме федерального конституционного закона, так как статья 108 (часть 1) Конституции РФ прямо указывает, что федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ. Кроме того, в отличие от поправок федеральный конституционный закон по своей юридической природе принимается во исполнение Конституции РФ и не может изменять ее положений, а также не может стать ее составной частью.

Таким образом, положения статьи 136 Конституции РФ могут быть реализованы только в форме специального правового акта о конституционной поправке, имеющего особый статус и отличающегося как от федерального закона, так и от федерального конституционного закона.

Изменения в статью 65 Конституции РФ (О составе Российской Федерации).

Порядок внесения изменений в статью 65 Конституции РФ устанавливается статьями 65, 66, 108, 137 Конституции РФ, Федеральным законом «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ». Изменения в статью 65 Конституции РФ, определяющую состав РФ, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в её составе нового субъекта, об изменении конституционно-правового статуса РФ. Такой федеральный конституционный закон должен содержать указание о включении соответствующих изменений и дополнений в статью 65 Конституции РФ. В случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта РФ подлежит включению в статью 65 Конституции РФ.

Так, федеральным конституционным законом от 14.10.2005 N 6-ФКЗ установлено, что с 1 января 2007 года образуется новый субъект Российской Федерации — Красноярский край — в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа, которые прекращают существование в качестве субъектов Российской Федерации с 1 января 2007 года.

Порядок внесения поправок в Конституцию РФ

Порядок принятия и вступления в силу поправок к главам 3-8 Конституции Российской Федерации определяется статьями 108, 134, 136 Конституции Российской Федерации, Федеральным законом «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации». Субъекты инициативы предложения о принятии поправки к Конституции РФ установлены статьёй 134 Конституции РФ. Этот перечень уже, чем перечень субъектов законодательной инициативы, в него входят Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы (Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации здесь и далее «общее число членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы» следует толковать как конституционно установленная численность палат, 178 членов Совета Федерации и 450 депутатов Государственной Думы, в данной норме одна пятая от общего числа — это соответственно 36 членов Совета Федерации 90 депутатов Государственной Думы).

Конституционные поправки принимаются Федеральным Собранием в том же порядке, который предусмотрен для принятия федеральных конституционных законов и вступают в силу после одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей (60 из 89) субъектов Российской Федерации.

Конституционные поправки принимаются в форме закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации (далее — закон о поправке). Форма нормативного правового акта о поправке к Конституции Российской Федерации было предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации. Было установлено, что поправка к Конституции Российской Федерации по своей юридической природе отличается от федерального конституционного закона и должен приниматься в форме особого правового акта. Одним законом о поправке охватываются взаимосвязанные изменения конституционного текста. Закон Российской Федерации о поправке получает наименование, отражающее суть данной поправки.

Это интересно:  Особенности правосубъектности физического лица как предпринимателя

Предложения о поправках к Конституции РФ вносятся в Государственную Думу субъектами этого права в виде проекта закона. Поступившее предложение рассматривается соответствующим комитетом Государственной Думы. Проект закона рассматривается Государственной Думой в соответствии с Регламентом Государственной Думы в трёх чтениях. Проект закона считается одобренным Государственной Думой, если за его одобрение проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов (300 депутатов).

Одобренный Государственной Думой проект закона в течение пяти дней направляется в Совет Федерации и подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации в соответствии с Регламентом Совета Федерации. Закон считается принятым, если за его одобрение проголосовало не менее трёх четвертей от общего числа членов Совета Федерации (134 члена Совета Федерации).

Председатель Совета Федерации в течение пяти дней опубликовывает уведомление, включающее текст закона с указанием дат его одобрения палатами Федерального Собрания, и направляет закон в законодательные (представительные) органы субъектов РФ для его рассмотрения.

Законодательные (представительные) органы субъектов РФ обязаны рассмотреть закон в течение года со дня его принятия. Соответствующие постановления направляются в течение четырнадцати дней в Совет Федерации. Предложение о поправке к Конституции РФ, не получившей одобрение двух третей законодательных (представительных) органов субъектов РФ, может быть повторно внесено не ранее, чем через год после установления результатов рассмотрения.

Совет Федерации ведёт учёт данных о рассмотрении закона и на очередном заседании после истечения срока рассмотрения устанавливает результаты этого рассмотрения. Президент РФ, законодательный (представительный) орган субъекта РФ в течение семи дней вправе обжаловать постановление Совета Федерации в Верховный Суд РФ, немедленно известив Президента РФ и Совет Федерации. Верховный Суд рассматривает такие дела в порядке гражданского судопроизводства. Рассмотрение таких дел в порядке гражданского, а не конституционного судопроизводства не совсем ясен, тем более, что конституционность федеральных законов и иных нормативных актов, которые имеют меньшую юридическую силу, чем Конституция Российской Федерации и конституционные поправки, по порядку их принятия, проверяется Конституционным Судом Российской Федерации в порядке конституционного судопроизводства.

Одобренный законодательными (представительными) органами субъектов РФ закон в течение семи дней после установления итогов рассмотрения, а в случае подачи жалобы — после вступления в силу решения Верховного Суда РФ или после повторного рассмотрения направляется Председателем Совета Федерации Президенту РФ для подписания и опубликования. Президент РФ в течение четырнадцати дней подписывает закон и осуществляет его официальное опубликование с указанием дат одобрения палатами Федерального Собрания, законодательными (представительными) органами субъектов РФ, даты подписания и регистрационного номера. Закон вступает в силу со дня его официального опубликования, если иная дата не установлена самим законом. Президент РФ в течение месяца со дня вступления в силу закона вносит принятую поправку в текст Конституции РФ и осуществляет её официальное опубликования с внесёнными поправками и указанием даты их вступления в силу.

Действующая Конституция Российской Федерации, в отличие от Конституции РСФСР 1978 года, не предусматривает принятие законов, в том числе конституционных поправок, на референдуме. Однако Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации» предусматривает вынесение законопроектов на референдум Российской Федерации. Решение, принятое на референдуме, не может служить правовым основанием для немедленного внесения соответствующих изменений в Конституцию Российской Федерации, но из Федерального конституционного закона следует, что если на референдуме Российской Федерации будет принято решение в пользу конституционной поправки, то Федеральное Собрание обязано принять её.

Поправки к главам 3-8 Конституции Российской Федерации принимаются Федеральным Собранием в порядке, предусмотренном статьёй 108 Конституции Российской Федерации для принятия федеральных конституционных законов, но согласно толкованию Конституции Российской Федерации конституционные поправки принимаются не в форме федеральных конституционных законов, а в особой форме — в форме законов Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации. Законы о конституционных поправках после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации подписываются Президентом Российской Федерации, обнародуются и вступают в силу. Представляется, что поправки к главам 3-8 Конституции Российской Федерации не должны противоречить главам 1, 2, 9 Конституции Российской Федерации. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. — М. Инфра-М-Норма, 2011 г., стр. 114

Статья 137 Конституции Российской Федерации предусматривает две особые, упрощённые процедуры для изменения статьи 65 Конституции Российской Федерации. Изменения в статью 65 Конституции Российской Федерации вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в её составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации. В случае изменения наименования субъекта Российской Федерации его новое наименование подлежит включению в статью 65 Конституции Российской Федерации.

Как уже отмечалось, положения глав 1, 2, 9 Конституции Российской Федерации не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием, если предложение об их пересмотре будет поддержаны тремя пятыми от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание. Пересмотр глав 1, 2, 9 в рамках действующей Конституции невозможен, их пересмотр означает пересмотр Конституции Российской Федерации.

Изменения в статью 65 Конституции Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации, отличаются по юридической природе от поправок к Конституции Российской Федерации, такие изменения вносятся в упрощённом порядке. Порядок внесения изменений в статью 65 Конституции Российской Федерации устанавливается статьями 65, 66, 108, 137 Конституции Российской Федерации, Федеральным законом «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации». Часть 2 статьи 65 Конституции Российской Федерации определяет, что принятие в Российскую Федерацию и образование в её составе нового субъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом. Статус субъекта Российской Федерации определяется Конституцией Российской Федерации и конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации, он может быть изменён по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом.

При этом статус субъекта Российской Федерации может быть изменён только в пределах перечня видов субъектов Российской Федерации, закреплённого статьёй 5 Конституции Российской Федерации (республики, края, области, города федерального значения, автономные области, автономные округа). Выход или исключение субъекта из состава Российской Федерации противоречил бы конституционному принципу целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации. Изменения в статью 65 Конституции РФ, определяющую состав РФ, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в её составе нового субъекта, об изменении конституционно-правового статуса РФ. Такой федеральный конституционный закон должен содержать указание о включении соответствующих изменений и дополнений в статью 65 Конституции РФ.

При этом часть 2 статьи 65, часть 5 статьи 66 и часть 1 статьи 137 во взаимосвязи содержат простор для толкования. На взгляд автора, часть 2 статьи 65 и часть 5 статьи 66 содержат упоминания о федеральном конституционном законе, определяющем общие принципы и общий порядок принятия в Российскую Федерацию, образования в её составе нового субъекта, изменения статуса субъекта Российской Федерации.

В части 1 статьи 137 идёт речь о федеральных конституционных законах, которые должны быть приняты в каждом конкретном случае принятия в Российскую Федерацию, образования в её составе нового субъекта, об изменении конституционно-правового статуса Российской Федерации, эти федеральные конституционные законы выражают волю или согласие Российской Федерации на принятие в её состав и на образование в её составе нового субъекта, на изменение конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации и являются основанием для внесения соответствующих изменений в статью 65 Конституции Российской Федерации. При этом часть 2 статьи 65 и часть 1 статьи 137, на взгляд автора, содержат небольшое противоречие: в статье 65 говорится о принятии в Российскую Федерацию и образование в её составе нового субъекта во множественном числе, как о двух различных юридических процедурах; в статье 137 принятие в Российскую Федерацию и образование в её составе нового субъекта отождествляются, что может толковаться как невозможность образования нового субъекта Российской Федерации в действующих границах Российской Федерации. В любом случае границы субъекта Российской Федерации не могут быть изменены без его согласия. Для выхода автономного округа из состава края, области изменения статьи 65 Конституции Российской Федерации не требуется.

Согласно части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации в случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта РФ подлежит включению в статью 65 Конституции РФ. Конституционный Суд, рассматривая дело о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации, исходил из того, что изменение наименования субъектов Российской Федерации находится в ведении субъектов Российской Федерации. Согласно Постановлению Конституционного Суда по данному делу, включение нового наименования субъекта Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации осуществляется указом Президента Российской Федерации на основании решения субъекта Российской Федерации, принятого в установленном им порядке (при условии, что переименование субъекта Российской Федерации не затрагивает основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, интересы Российской Федерации, других её субъектов, других государств, и не предполагает изменение состава Российской Федерации или конституционно-правового статуса ее субъекта). Топорин Б.Н., Конституция РФ. Научно-практический комментарий. — М Юристъ, переизд. 2012 г. стр. 217

В 1996 году были изданы два таких указа: Указ Президента РФ от 9 января 1996 года (в статью 65 включены наименования — Республика Ингушетия и Республика Северная Осетия — Алания) и от 10 февраля 1996 года (новое наименование субъекта Российской Федерации — Республика Калмыкия). Однако статьёй 8 Федерального закона «О наименованиях географических объектов» установлено, что изменение наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа осуществляется федеральным законом по представлению самого субъекта РФ. При этом упомянутый Федеральный закон (в отличие от Федерального закона «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации»), не предусматривает обязательности упоминания о включении нового наименования субъекта Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации. Конституционный Суд при рассмотрении дела не исходил из того, что наименования субъектов Российской Федерации являются наименованиями географических объектов, и отнёс их к ведению субъектов Российской Федерации. Федеральное Собрание, наоборот, исходя из того, что наименования субъектов Российской Федерации являются наименованиями географических объектов, отнесло их к ведению Российской Федерации, чем, на взгляд автора, обошло толкование Конституции, данное Конституционным Судом. Если гипотетически предположить, что Конституционным Судом будет рассмотрено дело о конституционности Федерального закона О наименованиях географических объектов», то он может либо, сохраняя свою правовую позицию, статью 8 Федерального закона неконституционной, либо изменить свою правовую позицию, выраженную в Постановлении по делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции, причём такое решение в соответствии со статьёй 73 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» может быть принято только на пленарном заседании.

Статья написана по материалам сайтов: jurkom74.ru, lektsii.org, studwood.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector